Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить ГОСТ Р 59062-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит положения, способствующие пониманию организациями причин, видов и способов выполнения оценки инновационного менеджмента (IMA-оценки) с тем, чтобы достичь максимума получаемых выгод, причем IMA-оценки могут быть равным образом применимы: - к организациям, которые стремятся к долговременному устойчивому успеху своей инновационной деятельности; - организациям, выполняющим IMA-оценки; - пользователям и другим заинтересованным сторонам (например, клиентам, поставщикам, партнерам, финансовым организациям, университетам и органам государственного управления), которые хотят подтвердить способность организации эффективно управлять инновациями; - всем заинтересованным сторонам, стремящимся посредством IMA-оценок и установления взаимопонимания совершенствовать свои коммуникационные возможности; - организациям, проводящим оценку, консультации или обучение по вопросам инновационного менеджмента; - разработчикам связанных (смежных) стандартов; - научным сотрудникам, заинтересованным в исследованиях, связанных с IMA-оценками

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

59062—

2020/

ISO/TR 56004:2019


ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Руководящие указания

(ISO/TR 56004:2019, ЮТ)

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2020


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2020 г. No 716-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 56004:2019 «Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания» (ISO/TR 56004:2019 «Innovation management assessment — Guidance», IDT)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6    Некоторые положения международного документа, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации•*. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информацион1юм указателе «*Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе »Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя »Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официалыюм сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2019 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

5.3    Тип и качество результатов оценки инновационного менеджмента

Качество результатов IMA-оценки зависит от качества исходных (собранных и задокументированных) данных, а также от качества отчетов, в которых представляются результаты 1МА-оценки.

Для всех типов используемых подходов к IMA-оценке важно сопоставлять усилия, требуемые для опроса респондентов, с требуемым уровнем детализации. При этом необходимо принимать во внимание:

-    обоснованность основополагающих допущений, использованных для формирования массива данных/баэы данных;

-    единообразие ответов на поставленные вопросы — посредством выдачи подробных указаний или постановки простых и однозначных вопросов;

-    достоверность результатов — посредством получения числа ответов на вопросы, пропорционального размеру организации.

Качественная поддержка анализа и планирования мероприятий должна основываться на определенном массиве данных, позволяющих выполнять фильтрацию, бенчмаркинг и/или корреляционный анализ для того, чтобы существовала возможность:

-    анализа данных для описания сильныхУслабых сторон (иУили недостатка возможностей) инновационного менеджмента;

-    сравнения и сопоставления данных текущей оценки с предыдущими оценками или с бенчмарками;

-    сравнения и сопоставления данных текущей оценки с соответствующими данными, полученными из других источников.

При сравнении с внешними базами данных качество баз данных можно оценивать по их точности, объему, срокам эксплуатации, уровню конфиденциальности и сохранности (непротиворечивости) данных.

Ожидается, что конечным результатом IMA-оценки будет хорошо структурированный отчет, демонстрирующий сильные и слабые стороны инновационного менеджмента организации и формирующий основу для выдачи рекомендаций по его совершенствованию и в части последующих выполнений IMA-оценок. Качество отчета определяется его актуальностью (обусловленной исходными целями IMA-оценки). его полнотой, статистической достоверностью, четкостью структуры и выражения, а также возможностью использовать его в качестве основы для планирования последующих мероприятий.

5.4    Формы представления результатов оценки инновационного менеджмента

Результаты IMA-оценки можно представлять в нескольких различных формах, например в виде лепестковых (паутинных) диаграмм, гистограмм, демонстрационных диаграмм (см. приложение В).

Выбор способа представления выходных данных зависит от культуры, перспективных требований организации к инновациям и. как ожидается, который будет легко понятен на всех уровнях организации.

Если результатами оценки являются выводы (заключения), содержащие количественные выражения. то организация может так сформировать лепестковую или демонстрационную диаграмму, чтобы по ней можно было отслеживать ход улучшения показателей инновационного менеджмента на протяжении заданных периодов времени.

6 Процесс оценки инновационного менеджмента

Процесс оценки инновационного менеджмента предназначен для анализа состояния инновационного менеджмента в организации с целью получения ценностей от возможностей и идей, которые успешно трансформируются в инновации. Инновационный менеджмент включает в себя инновационные стратегию, организацию, культуру и процессы, а также факторы, способствующие инновациям, например ресурсы или знания. Все указанные аспекты инновационного менеджмента связаны между собой, и ими можно совместно управлять для получения максимальной ценности. При этом ожидается, что IMA-оценка будет предоставлять руководству организации информацию об эффективности инновационного менеджмента с точки зрения создания ценности, а также о его совершенствовании.

IMA-оценку необходимо выполнять для всех аспектов инновационного менеджмента, эффективности взаимодействия этих аспектов, а также для способов повышения ценности, создаваемой благодаря инновационному менеджменту. Ожидается, что внедрение IMA-оценок также будет приводить к совершенствованию самого процесса оценки.

Существует несколько факторов успеха, которые обеспечивают получение качественных IMA-оценок. Для наглядности взаимосвязи между этими факторами целесообразно представлять в графическом виде (см. рисунок 2).

О ценя ижпмцжммпжинаншвнп

ft ki'i in ■■ моДц—л таоцми

.«о» км

■    ^WTr)nnm«pn—iM

нпучимм ртаппта Orw О npOWpWH* BUboqtHwt №ФИЧ1ЧЧ» _

I    iMoirtifc

■    Г*И1П1ЩТ— IH1ЦИI l»i

Подлэтома

опигарчвоиЛ ЫМЙШ* ПР***

ИМоцаит

wm—niMiwMiwi нмлмим» и тс*

DIMUMDOMCM |»|| 1МЦМЦ» ИАчхм«ж

Ценность для оргвнизщии н «в ашнтармомиых

сторон

HMtMlfMMVb ывнетаывгж охянмцм Twnapi иДОпРетгай

юпкгшпм

•    ОЦЯЙЧЧЧ>ШИ«т>М Амиджв» ™>ьйоа 6№*г<м*м» miewew iieeypeieet ршиипв IrfA-tx*»**

•    Скф«де«1вап пшоапмйдги IWVe«p«

и тщшл (домкмцш* nif—i*—imiMl

Пеуg (ИМ и цюмянме

Пдшшмше мнсш ИАгОцмм

' ^фаИдтмми 1—рпгм«||тта no hh4|ii»iii»»i«»i»»ii MinraMinMii'M—в—«двое • Нмтм»ц«» пп— тргцимта

Рисунок 2 — Оценка инновационного менеджмента

Необходимым условием успешного выполнения IMA-оценки является выполнение подготовительных мероприятий, ориентированных на воздействие на сотрудников организации. При этом ожидается, что в процессе подготовки к этой оценке в организации возникнет понимание в части ожидаемых конечных результатов оценки и создаваемой ценности. Таким образом, руководство организации будет стремиться определить для IMA-оценки стратегические цели (причины выполнения IMA-оценки), готовность и способность организации к изменениям, а также область применения и требуемый уровень детализации выполнения IMA-оценки (оцениваемый аспект). С началом выполнения IMA-оценки организация должна взять на себя обязательства по принятию мер по дальнейшему повышению эффективности и результативности инновационного менеджмента.

Сразу же после достижения согласия по этим вопросам для выполнения IMA-оценки можно выбрать оптимальный подход, средства, процессы и коллектив (с точки зрения его численности и имеющегося опыта). При этом требуется четкое понимание того, как выбранный подход к IMA-оценке будет обеспечивать достижение намеченных целей.

В процессе выполнения IMA-оценки желательно сосредотачивать свое внимание на конкретных мерах, которые оказывают максимальное влияние на эффективность инновационного менеджмента в организации. Применяемый подход, используемые средства, процессы и задействованные ресурсы должны коррелироваться с намоченными целями.

IMA-оценка будет давать качественные результаты в тех случаях, когда она будет определять конкретные меры по максимизации воздействий, а об этих мерах будут четко информировать. 1МА-оценки необходимо периодически повторять и связывать с процессом непрерывного совершенствования инновационного менеджмента, что обеспечит дальнейшее повышение качества IMA-оцеиок в соответствии с меняющимися стратегическими и/или внешними приоритетами, оказывающими свое влияние на организацию.

Предполагается, что IMA-оценки способны создавать ценность на каждом этапе процесса оценки. На этапе подготовки ценность будет определяться единообразным пониманием необходимости и преимуществ использования IMA-оценок, а также оптимального подхода к ним. Выполнение 1МА-оценок

позволяет создавать ценность для организации, обеспечивая общее понимание выявленных недостатков (информационную открытость). На заключительном этапе IMA-оценки дают возможность определения дополнительной ценности с целью принятия рекомендуемых мер по устранению существующих недостатков и получению дополнительной ценности.

7 Подготовка к оценке инновационного менеджмента

Принимая решение о начале выполнения IMA-оценок, организация должна задуматься о том. как оценки могут быть интегрированы в другие организационные мероприятия, а также о готовности организации к проведению IMA-оценок и последующим действиям. При этом организация будет стремиться к прояснению:

-    стратегической цели и области применения IMA-оценок;

-    формы IMA-оценок, приемлемой для организации;

-    ожидаемых от IMA-оценок результатов;

-    показателей эффективности 1МА-оценок;

-    необходимых для IMA-оценок ресурсов (внутренних и/или внешних);

-    способности и готовности организации к изменениям и

-    возможности выполнения и внедрения результатов 1МА-оценок.

Каждый из упомянутых выше факторов более подробно рассмотрен в последующих подразделах.

7.1 Стратегическая цель и область применения оценки инновационного менеджмента

Для получения оптимальных результатов IMA-оценки необходимо приводить ее в соответствие с амбициями, стратегией и целями организации, признавая при этом, что во многих случаях организация будет ожидать, что IMA-оценки (в форме рекомендаций и предложений) дадут информацию, которая сможет изменить уровень амбиций и целей организации.

Настоятельно рекомендуется получать максимально полное представление об эффективности инновационного менеджмента, поэтому область применения IMA-оценок необходимо определять для всесторонней оценки всех аспектов инновационного менеджмента. Оценки обеспечивают необходимый инсайт и позволяют выявлять основные причины недостаточной эффективности, приводящие к снижению возможностей организации создавать ценность, а также к потере эффективности инвестиций в инновации. IMA-оценки могут охватывать такие объекты, как:

-    инновационная стратегия;

-    инновационная культура и организация;

-    инновационный процесс (на основе жизненного цикла):

-    факторы, способствующие инновациям (например, ресурсы, знания, информационные технологии. методологии управления проектами и портфелем проектов):

-    инновационные результаты.

Подход к IMA-оценкам необходимо разрабатывать таким образом, чтобы он соответствовал структуре организации, например содержащей несколько структурных и/или территориальных подразделений, требующих выполнения и сравнения результатов различных оценок (бенчмарков), а не единственной. обобщенной оценки. Для этого требуется выявление недостатков инновационного менеджмента.

Ответы на следующие вопросы могут помочь определению области применения оценки инновационного менеджмента.

-    Какие ключевые факторы успеха инновационного менеджмента и их взаимосвязи будут приниматься во внимание при 1МА-оценке?

-    Какие части организации, ее поставщики, партнеры или сотрудники будут привлекаться к инновационному менеджменту: вся организация или только ее определенные структурные подразделения? Какие лица должны быть доступными для опросов, интервью или других взаимодействий?

-    Какой уровень детализации будет необходим для достижения стратегических целей, связанных с 1МА-оценками?

-    Какие результаты выполнения IMA-оценок и отчетные материалы планируется получить (указать, например, типы отчетов, результаты семинаров, показатели, основанные на сравнении с бенчмарками других организаций)?

-    Какой уровень заинтересованности может поддерживаться в организации (например, личной заинтересованностью и участием руководства организации в планировании расходов, в обучении и т. д.)?

Приведенный выше перечень вопросов не является исчерпывающим.

7.2    Разработка проекта оценки инновационного менеджмента

Как показано в таблице 2. существует множество различных функций и опций для выбора структуры проекта по оценке инновационного менеджмента. При атом организация должна принимать в расчет прогнозируемые результаты, необходимые усилия, имеющийся опыт и время выполнения 1МА-оценки, а при выполнении следующей IMA-оценки также и возможность доступа к проверенным на практике средствам выполнения этой оценки.

7.3    Ожидаемые результаты оценки инновационного менеджмента

IMA-оценка предназначена для прояснения реальных финансовых выгод (или других форм ценности) для организации путем рационального анализа неиспользованных резервов, согласованного и реализованного в действующем плане мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента организации.

Непосредственные результаты IMA-оценки могут выявлять острую необходимость в повышении эффективности и результативности инновационного менеджмента. Организация должна стремиться и быть готовой к восприятию полученных результатов в качестве стимула для принятия необходимых мер. поэтому при подготовке к выполнению IMA-оценки необходимо иметь четкий консенсус в отношении:

-    Того, кто будет получателем результатов IMA-оценки: руководство организации, ее сотрудники или более широкий круг заинтересованных сторон?

-    Что предполагается делать с результатами IMA-оценки? Каковы ожидания каждой группы?

* Что организация желает сообщить касательно 1МА-оценки?

-    Какие меры будут предприняты после того, как организация получит результаты IMA-оценки в части внесения изменений в инновационный менеджмент?

-    Что будет происходить в дальнейшем? Каким образом любые необходимые изменения будут анализированы, реализованы и обеспечены необходимыми ресурсами?

Изучив все результаты IMA-оценки и пояснив их всем заинтересованным сторонам, организация может приступить к выполнению рекомендаций, предусмотренных согласно IMA-оценке, которая также может способствовать:

-    определению новых возможностей, связанных, например с новыми рынками, объединениями, партнерствами, эффективными услугами или источниками инвостиций/финаисироваиия;

-    выдаче рекомендаций по повышению эффективности рентабельности бизнеса:

-    расширению потока идей и портфеля инноваций.

-    разработке и внедрению базы данных 1МА-оценок:

-    повышению информированности сотрудников организации об ее стратегических планах, касающихся инноваций.

7.4    Систома ключевых показателей эффективности оценки инновационного менеджмента

Для того чтобы можно было определить качество IMA-оценки, перед ее выполнением необходимо определить систему показателей эффективности, которые могут включать в себя.

-    эффективность, рассматриваемую с точки зрения возможности выявления недостатков инновационного менеджмента или дополнительных возможностей создания ценности;

-    эффективность, рассматриваемую с точки зрения оперативности выполнения IMA-оценок и выделяемых на них ресурсов.

7.5    Ресурсы, необходимые для выполнения оценки инновационного менеджмента

(внутренние и внешние)

Организация должна принимать в расчет ресурсы, необходимые для выполнения 1МА-оценок (с учетом прежней стратегической цели и тех или иных прогнозируемых результатов). Для достижения оптимальных результатов в рамках предложенмого подхода к IMA-оценкам при определении необходимых ресурсов следует принимать во внимание следующие аспекты:

-    требуемые трудовые ресурсы в организации и вне ее. т. е.:

-    трудоемкость (в человеко-днях).

-    квалификация сотрудников (их навыки и опыт выполнения IMA-оцонок. знание организации, ее культуры и инновационного менеджмента);

-    смету плановых расходов;

-    инфраструктуру и необходимые инструменты, средства и системы;

-    структурные подразделения организации, ее поставщиков/партнеров. способных оказывать поддержку при выполнении 1МА-оценок;

-    доступность ресурсов на текущий момент времени и на все время выполнения 1МА-оцонок.

Ресурсы, необходимые для выполнения связанных с IMA-оценками мер. также могут зависеть от

потребности и способности организации адаптироваться к изменениям, что приводит к необходимости признавать и учитывать Возможной сопротивление вводимым изменениям.

7.6    Потребность и способность организации адаптироваться к изменениям

При подготовке к выполнению IMA-оценок организация должна оценивать свои способность и готовность к изменениям, поскольку при выполнении IMA-оценок часто выявляются проблемы, которые указывают на необходимость улучшения некоторых (или всех) ключевых факторов успеха инновационного менеджмента. Последнее может даже привести к необходимости изменения своего поведения и инициализации изменений, поэтому организацию необходимо информировать обо всех значительных изменениях и о подготовке к ним до начала выполнения своих IMA-оценок. Нижеприведенные вопросы могут уточнить готовность организации к введению изменений:

-    Какой уровень заинтересованности может поддерживать организация (например, личной заинтересованностью и участием руководства высшего звена организации в планировании расходов и обучении) для внесения изменений?

-    Какого уровня заинтересованности можно ожидать на протяжении всего процесса внесения изменений. обусловленных 1МА-оценками?

-    Какой уровень сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации можно ожидать. учитывая существующую в ней культуру, энтузиазм и готовность к изменениям?

-    В какой степени в организации существует общее мнение, которое может повысить заинтересованность и вовлеченность сотрудников организации в процесс внесения изменений?

Подготовка к выполнению IMA-оценок закладывает основу для последующего выбора оптимального подхода.

7.7    Подготовка к выполнению оценки инновационного менеджмента

При подготовке к выполнению IMA-оценок необходимо разъяснять следующие критические факторы успеха, чтобы каждый сотрудник организации или ее коллектив, ответственные за успешность реализации IMA-оценок, имели;

-    Заинтересованность руководства высшего звона организации: Эта заинтересованность должна быть в отношении выполнения IMA-оценок, а также в отношении внесения необходимых усовершенствований в инновационный менеджмент. Руководство высшего звена организации должно публично заявлять о своей заинтересованности и поддержке качественных изменений.

-    Общее понимание стимула и целей выполнения IMA-оценок: Все заинтересованные стороны. участвующие в выполнении IMA-оценок, должны иметь общее понимание причин и стратегических целей инициализации этих оценок.

-    Круг полномочий и область охвата IMA-оценок: Как ожидается, коллектив, ответственный за выполнение IMA-оценок, должен обладать кругом полномочий и иметь область охвата IMA-оценок. Для ясности среди всех заинтересованных сторон может быть также установлено, что не будет входить в область охвата 1МА-оценок.

-    Ясность в отношении конкретного подхода к IMA-оцонкам: Решение относительно выбора конкретного подхода к IMA-оцвмкам должно определяться давлением на организацию со стороны конкурентов и должно быть направлено на совершенствование инновационного менеджмента организации. уточнение его стратегических задач, прогнозируемого уровня детализации, накопление опыта коллектива по IMA-oцепкам с использованием приоритетного подхода, повышение возможностей, времени внедрения и доступности выбранного подхода. Выбранный коллектив может разработать свой собственный подход или же выбрать тот подход, который уже доказал свою эффективность. Даже в тех случаях, когда организация выбирает собственную разработку и выполнение оценок, для концентрации усилий на намеченные цели и максимизации добавленной стоимости от IMA-оценок целесообразно привлекать к ним независимых и компетентных консультантов или руководителей. Предполагается, что подобное решение будет документировано и детализировано в техническом задании на выполнение IMA-оценок, с указанием необходимого уровня детализации и информационной открытости, с целью подготовки и выполнения IMA-оценок.

-    Четкость в отношении исполнения установленных сроков, ключевых этапов и бюджета:

В зависимости от давления, оказываемого на организацию конкурентами, необходимо определить ее стратегические цели, доступные бюджетные средства, сроки и этапы сбора/анализа данных и разработки плана мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента. Согласованный рабочий план мероприятий будет способствовать внедрению 1МА-оценок.

-    Использование коммуникативного подхода для подготовки и вовлечения заинтересован* ных сторон: Ожидается, что данные IMA-оценки будут доведены до всех заинтересованных сторон, с указанием стратегической задачи, ожидаемых выгод, их объема: выбранного подхода, коллектива, привлекаемого к подготовке и выполнению самих оценок (включающего привлеченных сторонних экспертов); планируемой поддержки со стороны руководителей младшего и среднего звена, сотрудников и других заинтересованных сторон. Также целесообразно определить ответственного за обмен информацией. частоту проведения этого обмена (например, в начале цикла, по окончании сбора данных, по окончании анализа данных, после согласования мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента), а также установить время связи. Агитация за выполнение IMA-оценок на всех уровнях организации является жизненно важным условием для их успешной реализации. Согласованная схема информационного обмена и коммуникационный план будут способствовать своевременной коммуникации всех вовлеченных сотрудников организации.

-    Управления рисками: Целесообразно определить и задокументировать все потенциальные риски, которые могут возникать при успешном выполнении IMA-оценки, а также соответствующие стратегии по снижению этих рисков. Все это должно соответствовать общему подходу организации к уровням и подходам к снижению рисков. Согласованный план управления рисками, включая механизмы эскалации, будет обеспечивать необходимую информационную открытость успеха 1МА-оцонок.

-    Твердая уверенность сотрудников организации в необходимости улучшений: Ожидается, что руководители и сотрудники организации, ответственные за развитие и внедрение инновационного менеджмента, возьмут на себя официальные обязательства по поддержке IMA-оценок, а также по принятию в будущем необходимых мер по дальнейшему повышению эффективности инновационного менеджмента.

-    Подготовка к сбору данных: На основе выбранного подхода должны быть определены необходимые данные. Организация должна решить, какие данные будут использоваться для сравнения: внутренние данные (ранее полученные или определенные самостоятельно) либо внешние данные (данные из той же отрасли, национальные, международные, глобальные, данные организации аналогичного размера/возраста). После этого в зависимости от выбранных эталонных данных может быть определена и оценка, что обеспечит возможность измерения всех данных с количественной или качественной точки зрения. При желании может быть разработана соответствующая анкета. У проверенных на практике средств IMA-оценки имеются собственные анкеты-вопросники, которые однако могут нуждаться в адаптации. Определенных респондентов необходимо проинформировать о способе и времени заполнения анкет, а также запросить у них согласие на интервью. Для сбора дополнительных данных по результатам «кабинетных» исследований следует определить их источники. В плане сбора данных необходимо указать все виды работ, включая обязанности респондентов.

-    Необходимые вспомогательные материалы: На этапе подготовки к сбору данных необходимо определить и приготовить все необходимые вспомогательные материалы (таблицы, вопросники. файлы, базы данных). Для бесперебойного выполнения IMA-оценок важно связать каждый источник данных с общей таблицей/базой данных, где данные будут описаны количественно или качественно.

-    План распространения результатов IMA-оценок: Перед выполнением IMA-оценок должны быть разработаны стратегия и рекомендуемые/согласованные меры для распространения результатов среди руководства и сотрудников организации. Уровень детализации в информационных сообщениях следует определять для каждой группы заинтересованных сторон.

8 Выполнение оценки инновационного менеджмента

IWA-оценку можно использовать для определения областей совершенствования и создания в организации (за счет инноваций) повышенной ценности. Эту оценку можно выполнять периодически, тем самым предоставляя организации возможность обучать своих сотрудников, постепенно развиваться, а также способствовать прогнозированию будущих проблем. При первичной IMA-оценке, наряду с временными рамками деятельности по совершенствованию, в начале процесса рекомендуется устанавливать 12

даты последующих оценок и при необходимости определять любые изменения в области применения будущих IMA-оценок, которые должны выполняться в такой последовательности:

-    определение средств оценки:

• сбор количественных и качественных данных;

-    анализ данных:

-    определение и разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента и повышению качества IMA-оценки.

8.1    Определение средств оценки

Основываясь на выбранных средствах IMA-оценки, организация может гарантировать полный контроль за средствами оценки и доступ к ним в течение всего срока действия IMA-оценки (со стороны коллектива, ответственного за эти оценки).

8.2    Сбор количественных и качественных данных

Ожидается, что коллектив, ответственный за IMA-оценки, будет собирать данные, полученные в процессе подготовки к выполнению этой оценки из соответствующих функциональных подразделений и организаций в определенных режимах/формах (онлайн, офлайн, с помощью анкетирования, интервьюирования или получения результатов «кабинетных» исследований), тем самым обеспечивая соответствующее качество данных. Сбор и хранение данных обычно выполняют с целью последующего их анализа и обязательного охвата всех ключевых факторов успеха инновационного менеджмента. Кроме того, данные обычно собирают в привязке к инновационной стратегии и ее реализации. Концепция (видение) инновационного развития организации, ее стратегия и цели должны обеспечить критерии отбора инновационных проектов с точки зрения их прогнозируемого вклада в развитие организации, ее конкурентоспособность и создание ценности. Наиболее важным должен быть сбор данных, касающихся инновационной культуры и организации, например в части организационной структуры, возможностей организации, ее способности извлекать уроки из предыдущих успехов/неудач. а также в части того, каким образом инновационный менеджмент обеспечивает непрерывный поток инноваций в определенных областях. Для инновационного процесса и правильного его функционирования собирают данные о времени выхода инноваций на рынок (например, как быстро были введены инновации), а также о времени окупаемости инвестиций (например, о времени создания ценности в организации, о росте доходов, прибыли или социальной ценности). Для сотрудников организации, которые содействуют инновациям. собранные данные об эффективном и действенном использовании и развитии ИТ-средств и методов, о финансовых ресурсах, навыках и инновационных возможностях, могут давать полезные результаты. Наиболее важными при сборе данных являются данные о инновационных результатах, например о ценности, созданной за определенный период времени. В зависимости от отрасли и продолжительности работы организации целесообразно принимать во внимание данные и результаты, полученные за последние три-четыре года.

Для более крупных организаций может оказаться целесообразным сбор IMA-оценок и пилотных данных; при этом первый общий анализ способен определить наличие в данных аномальных трендов и выпадающих значений, которые могут маскировать наиболее существенные факторы или давать ложное представление. Ниже приведены типичные примеры ненадлежащего сбора данных:

-    если каждое подразделение организации работает по своим регламентам (из-за различий в динамических характеристиках в разных отраслях, к которым они обращаются, либо из-за нестабильности процессов), то это может приводить к получению ненадежных данных, затрудняющих получение обоснованных выводов;

-    организационные или экосистемные факторы могут приводить к сбору недостоверных данных, например сокрытие каких-либо фактов и боязнь обсуждения реальных проблем могут искажать ответы респондентов;

-    при изучении заинтересованности сотрудников организации в реализации главных стратегических целей и концепции ее развития, оказывается, что некоторые сотрудники могут больше сосредотачиваться на решение личных проблем, а не на целях своей организации, или же они могут думать Iильки и Том коллективе, с которым они непосредственно связаны.

После анализа предварительно полученных данных и внесения соответствующих корректировок можно приступать к полномасштабному выполнению 1МА-оценок.

Если для сбора данных и бенчмаркинга инновационного менеджмента используются онлайн-средства. то в соответствии с намеченными целями IMA-оценки можно выбрать определенный класс

этого анализа. Может оказаться предпочтительным сравнение между организациями, принадлежащими одной и той же отраслевой группе, имеющими одинаковые размеры и продолжительности работы и расположенными в тех странах, где находятся основные рынки, однако для понимания организацией динамики инноваций в различных отраслях (или же в тех странах, в которые организация хотела бы экспортировать свою продукцию) выбор класса бенчмаркинга можно соответствующим образом скорректировать. В зависимости от амбиций организации в отношении эффективности ее инноваций также может оказаться достаточно важным проведение сравнения с ведущими субъектами инновационной деятельности во всех сферах бизнеса, отраслях и странах с целью определения возможностей и недостатков инновационного менеджмента по сравнению с Лучшими мировыми инновационными показателями.

Для оптимального использования IMA-оценок сбор данных целесообразно документировать самым эффективным и действенным образом. В зависимости от выбранной IMA-оценки онлайн-средства могут обеспечивать различные уровни автоматизированного документирования и предоставления отчетности.

8.3 Анализ данных

Анализ данных обеспечивает информационную открытость касательно сильных и слабых сторон как инновационного менеджмента, так и IMA-оценки, что создает основу для принятия конкретных мер по их совершенствованию. Анализ данных выполняется на следующих этапах:

-    обеспечения согласованности и корректности данных;

-    интерпретации данных и выявления их несоответствия.

8.3.1    Обеспоченио согласованности и корректности данных

Для обеспечения четкого определения сильных и слабых сторон инновационного менеджмента на данном этапе может потребоваться корректировка и очистка данных.

Примечание — Данный этап не предназначен для воздействия на конкретные результаты оценки или для получения заданного конечного результата.

8.3.2    Интерпретация данных и выявление недостатков

Сопоставление IMA-оценок с предварительно намеченными целями (или с бенчмарками) позволяет выявлять несоответствие целям (или бенчмаркам), а также определять область дальнейших совершенствований. Для этих оценок могут устанавливаться приоритеты по их влиянию на создание ценности в организации (например, на рост прибыли, доходов или социальных льгот для ее ключевых бенефициаров). В процессе интерпретации данных и выявления несоответствий 1МА-оценок наибольший эффект вносит анализ ключевых факторов успеха инновационного менеджмента (например. инновационного видения, инновационной стратегии, целей, гибкости инновационной культуры и организации, инновационных процессов), способствующих инновациям факторов, таких как ресурсы. ИТ-средстеа и инструменты (включая защиту интеллектуальной собственности и инновационное сотрудничество). Серьезный акцент при этом может быть сделан на несоответствия, связанные с инновационными результатами, что может указывать на безотлагательность дальнейшего совершенствования инновационного менеджмента в организации. Некоторые средства выполнения 1МА-оценки позволяют получать средние оценки, а в качестве бенчмарка использовать оценки, принадлежащие лидерам роста.

При правильной интерпретации результатов IMA-оценки будут приводить к более полному пониманию причин выявленных сильных и слабых сторон инновационного менеджмента, и только после этого можно приступить к разработке более эффективных стратегий и мер по дальнейшему совершенствованию инновационного менеджмента. Например, если показатель «Время выхода продукции на рынок» для новой продукции или услуги в организации слишком велик, то это может быть обусловлено слишком большим временем принятия решений, отсутствием эффективного взаимодействия между различными структурными подразделениями организации или дефицитом ресурсов, выделенных на ключевые инновационные проекты.

Анализ данных может давать определенные несоответствия, обусловленные самой 1МА-оценкой. которые могут возникать вследствие ее настроек (например, при оценке только части выбранных объектов. но не всех из них) или же из-за сбора данных, если уровень детализации находился не на том уровне, который позволял бы добраться до исходных причин несоответствий.

9 Подведение итогов выполнения оценки инновационного менеджмента

Основываясь на результатах выполнения IMA-оценки, необходимо задокументировать и довести до сведения заинтересованных сторон полученные результаты и разработанные на их основе рекомендации по развитию организации, в том число предполагаемые сроки, последовательность выполнения мероприятий и ресурсы, необходимые для их выполнения.

9.1 Документирование полученных результатов

Ключевым элементом при документировании результатов IMA-оценки являются меры по совершенствованию (улучшению), указанные в плане мероприятий и включающие конкретные действия, ожидаемые конечные результаты, отчетные материалы, сроки, функции и обязанности сотрудников организации. Для получения максимальной пользы план мероприятий должен содержать перечень всох мер. ожидаемые выгоды от их выполнения, взаимозависимости между мерами, а также подробное описание всех операций, ресурсов, навыков и т. п., которые необходимы для достижения намеченных целей. В идеальном случае реализация согласованных рекомендаций и соответствующих выгод должна определяться так. чтобы можно было оценить и использовать добавленную стоимость для ее подтверждения (ценностное предложение 1МА-оценки).

Каждый подход к IMA-оценке должен быть связан с конкретным шаблоном отчета и его содержанием. однако в общем случае можно использовать форму документа, в котором будут содержаться приведенные в таблице 3 элементы.

Таблица 3 — Пример структуры и содержания отчета о результатах I МА-оценки

Раздел

Описание

Краткий обзор

Краткое описание причины, ставшей инициирующим фактором выполнения IMA-оценки. процедуры, полученных результатов и мер по повышению качества оценки

Инструкции

Пояснения и рекомендации по работе с отчетом

Общее описание

Описание основных результатов IMA-оценки и предлагаемых мер. связанных с оценкой и понятных для неспециалистов

Эффективность для каждой области оценки

Описание оценок, полученных на основе данных, в идеальном случае выражаемых в положительных величинах, с указанием сильных и слабых сторон, а также недостатков (с указанием результатов оценки)

Детальная оценка по каждому критерию/разделу

Сравнение и интерпретация данных и предостережений

Рекомендации по совершенствованию инновационного менеджмента

Рекомендации, план-график практических мероприятий, план мероприятий по совершенствованию инновационного менеджмента. Указание набора приоритетных рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента, основанного на ключевых результатах проведенного анализа. Эти рекомендации могут также содержать определение тех областей, которые требуют более детального анализа

Глоссарий

Содержит перечень ключевых терминов и их определения, которые используются в настоящем стандарте, в идеальном случав — со ссылками на болев подробные публикации, относящиеся к данной тематике

Приложения

Содержат, например, подробное описание собранных данных, в идеальном случае — представляемых в графическом виде

9.2 Структура и содержание отчета об оценке инновационного менеджмента

Документирование результатов анализа данных может быть сгруппировано по проблематике или тематике либо по принципу срочности или сложности требуемого повышения качества 1МА-оценки.

9.2.1 Примеры представления результатов анализа данных, сгруппированных по проблематике и тематике

Инновационная стратегия:

-    общая инновационная стратегия организации не соответствует ее бизнес-стратегии;

-    результаты инноваций не соответствуют инновационным целям.

Инновационная культура и организация:

* недостаточно внимания уделяется инновациям в рамках оцениваемой структурной единицы организации (например, в отделах закупки, маркетинга и т. п.):

-    инновации в недостаточной мере интегрированы в систему (системы) текущей оценки эффективности деятельности организации (например, в работу с персоналом, инновационную культуру и т. п.);

-    отсутствие у сотрудников организации четкого понимания и ответственности за инновации.

Инновационный процесс:

-    иерархия процессов и рабочих операций, связанных с инновациями, определена, но не в полной мере реализована.

-    несвоевременное выполнение инновационных проектов.

Поддержка и средства реализации инноваций:

-    отсутствие в организации системы управления интеллектуальными активами (т. е. интеллектуальной собственностью и правами на нее);

-    недостаточно оперативная оценка новых технологий, стимулирующих инновации.

Результаты инноваций:

-    недостаточная оценка конечных результатов и результатов реализации портфеля инноваций и отдельных инновационных проектов.

-    продажи новой продукции находятся ниже запланированных контрольных объемов;

-    по результатам бенчмаркинга ценность, созданная благодаря инновациям, оказывается ниже средней при сопоставительной выборке.

9.2.2 Примеры представления результатов анализа данных, сгруппированных по срочности и сложности

Перечень рекомендаций может быть также сгруппирован с учетом их срочности (с точки зрения стратегических потребностей организации), прогнозируемого воздействия и ценности или с учетом сложности (с точки зрения необходимых ресурсов или времени реализации мер по повышению качества 1МА-оценок).

Приложения к отчетной документации по IMA-оценке могут содержать дополнительную информацию о методах, используемых в процессе оценки для сбора и анализа ключевых данных. Предполагается, что коллектив, выполняющий оценку, будет работать совместно с организацией, начиная с реализации рекомендаций, представленных в отчете о IMA-оцеике. и заканчивая подготовкой рабочих планов по ее реализации.

9.3 Информирование о результатах оценки инновационного менеджмента

Документирование и распространение результатов IMA-оценки оптимально подходят для реализации целей, намеченных организацией. Рекомендуется надлежащим образом контролировать конфиденциальность и интеллектуальную собственность, упомянутые в отчете по IMA-оценкам, и всегда, когда это возможно, в первую очередь предоставлять отчет руководству высшего звена организации. Распространение информации о результатах IMA-оценки среди сотрудников разных уровней организации Можно выполнять на семинарах или с Помощью иных интерактивных средств распространения опыта, которые позволяют легче усваивать основные результаты, понимать суть последующих этапов и стимулировать сотрудников организации к участию в любых мероприятиях, указанных в отчете.

Основная цель информирования сотрудников организации о результатах IMA-оценки состоит в привлечении их к деятельности в сфере инноваций, в достижении намеченных целей, стремясь при этом к приведению их в соответствие с конкретными стратегическими целями организации. Во всех случаях цели запланированного повышения качества IMA-оценок с большей вероятностью получат реализацию тогда, когда они в процессе реализации были согласованы на всех уровнях организации. В то же время каждый сотрудник организации сможет лучше понимать свои возможности в части содействия достижению этих целей в рамках своей конкретной роли в организации.

Отдельные (или интегрированные) информационные материалы, предназначенные для максимального использования результатов IMA-оценок, могут составляться и для внешних заинтересованных сторон (например, в виде пресс-релизов, веб-сайтов, материалов в социальных сетях и для общения с поставщиками).

Непрерывный контроль воздействий, проводимый при коммуникационной активности, облегчает управление изменениями и в случае отсутствия должного понимания будет способствовать принятию последующих мер.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................1

4    Причины выполнения оценки инновационного менеджмента.................................2

5    Определение подхода к оценке инновационного менеджмента...............................3

5.1    Общие положения................................................................3

5.2    Понимание различных подходов к оценке инновационного менеджмента...................3

5.3    Тип и качество результатов оценки инновационного менеджмента.........................7

5.4    Формы представления результатов оценки инновационного менеджмента..................f

6    Процесс оценки инновационного менеджмента............................................7

7    Подготовка к оценке инновационного менеджмента........................................9

7.1    Стратегическая цель и область применения оценки инновационного менеджмента...........9

7.2    Разработка проекта оценки инновационного менеджмента..............................10

7.3    Ожидаемые результаты оценки инновационного менеджмента...........................10

7.4    Система ключевых показателей эффективности оценки инновационного менеджмента......10

7.5    Ресурсы, необходимые для выполнения оценки инновационного менеджмента

(внутренние и внешние)...........................................................10

7.6    Потребность и способность организации адаптироваться к изменениям...................11

7.7    Подготовка к выполнению оценки инновационного менеджмента.........................11

8    Выполнение оценки инновационного менеджмента........................................12

8.1    Определение средств оценки......................................................13

8.2    Сбор количественных и качественных данных........................................13

8.3    Анализ данных..................................................................14

9    Подведение итогов выполнения оценки инновационного менеджмента.......................15

9.1    Документирование полученных результатов..........................................15

9.2    Структура и содержание отчета об оценке инновационного менеджмента.................15

9.3    Информирование о результатах оценки инновационного менеджмента....................16

9.4    Рекомендации по совершенствованию инновационного менеджмента....................17

10    Совершенствование оценки инновационного менеджмента................................17

10.1    Рекомендации по повышению качества оценки инновационного менеджмента............17

10.2    Разработка плана мероприятий по совершенствованию последующих оценок

инновационного менеджмента.....................................................18

10.3    Реализация плана мероприятий...................................................18

Приложение А (справочное) Принципы оценки инновационного менеджмента...................19

Приложение В (справочное) Представление результатов оценки инновационного менеджмента

(наглядные примеры).....................................................24

Библиография........................................................................28

9.4 Рекомендации по совершенствованию инновационного менеджмента

Интерпретация результатов, получаемых в рамках инновационного менеджмента, дает более четкое понимание его сильных и слабых сторон в организации и их коренных причин. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию инновационного менеджмента могут быть адаптированы таким образом. чтобы они отражали стратегические цели организации в отношении инноваций и повышения ценности, создаваемой с помощью процессов инновационного менеджмента (с учетом уровня стремления организации к инновациям, срочности повышения эффективности инновационного потенциала, а также возможностей и ресурсов организации, необходимых для успешной реализации необходимых мероприятий). Для упрощения процесса мониторинга влияния подготовленных рекомендаций необходимо указывать принимаемые во внимание ключевые факторы успеха инновационного менеджмента, которые будут дополнительно повышаться после принятия соответствующих мер.

Данные рекомендации могут содержать:

-    указание приоритетных мер. обеспечивающих получения выгод в установленные сроки (в короткие сроки или постепенно шаг за шагом);

-    оценку ожидаемого результата и его вклада в повышение эффективности инновационного менеджмента;

-    временные рамки, с определением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей:

-    определение достаточности выделенных ресурсов, необходимых для принятия требуемых мер и их непрерывного контроля (с использованием соответствующих методов управления проектами);

-    определение функциональных обязанностей сотрудников организации;

-    описание системы непрерывного контроля выполнения рекомендованных усовершенствований инновационного менеджмента.

При надлежащей разработке рекомендации также должны содержать информацию о снижении риска при их реализации, причем для систематического совершенствования инновационного менеджмента эта информация должна быть достаточно подробной.

Ниже приведены примеры подобных рекомендаций.

-    переосмысление инновационной стратегии организации;

-    переопределение ключевых показателей эффективности инновационного менеджмента;

-    освоение, внедрение или распространение апробированных наилучших практик и методов инновационного менеджмента;

-    обучение сотрудников и/или менеджеров организации, направленное на развитие их навыков инновационного менеджмента;

-    реструктуризация организации с целью ускорения инноваций.

Указанные меры по совершенствованию инновационного менеджмента целесообразно рекомендовать сотрудникам организации, ответственным за их реализацию, а также тем сотрудникам, на кого эти меры могут влиять. Этими мерами могут быть:

-    фокусировка на создании ценности;

-    внесение значимых изменений в инновационный менеджмент.

-    предоставление сотрудникам организации возможности обучения;

-    выдача указаний по срокам реализации мер по совершенствованию инновационного менеджмента:

-    получение представлений о соответствии процессов, процедур и т. п. в организации.

При этом важно, чтобы руководство высшего звена организации демонстрировало свои лидерские качества и целеустремленность в выполнении рекомендованных мер по совершенствованию инновационного менеджмента в организации (например, путем информирования сотрудников и оценки по достоинству тех результатов, которые были получены в результате совершенствования инновационного менеджмента и привели к получению дополнительных ресурсов) и создавало мотивацию для реализации других подобных мер по совершенствованию инновационного менеджмента.

10 Совершенствование оценки инновационного менеджмента

10.1 Рекомендации по повышению качества оценки инновационного менеджмента

После каждого выполнения IMA-оценки, в соответствии с существующей наилучшей практикой, необходимо проверять пригодность используемого подхода к IMA-оценке и применяемого процесса на предмет соответствия целям организации, т. е. целям повышения ценности за счет инноваций, что

Введение

Инновации являются ключевым элементом создания ценности в организации, реализуемой в новой продукции, услугах, процессах и бизнес-моделях, в связи с чем инновациями следует управлять на системной основе. Многие организации уже создали и внедрили у себя собственные системы инновационного менеджмента (IMS-системы), основывающиеся на таких элементах инновационного менеджмента. как инновационная стратегия и цели, инновационная деятельность (включая инновационные процессы и соответствующие им организационные структуры), факторы, способствующие инновациям, факторы поддержки инноваций (включая, инновационную культуру), а также соответствующие средства и инструменты, компетенции, трудовые и финансовые ресурсы. Организованный системным образом инновационный менеджмент повышает эффективность производства и способен гарантировать организации ее будущее, поэтому многие организации обращаются за рекомендациями по непрерывному совершенствованию инновационных возможностей и повышению эффективности инновационного менеджмента. Необходимым условием повышения эффективности инновационного менеджмента является информационная открытость проводимых работ, для достижения которой необходимо на постоянной основе проводить оценку инновационного менеджмента. В контексте настоящего стандарта необходимо ответить на следующий вопрос: каким образом результаты оценки инновационного менеджмента (IMA-оценка) могут повлиять на перспективы развития организации и. в частности, инновационного менеджмента?

В настоящем стандарте содержатся рекомендации по проведению IMA-оценок, прогнозированию качества их результатов, способам выполнения, а также по использованию результатов выполненных IMA-оценок. В частности, в настоящем стандарте установлены основополагающие принципы IMA-оценок и положения для их детального анализа, предназначенные для облегчения понимания пользователем:

-    ценности, преимуществ и причин выполнения 1МА-оценок;

-    различных подходов к проведению 1МА-оценок.

-    процесса выполнения IMA-оценки, его этапов и влияния;

-    возможностей совершенствования инновационного менеджмента, повышения качества IMA-оценок и, как следствие этого, повышения возможностей организации.

Перед применением настоящего стандарта рекомендуется ознакомиться с приложением А. поскольку в нем изложены основные принципы получения качественных 1МА-оценок.

Подробную информацию о системе инновационного менеджмента можно найти в ИСО 56002 (конкретно - в разделах 9 и 10). где определяется подход к оценке результатов деятельности и улучшению системы инновационного менеджмента. Подробную информацию о конкретных инновационных методах и средствах можно найти в ИСО 56003. а также в других стандартах данной серии. Терминология в области инновационного менеджмента приведена в ИСО 56000.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Руководящие указания

Innovation management assessment. Guidance

Дата введения — 2021—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит положения, способствующие пониманию организациями причин, видов и способов выполнения оценки инновационного менеджмента (IMA-оценки) с тем, чтобы достичь максимума получаемых выгод, причем IMA-оценки могут быть равным образом применимы:

-    к организациям, которые стремятся к долговременному устойчивому успеху своей инновационной деятельности,

-    организациям, выполняющим 1МА-оцеики;

-    пользователям и другим заинтересованным сторонам (например, клиентам, поставщикам, партнерам. финансовым организациям, университетам и органам государственного управления), которые хотят подтвердить способность организации эффективно управлять инновациями;

-    всем заинтересованным сторонам, стремящимся посредством IMA-оценок и установления взаимопонимания совершенствовать свои коммуникационные возможности.

-    организациям, проводящим оценку, консультации или обучение по вопросам инновационного менеджмента;

-    разработчикам связанных (смежных) стандартов:

-    научным сотрудникам, заинтересованным в исследованиях, связанных с 1МА-оценками.

Кроме того, настоящий стандарт применим к:

-    организациям всех типов, независимо от их отрасли, возраста, размеров или страны происхождения;

-    всем подходам, применяемым в части инновационного менеджмента, независимо от уровня сложности и трудоемкости:

-    всем аспектам организации инновационного менеджмента — централизованным или децентрализованным;

-    всем способам реализации инноваций, например внутренним, совместным, открытым, ориентированным на пользователя, рынок или технологии:

-    всем видам инноваций, которые могут касаться продукции, услуг, бизнес-процессов, бизнес-моделей. а также к организационным инновациям — начиная от постепенных до радикальных.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают нижеследующие терминологические базы данных в области стаидар-I изации.

-    поисковая платформа ISO Online: на сайте https://www.iso.orgtobp;

-    IEC Electropedia: на сайте http://www.electropedia.org/.

Издание официальное

3.1    инновация (innovation): Новая или измененная сущность, реализующая или перераспределяющая ценность.

Примечание 1 — Новизна и ценность сущности определяются восприятием и отношением к ней организации и всех заинтересованных сторон.

Примечание 2 — Инновацией может быть продукция, услуга, процесс, модель, метод и т. п.

Примечание 3 — Инновация всегда связана с конечным результатом. Термин «инновация» иногда употребляют в отношении действий или процессов, которые приводят к изменениям или ориентированы на них. Если термин «инновация» используют в этом смысле, то его всегда необходимо применять вместе с уточняющим определителем. например «инновационная деятельность».

Примечание 4 — В рамках статистических измерений см. Руководство Oslo (OECDi'Eurostat2018): словосочетание «новая или измененная сущность» соответствует определению «новый или улучшенный продукт, процесс (или их комбинация), которые существенно отличаются от предыдущих продуктов или процессов». Словосочетание «реализующая или перераспределяющая ценность» соответствует определению «и которая была сделана доступной потенциальным пользователям или введена в эксплуатацию структурной единицей».

[ИСО 9000:2015, 3.6.15, измененный, с использованием термина «сущность» вместо термина «объект» и добавлением примечаний)

3.2    инновационный менеджмент (innovation management): Менеджмент, выполняемый в отношении инноваций (см. 3.1).

Примечание — Инновационный менеджмент может включать в себя определение инновационного видения. инновационную политику и инновационные цели, а также инновационные стратегии, процессы, структуры, функции/обязанности и поддержку инноваций для достижения намеченных целей посредством планирования инноваций. выполнения операций с инновациями, оценки их эффективности, их совершенствования и других видов деятельности.

3.3    инновационный процесс (innovation process): Процесс, выполняемый в отношении инноваций (см. 3.1).

Примечание 1 — Инновационные процессы обычно планируют и выполняют в контролируемых условиях для определения их ценности.

Примечание 2 — Инновационные процессы предназначены для контроля неопределенности, связанной с инновациями. Не все инновационные процессы приводят к инновациям.

Примечание 3 — Инновационные процессы состоят из нескольких инновационных операций или элементов. например определение наиболее ценной информации, возможностей, замыслов, создание прототипа, разработка. внедрение.

Примечание 4 — Инновационные процессы можно реализовывать в рамках организации или силами нескольких организаций в случае, например, совместных инноваций, инновационных кластеров, сетей создания ценности или экосистем.

4 Причины выполнения оценки инновационного менеджмента

Прежде чем приступить к выполнению IMA-оценки, организации следует получить полное понимание необходимости ее выполнения, а также оценить текущее состояние своей инновационной деятельности. При этом может возникнуть необходимость проанализировать текущее состояние инновационного менеджмента организации, дать оценку его функционирования или проанализировать потребность внесения изменений в деятельность организации с целью повышения эффективности ее работы. В первом случае целью IMA-оценок будет являться получение представлений о текущей эффективности работы организации — ее сильных и слабых сторонах, а также о недостатках при создании желаемой ценности путем более эффективного инновационного менеджмента. Все это будет служить основой для определения и реализации мер по совершенствованию инновационного менеджмента в организации. Во втором случае с помощью IMA-оценки можно формировать план мероприятий. включающий в себя проведение организационных изменений для достижения уровня высокопроизводительного субъекта инновационной деятельности (инновационной компании). Перечисленные в таблице 1 причины могут подталкивать организацию к выполнению 1МА-оценок.

Таблица 1 — Возможные причины выполнения организациями 1МА-оценок

Получение более глубокого понимания инновационного менеджмента:

-    анализ ключевых факторов успеха для эффективного инновационного менеджмента и способов их использования;

-    улучшение понимания способов интеграции и использования ключевых факторов успеха инновационного менеджмента в организации

Определение результативности и эффективности существующего инновационного менеджмента:

-    выявление тех аспектов инновационного менеджмента. которые могут приводить к различиям в результатах и эффективности работы, например различиям между целями создания ценности и фактическими результатами:

-    оценка позиции организации, основанная на создании ценности за счет инноваций:

-    выявление недостатков в работе организации (в ее действиях, структурах, процессах, обязанностях, культуре. кадрах, финансах и т. п.). которые препятствуют получению более качественных результатов инновационного менеджмента:

-    сравнение результатов деятельности организации с показателями эффективности (эталонами) работы известных лидеров инноваций/лидеров роста, конкурентов или других внешних заинтересованных сторон; определение передовых методик инновационного менеджмента (в том числе проведение бенчмаркинга)

Выполнение внутренних/внешних требований:

-    достижение стратегических цвлейфешение ключевых задач:

-    соблюдение требований, предъявляемых к финансированию инновационных проектов или проверке финансового и технического соответствия объектов предполагаемого инвестирования

Повышение эффективности и ценности организации:

-    структурирование вклада в план-график и ресурсы, необходимые для повышения эффективности инновационного менеджмента:

-    поощрение инноваций, обучения и динамичной культуры с целью поддержки развития организации

Следует обратить внимание на то, что указанные в таблице 1 причины не являются исчерпывающими. Данная таблица не предназначена для представления в общем виде всех потенциальных преимуществ выполнения IMA-оценкм, инициирование которой будут определять ев область применения (границы), стратегические цели, необходимые ресурсы и, что наиболее важно, окончательный уровень вносимых изменений.

5 Определение подхода к оценке инновационного менеджмента

5.1    Общие положения

При выборе оптимального подхода к IMA-оценке организации необходимо иметь четкое представление о.

-    существующих подходах к 1МА-оценке;

-    области применения 1МА-оценок;

-    типе и качестве конечных результатов 1МА-оценок;

-    форматах представления конечных результатов 1МА-оцемок.

Указанные соображения могут служить критериями выбора оптимального подхода к 1МА-оценкам.

5.2    Понимание различных подходов к оценке инновационного менеджмента

Подходы к оценке инновационного менеджмента обычно связаны с оценками, выполняемыми с помощью контрольного перечня (или по результатам бенчмаркинга). Контрольные перечни должны содержать список вопросов, на которые необходимо ответить при проведении оценки и внедрении системы инновационного менеджмента. Результаты бенчмаркинга должны основываться на результатах оценки группы внутренних или внешних экспертов, что позволит обеспечить прозрачность инновационной деятельности организации и ее конкурентоспособность.

Таблица 2 — Возможные подходы к оценке инновационного менеджмента

Показатели 1МЛ-оцемки

Варианты применения показателей IMA-оценки

Цель 1МА-оценки

Соответствие плановым показателям

Создание ценности за счет усовершенствованного инновационного менеджмента

Повышение возможностей инновационного менеджмента

Охват (границы) 1МА-оценки

Отдельная структурная единица организации

Несколько подразделений в рамках одной организации

Предприятие с несколькими филиалами

Оцениваемые объекты (фокус)

Фокус на единичный элемент

Все элементы

Проведение экспертизы

Внутренние эксперты

Внешние эксперты

Сбор данных

Вторичное исследование

Серия интервью

Онлайн-опрос

Средства для сбора данных

В ручном режиме

В автоматическом режиме

Типы данных

В качественном выражении

В количественном выражении

Инструменты анализа данных

В ручном режиме

Инструментальная

поддержка

Полностью автоматическая

Типы ссылок

До и после проведения

Реальный'целевой

Наилучшие практики (бенчмарк)

Типы сравнений

Предыдущая IMA-оценка (оценки)

Корреляционный

анализ

Бенчмаркинг

Интерпретация

данных

Нормативная

Ненормативная

Вывод результатов 1МА-оценки

Сильные/слабые

стороны

Выявленные

недостатки

Рекомендации по совершенствованию

Формат вывода результатов IMA-оценки

Обзор

Инструментальная

поддержка

Подробный отчет

Рекомендации по результатам IMA-оценки

Для повышения качества инновационного менеджмента

Для повышения качества 1МА-оценки

Для оцененного улучшения работы организации

Независимо от того, выполняется ли IMA-оценка на основе контрольного перечня или по результатам бенчмаркинга, ее можно выполнять с использованном указанных показателей (см. таблицу 2).

-    Показатель «Цель IMA-оцемки» будет определяться в первую очередь при планировании IMA-оценки. Область ого применения и, как следствие, задаваемые вопросы будут различаться в зависимости от того, ориентирована ли IMA-оценка на выполнение поставленных задач, или на ценность, обусловленную совершенствованием инновационного менеджмента, или же на совершенствование возможностей организации в части инновационного менеджмента.

-    Показатель «Охват (границы) IMA-оценки» относится к структурной единице организации, определяемой либо на основании общего отчета о финансовых результатах, либо на основании годового отчета о результатах ее деятельности. В рамках рассматриваемого структурного подразделения все факторы успеха инновационного менеджмента будут приниматься в расчет при IMA-оценке для отражения их взаимозависимости:

-    Выбор показателя «Оцениваемые объекты (фокус)» будет гарантировать, что результаты IMA-оценки отражают все взаимозависимости, например применительно к инновационной стратегии.

инновационной культуре, инновационному лидерству, инновационным процессам организации и т. п.; только после этого считается, что соответствующие перволричины/основания для совершенствования инновационного менеджмента организации определены.

• Оценивая показатель «Проведение экспертизы», организация принимает взвешенное решение относительно оценки качества, доступности и независимости своих внутренних ресурсов. Рекомендации сторонней организации могут вызывать большее доверие и влиять на реализацию необходимых усовершенствований инновационного менеджмента.

-    Показатель «Сбор данных» определяет выбор той или иной области применения IMA-оценки, а также доступность данных, необходимых для этой оценки.

-    Выбор показателя «Средства для сбора данных» [особенно в случае малых и средних предприятий (SME)] достаточно прост, поскольку существуют надежные онлайн-средства, предоставляющие подробные информационные анкеты, в которых отражаются взаимозависимости, например между инновационной стратегией, инновационной организацией и инновационной культурой, инновационными процессами, а также предоставляющие сведения об эффективности инновационного менеджмента организации в виде структурированного отчета.

-    Показатель «Типы данных» обычно используют в сочетании с оценкой эффективности и результативности инновационного менеджмента в организации (в сочетании количественных и качественных показателей).

-    Выбор показателя «Инструменты анализа данных» будет полностью автоматизирован при использовании предлагаемых онлайн-средств IMA-оценки, однако успешная интерпретация результатов IMA-оценки будет зависеть от уровня амбиций организации, конкурентного/внешнего сопротивления изменениям, имеющихся ресурсов и возможностей внесения соответствующих изменений.

-    Выбор показателей «Типы ссылок» и «Типы сравнений» зависит от доступа организации к справочным данным. При первом выполнении IMA-оценки в организации ее внутренние данные будут недоступны. При этом в качестве справочных данных можно использовать те или иные задачи или внешние исходные данные.

-    Показатель «Интерпретация данных» в идеальном случае определяет те меры, которые необходимо предпринять для дальнейшего совершенствования инновационного менеджмента, однако этот показатель также может характеризовать и возможности, и прогнозировать последствия принятия Тех или иных мер.

-    Показатель «Формат вывода результатов IMA-оценки» определяет, какие типы имеющих практическую ценность выходных данных требуются на определенном уровне иерархии в организации для достижения необходимой информационной открытости и влияния 1МА-оценки.

-    Показатель «Рекомендации по результатам IMA-оценки» характеризуют всю область охвата (границы) IMA-оценки. Данные рекомендации могут влиять как на саму оцениваемую организацию, так и на их сети создания ценности.

5.2.1 Критерии эффективности инновационного менеджмента

Для каждого из факторов успеха инновационного менеджмента, таких как инновационная стратегия, инновационная организация и инновационная культура, инновационные процессы, факторы, способствующие инновациям и инновационные результаты, критерии эффективности могут содержать количественные и качественные показатели. Если количественные показатели позволяют проводить численный анализ, то качественные показатели благодаря своей глубине и разнообразию способны их дополнять.

Критерии эффективности выбирают исходя из возможности получения полной картины (заключений) о влиянии инновационного менеджмента на создание для организации ценностей, обусловленных инновациями. Последнее может быть определено, например по шкале ценностей, посредством:

-    роста.

-    доходов от инноваций:

-    прибыли от инноваций;

-    доли рынка за счет инноваций;

-    числа сотрудников организации;

-    территориального охвата за счет инноваций:

-    числа бенефициаров (например, общественных хозяйствующих субъектов или организаций государственного сектора), что достигается за счет инновационных предложений;

-    созданной ценности для бенефициаров, социального развития и/или экологической стабильности;

-    возможности задания темпов инноваций путем:

-    оптимизации жизненного цикла инноваций;

-    ускорения инноваций;

-    эффективности инноваций за счет:

-    ресурсов, выделенных для достижения заданного показателя эффективности:

-    определения временных рамок исполнения (или даже ускорения исполнения):

-    определения достигнутых (или даже превышенных) уровней качества.

5.2.2 Варианты выполнения оценки инновационного менеджмента

IMA-оценки могут быть связаны с простым опросом высокого уровня, содержащим всего несколько вопросов, которые позволяют получить исходные представления об инновационном менеджменте, или же с подробным анализом, основанным на большом числе качественных и/или количественных данных. Как простая, так и более детальная IMA-оценка может выполняться, когда это необходимо, в рамках реализуемого поэтапного подхода. Для крупных организаций с множеством самостоятельных структурных или территориальных подразделений можно использовать несколько разных подходов к инновационному менеджменту, поэтому может оказаться целесообразным параллельно выполнять несколько IMA-оценок с целью обобщенной оценки комплексной (или индивидуальной) эффективности инновационного менеджмента. Эффективность и результативность IMA-оценки будут повышаться при использовании надежных автоматизированных средств.

IMA-оценку можно выполнять внутри самой организации силами специализированного подразделения, с Помощью внешних сторонних экспертов или же Полностью с использованием ресурсов, предоставляемых сторонними организациями (аутсорсинг). Коллектив, выполняющий 1МА-оценки, может использовать сочетание интервью, опросов и результатов «кабинетных» исследований, которые в идеальном случае могут Давать хорошие количественные и качественные результаты (см. рисунок 1).

КОМПСМНТЫ МАгОЦММ

подходы

исполнители оц*ш

Вн/фмм ^ Г*оярвн*1* ■ ■ рмуроы ТШЬ

орпнимции орпжимци—»

И

Отобрании*

мшмии

ешмртмш»

Сропстя получен*» оценки

CS5S-.-

С помощью оксоерп»

Иакимуяый

прочесе

МА-оцанхи

Рмулыяш 1МЛЧЩМИД

№ ®

Кяичоетяжи» V* ^ Качмпмнны*

Рисунок 1 — Ключевые компоненты и подходы к оценке инновационного менеджмента

Формы ответов могут быть разных типов, например ответы могут представляться по 5—7-балльной психометрической шкале Ликерта, с помощью цветовой сетчатой диаграммы или других форм нормализованных шкал. При этом респондентами могут быть менеджеры, сотрудники организации, внешние клиенты и/или партнеры организации.