Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

28 страниц

Купить МУ 3225-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Маркировка мебели

Расстановка мебели

Измерение роста школьников

Правильный подбор парт, столов и стульев

Рабочая поза и ее формирование

Пользование мебелью и ремонт ее

Приложение № 1. Перечень Государственных стандартов на школьную мебель

Приложение № 2. Состав наборов мебели для общеобразовательных школ

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ Методические указания

Москва,

1985

МИНИСТЕРСТВО

г

1

ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

(Мннпрос СССР)

113Й18, г. Москзд, ГСП Шаболовка, 33, тел. 233*03-44

н» м_____

П) методических указаниях “1 "Об использовании школьной мебели"

Направляем методические указания "Об использовании школьной мебели", утвержденные 14.03.85 Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР.

Просим разработать и осуществить мероприятия по доведению прилагаемых указаний до органов народного образования и школ, а также организации их изучения и безусловного выполнения.

Методические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР С2.06.80 #2177-80, считать утратившими силу.

К.Г.Ножко

Приложение: I экз.

Заместитель Министра

В приложении 2 приведен состав наборов мебели для общеобразовательных школ по учебным кабинетам и другим помещениям.

РАБОЧАЯ ПОЗА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствутщее росту школьника, но и приучить его сохранять во вреш учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предпреяечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины душны бедра школьников.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра ж ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья -ди$ференция - равно разности бысот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0 - 6,0 см. Заниженная или завышенная дифференцш вынуждает школьника опускать иди поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги \ тетради).

расстояние (.по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула ^скамьи) - дистанция спинки - оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника оолее, чем на ь см. при завышенной дистанции спинки школьник лишен

- 10 -

возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается "зажатым” между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, раоотосиосооность падает,

гаоотояние ию горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья - дистанция сиденья (скамьи) - должно быть только отрицательным (не менее 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынувден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форси-рупцие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников перЕых классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу "Правильно сиди при письме". После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице; еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснений учителя - сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

-II-

Таблицу "Правильно сиди при письме" следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык.

Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

ПОЛЬЗОВАНИЕ МЕБЕЛЬЮ И РЕМОНТ ЕЕ

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность, В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть проложены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже +1С°С.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметы, повреждающие покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от пападания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более + 60°С) водой с последующей протиркш сухой чистой мягкой тряпкой.

Поступающие от поставщика новые изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условии ее транспортирования, использования й хранения установлен ГОСТ 22046-76 для изделий I-ой категории качества - 24 месяца, для изделий со Знаком качества - 30

- 12-

месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право я обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.

Мелкий ремонт мебели, не СЕязаннш! с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе, К мелким ремонтным работам относятся: укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стякек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпатлевкой, а глубоких - вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Ото особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт,

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность.учи-бов, ущемлений и других травм.

Наиболее частыми дефекрами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кроштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек юс следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху "на проход" двумя-четырьмя шурупами 5x50 (рис.1). Головки шурупов следует утопить на 1-2 мм ниже плоскости крышки и зашпатлевать.

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами Мб с полукруглой головкой и усом или с по-лупотайной или потайной головками (рис.2), установленными с даух сторон на расстоянии 350-400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов дал портфелей надо обеспечить внутренний размер ешсости не менее 130 мм, и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов - не менее ЗСО мм для столов группы А и Е и З^г мм - для столов группы Г и Д (рис.З).

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице 6 и на рис,4.

Изношенные сиденья мотто заменить сиденьями из фанеры толщиной 9-12 мм. Передняя кромка Фанерного сиденья долгна быть скруглена радиусом 20-25 мм (рис. 5).

13



PUC.3


9-гг



five. 4.


- 14-

Ери ремонте прозрачных лаковых покрытий удаляют пыль и загрязнения, а затем снимают с дефектных мест старое лаковое или эмалевое покрытие и наносят новое. Вместо нитролаков, нитроэмалей возможно применять пентафталевые лаки и эмали, которые легче наносятся кистью, но имеют осльшое время высыхания.

Таблица 6

Основные размеры стульев

Размеры    Нормы    для    стульев    группы,    мм

______________А__Ъ__В___Г___

1.    Высота переднего края сиденья Н

2.    Ширина сиденья, не менее

3.    Глубина сиденья В

4.    Высота нижнего края спинки над сиденьем

5.    Ширина спинки, не менее

6.    Высота спинки

7.    Радиус изгиба переднего края сиденья

8.    Радиус изгиба спинки

9.    Угол наклона сиденья

10. Угол наклона спинки


320

Зби

400

440

480

270

310

340

360

380

260

290

320

350

380

120

135

150

165

180

240

270

300

320

340


60-120 70-135 80-150 90-165 I00-I80

Для всех групп 20 - 50 Для всех групп 80 - 100 Для всех групп 0-3°

Для всех групп 102 - 108°

Для ремонта школьной мебели должны использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-нпядемиологической службы, стойкие к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также обладающие низкой теплопроводностью.

Лицевые поверхности крышки стола (парты), следует отделывать с сохранением текстуры светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых тонов (светло-зеленый, бежевый, светлый серовато-зеленый, светло-серый). Цвет каркасов должен быть более насыщенного тона.

Окрашивать школьную мебель в белый цвет нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение школьников.

Поверхность школьной мебели не должна иметь большого блеска, так как блестящая поверхность стояое, шкэ^ое и другого оборудования

- 15 -

оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их, резко снижает (на 12-10$) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения, устойчивость ясного ейпения.

На вновь окрашенные ученические столы и стулья должна быть нанесена цветовая маркировка в соответствии с табл. I,

В отделке мебели для игровых первых классов, помещений груш продленного дня, актового зада и рекреаций желательны интенсивные тона.

При расстановке изделий школьной мебели или их перемещении максимальная физическая нагрузка на одного учащегося I класса должна составлять 2 кг; на учащегося П-1У классов 3 кг; на учащегося У-IX классов - 6 кг; на учащихся X-XI классов - 9 кг для девушек и 15 кг дпя юношей.

Все электрические подводки к лабораторным столам учащихся, столам учителя и демонстрационным столам, как наружные, так и внутренние, должны осуществляться в металлических заземленных трубах или металлорукавах. Напряжение в розетках на ученических столах в лабораториях и друтих учебных помещениях не должно превышать 42 В.

При монтаже сантехнической разводки трубопроводы технологического оборудования должны иметь следующие цветовые маркировки:

а)    холодная вода - зеленая;

б)    канализация - красно-коричневая.

Мебель, изготавливаемая по разовым заказам или силами школ для их оборудования, должна соответствовать требованиям действующих на нее государственных стандартов. При изготовлении изделий школьной мебели, на которую государственных стандартов не имеется, рекомендуется руководствоваться "Исходными требованиями на проектирование набора мебели для оборудования учебных и других помещений общеобразовательных школ", разработанных НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР и ЦНИИЗП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре гри Госстрое СССР.

Администрация и учителя школы ооязаны строго выполнять настоящие рекомендации, принимать меры к тому, чтооы оформление заказов на мебель* оснащение ею учебных кабинетов и других аудиторий про-

16 -

водились с обязательным соблюдением требований к ассортименту и типоразмерам.

Медицинские работники школы, имея точные данные о росте, состоянии зрения и слуха школьников , обязаны оказывать помощь администрации и учителям школы в составления расчета необходимого набора мебели, в ее маркировке (если в этом есть необходимость), расстановке по классам и кабинетам, а также осуществлять контроль за правильной посадкой школьников й др. Повседневная проверка правильности рассаживания учеников возлагается на санитарный актив класса.

Контроль за правильным использованием мебели и оказание помощи в этом органам народного образования осуществляют санитарно-эпидемиологические станции.

Методические рекомендации "Об использовании школьной мебели" от 02 нюня 1980 г. Л 2177-80 считать утратившими силу.

- 17 -


Приложение № I

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

ГОСТ

гост

гост

гост

гост

гост

гост

гост

гост

гост

гост

22046-76

5994-79

IT0I5-77

23380- 78

НО 16-77

23381- 78

18314-73

19549- 74

19550- 74

18313-73

18607-73

22361-77

20064-74

22359- 77

18666-73

22360- 77 20902-74

Перечень Государственных стандартов на школьную мебель

Мебель школьная. Общие технические условия.

Парты школьные. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические деревянные. Методы испытаний на устойчивость, прочность, жесткость и долговечность.

Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

Стулья ученические деревянные. Методы испытаний на устойчивость, прочность, жесткость и долговечность.

Столы ученические лабораторные. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для кабинетов иностранного языка (языковых лабораторий). Типы и Функциональные размеры.

Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

Столы демонстрационные. Типы и Функциональные размеры.

Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

Доски классные. Общие технические требования.

Стулья для актовых залов школ. Типы и Функциональные размеры.

Шкафы для учебных пособйй. Тиш и функциональные размеры.

Шкафы вытяжные для школьных химических кабинетов.

Типы и функциональные размеры.

Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

Вариант

Столы ученические 1-местные в комплекте со стульями, ГОСТ IICI5-77, II016-77

комлл.

30

в том числе: группы "А"

я

24

группы "Б”

я

6

группы "В” Вариант

я

Столы детские 2-местные тип П в комплекте со стульями, ГОСТ 19301.1-73,

ГОСТ I930I.2-73, в том

комши

15

числе: группы "Д"

я

12

группы "Г"

tt

3

Столы учителя, тип I, ГОСТ 18313-73

шт.

I

Столы для ремонта и монтажа

я

4


3


2


I


средств обучения

Столы учителя с емкостями

для ТСО, тип П,

ГОСТ 18313-73

Столы для аквариума    " I

Столы ученические 2-местные для комгиг. мастерских трудового обучения 1-1У классов в комплекте со стульями

5


6


7


8


9


40/30    40/30    40/30    20

28/20    32/24    -    2

12/10    8/6    32/24    16

8/6 2


i


CD

I


III


I


2


I


I


I


I


20/15


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Методические указания

Москва-1985

Приложите 2


СОСТАВ НАБОРОВ МЕБЕЛИ ДЛЯ ОЙЦЕОБРАЗОВАТЕДШП ГОШ

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Наименование

Ед.

Классные

Спальни-

Классные Классные Классные

Мастерских

Универсаль

И Я П Й Л К ti

изм.

I

игровые

и

ш

17-Х

для труд о-

ные для

классов

классов

классов

классов

вого ооуче- продленного

классов

яия я общ. полезя. труда 1-37 классов

дня

I

2

3

4

5

б

7

8

9

Парты школьные 2-местяые, ГОСТ 5994-79,

шт.

15

20/15

20/15

20/15

в том члдле: группы ИАП

W

12

14/10

16/12

-

1

м

группы "Бп

W

3

6/5

4/3

16/12

CD

1

группы ”ВИ

»*

-

-

4/3

Вариант

Столы ученические 2-местные

КОПИЛ

:• 15

20/15

20/15

20/15

10

е комплекте со стульями, ГОСТ НО 15-77, ГОСТ II016-77,

в том числе: группы "А"

12

14/10

16/12

I

группы "Б"

3

6/5

4/3

16/12

8

группы "В"

-

-

-

4/3

I

Настоящие методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, НИИ гигиены детей и подростоков Министерства здравоохранения СССР, НИИ физиологии детей и подростков и НИИ школьного оборудования я технических средств обучения Академии педагогических наук СССР, подготовлены к утверждению Управлением снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием Министерства просвещения СССР,

Методические указания разрешаются к размножению в необходимых количествах.

УТВЕРЖДАЮ:

УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Министра

Заы. Главного Государственного

санитарного врача СССР

/)    ,    В.Е.Ковшило

</я

ОБ ИСПОЛЬЭОВАШИ ПКОШЮЙ МЕБЕЛИ (Методические рекомендации)

Во исполнение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" совершенствуется структура общеобразовательной школы, обеспечивается дальнейшее развитие и укрепление ее материально-технической базы, улучшение условий работы.

В деле улучшения условий работы важное место занимают вопросы оснащения шкел мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков большое значение имеет использование шкальной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных паржетров тела, которые служат ддя нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не разнятся.

4

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервал жом в 15 см* В соответствии с этой шкалой в стандартах на школьную мебель (приложение I) предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А,Б,В,Г и Д (табл. I).

Таблица I

Размеры парт, столов и стульев

Труппы

мебели

Группы роста школьников, в см

Высота края крышки стола, обращенного к ученику, над полом, в см

Высота переднего края сиденья над полом, в см

Цвет

маркировки

4

До 130

54,0

32,0

желтая

Б

130-145

60,0

36,0

красная

В

145-160

66,0

40,0

голубая

Г

160-175

72,0

44,0

зеленая

Д

свыше 175

78,0

48,0

белая

МАРКИРОВКА МЕБЕЛИ

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья сгула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например, Б

130 - 145 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (табл, I) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ

Первыми во всех ipex (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми - группы Б, третьими - группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске, ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

5

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная - от 0,5 до I м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошейкфрекции осароты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей,рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

-    в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) - не менее 0,5 м; от внутренней стены - не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) - не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) - не менее 1,6 - 2,0 м, ав кабинетах, имеющих демонстрапионные столы - не мекее 2,5 м; между рядами одноместных столов - не менее 0,5 и, двухместных - не менее 0,6 м;

-    в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (дарт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает "угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах,

не менее ЗС°.

Для обеспечения утла рассматривания в 35° расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трежрядней расстановке и 3,0 м - при четырехрядной.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.

- 6 -

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в атом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты иля столы соответствующей группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся, соответственно группам меёеля, цветовые полосы шириной 15 см: желтая - на высоте от 115 до 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см, голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая - от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерять свой рост к найти маркировочный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.

Для облегчения рассаживания школьников 1-1У классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых груш в соответствии с ростом школьников в разных классах (табл. 2).

Таблица 2

Примерное распределение школьников I-XI классов по группам

Группы роста школьников в Сем)

Группы

мебели

К

л

а с

с

ы

I

П

ш

У

У1

УП

У111 IX

X

XI

до 130

А

80

70

40

130-145

Ь

2U

30

60

80

70

35

146-160

В

20

30

65

80

50 30

I6D-I75

Г

20

50 70 80 80

сы. 176

д

20

20

- 7 -

Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь табл, 2, можно определить примерную потребность школы в мебели разных ростовых групп.

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79 или ученическими столами (ГОСТ II0I5-77) в комплекте со стульями (ГОСТ II0I6-77).

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Столы ученические, предназначенные для оборудования I-ых классов, должны иметь приспособление, позволяющее устанавливать крышку под углом 7-12° и горизонтально.

Таблица 3

Ориентировочное распределение парт двухместных (комплектов ученических) в начальных классах

Группа:

Классы

мебели:

I

П

ш _

А

12

10/14

7/9

Б

В

3

5/6

8/II

12/16

3/4

Примечание: I. В числителе указано количество двухместных парт

(комплектов ученических) при наполняемости 30 человек; в знаменателе-40 .

2.    Комплект ученический состоит из стола 2-х местного и 2-х стульев соответствующих ростовых групп.

3.    При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в I и П смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов, например, Ш и 1У. При этом в помещении, предназначенном для Ш и 1У классов, расставляются 2-3 парты группы А, II—15 - группы Б и 1-2 - группы В, что позволит рассадить большинство детей и в Ш и в 1У классе в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников У-XI классов оборудуются комплектами двухместных столов ученических по ГОСТ НО 15-77 со

- 8 -

стульями ПО ГОСТ Х1и1Ь-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом

учащихся возможно лишь при наличии раздельных каоинетов для учащихся разных возрастных груш, поэтому во всех школах необходимо ооорудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся *-У1 классов. Jto необходимо в связи с особенностями роста и развития lU-il-летних детей и осооенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во вое дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, начальной военной подготовки, методические кабинеты по основам производства и профориентации.

в %

Таблица 4

Ориентировочное распределение комплектов ученических двухместных в учебных кабинетах

Группы

Клас

С ы

мебели

У-У1

га- к

У1-Х1

У-Х1

УП-Х1

X-XI

Б

50

20

В

50

50

50

40

40

Г

50

40

30

50

80

д

10

10

10

20

При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы групп В,Г,Д по ГОСТ 18314-73,кабинетов изобразительного искусства и черчения - специальные одноместные или двухместные столы груш В и Г по ГОСТ 19549-74 в комплекте со стульями по ГОСТ II0I6-77 соответствующих ростовых

ГРУ®.    Таблица    5

Ориентировочное распределение лабораторных столов и 0*050* для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах    в

Группы

К а

6 и н е т ы

мебели

_фИЗ£КИ _

_биодогии _ изобразит.искусства

в

30

~ 30~ ~

50 "во”

Г

60

60

40 20

д

10

10

10