Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

34 страницы

Купить Методические рекомендации 3862-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

1. Определение готовности детей к обучению в школе

2. Гигиеническая организация внешней среды

3. Гигиеническая организация учебно-воспитательного процесса

Приложение 1. Инструкция к проведению психофизического обследования

Приложение 3. Гимнастика до учебных занятий

Приложение 4. Примерные комплексы физкультурных минут

Приложение 5. Организация подвижных игр во время перемен

Приложение 6. Методика проведения динамических занятий

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

( Методические рекомендации)

Москва, 1986 г.

Методические рекомендации разработаны НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям. Главным санитарно-зли-демиолог веским управлением Минздрава СССР,

Исполы званы материалы Горьковского НИ педиатрического института Минздрава РСФСР, Горьковского медицинского института, Белорусского НИ санитарно-гигиенического института. Киргизского НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, ЦОЛИУ врачей Минздрава СССР, НИИ санитарии и гигиены Минздрава Грузинской ССР, Ереванского медицинского института, Киевского НИИ общей и коммунальной гигиены, Кубанского медицинского института. Института питания АМН СССР.

Методические рекомендации разрешается размножить в необходимом количестве.

9

1.    Канат диаметром 4 см.

2.    Сетки волейбольные - 2 тт

3.    Шест для лазания.

4.    Стойки для прыжков (I набор).

Наряда с этим на площадке должны быть установлены качели, горка-тоббоган, сооружение "Юнга" и другое игровое оборудование.

Для проведения динамических занятий в любую погоду на школьном участке должен бить установлен тент, навес.

3. Гигиеническая организация учебно-воспитательного процесса

Организация учебной и игровой деятельности, а также отдыха детей б-ти лет должна основываться на учете морфо-функциональных и психофизиологических особенностей и полностью соответствовать возрастным функциональным возможностям.

Обучение 6-летних детей должно организовываться только в 1-ю смецу. Наилучпее время начала занятий в школе - 9 часог, Нецелесообразно отодвигать начало занятий на более позднее время. Учебный день необходимо начинать с утренней гимнастики, которая проводится в предварительно тщательно проветренном классном помещении, игровой комнате, рекреации или на воздухе. Методика проведения гимнастики до уроков представлена в приложении 3.

Типовым учебным планом для детей б-ти летнего возраста определена предельная учебная нагрузка в 20 недельных часов.

При шестидневной учебной неделе рекомендуется в понедельник, четверг, пятницу и субботу проводить 3 урока, а в дни с наивысшей работоспособностью - вторник и среду - 4 урока.

Важное значение для обеспечения высокой работоспособности детей имеет продолжительность занятий. Длительность урока 35 минут

В связи с тем, что длительность активного внимания у б-летнн* детей не превышает 20 минут, из общей продолжительности 35-минутного занятия часть времени следует использовать не подготовку к выполнению заданий, проведение фиэкультттауэ.

На протяжении 35-минутного урока рекомендуется проводить две физкультминутки по 2 минуты каждая через ТО минут от начала урока и на 20-й минуте урока (методика проведения физкультминуток см. Приложение 4).

Письменные виды работ на уроках математики, русского или родного языка следует проводить в первой половине урока.

10

Приказом Министерства просвещения РСФСР Р 200-М от 20.12.85 г. утвержден учебный план, предусматривающий для детей 6-ти лет следующее распределение учебных занятий и течение недели:

1.    Русский язык - 9 часов

2.    Математика - 4 часа

3.    Ознакомление с окружающем миром - I час

4.    Изобразительное искусство - I час

5.    Музыка и пение - I час

6.    Физическая культура - 2 часа

7.    Трудовое обучение - 2 часа

И Т 0 Г 0 - 20 часов

В национальных школах следует уделить особое внимание комплектованию многонациональных классов детьми, не владеющими разговорным русским языком, поскольку его изучение является основным элементом программы обучения в многонациональных классах.

При внесении в программы союзных республик изменений с учетом национальных местных условий следует исходить из оптимального соотношения групп учебных предметов, требующих большого умственного напряжения (математика, русский, родной язык) и предметов эстетического, физического воспитания как I;Г•

Учитывая, что для детей наиболее утомительно статическое напряжение (сидение за партами), не следует требовать от них соблюдения в течение всего .угона неподвижной позы.

При составления расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:

-    предметы, требующие большого умственного напряжения - русский язык или родной язык, математику ставить га 1-е и 2-е уроки;

-    предметы с преобладанием двигательного, динамического компонента - физкультура, музыкальное занятие, связанное с движением - предусматривать на 3-м уроке;

-    на 4-м уроке планируется такие виды работы как изобразительное искусство, труд, ознакомление с окружающим миром и т.д.

На занят! ix по труду длительность работ с тканью, е бумагой и картоном, с природным материалом не должна превышать 20 минут. Oroi1 период должен состоять из трех 5-минутных отрезков работы, чередующихся с Э-минутными перерывами•

II

Уроки физической культуры целесообразно проводить из открытом воздухе*

Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 20 минут. Наиболее эффективней отдых между уроками обеспечивается при условии проведения его на воздухе (см. Приложение 5).

После 2-го, а иногда 3-го урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью 40 минут, представляющее собою подвигные игры и спортивные развлечения на воздухе под руководством учителя.

Динамическое занятие целесообразно проводить на воздухе в любое время года. Лучше надевать для этого спортивную форму.

В дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физической культуры, проведение последующего динамического занятия должно строиться следующим образом: в первые 25-30 минут двигательная деятельность осуществляется детьми самостоятельно в вице подвижных игр, спортивных упражнений (в зависимости от сезона года), затем в течение T0-I5 минут организуется игра средней подвижности. Физкультурные занятия, предшествующие динамическому занятию, помогают организации детей в самостоятельных играх*

Методика и организация занятия должны находиться в прямой зависимости от времени года и погодных условий.

Методика проведения динамического занятия представлена в Приложении 6.

При составлении расписания уроков в течение недели рекомендуется:

- в понедельник, учитывая, постепенность вхождения в умственную работу, начинать учебный день с занятий физкультурой;

-гв середине недели (желательно в четверг) предусмотреть "Облегченный" день. В этот день организуются экскурсии, подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе, посещение кинотеатра и т.д. или же проводится 1 ;,рок по предмету, требующему умственного напряжения и 2 более легких урока по таким дисциплинам кате озипком ленив с окружающим миром, труд, физкультура и т.п.

Домаипгче задания для 6-летних детей в точение всего учебного года не задаются в соответствии с Приказом Минпросв СССР ^ ТЗ от 25.0Г.85 г.

Во второй половине дня н« разрешается проводить занятия по учебна предметом.

Примерные варианты расписания занятий на неделю

ДНИ

недели

занятия

понедельник

вторник

среда

четверг пятница

суббота

А.

I

физическая

культура

русский

или

родной

язык

русский

или

родной

язык

русский матема-или тика

родной

язык

русский

или

родной

язык

2

Русский

или

родной

язык

матема

тика

матема

тика

оэнаком- русский ление с или окружаю- родной щим миром язык

матема

тика

3.

Изобрази

тельное

искусство

музыка и пение

русский

или

родной

язык

физкуль- труд тура

музыка и пение

4

труд

изо

Б.

1

физичес

русский

русский

дет. эк

матема

русский

кая

культура

или

родной

язык

или

родной

язык

скурсий

тика

или

родной

язык

2.

русский

матема

матема

подвиж

русский

матема

или

родной

язык

тика.

тика

ные

игры

или

родной

язык

тика

3

Ознакомление с окружаю-

русский

или

родной

руеский

или

родной

посещение театров

физичес

кая

Культура

труд

1ГДОМ миром

язык

язык

4

Изобрази

тельное

искусство

музыка и пение

ИЗО

труд

музыка и пение

В целях рациональной организации режима дня детей в целом целесообразно пребывание б-летних детей в школе на продленном дне, При организации продленного дня при нахождении детей в школе до 17-18 часов обязателен ежедневный 2-часовой дневной сон;

2,6-3-часовое пребывание в движении на воздухе и 3-разовое горя-

чее питание; прогулка и подвижные игры на воздухе проводятся в течение дня дважды: перед обедом и в конце продленного дня.

Во время прорулки дети должны быть одеты соответстве!шо сезону и погоде, чтобы обеспечить свободу движений и необходимый тепловой контроль.

наружного воздуха: от -3°С ЛО -6°С

4-слойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.

от -9°С до - 14°С

5-слойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, свитер, колготы, рейтуры - 2 пары, зимнее пальто, утепленные сапоги с носками.

При температуре от +6°С до -2°С

4-слойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (зимнее пальто без трикотажной кофты, если температура ниже 0°С), сапожки.

При организации питания 6-летних школьников следует руководствоваться методическими рекомендациями "Организация рационального питания учащихся подготовительных классов общеобразовательных школ", утвержденными Минздравом СССР от 07.12.82 г. и согласованными с Минпросом СССР.

В соответствии с физиологической потребностью в основных пищевых веществах и энергии для детей данного возраста разработаны примерные наборы продуктов и примерное двухнедельное меню завтраков и обедов. На основании их могут быть составлены варианты применительно к конкретным условиям с учетом местных, климатических, национальных особенностей питания.

Приемы горячей пищи должны быть равномерно распределены в течение дня: завтрак дома в 7-7.30 часов, завтрак на 1-2 перемене в школе, обед в 13-13.оО часов и полдник в 16 часов 20 мин. Калорийность горячего завтрака в школе должна составлять примерно 25$, обеда - 35-40$ и полдник - 10$ суточной потребности в калориях (2400 калл.). На полдник дети могут получать фрукты (яблоки, апельсины), печенье, булочку с чаем, кефиром или молоком.

Длительное пребывание 6-летних детей в школе на продленном дне без организации дневного сна не рекомендуется.

- 14 -

Примерный распорядок пребывания в пчоле детей 6-ти лет, посещающих группу продленного дня:

81 200 - 8.30 - сбор детей, утренняя гимнастика

8.40    - 9.15 - первый урок

9.25 - 10.00 - второй урок, горячий завтрак

10.30    - 11.05 - третий урок

11.05    - 12.30 - динамические занятия (организованные подвижные

игры, прогулка)

12.30    -    13.05    -    четвертый    урок1

13.05    -    13.30    -    обед

13.30    -    15.30    -    сон

15.30    -    15.45    -    уборка    постели, туалет

15.45 - 16.20 - занятия по интересам1, тихие игры 16.20 - 16.40 - полдник

16.40    - 18.00 - прогулка, подвижные игры на воздухе

15

культурой, могут заниматься индивидуально, а также помогать в судействе, подготовке инвентаря и пр.

0 В течение учебного года, кроме каникул, предусмотренных для всех учащихся юколы, следует прерывать учебные занятия детей 6-ти лет дополнительными каникулами в течение одной недели в середине 3-й, наиболее продолжительной учебной четверти (третья неделя февраля). В этот переиод работает дежурная группа продленного дня в соответствии с инструктивным письмом Минлроса СССР от 28.02.83 г № 80-М/05/24 ”06 упорядочении режима работы детских дошкольных учреждений и групп продленного дня общеобразовательных школ”.

Общественно полезный труд учащихся 6-летнего возраста не предусмотрен учебным планом, но он может проводиться в форме самообслуживания, включающего:

-    содержание в чистоте и порядке своего рабочего места;

-    дежурство по поддержанию чистоты в классе;

-    уход за одеждой;

-    уход за растениями в классе;

-    помощь в сервировке обеденного стола (раскладка столовых приборов, хлеба).

ОРГАНИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕГ В ШКОЛЕ

Формы работы    Продолжительности_ Место    проведения

в течение дня    в    течение    недели

Организованные формы

I. Физкультурно-оздоровительная _ работа_

I. Утренняя гимнастика до занятии

8-10 минут

ежедневно

на воздухе или помещении

2. Физ куль минутка на уроке

1-2 минуты в зависимости от вида и содержания занятия

ежедневно

в клвссе

3,    Физические упражнения и подвижные игры на переменах

4.    Динамические занятия*

не менее 10 минут не менее 30 минут

ежедневно на каждой перемене

ежедневно

на воздухе или помещении

на воздухе

5. Вторая вечерняя прогулка: подвижные игры и спортивные упражнения

не менее 40 минут

ежедневно

на воздухе

Я. Физкультурно-массовая и спор-    на воздухе, на спортивная работа.    не    более    1,5    часов    ежемесячно    тивной площадка, при

Дни здоровья, физкультурные    необходимости в зале

праздники

Самостоятельная двигательная активность детей

1.    На    переменах    не    менее    10    минут    ежедневно    на каждой    на    воздухе    или    в

удлиненной перемене    помещении

2.    На    динамическом    занятии    не    менее    ID    минут    ежедневно    на    воздухе

3.    На    2-й вечерней    прогулке    не    менее    20    минут    ежедневно    на    воздухе

*В сумме время на двигательную активность во время динамических занятий не менее 40 мин. Динамическое знятие равноценно спортивному часу, предусмотренного в соответствии с приказом МП СССР и Спорткомитета СССР А6 17/81 от 19.01.79 г.

17

Приложение I

ИНСТРУКЦИЯ

к проведению психофизиологического обследования

Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга (тест Керна-Ирасека) и речи (качество эвукопроизношения).

Определение степени "школьной зрелости" по тесту Керна-Ирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении.

Тест Керна-Ирасека (ориентировочный тест "школьной зрелости")

Ребенку (или группе детей в 10-15 человек) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу исследователь укаеывает имя, фамилию, возраст ребенка, £ детского сада и дату исследования Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий: I) рисунок человека; 2) срисовывание короткой фразы из 3-х слов ("Он ел суп"); 3) срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задать,. К первому заданию дается следующая инструкция: "Здесь (каждому показывается Где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь".

Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить, если он не может начать работу, следующим образом: "Видишь как ты хорошо начал. Рисуй дальше".

На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтов и он (она) должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуры, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

После того, как ребенок закончит рисунок, рабочий лист перево*

18

рьпинается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Для выполнения второго задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размером примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза "Он ел суп" (вертикальный размер букв - I см, заглавной - 1,5 см) (см. рис. 1а).

Карточка с фразой кладется перед ребенком, чуть выше рабочего листа.

Задание второе формулируется следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не расчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3-го задания. На них изображается группе точек (рис.

16) (расстояние между точками по вертикали и горизонтали - I см, диаметр точек - 2 мм.

После выполнения ребенком 2-го задания nej1вя карточка у него отбирается и на ее место кладется вторая (с точками), таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз (как на рис. 16)*

К третьему заданию дается следующая инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа" (показать где).

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллами от I (наилучшая оценка) до б (наихудшая оценка).

Примерные критерии оценки каждого задания по пятибальной системе показаны на рис. 2-4 (I балл - наилучшая оценка, 5-баллов - наихудшая).

Задание I (рисунок человека) (рис. 2).

I балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5-ю пальцами. Признаки мужской одежды.

"УТВЕРВДАЮ"

Начальник ГЛа_ного санитарно-епнцвмиологического управления Министерства здравоохранения СССР

___в.в.ковшюю

05.05.85 № 3862


"УТВЕРВДАЮ"

Гачальник Главного управления лечпрофпомощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР

_И.    И.    ГРЕБЕШКОВА

30.04.85 № II-I4/I3-6


"СОГЛАСОВАНО”

Начальник Главного управления школ Министерства просвещения СССР

_D.D.    ИВАНОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ

В ШКОЛУ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В

ПЕРВЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Общие положения

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г, № 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий общеобразовательной школь,»" предусмотрено осуществить постепенный переход к обучению в школе детей шестилетнего возраста.

Приказом Министерства просвещения СССР от 25 января 1985 г.

№ 13 утверждены "Правила приема детей шестилетнего возраста в I класс общеобразовательной школы".

В первый класс школ принимаются дети, которым до I сентября текущего года исполнится 6 лет.

Наполняемость первых классов не должна превышать 30 человек.

Порядок организации классов-комплектов определяется в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 02.11.84 г. № 122 "О порядке расчета штатов и оплаты труда учитегзй Т-1У классов в малокомплектных общеобразовательных школах".

Приказом Министерства здравоохранения СССР № 666 от 12 июня 1984 г. "О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе" предусмотрен полный охват комплексными медицинскими осмотрами детей за год до начала обучения с 6-ти лет в школе с определением функциональной готовности к обучению для решения вопроса о готовности их к обучению и назначения, в случае необходимости, оздоровите^оных и лечебных мероприятий.

I. Определение готовности детей к обучению в школе

При поступлении каждого ребенка в школу рекомендуется опреде-

-19-

-JUs cytu.


рис.Ia

f

«    4    •

•    V    #

e    ф    Ф

*

рмсЛб

z

лять степень готовности его к обучению. Это связано с тем* что неготовность детей к школьному обучению неблагоприятно отражается на их работоспособности* успеваемости и состоянии здоровья.

Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад).

Определение степени готовности дотей к школе проводится по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии:

1.    Уровень биологического развития.

2.    Состояние здоровья в момент осмотра.

3.    Острая заболеваемость за предшествующий год.

Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций:

-    результаты выполнения теста Керна-Ираеека

-    качество эвукопроизношения (см. Приложение I)

Работа врачей по определению готовности детей к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций:

Первое углубленное обследование детей в связи с определени-готовности их к обучению проводится в октябре-ноябре года* предшествующего поступлению в шкоду. Углубленный медицинский осмотр f плановая диспансеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром* отоларингологом, офтальмологом* психоневрологом, хирург ом-ортопед ом, стоматологом. В те же сроки врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое исследование у всех детей расхитил школьно-необходимых функций в соответствии с Инструкцией к проведению психофизиологического исследования (приложение I). Результаты пер-BOi1 углубленного медицинского и психофизиологического обследования детей заносятся в медицинскую карту развития ребенка.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендованные лечебные с оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия

3

по устранению дефектов звукопроизношения проводятся вра^ом-лого-пед^м.

Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) могут проводиться воспитателями детского сада или родителями.

Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролирует выполнение назначенных мероприятий.

Повторный медицинский осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле, мае - теми же специалистами). Перечень заболеваний, служащих основанием рекомендовать отсрочку поступления в шкоду на I год, дается в Приложении 2. Времен..ая отсрочка от приема в школу рекомендуется и детям с отставанием биологического развития:

1)    рост ниже U - I по местным стандартам физического развития,

2)    прибавка в росте за последний год менее 4 см,

3)    полное отсутствие постоянных зубов.

Одновременно врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании. После проведения повторного обследования выносится окончательное решение о готовности ребенка к школе. Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в шкоду детей 6-летнего возраста, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 и более баллов и имеющие дефекты звукопроизношения.

Заключение о готовности к школе производится на основании результатов первого и второго обследования, занесенных в медицинскую карту развития ребенка.

К началу учебного года медицинский персонал информирует учителей о готовности ребенка к обучению.

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психофизиологическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку поступления в школу.

В случае приема таких детей в школу следует обратить особое внимание на проведение с ними предусмотренных программой занятий по развитию школьно-необходимых фуькций (речи и моторики), обеспечить, в случае необходимости, специальные занятия с логопедом.

4

В порядке исключения, может быть проведено дополнительное медицинское или психофизиологическое исследование детей непосредственно перед началом учебного года.

2. Гигиеническая организация внешней среды

Помещения, предназначенные для детей 6-летнего возраста, следует выделять в обособленные учебные секции но более, чем на 2-3 класса, размещенные в отдельном отсеке или блоке на первом и не выше второго этажа для удобной связи со школьным участком. Желательно иметь отдельный вход.

Для правильной организации режима продленного дня рекомендуется следубщий набор помещений:

- классцую комнату из расчета 2,4    на I человека;

- спальную комнату из расчета 2,0    на I человека;

-    игровую комнату из расчета 2,0

-    рекреацию из расчета 1,0

-    гардероб для верхней одежды;

-    столовую (отдельное помещение или специальные столы, выделенные в общем обеденном зале).

Целесообразно смежное размещение классной и игровой комнат, что обеспечивает использование игровой для проведения физкультминуток и для отдыха детей, свободных от занятий.

В случае невозможности обеспечить полный набор помещений рекомендуется комбинированное их использование. Наиболее целесообразно сочетать спальное помещение с игровой или игровое помещение с рекреацией (при этом ибщая площадь комбинированного помещения составляет не менее 75 кв.м).

Все помещения должны иметь удобную связь между собой и с общешкольными помещениями, которые используются учащимися шестилетнего возраста (физкультурный и обеденный зады, кабинет врача и т.п.).

Помещения, предназначенные для детей 6-летнего возраста, должны иметь обязательно естественное освещение (при КШ не менее I.65S).

Освещение вторым светом допускается только в туалетных помещениях.

Глубина помещений при одностороннем освещении ке должна быть

5

более 6 с* На подоконники не следует ставить высокие широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения.

В классьых, игровых и спальная предусматриваются солнцезащитные устройства (жалюзи, коз рьки, шторы и пр.). Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещений всех помещений. Освещенность игровой комнаты должна составлять не менее 200 лк., в спальнях - 75 лк на уровне 0,5 м от пола. в классах уровень освещенности на столах при люминесцентном освещении должен составлять не менее 300 лк, при лампах накаливания - 150 лк. Светильники располагаются линиями вдоль рядов cto^jb для занятий. Искусственное освещение следует включать в соответствии со световым календарем, содержащимся в "Санитарных правилах по устройству и содержанию детских дошкольных учреждений" - М,, 1985 г.

Для увеличения полезной площади помещений целесообразно максимально использовать встроенную мебель (шкафы для учебных пособий, игрушек, одежды, кровати и т.ц.).

Классная комната оборудуется учебной мебелью в соответсвии с ГОСТами "Мебель детская дошкольная - функциональные размеры" (ГОСТ I930II-73 и ГОСТ 193012-73), а также допускается использование мебели школьной в соответствии с ГОСТами II0I5-7I, II0I6-7I, 5994-72.

Размеры столов и стульев для детей шестилетнего возраста в школе

Мебель

Группы

мебели

Группа роста в см

Высота над полом (в см)

края крышки переднего со стор. си- края сиде-дящего ния

Распределение на классы в %

"Г "

II0-II5

48,0

28,0

15

Дошколь

"ДМ

I15-130

54,0

32,0

77

ная

"Ж"

свыше 130 60,0

36,0

8

Школьная

"А"

до 130

54,0

32,0

90

"Б"

130-145

60,0

36,0

10

Между рядами столов и стенами классного помещения необходимо строго соблюдать разрывы: от наружной стены первого ряда столов (парт) - 0,6 - 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда

6

столов (парт) - 0,5 - 0,6 м. В классах прямоугольной конфигурации при расстановке одноместных столов по два в три ряда оптимальное расстояние от первых столов до классной доски - 3 и, В классах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке одноместных столов по два в четыре ряда - 4 м. (Минимально допустимыми размерами являются соответственно 2,5 и 335 м). Расстояние между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.

Настенные доски (тип ДО Г0СТ-20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом не выше 75 см,(желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали). В классном помещении предусматриваются шкафы в количестве 8 секций для учебных пособий и игрушек.

Игровые оборудуются двухместными столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель их должна соответствовать росту детей. Мебель желательно расставлять по периметру комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр. Кроме того, в игровой следует организовать спортивный уголок (оптимально - "домашний стадион") со шведской стенкой и каналами. Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, цубные гармошки, свистульки и т.д.), мягкие игрушки, плохо поддающиеся очистке и дезинфекции.

При расстановка стационарных детских кроватей (Г0СГ-19-301-3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей - 50 см, изголовьями кроватей - 20 см. Расстояние между кровав ю и наружной стеной должно быть не менее 60 см, в климатических подрайонах IA, ТБ, IT - не менее 100 см3

При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными кроватками или, в исключительных случаях, раскладными кроватями с жестким основанием. В спальне размещаются 5 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции) и шкафчики для хранения домашнего платья). Рекомендуется смена постельного белья каждые 10 дней с организацией централизованной стирки.

В общешкольной столовой для детей шестилетнего возраста должны выделяться отдельные стулья и столы, соответствующие по своим размерам росту детей3

В гардеробе долины быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви, банкетки и сушилки. При отсутствии изоли-

7

рованного гардероба допустимо оборудование шкафчиков дл< хранения верхней одежды и обуви в ретсреациях.

Во все помещения подводится горячая и холодная вода. Высота подвеса раковин 0,5-0,б м от пила. Туалеты с умывальными размещаются вблизи основных помещений, используемых 6-летними детьми, и оборудуются санитарными приборами с учетом роста детей (в количестве 4-х шт,).

Санитарное состояние и содержание помещений для детой 6-летнего возраста должно соответствовать требованиям, изложенным в "Санитарных правилах по устройству и содержанию общеобразовательных школ .

Рекомендуемые уровни температуры воздуха в основных помещениях с учетом климатических зон: 3

Помещения*

Климатические районы

IA ТБ

ТВ 1д п

Ш 1У

Классная

комната

20-22°С

19-21°С

18-20°0

Игровая

19-21°С

ш-го°с

17-19°С

Спальня

18-20°С

17-Х9°С

1б-18°С

Наружная темпера-

Длительность проветривания помещений (в мин,)

градусах С

в малые перемены в

большие перемени

от +10 до +6

4-ТО

25-35

от +5 до 0

3- 7

20-30

от 0 до -5

2-5

15-25

от -5 до -10

1-3

10-15

ниже -10

1-1,5

5-10

Продолжительность проветривания спальных и игровых комнат перед приходом детей устанавливается в соответствии с рекомендациями для проветривания классных помещений в большие перемены.

Для эффективного проведен! ; уроков физкультуры, динамических занятий, подвижных игр необходимо иметь оборудованную спортивноигровую площадку с твердым покрытием (деревянным, резиновым, асфальтовым) , приподнятую не 5-7 см над уровнем грунта с уклоном от центра к краям по 0,5 см на каждый метр.

Не спортивно-игровой площадке устанавливается следующее оборудование:

А, Стационарное:

1.    Гимнастическая стенка с набором досок и лесенок (4-6 секций) высота 2,5-3,0 м.

2.    ВреБна гимнастические высотой 50 и 35 см, длиной 3,5 м по 2 шт.

3.    Мишени, представляющие собой 4 концентрических круга диаметром 20, 40, 60 и 80 см, центр мишени располагают на высоте

I10-120 см от уровня площадки.

4.    Баскетбольные щиты размерами 80 х 120 пл и баскетбольные кольца. Щит устанавливается таким образом, чтобы кольцо находилось нр уровне 2 м от поверхности площадки,

5.    Рукоход длиной 3 м, высотой Т м 60 см, расстояние между перекладинами 15 см,

6.    Стол для настольного тенниса размером 76 х 152, 5 х 274 см.

7.    У кра: площадки устраняется яма для прыжков глубиной 40-50 см, длиной 3 м, шириной 2-3 м и устанавливается 2-4 деревянные скамейки шириной 15 ем и высотой 30 см.

Б. Выносное оборудование.

1

Б те дни, когда по расписанию проводится 3 урока, это время рекомендуется использовать для прогулки

2

В национальной школе полезно проводить игры с использованием разговорной русской речи

Если динамическое занятие проводится после 2-го урока, завтрак организуется после 1-го урока.

Распределение двигательной активности детей 6 лет при обеспечении рациональной организации режима дня и недели представлено в таблице.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания проводится врачом или медсестрой совместно с педагогом.

Б процессе медико-педагогического контроля проводятся наблюдения за организацией, методикой занятий, объемом физической нагрузки, влиянием ее на организм детей при организованных формах занятий физическими упражнениями и самостоятельной двигательной деятельности детей.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожден» з от занятий физической

3

При совмещении двух помещений температура воздуха должна соответствовать более высокому диапазону.

Одежда детей в помещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б белье и платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и гоорп.! (х/б или n/ш) у мальчиков. На ногах колготы и легкие туфли.

При несоответствии температуры воздуха в помещении рекомендуемым уровням, одежда детей должна либо дополнительно утепляться (при снижении температуры воздуха), либо облегчаться (при более высокой температуре воздуха).

Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классшлс помещений во время перемен, продолжительность которого определяется наружной температурой воздуха.

До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание.