Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Методика
определения уровня
акустической нагрузки на членов экипажей
воздушных судов с учетом шума
под авиагарнитурами
Методические указания
МУК 4.3.2230-07
Москва • 2007
1. Разработаны:
Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия
человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием
«Всероссийский
научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н.
Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н.
Курьеров); Министерством
транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации
(В.Д. Глуховский).
2. Рекомендованы к
утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому
нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и
благополучия человека (протокол от 21
июня 2007 г. № 2).
3. Утверждены
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.
Введены в действие с 1 октября
2007 г.
4. Введены впервые.
Содержание
1. Общие положения и область
применения
|
2. Оборудование для измерений
|
3. Порядок проведения измерений
|
4. Измерение акустической
эффективности авиагарнитуры
|
5. Измерение акустической
нагрузки на членов экипажей воздушного судна (ВС) при прослушивании эфира и
речевом радиообмене с учетом шумозаглушающих свойств авиагарнитуры
|
6. Обработка результатов
измерений
|
Приложение 1. Протокол
проведения измерений
|
Приложение 2. Обработка
результатов
|
Приложение 3. Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером
в октавных полосах частот
|
Приложение 4. Алгоритм расчета эквивалентного уровня звука дБА
(уровня звукового давления, дБ) прерывистого шума при измерениях шумомером
(шум в ступени - постоянный)
|
Приложение 5. Определение
среднего уровня звука (октавных уровней звукового давления)
|
Список литературы
|
Термины и определения
|
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
|
|
Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации
|
|
Г.Г. Онищенко
|
|
26 июля 2007 г.
|
|
Дата введения: 1 октября 2007 г.
|
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ
|
Методика определения уровня
акустической нагрузки на членов экипажей
воздушных судов с учетом шума под авиагарнитурами
|
Методические указания
МУК 4.3.2230-07
|
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящий документ устанавливает
методику определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных
судов с учетом шума под авиагарнитурами (в соответствии с п. 3.3.2 СанПиН
2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации»).
1.2. Методика предназначена для использования
в кабинах воздушных судов гражданской авиации при прослушивании эфира и речевом
радиообмене на всех этапах полёта.
1.3. Методика содержит требования к
оборудованию для измерений, способу измерения эквивалентных уровней звука и
звукового давления в октавных полосах частот при прослушивании эфира и речевом
радиообмене с учётом шумозаглушающих свойств авигарнитуры, к определению
акустической эффективности (заглушающей способности) авиагарнитуры, которая
определяется в целях ретроспективного анализа при невозможности выполнения
измерений в условиях реального полёта, а также определяет требования к
обработке результатов измерения и форму представления результатов.
2. Оборудование для измерений
2.1. Оборудование для измерений должно состоять:
- из измерительного микрофона давления;
- из микрофонного усилителя;
- из средства измерения звукового
давления (шумомера, спектрометра, анализатора спектра);
- из устройства для проведения
акустического испытания (рис. 1),
используемого для крепления микрофона и авиагарнитуры (далее - устройство).
При использовании микрофонов размером
½” и менее для фиксации микрофона в «устройстве» необходимо применять
переходные кольца из комплекта пистонфона или акустического калибратора.
Возможно применение измерительных
магнитофонов или иных средств объективной регистрации шума соответствующего
класса точности.
Образец устройства для испытаний в соответствии с ГОСТ Р 12.4.213-99
1 - корпус устройства; 2 - резиновый буртик; 3 -
предварительный усилитель с микрофоном;
4 - поглощающий материал; 5 - колпачок с гладкой поверхностью; 6 - изолирующее
кольцо;
7 - капиллярная трубка.
Рис. 1. Устройство для проведения акустического испытания
2.2. Применяемая аппаратура должна
обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 20 - 12500 Гц, со
стандартными характеристиками «А» и «Lin», и
соответствовать «1-му» или «0-му» классу точности.
Аппаратуру калибруют в соответствии с
инструкциями по эксплуатации приборов.
Применяемое оборудование аттестуется и
проходит государственную поверку в установленные сроки.
3. Порядок проведения измерений
3.1. Перед началом исследований:
- распаковать авиагарнитуру и закрепить
наушники в соответствии с прилагаемой изготовителем инструкцией;
- авиагарнитуру следует подвергнуть
кондиционированию не менее 30 мин в условиях температуры (22 ± 5) °С и
относительной влажности не выше 85 %.
3.2. Измерительный
микрофон должен быть расположен внутри устройства таким образом, чтобы его
центральная ось была перпендикулярна центру диафрагмы авиагарнитуры и было
обеспечено плотное прилегание амортизатора амбушюры авиагарнитуры к боковым
поверхностям устройства.
Собранная конструкция размешается на
высоте 1,2 - 1,5 м от пола в центре кабины ВС и ориентируется по направлению
полета, при этом ось микрофона располагается параллельно полу кабины и
перпендикулярно направлению полета.
4. Измерение
акустической эффективности авиагарнитуры
4.1. Подготовить авиагарнитуру в
соответствии с требованиями п. п. 3.1.
4.2. Установить
измерительные приборы и авиагарнитуру в соответствии с требованиями п. 3.2.
4.3. Уровни звукового давления измеряются
в октавных полосах частот 31,5 - 8000,0 Гц.
4.4. Измерение
выполняется при отсутствии авиагарнитуры и после размещения авиагарнитуры, как
определено в п. п. 4.2.
4.5. Требования п. 4.4 должны быть повторены не менее трех раз.
Результаты заносятся в протокол проведения измерений (прилож. 1).
4.6. В каждой из октавных полос
рассчитывается среднее значение выполненных измерений (прилож. 5).
Разница между средними значениями уровней
звукового давления, измеренного до и после размещения авиагарнитуры, составляет
акустическую эффективность (заглушающую способность) авиагарнитуры.
5. Измерение
акустической нагрузки на членов экипажей воздушного
судна (ВС) при прослушивании эфира и речевом радиообмене
с учетом шумозаглушающих свойств авиагарнитуры
5.1. Подготовить авиагарнитуру в
соответствии с требованиями п. п. 3.1..
5.2. Установить измерительные приборы и
авиагарнитуру в соответствии с требованиями п.
3.2.
5.3. Во время измерений система
кондиционирования воздуха ВС должна работать в эксплуатационном режиме.
5.4. При проведении исследований в
условиях реального полета авиагарнитура подключается к переговорному устройству
с учетом требований руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) и руководства по
технической эксплуатации (РТЭ) на конкретный тип ВС.
5.5. Измеряются эквивалентный уровень
звука LAeq,T (дБА)
и звукового давления в октавных полосах частот 31,5 - 8000,0 Гц.
5.6. Полученные результаты заносятся в
протокол проведения измерений (прилож.
1).
6. Обработка результатов измерений
Результаты измерения шума должны быть
представлены в виде протокола проведения измерений (см. прилож. 1).
Полученные результаты обрабатываются с
учетом приложений 2 - 5.
По результатам исследований, при измерении
акустической:
- эффективности авиагарнитуры указываются
индивидуальные величины акустической эффективности (заглушающей способности)
авиагарнитуры данного типа для каждой среднегеометрической частоты (дБ) и
А-корректированный уровень звукового давления (дБА);
- нагрузки на членов экипажей воздушного
судна (ВС) при прослушивании эфира и речевом радиообмене с учетом
шумозаглушающих свойств авиагарнитуры указываются для каждой
среднегеометрической частоты (дБ) и эквивалентный уровень звука LAeq,T (дБА).
Приложение 1
Протокол проведения измерений
1.
Место проведения измерений _________________________________________________
2.
Средства измерений и аппаратура
______________________________________________
3.
Сведения о государственной поверке
___________________________________________
_____________________________________________________________________________
(дата и номер свидетельства (справки)
4.
Организация, проводившая измерения __________________________________________
5.
Ф., И., О. ответственного за проведение измерений или проводившего измерение
______
______________________________________________________________________________
6.
Дата проведения измерений ___________________________________________________
Время
взлета ВС _______________________ Время посадки__________________________
7.
Время, в течение которого проводилось измерение
________________________________
8.
Бортовой номер ВС __________________________________________________________
9.
Тип и заводские номера двигателей
_____________________________________________
10.
Результаты измерения и расчета по форме 1
_____________________________________
|
|
Форма 1
Результаты измерения шума
|
№/№
п/п
|
Место
(этап)
измерения
|
Уровень
звука, LAeq,T, дБА
|
Среднегеометрические
частоты октавных полос, Гц
|
31,5
|
63
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
2000
|
4000
|
8000
|
Уровни звукового давления, дБ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерения
провел _________/ __________/
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Обработка
результатов
1.
Результаты измерения фактических уровней шума представляют в форме протокола в
соответствии с прилож. 1.
2. За максимальный уровень звука при проведении
измерений принимают наибольшее значение уровня звука за период измерения.
3. Уровни звука в дБА при измерениях
шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают в соответствии с прилож. 3.
4. Если измерения проведены в каждом из
интервалов Тi (ч) и
суммарная продолжительность интервалов равна Т (ч), то эквивалентный
уровень звука LAeq,T (дБA) рассчитывают по формуле:
|
(1)
|
где LAeq,Ti - эквивалентный
уровень звука в интервале Тi;
|
i = 1, 2,... и,
где п - номер интервала.
|
Допускается эквивалентные уровни звука
прерывистого шума при измерениях шумомером определять в соответствии с прилож. 4.
5. Средний уровень звука и средние
октавные уровни звукового давления постоянного шума в каждой точке определяют в
соответствии с прилож. 5.
Приложение 3
Расчет
уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот
Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в
октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:
|
где
Li - уровень
звукового давления в октавной полосе частот (дБ);
|
КАi -
частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице.
|
Таблица
Частота
Гц
|
31,5
|
63
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
2000
|
4000
|
8000
|
Частотная
А-коррекция по МЭК 651-79 (КАi) дБ
|
-39,4
|
-26,2
|
-16,1
|
-8,6
|
-3,2
|
0,0
|
1,2
|
1,0
|
-1,1
|
Приложение 4
Алгоритм
расчета эквивалентного уровня звука дБА (уровня звукового давления, дБ)
прерывистого шума при измерениях шумомером (шум в ступени - постоянный)
1. Определяют поправки ∆LAi (дБА),
∆Li (дБ) к значениям измеренных уровней звука LAi или
октавных уровней звукового давления Li в
зависимости от продолжительности ступеней шума в соответствии с таблицей.
Таблица
Продолжительность
ступени прерывистого шума, мин
|
480
|
420
|
360
|
300
|
240
|
180
|
120
|
60
|
30
|
15
|
6
|
Поправка
∆LAi,
дБА, ∆Li дБ
|
0
|
0,6
|
1,2
|
2,0
|
3,0
|
4,2
|
6,0
|
9,0
|
12,0
|
15,1
|
19,0
|
2. Вычисляют разности LAi - ∆LAi, Li - ∆Li, для каждой ступени шума.
3. Допускается полученные разности энергетически
суммировать в соответствии с п. 2 и таблицей прилож. 5.
4. Определенный суммарный уровень и будет являться
эквивалентным уровнем звука или уровнем звукового давления.
Приложение 5
Определение
среднего уровня звука (октавных уровней звукового давления)
1. Средний уровень звука LAcp, дБА, и
средние октавные уровни звукового давления Lcp, дБ,
вычисляют по формулам:
|
(1)
|
|
(2)
|
где
LАi, Li - измеренные
уровни звука, дБА, или октавные уровни звукового давления в точке, дБ;
|
i = 1, 2,... п, где n -
количество измерений в точке;
|
|
|
-
суммарный уровень звука (октавный уровень звукового давления) вычисляется по
таблице
|
|
|
|
|
2. Допускается рассчитывать средний уровень звука LAcp, дБА, и средние
октавные уровни звукового давления Lcp, дБ, с использованием
таблицей.
Таблица
|
дБА, дБ
|
Разность двух складываемых уровней звука
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
15
|
20
|
Добавка к более высокому уровню звука
|
3,0
|
2,5
|
2,0
|
1,8
|
1,5
|
1,2
|
1,0
|
0,8
|
0,6
|
0,5
|
0,4
|
0,2
|
0
|
Сложение уровней по таблице проводят в следующем
порядке:
1) вычисляют разность складываемых уровней;
2) определяют добавку к более высокому уровню в
соответствии с таблицей;
3) прибавляют добавку к более высокому уровню;
4) аналогичные действия производят с
полученной суммой и третьим уровнем и т. д. Полученная сумма и есть
Если разность между наибольшим и
наименьшим измеренными уровнями не превышает 7 дБ, то среднее значение LAcp, Lcp равно среднему
арифметическому значению всех измеренных уровней.
Список литературы
1. СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и
отдыха для летного состава гражданской авиации» (утв. постановлением
Госкомсанэпиднадзора РФ от 19 марта 1996 г. № 7).
2. ГОСТ
20296-81 «Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые
уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения».
3. ГОСТ
12.1.003-83 (СТ СЭВ 1930-79) «Система стандартов безопасности труда. Шум.
Общие требования безопасности».
4. ГОСТ
12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума
на рабочих местах».
5. ГОСТ
23941-2002 «Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие
требования».
6. ГОСТ
Р 12.4.208-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования.
Методы испытаний».
7. ГОСТ
Р 12.4.209-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования.
Методы испытаний».
8. ГОСТ
Р 12.4.210-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты органа слуха. Противошумные наушники, смонтированные с
защитной каской. Общие технические требования. Методы испытаний».
9. ГОСТ
Р 12.4.212-99 (ИСО
4869-2-94) «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной
защиты органа слуха. Противошумы. Оценка результирующего значения
А-корректированных уровней звукового давления при использовании средств
индивидуальной защиты от шума».
10. ГОСТ
Р 12.4.213-99 (ИСО
4869-3-89) «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной
защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической
эффективности противошумных наушников для оценки качества».
11. ГОСТ
Р ИСО 5725-2-02 «Точность (правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и
воспроизводимости стандартного метода измерений».
12. ИСО 354-85* «Акустика. Измерение
звукового поглощения в отражающей камере».
13. ИСО 8253-2-92* «Акустика.
Аудиометрический метод испытаний. Часть 2. Аудиометрия звукового поля с
сигналом чистого тона и с плотными оркестровыми тестовыми сигналами».
14. МЭК 225-66* «Октавные, полуоктавные и
третьоктавные полосовые фильтры, предназначенные для анализа звуков и
вибраций».
15. МЭК 263-82* «Шкалы и границы для
построения частотных характеристик и полярных диаграмм».
16. МЭК 651-79* «Измерители звукового уровня».
17. МЭК 804-85* «Измерители интегрального
среднего уровня звука».
__________
* Международный стандарт - во ВНИИКИ Госстандарта России.
Термины и определения
В методике используются следующие термины
с соответствующими определениями.
Устройство для проведения акустических
испытаний - устройство,
ориентированное на средние размеры головы взрослого человека, для обеспечения
стандартных условий фиксации измерительного микрофона и авиагарнитуры друг
относительно друга и в точках измерений.
Чашка - полый корпус, укрепленный на прижимном устройстве,
который обычно имеет звукопоглощающий вкладыш и амортизатор (уплотнительную
прокладку) по периметру.
Амортизатор (уплотнительная прокладка) - упругая кольцеобразная конструкция, обеспечивающая
удобное и плотное прилегание авиагарнитуры к голове.
Противошум - средство индивидуальной защиты органа слуха,
используемое человеком для изоляции от нежелательных звуков.
Примечание.
Противошум может включать электронные приборы для связи или приборы,
предназначенные играть активную роль в уменьшении нежелательных звуков.
Противошумный наушник - противошум, состоящий из двух звукоизолирующих
чашек, прикрывающих ушные раковины и соединенных между собой жестким или мягким
прижимным устройством (оголовьем).
Держатель наушников - жесткое или мягкое оголовье, предназначенное для
крепления противошума на голове с помощью усилия прижатия держателя.
Акустическая эффективность
(заглушающая способность) - разность
уровней звукового давления, измеренных микрофоном или акустическим тестовым
прибором в определенном звуковом поле и определенных условиях без противошума и
с противошумом (в децибелах).