Купить ГОСТ Р 59433-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на вновь проектируемые, строящиеся и реконструируемые защитные сооружения от воздействия воды, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенные для обеспечения их сохранности и повышения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает классификацию защитных сооружений от воздействия воды на автомобильных дорогах общего пользования и предъявляемые к ним общие технические требования. Требования стандарта не распространяются на районы вечной мерзлоты, строительство на территориях, подверженных сейсмическим воздействиям выше 6 баллов
Дата введения | 01.05.2021 |
---|---|
Актуализация | 01.01.2022 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ | |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ( СТАНДАРТ V Ur vj? / РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
ГОСТ Р 59433— 2021 |
Дороги автомобильные общего пользования
Общие технические требования
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2021
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ГЕО-ПРОЕКТ» (ООО «ГЕОПРОЕКТ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 г. № 228-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федералыюго закона от 29 июня 2015 г. N° 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление. 2021
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии И
4.12 Эксплуатацию и содержание ЗСВВ следует организовать с учетом местных и климатических условий, а также правил содержания, разработанных Заказчиком.
4.13 На участках автомобильных дорог, где предусмотрены мероприятия по инженерной защите, проектирование и устройство ЗСВВ следует осуществлять с их учетом.
5.1 Классы сооружений защиты автомобильных дорог от воздействия воды следует назначать не ниже классов самой автомобильной дороги и защищаемых дорожных объектов в зависимости от их хозяйственной значимости согласно положениям ГОСТ 27751. Они классифицируются по следующим признакам:
а) по уровню ответственности:
1) сооружения ЗСВВ относятся ко 2 классу с уровнем ответственности «нормальный»;
б) по назначению защиты:
1) от поверхностного стока автомобильной дороги или отдельных дорожных сооружений и элементов обустройства:
2) от затопления:
3) от подтопления;
4) от грунтовых вод.
5) от волновых процессов;
6) от селевых потоков;
7) для регулирования руслового потока рек.
в) по типу конструкций для укрепления:
1) биологические (укрепление откосов и склонов травопосевом и одерновкой. посадка зеленых насаждений и т. д.)
2) с применением грунтовых и дерево-грунтовых материалов (фашины, грунтово-ряжевые конструкции и т. п.);
3) с применением геосинтетических материалов.
4) сетчатые, габионные, ряжевые, шпунтовые и т. д.;
5) с применением бетонных и железобетонных конструкций (в том числе сборных и монолитных, сборно-монолитных);
6) с применением каменных конструкций;
г) ло сроку службы ЗСВВ;
1) постоянные (капитальные);
2) временные (сезонные).
5.2 Классы ЗСВВ. применяемые для защиты от подтопления, следует назначать в зависимости от норм осушения и расчетного прогнозного понижения уровня подземных вод по таблице 1 (см. СП 104.13330. 2016).
Таблица 1 — Классы сооружений для защиты от подтопления | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Примечание: Отнесение сооружения к классу по таблице проводят согласно гидравлическим расчетам при проектировании. |
6.1 К защитным сооружениям автомобильных дорог от воздействия воды относятся.
1) сооружения защиты от поверхностного стока и затопления автомобильной дороги:
2) сооружения подземного водоотвода для перехвата и отвода грунтовых вод, снижения их негативного воздействия на автомобильную дорогу и на ее отдельные конструктивные элементы.
Виды, предназначение и места устройства защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Виды и предназначение защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 2 | ||||||||||||||||||||||||
|
7.1 Для перехвата воды, стекающей по косогору к автомобильной дороге, и для отвода этой воды к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и пониженные места рельефа следует устраивать нагорные канавы и сооружения защиты от поверхностного стока и затопления автомобильной дороги. Отвод поверхностного стока с дороги следует осуществлять в водоемы, водотоки, овраги или в канализационные системы.
7.2 Дамбы обвалования следует устраивать для защиты затапливаемых дорог со стороны водных объектов. Применяются два вида обвалования: общее — по всей длине затапливаемого участка и локальное — на отдельных объектах, сооружениях и участках.
7.3 Общее обвалование отдельных участков целесообразно применять при отсутствии водотоков, пересекающих автомобильную дорогу, либо, когда их сток может быть переброшен в водохранилище или в реку по отводному каналу, самотечному трубопроводу или трубопроводу от насосной станции. Общую схему обвалования защищаемой территории на всем протяжении пониженных отметок ее естественной поверхности следует выбирать на основании технико-экономического сопоставления вариантов с учетом требований нормативных документов.
7.4 Локальное обвалование следует применять, когда общее обвалование экономически нецелесообразно (при этом автомобильная дорога не должна терять свои потребительские качества).
7.5 При выборе вариантов конструкций дамб обвалования для защиты автомобильных дорог должны быть учтены:
1) топографические, инженерно-геологические, гидрогеологические, гидрологические и климатические условия района строительства;
2) возможность пропуска воды в период половодья и летних паводков;
3) возможность и целесообразность применения местных строительных материалов, строительных машин и механизмов;
4) сроки возведения сооружений,
5) требования по охране окружающей природной среды:
6) удобство эксплуатации.
7.6 Превышение отметки гребня дамб обвалования над расчетным уровнем воды для всех классов плотин следует принимать не менее 0,5 м.
7.7 Искусственное повышение поверхности территории для защиты автомобильной дороги от затопления следует предусматривать в тех случаях, когда другие меры инженерной защиты не целесообразны или не эффективны.
7.8 Проект вертикальной планировки с подсыпкой грунта для защиты автомобильной дороги следует разрабатывать с учетом плотности застройки территории, степени выполнения ранее предусмотренных планировочных работ, классов защищаемых сооружений, изменений гидрологического режима рек и водоемов, расположенных на защищаемой территории, с учетом расчетного подъема уровня подземных вод.
7.9 При проектировании искусственного повышения поверхности территории для защиты автомобильной дороги отметки гребня обвалования над расчетным уровнем воды в реке или водохранилище следует принимать в соответствии с 7.6 не менее 0.5 м.
7.10 При осуществлении искусственного повышения поверхности территории вдоль автомобильных дорог необходимо обеспечивать условия естественного дренирования подземных вод. По тальвегам засыпаемых или замываемых оврагов и балок следует прокладывать дренажи, а постоянные водотоки заключать в коллекторы с сопутствующими дренами.
7.11 Укрепление откосов земляного полотна автомобильных дорог должно применяться для защиты откосов от воздействия воды. волн, ветра и других факторов, нарушающих местную устойчивость откосов насыпей и выемок земляного полотна.
7.12 Конструкции укрепления откосов в комплексе с другими мероприятиями должны обеспечивать местную устойчивость откосов в течение всего срока службы автомобильной дороги.
7.13 Укрепление откоса автомобильных дорог со стороны берега должно быть устойчиво против ударов волны, воздействия течений и льда. Кроме этого, должны быть учтены климатические условия, влияющие на долговечность, сохранность и работу покрытия (морозостойкость, агрессивность воды и т. п.). Укрепления откосов дерном, посевом трав и так далее не должны принимать ударов волн, припая лодяного покрова и ударов плавающих льдин. Укрепляемые откосы следует заложить с крутизной откосов не менее 1:2.
7.14 Типы креплений откосов и их размеры в пределах подтопления на подходах к мостам и трубам и для откосов регуляционных сооружений следует принимать в зависимости от условий ледохода, воздействий волны и течения, соответствующих расчетному уровню воды.
7.15 Расчетная отметка обводнения поверхности откоса должна устанавливаться из наблюдений над пиками ежегодных максимальных паводков или подъемов уровней воды и соответствовать отметке пика паводка (подъему уровня). Обеспеченность (или вероятность превышения) для автомобильных дорог в зависимости от их категории приведена в таблице 3. При этом должны учитываться накат волны на откос, подпор и сгонно-нагонные колебания.
Таблица 3 — Обеспеченность (или вероятность превышения) пика паводка для автомобильных дорог в зависимости от категории | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
* В районах с малоразвитой сетью автомобильных дорог для сооружений, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 0,33 вместо 1 % и 1 вместо 2 %. ** В районах с развитой сетью автомобильных дорог для автодорожных малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании вероятность превышения допускается принимать 2 вместо 1 %, 3 вместо 2 %, 5 вместо 3 %. |
7.16 Для защиты откосов насыпи автомобильной дороги, конусов и опор мостов, других дорожных объектов от размыва и иного негативного воздействия вод следует применять:
1) закрепление береговых откосов слоем растительного грунта с посевом трав, дернования, посадки кустов и т. д:
2) уположивание откосов насыпи дорог и конусов мостов;
3) укрепление откосов геосинтетическими материалами с заполнением различного типа;
4) укрепление берегов и конусов мостов каменными материалами (камень, щебень, галька);
5) использование габионных конструкций:
6) укрепление гибкими бетонными покрытиями:
7) использование бетонных и сборных железобетонных конструкций (плит);
8) подпорные стены различных конструкций и материалов;
9) увеличение пропускной способности русел рек (расчистка русел, уширение и т. д.):
10) устройство струенапрваляющих сооружений (дамбы, шпоры и т. д.):
11) тетраподы и иные бетонные конструкции;
12) геоконтейнеры, геотубы, мешки с песком;
13) комбинированные конструкции с использованием выше указанных типов укреплений.
7.17 Для защиты автомобильных дорог, расположенных в горных и предгорных районах и подвергающихся воздействию селей и селевых потоков, должны быть предусмотрены необходимые сооружения и мероприятия. Виды и назначения селезащитных сооружений приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Виды и назначение сооружений и мероприятий для защиты от селевых потоков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 4 | ||||||||||||||||||||||||||
|
7.18 Регуляционные и защитные сооружения устраивают для защиты конусов и опор мостов от русловых деформаций, размыва и от воздействия пойменной струи. Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Виды и назначение регуляционных и защитных сооружений | ||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.19 Дренажные системы следует устраивать для предотвращения поступления подземных вод в конструктивные элементы автомобильной дороги, осушения или закрепления обводненных участков дороги, перехвата и отвода грунтовых вод.
7.20 Подземный водоотвод для перехвата и отвода грунтовых вод должен применяться в случав, когда грунтовые воды залегают высоко и путем капиллярного смачивания попадают в насыпь, в слои дорожной одежды или затапливают весь участок дороги.
7.21 Дренажи глубокого заложения (совершенного и несовершенного типа) должны применяться для защиты всего земляного полотна автомобильных дорог от воздействия грунтовых и паводковых вод и располагаться ниже глубины промерзания грунта. Их можно устраивать как отдельно, так и в сочетании с другими способами осушения земляного полотна.
7.22 Горизонтальные дренажи совершенного типа следует применять для защиты от подтопления и исключения обводнения грунтов земляного полотна автомобильной дороги грунтовыми водами (рисунок 1). Они должны полностью вскрывать водоносные слои и своим основанием доходить до водо-упора.
777 /7ГШ 7V ЯГЯГТ* 7П 777 |
водсхоскый спой |
1 - - закюпеткый дренаж, >-строемиый на попке; 2 — уровень грунтовых вод до понижения, 3 ■ кривая депрессии поело устройства дренажа: 4 — эакюветиый дренаж, устроенный на откосе выемки: 5 — водоупорный спой
Рисунок 1 — Двусторонний закюветный дренаж глубокого заложения совершенного типа
7.23 Горизонтальные дренажи несовершенного типа (рисунок 2) должны вскрывать водоносный слой лишь частично и не доходить до водоулора своим основанием. Глубина залегания дренажей совершенного типа определяется глубиной залегания водоулора. а несовершенного типа — соответствующими расчетами.
Рисунок 2 — Двусторонний подкюветный дренаж глубокого заложения несовершенного типа |
7.24 В зависимости от расположения в плане дренажи подразделяются на односторонний и двухсторонний. Двухсторонние дренажи используют для более интенсивного понижения уровня грунтовых вод.
1 -■ дренажная груба с щебеночной засыпкой; 2 — уровень грунтовых вод до понижения; 3 кривая депрессии после устройства дренажа; 4 -- уровень грунтовых вод после понижения; 5 -- водоупорный слой
7.25 Подкюветные дренажи следует применять для понижения грунтовых вод в пределах земляного полотна. Если водоупорный слой залегает на глубине до 0.4 м от бровки земляного полотна, следует устраивать совершенный дренаж с полным перехватом грунтового потока. При более глубоком залегании водоупорного слоя устраивают несовершенный (висячий) дренаж. Если поток грунтовой воды направлен поперек дороги, то совершенный дренаж устраиваеют с одной стороны — нагорной (рисунок 3).
1 — водоносный слой; 2 • уровень грум гопы* вод до понижения. 3 - кривая депрессии после устройства дренажа. 4 — уровень грунтовых вод после понижения S — хамок из глины, б - песчаная засыпка. 7 - крупный песок: 8 — водоупорный слои. 9 — дренажная труба со щебеночной засыпкой |
Рисунок 3 — Односторонний подюоветный дренаж глубокого заложения совершенного типа
й'2 |
тто Трубчатьй дренаж Перфорированная тр/ба и» труСофипьтров • с гоо-ексгипьнсй обортаей 1=30%. e>c.3«i Диаметры трубсфипьтрсе d во. 80. ICO.’50.200 мм Рисунок 4 — Дренаж мелкого заложения из трубофилътров |
7.26 Дренажи мелкого заложения (несовершенного типа) устраивают вдоль дороги в зоне промерзания для осушения верхней части земляного полотна и конструкций дорожных одежд (рисунок 4).
7.27 Устройство дренажа мелкого заложения следует предусматривать.
1) на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов во всех случаях, когда можно ожидать в отдельные периоды года увлажнение грунта до полной влагоемкости (при близком залегании подземных вод. на длительно подтапливаемых участках и т. д.):
2) в районах с большим количеством осадков на участках, где возможно скопление в основании проезжей части воды, проникающей с поверхности (участки с затяжными продольными уклонами. при сравнительно легко водопроницаемых покрытиях и грунтах обочин, участки, прилегающие к газонам, и т. д.).
7.28 Дренирующая обсыпка дренажа несовершенного типа должна быть замкнутой. Если часть водоносного пласта, расположенная над дренажом, состоит из песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации меньше 5 м/сут. то нижнюю часть траншеи следует засыпать песком с коэффициентом фильтрации более 5 м/сут.
7.29 Плоскостной горизонтальный дренаж устраивают из дренирующих слоев в основании проезжей части — из песка, пористых гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей, шлака и других местных материалов, с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии менее 1 м/сут или из геоматериалов (дренажный геокомпозит). При большом количестве подлежащей отводу воды (от 0.005 до 0.007 м3 / м2/ сут). а также в выемках, в местах с нулевыми отметками и на участках невысоких насыпей целесообразным является устройство продольных трубчатых дрен у краев проезжей части с по-
1 Область применения....................................................... 1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины и определения...............................................................2
4 Общие положения....................................................................6
5 Классификация защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды ..............8
6 Виды и предназначение защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды.......9
7 Требования к сооружениям и мероприятиям для защиты автомобильных дорог
от воздействия воды.................................................................10
8 Требования к проектированию защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды .23
9 Сроки службы защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды ..............24
10 Требования безопасности............................................................24
11 Требования охраны окружающей среды.................................................25
Библиография........................................................................26
Докажи с выпускам воды: а) - иа рельеф: б) — в закрытый продольный лоток. в) ■- в трубчатый дренаж: а) — на откос насыпи J -• продольная дренажная труба. 2 — геокомпозитмый дренаж. 3— песчаный дренирующий и технологический защитный слой с Кфй 0.5 MfcyT: J — дренажные трубы поперечных выпусков 5 — растительный спой иа откосе насыпи. 6 -- закрытый продольный поток |
Рисунок 5 — Основные варианты конструктивных решений плоскостных дренажей с применением геосинтетических материалов
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СООРУЖЕНИЯ ЗАЩИТНЫЕ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОДЫ
Общие технические требования
Automobile roads of general use.
Water Protection structures.
General technical requirements
Дата введения — 2021—05—01
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые, строящиеся и реконструируемые защитные сооружения от воздействия воды, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенные для обеспечения их сохранности и повышения безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию защитных сооружений от воздействия воды на автомобильных дорогах общего пользования и предъявляемые к ним общие технические требования.
Требования стандарта не распространяются на районы вечной мерзлоты, строительство на территориях, подверженных сейсмическим воздействиям выше 6 баллов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель ГОСТ 17.5.3.05 Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования кземлеванию ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 20425-2016 Тетраподы для берегозащитных и оградительных сооружений ГОСТ 21924.2 Плиты железобетонные с ненапрягаемой арматурой для покрытий городских дорог. Конструкция и размеры
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 28013 Растворы строительные. Общие технические условия
ГОСТ 30547 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия
Издание официальное
ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий
ГОСТ 32868 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий
ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий
ГОСТ Р 51285-99 Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 58654-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы металлические гофрированные спиральновитые. Технические условия
СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения»
СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»
СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»
СП 250.1325800.2016 Здания и сооружения. Защита от подземных вод
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1_
берегозащитные сооружения: Система устройств для защиты автомобильных дорог, проходящих по берегу, от оползней, а также от абразии (разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер, водохранилищ) и боковой эрозии [ГОСТ 20425-2016. пункт 3.1]
3.2 бетонное покрытие гибкое: Волногасящее и противоразмывное покрытие грунтового откоса инженерного сооружения, работающее по принципу гибкого экрана, собираемое из гибких бетонных плит.
3.3 безопасность защиты сооружения от воздействия воды: Свойство защиты сооружения от воздействия воды обеспечивать защиту жизнедеятельности людей, включая защиту дорожной инфраструктуры.
3.4
водный объект: Сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима.
[ГОСТ 19179-73. пункт 6]
водный режим: Изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах.
[ГОСТ 19179-73. пункт 14]
3.5
водоем: Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием.
[ГОСТ 19179-73. пункт 18]
3.6
водоток: Водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.
[ГОСТ 19179-73. пункт 15]
3.7
водохранилище: Искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
[ГОСТ 19179-73. пункт 177]
3.8
3.9_
габионные конструкции: Объемные сетчатые конструкции различной формы из сетки проволочной крученой с шестиугольными ячейками, заполненные камнем, применяемые для защиты грунтов от эрозии.
[ГОСТ Р 51285-99. пункт А.1]
гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
[ГОСТ 19185-73. пункт 48]
3.10
3.11 дренаж: Устройство для частичного или полного перехвата фильтрационного потока в основании или внутри водоподпорного сооружения, сбора и отвода профильтровавшихся вод.
3.12 дренажная система автомобильной дороги: Система инженерных сооружений дорожной одежды, земляного полотна и грунтового основания дороги, предназначенная для частичного или полного перехвата фильтрационного потока, его сбора и отвода, а также понижения уровня подземных вод.
3.13 дамба: Гидротехническое сооружение для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонения потока воды.
3.14 _
затопление: Повышение уровня воды водотока, водоема или подземных вод. приводящее к образованию свободной поверхности воды на участке территории.
[ГОСТ 19185-73. пункт 15]
3.15 защитные сооружения от воздействия воды (ЗСВВ): Инженерные сооружения, предназначенные для предупреждения и защиты от затопления и подтопления, обеспечения сохранности автомобильной дороги от отрицательного воздействия воды при воздействии опасных гидрогеологических и природных явлений.
3.16
запруда: водоподпорное сооружение на малом водотоке. [ГОСТ 19185-73. пункт 43]
земляноо полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной ор&жды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги. [ГОСТ 33105-2014. пункт 3.11]
3.17
3.18_
искусственные дорожные сооружения: Инженерные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами, водотоками, оврагами и др.. в местах, которые являются препятствиями для такого движения и прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, водопропускные трубы и другие подобные сооружения).
[ГОСТ Р 58654-2019. пункт 3.61
3.19 излучина реки: Участок извилистого русла водотока между двумя смежными точками перегиба его осевой линии.
насыпь: Земляное сооружение из насыпного грунта, верхняя часть которого на всей ширине расположена выше уровня земли.
[ГОСТ 33100-2014. пункт 3.20]
3.20
норма осушения: Расчетное значение необходимого понижения уровня грунтовых вод от поверхности земли на осушаемой территории.
[СП 116.13330.2012. пункт 3.9]
3.21
3.22 надежность защиты сооружения от воздействия воды: Свойство защиты сооружения от воздействия воды обеспечивать его безопасность в период расчетного срока эксплуатации.
Примечание — Расчетный срок эксплуатации не может быть меньше срока, указанного в пункте 8.20 СП 58.13330.2012.
3.23 _
обвалование: Ограждение местности земляными дамбами от затопления поверхностными водами.
[ГОСТ 19185-73. пункт 16]
3.24_
опасное гидрологическое явление: Событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов, а также их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
[ГОСТ 22.0.03-97. пункт 3.3.1]
3.25_
опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
[ГОСТ 22.0.03-97, пункт 3.1.5]
3.26 подземные воды: Воды, находящиеся в толщах горных пород верхней части земной коры в жидком состоянии.
3.27 _
подтопление: Повышение уровня подземных вод, приводящее к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории.
[ГОСТ 19185-73. пункт 14]
3.28_
половодье: Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников. [ГОСТ 19179-73. пункт 72]
3.29 полузапруда: Сооружение, перегораживающее часть русла водотока и примыкающее к береговому откосу, осуществляемое с целью создания нужного режима течения.
3.30 _
противофильтрационная завеса: Преграда, устраиваемая в грунтовом массиве и прорезающая водоносные горизонты с целью исключения или снижения водопритоков к подземному сооружению.
[СП 250.1325800.2016. пункт 3.28]
3.31 ряж: Коробчатая конструкция из бревен, брусков или железобетонных брусьев, заполняемых камнем либо грунтом.
3.32 _
река: Водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.
[ГОСТ 19179-73. пункт 21]
3.33_
регуляционные сооружения: Сооружения, предназначенные для регулирования водного потока. пересекаемого дорогой, с целью обеспечения течения воды и движения наносов в нужном направлении при соблюдении требуемых условий эксплуатации мостового перехода и водотока (струенаправляющие дамбы, траверсы, шпоры, береговые укрепления и др.).
[ГОСТ 33177-2014. пункт 2.6]
сель: Грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.
[ГОСТ 33149-2014. пункт 3.33]
3.34
солеспуск: Гидротехническое сооружение для пропуска селевых потоков через дорогу. [ГОСТ 33149-2014. пункт 3.32]
3.35
3.36 сохранность автомобильной дороги: Состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
3.37 _
сток: Движение воды по поверхности земли, а также в толще почв и горных пород в процессе круговорота ее в природе.
[ГОСТ 19179-73. пункт 51]
3.38 струенаправляющео сооружение: Сооружение, воздействующее на режим течения воды, транспорта наносов и плавающих тел (лед. лес) путем изменения направления струй потока.
3.39 _
суффозия: Разрушение и вынос потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс дисперсных и сцементированных обломочных пород, в том числе слагающих структурные элементы скальных массивов.
(СП 116.13330.2012. пункт 3.21]
3.40_
террасы (террасы-каналы, нагорные каналы): Сооружения, предназначенные для уменьшения максимального расхода дождевых паводков путем перехвата склонового стока с транзитом его в грунт либо его медленного отвода в сбросные каналы или русла.
(ГОСТ 33149-2014. пункт 3.38]
3.41 тюфяки: Плоское гибкое покрытие для крепления русла водотока, выполняемое из хвороста, камня, бетона и других материалов.
3.42 _
уровень ответственности: Величина, характеризуемая экономическими социальными и экологическими последствиями отказов сооружений.
[ГОСТ 33149-2014. пункт 3.40]
уровень грунтовых вод: Отметка уровня подземных вод первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, не обладающего напором.
[СП 104.13330.2016. пункт 3.15]
3.43
3.44 шпора: Короткая полузапруда, струенаправляющее сооружение.
3.45 экономическая эффективность строительства (реконструкции, капитального ремонта): Обеспечение минимальных затрат по всему жизненному циклу ЗСВВ. включая проектирование, строительство, реконструкцию (при необходимости), плановый капитальный ремонт (один или несколько), расходы по эксплуатации (текущему ремонту), консервацию (при необходимости) и ликвидацию, включая утилизацию отходов, с учетом расчетного срока эксплуатации сооружения.
3.46 фильтрационный поток: Движение жидкости в пористой среде или в среде с трещинной пустотностью (скальном массиве).
4.1 Защитные сооружения от воздействия воды предназначены для защиты автомобильной дороги от атмосферных осадков, затоплений и подтоплений, для обеспечения прочности и устойчивости конструктивных элементов автомобильной дороги при воздействии на них установленных внешних нагрузок на всех этапах жизненного цикла (см. СП 49.13330, 2010).
4.2 При проектировании автомобильных дорог следует разработать комплекс мероприятий и устройство ЗСВВ для предотвращения или устранения влияния следующих внешних воздействующих факторов:
1) атмосферных осадков;
2) опасных природных процессов и явлений;
3) действия волн, ледовых явлений.
4) размыва дорожных сооружений паводковыми водами (с вероятностью превышения по
таблице 3).
4.3 ЗСВВ размещают в полосе отвода автомобильной дороги и объединяются в систему, которая должна быть территориально и функционально единой, включающей в себя как искусственные дорожные и защитные сооружения, так и территориальные сооружения инженерной защиты. В случав невозможности создания такой системы ЗСВВ должны функционировать самостоятельно, как локальная система.
4.4 При необходимости выполнения мероприятий или работ вне полосы отвода автомобильной дороги, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, при размещении ЗСВВ в границах особо охраняемых природных территорий и водных объектов проектные решения должны быть согласованы в установленном действующим законодательством порядке с соответствующими исполнительными органами государственной власти [1], [2]. Проектные решения по мероприятиям, направленным на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, а также по устройству ЗСВВ. которые являются сооружениями территориальной защиты и могут оказывать непосредственное воздействие на автомобильную дорогу, согласовывают в установленном действующим законодательством порядке с владельцем автомобильной дороги [3].
4.5 Проектирование и строительство (реконструкция, капитальный ремонт) ЗСВВ необходимо осуществлять на основании технико-экономического сравнения вариантов. Выбор варианта, который обеспечивает максимально возможную экономическую эффективность строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяют по формуле:
где Тм — технико-экономическая эффективность, руб. в год:
Сс — стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта), включая стоимость экспертизы проекта, руб.;
СКР — стоимость капитального ремонта, руб.:
К — количество последующих капитальных ремонтов в течение расчетного срока эксплуатации, раз;
Т — расчетный срок эксплуатации, лет;
Сэ — стоимость эксплуатации в год. включая обследования и текущие ремонты, руб.;
С. — стоимость ликвидации объекта, включая расходы по утилизации отходов, руб.
4.6 Конструкция ЗСВВ должна быть рассчитана с запасом прочности в зависимости от класса защищаемого сооружения, исключать или минимизировать ухудшение состояния автомобильной дороги в целом или ее отдельных конструктивных элементов от расчетного воздействия воды в соответствии с действующими межремонтными сроками.
4.7 При разработке проектов по устройству ЗСВВ в зонах подтопления автомобильных дорог, его влияние следует учитывать на основе водобалансового и гидродинамического прогнозирования, распространения подпора подземных вод при расчетном уровне воды. Конструкция ЗСВВ должна определяться по итогам инженерно-геологических и инженерно-гидрлогических изысканий, а также на основе натурных режимных гидрогеологических и гидрологических наблюдений за уровнем подземных и поверхностных вод.
4.8 Материалы изысканий для обоснования выбора ЗСВВ должны содержать:
1) оценку инженерно-гидрогеологических условий территории;
2) сведения об уровне грунтовых вод. основных факторах и источниках подтопления;
3) оценку уровня опасного воздействия в пределах территории существующего или прогнозируемого подтопления, затопления, селеобразования. образования волн и т. д.
4) прогноз развития опасных природных ситуаций в результате воздействия воды.
5) сведения о размерах возможного ущерба от воздействия воды.
4.9 При устройстве ЗСВВ следует максимально использовать местные строительные материалы и природные ресурсы, совмещать их эксплуатационные функции с другими сооружениями, если их использование не противоречит требованиям 4.5.
4.10 При проектировании ЗСВВ должны быть предусмотрены конструктивно-технологические решения по предотвращению развития возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в периоды строительства и эксплуатации.
4.11 При проектировании защитных сооружений от воздействия воды запрещается применять без соответствующей доработки проектные решения, которые ранее в сопоставимых природных условиях приводили к возникновению аварий, в том числе к нарушению механической устойчивости (смещению) защиты сооружения от воздействия воды, и (или) размыву (обрушению) защищаемой грунтовой поверхности.