Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

Купить ГОСТ Р 58835-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на радарные подсистемы, относящиеся к бортовым системам помощи водителю и устанавливаемые на транспортные средства (далее – ТС) категорий M и N в соответствии с [1], обладающие уровнями автоматизации 0 – 2 по ГОСТ Р 58823, и устанавливает общие требования к радарным подсистемам и методам их испытаний. Радарные подсистемы не осуществляют функции автоматического снижения скорости и изменения направления движения оснащенного этой системой ТС. Настоящий стандарт не распространяется на ТС, обладающие уровнями автоматизации 3-5 по ГОСТ Р 58823, в которых решение задач обнаружения и реагирования на объекты и ситуации, а также части или полного объема динамических задач управления, возложено на систему автоматизированного управления

 Скачать PDF

 
Дата введения30.04.2021
Актуализация01.06.2021

Этот ГОСТ находится в:

Motor vehicles. On-board Driver Assistance Systems. Radar Subsystems. General technical requirements and test procedures

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

58835—

2020

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ. РАДАРНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

Общие технические требования и методы испытаний

Издание официальное

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 октября 2020 г. Ne 759-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Ш 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Рисунок 4 — Состав радарной подсистемы

Модуль обнаружения ЦО решает задачи регистрации целевых объектов с помощью РФ. РЗЛ. РЗП и передачи информации о них в БУ для дальнейшего распознавания.

Модуль распознавания ЦО осуществляет идентификацию ЦО по информации, поступившей о них от модуля обнаружения ЦО. с целью их различения и распознавания в качестве легковых и грузовых ТС, мотоциклов, велосипедистов и пешеходов.

Примечание — Допускается объединение модулей обнаружения и распознавания ЦО.

Аналитический модуль, основываясь на данных модуля распознавания ЦО. определяет приоритетность предупреждений в зависимости от временной дистанции до каждого из ЦО. направления и скорости его (их) движения, расстояния до него (них) с учетом текущей скорости и направления движения РТС и предоставляет необходимую информацию модулю предупреждения.

Модуль предупреждения о ЦО включает компоненты, позволяющие осуществлять визуальные [СИ. текстовые и графические сообщения, звуковые (тональные и голосовые сообщения)] и тактильные воздействия на водителя РТС. передающиеся через рулевое колесо, педали управления двигателем или тормозной системой либо сиденье водителя.

К функциям диагностического модуля относятся обнаружение и идентификация сбоев и неисправностей РПС (включая все ее компоненты) по месту их возникновения и выдача информации о них в БУ РТС. Диагностический модуль должен активироваться при каждом включении зажигания РТС.

Испытания РПС и ее модулей осуществляют в соответствии со следующими приложениями:

-    испытания БУ, РФ. РЗП. РЗЛ на боковое поперечное различение ЦО в пределах двух соседних полос движения осуществляют в соответствии с приложениями А и Б:

-    испытания БУ и РФ на продольное различение ЦО в передней зоне контроля РТС осуществляют в соответствии с приложениями А и В;

-    испытания РЗП и РЗЛ на продольное различение ЦО в задних зонах контроля РТС осуществляют в соответствии с приложениями А и Г;

-    испытания БУ, РФ. РЗП и РЗЛ на поперечное различение ЦО в передней и задних зонах контроля РТС осуществляют в соответствии с приложениями А и Д.

-    испытания БУ и РФ на продольное различение ЦО в боковых передних зонах контроля РТС осуществляют в соответствии с приложениями А и Е;

-    испытания РЗП и РЗЛ на продольное различение ЦО в боковых задних зонах контроля РТС осуществляют в соответствии с приложениями А и Ж;

-    испытания РЗП и РЗЛ на различение ЦО. движущихся поперечно в задних зонах контроля РТС, осуществляют в соответствии с приложениями А и И;

-    испытания БУ и РФ на различение пешеходов и велосипедистов осуществляют в соответствии с приложениями А и К;

-    испытания БУ на выявление сбоя/неисправности в работе компонентов РПС осуществляют в соответствии с приложениями А и Л:

-    обработку и оформление результатов испытаний осуществляют в соответствии с приложением М.

8.2 Состояния и переходы радарной подсистемы

РПС должна обладать состояниями, соответствующими диаграмме состояний, представленной на рисунке 5.

РПС

Бввпрчду1р«дан«к ^инффинроат» ирмтапя о ЦО

Требования ■ градорв-ящняо

■ЫПОЛНЙНЫ

(си. 622.3).

Рисунок 5 — Диаграмма состояний и переходов радарной подсистемы

активна

нив

^Т|эабоиа«я кпраду-прежде» в не аы-.поташ

Уровень ipaejfipn-.дм«я1

Крктарий\ V К^жтармв оценки \    \ OWfMHB

;уд»™-\    \ даоапашо-j

роется 1 > д роется

/ У ровен t* N { праяртрвкпнни* .

\ 2 и пншв /

РПС должна иметь выходы на шину РТС для передачи информации об обнаруженных ЦО и статусе РПС надсистеме более высокого уровня, другим системам, бортовому устройству регистрации событий или блоку электронной системы управления движением для осуществления управляющих воздействий на исполнительные механизмы РТС.

8.2.1 Выключенное состояние радарной подсистемы

РПС может быть отключена вручную, например клавишным переключателем, кнопочным переключателем или на основе меню ЧМИ. В случае отключения водителем РПС должна предупреждать водителя РТС о выключенном состоянии световым индикатором в соответствии с пунктом 1 таблицы 3. когда зажигание РТС включено. При отключении в связи с обнаружением неисправности РПС должна предупреждать водителя РТС в соответствии с пунктом ЗЬ таблицы 3.

Таблица 3 — Базовая (минимальная) визуальная индикация сообщений о статусе и состоянии предупреждения радарной подсистемы

1 РПС отключена водителем

2 РПС включена (индикация отображается только на время самодиагностики приборов)

Текстовое сообщение2' ДМС.'КП

«РПС отключена водителем» (отображается в течение 5 с после выключения)


Ситуация


Не требуется


Окончание таблицы 3


Ситуаций


Индикация для РТС категории М*1


Индикация для РТС категории N1*


Текстовое сообщение2! ДМС/КП


За РПС неактивна: обнаружен сбой (пульсирующая индикация);

ЗЬ РПС отключена: обнаружена неисправность (постоянная индикация)



I


«Сбой РПС» (отображается в течение 5 с после выявления сбоя). «Отказ РПС» (отображается в течение 5 с после выявления отказа)


4 РПС активна. ЦО препятствует^) ТНД РТС с неизменной скоростью



«Впереди (сзади) справа (слева) пешеход (велосипедист/ мотоцикл ист/ТС)». «Объект впереди (сзади) справа (слева) не распознан», если ЦО обнаружен, но не распознан


^ Использованы символы в соответствии с [4]. Для монохромных ДМС и КП допускается применение аналогичной монохромной индикации при условии различимости отображаемых символов.

2> Текстовое сообщение является опциональным; оно может дублироваться или быть заменено голосовым сообщением по согласованию с автопроизводителем.


8.2.2 Активное состояние радарной подсистемы

В активном состоянии РПС должна обнаруживать ЦО в зонах контроля, информировать о них водителя РТС и при выполнении требований к предупреждению предупреждать водителя о них в соответствии с уровнями предупреждения (см. 8.2.2.3) и приоритетностью (см. 8.2.2.4).

8.2.2.1    Состояние без предупреждения

В состоянии без предупреждения РПС активна, может информировать водителя об обнаруженных ЦО с помощью ДМС или КП. но требования к предупреждению не выполняются (опасное сближение или опасность для движения не прогнозируются).

8.2.2.2    Состояние предупреждения

В состоянии предупреждения РПС активна, информирует водителя об обнаруженных ЦО с помощью ДМС или КП и выполняются требования к предупреждению.

Требования к предупреждению выполняются, если:

а)    РПС выявила превышение водителем РТС скорости, необходимой для исключения вероятности дорожно-транспортного происшествия с ЦО;

б)    РПС выявила намерение или действие водителя РТС по движению в направлении, способном вызвать опасность для движения, связанную с обнаруженмым(и) ЦО;

в)    РПС обнаружила ЦО. движущийся в направлении стоящего или движущегося РТС со скоростью. угрожающей возникновением опасности для движения в случае, если водитель РТС не предпримет мер. позволяющих ее избежать:

г)    РПС обнаружила в эоне(ах) контроля РПС более одного медленно движущегося ЦО (пешеходы или велосипедисты), направления движения которых в любой момент могут быть изменены в сторону РТС.

8.2.2.3    Уровни предупреждения

Предупреждения водителя могут осуществляться визуальным путем (пиктограмма на КП и/или текстовое сообщение в области сообщений), звуковым путем (тональное аудиосообщение определенного тона и/или частоты повторений; словесное аудиосообщение), тактильным путем (вибрация на рулевом колесе, педалях управления двигателем или тормозной системой либо водительском сиденье) или их комбинацией.

В зависимости от степени приоритетности ЦО. о которых выдается предупреждение, целесообразно реализовать несколько уровней предупреждения.


Предупреждения первого, младшего уровня должны подаваться только визуальным путем. К данному уровню относятся, к примеру, предупреждения о наличии в зоне контроля ЦО, не представляющих непосредственной угрозы РТС. исходя из их текущей скорости и/или направления движения. Например, предупреждение о стоящем или движущемся в направлении, не пересекающемся с ТНД РТС, пешеходе или велосипедисте.

Предупреждения второго уровня выдаются водителю посредством визуальных сообщений (пиктограммы или текстовые сообщения) и/или голосовых аудиосообщений1 >. К таким предупреждениям относятся сообщения о сближении ТС и ЦО на малых скоростях и в случаях, когда ЦО или водитель РТС могут без применения экстренных мер (резкие действия рулем, экстренное торможение) избежать опасности для движения.

Предупреждения третьего уровня должны передаваться одновременно визуальным путем, звуковым путем и (опционально) тактильным путем посредством вибрации рулевого колеса, сиденья водителя или педали управления двигателем (при превышении скорости). Например, это могут быть предупреждения о пересечении курса РТС с курсом быстро движущегося ЦО; о продольном сближении с ЦО. внезапно остановившимся на полосе движения РТС; предупреждения о ЦО. начинающем движение в направлении, пересекающемся с ТНД РТС. движущегося со скоростью более 100 км/ч. предупреждения об опасном поперечном сближении РТС с ЦО и т. п. Такие предупреждения должны сохраняться до устранения причины предупреждения. В качестве аудиосообщений для предупреждений третьего уровня должны применяться тональные аудиосообщения с высокой частотой повторений. В качестве визуальных предупреждений — изображение ЦО с соответствующей видеокамеры (при ее наличии) или стилизованное изображение ЦО на ДМС в виде пиктограммы, отображающей тип ЦО. находящейся на стороне ДМС. соответствующей стороне обнаружения ЦО. Данные предупреждения могут дублироваться СИ на КП в соответствии с таблицей 3.

8.2.2.4 Приоритетность сообщений в состоянии предупреждения

При одновременном обнаружении нескольких ЦО в зонах контроля аналитическая подсистема РПС должна разделять выдаваемые РПС предупреждения по приоритетности. Предупреждения третьего уровня должны выдаваться водителю в первую очередь, второго уровня — во вторую, первого уровня — в третью.

При равных уровнях приоритетности нескольких ЦО очередность предупреждения о них определяется временем, необходимым для осуществления реакции водителя, соответствующей обнаруженному ЦО. Например, при выявлении одновременно пешехода и ТС. курсы которых пересекаются с ТНД РТС, подсистема должна в первую очередь выдавать предупреждение о том ЦО, опасное сближение с которым согласно расчету аналитического модуля наступит раньше.

При обнаружении нескольких ЦО с одинаковой приоритетностью подсистема должна выдавать соответствующие предупреждения о них в замкнутом цикле с длительностью каждого предупреждения не менее 2 с.

8.2.3    Неактивное состояние радарной подсистемы

При включении РПС происходит ее переход в неактивное состояние. Это состояние может быть деактивированным состоянием (после обнаружения сбоя) или состоянием готовности. О деактивированном состоянии РПС должна предупреждать водителя СИ в соответствии с пунктом За таблицы 3. В состоянии готовности подсистема может обнаруживать ЦО.

8.3    Критерий активации радарной подсистемы

При активации РПС должна перейти из неактивного состояния в активное состояние. Система должна быть активна непрерывно при включенном зажигании РТС и отсутствии сбоев и неисправностей.

8.4    Обобщенный алгоритм действий радарной подсистемы

РПС должна обеспечивать распознавание ЦО и подачу сигнала водителю об их обнаружении. При выполнении требований к предупреждению (см. 8 2.2.2) РПС должна выдавать предупреждения 1—3 уровней в соответствии с 8.2.2.3; пунктом 4 таблицы 3 и таблицей 4 (опционально).

Голосовые аудиосообщения могут быть заменены тональными аудиосообщениями с низкой частотой повторений (четко отличимой водителем РТС от высокой частоты повторений). Такая замена может быть заложена конструктивно или инициироваться водителем РТС через меню ЧМИ.

Таблица 4 — Опциональная визуальная индикация сообщений пункта 4 таблицы 3 о состоянии предупреждения радарной подсистемы


Перечень возможных функций РПС:

1    Обнаружение ЦОЧ

2    Различение ЦО. определение их расположения, направлений движения и скорости (построение и анализ дорожной обстановки в режиме реального времени).

3    Информирование водителя РТС о наличии и расположении ЦО (функция реализуется опционально и может быть отключена водителем).

4    При выполнении требований к предупреждению (см. 8.2.2.2) — выдача водителю РТС предупреждений 1—3 уровней в соответствии с 8.2.2.3. таблицами 3 и 4 (опционально) и приоритетностью (см. 8.2.2.4).

5    При возникновении сбоя или неисправности РПС — оповещение об этом водителя в соответствии с пунктом 3 таблицы 3 и переход, соответственно, в неактивное деактивированное состояние или в выключенное состояние (см. рисунок 5).

ных в разделе 7.


Дальность обнаружения и распознавания ЦО — от 0 до 120 м при условиях окружающей среды, приведен

9 Требования к составу и функционированию радарной подсистемы

9.1    Состав оборудования радарной подсистемы

Компоненты РПС и РТС. необходимые для работы системы:

-    РФ;

-    РЗЛ и РЗП,

-    БУ;

-    ДМС или КП с возможностью отображения визуальных сообщений:

-    салонный звуковой сигнал и/или акустическая система для вывода голосовых аудиосообщений;

-    вибрационный сигнал (опционно): на рулевое колесо, сиденье водителя, педаль управления двигателем и/или тормозной системой.

9.2    Требования к функционированию радарной подсистемы

9.2.1    В активном состоянии без предупреждения (см. 8.2.2.1) подсистема осуществляет непрерывный мониторинг дорожной обстановки в отношении ЦО. включая пешеходов, велосипедистов и ЦТС всех типов перед началом движения РТС вперед и назад и во время его движении. При выполнении требований к предупреждению (см. 8.2.2 2) подсистема переходит в активное состояние предупреждения.

9.2.2    В активном состоянии предупреждения (см. 8.2.2.2) при выполнении требований к предупреждению в передней зоне контроля (в случае выявления опасности для движения или опасного сближения с ТС категорий М, N. О. L, а также с велосипедами и пешеходами) подсистема должна выдавать сигнал предупреждения. Параметры предупреждения определяются уровнем предупреждения (см. 8.2.2.3) и приоритетностью (см. 8.2.2.4).

9.2.3    В активном состоянии предупреждения (см. 8.2.2.2) при выполнении требований к предупреждению в задних зонах контроля (см. рисунок 3) при выявлении или осуществлении намерения водителя РТС совершить перестроение в соответствующий ряд подсистема должна выдавать предупреждение о вероятности столкновения с ЦТС. движущимся с более высокой скоростью в соседней полосе движения позади РТС. Параметры предупреждения определяются уровнем предупреждения (см. 8.2.2.3) и приоритетностью (см. 8.2.2 4).

9.2.4    Функция распознавания механических ТС должна работать при нахождении скорости РТС в диапазоне от 15 км/ч до его максимальной расчетной скорости при всех условиях загрузки РТС. за исключением тех случаев, когда она отключена водителем.

9.2.5    Предупреждение о возможном столкновении с ТС или наезде на неподвижный ЦО должно подаваться не менее чем за 5 с до потенциального столкновения.

9.2.6    Дальность обнаружения ЦО фронтальным радаром должна составлять от 15 до 120 м в зависимости от типа ЦО и угла обзора по азимуту в соответствии с таблицей 1.

9.2.7    Функция распознавания пешеходов и велосипедистов должна работать в диапазоне их скоростей от О до 60 км/ч.

9.2.8    Дальность обнаружения ЦО боковыми радарами должна составлять от 20 до 70 м в зависимости от типа ЦО в соответствии с таблицей 2.

9.2.9    Система должна определять пешеходов, рост которых составляет не менее 80 см.

9.2.10    Вероятность правильного обнаружения пешеходов должна составлять не менее 0.9. При этом вероятность ложного срабатывания должна быть такова, чтобы отношение числа ложных целей к общему числу обнаруженных обьектов в среднем составляло не более 0,1.

9.2.11    Подача набора сигналов об обнаружении пешеходов, находящихся на траектории прямолинейного движения РТС. должна осуществляться не позднее чем через 0.3 с после появления пешехода в зоне контроля.

9.2.12    Система должна работать во всех погодных условиях.

9.2.13    Система должна обеспечивать возможность прерывания водителем предупреждения о столкновении путем воздействия на органы управления РТС или с помощью меню ЧМИ.

9.2.14    Если подсистема отключена водителем, то она должна автоматически включаться при следующем включении зажигания.

9.3 Общо© описание человеко-машинного интерфейса радарной подсистемы

РПС передает водителю информацию о режиме работы и статусе системы с помощью СИ на КП и/или ДМС. В дополнение к визуальным сообщениям предусмотрены тональные или голосовые

аудиосообщемия. а также опционально могут быть предусмотрены тактильные сообщения. Выбор набора сообщений для каждого предупреждения осуществляется в соответствии с 8.2.2.3.

Базовая (минимальная) визуальная индикация сообщений о статусе и состоянии предупреждения РПС представлена в таблице 3.

Опциональная визуальная индикация сообщений, которые могут выдаваться на ДМС и/или КП РТС вместо индикации по пункту 4 таблицы 3 о состоянии предупреждения РПС. представлена в таблице 4.

Инструкция по эксплуатации РТС. оснащенного РПС. должна включать таблицу 3 и таблицу 4 (при реализации опциональных предупреждений).

Текстовые визуальные сообщения, указанные в правых графах таблиц 3 и 4. могут дублироваться или заменяться голосовыми аудиосообщениями.

9.4 Критерии оценки целевых объектов для определения уровня предупреждения

радарной подсистемы

РПС, находящаяся в активном состоянии (см. рисунок 5). должна выдавать предупреждения об обнаруженных ЦО. требующих от водителя РТС изменения скорости и/или направления движения, в соответствии с уровнями предупреждения (см. 8.2.2.3) и степенью приоритетности (см. 8.2.2.4).

Классификация событий обнаружения ЦО по уровням предупреждения приведена в таблице 5.

Таблица 5 — Классификация событий обнаружения целевых объектов по уровням предупреждения радарной подсистемы

Наимснооакие события

Критерий оценки

Дополнительный критерий оценки1'

Уровень

предупреждения

Критерий окончания предупреждения

1 РТС движется вперед

Появление в передней зоне предупреждения РТС одного неподвижного ЦО (включая ЦТС)

Скорость РТС:

40.. .60 км/ч

60.. .80 км/ч > 80 км/ч

1

2

3

Изменение скорости и/или направления движения РТС

Появление в передней зоне предупреждения РТС движущегося ЦТС

Скорость, временная дистанция и направление движения ЦТС способствуют формированию опасности для движения или опасного сближения. Скорость РТС в НП:

10.. .40 км/ч

40.. .60 км/ч > 60 км/ч

1

2

3

Изменение скорости, полосы движения или направления движения РТС или ЦТС. способствующие исключению опасности для движения

Скорость РТС за пределами НП:

40.. .60 км/ч

60.. .80 км/ч > 80 км/ч

1

2

3

Появление в передней зоне предупреждения РТС движущегося ЦТС

Существует опасность для движения или опасное сближение

3

Исключение опасности для движения или опасного сближения

Наличие в передней или задних зонах предупреждения на смежных полосах движения РТС движущихся в попутном направлении ЦТС

Включение водителем РТС УП или длящийся поворот руля в направлении ЦТС

2

Выключение УП и/или возвращение РТС в свою полосу движения либо исчезновение ЦТС из зоны предупреждения

Окончание таблицы 5

Наименование события

Критерий оценки

Дополнительный критерий оценки1)

Уровень

предупреждения

Критерий окончания предупреждения

Наличие в передней зоне контроля более одного ЦО из числа пешеходов. велосипедистов и мотоциклистов

ЦО стоит (стоят)

ЦО движутся в направлениях. не пересекающихся с ТНД РТС

Хотя бы один ЦО движется в направлении, пересекающемся с ТНД РТС

1

2

3

Исчезновение ЦО из зоны контроля

Остановка ЦО или их исчезновение из зоны контроля

Остановка ЦО или смена направления движения ЦО либо РТС: исчезновение ЦО из зоны контроля

2 РТС движется назад

Наличие или появление

Расстояние до ЦО:

> 6 м

1

Изменение скорости и'или

в задней(их) зоне(ах)

3...6 м

2

направления движения

предупреждения РТС

0...3 м

3

РТС; исчезновение ЦО из

одного неподвижного

зоны предупреждения

ЦО (включая ЦТС)

Появление в зад-

Влияние временной

Остановка или изменение

ней(их) зоне(ах) лреду-

дистанции и направ-

направления движения

преждения РТС движу-

ления движения ЦТС

РТС или ЦТС. способству-

щетося ЦТС

на формирование

ющие исключению опас-

опасности для движе-

ности для движения

ния или опасное сбли-

- не способствуют

2

женив

- способствуют

3

Наличие в задней(их)

ЦО стоит (стоят)

1

Исчезновение ЦО из зад-

зоне(ах) контроля 6о-

ней зоны контроля

лее одной ЦО из числа

пешеходов, в ел осипе-

ЦО движутся в направ-

2

Остановка ЦО. исчезновв-

дистов и мотоцикли-

лениях. не пересекаю-

ние ЦО из зоны контроля

слов

щихся с ТНД РТС

или остановка РТС

Хотя бы один ЦО дви-

3

Остановка ЦО или РТС или

жется в направлении.

смена направления движе-

пересекающемся с

ния ЦО либо РТС: исчезно-

ТНД РТС

вение ЦО из зоны контроля

3 РТС стоит

Появление в перед-

Расстояние до ЦТС:

Св. 2 м

1

Остановка или смена на-

ней или задних зонах

От 1 до 2 м

2

правления движения ЦТС:

предупреждения целе-

От 0 до 1 м

3

начало движения РТС в

вого ТС. движущегося

направлении от ЦТС

в направлении ЦТС

Наличие неподвижно-

Начало движения РТС

Расстояние до ЦО:

Остановка РТС. смена им

го ЦО (включая ЦТС) в

вперед без включения

- св. 3 м

1

полосы движения либо ис-

передней(их) эоне(ах)

УП (для скоростей от

- от 2 до 3 м

2

чезноеение ЦО из перед-

предупреждения РТС

0 до 10 км/ч)

- от 1 до 2 м

3

ней зоны предупреждения

Наличие неподвижно-

Начало движения РТС

Расстояние до ЦО:

Остановка РТС. смена им

го ЦО (включая ЦТС)

назад

- св. 3 м

1

полосы движения либо

в задней(их) зоне(ах)

- от 2 до 3 м

2

исчезновение ЦО из зад-

предупреждения РТС

- от 1 до 2 м

3

ней зоны предупреждения

^ При его наличии является обязательным для выдачи предупреждения.

Основной критерий окончания предупреждения — исчезновение ЦО из зоны предупреждения (с уровня «1» до уровня «0» — предупреждение не выдается).

Приложение А (обязательное)

Общие требования к проведению испытаний радарной подсистемы А.1 Общие сведения

Настоящая методика предназначена для оценки работоспособности базовых компонентов РПС (РФ. РЗЛ, РЗП, БУ), смонтированных на РТС.

Методика определяет обьем испытаний, требования к оборудованию и средствам испытаний, требования к отчетной документации при проведении данных испытаний (СМ. приложение М).

А.2 Общие положения

А.2.1 Объект испытаний — комплект компонентов РПС в следующем составе:

-    РФ РПС;

-    РЗЛ РПС;

-    РЗП РПС;

-    БУ.

А.З Цель проведения испытаний

А.3.1 Оценка соответствия параметров функционирования указанных компонентов РПС требованиям настоящего стандарта.

А.3.2 Наработка необходимых сведений в части адаптации указанных компонентов РПС для обеспечения работоспособности комплекта РПС в составе ТС конкретного типа конкретного производителя.

А.4 Область использования методики

Проведение исследовательских, доводочных, приемочных и квалификационных функциональных испытаний указанных компонентов комплектов РПС в составе ТС. Допускается выборочное использование испытаний, приведенных в методике, при проведении доводочных, калибровочных и иных функциональных испытаний.

А.5 Виды испытаний

Натурные и полигонные функциональные испытания компонентов комплекта РПС в составе ТС.

А.6 Измерения в ходе испытаний

Решение о соответствии параметров функционирования компонентов комплекта требованиям стандарта на компоненты и РПС выносится на основании сведений в отчетной документации с использованием параметров:

-    движения ТС: скорость, ускорение (замедление), дистанция (временная дистанция) между ТС и целевыми объектами (пешеходами, велосипедистами, мотоциклами и другими ТС);

-    фактов события, наблюдаемых визуально;

-    фактов события в системной шине РПС.

А.7 Условия предъявления на испытания

Количество, порядок отбора, комплектность определяют программой испытаний. Обязательны для предъявления:

-    программа испытаний комплекта;

-    паспорта комплектующих комплекта;

-    акт готовности ТС к проведению испытаний:

-    документация по эксплуатации ТС;

-    документация по эксплуатации комплектующих комплекта;

-    при необходимости комплект чек-листое проведения испытаний.

А.8 Контролируемые параметры испытаний

А.8.1 Перечень измеряемых параметров и требования к измерениям

А.8.1.1 Текущая скорость РТС:

-    диапазон значений: от 0,1 до 60.0 mJc;

-    погрешность измерения: ± 0,1 м/с;

-    частота обновления данных: не менее 100 Гц.

А.8.1.2 Текущее ускорение РТС:

-    диапазон значений: от минус 10 до 10 м/с2;

-    погрешность измерения: ±0,1 м/с2;

-    частота обновления данных: не менее 100 Гц.

А.8.1.3 Дистанция между РТС и ЦО:

-    диапазон значений: от 0 до 100 м;

-    погрешность измерения: ±0.1 м;

-    частота обновления данных: не менее 100 Гц.

А.8.1.4 Временная дистанция между РТС и ЦО:

-    диапазон значений: от 0 до 10 с;

-    погрешность измерения: ±0.1 с:

-    частота обновления данных: не менее 100 Гц.

А.8.2 Перечень визуально контролируемых параметров

А-8.2.1 Факты наличия события (воздействие операторов на органы управления РТС. события при движении ТС).

А.8.2.2 Факты реакции на событие (состояние СИ и иных штатных приборов ТС).

А.8.3 Перечень параметров, контролируемых визуально с использованием индикаторных средств

А.8.3.1 Факт наличия события в системной шике РПС (появление кода команды в шине).

А.8.3.2 Факт наличия события в иных шинах РТС (при необходимости).

А.9 Требования к средствам измерения и контроля параметров, средствам испытаний,

вспомогательным устройствам, материалам

А.9.1 Средства определения и регистрации параметров движения РТС: комплект системы дифференциальных измерений GPSiTTlOHACC, включающий в себя базовую станцию GPS/ГЛОНАСС 100 Гц с комплектом телеметрии. комплектом модулей приема/передачи данных базовой станции, комплект логгеров. ПО регистрации параметров движения. Параметры системы:

А.9.1.1 Количество обслуживаемых обьектов — не менее 3.

А.9.1.2 Дальность действия — не менее 3 км.

А.9.1.3 Исполнение — для бортового использования (рабочая температура: от минус 20 "С до 60" С. пылевлаго-защищенность — не ниже IP43. питание — аккумулятор/бортовая сеть постоянного тока от 7 до 30 В).

А.9.1.4 Частота обновления данных — не менее 100 Гц.

А.9.1.5 Погрешность измерения координат (дистанций) (кинематика в режиме нейтрального времени) — не более ± 20 мм в плане (при доверительной вероятности 0,95) на отобранном участке дорожного полотна длиной до 1000 м.

А.9.1.6 Погрешность вычисления текущей скорости (кинематика в режиме реального времени) — не более ± 0,05 м/с (при доверительной вероятности 0.95) в диапазоне скоростей от 0,1 до 60.0 м/с.

А.9.1.7 Погрешность вычисления текущего ускорения (кинематика 8 режиме реального времени) — не более ± 0.05 м/с2 (при доверительной вероятности 0.95) в диапазоне от минус 10 до 10 м/с2.

А.9.1.8 Погрешность измерения временной дистанции (кинематика в режиме реального времени) — не болев ± 0.05 с (при доверительной вероятности 0.95).

А.9.1.9 Погрешность определения времени — не более ± 0.02 с (при доверительной вероятности 0.95).

А.9.1.10 Наличие отдельных средств визуализации параметров движения ТС (дисплей для водителя ТС).

А.9.1.11 Наличие возможности подключения к внешним портативным ЭВМ (ноутбук) с соответствующим программным обеспечением для визуализации и регистрации параметров в форме графиков в режиме реального времени, табличных файлов, лог-файлов.

А.9.1.12 Предполагаемое к использованию оборудование: комплект аттестованного и поверенного в установленном порядке оборудования с характеристиками, соответствующими А.9.1.1—А.9.1.11.

А.9.2 Средства вспомогательной визуальной видеофиксации процесса испытаний. Требования к средствам видеофиксации

А.9.2.1 Количество подключаемых видеокамер — не менее 3.

А.9.2.2 Разрешение видеокамер — не менее 580 на 420 линий.

А.9.2.3 USB/SD карта записи. USB 2.0 интерфейс.

А.9.2.4 МРЕС4-кодирование — запись 2 Гб на час съемки в DVD-качестве, PAL- или NTSC-формате.

А.9.2.5 Обеспечение завершения записи в случав пропадания питания до 10 с. восстановление записи при появлении питания.

А.9.2.6 Наличие ПО для нанесения графических изображений на видео в режиме онлайн («штамп видео»), возможность формирования виртуальных шкал приборов по выбранным параметрам записи.

А.9.2.7 Наличие возможности подключения к внешним портативным ЭВМ (ноутбук) с соответствующим программным обеспечением для постанализа и обработки полученных видеофайлов (покадровый просмотр, наложение меток комментариев, параметров и пр.).

А.9.2.8 Бортовое исполнение (пыпевлагозащищенность — не менее IP64 для устройства записи данных, не менее IP67 для видеокамеры, рабочая температура: от минус 20 "С до 60 *С. рабочая влажность — от 5 % до 95 %, питание — автомобильная бортовая сеть 12 В/24 В. защиты от перегрузки/короткого замыкания/обратной полярности).

А.9.2.9 Предполагаемое к использованию оборудование: комплект оборудования с характеристиками, соответствующими приведенным в А.9.2.1—А.9.2.8.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения и сокращения............................................................4

5    Условия эксплуатации.................................................................4

6    Аппаратные интерфейсы системы.......................................................5

7    Требования к характеристикам радарной подсистемы......................................5

8    Общие технические требования.........................................................6

8.1    Состав и испытания радарной подсистемы............................................6

8.2    Состояния и переходы радарной подсистемы........................................../

8.3    Критерий активации радарной подсистемы...........................................10

8.4    Обобщенный алгоритм действий радарной подсистемы................................10

9    Требования к составу и функционированию радарной подсистемы...........................12

9.1    Состав оборудования радарной подсистемы..........................................12

9.2    Требования к функционированию радарной подсистемы................................12

9.3    Общее описание человеко-машинного интерфейса радарной подсистемы.................12

9.4    Критерии оценки целевых объектов для определения уровня предупреждения радарной

подсистемы.....................................................................13

Приложение А (обязательное) Общие требования к проведению испытаний

радарной подсистемы.....................................................15

Приложение Б (обязательное) Испытания блока управления радарной подсистемы, радара фронтального, радара заднего правого, радара заднего левого.

Боковое поперечное различение целевых объектов в пределах двух соседних

полос движения..........................................................21

Приложение В (обязательное) Испытания блока управления радарной подсистемы.

радара фронтального. Продольное различение целевых объектов в передней

зоне контроля рассматриваемого транспортного средства.......................24

Приложение Г (обязательное) Испытания радара заднего правого и радара заднего левого. Продольное различение целевых объектов в задних зонах контроля

рассматриваемого транспортного средства...................................27

Приложение Д (обязательное) Испытания блока управления радарной подсистемы,

радара фронтального, радара заднего правого, радара заднего левого.

Поперечное различение целевых объектов в передней и задних зонах

контроля рассматриваемого транспортного средства...........................30

Приложение Е (обязательное) Испытания блока управления радарной подсистемы и радара фронтального. Продольное различение целевых объектов

в боковых передних зонах контроля рассматриваемого транспортного средства____32

Приложение Ж (обязательное) Испытания радара заднего левого и радара заднего правого.

Продольное различение целевых объектов в боковых задних зонах контроля

рассматриваемого транспортного средства...................................34

Приложение И (обязательное) Испытания радара заднего левого и радара заднего правого.

Различение целевых объектов, движущихся поперечно в задних зонах контроля

рассматриваемого транспортного средства...................................36

Приложение К (обязательное) Испытания блока управления радарной подсистемы

и радара фронтального. Различение пешеходов и велосипедистов...............38

Приложение Л (обязательное) Испытание блока управления радарной подсистемы

на выявление сбоя/неиспраености в работе компонентов.......................40

Приложение М (обязательное) Обработка и оформление результатов испытаний................41

Библиография........................................................................42

А.9.3 Средства контроля прохождения информационных сигналов комплекта. Требования к комплекту оборудования

А.9.3.1 Бесконтактный съем сигнала шины РТС. количество точек съема — не менее 3. Испытательное оборудование должно обеспечивать регистрацию данных, передаваемых по контролируемым шинам. Параметры сигналов контролируемой шины должны предоставляться для испытаний изготовителем РТС.

А.9.3.2 Анализ (фильтрация) трафика с регистрацией в режиме реального времени в форме лог-файла.

А.9.3.3 Задержка сигнала — не более 0.01 с.

А.9.3.4 Бортовое исполнение (пылевлагозащищенность — не менее 1Р43, рабочая температура — от минус 20 ’С до 60 ’С. рабочая влажность — от 5 % до 95 %, питание — автомобильная бортовая сеть 12 В/24 В. защиты от перегрузки/короткого замыкания/обратной полярности).

А.9.3.5 Предполагаемое к использованию оборудование: комплект оборудования по А.9.2 с функцией регистрации и обработки сигналов шины РТС с характеристиками, соответствующими А.9.3.1—А.9.3.4.

А.9.4 Вспомогательные устройства обеспечения процесса испытаний и безопасности испытаний

А.9.4.1 Целевые объекты, используемые при испытаниях

А.9.4.1.1 Легховое ТС категории М, (либо его макет), если иное не указано программой испытаний.

А.9.4.1.2 Грузовое ТС категорий N2 либо N3 (фургон, ширина — не менее 1.4 м).

А.9.4.1.3 Мотоцикл (ширина — не более 0.75 м).

А.9.4.1.4 Пешеход (макет взрослого человека с обеспечением возможности движения со скоростью от 5 до 8 км/ч на дистанции не менее 15 м. предпочтительно наличие возхгожности согласованного движения конечностей).

А.9.4.1.5 Велосипедист (макет взрослого человека'велосипедиста с обеспечением возможности движения со скоростью от 15 до 25 км/ч на дистанции не менее 100 м. предпочтительно наличие возможности согласованного движения конечностей).

А.9.4.2 Средства контроля и визуализации параметров работы комплектующих

А.9.4.2.1 ПО визуализации параметров работы РФ. РЗЛ. РЗП: предоставляется разработчиком РФ. РЗЛ. РЗП. Необходимые требования:

-    визуализация в режиме реального времени ситуации в зоне контроля комплектующих (ориентировочное положение ЦО. определенных комплектующими в процессе проведения испытаний, и параметров ЦО);

-    визуализация в режиме реального времени параметров состояния комплектующих:

-    ПО визуализации параметров работы БУ: предоставляется разработчиком БУ. Необходимое требование: визуализация в режиме реального времени параметров состояния БУ:

-    внешняя портативная ЭВМ (ноутбук). Характеристики и количество уточняют в ходе подготовки к испытани-ям. исходя из объема испытаний, возможностей ПО визуализации и конфигурации комплектации РТС.

А.10 Требования к условиям проведения испытаний

А.10.1 Испытания, требующие принятия специальных мер по безопасности и организации режимов движения и измерений, проводят на специально отведенной территории — полигоне. Требования к полигону:

А.10.1.1 Наличие аттестованных участков дорожного полотна необходимой конфигурации (см. А.10.3).

А. 10.1.2 Наличие средств обеспечения надлежащего состояния дорожного полотна (техника ухода за поверхностью дорожного полотна, средства обеспечения нанесения разметки).

А. 10.1.3 Наличие средств хранения, подготовки, сопровождения и при необходимости регион та объектов испытаний: охраняемые стоянки (в том числе закрытые), ремонтные боксы, тягачи-буксировщики.

А.10.1.4 Наличие средств организации движения при проведении испытаний (временные знаки, информационные указатели, ограждения, охрана).

А.10.1.5 Наличие аттестованной системы контроля параметров окружающей среды (температура, влажность. видимость).

А. 10.1.6 Наличие аттестованной системы средств измерения, используемых при испытаниях.

А. 10.2 Параметры окружающей среды:

-    диапазон — от минус 40 ’С до 60 'С;

-    относительная влажность — не более 95 % при 25 "С;

-    видимость — не менее 500 м;

-    измерение — в соответствии с методиками метеостанции полигона;

-    значения — не регламентируются, за исключением случаев, специально оговоренных программой испытаний.

А.10.3 Дорожные испытания проводят на ровной, сухой и чистой асфальтовой или бетонной поверхности. Подготовку дорожного полотна осуществляют в соответствии с методиками полигона. Типы используемых участков:

А. 10.3.1 Тип 1. Участок проведения операций, не требующий движения РТС. Требования: обеспечить неподвижность РТС с запущенной силовой установкой, при необходимости обеспечить компенсацию возможных разрядов аккумуляторной батареи РТС (подвод электроэнергии, сменные аккумуляторные батареи).

А.10.3-2 Тип 2. Горизонтальный прямолинейный участок движения: длина участка измерения — не менее 1000 м. отклонение от прямой — не более 0.25 м в каждую сторону; участки вьезда на участок измерения (набор скорости, стабилизация режима движения, торможение и разворот после прохождения участка измерения): длина — не менее 700 м. из них длина прямолинейного участка перед вьездом на участок измерения — не менее 250 м.

Введение

Радарные подсистемы входят в состав бортовых систем помощи водителю и предназначены для обнаружения на пути рассматриваемого транспортного средства таких целевых объектов, как другие транспортные сродства (включая мотоциклы), пешеходы и велосипедисты, с целью повышения безопасности дорожного движения.

Радарные подсистемы функционируют в рамках объективных ограничений, определенных в настоящем тандарте. и не освобождают водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку. Ответственность за безопасность движения несет водитель. На транспортном средстве, оснащенном радарной подсистемой, водитель должен постоянно оценивать дорожную обстановку для корректировки направления и скорости движения транспортного средства во избежание дорожно-транспортных происшествий.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ. РАДАРНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

Общие технические требования и методы испытаний

Motor vehicles. On-board Driver Assistance Systems. Radar Subsystems. General technical requirements

and test procedures

Дата введения — 2021—04—30

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на радарные подсистемы, относящиеся к бортовым системам помощи водителю и устанавливаемые на транспортные средства (далее — ТС) категорий М и N в соответствии с [1], обладающие уровнями автоматизации 0—2 по ГОСТ Р 58823. и устанавливает общие требования к радарным подсистемам и методам их испытаний.

Радарные подсистемы не осуществляют функции автоматического снижения скорости и изменения направления движения оснащенного этой системой ТС.

Настоящий стандарт не распространяется на ТС, обладающие уровнями автоматизации 3—5 по ГОСТ Р 58823. в которых решение задач обнаружения и реагирования на объекты и ситуации, а также части или полного объема динамических задач управления возложено на систему автоматизированного управления.

Настоящий стандарт применяется к распознаванию подвижных целевых объектов (механических ТС. пешеходов, велосипедистов), находящихся в передней, задней и боковых зонах контроля рассматриваемого ТС.

Настоящий стандарт не распространяется на системы распознавания таких неподвижных объектов, как объекты дорожной инфраструктуры (дорожные знаки1», светофоры, линии дорожной разметки), здания и сооружения. Радарная подсистема не заменяет ультразвуковые устройства помощи при парковке.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33997 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

ГОСТ Р 50607 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспорт дорожный. Методы испытаний для электрических помех от электростатических разрядов

ГОСТ Р 51318.25 Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных

Нумерация дорожных знаков в тексте стандарта осуществлена в соответствии с [2].

Издание официальное

радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 58823-2020 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации вождения. Классификация и определения

ГОСТ Р 58834-2020 Автомобильные транспортные средства. Бортовые системы помощи водителю. Общие технические требования к компонентам и методы испытаний СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02—85* Автомобильные дороги»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссыпка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    рассматриваемое транспортное средство; РТС: ТС категорий М или N в соответствии с [1]. обладающее уровнем автоматизации 0. 1 или 2 по ГОСТ Р 58823 и оборудованное радарной подсистемой. относящейся к бортовым системам помощи водителю, подлежащее испытаниям в соответствии с настоящим стандартом.

3.2    комплект: Комплект оборудования радарной подсистемы, обеспечивающий выполнение функции обнаружения и распознавания целевых объектов с помощью радаров.

Примечание — Под комплектом также понимается неотъемлемая часть системы болев высокого уровня (надсистемы). например системы адаптивного круиз-контроля, осуществляющей функции распознавания целевых объектов с помощью радаров и информирования о них водителя.

3.3    эффективная поверхность рассеивания; ЭПР: Мера отражающей способности целевого объекта. выражаемая в виде отношения плотностей мощности радиолокационного сигнала, рассеянного целевым объектом в направлении приемника, и сигнала, облучающего цель, с учетом их векторных свойств.

3.4    целевой объект; ЦО:

3.4.1    (при эксплуатации РТС): Пешеход, велосипедист, целевое ТС (мотоцикл, легковое ТС. грузовое ТС), находящиеся в неподвижном или движущемся состоянии в передних или задних зонах контроля радарной подсистемы.

Примечание — ЦО характеризуются следующими диапазонами значений ЭПР. м:

-    пешеход: 0 S ЭПР 5 0.2;

-    велосипедист: 0.2 £ ЭПР £ 1.0;

-    мотоциклист: 3.0 £ ЭПР £ 10.0:

-    легковое ТС: 10.0 £ ЭПР £ 40.0.

-    грузовое ТС. автобус: ЭПР г 40,0.

3.4.2    (при испытаниях РТС): Объект, участвующий в проведении испытаний в качестве цели для радарной подсистемы РТС.

3.5    целевое транспортное сродство; ЦТС: ТС или его макет, участвующие в проведении испытаний в качестве цели для радарной подсистемы РТС.

3.6    временная дистанция: Интервал времени, за который РТС при текущей скорости преодолело бы расстояние, равное текущей дистанции между рассматриваемым и целевым ТС.

Примечание — Временную дистанцию вычисляют путем деления дистанции С на скорость V РТС (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Временная дистанция



3.7    программа испытаний: Программа функциональных испытаний комплекта в составе ТС.

3.8    подсистема: Радарная подсистема, обладающая функциями обнаружения, измерения координат, параметров движения ЦО и их распознавания.

3.9    неисправность (подсистемы): Устойчивое состояние подсистемы, характеризующееся невозможностью осуществления ее функций в полном объеме и продолжающееся до осуществления ремонтных или сервисных воздействий.

3.10    сбой (подсистемы): Состояние подсистемы, характеризующееся временной и/или частичной потерей ее работоспособности, продолжающейся до завершения объективного события, вызвавшего это состояние (например, помехи радару или его перекрытие), до следующего включения или активации системы (например, после выключения/включения зажигания) либо до действий водителя по устранению данного состояния.

3.11    зона контроля: Область пространства, находящаяся впереди либо позади РТС. на которую распространяется дальность обнаружения соответствующего(их) радара(ов).

Примечание — См. рисунки 2 и 3.

1 ■- РТС; 2 ЦТС на полосе движения РТС. 3 - ТС на соседней с РТС полосе движения (дополнительное ЦТС при включенном на РТС правом указателе поворота); 4 -- передняя зона контроля, определяемая дальностью обнаружения фронтального радара (серый фон); 5 — основная зона предупреждения (длинный пунктир); б — дополнительная зона предупреждения при включенном на РТС указателе правою поворота (короткий пунктир); 7 — дополнительная зона предупреждения при включенном на РТС указателе левою поворота (точечный пунктир) в ■- фронтальный радар


Рисунок 2 — Передние зоны обнаружения и контроля радарной подсистемы и целевые транспортные средства

1 - РТС; 2 — радар задний левый РТС; 3 — радар задний правый РТС; 4 — левая боковая задняя зона контроля радарной подсистемы, определяемая дальностью обнаружения радара заднею левого (короткий пунктир); б — правая боковая задняя зона контроля радарной подсистемы определяемая дальностью обнаружения радара заднего правою (точечный пунктир)


Рисунок 3 — Задняя левая и задняя правая зоны контроля радарной подсистемы


3.12    зона предупреждения: Участок зоны контроля, располагающийся на требуемом направлении движения РТС. при нахождении в котором ЦО и выполнении требований к предупреждению радарная подсистема должна выдавать предупреждения водителю РТС.

Примечание — Суммарно зона предупреждения при включенном на РТС указателе поворота складывается из основной зоны предупреждения 5 и дополнительной зоны предупреждения (6 или 7). выбираемой в зависимости от включения соответствующего указателя поворота РТС (см. рисунок 2).

3.13    тональные аудиосообщения: Предупреждающие аудиосообщения системы водителю РТС, вьдаваемые посредством тональных звуковых сигналов, различающихся по громкости, тональности и частоте повторений.

3.14    голосовые аудиосообщения: Предупреждающие аудиосообщения системы водителю РТС. созданные путем имитации или записи голоса человека.

3.15    требуемое направление движения; ТНД: Запланированное водителем направление движения РТС. распознаваемое системой по заблаговременному включению соответствующего указателя поворота в соответствии с {[2], пункт 8.1), отсутствию такого включения, изменяемому и/или сохраняемому водителем РТС углу поворота рулевого колеса, а также включению передачи переднего или заднего хода.

3.16    населенный пункт; НП: Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.23.1—5.26 согласно [2].

3.17    опасность для движения: Ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

3.18    опасное сближение: Уменьшение продольного и/или поперечного расстояния между РТС и ЦО вне зависимости от того, чьи действия или бездействие послужили его причиной, до значения, требующего немедленных действий водителя РТС во избежание дорожно-транспортного происшествия.

3.19    дальность обнаружения: Расстояние от радара до ЦО. на котором радар способен обнаружить ЦО. исходя из параметров ЦО и условий окружающей среды, указанных в технической спецификации на радар.

3.20    различение: Восприятие радарной подсистемой двух ЦО. расположенных о непосредственной близости один от другого, как двух разных объектов.

3.21    дорожная обстановка: Совокупность подвижных и неподвижных ЦО. находящихся в зонах контроля радарной подсистемы, с учетом направления и скорости их движения (если применимо) относительно направления и скорости движения РТС.

3.22    шина: Система передачи данных, установленная на РТС.

3.23    боковые радары: Задний левый и задний правый радары ближнего диапазона обнаружения при их совместном упоминании.

4    Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

БУ — блок управления радарной подсистемы;

ДМС — дисплей мультимедийной системы РТС;

КП — комбинация приборов РТС;

ПО — программное обеспечение;

РЗЛ — радар задний левый ближнего диапазона обнаружения;

РЗП — радар задний правый ближнего диапазона обнаружения;

РПС — радарная подсистема;

РФ — радар фронтальный дальнего диапазона обнаружения:

СИ — световой индикатор;

ТТ — технические требования;

УП — указатель поворота;

ЧМИ — человеко-машинный интерфейс.

5    Условия эксплуатации

5.1 РПС. установленная на ТС. должна обеспечивать заданные показатели технических и эксплуатационных характеристик круглосуточно, ежедневно, в любое время года при использовании в следующих условиях.

а) при параметрах окружающей среды, соответствующих климатическому исполнению РТС по ГОСТ 15150, на котором установлена РПС;

б)    на дорогах, соответствующих СП 34.13330.2012 в части дорог равнинной местности;

в)    в песчано-пустынной местности при массовой концентрации пыли до 5 мг/м3,

г)    при атмосферных осадках: снег, дождь, ледяной дождь, туман;

д)    при сухом обтекателе радарных датчиков, лишенном загрязнений.

Допустимо снижение дальности обнаружения при несоблюдении условий, указанных в перечислениях в) и г).

Диапазон эксплуатационных скоростей РПС должен быть согласован изготовителем РПС с изготовителем РТС.

5.2 Требования, предъявляемые к механическим нагрузкам, колебаниям в вертикальной плоскости. амплитуда:

-    не более 0.1 м в полосе частот от 0,1 до 50,0 Гц;

-    не более 1/4 длины волны (не более 3 мм — для частоты 24 ГГц. не более 1 мм — для 77 ГГц) в диапазоне частот более 50 Гц.

Примечание — При наличии датчика ускорений возможна компенсация колебаний или формирование предупреждения о необходимости снизить скорость.

6    Аппаратные интерфейсы системы

6.1    Требования к интеграции в ТС

РПС должна осуществлять обмен информацией с другими устройствами и системами, подключенными к шине РТС. по согласованию с автопроизводителем.

6.2    Для корректной работы системы требуется наличие электронных блоков и подсистем (по согласованию с автопроизводителем):

-    мультимедийная система ТС с ДМ С либо КП с возможностью отображения визуальных сообщений;

-    оборудование для передачи тональных аудиосообщений (либо допускается их передача через мультимедийную систему ТС);

-    оборудование для передачи тактильных сообщений (через вибрации рулевого колеса, педального узла либо сиденья водителя);

-    блок управления кузовной электроникой.

7    Требования к характеристикам радарной подсистемы

7.1    Время готовности функций системы с момента подачи питания должно составлять не более

20 с.

7.2    Система должна работать во всех погодных условиях.

7.3    Вероятность правильного обнаружения ЦО должна составлять не менее 0.9. При этом вероятность ложного срабатывания должна быть такова, чтобы отношение числа ложных целей к общему числу обнаруженных объектов в среднем составляло не более 0.1.

7.4    Дальность обнаружения ЦО приведена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 — Требования к дальности обнаружения целевых объектов фронтальным радаром

Угол обзора по азимуту

Дальность обнаружения объектов, и

Легковое или грузовое ТС <ЭПР г 10 м2)

Мотоциклист

(ЭПРгЗм2)

Велосипедист (ЭПР г 1 и2)

Пешеход (ЭПР г 0.2 м2>

± 15”

120

80

50

30

±55"

40

20

20

15

Таблица 2 — Требования к дальности обнаружения целевых объектов боковыми радарами

Угол обзора по азимуту

Дальность обнаружения, и

Грузовое ТС (ЭПР г 40 ы2)

Легковое ТС (ЭПР г 10 м2)

Мотоциклист (ЭПР г 3 и2)

Велосипедист (ЭПР г 1 ы2)

Пешеход (ЭПР г 0.2 м2)

±55"

70

50

40

30

20

7.5    Максимальная скорость движения РТС при обнаружении ЦО должна соответствовать максимальной расчетной скорости РТС. на которое установлена РПС.

7.6    РПС должна выводить на ДМС или КП РТС визуальные предупреждения.

7.7    РПС должна включать в себя средства самодиагностики и сообщать водителю о своих сбоях и неисправностях.

7.8    Компоненты РПС должны соответствовать степени защиты по ГОСТ 14254 в соответствии с местом их размещения на РТС.

7.9    Конструкция кабельных соединений РПС не должна допускать их неправильной стыковки или ьамопроиэвильного разъединения при эксплуатации.

7.10    Конструкция и компоновка компонентов РПС должны обеспечивать безопасность при их монтаже, эксплуатации и замене.

7.11    Должно быть исключено самопроизвольное отключение РПС при работе в условиях промышленных и атмосферных радиопомех.

7.12    РПС должна удовлетворять требованиям по устойчивости к кондуктивным помехам по цепям питания и управления в соответствии с ГОСТ 33991.

7.13    РПС должна удовлетворять нормам 3-го класса по уровню излучаемых радиопомех в цепях питания в соответствии с ГОСТ Р 51318.25.

7.14    РПС должна удовлетворять требованиям по устойчивости к электростатическому разряду в соответствии с ГОСТ Р 50607.

7.15    РПС по требованиям к электромагнитной совместимости должна соответствовать [3] в части требований к электрическим/электронным сборочным узлам.

7.16    Сопротивление изоляции РПС. измеренное в нормальных климатических условиях между соединениями вместе со всеми контактами разъема и корпусом изделия, должно быть не менее 10 МОм.

7.17    Изоляция РПС должна выдерживать без повреждений в течение одной минуты воздействия синусоидального переменного тока частотой 50 Гц с действующим значением испытательного напряжения 550 В.

7.18    РПС должна удовлетворять требованиям 3-й степени эмиссии импульсных помех в цепи питания в соответствии с ГОСТ 33991.

7.19    РПС должна удовлетворять требованиям по устойчивости к динамическим изменениям напряжения питания:

-    при повышении напряжения питания до (18 ± 0.2) В в течение 2 ч соответствовать функциональному классу А—С’>:

-    при повышении напряжения питания до (24 ± 0.2) В в течение 5 мин соответствовать функциональному классу А—С1*;

-    при воздействии напряжения обратной полярности (минус 14 ± 0.2) В в течение (5 ± 0,2) мин соответствовать функциональному классу А1);

-    после плавного снижения напряжения питания с 16 до 0 В и последующего повышения от 0 до 16 В со скоростью изменения напряжения (0.5 ± 0.1) В/мин соответствовать функциональному классу АЧ

7.20    Фронтальный и боковые радары РПС должны удовлетворять требованиям пункта 5.3 и приложения В ГОСТ Р 58834.

8 Общие технические требования

8.1 Состав и испытания радарной подсистемы

РПС должна включать как минимум модули, указанные на рисунке 4.

О Функциональный(ыв) классы) в соответсгвии с ГОСТ 33991.