Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить НД 2-080101-016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе определяет порядок проведения работ по установлению соответствия условий труда и отдыха моряков на судах требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве при добровольном обращении судовладельца в адрес РС. Руководство определяет порядок выдачи Свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве судну, соответствующему требованиям, предъявляемым КТМС, рассмотрения и подтверждения декларации о добровольном соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Руководство предназначено для использования экспертами МОТ при проведении добровольного освидетельствования судов на соответствие требованиям КТМС по заявкам судовладельцев.

 Скачать PDF

Руководство предназначено для использования экспертами МОТ при проведении добровольного освидетельствования судов на соответствие требованиям КТМС по заявкам судовладельцев.

Оглавление

1 Область распространения

2 Нормативные ссылки

3 Термины. Определения. Сокращения

4 Руководство для экспертов МОТ по освидетельствованию судов

     4.1 Введение

     4.2 Ответственность РС

     4.3 Процесс проведения освидетельствования

     4.4 Деятельность по освидетельствованию судна

     4.5 Подготовка к освидетельствованию

     4.6 Проведение освидетельствования на борту судна

     4.7 Области освидетельствования

5 Порядок анализа заявок на услуги по добровольному освидетельствованию на соответствие Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве

     5.1 Область распространения

     5.2 Общие положения

     5.3 Порядок приема заявок

     5.4 Анализ содержания заявки

     5.5 Анализ возможности выполнения заявки

     5.6 Поручение

6 Порядок рассмотрения и подтверждения декларации

     6.1 Область распространения

     6.2 Основные положения

     6.3 Рассмотрение и подтверждение Декларации

7 Порядок планирования и проведения добровольных освидетельствований на соответствие требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве

     7.1 Область распространения

     7.2 Планирование

     7.3 Виды освидетельствований

     7.4 Процесс освидетельствования

     7.5 Отчет об освидетельствовании

8 Порядок оформления и учета документов по добровольному освидетельствованию на соответствие требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве

     8.1 Область распространения

     8.2 Оформление документов по результатам освидетельствования на соответствие КТМС

     8.3 Заполнение формы декларации

     8.4 Заполнение форм Свидетельства

     8.5 Порядок выдачи документов при освидетельствовании судна на соответствие требованиям КТМС

     8.6 Порядок переоформления декларации или Свидетельства

     8.7 Порядок учета и хранения документов, выдаваемых по результатам освидетельствования на соответствие КТМС

9 Порядок аннулирования и восстановления Свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве

     9.1 Область распространения

     9.2 Аннулирование Свидетельства

     9.3 Восстановление Свидетельства

     9.4 Переоформление Свидетельства

     9.5 Регистрация Уведомлений об аннулировании Свидетельства

10 Проверки. Контроль

     10.1 Обязанности РС

     10.2 Ответственность и полномочия персонала РС

11 Ресурсы

12 Отчетные документы

13 Конфиденциальность

Приложение А

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор Н.А. Решетов 08.05.2009

Руководство

по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

НД № 2-080101-016

Дата введения в действие: 08.05.2009 Разработчик: 048

Санкт - Петербург 2009

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

_ Издание:2009

1    Область распространения

1.1    Настоящее Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе (далее - Руководство) определяет порядок проведения работ по установлению соответствия условий труда и отдыха моряков на судах требованиям Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее - КТМС) при добровольном обращении судовладельца в адрес PC.

1.2    Руководство определяет порядок выдачи Свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве (далее - Свидетельство) судну, соответствующему требованиям, предъявляемым КТМС, рассмотрения и подтверждения Декларации о добровольном соблюдении трудовых норм в морском судоходстве (далее-Декларация).

1.3    Руководство предназначено для использования экспертами МОТ при проведении добровольного освидетельствования судов на соответствие требованиям КТМС по заявкам судовладельцев.

1.4    Руководство является нормативным документом для руководителей PC 031, 035, подразделений ГУР 021,022, 025, 041,043, 048, а также подразделений PC с кодами 100 и 200.

2    Нормативные ссылки

2.1 При разработке настоящего Руководства учтены требования следующих нормативных документов:

1)    Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве:

2)    Резолюция ИМО А.739(18) «Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации»;

3)    Резолюция ИМО А.787(19) «Процедуры контроля судов государством порта»;

4)    НД № 2-060101-001 - Руководство по качеству;

5)    НД № 2-040101-002 - Общие условия оказания услуг (выполнения работ) Российским морским регистром судоходства;

6)    НД № 2-060203-018 - Процедура разработки и поддержания в действии внутренних нормативных документов PC;

7)    НД № 2-060203-019 - Процедура процесса управления документами в PC;

8)    НД № 2-060203-027 - Процедура процесса анализа заявок на слуги PC;

9)    Guidelines for flag State inspections under the Maritime Labour Convention, 2006.

3    Термины. Определения. Сокращения

В тексте настоящего Руководства используются термины, определения и сокращения, приведенные в НД № 2-060101-001 - Руководство по качеству, а также в нормативных документах, на основании которых разработано Руководство. Иные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Руководстве, приведены ниже.

3.1 Термины и определения

1)    Базовая    оплата    труда    или    заработная    плата означает плату, независимо от ее структуры,

за работу в течение нормального рабочего времени. Она не включает выплат за сверхурочную работу, премий, пособий, оплаченного отпуска или какого-либо иного дополнительного вознаграждения.

2)    Временное Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве (Временное Свидетельство) - означает документ (форма 8.5.4-1) , выдаваемый PC судну, удовлетворяющему требованиям п.7 Стандарта А5.1.3 КТМС. Срок действия Временного Свидетельства не более 6 месяцев.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на

добровольной основе

_Издание:2009

освидетельствование судна на соответствие требованиям КТМС посредством проверки выполнения мер, изложенных судовладельцем в Декларации. Освидетельствование проводится с использованием контрольного листа (форма 8.5.6-1).

3)    Во время освидетельствования необходимо проверить выполнение корректирующих действий по недостаткам, обнаруженным при предыдущем освидетельствовании.

4)    Свидетельство, выданное по результатам освидетельствования ГУР, действует в течение пяти лет со дня завершения освидетельствования, при условии его подтверждения при дополнительных и промежуточном освидетельствованиях.

5)    Декларация подтверждается и передается судовладельцу при положительных результатах освидетельствования. Декларация прилагается к Свидетельству.

6)    Граф-схема алгоритма первоначального освидетельствования на борту судна на соответствие КТМС (ГСА 3) размещена в Приложении А.

4.4.3    Промежуточное освидетельствование

1)    Промежуточное освидетельствование проводится с целью обеспечения постоянного соблюдения на борту судна требований, касающихся выполнения настоящей КТМС.

2)    Во время проведения промежуточного освидетельствования должно быть проверено соблюдение мер, перечисленных судовладельцем в Декларации и предпринимаемых судовладельцем между освидетельствованиями для постоянного соответствия судна КТМС.

3)    Во время освидетельствования необходимо проверить выполнение корректирующих и предупреждающих действий, по недостаткам, обнаруженным при предыдущих освидетельствованиях.

4)    Данное освидетельствование проводится между второй и третьей ежегодными датами данного Свидетельства.

5)    Объем промежуточного освидетельствования соответствует объему    возобновляющего

освидетельствования. Освидетельствование проводится с использованием контрольного листа (форма 8.5.6-3)

6)    Действие Свидетельства подтверждается после проведения    промежуточного

освидетельствования, выявившего удовлетворительные результаты.

7)    Граф-схема алгоритма промежуточного освидетельствования на    борту судна на

соответствие КТМС (ГСА 4) размещена в Приложении А.

4.4.4    Возобновляющее освидетельствование

1)    Рассмотрение, анализ и подтверждение Декларации должны быть частью возобновляющего освидетельствования, с целью учета возможного изменения мер, предпринимаемых судовладельцем по выполнению требований КТМС, влекущего за собой необходимость изменения положений Декларации. При проверке для возобновления Свидетельства должны быть проверены все требования.

2)    Возобновляющее освидетельствование проводится с использованием контрольного листа (форма 8.5.6-3)

3)    Если возобновляющее освидетельствование завершено в пределах трех месяцев до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно действовать с даты окончания возобновляющего освидетельствования в течение периода, не превышающего пяти лет, считая от даты истечения срока действия существующего свидетельства.

4)    Если возобновляющее освидетельствование завершено более чем за три месяца до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно действовать с даты окончания возобновляющего освидетельствования в течение периода, не превышающего пяти лет.

5)    Действия по подтверждению Декларации аналогичны действиям, описанным в п. 4.3.2 .

6)    Граф-схема алгоритма возобновляющего освидетельствования на борту судна на соответствие КТМС (ГСА 4) размещена в Приложении А.

4.4.5    Дополнительное освидетельствование судна

1)    Дополнительное освидетельствование проводится на основании заявки судовладельца.

2)    Дополнительное освидетельствование может проводиться как    по инициативе

судовладельца, так и по требованию PC.

Издание:2009

3)    Объем дополнительного освидетельствования, условия и срок его проведения

устанавливается экспертом МОТ.

4.5    Подготовка к освидетельствованию

1)    Перед освидетельствованием эксперт МОТ должен проверить наличие на судне документального доказательства соответствия судна требованиям КТМС, в части: санитарного состояния судна;

воздействия на экипаж вредных и внешних физических факторов (шумы, вибрация и т.д.); характеристик жилых помещений.

Документы должны быть выданы уполномоченной соответствующим образом организацией.

2)    Перед проведением освидетельствования составляется план освидетельствования в соответствии с Порядком планирования и проведения освидетельствования, Раздел 7.

3)    Выполнение позиций плана освидетельствования допускает его согласованные изменения с тем, чтобы оставаться гибким и эффективным, и не допускать негативного влияния на непосредственную работу по освидетельствованию.

4)    Освидетельствование на борту судна может проводиться только при выполнении следующих условий:

PC рассмотрел и/или подтвердил заполненную судовладельцем вышеуказанную Декларацию (за исключением первичного освидетельствования);

на судне имеется документ, подтверждающий соответствие жилых помещений установленным требованиям;

имеются документальные доказательства соответствия уровня воздействия вредных внешних факторов национальным и международным нормам;

администрацией судна представлены доказательства наличия на борту системы по работе с

жалобами экипажа;

PC получил надлежащим образом заполненную заявку от судовладельца и копии документов, указанных в заявке.

5)    Перед началом освидетельствования эксперт МОТ должен использовать все доступные источники для более полного знакомства с историей судна. Такими источниками могут быть отчетные документы предыдущих освидетельствований, информация из различных баз данных, включая PC и доступные базы данных Меморандумов о взаимопонимании, средства массовой информации и т.д.

4.6    Проведение освидетельствования на борту судна

1)    Эксперт МОТ в сотрудничестве с судовладельцем должен проводить:

работы по освидетельствованию, а также рассмотрение и подтверждение Декларации. Указанные виды работ проводятся только в отношении судна находящегося в эксплуатации и имеющего на борту экипаж в соответствии со Свидетельством о минимальном количестве экипажа;

работы по первичному освидетельствованию на Временное Свидетельство могут производиться на судне не находящемуся в эксплуатации, но имеющим на борту экипаж в соответствии со Свидетельством о минимальном количестве экипажа.

2)    Порядок проведения освидетельствования изложен в Разделе 7 Руководства.

4.6.1 Вступительное совещание

1) Процесс освидетельствования должен начинаться со вступительного совещания, на котором проводится:

представление экспертов МОТ администрации судна;

передача судовладельцу Декларации эксперта МОТ (форма 8.5.12);

разъяснение цели проведения освидетельствования;

ознакомление с методами и процедурами, используемыми во время процесса освидетельствования;

установление официальной связи между главным экспертом МОТ и представителем судовладельца;

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на

добровольной основе

_Издание:2009

установление и подтверждение доступных ресурсов, оборудования, документации, необходимых для проведения освидетельствования;

определение даты и времени проведения промежуточного и заключительного совещаний.

4.6.2    Методы проведения освидетельствования на борту судна

1)    Эксперт    МОТ    должен информировать капитана или представителя    судовладельца,

отвечающего за проведение освидетельствования, о цели своего прибытии на борт судна.

2)    Эксперт    МОТ вправе задавать любые вопросы капитану, морякам или другим

заинтересованным лицам, включая судовладельца и представителей судовладельца, касающихся выполнения требований КТМС.

3)    Эксперт    МОТ    вправе требовать предъявление судовых журналов,    документов или

информации, относящихся к вопросам освидетельствования для того, чтобы выявить их наличие и соответствие требованиям КТМС.

4)    Освидетельствование должно проводиться посредством интервью    с моряками и

заинтересованными лицами, визуального осмотра судна, изучения документации для установления соответствия с положениями КТМС. При этом необходимо учитывать тип и назначение судна, характер судовой деятельности и перевозимого груза.

5)    Не допускается проведение интервью с лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

6)    При проведении освидетельствований необходимо учитывать все наблюдения, недостатки, выявленные при прежних освидетельствованиях, проверках и инспекциях, а также результаты имеющихся задержаний, с тем, чтобы оценить эффективность предпринятых корректирующих и предупреждающих действий. Все наблюдения и недостатки, выявленные при предыдущих освидетельствованиях, должны быть закрыты до подтверждения Свидетельства при очередном освидетельствовании.

7)    Все наблюдения и недостатки, выявленные при освидетельствовании, должны быть задокументированы в ясной, четкой и лаконичной форме и подкреплены объективными доказательствами.

8)    Эксперт МОТ вправе привлекать в качестве экспертов работников сторонних организаций за счет судовладельца. Решение о привлечении эксперта может быть принято как на стадии анализа заявки, так и во время проведения освидетельствования и согласовывается с судовладельцем в письменной форме.

9)    Для облегчения проведения освидетельствования и документирования процесса эксперт должен использовать контрольные листы (формы 8.5.6-1,8.5.6-2,8.5.6-3,8.5.6-5).

10)    Эксперт МОТ вправе использовать всю дополнительную информацию, касающуюся судна и судовладельца, полученную без нарушения законодательства, от прежнего судовладельца, классификационного общества, членов экипажа, других заинтересованных лиц и из средств массовой информации.

4.6.3    Отбор и анализ проб

1)    Эксперт МОТ не отбирает и не производит анализ необходимых проб продуктов питания, питьевой воды, груза, используемых материалов с которыми так или иначе моряки вступают в контакт, но используя профессиональное суждение, вправе инициировать данные действия и присутствовать в качестве свидетеля. При этом эксперт МОТ только фиксирует факт взятия таких проб.

2)    В этом случае к отчету должны прикладываться копии всех документов, отражающих результаты анализов.

3)    При получении негативных результатов анализов эксперт МОТ должен информировать представителя судовладельца.

4.6.4    Заключительное совещание

1)    По окончании освидетельствования, до подготовки результирующего акта, главный эксперт МОТ должен провести заключительное совещание с представителями администрации судна и ответственными за проверяемые области.

2)    Цель совещания - показать результаты освидетельствования, включая все выявленные наблюдения и недостатки, с тем, чтобы удостовериться, что результаты

Издание:2009

освидетельствования, ответственность судовладельца, а также требуемые корректирующие действия правильно поняты и приняты администрацией судна и судовладельцем, его представителями.

4.6.5    Отчет об освидетельствовании

1)    Объем и результаты освидетельствования главный эксперт МОТ должен отразить в отчете.

2)    Отчет об освидетельствовании должен быть подготовлен главным экспертом МОТ на основании информации полученной во время освидетельствования и обсужденной с членами группы экспертов МОТ. Отчет должен содержать документы в соответствии с п.7.5 , Раздела 7.

3)    Отчетные документы должны отражать содержание освидетельствования и включать следующие пункты:

даты начала и окончания освидетельствования; место освидетельствования; объем освидетельствования;

фамилии экспертов, представителей судовладельца ; все серьезные недостатки, недостатки и наблюдения.

4)    Оригиналы отчетных документов должны быть вручены капитану судна, как представителю судовладельца, копии отчетных документов должны быть помещены на доске объявлений или другом доступном месте для ознакомления моряками.

5)    Вся необходимая информация из отчетных документов должна вноситься в отдельную базу данных, которая должна постоянно поддерживаться на уровне современности для контроля эффективности процесса освидетельствования.

6)    Требования к оформлению отчетных документов изложены в Разделе 8 .

4.6.6    Наблюдения, недостатки и серьезные недостатки

1)    Полученные при освидетельствовании данные должны документироваться в ясной, сжатой форме и подтверждаться объективными доказательствами. Они должны быть рассмотрены главным экспертом МОТ для того, чтобы определиться с их градацией.

2)    По степени серьезности нарушения требований КТМС, в Руководстве установлены следующие виды нарушений: наблюдения, недостатки и серьезные недостатки.

3)    Установление степени серьезности нарушения должно проводиться экспертом МОТ на основе положений КТМС, настоящего Руководства, принимая во внимание свое профессиональное суждение.

4)    Эксперт МОТ должен принимать со своей стороны все меры с тем, чтобы не допустить нарушений прав моряка, угрозы его здоровью и благополучию.

5)    В том случае, если наблюдается ситуация, которая не может быть идентифицирована как недостаток или серьезный недостаток, но которая может создать условия для недостатка, то такой факт должен идентифицироваться как наблюдение. Наблюдение должно быть зафиксировано соответствующим образом и представлено в отчете. Данный факт может рассматриваться как предупреждение судовладельцу. Повторная идентификация данного наблюдения при следующем освидетельствовании должна быть оформлено как недостаток.

6)    В тех случаях, когда имеются объективные доказательства значительного нарушения требований КТМС, касающихся труда и отдыха моряков, нарушения основных прав моряков, включая случаи дискриминации по расовому, религиозному или гендерному признакам, эксперт МОТ должен оформить данный факт как серьезный недостаток.

7)    Судовладелец разрабатывает корректирующие действия с указанием сроков выполнения по каждому недостатку. Содержание корректирующих действий и срок их выполнения должны быть согласованы с главным экспертом МОТ. Срок выполнения корректирующих действий не должен превышать трех месяцев с даты проведения освидетельствования.

8)    При оценке действенности корректирующих действий эксперт МОТ должен учитывать следующее:

возможность исправления недостатка в порту в период проведения освидетельствования;

продолжительность рейса и его характер;

характер опасности для экипажа, угроза здоровью моряков;

степень серьезности нарушения требований КТМС, основных прав моряков;

Издание:2009

историю повторения недостатков на судне;

размеры и тип судна, оборудования, используемого на судне;

характер груза;

количество недостатков, выявленных при освидетельствовании; требования судовых документов (Свидетельства о минимальном составе экипажа); состояние судна в техническом и санитарно-гигиеническом отношении; выполнение требований касающихся часов труда и отдыха;

характер недостатков, выявленных при предыдущих проверках, освидетельствованиях.

9)    Невыполнение корректирующих действий в согласованный период должно расцениваться как серьезный недостаток.

10)    Серьезный недостаток может быть незамедлительно исправлен на месте или его градация может быть понижена главным экспертом МОТ после анализа представленного судовладельцем плана корректирующих действий, который должен содержать действенные и убедительные меры по исправлению ситуации. Дата последнего мероприятия в плане корректирующих действий согласовывается с экспертом МОТ, но в любом случае срок не должен превышать трех месяцев со дня оформления недостатка.

11)    Нарушение сроков устранения недостатков является серьезным недостатком.

12)    Наличие объективных доказательств неэффективности    предпринятых корректирующих

действий по наблюдениям и недостаткам, зафиксированным при предыдущих освидетельствованиях и проверках, выразившееся в их повторении, является серьезным недостатком.

13)    При наличии серьезного недостатка Свидетельство    не может быть выдано или

подтверждено. Все серьезные недостатки должны быть исправлены на месте или их градация должна быть понижена после анализа и согласования плана корректирующих действий с экспертом МОТ.

14)    Эксперт МОТ должен информировать представителя    судовладельца о наличии не

устраненного серьезного недостатка на борту судна.

15)    В ходе освидетельствования все наблюдения и недостатки фиксируются в контрольном листе, в графе «Комментарии».

16)    Все наблюдения, недостатки и серьезные недостатки должны оформляться Актом о недостатке/наблюдении и корректирующих действиях (форма 8.5.8-1), который должен быть полным и лаконичным, с тем, чтобы его содержание было понятным стороне, рассматривающей этот акт.

17)    При принятии решения о градации недостатков необходимо учитывать не только их серьезность, но и периодичность повторения.

4.6.7    Измерительные приборы

Эксперт МОТ при проведении освидетельствования должен пользоваться измерительными приборами, прошедшими требуемые поверки и проверки, подтвержденные наличием соответствующих сертификатов.

4.7    Области освидетельствования

Эксперт МОТ должен проводить освидетельствование не ограничиваясь информацией приведенной в разделах, касающихся проверки требований КТМС и примеров недостатков и серьезных недостатков.

4.7.1 Минимальный возраст

1)    Требования КТМС:

запрещается принимать на работу, привлекать к работе или использовать труд на борту судна лиц в возрасте до 16 лет.

запрещается труд в ночное время моряков в возрасте до 18 лет.

запрещается принимать на работу, привлекать к работе или использовать труд моряков в возрасте до 18 лет, если такая работа может угрожать их здоровью или безопасности.

2)    Проверка требований КТМС:

Издание:2009

проверить соответствие дат рождения, указанных в судовой роли, сравнить их с данными в паспортах или официальных аналогичных документах, подтверждающих дату рождения; проверить расписание вахт и работ, где задействованы члены экипажа младше 18 лет, наличие программы практики или подготовки;

проверить наличие списка работ, которые могут угрожать безопасности и здоровью членам экипажа младше 18 лет;

проверить отчеты, протоколы судового комитета по безопасности, документы по оказанию медицинской помощи, акты расследования несчастных случаев на предмет упоминания в них происшествий с членами экипажа младше 18 лет; проверить документы инструктажа по технике безопасности.

найти подтверждение полученной информации посредством интервью с членами экипажа.

3)    Примеры недостатков:

члены экипажа в возрасте до 18 лет задействованы в работах в ночное время (если только

эти работы не являются частью программы подготовки);

период «ночного времени» на судне определен иначе, чем в КТМС.

4)    Примеры серьезных недостатков:

лицо младше 16 лет работает на борту судна в качестве моряка;

члены экипажа в возрасте до 18 лет задействованы в работах, которые могут угрожать их безопасности и здоровью.

4.7.2    Медицинское освидетельствование

1)    Требования КТМС:

моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не представят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих обязанностей; медицинские свидетельства (для судов под флагом РФ - медицинские книжки) для моряков, занятых на судах, как правило, выполняющих международные рейсы, должны выдаваться как минимум на английском языке (за исключением судов под флагом РФ);

2)    Проверка требований КТМС: проверить судовую роль,

проверить срок действия медицинских свидетельств, подтверждающих пригодность членов экипажа к выполнению своих обязанностей. На судах, выполняющих международные рейсы, медицинское свидетельство должно быть оформлено как минимум на английском языке, проверить срок действия свидетельств, касающихся зрения, в том числе подтверждающих пригодность по цветоощущению для выполнения своих обязанностей, если это применимо, в случае наличия у членов экипажа каких-либо ограничений по здоровью в выполнении судовых работ и несению вахт, проверить соблюдение этих ограничений на судне, если срок действия свидетельства истекает во время рейса, данное свидетельство остается действующим до захода в порт, где моряк может пройти обследование у квалифицированного практикующего врача и получить медицинское свидетельство, при условии, что этот период времени не превышает трех месяцев,

найти подтверждение полученной информации посредством интервью с членами экипажа.

3)    Примеры недостатков:

срок действия медицинского свидетельства истек;

медицинское свидетельство оформлено не на английском языке для судов, совершающих международные рейсы (за исключением судов под флагом РФ).

4)    Примеры существенных недостатков:

повторяющийся случай отсутствия у членов экипажа действующего медицинского свидетельства, подтверждающего его профессиональную пригодность; отсутствие у члена экипажа медицинского свидетельства.

4.7.3    Подготовка и квалификация

1)    Требования КТМС:

моряки допускаются к работе на борту судна лишь после прохождения профессиональной подготовки или получения диплома, удостоверяющего их компетентность, либо каким-то иным образом доказыващим их пригодность к выполнению обязанностей;

Издание:2009

моряки допускаются к работе на борту судна лишь в том случае, если они успешно завершили прохождение подготовки по вопросам личной безопасности на борту судна ; профессиональная подготовка и выдача диплома в соответствии с носящими обязательный характер актами, принятыми Международной морской организацией, считаются соответствующими требованиям положений предыдущих подпунктов пункта 1).

2)    Проверка    требований    КТМС:

проверить соответствие судовой роли Свидетельству о минимальном составе экипажа судна с целью установления наличия на борту достаточного количества членов экипажа с необходимой квалификацией;

проверить Сертификаты и подтверждения в соответствии с Конвенцией ПДНВ. подтверждающие надлежащую квалификацию членов экипажа и соответствие их обязанностям, выполняемым на судне;

проверить наличие документального подтверждения соответствия квалификации экипажа для выполнения своих обязанностей на судне;

проверить наличие доказательств о прохождении членами экипажа подготовки, касающейся персональной безопасности на судне, выживанию в море в соответствии с международными требованиями;

проверить наличие на борту доступной для моряков литературы, материалов по подготовке,

касательно вопросов личной безопасности на борту судна ;

подтвердить полученную информацию посредством интервью с членами экипажа.

3)    Примеры    недостатков:

отсутствует документальное подтверждение подготовки членов экипажа по личной безопасности;

истек срок действия документов, подтверждающих квалификацию членов экипажа; отсутствует подтверждение к диплому государства флага (если применимо); отсутствует документальное подтверждение проведения инструктажа по технике безопасности моряков на борту судна.

4)    Примеры серьезных недостатков:

квалификация и состав членов экипажа не соответствует Свидетельству о минимальном составе экипажа;

члены экипажа не имеют необходимых свидетельств и сертификатов для выполнения своих профессиональных обязанностей на судне.

4.7.4 Найм и трудоустройство

1)    Требования КТМС:

в случае, когда судовладелец пользуется услугами частных служб найма и трудоустройства, они должны быть лицензированы или сертифицированы;

на моряков не должна возлагаться прямо или косвенно оплата полностью или частично комиссионных или иных издержек за набор и трудоустройство, либо за предоставление рабочего места;

судовладелец должен документально подтвердить наличие средств в виде страхования или иного финансового обеспечения для защиты моряков от опасности оказаться в затруднительном положении в иностранном порту.

2)    Проверка требований КТМС:

проверить документы или информацию в иной форме, позволяющие эксперту достоверно установить процесс найма или трудоустройства на судно;

в случае если моряк нанят непосредственно судовладельцем, что подтверждается Трудовым договором, далее никаких действий не требуется;

в случае если моряк нанят на судно при посредничестве государственной службы по набору, которая находится на территории государства флага, далее никаких действий не требуется; в случае если моряк нанят частной службой по набору, которая находится на территории государства флага, необходимо проверить наличие копии лицензии или сертификата в соответствии с национальным законодательством;

подтвердить, посредством интервью с моряками, отсутствие фактов внесения платы за трудоустройство и наем;

Издание:2009

подтвердить, посредством интервью с членами экипажа, отсутствие в службе по набору «черного списка».

3)    Примеры недостатков:

отсутствие копии лицензии или сертификата частной службы набора у судовладельца.

4)    Примеры серьезных недостатков:

наличие фактов взимания платы с моряков за трудоустройство в очевидной или скрытой формах.

4.7.5 Трудовые договоры моряков

1)    Требования КТМС:

все моряки должны иметь экземпляр Трудового договора, подписанный двумя сторонами -моряком и судовладельцем или представителем судовладельца. Если договор подписан представителем судовладельца, необходимо проверить документальное подтверждение его полномочий.

Трудовой договор как минимум должен содержать следующие существенные условия: фамилию, имя и отчество моряка, дату его рождения или возраст и место его рождения; имя и адрес судовладельца;

место и дату заключения Трудового договора моряка; должность, на которую нанимается моряк;

размер заработной платы моряка или, в зависимости от обстоятельств, формулу, используемую для ее исчисления;

продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска или, в зависимости от обстоятельств, формулу, используемую для его исчисления; срок и условия прекращения действия договора, включая:

если договор заключен на неопределенный срок - условия, дающие право любой из сторон расторгнуть его, а также срок для уведомления о расторжении при условии, что такой срок не будет более коротким для судовладельца, чем для моряка; если договор заключен на определенный срок - точную дату истечения срока договора;

если договор заключен на один рейс - порт назначения и время, которое должно истечь по прибытии в порт, прежде чем моряк может быть списан с судна; медицинское обслуживание и пособия по социальному обеспечению, предоставляемые моряку судовладельцем; право моряка на репатриацию;

ссылку на Коллективный договор, в зависимости от обстоятельств; и любые другие данные, требуемые в соответствии с национальным законодательством. Моряки должны иметь документ, содержащий сведения о его работе на борту судна. Данный документ не должен содержать никакой оценки качества работы моряка или сведений о размере его заработной платы. Форма этого документа, заносимые в него сведения и способ их занесения определяются национальным законодательством;

Если в Трудовом договоре моряка есть ссылка на положения Коллективного договора, то на борту судна имеется копия этого договора, а также перевод на английский язык тех его положений, которые подлежат инспекции при контроле государством порта в соответствии с Правилом 5.2 (Приложение A5-III КТМС).

2)    Проверка требований КТМС: проверить судовую роль;

проверить Трудовые договоры членов экипажа, наличие либо перевода на английский язык, либо стандартной формы договора на английском языке ;

в случае, если в Трудовом договоре есть ссылка на положения Коллективного договора, проверить наличие на борту судна Коллективного договора (а также перевод на английский язык тех его положений, которые подлежат инспекции при контроле государством порта в соответствии с Правилом 5.2) и идентичность его положениям, включенным в Трудовой

договор;

проверить период действия договора, его актуальность ;

проверить наличие в Трудовом договоре обязательных существенных условий.

3)    Примеры    недостатков:

Издание:2009

в договоре отсутствуют существенные условия;

положения договора не соответствуют национальному законодательству; отсутствует система регистрации о работе моряков на борту судна;

моряку не предоставляются записи о его работе на судне по окончании Трудового договора; Коллективный договор, являющийся частью Трудового договора моряка, отсутствует на борту судна.

4)    Примеры серьезных недостатков:

у моряка отсутствует экземпляр Трудового договора или аналогичного контракта;

Трудовой договор моряка содержит условия, нарушающие права моряка;

отсутствует договор, либо стандартная форма Трудового договора моряка на английском

языке, что делает невозможной проверку его положений.

4.7.6    Проверка выплаты заработной платы

1)    Требования КТМС:

все моряки получают плату за свой труд на регулярной основе и полностью, в соответствии с Трудовым договором;

плата, причитающаяся морякам, работающим на судах, осуществляется не реже, чем раз в месяц и в соответствии с действующим Коллективным договором и национальным

законодательством;

моряки получают ежемесячный отчет о причитающихся платежах и выплаченных суммах, включая заработную плату, дополнительные платежи и ставки обменного курса; судовладелец принимает меры, позволяющие морякам передавать все свои заработки или их часть своим семьям или иждивенцам, либо имеющим на то юридическое право доверенным лицам;

удержание из суммы заработной платы моряка производятся только в соответствии с национальным законодательством.

2)    Проверка требований КТМС:

при проверке положений КТМС, касающихся выплаты заработной платы, эксперт МОТ не производит расчет точности выплаты заработной платы, а ограничивается только выяснением следующих фактов:

сумма выплат заработной платы морякам соответствует сумме, обозначенной в Трудовом договоре, и является не меньше установленной Коллективным договором, либо государством флага,

заработная плата выплачивается на регулярной основе, наличными либо перечисляется в банк, не реже одного раза в месяц,

наличие жалоб от моряков по поводу выплат заработной платы,

проверка отсутствия незаконных удержаний из заработной платы экипажа, таких как оплата в связи с принятием его на работу, денежных штрафов, если это не предусмотрено национальным законодательством; все вышеперечисленные, в предыдущем подпункте, требования проверяются экспертом МОТ путем интервью с моряками и проверки соответствующей документации.

3)    Примеры недостатков:

заработная плата выплачивается нерегулярно, реже одного раза в месяц;

моряк не получает ежемесячный отчет о начислении заработной платы и удержаниях;

перевод денег в банк не производится или не соответствует с заявлению моряка;

4)    Примеры серьезных недостатков: наличие на судне «двойной бухгалтерии»;

наличие фактов фальсификации расчета и выплаты морякам заработной платы; наличие фактов задержки выплаты заработной платы в течение двух и более месяцев; неоднократные нарушения сроков выплаты заработной платы.

4.7.7    Продолжительность времени работы и отдыха

1)    Требования КТМС:

максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любого периода в семь дней;

Издание:2009

минимальная продолжительность времени отдыха составляет не менее десяти часов в течение любого 24-часового периода и 77 часов в течение любого периода в семь дней; время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность одного из которых составляет не менее шести часов, а интервал между последовательными периодами отдыха не превышает 14 часов;

в соответствии с Коллективным договором нормальное рабочее время моряков может быть установлено на не менее благоприятной основе, чем в КТМС;

в легкодоступном месте вывешивается график с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в котором для каждой должности указываются, как минимум, режим работы в море и в порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха, предусматриваемых национальным законодательством, нормативными правовыми актами или Коллективными договорами.

2)    Проверка требований КТМС:

проверить наличие графика трудового распорядка на рабочем языке и английском языке для каждой должности с указанием продолжительности рабочего времени и времени отдыха; сравнить соответствие записей в судовом и машинном журналах с записями в графике вахт и журнале учета рабочего времени;

проверить отсутствие фактов усталости членов экипажа по внешним признакам, таким как плохая реакция, отсутствие концентрации, неадекватные ответы на вопросы и т.д.; подтвердить, посредством интервью с членами экипажа соблюдения режима труда и отдыха на судне.

3)    Примеры недостатков:

отсутствует утвержденный график труда и отдыха в доступном для всех моряков месте; записи в судовых документах, касающихся труда и отдыха, отсутствуют или не актуализированы;

записи в судовых документах, касающихся труда и отдыха, ведутся не на рабочем и не на английском языках.

4)    Примеры серьезных недостатков:

время работы моряков превышает установленное КТМС; время отдыха моряков меньше установленного КТМС.

4.7.8 Укомплектование судна экипажем

1)    Требования КТМС:

все суда должны иметь на своем борту достаточное количество моряков для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации судна с должным учетом вопросов безопасности при любых условиях, а также факторов усталости моряков, и особого характера и условий рейса; каждое судно должно быть укомплектовано экипажем достаточным по численности и обладающим надлежащей квалификацией, способным при любых условиях эксплуатации обеспечить безопасность судна и его персонала в соответствии с документом о минимальных требованиях к укомплектованию экипажами для обеспечения безопасности судов или равнозначным ему документом, а также в соответствии с нормами настоящей КТМС.

2)    Проверка требований КТМС: проверить судовую роль;

проверить соответствие судовой роли Свидетельству о минимальном составе экипажа; проверить соответствие графика учета труда и отдыха Свидетельству о минимальном составе экипажа;

подтвердить, посредством интервью соответствия членов экипажа Свидетельству о минимальном составе экипажа.

3)    Примеры недостатков:

категории членов экипажа не соответствует Свидетельству о минимальном составе экипажа.

4)    Примеры серьезных недостатков:

отсутствует Свидетельство о минимальном составе экипажа;

количество членов экипажа менее указанного в Свидетельстве о минимальном составе экипажа.

Издание:2009

3)    Главный специалист МОТ подразделения PC - эксперт МОТ, назначенный руководителем подразделения PC ответственным за:

организацию освидетельствований судов на соответствие требованиям КТМС, проводимых подразделением PC;

организацию и осуществление контроля подготовки экспертов МОТ в подразделении PC; организацию планирования, контроль проведения и оформления результатов проверок практики работы экспертов МОТ в подразделении PC.

4)    Дата вступления в силу КТМС - КТМС вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее 30 государств-членов, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет 33 процента. Впоследствии настоящая КТМС вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

5)    Декларация о добровольном соблюдении трудовых норм в морском судоходстве (Декларация) означает письменное заявление судовладельца (форма 8.5.1-4) о мерах, принимаемых в компании в целях выполнения на судах требований КТМС.

6)    Декларация эксперта МОТ - заявление эксперта МОТ (форма 8.5.12), проводящего освидетельствование судна на соответствие требованиям КТМС, о неразглашении информации третьим лицам, которая стала ему известна в процессе работы по освидетельствованию.

7)    Денежный перевод означает распоряжение, в соответствии с которым часть заработной платы моряка перечисляется родственникам или третьим лицам во время его нахождения в море.

8)    Добровольное освидетельствование (освидетельствование) - проверка, в процессе которой производится установление соответствия существующих норм труда и отдыха экипажа на судне требованиям КТМС при отсутствии установленной законом обязанности судовладельца представить судно к освидетельствованию. При положительных результатах освидетельствования выдается Свидетельство.

9)    Жалоба означает информацию, представленную каким-либо моряком, профессиональным органом, ассоциацией, профсоюзом или любым лицом, заинтересованным в безопасности судна, включая заинтересованность в безопасности или здоровье моряков на борту судна (включая соблюдение прав моряков).

10)    Ежегодная дата означает день и месяц каждого года, которые соответствуют дате исчисления срока действия Свидетельства.

11)    Заинтересованное лицо означает любое лицо, находящееся на борту судна на законных основаниях.

12)    Заявка - под заявкой на услуги PC по освидетельствованию судна на соответствие требованиям КТМС понимается обращение судовладельца за выполнением услуг PC в области освидетельствования судна, оформленное в установленном порядке.

13)    Интервью - конфиденциальная, доверительная беседа эксперта МОТ с моряком или дееспособным заинтересованным лицом по вопросам применения требований КТМС на борту судна.

14)    Краткосрочное Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве (Краткосрочное Свидетельство) - документ (форма 8.5.3-3) , выданный

главным экспертом МОТ, выполнившим первоначальное или возобновляющее освидетельствование судна, которое соответствует требованиям КТМС. Срок действия Краткосрочного Свидетельства 5 месяцев. Краткосрочное Свидетельство выдается на период оформления полносрочного Свидетельства (форма 8.5.3-2).

15)    Международный рейс означает рейс из одной страны в порт, расположенный за пределами этой страны.

16)    Моряк означает любое лицо, занятое на любой должности или работающее по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется КТМС.

17)    Наблюдение - факт, установленный во время освидетельствования или инспекции на соответствие требованиям КТМС и подтвержденный объективным доказательством, который может привести к недостатку в случае непринятия своевременных корректирующих и предупреждающих действий.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

_Издание:2009

4.7.9 Жилые помещения и условия для отдыха

1)    Требования КТМС:

на судах должны поддерживаться достойные жилые помещения и условия для отдыха для моряков, работающих или живущих, либо работающих и живущих на борту судна в соответствии с принципами охраны здоровья и содействия благополучию моряков; помещения для экипажа на судах должны отвечать национальным нормам, касающимся обеспечения безопасных и достойных жилых помещений для моряков, которые установлены для выполнения требований КТМС;

проведение частых инспекций на борту судов непосредственно капитаном судна или от его имени для обеспечения того, чтобы жилые помещения моряков содержались в чистоте, отвечали требованиям, предъявляемым к достойному жилью, а также поддерживались в надлежащем исправном состоянии. Результаты каждой такой инспекции фиксируются и предоставляются для проверки;

для судов, построенных до даты вступления КТМС в силу, продолжают применяться положения, касающиеся конструкции и оборудования судна, предусмотренные в Конвенции (пересмотренной) 1949 года о помещениях для экипажа (92) и Конвенции 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения) (133).

2)    Проверка    требований    КТМС:

проверить наличие документа, подтверждающего соответствие технических характеристик жилых помещений судна требованиям КТМС;

провести анализ судовой роли, сравнить с количеством кают, спальных мест; произвести контрольный замер площади кают и высоты подволока десяти процентов всех спальных помещений, но не менее трех кают, а также проверить наличие изъятий от компетентного органа;

произвести визуальный осмотр всех жилых помещений и помещений для отдыха, обращая непосредственное внимание на:

наличие и качество вентиляции и обогрева (микроклимат); наличие шума, вибрации и других внешних факторов; санитарно-гигиеническое состояние всех помещений; освещение;

соблюдение требований, касающихся охраны здоровья, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев при нахождении и работе на судне; проверить наличие записей, подтверждающих выполнение постоянных инспекций капитаном судна или назначенным им лицом;

проверить наличие предпринятых мер по мониторингу уровня шума, вибраций и других внешних и вредных факторов на судне.

3)    Примеры недостатков:

расположение кают, спальных мест не соответствует требованиям КТМС; количество спальных мест на судне менее количества, установленного КТМС; размеры помещений не соответствуют КТМС; места для отдыха не соответствуют КТМС;

оборудование жилых помещений, включая помещение судового лазарета, столовой, места для отдыха не соответствует требованиям КТМС;

отсутствуют отдельные санитарно-гигиенические узлы для мужчин и женщин;

помещение судового лазарета используется не по назначению;

помещения для экипажа не поддерживаются в чистом и аккуратном состоянии;

не проводятся регулярные проверки помещений капитаном или назначенным капитаном

лицом;

оборудование прачечной отсутствует или работает с отклонениями от номинальных рабочих параметров.

4)    Примеры    серьезных    недостатков:

количество моряков превышает количество спальных мест на судне; отсутствуют отдельные спальные помещения для мужчин и женщин; санитарно-гигиеническое оборудование не работает;

Издание:2009

18)    Недостаток - наблюдаемая ситуация или установленный факт, подтвержденные объективным доказательством того, что не выполняются требования КТМС.

19)    Объективное доказательство - основанная на фактах информация, которая получена экспертом МОТ, посредством изучения документов, обхода судна, интервью с заинтересованными лицами, измерения, испытания, и других источников.

20)    Обязательные нормы и правила означают международные и национальные нормы и правила, предписанные компетентным органом, организациями морской индустрии как обязательные.

21)    Ответственное лицо по МОТ - уполномоченный судовладельцем представитель, ответственный за постоянное соблюдение на его судах требований КТМС.

22)    Паушальная сумма оплаты труда означает плату, которая включает базовую заработную плату и другие связанные с ней выплаты; паушальная сумма оплаты труда может включать компенсации за всю выполненную сверхурочную работу и все иные связанные с оплатой труда пособия, либо может включать только определенные виды пособий с их частичным суммированием.

23)    Первичное освидетельствование - проверка, выполняемая в целях облегчения

первоначального внедрения требований КТМС на судне. Проводится при первом обращении судовладельца в PC с формальной заявкой на освидетельствование. При положительных    результатах    освидетельствования судну выдается Временное

Свидетельство.

24)    Рабочее время означает время, в течение которого моряки обязаны выполнять работу в интересах судна.

25)    Сверхурочное время означает время, в течение которого выполняется работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

26)    Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве

(Свидетельство) - документ (форма 8.5.3-2), выданный судну PC, подтверждающий, что выполнение трудовых норм на судне соответствует требованиям КТМС. Свидетельство действительно при наптт Декларации (ф. 8.5.1-4).

27)    Серьезный недостаток - идентифицированный недостаток, который в значительной степени нарушает требования КТМС, права и социальные гарантии моряков и представляет собой серьезную угрозу безопасности, здоровью, правам моряков и требующий немедленного корректирующего действия. Серьезным нарушением является отсутствие эффективного и систематического выполнения судовладельцем своих обязанностей в соответствии с требованиями КТМС.

28)    Судовладелец означает собственника судна или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий, агент или фрахтователь по бербоут-чартеру, который принял на себя ответственность за эксплуатацию судна от владельца судна или другой организации или другого лица, и при этом согласился принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые на судовладельцев в соответствии с требованиями КТМС, независимо от принятия на себя ответственности или выполнения отдельных обязанностей от лица судовладельца другими организациями или лицами.

29)    Существенные изменения - изменения, которые оказывают влияние на размер помещений, системы обогрева и вентиляции, освещения, уровень шума и вибрации и других факторов среды обитания моряков, санитарного и госпитального оборудования, изменяя их характеристики или назначение.

30)    Требования КТМС в данном документе означают обязательные положения Правил и Стандартов КТМС.

31)    Эксперт МОТ - сертифицированный работник PC, прошедший теоретическую и практическую подготовку по проведению освидетельствований на соответствие требований КТМС и уполномоченный проводить освидетельствования судов на соответствие требований КТМС.

Издание:2009

3.2 Сокращения

ГСА - граф-схема алгоритма.

ГУР - Главное управление PC.

КТМС - Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве.

МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

МОТ - Международная организация труда.

PC - Федеральное государственное учреждение «Российский морской регистр судоходства».

РФ - Российская Федерация.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

_Издание:2009

4 Руководство для экспертов МОТ по освидетельствованию судов

4.1    Введение

1)    Данный Раздел содержит необходимые критерии и процедуры, используемые экспертом МОТ для проведения добровольного освидетельствования судна на соответствие требованиям KTMC.

2)    PC проводит освидетельствование и при положительных результатах оформляет Свидетельство. Свидетельство должно соответствовать форме, разработанной PC.

3)    При проведении всех видов освидетельствований эксперт МОТ должен использовать свое профессиональное суждение по определению уровня требовательности к каждому объекту освидетельствования и принимать во внимание обостренную восприимчивость моряков к областям освидетельствования, затрагивающим вопросы оплаты труда, подачи жалоб и др.

4)    Данный Раздел устанавливает основные процедуры для освидетельствования на соответствие требованиям КТМС, включающие в себя:

рассмотрение и подтверждение Декларации;

освидетельствование судна на соответствие требованиям КТМС;

порядок действий при обнаружении наблюдений, недостатков, серьезных недостатков.

5)    Освидетельствования, осуществляемые подразделениями PC, проводятся только по поручению ГУР.

4.2    Ответственность PC

В целях добровольного освидетельствования на соответствие требованиям КТМС PC демонстрирует, что он:

1)    обладает персоналом, который имеет надлежащие знания в области морских операций и необходимый опыт в отношении соответствующих аспектов КТМС, включая: минимальный возраст;

медицинское освидетельствование; квалификацию моряков; трудовые договоры моряков;

пользование услугами частных служб набора и трудоустройства;

продолжительность рабочего времени или отдыха;

укомплектование судна экипажем;

помещение для экипажа;

условия отдыха на борту судна;

питание и столовое обслуживание;

охрану труда и здоровья на судне, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев;

медицинское обслуживание на борту судна; рассмотрение жалоб на борту судна; выплату заработанной платы; защиту в области социального обеспечения.

2)    располагает возможностями для поддержания и совершенствования квалификации своего персонала;

3)    обеспечивает получение персоналом необходимых знаний в отношении требований настоящей КТМС, а также применимого национального законодательства, нормативных правовых актов и соответствующих международных актов;

4)    имеет надлежащие размеры, структуру, опыт и потенциал;

5)    располагает штатом экспертов МОТ, выполняющих услуги по освидетельствованию на соответствие требованиям КТМС, который имеет соответствующий уровень подготовки, компетенции, а также круг полномочий, позволяющий гарантированно обеспечить установление на судне соответствие трудовых норм и условий труда и отдыха требованиям КТМС;

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

_Издание:2009

6) гарантированно обеспечивает достаточное количество квалифицированного персонала для выполнения своих обязательств в соответствии с требованиями КТМС в обширном географическом районе.

4.3 Процесс проведения освидетельствования

4.3.1 Основные положения

1)    PC проводит добровольное освидетельствование на соответствие требованиям КТМС в следующем объеме:

первичное освидетельствование с выдачей временного Свидетельства (форма 8.5.4-1), первоначальное освидетельствование с рассмотрением, подтверждением Декларации (форма 8.5.1-4) и выдачей Свидетельства (форма 8.5.3-2).

промежуточное и дополнительное (при необходимости) освидетельствования для подтверждения действия имеющегося Свидетельства,

возобновляющее освидетельствование для возобновления действия Свидетельства.

2)    PC должен обеспечить одинаковый объем освидетельствований для всех судов, независимо от типа и размера, принимая во внимание только вид освидетельствования, требования КТМС.

3)    Освидетельствование судов на соответствие требованиям КТМС выполняется только персоналом PC. В случае необходимости PC может привлекать квалифицированных специалистов сторонних организаций в качестве экспертов для оказания помощи в проведении работ по освидетельствованию.

4)    PC проводит добровольное освидетельствование тех областей, которые перечислены в Приложении A5-I КТМС.

5)    Освидетельствование на соответствие требованиям КТМС должно включать в себя проверку соответствия Декларации требованиям КТМС и проверку выполнения этих требований на судне.

6)    Этапы освидетельствования: рассмотрение Декларации;

рассмотрение документации, подтверждающей соответствие условий труда и отдыха моряков требованиям, установленным положениями КТМС и национального

законодательства;

непосредственное освидетельствование условий труда и отдыха моряков; интервью с моряками, заинтересованными лицами.

7)    Первоначальное и возобновляющее освидетельствования судна проводятся только при положительных результатах рассмотрения Декларации. Порядок рассмотрения и подтверждения Декларации (форма 8.5.1-4) изложен в Разделе 6 Руководства.

8)    Интервалы проведения освидетельствований должны соответствовать интервалам, предписанным требованиями КТМС.

9)    В случае обнаружения в процессе освидетельствования объективных доказательств того, что судно не соответствует требованиям КТМС и что имеются серьезные недостатки в применении требований КТМС, эксперт МОТ вправе потребовать:

исправления ситуации на месте, или

разработки плана корректирующих действий. При этом план корректирующих действий должен быть представлен эксперту до его убытия с борта судна, а сами корректирующие действия должны быть предприняты в согласованные с представителями судовладельца разумные сроки, которые не должны превышать трех месяцев с момента освидетельствования.

10)    Если имеющиеся на судне серьезные недостатки не могут быть исправлены на месте, в присутствии эксперта МОТ, или предлагаемые корректирующие действия, по мнению эксперта МОТ, не являются достаточными, эксперт МОТ вправе не выдавать или не подтверждать Свидетельство.

11)    В случае, если наблюдаемая ситуация не является серьезным нарушением требований КТМС, ущемляющим права моряков, и не представляет собой угрозу безопасности и здоровью, при условии, что это не было выявлено при предыдущих проверках, эксперт МОТ

Издание:2009

может оформить это как наблюдение или недостаток, опираясь на свое профессиональное суждение.

12)    Все обнаруженные недостатки и наблюдения должны фиксироваться посредством оформления акта, даже если недостаток был устранен на месте, с тем чтобы более полно контролировать отношение судовладельца к выполнению всех положений КТМС и максимально исключить появление подобного в будущем.

13)    Формы документов используемых при освидетельствовании, доступны на веб-сайте ГУР (http://aur.rs-head.spb.ru/win/mkub/ilo-form.htm).

4.3.2    Декларация о добровольном соблюдении трудовых норм в морском судоходстве

1)    Декларация о добровольном соблюдении трудовых норм в морском судоходстве прилагается к Свидетельству о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве.

2)    Декларация составляется судовладельцем. В ней излагаются меры, принимаемые в целях соответствия требованиям КТМС между двумя освидетельствованиями, равно как и предлагаемые меры по обеспечению постоянного улучшения ситуации в области применения.

3)    При положительных результатах рассмотрения после проверки судна PC, в лице главного эксперта МОТ, проводившего первоначальное или возобновляющее освидетельствование, подтверждает и передает Декларацию судовладельцу. Декларация соответствует форме 8.5.1-4 .

4)    В том случае, когда меры, перечисленные судовладельцем в Декларации, не являются достаточными для соблюдения требований КТМС на борту судна и не могут гарантировать безопасные и достойные условия труда и отдыха моряков, а также соблюдения прав моряков, Декларация не подтверждается до устранения недостатков.

5)    При аннулировании Свидетельства Декларация аннулируется автоматически.

6)    Декларация заполняется на английском языке. Для судов, плавающих под Государственным флагом РФ, Декларация заполняется на русском и английском языках.

4.3.3    Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве

1)    Свидетельство выдается ГУР на судно на период, не превышающий пять лет при положительных результатах первоначального или возобновляющего освидетельствования. Свидетельство соответствует форме 8.5.3 .

2)    Перед тем, как оформить Свидетельство, ответственный исполнитель в службе организации освидетельствований СУБ и охраны ГУР, посредством анализа отчета должен удостовериться, что судно полностью освидетельствовано и соответствует требованиям КТМС.

3)    Свидетельство остается действующим документом в течение пяти лет при условии проведения промежуточного освидетельствования судна между второй и третьей ежегодными датами. Объем промежуточного освидетельствования должен быть эквивалентен объему возобновляющего освидетельствования.

4)    Свидетельство может быть подтверждено только при положительных результатах промежуточного или дополнительного освидетельствования.

5)    В случае, когда эксперт МОТ установит посредством освидетельствования, что судно продолжает соответствовать требованиям КТМС, он должен подтвердить Свидетельство.

6)    Если возобновляющее освидетельствование завершено в пределах трех месяцев до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно действовать с даты окончания возобновляющего освидетельствования в течении периода, не превышающего 5 лет, считая от даты истечения срока действия существующего свидетельства.

7)    Если возобновляющее освидетельствование завершено в срок более чем за три месяца до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно действовать с даты окончания возобновляющего освидетельствования, не превышающего срок пять лет.

8)    Свидетельство заполняется на английском языке. Для судов, плавающих под Государственным флагом РФ, Свидетельство заполняется на русском и английском языках.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованию условий труда и отдыха моряков в морском судоходстве на добровольной основе

_Издание:2009

4.3.4    Временное Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве.

1)    Временное Свидетельство выдается при положительных результатах первичного освидетельствования только в следующих случаях:

освидетельствование на соответствие требованиям КТМС проводится впервые PC на данном судне; или,

новое судно во время сдачи в эксплуатацию; или,

судовладелец принимает на себя обязанность и ответственность за выполнение положений КТМС на борту судна, которое является для него новым.

2)    Временное    Свидетельство    выдается главным экспертом МОТ, проводившем

освидетельствование, при положительных результатах, на срок шесть месяцев и должно соответствовать форме 8.5.4-1. Никакое Временное Свидетельство не может быть выдано повторно.

3)    Временное Свидетельство может быть выдано судну по завершении освидетельствования, подтвердившего что:

судно было освидетельствовано насколько это было приемлемо и возможно на соответствие требованиям КТМС, перечисленным в Приложении A5-I КТМС; судовладелец продемонстрировал эксперту МОТ то, что судно имеет адекватные процедуры для соответствия требованиям КТМС;

капитан знаком с требованиями КТМС и своими обязанностями по внедрению ее положений. Судовладелец разработал план по внедрению требований КТМС;

4)    Первоначальное освидетельствование судна с выдачей Свидетельства должно проводиться до истечения срока действия Временного Свидетельства.

5)    Наличие Декларации на борту судна при освидетельствовании на Временное Свидетельство не является обязательным.

6)    Временное Свидетельство заполняется на английском языке. Для судов, плавающих под Государственным флагом РФ, Временное Свидетельство заполняется на русском и английском языках.

4.3.5    Прекращение действия Свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве

1)    Свидетельство прекращает свое действие в следующих случаях, когда:

судно не предъявлено к промежуточному или возобновляющему освидетельствованию в

сроки, установленные в пункте 2 Стандарта А5.1.3 КТМС;

корректирующие действия не выполнены в установленные сроки;

имеется неустраненный серьезный недостаток;

имеет место продажа или списание судна;

судовладелец снимает с себя ответственность за эксплуатацию судна;

конструкция или оборудование судна, охваченные Разделом 3 КТМС, подверглись

существенным изменениям;

не выполнено обязательство по оплате услуг PC.

2)    Новое Свидетельство может быть выдано судну только после: рассмотрения и подтверждения Декларации; и

выполнения требований КТМС, перечисленных в Приложении A5-I КТМС, подтвержденное соответствующим освидетельствованием.

3)    При решении вопроса о прекращении действия Свидетельства в связи с невыполнением в установленные сроки корректирующих действий или наличием неустраненного серьезного недостатка, необходимо принимать во внимание, как серьезность недостатков, так и периодичность их повторения.

4)    Порядок аннулирования и восстановления Свидетельства изложен в Разделе 9 Руководства.

4.3.6    Краткосрочное Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве

1)    Краткосрочное Свидетельство выдается главным экспертом МОТ, проводившем

первоначальное или возобновляющее освидетельствование, при положительных

Издание:2009

результатах, со сроком действия пять месяцев. Краткосрочное Свидетельство должно соответствовать форме 8.5.3-3.

2)    Краткосрочное Свидетельство выдается на период оформления полносрочного Свидетельства (форма 8.5.3-2).

3)    Краткосрочное Свидетельство может быть выдано при отсутствии во время освидетельствования на судне серьезных недостатков, либо при условии устранения серьезных недостатков на месте или при условии снижения градации серьезных недостатков, при наличии согласованного с экспертом МОТ плана корректирующих действий.

4)    Краткосрочное Свидетельство заполняется на английском языке. Для судов, плавающих под Государственным флагом РФ, краткосрочное Свидетельство заполняется на русском и английском языках.

4.4 Деятельность по освидетельствованию судна

1)    Все работы по добровольному освидетельствованию судна PC проводит в соответствии с заявкой судовладельца.

2)    Граф-схема алгоритма общего взаимодействия PC с судовладельцем (ГСА 1) размещена в Приложении А.

4.4.1    Первичное освидетельствование

1)    При первом обращении судовладельца на освидетельствование на соответствие положениям КТМС проводится первичное освидетельствование с выдачей Временного Свидетельства.

2)    Данное освидетельствование проводится в случаях, перечисленных в п. 1), пункт 4.3.4.

3)    Для проведения первичного освидетельствования наличие Декларации на судне необязательно. В наличии должны быть документы подтверждающие:

соответствие судовых помещений положениям КТМС, либо Конвенциям №92 , №133 (в случае если киль судна был заложен до вступления в силу КТМС);

соответствие вредных и внешних физических факторов установленным нормам, по следующим позициям: шумы и вибрация, микроклимат, освещение,

электромагнитные поля,

и иные факторы, воздействию которых подвергаются члены экипажа в данный период времени, например при перевозке опасных грузов, при выполнении судном работ.

4)    При первичном освидетельствовании эксперт МОТ должен, насколько это применимо и целесообразно, проверить, что все требования областей, перечисленных в Приложении A5-I КТМС, соблюдены. Первичное освидетельствование проводится с использованием контрольного листа (форма 8.5.6-5).

5)    При этом эксперту МОТ должно быть продемонстрировано наличие и исполнение соответствующих судовых процедур, направленных на выполнение КТМС, плана внедрения требований КТМС на судне, включая знание капитаном требований КТМС и своих обязанностей по их соблюдению.

6)    Граф-схема алгоритма освидетельствования на борту судна на соответствие КТМС для получения временного Свидетельства (ГСА 2) размещена в Приложении А.

4.4.2    Первоначальное освидетельствование

1)    Первоначальное освидетельствование проводится в течение срока действия Временного Свидетельства.

2)    Первоначальное освидетельствование состоит из следующих основных этапов: рассмотрение Декларации, проверка ее соответствия требованиям КТМС. При положительных результатах Декларация заверяется главным экспертом МОТ. Рассмотрение проводится с использованием контрольного листа (форма 8.5.6-2);