Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить НД 2-080101-017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенций МОТ 92 и № 133 регламентирует объем освидетельствований судна в постройке и в эксплуатации с целью подтверждения соответствия судна следующим конвенциям и рекомендациям Международной организации труда (МОТ) и выдачи соответствующих свидетельств: Конвенции МОТ о помещениях для экипажа на борту судов (пересмотренной в 1949 г.) (№ 92); Конвенции МОТ о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) (№ 133); Рекомендации МОТ о кондиционировании воздуха в помещениях для экипажа и некоторых других помещениях на борту судов (№ 140); Рекомендации МОТ о борьбе с вредными шумами в помещениях для экипажа и на рабочих местах на борту судов (№ 141).

 Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Общие положения

     1 Область распространения

     2 Определения и пояснения

     3 Виды освидетельствований

     4 Проведение освидетельствований

     5 Документы

Часть II. Проведение освидетельствований судов на соответствие требованиям конвенций МОТ

     1 Освидетельствование судов на соответствие требованиям Конвенции МОТ- 92

     2 Освидетельствование судов на соответствие требованиям Конвенции МОТ- 133

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 15.12.09

РУКОВОДСТВО

ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ СУДОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КОНВЕНИДЙ МОТ № 92 И № 133.

НД No 2-080101-017

Санкт-Петербург

2010

Руководство по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенций МОТ № 92 и № 133 утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу с момента опубликования.

Текст Руководства разработан на основе Конвенций МОТ № 92 и № 133 о помещениях для экипажа на борту судов и Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации издания 2010 года.

В Руководстве учтены Рекомендации о кондиционировании воздуха в помещениях для экипажа и некоторых других помещениях на борту судов (№140) и о борьбе с вредными шумами в помещениях для экипажа и на рабочих местах на борту судов (№141) Конвенции МОТ.

ISBN 978-5-89331-095-5

Руководство предназначено для инспекторского состава, судовладельцев и морских администраций.

© Российский морской регистр судоходства, 2010

ЧАСТЬ II. ПРОВЕДЕНИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ СУДОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КОНВЕНЦИЙ МОТ

1 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КОНВЕНЦИИ МОТ-92

1.1    Общие положения

Конвенция МОТ-92 разработана Международной организацией труда 18 июня 1949 года, ратифицирована по состоянию на дату введения в действие настоящего Руководства 47-ю государствами и вступила в силу 29 января 1953 года.

Статус Конвенции МОТ-92 приведен в Приложении к настоящему разделу и, при необходимости, может быть уточнен на текущий момент на официальном сайте МОТ http://www.ilo.org.

При разработке настоящего раздела учтены также применимые положения Рекомендации МОТ о кондиционировании воздуха в помещениях для экипажа и некоторых других помещениях на борту судов (далее Рекомендация-140) и Рекомендации МОТ о борьбе с вредными шумами в помещениях для экипажа и на рабочих местах на борту судов (далее Рекомендация-141).

1.1.1    Применение требований Конвенции МОТ-92.

1.1.1.1    Настоящий раздел регламентирует объем первоначального освидетельствования судов в ходе постройки и после установки оборудования и устройств, а также при проведении периодических освидетельствований в процессе эксплуатации с целью подтверждения соответствия судов требованиям Конвенции МОТ-92 и, если применимо, Рекомендации-140 и Рекомендации-141.

1.1.1.2    При освидетельствовании судов под флагами государств, которые ратифицировали кроме Конвенции МОТ-92 также Конвенцию МОТ-133 или только Конвенцию МОТ-133, следует руководствоваться положениями 2.1.1 настоящей части.

1.1.1.3    Требования Конвенции МОТ-92 применяются ко всем морским самоходным судам, находящимся в государственной или частной собственности, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях и зарегистрированным под флагами государств, на которые распространяются требования Конвенции, киль которых заложен после ратификации данной конвенции государством под чьим флагом строилось судно.

11

1.1.1.4    Требования Конвенции МОТ-92 не применяются:

.1 к судам валовой вместимостью менее 500, однако, когда это целесообразно и возможно, Конвенция может применяться к судам валовой вместимостью от 200 до 500;

.2 к парусным судам, передвигающимся главным образом с помощью парусов, но имеющим вспомогательные двигатели;

.3 к судам, занятым рыболовным, китобойным или другим подобным промыслом, однако, когда это целесообразно и возможно, Конвенция может применяться к помещениям для лиц, занимающихся обычным морским делом (ремонтные работы, обработка улова, исследования и т.п.) на указанных судах;

.4 к буксирам.

1.1.1.5    Применение любых требований Конвенции, относящихся к помещениям для экипажа, могут быть изменены, если Регистр после консультаций с судовладельцем, а также профсоюзом моряков убедится, что предполагаемые изменения создают условия, которые являются не менее благоприятными, чем те, которые явились бы результатом полного применения положений Конвенции.

Информация о таких изменениях должна быть представлена Регистром в Администрацию государства флага судна для последующей передачи ее генеральному директору Международного бюро труда.

1.1.1.6    В отношении судов, постройка которых полностью завершена ко дню вступления в силу Конвенции МОТ-92 на территории регистрации, которые не соответствуют изложенным в Конвенции нормам, Регистр после консультаций с судовладельцем, а также профсоюзом моряков, может потребовать изменений с целью приведения этих судов в соответствие с теми требованиями Конвенции, которые они сочтут целесообразными и практически осуществимыми, учитывая, в частности, технические, экономические и другие проблемы, возникающие при применении статей Конвенции. Такие изменения осуществляются во время перерегистрации судна или при проведении значительных структурных изменений или капитального ремонта судов.

1.2 Первоначальное освидетельствование (см. 3.1 части I «Общие положения»)

1.2.1    Рассмотрение и одобрение технической документации.

1.2.1.1    Для любого грузового судна проверка схем и чертежей должна включать:

,1 рассмотрение общего чертежа судна с указанием размещения и общего устройства помещений для экипажа (МОТ-92, ст. 4.1);

.2 рассмотрение подробных чертежей и сведений относительно помещений для экипажа с необходимыми подробностями (МОТ-92, ст. 4.2): общего расположения помещений для экипажа с указанием их назначения;

спальных помещений экипажа и столовых с указанием размеров общей площади и высоты подволока с учетом зашивки изоляцией; размещения мебели и оборудования в каютах для экипажа; расположения и характеристик средств вентиляции, отопления и, если применимо, кондиционирования воздуха; освещения;

санитарно-гигиенических помещений; оборудования помещений столовых; оборудования помещений для отдыха; оборудования медицинского пункта (если применимо); оборудования помещений бытового назначения (прачечная, сушилка, помещения для переодевания);

.3 рассмотрение документов на материалы, применяемые для отделки и изоляции помещений для экипажа (МОТ-92, ст. 6.2 — 6.12);

.4 рассмотрение схем (МОТ-92, ст.6, 7, 8, 9 и 13): трубопроводов пресной холодной/горячей воды; трубопроводов забортной воды; трубопроводов питьевой воды; системы отопления;

систем вентиляции и, если применимо, кондиционирования воздуха; электрических систем.

1.2Л 2 При положительных результатах рассмотрения указанная в

1.2.1.1 техническая документация подлежит одобрению в соответствии с положениями части I «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

1.2.2 Освидетельствование в процессе постройки и испытаний.

1.2.2.1    При освидетельствовании любого грузового судна необходимо выполнить следующее:

1.2.2.1.1    Размещение и конструкция помещений для экипажа:

.1 убедиться, что размещение и конструкция помещений для экипажа, средств доступа к ним и их расположение по отношению к другим помещениям обеспечивают достаточную безопасность, защиту от непогоды и от проникновения морской воды, а также изоляцию от жары или холода, от излишнего шума или испарений из других мест (МОТ-92, ст. 6.1);

13

.2 проверить, что каюты располагаются в средней или кормовой части судна выше грузовой ватерлинии (МОТ-92, ст. 10.1). В отношении размещения кают на пассажирских судах см. 1.2.2.2.1 настоящего раздела;

.3 убедиться, что, если имеются каюты, расположенные в носовой части судна, то это разрешено компетентным органом и рассматривается как исключительный случай. При этом, каюты ни в коем случае не могут быть размещены впереди таранной переборки (МОТ-92, ст. 10.2);

А проверить, что каюты не имеют прямого сообщения с помещениями, предназначенными для груза и механизмов, или с камбузом, фонарным помещением, складом красок или со складами запасов для машинного отделения и палубы и другими большими складами, с сушильнями, общими умывальнями или уборными. Части переборок, отделяющие такие места от кают, и наружные переборки изготавливаются из стали или другого одобренного материала и являются водонепроницаемыми и газонепроницаемыми (МОТ-92, ст. 6.2);

.5 проверить, что наружные стенки кают и столовых изолируются надлежащим образом. Все машинные кожухи и все переборки, отделяющие камбуз и другие места с повышенной температурой, изолируются в соответствии с установленными компетентным органом нормами там, где возможно проникновение жары в прилегающие помещения или проходы. Обращается также внимание на обеспечение защиты от жары, исходящей от паропроводов и (или) от труб с горячей водой для обслуживания (МОТ-92, ст. 6.3);

.6 проверить, что внутренние переборки строятся из одобренного материала, который не способствует заведению в нем паразитов (МОТ-92, ст. 6.4);

Л проверить, что каюты, столовые, помещения для отдыха и коридоры в той части, где расположены помещения для экипажа, изолируются с тем, чтобы не допускать конденсации или перегревания (МОТ-92, ст. 6.5);

.8 убедиться, что паровые магистрали и трубы отработанного пара для обслуживания лебедок и аналогичных механизмов не могут проходить через помещения для экипажа, а также там, где это технически осуществимо, — через коридоры, ведущие в помещения для экипажа. Там, где паровые магистрали и трубы отработанного пара проходят через такие коридоры, они изолируются соответствующим образом и заключаются в кожухи (МОТ-92, ст. 6.6);

.9 проверить, что внутренние панели или облицовка делаются из такого материала, поверхность которого легко содержать в чистоте. Обшивка из шпунтовых досок или любой другой конструкции, способствующей заведению в ней паразитов, не применяется (МОТ-92, ст. 6.7);

.10 убедиться, что при постройке помещений для экипажа учтены требования противопожарных мер безопасности в соответствии с установленными компетентным органом нормами (МОТ-92, ст. 6.8);

.11 проверить, что поверхность стен и потолков в каютах и столовых такова, что ее легко содержать в чистоте, и, если она покрашена, имеет светлый цвет; известковая побелка не применяется (МОТ-92, ст. 6.9);

.12 убедиться, что полы во всех помещениях для экипажа делаются из одобренного материала, сконструированы соответствующим образом и обладают непроницаемой для влаги поверхностью, которую легко содержать в чистоте (МОТ-92, ст. 6.11);

.13 убедиться, что там, где полы сделаны из цемента различного состава, места соединений со стенами закругляются во избежание образования трещин или щелей (МОТ-92, ст. 6.12);

.14 проверить, что обеспечиваются достаточные стоки для воды (МОТ-92, ст. 6.13).

1.2.2.1.2 Вентиляция и кондиционирование воздуха в помещениях для экипажа:

.1 проверить, что каюты и столовые вентилируются, а система вентиляции контролируется таким образом, чтобы поддерживать удовлетворительное состояние воздуха и обеспечивать его циркуляцию при любых условиях погоды и климата (МОТ-92, ст. 7.1 и 7.2);

.2 проверить, что суда, обычно используемые для плавания в тропиках и в Персидском заливе, оборудованы как механическими средствами вентиляции, так и электрическими вентиляторами. При этом, там, где достаточная вентиляция обеспечивается одним из этих средств, допускается устанавливать только одно из них (МОТ-92, ст. 7.3);

.3 проверить, что суда, используемые вне тропиков, оборудованы либо механическими средствами вентиляции, либо электрическими вентиляторами. Исключение в отношении этого требования может быть сделано для судов, обычно используемых в холодных водах Северного или Южного полушария (МОТ-92, ст. 7.4);

.4 проверить, что, если судно оборудовано установкой для кондиционирования воздуха в соответствии с положениями Рекомендации-140, то система кондиционирования воздуха, независимо от типа:

,4,1 обеспечивает поддержание в соответствии с установленными компетентным органом нормами температуры и относительной влажности воздуха, по сравнению с наружным воздухом, и достаточный обмен воздуха во всех помещениях с кондиционированием воздуха (РЕК-140, За);

15

.4.2 учитывает особенности работы в море и не производит повышенные шумы и вибрацию (РЕК-140, ЗЬ).

1.2.2.1.3    Отопление помещений для экипажа:

.1 проверить, что на судне, если оно не используются исключительно для плавания в тропиках и в Персидском заливе, обеспечивается система отопления помещений для экипажа в соответствии с установленными компетентным органом нормами (МОТ-92, ст. 8.1);

.2 проверить, что на судне, на котором требуется система отопления, отопление осуществляется посредством пара, горячей воды, горячего воздуха или электричества (МОТ-92, ст. 8.3);

.3 проверить, что система отопления обеспечивает поддержание удовлетворительного уровня температуры в помещениях для экипажа при нормальных условиях погоды и климата, на которые рассчитано плавание (МОТ-92, ст. 8.5);

.4 убедиться, что радиаторы и другие отопительные приборы располагаются и, в случае необходимости, ограждаются таким образом, чтобы избежать риска пожара или создания опасности или неудобства для занимающих помещение лиц (МОТ-92, ст. 8.6).

1.2.2.1.4    Освещение помещений для экипажа:

.1 проверить, что каюты и столовые освещаются естественным светом и обеспечиваются достаточным искусственным освещением в соответствии с установленными нормами естественного освещения (МОТ-92, ст. 9.1 и 9.2). В отношении освещения кают на пассажирских судах см. 1.2.2.2.1 настоящего раздела;

.2 проверить, что все помещения для экипажа обеспечиваются электрическим освещением. Если не имеется двух независимых источников электричества для освещения, обеспечивается дополнительное освещение с помощью ламп надлежащей конструкции или аварийных светильных приборов (МОТ-92, ст. 9.3);

.3 проверить, что искусственное освещение располагается таким образом, чтобы создавать максимальные удобства для занимающих помещение лиц (МОТ-92, ст. 9.4);

.4 проверить, что в каютах у изголовья каждой койки, устанавливается электрическая лампочка для чтения (МОТ-92, ст. 9.5).

1.2.2.1.5    Размеры и оборудование кают:

.1 проверить, что приходящаяся на одного человека площадь кают, предназначенных для рядовых членов экипажа, составляет не менее, чем:

.1,1 1,85 кв. м, или 20 кв. футов, на судах вместимостью меньше 800;

.1.2 2,35 кв. м, или 25 кв. футов, на судах вместимостью 800 и более, но менее 3000;

.1.3 2,78 кв. м, или 30 кв. футов, на судах вместимостью 3000 и более (МОТ-92, ст. 10.4). В отношении минимальной площади кают для членов экипажа на пассажирских судах см. 1.2.2.2.2.

При расчете площади кают, следует учитывать, что место, занимаемое койками, шкафами, выдвижными ящиками и сиденьями, включается в измерение площади кают. Небольшие участки площади или участки площади неправильной формы, которые существенно не увеличивают свободного для движения пространства и не могут быть использованы под мебель, в расчет не принимаются (МОТ-92, ст. 10.6);

.2 проверить, что свободная высота кают составляет не менее 190 см (6 футов 3 дюйма) (МОТ-92, ст. 10.7);

.3 проверить, что число лиц в каютах не превышает следующих максимальных норм:

.3.1 офицеры, заведующие отдельной службой, старшие по вахте штурманы и механики и старшие офицеры-радисты или старшины радисты: по одному на каюту;

.3.2 остальные офицеры: по мере возможности, не более одного на каюту и ни в коем случае не более двух;

.3.3 младшие офицеры: один или два человека на каюту и ни в коем случае не более двух;

.3.4 остальные члены команды: по мере возможности, два или три человека на каюту и, во всяком случае, не более четырех (МОТ-92, ст. 10.9);

.4 проверить, что максимальное число размещаемых в каждой каюте лиц, помечено четким и несмываемым шрифтом в таком месте каюты, где это может быть хорошо видно (МОТ-92, ст. 10.11);

.5 проверить, что каждому члену команды предоставляется индивидуальная койка (МОТ-92, ст. 10.12);

.6 проверить, что расположение соседних коек не допускает, чтобы на одну койку можно было попасть только через другую (МОТ-92, ст. 10.13);

.7 проверить, что койки располагаются не более чем в два яруса, один над другим. Когда койки расположены вдоль борта судна, то над койкой, над которой находится иллюминатор, не разрешается располагать еще одну койку (МОТ-92, ст. 10.14);

.8 проверить, что когда койки располагаются одна над другой, нижняя койка находится, по меньшей мере, на 30 см (12 дюймов) над полом; верхняя койка располагается приблизительно на половине высоты между днищем нижней койки и нижней кромкой верхних палубных траверсов (МОТ-92, ст. 10.15);

17

.9 проверить, что минимальные внутренние размеры коек составляют: 190 см на 68 см (6 футов 3 дюйма на 2 фута 3 дюйма) (МОТ-92, ст. 10.16);

.10 проверить, что конструкция коек и применяемые материалы соответствуют требованиям ст. 17, 18, 19 и 20 МОТ-92;

.11 убедиться, что в состав мебели в каютах входит: шкаф для одежды для каждого занимающего каюту лица. Размер шкафов для одежды следующий: высота — не менее 152 см (5 футов), площадь поперечного сечения — 19,30 кв. дециметра (300 кв. дюймов); шкафы снабжаются полкой и накладкой для висячего замка (МОТ-92, ст. 10.22);

в каждой каюте помещается стол, который может быть закрепленным, откидным или выдвижным, а также необходимые удобные сиденья (МОТ-92, ст. 10.23);

выдвижной ящик или другое предназначенное для тех же целей пространство для каждого занимающего каюту лица объемом не менее 0,056 куб. м (2 куб. фута) (МОТ-92, ст. 10.25).

Мебель изготавливается из гладкого твердого материала, не подверженного деформации или коррозии (МОТ-92, ст. 10.24);

.12 проверить, что каюты снабжены занавесками на иллюминаторах, зеркалом, маленьким шкафчиком для туалетных принадлежностей, книжной полкой и вешалками для верхней одежды (МОТ-92, ст. 10.26 и 10.27).

1.2.2.1.6 Помещения для столовых:

.1 проверить, что на судне обеспечиваются помещения для столовых (МОТ-92, ст. 11.1);

.2 проверить, что на судах вместимостью менее 1000 обеспечиваются отдельные помещения для столовых для:

.2.1 капитана и офицеров;

.2.2 младших офицеров и других членов команды (МОТ-92, ст. 11.2); .3 проверить, что на судах вместимостью 1000 и более обеспечиваются отдельные помещения для столовых для:

.3.1 капитана и офицеров;

.3.2 младших офицеров и других членов палубной команды;

.3.3 младших офицеров и других членов машинной команды, при условии, что:

одна из двух столовых для младших офицеров и других членов экипажа может быть предназначена для младших офицеров, а другая — для других членов экипажа;

может быть обеспечена одна столовая для младших офицеров палубной и машинной команды и других членов экипажа в тех случаях,

когда заинтересованные организации судовладельцев и профсоюзы моряков выразили предпочтение такому устройству (МОТ-92, ст. 11.3);

.4 проверить, что на судах вместимостью 5000 и более, где в продовольственно-хозяйственной группе занято более 5 человек, при наличии возможности, для них предоставлено отдельное помещение для столовой (МОТ-92, ст. 11.4);

.5 убедиться, что столовые оборудованы столами и сиденьями установленного образца, достаточными для числа лиц, которое может пользоваться ими одновременно (МОТ-92, ст. 11.6);

.6 проверить, что поверхность столов и сидений изготавливается из непроницаемого для влаги материала, без трещин и легко содержимого в чистоте (МОТ-92, ст. 11.10);

.7 проверить, что столовые располагаются отдельно от кают, и, по возможности, близко к камбузу (МОТ-92, ст. 11.8);

.8 проверить, что, если столовые не снабжены буфетными помещениями, они снабжаются соответствующими шкафами для столовых принадлежностей и необходимыми средствами для мытья посуды (МОТ-92, ст. 11.9).

1.2.2.1.7    Помещения для отдыха:

Л убедиться, что на судне на открытой палубе предусматриваются место или места, доступные для членов экипажа в свободное от службы время; это место или места имеют достаточную, в соответствии с установленными компетентным органом нормами, площадь, с учетом размеров судна и численности экипажа (МОТ-92, ст. 12.1);

.2 проверить, что командному составу и рядовым членам экипажа предоставляются удобно расположенные и оборудованные помещения для отдыха. Если не имеется помещений для отдыха отдельно от столовых, то последние планируются, меблируются и оборудуются таким образом, чтобы они могли служить для отдыха (МОТ-92, ст. 12.2).

1.2.2.1.8    Санитарное оборудование:

Л проверить, что судно снабжается санитарным оборудованием, включая умывальники, ванны и (или) души (МОТ-92, ст. 13.1);

.2 проверить, что предоставляется следующее минимальное количество отдельных уборных:

.2.1 на судах вместимостью менее 800 — три;

,2,2 на судах вместимостью 800 и более, но менее 3000 — четыре;

,2,3 на судах вместимостью 3000 и более — шесть;

,2,4 на судах, на которых офицеры-радисты или радиооператоры располагаются в отдельном помещении, санитарные узлы находятся поблизости или в смежном помещении (МОТ-92, ст. 13.2);

19

.3 проверить, что санитарное оборудование для всех членов экипажа, не занимающих кают с отдельными санитарными узлами, предоставляется в следующем количестве на каждую группу людей:

.3.1 одна ванна и (или) душ на каждые восемь человек или менее;

.3.2 одна уборная на каждые восемь человек или менее;

.3.3 один умывальник на каждые шесть человек или менее; однако если число лиц данной группы превышает четное кратное указанного числа меньше, чем на его половину, то этот избыток может не приниматься во внимание для целей настоящего пункта (МОТ-92, ст. 13.4);

При проведении проверки следует принять во внимание, что на судах, на которых общее число членов экипажа превышает сто человек, и которые обычно совершают рейсы продолжительностью не более четырех часов, компетентные органы могут разрешить принятие особых мер или сокращение количества указанного выше санитарного оборудования (МОТ-92, ст. 13.5);

.4 проверить, что в общих умывальных обеспечиваются холодная пресная вода и горячая пресная вода или средства подогрева воды. Компетентные органы, по консультации с организациями судовладельцев (или с судовладельцами) и профсоюзами моряков, могут установить максимальное количество пресной воды, предоставление которого можно требовать от судовладельца, на каждого человека в день (МОТ-92, ст. 13.6);

.5 проверить, что устанавливаются умывальники и ванны достаточных размеров, изготовленные из материала с гладкой поверхностью, не подверженного трещинам, расслоению или коррозии (МОТ-92, ст. 13.7);

.6 проверить, что все уборные снабжаются наружной вентиляцией, не зависящей от каких-либо других помещений (МОТ-92, ст. 13.8);

.7 проверить, что все уборные устраиваются по установленному образцу и снабжаются достаточным количеством воды для смыва в любое время и с индивидуальным управлением (МОТ-92, ст. 13.9);

.8 проверить, что устанавливаются канализационные и сточные трубы достаточных размеров, которые устраиваются так, чтобы уменьшить до минимума опасность засорения и облегчить их очистку (МОТ-92, ст. 13.10);

.9 проверить, что помещения для санитарных устройств, предназначенные для использования более чем одним человеком, отвечают следующим требованиям:

,9.1 полы изготавливаются из прочного материала, легко содержимого в чистоте и непроницаемого для влаги, и имеют сток;

,9,2 стены изготавливаются из стали или другого одобренного материала и являются водонепроницаемыми по крайней мере на высоту в 23 см (9 дюймов) над уровнем пола;

20

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Общие положения.................................4

1    Область распространения................................4

2    Определения и пояснения...............................5

3    Виды освидетельствований..............................6

3.1    Первоначальное освидетельствование.......................6

3.2    Освидетельствование для возобновления Свидетельства.........7

3.3    Дополнительные (внеочередные) освидетельствования..........7

4    Проведение освидетельствований..........................8

5    Документы...........................................9

Часть II. Проведение освидетельствований судов на соответствие

требованиям конвенций МОТ.........................11

1    Освидетельствование судов на соответствие требованиям

Конвенции МОТ-92...................................11

1.1    Общие положения....................................11

1.2    Первоначальное освидетельствование......................12

1.3    Возобновление Свидетельства...........................23

1.4    Дополнительное (внеочередное) освидетельствование.........26

Приложение Статус Конвенции МОТ-92...................27

2    Освидетельствование судов на соответствие требованиям

Конвенции МОТ-133..................................29

2.1    Общие положения....................................29

2.2    Первоначальное освидетельствование......................31

2.3    Возобновление Свидетельства...........................44

2.4    Дополнительное (внеочередное) освидетельствование.........46

Приложение Статус Конвенции МОТ-133..................47

3

.9.3 помещение освещается, отапливается и вентилируется надлежащим образом;

.9.4 уборные располагаются удобно по отношению к каютам, но отдельно от них и от умывальных, без прямого доступа из кают или из прохода между каютами и уборными, к которому нет другого доступа; это требование не применяется, если уборная расположена в помещении между двумя каютами, в которых размещается в общей сложности не более четырех человек;

.9.5 если в одном помещении имеется более одной уборной, то они соответствующим образом отгораживаются, чтобы обеспечить индивидуальное пользование ими (МОТ-92, ст. 13.11);

.10 проверить, что на судне обеспечиваются средства для стирки и сушки белья в количестве, соответствующем числу членов экипажа и обычной продолжительности плавания (МОТ-92, ст. 13.12);

.11 проверить, что, если отдельные помещения для прачечных устраивать нецелесообразно, то в оборудование для стирки белья входят соответствующие сточные раковины, которые могут быть установлены в умывальных с достаточной подачей холодной пресной воды и горячей пресной воды или со средствами подогрева воды (МОТ-92, ст. 13.13);

.12 проверить, что средства для сушки белья предоставляются в отсеке, отдельном от кают и столовых, достаточно вентилируемом и отапливаемом и снабженном линями или другими приспособлениями для развешивания белья (МОТ-92, ст. 13.13).

1.2.2.1.9 Медицинский пункт:

.1 проверить, что на судне с экипажем пятнадцать человек или более, используемом для плавания продолжительностью более трех дней, предусмотрено помещение для медицинского пункта. Компетентный орган может снизить эти требования в отношении судов каботажного плавания (МОТ-92, ст. 14.1);

.2 проверить, что помещение медицинского пункта располагается таким образом, чтобы быть легко доступным и чтобы находящиеся в нем лица могли удобно размещаться, и им могло оказываться должное внимание при любых условиях погоды (МОТ-92, ст. 14.2);

.3 проверить, что устройство входа, коек, освещение, вентиляции, отопления и водопровода спланировано таким образом, чтобы обеспечить удобства и облегчить лечение больных (МОТ-92, ст. 14.3). Число коек в медицинском пункте определяется компетентным органом (МОТ-92, ст. 14.4);

.4 проверить, что уборные либо являются частью помещения медицинского пункта, либо расположены в непосредственной близости от него и предоставляются исключительно для пользования находящихся в медицинском пункте лиц (МОТ-92, ст. 14.5).

21

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Руководство по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенций МОТ №92 и №1331 регламентирует объем освидетельствований судна в постройке и в эксплуатации с целью подтверждения соответствия судна следующим конвенциям и рекомендациям Международной организации труда (МОТ) и выдачи соответствующих свидетельств:

Конвенции МОТ о помещениях для экипажа на борту судов (пересмотренной в 1949 г.) (№92)2;

Конвенции МОТ о помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения) (№133)3;

Рекомендации МОТ о кондиционировании воздуха в помещениях для экипажа и некоторых других помещениях на борту судов (№140)4;

Рекомендации МОТ о борьбе с вредными шумами в помещениях для экипажа и на рабочих местах на борту судов (№141)5;

1.2    При освидетельствованиях судов для выдачи или возобновления/ подтверждения Свидетельства о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (форма 5.1.9) должны быть выполнены применимые требования соответствующих конвенций и рекомендаций, перечисленных в 1.1, а также, если имеются, дополнительные указания морских администраций государств флага, изложенные в Сборнике требований и инструктивных указаний по выполнению PC поручений Морских Администраций при освидетельствовании судов.

1.3    Информация о сфере применения требований конвенций и рекомендаций, перечисленных в 1.1, изложена в следующих пунктах части II «Проведение освидетельствований судов на соответствие требованиям конвенций МОТ» настоящего Руководства:

.1 Конвенция МОТ-92 и Рекомендации-140 и 141 — см. 1.1.1;

2 Конвенция МОТ-133 и Рекомендации-140 и 141 — см. 2.1.1;

1.4 Руководство МОТ является нормативным документом Российского морского регистра судоходства1 и предназначено для инспекторского состава, экипажей судов, судовладельцев проектных организаций.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии правил и руководств Регистра, указаны в 1.1 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов (применимых к освидетельствоваемому судну) и в разделе 2 части I «Общие положения» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации.

Определения и пояснения, относящиеся к выполнению освидетельствований по поручениям морских администраций, изложены в Сборнике требований и инструктивных указаний по выполнению Регистром поручений морских администраций при освидетельствовании судов.

Дополнительно в настоящем Руководстве МОТ приняты следующие определения и пояснения, относящиеся к выполнению требований конвенций и рекомендаций, перечисленных в 1.1:

Компетентный орган — министр, правительственное ведомство или другой орган власти, уполномоченный издавать нормативно-правовые акты, приказы или иные инструкции, имеющие силу закона в отношении предмета соответствующих положений, и обеспечивать их выполнение;

Младшие офицеры — члены экипажа, исполняющие старшинские обязанности или занимающие должности специалистов и считающиеся младшими офицерами на основании национального законодательства, а при отсутствии соответствующего законодательства, на основании коллективного договора или обычая;

Недостаток — наблюдаемая ситуация или установленный факт, подтвержденные объективным доказательством того, что не выполняются требования конвенции МОТ.

Освидетельствование МОТ — проверка, в процессе которой производится установление соответствия существующих норм труда и отдыха экипажа на судне требованиям конвенций МОТ, проводимая компетентным органом или уполномоченной на то организацией. 6 7

Офицер — лицо командного состава, за исключением капитана, которое считается офицером на основании национального законодательства, а при отсутствии соответствующего законодательства, на основании коллективного договора или обычая;

Пассажирское судно — судно, имеющее действующее Свидетельство о безопасности пассажирского судна, выданного в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74/78;

Перерегистрированный — перерегистрированный в случае одновременного изменения территории регистрации и владения судном;

Помещения для экипажа — представленные для экипажа каюты, столовые, помещения для санитарных устройств, медицинских пунктов и развлечений;

Предписанный — предусмотренный национальным законодательством или компетентным органом власти;

Рядовые матросы — члены экипажа, кроме офицеров;

Судно — судно, к которому применяется Конвенция;

Установленный — установленный компетентным органом власти;

3 ВИДЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

При проведении технического наблюдения за судами в постройке и в эксплуатации в соответствии с требованиями конвенций и рекомендаций, перечисленных в 1.1, применяются следующие виды освидетельствований;

первоначальное освидетельствование;

освидетельствование для возобновления Свидетельства;

дополнительные (внеочередные) освидетельствования.

3.1    Первоначальное освидетельствование

3.1.1    Первоначальное освидетельствование должно производиться до ввода судна в эксплуатацию, а соответствующее Свидетельство о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (далее — Свидетельство) выдается в первый раз.

3.1.2    Первоначальное освидетельствование до ввода судна в эксплуатацию должно включать;

.1 проверку схем, диаграмм, спецификаций, расчетов и другой технической документации, с тем, чтобы подтвердить, что конструкция, механизмы, оборудование и снабжение отвечают требованиям, относящимся к конкретному свидетельству;

.2 проверку с проведением, при необходимости, испытаний конструкции, механизмов, оборудования и снабжения с тем, чтобы удостовериться, что материалы, размеры, конструкция и устройства в применимой степени соответствуют одобренным схемам, диаграммам, спецификациям, расчетам и другой технической документации и, что качество изготовления и установка удовлетворяют требованиям во всех отношениях;

.3 проверку того, что все свидетельства (сертификаты), журналы операций и проверок, инструкции по эксплуатации и другие инструкции, и документы, определенные в требованиях, относящихся к конкретному свидетельству, имеются на борту.

3.2 Освидетельствование для возобновления Свидетельства

3.2.1    Освидетельствование для возобновления Свидетельства должно проводиться до окончания срока действия существующего на судне свидетельства.

3.2.2    Освидетельствование для возобновления Свидетельства должно включать проверку с проведением, при необходимости, испытаний конструкции, механизмов, оборудования и снабжения с тем, чтобы удостовериться, что требования, относящиеся к конкретному Свидетельству, выполнены и, что конструкция, механизмы, оборудование и снабжение находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для того вида эксплуатации, для которого предназначено судно.

3.2.3    Освидетельствование для возобновления Свидетельства должно также включать проверку того, что все свидетельства, журналы операций и проверок, инструкции по эксплуатации и другие инструкции и документы, определенные в требованиях, относящихся к конкретному Свидетельству, имеются на борту.

3.3    Дополнительные (внеочередные) освидетельствования

В процессе эксплуатации судна возникают различные ситуации, требующие проведения дополнительных (внеочередных) освидетельствований конструкций судна, механизмов, оборудования и снабжения, а также оформления соответствующих документов, предусмотренных перечисленными в 1.1 конвенциями.

Ниже приводится перечень некоторых видов дополнительных (внеочередных) освидетельствований:

.1 освидетельствование в связи со сменой флага судна (см. 4.2.2 части III «Освидетельствование судов в соответствии с международными конвенциями, кодексами и резолюциями» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации);

7

.2 освидетельствование в связи с изменением названия и/или порта приписки судна (см. 4.6 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации);

.3 освидетельствования судов, принимаемых в тайм-чартер и сдаваемых из тайм-чартера (см. 4.3 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации);

.4 освидетельствования в связи с аварийными случаями (см. 3.5 части II «Периодичность и объемы освидетельствований» Правил классифика-ционных освидетельствований судов в эксплуатации);

.5 освидетельствование в связи с изменениями конструкции и/или оборудования судна в части жилых помещений для экипажа;

.6 освидетельствования по требованию Администраций государства флага;

.7 освидетельствование в связи с задержанием судна портовыми властями;

.8 освидетельствование судна находящегося в эксплуатации с целью оформления Свидетельства о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (форма 5.1.9).

4 ПРОВЕДЕНИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

4.1    Организация выполнения заявок на освидетельствование судов, а также основные принципы проведения освидетельствований судов в соответствии с требованиями конвенций изложены в разделах 3 и 4 части I «Общие положения» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. Применимые положения этих разделов должны быть использованы при проведении освидетельствований в соответствии с требованиями конвенций МОТ.

4.2    Освидетельствование судов и выдача свидетельств осуществляется только при наличии поручения морской администрации государства флага и при условии, что это государство присоединилось к соответствующей конвенции (см. также 5.4).

4.3    На судах, подпадающих под действие конвенций МОТ, освидетельствования, включая последующие освидетельствования касающиеся устранения выявленных недостатков, должны проводиться штатными инспекторами Регистра, имеющими опыт проведения конвенционных или классификационных освидетельствований судов.

4.4 При проведении конвенционных освидетельствований в помощь штатным инспекторам PC могут привлекаться признанные поставщики услуг таких, как замеры уровня шума и вибрации в помещениях для экипажа, замеры освещенности, температуры и влажности в жилых помещениях для экипажа.

5 ДОКУМЕНТЫ

5.1    Документом, подтверждающим выполнение требований конвенций и рекомендаций МОТ, перечисленных в 1.1 настоящей части, является Свидетельство о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (форма 5.1.9) и/или Акт проверки (форма 6.3.57). Срок действия Свидетельства устанавливается администрацией государства флага, но не превышающий 60 мес. со дня выдачи, без проведения ежегодных подтверждений его годности.

Продление срока действия Свидетельства не предусмотрено.

5.2    Свидетельство утрачивает силу, если не выполнено в предписанный срок освидетельствование для возобновления свидетельства;

если внесены изменения в конструкцию и/или оборудование судна в части жилых помещений,

при смене флага или после аварийного случая;

Свидетельство не должно выдаваться на суда с утраченным классом или при их переклассификации без консультации с морской администрацией государства флага, с целью определения необходимости проведения полной проверки судна.

5.3    Основанием для оформления Свидетельства о соответствии судна требованиям конвенций МОТ является Акт проверки (форма 6.3.57), заполняемый по результатам инспекции судна.

5.4    При оформлении Свидетельства на суда государств, которые не являются государствами-членами конвенций МОТ, или на которые не распространяются положения конвенций МОТ, следует руководствоваться следующими положениями:

.1 для судов государств, которые не являются государствами-членами конвенций, перечисленных в 1.1 настоящей части, но отвечают их требованиям, при наличии поручения администрации флага, могут быть оформлены Свидетельства о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (форма 5.1.9). В правом верхнем углу такого Свидетельства необходимо делать запись: «Document of Compliance for non-Signatory Convention Ship».

.2 на суда, на которые не распространяются положения конвенций, перечисленных в 1.1 настоящей части, но которые отвечают их требованиям, при наличии поручения администрации флага, могут быть выданы Свидетельства о соответствии судна требованиям конвенций МОТ (форма. 5.1.9). В правом верхнем углу такого Свидетельства необходимо делать запись: «Document of Compliance for Non-Convention Ship».

.3 для внесения записей, упомянутых в 5.4.1 и 5.4.2, можно применять специально изготовленные штампы.

10

1

*В дальнейшем — Руководство МОТ.

2

В дальнейшем — Конвенция МОТ-92 или МОТ-92.

3

В дальнейшем — Конвенция МОТ-133 или МОТ-133.

4

В дальнейшем — Рекомендация-140 или РЕК-140.

5

В дальнейшем — Рекомендация-141 или РЕК-141.

6

В дальнейшем — Регистр или PC.

7