Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

Купить МУ 845-70 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания имеют целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупнейших и больших городов

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Санитарно-гигиеническая оценка природно-климатических условий, охрана и улучшение природы

III. Размещение промышленных и энергетических предприятий

IV. Санитарная оценка расселения населения

V. Организация мест массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений

VI. Гигиенические требования к водоснабжению района

VII. Санитарная оценка канализации района

VIII. Санитарная очистка района

IX. Транспортные связи в районе

X. Санитарный надзор за реализацией проектов схем районной планировки

Приложение. Перечень основных руководящих материалов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ И СХЕМ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

г. Москва

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Главного санитарного врача СССР

А. Павлов

14 апреля 1970г.

№ 845-70 от 14 апреля 1970 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по осуществлению Государственного санитарного надзора за разработкой и реализацией проектов и схем районной планировки. 1

I. Общие положения

1.    В соответствии с директивами Партии и Правительства в нашей стране осуществляется дальнейшее развитие производительных сил, высокопродуктивного сельского хозяйства, расширение строительства курортно-оздоровительных учреждений и т. д. Это предопределяет необходимость ведения всего строительства на основе принципов и методов районной планировки.

По указанию Госстроя СССР в настоящее время широко развернута разработка проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных и курортных районов страны.

В связи с этим перед органами санитарно-эпидемиологической службы ставятся важные задачи, предусматривающие необходимость правильного решения гигиенических вопросов.

2.    Настоящие «Методические указания» имеют целью оказать органам санитарно-эпидемиологической службы помощь в решении санитарных вопросов при рассмотрении проектов и схем районной планировки промышленных, сельскохозяйственных, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупнейших и больших городов.

3.    Осуществляя предупредительный и текущий санитарный надзор при рассмотрении проектов и схем районной планировки, а также при их реализации органы санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться поста-

ские заводы, строительные комбинаты и др.), язляющиеся мощными источниками загрязнения внешней среды, должны размещаться не менее чем в 8—10 км. от границ жилых районов городов.

34.    При рассмотрении схем планировки сельскохозяйственных районов необходимо оценивать перспективные планы развития производственных комплексов, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству строительных материалов и др.

При размещении этих предприятий, а также откормочных животноводческих пунктов, животноводческих и птицеводческих ферм должны строго соблюдаться требования по недопущению неблагоприятного воздействия их на условия жизни населения (загрязнение воздуха, воды и почвы, распространение шума).

Откормочные и убойные пункты скота и птицы, животноводческие фермы и другие объекты, имеющие загрязненные сточные воды, а также пристани и причалы, необходимо располагать ниже по течению реки и с подветренной стороны относительно населенных пунктов.

IV. Санитарная оценка расселения населения

35.    В разделе по расселению населения на территории района необходимо:

а)    оценить основные рекомендуемые в проекте принципы расселения населения в пределах района;

б)    рассмотреть с гигиенических позиций размеры вновь проектируемых и перспективных (подлежащих развитию) населенных мест;

в)    дать оценку населенным пунктам или их отдельным районам, которые по санитарным соображениям не следует развивать или которые нуждаются в переносе на другиетер-ритории.

36.    В районах размещения предприятий обрабатывающей промышленности рекомендуется централизованное расселение (размещение преобладающей части населения в одном или нескольких больших городах); в районах размещения предприятий добывающей промышленности — групповое с преимущественным расселением в малых и средних городах и поселках городского типа; в районах размещения крупных энергетических и гидротехнических сооружений — смешанное расселение. В сельскохозяйственных районах целесообразно создавать группы взаимосвязанных населенных пунктов (районный центр, центральные поселки, поселки производственных комплексов в колхозах и совхозах, постоянные полевые станы).

■О

37.    Гигиеническая оценка принципа расселения должна проводиться с учетом подразделения населенных мест на группы в зависимости от возможных темпов и перспектив их развития:

а)    перспективные города и поселки с темпами роста населения выше уровня естественного прироста;

б)    ограниченно развиваемые города и поселки, рост населения которых намечается на уровне естественного прироста;

в)    неразвиваемые населенные пункты, население которых будет либо ниже уровня естественного прироста, либо будет сокращаться.

38.    Ограничение роста больших и крупнейших городов, развитие малых и средних городов, а также укрупнение поселков и сел, являющиеся принципом современной градостроительной политики, направлены на улучшение гигиенических условий труда, быта и отдыха населения.

39.    Новые города и поселки должны размещаться, по возможности, рассредоточенно, с соблюдением необходимых разрывов между селитебными и промышленными территориями и с учетом создания вокруг городов зеленых зон.

Определение населенных мест или их частей, не подлежащих развитию по санитарным соображениям, можно производить на основании:

а)    чрезмерных неустраняемых выбросов предприятий, оказывающих неблагоприятное влияние на внешнюю среду и условия жизни населения;

б)    концентрации большого количества населения и промышленности, необратимо ухудшающей санитарно-гигиенические условия жизни;

в)    неудовлетворительного в санитарном отношении месторасположения существующих населенных мест (непригодные территории, отсутствие резервов для развития города, невозможность обеспечения населения водой и т. п.).

40.    Населенные пункты не допускается размещать:

а)    в зонах санитарной охраны источников водоснабжения, в первом поясе зон санитарной охраны курортов, в районах размещения лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и местах массового отдыха населения;

б)    на территории санитарно-защитных и специальных зон промышленных предприятий;

в)    над местами обрушения, горных выработок, залежей полезных ископаемых, оползней, эрозий и т. п.

41.    Основными видами населенных мест, позволяющих обеспечить санитарно-гигиенические условия и удовлетворить культурно-бытовые запросы населения, являются;

И

а)    средние города с населением 100 тыс. чел. в районах развития легкой и пищевой промышленности;

б)    малые города с населением в 50 тыс. человек и большие поселки на 30 тыс. человек в районах горнодобывающей промышленности при концентрированном залегании руд (медь, никель, свинец, цинк и др.);

д)    города и поселки с населением в 20—80 тыс. чел. в районах угле —и нефтедобывающей промышленности;

е)    поселки с числом населения 5—20 тыс. чел. при разбросанном расположении карьеров, рудников;

ж)    укрупненные сельские населенные места до 3—5 тыс. чел. (перспективные в своем развитии, опорные).

42.    При оценке основных принципов расселения населения в пределах района следует обратить внимание на основные демографические показатели за ряд последних лет:

а)    распределение населения по половому и возрастному составу, отдельно городского и сельского населения, а также по количеству членов в семье;

б)    естественное движение населения — отдельно городского и сельского — в абсолютных и относительных показателях: рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост;

в)    механическая миграция населения, отдельно городского и сельского.

Демографические показатели в их динамике должны быть проанализированы для выявления влияния градостроительных особенностей на такие неблагоприятные явления как понижение рождаемости, повышение общей и, особенно детской, смертности и др. по сравнению со средними республиканскими или общесоюзными показателями.

43.    Данные заболеваемости населения должны касаться форм болезней, возникновение которых прямо или косвенно связано с местными природными условиями (природная очаговость инфекционных заболеваний, приуроченность района к определенным биогеохимическим провинциям), с условиями санитарного благоустройства населенных мест (водоснабжение, канализация, очистка), а также с санитарным состоянием внешней среды (загрязнение воздуха, водоемов и почвы).

К таким формам болезней должны быть отнесены, в первую очередь: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, эпидемический гепатит, полиомиелит, трансмиссивные (клещевой энцефалит, клещевой возвратный и сыпной тиф, пендинская язва, лейшманиоз, туляремия и малярия), туберкулез, зоонозы (лептоспироз, бруцеллез), эндемический флюороз, зоб и другие.

Анализ заболеваемости населения должен увязываться с профилактическими мероприятиями градостроительного характера применительно, в первую очередь, к населенным пунктам с наиболее высокими ее показателями.

44.    Населенные места по размеру должны быть такими, которые смогли бы обеспечить максимальный уровень культурно-бытового обслуживания населения и благоустройства территорий.

Однако в перспективе укрупнение населенных мест может достигнуть таких размеров, при которых они могли бы иметь полноценное культурно-бытовое обслуживание на месте. Поэтому необходима такая организация межселенной системы обслуживания, которая бы соответствовала характеру расселения.

45.    Группу близлежащих городов и поселков следует рассматривать как единый градостроительный организм, состоящий "из обособленных планировочных районов, или крупный город с сильно расчлененной планировочной структурой.

Организация повседневного и периодического обслуживания, как это предусмотрено для планировочных районов, должна проводиться во всех городах и поселках. Учреждения эпизодического обслуживания концентрируются только в городе — центре группы. В зависимости от времени на поездку в город-центр в группе близлежащих городов и поселков рекомендуется следующее построение межселенной системы обслуживания: 2С—30 мин (8—10 км) — малый город или поселок рассматривается как обособленный микрорайон или жилой район: 30—40 мин (20—30 км) — как обособленный планировочный район; 40—60 мин (30—40 км)—как город-спутник.

46.    Состав учреждений общегруппового общественного центра (специализированные больницы, магазины, предприятия общественного питания, театры, цирк, музей, вузы и т. п.) должен определяться по СНиПу П-К, 2-62, исходя из общей численности населения всех городов группы, а их вместимость— из предполагаемой посещаемости этих учреждений.

47.    Выбор конкретного города — центра в группе городов рекомендуется проводить в зависимости от величины города (самый большой в группе населенных мест), взаимного расположения городов и наличия удобной транспортной связи. Сумма времени, затрачиваемого на поездку из любого города в группе до города-центра, должна быть наименьшей и не более 60 минут.

48 Доступность различных учреждений эпизодического обслуживания целесообразно принимать дифференцированно (в зависимости от реальных потребностей населения в тех или

иных видах обслуживания) и определяется как часть общей продолжительности данного мероприятия в жизни населения (частота пользования) с учетом его физиологических особенностей и природно-климатических условий местности. Для суровых условий Урала и Сибири они будут меньше, чем для европейской части СССР.

49.    Особой проблемой является будущее ряда существующих перспективных населенных пунктов, возникших на малопригодных территориях и находящихся в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, без современного инженерного оборудования, вдали от районных путей сообщения. Такие населенные места до решения их перспективы (перенос, ликвидация и т. п.) должны на месте обеспечиваться необходимым культурно-бытовым и прочим обслуживанием.

50.    Нормы обеспеченности жилой площадью населения принимаются 9 м2 для первой очереди и 12 м2 на человека для второй очереди (СНиП, П-К. 2-62), исходя из количества населения всей группы городов и поселков. Кроме того, квартирный состав жилого фонда должен соответствовать демографии населения (состав семей).

V. Организация мест массового отдыха населения и лечебно-оздоровительных учреждений

51.    Санитарный надзор осуществляется в отношении мест кратковременного и длительного отдыха, а также учреждений лечебно-оздоровительного назначения.

Организация мест массового отдыха производится с учетом природных условий, размещения промышленности и расселения.

52.    Территории для организации мест массового отдыха населения должны иметь благоприятные природные и санитарно-гигиенические условия: располагаться в лучших и наиболее живописных местах; лесах, рощах, у открытых водоемов; вдали от источников загрязнения воздуха, водоемов и почвы; иметь удобные транспортные связи с населенными пунктами.

53.    Для мест длительного отдыха (дома отдыха, пансионаты, летние городки отдыха, мотели, кемпинги, туристские базы и пионерские лагеря) необходимы наиболее благоприятные природные условия и большие площадки. Поэтому учрежде ния длительного отдыха, как правило, размещаются за пределами промышленного района и обслуживают всю систему расселения промышленного района. При этом время на поездку к местам длительного отдыха не лимитируется — (2 часа и более).

54. Места кратковременного отдыха (лесопарки, спортивные и загородные базы, пляжи, и водные станции, рыболовные и охотничьи базы) в промышленных районах добывающей промышленности при групповых формах расселения целесообразно размещать на окраине каждой группы городов и поселков. В районах с преобладанием обрабатывающей промышленности с централизованной формой расселения места кратковременного отдыха должны равномерно располагаться за пределами селитебных территорий городов. Транспорт


ная доступность мест кратковременного отдыха населения не должна превышать 30—40 мин.

55. Расчет необходимой территории и вместимости учреждений и мест массового отдыха следует проводить в соответствии с «Строительными нормами и правилами» (СНиП П-К. 2-62 п.п. 2.30 и 6.13), учитывая расчетную численность населения города и пригородной зоны, демографический состав населения, климатические и санитарно-гигиенические условия.


с

2!

%


Количество мест на 1000 чел.

Наименование

ирн 9 м2

учреждения

жилой

на перепек-

площади на 1 чел.

тиву

Площадь участка на 1 место в м2


1.    Дома отдыха

2.    Пансионаты

3.    Летние городки отдыха

4. Мотели    )

5. Кемпинги    /

6.    Туристские базы

7.    Пионерские лагеря


Учреждения


2

5

4

1,3

1,1

20


длительного отдыха 6 10

15

3,1

3

40


200

200

125

150

175

100

250


Учреждения кратковременного отдыха

1.    Лесопарки

—    для крупных и крупнейших городов;

—    для больших городов;

—    для других городов;

2.    Спортивные базы

3.    Загородные базы

4.    Пляжи и водные стан


200'

100

50


на жителя


ции

5. Рыболовные и охотничьи базы


20


50


100


Примечание: При размещении учреждений отдыха на курортах или группами в других населенных местах при наличии курортных парков и садов или лесопарков, примыкающих к участку учреждений отдыха, допускается уменьшать нормы площадей участков домов отдыха до 150 мна одно место; пансионатов и туристских баз до 75 м2 и летних городков отдыха до 100 м2.


56.    Прибрежные участки вдоль рек и крупных водоемов в пределах 200 м от уреза воды в местах массового отдыха населения не допускается занимать зданиями и сооружениями (за исключением пристаней, пляжей и водных спортивных станций) или использовать для каких-либо хозяйственных целей, препятствующих свободному доступу населения к водоему.

57.    Вокруг крупнейших и крупных городов следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5—10 км в зависимости от местных условий.

При отсутствии на территории пригородной зоны лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует предусматривать создание лесных массивов и водоемов на землях, нс используемых в сельском хозяйстве.

В пределах лесопаркового пояса не допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и сооружений, предназначенных для массового отдыха, занятий физкультурой и спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и линий электропередачи. (СНиП. П-К. 2-62 п. 2.29).

58.    Дома отдыха, пионерские лагеря и санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового кратковременного отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м.

59.    Учреждения отдыха следует располагать группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного оборудования и транспорта.

60.    На территориях при наличии природно-климатических, гидроминеральных и других лечебных факторов, осуществляется санаторно-курортное строительство, которое организационно подразделяется на курортные комплексы, зоны и районы.

61.    Курортный комплекс — это самостоятельное градостроительное образование группы санаторных учреждений (санаториев, санаторных пансионатов), объединенное единой системой обслуживания в радиусе пешеходной доступности учреждений повседневного пользования.

— Предельная вместимость курортного комплекса определяется на основании величины лечебных факторов, наличия пригодных для застройки территорий с учетом возможности транспортировки лечебных продуктов на более благоприятные участки.

—    Площадь земельного участка курортного комплекса на одно место определяется в зависимости от природных условий состояния застройки и других особенностей согласно СНиП. П-Л. 10-62. При этом застраиваемая территория не должна превышать 25—30%, а территория зеленых насаждений общего пользования и спортивных сооружений 60—65% общей площади.

—    Суммарная единовременная вместимость санаторных учреждений курортного комплекса определяется на основе рационального укрупнения обслуживающих учреждений, приемлемых радиусов пешеходной доступности к ним, профиля санаториев, природных условий, этажности застройки и т. п.

Границы округов и зон санитарной охраны лечебных ресурсов определяются в соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами.

—    Организация округов и зон санитарной охраны лечебных источников и местностей при создании курортных районов позволяет наиболее целесообразно решить вопросы размещения отдельных комплексов на территории района с учетом перспектив развития, определить правильное функциональное зонирование и в целом повысить уровень санитарного состояния внешней среды курорта.

—    Состав и характер курортных учреждений и сооружений определяется согласно рекомендациям СНиП П-Л. 10-62.

Территория курортного комплекса должна делиться на основные функциональные зоны, которые образуются: спальными корпусами и столовыми, лечебными и культурно-бытовыми учреждениями, административно-служебными (в т. ч. хозяйственными) зданиями, зелеными насаждениями общего пользования, спортивными сооружениями и устройствами, жильем «аварийного» персонала.

—    В целях более полного обслуживания больных и выздоравливающих курортный комплекс следует членить на группы первичного обслуживания, представляющие собой несколько сблокированных спальных корпусов, столовой и лечебно-диагностической части (санаторий) или спальный корпус и столовая (санаторный пансионат).

В группе первичного обслуживания рекомендуется устройство площадок тихого отдыха (20%), спортивных площадок (50%), площадок для климатолечения (15%), мест для чтения (50%1 и площадок для утренней гигиенической гимнастики (100%).

61а. В городах различного народнохозяйственного профиля могут быть созданы курортные зоны, состоящие из нескольких курортных комплексов.

62. Агломерации курортных комплексов и населенных мест, в которых градообразующей основой являются санаторнооздоровительные учреждения, могут образовывать курортные районы.

В них объекты санаторно-курортного строительства должны быть размещены по принципу профильного зонирования (общесоматические, туберкулезные, психоневрологические, с заболеванием органов кровообращения, органов дыхания иетуберкулезного характера, кожи, движения и опоры, гинекологические, желудочно-кишечные, обмена веществ и др.).

При этом рекомендуется избегать чересполосного размещения санаторных и жилых зданий; необходимо осуществление мероприятий по охране и улучшению природных факторов, санитарного состояния населенных мест.

VI. Гигиенические требования к водоснабжению района

63.    В разделе по организации водоснабжения района должны быть даны:

а)    требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения;

б)    рекомендации к использованию водных ресурсов района;

64.    Требования к развитию и размещению основных сетей водоснабжения общерайонного значения касаются:

а)    организации систем водоснабжения для групп промышленных предприятий, для групп населенных мест, а также комплексных для групп промпредприятий и населенных мест;

б)    создания крупных гидротехнических сооружений общерайонного значения (каналы, плотины, водохранилища, строительная и осушительная системы и др ).

65.    Рекомендации к использованию водных ресурсов района должны разрабатываться в направлении:

а)    определения норм водопотребления населения и производств с учетом степени благоустройства населенных мест и вида промышленности;

б)    определения перспективного роста водопотребления, размещения водопотребителей для хозяйственно-питьевых и производственных нужд по этапам развития промышленности, населенных мест;

в)    выявления возможных источников водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных и сельскохозяйственных целей (подземные воды, поверхностные водостоки и

водоемы) с учетом их количественной и качественной характеристики, возможности улучшения качества воды современными методами очистки, организации необходимых зон санитарной охраны; использования для хозяйственно-питьевого водоснабжения в первую очередь подземных вод;

"г) определения условий использования очищенных промышленных и шахтных сточных вод для промышленных и сельскохозяйственных целей;

д) указания о целесообразности в гигиеническом отношении применения для производственных целей, оборотной, повторной или замкнутой систем водоснабжения, позволяющих уменьшить расходы воды, избежать сброса загрязненных сточных вод в водоемы и т. д.

66.    В случаях, когда водные ресурсы района не обеспечивают водопотребления населенных мест и промышленных предприятий необходимо:

а)    рассмотреть схемы водоснабжения действующих предприятий с учетом возможного сокращения потребления питьевой воды для производственных нужд;

б)    согласовать гигиенически целесообразные меры по регулированию водного стока района;

в)    установить возможность использования водоисточников межрайонного значения (находящихся за пределами планируемого района).

67.    Для районов с ограниченными водными ресурсами определяются потребности в воде для нужд сельского хозяйства, а также разрабатываются предложения по водному балансу района в целом.

68.    При невозможности обеспечения водоснабжения района в соответствии с гигиеническими требованиями следует добиваться пересмотра экономического развития района в направлении сокращения количества водоемких предприятий или замены их маловодоемкими, или проведения специальных гидротехнических мероприятий.

VII. Санитарная оценка канализации района

69.    В разделе по организации канализования населенных мест района должны быть изложены:

а)    мероприятия по организации систем канализации для групп промышленных предприятий, животноводческих ферм и населенных мест района;

б)    гигиенические рекомендации к сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, а также сточных вод от животноводческих ферм.

новлениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР, санитарными нормами и правилами, решениями Исполнительных комитетов областных, краевых, районных Советов депутатов трудящихся, с учетом конкретных местных условий.

4.    Основная цель разработки проектов и рхем районной планировки заключается в рациональном и взаимоувязанном размещении всех видов и объектов строительства на данной территории в интересах комплексного развития производительных сил района, наиболее эффективного использования его ресурсов, улучшения и оздоровления условий труда, быта и отдыха населения, внешней среды.

5.    При осуществлении санитарного надзора в области районной планировки промышленных районов и узлов основными вопросами, подлежащими оценке санитарными органами являются:

а)    выбор территорий, санитарное обоснование условий для нового промышленного строительства и упорядочения существующего;

б)    расселение населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых городов и поселков;

в)    организация массового отдыха населения, выбор территорий и санитарное обоснование условий для развития существующих и новых баз кратковременного и длительного отдыха населения;

г)    санитарное оздоровление, охрана и обогащение природы, обводнение, озеленение и т. п.;

д)    санитарное благоустройство: организация систем водоснабжения, канализования, теплофикации и санитарной очистки от жидких и твердых отбросов;

е)    организация междугороднего транспортного обслуживания;

6.    В районах обрабатывающей промышленности нужно избегать чрезмерной концентрации промышленности и населения в городах, нарушающей гигиенические условия жизни населения (рассредоточение промышленности, ограничение роста крупнейших и крупных городов и т. д.).

7.    В районах добывающей промышленности, кроме рекомендаций перечисленных в п. 5, целесообразно укрупнение мелких промышленных предприятий, развитие малых и средних городов, пгт.

в) предложения по созданию крупных коллекторов сточных вод.

70.    В рекомендациях по сбору, удалению, обезвреживанию и сбросу промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод должны быть:

а)    указаны возможные источники сточных вод с учетом их качественной и количественной характеристики, определены места сброса очищенных сточных вод;

б)    дана характеристика очистных сооружений, их мощности и проектируемого качества очистки сточных вод;

в)    предъявлены требования к реконструкции существующих и проектируемых систем канализации;

г)    изложены условия утилизации, очистки и сброса попутных вод с предприятий добывающей промышленности; При устройстве очистных сооружений малой производительности должна быть учтена возможность расширения их на перспективу.

71.    Очистка хозяйственно-бытовых сточных вод особенно в сельских условиях на полях орошения, земледельческих полях орошения должна быть рекомендована как основной метод обезвреживания их. Если это невозможно по климатическим и почвенным условиям или вследствие отсутствия соответствующей территории, необходимо предусматривать полную очистку и обезвреживание сточных вод на искусственных биологических очистных сооружениях. Последние должны быть использованы при условии совместного спуска хозяйственно-фекальных и промышленных сточных вод.

72.    Спуск сточных вод в водоемы общественного пользования и степень их очистки следует намечать в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» № 372-61, учитывая необходимость охраны открытых водоемов и особенно мест водозабора за пределами района.

VIII. Санитарная очистка района

73.    В разделе по организации санитарной очистки в районе должны быть:

а)    определены методы очистки для групп промышленных предприятий и населенных мест;

б)    даны требования по выбору систем очистки, ее технической оснащенности, а также мест обезвреживания отбросов для отдельных населенных пунктов района.

74.    При выборе методов очистки населенных мест следует рекомендовать:

S. В районах влияния крупных гидротехнических сооружений, наряду с вопросами, изложенными в п. 5, следует оце-ьить такие специфические факторы как перемещение населенных мест, предприятий, транспортных, водопроводных и других сооружений из зоны затопления и подтопления водохранилищ, развитие сельского хозяйства на оросительных системах.

9.    При рассмотрении проектов и схем районной планировки сельскохозяйственных районов; гигиенической оценке подлежат:

а)    условия размещения производственных и хозяйственных центров сельского хозяйства, предприятий межрайонного, районного и межколхозного значения;

б)    расселение населения, размещение сети перспективных населенных мест, культурно-бытового обслуживания; районного и межрайонного значения;

в)    организация массового отдыха сельского населения;

г)    санитарное оздоровление района, мелиорация, обводнение и озеленение;

д)    рекомендаций к районным и межселенным системам водоснабжения, удаления сточных вод и нечистот, теплоснабжения.

10.    При рассмотрении проектов планировки и застройки курортных районов необходимо гигиенически оценить:

а)    размещение санитарно-курортных учреждений и баз массового отдыха населения, установление границ округов и зон санитарной охраны курортов;

б)    размещение существующих и новых промышленных и энергетических предприятий, предназначенных для обслуживания отдыхающих и населения района;

в)    расселение населения, рекомендации к развитию существующих и организации новых населенных мест;

г)    санитарное оздоровление и мелиорацию района, охрану и обогащение природных факторов, обводнение и озеленение;

д)    санитарное благоустройство района — организацию районной или межселенных систем водоснабжения, канализации, теплофикации и очистки от твердых отбросов;

е)    организацию транспортных связей, в особенности между населенными пунктами, с одной стороны, и местами лечения и отдыха населения, с другой стороны.

11.    При рассмотрении проектов планировки пригородных зон крупных и крупнейших городов основными гигиеническими вопросами, подлежащими оценке являются:

а)    целесообразное с санитарной точки зрения размещение объектов, связанных с городом и обслуживающих его потребности;

б)    организация с учетом гигиенических требований внегородского расселения, сети населенных мест — спутников основного города и перспективных сел;

в)    организация мест массового отдыха населения и баз лечебно-оздоровительного назначения;

г)    создание лесопаркового пояса, обводнение и мелиорация;

д)    развитие современных транспортных связей город — пригородная зона, сооружений водопровода, теплосети, канализации, очистки, утилизации и обезвреживания твердых отбросов и другие.

12.    На современном этапе, работы по составлению схем районной планировки характеризуются двумя особенностями: во-первых, все более широкий охват различными видами районной планировки одной и той же территории; во-вторых, несмотря на решение при этом некоторых специфических задач, своеобразных для каждого вида планировки, во многих своих разделах они содержат указания, общие для всех видов районной планировки.

В связи с указанным гигиеническую оценку этих работ необходимо производить с точки зрения единой комплексной районной планировки территории.

13.    Проекты и схемы районной планировки разрабатываются на основе Государственных перспективных планов развития народного хозяйства. Перспективный срок для строительства городов и поселков в соответствии со СНиП, П-К. 2-62, п. 1. 7 следует принимать 25—30 лет, а для сельских населенных мест—15—20 лет. Срок первой очереди строительства 5 лет.

14.    Стадиями проектных работ по районной планировке являются:

а)    технико-экономические основы районной планировки;

б)    схема районной планировки.

II. Санитарно-гигиеническая оценка природно-климатических условий, охрана и улучшение природы.

15.    Выбор территории для размещения промышленности, селитебных зон, а также мест отдыха населения включает гигиеническую оценку природных условий.

К природным условиям, которые необходимо оценить с гигиенической точки зрения, относятся: климат, рельеф, почвы,

растительность, подземные воды, открытые водоемы, болота и заболоченности, сейсмичность.

16.    При гигиеническом анализе природно-климатических условий следует обращать внимание на следующие положения:

а)    климат; к какому строительно-климатическому району относится планировочный район (по карте СНиП, П-К. 2-62); многолетние данные (по месяцам и сезонам года) температуры и влажности воздуха, осадков, облачности, солнечной радиации, барометрического давления и ветрового режима;

б)    рельеф района и микрорельеф отдельных площадок; равнинный, горный, высота над уровнем моря, указание уклонов местности, увязка микрорельефа отдельных площадок с особенностями микроклимата (ветровой и температурный режим, осадки и т. д.);

в)    почвы, их виды и свойства в отношении смещаемости (пески), выветриваемости (лесс), приживаемости зеленых насаждений, участки с вечной мерзлотой, с высоким стоянием грунтовых вод;

—    возможность использования почв для обезвреживания естественным способом сточных вод и нечистот (поля орошения, фильтрации, ассенизации, запахивания и т. д.);

—    эпидемиологическая оценка почв (наличие кладбищ, свалок, скотомогильников, стоянок больного скота и т. д.);

г)    растительность, характер и виды древесных и кустарниковых пород, площадь и дислокация лесных массивов по отношению к населенным пунктам, а также возможность использования лесов для организации мест отдыха населения;

д)    подземные воды, глубина залегания, мощность, качество, использование; территории с минеральными источниками, их использование (бальнеологическое значение);

е)    открытые водоемые (реки, озера, пруды, искусственные водохранилища), их дислокация, площадь зеркала воды, глубина, расход и качество воды, виды использования (питьевое, хозяйственно-бытовое, производственное водоснабжение, рыбное хозяйство), качество воды по данным лабораторных исследований, загрязненность вод и ее причины, зоны санитарной охраны и т. п.;

ж)    болота и заболоченности, их дислокация, величина и близость к населенным пунктам;

з)    сейсмичность, участки с особо неблагоприятной микросейсмичностью.

17.    При гигиенической оценке территории, отведенной для развития существующих и размещения новых населенных мест (города, поселки городского и сельского типа, курорты),

необходимо руководствоваться действующими «Строительными нормами и правилами» (СНиП. П-К 2-62).

18.    В результате рассмотрения природно-климатических условий района определяется пригодность территории для строительства:

а)    благоприятные в естественно-природном отношении для размещения лечебно-оздоровительных учреждений и мест массового отдыха населения;

б)    пригодные для строительства новых и развития существующих населенных мест;

в)    условно-пригодные, которые могут использоваться для застройки после проведения на них оздоровительных мероприятий: санитарной мелиорации, обводнения, укрепления сыпучих песков и берегов, засыпка оврагов и т. п.;

г)    непригодные для развития существующих и строительства новых населенных мест (затопляемость чаще чем 1 раз в 25 лет, наличие торфяников мощностью 2 м и более, сложный рельеф, действующие овраги, отсутствие возможности обеспечения водоснабжения и т. д.).

19.    В схеме районной планировки должны быть разработаны мероприятия по охране и улучшению природных условий.

Особое внимание должно быть уделено пригородным зонам, местам массового отдыха населения, местностям лечебно-оздоровительного назначения и территориям, прилегающим к населенным пунктам или часто посещаемым местам, и местностям, располагающимся в 1—2 км от туристических маршрутов.

Рекомендуется обеспечить мероприятия по восстановлению восполнимых природных ресурсов, рекультивации территорий, поврежденных в процессе строительства, разработки полезных ископаемых и размещения участков, использованных для вывоза отходов промышленности и т. п.

20.    К важным мероприятиям по озеленению территории района и охране зеленых насаждений относятся:

а)    создание системы парков, лесо-, луго-, гидропарков межселенного, районного, областного значения;

б)    создание ветро- и пылезащитных полос вокруг городов и поселков;

в)    закрепление песков, оврагов, берегов водоемов;

г)    охрана зеленых насаждений от промышленных выбросов;

д)    сохранение или восстановление ранее уничтоженных лесов (или иной растительности) и при необходимости их расширение до нормы оптимальной лесистости и т. д.

21.    По обводнению района должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:

а)    санитарная охрана водных ресурсов, предотвращение загрязнения водоемов и водотоков, рациональное использование подземных вод без нарушения природного комплекса и т. п.;

б)    регулирование стока и расчистка рек и крупных водотоков в целях предотвращения затопления и обмеления их;

в)    создание системы благоустроенных прудов и водохранилищ.

III. Размещение промышленных и энергетических предприятий

22.    Санитарную оценку существующих и размещения проектируемых предприятий и их комплексов на территории района следует проводить, как правило, на основе изучения и сопоставления нескольких вариантов, отдавая предпочтение тому, который обеспечивает выполнение гигиенических норм и требований.

23.    При оценке основных принципов размещения промышленных предприятий на территории района следует учитывать:

а)    равномерное и рациональное размещение промышленных предприятий на территории района, развитие градостроительной базы малых и средних городов, пгт.

б)    наличие резервных площадей, необходимых для развития промышленности;

в)    возможности обеспечения промышленных предприятий водой необходимого качества и количества без ущерба водопользования населения;

г)    наличие мероприятий, направленных на устранение или снижение загрязнения внешней среды населенных мест выбросами, стоками отходами промышленных или энергетических предприятий;

д)    мероприятия, направленные на снижение до допустимых норм шума и вибрации на территории населенных мест от сверхмощных и мощных источников (аэропорты, мотороиспытательные стенды и т. д.).

24.    В схеме районной планировки должны быть предусмотрены мероприятия по санитарной охране открытых водоемов и подземных вод, в частности от интенсивного загрязнения в результате нерациональной концентрации промышленных предприятий на ограниченных территориях («Правила охраны

поверхностных вод от загрязнения сточными водами». № 372-61).

25.    Важным условием санитарной охраны атмосферного воздуха крупных городов или городских агломерации является недопущение чрезмерной концентрации промышленных предприятий на одной площадке.

26.    При решении вопроса о месте размещения промышленности необходимо учитывать возможность организации санитарно-защитных зон между промышленными и энергетическими предприятиями, с одной стороны, и жилыми районами, а также местами массового отдыха населения, с другой стороны.

При определении возможности загазованности атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий необходимо учитывать эффективность газоочистных и пылеулавливающих установок, сооружаемых на них.

27.    Развитие промышленности в крупнейших и больших городах, приводящее к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни населения и сокращению территориальных резервов этих городов, следует ограничивать.

28.    В существующих крупнейших и больших городах с развитой промышленностью, а также в городах-курортах должны размещаться только предприятия легкой, пищевой и местной строительной промышленности, непосредственно обслуживающей город.

29.    При рассмотрении схем районной планировки при соответствующих гигиенических обоснованиях следует предъявлять требования о выводе из жилой застройки городов предприятий, вредные выбросы которых не могут быть ликвидированы или сами предприятия не могут быть перепрофилированы.

30.    Предприятия с большим водопотреблением должны, как правило, размещаться вблизи крупных, лучше всего естественных, водоемов со строгим соблюдением санитарных требований по отводу и спуску производственных сточных вод.

31.    При санитарной оценке схемы районной планировки следует обращать внимание на размещение источников электромагнитных колебаний (радиостанции, телецентры, радиолокаторы и т. д.).

В соответствии со СНиП П-Е 2-62 п. 21 напряженность поля, создаваемая средневолновыми и длинноволновыми передающими радиоцентрами на территории населенных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не должна, превышать 0,2 в/м.

Границы технической территории коротковолновых передающих радиоцентров должны быть удалены от границ насе-

ленных пунктов с числом жителей более 100 тыс. чел. не менее: при мощности одного коротковолнового передатчика 0,1—5 квт — 2 км, при 5—25 квт — 7 км, при 25—120 квт — 10 км и при 120 и более квт— 15 км.

32.    Особого внимания заслуживают нефтехимические, нефтеперерабатывающие и энергетические предприятия, так как на нефтеэнергетических предприятиях, как правило, отсутствуют надежные системы по улавливанию вредных выбросов и отходов в атмосферу и водоемы. Кроме того санитарные условия эксплуатации их еще недостаточно изучены.

При выборе территории для размещения этих предприятий необходимо учитывать, что они являются большими потребителями воды и должны быть приближены к естественным источником водоснабжения. При организации водоснабжения мощных ГРЭС (2,4—5 млн. квт), работающих по оборотной системе водоснабжения с прудом-охладителем, следует предусматривать мероприятия по переселению населения из зоны затопления водохранилищ, площадь которых может достигать 15—20 кв. км.

При выборе территорий для предприятий со значительными объемами водоотведения, (нефтехимические комбинаты до 90%. лакокрасочные — 80%, нефтеперегонные —70%, азотно-туковые— 60% и др.), следует оценивать условия очистки и сброса сточных вод в водоемы.

Нефтеэнергетические предприятия должны размещаться на участках, более низких по отметкам, чем селитебная территория города с тем, чтобы исключить возможность загрязнения ее ливневыми водами.

При размещении комплексов нефтехимических, нефтеперерабатывающих и энергетических предприятий следует предусматривать не только комбинированное использование сырья, удаление отходов и т. п., но также создание единых районных систем водоснабжения, канализации и очистных сооружений.

По отношению к селитебной территории рекомендуется дифференцированное размещение нефтеэнергетических производств в зависимости от вредности выбросов: ближе к населенному пункту размещаются наименее вредные в санитарном отношении (предприятия по переработке синтетических продуктов в готовые изделия), затем по производству пластмассовых продуктов и изделий, далее—нефтеперерабатывающие, энергетические предприятия.

33.    Крупные металлургические производства (с количеством выпускаемой продукции в год: стали и чугуна — по 3— 5 млн. т., агломерата 5—8 млн. т. и т. д.), с комплексом тяготеющих к ним промышленных предприятий (коксохимичес-

1

Проект Методических указаний разработан Киевским научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А. И. Мар-зсева.

\