Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.06.2014
ПРАВИЛАКЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ ХИМОВОЗОВ
НД № 2-020101-081
Санкт-Петербург
2014
Правила классификации и постройки химовозов утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Настоящее издание Правил составлено на основе Правил классификации и постройки химовозов издания 2006 г. с учетом изменений и дополнений подготовленных непосредственно к моменту переиздания.
В 11равилах учтены положения Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, с соответствующими изменениями к нему, введенными резолюциями MSC.219(82) и МЕРС. 166(56) Международной морской организации.
Правила устанавливают требования, являющиеся специфичными для судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, и дополняют Правила классификации и постройки морских судов и Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.
© Российский морской регистр судоходства, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ
Общие положения.....................................6
Равноценные замены..................................10
Документы..........................................10
Символ класса и классификационные освидетельствования.....11
Проектная документация судна в постройке.................12
ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ ХИМОВОЗА
Общие положения.................................................................................. 15
Расположение грузовых емкостей.........................16
Посты управления, жилые, служебные и машинные помещения. . 18 Грузовые насосные отделения (ГНО)......................19
ЧАСТЬ III. ГРУЗОВЫЕ ЕМКОСТИ
Определения........................................20
Общие требования....................................20
Требования к емкостям для отдельных видов груза...........21
ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ, ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ И НАДВОДНЫЙ БОРТ
Остойчивость........................................22
Деление на отсеки и остойчивость поврежденного судна.......22
Надводный борт......................................23
ЧАСТЬ V. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
Общие требования....................................25
Грузовые насосные отделения (ГНО)......................25
Грузовая зона........................................26
Специальные требования...............................28
3
I рузовая система.....................................29
Регулирование температуры груза........................36
Регулирование состава атмосферы в грузовых емкостях........37
Газоотводная система грузовых емкостей...................39
Система дегазации грузовых емкостей.....................43
Система инертных газов...............................44
Осушительная и балластная системы в грузовой зоне.........47
Система вентиляции помещений в грузовой зоне.............48
ЧАСТЬ VII. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Общие требования....................................51
Взрывоопасные зоны и выбор электрического оборудования .... 52 Заземление..........................................55
ЧАСТЬ VIII. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
Общие положения....................................56
Устройства замера уровня..............................57
Устройства замера температуры груза.....................57
Устройства замера давления паров гру за...................57
Устройства обнаружения паров груза......................58
Сигнализация........................................59
ЧАСТЬ IX. КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Общие требования....................................61
ЧАСТ Ь X. АВАРИЙНОЕ СНАБЖЕНИЕ
Аварийное снабжение.................................62
Защитное снаряжение.................................62
Снаряжение, обеспечивающее безопасность.................63
ЧАСТЬ XI. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ
ТРЕБОВАНИЙ......................................65
ЧАСТЬ XII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ................65
Приложение!. Эксплуатационные требования...............66
Приложение 2. Руководство по осмотру, очистке, пассивации и загрузке грузовых емкостей для перевозки растворов перекиси
водорода концентрацией по весу 8 — 60 %.................70
Приложение 3. Названия и синонимы растительных масел,
рыбьего жира и животных жиров.........................75
Приложение 4. Перечень химических грузов, к которым
требования Кодекса не применимы.......................87 1
ЧАСТЬ I. КЛАССИФИКАЦИЯ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1.1 Требования Правил классификации и постройки химовозов2 распространяются на специально построенные или переоборудованные суда независимо от валовой вместимости и мощности пропульсивной установки, которые предназначены для перевозки опасных химических грузов наливом.
На химовозы в полной мере распространяются требования 11равил по оборудованию морских судов. Правил по грузоподъемным устройствам морских судов. Правил о грузовой марке морских судов и Правил по предотвращению загрязнения с судов. Требования Общих положений о классификационной и иной деятельности, а также Правил классификации и постройки морских судов3 распространяются на химовозы в той мере, в какой это оговаривается в тексте настоящих 11равил.
1Л.2 Опасные химические грузы, рассматриваемые в настоящих Правилах, перечислены в части XI «Сводная таблица технических требований».
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
1.2.1 Определения.
Биологическая опасность — опасность, определяемая раздражающим или токсичным воздействием перевозимого груза на живой организм при попадании на кожу или через дыхательные пути и учитывающая такие свойства груза, как растворимость в воде, летучесть, запах, вкус, давление и плотность паров.
Вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в морс способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другому правомерному использованию моря.
Газоопасные помещения — помещения в пределах грузовой зоны, в которых нс предусмотрены приборы и оборудование, обеспечивающие безопасное состояние атмосферы в этих помещениях, а также закрытые помещения вне грузовой зоны, через которые проходят грузовые трубопроводы.
К газоопасным помещениям относятся: встроенные грузовые емкости;
трюмные помещения с вкладными грузовыми емкостями; помещения, примыкающие к встроенным грузовым емкостям; грузовые насосные и грузовые компрессорные помещения; помещения, через которые проходят трубопроводы, или в которых расположены емкости или оборудование, используемые для любых операций с грузом, в том числе кладовые для хранения загрязненных грузовых шлангов или другого оборудования, используемых при операциях погрузки/выгрузки или перекачки груза; кладовые проб груза;
закрытые или полузакрытые помещения, из которых предусмотрен выход непосредственно в газоопасное помещение или газоопасную зону.
Газоопасные зоны — участки открытой палубы или полузакрытые помещения на пагубе, которые находятся в пределах:
3 м от любых люков или отверстий, ведущих в грузовую емкость; от фланцев грузовых трубопроводов; от клапанов грузовой системы; от входов и отверстий в газоопасные помещения, в которых имеются возможные источники выделения газа, такие как, например, фланцы грузовых трубопроводов, грузовые клапаны или грузовые насосы;
4,5 м от выходных отверстий системы вентиляции грузовых насосных помещений;
5 м от дыхательных клапанов грузовых емкостей;
10 м от выходных отверстий газоотводных труб грузовых емкостей (измеряется по горизонтали),
а также участки открытой палубы, расположенные на 3 м в нос или в корму от грузовой зоны (по высоте граница этой зоны равна 2,4 м от уровня палубы).
Для судов длиной менее 100 м могут быть допущены меньшие расстояния, чем указано выше, после специального рассмотрения Российским морским регистром судоходства1. 4 5
Грузовая зона — часть судна, ограничиваемая наружной обшивкой и палубой, в которой размещаются груювыс емкости, трюмные помещения, отстойные емкости, грузовые насосные и компрессорные помещения, коффердамы, примыкающие к грузовым емкостям, балластные емкости или пустые помещения, а также площадь палубы по всей ширине судна и по длине над перечисленными выше помещениями.
Коррозионная агрессивность — свойство вещества оказывать разрушающее воздействие на вступающие с ним в контакт материалы.
Максимальное количество груза — допускаемое к перевозке в любой единичной емкости химовоза количество груза, равное: 1250 м3 — для химовозов типа 1;
3000 м3 — .для химовозов типа 2.
Для химовозов типа 3 количество груза не ограничено. Несовместимые грузы — вещества, при взаимодействии вступающие в опасную реакцию или образующие новые вещества, являющиеся опасными.
Облицовка — твердое покрытие из кислотостойкого/коррозионно-стойкого материала с определёнными эластичными свойствами, применяемое для грузовых ёмкостей и трубопроводов.
Опасность загрязнения моря — опасность, определяемая: биоаккумуляцией, сопровождающейся опасностью для морских растений и животных или здоровья человека, либо приводящей к заражению съедобных моллюсков; ущербом живым ресурсам; опасностью для здоровья человека; ухудшением природной привлекательности моря.
Опасность, создаваемая реакционной способностью груза — опасность, которая выражается нестабильностью химического вещества, склонностью к полимеризации или склонностью легко вступать в реакцию с водой и другими веществами, а также коррозионной агрессивностью.
Опасные жидкие химические грузы — жидкости с абсолютным давлением паров, нс превышающим 28 кПа при температуре 37,8 °С, и твердые вещества, которые перевозятся и перегружаются в расплавленном состоянии, обладающие по крайней мере одним из следующих свойств: пожаро-, взрыво- или биологической опасностью, либо опасной реакционной способностью.
Плотность паров — отношение плотности паров или газа (при отсутствии воздуха) к плотности воздуха, имеющего равный объем, при одинаковых давлении и температуре.
Пожаро- и взрывоопасность — опасность, которая определяется температурой вспышки, точкой кипения, пределами взрываемости и температурой самовоспламенения химического груза.
Предел взрываемости — значения концентрации газов или паров в воздухе (в процентах к объему смеси), при которых газ (пар) горит или взрывается в присутствии источника воспламенения.
Пустое помещение — закрытое помещение, не предназначенное для непосредственного заполнения жидким грузом и его парами и нс являющееся балластным отсеком, топливной емкостью, насосным или компрессорным помещением, трюмным помещением или любым помещением, обычно используемым персоналом.
Расчетное давление паров Р0 — максимальное давление в верхней части грузовой емкости, которое учитывается в расчетах конструкций емкости.
Температура вспышки — минимальная температура, измеряемая в градусах Цельсия, при которой жидкость выделяет достаточное количество горючих паров для воспламенения при наличии источника зажигания. Определяется по методу испытаний в закрытом сосуде.
Температура кипения — температура, измеряемая в градусах Цельсия, при которой жидкость кипит при атмосферном давлении.
Химовоз — наливное судно, построенное или приспособленное для перевозки опасных химических грузов наливом.
1.2.2 Пояснения.
Биологическая опасность применительно к каждому грузу учтена в Правилах при назначении степени конструктивной защиты судна, типа емкости, системы обнаружения паров, специальных требований (см. часть XI «Сводная таблица технических требований») и др.
Различная степень реакционной способности и коррозионной агрессивности грузов учитывается при назначении дифференцированных требований к каждому виду груза (см. часть XI «Сводная таблица технических требований»).
1.3 СОКРАЩЕНИЯ
1.3.1 В Правилах приняты следующие сокращения:
ГНО — грузовые насосные отделения;
Кодеке — Международный кодеке постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом; 6
МАРНОЛ-73/78 — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. к ней;
ПТФЭ — политетрафторэтилен;
МУ ГО — пост управления грузовыми операциями;
ЦПУ — центральный пост управления.
2 РАВНОЦЕННЫЕ ЗАМЕНЫ
2.1 Регистр может дать согласие на применение материалов, конструкций судна, его отдельных устройств и изделий, предназначенных к установке на судно, иных, чем это предусмотрено Правилами. При этом отклонения от Правил, на которые распространяются положения Кодекса, может быть допущено Регистром только в тех случаях, когда такие отклонения допускаются этим Кодексом.
В указанных случаях Регистру должны быть представлены данные, позволяющие установить соответствие этих материалов, конструкций и изделий условиям, обеспечивающим безопасность судна, охрану человеческой жизни, надежную перевозку грузов и предотвращение загрязнения с судов.
3 ДОКУМЕНТЫ
3.1 На суда, отвечающие требованиям Правил и Кодекса и, в дополнение к документам, предусмотренным в Общих положениях о классификационной и иной деятельности, на основании положительных результатов освидетельствования, отраженных в актах освидетельствований, выдается Международное свидетельство о годности судна к перевозке опасных химических грузов наливом7.
Срок действия Свидетельства о годности химовоза — нс более 5 лет.
3.2 Свидетельство о годности химовоза должно постоянно находиться на борту судна и быть доступным для инспектора.
3.3 В случае, если на судне Регистром разрешены равноценные замены, регламентируемые разд. 2, в Свидетельстве о годности химовоза должно быть отражено содержание этих замен.
1
2
В дальнейшем Правила.
3
В дальнейшем — Правила классификации.
4
'В дальнейшем Регистр.
5
6
7
В дальнейшем Свидетельство о годности химовоза.
10