Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Купить НП 030-19 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля ядерных материалов в любых химических соединениях, физических формах и агрегатных состояниях, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию, экспорту, импорту и перемещению через Государственную границу Российской Федерации ядерных материалов.

 Скачать PDF

Зарегистрированы Минюстом России 10.04.2020 г., регистрационный № 58042

Оглавление

I Назначение и область применения

II Общие положения

III Общие требования к учету и контролю ядерных материалов в организации

IV Требования к организации зон баланса материалов

V Меры контроля доступа к ядерным материалам

VI Измерения ядерных материалов для осуществления их учета и контроля

VII Требования к передаче ядерных материалов

VIII Физическая инвентаризация ядерных материалов

IХ Действия персонала при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле ядерных материалов

Х Учетные и отчетные документы

ХI Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ

ХII Требования к поддержанию квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов

Приложение 1. Список сокращений

Приложение 2. Термины и определения

Приложение 3. Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат учету и контролю

Приложение 4. Ядерные материалы категории 1

Приложение 5. Ядерные материалы категории 2

Приложение 6. Ядерные материалы категории 3

Приложение 7. Ядерные материалы категории 4

Приложение 8. Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчетаколичества УЕ, подлежащих подтвержiщющим измерениям, при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе

 
Дата введения21.04.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

18.11.2019УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору438
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)№ 0001202004100033 от 10.04.2020
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

(РОСТЕХНАДЗОР)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА- . . f F рство ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

ПРИКАЗ

Москва

/егистрационный Л

от "/£Г амим 2Q& г. к,    <fsA 1 2

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому

и атомному надзору от « $> Wj.fydL. 20^г. № ygg

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-19)

I. Назначение и область применения

1.    Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-19) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 2012, № 51, ст. 7203), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2188; 2011, № 7, ст. 979).

2.    Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее - учет и контроль) ядерных материалов в любых химических соединениях, физических формах и агрегатных состояниях, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы2, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию, экспорту, импорту 3

Руководитель



А.В. Алёшин


и физические (например, порошок, раствор) формы ЯМ, находящихся в ЗБМ, места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (например, хранилище, установка, рабочие места), КТИ;

перечень персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ в ЗБМ;

процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО;

перечень СКД, применяемых в ЗБМ;

перечень объектов применения СКД;

процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в ЗБМ;

процедуры перевода ЯМ в РВ и РАО;

формы учетных и отчетных документов (или ссылка на эти формы в Положении), порядок ведения учетных и отчетных документов;

формы всех документов, в том числе журналов, требований-накладных, нарядов, расписок (или ссылки на эти формы в Положении), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ (по каждому документу указываются должностные лица, имеющие право подписи).

Инструкция должна устанавливать особенности учета и контроля ЯМ в конкретной ЗБМ и пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

30. Требования и процедуры учета и контроля ЯМ, установленные в документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами.

IV. Требования к организации зон баланса материалов

31.    ЗБМ предназначены для: осуществления учета и контроля ЯМ; определения количества ЯМ;

обеспечения проведения физических инвентаризаций ЯМ и подведения баланса ЯМ;

определения мест образования потерь, излишков и недостачи ЯМ в течение МБП.

32.    ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований:

масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна

определяться на основе измеренных параметров (характеристик) продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик, действующих в организации), а также результатов полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ, по данным приемо-сдаточной документации, паспортным данным ЯМ;

должно быть обеспечено прекращение технологических операций при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых УЕ, за исключением действующих    участков производств, использующих

непрерывную технологию;

должны быть предусмотрены организационные и/или технические меры, предотвращающие возможность перемещения ЯМ за пределы ЗБМ, минуя КТИ;

должна быть обеспечена возможность проведения физических инвентаризаций ЯМ с установленной пунктом 73 настоящих Правил периодичностью.

33.    ЗБМ создаются, изменяются и ликвидируются по решению руководителя организации. Датой создания, ликвидации или внесения изменений в границы ЗБМ, в категорию ЯМ в ЗБМ считается дата регистрации данных действий в Госкорпорации «Росатом».

34.    Информация о создании, ликвидации ЗБМ или об изменениях в границах ЗБМ, категории ЯМ в ЗБМ организации должна быть направлена организацией в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в течение 30 календарных дней после регистрации этих изменений в Госкорпорации «Росатом».

35.    В отдельные ЗБМ выделяются:

реакторные установки с бассейнами выдержки облученных ТВС; пункты хранения ЯМ в виде стационарных объектов и сооружений, являющихся структурными подразделениями организации;

разделительные и радиохимические производства, использующие непрерывную технологию переработки ЯМ;

хранилища свежего и (или) отработавшего ядерного топлива в виде

стационарных объектов и сооружений.

На судне с ядерным реактором, в том числе плавучем атомном энергоблоке, судне атомно-технологического обслуживания, должна быть организована одна ЗБМ для всех ЯМ.

36.    Организация должна формировать из ЗБМ зоны отчетности, состоящие из одной или нескольких ЗБМ, и регистрировать их в Госкорпорации «Росатом».

37.    В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ.

38.    Выбор КТИ в ЗБМ должен обеспечивать контроль передачи ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически наличного количества в ЗБМ.

39.    Описание границ ЗБМ не должно допускать одновременного нахождения одних и тех же УЕ, ЯМ более чем в одной ЗБМ.

40.    Не допускается одновременное нахождение в одной ЗБМ ЯМ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ, и ЯМ оборонного назначения (далее - ЯМ ОН), за исключением случаев технологической невозможности обеспечения такого разделения при наличии обоснования, утвержденного руководителем организации.

Для ЗБМ, в которых одновременно могут находиться ЯМ и ЯМ ОН, учет и контроль ЯМ и ЯМ ОН осуществляются раздельно. При этом для проведения физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должен выбираться наименьший МБП.

41.    В организации должен быть разработан документ «Структура и описание зон баланса материалов», который утверждается руководителем организации. Допускается включать содержание указанного документа в раздел «Структура и описание зон баланса материалов» Положения.

Документ «Структура и описание зон баланса материалов» должен содержать в отношении каждой ЗБМ:

схему и описание границ;

описание ЯМ, их категории и формы (УЕ или балк-форма), химические (например, гексафторид, двуокись) и физические (например, порошок, раствор) формы ЯМ, находящихся в ЗБМ;

периодичность проведения физических инвентаризаций ЯМ;

перечень КТИ;

описание мест размещения ЯМ;

схемы или описания перемещений ЯМ внутри ЗБМ и из ЗБМ с указанием

КТИ;

места образования возможных потерь ЯМ;

перечень применяемых СКД.

Допускается разрабатывать данный документ отдельно для каждой ЗБМ.

V. Меры контроля доступа к ядерным материалам

42.    Учет и контроль ЯМ должны обеспечиваться проведением организационно-технических мероприятий с целью контроля доступа к ЯМ. К таким мероприятиям относятся:

ограничение перечня лиц, допущенных к работам с ЯМ;

обеспечение контроля доступа персонала к ЯМ;

ограничение доступа к местам хранения ЯМ, к оборудованию, обеспечивающему транспортно-технологические операции с ЯМ;

применение СКД.

43.    Учет и контроль ЯМ должны обеспечиваться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещениях с ЯМ.

44.    Основными целями применения СКД в системе учета и контроля ЯМ являются:

обеспечение непрерывного контроля доступа к ЯМ и обнаружения несанкционированного доступа к ЯМ;

обеспечение достоверности сведений о наличии и характеристиках ЯМ;

выявление нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ.

45.    В организации используются системы наблюдения и пломбировочные

устройства одноразового действия,    обеспечивающие защиту объекта

от несанкционированного доступа    путем индикации вмешательства

(далее - пломбы)4.

Системы наблюдения включают в себя:

автоматизированные технические системы, устройства, которые позволяют обеспечить идентификацию доступа к ЯМ (в том числе мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения с ЯМ, датчики контроля вскрытия дверей, люков в помещениях с ЯМ);

технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

46.    При учете и контроле ЯМ должны применяться пломбы, соответствующие требованиям действующих национальных стандартов.

47.    Для контроля доступа к ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при передаче ЯМ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены ЯМ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, а также при передаче ЯМ между организациями должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками.

48.    Пломбы должны устанавливаться на УЕ, контейнеры, сейфы и другое оборудование, где имеются ЯМ, а также в местах доступа к этому оборудованию (двери, окна, люки и другие устройства, через которые возможен доступ к оборудованию).

Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.

49.    В промежутках между физическими инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95 % пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально.

50.    В случае применения в качестве СКД систем наблюдения порядок их применения в целях контроля доступа к ЯМ, а также порядок документальной регистрации и сроки хранения результатов контроля доступа к ЯМ с помощью

систем наблюдения в целях учета и контроля ЯМ должны быть установлены документами организации. Срок хранения результатов контроля доступа к ЯМ должен устанавливаться исходя из категории ЯМ в каждой ЗБМ, но должен быть не менее одного МБП.

51.    Обращение с пломбами в организации должно осуществляться в соответствии с установленной организацией программой применения пломб и соответствовать действующим национальным стандартам. Программа применения пломб должна утверждаться руководителем организации и может разрабатываться в виде отдельного документа или раздела Положения. Программа применения пломб должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

В программе применения пломб необходимо установить: перечень и описание объектов пломбирования в организации; перечень типов пломб, используемых в организации;

порядок заказа пломб, их получения, входного контроля, выдачи пломб в структурные подразделения организации; порядок хранения и утилизации пломб;

порядок применения пломб (порядок установки, контроля, снятия); порядок документальной регистрации установки и снятия пломб; порядок действий при нарушениях применения пломб; порядок контроля применения пломб в организации.

52.    В организации и в ЗБМ должна обеспечиваться документальная регистрация учета, установки и снятия пломб.

53.    В ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 доступ в помещения с ЯМ, а также любые работы в хранилищах ЯМ должны выполняться не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ.

VI. Измерения ядерных материалов для осуществления их учета и контроля

54.    Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных соединений, смесей, сплавов

и изделий, УЕ, а также ЯМ в виде простых веществ, регистрации результатов измерений в качестве учетных данных.

При невозможности проведения учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ учет ЯМ осуществляется с использованием:

расчетных методик (методов), основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных исследований;

учетных данных, указанных в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, при условии отсутствия несанкционированного доступа к ЯМ, что должно быть подтверждено организацией-получателем проверкой состояния примененных СКД, целостности УЕ, а также проведенными подтверждающими измерениями.

55.    Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений ЯМ. В программе измерений ЯМ должны быть определены:

перечень КТИ; перечень МИ;

перечень стандартных образцов и/или аттестованных объектов; перечень средств измерений с указанием наименования и типа; перечень процедур пробоотбора;

погрешности измерений параметров (характеристик) ЯМ для оценки достоверности результатов измерений и принятия решений о соответствии параметров (характеристик) ЯМ требованиям, установленным в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации.

В программе измерений ЯМ должны быть указаны порядок и срок документальной регистрации результатов измерений параметров (характеристик) ЯМ. Программа измерений ЯМ должна утверждаться руководителем организации. Программа измерений ЯМ должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Допускается разработка одной программы измерений ЯМ, содержащей необходимые данные для нескольких или всех ЗБМ организации.

56.    Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным

методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа (при наличии действующих свидетельств о поверке данных средств измерений). Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации5.

Подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений6.

57.    Расчетные методики (методы), используемые для расчета количества ЯМ, должны быть оформлены в виде отдельных инструкций, утверждены в установленном в организации порядке и содержать алгоритмы оценки погрешности (неопределенности) рассчитываемых параметров ЯМ7.

58.    Документальное оформление (представление) результатов измерений должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и действующих национальных стандартов в области обеспечения единства измерений8.

59.    Для обеспечения качества измерений в организации должна быть разработана и утверждена программа контроля качества измерений, содержащая описание процедур контроля качества измерений (например, организация и порядок поверки (калибровки) средств измерений, проведения внутреннего контроля качества результатов измерений). Допускается включать программу контроля качества измерений в качестве раздела в программу измерений ЯМ. Программа контроля качества измерений должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

VII. Требования к передаче ядерных материалов

60.    Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться оформлением:

предварительных уведомлений организации-получателя о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортирования (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных руководителем организации-отправителя и руководителем организации-получателя;

предварительных уведомлений структурного подразделения Ростехнадзора, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о планируемой отправке груза с указанием способа транспортирования (вида транспорта);

приемо-сдаточных документов.

Отправка предварительных уведомлений должна быть произведена не менее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты отправки ЯМ.

61.    Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на основании приемо-сдаточных документов, оформленных в установленном в организации порядке.

При передаче проб продуктов внутри организации в учетных документах допускается указывать только массу или объем продукта в пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе регистрируются в учетных документах после проведения анализа пробы.

Результаты анализа пробы должны оформляться документально с указанием параметров (характеристик) продукта, массы ЯМ. Документ с результатами анализа пробы должен составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых подлежит возврату в ЗБМ, проба продуктов которой подлежала анализу, а другой остается в ЗБМ, проводившей анализ пробы.

Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально с указанием наименований продуктов, передаваемых ЯМ и/или количеств УЕ, содержащих эти ЯМ.

При получении ЯМ МОЛ должно провести:

проверку целостности и количества УЕ и пломб, примененных к УЕ;

сверку атрибутивных признаков УЕ и пломб с данными приемо-сдаточных документов, паспортов на ЯМ.

В случае выявления нарушения и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ при передаче ЯМ между ЗБМ данный факт должен быть оформлен документально в соответствии с установленным в организации порядком.

62.    Передача ЯМ (например, передача ЯМ от МОЛ другим лицам, между исполнителями работ с ЯМ, между технологическими сменами) должна оформляться документально и обеспечивать непрерывность контроля доступа к ЯМ.

63.    В приемо-сдаточных документах должны быть указаны необходимые для заполнения учетных документов данные (например, типы и атрибутивные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ). В паспортах УЕ и/или требованиях-накладных на партию материала должны быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность измерений массы брутто УЕ.

64.    При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя в течение трех рабочих дней от даты получения (для УЕ с отработавшим ядерным топливом -в течение 20 рабочих дней) должны быть выполнены следующие процедуры входного контроля:

внешний осмотр и проверка количества и целостности УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия атрибутивных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в приемо-сдаточных документах;

подтверждающие измерения в соответствии с программой измерений.

Результаты входного контроля оформляются документально.

65.    Вид и объем подтверждающих измерений УЕ, в том числе при передачах между ЗБМ, должны определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из:

и перемещению через Государственную границу Российской Федерации ядерных материалов.

3.    Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам, термины и определения -в приложении № 2 к настоящим Правилам.

4.    Учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ подлежат:

элементы: плутоний, уран, торий;

нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252;

специальные неядерные материалы:

дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50 % (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению, разложению, детритизации и депротизации тяжелой воды;

тритий во всех соединениях, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1/1000;

литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность.

5.    Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:

урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте - оксиде или соли урана, тория);

ЯМ, содержащихся в изделиях не в виде закрытых радионуклидных источников, имеющих паспорт (сертификат, свидетельство) изготовителя, удостоверяющий о том, что такое изделие является стандартным образцом и предназначено для обеспечения единства измерений, если по паспортным

категории, формы ЯМ или продукта;

количества ЯМ или продукта;

типа тары и пломб;

средств, методик (методов) измерений;

погрешностей измерений.

66.    Если при выполнении процедур, установленных пунктами 64, 65 настоящих Правил, организацией-получателем не обнаружено аномалий и/или нарушений в учете и контроле ЯМ, то постановка на учет УЕ должна быть произведена по данным приемо-сдаточных документов.

Приемка и постановка на учет ЯМ в УЕ организацией-получателем должны быть произведены не позднее 10 рабочих дней после получения ЯМ, паспортов (формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя.

67.    Снятие ЯМ с учета производится организацией-отправителем после

получения от организации-получателя    оформленных    приемо-сдаточных

документов на ЯМ.

68.    Расхождения данных организации-отправителя и организации-

получателя о массе УЕ и/или ЯМ при их передаче должны определяться как разница между значениями масс, указанных организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений организацией-получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных организации-отправителя и организации-получателя находится    в интервале,    соответствующем

доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов с учетом погрешностей измерений организации-отправителя и организации-получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет организацией-получателем по данным организации-отправителя.

69.    При обнаружении статистически значимого расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя, а также несоответствия

данным суммарная масса каждого ЯМ или их совокупности во всех таких изделиях, находящихся в организации, осуществляющей обращение с ЯМ меньше минимального количества, указанного в приложении № 3 к настоящим Правилам (далее - минимальное количество);

ЯМ, содержащихся в закрытых радионуклидных источниках, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном закрытом радионуклидном источнике меньше минимального количества;

обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им изделиях, применяемых для радиационной защиты;

урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения);

ЯМ, содержащихся в радиоактивных отходах и находящихся в хранилищах радиоактивных отходов, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без организационно-технических мероприятий.

6. Все ЯМ, находящиеся в обращении в организации (за исключением указанных в пункте 4 настоящих Правил), получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля ЯМ, если масса хотя бы одного ЯМ или совокупности ЯМ, находящихся в организации, равна минимальному количеству или превышает его.

Если значения масс вышеупомянутых ЯМ менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО при условии, что они подлежат учету и контролю в этой системе в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими требования к учету и контролю РВ и РАО.

7.    Требования настоящих Правил не распространяются на ЯМ, используемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения.

II. Общие положения

8.    Учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ЯМ и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения.

9.    Задачами учета и контроля ЯМ являются:

обеспечение контроля за обращением ЯМ;

обеспечение сохранности, выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ, потерь, несанкционированного использования и хищения ЯМ;

предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ЯМ, включая их перемещение через Государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза;

определение наличного количества ЯМ в местах их нахождения;

обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ЯМ.

10.    Органы государственного управления использованием атомной энергии самостоятельно определяют периодичность, объем и вид проверок состояния учета и контроля ЯМ в подведомственных организациях.

11.    Основными принципами осуществления учета и контроля ЯМ являются:

непрерывность учета и контроля ЯМ;

периодичность проведения физических инвентаризаций ЯМ;

определение наличного количества ЯМ и проверка его соответствия учетным данным;

документальное оформление операций с ЯМ;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ с учетом их категории.

12.    Учет и контроль ЯМ должны осуществляться:

в ЗБМ организации;

в организациях, эксплуатирующих организациях и их филиалах, осуществляющих обращение с ЯМ (далее - организации);

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее - Госкорпорация «Росатом») на федеральном уровне.

13.    Учет и контроль ЯМ в организации должны осуществляться на всех стадиях обращения с ЯМ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, документацией, разрабатываемой и утверждаемой этой организацией.

14.    В случае использования в целях учета и контроля ЯМ информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации) внесение исправлений в учетные данные должно обеспечивать сохранение исходных учетных данных до внесения исправлений, а также сведений о дате и лицах, внесших такие исправления.

15.    ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям, обеспечивающим дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями № 4 - 7 к настоящим Правилам9.

16.    В случае, если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной

массы ЯМ во всех продуктах и указанных в приложениях № 4 - 7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ, которые попадают в категорию с меньшим номером.

17.    ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации. На учет в ЗБМ также должны быть поставлены обнаруженные неучтенные ЯМ (после выполнения требований главы IX настоящих Правил) и ЯМ, переданные после изъятия из незаконного оборота. Постановка ЯМ на учет и снятие ЯМ с учета в ЗБМ производится в соответствии с настоящими Правилами.

18.    Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки их в реактор и до момента выгрузки.

19.    ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставятся на учет, а ЯМ, выгоревшие в реакторе, снимаются с учета после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора.

Массы ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах и выгоревших в реакторе, определяются уполномоченными специалистами организации с помощью расчетных методик (методов) и/или программ для электронно-вычислительных машин, прошедших экспертизу10.

20.    ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных ТВС ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ в соответствии с настоящими Правилами.

21.    Потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений

или экспериментальных исследований с учетом требований главы VI настоящих Правил.

22.    Снятию с учета в ЗБМ подлежат ЯМ:

использованные для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения;

использованные для изготовления изделий с РВ и соответствующие критериям, установленным в пункте 4 настоящих Правил - после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего характеристики изделия с РВ, и передачи такого изделия из ЗБМ;

в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им изделий, предназначенных для радиационной защиты, или содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране после их изготовления, оформления паспорта на УЕ в ЗБМ и передачи из ЗБМ;

содержащиеся в РАО, соответствующих критериям, установленным в пункте 4 настоящих Правил, при передаче этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО и постановки этих РАО на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию;

по результатам расследования аномалии, подтвердившего уменьшение ЯМ (после выполнения требований главы IX настоящих Правил);

содержащиеся в выбросах и сбросах;

содержащиеся в потерях, вызванных радиоактивным распадом;

выгоревшие в реакторе.

23.    В каждой ЗБМ документально зарегистрированное количество ЯМ должно определяться в течение МБП на основании данных СФНК предыдущей

инвентаризации, измерений поступивших и отправленных продуктов и/или с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов. Документально зарегистрированное количество ЯМ должно контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее - учетные документы), а также отчетных документов.

24.    Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех операций с ЯМ на основе результатов измерений и/или расчетов параметров (характеристик) продуктов и/или проверки атрибутивных признаков УЕ.

III. Общие требования к учету и контролю ядерных материалов в организации

25.    Распорядительным документом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) должна быть создана служба или назначено структурное подразделение учета и контроля ЯМ (далее - служба) и утвержден состав такой службы.

26.    Руководителем организации должны быть назначены следующие лица: ответственные (ответственный) за организацию учета и контроля ЯМ

в организации;

ответственный за обеспечение учета и контроля ЯМ в организации; ответственный за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля; ответственный за организацию работ по применению пломб в организации.

27.    Для каждой ЗБМ руководителем организации должны быть назначены

лица:

ответственные за организацию учета и контроля ЯМ в данной ЗБМ; ответственные за осуществление учета и контроля ЯМ в данной ЗБМ; материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ, с которыми необходимо заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности;

ответственные за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ.

Совмещение одним МОЛ функций материальной ответственности за ЯМ в разных ЗБМ не допускается, за исключением случаев, когда между ЗБМ не осуществляются передачи ЯМ.

28.    В организации должно быть разработано положение по учету и контролю ЯМ (далее - Положение), которое утверждается руководителем организации. В Положении должны быть определены:

организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, состав службы; схемы, границы и описание ЗБМ, описание зон отчетности организации; применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ;

применяемые в организации в целях учета и контроля ЯМ меры контроля доступа и СКД;

перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов; порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ; порядок административного контроля состояния системы учета и контроля

ЯМ;

порядок расследования аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ; порядок подготовки и допуска персонала к работе по учету и контролю ЯМ; порядок проведения физических инвентаризаций ЯМ; порядок оперативно-технического учета ЯМ;

меры учета и контроля ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций.

При наличии в организации отдельных документов, регламентирующих вопросы, указанные в настоящем пункте, в Положении допускается привести ссылки на соответствующие документы.

Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

29.    Для каждой ЗБМ в организации должна быть разработана инструкция по учету и контролю ЯМ (далее - Инструкция), которая утверждается руководителем организации. В Инструкции должны быть определены:

структура ЗБМ, в том числе границы ЗБМ, категории и виды ЯМ в ЗБМ, их формы (УЕ или балк-форма), химические (например, гексафторид, двуокись)

1

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования

атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-19)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 2011, № 49, ст. 7025), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2010, № 38, ст. 4835), приказываю:

2

   Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (НП-030-19).

2.    Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N° 255 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля ядерных материалов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2012 г., регистрационный № 25210).

3

Статья 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. Nt 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

4

Пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1044 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 43, ст. 5878).

5

   Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. X® 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2014, № 30 (часть I), ст. 4255).

6

   Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

7

   Раздел 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 8.703-2010 «Государственная система обеспечения единства измерений. Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2010 г. № 256-ст, Стандартинформ, 2011).

8

* Раздел 7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 8.703-2010 «Государственная система обеспечения единства измерений. Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения».

9

Подпункт «б» пункта 9 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правктельства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352.

10

Часть 13 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».