Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

141 страница

751.00 ₽

Купить МППБ 57-01-001-2002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для предаттестационной подготовки руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности и в смежных отраслях права

Тема II. Система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны недр

Тема III. Регистрация опасных производственных объектов

Тема IV. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности

Тема V. Лицензирование в области промышленной безопасности

Тема VI. Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте

Тема VII. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Тема VIII. Порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах

Тема IХ. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов

Тема Х. Экспертиза промышленной безопасности

Тема ХI. Декларирование промышленной безопасности. Анализ опасности и риска

Тема ХII. Страхование риска ответственности при аварии на опасных производственных объектах. Правовое регулирование страхования, связанного с производственной деятельностью

Тема ХIII. Порядок подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России

Заключение

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Федеральный горпый и промышленный надзор России (Г осгортсхнадзор России)

Управление Северо-Кавказского округа Атгестационно-консультационный центр

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по программе: “ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ” (для руководителей и специалистов)

МППБ 57-01-001-2002

3-е издание, исправленное и дополненное

г. Краснодар 2003 год

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

Управление Северо-Кавказского округа Аттестационно-консультационный центр

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по программе: “ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ” (для руководителей и специалистов)

МППБ 57-01-001-2002

3-е издание, исправленное и дополненное

г. Краснодар 2003 год

правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. •

Требования промышленной безопасности устанавливаются законом для всех стадий создания и функционирования опасного производственного объекта, начиная сего проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации.

Часть установленных в законе методов правового регулирования вытекает из ранее принятых нормативных правовых актов.

К таким методам относятся:

-надзор и контроль в области промышленной безопасности;

-    лицензирование деятельности в области промышленной безопасност и;

-    обязательная сертификация технических устройств* применяемых на опасных производственных объектах;

-    учет и расследова/ше причин аварий;

-    подготовка и аттестация работников опасных производственных объек тов по промышленной безопасности;

-    и другие требования.

К новым требованиям по промышленной безопасности, установленным Федеральным законом “О промышленной безопасности...”, относятся:

-    экспертиза промышленной безопасности;

-    регистрация опасных производственных объектов в государственномреестре;

-    декларирование промышленной безопасности;

-    страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте.

В Федеральном законе “О промышленной безопасности...” определены права и обязанности руководителей и других работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

За противоправные деяния лица, нарушающие законодательство по промышленной безопасности, несут гражданско-правовую, административную, либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

* б) Другие федеральные законы.

Федеральный закон “О промышленной безопасности...” прямо не определяет. в каких случаях или в части каких отношений правовое регулирование может осуществляться ‘'другими федеральными законами”. Для практического определения того, может л и данный конкретный федеральный закон применяться для регулирования отношений но промышленной безопасности, следует применять общие правила определения и разграничения пред метав правового регулирования (далее -применимые законы).

Во-первых, из круга применимых исключают те законы, в которых содержится прямое указание о том, что они не применяются к регулированию промышленной безопасности.

Во-втЪрых, при определении применимости федерального закона для регулирования отношений но промышленной безопасности следует исходить из понимания терминов “промышленная безопасность”, “авария”, “опасный производственный объект”. Во всех случаях, когда правовая норма, регулирующая отношения, связанные, например, с аварией на опасном производственном объекте,

10

содержится в другом федеральном законе, этот (другой) закон является применимым для ре гул и рован и я оти ошен и й по п ро м ы шлейной безо п асности. В сл у ч ае п роти во-речия между Федеральным законом “О промышленной безопасности...'’ и другим законом применяются нормы первого закона, как закона специального.

К другим федеральным закопаны относятся законодательные акты, в пит или иной мере затрагивающие отношения по промышленной безопасности:

-    Закон Российской Федерации от 21.02.92 г, № 2395-1 “О недрах” (в ред. Федеральных законов от 03.03.95 г. №>27-ФЗ, от 10.02.99 г. № 32-ФЗ).

-    Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

-    Федеральный закон от 21.11.95 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (в ред. Федерального закона от 10.02.97 г. № 28-ФЗ).

-    Федеральный закон от 21.07.97 г. JSfe 117-ФЗ “О безопасносги гидротехнических сооружений”.

-    Федеральный закон от 31.03,99 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”.

-    Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

-    Федеральный закон от27.12.2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (в п. 1 статьи 7 указывается: “Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие. . .промышленную безопасность”).

-Закон Российской Федерации от 10.06.93г. № 5151-1 “О сертификации продукции н услуг” (в ред. Федеральных законов от 27.12.95г. № 211-ФЗ, от 02.03.98г. № 30-ФЗ, от 31.07.98г. № 154-ФЗ) - утрачивает силу с 01.07.2003 г. в связи с вступлением в силу ФЗ “О техническом регулировании”.

-    Закон Российской Федерации от 27.11.92г. J4» 4015-1 “Об организации

страхового дела в Российской Федерации” (в ред. Федеральных законов от 31.12.97г. № 157-ФЗ, от 20. Л .99г.    204-ФЗ).

• в) Иные нормативные правовые акты.

Реализация большинства норм, установленных Законом, потребовала разработки пакета нормативных правовых актов, раскрывающих конкретные механизмы применения тех или иных норм.

К ним относятся подзаконные нормативные правовые акты, изданные в целях правового, организационного, экономического и иного обеспечения реализации Федерального закона “О промышленной безопасности...”. (Указы Президента, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), например:

-    Указ Президента РФ от 21.01.97 г. JSTi> 26 “0 федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной тергии ”.

-    Постановление Правительства РФ от l7.07.9HNe 779 “О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности ”.

-    Постановление Правительства РФ от 24.11.9Нг. № 1371 “О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов ”.

11

-    Постановление Правительства РФ от 10.03.99 № 263 и0б организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ”.

-    Постановление Правительства РФ от 03.12, 200Г Ки 84 Г “Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России ”.

-    Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 Nu 399 “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда*9 (эксплуатирующие организации обязаны обеспечить выполнение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Госгортехнадзора России; принятых в соответствии с приведенным постановлением Правительства РФ).

-    Постановление Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. М> 61-Л “Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов”, (зарегистрировано в Минюсте РФ от 28. Г К2002 г № 3968).

-    Правила безопасности, Правила устройства и безопасной эксплуатации конкретных технических устройств и сооружений, поднадзорных Госгортехнадзору России.

• При проектировании' строительстве, эксплуатации опасных производственных объектов, а также при изготовлении и монтаже технических устройств необходимо помимо требований промышленной безопасности соблюдать установленные в нормативных правовых актах и нормативных технических-документах (Законах, Постановлениях Правительства РФ, Праттах, С Ни Пах. ГОСТах и т А ). требования. onтосяшиеся к смежным отраслям права, таким, как:

-    экологическая безопасность .(Федеральный закон от 23.11.95 г. М> 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”^/

-    пожарная безопаспоспт ("Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, в редакции Федеральных законов от 22.08.95 г. № 151-ФЗ, от 18.04.96 г. № 32-ФЗ, от 24.01.98 г. № 1З-ФЗ);

-    охрана труда (Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ ‘‘“Об основах охраны труда в Российской Федерации”; ТК РФ);

-    санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

-    защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техпогеииого характера (Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера”Л

-    охрана окружающей природной среды (Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”);

-    строительство:

-    элсктробезогшсносшь;

-    а также требования государственных стандартов.

В ы шеназва п н ы е смежные отрасл и права уста На в л и ва ют требования, которые должны соблюдаться всеми субъектами хозяйствования независимо от степени их потенциальной опасности.

12

Тема II

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР

В настоящей теме рассматривается система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны недр (далее- промышленная безопасность).

НОРМА ТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ).

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (далее-ТК РФ).

Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов’* (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности...”).

Закон Российской Федерации от 21.02.92 г. № 2395-1 "‘О недрах” (в ред. Федеральных законов от 03.03.95 г. №27-ФЗ, от 10.02.99 г. № 32-ФЗ); далее - Закон РФ “О недрах”.

Указ Президента Российской Федерации от 12.И.92г. № 1355 “О государственных надзорных органах” (в ред. Указов Президента РФ от 09.07.97 г. №710, от07.08.98г. № 922); далее - Указ Президента РФ “О государственных надзорных органах”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.98 г. № 779 “О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3.12.2001 г. № 841 “Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России”.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственнос регулирование промышленной безопасностью осуществляется на основании законодательных и иных нормативных правовых актов, к числу которых относятся такие как:

-    Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных произволе! венных объектов”

(основополагающий закон в системе государственного регулирования пром ы шлем ной безопасности)

-    Закон Российской Федерации от 21.02.92 г. № 2395-1 “О недрах” (в ред. Федеральных законов от 03.03.95 г. № 27-ФЗ, от 10.02.99 г. № 32-ФЗ)

(регулирует отношения, связанные с геологическим изучением, использованием отходов горнодобывающих, перерабатывающих производств и охраной недр; обеспечивает защиту нрав пользователей недр, и устанавливает обязанности пользователя но обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдению норм и правил, регламентирующих условия охраны недр, зданий, сооружений от вредного влияния работ, выполнению условий, установленных лицензией).

13

-    Федеральный закон от 21.11.95 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (в ред. Федерального закона от 10.02.97 г..№ 28-ФЗ)

(направлен на защиту здоровья, жизни людей, охрану окружающей природной среды, развитие науки и техники в области использования атомной энергий, содействует укреплению международного режима безопасности).

-    Федеральный закон от 21.07.97 г. № 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”

(регулирует отношения по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений).

-    Федеральный закон от 31.03.99 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”

(устанавливает требования, направленные на обеспечение единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, в частности к обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации. Отдельная глава посвящена правовым основам промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации).

-    Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера”

(определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

-    Федеральный закон от08.08.2001г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”

(регулирует отношении, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, орг анами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности).

-    Закон Российской Федерации от 27.1!.92г. JVi> 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (в рсд. Федеральных законов от 31.12.97г. № 157-ФЗ, от 20.11.99г. № 204-ФЗ)

(регулирует отношения в области страхования, а также уста на вливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ (далее - КоАП РФ).

(предусматривает составы административных правонарушений, которые можно отнести к нарушениям законодательства о промышленной безопасности).

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 64-ФЗ (далее - УК РФ).

(предусматривает составы уголовных преступлений, которые прямо или косвенно можно отнести к нарушениям законодательства о промышленной безопасности).

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11:9<V ?._№ 1371 “О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов”.

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 г. Nu 263 “Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением

14

требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте”.

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 31 .ОН2002 г. No 653 “О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаен на производстве, и. особенностях расследования несчастных случаев на производстве ”.

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 113)5.99 г. Ns 526 “Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов ”.

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12. 2001 г. Ns 841 “Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном иидзоре России ”.

Постановление Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. Ns 61 -Л “Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов”, (зарегистрировано в Минюсте РФ от 28.11.2002 г.. № 3968).

(Правила устанавливают общие требования, соблюдение которых обеспечиваег промышленную безопасность).

Являясь видом безопасности, промышленная безопасность в соответствии с Конституцией РФ находится в ведении Российской Федерации (пункт “м” статьи 71).

В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на пего осугцествлепие соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

Правительство Российской Федерации постановлением от 17.07.98 г. № 779 в соответствии со статьей 5 Федерального закона “О промышленной безопасности...’7 определило Госгортехнадзор России, как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности.

В соответствии с этим в п. 1 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России (Госгортехнадзор России) констатируется, что Госгортехнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осу-ществляипцим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона “О промышленной безопасности. .нормативные правовые акты и нормативные технические документы в области промышленной безопасности, которые принимают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции по нормативному

15

регулированию промышленной безопасности, должны быть согласованы с Госгортех надзором Росси и.

Только при этом условии документы являются принятыми в установленном порядке и могут считаться документами, содержащими требования промышленной безопасности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

•    Организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности.

•    Организация и осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

•    Коордшшипя деятельности но применению технических устройств на опасных производственных объектах.

•    Организация и осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями.

•    Организация и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в области безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения в поднадзорных организациях.

•    Организация и ос утествлеиие государственного пожарного надзора па

поднадзорных объектах и при ведении взрывных работ в поднадзорных организациях.

•    Осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений по поднадзорным организациям.

•    Осушествлепие в пределах своей компетенции государственного регу лирования технической безопасности на опасных производственных объектах при использовании атомном энергии.

•    Координация разработки и осуществления мер но предупреждению аварий и производственного травматизма на опасных производственных объектах, а также по обеспечению сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

•    Разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.

•    Осуществляет ведение государственного реестра опасных производственных объектов.

•    Выдает разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию эчих

16

устройств н осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их применения.

•    Разрабатывает и утверждает совместно с федеральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации перечень подлежащих сертификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и правила проведения указанной сертификации.

•    Определяет порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, используемых на опасных произволе! венных объектах.

•    Устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения указанной экспертизы.

•    Проводит аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию технических устройств, применяемых па опасных производственных объектах.

•    Определяет обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов и порядок их оформления, порядок осуществления экспертизы декларации и требования к оформлению заключения экспертизы.

•    Согласовывает условия лицензий на пользование недрами, технические проекты на пользование участками недр и осуществляет контроль за их соблюдением.

•    Устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей и специалистов поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности.

•    Осуществляет анализ достаточности принимаемых поднадзорными организациями мер по предупреждению аварий, инцидентов и производственного травма^ тизма на опасных производственных объектах, а также контроль за их выполнением.

•    И «формирует общественность освоен деятельности в области промышленной безопасности, и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

•    Осуществляет федеральный надзор в области промышленной безопасности, государственный горный надзор.

•    Обеспечивает проверку выполнения поднадзорными организациями установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности, а также контроль за соблюдением и лицензиатами лицензионных требований и условий.

17

•    Назначает своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе'комиссий по проведению испытаний в производственных условиях взрывчатых материалов промышленного назначения, а также технических устройств и оборудования,применяемых на опасных производственных объектах.

•    Выдаст поднадзорным организациям разрешения на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение работ с указанными материалами.

•    Осуществляет надзор за отнесением производств к соответствующим категориям опасных производственных объектов, за переводом производств из одной категории в другую и за соответствием применяемого на опасных производственных объектах оборудования'определенной категории и группе взрывоопасных смесей, и классу взрывоопасных зон.

•    Осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах.

•    Определяет в пределах своей компетенции технические требования, подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации опасных производственных объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных объектов и сооружений.

•    Согласовывает ежегодные планы горных работ и контролирует их выполнение, а также контролирует соблюдение установленных нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.

•    Согласовывает планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морс, речных акваториях и во внутренних водоемах.

•    Система государственного регулирования в области промышленной безопасности реализуется Госгортехнадзором России и его территориальными органами.

Госгортехнадзор России возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Центральный аппарат Госгортехнадзора России включает в себя управления и отделы, ведающие вопросами государственного регулирования промышленной безопасностью в отдельных видах отраслей экономики (например, в нефтяной, газовой, химической, нефтехимической промышленности), а также в системах газоснабжения населенных пунктов, на грузоподъемных сооружениях, паровых котлах и т.д.

Территориальные органы в виде управлений округов, управлений и инспекций осуществляют надзорные и разрешительные функции непосредственно на опасных производственных объектах, эксплуатируемых различными субъектами хозяйственной деятельности.

Свои функции Госгортехнадзор России и его территориальные органы реализуют в рамках соответствующих Положений об этих органах.

♦ В статье 366 ТКРФ “Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности” указано, что:

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегаза-перерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей но надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.

Тема III

РЕГИСТРАЦИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

В настоящей теме рассматриваются вопросу, связанные с регистрацией опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

НОРМА ТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (далее - Федеральный закон “О промышленной безопасности...”.

Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 1371).

Положение о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.99 № 39).

Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.07.99 г. J4L> 48).

Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре (утвержден указанием Госгортехнадзора России от 14.Q6.2000 г. № У-46).

Council Directive of June 24, 1982 on the major-accident hazards of certain industrial activities (82/501/EEC); Official Journal of the Europian Communities 1230, Vol. 5, august 5, 1982 (далее - Директива “Севезо”).

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Е\ЕСЕ\1268)\\ Правовые вопросы охраны окружающей среды, 1993,№ 10, с. 2-19 (далее - Кон вен ция ООН).

19

Ответственные составители-разработчики:

Г.В.Яковенко; к.т.н. И.Г.Бойченко; Н.И.Кравченко; А.И.Матвиякин; А.Э.Рубцов; Н.В.Соселия

Под общей род. начальника управления округа В.В.Гущина

Методическое пособие по программе: “Промышленная безопасность”. Выпуск 1 / Коллектив авторов. - 3-е изд., испр. и дои. - Краснодар, 2003. -139 С.

Методическое пособие МППБ 57-01-001-2002 (где, МППБ ~ методическое пособие по промышленной безопасности; 57 - идентификатор округа; 01 -подразделение- разработчик; 001 - порядковый номер темы разработки; 2002 - год разработки) предназначено для предаттестационной подготовки руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России.

О Аттестационно-консультационный центр,2002 €>    Методический совет по подготов

ке кадров для опасных производственных объектов, 2002

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В i I астоя шей тс мс испол ьзова н ы следуют ие терм и н ы и оп редел ен и я:

Опасный производственный объект (далее - объект) - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками о паси осгги, указанными в приложении I к Федеральному закону “О промышле*шой безопасности...” (смотри также приложение ///-/).

/Ъсударсныеиный реестр опасных производственных объектов (далее -государственный реестр) - единый банк данных 9 основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами (организациями).

Регистрация объекта в государственном реестре занесение в банк данных государственного реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей организации.

Ведение государственного реестра - накопление в банке данных государственного реестра сведений о действующих объектах, внесение в банк данных необходимых изменений, анализ и х(чтение систематизированной информации о зарегистрированных объектах и об оргашемциях, эксплуатирующих эти объекты.

Исключение объекта из государственного реестра - занесение в байк данных государственного реестра сведений об исключении объекта из государственного реестра вследствие ликвидации, вывода из эксплуатации (списание с баланса) объекта или изменения объекта, в связи с которым у объекта не стало признаков опасности.

Идентификация опасных производственных объектов - отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона О промышленной безопасности...”.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О промышленной безопасности...” опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Регистрация объектов в государственном реестре осуществляется для учета опасных производственных объектов и эксплуатирующих их организаций.

Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Госгортехнадзор России, в том числе его территориальные органы (в нашем случае. Управление Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора России), а также федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право проводить рсгистраци ю подведомственных объектов.

В государственном реестре с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.

Информация об объектах классифицируется по следующим разделам:

20

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение    4

Тема I. Российское законодательство в области промышленной

безопасности и в смежных отраслях права    5

Тема IL Система государственного регулирования промышленной

безопасности и охраны недр    13

Тема TIL Регистрация опасных производственных объектов    19

Тема IV. Обязанности организаций в обеспечении промышленной

безопасности    32

Тема V. Лицензирование в области промышленной безопасности 43 Тема VI Сертификация. Требования к техническим устройствам,

применяемым на опасном производственном объекте    55

Тема VII. Производственный контроль за соблюдением требований

промышленной безопасности    61

Тема VIII. Порядок расследования причин аварий на опасных

производственных объектах    85

Тема IX. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов    96

Тема X. Экспертиза промышленной безопасности    110

Тема XI. Декларирование промышленной безопасности. Анализ

опасности и риска    120

Тема XII. Страхование риска ответственности при аварии на опасных производственных объектах. Правовое регулирование страхования, связанного с производственной деятельностью 124 Тема XIII. Порядок подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельност ь в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России    129

Заключение    140

ВВЕДЕНИЕ

Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварии нс обеспечивается в результате наличия технических и организационных причин, таких как:

1.    Недопустимо такие темпы обновления подконтрольными организациями основных производственных фондов (технических устройств и сооружений), внедрения новой техники и технологий.

2.    Недостаточный уровень применения надежных систем предупреждения и локализации аварий.

3.    Недостаточный учёт требований промышленной безопасности при проектировании технических устройств и технологических процессов.

4* Несоответствие уровня формирования системы управления промышленной безопасностью в организациях задачам, по обеспечению безопасности эксплуатации опасных производственных объектов.

5.    Неудовлетворительное материально-техническое обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

6.    Некомпетентность многих руководителей и должностных лиц в вопросах промышленной безопасност и.

Последняя из названных причин подтверждается результатами расследований причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

Количество выявленных организационных причин аварий в несколько раз превышает число технических причин. Такое соотношение сохраняется в течение . последних лет.

Неслучайно Правительство Российской Федерации и Госгортехнадзор России в своих Постановлениях уделяют постоянное внимание уровню и качеству подготовки руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

В соответствии с Федеральным законом от 21,07.97г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов99 и Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 г. № 841, разработано Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Ггор тех надзору России, которое утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 30.04,2002 г. № 21 и зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 г. (.регистрационный № 3489).

В развитие этого Положения Госгортехнадзор России утвердил своим постановлением 05.07.02 Типовую программу “Промышленная безопасность”.

Настоящее пособие разработано с целью оказания практической помощи в освоении дайной программы руководителями и специалистами организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России.

4

Теоретическая часть пособия (темы 1-13) разъясняет и конкретизирует содержание разделов (тем) Программы, в которых рассматриваются требования промышленной безопасности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по общим вопросам промышленной безопасности, а также общие требования нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции обучаемых (тема 14).

Практическая часть (отдельно выдаваемые практические задания) содержит конкретные вопросы и задачи по темам Программы, которые используются на занятиях со слушателями курса, и предназначены для закрепления теоретических

знаний.

Тема I

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И В СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА.

В настоящей теме рассматривается законодательство по промышленной безопасности опасных производственных объектов и охране недр (далее - промышленная безопасность), а также взаимозависимые требования законодательства по промышленной безопасности в смежных отраслях права.

НОРМА ТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Конституция Российской Федерации, от 12.12.93 г. (далее - Конституция РФ).

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (далее -ТК>РФ).

Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в рсд. Федерального закона от 07.08.2000 г. ML> 122-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003г. № 15-ФЗ). (далее - Федеральный закон “О промышленной безопасности...”).

Федеральный закон от 10.01.03 г. № 15-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Закон Российской Федерации от05.03.92 г. № 2446-1 “О безопасности” (в редакции Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288); далее - Закон РФ “О безопасности”.

Постановление Госгортехнадзора России от 18.10.2002 г. № 61-А ”Об утверждении общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов”, (зарегистрировано в Минюсте РФ от 28.11.2002 г. № 3968).

Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

а

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Е\ЕСЕ\1268)\\ Правовые вопросы охраны окружающей среды, 1993, № 10, с. 2-19 (далее - Конвенция ООН)*

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.97 г,, 06.11.98 г., 11.02.99 г. № 154).

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

*    Промышленная безопасность опасных производственных объектов ” (далее -промышленная безопасность)- состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

*    Опасный производственный объект (далее объект) - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности...” (более подробно смотри в теме III "‘Регистрация опасных производственных объемов”).

*    Эксплуатирующая оргатпания - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, осуществляющее эксплуатацию опасных производственных объектов.

*    Нормативно-правовой акт - документ правотворчес тва компетентного органа или должностного лица, содержащий юридическую норму-предписание.

Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации в Минюсте России в случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций, носят межведомственный характер.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на две основные группы:

а)    законодательные акты;

б)    иные нормативные правовые акты.

Законодательные акты - акты, “данные” законодателем, то есть высшим представительным органом законодательной власти. Таковым в соответствии с Конституцией РФ является Федеральное Собрание (парламент РФ), которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В настоящее время в системе российского законодательства используются три формы законодательных актов:

а)    законы;

б)    кодексы (своды законов);

в)    основы законодательства.

Иные нормативные правовые акты (подзаконные нормативно-правовые акты) - это акты, принятые компетентным органом (уполномоченным должностным лицом) па основе закона и не противоречащие ему.

6

К этой группе актов относятся:

а)    Указы Президента РФ;

б)    Постановления Правительства РФ;

в)    Нормативные правовые акты федеральныхорганов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

издаются в виде:

-    Постановлений.

-    Приказов.

-    Распоряжений.

-    Правил.

-    Инструкций.

-    Положений.

Этот перечень видов нормативных правовых актов является исчерпывающим.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать собственные нормативные правовые акты.

• От нормативных правовых актов следует отличать иорм(ТПптиые технические акты (нормативные технические документы).

-    ГОСТы;

-    СНиП]ы;

-    Технические регламенты и т.д.

Они устанавливают требования не к поведению людей, а к механизмам, техническим и иным процессам, веществам и применяются для регулирования отношений по промышленной безопасности в той мере, в которой не противоречат нормативным правовым актам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

* В Российской Федерации до принятия Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” практически отсутствовали законы, устанавливающие правовую основу и принципы безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов.

Н е б ы л и за креп л е н ы в за кон одател ьн о м i юря д ке- требования п ромышленной безопасности, не установлены обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекпгы.

Условия, запреты, ограничения и другие требования промышленной безопасности устанавливались в правилах безопасности7 правилах безопасной эксплуатации, ГОСТах, СНиПах и других нормативных технических документах, ориентированных на решение конкретных, технических проблем.

Однако нормативные документы не в полной мере определяли правовой статус всех участников отношений, связанных с обеспечением промышленной безопасности.

Подписание в 1092 году Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий и взятие Россией обязательств по разработке и принятию

7

правовых, организационных, технических, экономических и других мер, направленных на снижение риска возникновения аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, обусловили принятие Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

•    Принятие Федерального закона '"О промышленной безопасности опасных производственных объектов” стало основой при формировании новой отрасли российского законодательства - законодательства по промышленной безопасности.

•    Законодательство по промышленной безопасности распространяется только* па опасные производственные объекты, само понятие которых введено впервые Федеральным законом “О промышленной безопасности...”.

•    Законодательство но промышленной безопасности основывается на:

а)    Конституции РФ.

б)    Законе РФ “О безопасности”.

а)    Конституция РФ.

В соответствии с пунктом “м” статьи 71 Конституции РФ промышленная безопасность, являясь видом безопасности, находится в ведении Российской Федерации, поэтому по промышленной безопасности (предмет ведения) принимаются (федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Субъекты РФ не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по промышленной безопасности.

Для правильного регулирования отношений по обеспечению безопасности людей и среды их обитания от опасных производственных факторов важное значение имеют также требования Конституции РФ и Трудового Кодекса РФ, согласно которым:

-    ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечетш безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 2 статьи 74 Конституции РФ);

-    каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (часть 3 статьи 37 Конституции РФ);

-    в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (часть 1 статьи 56 Конституции РФ);

-    обеспечивается безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда и гигиены труда (часть первая, раздел I, глава I, статья 22 ТК РФ).

б)    Закон РФ “О безопасности”. _

Данный закон является ра моч ным за коном для всех федеральных законов, содержащих правовые нормы, регулирующие отношения по обеспечению различных видов безопасности (личности, общества и государства).

8

Этот закон позволяет рассматривать промышленную безопасность в качестве вида безопасности и, следовательно, относишь ее к сфере исключительного ведения Российской Федорации.

* Законодательство по промышленной безопасности состоит из:

а)    Федерального закона “О промышленной безопасности... ”.

б)    Других федеральных законов.

в)    Иных нормативных правовых актов.

а) Федеральный закон “О промышленной безопасности... ”.

Этот закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объек тах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (преамбула).

Закон состоит из 18 статен, объединенных в 3 главы, и двух приложепиГ/.

Положения закона “О промышленной безопасности...” распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.

Основополагающим понятием в законе является промышленная безопасность.

Значение слова “промышленная” в Федеральном законе “О промышленно!! безопасности...” означает процесс производства. охватывающий перерабочку, фанспортироваиие и хранения сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления, а также в сфере услуг и жизнеобеспечения населения, и связанный с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Под безопасностью объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на этих объектах.

Другими слонамич промышленная безопасность опасных производственных объектов определена в Федеральном законе “О промышленной безопасности...” не как свойство или состояние самих опасных производственных объектов, а как состояние защищенности интересов личности и общества (но аналогии с определением, данным в Законе РФ “О безопасности”).

Под защитой интересов личности и -общества понимается предотвращение аварий, локализация, ликвидация и смягчение последствий аварий.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся: ■проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательиых учреждениях.

Промышленная безопасность обеспечивается за счет соблюдения требований промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе “О промышленной безопасности...”, других федеральных законах и иных нормативных

9