ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИИ (ФГУП «СНИИМ») ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (ГОССТАНДАРТ)
УТВЕРЖДАЮ
^ститель директора «СНИИМ»
В.И. Евграфов «21 марта» 2011 г.
РЕКОМЕНДАЦИЯ Государственная система обеспечения единства измерений. МАССА ГРУЗОВ ПРИ БЕСТАРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ. Методика измерений весами и весовыми дозаторами
МИ 1953-2011
Новосибирск
2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНА Федеральным государственным унитарным предприятием Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии (ФГУП «СНИИМ»)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Цибин И.Г., начальник отдела;
Варгасова Э.В., ст. научный сотрудник
2 УТВЕРЖДЕНА ФГУП «СНИИМ» 21 марта 2011 г.
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ФГУП «ВНИИМС» под № МИ1953-2011 22 апреля 2011 г.
4 ВЗАМЕН МИ 1953-2005
II
МИ 1953-2011
СОДЕРЖАНИЕ
1 Назначение и область применения......................................................1
2 Нормативные ссылки............................................................................1
3 Требования к средствам измерений........................................1
4 Условия измерений и подготовка к их выполнению........................2
5 Требования безопасности, охраны окружающей среды...................2
6 Требования к квалификации операторов............................................2
7 Методы измерений, выполнение измерений и обработка их
результатов...............................................................................................3
7.1 Измерения массы грузов на вагонных весах для
статического взвешивания............................................................3
7.2 Измерения массы грузов на весах для взвешивания вагонов
в движении......................................................................................9
7.3 Измерения массы грузов на автомобильных весах для
статического взвешивания..........................................................12
7.4 Измерения массы грузов на весах для взвешивания
автотранспортных средств в движении.....................................24
7.5 Прямые измерения массы грузов на весах дискретного и
непрерывного действия...............................................................24
7.6 Прямые измерения массы грузов на весовых дозаторах
дискретного и непрерывного действия.....................................24
8 Оформление результатов измерений................................................25
III
МИ 1953-2011 Т86.2
РЕКОМЕНДАЦИЯ |
Государственная система обеспечения единства измерений.
Масса грузов при бестарных перевозках.
Методики измерений весами и весовыми |
МИ 1953-2011 |
дозаторами |
|
|
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
Настоящая рекомендация устанавливает методику измерений массы грузов при бестарных перевозках, предусматривающую использование весов и весовых дозаторов.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей рекомендации использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 10223-97 Дозаторы весовые дискретного действия. Общие технические требования
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования;
ГОСТ 30124-94 Весы и весовые дозаторы непрерывного действия. Общие технические требования
ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования
ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
Примечание - При пользовании настоящей рекомендацией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей рекомендацией следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ
3.1 При выполнении измерений массы грузов применяют следующие средства:
- весы вагонные для статического взвешивания по ГОСТ 29329;
1
МИ 1953-2011
ГОСТ Р 53228;
-весы для взвешивания вагонов в движении по ГОСТ 30414;
-весы автомобильные для статического взвешивания по ГОСТ 29329; ГОСТ Р 53228;
-весы для взвешивания автотранспорта в движении по ГОСТ 30414;
-весы бункерные по ГОСТ 29329; ГОСТ Р 53228;
-весы крановые по ГОСТ 29329; ГОСТ Р 53228;
-весы автоматические дискретного действия для суммарного учета с предварительным дозированием - Государственный реестр №9400 - 84,9460 - 84, №9461 - 84;
-весы непрерывного действия (конвейерные) по ГОСТ 30124; -дозаторы весовые дискретного действия по ГОСТ 10223; -дозаторы весовые непрерывного действия по ГОСТ 30124.
3.2 Допускается применение других средств измерений, не указанных в 3.1, с аналогичными или лучшими метрологическими и техническими характеристиками.
4 УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИИ И ПОДГОТОВКА К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Условия и порядок выполнения взвешивания и дозирования, а также подготовки к ним соответствуют требованиям, указанным в эксплуатационной документации на применяемые средства измерений.
5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
При выполнении измерений соблюдают требования безопасности, указанные в эксплутационной документации на применяемые средства измерений.
Выполнение измерений не влияет на окружающую среду.
6 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРОВ
К выполнению измерений допускают лиц, изучивших эксплуатационную документацию на применяемые средства измерений и настоящую рекомендацию, имеющих необходимую квалификацию и прошедших специальную подготовку, указанную в эксплутационной документации на применяемые средства измерений и предусмотренную на предприятиях, эксплуатирующих эти средства измерений.
2
МИ 1953-2011
7 МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ И ОБРАБОТКА ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
7.1 Измерения массы грузов на вагонных весах для статического взвешивания
7.1.1 Измерение массы груза в вагоне выполняют методом взвешивания груженого и порожнего вагона с расцепкой
Массу груза в вагоне «нетто» Ми определяют как разность результатов взвешиваний груженого вагона (масса «брутто» вагона Мб) и порожнего вагона (масса «тары» вагона Мт).
Значения предельных погрешностей определения массы груза нетто в вагоне 6 в процентах вычисляют по формуле (1), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 1.
5 = ±м^А‘+д!” (1)
где Д«, Ат - пределы допускаемой абсолютной погрешностях весов при измерениях М$ и Мт соответственно, кг.
Таблица 1 |
|
|
|
М„,т |
6,% |
М*,т |
5,% |
Цена поверочного деления, кг |
Мт,Т |
Мб, т |
для весов с аналоговым отсчётом по ГОСТ 29329 |
для весов по ГОСТ Р 53228 и для весов по ГОСТ 29329 с дискретным отсчётом (регистрацией^ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
До 25 включ. |
Св. 25 до 100 включ. |
Св. 20 до 26 включ. » 26 » 36 »
»> 36 » 60 »
» 60 |
±0,4 ±0,3 ±0,2 * 0,1 |
Св. 20 до 25 включ.
» 25 » 32 »
» 32 » 45 »
» 45 » 75 »
» 75 |
±0,5
±0,4
±0,3
±0,2
±0,1 |
50 |
Св. 25 |
До 100 включ. |
Св. 20 до 24 включ. » 24 » 30 »
» 30 » 42 »
» 42 » 71 »
» 71 |
±0,5
±0,4
±0,3
±0,2
±0,1 |
Св. 20 до 26 включ. » 26 » 31 »
» 31 » 40 »
» 40 » 57 »
» 57 |
±0,6
±0,5
±0,4
±0,3
±0,2 |
|
Св. 25 |
Св. 100 |
Св. 20 до 23 включ. » 23 » 28 »
» 28 » 36 »
» 36 » 50 »
» 50 » 83 »
» 83 |
±0,6
±0,5
±0,4
±0,3
±0,2
±,01 |
Св. 20 до 26 включ. » 26 » 31 »
» 31 » 40 »
» 40 » 57 »
» 57 » 94 »
» 94 |
±0,6
±0,5
±0,4
±0,3
±0,2
±0.1 |
|
3
Окончание таблицы 1 |
Цена поверочного деления, кг |
Мт,т |
Мв,т |
Мн, т |
6.% |
Ми.т |
|
для весов с аналоговым отсчбтом по ГОСТ 29329 |
для весов по ГОСТ Р 53228 и для весов по ГОСТ 29329 с дискретным отсчетом (регистрацией} |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
До 50 |
Св. 50 |
Св. 20 до 26 вюпоч. |
±0,8 |
Св. 20 до 25 вюпоч. |
± 1,0 |
|
вюпоч. |
|
» 26 » 33 » |
±0,6 |
» 25 » 32 » |
±0,8 |
|
|
|
» 33 » 40 » |
±0,5 |
» 32 » 41 » |
±0,6 |
|
|
|
» 40 » 52 » |
±0,4 |
» 41 » 50 » |
±0,5 |
|
|
|
» 52 » 72 » |
±0,3 |
» 50 » 64 » |
±0,4 |
|
|
|
» 72 » 120 » |
±0,2 |
» 64 » 89 » |
±0,3 |
|
|
|
» 120 |
±0,1 |
» 89 » 149 » |
±0,2 |
|
|
|
|
|
» 149 |
±0,1 |
|
Пример - Результаты взвешиваний Л/* = 84,85 т, Л/т = 22,05 т получены на весах по ГОСТ 29329 с циферблатным указателем с ценой поверочного деления 50 кг.
Мм = 84,85 - 22,05 = 62,80 пи
Погрешность определения Л/„ находят одним из двух способов:
а) по таблице I для приведенных значений Мф, Л/„ Л/„ с ценой поверочного деления весов 50 кг S: не более 0,1 %;
б) по формуле (1): |
7.1.2 Измерение массы груза в вагоне выполняют методом взвешивания груженого вагона с расцепкой после компенсации массы вагона в порожнем состоянии
Значение М„ определяют как результат взвешивания груженого вагона на весах после компенсации массы расцепленного вагона в порожнем состоянии.
Значение 5 в процентах вычисляют по формуле (2), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 2.
где Дн - предел допускаемой абсолютной погрешности весов при измерениях М„, кг.
МИ 1953-2011
Таблица 2 |
Цена поверочного деления, кг |
М„,т |
|
М„,т |
|
для весов с аналоговым отсчетом по ГОСТ 29329 |
для весов по ГОСТ Р 53228 и для весов по ГОСТ 29329 с дискретным отсчетом (регистрацией) |
|
Св. 20 до 25 включ. |
±0,2 |
Св. 20 до 25 включ. |
±0.2 |
|
» 25 » 30 » |
±0,3 |
» 25 » 28 » |
±0.4 |
50 |
» 30 » 50 » |
±0,2 |
» 28 » 40 » |
±0,3 |
|
» 50 |
±0,1 |
» 40 » 67 » |
±0.2 |
|
|
|
» 67 |
±0,1 |
|
Св. 20 до 22 включ. |
±0,5 |
Св. 20 до 22 включ. |
±0,5 |
|
» 22 » 28 » |
±0,4 |
» 22 » 28 » |
±0.4 |
|
» 28 » 40 » |
±0,3 |
» 28 » 40 » |
±0,3 |
|
» 40 » 50 » |
±0,2 |
» 40 » 50 » |
±0,2 |
100 |
» 50 » 60 » |
±0,3 |
» 50 » 57 » |
±0,4 |
|
» 60 » 100 » |
±0,2 |
» 57 » 80 » |
±0,3 |
|
» 100 |
±0,1 |
» 80 » 133 » |
±0,2 |
|
|
|
» 133 |
±0,1 |
|
Пример - После компенсации массы тары измерена масса груза в вагоне Мн = 62,80 т на вагонных весах по ГОСТ 29329 с циферблатным указателем с ценой поверочного деления 50 кг.
Погрешность определения Мм находят одним из двух способов:
а) по таблице 2 для приведенных значений М„ и цены поверочного деления весов 6: не более 0,1 %;
б) по формуле (2): |
7.1.3 Измерение массы груза в вагоне выполняют методом взвешивания груженого и порожнего вагонов без расцепки
Значение М„ определяют как разность результатов взвешиваний М^и Мт.
Значения 5 в процентах вычисляют по формуле J00 к + Д!, +1,64 КГ* ■ М|(2,18тг - 2,18у8 +1) +
Мм V + 3.46 • 1<Г* • М\(2,32у\ - 2J2yT + 1) где у$, ут - отношение суммарной массы в килограммах хвостовых вагонов состава, включая взвешиваемый, к массе в килограммах взвешиваемого груженого или порожнего вагона соответственно («хвостовые вагоны» состава - это все вагоны в составе, следующие за взвешиваемым вагоном).
Пример - Для вагона, идущего первый в составе из 10 одинаковых вагонов, результаты взвешивания SU “ 84,85 т, М, - 22,05 т получены на вагонных весах с дискретным отсчетом и ценой поверочного деления 100 кг.
5
М„ = 84,85 - 22,05 = 62,80 т; уб - у, - /А Погрешность определения Мн находят по формуле (3):
д = ±J°!Lj2002 +1002 +1,64 10'9 848502(2,18 102 - 2,18 10 + 1) + 62800
+ 3,46 10 * ■ 220S02(2,32 ■ 102 - 2,32 10 + 1) = ±0,*%-
7.1.4 Измерение массы груза в вагоне выполняют методом взвешивания груженого вагона с расцепкой
Значение М„ определяют как разность результата взвешивания Мб и значения Мг, указанного на трафарете вагона.
Значение 5 в процентах вычисляют по формуле
S = ^^l,25..0‘S±Ii^. (4)
Мн М„
При М„ свыше 20 до 25 т включительно 5 составляет ± 5 %; свыше 25 до 32 т включительно: ± 4 %; свыше 32 до 45 т включительно: ± 3 %; свыше 45 до 64 т включительно: ±2%; свыше 64 до 90 т включительно: ± 1,5 %; свыше 90 до 124 т включительно: ± 1 %; свыше 124 до 140 т включительно: ± 0,8 %.
Пример - Результат взвешивания Мб = 84,85 т получен на вагонных весах. Согласно значению, указанному на трафарете вагона, Л/, = 22,05 т, Л/„ = 84,85 -22,05 = 62,80 т.
Погрешность определения Мн находят одним из двух способов:
а) исходя из приведенных в 7.J.4 данных 6: не более 2 %;
б) по формуле (4):
11200
62800
7.1.5 Измерение массы груза в вагоне выполняют методом взвешивания груженого вагона без расцепки
Значение М„ определяют как разность результата взвешивания Мб и значения Мт, указанного на трафарете вагона.
Значение 6 в процентах вычисляют по формуле
д = V*>25■ W6 + W4 10 * 848502(2,18-302 - 2,18-30 + 1) =
= ±1,9% = ±2%.
При суммарной массе хвостовых вагонов состава, включая взвешиваемый вагон, до 2000 т значения 8 определяют в соответст-
6
МИ 1953-2011
вии с 7.1.4.
7.1.6 Измерение массы груза в железнодорожном составе выполняют методом взвешивания порожнего и груженого состава без расцепки
Массу груза в составе «нетто» М1ФС определяют как разность суммы результатов взвешиваний всех груженых вагонов «брутто» Мбс и суммы результатов взвешиваний всех порожних вагонов «тары» Мтс.
Значение 5 в процентах вычисляют по формуле
8=±М кх+£д>„, (6)
ммс у <и| Ы
где Дф, ЛТ) - пределы допускаемых абсолютных погрешностей весов при измерениях массы каждого вагона в груженом и порожнем состоянии соответственно, кг; п - число вагонов в составе.
Для состава из вагонов с одинаковыми значениями М7 и М„ значения 8 в процентах вычисляют по формуле (7), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 3.
Таблица 3 |
Цена поверочного деления, кг |
Мт.Т |
Me, т |
Число вагонов в составе |
Мм,т 6,% |
Мн,т | 6,% |
для весов с аналоговым отсчетом по ГОСТ 29329 |
для весов по ГОСТ Р 53228 и для весов по ГОСТ 29329 с дискретным отсчётом (регистрацией) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
50 |
До 25 включ. |
Св. 25 до 100 включ. |
10 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 до 24 включ. » 24 |
н- н-р р
К» |
20 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 |
±0,1 |
30 |
Св. 20 |
±0.1 |
Св. 20 |
±0.1 |
Св. 25 |
До 100 включ. |
10 |
Св. 20 до 22 включ. » 22 |
±0,2
±0,1 |
Св. 20 до 30 включ.
»> 30 |
±0,2
±0,1 |
20 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 до 21 включ. » 21 |
±0.2
±0,1 |
30 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 25 |
Св.
100 |
10 |
Св. 20 до 26 включ. » 26 |
±0,2
±0.1 |
Св. 20 до 30 включ. » 30 |
±0,2
±0,1 |
20 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 до 21 включ. » 21 |
±0,2
±0,1 |
30 |
Св. 20 |
±0,1 |
Св. 20 |
±0.1 |
|