Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

Купить МР 5.1.0158-19 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для оценки результативности и экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение качества атмосферного воздуха, снижение риска заболеваемости и смертности в результате химического загрязнения атмосферного воздуха, создание комфортной и благоприятной среды обитания человека, а также для оценки эффективности использования ресурсов и средств на реализацию мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха.

 Скачать PDF

Оглавление

I Область применения

II Общие положения

III Формула метода

IV Оценка результативности мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

V Оценка экономической эффективности мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

VI Выводы, неопределенности и ограничения при использовании оценок результативности и экономической эффективности мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

Нормативные и методические ссылки

Библиографические ссылки

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.12.2019УтвержденРуководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач РФ
РазработанФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РазработанФБУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих предприятий Роспотребнадзора
РазработанУправление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
РазработанФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области
ИзданРоспотребнадзор2020 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

Г осу дарственное санн i арно-тнндемно.101 ическое нормирование _Российской    Федерации_

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения

Методические рекомендации МР 5.1.0158—19

Издание официальное

Москва • 2020

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения

Методические рекомендации МР 5.1.0158—19

- этап 6 - интегральная оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий на основании оценки риска здоровью населения.

На рис. 2 приведена последовательность и взаимосвязь выполнения этапов оценки результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий.

3.3. В рамках выполнения этапа 1 устанавливаются значения показателей результатов (эффектов) по итогам выполнения каждого из мероприятий Комплексных планов мероприятий как разница между результатами оценки аэрогенного риска для здоровья населения (по показателям смертности, заболеваемости, канцерогенного и неканцерогенного риска) до и после выполнения мероприятий, соответствующих целевым показателям улучшения качества атмосферного воздуха:

AG - сокращение случаев преждевременной смерти;

AR - снижение случаев заболеваний;

AHQ- уменьшение индекса опасности.

Оценка аэрогенного риска для здоровья населения выполняется с использованием результатов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и моделирования рассеивания и расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в соответствии методами, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 №273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», на основе которых проводится расчет риска в соответствии с Р 2.1.10.1920—04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду», МР 2.1.10.0156—19 «Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рис. 2. ">тапы выполнения опенки результативности и экономической лффскгивности Комплексных планов мероприяжй

3.4.    При проведении оценки риска для здоровья населения выполняется анализ фактической смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с химическим загрязнением атмосферного воздуха, а также значений сокращения уровня смертности и заболеваемости, установленных в Комплексных планах мероприятий, в частности, для городов - участников федерального проекта «Чистый воздух» национальных проектов Российской Федерации на период до 2024 года.

Установленные значения показателей предотвращенного риска для здоровья населения являются целевыми показателями Комплексных планов мероприятий.

3.5.    Этап 2 предусматривает расчет суммы предотвращенного экономического ущерба в результате сокращения случаев преждевременной смерти (AG) и снижение случаев заболеваний (ДR) по каждому из мероприятий Комплексных планов мероприятий:

ЛК, + ДК

Д Y= —*-руб., где

г

A Yu, A Y\ - среднегодовой предотвращаемый экономический ущерб соответственно от заболеваний и преждевременных случаев смерти населения, руб./год, г - норма дисконтирования, как правило, принимается на уровне 5 % в год.

Расчет суммы предотвращенного экономического ущерба в результате реализации Комплексных планов мероприятий выполняется в соответствии с предусмотренными к выпуску методическими рекомендациями, перечисленными в пункте 1.3.

С,

(1 + гУ


руб., где


1 = 0


3.6. На этапе 3 определяются затраты на осуществление мероприятий Комплексных планов мероприятий за весь срок их выполнения:

Т - период выполнения мероприятия, лет; С, - затраты на выполнение мероприятия в /-м году, руб.; г - норма дисконтирования, доли единицы.

Расчет затрат на выполнение мероприятий Комплексных планов мероприятий выполняется в соответствии с МР 5.1.0030—11 «Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания».

3.7. В рамках этапа 4 выполняется многокритериальная оценка результативности Комплексных планов мероприятий путем сравнения

целевых значений показателей аэрогенного риска для здоровья (AG, Д/?, AHQ) и предотвращенного экономического ущерба для здоровья (ДУ) с ежегодными фактически достигаемыми значениями целевых показателей.

Расчет фактических значений показателей оценки аэрогенного риска для здоровья населения выполняется в соответствии и на основе тех же документов, по которым были рассчитаны целевые значения показателей результативности и экономической эффективности. Оцениваться должны результаты снижения объема выбросов по каждому источнику и каждому' загрязняющему веществу, достигнутого за прошедший оцениваемый год по Комплексному плану мероприятий.

3.8. Этап 5 предусматривает проведение многокритериальной оценки эффективности Комплексных планов мероприятий путем сравнения целевых значений показателей экономической эффективности с фактически достигнутыми значениями за прошедший отчетный год на основе выбранных критериев оценки:

Е-чистый экономический эффект;

АС

АЕ


МС =


где


МС - предельные затраты на единицу чистого экономического эффекта.

АС и АЕ - приростные значения показателей отчетного года и года, предшествующего отчетному.

ACD - средние затраты Комплексных планов мероприятий на единицу снижения риска для здоровья населении:

С

ACD =-,    где

AD

С - затраты на выполнение Комплексных планов мероприятий, AD = AG сокращение случаев преждевременной смерти, или AD-AR снижение случаев заболеваний, или AD - AHQ уменьшение коэффициента опасности за отчетный год.

MCD - предельные затраты Комплексных планов мероприятий:

АС


, руб., где


MCD =

A Dk - Ак


ДО* и ДО* / - фактическое снижение уровня аэрогенного риска за отчетный год (к) и год, предшествующий отчетному (к - 1).

Критериальным показателем является разница между предельными и средними затратами на единицу снижения аэрогенного риска для здоровья:

MCD-ACD

3.9. В рамках выполнения этапа 6 проводится интегральная оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий путем сравнения целевых и фактических значений критериальных показателей ежегодно и нарастающим итогом до завершения реализации всего комплекса мероприятий. Интегральным показателем оценки результативности и эффективности является среднее арифметическое значений отношений целевого значения показателя и фактически достигнутое их значение в отчетном году по всем критериальным показателям, принятым для оценки.

Всего двенадцать критериальных показателей, четыре показателя результативности, два показателя экономической эффективности с использованием чистого экономического эффекта, два показателя экономической эффективности с использованием сокращения преждевременной смертности, два показателя экономической эффективности с использованием показателя снижения заболеваемости и два показателя эффективности с использованием индекса опасности.

IV. Оценка результативности мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

4.1. Исходными данными для оценки результативности мероприятий Комплексных планов мероприятий являются результаты:

-оценки аэрогенного риска для здоровья населения (этап I). Оценка аэрогенного риска проводится при оценке прогноза снижения риска для здоровья и ежегодно за весь период выполнения Комплексных планов мероприятий;

-    расчета предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения в результате реализации Комплексных планов мероприятий (этап 2). Расчет предотвращенного экономического ущерба для здоровья проводится при оценке прогноза снижения риска для здоровья и ежегодно по результатам выполнения Комплексных планов мероприятий;

-    определения сумм затрат на выполнение мероприятий Комплексных планов мероприятий при ее утверждении и далее ежегодно до его завершения в случае корректировки и реализации корректирующих мероприятий.

Перечень исходных и расчетных данных для оценки результативности Комплексных планов мероприятий и источники информации для их определения приведены в табл. 1.

Исходные и расчетные данные для оценки результативности Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов шрязниюших вешеств в атмосферный воздух

Таблица 1

ни

1 (аименование показателя

Условное

обозна

чение

Единица

измерения

Значение по-

казате.тя

Источник информации для установления показателя

1

2

3

4

5

6

1

Сокращение случаев преждевременной смерти

AG

случаи на 1 ООО человек

Результаты ежегодной оценки аэрогенного риска для здоровья населения до и после реализации мероприятий Комплексных планов мероприятий(к - номер отчетного года, р - целевое значение показателя)

2

Снижение случаев заболеваний

AR

случаи на 1 млн (100 тыс., 10 000,

1 000) человек. в зависимости от диапазона риска

Результаты ежегодной оценки аэрогенного риска для здоровья населения до и после реализации мероприятий Комплексных планов мероприятий (к -номер отчетного года, р -целевое значение показателя)

3

Уменьшение индекса опасности

AHQ

единицы

Результаты ежегодной оценки аэрогенног о риска для здоровья населения до и после реализации мероприятий Комплексных планов мероприятий (Л - номер отчетного года, р - целевое значение показателя)

4

Предотвращенный экономический ущерб в результате сокращения заболеваний

AYhl

рублей

Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате сокращения заболеваний (к - номер отчетного года, р - целевое значение показателя)

5

Предотвращенный экономический ущерб в результате снижения случаев преждевременной смерти

AY,

рублей

Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате снижения преждевременных случаев смерти (к - номер отчетного года, р - целевое значение показателя)

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

6

11редотв ращенный экономический ущерб в результа-IV годовою выполнения Программы управления аэрогенным риском для здоровья населения

ДУ

рублей

Строка 4 + строка 5 (расчет без учета дисконтирования)

4.2. Оценка результативности мероприятий Комплексных планов мероприятии определяется как отношение фактического значения показателя результативности (эффекта) к целевому значению показателя.

Расчет критериальных показателей оценки результативности Комплексных планов мероприятий приведен в табл. 2.

Таблица 2

Опенка результативности Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов )агря1няющих веществ в атмосферный воздух

п/п

Наименование

критериального

показателя

Расчет

показателя

Единица

измерения

Значение

показа

теля

Источник информации для расчета показателя

1

Результативность достижения снижения случаев преждевременной смерти

AGk/AGp

единиц

строка 1 таблицы 1

2

Результативность достижения сокращения случаев заболеваний

ARk IARP

единиц

строка 2 таблицы 1

3

Результативность достижения уменьшения индекса опасности

AHQkl Д HQP

единиц

строка 3 таблицы 1

4

Результативность достижения увеличения предотвращенною экономического ущерба

АУк lAYp

единиц

строка 6 таблицы 1

4.3. Значение показателя оценки результативности менее 1,0 свидетельствует о том, что целевой показатель не достигнут и насколько. Зна-

чение показателя, равное или выше 1,0, свидетельствует о том, что целевой показатель достигнут или превышен и насколько.

4.4.    Интегральный показатель оценки результативности Комплексных планов мероприятий может быть рассчитан как среднее арифметическое значение критериальных показателей, приведенных в строках табл. 2:

(строка I + строка 2+строка 3+строка 4) / 4

4.5.    Значение интегрального показателя оценки результативности менее 1,0 свидетельствует о том, что результативность выполнения Комплексных планов мероприятий недостаточна и требуется принятие корректирующих мероприятий для достижения целевых значений критериальных показателей. Значение показателя, равное или выше 1,0, свидетельствует о том, что результативность выполнения Комплексных планов мероприятий достаточна и, как правило, не требуется принятия корректирующих мероприятий.

V. Оценка экономической эффективности мероприятий но снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха

5.1. Дополнительными к исходным и расчетным данным для оценки результативности данными для оценки экономической эффективности Комплексных планов мероприятий является сумма затрат на выполнение предусмотренных и корректирующих (при необходимости) мероприятий (табл. 3).

Таблица 3

Дополнительные исходные данные для оценки экономической эффективности Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих вещееi в в атмосферный воздух

п/п

Наименование

показателя

Условное

обозначение

Единица

измерения

Значение

показателя

Источник информации для установления показателя

1

Затраты на выполнение мероприятий Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

С

рублей

Данные Комплексного плана мероприятий (А - номер отчетною года). Расчет без учета диконгирования

5.2.    Оценка эффективности Комплексных планов мероприятий по критериальному показателю чистого экономического эффекта рассчитывается как отношение фактического значения показателя к его фактическому значению (показатель рассчитывается с первого года реализации Комплексных планов мероприятий):

Екру

где чистый экономический эффект в к-м году (£*) равен разности предотвращенного экономического ущерба для здоровья (АУк) и необходимых для этого затрат на мероприятия по его обеспечению (С*):

£* = АГ*-С*, руб.

Соответственно:

Ер - АУР - Сру руб., где

Ер. AYру Ср - целевое значение чистого экономического эффекта, предотвращенного экономического ущерба здоровью и плановые затраты на выполнение Комплексных планов мероприятий соответственно.

5.3.    Оценка экономической эффективности Комплексных планов мероприятий по показателю предельных затрат на единицу чистого экономического эффекта производится в следующей последовательности (показатель рассчитывается со второго года реализации Комплексных планов мероприятий):

1) для каждого отчетного года выполнения мероприятий Комплексных планов мероприятий находятся приростные значения затрат (АС*):

АС* = С* - С* |, руб., где

С* и С* / - затраты к-го отчетного и предшествующего ему года соответственно;

2)    для каждого года выполнения мероприятий Комплексных планов мероприятий находятся приростные значения чистого экономического эффекта (А£*):

А£* = £*-£* /, руб., где

£* и £* / — величины эффектов по годам выполнения мероприятий (к-го и предыдущего года);

3)    определяются предельные затраты на получение чистого экономического эффекта (Л/С*):

МСк = АС*/А£*, руб.

4)    аналогичные расчеты проводятся для расчета целевого значения показателя предельных затрат на получение чистого экономического эффекта (МСР);

5)    определяется уровень достижения критериального показателя предельных затрат на получение чистого экономического эффекта:

МСР/МСК

5.4.    Оценка эффективности Комплексных планов мероприятий по показателю средних затрат на единицу снижения риска для здоровья населения производится в следующей последовательности (показатель рассчитывается с первого года реализации Комплексных планов мероприятий или с года проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха для городов - участников федерального проекта «Чистый воздух»):

1)    затраты по годам выполнения Комплексных планов мероприятий сопоставляются с величиной снижения риска (AD*), определяются средние затраты:

А СО* = ——, где ДО*

ДО* = AG* (сокращение случаев преждевременной смерти), или ДО* = ДЯ* (снижение случаев заболеваний), или ДО* = ДН£* (уменьшение коэффициента опасности);

2)    определяется уровень достижения критериального показателя по каждому из трех определяемых показателей риска для здоровья населения:

А СО* / А СОг, где

ACDP - целевое значение критериального показателя средних затрат на единицу снижения аэрогенного риска для здоровья населения.

5.5.    Оценка эффективности Комплексных планов мероприятий по показателю предельные затраты на снижение единицы аэрогенного риска для здоровья населения производится в следующей последовательности (показатель рассчитывается со второго года реализации Комплексных планов мероприятий):

1) для каждого года выполнения Комплексных планов мероприятий находятся приростные значения затрат (ДС*):

ДС4 = С»-С* ,, руб., где

С* и С* / - затраты А-го отчетного года и предшествующего ему соответственно;

ББК 51.21 0-93

0-93 Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения: Методические рекомендации.—М.: Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека, 2020.—27 с.

ISBN 978-5-7508-1736-8

1.    Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора (В. Б. Гурвич, Е. А. Кузьмина.

С. В. Яру шин. Т. М. Цепилова. Л. Л. Шевчик), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека но Свердловской обдасги (Д. Н. Козловских. О. В. Дико-нская. О. Л. Малых). ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (С. В. Романов, А. С. Корнплков).

2.    Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповом 2 декабря 2019 г.

3.    Введены впервые.

ББК 51.21

ISBN 978-5-7508-1736-8

О Рослогребналзор, 2020

2) для каждого отчетного года находятся приростные значения величин снижения риска:

AD* - ADk ь где

ADk = AGk (сокращение случаев преждевременной смерти), или ADi = ARk (снижение случаев заболеваний), или ADk = AHQk (уменьшение коэффициента опасности);

ADk - ADt


MCDW =


• руб.


3) определяются предельные затраты на снижение риска за отчетный год:

4)    определяется разница между предельными и средними затратами на единицу снижения риска для здоровья населения:

MCDk-ACDk

5)    определяется уровень достижения критериального показателя по каждому из трех определяемых показателей риска для здоровья населения:

MCD* - ACDK / MCDp - ACDp, где

MCDp - ACDp - целевое значение критериального показателя.

5.6. Перечень показателей оценки экономической эффективности Комплексных планов мероприятий приведен в табл. 4.

Таблица 4

Опенка экономической эффективности реализации Комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

п/п

Наименование

критериального

показателя

Расчет

показателя

Единица

измере

ния

Значение показателя

Источник информации для расчета показателя

1

2

3

4

5

6

1

Эффективность достижения уровня чистого экономического эффекта

Ек/ Ер

единиц

пункт 5.2 методических рекомендаций

2

Эффективность достижения уровня предельных затрат на единицу чистого экономического эффекта

мс„ / мс«

единиц

пункт 5.3 методических рекомендаций

Содержание

I.    Область применения...............................................................................................4

II.    Общие положения..................................................................................................5

III.    Формула метода....................................................................................................9

IV.    Оценка результативности мероприятий по снижению уровней

загрязнения атмосферного воздуха...................................................................14

V.    Оценка экономической эффективности мероприятий по снижению

уровней зазрязнения атмосферного воздуха....................................................17

VI.    Выводы, неопределенности и ограничения при использовании оценок результативности и экономической эффективности мероприятий по снижении} уровней загрязнения атмосферного

воздуха.................................................................................................................22

I (ормативные и методические ссылки....................................................................24

Библиографические ссылки.....................................................................................25

УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

А. Ю. Попова

2 декабря 2019 г.

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения

[Методические рекомендации _IMP 5.1,0158—19_

1. Область применения

1.1.    Методические рекомендации (далее - МР) предназначены для оценки результативности и экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение качества атмосферного воздуха, снижение риска заболеваемости и смертности в результате химического загрязнения атмосферного воздуха, создание комфортной и благоприятной среды обитания человека, а также для оценки эффективности использования ресурсов и средств на реализацию мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха.

1.2.    МР основаны на применении методов «затраты - эффективность» и «затраты - выгоды» при оценке результативности и экономической эффективности мероприятий по повышению качества и снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха и учитывают требования. опыт и практику использования при принятии управленческих решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения МР 5.1.0030—11 «Методические рекомендации к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания».

1.3.    МР ориентированы на оценку мероприятий, предусмотренных в Комплексных планах мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Комплексные планы мероприятий), в первую очередь в городах - участниках федерального проекта «Чистый воздух», и используются совместно и на основе результатов, полученных в соответствии с методическими рекомендациями Роспотребнадзора:

-МР 2.1.10.0156—19 «Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

- МР 2.1.6.0157—19 «Формирование программ наблюдения за качеством атмосферного воздуха и количественная оценка экспозиции для задач социально-гигиенического мониторинга».

1.4.    МР предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправлениям, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с вопросами повышения качества атмосферного воздуха и минимизации риска для здоровья населения, прежде всего в городах - участниках федерального проекта «Чистый воздух», а также иных городах Российской Федерации, в которых реализуются Комплексные планы мероприятий. Алгоритм, представленный в настоящих МР, реализован в общедоступном программном продукте.

II. Общие положения

2.1. Для каждого города с высоким риском для здоровья населения в результате загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего для городов - участников федерального проекта «Чистый воздух» (Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск. Медногорск, Братск, Красноярск, Липецк. Новокузнецк. Норильск, Омск, Череповец, Чита), разрабатываются Комплексные планы мероприятий, включающие мероприятия по проведению сводных расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку риска для здоровья населения, реализация которых основана на снижении валового объема выбросов загрязняющих веществ и снижении уровня загрязнения атмосферы, а также мероприятия по мониторингу качества атмосферного воздуха и рисков для здоровья населения в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга. Эти данные являются основой для проведения оценки результативности и

экономической эффективности реализации утвержденных Комплексных планов мероприятий.

2.2. Оценка экономической эффективности реализации Комплексных планов мероприятий является элементом анализа риска для здоровья населения и выполняется во взаимосвязи с этапами его проведения, включая оценку, мониторинг и обеспечение управления риском для здоровья с необходимым информированием об уровнях риска для здоровья и принимаемых мерах по его минимизации.

Обобщенная схема обеспечения управления аэрогенным риском для здоровья населения и оценки результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий на основании оценки риска здоровью населения приведена на рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная схема обеспечения управления а эрогенным риском для здоровья населения и оценки его результативности и экономической эффективности

2.3.    Оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий проводится:

-    при формировании и корректировке Комплексных планов мероприятий для прогноза достижения стратегических целевых показателей и решения задач улучшения качества среды обитания человека и состояния здоровья населения;

-ежегодно по результатам выполнения Комплексных планов мероприятий и принятия при необходимости корректирующих мероприятий;

-    по результатам реализации Комплексных планов мероприятий за весь период их реализации.

2.4.    Результативность (эффекты) Комплексных планов мероприятий оценивается по показателям:

-    риск преждевременных случаев смерти населения в результате загрязнения атмосферного воздуха;

-    риск заболеваний населения в результате загрязнения атмосферного воздуха;

-    канцерогенный и неканцерогенный риск для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух;

-экономический ущерб для здоровья населения в результате преждевременных случаев смерти и заболеваний в результате загрязнения атмосферного воздуха.

2.5.    Критериями оценки результативности Комплексных планов мероприятий по показателям риска для здоровья населения являются:

-    критерий 1 - сокращение риска преждевременных случаев смерти населения в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 2 - уменьшение риска заболеваний населения в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 3 - снижение канцерогенного и неканцерогенного риска для здоровья населения, в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 4 - увеличение суммы предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения в сравнении с целевыми показателями.

Величины целевых значений показателей результативности соответствуют их значениям при условии достижения показателей улучшения качества атмосферного воздуха, предусмотренных стратегическими задачами и целевыми показателями, в частности для городов - участников федерального проекта «Чистый воздух»: снижение валового выброса загрязняющих веществ на 20 процентов и исключение из списка го-

родов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также сокращение уровня смертности и уменьшение заболеваемости на период до 2024 года, предусмотренные национальными проектами Российской Федерации.

2.6.    Экономическая эффективность Комплексных планов мероприятий оценивается по показателям:

-    разница между суммой предотвращенного экономического эффекта для здоровья населения и суммой затрат на выполнение Комплексных планов мероприятий (чистый экономический эффект);

-    отношение предельных затраты на выполнение Комплексных планов мероприятий на единицу чистого экономического эффекта;

-отношение средних затрат на выполнение Комплексных планов мероприятий на единицу снижения риска для здоровья населения;

-отношение разницы средних и предельных затрат на выполнение Комплексных планов мероприятий на снижение единицы риска для здоровья населения.

2.7.    Критериями оценки экономической эффективности Комплексных планов мероприятий являются:

-    критерий 1 - увеличение чистого экономического эффекта в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 2 - снижение предельных затрат на единицу предотвращенного экономического ущерба для здоровья в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 3 - уменьшение средних затрат на единицу снижения риска для здоровья населения в сравнении с целевыми показателями;

-    критерий 4 - сокращение разницы между средними и предельными затратами на единицу снижения риска дзя здоровья населения в сравнении с целевыми показателями.

Величины целевых показателей экономической эффективности соответствуют значениям оценки показателей результативности и затрат на выполнение Комплексных планов мероприятий.

2.8.    Интегральная оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий выполняется на основе многокритериальных оценок по совокупности критериев результативности и экономической эффективности. Оценка результативности является обязательной по всем четырем предусмотренным критериям. Выбор критериев для использования при оценке экономической эффективности реализации Комплексных планов мероприятий должен соответствовать решению стратегических задач и достижению предусмотренных целевых показателей, в частности, для городов - участников федеразьного

проекта «Чистый воздух», установленных для каждого города с учетом масштабности и особенностей реализуемых мероприятий по повышению качества атмосферного воздуха.

III. Формула метода

3.1.    Формула метода, используемого в настоящих методических рекомендациях при оценке результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий, соответствует МУ 1.1.3544— 18 «Разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на основе анализа риска для здоровья человека».

3.2.    Оценка результативности и экономической эффективности Комплексных планов мероприятий предусматривает выполнение нескольких взаимосвязанных этапов в следующей последовательности:

-    этап 1 - формирование показателей результатов (эффектов) выполнения каждого из мероприятий Комплексных планов мероприятий по результатам оценки риска дня здоровья населения (по показателям смертности, заболеваемости, канцерогенного и неканцерогенного риска для здоровья) по каждому из загрязняющих веществ и источнику загрязнения при условии достижения качества атмосферного воздуха, соответствующего достижению целевых показателей и решению стратегических задач улучшения качества атмосферного воздуха и улучшения состояния здоровья населения;

-    этап 2 - расчет (определение) показателя предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения в результате снижения аэрогенного риска для здоровья населения по смертности и заболеваемости;

-    этап 3 - определение суммы затрат по каждому из мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий;

-    этап 4 - оценка результативности Комплексных планов мероприятий по уровню снижения риска для здоровья и предотвращенного экономического ущерба для здоровья по комплексу мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий (по четырем предусмотренным критериям);

-    этап 5 - оценка экономической эффективности мероприятий Комплексных планов и отношения их к затратам на реализацию мероприятий для достижения установленного уровня загрязнения атмосферного воздуха по всему комплексу мероприятий, включенных в Комплексные планы мероприятий (по четырем выбираемым критериям);