ГОССТРОЙ УССР
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЯ ТОЛЩИНОЙ 3,5 см ИЗ ТЕПЛОГО МЕЛКОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
КТ-17.0-10.5-75
Комплект карт предназначен для организации труда бригад,
занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав
бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ
при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни
индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при
разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении
рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической
и организационной подготовки нового производственного года и основой для
массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный
подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с
«Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного
производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а
карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по
разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных
работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко,
Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.5-75
|
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
|
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР
|
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЯ ТОЛЩИНОЙ 3,5 см ИЗ ТЕПЛОГО МЕЛКОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
|
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
|
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2
|
ВЗАМЕН КТ-0.0
|
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве
верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из теплого мелкозернистого асфальтобетона двумя самоходными
асфальтоукладчиками и шестью дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели
производительности труда
№ п.п.
|
Наименование показателей
|
Величина показателя
|
по карте
|
по ЕНиР
|
1
|
Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия
|
299
|
246
|
2
|
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия, чел.-час.
|
2,67
|
3,25
|
Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается за
счет применения двух самоходных асфальтоукладчиков, экономии времени при
перегоне асфальтоукладчика с захватки на захватку, устройства покрытия без
продольного шва, рационального размещения исполнителей. Производительность
труда возросла на 21 %.
II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И
УСЛОВИЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим
и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное
основание не допускается.
2.2. Влажное основание перед укладкой просушивают
нагревательными машинами или горячим песком, нагретым до температуры 250 - 300 °С.
2.3. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки по основанию
равномерно без пропусков разливают жидкий битум классов СГ или МГ любой марки в
количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 - 1,5
л/м2. В условиях
отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для подгрунтовки не
разрешается. Розлив вяжущего не производится, если укладка ведется по новому основанию
с применением органических вяжущих материалов.
2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние стенки и дно
кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью
специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо
проверить наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее
температура, время отправки и количество.
2.6. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь
следует снизу вверх.
2.7. Укатку уложенной смеси следует начинать немедленно после
ее укладки. При температуре воздуха от 0 до +10 °С укатку начинают 5 - 7 проходами по одному следу легких катков и заканчивают 15
- 20 проходами тяжелых катков. В начале уплотнения
рекомендуется скорость катков в пределах 1,5 - 2
км/ч, а после 5
- 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для
катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5,
для виброкатков - 2 - 3, для катков на
пневматических шинах - 5 - 8 км/ч.
2.8. При температуре воздуха от 0 до минус 10 - 15 °С укатку выполняют только тяжелыми
катками (20 - 25 проходов по одному следу), а число катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению с
обычными условиями.
2.9. Во избежание прилипания смеси к вальцам катков перед
укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе
укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается
для этих целей применять соляровое масло и топочный мазут.
2.10. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания
смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого
должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.11. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства
работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73),
а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
III. ИСПОЛНИТЕЛИ И ОРУДИЯ ТРУДА
3.1. Состав исполнителей:
Машинист самоходного
асфальтоукладчика Д-150Б (Д150А) 6 разр. (М-1,
М-2) - 2
Машинист легкого катка 5 » (М-3, М-4) - 2
Машинист тяжелого катка 5 » (М-5, М-6, М-7, М-8) - 4
Асфальтобетонщик 5 » (А-1) - 1
» 4 » (А-2) - 1
» 3 » (А-3, А-4, А-5) - 3
» 2 » (А-6) - 1
» 1 » (А-7) - 1
3.2. Машины,
инструменты, приспособления, инвентарь
№ п.п.
|
Наименование
|
ГОСТ, № чертежа
|
Количество, шт.
|
1
|
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А)
|
СТУ 22-145-66
|
2
|
2
|
Каток дорожный самоходный массой 10 - 18 т
|
ГОСТ 5576-74
|
4
|
3
|
То же, массой до 8 т
|
ГОСТ 5576-74
|
2
|
4
|
Жаровня передвижная
|
-
|
1
|
5
|
Термометр стеклянный технический
|
ГОСТ 2823-73
|
2
|
6
|
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л
|
СТУ 82-277-62
|
1
|
7
|
Утюг металлический
|
-
|
2
|
8
|
Райбовка (терка)
|
-
|
4
|
9
|
Грабли металлические
|
-
|
2
|
10
|
Трамбовка прямоугольная формовочная
|
ГОСТ
11777-74
|
2
|
11
|
Рейка металлическая
|
-
|
1
|
12
|
Лопата стальная строительная
|
ГОСТ 3620-63
|
12
|
13
|
Кувалда кузнечная тупоносая
|
ГОСТ
11401-65*
|
4
|
14
|
Перфоратор ручной пневматический
|
ГОСТ 10750-73
|
1
|
15
|
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м
|
ГОСТ 5107-70
|
1
|
16
|
Рулетка измерительная металлическая
|
ГОСТ
7502-69
|
1
|
17
|
Шаблон с уровнем
|
-
|
2
|
18
|
Линейка измерительная металлическая
|
ГОСТ
427-75
|
2
|
19
|
Ведро
|
-
|
2
|
20
|
Разравниватель смеси
|
-
|
2
|
21
|
Гладилка
|
Изготовляется в мастерской ДСУ
|
2
|
22
|
Лейка
|
-
|
4
|
23
|
Черпак
|
-
|
1
|
24
|
Каток ручной
|
-
|
1
|
25
|
Брусья упорные металлические или деревянные с комплектом костылей
|
-
|
100 м
|
3.3. Расход
материалов на укладку 1000 м2 покрытия из мелкозернистого асфальтобетона:
Асфальтобетон
мелкозернистый (с повышенным содержанием щебня) по СНиП IV-45
1 Норма расхода приведена для
каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9
т/м3
(в числителе) и 3 т/м3 и
более (в знаменателе).
IV.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
4.1. При устройстве верхнего слоя покрытия из мелкозернистого
асфальтобетона выполняются следующие операции: устройство боковых упоров (если
это предусмотрено проектом производства работ); прием и укладка
асфальтобетонной смеси; уплотнение асфальтобетонной смеси.
4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.
4.3. Организация рабочего места
М-1 - М-8, А-1 - А-7 - места нахождения рабочих; 1 - автосамосвал; 2 -
самоходный асфальтоукладчик; 3 - легкий каток; 4 - тяжелый каток.
4.4. График трудового процесса
V. ПРИЕМЫ
ТРУДА
№ п.п.
|
Наименование операций,
их продолжительность, исполнители и орудия труда
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
Подноска боковых упоров;
6 мин;
А-5, А-7;
кувалда кузнечная тупоносая брусья упорные с комплектом костылей
|
А-5 и А-7 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их
к новому месту укладки
|
2
|
Установка боковых упоров;
5 мин;
А-2, А-7;
кувалда кузнечная тупоносая, брусья упорные
с комплектом костылей, шнур льнопеньковый крученый
|
А-2 и А-7 перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание
|
3
|
Прием асфальтобетонной смеси
и ее распределение;
7 мин;
М-1, М-2, А-6;
лопата стальная строительная
|
А-6 подает сигнал на подход
автосамосвала, принимает асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В
процессе выгрузки автосамосвал перемещается укладчиком. Из бункера М-1 и М-2
питателями подают смесь к распределительному
шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а
затем заглаживается выглаживающей плитой.
Смесь укладывают одновременно по всей ширине покрытия, асфальтоукладчики
перемещаются уступом на расстоянии 10 - 30 м друг от друга. После разгрузки
смеси А-6 подает сигнал на отход автосамосвала
|
4
|
Выявление дефектных мест;
6 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем
|
После подкатки смеси легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной
оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места
|
5
|
Исправление дефектных мест;
8 мин;
А-3, А-4, А-5;
грабли металлические, лопата стальная строительная,
райбовка,
гладилка
|
А-3, А-4, А-5 исправляют дефектные места. А-3 слегка взрыхляет
граблями поверхность дефектных мест; А-4 лопатой добавляет свежую смесь на
впадинах, снимает излишки на возвышениях;
А-5 заглаживает поверхность райбовкой
|
6
|
Уплотнение асфальтобетонного покрытия;
10 мин;
М-3, М-4, М-5, М-6, М-7, М-8
|
После проверки качества укладки асфальтобетонной смеси и поправления дефектных мест по указанию А-1 машинисты катков приступают к укатке уложенного слоя.
Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием
следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30
см при последующих
проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1,5 - 2 км/ч,
а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков
с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/ч.
Сначала уплотняют 3 - 5 проходами легких
катков по одному следу, затем 15 - 20 проходами тяжелых
катков
|
7
|
Обработка кромок асфальтобетонного покрытия;
5 мин;
А-2, А-3, А-5;
перфоратор ручной пневматический, лейка
|
А-2, А-3 и А-5 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжение полос к обработке (обрубывают асфальтобетон, прогревают мест сопряжений и
смазывают их битумом)
|
8
|
Отделка поверхности асфальтобетонного покрытия;
10 мин;
А-1, А-2, А-6;
утюг металлический, райбовка
|
А-1, А-2 и А-6 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях
полос, отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая
условия ровности и обеспечивая проектный
поперечный уклон
|
9
|
Контроль качества;
2 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем
|
А-1 проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность
установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки
его битумом или эмульсиями, толщину
укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия, ровность покрытия и
соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы
асфальтоукладчика А-1 регулирует положение выглаживающей плиты
|
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность
применения карты.. 1
II.
Подготовка процесса и условия его выполнения. 1
III.
Исполнители и орудия труда. 2
IV.
Технология и организация процесса. 3
V. Приемы труда. 4
|