Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Купить ГОСТ Р 59200-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания конструктивных элементов мостовых сооружений согласно ГОСТ 33178 и водопропускных труб по ГОСТ 32871. Стандарт предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, выполняющими работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб

 Скачать PDF

 
Дата введения01.09.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Automobile roads of general use. Bridges and culverts. Capital repair, repair and maintenance. Technical regulations

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

59200—

2021

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТЫ И ТРУБЫ. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ

Технические правила

Издание официальное

Москва

Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2021 г. № 690-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Оформление. ФГБУ «РСТ». 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии И

5.3.7.3 Усиление пролетных строений методом установки дополнительной внешней проднапря-женной арматуры применяют с целью повышения несущей способности в случаях:

-    недостаточной грузоподъемности пролетного строения, построенного по устаревшим нормам или имеющего дефекты и повреждения, снижающие грузоподъемность, например силовые трещины любого раскрытия:

-    необходимости увеличения габарита проезда за счет уширения консолей плит крайних балок или устройства накладной плиты (либо другими методами).

5.37.4 В качестве напрягаемой арматуры применяют арматурные канаты класса К-7 по ГОСТ 13840 или высокопрочную гладкую проволоку класса В по ГОСТ 7348.

5.3.7.5    Внешнее армирование с преднапряжонием в поперечном направлении применяют для обжатия конструкций с целью восстановления или увеличения поперечной жесткости пролетных строений. нарушенной из-за появления дефектов в продольных швах омоноличивания (бездиафрагменные конструкции) или в диафрагмах.

5.3.7.6    При необходимости усиления опорных сечений железобетонных балок производят развитие опорной зоны элемента с применением армированного бетона по контуру надопорного сечения.

5.3.7.7    При повреждении сжатой зоны железобетонных балок пролетного строения или их недостаточной несущей способности усиление может быть выполнено путем увеличения толщины плиты.

5.3.7.8    Обжатие конструкций в поперечном направлении используют и с целью увеличения несущей способности диафрагм, которое требуется при уширении пролетных строений.

5.3.7.9    При проектировании усиления конструкций с применением полимерных композитов должна быть обеспечена совместная работа элементов усиления с бетоном усиливаемой конструкции. Прочность на отрыв бетона конструкции, подготовленного для устройства полимерных композиционных материалов усиления, должна быть не менее 1.5 МПа. Метод определения прочности принимают в соответствии с ГОСТ 22690-2015 (подраздел 7.5).

5.3.7.10    Пересечение элементов усиления из полимерных композиционных материалов допускается только при обеспечении их взаимного сцепления.

5.3.7.11    В качестве материалов усиления используют листы и ткани на основе углеродного, стеклянного или арамидного волокон, которые могут быть расположены в одном, двух направлениях армирования и более.

5.3.7.12    При разработке проектов капитального ремонта следует рассматривать такие способы нанесения полимерных композитных материалов усиления, как:

-    мокрый способ, предусматривающий нанесение армирующих тканей, пропитку которых адгезивными составами производят непосредственно на строительной площадке;

-    способ препрога, предусматривающий поставку на строительную площадку пропитанных в заводских условиях тканей. Отверждение адгезива происходит на строительной площадке после разогрева;

-    нанесение предварительно отвержденных материалов. Их объединение с усиливаемой конструкцией производят на строительной площадке с применением адгезивных материалов, рекомендованных производителем элементов усиления.

5.3.7.13    Работы по устройству элементов внешнего армирования из композитных материалов включают:

-    удаление разрушенного бетона и загрязнений, придание шероховатости поверхности, сглаживание углов и обеспыливание, восстановление геометрических параметров конструкции;

-    подготовку и очистку поверхности материала внешнего армирования;

-    заготовку по размеру материала внешнего армирования и проверку на наличие дефектов;

-    нанесение адгезива на бетон и на ламинаты, установку элементов усиления при усилении ламинатами (предварительно отвержденными материалами);

-    нанесение грунтовки или шпатлевки, а также смолы, установку холстов, сеток и других тканых материалов, пропитку материала усиления при усилении сетками, холстами и другими ткаными материалами;

-    отделочные работы (при необходимости).

5.3.7.14    Для исключения потенциальной гальванической коррозии стальных элементов материалы на углеродной основе не должны вступать в прямой контакт со сталью.

5.3.7.15    В необходимых случаях предусматривают предварительную разгрузку пролетного строения для включения в работу элементов усиления частично на постоянную нагрузку от веса пролетного строения.

5.3.7.16    Для обеспечения анкеровки элементов усиления допускается устройство дополнительных механических креплений стальными пластинами, заведение ламелей, ламинатов, холстов, сеток и других тканых материалов в пазы в бетоне, устройство химических анкеров.

5.3.7.17    Уширение железобетонных пролетных строений может быть произведено путем введения дополнительных элементов как в пределах размеров имеющихся конструктивных элементов опор, так и с увеличением их размеров.

5.3.7.18    Увеличение сечения элемента достигается введением дополнительной арматуры по ГОСТ 34028 и ГОСТ 380 в ослабленную зону с ее последующим бетонированием и объединением с основным элементом.

5.3.7.19    Для устройства новых продольных швов омоноличивания между балками производят удаление старого бетона. Новый бетон соответствует по прочности классу ВЗО и выше по ГОСТ 26633, но не ниже класса бетона главных балок.

5.3.7.20    При необходимости замены крайних балок железобетонного пролетного строения допускается применение стальной балки с устройством на ней железобетонной плиты, объединив ее с плитой пролетного строения.

5.3.7.21    Материалы для ремонта, восстановления и защиты бетонных конструкций определяют в соответствии с ГОСТ 31384. ГОСТ 32016. ГОСТ 32017, ГОСТ 25621. ГОСТ Р 56378.

5.3.7.22    В проектах по демонтажу железобетонных конструкций допускается применение гидравлической и алмазной резок.

5.3.8    Каменные и бетонные конструкции

5.3.8.1    Под технологиями капитального ремонта каменных и бетонных конструкций следует понимать применение различных методов, направленных на замену и усиление конструкций, восстановление эксплуатационных характеристик конструкций, а также различные методы демонтажа конструкций, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

5.3.8.2    При капитальном ремонте арочных каменных и бетонных мостов для усиления конструкций применяют следующие методы.

-    устройство монолитной железобетонной конструкции над арочным сводом;

-    устройство монолитной железобетонной конструкции над арочным сводом с их объединением и щековыми стенами в совместную работу;

-    устройство дополнительного арочного свода снизу из сборных гофрированных стальных или железобетонных элементов с заполнением пространства между ними бетоном для обеспечения совместной работы;

-    устройство армирующих элементов в продольном и поперечном направлениях.

5.3.8.3    При выборе технологии ремонта необходимо учитывать сохранение внешнего вида конструкций пролетного строения.

5.3.8.4    Свод усиления допускается раскружаливать домкратами, полностью освобождая существующий свод от веса вышележащей конструкции и временной нагрузки. Если свод усиления расположен под существующим, то все работы допускается вести без закрытия движения.

5.3.8.5    Совместная работа на временную нагрузку существующих сводов и сводов усиления обеспечивается их объединением с помощью анкеров.

5.3.8.6    Устройство опирания сводов усиления, расположенных под существующим сводом, допускается производить путем уширения существующих конструкций опор.

5.3.8.7    При капитальном ремонте арочных каменных и бетонных мостов для защиты поверхностей пролетных необходимо применять покрытия в соответствии с ГОСТ 31384. ГОСТ 32016. ГОСТ 32017.

5.3.9    Сталожелезобетонные и стальные пролетные строения

5.3.9.1    Основными методами капитального ремонта сталежелезобетонных пролетных строений являются следующие; усиление и восстановление железобетонной плиты проезжей части, усиление и восстановление стальной части несущих конструкций, замена плиты проезжей части, устранение причин расстройства участков сопряжения железобетонной и металлической частей.

5.3.9.2    При наличии значительных и критических дефектов плиты проезжей части в сталежелезобетонных и стальных пролетных строениях эти элементы подлежат полной или частичной замене. При необходимости демонтажа существующей железобетонной плиты проезжей части разрабатывают отдельный технологический регламент по демонтажу.

5.3.9.3    Усиление и восстановление железобетонной плиты проезжей части осуществляют в соответствии с требованиями 5.3.8.

5.3.9.4    Усиление стальных конструкций следует выполнять преимущественно с применением высокопрочных болтов. Сварные соединения можно использовать только в тех случаях, когда металл усиливаемых конструкций выдерживает проведение сварочных работ. Сварка напряженных несущих конструкций не допускается.

5.3.9.5    Усиление стальной части производят за счет:

-    прикрепления дополнительных стальных элементов;

-    устройства дополнительного пояса;

-    замены в пролете отдельных балок, ферм, арок;

-    применения предварительно напряженной арматуры в виде отдельных пучков или стержней.

5.3.9.6    Для закрепления арматуры на усиливаемой конструкции устраивают специальные узлы в торцах у опорных ребер жесткости. Торцы конструкций могут быть заделаны бетоном для создания предварительного напряжения аналогично железобетонным конструкциям.

5.3.9.7    В рамках работ по капитальному ремонту, как правило, применяют временные опоры с прогонами и опорные устройства. Временные опоры, прогоны и опорные устройства должны соответствовать ГОСТ Р 58752; инвентарные ограждения — ГОСТ 23407.

5.3.9.8    При наличии трещин в основном металле конструкции по концам трещин следует высверлить отверстия. Высверливание отверстий по концам трещин является обязательным в целях предотвращения возможного дальнейшего развития трещины. Далее проводят разделку кромок трещины и наложение сварного шва на длине между высверленными отверстиями. Полученное сварное соединение по металлу шва должно быть равнопрочным с основным металлом. Качество сварки должно быть подтверждено результатами ультразвуковой диагностики по ГОСТ Р 55724.

5.3.10 Пролетные строения деревянных мостов

5.3.10.1    Основными методами капитального ремонта деревянных пролетных строений являются усиление и замена несущих конструкций.

5.3.10.2    При замене в качестве приоритетных вариантов следует рассматривать клееные сборные деревянные конструкции заводского изготовления, не уступающие по несущей способности и сроку службы аналогам из других материалов.

5.3.10.3    Допускается замена поврежденных деревянных прогонов на стальные балки. При этом следует учитывать разницу в жесткости между сталью и деревом при оценке распределения временной нагрузки между главными балками.

5.3.10.4    Применяемые при замене конструктивные решения могут быть комбинированными, из различных строительных материалов:

-    несущие деревянные клееные конструкции с железобетонной плитой проезжей части;

-    несущие стальные конструкции с деревянной плитой проезжей части из клееной древесины.

5.3.10.5    Могут быть применены следующие конструктивные схемы деревянных пролетных строений:

-    балочные:

-    фермы;

-    консольно-подвесные;

-    комбинированные.

5.3.10.6    Выбор конструктивной схемы зависит от максимальной длины пролета и технологии монтажа.

5.3.10.7    Сборные элементы несущих конструкций деревянных пролетных строений из клееной древесины должны быть изготовлены в заводских условиях. Работы по сверлению и резке на строительной площадке должны быть сведены к минимуму. Участки сверления и резки должны быть обработаны антисептирующими составами.

5.3.10.8    Проектные решения деревянных пролетных строений должны предусматривать конструктивную защиту несущих конструкций от ультрафиолетового излучения.

5.3.10.9    Схема водоотвода и дренажа должна исключать возможность попадания поверхностной воды на нижележащие несущие конструкции.

5.3.10.10    Усиление деревянных конструкций может быть осуществлено различными методами; наращиванием сечения поврежденных элементов, стяжкой деревянных элементов, имеющих расслоения. преднапряжением элементов в целях улучшения распределения усилий между ними, и другими методами, позволяющими сохранить и/или повысить грузоподъемность пролетных строений.

5.3.10.11    В состав работ по капитальному ремонту при необходимости включают работы по анти-септированию эксплуатируемых деревянных конструкций.

5.3.11    Пролетные строения пешеходных мостов из полимерных композиционных материалов

5.3.11.1    Капитальный ремонт сборных и цельномонолитных пролетных строений из полимерных композитных материалов включает работы по замене поврежденных элементов.

5.3.11.2    Трещины в несущих конструкциях цельнокомпозитных пролетных строений не допускаются. При выявлении недопустимых деформаций, свидетельствующих о деградационных процессах в материале конструкции цельнокомпозитных пролетных строений, они подлежат замене.

5.3.11.3    При капитальном ремонте композитных пешеходных мостов и путепроводов новые пролетные строения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33119, ГОСТ Р 54928.

5.3.11.4    При наличии дефектов, снижающих грузоподъемность цельномонолитных полимерных композитных пролетных строений, они подлежат замене.

5.3.11.5    Порядок разборки и установки новых заменяемых элементов (композитных профилей) композитных пролетных строений из ферм должен быть обоснован расчетом с учетом рекомендаций производителя.

5.3.11.6    В проектах капитального ремонта следует в узлах олирания предусматривать специальные упоры, которые удерживают пролетные строения от обрушения в случае ударного воздействия негабаритного транспортного средства.

5.3.12    Пешеходные мосты с пролетными строениями из алюминиевых сплавов

5.3.12.1    Основными методами капитального ремонта пролетных строений из алюминиевых сплавов являются усиление, восстановление и замена поврежденных элементов.

5.3.12.2    Элементы пролетных строений из алюминиевых сплавов, имеющие дефекты, снижающие грузоподъемность, подлежат замене.

5.3.12.3    Усиление пролетных строений из алюминиевых сплавов должно предусматривать монтажные соединения элементов на высокопрочных болтах.

5.3.12.4    Конструктивные решения с непосредственным контактом элементов из алюминиевых сплавов со сталью или бетоном не допускаются. В местах возможного контакта должны быть применены изолирующие прокладки.

5.3.12.5    На пролетных строениях из алюминиевых сплавов рекомендуется применять тонкослойные полимерные покрытия в соответствии с ГОСТ Р 53627.

5.3.12.6    Для капитального ремонта пролетных строений следует применять деформируемые алюминиевые сплавы в соответствии с ГОСТ 8617, ГОСТ 17232, ГОСТ 18482, ГОСТ 21488. ГОСТ 21631ГОСТ Р 56282.

5.3.13    Вантовые и висячие конструкции

5.3.13.1    При разработке проектной и рабочей документации на выполнение капитального ремонта вантовых и висячих мостовых сооружений следует производить необходимые расчеты на предмет действия постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок по ГОСТ Р 52748ГОСТ 33390. в том числе на аэродинамическую устойчивость и резонанс колебаний.

5.3.13.2    Работы по капитальному ремонту металлической балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к металлическим балочным пролетным строениям по 5.3.9.

5.3.13.3    Работы по капитальному ремонту железобетонной балки жесткости вантовых и висячих пролетных строений проводят в соответствии с требованиями к железобетонным балочным пролетным строениям по 5.3.7.

5.3.13.4    При капитальном ремонте проводят частичную или полную замену вант, их дотяжку или ослабление, замену антикоррозионного покрытия, восстановление антикоррозионной защиты, замену антивандальных труб и внутренних и внешних демпферных устройств.

5.3.13.5    Замена отдельной пряди должна включать следующие основные этапы:

-    подготовительный (снятие антивандальной трубы, снятие демпферов и других элементов, снятие которых позволяет получить доступ к узлу крепления пряди):

-    снятие нагрузки с пряди, установку лебедки и вытягивание поврежденной пряди;

-    протягивание новой пряди:

-    дотяжку и ослабление новой пряди;

-    установку элементов, снятых на подготовительном этапе.

5.3.13.6    При капитальном ремонте висячих и вантовых мостовых сооружений проводят замену обмотки и зачеканку хомутов подвесок, а также полную замену канатов при наличии значительных и критических дефектов.

5.3.13.7    При восстановлении оборванных или поврежденных коррозией проволок применяют обжимные или резьбовые втулки, с помощью которых новую вставку соединяют с концами проволоки в месте разрыва или удаленного поврежденного участка.

5.3.13.8    Канаты по всей свободной длине, а также в зонах анкеровки должны быть оснащены как минимум двумя системами защиты. Внутренний барьер {смазки, защитные чулки, эпоксидные или гальванические покрытия) должен полностью предохранять всю длину каната и участки анкеровки. Наружный барьер — это неметаллические материалы, полиэтиленовые трубы, поливинилфторидные ленты и другие обмоточные материалы.

5.3.13.9    Антикоррозионные покрытия несущих элементов вантовых и висячих мостов должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.032 и учитывать требования производителей конструкций вантовых и висячих систем.

5.3.14    Пролетные строения разводных мостов

5.3.14.1    Работы по замене и усилению металлических конструкций разводных мостов следует выполнять в соответствии с положениями пункта 5.3.9 с учетом особенностей работы пролетных строений различных систем: вертикально-подъемной, раскрывающейся, поворотной.

5.3.14.2    Работы по капитальному ремонту пролетных строений металлических конструкций разводных мостов должны учитывать:

-    предотвращение возможного сползания материала покрытия проезжей части при наклонном положении пролетного строения:

-    повышение грузоподъемности за счет снижения собственного веса пролетных строений.

5.3.14.3    Соединения (прикрепление) элементов, работающих в условиях сложного напряженного состояния, выполняют на высокопрочных болтах.

5.3.14.4    В качестве методов повышения грузоподъемности разводных мостов следует рассматривать применение конструкций плит проезжей части облегченного типа с применением следующих конструктивных решений:

-    конструкции из алюминиевых сплавов;

-    конструкции из полимерных композиционных материалов:

-    конструкции из высокопрочного фибробетона;

-    объединение в совместную работу плиты проезжей части с главными балками пролетного строения.

5.3.14.5    Для стальных конструкций разводных мостов с целью уменьшения собственного веса и повышения коррозионной стойкости следует применять конструкции из низколегированной стали и, как правило, сварные.

5.3.15    Опорные части

5.3.15.1    При капитальном ремонте мостового сооружения производят замену опорных частей.

5.3.15.2    При замене опорных частей проводят:

-    подготовку конструкций пролетных строений для восприятия усилий от домкратов;

-    при необходимости устройство временных конструкций для установки домкрата;

-    разгрузку опорных частей:

-    демонтаж опорной части с удалением при необходимости анкерных болтов;

-    подготовку поверхности для новой опорной части с установкой новых анкерных болтов при необходимости;

-    установку опорной части (смазку при устройстве металлических опорных частей).

5.3.15.3    При замене опорных частей резиновые опорные части должны соответствовать требованиям ГОСТ 32020. металлические катковые опорные части — ГОСТ Р 53628.

5.3.15.4    Для обеспечения плотного опирания опорных частей на подферменниках устраивают выравнивающий слой из бетона, полимербетона в соответствии с требованиями ГОСТ 31384. ГОСТ 32016ГОСТ 32017.

5.3.15.5    Применяемые конструкции опорных частей пролетных строений разводных мостов должны учитывать режим работы в разведенном и наведенном состояниях.

5.4 Опоры

5.4.1 В рамках работ по капитальному ремонту опор осуществляют:

-    восстановление опор с сохранением существующей продольной схемы мостового сооружения;

-    замену опор;

-    усиление опор при недостаточной несущей способности.

5.4.2    Фундаменты мелкого заложения на устойчивых грунтах могут быть усилены путем их уши-рения.

5.4.3    Повышение несущей способности оснований фундаментов может быть достигнуто за счет развития площади опирания фундамента путем устройства вокруг опоры дополнительного свайного ростверка.

5.4.4    Усиление свайного фундамента допускается осуществлять за счет устройства дополнительных свай, объединенных с существующим фундаментом железобетонным поясом.

5.4.5    При замене опор новые опоры устанавливают на месте существующих с олиранием на имеющийся или усиленный фундамент при условии обеспечения несущей способности основания, подтвержденной расчетом и натурными испытаниями. Новые опоры устраивают преимущественно облегченного типа (столбчатые с ригелем или без ригеля из сборно-монолитных конструкций).

5.4.6    Если опоры удовлетворяют условию по несущей способности конструкции при уширении пролетных строений, допускается для уменьшения объемов работ по уширению или усилению фундаментов и тела опор развить только верхние части опор (ригелей) при подтверждении конструктивного решения соответствующими расчетами.

5.4.7    Опоры усиливают путем развития сечений тела или ригеля опор и их фундамента.

5.4.8    Усиление поврежденных элементов опор следует производить при полной разгрузке опоры.

5.4.9    При изменении высоты подъема надстройку опор выполняют за счет увеличения высоты подферменников. колонн, ригеля или тел опор.

5.4.10    В том случае, когда железобетонная опора имеет сквозные трещины, вокруг нее устраивают стальные каркасы, а также железобетонные пояса.

5.4.11    При применении железобетонного пояса должно быть обеспечено сцепление между существующим бетоном и железобетонным поясом усиления.

5.4.12    Железобетонные оболочки обратных стенок устоев допускается стягивать между собой затяжками по верху шкафной стенки или по всей ее высоте в зависимости от степени разрушения с разборкой участков сопряжения с насыпью. С задней части устоев оболочки заводят за торцы открылков или соединяют затяжками.

5.4.13    Усиление железобетонных опор из отдельно стоящих стоек допускается выполнять путем их объединения с применением диафрагм из монолитного железобетона.

5.4.14    При восстановлении свайных, свайностоечных и столбчатых опор усиление насадки при опирании на нее балок между стойками выполняют устройством под ней монолитного железобетонного прилива, а в случае опирания балок над стойками насадку снизу усиливают капителью из железобетона.

5.4.15    При разрушении стоек опоры (повреждение бетона и арматуры) воздействием ледохода или высоких вод могут быть усилены путем объединения стоек в общий массив монолитным бетоном.

5.4.16    Увеличение несущей способности ремонтируемых бетонных и железобетонных конструкций допускается выполнять по 5.3.7.11.

5.4.17    При капитальном ремонте железобетонных опор для защиты поверхностей необходимо применять покрытия в соответствии с ГОСТ 31384, ГОСТ 32016. ГОСТ 32017.

5.4.18    Усиление несущих элементов металлических опор можно выполнять путем замены отдельных элементов устройством дополнительных распорок.

5.4.19    Устранение трещин в конструкциях стальных опор выполняют по 5.3.9.8.

5.4.20    Элементы деревянных опор, имеющие повреждения, снижающие прочность и несущую способность, заменяют.

5.4.21    Усиление отдельных свай при загнивании на глубину от 8 до 9 см производят путем постановки деревянных накладок. Пораженные гнилью места сваи с противоположных сторон вырубают и устанавливают в них накладки из пластин, соединенные со сваей двумя болтами. Торцы накладок должны плотно прилегать к горизонтальным площадкам вырубок.

5.4.22    При загнивании на глубину более 9 см усиление деревянных свай производят путем постановки дополнительных стоек между существующими сваями.

5.4.23    Усиление деревянных опор моста производят путем подведения дополнительных рам с обеих сторон существующей опоры и забивкой между их насадками и прогонами парных клиньев. Для обеспечения устойчивости дополнительные рамы соединяют друг с другом и с усиливаемой опорой диагональными и горизонтальными схватками.

5.4.24    Усиление насадки деревянных опор, подвергающейся изгибу, достигается увеличением количества точек ее опирания.

5.4.25 В состав работ по капитальному ремонту могут быть включены работы по антисептирова-нию существующих деревянных конструкций опор.

5.5 Сопряжения мостовых сооружений с подходами и эксплуатационное обустройство

5.5.1    Работы по капитальному ремонту конструктивных элементов сопряжения мостовых сооружений с подходами включают;

-    устройство сопряжения мостовых сооружений с подходами:

-    доведение геометрических параметров до значений, соответствующих фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода;

-    устройство лестничных сходов.

5.5.2    При устройстве узла сопряжения мостового сооружения с насыпью автомобильной дороги выполняют;

-    устройство щебеночного основания под лежень и переходные плиты:

* укладку лежня и переходных плит;

-    устройство водоотвода в узле сопряжения.

-    укрепление конусов и откосов насыпей в узле сопряжения.

5.5.3    Конструктивные решения сопряжения мостового сооружения с подходами должно соответствовать требованиям ГОСТ 33384.

5.5.4    Лотки на подходах выполняют из железобетона или полимерных композитных материалов в соответствии ГОСТ 32955.

5.5.5    Устройство и укрепление откосов конусов насыпи должны быть выполнены на всю высоту в пределах подтопления. Конструкция и тип укрепления должны учитывать крутизну откосов, условия ледохода и воздействия паводков.

5.5.6    Допускается применять технологии и материалы при устройстве и укреплении откосов конусов насыпи согласно требованиям ГОСТ Р 59201.

5.5.7    При капитальном ремонте выполняют устройство недостающих или восстановление существующих лестничных сходов.

5.5.8    Лестничные сходы должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384.

5.5.9    Конструкции лестничных сходов, изготовленных из полимерных композитных материалов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33119.

6 Технические правила ремонта мостовых сооружений

6.1    Общие требования

6.1.1    Мероприятия по ремонту должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров в течение установленного срока их службы в соответствии с требованиями [2] (пункт 13.1 статьи 13).

6.1.2    Организация и проведение работ по ремонту мостовых сооружений включают в себя:

а)    разработку дефектных ведомостей, проектной документации и сметных расчетов стоимости работ по ремонту мостовых сооружений;

б)    проведение работ по ремонту мостовых сооружений;

в)    приемку работ по ремонту мостовых сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ 32755;

г)    приемочную диагностику в соответствии с ГОСТ 33161.

6.1.3    К работам по ремонту мостовых сооружений относят аварийно-восстановительные работы в местах ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, а при необходимости — устройство временных искусственных сооружений.

6.1.4    Необходимо сохранять дорожную разметку в процессе проведения работ при эксплуатации мостовых сооружений, а в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597 — предусмотреть необходимость ее восстановления.

6.2 Мостовое полотно

6.2.1 Ремонт мостового полотна предусматривает:

-    замену мостового полотна;

-    замену гидроизоляции и дорожной одежды;

-    замену конструкций деформационных швов;

-    замену дорожных ограждений и тротуаров:

-    восстановление несущей способности тротуаров и дорожных ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода;

• замену дорожной одежды одновременно с заменой конструкций деформационных швов и покрытия тротуаров;

-    замену системы водоотвода на мостовом сооружении и в узлах сопряжения с насыпью;

-    замену или восстановление мачт освещения, акустических экранов;

-    восстановление конструктивных элементов надземных пешеходных переходов.

6.2.2    Элементы мостового полотна при восстановлении или замене должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384. для экодуков мостового типа — ГОСТ Р 58947. для надземных пешеходных переходов — ГОСТ 32944 и действующим документам технического регулирования.

6.2.3    После выполнения работ по ремонту покрытия необходимо нанести постоянную разметку. Разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство разметки следует производить в соответствии с ГОСТ Р 52289.

6.2.4    Проведение ремонтных работ и установку недостающих или несоответствующих требованиям акустических экранов, мачт освещения следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 33384 и ГОСТ Р 59201.

6.2.5    Правила производства работ и оценку соответствия производят в соответствии с документами по стандартизации на правила производства работ.

6.2.6    Дорожная одежда

6.2.6.1    При ремонте производят восстановление дорожной одежды путем полной разборки конструкции до выравнивающего слоя или основной несущей конструкции и устройству новой.

6.2.6.2    Для демонтажа элементов мостового полотна следует использовать один из следующих способов: электрогидравлический способ демонтажа элементов мостового полотна; механический способ.

6.2.6.3    Электрогидравлический способ демонтажа элементов мостового полотна следует применять для разрушения монолитных бетонных и железобетонных элементов мостового полотна (например. парапетов, переходных плит, бордюров), гидроизоляции, выравнивающего слоя, защитно-сцепля-ющего слоя.

6 2.6.4 Механический способ демонтажа следует применять для разрушения элементов мостового полотна (железобетонных и бетонных ограждений, асфальтобетонных или бетонных покрытий, железобетонных или бетонных конструкций водоотводных и дренажных систем, элементов узла сопряжения и пр.) с использованием средств малой механизации (погрузчиков, кранов массой не более 5 т) и ручного инструмента.

6.2.6.5    При демонтаже элементов мостового полотна необходимо установить защитные сетки с квадратной ячейкой 50 мм или щиты для предотвращения попадания осколков конструкций и материалов в безопасную зону или водоем.

6.2.6.6    Разборку дорожной одежды с покрытием из асфальтобетона следует начинать с фрезерования асфальтобетона при помощи самоходных дорожных фрез с погрузкой в автосамосвалы, а в стесненных условиях — ручным инструментом.

6.2.6.7    Для разборки слоев гидроизоляции следует использовать средства механизации, а в стесненных условиях разборку производят вручную.

6.2.6.8    При наличии разделительной полосы фрезерование асфальтобетонного и цементобетон-ного покрытия следует начинать со свободного края проезжей части мостового сооружения к разделительной полосе.

6.2.6.3    В случаях полного закрытия движения на период производства работ работы по фрезерованию следует проводить по всей ширине проезжей части мостового сооружения — от одного края проезжей части к другому.

6.2.6.10    На мостовых сооружениях с двухполосным движением, когда работы проводят без полного закрытия движения, фрезерование дорожного покрытия следует производить по одной полосе с перекрытием продольного шва на 0,5 м.

6.2.6.11    Слои дорожной одежды не должны перекрывать отверстия водоотводных трубок.

6.2.6.12    Конструкция дорожной одежды должна соответствовать ГОСТ 33384 и действующим документам технического регулирования.

6.2.6.13    Для придания уклонов проезжей части толщина выравнивающего слоя может быть переменной.

6.2.6.14    Конструкцию дорожной одежды проезжей части выполняют с применением уплотняемого асфальтобетона, литого асфальтобетона или цементобетона.

6.2.6.15    Для слоев дорожной одежды применяют асфальтобетонные смеси в соответствии с требованиями действующих документов технического регулирования, а также смоси. запроектированные по методу объемно-функционального проектирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58401.1 и ГОСТ Р 58401.2.

6.2.6.16    Горячие литые асфальтобетонные смеси, применимые для устройства дорожной одежды, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54401.

6.2.6.17    При выполнении покрытия на мостовом сооружении из цементобетона для повышения трещиностойкости покрытия применяют фибробетон.

6.2.6.18    Цементобетонные и фибробетонные смеси должны обеспечивать:

-    получение требуемых параметров свежеуложенного покрытия;

-    возможность механизированной отделки покрытия и создания на нем искусственной шероховатости.

6.2.6.19    Тонкослойные, толщиной не более 50 мм. конструкции дорожных одежд из полимерных материалов должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 53627 и действующим документам технического регулирования.

6.2.6.20    Тонкослойные покрытия проезжей части мостов следует применять на тех пролетных строениях, где снижение массы дорожной одежды является основным требованием, в том числе на пролетных строениях разводных мостов, а также на пролетных строениях из полимерных композиционных материалов.

6.2.6.21    На пролетных строениях с тонкослойным покрытием проезжей части следует предусматривать дополнительные расходы материалов в связи с необходимостью обеспечения проектных отметок дорожной одежды.

6.2.6.22    Тонкослойную дорожную одежду композитных пролетных строений мостов следует наносить в заводских условиях или в соответствии с рекомендациями стандарта организации.

6.2.6.23    Примыкание верхнего и нижнего слоев дорожного покрытия к вертикальной поверхности тротуара, цоколя, бетонного ограждения допускается с использованием резинобитумных, полиморби-тумных. битумно-изопреновых. битумно-резиновых мастик, битумных лент, герметика заливаемых или укладываемых в штрабу, образованную в слоях покрытия в зоне примыкания.

6.2.7 Гидроизоляция плиты проезжей части

6.2.7.1 Ремонт гидроизоляции производят по всей поверхности плиты проезжей части при ее повреждении и разрушении асфальтобетонного покрытия или при наличии признаков выщелачивания бетона на значительной площади этой поверхности.

6.27.2 При повреждении гидроизоляции (всей или на нескольких участках проезжей части мостового сооружения) ее восстанавливают на всем пролетном строении.

6.2.7.3 Ремонт гидроизоляции следует выполнять путем замены слоя на аналогичную совместимую или с применением материалов, превосходящих по эксплуатационным качествам ремонтируемую при соответствующем технико-экономическом обосновании.

6.27.4    При ремонте гидроизоляции выполняют следующие работы;

-    устройство нового выравнивающего слоя (при необходимости),

-    устройство антикоррозийного, защитносцепляющего слоя или гидроизоляции;

-    восстановление гидроизоляции в местах примыкания к тротуару;

-    восстановление защитного слоя (при его необходимости).

6.27.5    В конструкциях дорожных одежд защитно-сцепляющий слой и гидроизоляцию выполняют с применением следующих материалов:

-    рулонных наплавляемых битумно-полимерных гидроизоляционных материалов по ГОСТ Р 55396;

-    битумно-латексных эмульсий;

-    мастичных с битумной химической природы основы;

-    мастичных литых асфальтобетонных составов;

-    полимерных с химической природы основы — термореактивные смолы.

6.27.6    Для всех видов гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя необходимо проводить их пробное нанесение на объекте с обязательной проверкой показателей адгезии к изолируемой поверхности. Показатели адгезии должны соответствовать действующим документам технического регулирования.

6.27.7    Выбор типа гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя производят с учетом климатических условий эксплуатаций и воздействия агрессивных сред.

6.27.8    До начала устройства гидроизоляции должны быть установлены конструкции, пересекающие слои гидроизоляции: водоотводные и дренажные трубки, элементы конструкций деформационных швов, дорожные ограждения.

6.27.9    В местах примыкания к тротуарам, ограждениям, деформационным швам, водоотводным трубкам следует укладывать дополнительный слой рулонной гидроизоляции. Края гидроизоляции любых видов должны быть выполнены таким образом, чтобы исключить затекание воды под нее. В местах примыкания гидроизоляции к вертикальным поверхностям ее выводят вверх на высоту не менее чем толщина дорожной одежды или высоту элемента, к которому она примыкает. В местах примыкания гидроизоляции к цоколю перильного и парапетного ограждений она должна быть заведена под устроенный в цоколе козырек, глубина которого должна быть в пределах от 10 до 15 мм.

6.2.7.10    Перед устройством гидроизоляции изолируемая поверхность должна быть очищена от строительного мусора, пыли, пленки цементного молока. Снятие пленки цементного молока производят сухой или влажной струйно-абразивной очисткой.

6.2.7.11    Поверхность металла после струйно-абразивной очистки должна отвечать требованиям ГОСТ 9.301. ГОСТ 9.402. ГОСТ Р ИСО 8501-1.

6.2.7.12    Пескоструйную очистку вблизи бортиков, у перил и у ограждений выполняют с применением элементов защиты для сохранения имеющегося на них покрытия. Если защитное заводское покрытие на этих элементах отсутствует, их поверхности должны быть подвергнуты струйно-абразивной очистке.

6.2.8    Система водоотвода

6.2.8.1    Работы по восстановлению системы водоотвода предусматривают замену изношенных элементов системы или устройство ее заново согласно требованиям ГОСТ 33384.

6.2.8.2    Во всех пониженных, замкнутых и других местах конструкции дорожной одежды, где возможен застой воды, устанавливают дренажные устройства.

6.2.8.3    Дренажные каналы предпочтительно располагать на одной оси с водоотводными трубками и на уровне гидроизоляции.

6.2.8.4    Дренажные трубки на плите проезжей части устанавливают таким образом, чтобы верх трубки были заподлицо с верхом гидроизоляции.

6.2.8.5    Дренажные трубки необходимо присоединять к водоотводными элементам.

6.2.8.6    Для предотвращения увлажнения нижних поверхностей железобетонных и бетонных конструкций (консольных плит крайних балок) должно быть предусмотрено устройство защитных выступов. слезников или карнизных водоотводных лотков.

6.2.87 Лотки на подходах выполняют из железобетона или полимерных композитных материалов в соответствии с ГОСТ 32955.

6.2.8    8 В случаях наличия на проезжей части мостового сооружения водоотводных трубок над откосом конуса вдоль него необходимо также устраивать лотки.

6.2.9    Дорожные ограждения

6.2.9.1    При ремонте мостовых сооружений производят замену дорожных ограждений, не соответствующих требованиям ГОСТ 33128. ГОСТ Р 50597, ГОСТ Р 52607. ГОСТ Р 58351 и ГОСТ Р 58947.

6.2.9.2    Установка дорожного ограждения производится в соответствии с ГОСТ Р 52289.

6.2.9.3    Демонтаж парапетных ограждений следует производить поэлементно, механическим способом.

6.2.9.4    При поэлементном демонтаже следует обеспечивать по возможности максимальную сохранность элементов ограждений для их повторного использования.

6.2.3.5    Барьерные ограждения следует демонтировать поэлементно вручную.

6 2.9.6 Стойки барьерных ограждений на переходных плитах и пролетном строении следует устанавливать с помощью болтовых соединений в закладных деталях.

6.2.97 Удерживающие пешеходные ограждения на мостовых сооружениях следует устанавливать секциями с минимумом узлов крепления.

6.2.9.8 В железобетонных элементах тротуаров следует устанавливать закладные элементы замкнутого или сплошного сечения для крепления к ним секций ограждения с помощью механического соединения.

Содержание

1    Область применения.......................................................... 1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения............................... 4

4    Общие положения....................................................................5

5    Технические правила капитального ремонта мостовых сооружений............................5

6    Технические правила ремонта мостовых сооружений......................................14

7    Технические правила содержания мостовых сооружений...................................26

8    Технические правила капитального ремонта водопропускных труб...........................34

9    Технические правила ремонта водопропускных труб.......................................35

10    Технические правила содержания водопропускных труб...................................37

11    Требования по охране окружающей среды..............................................38

Библиография........................................................................40

6.2.10 Деформационные швы

6.2.10.1    При ремонте заменяют конструкции деформационных швов, находящихся в неработоспособном состоянии, или если воспринимаемые ими перемещения не соответствуют фактическим значениям перемещений концов пролетных строений, а также при невозможности или нецелесообразности восстановления.

6.2.10.2    Работы по ремонту конструкций деформационных швов заполненного типа включают:

-    удаление поврежденного материала заполнения;

-    удаление поврежденного материала в переходной зоне для железобетонных пролетных строений:

-    восстановление переходной зоны;

-    замену уплотняющего заполнителя (если он поврежден);

-    заливку нового герметизирующего материала заполнения.

6.2.10.3    Работы по ремонту конструкций модульных деформационных швов с упругим компенсатором включают:

-    демонтаж материала пришовной переходной зоны;

-    демонтаж элементов конструкции деформационного шва:

-    замену поврежденных элементов конструкции деформационного шва или секции,

-    замену элементов армирования;

-    установку опалубки;

-    установку конструкции деформационного шва в проектное положение;

-    нанесение антикоррозионного покрытия на участках сварных швов (для стальных пролетных строений);

-    устройство гидроизоляции мостового полотна на стыке с конструкцией деформационного шва;

-    восстановление пришовной переходной зоны.

6.2.10.4    Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании при ремонте конструкции модульного деформационного шва включать только замену упругого компенсатора при его повреждении.

6.2.10.5    Состав работ ремонта деформационных швов перекрытого типа соответствует 6.2.10.3.

6.2.10.6    При ремонте мостового сооружения могут быть заменены одни типы конструкций деформационных швов на другие типы в зависимости от величины воспринимаемого перемещения.

6.2.10.7    При ремонте конструкций деформационных швов следует предусматривать устройство дренажа.

6.2.10.8    Конструкции деформационных швов следует демонтировать одновременно с разборкой асфальтобетонного или цоментобетонного покрытия и демонтажем последующих нижележащих слоев дорожной одежды.

6.2.10.9    Конструкцию деформационного шва принимают одного типа на всей длине.

6.2.10.10    Все крепежные изделия болтовых соединений конструкций деформационных швов должны иметь антикоррозионное покрытие.

6.2.10.11    Пришовную переходную зону устраивают с применением бетона на основе сухих бы-стротвердеющих смесей (в том числе армированных фиброй), высокопрочных мелкозернистых полимербетонов. а также безусадочного бетона.

6.2.10.12    Бетон пришовной переходной зоны необходимо принимать классом по прочности на сжатие не ниже В35 по ГОСТ 10180. маркой по водонепроницаемости не ниже W12 по ГОСТ 12730.5 и маркой по морозостойкости F2300 по ГОСТ 10060.

6.2.10.13    Допускается пришовную переходную зону выполнять из литого асфальтобетона.

6.2.10.14    Штрабу в асфальтобетонном покрытии шириной от 10 до 15 мм. выполненную в зоне примыкания асфальтобетонного покрытия к металлическим окаймлениям деформационных швов и к бетону омоноличивания окаймлений деформационных швов, заполняют резинобитумными, полимер-битумными. битумно-изолреновыми. битумно-резиновыми мастиками или герметиками.

6.3 Пролетные строения

6.3.1 Состав работ по ремонту несущих конструкций пролетных строений включает:

-    замену на новые отдельных балок пролетных строений, ремонт оставшихся балок, ремонт или замену плит и других элементов пролетных строений;

-    устройство козырьков вдоль пролетов и сливов с пролетных строений;

-    устройство карнизов с фасадов пролетных строений;

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТЫ И ТРУБЫ.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ. РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ

Технические правила

Automobile roads of general use. Bridges and culverts. Capital repair, repair and maintenance. Technical regulations

Дата введения — 2021—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания конструктивных элементов мостовых сооружений согласно ГОСТ 33178 и водопропускных труб по ГОСТ 32871.

Настоящий стандарт предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, выполняющими работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб.

Требования настоящего стандарта не распространяются на мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования. таким как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях, а также на улицах населенных пунктов.

Требования настоящего стандарта не распространяются на паромные переправы, наплавные мосты, относящиеся к ведению речных регистров.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.105 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 9.410 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы

Издание официальное

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 3134 Уайт-спирит. Технические условия

ГОСТ 6467 Шнуры резиновые круглого и прямоугольного сечений. Технические условия ГОСТ 7348 Проволока из углеродистой стали для армирования предварительно напряженных железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7798 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры ГОСТ 8486 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 8617 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия

ГОСТ 9463 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10354 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 12730.5 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 13840 Канаты стальные арматурные 1*7. Технические условия ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 15836 Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия ГОСТ 17232 Плиты из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия ГОСТ 18482 Трубы прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия ГОСТ 20022.3 Защита древесины. Предлропиточная подготовка накалыванием ГОСТ 20022.4 Защита древесины. Панельный способ пропитки ГОСТ 20022.6 Защита древесины. Способы пропитки ГОСТ 20425 Тетраподы для берегозащитных и оградительных сооружений ГОСТ 20850 Конструкции деревянные клееные несущие. Общие технические условия ГОСТ 21488 Прутки прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия ГОСТ 21631 Листы из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 23407 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

ГОСТ 25621 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие и уплотняющие. Классификация и общие технические требования

ГОСТ 26600 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия ГОСТ 30495 Средства защитные для древесины. Общие технические условия ГОСТ 31384 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

ГОСТ 32016 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования

ГОСТ 32017 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к системам защиты бетона при ремонте

ГОСТ 32020 Опорные части резиновые для мостостроения. Технические условия ГОСТ 32731 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32870 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования

ГОСТ 32871 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования

ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 32955 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33119 Конструкции полимерные композитные для пешеходных мостов и путепроводов. Технические условия

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33161 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах

ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ 33384-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия ГОСТ 33762 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к инъекционно-уплотняющим составам и уплотнениям трещин, полостей и расщелин

ГОСТ 34028 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 22.1.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52748 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения

ГОСТ Р 53627 Покрытие полимерное тонкослойное проезжей части мостов. Технические условия ГОСТ Р 53628 Опорные части металлические катковые для мостостроения. Технические условия ГОСТ Р 53664 Болты высокопрочные цилиндрические и конические для мостостроения, гайки и шайбы к ним. Технические условия

ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия

ГОСТ Р 54928 Пешеходные мосты и путепроводы из полимерных композитов. Технические условия

ГОСТ Р 55396 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Технические требования

ГОСТ Р 55724 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые ГОСТ Р 56282 Профили прессованные крупногабаритные сплошные из алюминиевых сплавов. Технические условия

ГОСТ Р 56378 Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Требования к ремонтным смесям и адгезионным соединениям контактной зоны при восстановлении конструкций ГОСТ Р 58101 Оценка соответствия. Порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента «Безопасность автомобильных дорог»

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58351 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения

ГОСТ Р 58401.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования ГОСТ Р 58401.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58442 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика

ГОСТ Р 58752 Средства подмащивания. Общие технические условия

ГОСТ Р 58862 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ Р 58947 Дороги автомобильные общего пользования. Экодуки. Требования к размещению и обустройству

ГОСТ Р 59201-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила

ГОСТ Р ИСО 8501-1 Подготовка стальной поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов и относящихся к ним продуктов. Визуальная оценка чистоты поверхности. Часть 1. Степень окисления и степени подготовки непокрытой стальной поверхности и стальной поверхности после полного удаления прежних покрытий

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей згу ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33178, ГОСТ 33384. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    капитальный ремонт: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных эломентов мостового сооружения или водопропускной трубы и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик мостового сооружения и водопропускной трубы и при осуществлении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности и не изменяются границы полосы отвода.

3.2    ремонт: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик мостового сооружения или водопропускной трубы, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности мостового сооружения или водопропускной трубы.

3.3    содержание: Комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния мостового сооружения или водопропускной трубы, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

3.4    дефект: Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении или водопропускной трубе нормативных документов и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.5    грузоподъемность: Характеристика технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения.

4    Общие положения

4.1    Состав, виды и объем работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб на автомобильных дорогах определены Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной в установленном порядке согласно [1] (часть 19. статья 11).

4.2    Назначение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб производится на основе обследований и оценки их технического состояния, выполненных в соответствии с требованиями [2]. ГОСТ 33161, а также действующими документами технического регулирования.

4.3    При проведении капитального ремонта мостовых сооружений и водопропускных труб могут быть выполнены отдельные работы, относящиеся к ремонту и содержанию конструктивных элементов, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого сооружения в надлежащее техническое состояние.

4.4    Положения настоящего стандарта следует применять совместно с ГОСТ Р 59201. в том числе в части капитального ремонта, ремонта и содержания конструктивных элементов, аналогичных по конструкции и применяемым материалам.

4.5    На всех этапах производства работ по капитальном ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений и водопропускных труб следует производить оценку соответствия по ГОСТ Р 58101 и в соответствии с документами по стандартизации на правила производства работ.

4.6    При выполнении работ следует проводить контроль качества в соответствии с ГОСТ 32731ГОСТ 32755. ГОСТ 32756, ГОСТ Р 58442. включая строительный надзор, авторский надзор и технический надзор заказчика.

4.7    Технические решения по капитальному ремонту, ремонту и содержанию уникальных объектов капитального строительства, в том числе вантовых и висячих мостовых сооружений, разводных мостов, а также сооружений, построенных в опытном порядко, принимают индивидуально.

4.8    Установку и применение временных технических средств организации дорожного движения в местах производства работ выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 32758 и ГОСТ Р 58350.

5    Технические правила капитального ремонта мостовых сооружений

5.1    Общие требования

5.1.1    Выполнение работ по капитальному ремонту мостовых сооружений должно обеспечивать доведение сооружения до полного соответствия требованиям, предъявляемым к транспортно-эксплуатационному состоянию мостовых сооружений.

5.1.2    Для проведения работ по капитальному ремонту мостовых сооружений необходима разработка проектно-сметной документации. Состав и содержание проектов должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Инженерно-технические решения должны учитывать фактическое состояние сооружения, его грузоподъемность, быть технологически целесообразными и исполнимыми при производстве строительно-монтажных работ.

5.1.3    Проектная документация в части работ по демонтажу конструкций должна содержать методы проведения разборки, устанавливать последовательность выполнения работ, границы опасных зон и применение при необходимости ограждений, временное или постоянное закрепление или усиление конструкций разбираемого сооружения с целью предотвращения их случайного обрушения, схемы строповки и перечень используемого оборудования.

5.1.4    В проектах капитального ремонта допускается предусматривать схему организации дорожного движения на период производства работ с применением временных мостовых сооружений.

5.1.5    Работы по капитальному ремонту мостовых сооружений в зонах, расположенных над участками дорог и в непосредственной близости к открытым для движения (в том числе рабочего) к ним. сле-

дует проводить с учетом соблюдения условий безопасности движения транспортных средств и пешеходов. работы производственного персонала, а также сохранности существующих зданий, сооружений и коммуникаций, расположенных в таких зонах.

5.1.6 После завершения работ по капитальному ремонту сооружения проводят его обследование (приемочную диагностику) и, при необходимости, испытание нагрузкой.

5.2 Мостовоо полотно

5.2.1    При капитальном ремонте выполняют:

-    замену мостового полотна;

-    замену или устройство отдельных элементов;

-    устройство недостающих, требующих изменение конструктивных узлов балок пролетных строений;

-    замену тротуаров или изменение ширины.

5.2.2    При капитальном ремонте мостового сооружения производят замену или устройство следующих элементов:

*    дорожной одежды;

*    гидроизоляции;

-    водоотводных устройств;

*    дорожных ограждений;

-    освещения;

-    акустических экранов;

-    конструкциий деформационных швов;

-    конструкций галереи надземного пешеходного перехода.

-    деталей и узлов примыкания гидроизоляции, эащитно-сцепляющего слоя и асфальтобетонного покрытия к тротуарным блокам, ограждениям, карнизам, конструкциям деформационных швов, мачтам освещения.

5.2.3    При замене мостового полотна разбирают старую конструкцию до плиты и затем восстанавливают все элементы с доведением параметров до значений, соответствующих показателям категории дороги согласно требованиям ГОСТ 33384-2015 (подраздел 8.6), для экодуков мостового типа — ГОСТ Р 58947. для надземных пешеходных переходов — ГОСТ 32944 и действующих документов технического регулирования.

5.2.4    Поперечному сечению проезжей части следует придавать поперечные уклоны 20 от оси проезжей части в сторону края пролетного строения. При раздельных пролетных строениях с проезжей частью разного направления движения транспортных средств применяют односкатный поперечный уклон в сторону тротуаров, при их наличии.

5.2.5    При капитальном ремонте допускается проезжую часть и тротуары, расположенные в одном уровне, устраивать единым, без переломов, поперечным уклоном. При этом водоотвод обеспечивают через устройство защитных выступов или карнизных водоотводных лотков, а дренажные каналы должны быть переустроены с учетом принятой системы водоотвода.

5.2.6    При отсутствии пешеходного движения на многоярусных развязках вне населенных пунктов при длине сооружения не более 50 м служебные проходы не устраивают, но при этом не допускается уменьшение ширины полосы безопасности.

5.2.7    Элементы тротуаров (тротуарных блоков), в зависимости от состояния консолей плит, восстанавливают или демонтируют с устройством новых конструкций при соответствующем технико-экономическом обосновании.

5.2.8    С целью повышения пропускной способности тротуаров с доведением до требуемых норм по ГОСТ 33384 необходимо проводить уширение. Уширение тротуаров предусматривает замену существующих конструкций тротуаров на уширение консолей крайних балок с приданием необходимого поперечного и продольного профиля поверхности с целью обеспечения водоотвода.

5.2.9    При наличии на мостовом сооружении коммуникаций, расположенных под тротуарными блоками, и технической возможности с согласованием собственника производят их вынос из-под тротуаров и размещают на наружных подвесках, консолях. Места прохода коммуникаций по мостовым сооружениям и к их прокладке должны соответствовать требованиям ГОСТ 33384. Для надземных пешеходных переходов применяют требования ГОСТ 32944 и действующих документов технического регулирования.

5.2.10    Установку недостающих или несоответствующих требованиям дорожных ограждений, акустических экранов, мачт освещения следует выполнять в соответствии с утвержденной схемой организации движения и с учетом требований ГОСТ 33384 и ГОСТ Р 59201.

5.2.11    После выполнения работ по капитальному ремонту покрытия необходимо нанести постоянную разметку. Разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство разметки следует проводить согласно ГОСТ Р 52289.

5.3 Пролетные строения

5.3.1    При капитальном ремонте пролетных строений выполняют:

-    усиление пролетных строений (повышение несущей способности);

-    восстановление несущей способности балок пролетных строений с доведением грузоподъемности сооружения до нормативных значений;

-    уширение пролетных строений без увеличения количества полос движения за счет увеличения ширины полос безопасности (путем добавления крайних балок пролетных строений не более двух с каждой стороны) либо за счет тротуаров (путем увеличения консолей плиты крайних балок) с доведением их габаритов и грузоподъемности до параметров, установленных для данной категории автомобильной дороги;

-    замену балок в пролетных строениях;

-    замену пролетных строений;

-    восстановление элементов пролетных строений с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией.

5.3.2    В случае наличия значительных и критических дефектов пролетных строений их элементы и узлы заменяют новыми конструкциями в соответствии с утвержденной проектной документацией и регламентом на производство работ.

5.3.3    В соответствии с ГОСТ 15467:

-    к критическим дефектам относят дефекты, наличие которых создает угрозу обрушения конструкции и требует либо ограничений по условиям движения, либо полного запрета эксплуатации;

-    к значительным дефектам относят дефекты, которые не являются критическими, но наличие которых свидетельствует о снижении грузоподъемности и требует ввода ограничений пропуска временной нагрузки.

5.3.4    Усиление и восстановление несущей способности пролетных строений достигаются за счет;

-    применения дополнительных несущих элементов в виде монолитных и/или сборных конструкций;

-    восстановления поврежденных элементов;

-    развития сечений элементов;

-    введения дополнительных связей;

-    применения дополнительных главных балок.

5.3.5    Уширение мостовых сооружений производят путем развития плиты проезжей части или введения дополнительных главных балок в конструкцию пролетных строений.

5.3.6    В проектах капитального ремонта внеклассных мостов по ГОСТ 33178 и (или) в случае применения опытно-экспериментальных решений допускается при необходимости предусматривать установку системы мониторинга напряженно-деформированного состояния несущих конструкций.

5.3.7    Железобетонные пролетные строения

5.3.7.1    Под капитальным ремонтом железобетонных пролетных строений следует понимать применение различных методов, направленных на замену, усиление, восстановление и уширение конструкций, а также различные методы демонтажа конструкций, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

5.3.7.2    Усиление несущих конструкций железобетонных пролетных строений производят за счет:

-    развития несущих элементов с добавлением или заменой арматурных стержней, в том числе с увеличением высоты сечения балок;

-    внешнего армирования стальными арматурными стержнями, профилями и канатами, в том числе с преднапряжением;

-    внешнего армирования с применением полимерных композиционных материалов, в том числе с преднапряжением;

-    применения накладной сборной и монолитной железобетонной плиты.