Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

24 страницы

258.00 ₽

Купить МИ 2092-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендация устанавливает методику выполнения измерений массы мазута в цистернах (группе цистерн) железнодорожного маршрута на пунктах отгрузки (далее - поставщик). или приемки (далее - потребитель) при учетно-расчетных операциях.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Нормы точности измерения

2 Средства измерений и вспомогательные устройства

3 Метод измерений

4 Требования безопасности

5 Условия выполнения измерений

6 Подготовка к выполнению измерений

7 Выполнение измерений

8 Определение массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн

9 Оформление результатов измерений

Приложение 1 (обязательное). Типы железнодорожных цистерн по вместимости

Приложение 2. Значения плотности мазута в зависимости от температуры

Приложение 3. Форма журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах

Приложение 4. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и измерения плотности мазута в лаборатории потребителя

Приложение 5. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и использования плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительных документах

Приложение 6. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб независимо от вместимости цистерн и измерения плотности в лаборатории потребителя

 
Дата введения01.04.1991
Добавлен в базу01.11.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

10.09.1990УтвержденВНИИР
РазработанВНИИР Госстандарта России
ИзданИздательство стандартов1991 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24

Страница 1

РЕКОМЕНДАЦИЯ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАРШРУТА


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ОБЪЕМНО-МАССОВЫМ МЕТОДОМ


МИ 2092-90


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва 1991

Страница 2

РЕКОМЕНДАЦИЯ Государственная система обеспечения единства измерений МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАРШРУТА


Методика выполнения измерений объемно-массовым методом


МИ 2092—90


Редактор Бабкина В.С. Технический редактор О. Н. Никитина Корректор О. Я• Чернсцова


Сдано в наб. 13.02.91 Подп. в печ. 02.1 нитура литературная Печать высокая


Тир. 3000 Зйк. 253 Цена 65 к. Иэд. № 885/4


2.04.91 Формат G0X90‘/i* Бумага типографская № 1 Гаркая 1,5 уел, п. л. 1,5 уел. кр.-отт. 1.43 уч.-изд. л.


Ордена «Знак Почета> Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП, Новопресненский пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 356

Страница 3

РЕКОМЕНДЛЦИ И


РЕКОМЕНДАЦИЯ


Государственная система обеспечения единства измерений


МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАРШРУТА


Методика выполнения измерений объемно-массовым методом


ОКСТУ 0008


МИ 2092—90


Настоящая рекомендация устанавливает методику выполнения измерений массы мазута в цистернах (группе цистерн) железнодорожного маршрута на пунктах отгрузки (далее — поставщик), или приемки (далее — потребитель) при учетно-расчетных операциях.


1. НОРМЫ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИИ


1.1.    Нормы точности измерений массы нетто мазута, содержащегося в цистернах железнодорожного маршрута (далее—мазут в цистернах), в соответствии с ГОСТ 26976 устанавливают:


для цистерн грузоподъемностью до 100 т — не более ± 0,8%;


для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т — не более ±0,5%.


1.2.    Средства измерений должны обеспечивать следующие нормы точности:


1.2.1.    Погрешность измерения уровня мазута в цистерне должна обеспечивать определение объема мазута с погрешностью не более ± 0,2%.


1.2.2.    Погрешность измерения плотности мазута не должна превышать ± 0,3%.


1.2.3.    Погрешность измерение температуры мазута не должна превышать ± 0,5°С.


1.2.4.    Массовая доля воды в мазуте (далее — влажность мазута) не должна превышать 1,0%.


1.3. Погрешность градуировки железнодорожных цистерн не должна превышать:


для цистерн грузоподъемностью до 100 т— ± 0,5%;


для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т—±0,25%.


© Издательство стандартов, 1991

Страница 4

Cl 2 МИ 2092—90


2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА


2.1.    При выполнении измерений должны применяться следующие средства измерений и устройства:


метрошток по ГОСТ 18987, с длиной шкалы 3300 мм; термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 1°С; термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 0,1 °С; термометры сопротивления по ГОСТ 6651; ареометр по ГОСТ 18481, АНТ-1 или АН;


устройство для определения воды в нефтепродукте по ГОСТ 2477;


вспомогательные средства: переносной пробоотборник по ГОСТ 2517; цилиндры для ареометров по ГОСТ 18481; термостат или водяная баня по ГОСТ 3900.


2.2.    Средства измерений должны быть аттестованы (поверены) органами Государственной метрологической службы.


2.3.    Допускается применять, наравне с указанными в п. 2.1, вновь разработанные или находящиеся в применении средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию в органах Государственной метрологической службы и удовлетворяющие требованиям рекомендации.


3. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ


3.1.    Массу мазута с учетом влажности (брутто) в цистернах железнодорожного маршрута или группе цистерн определяют объемно-массовым статическим методом по ГОСТ 26976.


3.2.    При применении объемно-массового метода измеряют уровень, температуру, плотность мазута в цистерне и, при необходимости, влажность мазута.


3.2.1.    Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком с предельно допустимыми погрешностями измерения:


по всей длине шкалы не более ± 2 мм и от начала до середины шкалы не более ± 1 мм.


3.2.2.    Температуру мазута в цистерне следует измерять ртутным термометром или термометрами сопротивления с предельно допустимой погрешностью измерения не более ± 0,5°С.


3.2.3.    Уровень и температуру мазута в цистерне измеряют одновременно.


3.2.4.    Поставщик измеряет плотность мазута в лаборатории ареометром с погрешностью не более ± 0,5 кг/м3 и заносит ее значение в сопроводительную документацию (далее — паспортная плотность).


3.2.5.    Потребитель при расчете массы мазута в цистерне мо-

Страница 5

МИ 2092—90 С. 3


жет принимать за плотность данной партии мазута паспортную плотность, не контролируя ее при получении.


3.3.    Объем мазута в цистерне вычисляют, используя «Таблицы калибровки железнодорожных цистерн», но уровню наполнения, измеренному при помощи метроштока.


3.4.    Массу брутто мазута в цистерне вычисляют умножением объема мазута на его плотность, измеренную при температуре измерения уровня мазута в цистерне или пересчитанную с учетом разницы температур мазута при измерении плотности и при измерении уровня мазута в цистерне, или с использованием паспортной плотности.


3.5.    Масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн может быть определена другими методами, обеспечивающими выполнение требований ГОСТ 26976 в части норм точности измерений масс нефтепродуктов.


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


4.1.    Лица, выполняющие измерения, должны пройти обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004.


4.2.    При отборе проб мазута необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в ГОСТ 2517.


4.3.    Средства освещения мест проведения измерений уровня и температуры мазута должны быть выполнены во взрывозащищен-иом исполнении в соответствии со СНнП 2.11.4.


5. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИИ


При выполнении измерений уровня мазута в цистерне и его температуры в точечных пробах должны быть соблюдены следующие условия:


температура окружающего воздуха — от плюс 50 до минус 50 °С;


температура мазута—от 15 до 100°С; состояние погоды — без осадков.


6. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ


6.1. Перед выполнением измерений проверяют: исправность метроштока. Поверхность шкалы отсчета протирают мягкой тканью насухо;


исправность пробоотборника, комплектность. При наличии загрязнения пробоотборник протирают бензином и просушивают.


2 Зак. 253

Страница 6

G. 4 МИ 2W92—9tt


6.2. Отбор проб


6.2.1.    Точечные пробы из железнодорожных цистерн отбирают' в соответствии с ГОСТ 2517.


6.2.2.    Перед отбором проб цистерны группируют не переставляя (визуально) по их вместимости (50, 60, ..., 140 м3), соответствующей определенным типам цистерн (см. приложение 1).


П |> и м е ч а и и я:


1.    Маршрут железнодорожных цистерн может формироваться как из одной так и из нескольких партий мазута.


2.    Партия мазута включает цистерны, заполненные мазутом одного поставщика, имеющим одинаковые характеристики, указанные в паспорте на качество-мазута.


3.    Настоящая рекомендация рассматривает железнодорожный маршрут, состоящий из одной партии.


6.2.3.    Точечные пробы из группы цистерн железнодорожного-маршрута одной вместимости (например 60 м3), насчитывающей более восьми цистерн, отбирают из трех цистерн, а из группы цистерн, насчитывающей менее восьми цистерн,— из двух. Объединенную пробу составляют для каждой группы смешением равных объемов точечных проб.


Примеры:


1.    В железнодорожном маршруте, состоящем из 30 цистерн вместимостью 60 м3, отбирают три пробы.


2.    В железнодорожном маршруте, состоящем из двух групп цистерн (15 шт. вместимостью 60 м3 и 20 шт. вместимостью 70 м3), отбирают шесть проб (три пробы из цистерн первой группы и три пробы из цистерн второй группы).


6.2.4.    Точечные пробы из цистерн железнодорожного маршрута могут быть отобраны из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух в соответствии с ГОСТ 2517. В этом случае составляют одну объединенную пробу смешением точечных проб пропорционально объемам мазута в цистернах, из которых отобраны пробы.


6.2.5.    Упаковку, маркировку и храпение проб осуществляют в соответствии с ГОСТ 2517.


7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ


7.1.    Измерение уровня мазута в цистерне


7.1.1.    Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком через люк колпака котла цистерны в двух противоположных точках люка по оси цистерны. Метрошток опускают на нижнюю образующую котла строго вертикально и следят, чтобы он не попадал в углубление для нижних сливных приборов.


7.1.2.    Показания по метроштоку отсчитывают с точностью до 1 мм. При получении расхождений между результатами измерений

Страница 7

МИ 2092-9» с. &


в двух противоположных точках люка более 5 мм измерения повторяют.


7.1.3. За действительное значение уровня мазута принимают среднее арифметическое значений результатов измерений в двух противоположных точках. Полученный результат округляют до целого сантиметра (значение менее 5 мм отбрасывают, а 5 мм н более считают за целый сантиметр), т. е. уровень мазута измеряют с погрешностью не более ± 5 мм.


Примечание. При заполнении цистерны менее 95% ее вместимости округление полученного результата до целого сантиметра не допускается.


7.2. Измерение температуры мазута в цистерне


7.2.1.    Температуру мазута в цистерне измеряют одновременно с измерением уровня сразу же после извлечения каждой точечной пробы ртутным термометром или термометрами сопротивления, расположенными на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей.


7.2.2.    Термометр погружают в мазут, находящийся в пробоотборнике, на глубину, указанную в техническом паспорте на данный термометр, и выдерживают в пробе 1—3 мин до принятие столбиком ртути постоянного положения.


7.2.3.    Не вынимая термометра из пробы мазута или термометров сопротивления из цистерны, отсчитывают температуру с точностью до 1 РС.


7.2.4.    За действительное значение температуры мазута для каждой группы цистерн железнодорожного маршрута принимают среднее арифметическое значениен результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления данной группы цистерн (*ср) в градусах Цельсия, вычисленное по формуле


п


'ср = — ,    (1)


где /, - температура /-й точечной пробы или показание t-x термометров сопротивления, °С; л—число проб (п = 3 или п = 2) или число измерений термометрами сопротивления.


Примечание. В случае отбора проб по п. 6.2.4 по формуле (1) определяют среднее арифметическое значений результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления маршрута железнодорожных цистерн.


7.3.    Измерение плотности мазута


7.3. !. Плотность мазута следует измерять в лаборатории в объединенной пробе в соответствии с ГОСТ 3900. Объединенную про

Страница 8

бу составляют из точечных проб в соответствии с п. 6.2.3 или


6.2.4.


7.3.2. Пересчет плотности мазута, измеренной в лаборатории потребителя или поставщика, на плотность при температуре, при которой определен его объем в цистерне, проводят по приложению 2, данные которого получены путем пересчета данных таблицы 53 В ИСО 91/1.


7.4. Массовую долю воды в мазуте (влажность мазута) определяют в лаборатории поставщика или потребителя в объединенной пробе мазута по ГОСТ 2477 и вычитают ее из массы брутто мазута.


При определении массы нетто мазута у потребителя может быть принята влажность мазута, измеренная в лаборатории поставщика, указываемая в сопроводительных документах.


8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ МАЗУТА В МАРШРУТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН


8.1.    Массу с вычетом влажности (нетто) мазута в каждой цистерне из группы цистерн одной вместимости (т) в килограммах определяют по формуле


m===prp^( 1 ioo") ’


где ргр — плотность мазута в группе цистерн, измеренная в лаборатории в объединенной пробе и пересчитанная по п. 7.3.2, кг/м3;


V — объем мазута в цистерне, м3;


W — влажность мазута, определяемая по п. 7.4, %.


8.2.    Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн (М) в килограммах определяют по формуле


де


М=т1~-т«-\-mN = 2    (3)


I


где mt — масса нетто мазута в i-й цистерне, кг;


N — число цистерн в маршруте.


Примечание. При отборе проб по п. 6.2.4 массу нетто мазута в цистернах определяют по формуле (2) при одной плотности для всего маршрута железнодорожных цистерн, измеренной в объединенной пробе и пересчитанной по п. 7.3.2.


8.3.    Предел допускаемой погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн (6) в килограммах определяют по формуле


юо 5

(4)

Страница 9

МИ 2092-90 С. 7


где Л1— масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн, рассчитанная по формуле (3), кг;


Л — норма точности измерения массы мазута в цистернах, %, значения которой приведены в п. 1.1.


8.4.    Измеренная масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн после наполнения на пункте отгрузки или после слива цистерн на пункте приемки может быть сверена с массой мазута в резервуаре. При этом погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн, полученные суммированием погрешностей измерения масс в отдельных цистернах и при измерении массы в резервуаре, должны находиться в пределах допуг сти-мых значений погрешностей, рассчитанных, исходя из норм точности измерения масс в цистернах и резервуаре в соответствии с ГОСТ 26976.


8.5.    Если маршрут железнодорожных цистерн сформирован из нескольких партий мазута, то но формуле (3) определяют массу каждой партии мазута и их суммированием рассчитывают массу мазута в маршруте.


9. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИИ


9.1.    Результаты измерений уровня, температуры, плотности мазута в цистернах заносят в «Журнал расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах» (см. приложение 3).


9.2.    По результатам измерений но п. 9.1 определяют массу мазута в цистернах и в маршруте железнодорожных цистерн.


Примеры заполнения журнала приведены:


1)    в приложении 4 при отборе проб по п. 6.2.3 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя;


2)    в приложении 5 при отборе проб по п. 6.2.3 и использовании плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительной документации;


3)    в приложении 6 при отборе проб по п. 6.2.4 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя.


9.3.    Результаты измеренной массы мазута используют для учета и при разрешении разногласий между поставщиком и потребителем в соответствии с действующими инструкциями Госарбитража СССР.

Страница 10

С. 8 МИ 2092—90


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное


ТИПЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ПО ВМЕСТИМОСТИ

Вместимость цистерн, ма


Тип цистерн

50


5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 36

60


25; 25а; £6; 26а; 27; 27а; 30

70


53; 53а; 59; 62

80


66

90


64

100


28; 29; 56

140


31; 61