Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить МР 21.002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации носят рекомендательный характер и отражают подход к квалификации, основанный на отечественном и зарубежном опыте, и содержат в себе практику квалификации, широко применяемую в настоящее время.

 Скачать PDF

Оглавление

Лист регистрации изменений

Сокращения и определения

Список таблиц

Ссылочная и нормативная документация

Введение

1 Классификация комплектующих изделий

     1.1 Классификация комплектующих изделий

     1.2 Критерии классификации КИ на категорию А или Б

     1.3 Квалификация КИ категории А и Б

     1.4 Порядок оформления Перечней КИ

     1.5 Внесение изменений в Перечень КИ категории А

2 Процедура подачи заявки на выдачу одобрения проведение этапа макета КИ

     2.1 Подача Заявки

     2.2 Проведение этапа макета КИ

3 Разработка квалификационного базиса

     3.1 Общие положения

     3.2 Содержание Квалификационного базиса

     3.3 Оформление и порядок разработки КБ КИ

     3.4 Внесение изменений в КБ

4 Квалификационные испытания

5 Одобрение ранее разработанных комплектующих изделий (РРКИ)

     5.1 Общие положения

     5.2 Процедура выдачи Росавиацией Одобрения на установку РРКИ (ОУ РРКИ)

6 Оформление декларации о конструкции и характеристиках (ДКХ)

     6.1 Порядок оформления ДКХ

     6.2 Содержание ДКХ

     6.2.1 Сведения об организации - разработчике и организации — изготовителе КИ

     6.2.2 Тип и назначение КИ

     6.2.3 Состав КИ. Варианты исполнения

     6.2.4 Документы, определяющие типовую конструкцию, технические условия, соответствие ПО

     6.2.5 Квалификационный базис (КБ КИ)

     6.2.6 Внешние воздействующие факторы

     6.2.7 Основные технические характеристики

     6.2.8 Ограничения

     6.2.9 Доказательная документация

     6.2.10 Эксплуатационная документация

     6.2.11 Декларация Разработчика

     6.3 Порядок внесения изменений в ДКХ

7 Процедура одобрения импортируемых комплектующих изделий

     7.1 Процедура классификации ИКИ

     7.2 Виды и условия одобрения ИКИ

     7.2.1 Свидетельство о годности ИКИ

     7.2.2 Одобрительное письмо на ИКИ (ОП ИКИ)

     7.3 Вовлеченность Авиационных властей государства Разработчика ИКИ

8 Одобрениемодификаций КИ

     8.1 Процедура внесения изменений в типовую конструкцию

     8.2 Оформление инструкции о порядке одобрения модификаций типовой конструкции КИ

9 Одобрение вспомогательного двигателя (ВД)

     9.1 Общие положения

     9.2 Заявка на получение СГКИ 1 ОПКИ на ВД

     9.3 Квалификационный базис ВД (КБ ВД)

     9.4 Этап макета ВД

     9.5 Квалификационные испытания ВД

     9.6 Модификация типовой конструкции ВД

Приложение 1. Перечень комплектующих изделий / импортируемых комплектующих изделий категории А/Б

Приложение 2. Форма Заключения Разработчика типа АТ о возможности установки РРКИ

Приложение 3. Форма квалификационного базиса

Приложение 4. Форма титульного листа ДКХ

Приложение 5. Форма листа учета внесенных изменений

Приложение 6. Перечень второстепенных изменений типовой конструкции комплектующего изделия

Приложение 7. Классификационная таблица изменений типовой конструкции комплектующего изделия и его модификаций

Информация для внесения предложений по улучшению

 
Дата введения28.05.2019
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.05.2019УтвержденЗаместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта
РазработанРосавиация
РазработанСЦ ФГУП ГосНИИАС
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Новгородов


Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ № МР-21.002

Процедура квалификации комплектующих изделий Ревизия 01

Москва, 2019

Оборотная сторона титульного листа

1.2    Критерии классификации КИ на категорию А или Б

КИ категории А - изделия, нарушение работоспособности которых оказывает существенное влияние на летную годность типа АТ:

-    отказное состояние, вследствие нарушения функционирования КИ данного типа в составе ОАТ классифицируется в соответствии с авиационными правилами п. XX. 1309 как сложное *, аварийное или катастрофическое; или

-    на КИ распространяются действующие Квалификационные требования; или

-    КИ предназначено для обеспечения безопасности пассажиров и экипажа во время полёта, при аварийной эвакуации, посадке и приводнении и при работе с дополнительным Оборудованием; или

-    КИ предназначено для жизнеобеспечения экипажа и пассажиров (защитное дыхательное и кислородное оборудование); или

-    КИ предназначено для обеспечения пожаротушения и обнаружения пожара;

-    КИ используется в целях расследования авиационных происшествий.

* - Примечание:

Изделия, отказ которых приводит к отказному состоянию, классифицированному как сложное, могут быть отнесены к категории Б по согласованию с Росавиацией.

Критерии, изложенные выше, применяются при классификации КИ, предназначенных для установки на тип АТ, сертифицируемый в соответствии с требованиями авиационных правил АП-23, АП-25, АП-27 и АП-29 [10], [11], [12], [13].

Для КИ, предназначенных к установке на легкие самолеты или вертолеты нормальной категории (сертифицируемых в соответствии с АП-23. кроме самолетов коммьютерной категории и АП-27), перечень используемых критериев классификации может быть сокращен по согласованию с Росавиацией.

К КИ категории Б относятся изделия, не классифицированные в качестве КИ категории А.

1.3    Квалификация КИ категории А и Б

КИ категории А и Б подлежат обязательной квалификации. Квалификация КИ категории А проводится в соответствии с процедурами, изложенными в разделе «О» АП-21. По результатам положительных квалификационных работ в соответствии с разделом «О» АП-21 Росавиация оформляем Свидетельство о годности комплектующего изделия (СГКИ) или Одобрительное письмо на комплектующее изделие (ОПКИ) в зависимости от того, что указано в Заявке Разработчика КИ.

Квалификация КИ категории Б проводится разработчиком типа АТ по процедуре, установленной разработчиком типа АТ и согласованной с Росавиацией. Данная процедура должна быть согласована с Росавиацией до начала проведения работ Разработчиком АТ по квалификации КИ категории Б. Процедура квалификации КИ категории Б. как правило, аналогична процедуре квалификации КИ категории А. До начала работ по квалификации КИ категории Б Разработчиком типа АТ, Разработчик типа

АТ должен представить перечень КИ категории Б и ответственных исполнителей по квалификации из числа сотрудников Разработчика.

Работы по квалификации КИ категории Б, содержащих программное обеспечение и/или сложную электронную аппаратуру должны проводиться специалистами Разработчика АТ, имеющими достаточную квалификацию в данной области. При положительных результатах квалификационных работ КИ категории Б, Разработчик типа АТ оформляет Одобрение на КИ категории Б по форме, установленной стандартами Разработчика типа АТ.

1.4    Порядок оформления Перечней КИ

Перечень КИ категории А оформляется Разработчиком типа АТ по форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и должен быть представлен в Росавиацию для одобрения до начала сертификационных заводских испытаний типа АТ.

Рекомендуется, чтобы КИ были сгруппированы по функциональным системам. При оформлении Перечня Разработчик типа АТ может включить в него систему - совокупность (конфигурацию) КИ, состоящую из нескольких КИ (имеющих как идентичную, так и различную конструкцию) для получения Одобрительного письма на всю совокупность (конфигурацию) КИ. При этом КИ, входящие в состав таких конфигураций, могут квалифицироваться отдельно для получения СГКИ или ОПКИ.

Перечень КИ категории Б формирует Разработчик типа АТ по форме аналогичной Перечню Категории А и направляет его в Росавиацию.

1.5    Внесение изменений в Перечень КИ категории А

Изменение Перечня КИ категории А осуществляется Разработчиком типа АТ по его инициативе или по инициативе Росавиации в действующем на предприятии порядке уточнения конструкторской документации и отражается в Листе регистрации изменений Перечня.

При необходимости внесения изменения в Перечень КИ категории А Разработчик типа АТ направляет в Росавиацию:

-    извещение о необходимости уточнения Перечня КИ категории А;

-    оформленный лист регистрации изменений; уточненный лист(ы) Перечня.

-    доказательную документацию.

При необходимости внесения изменений в Перечень КИ категории А также допускается переоформление самого Перечня КИ с соответствующими пометками в листе регистрации. Образец оформления Листа регистрации изменений приведен в Приложении 1.

Росавиация одобряет изменение (путем постановки штампов в правом нижнем углу уточненного листа/перечня) и возвращает оригинал уточненного листа/перечня и листа регистрации изменений Разработчику типа АТ.

2 ПРОЦЕДУРА ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ ОДОБРЕНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ЭТАПА МАКЕТА КИ

2.1    Подача Заявки

Заявка на получение Одобрения КИ (Свидетельства о годности, Одобрительного письма. Одобрения на установку) для КИ, разработанных/разрабатываемых в РФ, подается Разработчиком КИ по форме, приведенной в Разделе 2.2 Методических рекомендаций МР21.001 «Сертификационные документы» [16].

К заявке необходимо приложить следующие документы:

Спецификация КИ. содержащая подробное описание КИ и его работы, эксплуатационные ограничения;

-    Проект квалификационного базиса КИ;

-    План-график проведения квалификационных работ КИ.

В соответствии с Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» [17] разработчику КИ также необходимо подать заявку в Росавиацию на получение/расширение сферы деятельности Сертификата разработчика (п. 3 статьи 8), при его отсутствии.

На основании рассмотрения представленных документов Росавиация направляет Заявителю уведомление о принятии Заявки, решение о необходимости проведения этапа Макета КИ (при необходимости) и назначает Сертификационные центры для участия в квалификации КИ.

Для принятия решения о необходимости проведения Макета КИ принимается во внимание уровень гарантии разработки, имеющийся опыт квалификации аналогичных КИ, а также категория ВС, на которое устанавливается КИ.

2.2    Проведение этапа макета КИ

Задачи проведения этапа макета:

-    ознакомление с конструкцией КИ с целью определения объема и методов проведения квалификационных работ;

определение полноты и достаточности Квалификационного базиса КИ;

-    рассмотрение Плана-графика квалификационных работ.

В приемлемые сроки до планируемого начала работы Макетной комиссии Разработчик КИ (Заявитель) направляет в Росавиацию и назначенные для проведения квалификации СЦ Уведомление о готовности к проведению этапа Макета КИ

Уведомление должно содержать:

заявление о готовности к проведению этапа Макета КИ;

-    предложение о месте и времени проведения этапа Макета КИ;

-    предложение по составу Макетной комиссии;

-    проект Положения о порядке проведения Макета КИ.

Положение о порядке проведения Макета КИ разрабатывается Заявителем и должно содержать:

-    перечень вопросов, предлагаемых для рассмотрения Макетной комиссией;

-    перечень документов, представляемых на рассмотрение Макетной комиссии.

Дополнительно необходимо подготовить структуру Протокола Макетной комиссии. Перечень документов, представляемых Заявителем для рассмотрения Макетной комиссией, должен включать материалы, позволяющие выполнить задачи Макета КИ. Перечень документов, представляемых для рассмотрения:

-    документы, описывающие типовую конструкцию (спецификация КИ. РЭ. РО и чертежи);

-    проект КБ КИ;

-    проект таблицы соответствия требованиям КБ КИ;

-    для КИ, содержащих программное обеспечение и/или электронную аппаратуру, документы, обосновывающие назначение уровня ПО и уровня гарантии конструирования аппаратуры;

-    план квалификационных работ, содержащий перечень всех видов квалификационных работ, разбитых на этапы согласно План-графику квалификационных работ;

-    проект Плана-графика выполнения квалификационных работ (План-график выполнения квалификационных работ может быть совмещен с планом квалификационных работ).

Вышеперечисленные документы следует направлять в Росавиацию и назначенные сертификационные центры заблаговременно.

Если подана Заявка на ОПКИ, то документы, указанные выше, необходимо согласовывать с Разработчиком типа АТ.

Росавиация на основании рассмотрения Уведомления о готовности информирует Заявителя о согласии на проведение Макета КИ, формирует, при необходимости, предложения по уточнению Положения о порядке проведения Макета КИ, утверждает состав Макетной комиссии и назначает ее Председателя.

Протокол Макетной комиссии, оформленный в соответствии с требованиями п. 21.604 (е) АП-21, должен содержать

-    выводы о полноте и достаточности КБ КИ для квалификации КИ;

-    оценку Плана квалификации;

-    выводы о полноте и корректности Плана-графика квалификационных работ;

-    предложения по составу и организации работы групп экспертов Росавиации (по программному обеспечению, аппаратуре и ИМА);

■ замечания и предложения членов Макетной комиссии.

Протокол Макетной комиссии представляется Заявителем на утверждение в Росавиацию. К Протоколу прикладывается План мероприятий по реализации предложений и устранению недостатков, выявленных Макетной комиссией, КБ КИ и План-график квалификационных работ, уточненные по замечаниям Макетной комиссии.

3 РАЗРАБОТКА КВАЛИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА

3.1    Общие положения

Настоящий Раздел устанавливает содержание, порядок разработки и оформления Квалификационного базиса комплектующего изделия (КБ КИ) согласно п. 21.603 АП-21.

3.2    Содержание Квалификационного базиса

Основой КБ являются Квалификационные требования и действующие АП с поправками на дату подачи Заявки По инициативе Заявителя и/или Росавиации в Квалификационный базис могут также включаться Специальные технические условия.

Квалификационный базис КИ должен содержать следующие разделы:

1.    Общие положения;

2.    Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействующие факторы (в соответствии с КТ-160 в действующей ревизии (6]);

3.    Требования к сертификации программного обеспечения (в соответствии с КТ-178 в действующей ревизии [4]);

4.    Требования к сертификации бортовой электронной аппаратуры (в соответствии с КТ-254 в действующей ревизии [5]);

5.    Требования к гарантии проектирования КИ (в соответствии с Руководством Р4754 в действующей ревизии [2])

6.    Требования разработки и квалификации интегрированной модульной авионики (в соответствии Р-297 в действующей ревизии [14]);

7.    Требования к функциональным и конструктивным характеристикам;

8.    Специальные технические условия КБ КИ - на требованиях действующих Норм летной годности (АП), на требованиях ТЗ на разработку КИ, стандартов предприятия-разработчика, а также на требованиях Росавиации, которые могут быть включены в КБ КИ на основании действующих российских и международных норм и стандартов.

Если не применяются требования, относящиеся к какому-либо разделу КБ, то в разделе пишется фраза «Требования не предъявляются».

Разделы КБ КИ должны быть оформлены на основании действующих версий квалификационных требований на момент подачи Заявки для получения СГКИ/ОПКИ.

Если на заявленное для квалификации КИ не существует введенных в действие в установленном порядке квалификационных требований, раздел Требования к функциональным и конструктивным характеристикам КБ не оформляется, а признанные необходимыми для включения в КБ КИ функциональные и конструктивные требования оформляются в виде СТУ.

3.3 Оформление и порядок разработки КБ КИ

Раздел «Общие положения»

Должен содержать краткое описание КИ. в том числе особенности конструкции КИ, его конкретное назначение, поблочный состав, интерфейсы, уровень гарантии разработки. Если запрашивается ОПКИ. так же должен быть указан тип АТ, на который устанавливается КИ.

В КБ КИ должно указываться наименование и номер применимых Квалификационных требований. Если КТ предусматривают различные варианты исполнения КИ, должны быть указаны конкретные разделы КТ. соответствие которым должно быть доказано.

Разделы КБ КИ оформляются в виде таблиц:

Раздел « Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействия»

В данном разделе должны указываться характеристики ВВФ в соответствии с квалификационными требованиями испытаний на внешние воздействующие факторы и оформляются в соответствии с Табл. 3-1.

Табл. 3-1. Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействия

п.п

Требования КБ

Характеристика

ВВФ

Раздел, пункт квалификац ионных требований по ВВФ

Категория по квалификационным требованиям по ВВФ

Значение характеристики ВВФ

1

2

3

4

5

1.

В столбце 2 указываются все виды внешних воздействий в соответствии с действующей версией квалификационных требований по ВВФ, (например, низкая температура, высокая температура, высота и т.д).

В столбце 3 номер пункта указанных квалификационных требований (например, 4.5.1, 4.5.2, 4.6.1 и т.д).

В столбце 4 коды зон, степени жесткости группы исполнения, категория электромагнитных помех и т.п. в соответствии с указанными квалификационными требованиями (например, В4, Z, R и т.п.). В столбце 5 указываются конкретные значения параметра ВВФ, на которое будет испытано КИ (например, для низкой температуры -«пониженная рабочая - минус 45, пониженная предельная - минус 55). Если требование к тому или иному ВВФ не распространяется на КИ, в столбце 5 должно быть указано «Требование не предъявляется».

Если КБ КИ оформляется на совокупность (конфигурацию), состоящую из двух и более КИ, данный раздел должен оформляться для каждого КИ отдельно.

Раздел ««Требования к сертификации программного обеспечения»

В разделе КБ КИ «Требования к сертификации программного обеспечения» должен указываться уровень ПО в соответствии с действующей версией квалификационных требований к ПО и оформляются в соответствии с Табл. 3-2.

Табл. 3-2. Требования к сертификации программного обеспечения

п.п

Требования КБ

Дополнительные указания об условиях применения и испытаниях

1

2

3

Раздел « Требования к сертификации бортовой электронной аппаратуры»

В разделе КБ КИ «Требования к сертификации бортовой электронной аппаратуры» должны указываться уровень гарантии конструирования в соответствии с квалификационными требованиями к электронной аппаратуре и оформляются в соответствии с Табл. 3-3.

Табл. 3-3. Требования к сертификации бортовой электронной аппаратуры

п.п

Требования КБ

Дополнительные указания об условиях применения и испытаниях

1

2

3

Раздел « Требования к гарантии проектирования КИ»

[Зарезервировано]

Раздел«Требования разработки и квалификации интегрированной модульной авионики»

[Зарезервировано]

Раздел «Специальные технические условия»

Раздел КБ КИ - «Специальные технические условия» оформляется в соответствии с Табл. 3-4.

Табл. 3-4. Специальные технические условия

№ п.п.

Требования СТУ

Метод определения

Источник

соответствия

требований

1.

2.

3.

4.

1.

В столбце 2 записываются тексты соответствующих требований.

При формировании СТУ допускается частичное использование текста требований АП, а также их изменение применительно к КИ по сравнению с требованиями к типу АТ (например, если в тексте АП указано: « Система должна быть спроектирована, изготовлена и установлена таким образом, что...», то в тексте КБ может быть указано: «КИдолжно быть спроектировано таким образом, что...»).

В столбце 3 указывается метод определения соответствия (МОС), который будет использоваться для доказательства соответствия данному требованию КБ КИ. Если в качестве МОС используются методы, указанные во введенных в действие в установленном порядке Руководствах или Циркулярах, они должны быть указаны в столбце. Если для доказательства соответствия будут использованы специально разработанные методы, в столбце должно быть указано «Специальный метод».

Для обозначения вида доказательства используются следующие обозначения:

1    -    лабораторные    испытания

2    -    летные и наземные испытания

3    -    стендовые    испытания

4    -    аналитические    методы    (расчеты,    анализы    и

т.п.)

5    -    математическое,    физическое моделирование

6    -    аудит

В столбце 4 указывается документ, на основании которого введено данное требование (например стандарты ARINC. ANSI, RTCA, ТЗ и т.п.).

КБ КИ оформляется на следующих этапах квалификации: этап подачи Заявки - оформляется проект КБ КИ;

Проект КБ КИ разрабатывается и утверждается Разработчиком КИ (Заявителем). Если Заявка подана на получение ОПКИ, КБ КИ согласуется с Разработчиком типа АТ.

этап макета КИ - корректируется (при необходимости);

На этапе макета КИ Разработчик КИ корректирует КБ КИ по замечаниям Макетной комиссии. КБ КИ утверждается Разработчиком КИ (согласуется Разработчиком типа АТ для ОПКИ) и представляется в Росавиацию для одобрения

Если принято решение не проводить Макет КИ, то представители Росавиации, Авиарегистра России и назначенных сертификационных центров (СЦ) проводят заочную оценку КБ КИ или в ходе совместных технических совещаний с Заявителем. Уточненный по результатам замечаний КБ КИ утверждается Разработчиком КИ и представляется в Росавиацию на одобрение Если Разработчик КИ подал Заявку на получение ОПКИ, то КБ КИ согласуется с Разработчиком типа АТ

-    этап завершения квалификационных работ - корректируется (при необходимости) и утверждается.

После завершения работ, предусмотренных Планом квалификации КИ, уточненный КБ КИ утверждается Разработчиками КИ, согласуется Разработчиком типа АТ (ОПКИ) и представляется в Росавиацию на одобрение.

Допускается не переоформлять КБ если он в ходе сертификационных работ не претерпел изменений (не требует внесения изменений).

Квалификационный базис, оформляемый на этапе завершения квалификации, должен содержать раздел с указанием перечня пунктов, по которым установлено эквивалентное соответствие требованиям КБ КИ (если применимо).

Титульные листы КБ КИ оформляются по форме, приведенной в Приложении 3.

Одобрение КБ КИ Росавиацией осуществляется путем постановки печати «ОДОБРЕНО» на титульном листе и штампов на каждом листе КБ КИ.

3.4 Внесение изменений в КБ

Изменения в КБ КИ могут вноситься Разработчиком КИ при внесении изменений в типовую конструкцию КИ, одобренную Росавиацией.

При внесении главного изменения в одобренную типовую конструкцию КИ КБ может быть переиздан.

Если вносимое изменение внедряется с определенного серийного номера КИ. новые листы КБ КИ помещаются в дополнение к действующим, при этом нумерация страницы дополняется прописной буквой русского алфавита (например, 5а).

Для внесения изменения в КБ Разработчик КИ одновременно с Извещением о внесении изменения (см. Раздел 7JJ направляет в Росавиацию:

-    листы КБ КИ, требуемые для изменения и/или дополнения КБ:

лист внесения изменений в КБ КИ. оформленный по форме Приложения 5.

Одобрение изменений КБ КИ осуществляется Росавиацией путем постановки штампа на новых листах и на листе внесения изменений.

4 КВЛЛИФиКЛ1ЦЮ1ШЫК ИСПЫТАНИЯ

Целями квалификационных испытаний являются:

установление типовой конструкции КИ и ее соответствия требованиям Квалификационного базиса;

-    определение эксплуатационных ограничений, в пределах которых установлено соответствие.

До начала квалификационных испытаний Заявитель должен представить в Росавиацию Уведомление о готовности КИ и его эксплуатационной документации к проведению квалификационных испытаний, согласованное Независимой инспекцией в организации Заявителя.

Квалификационные испытания КИ проводятся Заявителем с участием сертификационных центров, при их привлечении к работам.

Если в процессе квалификационных испытаний КИ выявлены несоответствия требованиям Квалификационного базиса, то Заявитель:

представляет на рассмотрение в Росавиацию материалы квалификационных испытаний КИ. связанные с выявленными несоответствиями:

-    разрабатывает решения по устранению выявленных несоответствий; реализует решения по устранению выявленных несоответствий и демонстрирует Росавиации результаты реализации принятых мер

Квалификационные испытания КИ могут включать стендовые, наземные, летные испытания, моделирование и аналитические работы, проводимые в целях, указанных в 21.605(a).

Программа квалификационных испытаний КИ разрабатывается Заявителем, согласовывается назначенными Сертификационными центрами, Независимой инспекции и одобряется Росавиацией. Для КИ. заявленного на получение ОПКИ, Программа согласовывается также с Разработчиком образца, на который оно устанавливается.

По результатам квалификационных испытаний Заявитель оформляет:

Акт квалификационных испытаний КИ;

-    Таблицу соответствия требованиям Квалификационного базиса;

-    Квалификационный базис КИ, откорректированный по результатам квалификационных испытаний, в соответствии с Разделом 3 МР;

-    Декларацию о конструкции и характеристиках КИ, в соответствии с Разделом 6 МР;

-    Эксплуатационную документацию КИ, откорректированную по результатам квалификационных испытаний;

-    Технические условия на КИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.....................................................................................................................3

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ................................................................................5

СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ....................................................................................6

СПИСОК ТАБЛИЦ...............................................................................................................7

ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ1......................................................8

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................9

1    КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ................................................10

1.1    Классификация комплектующих изделий.........................................................10

1.2    Критерии классификации КИ на категорию А или Б.........................................11

1.3    Квалификация КИ категории А и Б.....................................................................11

1.4    Порядок оформления Перечней КИ..................................................................12

1.5    Внесение изменений в Перечень КИ категории А............................................12

2    ПРОЦЕДУРА ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ ОДОБРЕНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ

ЭТАПА МАКЕТА КИ...............................................................................................................13

2.1    Подача Заявки.....................................................................................................13

2.2    Проведение этапа макета КИ.............................................................................13

3    РАЗРАБОТКА КВАЛИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА...................................................15

3.1    Общие положения...............................................................................................15

3.2    Содержание Квалификационного базиса..........................................................15

3.3    Оформление и порядок разработки КБ КИ.......................................................16

3.4    Внесение изменений в КБ..................................................................................19

4    КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ.....................................................................20

5    ОДОБРЕНИЕ РАНЕЕ РАЗРАБОТАННЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ (РРКИ)22

5.1    Общие положения...............................................................................................22

5.2    Процедура выдачи Росавиацией Одобрения на установку РРКИ (ОУ РРКИ)22

6    ОФОРМЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ О КОНСТРУКЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ДКХ) 23

6.1    Порядок оформления ДКХ..................................................................................23

6.2    Содержание ДКХ.................................................................................................23

6.2.1    Сведения об организации - разработчике и организации - изготовителе

КИ    23

6.2.2    Тип и назначение КИ....................................................................................23

6.2.3    Состав КИ. Варианты исполнения..............................................................23

6.2.4    Документы, определяющие типовую конструкцию, технические

условия, соответствие ПО....................................................................................................24

6.2.5    Квалификационный базис (КБ КИ)..............................................................24

6.2.6    Внешние воздействующие факторы...........................................................24

6.2.7    Основные технические характеристики.....................................................25

6.2.8    Ограничения.................................................................................................25

6.2.9    Доказательная документация.....................................................................25

6.2.10    Эксплуатационная документация...........................................................25

6.2.11    Декларация Разработчика.......................................................................25

Акт квалификационных испытаний КИ утверждается Заявителем, согласовывается Независимой инспекцией, Сертификационными центрами, участвовавшими в испытаниях. Акт квалификационных испытаний КИ, заявленного на получение ОПКИ, должен согласовываться также с Разработчиком образца, на который устанавливается КИ.

Декларация о конструкции и характеристиках утверждается Заявителем и согласовывается Независимой инспекцией.

Акт квалификационных испытаний КИ согласовывается и одобряется Росавиацией.

Декларация о конструкции и характеристиках и Квалификационный базис одобряются Росавиацией.

6.3    Порядок внесения изменений в ДКХ.................................................................26

7    ПРОЦЕДУРА ОДОБРЕНИЯ ИМПОРТИРУЕМЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ27

7.1    Процедура классификации ИКИ........................................................................27

7.2    Виды и условия одобрения ИКИ........................................................................27

7.2.1    Свидетельство о годности ИКИ..................................................................27

7.2.2    Одобрительное письмо на ИКИ (ОП ИКИ).................................................28

7.3    Вовлеченность Авиационных властей государства Разработчика ИКИ.........30

8    ОДОБРЕНИЕ    МОДИФИКАЦИЙ КИ...........................................................................31

8.1    Процедура внесения изменений в типовую конструкцию................................31

8.2    Оформление инструкции о порядке одобрения модификаций типовой

конструкции КИ......................................................................................................................32

9    ОДОБРЕНИЕ    ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВД).......................................35

9.1    Общие положения...............................................................................................35

9.2    Заявка на получение СГКИ / ОПКИ на    ВД.........................................................35

9.3    Квалификационный базис ВД (КБ ВД)...............................................................35

9.4    Этап макета ВД...................................................................................................36

9.5    Квалификационные испытания ВД....................................................................37

9.6    Модификация типовой конструкции ВД.............................................................39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1...............................................................................................................41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2...............................................................................................................44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3...............................................................................................................45

ПРИЛОЖЕНИЕ 4...............................................................................................................46

ПРИЛОЖЕНИЕ 5...............................................................................................................47

ПРИЛОЖЕНИЕ 6...............................................................................................................48

ПРИЛОЖЕНИЕ 7...............................................................................................................49

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ........................50

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Описание изменения

Номер

ревизии

Дата

1.

Введение в действие первоначального документа

01

28.05.2019

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

СОКРАЩЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АД    Авиационный двигатель

АП    Авиационные правила

В В    Воздушный винт

ВД    Вспомогательный двигатель

ВС    Воздушное судно

ВВФ    Внешние воздействующие факторы

ДКХ    Декларация о конструкции и характеристиках

ИКИ    Импортируемое комплектующее изделие

ИМА    Интегрированная модульная авионика

КБ    Квалификационный базис

КИ    Комплектующие изделия

КТ    Квалификационные требования

МОС    Метод определения соответствия

МР    Методические рекомендации

ОАТ    Образец авиационной техники

ОПКИ    Одобрительное письмо на комплектующие изделия

ОУ    Одобрение на установку

ПКИ    Перечень комплектующих изделий

ПО    Программное обеспечение

Р    Руководство

РО    Руководство по техническому обслуживанию

РРКИ    Ранее разработанное комплектующее изделие

РЭ    Руководство по технической эксплуатации

СГКИ    Свидетельство о годности комплектующего изделия

СТУ    Специальные технические условия

СЦ    Сертификационный центр

ТЗ    Техническое задание

ТУ    Технические условия

ЭД    Эксплуатационная документация

DDP    Declaration of Design and Performance (ДКХ)

EASA European Aviation Safety Agency (Европейское Агентство Авиационной безопасности)

ETSO European Technical Standard Order (Одобрение конструкции с применением Европейских технических стандартов)

ЕРА    European Part Approval Authorization

FAA    Federal Aviation Administration

PM A    Parts Manufacturer Approval Authorization (Одобрение производственной

организации)

TCCA    Transport Canada Civil Aviation (Юрисдикция Авиационных властей Канады)

TSO    Technical Standard Order (Инструкция о применении технических Стандартов)

Процедура квалификации комплектующих изделий_МР-21.002    Ревизия    01

СПИСОК ТАБЛИЦ

Табл. 3-1. Технические требования и нормы испытаний на внешние воздействия...........16

Табл. 3-2. Требования к сертификации программного обеспечения...................................17

Табл. 3-3. Требования к сертификации бортовой электронной аппаратуры.......................17

Табл. 3-4. Специальные технические условия......................................................................18

Табл. 5-1. Внешние воздействующие факторы....................................................................24

Табл. 5-2. Основные технические характеристики................................................................25

ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ1

Название документа

Принятое

обозначение

[1]

Авиационные правила Часть 21 Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей

АП-21

[2]

Руководство Р4754А по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем

Р-4754А

[3]

Руководство 4761 по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации

Р-4761

И]

Квалификационные требования Часть 178С Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники

КТ-178С

[5]

Руководство по гарантии разработки бортовой электронной аппаратуры КТ-254

КТ-254

[6]

Квалификационные требования стран СНГ KT-160G Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования (Внешние воздействующие факторы - ВВФ) Требования, нормы и методы испытаний

KT-160G

RTCA/DO-178C Software considerations in airborne systems and equipment certification

DO-178C

[8]

Авиационные правила Часть ВД Нормы летной годности вспомогательных авиационных двигателей

АП-ВД

19]

Вспомогательные двигатели воздушных судов

КТ-ВД

[10]

Авиационные правила Часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов

АП-23

[11]

Авиационные правила Часть 25 Нормы летной годности самолетов транспортной категории

АП-25

[12]

Авиационные правила Часть 27 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории

АП-27

[13]

Авиационные правила Часть 29 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории

АП-29

[14]

Руководство Р-297 по вопросам разработки и квалификации интегрированной модульной авионики

Р-297

[15]

Приказ № 188 ФАС России от 22.06.1998 г.

[16]

Методические рекомендации № МР21.001 «Сертификационные документы»

МР21.001

[17]

Федеральный закон № 60-ФЗ от 19.03.1997 - «Воздушный кодекс Российской Федерации»

ВК РФ

’) Названия и обозначения приведены по состоянию на момент выпуска настоящего документа. По мере выпуска новых документов данный лист может быть заменён по решению Росавиации.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации (далее - МР) подготовлены на основании Авиационных правил, часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», введенных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 474 (далее АП-21) (1]. МР разъясняют и детализируют положения АП-21, относящиеся к процедуре квалификации комплектующих изделий (КИ).

Настоящие МР носят рекомендательный характер. Тем не менее, они отражают подход к квалификации, основанный на отечественном и зарубежном опыте, и содержат в себе практику квалификации, широко применяемую в настоящее время.

Для исполнения ряда положений настоящих МР Росавиация привлекает Авиационный регистр Российской Федерации.

Настоящие МР разработаны Росавиацией при участии сертификационного центра СЦФГУП «ГосНИИАС».

1 КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ

1.1 Классификация комплектующих изделий

В данном разделе описана классификация комплектующих (КИ) изделий и процедура оформления Перечней КИ категории А и Б. Классификация КИ на категории А и Б выполняется на основании определения степени влияния КИ на лётную годность типа авиационной техники (АТ).

Результаты классификации КИ отражаются в Перечнях КИ категории А и Б. оформляемых Разработчиком типа АТ (см. Раздел 1.4).