Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

62 страницы

Купить ГОСТ Р 59202-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на тоннели на автомобильных дорогах общего пользования (далее – тоннели) и устанавливает технические правила организации и проведения работ по их капитальному ремонту, ремонту и содержанию. Стандарт предназначен для использования в дорожном хозяйстве при осуществлении мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию тоннелей

 Скачать PDF

 
Дата введения01.05.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Automobile roads of general use. Tunnels. Technical rules for the overhaul, repair and maintenance

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р 59202-2021

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования ТОННЕЛИ

Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания

Издание официальное

ШшУПШШШ

Стадщтжфрри

20»


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (ФГБОУ ВО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 марта 2021 г. No 122-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федералыюго закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федералыюго агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (mvw.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Окончание таблицы 6.1

Наименование ремонтных работ

Объем ремонтных работ

Осушение тоннелей (устройство новых дренажных выработок, лотков)

По специальному проекту

Устройство вентиляции

По специальному проекту

Ремонт вентиляционных устройств

100%

Устройство железобетонных оболочек («рубашек») в галереях или в обделках тоннелей

10 % поверхности опор или согласно проекту

Ремонт эксплуатационных обустройств тоннелей и систем обеспечения безопасной эксплуатации

С добавлением 50 % объема материалов

6.3 Требования к капитальному ремонту строительных конструкций и элементов тоннеля

6.3.1    Полная или частичная перекладка элементов тоннельной обделки

6.3.1.1    Работы по перекладке обделки следует проводить после обеспечения выработки пространственным креплением, способным воспринять горное давление.

При капитальном ремонте тоннелей с каменной обделкой следует выполнять удаление и замену деформированной или пришедшей в негодное состояние кладки. Для замены каменной обделки, как правило, применяют бетон класса не ниже В25. приготовленный из быстротвердеющего портландцемента по ГОСТ 26633.

Примечание — При наличии в подземных водах сульфатной агрессии применяют сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22266 или глиноземистый цемент по ГОСТ 969 класса не ниже В22.5 с добавкой ускорителей схватывания бетона.

При сильно деформированных обделках и заложении тоннелей в малопрочных породах по ГОСТ 25100 перекладку необходимо осуществлять с применением поддерживающих кружал, конструкцию и расстояние между которыми определяют проектом.

По достижении бетоном проектной прочности следует проводить заполнение заобделочных пустот.

6.3.1.2    Перекладка водоотводных лотков

Перекладку деформированных водоотводных лотков выполняют заменой их типовыми конструкциями сборных бетонных или железобетонных лотков либо конструкциями, определенными проектной документацией, согласно ГОСТ 32955. Сечение лотков необходимо определять расчетом в зависимости от объемов поступления подземных вод.

При перекладке водоотводных лотков, при необходимости, следует принять меры по их утеплению или предусмотреть электрообогрев.

6.3.2    Торкретирование внутренней поверхности обдолок

6.3.2.1    Торкретирование следует применять при исправлении дефектов поверхности обделок тоннелей, устройстве гидроизоляции водонепронецаемым цементом и защите обделки от поверхностного разрушения. Торкретирование устраивают с применением и без арматурной сетки.

6.3.2.2    Перед торкретированием внутренняя поверхность обделки должна быть очищена от загрязнений и отслоений, узкие щели, раковины заделаны с предварительным скосом острых кромок.

Гладкие поверхности (например, полученные железнением) должны быть подвергнуты пескоструйной обработке для создания шероховатости.

Арматура должна быть очищена от загрязнений и ржавчины, при потере несущей способность — заменена или усилена.

Подготовленная поверхность должна быть тщательно увлажнена.

6.3.2.3    Торкретбетон следует наносить слоями толщиной от 0,05 до 0.06 м.

Примечание — При применении быстротвердеющих смесей допускается увеличивать толщину слоев.

Размеры участков бетонирования определяют проектом.

6.3.2.4    Ремонт бетонной поверхности и восстановление защитного слоя бетона следует выполнять ремонтными материалами на основе цементов с добавками, повышающими адгезионные и прочностные свойства материала согласно 11.2.

6.3.3 Усиление обделки внутренней железобетонной рубашкой

6.3.3.1    Толщину железобетонной рубашки назначают проектом в зависимости от глубины разрушения существующей обделки, запасов габарита и условий производства работ, но не менее 0.20 м.

6.3.3.2    При отсутствии зазоров, достаточных для размещения железобетонной рубашки за пределами габарита приближения строений, обделку следует предварительно подкреплять металлическими кружалами и удалять слой старой обделки необходимой толщины.

Без установки поддерживающих кружал допускается удалять слой бетона толщиной не более 0.05 м.

6.3.3.3    В слабых грунтах допускается использовать усиление обделки арками из металлопроката с заполнением пространства между ними армированным бетоном. Арки должны быть объединены в единый пространственный каркас арматурными стержнями. Крепление опалубки предусматривают к аркам с устройством защитного слоя не менее 30 мм.

6.3.3.4    В необходимых случаях между существующей обделкой и устраиваемой железобетонной рубашкой укладывают промежуточную гидроизоляцию из рулонных или мастичных материалов.

6.3.4    Усилоние обделки анкерами и набрызг-бетоном

6.3.4.1    На участке усиления обделки тоннеля предварительно должны быть выполнены работы по ликвидации протечек и восстановлению водонепроницаемости обделки.

6.3.4.2    Внутренняя поверхность обделки должна быть очищена от загрязнений пескоструйной обработкой и промыта водой аппаратом высокого давления.

6.3.4.3    Параметры анкерной крепи {диаметр шпура, состав раствора, диаметр армирующего стержня, длина анкера и шаг установки по периметру обделки и вдоль оси тоннеля) определяют проектом.

На установленных анкерах арматурная сетка должна быть закреплена с перехлестом в продольном направлении не менее 0.15 м и в поперечном направлении не менее 0.30 м.

6.3.4.4    Класс наносимого набрызг-бетона не должен быть ниже В25. а марка по водонепроницаемости не ниже W8 по ГОСТ 26633.

6.3.5 Осушение грунтового массива

6.3.5.1    При капитальном ремонте тоннелей проектом в обязательном порядке должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению обводненности. В условиях залегания подземных вод выше основания тоннеля следует проводить ремонт систем глубинного дренажа согласно СП 250.1325800.

6.3.5.2    Размещение дренажных выработок необходимо определять проектом на основании инженерно-гидрометеорологических изысканий по ГОСТ 33154. гидрогеологических расчетов с учетом положения водоносного горизонта, обводняемых участков тоннеля и мест выхода сосредоточенных течей в тоннель.

6.3.5.3    Заобделочные дренажные выработки должны быть расположены вне зоны сезонного промерзания грунта. Расположение дренажных выработок по отношению к обделке должно исключать возможность несимметричных нагрузок на обделку, образование деформаций и трещин.

6.3.5.4    Размеры поперечного сечения дренажных выработок рекомендуется принимать из условий их проходки механизированным способом и возможности эксплуатации после завершения строительства в качестве вентиляционных каналов или аварийных выходов.

6.3.5.5    В подошве дренажной выработки необходимо устраивать лоток для отвода поступающей воды с учетом требований 6.3.1.2.

6.3.6 Тампонаж грунтового массива

6.3.6.1    Повышение несущей способности, устойчивости, водонепроницаемости вмещающих пород (грунтов) необходимо достигать укреплением инъекционными способами преобразования свойств грунтов.

Выбор способа укрепления грунтов следует определять в зависимости от требований, предъявляемых к укрепленному грунту, характеристик грунтов по ГОСТ 25100 и инженерно-строительных условий производства работ.

6.3.6.2    Для восстановления тампонажного слоя следует выполнять работы по заполнению пустот и разуплотнений грунтового массива.

6.3.6.3    Разработку проектной документации и работы по заполнению пустот, разуплотнений грунта. восстановлению тампонажного слоя за обделкой необходимо выполнять на основании результатов геофизического обследования заобделочного пространства тоннелей.

6.3.6.4    Работы по восстановлению тампонажного слоя следует выполнять для тоннелей при их заложении:

* глубоком (закрытый способ сооружения) — из тоннелей;

-    мелком (открытый способ сооружения) — из тоннеля или с дневной поверхности.

6.3.6.5    Тампонажные работы выполняют, как правило, в пористых, трещиноватых и трещиноватопористых грунтах.

Для проведения тампонажа в массиве через обделку по определенной схеме следует бурить специальные скважины, через которые нагнетают раствор. Давление нагнетания принимают в два-три раза больше гидростатического давления подземных вод.

6.3.6.6    К тампонажным растворам предъявляют следующие основные требования:

-    устойчивость к агрессивному воздействию подземных вод;

-    высокая проникающая способность;

-    минимальная усадка тампонажного камня;

-    возможность регулирования технологических (реологических) параметров (вязкость, сроки схватывания или отверждения и другие);

-    прочность и водонепроницаемость укрепленного грунта, соответствующая цели инъекции.

6.3.6.7    В зависимости от материала, нагнетаемого в грунтовый массив, различают следующие виды тампонирования: цементация, глинизация, силикатизация, смолиэация.

6.3.6.8    Цементацию грунтов необходимо применять:

-    в крепких трещиноватых горных породах с размером трещин не менее 0.1 мм и скорости движения подземных вод менее 600 м/сут;

-    в гравийно-галечных породах с размером зерен более 2 мм при условии, что поры между зернами свободны от глинистых или песчаных частиц:

-    в крупных песках по ГОСТ 33063.

Растворы следует нагнетать в два этапа (первичное и контрольное нагнетание). Первичное нагнетание необходимо проводить цементно-песчаным раствором под давлением до 0.5 МПа в целях заполнения пустот на контакте обделки с поверхностью выработки.

Контрольное нагнетание необходимо выполнять цементным раствором под давлением до 1 МПа для заполнения мельчайших трещин и пустот, образовавшихся в результате твердения и усадки раствора первичного нагнетания.

6.3.6.9    Глинизацию грунтов следует применять в карстовых породах или в породах с тектоническими трещинами в качестве предварительного этапа тампонажа. Для нагнетания применяют водный раствор глины (преимущественно с использованием растворов бентонитовых глин).

6.3.6.10    Силикатизацию грунтов следует выполнять сднорастворными или двухрастворными составами, нагнетаемыми через инъекторы под давлением от 0.3 до 0.6 МПа.

Однорастворную силикатизацию следует применять для создания водонепроницаемых завес в песчаных грунтах с коэффициентом фильтрации от 0.5 до 50 м/сут. Для нагнетания в песчаный грунт следует использовать гелеобразный раствор из смеси силиката натрия с коагулянтом в зависимости от требуемой прочности грунта (однофосфорная, кремнефтористоводородная кислоты или алюминат натрия).

Двухрастворный способ силикатизации следует применять для упрочнения песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации от 2 до 80 м/сут и скоростью движения подземных вод менее 5 м/сут. Для нагнетания необходимо применять, закачивая поочередно, раствор силиката натрия и коагулянта (хлористого кальция).

6.3.6.11    Смолиэацию следует применять в трещиноватых породах, дисперсных и пористых породах с коэффициентом фильтрации от 0.5 до 50 м/сут. Для нагнетания следует применять водные растворы высокомолекулярных органических соединений (смол) с добавками коагулянтов.

6.3.7 Гидроизоляция тоннелей

6.3.7.1 При капитальном ремонте для исключения фильтрации воды в тоннель требуется проводить устройство или восстановление гидроизоляции тоннеля. При проведении гидроизоляционных работ устройство гидроизоляции, конструкции деформационных швов, мест сопряжения, узлов крепления закладных деталей и другое следует выполнять в соответствии с проектами производства работ и технологическими регламентами.

Для гидроизоляции тоннеля от воздействия грунтовых вод следует применять материалы и системы. которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым ГОСТ 33153. в том числе:

-    рулонные наплавляемые битумно-полимерные материалы на основе полотна из полиэфирных волокон;

-    полимерные мембраны на основе пластифицированного поливинилхлорида и термопластичных полиолефинов;

-    напыляемые полимерные составы на основе полимочевины и метилметакрилатов.

Толщину и количество слоев гидроизоляционного покрытия следует определять проектом в зависимости от типа применяемого гидроизоляционного материала, глубины заложения тоннеля (гидростатического давления грунтовых вод) и наличия напорных грунтовых вод.

Не допускается применение гидроизоляционного покрытия, состоящего из двух и более типов гидроизоляционных материалов, несовместимых по составу и характеристикам.

При использовании для гидроизоляции рулонных наплавляемых битумно-полимерных материалов следует предусматривать покрытие из двух слоев рулонных материалов толщиной не менее 8 мм, полимерных материалов — толщиной не менее 2 мм.

Примечание — В сложных гидрогеологических условиях применяют покрытие из грех слоев битумно-полимерного материала и полимерное покрытие — толщиной не менее 3 мм.

Доборные материалы и конструктивные элементы гидроизоляционного покрытия должны быть выполнены из материалов, идентичных гидроизоляционному покрытию или других материалов, совместимых с основным материалом.

Примечание — Кдоборным материала и конструктивным элементам относятся: гидрошпонки, контроль-но-иньекционные штуцеры, напорные инъекционные шланги, защитные слои, герметики, теплоизоляция и другие.

6.3.7.2    Гидроизоляцию обделок следует выполнять нанесением изоляционных материалов на внутреннюю или наружную поверхность; кроме этого, для сборных обделок требуется обеспечение водонепроницаемости стыков.

Примечание — Нанесение гидроизоляции на наружную поверхность обделки при ремонте тоннелей мелкого заложения открытым способом ведения работ выполняют путем ее замены (при возможности) способами по ГОСТ Р 57208.

6.3.7.3    Гидроизоляцию устраивают методом набрызга на изолируемую поверхность цементного раствора, модифицированного полимерами.

Примечание — Наносимую набрызгом гидроизоляцию допускается использовать в качестве промежуточной гидроизоляции между набрызг-бетонной крепью и обделкой или как трехслойную конструкцию: гидроизоляционное покрытие толщиной от 3 до 5 мм наносят на первичный спой набрызг-бетонной обделки, по слою гидроизоляции наносят второй слой набрызг-бетона или фибро-набрызг-бетона. За счет высокой адгезии между гидроизоляцией и двумя слоями бетона трехслойная обделка способна воспринимать гидростатическое давление до 1.5 МПа.

6.3.7.4    При ремонте тоннелей гидроизоляцию допускается наносить непосредственно на существующие конструкции или после нанесения выравнивающего слоя.

На участках тоннелей с активными водопроявлениями для организации водоотвода необходимо устанавливать дренажные трубы.

6.3.7.5    При наличии биологической и химической агрессии, выноса нефтепродуктов, промышленных стоков и т. п. при мелком заложении тоннелей требуется выполнять работы по дополнительной гидроизоляции тоннельной обделки (нагнетание специальных растворов за обделку, чеканку стыков, при возможности торкретирование внутренней поверхности обделки) и последующему ремонту поврежденной тоннельной обделки путем нанесения защитных покрытий.

При необходимости выполняют очистку или полную замену грунта, прилегающего к обделке тоннелей мелкого заложения.

6.3.8 Капитальный ремонт проезжей части тоннелей

6.3.8.1    Критерием для назначения капитального ремонта покрытия проезжей части тоннеля следует принимать такое эксплуатационное состояние покрытия, которое не соответствует требованиями ГОСТ 33220.

6.3.8.2    Капитальный ремонт проезжей части тоннеля должен включать в себя комплекс работ по замене и/или восстановлению ее конструктивных элементов, включая гидроизоляцию, выполнение

которых осуществляют в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги в месте ее пересечения с естественным или искусственным препятствием и при выполнении которых затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

6.3.8.3    Работы по капитальному ремонту покрытия проезжей части тоннеля следует назначать в зависимости от типа покрытия и согласно [4] на основе оценки эксплуатационного состояния по ГОСТ 33388 и ГОСТ Р 50597.

6.3.8.4    Работы по капитальному ремонту проезжей части тоннеля следует проводить согласно требованиям [1]. ГОСТ Р 58861. ГОСТ Р 59200 и ГОСТ Р 59201.

6.3.9    Капитальный ремонт системы водоотвода тоннелей

6.3.9.1    Капитальный ремонт системы водоотвода должен предусматривать замену изношенных элементов системы или устройство ее заново, если она не обеспечивает в полной мере выполнение своих функций.

6.3.9.2    Во всех пониженных, замкнутых и других местах конструкции дорожной одежды, где возможен застой воды, необходимо устанавливать дренажные устройства. Размещение дренажных устройств следует определять проектом.

6.3.9.3    Водоотливные лотки для удаления воды из тоннелей и сброса ее за пределами порталов устраивают с продольным уклоном, соответствующим уклону проезжей части, но не менее 0.003.

6.3.10    Капитальный ромонт служебных проходов

6.3.10.1    Для замены разрушенных элементов служебных проходов, бортового камня, бордюров, следует применять элементы таких же конструктивных форм. При этом необходимо выполнять работы по восстановлению гидроизоляции под служебными проходами.

6.3.10.2    При выполнении работ по замене элементов служебных проходов необходимо соблюдать целостность системы дренажа дорожного полотна проезжей части тоннеля.

6.3.10.3    Открытые поверхности служебных проходов и боковые поверхности элементов, по которым может стекать вода, необходимо покрывать гидрофобизирующими составами.

6.3.11    Капитальный ремонт дорожных ограждений

6.3.11.1    Замену отдельных секций ограждений следует выполнять в соответствии с используемыми конструкциями: для сборных конструкций — замена блоков, монолитных — вырез (отделение) заменяемых участков и бетонирование, для барьерных ограждений — замена отдельных элементов (балок, стоек, амортизаторов) ит.п.

6.3.11.2    Конструкцию дорожного ограждения, его удерживающую способность, высоту и материал для изготовления следует принимать по ГОСТ 26804. ГОСТ 33128. ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52607 в зависимости от категории дороги, группы сложности дорожных условий, наличия на подходах к тоннелям тротуаров и в тоннелях служебных проходов или с защитных полос по ГОСТ 33153.

6.3.11.3    В конструкции перил расстояния в свету между элементами заполнения секций ограждения не должны превышать 0.15 м.

6.3.12    Капитальный ремонт конструкции порталов

6.3.12.1    При разрушении или отсутствии облицовки порталов их следует облицовывать камнем чистой тески по ГОСТ 9480 из прочных и морозоустойчивых пород. Допускается применение для облицовки порталов иных материалов, определенных проектной документацией.

Материалы для отделки тоннелей, рамп и порталов должны быть удобными в эксплуатации, допускающими промывку водой при давлении струи до 1 МПа. и не давать бликов.

Облицовку или покраску наружных поверхностей порталов и стен рамп следует предусматривать материалами темного матового цвета.

6.3.12.2    При отклонении открылков портала более 50 мм следует принять меры по остановке и исключению дальнейших деформаций.

6.3.12.3    Трещины в конструкции портала или открылков, оголение арматуры необходимо устранять способами, аналогичными применяемым для ремонта тоннельной обделки.

6.3.12.4    В зонах развития опасных геологических процессов (оползней, обвалов, селевых потоков. снежных лавин и других) при отсутствии необходимой защиты порталов и припортальных участков тоннеля от этих процессов необходимо проектировать защитные сооружения или предусматривать мероприятия согласно СП 116.13330.

6.3.13    Капитальный ремонт портальных выемок, подходов к тоннелю

При капитальном ремонте следует восстанавливать или сооружать отдельные элементы защитных сооружений от селей и лавин, средства защиты от камнепада (защитные козырьки или сетки) на прижимах автодороги к отвесной скале и камнеопасных склонах.

Необходимо восстанавливать нарушенную целостность или устойчивость подпорных стенок. На лобовых и боковых откосах предпортальных выемок следует удалять или закреплять на месте неустойчивую горную породу, строить защитные сооружения в виде подпорных, одевающих или улавливающих стен.

Кроме того, необходимо восстанавливать или сооружать устройства отвода воды из запортальной и припортальной зоны.

6.3.14    Капитальный ремонт водоотвода на поверхности над тоннелем

При капитальном ремонте поверхностного водоотвода необходимо восстанавливать или устраивать заново грунтовые водоотводные канавы и открытые бетонные лотки. Канавы и лотки на поверхности над тоннелем устраивают с противофильтрационной одеждой и уклоном не менее 0,003, исключающим их заиливание.

6.4 Требования к капитальному ремонту систем обеспечения безопасной эксплуатации

6.4.1    Капитальному ремонту подлежат технические средства систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей, выработавшие установленный ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния.

6.4.2    Для принятия решения о проведении капитального ремонта систем следует проводить их обследование. Обследование систем также следует проводить:

-    при истечении нормативного срока эксплуатации;

-    обнаружении значительных повреждений технических средств систем.

6.4.3    Установленный ресурс и критерии предельного состояния технических средств конкретных марок следует назначать в соответствии с нормативными документами и технической документацией.

6.4.4    Допускается сдавать в ремонт технические средства, не выработавшие установленный ресурс. но достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений.

6.4.5    Периодичность и объемы работ по капитальному ремонту технических средств систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей следует назначать согласно нормативным документам и технической документации и/или на основе специальных ведомственных нормативных документов по ГОСТ Р 53704. Ремонт технических средств систем обеспечения безопасной эксплуатации следует проводить по официально утвержденным действующим методикам, инструкциям, руководствам, описаниям и нормативам.

6.4.6    В объем капитального ремонта систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей, кроме работ, предусмотренных текущим ремонтом, следует включать замену изношенных частей и конструкций систем, проводить полную замену линейной части систем, датчиков и приборов. Примерный перечень работ по капитальному ремонту систем приведен в таблице А.З (приложение А).

6.4.7    При проведении капитального ремонта (ремонта) систем необходимо осуществлять замену вышедших из строя составных частей на аналогичные, при невозможности — на улучшающие эксплуатационные свойства оборудования согласно ведомости замены изготовителя.

Все используемые изделия и материалы должны быть сертифицированы для применения в Российской Федерации.

6.4.8    К выполнению работ следует привлекать специализированные организации, осуществляющие деятельность по монтажу—демонтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем по своему профилю.

6.4.9    В период проведения работ по капитальному ремонту (ремонту) при необходимости временного отключения системы или ее части, или ограничения их функций, заказчик должен предпринять меры по сохранению уровня безопасности тоннеля.

6.4.10    По окончании ремонтных работ должен быть составлен акт об оценке продления ресурса системы, внесены изменения в исполнительную документацию, а также проведена оценка соответствия системы требованиям функциональной безопасности.

6.4.11    При достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния заказчик должен принять меры к созданию новой системы.

7 Технические правила ремонта тоннелей

7.1    Общие требования

7.1.1    Организация и проведение работ по ремонту тоннелей включают е себя следующие мероприятия:

-    оценка технического состояния тоннелей;

-    разработка проектной документации, в том числе проекта, рабочей документации, проекта производства работ и технологических регламентов на выполнение отдельных видов работ;

-    проведение работ по ремонту (примерный перечень работ при ремонте тоннелей приведен в таблице А.2 приложения А);

-    строительный контроль с учетом требований ГОСТ Р 58442 и авторский надзор;

-    приемка работ по ремонту.

7.1.2    Оценку технического состояния тоннелей необходимо проводить согласно ГОСТ Р 57208.

7.1.3    В зоне проведения работ по ремонту тоннелей дорожное движение следует организовывать в соответствии с документами по организации дорожного движения, утвержденными в установленном порядке.

7.1.4    Приемку результатов выполненных работ по ремонту тоннелей следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 32755 и ГОСТ 32756.

7.2 Требования к составу работ по ремонту тоннелей

7.2.1    Ремонт тоннелей предусматривает усиление (упрочнение), частичную замену (до 25 %) обделки тоннеля, восстановление гидроизоляции и системы отвода воды, восстановление систем обеспечения безопасной эксплуатации или их переустройство, усиление порталов с ветровым ограждением, восстановление дорожной одежды совместно с водоотводными лотками (или их замену).

7.2.2    Усиление и ремонт бетонных и железобетонных конструкций тоннельных сооружений следует выполнять путем выбора принципа ремонта и метода его реализации по ГОСТ 32016. Материалы и системы должны соответствовать требованиям ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

7.2.3    Для предотвращения выщелачивания породы и коррозии бетона, пучения породы, а также образования в зимний период наледей, борьбу с обводненностью тоннелей необходимо проводить по двум направлениям; осушение горного массива путем перехвата и организованного отвода атмосферных осадков и подземных вод от сооружения по 6.3.5. устройство водонепроницаемых обделок по 6.3.6 или гидроизоляции по 6.3.7.

7.2.4    В тоннелях без обделки при значительной трещиноватости пород следует устраивать бетонные крепления или укреплять поверхности выработки торкрет-бетоном по 6.3.2.

7.2.5    При ремонте обделки тоннелей следует выполнять работы по восстановлению разрушенных швов каменной кладки, закреплению облицовочных камней тоннельной обделки, заделке пустот в тоннельной обделке, устранению фильтрации подземных вод через элементы крепления стенок тоннеля. защите поверхности обделки от разрушительных процессов выветривания, усилению обделки.

7.2.6    Для временного укрепления закладываемых в обделку отдельных камней вокруг них в открытые швы следует забивать деревянные клинья и только затем проводить их заделку. В местах разрушения обделки необходимо сделать вырубку части кладки на толщину ее разрушения и выполнить заделку очищенных мест бетоном или полимербетоном. При сквозных вывалах камней обделки за нее закладывают специальные приспособления с анкерами для установки подвесных секторных кружал, по которым закладывают опалубочные доски.

7.2.7    Для деформирующейся и близкой к разрушению обделки необходимо использовать несущие кружала, со сплошным настилом, устанавливаемые по внутреннему периметру тоннельной обделки. При несквозных вывалах камней используют секторные кружала, подвешиваемые на металлических скобах.

7.3 Требования к ремонту строительных конструкций и элементов тоннеля

7.3.1    Восстановление эксплуатационных характеристик конструкций тоннеля при ремонте необходимо проводить способами по ГОСТ Р 57208.

7.3.2    Упрочнение тоннельных обделок

До начала работ по цементации следует заделать швы и трещины в обделке и ликвидировать пустоты за обделкой согласно ГОСТ Р 57208.

Для восстановления проектных прочностных характеристики придания обделке тоннеля большей водонепроницаемости в бетон обделки через пробуренные шпуры следует вводить инъекционио-уплот-няющие составы согласно ГОСТ 32016, ГОСТ 32017 и ГОСТ 33762.

Шпуры необходимо располагать в шахматном порядке. Расстояние между шпурами определяют проектом.

7.3.3    Восстановление поверхностного слоя бетонной обделки

Восстановление бетонной обделки следует проводить нанесением на подготовленную поверхность раствора на основе цемента марки не ниже М400. соответствующего требованиям ГОСТ 33174, и песка по ГОСТ 8736 с учетом требований ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

Примечания

1    Для повышения прочности ремонтного состава в раствор допускается вводить добавки на основе латекса.

2    Для ускорения сроков схватывания в раствор добавляют специальные добавки или силикат натрия (жидкое стекло) в объеме 5 % массы цемента.

При подготовке поверхности для нанесения ремонтного состава деструктивный бетон должен быть удален до обнажения прочного слоя, поверхность должна быть очищена (продувкой, промывкой водой или слабым раствором соляной кислоты), арматурная сетка закреплена на анкерах.

Примечание — Установку металлических анкеров осуществляют в шахматном порядке по сетке 200 * 500 мм. Диаметр шпуров под анкеры — от 10 до 12 мм. глубина — от 100 до 150 мм.

Размер ячеек арматурной сетки должен обеспечивать свободный пропуск наносимого раствора, но не более 100 * 100 мм.

Гидроизолирующее покрытие на основе герметизирующих составов проникающего действия согласно ГОСТ 31384 и ГОСТ 34669 должно быть нанесено на поверхность обработанного участка по окончании твердения раствора.

Примечание — При ремонте обделки с глубиной разрушения свыше 100 мм полость заполняют раствором послойно или укладывают ремонтный состав за опалубку на всю глубину разрушения.

7.3.4    Работы по устранению трещин в бетонных конструкциях

Трещины в зависимости от величины раскрытия следует ликвидировать заполнением их цементным раствором, цементным раствором, модифицированным эпоксидной смолой, или полимерными составами с учетом требований ГОСТ 32016, ГОСТ 32017 и ГОСТ 33762.

При устранении поверхностных трещин глубиной до 50 мм необходимо выполнить их разделку, затирку или заполнение с помощью шпателей и терок.

При герметизации трещин глубиной более 50 мм с помощью инъекторов глубинного типа (паке-ров) необходимо предусматривать устройство штробы вдоль трещины на глубину 50 мм. заполненной ремонтным составом, нанесенным на расположенную в штробе металлическую мелкоячеистую сетку.

Наклонные шпуры для установки пакеров должны быть пробурены вдоль трещин в шахматном порядке с двух сторон с шагом от 0.3 до 0.5 м только после набора прочности ремонтного состава. Угол наклона забуриваемых шпуров должен обеспечивать пересечение последних с плоскостью простирания трещины для поступления в нее герметизирующего раствора.

Пакеры или отрезки труб с резьбой на внешнем конце должны быть заделаны в шпуры на цементном растворе или эпоксидном клее.

7.3.5    Ремонт деформационных швов

Разрушенные деформационные швы тоннельной обделки должны быть восстановлены (полностью переустроены с заменой отдельных элементов) или заменены новой конструкцией.

Способ ремонта деформационных швов следует определять с учетом назначения и конструкции шва, величины и скорости раскрытия шва: температурного режима работы шва; нагрузок, действующих на шов в период эксплуатации сооружения.

Перед монтажом элементов конструкции швов необходимо выполнить тампонаж заобделочного пространства, обеспечивающий осушение обделки в месте расположения швов.

При ремонте деформационных швов должна быть восстановлена их водонепроницаемость. Водонепроницаемость швов должна быть обеспечена установкой в него гидрошпонок и применением специальных профилей. В случае низкой эффективности осушения обделки или невозможности выполнения тампонажа заобделочного пространства следует применять специальные герметизирующие элементы (гидроизоляционные сухие смеси согласно ГОСТ 31189, гидроизоляционные набухающие жгуты и гидроизоляционные ленты).

Примечание — При наличии наружной гидроизоляции, исключающей проникновение подземных вод через тоннельную обделку, деформационные швы оформляют в виде воздушного зазора. Прокладки между массивами бетонирования для обеспечения проектного размера шва сохраняют в течение всего срока эксплуатации сооружения без демонтажа.

7.3.6    Ликвидация вывалов в бетонной обделке и ремонт холодных швов

7.3.6.1    Несквозные вывалы при отсутствии деформации обделки следует ликвидировать в зависимости от объема вывала наброской, набрыэгом или укладкой бетона за опалубку в соответствии с требованиями ГОСТ 33016 и ГОСТ 32017.

Перед бетонированием деструктивный бетон обделки должен быть удален. Следует предусматривать устройство арматурной сетки (при глубине вывала до 150 мм) или арматурного каркаса (при глубине более 150 мм), закрепленных на анкерах. Также должно быть предусмотрено крепление опалубки из стальных листов на анкерах или из досок, набранных на деревянных кружалах.

7.3.6.2    Ликвидацию сквозных вывалов (на всю толщину обделки и более) необходимо осуществлять нагнетанием ремонтной смеси за обделку, соблюдая требования ГОСТ 33016 и ГОСТ 32017.

Контур ремонтируемого вывала должен быть доработан по нормали к внутренней поверхности обделки. На месте вывала должен быть сооружен арматурный каркас, закрепленный на анкерах, и устроена опалубка с раскреплением на поддерживающие кружала. В опалубке необходимо предусмотреть установку патрубков для подачи ремонтной смеси.

7.3.6.3    При заделке холодных швов между кольцами обделки необходимо соблюдать требования ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

Ремонтируемый шов должен быть доработан (слабый бетон удален), очищен и промыт водой. По периметру шва должна быть предусмотрена установка железобетонных анкеров с шагом 1 м для устройства опалубки (затяжки). Бетонирование швов через инъекционные трубки необходимо выполнять в стенах, затем в своде обделки.

7.3.6.4    Выступающие из обделки части анкеров и опалубка (затяжка) должны быть удалены после набора прочности бетона по ГОСТ 18105.

7.3.7    Ликвидация протечек и восстановление водонепроницаемости обдолки

7.3.7.1    При ремонте участков тоннельной обделки с обводненностью в виде капежа или слабых течей поступление воды следует ликвидировать нагнетанием гидроизоляционного раствора за обделку, соблюдая требования ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

Шпуры для инъекций должны выходить за пределы наружного контура обделки на 100—150 мм. Как правило, диаметр шпуров — 42 мм. шаг — 500 * 500 мм. В шпуры предусматривают установку пакеров.

7.3.7.2    Для ликвидации обводненности заобделочного пространства тоннелей, активных течей через трещины, стыки бетонных и железобетонных тоннельных конструкций, деформационные швы, локальных выносов грунта в тоннель необходимо предусмотреть создание гидроизоляционного слоя по внешнему контуру обделки.

7.3.7.3    Следует применять инъекционные смеси и растворы на основе полиуретанов, синтетических каучуков, акриламидов, бентонитовых, полимерных или цементно-полимерных материалов.

Дополнительно выполняют инъекцию трещин, швов, стыков конструкций составами на основе цемента и полимеров (полиуретанов, синтетических каучуков, эпоксидных смол и т. п.), герметизацию стыков чугунных обделок тоннелей.

7.3.7.4    Внутренняя поверхность обделки должна быть очищена и обработана гидроизоляционными проникающими составами согласно ГОСТ 31384 и ГОСТ 34669. Ремонт гидроизоляции тоннелей выполняют по 6.3.7.

7.3.8    Ремонт сборных обделок

7.3.8.1    При ремонте тоннелей с обделкой из сборных чугунных или железобетонных конструкций необходимо восстановить заполнение чеканочных канавок, отверстий для нагнетания раствора за обделку. монтажных отверстий.

7.3.8.2    Для железобетонных обделок следует выполнять работы по заделке трещин и сколов, восстановлению защитного слоя арматуры, исключению факторов, обусловливающих ее коррозию, соблюдая требования ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

Перед выполнением ремонтных работ поверхность бетона, арматура и чеканочные канавки должны быть тщательно очищены.

7.3.8.3 Следует осуществлять перетяжку болтовых соединений. В случае необходимости комплект соединения или его отдельные элементы (гидроизоляционные шайбы, прокладки или т. п.) должны быть заменены.

Деформированные тюбинги могут быть заменены монолитными железобетонными вставками, выполненными по отдельным проектам.

7.3.9    Ремонт безобдолочных тоннелей

При проведении ремонта в тоннелях, не имеющих обделок, необходимо выполнять работы, обеспечивающие устойчивость контура выработки и предотвращение поступления подземных вод внутрь тоннеля:

-    удаление отслоений отдельных кусков породы (отколы и вывалы небольших линз породы толщиной от 0.05 до 0.20 м). неустойчивых камней на контуре выработки;

-    заделку трещин;

-    закрепление поверхности выработки сеткой на анкерах с нанесением облицовочного слоя иа-брызг-бетона;

-    осушение грунтового массива, локализацию и отвод течей (осуществляют аналогично тоннелям, имеющим обделку).

7.3.10    Защита от обводнения эксплуатируемых тоннелей

7.3.10.1    При ремонто тоннелей проектом предусматривают мероприятия по предупреждению и защите от обводнения; организацию поверхностного водоотвода, устройство защитных водоотводных экранов, локализацию течей.

7.3.10.2    Регулирование стоков следует выполнять путем расчистки и планировки поверхности надтоннельной зоны, создания сети водоотводных устройств (нагорные канавы, лотки).

Поверхность рыхлых грунтов должна быть покрыта водонепроницаемыми мембранами, слоем асфальтобетона или дерном.

Трещины в прочных грунтах должны быть заполнены цементно-песчаным раствором или глиной с трамбованием.

Откосы следует укреплять посевом трав, высадкой кустарников, применением геотекстиля, габионов. бетонных сборных либо монолитных конструкций, полиуретанового вяжущего и т. д.

В откосах предпортальных выемок в необходимых случаях устраивают подпорные стены с системой водоотвода.

При разрушении нагорные и отводящие канавы и лотки должны быть восстановлены. При отсутствии их устройство следует вести.

-    по направлению горизонталей склонов с плавным понижением к логам или оврагам;

-    в несколько рядов — при сложном рельефе.

-    ступенчато во избежание размыва русла — при больших уклонах.

Поперечные сечения и уклоны канав и лотков должны обеспечивать сток воды без заиливания.

7.3.10.3    В местах капежа, течей воды из-за обделки на проезжую часть, электромеханическое оборудование и т. п. необходимо предусматривать установку защитных водоотводных экранов (пластиковых зонтов, листов оцинкованной стали толщиной от 1.5 до 2 мм). Размер экрана следует определять из расчета площади водопроявления.

7.3.10.4    Для локализации течей в качестве временной меры возможно устройство водоотвода поступающей в тоннель воды с помощью трубок, желобов и штроб. вырезанных в обделке, с последующим сбросом в водоотводные лотки.

Для водоотводных устройств, применяемых при низких отрицательных температурах воздуха, должны быть предусмотрены условия для их обогрева.

7.3.10.5    Для уменьшения и ликвидации обводненности и течей через конструкции тоннельных сооружений, выносов заобделочного грунта в тоннели восстанавливают или повышают водонепроницаемость окружающего тоннель грунтового массива путем использования инъекционных способов или устройства, при возможности, дополнительной гидроизоляции сооружений (внутренней в тоннелях глубокого заложения, внутренней или наружной в тоннелях мелкого заложения).

Для защиты тоннельных сооружений от обводнения при мелком их заложении используют инъекционные способы, водоотведение поверхностных вод и другие способы водозащиты в соответствии с СП 103.13330.

В случае техногенного обводнения (утечки из инженерных коммуникаций) грунтового массива, вмещающего тоннельное сооружение, выполняют герметизацию коммуникаций и работы по повышению плотности и водонепроницамости грунтового массива.

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................4

4    Сокращения........................................................................4

5    Общие положения...................................................................5

6    Технические правила капитального ремонта тоннелей.....................................5

6.1    Общие требования...............................................................5

6.2    Требования к составу работ по капитальному ремонту тоннелей.........................6

6.3    Требования к капитальному ремонту строительных конструкций и элементов    тоннеля.......7

6.4    Требования к капитальному ремонту систем обеспечения безопасной эксплуатации.........12

7    Технические правила ремонта тоннелей.................... 13

7.1    Общие требования...............................................................13

7.2    Требования к составу работ по ремонту тоннелей......................................13

7.3    Требования к ремонту строительных конструкций и элементов тоннеля....................13

7.4    Требования к ремонту систем    обеспечения безопасной эксплуатации.....................17

8    Требования к проектной, рабочей    и    исполнительной документации..........................18

9    Технические правила содержания тоннелей..............................................18

9.1    Общие требования к содержанию тоннелей...........................................18

9.2    Требования к системе управления и организации работ по содержанию тоннелей...........19

9.3    Требования к составу работ по содержанию тоннелей..................................21

9.4    Требования к содержанию строительных конструкций тоннеля...........................22

9.5    Требования к техническому обслуживанию систем обеспечения безопасной эксплуатации

тоннелей...........................................................................29

10    Планирование работ по содержанию тоннелей..........................................30

11    Требования к оборудованию и материалам..............................................31

11.1    Требования к оборудованию, приспособлениям и инструментам........................31

11.2    Требования к материалам и изделиям.............................................31

12    Контроль качества работ.............................................................32

12.1    Контроль качества работ при капитальном ремонте и ремонте тоннелей.................32

12.2    Контроль качества работ по содержанию тоннелей...................................33

13    Требования безопасности............................................................34

13.1    Основные требования к выполнению внутритоннельных работ.........................34

13.2    Требования безопасности при ремонте и капитальном ремонте обделки и ее элементов .. .35

14    Требования к охране окружающей среды.................. 37

Приложение А (рекомендуемое) Перечень работ по капитальному ремонту и ремонту тоннелей____39

Приложение Б (рекомендуемое) Перечень машин, механизмов, оборудования и инструмента......42

Приложение В (рекомендуемое) Перечень аварийных запасов материалов и инструментов.......45

Приложение Г (рекомендуемое) Перечень основных видов работ по содержанию тоннелей.......47

Способы защиты тоннелей при техногенном воздействии на подземные тоннельные сооружения в зависимости от вида воздействия выбирают по СП 103.13330.

7.3.11    Защита тоннельных конструкций от коррозии

7.3.11.1    Защиту от коррозии конструкций тоннелей необходимо предусматривать с обязательным учетом наиболее неблагоприятных значений показателей агрессивности эксплуатационной среды.

7.3.11.2    Защиту бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений от коррозии следует обеспечивать методами по ГОСТ 31384.

7.3.11.3    При значительной коррозии арматуры следует выполнять установку новой арматуры или усиливать существующую. Дополнительную арматуру следует устанавливать при восстановлении или необходимости повышения несущей способности конструктивных элементов.

Обнаженную арматуру железобетонных конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах, перед восстановлением защитного слоя следует покрывать антикоррозионным составом. Выбор материалов для защиты закладных деталей и арматуры от коррозии и порядок проведения работ следует определять по ГОСТ 32016 и ГОСТ 32017.

7.3.11.4    Для защиты от коррозии чугунных обделок тоннелей в особо агрессивных сильно обводненных грунтах следует применять катодную защиту.

Ремонт установок катодной защиты должен включать в себя работы, связанные с заменой анодных заземлителей. питающих линий, ремонтом станции катодной защиты (преобразователя, выпрямителя); устранением обрывов или заменой токоотводов.

На время ремонта установку следует демонтировать и заменять аналогичной из резерва.

7.3.11.5    Технические решения по защите от коррозии конструкций тоннеля должны быть оформлены в виде отдельной части проекта.

7.3.12    Требования к ремонту элементов тоннеля

7.3.12.1    Ремонт элементов тоннелей; системы водоотвода, служебных проходов, дорожных ограждений, подходов тоннелей, порталов, припортальных зон, поверхности над тоннелем и водоотвода на поверхности над тоннелем проводят аналогично работам при капитальном ремонте в объемах, указанных проектом.

7.3.12.2    Ремонты проезжей части тоннеля и на подходах следует выполнять дорожными ремонтными предприятиями, имеющими квалифицированных специалистов, необходимую дорожную технику и материалы. Необходимость и объемы ремонта проезжей части в тоннелях определяют по результатам весенних осмотров сооружений и выявленным во время текущего осмотра сооружения дефектам покрытия.

7.4 Требования к ремонту систем обеспечения безопасной эксплуатации

7.4.1    Ремонты систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей необходимо выполнять соответствующими службами по принадлежности.

7.4.2    Ремонт систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей следует проводить с периодичностью. обеспечивающей эффективную эксплуатацию систем с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт. При этом следует учитывать природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации тоннеля.

В работы по ремонту должны быть включены работы по техническому обслуживанию систем, устранению неисправностей и дефектов технических средств и элементов, выявленные во время осмотров.

Обнаруженные при осмотре систем неисправности, в зависимости от сложности ремонта, наличия запасных частей и важности влияния на работоспособность систем, следует устранять немедленно либо при очередном текущем ремонте.

7.4.3    Выполнение ремонтов системы вентиляции и обогрева внутритоннельной атмосферы следует проводить по специально разработанным регламентам с корректировкой режимов работы по состоянию загазованности внутритоннельной атмосферы и в соответствии с климатическими параметрами.

7.4.4    В объем работ по ремонту должна входить частичная разборка, замена или ремонт отдельных узлов оборудования, изделий, трубопроводов, линейно-кабельных сооружений и т. п. Примерный перечень работ по ремонту систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей приведен в таблице А.З (приложение А).

Приложение Д (рекомендуемое) Перечень работ по содержанию конструкций и элементов

тоннелей................................................................49

Приложение Е (рекомендуемое) Перечень работ по техническому обслуживанию систем

обеспечения безопасной эксплуатации тоннелей..............................54

Приложение Ж (рекомендуемое) Перечень работ по техническому обслуживанию элементов

систем пожарной безопасности тоннелей.....................................55

Приложение И (рекомендуемое) Перечень работ по техническому обслуживанию системы

противодымной защиты тоннелей...........................................56

Приложение К (рекомендуемое) Перечень работ по техническому обслуживанию систем связи

и громкоговорящего оповещения тоннелей...................................57

Библиография........................................................................58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования ТОННЕЛИ

Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания

Automobile roads of general use.

Tunnels. Technical rules for the overhaul, repair and maintenance

Дата введения — 2021—05—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на тоннели на автомобильных дорогах общего пользования (далее — тоннели) и устанавливает технические правила организации и проведения работ по их капитальному ремонту, ремонту и содержанию.

Стандарт предназначен для использования в дорожном хозяйстве при осуществлении мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию тоннелей.

Настоящий стандарт не распространяется на работы, при выполнении которых используют принципиально новые конструктивные решения и технологии, которые не прошли проверку в практике строительства и эксплуатации.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 21.602 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации систем отопления, вентиляции и кондиционирования ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения ГОСТ 969 Цементы глиноземистые и высокоглиноземистые. Технические условия ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 9480 Плиты облицовочные из природного камня. Технические условия ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности ГОСТ 22266 Цементы сульфатостойкие. Технические условия ГОСТ 25100 Грунты. Классификация

ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 26804 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

ГОСТ 31189 Смеси сухие строительные. Классификация

ГОСТ 31384 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

ГОСТ 31937 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

Издание официальное

ГОСТ 32016 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования

ГОСТ 32017 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к системам защиты бетона при ремонте

ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32943 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к клеевым соединениям элементов усиления конструкций

ГОСТ 32955 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33152 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей ГОСТ 33153 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33154 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33161 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах

ГОСТ 33174 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

ГОСТ 33388 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации

ГОСТ 33389 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний

ГОСТ 33762 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к инъекционно-уплотняющим составам и уплотнениям трещин, полостей и расщелин

ГОСТ 34060 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Испытание и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проведения и контроль выполнения работ

ГОСТ 34669 Смеси сухие строительные гидроизоляционные проникающие капиллярные на цементном вяжущем. Технические условия

ГОСТ Р 21.1101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 21.1003 Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации

ГОСТ Р 22.7.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 51769 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения ГОСТ Р 52106 Ресурсосбережение. Общие положения

ГОСТ Р 52108 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 53300 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний

ГОСТ Р 53704 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования

ГОСТ Р 54101 Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт

ГОСТ Р 56102.2 Системы централизованного наблюдения. Часть 2. Подсистема объектовая. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 56239 Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров

ГОСТ Р 56334 Тоннели автодорожные. Освещение искусственное. Нормы и методы расчета ГОСТ Р 56521 Тоннели автомобильные. Требования безопасности

ГОСТ Р 57208 Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатации

ГОСТ Р 58208 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы индивидуальной защиты от падения с высоты. Общие технические требования

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58426 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний

ГОСТ Р 58442 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика

ГОСТ Р 58861 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков

ГОСТ Р 58862 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ Р 58942 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски

ГОСТ Р 58943 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Контроль точности

ГОСТ Р 59200 Дороги автомобильные общего пользования. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания мостовых сооружений и водопропускных труб

ГОСТ Р 59201 Дороги автомобильные общего пользования. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог

ГОСТ Р 59204 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

СП 31.13330 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»

СП 32.13330 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»

СП 60.13330 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 103.13330 «СНиП 2.06.14-85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод» СП 116.13330 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 124.13330 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»

СП 250.1325800 «Здания и сооружения. Защита от подземных вод»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссыпка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002. ГОСТ 33152 и ГОСТ 33153, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    заказчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и уполномоченное инвестором выполнять функции по организации и управлению капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием тоннелей.

3.2    капитальный ремонт тоннеля: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов и систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннеля, выполнение которых осуществляют в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик тоннеля, при выполнении которых восстанавливают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности тоннеля и не изменяют границ полосы отвода и геометрические элементы тоннеля.

3.3    надзор: Система текущих (постоянных) и периодических осмотров, специальных осмотров — диагностики, обследований конструкций тоннеля и инженерных обустройств — с целью оценки их технического состояния на текущий момент времени, своевременного выявления неисправностей, повреждений, дефектов и их устранения.

3.4    планово-предупредительные работы: Меры по восстановлению конструкций путем выполнения работ по устранению дефектов, влияющих на сохранность и долговечность (срок службы) сооружений. по замене отдельных элементов, влияющих на безопасность движения, по замене и восстановлению оборудования инженерных систем и требующих для специфичных видов работ разработку проектной документации.

3.5    профилактика: Предупредительные меры, требующие минимальных затрат по предотвращению развития повреждений и дефектов путем проведения работ по устранению или замедлению их развития, не требующие разработки проектной документации.

3.6    ремонт тоннеля: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик тоннеля, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности тоннеля.

3.7    содержание тоннеля: Комплекс работ по поддержанию надлежащего нормативного технического состояния тоннеля, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

3.8    усиление: Комплекс мероприятий, обеспечивающих восстановление или повышение несущей способности и эксплуатационных свойств конструкций тоннеля, снизившихся в процессе эксплуатации.

3.9    уход: Меры по поддержанию исправного состояния конструкции, инженерных обустройств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, за счет своевременного выполнения работ по очистке конструкций, устранению мелких повреждений, обеспечению безопасного движения транспортных средств.

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АБДМ — прикладная автоматизированная информационная система по искусственным сооружениям Федерального дорожного агентства;

АТС — автоматическая телефонная станция;

ГСМ — горюче-смазочные материалы;

ОУДХ — орган управления дорожным хозяйством;

ПДК — предельно допустимые концентрации;

ППР — планово-предупредительные работы.

5    Общие положения

5.1    При капитальном ремонте, ремонте и содержании тоннелей необходимо соблюдать требования [1].

5.2    В процессе проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию тоннелей должна быть обеспечена безопасность дорожного движения в самих тоннелях и на подходах к ним в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой организации движения в местах производства работ. Применение временных технических средств организации дорожного движения должно соответствовать ГОСТ 32758 и ГОСТ Р 58350.

5.3    Настоящие технические правила регламентируют;

-    ведение надзора, включающего текущие (постоянные) и периодические осмотры, специальные осмотры (диагностику и обследования);

-    выполнение производственных работ по уходу, профилактике. ППР по техническому обслуживанию, планированию и контролю качества работ по содержанию;

-    выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту тоннелей, обеспечивающих сохранность конструкций, поддержание и восстановление проектных (нормативных) показателей транспортно-эксплуатационного состояния конструкций тоннелей и функционирования систем обеспечения безопасной эксплуатации по ГОСТ 33153.

5.4    Текущий (постоянный) осмотр тоннелей должен осуществлять подрядчик, выполняющий работы по уходу за конструкциями тоннелей. Периодические осмотры должна осуществлять комиссия, назначаемая заказчиком, не реже двух раз в год (весной и осенью). Для проведения специальных осмотров заказчик должен привлекать специализированные организации по обспедованию тоннелей в установленном порядке по ГОСТ Р 57208.

Геодезическо-маркшейдерские работы в тоннелях, визуальное обследование, детальное (инструментальное) обследование конструкций тоннеля, технического состояния грунтового массива, обследование состояния заобделочного пространства, бетонных и железобетонных конструкций, стальных конструкций следует проводить согласно ГОСТ Р 57208.

5.5    Работы по уходу за конструкциями тоннеля следует выполнять на основе результатов постоянного осмотра, профилактические работы следует планировать и выполнять по результатам периодических осмотров. ППР — по заключениям периодических осмотров и/или специальных осмотров (диагностики, обследования).

5.6    Работы по капитальному ремонту и ремонту конструкций тоннеля следует выполнять по результатам обследований и оценки технического состояния по ГОСТ Р 57208 на основании и с соблюдением требований разработанной проектной документации, технологических регламентов и проекта производства работ.

5.7    При оценке технического состояния несущих конструкций предельно допустимые перемещения элементов конструкций (независимо от применяемых материалов) следует определять согласно ГОСТ Р 57208.

5.8    Заказчик организует и контролирует проведение подрядчиками работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию тоннелей. По вопросам обеспечения безопасности движения транспортных средств по тоннелям заказчик организует работу дежурно-диспетчерской службы и взаимодействие с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и ГОСТ Р 22.7.01.

6    Технические правила капитального ремонта тоннелей

6.1    Общие требования

6.1.1    Капитальный ремонт тоннелей должен включать в себя следующее:

-    оценку технического состояния по 5.3;

-    разработку проектной документации (проекта, рабочей документации, проекта производства работ и технологических регламентов на выполнение отдельных видов работ);

-    организацию и обустройство строительной площадки;

-    строительные и монтажные работы в полном объеме (примерный перечень работ при капитальном ремонте тоннелей приведен в таблице А.1 приложения А);

-    ведение исполнительной документации;

-    пусконаладочные работы и испытания установленного оборудования;

-    строительный контроль с учетом требований ГОСТ Р 58442 и авторский надзор.

-    приемку сооружения после капитального ремонта в эксплуатацию.

Все строительные работы необходимо выполнять в строгом соответствии проекту согласно ГОСТ 33153. ГОСТ 32731 и ГОСТ 32756.

6.1.2    При выполнении работ по капитальному ремонту тоннелей необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ Р 56521.

6.1.3    После завершения работ по капитальному ремонту тоннеля (до приемки в эксплуатацию) должны быть проведены работы по его обследованию и испытанию.

Работы по обследованию следует проводить в соответствии с ГОСТ 33161, ГОСТ 31937 и ГОСТ Р 57208.

Испытания следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.4.026. ГОСТ 32755. ГОСТ 34060. ГОСТ Р 53300, ГОСТ Р 56102.2 и ГОСТ Р 56239.

Положительное заключение по результатам обследования и внесения изменений в паспорт тоннеля является основанием для его приемки в эксплуатацию.

6.1.4    Гарантийные сроки для введенного в эксплуатацию тоннеля после ремонта (капитального ремонта) назначают согласно действующему законодательству [2].

6.2 Требования к составу работ по капитальному ремонту тоннелей

6.2.1    При капитальном ремонте необходимо выполнять работы;

-    по повышению несущей способности и укреплению обделок;

-    укреплению обратного свода или замене его части;

-    укреплению приконтурного грунтового массива:

-    ликвидации обводненности:

-    устройству или восстановлению гидроизоляции;

-    сооружению дополнительных ниш и камер;

-    устройству, ремонту или модернизации систем обеспечения безопасной эксплуатации тоннеля по ГОСТ 33153:

-    другие работы, не связанные с переустройством тоннеля или изменением его конструкции.

6.2.2    Устройство дополнительных вентиляционных систем следует проводить после изучения геологического строения массива над тоннелем.

6.2.3    При составлении перспективных планов по капитальному ремонту тоннелей предстоящие затраты определяют по (3) с учетом объемов работ согласно таблице 6.1.

Таблица 6.1 — Примерные максимальные объемы работ по капитальному ремонту тоннеля

Наименование ремонтных работ

Объем ремонтных работ

Частичная перекладка обделки

50 % объема

Нагнетание ремонтного раствора за обделку тоннелей

На протяжении 50 % длины

Ремонт поверхностей бетонной, железобетонной, кирпичной или каменной обделки

50 % внутренних поверхностей

Замена и устройство вновь дренажных сооружений

На протяжении 75 % длины

Ремонт водоотводных и дренажных сооружений тоннелей

100%

Замена или устройство новой гидроизоляции

100%