Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

110 страниц

Купить МР 21.003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации - Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.

 Скачать PDF

Оглавление

Список иллюстраций

Список сокращений

Ссылочная и нормативная документация

Введение

1 Модификации типовой конструкции (Пункт 21.90 ФАП-21)

     1.1 Общие положения

     1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ

2 Классификация модификаций (Пункт 21.91А ФАП-21)

     2.1 Инициация модификаций

     2.2 Классификация модификаций

     2.2.1 Критерии классификации модификации

     2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций

3 Сертификация главных изменений (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21)

     3.1 Общие положения

     3.2 Основные зтапы сертификации

     3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки

     3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ

     3.2.3 Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ

     3.2.4 Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче одобрительного документа

     3.3 Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия

     3.3.1 Определение объема модификаций

     3.3.2 Модификация является "Значительной"

     3.3.3 Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или более поздних для всей заявляемой модификации

     3.3.4 Распределение модификаций на группы: "связанные" и "самостоятельные"

     3.3.5 Группа модификаций является "Существенным" главным изменением

     3.3.6 Формирование проекта сертификационного базиса

     3.3.7 Дополнительная информация

4 Сертификация второстепенных изменений (пункт 21.91В ФАП-21)

     4.1 Общие положения

     4.2 Основные этапы сертификации

     4.2.1 Прием и рассмотрение заявки

     4.2.2 Утверждение сертификационного базиса и МОС Планирование сертификационных работ

     4.2.3 Проведение сертификационных работ

     4.2.4 Оформление заключения Принятие решения о выдаче одобрительного документа

     4.3 Оформление перечня второстепенных изменений

     4.3.1 Требования к оформлению Перечня

     4.3.2 Модификации не требующие сертификации

5 Порядок внедрения модификаций

     5.1 Общие положения

6 Дополнительные требования

     6.1 Общие положения

     6.2 Требования к Разработчику при сертификации второстепенных изменений

7 Информация для внесения предложений по улучшению

Приложение 1. Содержание инструкции по классификации и выполнению модификаций

Приложение 2. Примеры главных изменений

Приложение 3. Форма классификационной таблицы модификации типовой конструкции

Приложение 4. Пример документа "одобрение второстепенного изменения"

Приложение 5. Форма перечня модификаций типовой конструкции и пример заполнения

Приложение 7. Пример перечня рабочих групп

Приложение 8. Примеры значительных, существенных и несущественных изменений типовой конструкции АТ

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия05.06.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.06.2020УтвержденЗаместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ

Утверждаю

РЕКОМЕНДАЦИИ

Заместитель руководителя

№ МР-21.003

Федерального агентства

/ В03ДУ^0Г0 тРансп°Рта А. А. Новгородов

Ревизия 01

Дата: 05.06.2020

Порядок классификации и сертификации модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники

Москва, 2020 г.

Оборотная сторона титульного листа

1 МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ (пункт 21.90 ФАП-21)

1.1 Общие положения

Выдача сертификата типа на изделие АТ означает, что по результатам сертификационных работ установлена типовая конструкция изделия АТ и продемонстрировано ее соответствие требованиям сертификационного базиса.

В соответствии с п. 21.11 ФАП-21 типовая конструкция изделия АТ определяется конструкторской (в том числе эксплуатационной) документацией, необходимой для определения состава и характеристик данного изделия АТ для целей оценки летной годности любого выпущенного экземпляра АТ данного типа.

Информация о документах, определяющих типовую конструкцию изделия АТ, отражается в карте данных сертификата типа, которая является обязательным приложением к сертификату типа.

Начиная с момента выдачи сертификата типа изделия АТ, все модификации типовой конструкции должны быть классифицированы и одобрены (сертифицированы) в соответствии с разделом «D» ФАП-21.

Таким образом все модификации типовой конструкции изделия АТ, имеющей сертификат типа, Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, должны быть сертифицированы в соответствии положениями раздела «D» ФАП-21.

В системе управления конфигурацией изделий АТ Разработчика должно быть предусмотрено создание некого «атрибута» (идентификационный номер, номер модификации и т.п.) применительно к каждой модификации типовой конструкции изделия АТ (вне зависимости, является ли модификация главным изменением или второстепенным). Данный «атрибут» должен быть создан при инициации модификации и указываться на всех документах (сертификационных), связанных с конкретной модификацией.

1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ

Общий процесс сертификации модифицированных изделий АТ представлен на Рис. 1-1 и более подробно описан в последующих разделах настоящих МР.


Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ


Федеральное агентство воздушного транспорта


Страница 12 из 110


2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ (пункт 21.91А ФАП-21)

2.1 Инициация модификаций

Модификации типовой конструкции изделия АТ могут быть вызваны различными причинами, например:

-    конструктивные, функциональные или технологические изменения элементов изделия, направленные на улучшение характеристик;

-    требования (предложения) от эксплуатанта / заказчика/ изготовителя/ поставщика;

необходимость модификации изделий из-за проблем, выявленных в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации;

-    необходимость выполнения нетипового (не предусмотренного Руководством по ремонту -SRM) ремонта.

Результатами этапа инициации является принятое решение о выполнении модификации и соответствующее выданное задание ответственному подразделению(ям) (или ислолнителю(ям)) Разработчика на выполнение модификации.

2.2 Классификация модификаций

В соответствии с положениями раздела «D» ФАП-21 модификации типовой конструкции разделяются (классифицируются) на главные изменения (см. раздел 3) и второстепенные изменения (см. раздел 4). Порядок действий по сертификации (одобрению) изделий АТ с внесенными модификациями в типовую конструкцию различается в зависимости от того, главное это изменение, или второстепенное.

Разработчику типа АТ после принятия решения о начале работ по модификации необходимо классифицировать планируемую модификацию типовой конструкции АТ. Для классификации модификации в качестве главного изменения или второстепенного изменения необходимо оценить степень влияния рассматриваемой модификации на летную годность и охрану окружающей среды.

Таким образом, основная задача этапа классификации - классификация модификации в качестве главного или второстепенного изменения типовой конструкции (см. Рис. 2-1).

Модификация типовой

Существенное влияние на:

массу;

центр массы;

прочность конструкции;

работу силовой установки;

летные характеристики;

надежность;

эксплуатационные

характеристики, связанные с

окружающей средой

и т.д.

|й\

Рис. 2-1. Классификация изменений 2.2.1 Критерии классификации модификации


В соответствии с п. 21.91А ФАП-21 модификации, которые оказывают существенное влияние на массу и центр мыссы, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, надежность, эксплуатационные характеристики, связанные с окружающей средой, классифицируются как главные изменения.

Ниже приведен краткий перечень критериев главных изменений:

-    изменение ожидаемых условий эксплуатации (в том числе эксплуатационных ограничений, добавление новых спецификаций PBN) изделия АТ;

-    изменение, которое может привести к существенным изменениям ограничений летной годности, установленных при сертификации изделия АТ и одобренных (утвержденных) Росавиацией:

-    изменение сертификационного базиса (перевод из эквивалентного соответствия в прямое, введение новых пунктов в сертификационный базис);

-    изменение, оказывающее существенное влияние на массу,

-    изменение, оказывающее существенное влияние на положение центра масс;

-    изменение, которое может привести к существенному изменению нагрузок и силовой схемы (в т.ч. изменение обводов и профилей внешних поверхностей);

-    изменение, которое может отрицательно повлиять на ранее установленные при сертификации изделия АТ характеристики по шуму, выбросам топлива и эмиссии выхлопных газов;


- изменение, которое может оказать существенное влияние на работу экипажа (существенное увеличение нагрузки на экипаж, существенное изменение процедур работы экипажа);

существенное изменение конструкции, технологии изготовления или материалов для ответственных, с точки зрения летной годности элементов конструкции изделия (в т.ч. критических1 деталей);

-    изменение, влияющее на выполнение функции или изменение, которое вводит новую функцию, отказ которой может привести к катастрофической или аварийной ситуации;

-    внедрение новых или необычных особенностей в конструкции изделия, которые могут потребовать переоценки сертификационных требований;

- изменение, которое может существенно повлиять на показатели надежности сертифицированного изделия АТ или его компонентов.

Разработчик, при необходимости, определяет дополнительные критерии, влияющие на летную годность, которые используются при классификации, и отражает их в Инструкции.

Примеры модификаций, которые могут быть отнесены к главным изменениям, приведены в Приложении 2.

В некоторых случаях модификации, подпадающие под главное изменение, в соответствии с вышеуказанными критериями, могут быть классифицированы как второстепенное изменение, если Разработчик покажет, что влияние модификации на летную годность несущественно или если Разработчик продемонстрирует, что аналогичная работа ранее неоднократно выполнялась должным образом. В таких случаях должно быть получено предварительное согласие Росавиации с классификацией изменения в качестве второстепенного на основании представленного Разработчиком обоснования.

При классификации необходимо учитывать возможное взаимное влияние различных модификаций (в том числе и ранее сертифицированных).

Разработчику необходимо разработать «Чек-лист» с перечислением критериев классификации и при выполнении классификации руководствоваться им. Данный «Чек-лист» должен быть представлен в Инструкции.

2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций

Результаты выполненной классификации Разработчиком должны быть отражены в соответствующих документах. Выбранный Разработчиком способ ведения записей и формы документов, содержащих информацию по классификации, определяются согласно внутренним документам (стандартам, процедурам и т.п.) Разработчика и приводятся в Инструкции.

Записи, отражаемые Разработчиком в документах по классификации, должны содержать следующую информацию:

-    обозначение сертифицированного изделия (тип, модель), в рамках типовой конструкции которой проводится модификация;

-    свидетельства выполнения процедуры классификации (например, заполненный «Чек-лист»);

-    результат классификации - второстепенное или главное изменение типовой конструкции;

-    подписи ответственных лиц (см. раздел 6 настоящих МР).

Подробная информация по сертификации главных изменений содержится в разделе 3, второстепенные изменения сертифицируются держателем сертификата типа 2 (подпункт (а) пункта 21.91В ФАП-21), либо Росавиацией. Более подробная информация по сертификации второстепенных изменений представлена в разделе 4.

3 СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21)

3.1 Общие положения

Если Разработчик по результатам классификации модификации оценил ее как главное изменение, то все последующие шаги по сертификации изделия АТ, с внесенным в типовую конструкцию изделия АТ главным изменением, должны проводиться в соответствии с положениями пп. 21.92, 21.93 и 21.94 ФАП-21.

В Инструкции должна быть изложена четкая последовательность действий всех ответственных подразделений Разработчика при взаимодействии с Росавиацией. Авиарегистром России и сертификационными центрами. Сертификацию главных изменений рекомендуется оформить отдельным разделом Инструкции.

В соответствии с п. 21.93 ФАП-21 срок действия заявки на получение одобрения главного изменения составляет 3 года. В случае если Разработчик (в рамках настоящих МР, он же Заявитель) не услел завершить работы в обозначенный срок, то ему необходимо направить официальный запрос на своем фирменном бланке с просьбой продлить срок действия заявки по аналогии с требованиями, изложенными в подпункте (h) пункта 21.15 ФАП-21. При этом датой подачи заявки будет считаться дата, перенесенная на срок, на который Разработчик запросил продление.

Пример:

Дата подачи Разработчиком заявки - 01.01.2020. Дата окончания действия заявки - 01.01.2023. Разработчик не успел завершить сертификационные работы до 01.01.2023 и направил официальный запрос на продление срока заявки на 1 год. Таким образом, новая дата подачи заявки - 01.01.2021, дата окончания действия заявки - 01.01.2024.

3.2 Основные этапы сертификации

Процесс сертификации типа АТ, с внесенным в его типовую конструкцию главным изменением, можно разбить на 4 этапа (см. Рис. 3-1).

/-^

г 1

ЭТАП 2

ЭТАП 4

ЭТАП 1

Утверждение

ЭТАП 3

Оформление

сертификационн

заключения.

Прием и

ого базиса и

Проведение

Принятие

рассмотрение

МОС.

сертификационн

решения о

заявки

Планирование

ых работ

выдаче

сертификационн

одобрительного

ых работ

документа

^J

<___>

^J

V*_I_

Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений

3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки

Основной задачей Этапа 1 является инициация проекта по сертификации главного изменения на основании заявки Разработчика.

На Рис. 3-2 представлена последовательность работ на Этапе 1.

Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1

3.2.1.1 Направление заявки

Согласно п. 21.93 ФАП-21 держатель сертификата типа3, который вносит главное изменение в типовую конструкцию типа АТ, должен подать заявку в Росавиацию на получение Одобрения главного изменения (форма заявки МР-21.001-31 [5]).

Бланк заявки можно скачать на сайте Росаваиции: httDs://www.favt.ru/sertifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zavavki/.

Разработчику необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:

1.    техническое описание главного изменения;

2.    перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, соответствие которым должно быть установлено по результатам дополнительных сертификационных работ (с учетом положений раздела 3.3);

3.    обоснование выбора требований норм летной годности и охраны окружающей среды, предусмотренные подпунктом (а) пункта 21.92 ФАП-21 (см. раздел 3.3);

4.    программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.

Документы по л. 1 и л. 2 рекомендуется оформлять и направлять в виде соответствующих разделов/подразделов программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.

3.2.1.1.А.1 Формирование программы сертификационных работ

В соответствии с требованиями подпункта (2) пункта 21.93 ФАП-21 Разработчик вместе с заявкой представляет программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.

Основное содержание программы сертификационных работ приведено в подпункте (Ь) пункта 21.4 ФАП-21.

Для формирования программы сертификационных работ можно использовать типовую форму -МР-21.001-53 (5]. При этом разделы формы МР-21.001-53, которые являются избыточными для модификации типовой конструкции, могут не использоваться или быть изменены.

Программа сертификационных работ должна также содержать ссылку на документ по классификации модификации (либо иметь общий «атрибут» с модификацией, который должен быть указан во всех документах в рамках данной модификации).

Рекомендации по оформлению раздела «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ.

Техническое описание главного изменения должно содержать:

-    техническое описание модификации (состав модификации);

-    информация о причинах и целях выполнения модификации;

-    влияние модификации на функции и ограничения изделия в целом, влияние на смежные элементы узлов и систем изделия и их функции, в том числе изменения комплектующих изделий и их функций, оценка изменения программного обеспечения.

-    информация по серийному номеру изделия, с которого планируется внедрение, информация по планируемой доработке изделий, находящихся в эксплуатации или ранее изготовленных и принятых НИ, но не «отгруженных» заказчику.

Объем приводимой в описании информации зависит от сложности модификации. Для некоторых (простых) изменений достаточно краткой информации, для других (комплексных, сложных изменений) более подробной.

Рекомендуется включать в описание модификации изображения и рисунки (в формате было/стало). Добавление графических поясняющих материалов существенно облегчает проработку рассматриваемого изменения и повышает объективность оценки и классификации изменения.

Раздел «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ должен, помимо всего, содержать следующую информацию:

-    Описание конфигурации изделия АТ, в которую вносится модификация (см. раздел 3.3.1);

-    Информацию о ранее сертифицированных модификациях (главных изменения, второстепенных изменениях и т.д.) или модификациях, находящихся в процессе сертификации, которые являются обязательными для установки заявляемой модификации (с указанием сервисных бюллетеней, где применимо).

3.2.1.1.А.2Направление заявки в Росавиацию

Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:

1.    В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.

2.    В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:

Ленинградский пр-т, д. 37, корл. 2,

Москва, 125993, Российская Федерация.

3.2.1.2 Рассмотрение заявки

Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) в соответствии с внутренней инструкцией.

При рассмотрении заявки оцениваются:

-    правильность ее заполнения;

-    наличие необходимых подписей;

-    указание даты Заявки;

-    комплектность документов;

-    достаточность изложенной в документах информации;

-    наличие у Разработчика действующего сертификата разработчика или заявки на получение сертификата разработчика при его отсутствии.

При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена с указанием причин, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ................................................................................................................................3

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ............................................................................................5

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ............................................................................................................6

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..............................................................................................................7

ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.................................................................8

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................9

1    МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ (пункт 21.90 ФАП-21)...............................11

1.1    Общие положения..............................................................................................11

1.2    Процесс сертификации модифицированных изделий АТ...............................11

2    КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ (пункт 21.91А ФАП-21)..........................................13

2.1    Инициация модификаций..................................................................................13

2.2    Классификация модификаций...........................................................................13

2.2.1    Критерии классификации модификации...................................................14

2.2.2    Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам

классификации модификаций.............................................................................................15

3    СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21).............17

3.1    Общие положения..............................................................................................17

3.2    Основные этапы сертификации........................................................................17

3.2.1    Этап 1. Прием и рассмотрение заявки......................................................18

3.2.2    Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного

изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ.....23

3.2.3    Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ............25

3.2.4    Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче

одобрительного документа.................................................................................................29

3.3    Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия... 31

3.3.1    Определение объема модификаций.........................................................33

3.3.2    Модификация является «Значительной»..................................................33

3.3.3    Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или

более поздних для всей заявляемой модификации..........................................................34

3.3.4    Распределение модификаций на группы:    «связанные»    и

«самостоятельные».............................................................................................................34

3.3.5    Группа модификаций является «Существенным» главным изменением35

3.3.6    Формирование проекта сертификационного базиса................................37

Страница 3 из 110

3.3.7    Дополнительная информация....................................................................40

Федеральное агентство воздушного транспорта

3.2.1.3    Регистрация заявки

При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УСАТ вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией. Каждой заявке присваивается уникальный регистрационный номер, который в последующем используется при оформлении одобрительного документа Росавиации (дополнительную информацию см. в разделе 1 МР-21.001 [5)).

В связи с существенным документооборотом по заявкам, при направлении писем в Росаваицию, относящихся к конкретной заявке, рекомендуется в теме письма так же указывать номер заявки.

Ниже представлен порядок присвоения номера заявки.

Номер заявки = Код заявки (первые 2 цифры) + Порядковый номер заявки в реестре заявок Росавиации.

Коды заявок:

-    01 - заявка на получение сертификата типа;

-    02 - заявка на получение одобрения главного изменения;

-    03 - заявка на получение дополнительного сертификата типа;

-    04 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия;

-    05 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия для установки на конкретный тип АТ;

-    06 - заявка на получение одобрения на установку;

-    07 - для внутреннего пользования;

-    08 - для внутреннего пользования;

-    09 - заявка на получение экспортного сертификата летной годности;

-    10 - для внутреннего пользования;

-    11 - для внутреннего пользования;

-    12 - заявка на получение главного изменения к свидетельству о годности комплектующего изделия;

-    13 - для внутреннего пользования.

3.2.1.4    Оформление Решения

Ответственный сотрудник УСАТ оформляет Решение на организацию и проведение сертификационных работ Авиарегистром России (форма МР-21.001 -57 [5]).

В определенных случаях Росавиация принимает решение о проведение работ без оформления Решения, например:

-    требуется корректировка карты данных сертификата типа (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными установленным порядком).

-    требуется устранение ошибок в карте данных сертификата типа;

-    требуется изменение реквизитов Разработчика.

4 СЕРТИФИКАЦИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.91В ФАП-21)..............45

4.1    Общие положения..............................................................................................45

4.2    Основные этапы сертификации........................................................................46

4.2.1    Прием и рассмотрение заявки...................................................................46

4.2.2    Утверждение сертификационного базиса и МОС. Планирование

сертификационных работ....................................................................................................46

4.2.3    Проведение сертификационных    работ......................................................47

4.2.4    Оформление заключения. Принятие решения о выдаче

одобрительного документа.................................................................................................48

4.3    Оформление перечня второстепенных изменений.........................................49

4.3.1    Требования к оформлению Перечня.........................................................49

4.3.2    Модификации не требующие сертификации............................................50

5    ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ МОДИФИКАЦИЙ.........................................................................51

5.1    Общие положения..............................................................................................51

6    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ..................................................................................52

6.1    Общие положения..............................................................................................52

6.2 Требования к Разработчику при сертификации второстепенных изменений 54

7 Информация для внесения предложений по улучшению............................................56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ И

ВЫПОЛНЕНИЮ МОДИФИКАЦИЙ.............................................................................................57

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРЫ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...........................................................58

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФОРМА КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЫ МОДИФИКАЦИИ

ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ.........................................................................................................62

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕР ДОКУМЕНТА «ОДОБРЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОГО

ИЗМЕНЕНИЯ»..............................................................................................................................63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ФОРМА ПЕРЕЧНЯ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ И

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ.............................................................................................................64

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕР ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ ГРУПП........................................................66

ПРИЛОЖЕНИЕ    8. ПРИМЕРЫ    ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ,    СУЩЕСТВЕННЫХ    И

НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ АТ.......................................69

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Ns

Описание изменения

Номер ревизии

Дата

1.

Введение в действие первоначального документа

01

05.06.2020

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ......................................12

Рис. 2-1. Классификация изменений......................................................................................14

Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений..............................................................17

Рис. 3-2. Порядок работ    на    Этапе 1........................................................................................18

Рис. 3-3. Порядок работ    на    Этапе 2........................................................................................23

Рис. 3-4. Порядок работ    на    Этапе 3........................................................................................25

Рис. 3-5. Порядок работ на Этапе 4........................................................................................29

Рис. 3-6. Процесс формирования сертификационного базиса модифицированного

изделия АТ................................................................................................................................32

Рис. 3-7. Распределение модификаций на группы................................................................35

Рис. 3-8. Модификация типовой конструкции........................................................................39

Рис. 3-9. Процедура формирования сертификационного базиса модифицированного

изделия.....................................................................................................................................41

Рис. 3-10. Вспомогательные изменения.................................................................................44

Страница б из 110

Рис. 4-1. Этапы сертификации второстепенных изменений.................................................46

Федеральное агентство воздушного транспорта

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Сокращение    Расшифровка

АТ

-

Авиационная техника

АП

-

Авиационные правила

ВС

-

Воздушное судно

ДСР

-

Дополнительные сертификационные работы

ДКХ

-

Декларация о конструкции и характеристиках

ИИ

-

Извещение об изменении

ки

-

Комплектующее изделие

кдст

-

Карта данных сертификата типа

КТ

-

Классификационная таблица

мос

-

Метод определения соответствия

МР

-

Методические рекомендации

ни

-

Независимая инспекция

нлгв

-

Нормы летной годности вертолетов

нлгс

-

Нормы летной годности самолетов

по

-

Программное обеспечение

РЛЭ

-

Руководство по лётной эксплуатации

РЭ

-

Руководство по эксплуатации

СБ

-

Сертификационный базис

сгки

-

Свидетельство о годности комплектующего изделия

ст

-

Сертификат типа

СТУ

-

Специальные технические условия

тз

-

Техническое задание

ТУ

-

Технические условия

эд

-

Эксплуатационная документация

ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.    Федеральные авиационные правила «СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21». утверждены приказом Минтранса России от 17.06.2019 №184.

2.    Р4754А - Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем.

3.    КТ-178С - Квалификационные требования Часть 178 «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники».

4.    КТ254 - Руководство по гарантии разработки бортовой электронной аппаратуры.

5.    Методические рекомендации № МР-21.001 «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ» ревизия 01 и последующие.

6.    Методические рекомендации №    МР-21.002 «ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ

КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ» ревизия 01 и последующие.

7.    АП-23 - Авиационные правила Часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов;

8.    АП-25 - Авиационные правила Часть 25 Нормы летной годности самолетов транспортной категории;

9.    АП-27 - Авиационные правила Часть 27 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории;

10.    АП-29 - Авиационные правила Часть 29 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации № МР-21.003 - «Порядок классификации и одобрения модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники» (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела «О» Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1].

В данных МР представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации -Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники (далее - АТ) с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.

Подходы, описанные в настоящих МР, должны быть отражены в Инструкции Разработчика4, разрабатываемой согласно подпункту (Ь) пункта 21.91А ФАП-21 (далее - Инструкции).

В соответствии с ФАП-21 Инструкция подлежит утверждению Росавиацией. Процедуры, описанные в Инструкции, должны быть учтены Разработчиком во внутренних стандартах предприятия и организационных распорядительных документах о взаимодействии с предприятием-изготовителем и Независимой инспекцией на предприятии изготовителе. Рекомендуемое содержание Инструкции представлено в Приложении 1.

Приложение 1 содержит перечень разделов, которые должны найти свое отражение в Инструкции. При оформлении Инструкции необходимо сформировать таблицу соответствия по форме, представленной ниже. Таблица соответствия должна быть направлена вместе с Инструкцией на утверждение.

№ Раздела Приложения А МР-21.003

Ns Раздела Инструкции

1

1.1

2

2.1

3

3.1

4

8.1

Положения настоящих МР могут быть использованы также:

-    Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «Е» ФАП-21 (Раздел Е - Дополнительный сертификат типа), с учетом самостоятельных требований раздела «Е»;

-    Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «О» ФАП-21, с учетом самостоятельных требований раздела «О» и МР-21.002 [6].

Данные МР размещены на официальном сайте Росавиации в разделе:

Главная «Сертификация «Сертификация типа -• Авиационная техника • Законы, Авиационные правила, Рекомендательные документы -* Рекомендательные документы

или по ссылке:

https://favt.ru/sert ifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zakonv-pravila-dokumentv/?id=5499 .

В настоящих МР выражения «Разработчик». «Разработчик типа АТ». «Держатель сертификата типа» равнозначны

В настоящих МР выражения «Модификация типовой конструкции» и «Изменение типовой конструкции» равнозначны.

Современной тенденцией в создании изделий АТ является повышение уровня сложности и интеграции авиационных систем, что повышает вероятность наличия всякого рода ошибок еще на этапе разработки (н-р, задание некорректных или неполных требований к системе или компонентам системы), вызывающих или способствующих условиям возникновения отказа на этапе эксплуатации.

Зачастую сложность и высокая интеграция систем не позволяет подтвердить приемлемый уровень безопасности путем прямых испытаний. В этой связи возникает необходимость четкого структурирования и контроля процессов разработки, а учитывая скорость развития цифровых технологий, то процесс сертификации изделий АТ и их систем все больше будет смещаться в сторону сертификации процесса разработки.

С этой целью было разработано Руководство Р4754А «Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем» [2]. Руководство Р4754А является приемлемым методом оценки соответствия требованиям п.23/25/27/29.1309 в части гарантии разработки Следует отметить, что западные аналоги Руководства Р4754А уже широко применяются мировой авиационной промышленностью.

Рекомендуется ознакомиться с Руководством Р4754А всем участникам разработки и сертификации изделий АТ, систем и комплектующих изделий, обратив особое внимание на главу 6 Модификации воздушного судна и систем.

1

Под термином «критические» в данном случае понимаются элементы, отказ которых может привести к аварийной (АП-23 [7). АП-25 [8]) или катастрофической (АП-23, АП-25, АП-27 (9). АП-29 [10]) ситуации ВС или опасному связанному с двигателем или винтом событию.

2

J Согласно подпункту (а) пункта 21.91В ФАП-21 второстепенные изменения сертифицируются Разработчиком типа АТ в том случае, если в сертификате Разработчика типа АТ в разделе «Область действия» указано «Сертификация второстепенных изменений». В случае отсутствия таковой, сертификация второстепенных изменений осуществляется Росавиацией в соответствии с пунктами 21.92. 21.93,21.94 ФАП-21.

3

В соответствии с п. 21.90 ФАП-21 раздел «D» применим к держателям сертификата типа, Аттестата о годности к эксплуатации, либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.

4

Согласно Приложению 3 ФАП-21. Разработчик - юридическое лицо, имеющее сертификат разработчика.