Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

38 страниц

274.00 ₽

Купить МР 2.6.1.0051-11 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены органам Роспотребнадзора, органам исполнительной власти и местного самоуправления Уральского федерального округа на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие производственной деятельности ПО "Маяк"

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Обзор нормативных документов, регламентирующих условия безопасного проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности ПО "Маяк"

5. Структура доз облучения населения Уральского федерального округа

     5.1. Уровни и особенности облучения населения бассейна реки Теча

     5.2. Уровни и особенности облучения населения, проживающего вблизи ВУРС

     5.3. Уровни и особенности облучения населения, проживающего в зоне наблюдения ПО "Маяк" (вблизи границы санитарно-защитной зоны)

6. Радиация и риск

7. Рекомендации населению по безопасному проживанию на территории, загрязненной радионуклидами

     7.1. Общие подходы к снижению доз облучения населения

     7.2. Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах растениеводства

     7.3. Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах животноводства

     7.4. Методы снижения содержания радионуклидов в продуктах питания путем их кулинарной обработки

     7.5. Безопасное использование древесины в личном хозяйстве

Литература

Приложение. Объем радиационного мониторинга для оценки текущих доз облучения критических групп населения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование _Российской    Федерации_

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации (зона влияния ПО «Маяк»)

Методические рекомендации МР 2.6.1.0051—11

Издание официальное

Москва * 2012

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации (зона влияния ПО «Маяк»)

Методические рекомендации МР 2.6.1.0051—11

5. Структура доз облучения населения Уральского федерального округа

Среди территорий Уральского федерального округа, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие прошлой деятельности ПО «Маяк», целесообразно выделить территории бассейна реки Теча и территории, расположенные вблизи ВУРС. Территории, в наибольшей степени подверженные сегодняшней производственной деятельности ПО «Маяк», расположены в зоне наблюдения вблизи границ санитарнозащитной зоны.

5.1. Уровни и особенности облучения населения бассейна реки Теча

Для жителей бассейна р. Теча в настоящее время определяющим является внешнее облучение, связанное со значительным загрязнением пойменной части берега реки радионуклидом цезий-137. Таким образом, уровень облучения жителей в значительной мере пропорционален времени нахождения в пойме реки. Критической группой населения являются, как правило, подростки, проводящие значительное время на берегу реки, особенно в летнее время, а также представители взрослого населения, выпасающие скот в пойме реки или занимающиеся рыбной ловлей. Внутреннее облучение менее значимо и тоже связано с рекой или ее поймой благодаря происхождению продуктов питания (молоко от коров, выпасающихся в пойме реки; речная рыба). Так, например, на основании многолетних измерений концентраций стронция-90 и цезия-137 в молоке установлено, что концентрации этих радионуклидов в молоке коров, выпасающихся в пойме, в 5—10 раз выше, чем в молоке коров, выпасающихся вне поймы. На рис. 1 показаны уровни облучения критической группы населения (подростки) 4-х НП Челябинской области, расположенных на реке Теча, в течение последних 7 лет. Оценка доз облучения этих жителей была основана на результатах измерений содержания радионуклидов в продуктах питания и мощностей доз в пойме реки и жилой зоне НП.

Для жителей 11 НП Курганской области, расположенных в бассейне реки Теча, оценки доз были выполнены на основе консервативных моделей. Суммарные среднегодовые дозы внешнего и внутреннего облучения критических групп жителей этих НП за счет техногенного облучения не превышали 0,1 мЗв.

Таким образом, в настоящее время суммарные среднегодовые дозы техногенного внешнего и внутреннего облучения жителей бассейна реки Теча вследствие прошлой и настоящей деятельности ПО «Маяк» не превышают значение 1 мЗв, и остаются относительно стабильными за последние 7 лет.

Для сравнения укажем, что эффективная доза облучения жителей этого региона за счет:

•    внешнего облучения гамма-излучением естественных радионуклидов, содержащихся в почве, и космического излучения составляет приблизительно 0,6 мЗв/год;

•    диагностического медицинского облучения - приблизительно 0,6 мЗв/год;

•    радона в жилищах 0,6—25,5 мЗв/год.

I □ Муслюмово ■ Бродокалмак □ Р. Тема о Нижне Петропавловске) el

0.50

0.45

2ООО    2001 2002 2003 2004 2005    2006

Рис. 1. Значение суммарной эффективной дозы облучения критической группы населения (подростки) 4-х НП Челябинской области, расположенных на реке Теча, в течение последних 7 лет

5.2. Уровни и особенности облучения населения, проживающего вблизи ВУРС Обратная картина в отношении ведущего пути облучения населения наблюдается на территориях ВУРС. Здесь определяющим является внутреннее облучение за счет поступления в организм, в основном, радионуклида стронций-90. В силу особенностей метаболизма этого радионуклида в организме людей различного возраста, как правило, подростки 13—15 лет будут подвержены в наибольшей степени внутреннему облучению за счет поступления в организм этого радионуклида среди других возрастных групп населения, т. е. будут являться критической группой населения. Внешнее облучение на территории ВУРС играет незначительную роль.

Отличительной чертой внутреннего облучения, присущей этой территории, в отличие, например, от территорий России, загрязненных после Чернобыльской аварии, является не только особая значимость стронция-90 по сравнению с цезием-137, но и высокие градиенты радиоактивного загрязнения. Плотности радиоактивного загрязнения в границах НП, как правило, ниже, чем в ареалах землепользования. В границах ареала землепользования НП градиент радиоактивного загрязнения может достигать 10 и более раз. Распределение радионуклидов в пределах границ НП также неравномерно. Длительное использование этих земель для заготовки кормов или выпаса скота личного пользования привело к вторичному загрязнению приусадебных хозяйств. Исследования показывают, что плотность радиоактивного загрязнения огородов стронцием-90 может достигать 10,0 и более Ки/км2. Это приводит к тому, что увеличивается роль овощей среди других продуктов питания при поступлении радионуклидов в организм. Такая неравномерность радиоактивного загрязнения в ареале землепользования населенного пункта и в пределах селитебной его территории создает предпосылки для появления новых критических групп населения, определяемых такими социальными факторами, как дефицит сенокосных и выпасных угодий или расположение семейных наделов сельскохозяйственных угодий по отношению к оси радиоактивного следа.

На рис. 2, в качестве примера, представлены результаты оценки эффективных доз (внешнего, внутреннего и суммарного) облучения критической группы населения (подростки) в 2005 г. в 4 НП Челябинской области, расположенных вблизи оси ВУРС. Значения доз облучения получены на основе данных мониторинга в этих НП, включавших: результаты измерений содержания радионуклидов в продуктов питания, мощностей доз внешнего излучения в местах пребывания населения, опроса населения о количестве потребляемых местных продуктов питания. Непосредственно видно, что абсолютные значения среднегодовых эффективных доз не превышают 0,2 мЗв, а вклад внешнего облучения в суммарную дозу составляет от 8 до 45 %.

Для сравнения укажем, что доза внутреннего облучения жителей за счет радона в жилищах в конце 90-х годов составляла 4,3 мЗв в п. Бага-ряк, 8,3 мЗв - в п. Красный Партизан, 18 мЗв - в п. Татарская Караболка.

Ситуация с текущими уровнями облучения населения других НП Челябинской области, расположенных вдоль ВУРС, аналогична. Что касается населения Свердловской области, проживающего в зоне влияния ВУРС, то вследствие удаленности этих территорий от головной части следа дозы облучения населения здесь меньше и изменяются в пределах от 0,03 до 0,08 мЗв.

Таким образом, как и в случае населения бассейна реки Теча многолетние данные мониторинга радиационной обстановки в НП Уральского региона, расположенных на территории ВУРС, свидетельствуют о том, что в настоящее время среднегодовые дозы техногенного облучения жителей вследствие прошлой и настоящей деятельности ПО «Маяк» не превышают значение 1 мЗв и остаются относительно стабильными за последние годы.


□ Е(внешнее) ■ Е(внутреннее) оЕ(суммарное)


0.250


0.000


Я 0.150

m 0.100

0.050

Багаряк Красный Партизан Мусакаева



Татарская

Караболка


J


Рис. 1. Значения эффективных доз облучения (внешнее, внутреннее и суммарное) критической группы населения (подростки) 4-х НП Челябинской области, расположенных вблизи оси ВУРС, в 2005 г.


5.3. Уровни и особенности облучения населения, проживающего в зоне наблюдения ПО «Маяк»

(вблизи границы санитарно-защитной зоны)

Жители НП, находящихся вблизи санитарно-защитной зоны ПО «Маяк» (п. Новогорный, г. Касли, п. Аргаяш, п. Худайбердинск, п. Баша-куль), в наибольшей степени подвержены воздействию радиоактивных выбросов предприятия, происходящих в настоящее время. Согласно данным Челябинского областного центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды уровни загрязнения воздуха в приземном слое атмосферы этих НП такими радионуклидами, как цезий-137, стронций-90,


изотопами плутония и тритием, хотя и выше средних фоновых значений по России, но значительно (в 100—1 ООО раз) ниже значений допустимой объемной активности этих радионуклидов в воздухе, установленных НРБ-99/2009. Это позволяет сделать вывод, что ингаляционный путь облучения населения, проживающего в настоящее время вблизи санитарно-защитной зоны ПО «Маяк», незначителен. Поэтому основной акцент в системе мониторинга жителей этих НП был сделан на контроль внутреннего облучения за счет поступления радионуклидов с продуктами питания и внешнее облучение. Естественно, что в этом случае при оценке доз учитывались не только сегодняшние выбросы предприятия, но и радиоактивное загрязнение окружающей среды за счет его прошлой деятельности. На рис. 3 представлены результаты оценки среднегодовых эффективных доз облучения населения 3-х НП, расположенных вблизи границы санитарно-защитной зоны ПО «Маяк». Непосредственно видно, что абсолютные значения среднегодовых эффективных доз жителей этих НП не превышают 0,15 мЗв и остаются стабильными в течение последних 7 лет. Еще раз подчеркнем, что эти дозы обусловлены как прошлым радиоактивным загрязнением окружающей среды, так и сегодняшними выбросами радиоактивных материалов действующим предприятием.

Рис. 3. Значение суммарной эффективной дозы облучения населения 3 НП Челябинской области, расположенных вблизи санитарно-защитной зоны ПО «Маяк», в течение последних 7 лет

Анализ текущих средних годовых доз облучения жителей и их критических групп в НП Уральского федерального округа показывает, что их значения, полученные на базе действующих методических документов, в настоящее время не превышают 1 мЗв. Следовательно, согласно действующему законодательству по критерию годовой дозы облучения населения не требуется проводить широкомасштабные защитные мероприятия.

На этих территориях необходим радиационный мониторинг населения и окружающей среды:

•    с целью контроля текущих выбросов действующего радиационноопасного объекта ПО «Маяк»;

•    для контроля процессов возможного вторичного радиоактивного загрязнения территории НП за счет естественной и антропогенной миграции радионуклидов;

•    из-за потенциальной опасности огромного количества радиоактивных отходов, накопленных в искусственных и естественных хранилищах, расположенных в санитарно-защитной зоне ПО «Маяк».

Требования к объему радиационного мониторинга для оценки текущих доз облучения населения и его критических групп приведены в Приложении к настоящему документу.

6.Радиация и риск

Действие радиации на человека в настоящее время изучено лучше, чем действие многих других вредных факторов. Однократное воздействие в дозах менее 500 мЗв или многолетнее облучение с мощностью дозы до 150 мЗв в год не вызывает острых или хронических лучевых поражений, которые диагностировались бы врачами как болезни. Изменения в организме человека при меньших дозах в виде некоторого учащения изменений в хромосомах клеток встречаются в нормальной жизни и без радиационного и подобных воздействий, не сказываются на продолжительности жизни, работоспособности и самочувствии человека и не относятся к числу болезней.

Распространенное в прошлом беспокойство ученых о влиянии радиации на потомство и грозящее вследствие этого вымирание человечества при наблюдении детских контингентов не подтвердилось; в частности, в течение 50 лет не обнаружены генетические эффекты у более чем 30 тысяч детей, родившихся от родителей, облученных в Хиросиме и Нагасаки. После облучения в дозах до 200 мЗв даже через многие годы также не выявлено увеличения выхода злокачественных новообразований (солидные раки, лейкозы), повышения общей смертности и сокращения продолжительности жизни. Однако консервативно принимают.

что вред от радиации начинается с нулевой дозы и возрастает пропорционально ей.

Так, Международная комиссия по радиологической защите допускает возможность появления у 1 млн человек, каждый из которых облучился в дозе 10 мЗв, 600 смертельных и условно смертельных раков и 130 наследственных дефектов, что может повысить смертность от тех же эффектов без облучения лишь на 0,3 % ее обычной величины. Если это перевести на сокращение продолжительности жизни человека, то это составит всего 5 дней из 25 ООО дней, которые в среднем живет человек.

Наиболее чувствительным к радиации оказался плод на 8—15 неделях беременности. Однако и в этом случае вредные последствия в виде умственной отсталости достоверно обнаружены лишь при дозе, превышающей 100 мЗв за критический период.

Человек сформировался в процессе эволюции и естественного отбора в условиях постоянного воздействия радиации. На клетки и ткани организма действует гамма-излучение от распада природных радионуклидов, находящихся в почве, в строительных конструкциях, гамма-излучение, мюоны и нейтроны космического излучения; а также альфа-, бета- и гамма-излучение, возникающие при распаде атомов естественных радионуклидов в теле человека. Эти излучения образуют естественный радиационный фон. Кроме того, люди подвергаются радиационному воздействию при медицинских диагностических и лечебных процедурах. Цифры, приведенные в предыдущих разделах, показывают, что дозы облучения от этих источников излучения у населения Уральского региона в 10—100 раз выше, чем дозы облучения в настоящее время от радиоактивного загрязнения окружающей среды вследствие многолетней деятельности ПО «Маяк».

Необходимо отметить следующий установленный факт - при сегодняшних уровнях доз, реально существующих как на территориях, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, так и на территориях Уральского региона, здоровью человека может быть нанесен намного больший ущерб от психоэмоционального напряжения - стресса, обусловленного необоснованным страхом.

Несмотря на относительно небольшие дозы текущего облучения населения Уральского региона за счет радиоактивного загрязнения окружающей среды вследствие многолетней деятельности ПО «Маяк», ниже предлагается ряд мер, позволяющих их уменьшить на основе объективной информации о реальной ситуации и принятии самостоятельных решений, исходя из личного восприятия различных жизненных ценностей.

7. Рекомендации населению по безопасному проживанию на территории, загрязненной радионуклидами

7.7. Общие подходы к снижению доз облучения населения Для снижения дозы облучения можно предложить целый ряд защитных мер: ограничение употребления продуктов местного производства, ограничение пребывания в местах с большой мощностью дозы внешнего излучения (например, пойма реки Теча), ограничение хозяйственной деятельности - вплоть до отселения. Как оценить целесообразность этих защитных мер? В принципе, невозможно свести к нулю дозу облучения человека и не следует к этому стремиться. Эффективность каждой защитной меры необходимо оценивать по величине предотвращенной дозы (и, соответственно, избегаемого риска).

Так, наиболее радикальная мера - переселение, если его проводят в чистую местность с незагрязненной радионуклидами пищей, с низким содержанием радона в воздухе помещений и фоном, позволяет сэкономить ту часть ожидаемой за жизнь (70 лет) дозы, которая еще не реализовалась к моменту переезда. При существующем в настоящее время уровне облучения на территориях Уральского федерального округа это позволить сэкономить максимум 0,2 мЗв/год • 70 лет = 14 мЗв. Это значение соответствует дозе от нескольких рентгенодиагностических процедур, а дополнительный ущерб от этой дозы меньше ущерба от бытовых несчастных случаев и значительно меньше, чем вред от курения. Так, путем сравнения различных рисков оценивают пользу от каждой из защитных мер.

Принимая основные решения, в т. ч. относительно переселения и пищевых ограничений, учитывайте не только пользу, но и вред для себя от каждой из применяемых мер защиты. Ущерб, в т. ч. для здоровья и жизни, особенно для пожилых людей, связан с утратой привычных жизненных ценностей, разрывом сложившихся связей, изменением образа жизни и питания, психоэмоциональным напряжением (стрессом) и может значительно (в несколько раз) превысить пользу. Известно, что массовое переселение приводит к сокращению продолжительности жизни, в т. ч. и за счет онкологических заболеваний. Исследования показывают, что при отселении населения в среднем возрасте 35 лет потеря здоровья за счет утраты родного очага, изменения всего уклада жизни и ухудшения самочувствия может составлять до 8 лет полноценной жизни. Радиационное воздействие на загрязненных радионуклидами территориях не вызывает такой потери среднего времени жизни. В этих условиях могут быть более применимыми другие апробированные и доступные мероприятия.

Самым главным и основным правилом, соблюдение которого касается всех жителей и, в особенности, владельцев личного скота, - не использовать ранее отселенную загрязненную радионуклидами территорию Восточно-Уральского радиоактивного следа, будь то заготовка травы, сена, веников или выпас личного скота, сбор грибов, ягод. Аналогичные требования распространяются и на пойму реки Теча на всем ее протяжении. Соблюдение этого правила гарантирует существенное уменьшение как дозы внешнего облучения жителей бассейна реки Теча, так и существенное уменьшение концентрации радионуклидов в продуктах питания (молоке и огородной продукции), а значит уменьшение дозы внутреннего облучения как жителей зоны ВУРС, так и жителей бассейна реки Теча.

Отказавшись полностью от контакта с рекой (не бывая в пойме реки, не потребляя молоко от коров, пасущихся в пойме реки, и рыбу из реки), жители, например, с. Муслюмово или с. Бродокалмак в бассейне реки Теча могут уменьшить дозу облучения в 3—4 раза. Частично ограничив этот контакт вполне реально снизить дозу облучения в 2 раза.

Соблюдение установленных предельных уровней содержания радионуклидов в продуктах питания (см. табл. 1) позволит снизить общую дозу облучения организма за счет уменьшения дозы внутреннего облучения. Эффект (предотвращенная доза) от контроля продуктов, вплоть до полного отказа от употребления местных продуктов, не превышает вклада внутреннего облучения в полную дозу, ожидаемую за 70 лет после аварии. Так как вклад внутреннего облучения в полную дозу наиболее значим на территориях зоны ВУРС, то и большее внимание к контролю загрязнения продуктов питания должно быть уделено на этих территориях.

Таблица 1

Допустимые уровни удельной активности цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах

Продукт

Допустимый уровень удельной активности, Бк/кг (л)

Цезий-137

Стронций-90

Молоко, сливки, сметана

100

25

Мясо

160

50

Рыба свежая

130

100

Хлеб

40

20

Картофель

120

40

Овощи

120

40

Мед

100

80

Ягоды

160

Г 60

Г рибы

500

50

Однако нельзя (неверно) рассматривать предельные уровни содержания радионуклидов в продуктах питания как границу, превышение которой приведет к болезни. В случае превышения установленного уровня содержания радионуклидов возможно лишь некоторое увеличение риска, пропорциональное дозе за всю жизнь. Если превышение установленного уровня активности касается ограниченного количества продуктов и непостоянно, то обусловленное им увеличение дозы и риска будет очень небольшим.

Принимая решения относительно пищевых ограничений, население должно учитывать для себя не только пользу, но и вред этой меры защиты. Не следует стремиться к необоснованным пищевым ограничениям. Полноценное питание очень важно, оно способствует поддержанию высокой устойчивости к неблагоприятным воздействиям среды, включая и облучение. Недостаточное или несбалансированное питание (например, с дефицитом животных белков и витаминов) ведет к развитию самых различных болезненных состояний, в т. ч. к снижению противоинфек-ционного и противоопухолевого иммунитета. Это может оказаться вреднее облучения, которое воздействует на человека, проживающего на загрязненной территории.

7.2. Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах растениеводства

7.2.1.    При внесении на приусадебном участке известковых удобрений (известь, доменные или мартеновские шлаки, древесная зола) снижается кислотность почвы, повышается ее плодородие, и в 2—2,5 раза уменьшается переход стронция-90 в растения. Под картофель известковые удобрения рекомендуется вносить в количестве 25—30 кг, а под огородные культуры - до 50 кг на 100 м2. Известкование почвы проводят осенью. После внесения удобрений участок тщательно перекапывают или перепахивают.

7.2.2.    Рекомендуется дополнительно ежегодно вносить под огородные культуры суперфосфат в количестве 2—2,5 кг на 100 м2. Если известкование проводилось доменными или мартеновскими шлаками, дозу суперфосфата можно уменьшить до 1—1,5 кг на 100 м2. Наибольшего снижения содержания стронция-90 в урожае картофеля и огородных культур (до 5 раз) можно добиться при совместном внесении в почву извести, суперфосфата и органических удобрений (навоз, торф, компо-сты, озерный ил). Оптимальное количество торфа составляет около 400 кг на 100 м2 один раз в 3 года. Рекомендуется использовать для этого хорошо разложившийся торф без растительных остатков. Верховой,

ББК 51.26 013

013 Обеспечение безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации (зона влияния ПО «Маяк»): Методические рекомендации.—М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012.—36 с.

ISBN 978—5—7508—1130—4

1.    Разработаны ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены им. профессора П. В. Рамзаева» (В. Ю. Голиков,

О. С. Кравцова, Г. Я. Брук); ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» (]Э. М. Кравцова]).

2.    Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 29 декабря 2011 г.

3.    Введены в действие 29 декабря 2011 г.

4.    Введены впервые.

ББК 51.26

Редактор Н. В. Кожока Технический редактор Е. В. Ломанова

Подписано в печать 28.03.12 Формат 60x88/16    Печ.    л. 2,25

Тираж 200 экз.    Заказ    23

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 127994, Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5, 7

Оригинал-макет подготовлен к печати и тиражирован отделом издательского обеспечения Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора 117105, Москва, Варшавское ш., 19а Отделение реализации, тел./факс 952-50-89

О Роспотребнадзор, 2012 €> Федеральный центр гигиены и

эпидемиологии Роспотребнадеора, 2012

не полностью разложившийся торф, можно смешать с навозом, сложить в кучу и оставить на год для созревания. Хорошим удобрением, содержащим фосфор и калий, а также понижающим кислотность почвы, является зола. Вносить ее желательно ежегодно под весеннюю перекопку по 4—5 кг на 100 м2. При использовании золы можно в 3 раза снизить внесение суперфосфата и извести. Можно без ограничений применять золу из дров, заготовленных за пределами санитарно-охранной зоны. Под ягодные кустарники (смородина, малина, крыжовник) желательно раз в два года вносить по 100—150 г суперфосфата и 200—300 г золы под куст.

7.2.3. С осторожностью надо относиться к использованию навоза, если в корм животным включались корма, заготовленные на территориях, отстоящих на 1—1,5 км от границ отселенной территории ВУРС. Использование такого навоза на малых по площади огородных участках (навозные гряды, парники) нежелательно. Необходимо полностью отказаться от использования навоза, получаемого в коллективных хозяйствах, использующих для заготовки кормов отселенную территорию ВУРС. Оценки показывают, что величина дополнительной эффективной дозы внутреннего облучения, равная 0,25 мЗв достигается при значении удельной активности стронция-90 в огородной почве около 1 600 Бк/кг или при плотности загрязнения огородов приусадебных хозяйств около 15 Ки/км2. При достижении данных уровней целесообразно проведение мероприятий, направленных на снижение доз. Среди мероприятий могут быть предложены такие, как полная или частичная замена огородной почвы, разбавление старой почвы путем завоза чистой почвы и ее перепашка со старой огородной почвой, а также проведение агрохимических мероприятий.

Выполнение этих рекомендаций полностью гарантирует получение всех культур с содержанием стронция-90 в пределах норм радиационной безопасности и повысит плодородие почвы. Если нет возможности выполнить рекомендации на всей территории участка - проведите их на той части, где картофель и овощи будут использоваться в пищу вашей семьи. С остальной территории участка продукцию используйте для кормления домашних животных.

7.3. Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах животноводства

7.3.1. В условиях личных подсобных хозяйств (ЛПХ) основной вклад радионуклидов в пищевой рацион человека, а, следовательно, и потенциальную дозу внутреннего облучения дает продукция животно-

Содержание

Введение......................................................................................................................4

1.    Область применения...............................................................................................5

2.    Нормативные ссылки..............................................................................................6

3.    Термины и определения.........................................................................................6

4.    Обзор нормативных документов, регламентирующих условия

безопасного проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности ПО    «Маяк»..............8

5.    Структура доз облучения населения Уральского федерального округа..........10

5.1.    Уровни и особенности облучения населения бассейна реки Теча.......... 10

5.2.    Уровни и особенности облучения населения, проживающего

вблизи ВУРС.......................................................................................11

5.3.    Уровни и особенности облучения населения, проживающего в зоне наблюдения ПО «Маяк» (вблизи границы санитарно-защитной зоны).. 13

6.    Радиация и риск....................................................................................................15

7.    Рекомендации населению по безопасному проживанию на территории,

загрязненной радионуклидами............................................................................17

7.1.    Общие подходы к снижению доз облучения населения........................ 17

7.2.    Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах

растениеводства.................................................................................. 19

7.3.    Меры по снижению содержания радионуклидов в продуктах

животноводства...................................................................................20

7.4.    Методы снижения содержания радионуклидов в продуктах

питания путем их кулинарной обработки.............................................22

7.5.    Безопасное использование древесины в личном хозяйстве....................23

Литература.................................................................................................................25

Приложение. Объем радиационного мониторинга для оценки текущих

доз облучения критических групп населения................................27

Введение

В настоящее время часть населения Уральского федерального округа (Челябинская, Курганская и Свердловская области) проживает в условиях хронического облучения от двух основных техногенных источников:

•    остаточного радиоактивного загрязнения окружающей среды в результате прошлых радиационных аварий на ПО «Маяк» и его плановой деятельности, в основном в конце 40-х - начале 50-х годов;

•    текущих выбросов в атмосферу и сбросов в поверхностные воды радиоактивных веществ в результате деятельности ПО «Маяк» в настоящее время.

В отношении остаточного радиоактивного загрязнения окружающей среды в результате прошлой деятельности ПО «Маяк» следует выделить территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС) и территории бассейна реки Теча. В первом случае источником облучения населения в настоящее время является относительно узкая (шириной около 8 км) отселенная часть территории ВУРС. Во втором случае источником облучения населения является сама река Теча (вода и донные отложения) и ее пойменные почвы.

Население, проживающее по периметру отселенной территории ВУРСа, находится в экологической и производственно-хозяйственной связи с ней, использует ее для производства мясо-молочной продукции, производит заготовки ягод, грибов и отлов рыбы. То же можно сказать и о связи населения, проживающего в бассейне реки Теча, с самой рекой и ее пойменными землями.

В настоящее время основными радионуклидами, обусловливающими внешнее и внутреннее облучение населения этих территорий, являются долгоживущие радионуклиды цезий-137 и стронций-90. Обеспечение длительного безопасного проживания на этих загрязненных территориях представляется одной из основных задач радиационной безопасности населения. Условиями такого проживания является их соответствие отечественным и международным требованиям радиационной безопасности населения и минимального вмешательства в его нормальную жизнедеятельность (в идеале отсутствие такого вмешательства).

УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

29 декабря 2011 г.

Дата введения: 29 декабря 2011 г.

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение безопасного проживания и ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях Российской Федерации (зона влияния ПО «Маяк»)

Методические рекомендации МР 2.6.1.0051—11

1. Область применения

1.1.    Настоящие методические рекомендации (далее - МР) предназначены органам Роспотребнадзора, органам исполнительной власти и местного самоуправления Уральского федерального округа на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие производственной деятельности ПО «Маяк».

1.2.    МР включают вопросы текущего облучения и условия безопасного проживания (в отношении радиационного фактора) населения территорий Уральского федерального округа, расположенных в зоне влияния ПО «Маяк». Основное их назначение предоставить информацию, позволяющую пользователю МР оценить ситуацию в отношении радиационной безопасности при длительном проживании и ведении хозяйственной деятельности на указанных территориях. Вопросы социальной защиты населения и возмещения вреда, связанные с накопленной за время проживания на загрязненной территории дозой, в этом документе не рассматриваются.

1.3. МР содержат перечень мероприятий, позволяющих снизить дозу облучения населения Уральского федерального округа с учетом особенностей его радиоактивного загрязнения, основных путей облучения населения и характера его хозяйственной деятельности.

2.    Нормативные ссылки

1.    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.    Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

3.    Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

4.    Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

5.    СанПиН 2.6.1.2523—09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».

6.    Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению (РНКРЗ, 1995).

7.    СанПиН 2.3.2.1078—01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

8.    СанПиН 2.6.1.759—99 «Допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в продукции лесного хозяйства».

9.    МУ 2.6.1.016—93 «Определение годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

10.    МУ 2.6.1.1868—04 «Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т. ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга».

3.    Термины и определения

3.1. Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями

или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.

3.2.    Ареал населенного пункта - прилегающая к населенному пункту территория, на которой население ведет хозяйственную деятельность (огороды, поля, покосы и т. п.) или проводит свободное время (берег реки, озера, лес и т. п.).

3.3.    Вмешательство - действие, направленное на снижение вероятности облучения, либо дозы или неблагоприятных последствий облучения.

3.4.    Дезактивация - удаление или снижение радиоактивного загрязнения с какой-либо поверхности или из какой-либо среды.

3.5.    Доза эффективная - величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности.

3.6.    Доза предотвращаемая - прогнозируемая доза вследствие радиационной аварии, которая может быть предотвращена защитными мероприятиями.

3.7.    Жилая среда (в рамках настоящего документа) - часть среды обитания в пределах населенных пунктов (за исключением промплоща-док предприятий и санитарно-защитных зон) под юрисдикцией (ответственностью) местных органов самоуправления: строения и помещения, предназначенные для проживания людей и окружающая их территория населенного пункта.

3.8.    Загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте, в количестве, превышающем уровни, установленные нормами и правилами.

3.9.    Загрязнение радиоактивное широкомасштабное (в рамках настоящего документа) - радиоактивное загрязнение территории за пределами санитарно-защитной зоны радиационного объекта.

3.10.    Контроль радиационный - получение информации о радиационной обстановке на предприятии, в окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль).

3.11.    Облучение - воздействие на человека ионизирующего излучения.

3.12.    Облучение аварийное - облучение в результате радиационной аварии.

3.13.    Объект радиационный - предприятие, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.

3.14.    Органы государственного надзора за радиационной безопасностью - органы, которые уполномочены Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за радиационной безопасностью.

3.15.    Радиационная обстановка (в рамках настоящего документа) - совокупность радиационных факторов в пространстве и во времени, способных воздействовать на функционирование (использование) объекта, вызывать облучение персонала, населения и окружающей среды.

3.16.    Уровень вмешательства - уровень радиационного фактора, при превышении которого следует проводить определенные защитные мероприятия.

3.17.    В рекомендациях используются следующие радиационные и дозиметрические величины и единицы:

Величина

Единицы СИ

Эффективная доза

мЗв, мкЗв

Поверхностная активность радионуклида в почве

кБк/м2, Ки/км2

Удельная активность (концентрация) радионуклида в веществе

Бк/кг, Бк/л

Примечание: 1 Ки/км2 = 37 кБк/м2.

4. Обзор нормативных документов, регламентирующих условия безопасного проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности ПО «Маяк»

Современный этап государственной политики по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения Уральского федерального округа можно отнести к началу 90-х годов. В мае 1993 г. был принят закон Российской Федерации № 4995-1 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». Для реализации этого закона постановлением Совета Министров РФ от 8 октября 1993 г. № 1005 был определен перечень населенных пунктов, попавших в зону влияния ПО «Маяк», для которых необходимо было оценить значения средней годовой эффективной дозы (СГЭД) и значения накопленных доз. С этой целью были разработаны и утверждены Методические указания МУ 2.6.1.016—93 и МУ 2.6.1.024—95.

В ноябре 1998 г. закон № 4995-1 утратил силу в связи с вводом нового Федерального закона № 175-ФЗ «О социальной защите граждан

Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк». Фактически этот закон распространяет действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на население территории Уральского федерального округа, подвергшееся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Основные положения этого закона, касающиеся концепции проживания населения в районах Уральского федерального округа, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие деятельности ПО «Маяк», сводятся к следующему :

1.    Критерием для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является доза облучения критических групп населения, обусловленная радиоактивным загрязнением территории вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

2.    Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивного загрязнения вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, образующее среднегодовую эффективную дозу, не превышающую 1 мЗв.

3.    Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивного загрязнения вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, образующем среднегодовую эффективную дозу более 1 мЗв в год. Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение доз облучения населения (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни.

Таким образом, определяющим параметром безопасного проживания населения в настоящее время на территориях Уральского федерального округа, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, является среднегодовая доза облучения.