Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

Купить МУ 2002-2002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методика является руководящим документом при проведении обследования элеваторов, отработавших нормативный срок службы, находящихся в эксплуатации на предприятиях ОАО "Сургутнефтегаз". Документ устанавливает порядок, объемы и методы оценки технического состояния элеваторов при определении возможности эксплуатации сверх нормативного срока службы, а также проведения ремонта или списания. В Методике приведены наиболее часто встречающиеся дефекты деталей элеваторов, номинальные и предельно-допустимые параметры обследуемых поверхностей и способы их определения, указаны методы проведения дефектоскопии.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация и планирование работ по проведению обследования технического состояния элеватора

3 Анализ технической документации

4 Обследование технического состояния элеватора

5 Карта обследования технического состояния элеватора

6 Оформление результатов обследования и оценки остаточного ресурса элеватора

7 Нормативные ссылки

Приложение А. Карта (схема) детали или сборочной единицы элеватора

Приложение Б. Карта результатов цветного метода контроля

Приложение В. Карта результатов УЗД

Приложение Г. Карта результатов ультразвуковой толщинометрии

Приложение Д. Заключение

Приложение Е. Акт о продлении срока службы

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ Н ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ООО СПКТБ «Нефтегазмаш»

Глдвному инженеру

(Госгортехнадзор Росспп)

Ф.А. Гирфанову


УПРАВЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОКРУГА

625000, г Тюмень, Центр, аб„ящик 10 телефон- 24-ff’-l i телефакс: 24-75-02,

E-mail:    alex@sbtx.tmn.ni

root@ggtn tmn.ni

20декабря. . 2002r.......... №....2001..

О согласовании «Методики обследования технического состояния...»

Начальник Управления

Управление Тюменского округа Федерального горного и промышленного надзора России. рассмотрело и согласовывает «Методики обследования технического состояния элеваторов корпусных для бурильных н обсадных труб типа КМ и элеваторов литых для обсадных труб типа ЭН с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации» (МУ 2002-2002).

В.А- Тарасенко

Псп. Тихомиров СВ. Тел 463-IS4

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ» ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Тюменского округа Госгортехнадзора России

В.А.Тарасенко

Письмо №2001 от 20 декабря 2002 г.


УТВЕРЖДАЮ

Главный инженер ОАО «Сургутнефтегаз»

Н.И. Матвеев


МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕВАТОРОВ КОРПУСНЫХ ДЛЯ БУРИЛЬНЫХ И ОБСАДНЫХ ТРУБ ТИПА КМ И ЭЛЕВАТОРОВ ЛИТЫХ ДЛЯ ОБСАДНЫХ ТРУБ ТИПА ЭН С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

МУ 2002-2002


СОГЛАСОВАНО


Главный инженер Сургутской ЦБПО БНО


.В.Маковозов

orv 'emt„ м<рг

ts. p


9 if ритор»


Главный инженер ОАО(ЩЩр «Нефтегазмаш»

^лавныШте^Одбд

ОАО СЩТ&Щефтегазмаш»


Гирфанов


Р.Р.Яхин


МУ 2002-2002

3 АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

3.1    Цель анализа технической документации

3.1.1    Анализ технической документации проводят с целью установления параметров предельных состояний, выявления наиболее вероятных отказов и повреждений, а также мест возможного появления дефектов при эксплуатации элеватора, причин и механизмов их образования.

3.1.2    Результаты анализа технической документации используют при выборе методов контроля технического состояния элеватора.

3.1.3    Анализу подлежит следующая конструкторская и эксплуатационная документация:

а)    паспорт (или заверенный дубликат), в котором указываются:

-    завод-изготовитель;

-    заводской и инвентарный номера;

-    основные технические характеристики;

-    дата выпуска;

-    показатели надежности (срок службы);

б)    все виды имеющихся эксплуатационных документов, содержащих сведения о работе элеватора:

-    инструкция по эксплуатации, содержащая сведения об устройстве и правилах безопасной эксплуатации элеватора;

-    журнал учета работы элеватора;

-    журнал учета технического обслуживания и ремонтов с результатами предыдущего обследования с указанием потенциально опасных мест появления дефектов (износа, коррозии, трещин и т.д.) и срока следующего обследования, включая дефектоскопию.

Журнал учета работы элеватора заполняется эксплуатационным персоналом после каждой смены. Допускается отсутствие такого журнала для элеватора, обслуживаемого по вахтам в три смены, когда данные о работе каждого элеватора записываются в вахтенный журнал. Сведения о наработке в машино-часах из вахтенного журнала заносятся в соответствующий журнал учета технического обслуживания и ремонта.

Журналы учетов должны находиться на месте эксплуатации элеватора.

3.2 На основании анализа материалов в перечисленных документах устанавливают потенциально опасные участки (ПОУ) элеваторов, которые в процессе эксплуатации наиболее подвержены износу, коррозии, образованию трещин и составляют план обследования элеватора, содержащий:

-    карту (схему) ПОУ (приложение А);

-    порядок и объем проведения обследования;

10

МУ 2002-2002

-    выбор методов контроля и контрольно-измерительной аппаратуры;

-    методы обработки результатов обследования.

Методы контроля и контрольно-измерительная аппаратура должны обеспечивать надежность и объективность полученных результатов по выявлению дефектов составных частей элеватора.

И

МУ 2002-2002

4 ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕВАТОРА

4.1    Визуально-оптический контроль

4.1.1    Визуально-оптический контроль при обследовании проводят с целью выявления поверхностных дефектов, которые могли возникнуть в процессе эксплуатации элеватора.

4.1.2 Визуально-оптический контроль    выполняется    до проведения

инструментального и неразрушающих методов контроля.

Все измерения производятся после    визуального    контроля или

одновременно с ним.

4.1.3    Визуально-оптический контроль выполняется невооруженным глазом или с помощью лупы по ГОСТ 25706 с 20-кратным увеличением.

4.1.4    При визуально-оптическом контроле проверяются:

-    комплектность элеватора;

-    качество защитных покрытий и окраски;

-    правильность функционирования деталей элеватора;

-    наличие дефектов, влияющих на работоспособность элеватора.

При этом следует обратить особое внимание на наличие дефектов, представляющих возможную опасность последующего разрушения детали или сборочной единицы таких как:

-    местные механические повреждения (разрывы, изломы, вмятины);

-    расслоения основного металла;

-    закаты основного металла;

-    деформация деталей;

-    дефекты резьб;

-    поломка пружин;

-    трещины в основном металле;

-    трещины в сварных швах и околошовной зоне.

Внешними признаками наличия трещин могут являться подтеки ржавчины, выходящие на поверхность металла, шелушение краски.

4.1.5    При обнаружении дефектов или признаков их наличия на участках деталей или сварных швов эти зоны должны быть зачищены до металлического блеска. В сомнительных случаях соответствующий участок основного металла или сварного шва необходимо зачистить наждачной бумагой, наждачным кругом или напильником и протравить.

При зачистке запрещается наносить удары зубилом или молотком, оставляющие вмятины и зарубки.

12

МУ 2002-2002

После подготовки участков к проверке для уточнения наличия дефектов применяется один из методов неразрушающего контроля.

4.2 Измерительный контроль

4.2.1    Измерительный- контроль при обследовании элеватора проводят с целью проверки соответствия геометрических размеров деталей и сборочных единиц требованиям нормативно-технической документации, а также для измерения размеров дефектов, выявленных при визуально-оптическом контроле.

4.2.2    При измерительном контроле деталей элеватора определяют:

-    размеры механических повреждений основного металла;

-    износ поверхностей деталей;

-    размеры деформированных участков основного металла, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;

-    размеры дефектов сварных швов;

-    глубину коррозионных язв и размер зон коррозионного поражения, включая их глубину.

4.2.3    При измерительном контроле применяют:

-    линейки измерительные металлические по ГОСТ 427;

-    штангенциркули типа ШЦ по ГОСТ 166;

-    угломер типа 2-2 по ГОСТ 5378;

-    скобы индикаторные по ГОСТ 11098;

-    щупы наборы № 1,2,3,4 по ТУ2-034-225-87;

-    нутромеры микрометрические по ГОСТ 10 и индикаторные по ГОСТ 868;

-    калибры резьбовые;

-    микрометры по ГОСТ 6507;

-    глубиномеры по ГОСТ 7470;

-    шаблоны, в том числе универсальные, радиусные, резьбовые и др.

4.3 Неразрушающие методы контроля

4.3.1    Неразрушающий метод контроля проводят с целью выявления в основном металле деталей и сборочных единиц элеватора несплошностей различного вида и происхождения, определения места их расположения, размеров, контроля геометрических параметров, оценки качества металла.

4.3.2    Работы по неразрушающему контролю выполняют лаборатории или другие службы предприятий, имеющие лицензию органов Госгортехнадзора России.

13

МУ 2002-2002

4.3.3    Неразрушающий контроль проводит специально обученный персонал, имеющий удостоверение установленного образца.

4.3.4    Неразрушающий метод контроля производят в случае:

-    наличия косвенных признаков дефекта;

-    возникновения сомнения у специалистов, проводящих обследование элеватора, в качестве металла деталей.

4.3.5    Места (зоны) выявления дефектов на потенциально опасных участках деталей и сборочных единиц элеватора и методы их определения устанавливают специалисты, проводящие обследование.

Схемы    контроля    элеватора методами    магнитопорошковой и

ультразвуковой дефектоскопии приведены на рисунках 3 и 4.

4.3.6    Острые выступы и неровности на поверхности деталей элеватора, подвергаемых неразрушающему контролю, должны быть зачищены при помощи ручной шлифовальной машинки с мелким наждачным камнем, напильником или наждачной бумагой в пределах допустимых размеров.

4.3.7    Выбор метода и проведение неразрушающего контроля обуславливается свойствами и толщиной металла, наличием дефектоскопической аппаратуры, методики контроля, производительностью контроля и т.д.

4.3.8    Методы контроля качества сварных соединений в зависимости от характеристики дефекта и области применения должны соответствовать требованиям ГОСТ 3242.

4.3.9    При обследовании элеватора следует применять любой из следующих методов неразрушающего контроля:

-    капиллярный;

-    магнитопорошковый;

-    ультразвуковая дефектоскопия;

-    ультразвуковая толщинометрия;

-    радиографический;

-    твердометрия.

14

МУ 2002-2002

1

1- преобразователь УЗК; 2 - П-образный электромагнит

Рисунок 3 - Схема контроля элеваторов типа КМ

магнитопорошковым и ультразвуковым методами

15

МУ 2002-2002


1



1- преобразователь УЗК; 2 - П-образный электромагнит

Рисунок 4 - Схема контроля элеваторов типа ЭН

магнитопорошковым и ультразвуковым методами


16


МУ 2002-2002

Преимущества и недостатки перечисленных выше методов контроля приведены в таблице 1.

Таблица 1

Методы контроля

Преимущества

Недостатки

Капиллярный

Высокая чувствительность при появлении трещин и пор, простота технологии и наглядность

Необходимость высокой чистоты обработки поверхности, высокая трудоемкость и длительность процесса контроля

Магнитопорошковый

Высокая чувствительность, производительность и достоверность при контроле трещин в сталях ферромагнитного класса

Невозможность контроля дефектов на глубине более 5 мм от поверхности

Ультразвуковая

дефектоскопия

Высокая

производительность и достоверность

Невозможность контроля нахлесточных швов и швов с конструктивным непроваром

Ультразвуковая

толщинометрия

Сочетание высокой точности измерения и высокой

производительности

Коррозионные повреждения могут повышать погрешность измерения

Радиографический

Высокая достоверность выявления объемных дефектов

Плохая выявляемость трещин в поперечной плоскости

17

МУ 2002-2002

4.4 Капиллярный метод контроля

4.4.1    Капиллярный метод контроля применяют для проверки состояния металла деталей элеватора на наличие трещин, расслоений, закатов, надрывов, раковин, пор, выходящих на поверхность, определения их расположения, протяженности, а также дум выявления дефектов сварных и механических соединений.

При капиллярном методе контроля деталей и сборочных единиц элеватора достаточен II уровень чувствительности контроля, что соответствует выявлению таких дефектов, как поверхностные трещины с раскрытием до 10 мкм при глубине 0,03-0,04 мм.

4.4.2    Капиллярная диагностика может выполняться одним из двух способов:

-    керосиновой пробы;

-    цветным методом.

4.4.3    При “керосиновой пробе” поверхность проверяемого участка зачищается до металлического блеска, смачивается керосином, вытирается насухо и покрывается слоем мела. Через несколько минут после обстукивания поверхности молотком массой не менее 0,5 кг на месте предполагаемой трещины должна выступить темная полоса, определяющая характер и границы трещины.

4.4.4    При “цветном методе” участок, подлежащий проверке, зачищается до шероховатости Rz 20-40 мкм, обезжиривается ацетоном и затем на подготовленную поверхность наносится рабочая жидкость.

В качестве рабочей жидкости применяют состав 70 % керосина, 30 % трансформаторного масла и краситель (10 г красной краски типа “Судан Ш” на 1 литр жидкости), либо специальный комплект аэрозолей типа СИМ с чувствительностью по II классу.

Состав наносят не менее трех раз, выдерживая 3-5 мин, не допуская высыхания последнего слоя. Затем производят удаление красителя с помощью раствора воды и моющего средства.

Проявление дефектов происходит после нанесения проявителя из комплекта СИМ практически сразу же для крупных и через 20 мин для мелких (от 1 до 3 мкм).

4.4.5    Общие требования к цветному методу, требования к контролируемой поверхности, оптимальные рабочие составы, методика контроля должны соответствовать требованиям ГОСТ 18442.

4.4.6    Результаты контроля поверхности деталей и сборочных единиц

элеватора    регистрируют    в картах с представлением эскизов

проконтролированных участков.

18

МУ 2002-2002

Рекомендуемая форма карпа результатом цветною метла кот роля приведена в приложении Б.

4.5    Магнитопорошковый метод контроля

4.5.1    Магнитопорошковый метод контроля применяют в основном для выявления трещин в сварных швах, надрывов металла в радиусах переходов поверхностей от одного диаметра к другому в различных деталях.

4.5.2    Для выявления трещин используют масляно-керосиновую суспензию, которую наносят на обследуемую поверхность, и магнитный порошок.

4.5.3    Магнитолорошковый метод контроля производят в соответствии с требованиями ГОСТ 21105.

4.6    Ультразвуковая дефектоскопия

4.6.1    Ультразвуковая дефектоскопия (УЗД) обеспечивает выявление скрытых дефектов типа трещин, непроваров, несплавлений, шлаковых включений, газовых пор и т.д. с эквивалентной площадью не менее нормативных величин дефектов, указание их количества, координат расположения и условной протяженности без расшифровки характера.

УЗД должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12503, ГОСТ 14782.

4.6.2    Для обнаружения скрытых дефектов в деталях и сборочных единицах

элеватора используют ультразвуковые дефектоскопы типа УД2-12,    УД-13П,

УД2В-П фирмы «Прибор»; УД4-7 фирмы «Votum»; СКАРУЧ, УИУ-СКАНЕР фирмы «Алтее»; УД2-102, фирмы «Алтек»; А1212 фирмы «Спектр»; УД-09 фирмы «Политест»; USL-48, USN-50, USK-75 фирмы «Panametrics» и др.

4.6.3    УЗД проводят дефектоскописты с квалификацией не ниже II уровня.

4.6.4    Результаты ультразвуковой дефектоскопии деталей и сборочных единиц элеватора регистрируют в картах результатов ультразвуковой дефектоскопии с предоставлением эскиза проконтролированного участка.

Рекомендуемая форма карты результатов ультразвуковой дефектоскопии приведена в приложении В.

4.7    Ультразвуковая толщинометрия

4.7.1 Для определения толщины стенок деталей и сборочных единиц элеватора применяют метод ультразвуковой толщинометрии.

] 9

МУ 2002-2002

Содержание

1    Общие положения.............................................................. 3

2    Организация и планирование работ по проведению

обследования технического состояния элеватора....................... 6

3    Анализ технической документации.................................................... 10

4    Обследование технического состояния элеватора...................... 12

5    Карта обследования технического состояния элеватора................ 23

6    Оформление результатов обследования и оценки остаточного

ресурса элеватора............................................................... 40

7    Нормативные ссылки.......................................................... 42

Приложение А Карта (схема) детали или сборочной

единицы элеватора........................................... 44

Приложение Б Карта результатов цветного

метода контроля.............................................. 45

Приложение В Карта результатов УЗД...................................... 46

Приложение Г Карта результатов ультразвуковой

толщинометрии.............................................. 47

Приложение Д Заключение.................................................... 48

Приложение Е Акт о продлении срока службы........................... 50

2

МУ 2002-2002

4.7.2    Применяемые для измерений ультразвуковые толщиномеры УТ-1Б, УТ-20, УТ-ЗОЦ, КВАРЦ-14, КВАРЦ-15, УТ-93П; DME-DL, 26DL, 30DL, 26MG, 26MG-XT фирмы «Panametrics», СКАТ-4000 фирмы «Политест» и др. должны обеспечивать точность измерения +0,1 мм.

4.7.3    Для измерения толщины стенок деталей и сборочных единиц элеватора используют прямые преобразователи с частотой 2,5 МГц.

4.7.4    Ультразвуковую толщинометрию проводят в соответствии с заводскими требованиями по эксплуатации, изложенными в паспорте на прибор, требованиями ГОСТ 14782 и другой нормативно-справочной документацией.

4.7.5    Для калибровки ультразвукового толщиномера используют как эталон СО-1 по ГОСТ 14782, так и специально изготовленные образцы с толщинами 15-40 мм.

4.7.6    Выбор мест замера толщины стенок деталей и сборочных единиц производят специалисты, выполняющие обследование элеватора.

4.7.7    Для повышения достоверности результатов в каждой точке проводят три измерения и определяют среднеарифметическое значение.

4.7.8    В случае обнаружения зон повышенного коррозионного и эрозионного износа, количество точек измерений может быть увеличено.

4.7.9    Замеры должны в обязательном порядке производиться в местах, где ранее были выявлены следы коррозии или уменьшение толщины стенок деталей и сборочных единиц.

4.7.10    Результаты ультразвуковой толщинометрии регистрируют в картах результатов ультразвуковой толщинометрии с представлением эскиза. На эскизе должны быть указаны места контроля толщины стенок деталей и сборочных единиц элеватора.

4.7.11    Рекомендуемая форма карты результатов ультразвуковой толщинометрии приведена в приложении Г.

4.8 Твердометрия

4.8.1 С целью оценки прочностных характеристик металла и сварных швов проводят измерение твердости.

20

МУ 2002-2002

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    Настоящая «Методика обследования технического состояния элеваторов корпусных для бурильных и обсадных труб типа КМ и элеваторов литых для обсадных труб типа ЭН с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации» (далее - Методика) является руководящим документом при проведении обследования элеваторов, отработавших нормативный срок службы, находящихся в эксплуатации на предприятиях ОАО «Сургутнефтегаз».

Эскизы элеваторов корпусных для бурильных и обсадных труб типа КМ и элеваторов литых для обсадных труб ЭН (далее - элеваторы) представлены на рисунках 1 и 2.

1.2    Методика устанавливает порядок, объемы и методы оценки технического состояния элеваторов при определении возможности их эксплуатации сверх нормативного срока службы, а также проведения ремонта или списания.

Нормативный срок службы, установленный разработчиком (заводом-изготовителем) указан в технических условиях на изготовление или паспорте на элеватор.

1.3    Методика разработана на основе опыта эксплуатации элеваторов на нефтедобывающих предприятиях, материалов исследования неисправностей элеваторов, поступивших на капитальный ремонт, а также требований нормативных документов ведущих проектных и научно-исследовательских институтов и в соответствии с требованиями «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» РД 08-200-98 и «Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России №43 от 9 июля 2002 г.

1.4    В Методике приведены наиболее часто встречающиеся дефекты деталей элеваторов, номинальные и предельно-допустимые параметры обследуемых поверхностей и способы их определения, указаны методы проведения дефектоскопии.

1.5    Методика является руководящим документом для предприятий ОАО «Сургутнефтегаз», эксплуатирующих, производящих обследование и ремонт элеваторов с целью продления срока службы и предупреждения аварийных ситуаций из-за неисправности составных частей элеватора.

1.6    Настоящая Методика может быть использована при обследовании других аналогичных типов элеваторов с истекшим нормативным сроком службы.

3

МУ 2002-2002



А-

т

1 t

1

WJ

A_L

-h

'тг

м

1

'

jk.



Рисунок 1 - Элеватор корпусной для бурильных и обсадных труб типа КМ


\

F—^j|Z

1

r-J.-

J__ЙЬ


1 - корпус; 2 - створка; 3 - защелка; 4 - рукоятка; 5 - предохранитель штропа


МУ 2002-2002


1



1- корпус; 2 - затвор; 3 - собачка; 4 - ось собачки


Рисунок 2 - Элеватор литой для обсадных труб типа ЭН


5


МУ 2002-2002

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ЭЛЕВАТОРА

2.1    Своевременное и качественное обследование элеваторов, включая необходимые измерения и дефектоскопию, позволяет определить техническое состояние элеватора и дать заключение о пригодности к дальнейшей эксплуатации.

2.2    Обследованию подлежат элеваторы, отработавшие нормативный срок службы как находящиеся в эксплуатации, так и находящиеся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние.

Работы по продлению срока безопасной эксплуатации элеваторов рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока службы.

2.3    Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации элеваторов проводятся:

-    по заявке заказчика при выработке элеватором нормативного срока службы;

-    по требованию Госгортехнадзора России или его территориального органа, предъявляемому в установленном порядке.

2.4    Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации элеваторов выполняют экспертные организации.

При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния элеваторов по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

Работы по реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации элеваторов на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности выполняют организации, эксплуатирующие элеваторы.

2.5    Лаборатории неразрушающего контроля обеспечивают выполнение необходимых работ по неразрушающему контролю. Испытательные и аналитические лаборатории обеспечивают выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава,

МУ 2002-2002

испытания на прочность и другие виды испытаний, предусматриваемые программами работ.

2.6    Работы по контролю технического состояния (обследование) элеваторов экспертными организациями осуществляется с участием экспертов (специалистов, обследователей), аттестованных в установленном порядке и для которых работа в экспертной организации является основной.

2.7    Работы по определению остаточного ресурса элеваторов проводятся экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока службы.

2.8    В целях установления необходимой полноты сведений экспертная организация рассматривает заявку на проведение работ по продлению безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии элеваторов и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах. Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации для определения безопасного срока эксплуатации элеваторов.

В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии элеваторов.

2.9    По результатам обследования и испытаний элеваторов составляется заключение, которое является основой для принятия одного из решений:

-    продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

-    ремонт;

-    вывод из эксплуатации.

2.10    Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации элеваторов (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.

2.11    Решение о продолжении эксплуатации элеваторов в пределах сроков эксплуатации, их замене или ремонте принимаются руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).

2.12    Обследование элеватора проводится на участке, оснащенном всем необходимым контрольно-измерительным инструментом для получения наиболее

7

МУ 2002-2002

точных данных о техническом состоянии элеватора и соответствии его параметров нормативно-технической документации.

2.13    Элеваторы перед обследованием должны быть очищены от грязи, нефти, коррозии, шелушащейся краски и т.д. Для очистки могут применяться любые способы (механический, промывка в керосине, в растворе каустической соды с последующим ополаскиванием).

В случае, когда краска или окалина имеет хорошее сцепление с металлом и представляет собой плотную, без рыхлостей и пор пленку или слой на поверхности металла, контроль ведут по окрашенной поверхности или окалине.

2.14    Обследование с целью определения технического состояния элеватора и продления срока служба сверх нормативного не заменяет проводимого в установленном порядке технического обслуживания.

2.15    При обследовании элеватора специалистами должны выполняться требования:

-    «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» РД 08-200-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ №24 от 09.03.1998 г.;

-    «Правил эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных 31.03.1992 г.;

-    межотраслевых «Правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» ПОТРМ-016-2000, РД 153-34.0-03.150-00.

2.16    Обследование элеватора должно производиться в следующей последовательности:

-    анализ технической документации;

-    визуально-оптический контроль;

-    измерительный контроль;

-    неразрушающий контроль;

-    составление дефектной ведомости;

-    оценка остаточного ресурса по результатам анализа полученных данных;

-    оформление заключения по дальнейшему использованию элеватора.

2.17    Срок эксплуатации сверх нормативного устанавливается по результатам обследования и может составлять до двух лет при условии периодической проверки через четыре месяца эксплуатации. Затем проводится повторное обследование технического состояния элеватора в полном объеме.

2.18    Внеочередная проверка технического состояния элеваторов производится перед особо ответственными работами (спуск обсадных колонн, ловильные работы, испытание вышки).

8

МУ 2002-2002

2.19    Элеватор с дефектами, подлежащими исправлению, передается на ремонт.

После проведения работ, по устранению обнаруженных при обследовании технического состояния элеватора дефектов, проводится оценка качества устранения дефектов с составлением заключения о пригодности элеватора к дальнейшей эксплуатации.

2.20    После обследования каждый элеватор должен быть испытан путем трехкратного приложения нагрузки равной 1,25 величины грузоподъемности элеватора с выдержкой по 5 минут.

Остаточные деформации не допускаются.

9