Купить МУ 845-70 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Методические указания имеют целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупнейших и больших городов
I. Общие положения
II. Санитарно-гигиеническая оценка природно-климатических условий, охрана и улучшение природы
III. Размещение промышленных и энергетических предприятий
IV. Санитарная оценка расселения населения
V. Организация мест массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений
VI. Гигиенические требования к водоснабжению района
VII. Санитарная оценка канализации района
VIII. Санитарная очистка района
IX. Транспортные связи в районе
X. Санитарный надзор за реализацией проектов схем районной планировки
Приложение. Перечень основных руководящих материалов
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
14.04.1970 | Утвержден | Зам. Главного Государственного санитарного врача СССР | 845-70 |
---|---|---|---|
Разработан | Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Марзеева |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ И СХЕМ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ
г. Москва
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Главного санитарного врача СССР
А. Павлов
14 апреля 1970г.
№ 845-70 от 14 апреля 1970 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по осуществлению Государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией проектов и схем районной планировки. 1
I. Общие положения
1. В соответствии с директивами Партии и Правительства в нашей стране осуществляется дальнейшее развитие производительных сил, высокопродуктивного сельского хозяйства, расширение строительства курортно-оздоровительных учреждений и т. д. Это предопределяет необходимость ведения всего строительства на основе принципов и методов районной планировки.
По указанию Госстроя СССР в настоящее время широко развернута разработка проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных и курортных районов страны.
В связи с этим перед органами санитарно-эпидемиологической службы ставятся важные задачи, предусматривающие необходимость правильного решения гигиенических вопросов.
2. Настоящие «Методические указания» имеют целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупнейших и больших городов.
3. Осуществляя предупредительный и текущий санитарный надзор при рассмотрении проектов и схем районной планировки, а также при их реализации органы санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться поста-
ские заводы, строительные комбинаты и др.), язляющиеся мощными источниками загрязнения внешней среды, должны размещаться не менее чем в 8—10 км. от границ жилых районов городов.
34. При рассмотрении схем планировки сельскохозяйственных районов необходимо оценивать перспективные планы развития производственных комплексов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству строительных материалов и др.
При размещении этих предприятий, а также откормочных животноводческих пунктов, животноводческих и птицеводческих ферм должны строго соблюдаться требования по недопущению неблагоприятного воздействия их на условия жизни населения (загрязнение воздуха, воды и почвы, распространение шума).
Откормочные и убойные пункты скота и птицы, животноводческие фермы и другие объекты, имеющие загрязненные сточные воды, а также пристани и причалы, необходимо располагать ниже по течению реки и с подветренной стороны относительно населенных пунктов.
IV. Санитарная оценка расселения населения
35. В разделе по расселению населения на территории района необходимо:
а) оценить основные рекомендуемые в проекте принципы расселения населения в пределах района;
б) рассмотреть с гигиенических позиций размеры вновь проектируемых и перспективных (подлежащих развитию) населенных мест;
в) дать оценку населенным пунктам или их отдельным районам, которые по санитарным соображениям не следует развивать или которые нуждаются в переносе на другиетер-ритории.
36. В районах размещения предприятий обрабатывающей промышленности рекомендуется централизованное расселение (размещение преобладающей части населения в одном или нескольких больших городах); в районах размещения предприятий добывающей промышленности — групповое с преимущественным расселением в малых и средних городах и поселках городского типа; в районах размещения крупных энергетических и гидротехнических сооружений — смешанное расселение. В сельскохозяйственных районах целесообразно создавать группы взаимосвязанных населенных пунктов (районный центр, центральные поселки, поселки производственных комплексов в колхозах и совхозах, постоянные полевые станы).
■О
37. Гигиеническая оценка принципа расселения должна проводиться с учетом подразделения населенных мест на группы в зависимости от возможных темпов и перспектив их развития:
а) перспективные города и поселки с темпами роста населения выше уровня естественного прироста;
б) ограниченно развиваемые города и поселки, рост населения которых намечается на уровне естественного прироста;
в) неразвиваемые населенные пункты, население которых будет либо ниже уровня естественного прироста, либо будет сокращаться.
38. Ограничение роста больших и крупнейших городов, развитие малых и средних городов, а также укрупнение поселков и сел, являющиеся принципом современной градостроительной политики, направлены на улучшение гигиенических условий труда, быта и отдыха населения.
39. Новые города и поселки должны размещаться, по возможности, рассредоточенно, с соблюдением необходимых разрывов между селитебными и промышленными территориями и с учетом создания вокруг городов зеленых зон.
Определение населенных мест или их частей, не подлежащих развитию по санитарным соображениям, можно производить на основании:
а) чрезмерных неустраняемых выбросов предприятий, оказывающих неблагоприятное влияние на внешнюю среду и условия жизни населения;
б) концентрации большого количества населения и промышленности, необратимо ухудшающей санитарно-гигиенические условия жизни;
в) неудовлетворительного в санитарном отношении месторасположения существующих населенных мест (непригодные территории, отсутствие резервов для развития города, невозможность обеспечения населения водой и т. п.).
40. Населенные пункты не допускается размещать:
а) в зонах санитарной охраны источников водоснабжения, в первом поясе зон санитарной охраны курортов, в районах размещения лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и местах массового отдыха населения;
б) на территории санитарно-защитных и специальных зон промышленных предприятий;
в) над местами обрушения, горных выработок, залежей полезных ископаемых, оползней, эрозий и т. п.
41. Основными видами населенных мест, позволяющих обеспечить санитарно-гигиенические условия и удовлетворить культурно-бытовые запросы населения, являются;
И
а) средние города с населением 100 тыс. чел. в районах развития легкой и пищевой промышленности;
б) малые города с населением в 50 тыс. человек и большие поселки на 30 тыс. человек в районах горнодобывающей промышленности при концентрированном залегании руд (медь, никель, свинец, цинк и др.);
д) города и поселки с населением в 20—80 тыс. чел. в районах угле —и нефтедобывающей промышленности;
е) поселки с числом населения 5—20 тыс. чел. при разбросанном расположении карьеров, рудников;
ж) укрупненные сельские населенные места до 3—5 тыс. чел. (перспективные в своем развитии, опорные).
42. При оценке основных принципов расселения населения в пределах района следует обратить внимание на основные демографические показатели за ряд последних лет:
а) распределение населения по половому и возрастному составу, отдельно городского и сельского населения, а также по количеству членов в семье;
б) естественное движение населения — отдельно городского и сельского — в абсолютных и относительных показателях: рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост;
в) механическая миграция населения, отдельно городского и сельского.
Демографические показатели в их динамике должны быть проанализированы для выявления влияния градостроительных особенностей на такие неблагоприятные явления как понижение рождаемости, повышение общей и, особенно детской, смертности и др. по сравнению со средними республиканскими или общесоюзными показателями.
43. Данные заболеваемости населения должны касаться форм болезней, возникновение которых прямо или косвенно связано с местными природными условиями (природная очаговость инфекционных заболеваний, приуроченность района к определенным биогеохимическим провинциям), с условиями санитарного благоустройства населенных мест (водоснабжение, канализация, очистка), а также с санитарным состоянием внешней среды (загрязнение воздуха, водоемов и почвы).
К таким формам болезней должны быть отнесены, в первую очередь: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, эпидемический гепатит, полиомиелит, трансмиссивные (клещевой энцефалит, клещевой возвратный и сыпной тиф, пендинская язва, лейшманиоз, туляремия и малярия), туберкулез, зоонозы (лептоспироз, бруцеллез), эндемический флюороз, зоб и другие.
Анализ заболеваемости населения должен увязываться с профилактическими мероприятиями градостроительного характера применительно, в первую очередь, к населенным пунктам с наиболее высокими ее показателями.
44. Населенные места по размеру должны быть такими, которые смогли бы обеспечить максимальный уровень культурно-бытового обслуживания населения и благоустройства территорий.
Однако в перспективе укрупнение населенных мест может достигнуть таких размеров, при которых они могли бы иметь полноценное культурно-бытовое обслуживание на месте. Поэтому необходима такая организация межселенной системы обслуживания, которая бы соответствовала характеру расселения.
45. Группу близлежащих городов и поселков следует рассматривать как единый градостроительный организм, состоящий "из обособленных планировочных районов, или крупный город с сильно расчлененной планировочной структурой.
Организация повседневного и периодического обслуживания, как это предусмотрено для планировочных районов, должна проводиться во всех городах и поселках. Учреждения эпизодического обслуживания концентрируются только в городе — центре группы. В зависимости от времени на поездку в город-центр в группе близлежащих городов и поселков рекомендуется следующее построение межселенной системы обслуживания: 2С—30 мин (8—10 км) — малый город или поселок рассматривается как обособленный микрорайон или жилой район: 30—40 мин (20—30 км) — как обособленный планировочный район; 40—60 мин (30—40 км)—как город-спутник.
46. Состав учреждений общегруппового общественного центра (специализированные больницы, магазины, предприятия общественного питания, театры, цирк, музей, вузы и т. п.) должен определяться по СНиПу П-К, 2-62, исходя из общей численности населения всех городов группы, а их вместимость— из предполагаемой посещаемости этих учреждений.
47. Выбор конкретного города — центра в группе городов рекомендуется проводить в зависимости от величины города (самый большой в группе населенных мест), взаимного расположения городов и наличия удобной транспортной связи. Сумма времени, затрачиваемого на поездку из любого города в группе до города-центра, должна быть наименьшей и не более 60 минут.
48 Доступность различных учреждений эпизодического обслуживания целесообразно принимать дифференцированно (в зависимости от реальных потребностей населения в тех или
иных видах обслуживания) и определяется как часть общей продолжительности данного мероприятия в жизни населения (частота пользования) с учетом его физиологических особенностей и природно-климатических условий местности. Для суровых условий Урала и Сибири они будут меньше, чем для европейской части СССР.
49. Особой проблемой является будущее ряда существующих перспективных населенных пунктов, возникших на малопригодных территориях и находящихся в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, без современного инженерного оборудования, вдали от районных путей сообщения. Такие населенные места до решения их перспективы (перенос, ликвидация и т. п.) должны на месте обеспечиваться необходимым культурно-бытовым и прочим обслуживанием.
50. Нормы обеспеченности жилой площадью населения принимаются 9 м2 для первой очереди и 12 м2 на человека для второй очереди (СНиП, П-К. 2-62), исходя из количества населения всей группы городов и поселков. Кроме того, квартирный состав жилого фонда должен соответствовать демографии населения (состав семей).
V. Организация мест массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений
51. Санитарный надзор осуществляется в отношении мест кратковременного и длительного отдыха, а также учреждений лечебно-оздоровительного назначения.
Организация мест массового отдыха производится с учетом природных условий, размещения промышленности и расселения.
52. Территории для организации мест массового отдыха населения должны иметь благоприятные природные и санитарно-гигиенические условия: располагаться в лучших и наиболее живописных местах; лесах, рощах, у открытых водоемов; вдали от источников загрязнения воздуха, водоемов и почвы; иметь удобные транспортные связи с населенными пунктами.
53. Для мест длительного отдыха (дома отдыха, пансионаты, летние городки отдыха, мотели, кемпинги, туристские базы и пионерские лагеря) необходимы наиболее благоприятные природные условия и большие площадки. Поэтому учрежде ния длительного отдыха, как правило, размещаются за пределами промышленного района и обслуживают всю систему расселения промышленного района. При этом время на поездку к местам длительного отдыха не лимитируется — (2 часа и более).
54. Места кратковременного отдыха (лесопарки, спортивные и загородные базы, пляжи, и водные станции, рыболовные и охотничьи базы) в промышленных районах добывающей промышленности при групповых формах расселения целесообразно размещать на окраине каждой группы городов и поселков. В районах с преобладанием обрабатывающей промышленности с централизованной формой расселения места кратковременного отдыха должны равномерно располагаться за пределами селитебных территорий городов. Транспорт
ная доступность мест кратковременного отдыха населения не должна превышать 30—40 мин.
55. Расчет необходимой территории и вместимости учреждений и мест массового отдыха следует проводить в соответствии с «Строительными нормами и правилами» (СНиП П-К. 2-62 п.п. 2.30 и 6.13), учитывая расчетную численность населения города и пригородной зоны, демографический состав населения, климатические и санитарно-гигиенические условия.
с
%
|
Площадь участка на 1 место в м2 |
1. Дома отдыха
2. Пансионаты
3. Летние городки отдыха
4. Мотели )
5. Кемпинги /
6. Туристские базы
7. Пионерские лагеря
Учреждения
2
5
4
1,3
20
длительного отдыха 6 10
15
3,1
3
40
200
200
125
150
175
100
250
Учреждения кратковременного отдыха
1. Лесопарки
— для крупных и крупнейших городов;
— для больших городов;
— для других городов;
2. Спортивные базы
3. Загородные базы
4. Пляжи и водные стан
200'
100
50
на жителя
ции
5. Рыболовные и охотничьи базы
20
50
100
Примечание: При размещении учреждений отдыха на курортах или группами в других населенных местах при наличии курортных парков и садов или лесопарков, примыкающих к участку учреждений отдыха, допускается уменьшать нормы площадей участков домов отдыха до 150 м2 на одно место; пансионатов и туристских баз до 75 м2 и летних городков отдыха до 100 м2.
56. Прибрежные участки вдоль рек и крупных водоемов в пределах 200 м от уреза воды в местах массового отдыха населения не допускается занимать зданиями и сооружениями (за исключением пристаней, пляжей и водных спортивных станций) или использовать для каких-либо хозяйственных целей, препятствующих свободному доступу населения к водоему.
57. Вокруг крупнейших и крупных городов следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5—10 км в зависимости от местных условий.
При отсутствии на территории пригородной зоны лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует предусматривать создание лесных массивов и водоемов на землях, нс используемых в сельском хозяйстве.
В пределах лесопаркового пояса не допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и сооружений, предназначенных для массового отдыха, занятий физкультурой и спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и линий электропередачи. (СНиП. П-К. 2-62 п. 2.29).
58. Дома отдыха, пионерские лагеря и санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового кратковременного отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м.
59. Учреждения отдыха следует располагать группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного оборудования и транспорта.
60. На территориях при наличии природно-климатических, гидроминеральных и других лечебных факторов, осуществляется санаторно-курортное строительство, которое организационно подразделяется на курортные комплексы, зоны и районы.
61. Курортный комплекс — это самостоятельное градостроительное образование группы санаторных учреждений (санаториев, санаторных пансионатов), объединенное единой системой обслуживания в радиусе пешеходной доступности учреждений повседневного пользования.
— Предельная вместимость курортного комплекса определяется на основании величины лечебных факторов, наличия пригодных для застройки территорий с учетом возможности транспортировки лечебных продуктов на более благоприятные участки.
— Площадь земельного участка курортного комплекса на одно место определяется в зависимости от природных условий состояния застройки и других особенностей согласно СНиП. П-Л. 10-62. При этом застраиваемая территория не должна превышать 25—30%, а территория зеленых насаждений общего пользования и спортивных сооружений 60—65% общей площади.
— Суммарная единовременная вместимость санаторных учреждений курортного комплекса определяется на основе рационального укрупнения обслуживающих учреждений, приемлемых радиусов пешеходной доступности к ним, профиля санаториев, природных условий, этажности застройки и т. п.
Границы округов и зон санитарной охраны лечебных ресурсов определяются в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.
— Организация округов и зон санитарной охраны лечебных источников и местностей при создании курортных районов позволяет наиболее целесообразно решить вопросы размещения отдельных комплексов на территории района с учетом перспектив развития, определить правильное функциональное зонирование и в целом повысить уровень санитарного состояния внешней среды курорта.
— Состав и характер курортных учреждений и сооружений определяется согласно рекомендациям СНиП П-Л. 10-62.
Территория курортного комплекса должна делиться на основные функциональные зоны, которые образуются: спальными корпусами и столовыми, лечебными и культурно-бытовыми учреждениями, административно-служебными (в т. ч. хозяйственными) зданиями, зелеными насаждениями общего пользования, спортивными сооружениями и устройствами, жильем «аварийного» персонала.
— В целях более полного обслуживания больных и выздоравливающих курортный комплекс следует членить на группы первичного обслуживания, представляющие собой несколько сблокированных спальных корпусов, столовой и лечебно-диагностической части (санаторий) или спальный корпус и столовая (санаторный пансионат).
В группе первичного обслуживания рекомендуется устройство площадок тихого отдыха (20%), спортивных площадок (50%), площадок для климатолечения (15%), мест для чтения (50%1 и площадок для утренней гигиенической гимнастики (100%).
61а. В городах различного народнохозяйственного профиля могут быть созданы курортные зоны, состоящие из нескольких курортных комплексов.
62. Агломерации курортных комплексов и населенных мест, в которых градообразующей основой являются санаторнооздоровительные учреждения, могут образовывать курортные районы.
В них объекты санаторно-курортного строительства должны быть размещены по принципу профильного зонирования (общесоматические, туберкулезные, психоневрологические, с заболеванием органов кровообращения, органов дыхания иетуберкулезного характера, кожи, движения и опоры, гинекологические, желудочно-кишечные, обмена веществ и др.).
При этом рекомендуется избегать чересполосного размещения санаторных и жилых зданий; необходимо осуществление мероприятий по охране и улучшению природных факторов, санитарного состояния населенных мест.
VI. Гигиенические требования к водоснабжению района
63. В разделе по организации водоснабжения района должны быть даны:
а) требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения;
б) рекомендации к использованию водных ресурсов района;
64. Требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения касаются:
а) организации систем водоснабжения для групп промышленных предприятий, для групп населенных мест, а также комплексных для групп промпредприятий и населенных мест;
б) создания крупных гидротехнических сооружений общерайонного значения (каналы, плотины, водохранилища, строительная и осушительная системы и др ).
65. Рекомендации к использованию водных ресурсов района должны разрабатываться в направлении:
а) определения норм водопотребления населения и производств с учетом степени благоустройства населенных мест и вида промышленности;
б) определения перспективного роста водопотребления, размещения водопотребителей для хозяйственно-питьевых и производственных нужд по этапам развития промышленности, населенных мест;
в) выявления возможных источников водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных и сельскохозяйственных целей (подземные воды, поверхностные водостоки и
водоемы) с учетом их количественной и качественной характеристики, возможности улучшения качества воды современными методами очистки, организации необходимых зон санитарной охраны; использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения в первую очередь подземных вод;
"г) определения условий использования очищенных промышленных и шахтных сточных вод для промышленных и сельскохозяйственных целей;
д) указания о целесообразности в гигиеническом отношении применения для производственных целей, оборотной, повторной или замкнутой систем водоснабжения, позволяющих уменьшить расходы воды, избежать сброса загрязненных сточных вод в водоемы и т. д.
66. В случаях, когда водные ресурсы района не обеспечивают водопотребления населенных мест и промышленных предприятий необходимо:
а) рассмотреть схемы водоснабжения действующих предприятий с учетом возможного сокращения потребления питьевой воды для производственных нужд;
б) согласовать гигиенически целесообразные меры по регулированию водного стока района;
в) установить возможность использования водоисточников межрайонного значения (находящихся за пределами планируемого района).
67. Для районов с ограниченными водными ресурсами определяются потребности в воде для нужд сельского хозяйства, а также разрабатываются предложения по водному балансу района в целом.
68. При невозможности обеспечения водоснабжения района в соответствии с гигиеническими требованиями следует добиваться пересмотра экономического развития района в направлении сокращения количества водоемких предприятий или замены их маловодоемкими, или проведения специальных гидротехнических мероприятий.
VII. Санитарная оценка канализации района
69. В разделе по организации канализования населенных мест района должны быть изложены:
а) мероприятия по организации систем канализации для групп промышленных предприятий, животноводческих ферм и населенных мест района;
б) гигиенические рекомендации к сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, а также сточных вод от животноводческих ферм.
новлениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР, санитарными нормами и правилами, решениями Исполнительных комитетов областных, краевых, районных Советов депутатов трудящихся, с учетом конкретных местных условий.
4. Основная цель разработки проектов и рхем районной планировки заключается в рациональном и взаимоувязанном размещении всех видов и объектов строительства на данной территории в интересах комплексного развития производительных сил района, наиболее эффективного использования его ресурсов, улучшения и оздоровления условий труда, быта и отдыха населения, внешней среды.
5. При осуществлении санитарного надзора в области районной планировки промышленных районов и узлов основными вопросами, подлежащими оценке санитарными органами являются:
а) выбор территорий, санитарное обоснование условий для нового промышленного строительства и упорядочения существующего;
б) расселение населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых городов и поселков;
в) организация массового отдыха населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых баз кратковременного и длительного отдыха населения;
г) санитарное оздоровление, охрана и обогащение природы, обводнение, озеленение и т. п.;
д) санитарное благоустройство: организация систем водоснабжения, канализования, теплофикации и санитарной очистки от жидких и твердых отбросов;
е) организация междугороднего транспортного обслуживания;
6. В районах обрабатывающей промышленности нужно избегать чрезмерной концентрации промышленности и населения в городах, нарушающей гигиенические условия жизни населения (рассредоточение промышленности, ограничение роста крупнейших и крупных городов и т. д.).
7. В районах добывающей промышленности, кроме рекомендаций перечисленных в п. 5, целесообразно укрупнение мелких промышленных предприятий, развитие малых и средних городов, пгт.
в) предложения по созданию крупных коллекторов сточных вод.
70. В рекомендациях по сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод должны быть:
а) указаны возможные источники сточных вод с учетом их качественной и количественной характеристики, определены места сброса очищенных сточных вод;
б) дана характеристика очистных сооружений, их мощности и проектируемого качества очистки сточных вод;
в) предъявлены требования к реконструкции существующих и проектируемых систем канализации;
г) изложены условия утилизации, очистки и сброса попутных вод с предприятий добывающей промышленности; При устройстве очистных сооружений малой производительности должна быть учтена возможность расширения их на перспективу.
71. Очистка хозяйственно-бытовых сточных вод особенно в сельских условиях на полях орошения, земледельческих полях орошения должна быть рекомендована как основной метод обезвреживания их. Если это невозможно по климатическим и почвенным условиям или вследствие отсутствия соответствующей территории, необходимо предусматривать полную очистку и обезвреживание сточных вод на искусственных биологических очистных сооружениях. Последние должны быть использованы при условии совместного спуска хозяйственно-фекальных и промышленных сточных вод.
72. Спуск сточных вод в водоемы общественного пользования и степень их очистки следует намечать в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» № 372-61, учитывая необходимость охраны открытых водоемов и особенно мест водозабора за пределами района.
VIII. Санитарная очистка района
73. В разделе по организации санитарной очистки в районе должны быть:
а) определены методы очистки для групп промышленных предприятий и населенных мест;
б) даны требования по выбору систем очистки, ее технической оснащенности, а также мест обезвреживания отбросов для отдельных населенных пунктов района.
74. При выборе методов очистки населенных мест следует рекомендовать:
S. В районах влияния крупных гидротехнических сооружений, наряду с вопросами, изложенными в п. 5, следует оце-ьить такие специфические факторы как перемещение населенных мест, предприятий, транспортных, водопроводных и других сооружений из зоны затопления и подтопления водохранилищ, развитие сельского хозяйства на оросительных системах.
9. При рассмотрении проектов и схем районной планировки сельскохозяйственных районов; гигиенической оценке подлежат:
а) условия размещения производственных и хозяйственных центров сельского хозяйства, предприятий межрайонного, районного и межколхозного значения;
б) расселение населения, размещение сети перспективных населенных мест, культурно-бытового обслуживания; районного и межрайонного значения;
в) организация массового отдыха сельского населения;
г) санитарное оздоровление района, мелиорация, обводнение и озеленение;
д) рекомендаций к районным и межселенным системам водоснабжения, удаления сточных вод и нечистот, теплоснабжения.
10. При рассмотрении проектов планировки и застройки курортных районов необходимо гигиенически оценить:
а) размещение санитарно-курортных учреждений и баз массового отдыха населения, установление границ округов и зон санитарной охраны курортов;
б) размещение существующих и новых промышленных и энергетических предприятий, предназначенных для обслуживания отдыхающих и населения района;
в) расселение населения, рекомендации к развитию существующих и организации новых населенных мест;
г) санитарное оздоровление и мелиорацию района, охрану и обогащение природных факторов, обводнение и озеленение;
д) санитарное благоустройство района — организацию районной или межселенных систем водоснабжения, канализации, теплофикации и очистки от твердых отбросов;
е) организацию транспортных связей, в особенности между населенными пунктами, с одной стороны, и местами лечения и отдыха населения, с другой стороны.
11. При рассмотрении проектов планировки пригородных зон крупных и крупнейших городов основными гигиеническими вопросами, подлежащими оценке являются:
а) целесообразное с санитарной точки зрения размещение объектов, связанных с городом и обслуживающих его потребности;
б) организация с учетом гигиенических требований внегородского расселения, сети населенных мест — спутников основного города и перспективных сел;
в) организация мест массового отдыха населения и баз лечебно-оздоровительного назначения;
г) создание лесопаркового пояса, обводнение и мелиорация;
д) развитие современных транспортных связей город — пригородная зона, сооружений водопровода, теплосети, канализации, очистки, утилизации и обезвреживания твердых отбросов и другие.
12. На современном этапе, работы по составлению схем районной планировки характеризуются двумя особенностями: во-первых, все более широкий охват различными видами районной планировки одной и той же территории; во-вторых, несмотря на решение при этом некоторых специфических задач, своеобразных для каждого вида планировки, во многих своих разделах они содержат указания, общие для всех видов районной планировки.
В связи с указанным гигиеническую оценку этих работ необходимо производить с точки зрения единой комплексной районной планировки территории.
13. Проекты и схемы районной планировки разрабатываются на основе Государственных перспективных планов развития народного хозяйства. Перспективный срок для строительства городов и поселков в соответствии со СНиП, П-К. 2-62, п. 1. 7 следует принимать 25—30 лет, а для сельских населенных мест—15—20 лет. Срок первой очереди строительства 5 лет.
14. Стадиями проектных работ по районной планировке являются:
а) технико-экономические основы районной планировки;
б) схема районной планировки.
II. Санитарно-гигиеническая оценка природно-климатических условий, охрана и улучшение природы.
15. Выбор территории для размещения промышленности, селитебных зон, а также мест отдыха населения включает гигиеническую оценку природных условий.
К природным условиям, которые необходимо оценить с гигиенической точки зрения, относятся: климат, рельеф, почвы,
растительность, подземные воды, открытые водоемы, болота и заболоченности, сейсмичность.
16. При гигиеническом анализе природно-климатических условий следует обращать внимание на следующие положения:
а) климат; к какому строительно-климатическому району относится планировочный район (по карте СНиП, П-К. 2-62); многолетние данные (по месяцам и сезонам года) температуры и влажности воздуха, осадков, облачности, солнечной радиации, барометрического давления и ветрового режима;
б) рельеф района и микрорельеф отдельных площадок; равнинный, горный, высота над уровнем моря, указание уклонов местности, увязка микрорельефа отдельных площадок с особенностями микроклимата (ветровой и температурный режим, осадки и т. д.);
в) почвы, их виды и свойства в отношении смещаемости (пески), выветриваемости (лесс), приживаемости зеленых насаждений, участки с вечной мерзлотой, с высоким стоянием грунтовых вод;
— возможность использования почв для обезвреживания естественным способом сточных вод и нечистот (поля орошения, фильтрации, ассенизации, запахивания и т. д.);
— эпидемиологическая оценка почв (наличие кладбищ, свалок, скотомогильников, стоянок больного скота и т. д.);
г) растительность, характер и виды древесных и кустарниковых пород, площадь и дислокация лесных массивов по отношению к населенным пунктам, а также возможность использования лесов для организации мест отдыха населения;
д) подземные воды, глубина залегания, мощность, качество, использование; территории с минеральными источниками, их использование (бальнеологическое значение);
е) открытые водоемые (реки, озера, пруды, искусственные водохранилища), их дислокация, площадь зеркала воды, глубина, расход и качество воды, виды использования (питьевое, хозяйственно-бытовое, производственное водоснабжение, рыбное хозяйство), качество воды по данным лабораторных исследований, загрязненность вод и ее причины, зоны санитарной охраны и т. п.;
ж) болота и заболоченности, их дислокация, величина и близость к населенным пунктам;
з) сейсмичность, участки с особо неблагоприятной микросейсмичностью.
17. При гигиенической оценке территории, отведенной для развития существующих и размещения новых населенных мест (города, поселки городского и сельского типа, курорты),
необходимо руководствоваться действующими «Строительными нормами и правилами» (СНиП. П-К 2-62).
18. В результате рассмотрения природно-климатических условий района определяется пригодность территории для строительства:
а) благоприятные в естественно-природном отношении для размещения лечебно-оздоровительных учреждений и мест массового отдыха населения;
б) пригодные для строительства новых и развития существующих населенных мест;
в) условно-пригодные, которые могут использоваться для застройки после проведения на них оздоровительных мероприятий: санитарной мелиорации, обводнения, укрепления сыпучих песков и берегов, засыпка оврагов и т. п.;
г) непригодные для развития существующих и строительства новых населенных мест (затопляемость чаще чем 1 раз в 25 лет, наличие торфяников мощностью 2 м и более, сложный рельеф, действующие овраги, отсутствие возможности обеспечения водоснабжения и т. д.).
19. В схеме районной планировки должны быть разработаны мероприятия по охране и улучшению природных условий.
Особое внимание должно быть уделено пригородным зонам, местам массового отдыха населения, местностям лечебно-оздоровительного назначения и территориям, прилегающим к населенным пунктам или часто посещаемым местам, и местностям, располагающимся в 1—2 км от туристических маршрутов.
Рекомендуется обеспечить мероприятия по восстановлению восполнимых природных ресурсов, рекультивации территорий, поврежденных в процессе строительства, разработки полезных ископаемых и размещения участков, использованных для вывоза отходов промышленности и т. п.
20. К важным мероприятиям по озеленению территории района и охране зеленых насаждений относятся:
а) создание системы парков, лесо-, луго-, гидропарков межселенного, районного, областного значения;
б) создание ветро- и пылезащитных полос вокруг городов и поселков;
в) закрепление песков, оврагов, берегов водоемов;
г) охрана зеленых насаждений от промышленных выбросов;
д) сохранение или восстановление ранее уничтоженных лесов (или иной растительности) и при необходимости их расширение до нормы оптимальной лесистости и т. д.
21. По обводнению района должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:
а) санитарная охрана водных ресурсов, предотвращение загрязнения водоемов и водотоков, рациональное использование подземных вод без нарушения природного комплекса и т. п.;
б) регулирование стока и расчистка рек и крупных водотоков в целях предотвращения затопления и обмеления их;
в) создание системы благоустроенных прудов и водохранилищ.
III. Размещение промышленных и энергетических предприятий
22. Санитарную оценку существующих и размещения проектируемых предприятий и их комплексов на территории района следует проводить, как правило, на основе изучения и сопоставления нескольких вариантов, отдавая предпочтение тому, который обеспечивает выполнение гигиенических норм и требований.
23. При оценке основных принципов размещения промышленных предприятий на территории района следует учитывать:
а) равномерное и рациональное размещение промышленных предприятий на территории района, развитие градостроительной базы малых и средних городов, пгт.
б) наличие резервных площадей, необходимых для развития промышленности;
в) возможности обеспечения промышленных предприятий водой необходимого качества и количества без ущерба водопользования населения;
г) наличие мероприятий, направленных на устранение или снижение загрязнения внешней среды населенных мест выбросами, стоками отходами промышленных или энергетических предприятий;
д) мероприятия, направленные на снижение до допустимых норм шума и вибрации на территории населенных мест от сверхмощных и мощных источников (аэропорты, мотороиспытательные стенды и т. д.).
24. В схеме районной планировки должны быть предусмотрены мероприятия по санитарной охране открытых водоемов и подземных вод, в частности от интенсивного загрязнения в результате нерациональной концентрации промышленных предприятий на ограниченных территориях («Правила охраны
поверхностных вод от загрязнения сточными водами». № 372-61).
25. Важным условием санитарной охраны атмосферного воздуха крупных городов или городских агломерации является недопущение чрезмерной концентрации промышленных предприятий на одной площадке.
26. При решении вопроса о месте размещения промышленности необходимо учитывать возможность организации санитарно-защитных зон между промышленными и энергетическими предприятиями, с одной стороны, и жилыми районами, а также местами массового отдыха населения, с другой стороны.
При определении возможности загазованности атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий необходимо учитывать эффективность газоочистных и пылеулавливающих установок, сооружаемых на них.
27. Развитие промышленности в крупнейших и больших городах, приводящее к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни населения и сокращению территориальных резервов этих городов, следует ограничивать.
28. В существующих крупнейших и больших городах с развитой промышленностью, а также в городах-курортах должны размещаться только предприятия легкой, пищевой и местной строительной промышленности, непосредственно обслуживающей город.
29. При рассмотрении схем районной планировки при соответствующих гигиенических обоснованиях следует предъявлять требования о выводе из жилой застройки городов предприятий, вредные выбросы которых не могут быть ликвидированы или сами предприятия не могут быть перепрофилированы.
30. Предприятия с большим водопотреблением должны, как правило, размещаться вблизи крупных, лучше всего естественных, водоемов со строгим соблюдением санитарных требований по отводу и спуску производственных сточных вод.
31. При санитарной оценке схемы районной планировки следует обращать внимание на размещение источников электромагнитных колебаний (радиостанции, телецентры, радиолокаторы и т. д.).
В соответствии со СНиП П-Е 2-62 п. 21 напряженность поля, создаваемая средневолновыми и длинноволновыми передающими радиоцентрами на территории населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не должна, превышать 0,2 в/м.
Границы технической территории коротковолновых передающих радиоцентров должны быть удалены от границ насе-
ленных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не менее: при мощности одного коротковолнового передатчика 0,1—5 квт — 2 км, при 5—25 квт — 7 км, при 25—120 квт — 10 км и при 120 и более квт— 15 км.
32. Особого внимания заслуживают нефтехимические, нефтеперерабатывающие и энергетические предприятия, так как на нефтеэнергетических предприятиях, как правило, отсутствуют надежные системы по улавливанию вредных выбросов и отходов в атмосферу и водоемы. Кроме того санитарные условия эксплуатации их еще недостаточно изучены.
При выборе территории для размещения этих предприятий необходимо учитывать, что они являются большими потребителями воды и должны быть приближены к естественным источником водоснабжения. При организации водоснабжения мощных ГРЭС (2,4—5 млн. квт), работающих по оборотной системе водоснабжения с прудом-охладителем, следует предусматривать мероприятия по переселению населения из зоны затопления водохранилищ, площадь которых может достигать 15—20 кв. км.
При выборе территорий для предприятий со значительными объемами водоотведения, (нефтехимические комбинаты до 90%. лакокрасочные — 80%, нефтеперегонные —70%, азотно-туковые— 60% и др.), следует оценивать условия очистки и сброса сточных вод в водоемы.
Нефтеэнергетические предприятия должны размещаться на участках, более низких по отметкам, чем селитебная территория города с тем, чтобы исключить возможность загрязнения ее ливневыми водами.
При размещении комплексов нефтехимических, нефтеперерабатывающих и энергетических предприятий следует предусматривать не только комбинированное использование сырья, удаление отходов и т. п., но также создание единых районных систем водоснабжения, канализации и очистных сооружений.
По отношению к селитебной территории рекомендуется дифференцированное размещение нефтеэнергетических производств в зависимости от вредности выбросов: ближе к населенному пункту размещаются наименее вредные в санитарном отношении (предприятия по переработке синтетических продуктов в готовые изделия), затем по производству пластмассовых продуктов и изделий, далее—нефтеперерабатывающие, энергетические предприятия.
33. Крупные металлургические производства (с количеством выпускаемой продукции в год: стали и чугуна — по 3— 5 млн. т., агломерата 5—8 млн. т. и т. д.), с комплексом тяготеющих к ним промышленных предприятий (коксохимичес-
1
Проект Методических указаний разработан Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А. И. Мар-зсева.
\