ГОССТРОЙ УССР
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
КТ-17.0-10.6-75
Комплект карт предназначен для организации труда бригад,
занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав
бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ
при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни
индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при
разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении
рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью
инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного
года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного
расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с
«Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного
производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а
карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по
разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных
работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко,
Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.6-75
|
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
|
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР
|
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО
КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
|
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
|
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2
|
ВЗАМЕН КТ-0.0
|
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
КАРТЫ
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве
нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячего крупнозернистого асфальтобетона одним самоходным
асфальтоукладчиком и двумя дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели
производительности труда
№ п.п.
|
Наименование показателей
|
Величина показателя
|
по карте
|
по ЕНиР
|
1
|
Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия
|
337
|
285
|
2
|
Затраты труда на устройство 100 м2 нижнего слоя покрытия, чел.-час.
|
2,37
|
2,81
|
Снижение затрат и повышение выработки рабочих достигается за счет
рационального размещения исполнителей. Численный состав звена уменьшен по
сравнению с ЕНиР на 2 человека, при этом производительность труда возросла на
18 %.
II. ПОДГОТОВКА
ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим
и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное
основание не допускается.
2.2. Для обеспечения хорошей связи покрытия с основанием необходима обработка
основания путем розлива жидкого битума в количестве 0,5 - 0,8, вязкого битума 0,4 - 0,6
или битумной эмульсии 0,6 - 0,9 л/м2. Розлив вяжущего не производится, если укладка ведется по
новому основанию с применением органических
вяжущих материалов.
2.3. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь следует
снизу вверх.
2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние
стенки и дно кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или
нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо проверить
наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее температура, время
отправки и количество.
2.6. Во избежание прилипания смеси к вальцам катка перед
укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе
укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается
для этих целей применять соляровое масло и топочный мазут.
2.7. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания
смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна
быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.8. В процессе работы самоходного асфальтоукладчика на
высокой рабочей скорости могут возникнуть дефекты при укладке смеси: разрывы и
трещины в слое уложенной смеси, пустоты по краям полосы. В этих случаях
машинист должен снизить рабочую скорость асфальтоукладчика для лучшего
уплотнения смеси трамбующим брусом.
2.9. Уплотнять асфальтобетонную смесь после укладки следует тяжелыми дорожными самоходными
катками массой 10 - 18 т (12 - 18 проходов).
2.10. Укатку нижнего слоя разрешается производить тяжелыми
катками сразу после укладки смеси, если применяется пористый асфальтобетон из
прочных каменных пород. Средняя рабочая скорость движения катков при
уплотнении 3 - 5 км/час (12
- 18 проходов).
2.11. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства
работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73),
а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
III. ИСПОЛНИТЕЛИ И
ОРУДИЯ ТРУДА
3.1. Состав исполнителей:
Машинист
самоходного асфальтоукладчика Д-150Б (Д-150А) 6 разр. (М-1) - 1
Машинист
тяжелого катка 5 » (М-2, М-3) - 2
Асфальтобетонщик 5 » (А-1)
- 1
» 3 » (А-2, А-3) - 2
» 2 » (А-4, А-5) - 2
3.2. Машины, инструменты,
приспособления, инвентарь
№ п.п.
|
Наименование
|
ГОСТ, № чертежа
|
Количество, шт.
|
1
|
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б
(Д-150А)
|
СТУ 22-145-66
|
1
|
2
|
Каток дорожный самоходный массой 10 - 18 т
|
ГОСТ 5576-74
|
2
|
3
|
Жаровня передвижная
|
-
|
1
|
4
|
Термометр стеклянный технический
|
ГОСТ 2823-73
|
2
|
5
|
Котел битумный передвижной емкостью 100 -
300 л
|
-
|
1
|
6
|
Утюг металлический
|
-
|
1
|
7
|
Райбовка (терка)
|
-
|
2
|
8
|
Грабли металлические
|
-
|
1
|
9
|
Трамбовка прямоугольная формовочная
|
ГОСТ
11777-74
|
1
|
10
|
Рейка металлическая
|
-
|
1
|
11
|
Лопата стальная строительная
|
ГОСТ 3620-63
|
4
|
12
|
Кувалда кузнечная тупоносая
|
ГОСТ
11401-65*
|
2
|
13
|
Перфоратор ручной пневматический
|
ГОСТ 10750-73
|
1
|
14
|
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м
|
ГОСТ 5107-70
|
1
|
15
|
Рулетка измерительная металлическая
|
ГОСТ
7502-69
|
1
|
16
|
Шаблон с уровнем
|
-
|
1
|
17
|
Линейка измерительная
металлическая
|
ГОСТ
427-75
|
1
|
18
|
Ведро
|
-
|
1
|
19
|
Разравниватель смеси
|
-
|
1
|
20
|
Гладилка
|
Изготовляется в мастерских ДСУ
|
1
|
21
|
Лейка
|
-
|
2
|
22
|
Черпак
|
-
|
1
|
23
|
Каток ручной
|
-
|
1
|
24
|
Брусья упорные металлические
или деревянные с комплексом костылей
|
-
|
100 м
|
3.3. Расход
материалов на укладку 1000 м2 покрытия (нижний
слой) из крупнозернистого асфальтобетона:
Крупнозернистая пористая
асфальтобетонная смесь по СНиП IV-45.......
Вяжущие жидкие.............................................................................................. 0,72
т
1 Норма расхода приведена для каменных материалов
с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе)
и 3 т/м3 и более (в знаменателе).
IV.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
4.1. При устройстве нижнего слоя покрытия из
крупнозернистого асфальтобетона выполняются следующие операции: устройство
боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ); прием и укладка
асфальтобетонной смеси; уплотнение
асфальтобетонной смеси.
4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.
4.3. Организация рабочего места
А-1 - А-5, М-1
- М-3 - места нахождения рабочих; 1 - передвижной битумный котел; 2 - передвижная
жаровня; 3 - самоходный
асфальтоукладчик Д-150Б; 4
- каток
тяжелый; 5 - автосамосвал.
4.4. График трудового процесса
V.
ПРИЕМЫ ТРУДА
№ п.п.
|
Наименование
операций, их продолжительность, исполнители
и орудия труда
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
Подноска и установка боковых упоров;
15 мин;
А-2, А-5;
брусья упорные с комплектом костылей, кувалда кузнечная
тупоносая, шнур льнопеньковый крученый
|
А-2 и А-5 снимают боковые
упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед
установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Затем
устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в
основание
|
2
|
Прием асфальтобетонной смеси и ее распределение;
13 мин;
М-1, А-4;
лопата стальная строительная
|
А-4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает
асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки
автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М-1 питателем подает смесь к
распределительному шнеку; распределенная смесь
предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси А-4 подает
сигнал на отход автосамосвала
|
3
|
Выявление дефектных мест;
6 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с
уровнем
|
После подкатки смеси тяжелым
катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1
устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько
раз на поперечнике и определяет дефектные места
|
4
|
Исправление дефектных мест;
12 мин;
А-2, А-3, А-4;
грабли металлические, лопата стальная строительная, райбовка, гладилка
|
А-2, А-3 и А-4 немедленно исправляют дефектные места. А-2 слегка
взрыхляет граблями поверхность дефектных мест. А-3 и А-4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах,
снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой
|
5
|
Уплотнение асфальтобетонного покрытия;
18 мин;
М-2, М-3
|
После проверки качества укладки асфальтобетонной смеси и исправления дефектных мест по указанию А-1 М-2 и М-3
приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к средине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при
последующих проходах. В начале уплотнения
рекомендуется скорость катков в пределах 1,5
- 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков
с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах 5 - 8 км/ч. Ориентировочное количество
проходов катка по одному следу 15 - 20
|
6
|
Обработка кромок асфальтобетонного покрытия;
9 мин;
А-2, А-3;
перфоратор ручной пневматический, лейка
|
А-2 и А-3 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос
к обработке (обрубывают
асфальтобетон, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом)
|
7
|
Отделка поверхности
асфальтобетонного покрытия;
9 мин;
А-1, А-3;
утюг металлический, райбовка
|
А-1 и А-3 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях полос;
отделывают поверхность покрытия, выдерживая
толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный
уклон
|
8
|
Контроль качества;
2 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем
|
А-1 проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность
установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину
укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия,
ровность покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе
работы асфальтоукладчика А-1 регулирует положение выглаживающей плиты
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность
применения карты.. 1
II.
Подготовка процесса и условия его выполнения. 1
III.
Исполнители и орудия труда. 2
IV.
Технология и организация процесса. 3
V. Приемы труда. 4
|