Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

13 страниц

Купить Методические рекомендации 11-14/14-6 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для медицинских работников дошкольных и школьных учреждений, психиатров и невропатологов детского возраста

 Скачать PDF

Оглавление

Приложение. Схема комплексного обследования латеральности ребенка

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13

Министерство здравоохранения СССР

Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей

(методические рекомендации)

Москва—1985 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей

(методические рекомендации)

Москва *— 1985

Приложение

СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Дата обследования:    Ф.    И.    О.    обследуемою:

Опросник:

г

1

Ответы и их оценка

в баллах

Вопросы

прав, рукой |

любой

левой рукой

я

чаще

тол ь к I

рукой

чаще

тольк

я

+1

о 1

—1

—2

1.

Какой рукой пишешь?

1

__1

2.

Какой рукой рисуешь?

i

3.

Какой рукой бросаешь камень,; мяч?

Какой рукой режешь ножницами?

Какой рукой бьешь молотком? Какой рукой держишь зубную щетку?

|

4.

1

1

1

!

5-

6.

1

i

i

i

:-----

ос

Какой рукой расчесываешься? Какой рукой стираешь ластиком написанное?

Какая рука при аплодирова-нии сверху?

В какой руке держишь ложку при еде?

i

i

1

I

9.

10.

— -

i

i--

!

i

1

11.

Какой рукой раздаешь карты при игре в лото и прочие игры?

I

|

t

!

i

1

j

12.

Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков?

j___

Итого: сумма баллов    баллы

Результаты сенсо-моторных проб:

Ведущий глаз: правый, левый, оба.

Ведущее ухо: правое, левое, оба-

Переплетение пальцев рук:    правый,    левый, амбидекстральный

типы.

Перекрест рук на груди: правый, левый, амбидекстральный типы,

Леворукость у родственников (указать наличие леворуких и амбидекстров среди близких и отдаленных родственников): есть, нет.

Заключение. Леворукий (или амбидекстр),........баллов,    с

с .... . ведущим глазом, ..... ведущим ухом, .... типом переплетения пальцев рук,.......типом перекреста рук на гру

ди, с наличием (или отсутствием) леворуких в семье.

Примечание: ненужное зачеркнуть.

Подписано в печать 14. 05. 85 г. № Л-103529. Формат 60x84 1/16. Уел. п. л. 0,7.

Тираж 1000. Заказ № 2492. Краснодонская гортипография.

Методические рекомендации подготовлены заведующим кафедрой психиатрии Ворошиловградского медицинского института доктором медицинских наук А. П. Чуприковым, ассистентом С. Е. Казаковой, старшим научным сотрудником НИИ гигиены детей и подростков М3 СССР кандидатом медицинских наук В. А. Айрапетянц и врачом-невропатоло-гом Мартунинской ЦРБ А. М. Гинояном.

Ответственный редактор — директор НИИ гигиены детей и подростков М3 СССР академик АМН СССР Г. Н. Сердю-ковская.

Методические рекомендации предназначены для медицинских работников дошкольных и школьных учреждений, психиатров и невропатологов детского возраста.

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник главного Управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям

Минздрава СССР

И. И. Гребешева

30. 04. 1985 г.

№ 11-14/14-6

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЕВОРУКОСТИ И ПСИХОГИГИЕНА ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации

В последние годы отмечается повсеместный рост внимания к проблеме охраны здоровья и воспитания леворуких детей. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы и задачами, стоящими перед органами здравоохранения по охране психического здоровья подрастающего поколения. Отсутствие единых и четких указаний по тактике поведения врача, педагога и родителей в отношении леворуких детей создает значительные трудности в воспитании, обучении и подготовке их к полноценному и самостоятельному труду.

Термином «рукость» обозначают устойчивое предпочтение индивидуумом одной из рук в игровых, бытовых, учебных, профессионально-производственных действиях т. е. устойчивое предпочтение одного из видов латерального поведения.

«Рукость» основывается на анатомо-функциональной асимметрии в системе двигательного анализатора головного мозга. Считается, что в ее происхождении играют определенную роль как наследственные, так п средовые факторы при преобладании первых из них.

3

Праворукость является одним из видовых признаков человека, выделяющих его из других групп живых существ. Леворукость же— отклонение по этому признаку. Однако, это отклонение само по себе не относится к числу болезненных и считается редко встречающимся вариантом нормы. Так же редко, как леворукость, встречается отсутствие устойчивого предпочтения какой-либо из рук или использование для одних действий правой, а для других —- только левой руки. Это явление называется амбидекстрией.

Исследования показывают, что среди детей дошкольного и младшего школьного возраста количество леворуких составляет 7—11%, при этом леворукость у мальчиков, как правило, встречается в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом количество леворуких постепенно уменьшается и к 15—16 годам достигает величины, характерной для взрослых (от 2—3% до 7—8% в разных регионах страны).

У большинства детей до 3—5-летнего возраста отмечается период «псевдоамбидекстрии» (ложной обоерукости), когда они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них, или же преимущественное предпочтение левой руки сменяется предпочтением правой руки. Этот период отражает определенный этап созревания двигательного анализатора. С целью ускорения дифференцированного развития парного двигательного анализатора головного мозга в раннем детском возрасте допускаются осторожные попытки обучения праворуким действиям. Эти попытки должны протекать без како-либо насилия, диктата, окриков. При обнаружении сопротивления ребенка этим попыткам и предпочтения им леворукого поведения обучение праворуким действиям необходимо оставить.

Вопрос о «рукости» ребенка особенно остро встает перед поступлением детей в школу. Для этого необходимо провести диагностику леворукости и при обнаружении таковой решить вопрос о возможности переучивания в каждом конкретном случае.

Выявление леворукости может проводить специально обученный этому средний медицинский персонал в процессе медицинского обследования детей в возрасте 5—6 лет. Вначале необходимо опросить родителей ребенка, персонал детского дошкольного учреждения (при посещении ребенком, такового) о наличии признаков предпочтения ребенком левой руки. При выявлении таких детей для уточнения необходимо провести более подробное специальное обследование.

Обследование начинается с опросника, содержащего 12 вопросов об использовании левой или правой руки в быту, учебе, в игровых и трудовых действиях. Вопросы следует дополнять просьбой

4

продемонстрировать то или иное действие, указанное в них. Обследование должно проводиться в быстром темпе, непринужденно, лучше индивидуально — вне группы детей, чтобы исключить научение и подражание. Опросник, помимо качественной характеристики «рукости», позволяет провести количественную оценку степеннее выраженности в условных единицах: ответ на каждый вопрос оценивается в баллах, а затем подсчитывается общая сумма. Крайние результаты могут быть такими: «—24 балла», когда на все 12 вопросов следуют ответы «только левой рукой», оцениваемые каждый в «—2 балла», или «+24 балла», когда на все вопросы следуют ответы «только правой рукой», оцениваемые каждый «+2 балла». Сумма баллов от «—9» до «—24» служит основанием ди-агноспировать леворукость, от «—8» до «+8» — амбидекстрию, а от «+9» до «+24» — праворукость.

При обнаружении у ребенка по данным опросника леворукое* ти или амбидекстрии обследование дополняют пробами на выявление других латеральных сенсо-моторных признаков:

Выявление ведущего глаза; ребенку предлагают взять в вытянутые перед собой руки лист бумаги, свернутый в трубку, и при двух открытых глазах посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2—3-х метров. Затем, не теряя этот предмет из вида, ребенок должен приблизить лист (или трубку) к глазу* Ведущим будет тот глаз, который ребенок использует неоднократно при повторении пробы.

Выявление ведущего уха* ребенка сажают за стол, на котором прямо перед ним лежат часы, и предлагают, не дотрагиваясь руками, на слух определить, работают ли они. То ухо, которым ребенок неоднократно пользуется при повторных пробах (не менее трех), и будет ведущим. Вместо часов можно использовать телефон. Ведущим будет то ухо, к которому ребенок неоднократно подносит телефонную трубку.

Моторные пробы: а) переплетение пальцев рук — правый или левый большой палец, оказавшийся сверху, определяет результат пробы;

б) перекрест рук на груди — предплечье (но не кисть), оказавшееся сверху, определяет результат пробы.

Использование этих дополнительных проб позволяет в известной мере прогнозировать возможность изменения предпочтения руки по мере взросления ребенка и искусственного изменения путем переучивания.

У родителей обследуемого ребенка выясняют наличие леворуких среди ближайших и отдаленных родственников (первой и второй степени родства). При наличии леворуких среди родственников вероятность определения стойкой леворукости у обследуемого более высока.

Результаты комплексного обследования латеральности ребенка (см. схему обследования в приложении) вписываются в амбулаторную карту, хранящуюся в поликлинике. Леворукий ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован врачом-невропатологом, который решает вопрос: является ли леворукость у данного ребенка естественным (фенотипическим) явлением, или это симптом остаточных явлений одной из форм детского церебрального паралича, либо другого заболевания центральной нервной системы. У леворуких детей чаше, чем г праворуких в анамнезе встречаются указания на перенесенные вредности периода беременности и родов. Последние требуют как можно более раннего специального лечения и особых коррекционных мероприятий. Именно врач-невропатолог может оценить степень нарушения нормального хода развития центральной нервной системы и определить конкретное лечение для данного леворукого ребенка.

При поступлении ребенка в школу сведения о его леворукости должны передаваться школьному медперсоналу.

Психогигиена леворуких детей должна состоять из цепи взаимосвязанных мероприятий, которые осуществляют воспитатели, педагоги и медицинские работники. Основной смысл этих мероприятий должен заключаться в бережном отношении к леворуким детям. При выявлении леворукости у ребенка следует сохранять в семье спокойную атмосферу, обсуждение взрослыми членами семьи этого факта проводить вне присутствия ребенка и не вовлекая его в споры взрослых, как можно меньше фиксировать внимание на его необычности и исключительности, прийти ему на помощь, если дети во дворе дразнят и унижают его, по возможности разрядить сложившуюся атмосферу.

Повсеместно: в семье, в дошкольных и школьных учреждениях следует поощрять использование этими детьми левой руки при овладении письмом, в рисовании, лепке, при обучении трудовым навыкам. Обязательно выделить леворукому ребенку за партой или столом место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем своего соседа по парте. На уроках труда следует специально продумать технику безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. В домашних условиях

6

место для выполнения уроков следует организовать таким образом, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

Необходимо снизить требования к каллиграфической, стороне почерка леворуких детей, допустимы вертикальное написание букв или наклон почерка влево. При обучении письму леворукому школьнику предлагают избрать самому тот способ письма, который более удобен и позволяет ему не отставать в скорости письма от праворуких сверстников.

В игровой обстановке, во внеклассной работе следует учитывать особенности темперамента леворуких детей:    повышенную

эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней подвижностью. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания, и так далее. В личных беседах с леворуким ребенком воспитателям и педагогам следует объяснять вред сокрытия и маскировки леворукости, ссылаться на положительные примеры из истории и литературы, рассказывать о большом вкладе леворуких в общечеловеческую культуру и т. д.

До настоящего времени в населении и среди специалистов, имеющих прямое отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения, бытуют взгляды на необходимость и даже обязательность насильственного переучивания леворуких детей. Однако, в ряде случаев это приводит к развитию невротических расстройств и других форм патологии. Приступив к учебе в первом классе обычно с энтузиазмом, такой ребенок в скором времени сталкивается с целым рядом трудностей. Было обращено внимание на то, что у значительной части леворуких детей, несмотря на достаточный кругозор, удовлетворительную память, хорошее владение устной речью, в клинической картине невроза отмечаются довольно необычные явления — признаки «зеркального» мышления, такие как инвертное, перевернутое справа налево написание отдельных букв или целых слов, перестановка слогов с переносом их из конца в начало слова, упорное чтение слов справа налево, при закрытых глазах лучшее угадывание букв в «зеркальном» написании, поздняя дифференциация понятий «правое» и «левое», затруднение ориентирования на местности, затруднение в планировании своего поведения и т. д. У праворуких первоклассников такие явления встречаются значительно реже и не в столь большом объеме.

Леворуким с трудом даются навыки письма правой рукой. Пишут они медленно и, как правило, без соблюдения правил каллиграфии, пишут с видимыми физическими усилиями, многократно проговаривая про себя каждое слово* Они обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий как в классе, так и дома. Иногда они отстают в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум-трем буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Левоглазость и другие левые сенсомоторные признаки асимметрии усиливают эти проявления. Отсутствие успехов и непонимание окружающих в школе могут привести к тому, что у переучиваемого леворукого школьника пропадает желание учиться, о письме он думает с отвращением и стремится избегать его, а в последующем пропустить, прогулять занятия. При насильственном переучивании и принуждении действовать и писать правой рукой в психике леворукого ребенка могут появиться ранее не свойственные ему астенические признаки: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. В этот период может отмечаться и ухудшение ночного сна, чаще в виде затруднения засыпания, поверхностного сна и пробуждения. Ухудшается аппетит, особенно по утрам. Значительная часть детей в это время становится капризными, раздражительными, несдержанными, вспыльчивыми, учащается «реакция протеста» и «истерики» по отношению к родителям, воспитателям и педагогам. В более редких случаях в этот период появляется заикание, устанавливаются разнообразные тики, недержание мочи или кала. Нередки в этот период обострения нейродермита, бронхиальной астмы и других заболеваний. В тех же случаях, когда в анамнезе леворукого ребенка имели место остаточные признаки внутриутробного поражения или родовой травмы головного мозга, перечисленная симптоматика принимает особо выраженную форму и затяжное течение.

Учитывая все сказанное, необходимо со всей серьезностью высказаться против переучивания леворуких детей. Следует разъяснять вред и опасность насильственного переучивания ребенка для его последующего психического развития. Лица, отстаивающие в быту необходимость активного переучивания леворуких детей, объясняют это не столько необходимостью приспособить их к «праворукому миру», сколько желанием, чтобы ребенок не выделялся по этому признаку из своего окружения, был таким, «как все», избегал ненужных психотравм в результате насмешек

8

й обидных кличек со стороны сверстников- Действительно, некоторые леворукие дети, особенно девочки с чертами тревожности, имеют установку на праворукость и свою леворукость воспринимают очень болезненно, замыкаются в себе, иногда вступают в конфликты с товарищами. В этих случаях при решении вопроса о возможности переучивания таких детей основываются на результатах вспомогательных проб. Так, если у леворукого ребенка выявлены праволатеральные признаки асимметрии и, в первую очередь, правый доминантный глаз, то допускается не насильственное, с осторожностью переучивание. Что касается амбидекстров, то для них выбор предпочтения той или иной руки полностью основывается на результатах дополнительных сенсо-моторных проб: при наличии правых латеральных признаков (особенно правого доминантного глаза) этих детей ориентируют на праворукие действия и, наоборот, при выявлении левых латеральных признаков — на леворукие действия. В тех же случаях, когда у леворуких детей обнаружены левые латеральные признаки, а также леворукость среди родственников, целесообразен полный отказ от переучивания.

Таким образом, необходимо всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка различных форм «декстраст-ресса», то есть всякого давления со стороны праворукой социально-биологической среды. В этом состоит суть психогигиенических мероприятий, смысл разъяснительной работы среди населения, в дошкольных и школьных учреждениях. Именно таким образом врачи детского возраста внесут свой вклад в охрану психического здоровья и созидания полноценной, гармонически развитой и общественно активной личности леворукого ребенка.

9