Купить МР 21.003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В документе представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации - Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.
Список иллюстраций
Список сокращений
Ссылочная и нормативная документация
Введение
1 Модификации типовой конструкции (Пункт 21.90 ФАП-21)
1.1 Общие положения
1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ
2 Классификация модификаций (Пункт 21.91А ФАП-21)
2.1 Инициация модификаций
2.2 Классификация модификаций
2.2.1 Критерии классификации модификации
2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций
3 Сертификация главных изменений (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21)
3.1 Общие положения
3.2 Основные зтапы сертификации
3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки
3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ
3.2.3 Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ
3.2.4 Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче одобрительного документа
3.3 Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия
3.3.1 Определение объема модификаций
3.3.2 Модификация является "Значительной"
3.3.3 Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или более поздних для всей заявляемой модификации
3.3.4 Распределение модификаций на группы: "связанные" и "самостоятельные"
3.3.5 Группа модификаций является "Существенным" главным изменением
3.3.6 Формирование проекта сертификационного базиса
3.3.7 Дополнительная информация
4 Сертификация второстепенных изменений (пункт 21.91В ФАП-21)
4.1 Общие положения
4.2 Основные этапы сертификации
4.2.1 Прием и рассмотрение заявки
4.2.2 Утверждение сертификационного базиса и МОС Планирование сертификационных работ
4.2.3 Проведение сертификационных работ
4.2.4 Оформление заключения Принятие решения о выдаче одобрительного документа
4.3 Оформление перечня второстепенных изменений
4.3.1 Требования к оформлению Перечня
4.3.2 Модификации не требующие сертификации
5 Порядок внедрения модификаций
5.1 Общие положения
6 Дополнительные требования
6.1 Общие положения
6.2 Требования к Разработчику при сертификации второстепенных изменений
7 Информация для внесения предложений по улучшению
Приложение 1. Содержание инструкции по классификации и выполнению модификаций
Приложение 2. Примеры главных изменений
Приложение 3. Форма классификационной таблицы модификации типовой конструкции
Приложение 4. Пример документа "одобрение второстепенного изменения"
Приложение 5. Форма перечня модификаций типовой конструкции и пример заполнения
Приложение 7. Пример перечня рабочих групп
Приложение 8. Примеры значительных, существенных и несущественных изменений типовой конструкции АТ
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Завершение срока действия | 05.06.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
05.06.2020 | Утвержден | Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕТОДИЧЕСКИЕ |
Утверждаю |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Заместитель руководителя |
№ МР-21.003 |
Федерального агентства |
/ В03ДУ^0Г0 тРансп°Рта А. А. Новгородов | |
Ревизия 01 |
Дата: 05.06.2020 |
Порядок классификации и сертификации модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники
Москва, 2020 г.
Оборотная сторона титульного листа
Выдача сертификата типа на изделие АТ означает, что по результатам сертификационных работ установлена типовая конструкция изделия АТ и продемонстрировано ее соответствие требованиям сертификационного базиса.
В соответствии с п. 21.11 ФАП-21 типовая конструкция изделия АТ определяется конструкторской (в том числе эксплуатационной) документацией, необходимой для определения состава и характеристик данного изделия АТ для целей оценки летной годности любого выпущенного экземпляра АТ данного типа.
Информация о документах, определяющих типовую конструкцию изделия АТ, отражается в карте данных сертификата типа, которая является обязательным приложением к сертификату типа.
Начиная с момента выдачи сертификата типа изделия АТ, все модификации типовой конструкции должны быть классифицированы и одобрены (сертифицированы) в соответствии с разделом «D» ФАП-21.
Таким образом все модификации типовой конструкции изделия АТ, имеющей сертификат типа, Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, должны быть сертифицированы в соответствии положениями раздела «D» ФАП-21.
В системе управления конфигурацией изделий АТ Разработчика должно быть предусмотрено создание некого «атрибута» (идентификационный номер, номер модификации и т.п.) применительно к каждой модификации типовой конструкции изделия АТ (вне зависимости, является ли модификация главным изменением или второстепенным). Данный «атрибут» должен быть создан при инициации модификации и указываться на всех документах (сертификационных), связанных с конкретной модификацией.
Общий процесс сертификации модифицированных изделий АТ представлен на Рис. 1-1 и более подробно описан в последующих разделах настоящих МР.
Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ |
Федеральное агентство воздушного транспорта
Страница 12 из 110
Модификации типовой конструкции изделия АТ могут быть вызваны различными причинами, например:
- конструктивные, функциональные или технологические изменения элементов изделия, направленные на улучшение характеристик;
- требования (предложения) от эксплуатанта / заказчика/ изготовителя/ поставщика;
необходимость модификации изделий из-за проблем, выявленных в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации;
- необходимость выполнения нетипового (не предусмотренного Руководством по ремонту -SRM) ремонта.
Результатами этапа инициации является принятое решение о выполнении модификации и соответствующее выданное задание ответственному подразделению(ям) (или ислолнителю(ям)) Разработчика на выполнение модификации.
В соответствии с положениями раздела «D» ФАП-21 модификации типовой конструкции разделяются (классифицируются) на главные изменения (см. раздел 3) и второстепенные изменения (см. раздел 4). Порядок действий по сертификации (одобрению) изделий АТ с внесенными модификациями в типовую конструкцию различается в зависимости от того, главное это изменение, или второстепенное.
Разработчику типа АТ после принятия решения о начале работ по модификации необходимо классифицировать планируемую модификацию типовой конструкции АТ. Для классификации модификации в качестве главного изменения или второстепенного изменения необходимо оценить степень влияния рассматриваемой модификации на летную годность и охрану окружающей среды.
Таким образом, основная задача этапа классификации - классификация модификации в качестве главного или второстепенного изменения типовой конструкции (см. Рис. 2-1).
Модификация типовой
Существенное влияние на: | |
• |
массу; |
• |
центр массы; |
• |
прочность конструкции; |
• |
работу силовой установки; |
• |
летные характеристики; |
• |
надежность; |
• |
эксплуатационные |
характеристики, связанные с | |
окружающей средой | |
и т.д. |
|й\
Рис. 2-1. Классификация изменений 2.2.1 Критерии классификации модификации |
В соответствии с п. 21.91А ФАП-21 модификации, которые оказывают существенное влияние на массу и центр мыссы, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, надежность, эксплуатационные характеристики, связанные с окружающей средой, классифицируются как главные изменения.
Ниже приведен краткий перечень критериев главных изменений:
- изменение ожидаемых условий эксплуатации (в том числе эксплуатационных ограничений, добавление новых спецификаций PBN) изделия АТ;
- изменение, которое может привести к существенным изменениям ограничений летной годности, установленных при сертификации изделия АТ и одобренных (утвержденных) Росавиацией:
- изменение сертификационного базиса (перевод из эквивалентного соответствия в прямое, введение новых пунктов в сертификационный базис);
- изменение, оказывающее существенное влияние на массу,
- изменение, оказывающее существенное влияние на положение центра масс;
- изменение, которое может привести к существенному изменению нагрузок и силовой схемы (в т.ч. изменение обводов и профилей внешних поверхностей);
- изменение, которое может отрицательно повлиять на ранее установленные при сертификации изделия АТ характеристики по шуму, выбросам топлива и эмиссии выхлопных газов;
- изменение, которое может оказать существенное влияние на работу экипажа (существенное увеличение нагрузки на экипаж, существенное изменение процедур работы экипажа);
существенное изменение конструкции, технологии изготовления или материалов для ответственных, с точки зрения летной годности элементов конструкции изделия (в т.ч. критических1 деталей);
- изменение, влияющее на выполнение функции или изменение, которое вводит новую функцию, отказ которой может привести к катастрофической или аварийной ситуации;
- внедрение новых или необычных особенностей в конструкции изделия, которые могут потребовать переоценки сертификационных требований;
- изменение, которое может существенно повлиять на показатели надежности сертифицированного изделия АТ или его компонентов.
Разработчик, при необходимости, определяет дополнительные критерии, влияющие на летную годность, которые используются при классификации, и отражает их в Инструкции.
Примеры модификаций, которые могут быть отнесены к главным изменениям, приведены в Приложении 2.
В некоторых случаях модификации, подпадающие под главное изменение, в соответствии с вышеуказанными критериями, могут быть классифицированы как второстепенное изменение, если Разработчик покажет, что влияние модификации на летную годность несущественно или если Разработчик продемонстрирует, что аналогичная работа ранее неоднократно выполнялась должным образом. В таких случаях должно быть получено предварительное согласие Росавиации с классификацией изменения в качестве второстепенного на основании представленного Разработчиком обоснования.
При классификации необходимо учитывать возможное взаимное влияние различных модификаций (в том числе и ранее сертифицированных).
Разработчику необходимо разработать «Чек-лист» с перечислением критериев классификации и при выполнении классификации руководствоваться им. Данный «Чек-лист» должен быть представлен в Инструкции.
2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций
Результаты выполненной классификации Разработчиком должны быть отражены в соответствующих документах. Выбранный Разработчиком способ ведения записей и формы документов, содержащих информацию по классификации, определяются согласно внутренним документам (стандартам, процедурам и т.п.) Разработчика и приводятся в Инструкции.
Записи, отражаемые Разработчиком в документах по классификации, должны содержать следующую информацию:
- обозначение сертифицированного изделия (тип, модель), в рамках типовой конструкции которой проводится модификация;
- свидетельства выполнения процедуры классификации (например, заполненный «Чек-лист»);
- результат классификации - второстепенное или главное изменение типовой конструкции;
- подписи ответственных лиц (см. раздел 6 настоящих МР).
Подробная информация по сертификации главных изменений содержится в разделе 3, второстепенные изменения сертифицируются держателем сертификата типа 2 (подпункт (а) пункта 21.91В ФАП-21), либо Росавиацией. Более подробная информация по сертификации второстепенных изменений представлена в разделе 4.
Если Разработчик по результатам классификации модификации оценил ее как главное изменение, то все последующие шаги по сертификации изделия АТ, с внесенным в типовую конструкцию изделия АТ главным изменением, должны проводиться в соответствии с положениями пп. 21.92, 21.93 и 21.94 ФАП-21.
В Инструкции должна быть изложена четкая последовательность действий всех ответственных подразделений Разработчика при взаимодействии с Росавиацией. Авиарегистром России и сертификационными центрами. Сертификацию главных изменений рекомендуется оформить отдельным разделом Инструкции.
В соответствии с п. 21.93 ФАП-21 срок действия заявки на получение одобрения главного изменения составляет 3 года. В случае если Разработчик (в рамках настоящих МР, он же Заявитель) не услел завершить работы в обозначенный срок, то ему необходимо направить официальный запрос на своем фирменном бланке с просьбой продлить срок действия заявки по аналогии с требованиями, изложенными в подпункте (h) пункта 21.15 ФАП-21. При этом датой подачи заявки будет считаться дата, перенесенная на срок, на который Разработчик запросил продление.
Пример:
Дата подачи Разработчиком заявки - 01.01.2020. Дата окончания действия заявки - 01.01.2023. Разработчик не успел завершить сертификационные работы до 01.01.2023 и направил официальный запрос на продление срока заявки на 1 год. Таким образом, новая дата подачи заявки - 01.01.2021, дата окончания действия заявки - 01.01.2024.
Процесс сертификации типа АТ, с внесенным в его типовую конструкцию главным изменением, можно разбить на 4 этапа (см. Рис. 3-1).
/-^ |
г 1 | |||||
ЭТАП 2 |
ЭТАП 4 | |||||
ЭТАП 1 |
Утверждение |
ЭТАП 3 |
Оформление | |||
сертификационн |
заключения. | |||||
Прием и |
ого базиса и |
Проведение |
Принятие | |||
рассмотрение |
МОС. |
сертификационн |
решения о | |||
заявки |
Планирование |
ых работ |
выдаче | |||
сертификационн |
одобрительного | |||||
ых работ |
документа | |||||
^J |
<___> |
^J |
V*_I_ | |||
Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений |
3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки
Основной задачей Этапа 1 является инициация проекта по сертификации главного изменения на основании заявки Разработчика.
На Рис. 3-2 представлена последовательность работ на Этапе 1.
Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1 |
3.2.1.1 Направление заявки
Согласно п. 21.93 ФАП-21 держатель сертификата типа3, который вносит главное изменение в типовую конструкцию типа АТ, должен подать заявку в Росавиацию на получение Одобрения главного изменения (форма заявки МР-21.001-31 [5]).
Бланк заявки можно скачать на сайте Росаваиции: httDs://www.favt.ru/sertifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zavavki/.
Разработчику необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:
1. техническое описание главного изменения;
2. перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, соответствие которым должно быть установлено по результатам дополнительных сертификационных работ (с учетом положений раздела 3.3);
3. обоснование выбора требований норм летной годности и охраны окружающей среды, предусмотренные подпунктом (а) пункта 21.92 ФАП-21 (см. раздел 3.3);
4. программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
Документы по л. 1 и л. 2 рекомендуется оформлять и направлять в виде соответствующих разделов/подразделов программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
3.2.1.1.А.1 Формирование программы сертификационных работ
В соответствии с требованиями подпункта (2) пункта 21.93 ФАП-21 Разработчик вместе с заявкой представляет программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
Основное содержание программы сертификационных работ приведено в подпункте (Ь) пункта 21.4 ФАП-21.
Для формирования программы сертификационных работ можно использовать типовую форму -МР-21.001-53 (5]. При этом разделы формы МР-21.001-53, которые являются избыточными для модификации типовой конструкции, могут не использоваться или быть изменены.
Программа сертификационных работ должна также содержать ссылку на документ по классификации модификации (либо иметь общий «атрибут» с модификацией, который должен быть указан во всех документах в рамках данной модификации).
Рекомендации по оформлению раздела «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ.
Техническое описание главного изменения должно содержать:
- техническое описание модификации (состав модификации);
- информация о причинах и целях выполнения модификации;
- влияние модификации на функции и ограничения изделия в целом, влияние на смежные элементы узлов и систем изделия и их функции, в том числе изменения комплектующих изделий и их функций, оценка изменения программного обеспечения.
- информация по серийному номеру изделия, с которого планируется внедрение, информация по планируемой доработке изделий, находящихся в эксплуатации или ранее изготовленных и принятых НИ, но не «отгруженных» заказчику.
Объем приводимой в описании информации зависит от сложности модификации. Для некоторых (простых) изменений достаточно краткой информации, для других (комплексных, сложных изменений) более подробной.
Рекомендуется включать в описание модификации изображения и рисунки (в формате было/стало). Добавление графических поясняющих материалов существенно облегчает проработку рассматриваемого изменения и повышает объективность оценки и классификации изменения.
Раздел «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ должен, помимо всего, содержать следующую информацию:
- Описание конфигурации изделия АТ, в которую вносится модификация (см. раздел 3.3.1);
- Информацию о ранее сертифицированных модификациях (главных изменения, второстепенных изменениях и т.д.) или модификациях, находящихся в процессе сертификации, которые являются обязательными для установки заявляемой модификации (с указанием сервисных бюллетеней, где применимо).
3.2.1.1.А.2Направление заявки в Росавиацию
Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:
1. В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.
2. В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:
Ленинградский пр-т, д. 37, корл. 2,
Москва, 125993, Российская Федерация.
3.2.1.2 Рассмотрение заявки
Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) в соответствии с внутренней инструкцией.
При рассмотрении заявки оцениваются:
- правильность ее заполнения;
- наличие необходимых подписей;
- указание даты Заявки;
- комплектность документов;
- достаточность изложенной в документах информации;
- наличие у Разработчика действующего сертификата разработчика или заявки на получение сертификата разработчика при его отсутствии.
При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена с указанием причин, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ................................................................................................................................3
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ............................................................................................5
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ............................................................................................................6
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..............................................................................................................7
ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.................................................................8
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................9
1 МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ (пункт 21.90 ФАП-21)...............................11
1.1 Общие положения..............................................................................................11
1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ...............................11
2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ (пункт 21.91А ФАП-21)..........................................13
2.1 Инициация модификаций..................................................................................13
2.2 Классификация модификаций...........................................................................13
2.2.1 Критерии классификации модификации...................................................14
2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам
классификации модификаций.............................................................................................15
3 СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21).............17
3.1 Общие положения..............................................................................................17
3.2 Основные этапы сертификации........................................................................17
3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки......................................................18
3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного
изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ.....23
3.2.3 Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ............25
3.2.4 Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче
одобрительного документа.................................................................................................29
3.3 Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия... 31
3.3.1 Определение объема модификаций.........................................................33
3.3.2 Модификация является «Значительной»..................................................33
3.3.3 Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или
более поздних для всей заявляемой модификации..........................................................34
3.3.4 Распределение модификаций на группы: «связанные» и
«самостоятельные».............................................................................................................34
3.3.5 Группа модификаций является «Существенным» главным изменением35
3.3.6 Формирование проекта сертификационного базиса................................37
Страница 3 из 110
3.3.7 Дополнительная информация....................................................................40
Федеральное агентство воздушного транспорта
3.2.1.3 Регистрация заявки
При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УСАТ вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией. Каждой заявке присваивается уникальный регистрационный номер, который в последующем используется при оформлении одобрительного документа Росавиации (дополнительную информацию см. в разделе 1 МР-21.001 [5)).
В связи с существенным документооборотом по заявкам, при направлении писем в Росаваицию, относящихся к конкретной заявке, рекомендуется в теме письма так же указывать номер заявки.
Ниже представлен порядок присвоения номера заявки.
Номер заявки = Код заявки (первые 2 цифры) + Порядковый номер заявки в реестре заявок Росавиации.
Коды заявок:
- 01 - заявка на получение сертификата типа;
- 02 - заявка на получение одобрения главного изменения;
- 03 - заявка на получение дополнительного сертификата типа;
- 04 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия;
- 05 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия для установки на конкретный тип АТ;
- 06 - заявка на получение одобрения на установку;
- 07 - для внутреннего пользования;
- 08 - для внутреннего пользования;
- 09 - заявка на получение экспортного сертификата летной годности;
- 10 - для внутреннего пользования;
- 11 - для внутреннего пользования;
- 12 - заявка на получение главного изменения к свидетельству о годности комплектующего изделия;
- 13 - для внутреннего пользования.
3.2.1.4 Оформление Решения
Ответственный сотрудник УСАТ оформляет Решение на организацию и проведение сертификационных работ Авиарегистром России (форма МР-21.001 -57 [5]).
В определенных случаях Росавиация принимает решение о проведение работ без оформления Решения, например:
- требуется корректировка карты данных сертификата типа (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными установленным порядком).
- требуется устранение ошибок в карте данных сертификата типа;
- требуется изменение реквизитов Разработчика.
4 СЕРТИФИКАЦИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.91В ФАП-21)..............45
4.1 Общие положения..............................................................................................45
4.2 Основные этапы сертификации........................................................................46
4.2.1 Прием и рассмотрение заявки...................................................................46
4.2.2 Утверждение сертификационного базиса и МОС. Планирование
сертификационных работ....................................................................................................46
4.2.3 Проведение сертификационных работ......................................................47
4.2.4 Оформление заключения. Принятие решения о выдаче
одобрительного документа.................................................................................................48
4.3 Оформление перечня второстепенных изменений.........................................49
4.3.1 Требования к оформлению Перечня.........................................................49
4.3.2 Модификации не требующие сертификации............................................50
5 ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ МОДИФИКАЦИЙ.........................................................................51
5.1 Общие положения..............................................................................................51
6 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ..................................................................................52
6.1 Общие положения..............................................................................................52
6.2 Требования к Разработчику при сертификации второстепенных изменений 54
7 Информация для внесения предложений по улучшению............................................56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ И
ВЫПОЛНЕНИЮ МОДИФИКАЦИЙ.............................................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРЫ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...........................................................58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФОРМА КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЫ МОДИФИКАЦИИ
ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ.........................................................................................................62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕР ДОКУМЕНТА «ОДОБРЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОГО
ИЗМЕНЕНИЯ»..............................................................................................................................63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ФОРМА ПЕРЕЧНЯ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ И
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ.............................................................................................................64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕР ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ ГРУПП........................................................66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПРИМЕРЫ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВЕННЫХ И
НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ АТ.......................................69
Ns |
Описание изменения |
Номер ревизии |
Дата |
1. |
Введение в действие первоначального документа |
01 |
05.06.2020 |
2. | |||
3. 4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. 10 | |||
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ......................................12
Рис. 2-1. Классификация изменений......................................................................................14
Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений..............................................................17
Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1........................................................................................18
Рис. 3-3. Порядок работ на Этапе 2........................................................................................23
Рис. 3-4. Порядок работ на Этапе 3........................................................................................25
Рис. 3-5. Порядок работ на Этапе 4........................................................................................29
Рис. 3-6. Процесс формирования сертификационного базиса модифицированного
изделия АТ................................................................................................................................32
Рис. 3-7. Распределение модификаций на группы................................................................35
Рис. 3-8. Модификация типовой конструкции........................................................................39
Рис. 3-9. Процедура формирования сертификационного базиса модифицированного
изделия.....................................................................................................................................41
Рис. 3-10. Вспомогательные изменения.................................................................................44
Страница б из 110
Рис. 4-1. Этапы сертификации второстепенных изменений.................................................46
Федеральное агентство воздушного транспорта
Сокращение Расшифровка
АТ |
- |
Авиационная техника |
АП |
- |
Авиационные правила |
ВС |
- |
Воздушное судно |
ДСР |
- |
Дополнительные сертификационные работы |
ДКХ |
- |
Декларация о конструкции и характеристиках |
ИИ |
- |
Извещение об изменении |
ки |
- |
Комплектующее изделие |
кдст |
- |
Карта данных сертификата типа |
КТ |
- |
Классификационная таблица |
мос |
- |
Метод определения соответствия |
МР |
- |
Методические рекомендации |
ни |
- |
Независимая инспекция |
нлгв |
- |
Нормы летной годности вертолетов |
нлгс |
- |
Нормы летной годности самолетов |
по |
- |
Программное обеспечение |
РЛЭ |
- |
Руководство по лётной эксплуатации |
РЭ |
- |
Руководство по эксплуатации |
СБ |
- |
Сертификационный базис |
сгки |
- |
Свидетельство о годности комплектующего изделия |
ст |
- |
Сертификат типа |
СТУ |
- |
Специальные технические условия |
тз |
- |
Техническое задание |
ТУ |
- |
Технические условия |
эд |
- |
Эксплуатационная документация |
1. Федеральные авиационные правила «СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21». утверждены приказом Минтранса России от 17.06.2019 №184.
2. Р4754А - Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем.
3. КТ-178С - Квалификационные требования Часть 178 «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники».
4. КТ254 - Руководство по гарантии разработки бортовой электронной аппаратуры.
5. Методические рекомендации № МР-21.001 «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ» ревизия 01 и последующие.
6. Методические рекомендации № МР-21.002 «ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ
КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ» ревизия 01 и последующие.
7. АП-23 - Авиационные правила Часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов;
8. АП-25 - Авиационные правила Часть 25 Нормы летной годности самолетов транспортной категории;
9. АП-27 - Авиационные правила Часть 27 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории;
10. АП-29 - Авиационные правила Часть 29 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории.
Настоящие методические рекомендации № МР-21.003 - «Порядок классификации и одобрения модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники» (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела «О» Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1].
В данных МР представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации -Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники (далее - АТ) с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.
Подходы, описанные в настоящих МР, должны быть отражены в Инструкции Разработчика4, разрабатываемой согласно подпункту (Ь) пункта 21.91А ФАП-21 (далее - Инструкции).
В соответствии с ФАП-21 Инструкция подлежит утверждению Росавиацией. Процедуры, описанные в Инструкции, должны быть учтены Разработчиком во внутренних стандартах предприятия и организационных распорядительных документах о взаимодействии с предприятием-изготовителем и Независимой инспекцией на предприятии изготовителе. Рекомендуемое содержание Инструкции представлено в Приложении 1.
Приложение 1 содержит перечень разделов, которые должны найти свое отражение в Инструкции. При оформлении Инструкции необходимо сформировать таблицу соответствия по форме, представленной ниже. Таблица соответствия должна быть направлена вместе с Инструкцией на утверждение.
№ Раздела Приложения А МР-21.003 |
Ns Раздела Инструкции |
1 |
1.1 |
2 |
2.1 |
3 |
3.1 |
4 |
8.1 |
Положения настоящих МР могут быть использованы также:
- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «Е» ФАП-21 (Раздел Е - Дополнительный сертификат типа), с учетом самостоятельных требований раздела «Е»;
- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «О» ФАП-21, с учетом самостоятельных требований раздела «О» и МР-21.002 [6].
Данные МР размещены на официальном сайте Росавиации в разделе:
Главная «Сертификация «Сертификация типа -• Авиационная техника • Законы, Авиационные правила, Рекомендательные документы -* Рекомендательные документы
или по ссылке:
https://favt.ru/sert ifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zakonv-pravila-dokumentv/?id=5499 .
В настоящих МР выражения «Разработчик». «Разработчик типа АТ». «Держатель сертификата типа» равнозначны
В настоящих МР выражения «Модификация типовой конструкции» и «Изменение типовой конструкции» равнозначны.
Современной тенденцией в создании изделий АТ является повышение уровня сложности и интеграции авиационных систем, что повышает вероятность наличия всякого рода ошибок еще на этапе разработки (н-р, задание некорректных или неполных требований к системе или компонентам системы), вызывающих или способствующих условиям возникновения отказа на этапе эксплуатации.
Зачастую сложность и высокая интеграция систем не позволяет подтвердить приемлемый уровень безопасности путем прямых испытаний. В этой связи возникает необходимость четкого структурирования и контроля процессов разработки, а учитывая скорость развития цифровых технологий, то процесс сертификации изделий АТ и их систем все больше будет смещаться в сторону сертификации процесса разработки.
С этой целью было разработано Руководство Р4754А «Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем» [2]. Руководство Р4754А является приемлемым методом оценки соответствия требованиям п.23/25/27/29.1309 в части гарантии разработки Следует отметить, что западные аналоги Руководства Р4754А уже широко применяются мировой авиационной промышленностью.
Рекомендуется ознакомиться с Руководством Р4754А всем участникам разработки и сертификации изделий АТ, систем и комплектующих изделий, обратив особое внимание на главу 6 Модификации воздушного судна и систем.
1
Под термином «критические» в данном случае понимаются элементы, отказ которых может привести к аварийной (АП-23 [7). АП-25 [8]) или катастрофической (АП-23, АП-25, АП-27 (9). АП-29 [10]) ситуации ВС или опасному связанному с двигателем или винтом событию.
2
J Согласно подпункту (а) пункта 21.91В ФАП-21 второстепенные изменения сертифицируются Разработчиком типа АТ в том случае, если в сертификате Разработчика типа АТ в разделе «Область действия» указано «Сертификация второстепенных изменений». В случае отсутствия таковой, сертификация второстепенных изменений осуществляется Росавиацией в соответствии с пунктами 21.92. 21.93,21.94 ФАП-21.
3
В соответствии с п. 21.90 ФАП-21 раздел «D» применим к держателям сертификата типа, Аттестата о годности к эксплуатации, либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.
4
Согласно Приложению 3 ФАП-21. Разработчик - юридическое лицо, имеющее сертификат разработчика.