Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

319.00 ₽

Купить Дополнение к ВСН 005-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Пособии приводятся организационно-технологические решения по производству строительно-монтажных работ при сооружении промысловых трубопроводов Ямбургского газоконденсатного месторождения.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация строительства

3 Подготовительные работы на строительной полосе

6 Разработка траншей

7 Бурение скважин и установка сваи

8 Нанесение антикоррозионной и тепловой изоляции

9 Монтаж надземных трубопроводов

10 Монтаж электрохимзащиты

12 Режим труда и отдыха

13 Охрана окружающей среды

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИ! ЬПЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВНИИСТ

ПОСОБИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЯМБУРГСКОГО ГАЗОКОНДЕНСАТНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

к вен 005-ая

Ииннефтегазстрой

"Строительство промысловых трубопроводов Технология и организация'"

Москва 1989

УДК 621.643.002.2(24-17)(083,75)

В настоящем Пособии приводятся организационно-технологические решения по производству строительно-монтажных работ при сооружении промысловых трубопроводов Ямбургского газоконденсатного месторождения.

Пособие разработали сотрудники ВНИИСТа: канд.техн. наук Р.Д.Габелая, канд.техн. наук С.В.Головин, канд. техн. наух Е.А.Аникин, канд.техн. наук В.Ф.Николенко, канд.техн. наук И.А.Борисенков, канд.техн. наук Н.Е.Маховиков, канд.техн. наук Л.П.Семенов, канд. хим. наук В.К.Семенченко, канд.техн. наук В.Г.Селиверстов, канд. лил. наук И.В.Гаэуво, канд.техн. наух А.И.Тоут, д-р тала, наух А.Г.Мааель, канд.техн. наук В.Д.Тарлинокий, канд.техн. наук Г.А.Гиллер, канд.техн.наук М.Ю.Митрохин, канд.техн. наук А.С.Шацкий, канд.техн. наук Р.М.Исмаги-лов, канд.техн. наук А.А.Лейнова, канд.техн. наук Л.Г. Генкина, канд.мед. наук Ю.М.Багдинов, канд.техн.наук Т.Х.Саттеров, М.Н.Каганович, А.С.Антошин, В.И.Булаев,

К.А.Овсвпян, Ю.В.Колотилов, М.В.Машков, С.В.Покровский, В.В.Козырев; Г.Г.Карпенко, А.В.Членов (Главямбургнефте-газстрой); В.В. Гродзинокий (трест Ямбургспецгаэстрой); Е.Н.Шямаков(трест Ямбурггазгтромстрой); А.В.Сибирев (трест Севергаэстрой); В.Е.Каминский (трест Надымгаэ-промстрой); Л.В.Ильин, А.С.Аберков (ССО Нефтегаэмонтад).

СОГЛАСОВАНО;

Главямбурггазстрой - главный инженер В.Г.Завиэион.

© Всесоюзный научно-исследовательский институт,по и строительству иагистралыпа трубопроводов (ВНИИСТ),

3.4.    Запрету строительной полосы от заноса снегом, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта с учетом розы ветров и интенсивности снегопе-реноса.

Расчистку трассы от снега рекомендуется производить в два этапа: сначала для проезда машин, развозки и раскладки труб и трубных секций, а также элементов свайных опор, затем расчищаются остальные участки непосредственно перед выполнением свайных и земляных работ.

3.5.    Временные дороги в зимний период следует устраивать путем промораживания болот и заболоченных участков при необходимости с подсыпиой грунта.

Для летнего проезда сооружают грунтовые дороги с прослойкой из нетканаго синтетического материала (НСМ).

3.6.    Зимние дороги необходимо строить с продяеннш сроком их функционирования в соответствии с ^^Х»отр^-"Строительотво магиотралвднх и промысловых трубопроводов

в условиях вечной мерзлоты*.

3.7.    Для пропуска колесных и гусеничных машин в летнее время на болотах и участках, расположенных на вечномерзлых грунтах, насыпь должна быть отсыпана высотой 0,3-0,5 м.

Насыпь следует отсыпать слояыи толщиной 20-30 см с уплотнением грунта продольными ходами бульдозера и проездами груженных автосамосвалов; их движение должно быть организовано по всей ширине отсыпанного слоя.

3.8.    При пересечении рек временнши дорогами следует устраивать переправы. Зимой - ледяные переправы, усиленные ледяным стойками; летом для переправ через небольшие водотоки следует использовать устройства для водопропуска (отбракованные трубы стальные и др.) с отсыпкой на прослойку из НСМ грунтового покрытия.

3.9.    В карьерах разработку грунта осуществляют перемещением его в бурты; немерзлый грунт целесообразно заготавливать

гидронамывом. Рыхление мерзлого грунта выполняют буровзрывник методом, механическими рыхлителями или роторными экскаваторами.

II

магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ".


Таблица I

! Электрода по

ГОСТ 9467-75

* Нормативное

J шоирний ЯТЮ—

назначение ; гп электрода |э^тро-; да

!

J Вид ■'покры 1 тия

!

1

т Марка 1-1

!

!

!Диа-!метр, ! мм

»

! ОЛ ClHvI iflv OpU

!менного сопротивления ! разрыву ме-!талла труб, о t МПа (кгс/мм^)

Для прихватки, Э50А

Б

У0НИ-ГЗ/55

2,0-

3^25

До 588 (60)

сварки, ремонта первого (корневого) слоя

ЛБ-52У ВС0-50СК ФОКС ЕВ50

включительно

Для сварки и Э50А ремонта заполняющих и облицовочного слоев шва

Б

УОНИ 13/55

ФОКС ЕВ50 ОЗС/ВНИИСТ--27

оо

гохг

До 540 (55)

Э60

Б

ВСФ-65

03С-24М

ЛБ-62Д

Шварц ЗК

5§28ЧЙВ

Нибаэ 65

3,0-

4:о

540-588 (60) включительно

Таблица 2


юса по 7-81


Проволока    !    Нормативное значение

Iпипмлтн ! временного сопротив-| ления разрыву мет ал -


■ Марка по i ГОСТ 2246-70 f мм


!


ла т' МПа


!а(1


кгс/мм^)


АН-47


Св-08ХМ

Св-08МХ

Св-08ГНМ


2-3    490-588    (50-60)


б. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6.1.    Для разработки траншей промысловых трубопроводов диаметром до 100 мм в мерзлых грунтах целесообразно применять фрезерные экскаваторы ЭФ-131 с глубиной копания 1,3 и. Ширина траншей, разрабатываемых этими экскаваторами, может быть увеличена до 400 мм изменением расстановки зубьев на фрезе.

6.2.    Для разработки траншей большей ширины следует использовать роторные экскаваторы ЭТР 254-01 с глубиной копания до 2,5 м и шириной рабочего органа 1,2 м.

6.3.    В немерэлых, частично мерзлых грунтах и в грунтах с включениями валунов траншеи целесообразно разрабатывать одноковшовыми экскаваторами Э0-5123ХЛ и 30-4121 вместимостью ковша 0,5-1,0 ма, а также экскаватором НД-1500 со сменным узким ковшом.

6.4.    При разработке мерзлых грунтов могут быть использованы рыхлители на базе одноковшовых экскаваторов со сменным оборудованием, бульдозеры-рыхлители, а также фрезерные экскаваторы для нарезания целей и последующей рааработкой оставшегося целика.

При этом предполагается предварительная засыпка целей для обеспечения прохождения землеройных машин.

6.5.    Разработка траншей в вечномерзлых грунтах под при-гружаемые трубопроводы диаметром 1020-1420 мм осуществляют поточно-расчлененным методом комплектом машин, состоящим из роторных экскаваторов ЭТР 254-01, мощных бульдозеров-рыхлителей Д-355А и одноковшовых экскаваторов НД-1500.

Под трубопроводы диаметром до 1020 мм вечномерзлые грунты крепостью до 400 ударов плотномера ДррНИИ разрабатываются роторным экскаватором ЭТР 254-01 в один проход.

15


Под пригружаемые трубопроводы диаметром 1020 ш и более траншеи в вечномерзлых грунтах той же крепости разрабатываются ЭТР-254-OI в два прохода с разработкой целика шириной от 0,1 до 0,6 м одноковшовым экскаватором НД-1500, При этом для обеспечения перемещения экскаватора отрытые траншеи предварительно засыпают (рис.5). Для обеспечения надежной работы ЭТР-254-OI на глубине h = 2,5 м дополнительно используется бульдозер ДЗ-27G, который перемещает разработанный грунт из-под транспортера экскаватора.



V


Рис.5. Технологическая схема разработки траншей в вечномерзлых грунтах для прокладки ггригружаемых трубопроводов диаметром 1020-1420 мм на участках глубиной от 2,2 до 2,5 м:


I -разработка траншеи экскаватором ЭТР 254-01 шириной 1,2 м и глубиной 2,2-2,5 м; П-эасыпка траншей бульдозером типа Д-355А, ДЗ-27С; Ш-раэработка траншеи экскаватором ЭТР 254-01 шириной 1,2 м и глубиной 2.2-2,5 м; 1У-эасыпка траншеи бульдозером типа Д-355А, Д-455А или ДЗ-27С; У-раэ-работка траншеи одноковшовым экскаватором НД-1500

6.6.    Для разработки траншей глубиной до 3 м под трубопроводы диаметром 1420 мм в вечномерзлых грунтах крепостью до 400 ударов плотномера ДэрНИИ осуществляется разработка ’’корыта" шириной 7 м и глубиной до 0,5 м бульдозерами-рыхлителями типов Д-355А или Д-455А, далее согласно п.6.5.

6.7.    Для разработки траншей глубиной более 3 м в вечномерзлых грунтах крепостью более 400 ударов плотномера ДррНИИ, а также с наличием валунов рекомендуется применение одноковшовых экскаваторов Э0-4121 или НД-1500 с предварительным рыхлением грунтов буро-взрывндаи опособами. Для бурения шпуров под взрыв используют буровые машины БТС-150, УРБ-2А, МБШ-321. Бурение шпуров производят на глубину, превышающую на 0,2 м глубину основной траншеи.

После взрыва грунт в траншее планируется, после чего обрабатывается одноковшовш экскаватором.

6.8.    Присыпку уложенного в траншею трубопровода рекомендуется производить грунтом отвала, разрыхленного (проходкой по предварительно спланированной насыпи отвала) ротортм траншейным экскаватором ЭТР 254-01. Слой разрыхленного грунта над трубопроводом должен составлять не менее 20 см над верхней образующей трубы.

7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАИ

7.1. При сооружении свайных оснований под надземные трубопроводы, в зависимости от структурного состава, прочностных свойств и температурного режима вечномерзлых грунтов на отдельных участках, оснащения отроительных организаций соответствующей буровой техникой и оборудованием, могут применяться следующие опособы уотройотва свайных опор:

бурозабивной - при забивке трубчатых свай в предварительно пробуренные буровыми станками лщдерные скважины;

буроопускной - при установке свай погружением в предварительно пробуренные буро вши станками скважины с заливкой эа-трубного пространства специальным раствором;

забивной - при забивке или погружении свай в предварительно оттаиваемый грунт огневыми герелками (термобурами);

17

комбинированный - при установке и погружении свай в скважину, пробуренную на 0,5 ее глубины буровыми станками и пропаренную до проектной отметки.

7.2,    При буровабивном способе бурение лидерных скважин рекомендуется осуществлять диаметром на 1-2 см меньше сечения применяемых свай. Глубина лидерных скважин для буро забивных свай не должна превышать глубины погружения сваи; при этом нижний конец (острие) сваи после забивки должен находиться ниже забоя скважины. Для бурения скважин под установку свай диаметром от 219 до 325 мм рекомендуется применять преимущественно буровые станки с термомеханическим рабочим органом типа 1-ТБС и ТБС, а также со шнековым рабочим органом типа Като-PFI200. Проходку скважин под установку свай диаметром менее 219 мм можно наряду с указанными буровыми станками также выполнять машинами марки УШ-2Т, УШ-2ТВ, БТС-150, оснащенными рабочим органом диаметром требуемых параметров.

Технология бурения скважин и установка свайных опор в вечномерзлых грунтах с использованием станков термомеханического бурения должна производиться в соответствии с требования-

ми    птрпУ    "Строительство промысловых трубопроводов.

Технология и организация".

Забивка трубчатых свай в предварительно пробуренные скважины в твердомерзлых грунтах высокой прочнооти при применении станков механического бурения со шнековым рабочим органом типа Като-РР1200, У111-2Т, У1Н-2ТВ, БТС-150 и других более затруднительна и трудоемка. Если используется шлам в качестве заполнителя межтрубного пространства, то требуется специальный подогрев.

Погружение свай в предварительно пробуренные скважины рекомендуется осуществлять сваебойными машинами: дизель-молотами типа СП-49, вибромолотами и вибропогружателями,

7.3.    Диаметр предварительно пробуренных скважин при буроопускном способе должен быть не менее 5 см наибольшего диаметра устанавливаемой сваи. Буроопускной метод рекомендуется на тех участках трассы с трудоемкими работами, на которых для бурения скважин используют буровые станки со шнековыми рабочими органами.

13

Установленная на проектную отметку свая деляна быть выверена и расклинена деревяншмн клиньями для обеспечения вертикального положения.

Приготовление и заливку раствора рекомендуется производить с помощью автобетеносмесителя СБ-92 и цементировочных агрегатов ЦАБ-320 на базе автомобиля КрАЗ-258.

7.4.    Забивной способ погружения свай в предварительно оттаиваемый грунт огневши горелками (термобурами) рекомендуется применять при установке свай преимущественно малых диаметров: 159, 106 мм и менее на глубину до 5 м.

7.5.    Комбинированный способ рекомендуется применять в основном на участках прочных твердомералых грунтов, на которых используются для устройства скважин станки, оборудованные шне-ковьми рабочими органами.

8. НАНЕСЕНИЕ АНТИКОРРОЗИОННОЙ И ТЕПЛОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

8.1.    Для повшюнмя индустриализации и качества строительства и снижения его сроков следует использовать теплоизолированные трубы, изготовленные в заводских или базовых условиях.

Теплоизолирование трубопроводов в траооовнх условиях производят только при отсутствии баз или цехов по теплеизоляции труб в близлежащих районах строительства.

8.2.    Конструкция тепловой изоляции включает антикоррозионное, теплоизоляционное и гншюнзеляционное покрытия.

8.3.    В качестве антикоррозионного покрытия используют грунтовки ГГ-832 НИК (ТУ 102-350-83), В-ЖС-0235 (ТУ б-Ю-1972-84) или сочетание грунтовки с липкой полимерной лентой типа Поликен.

8.4.    Дня получения теплоизоляционного покрытия монолитного или в виде скорлуп применяют заливочный пенополиуретан типа Сиспур или ППУ-331.

8.5.    При подземной прокладке в качестве антикоррозионного покрытия используют липкую ленту типа Поликен 960-25 в 2 слоя: для надземной прокладки - липкую ленту Нитто 53-635 в 1,5 слоя и алюминиевую фольгу (ГОСТ 618-73 с изм.1) для защиты ленты от воздействия ультрафиолетовых лучей.

19

При монтаже тепловой и^ллции на трассе в качестве защитного покроил лспол^.зулт алюминиевый лист толщиной 0,5-0,7 мм или оцинкованное нелепо таданой 0,7-0,9 мм.

0.6. В битовых условиях подготовку наружной поверхности труб, а также понесете противокоррозионного покрытия на основе грунтовой производят на линии ПТЛ-2, входящей в состав тру-оозаготовительного комплекса и переоборудованной применительно к технологии комплекса. При этом осуществляются следующие операции:

в зимнее время секции труб очищают от снега или наледи, высушивают и подогревают до температуры не менее +15°С;

наружную поверхность секции труб очищают вращающимися круглыми металлическими щетками от грязи, ржавчины, копоти, жировых пятен, следов топлива, рыхлой окалины и т.п. Очищенная поверхность должна быть сухой и иметь серый цвет с характерными проблесками металла.

8.7.    Грунтовку наносят на трубы методом полива за один проход с последующим растиранием ее по поверхности трубы специальными полотенцами. Нанесенный слой грунтовки должен быть ровным, без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей. Расход грунтовки В-ЖС-0235 составляет 150-200 г на I поверхности трубы, ориентировочный расход грунтовок ГГ-832 НИК 0,12-0,25 л/м**

8.8.    Трубы, предназначенные для надземной прокладки, поело нанесения грунтовок подаются на участок сушки. При использовании грунтовок ГГ-832 НИК и ГГП-821 сушку проводят обдувом воздуха огрунтованной поверхности. При применении грунтовки В-ЖС-0235 участок сушки должен быть оборудован дополнительными стеллажами или камерой, в которую с помощью воздуходувки нагнетается горячий воздух. Условия сушки на стеллажах - 24 ч при* 20°С, в камере - 20 мин - при +Ю0°С. После сушки грунтовки проводят операции контроля качества и ремонт, затем трубы подаются в отделение нанесения теплоизоляции.

8.9.    Трубы, предназначенные для подземной прокладки, после нанесения грунтовки сразу подаются на участок нанесения липкой полимерной ленты. Ленту наносят методом спиральной намотки на движущуюся поступательно-вращательную трубу в один слой с величиной нахлеста слоев ленты 20-30 мм стационарно установленной изоляционной машиной.

20

Изоляционную ленту следует наносить без перекосов, морщин, гофров, вздутий, складок, отвисаний; должно быть обеспечено плотное прилегание ленты по всей защищаемой поверхности и создана герметичность в нахлесте. Для этого необходимо систематически

т проверять и регулировать натяжение ленты (усилие 1,5-2 кгс/см2 при температуре от +Ю°С).

натяжения 1,о-£ кгс/см'~ при температуре

8.10.    Монолитную пенополиуретановую теплоизоляцию наносят в герметично эшсрывагощихся разъемных формах. Трубу укладывают в полость формы на специальные полукольцевые вкладыши из пенополиуретана, центрирующие трубу соосно с формой. Форму закрывают, трубу нагревают до 20-35°С, затем в полость формы заливают исходную полимерную композицию. Приготовление смеси и заливку ее в форму осуществляют с помощью заливочной машины типа "Трузиома" или ДСУ-3.

Залитую в форму смесь выдерживают в течение 15-20 мин до полного вспенивания и отверждения. Затем форму открывают, трубу извлекают из формы и укладывают на конвейерную линию гидроизоляции.

6.11.    Нанесение гидроизоляции производят путем обмотки теплоизоляционного слоя полимерной лентой (Поликен 980-25 либо Нитто 53-635 в зависимости от назначения)в соответствии с

RPH ПОЯ ЯЯ

Миннефтёгйзстрой "Ведомственные строительные нормы. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокорро-зионная и тепловая изоляция".

8.12.    При надземной прокладке для теплоизолированных труб в качестве защитного покрытия используют комплексное по

крытие, состоящее из полуторного слоя полимерной ленты Нитто и светощащитного алюминиевого покрытия.

Первый слой ленты наносят с полуторный шагом липкой стороной вверх, второй слой ленты, нанооимой липкой стороной вниз, должен закрывать незаизолированную часть трубы с нахлестом по 50-100 мм на первый слой с каждой стороны. При этом образуется клеевой замок, т.е. в нахлесте ленты прочно склеиваются, образуя герметичное покрытие. Обмотку полимерными лентами производят с помощью обмоточной машины.

8.13. Светозащитный слой (алюминиевая фольга ГОСТ 618-73 шириной 350-450 мм, толщиной 0,1-0,7 мм) наносят спиральной намоткой с нахлестом 20 мм. При этом фольгу приклеивают к лип-

21

кому слою гидроизоляционной ленты и прикатывают прикатцым роликом. Концы фольги на обоих концах секции закрепляют проволочными скрутками или металлическими бандажами.

Нанесение теплоизоляции в трассовых условиях

8.14.    Тепловую изоляцию в трассовых условиях осуществляют на трубы как с антикоррояиониым покрытием, так и без покрытия.

8.15.    При использовании неизолированных труб участки сваренного в нитку трубопровода, уложенного на опоры, перед нанесением тепловой изоляции подвергают очистке от грязи, окалины, масляных пятен и других загрязнений. На очищенный трубопровод наносят грунтовку ГГ-832 НИК. Наносить грунтовку разрешается при температуре отгружающего воздуха не ниже минус 40°С. При температуре окружающего воздуха ниже +3°С трубу следует подогреть до температуры не ниже +1б°С.

8.16.    Теплоизоляционное покрытие монтируют из пенополиуретановых или пенополистирольных скорлуп, предварительно изготовленных на базах. Скорлупы крепят на трубе с помощью проволоки или узкими металлическими бандажами.

8.17.    Поверх теплоизоляции наносят светозащитное покрытие, которое крепит широкими металлическими бандажами, закрывающими одновременно поперечные стыки.

Изоляция стыков теплоизолированных трубопроводов

8Л8. В полевых условиях после сварки секций в нитку и положительного заключения о качестве сварного соединения поверхность стыка перед нанесением противокоррозионного слоя необходимо очистить. Очистку поверхности шва и околошонкой зоны рекомендуется выполнять шлифмашииками или металлическими щетками.

Сушку и подогрев изолируемой зоны сварного стыка производят с помощью газовых горелок, тем самым обеспечивается сохранность теплоизоляционного и гидроизоляционного покрытия, выполненных в базовых условиях.

8.19. На очищенную поверхность стыкового соединения наносят грунтовку ГТ-832 НИК. Для ее нанесения рекомендуется применять окрасочные шолоедные кисти или поролоновые валики; можно также использовать метод распыления.

22

Министерство ! Пособие по технологии и организации! строительства ! строительства промысловых трубопро-f предприятий ! родов Ямбургского газоконденсатного!

Министерство

! Впервые

промысловых трубопроводов.

! Технология и организация"


I. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. По строение инженерно-геологического разреза, криогенным особенностям, величине льдистостн пород и характеру геологических процессов территории Ямбургского месторождения, занятую под сооружение трубопроводных систем, можно подразделить на участки 4 типов различной сложности.

Участки I типа. К ним относятся участки, сложенные преимущественно слаболъдистши супесчано-песчаными грунтами,подотила-ямими слабольдистыми суглинками, имеющие относительно простые инженерно-геологические условия прокладки трубопроводов.

Участки П типа. Характеризуются почти повсеместным распространением торфяников мощностью 0,5-1,2 м, подстилаемых глубиной 1,5-2,0 м и наличием высокольдистого горизонта суглинков и супесей.

Факторами, осложняющими условия сооружения и эксплуатации трубопроводов, являются:

развитие процессов термокарста при нарушении естественных условий теплообмена (снятие покрова, нарумянив режима снегонакопления и пр.);

потенциальная неравномерная осадка и образование болот при оттаивании льдистого горизонта.

Участки Ш типа. Характеризуются повсеместны* распространением высокольдистых торфяников мощностью 2,5-5,0 м и наличием высокольдистого суглинистого горизонта до глубины 3,0-3,2 м.

( Утверждены ВНИИСТом } ! I декабря 1988 г. !



} Срок введения в | действие

! I марта 1989 г.


8.20.    Ддя теплоизоляции зоны сварных стыков используют пенопластовые скорлупы.

Через каждые 24 м теплоизолированного трубопровода вместо скорлуп из пенопласта монтируют конструкцию из минеральной ваты или базальта, которая служит в качестве противопожарной вставки.

Нанесенное в зоне стыка покрытие скрепляют бандажами из полимерной липкой ленты, после чего наносят гидроизоляционный слой.

8.21.    Для гидроизоляции теплоизоляционного сдоя применяют полимерную ленту Нитто 53-635.

Ленту наносят в 2 слоя спиральной намоткой с 50$-ным нахлестом пли Поигаретнымпопоообом. Нахлест на слой заводской изоляции должен быть не менее 10 см.

8.22.    По гидроизоляционному покрытию наносят кожух из алюминия или оцинкованного железа толщиной 0,6 мм о замком в нижней части трубы. Допускается применение алюминиевой фольги, которую наносят спиральной намоткой с нахлестом 2-3 см.

8.23.    Работы по изоляции сварных стыков и ремонту повреждений заводской изоляции необходимо выполнять в соответствии с МиннЪфтвгбзе'грой "Ведомственные строительные нормы. Строитель-

ство магистральных трубопроводов. Технология и организация”.

8.24.    В трассовых условиях при сооружении подэемнс прокладываемых трубопроводов из неизолированных труб работу по очистке поверхности трубопровода, нанесению грунтовки, полимерных изоляционных лент и защитных оберток следует производить механизированным способом с помощью самоходных машин.

9. МОНТАЖ НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

9.1.    Монтаж ригелей и опорных элементов трубопровода должен выполняться после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.

9.2.    Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более следует производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует сооружать из двухтрубных секций.

23

При формировании вокруг трубопроводов ореолов протаивания возможны неравномерные осадки» а в отдельных местах - быстрое формирование термокарстовых заболоченных понижений.

Участии 1У типа. Характеризуются наибольшей сложностью, повсеместным распространением мощных (до 4 м)торфяников,расчлененных термокарстовыми котловинами и озерами. Торф в сезонно-и вечномерзлом состоянии характеризуется высокой льдистостью (больше 0,5) и в ряде случаев залеганием полигональножильных льдов. Торф подстилается повсеместно высокольдистьм 0,34-0,48 (суглинистым) горизонтом с подошвой до 4,5 м.

1.2.    Строительство на Ямбургском ГКМ должно вестись с неукоснительным выполнением требований по охране природы, устанавливаемых проектом, во избежание нанесения непоправимого урона природной среде.

1.3.    Основные положения по технологии и организации строительства, изложенные в данном Пособии, могут быть использованы при опытном строительстве промысловых трубопроводов на месторождениях п-ва Ямал.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1.    При строительстве промысловых трубопроводов необходимо максимальное применение индустриальных методов, к которым

относятся:

заводское или базовое изготовление элементов опор;

изготовление компенсаторов в базовых условиях;

нанесение антикоррозионной и тепловой иэолявдт высокопро-'продительными установками в базовых у:ловиях;

укрупненная сборка трубных узлов в базовых условиях.

2.2.    Работы по сооружению промысловых трубопроводов следу-.т выполнять поточно.

На Ямбургском месторождении целесообразно применять 3 'ипа промысловых трубопроводостроительных потоков (ЛТП), что •тиэано с необходимостью строительства на промысле трубопроводе различного назначения с разными диаметрами и способами прокладки, изоляцией и т.д.

1-й тип ГГГГГ - сооружение поцземных гаэопроводов-коллекто-по в и газопроводов-подключений диаметром 1420 мм и 1020 мм

2- й тип ДТП - сооружение надземных газопроводов-шлейфов.

3- й тип ПТП - строительство водоводов и системы'канализации.

Организационные структуры потоков трех типов ПТП-I, ПТП-2, ПТП-3 птведены на рис. 1,2,3.

2.3. Структуре линейных потоков должна соответствовать организационно-управленческая структура треста. Для строительства промысловых трубопроводов на Ямбургеком ГКМ предлагается организовать специализированный трубепроводостроительный трест, которому непосредственно должны быть подчинены комплексные потоки. Эта яеобходныооть диктуется ограниченностью территории промысла, обязательным применением гибкой технологии, широшм маневрированием ресурсами, а также динамична! оперативны* управлением.

2.4. Организационно-технологическая схема сооружения подземных промысловых трубопроводов должна быть аналоточна схеме, используемой на строительстве наястраяъных трубопроводов.

2.5.    В условиях интенсивных снежных заносов необходимо сформировать специализированное звано для поддержания дорог в надлежащем для проезда состоянии.

Автотранспорт должен двигаться колоннами. Следует сформировать колонну обслуживания в составе: топливозаправщик, бензовоз (дня дизельного топлива), маслоааправщик, авторемонтная мастерская, бортовая малина с запасным деталями и агрегатами, которая должна обеспечивать бесперебойную работу всей техники.

2.6.    Технология выполнения строительно-монтажных работ при сооружении газопроводов-шлейфов приведена на рис.4.

5

Трест Г

i ri


Промысловый трубопровода строительный истин ПТП-


^ Трест {СУ}


I

I


Патак ладна-тоёительных рааптфПР)

Транспортный патак (ТП)

L

I _

Росчистно ] и планировках трассы 1

Вывозка грузов cam-

свалами

Строительств вдольтрассо-еых дорог

Вывозка триб и секции фа-йеозами

Пагрузочно-

розерузочнш

работы

Щ

*3!

Перевозка

людей

вахтовым

транспортом

разработка щпаасы. _ кыпка руРопрозаоа

Сваркц

секции е нитку

тяАяцнясШ

ков а оклад-] на трубопра вода

БашзстироА на тру&зпщ вода

Шантаж тех \налогическш\ зло в и за-лестов


(>on)


радсты(ЗР)\



Рис.1. Организационная структура промыслового трубопроводостроительного потока по строительству подземных газопроводов больших диаметров


Трубазаео-

врвшпельная

боза(ТЗБ)

Патак подготовительна работ (ппр)

1 1

Сборка

Хповоротных

{стыков

Расчистка

итанцровка

трассы

Строитель-ото времен шх дорог

ЪПАОиЗОАЯ -

ция триб и секции

изготовление

каипенсато-

тжс

сварка узлов

Изготовление

опар


Транспортом. потакСтп/

Поток по сооружении

оптпса}

1

_1

Погрузочно-

разгрузочные

работы

борение

стткин

Вышина трубовозами mfiya UCPKiipL

-Z-JB

Установки свайных опор —--1

Вывозки людям Шаговым И тоанспоатош

Монтаж узлов _ утирания

Монтаж

компенсаторов и вашего»

Сборка секций в плети

Нанесение

покрытий


1


WOOi

ъ/


Основной

поток(ОП)


Очистка, трубопровода


Испытание труоопрово Зое


Сварка и монтаж мога-нолонроводое


Рис.2.Организационная структура промыслового трубопроводо-строительного потока по строительству надземных газопроводов-шлейфов


Траст__

1 Г


Проя&сяае&и трд&ярсгсдсетрситея^ый /ютах ПТЯ~3 ^ /р2£Я?{£У/

- т     ■    —* а I


I ТруВоэагвтя-—vn&Qs ?(733)


Ятмашштт ямголв и спор


Г“

atm-,_____ш сты

ков труд

ошт______„

ций труб

Тштоизапя-щм труда секций

I Транслсртнш,

\паток(ТП) 1

| ] Натек по шз-\вумениюаш 1 1 ЦШО)

Основной

поток (ОН)

!

1 Пагрузсчяо-Хрооотм

Бурение | скважин 1

Сварка сек-1 ции еплегПь 1

Выеазкс грузов aemoca-

Аюсвашши

Установка \ сеатш 1 опор 1

Шзнтож кюм-\ пенсаторов 1 и захлестов j

Монтаж

узлов

тиранив

Монтаж ам щево кобели

екожухам

Расчистка трассы от снова

Понесение покрытий на стыки

\ЗоёерщайШ8

\роВвпы(ЗР}



Мсштание \


Вяс«3» Организавдсняал структура промыслового трубопроводе-строительного потока по строительству водоводов


Расчистка трассы от снега; устрой- Бурение сто технологической дороги новко се

скважин, развозка а уста- Роз возка и расклт аО а:мш> и монтаж /

Ьа изолированных Сварка секций в плеть на торах, оивелей nQn^r^eoe т НЕТЮ>ви)лных

ШШ77777ТтТШт

7777777177777777771777171

wnmiwmiiiinifinii

ч ft f / ч А * t

L Ok \

is ff 77 Монтаж компенсатора и эамыкоюшево стыка

* h \ i I i f~ i 7

8 23 10 13

Регулировка oaap трудолровода, изоляция стыкав и потруднее

4 ^ 1 1 * J 4 \ А \ о \ А

J 20 18 U 1? 7$ \

Монтаж мвтаншюправода методом протаскивании ч его укладка

Рис. 4. Поточно-индустриальный метод строительства газопроводов-шлейфов па Ямбургскси ГКМ:

I-бульдозер мощный; 2- бульдозер-планировщик; 3- трактор-тягач; 4- трубоукладчик; 5- буровая установка; 6- трубовоз; 7- дереднииная парогенераторная установка; 8- автомобиль

с инструментами; 9- сварочный агрегат; 10- электростанция: II- насосная станция; 12- гидродомкрат; 13- электроинструмент для зачистки зоны шва; 14- внутренний центратор; 15- газопровод-шлейф; 16- изолированная секция; 17- катушка; 18- протаскиваемый метанолопровод; 19- укладываемый метанолопровод; 20- изолированные трубн; 21- сваи; 22- ригели; 23- тепло-

кзоляпионннй материал; 24- трассовая дорога

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ

3.1.    К основным видам подготовительных работ относятся: восстановление и закрепление геодезических знаков трассы; геодезическая разбивка строительной полосы; выполнение мероприятий по продлению срока службы зимних

дорог;

вертикальная планировка строительной полосы; устройство защиты строительной полосы от заноса снегом; строительство временных подъездных и технологических дорог;

разработка грунта в карьерах;

устройство водоотвода поверхностных и грунтовых вод со строительной полосы;

завоз грунта на технологические проезды.

3.2.    При восстановлении и закреплении трассы необходимо обозначить места с залеганием жильных и подземных льдов, участки морозного пучения и т.п.

3.3.    Для выравнивания рельефа местности вертикальную планировку следует выполнять в основном подсыпкой низинных мест привозным минеральным грунтом, состав которого определяет лаборатория строительной организации.

На участках трассы с подземным льдами и грунтами с льдистостью 0,4 подсыпку выполняют с учетом возможности стока поверхностных вод. Для подсыпки следует применять легко уплотняемые грунты. При этом необходимо предусматривать меры, исключающие ({ильтращго воды через подсыпку или основание и проникновение ее в зону разработки траншеи и в тело насыпи временной дороги.

Планировку привозного грунта выполняют бульдозером послойно, а уплотнение каждого слоя осуществляют проходом груженных грунтом автосамосвалов и другой техники. На участках трассы Q грунтами, имеющими льдистость менее 0, 3, вертикальную планировку трассы можно выполнять бульдозером срезкой грунтовых выступов и последующим перемещением их в низинные места.

10