Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

137 страниц

Купить ГОСТ Р 58772-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования, предъявляемые к планированию, проектированию и проведению морских операций с морскими нефтегазопромысловыми сооружениями, устанавливаемыми на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежа щей зоне Российской Федерации и российском секторе Каспийского моря.

Требования стандарта предъявляются к разработке и анализу элементов, систем, оборудования, необходимых для выполнения морских операций, а также к методам безопасного производства работ.

Стандарт распространяется на морские операции с морскими нефтегазопромысловыми сооружениями в целом или их элементами и применим к следующим сооружениям:

а) стационарным морским нефтегазопромысловым сооружениям (металлическим и бетонным сооружениям с гравитационным или свайным фундаментом, одноточечным стационарным причалам, системам подводной добычи);

б) плавучим морским нефтегазопромысловым сооружениям (полупогружным плавучим буровым установкам, погружным плавучим буровым установкам, самоподъемным буровым установкам, плавучим нефтегазодобывающим комплексам, одноточечным плавучим причалам, плавучим сооружениям на натяжных связях).

Нормативные положения стандарта также применимы при планировании, проектировании и проведении операций по модернизации действующих морских нефтегазопромысловых сооружений, а также выводу сооружений из эксплуатации и их демонтажу после завершения расчетного срока службы.

Требования стандарта не распространяются на следующие операции:

- строительно-монтажные работы по изготовлен и ю морских нефтегазопромысловых сооружений, выполняемые на береговых площадках;

- бурение, добычу и переработку продукции скважин;

- морские операции, выполняемые в процессе эксплуатации морских нефтегазопромысловых сооружений;

- бурение, выполняемое с плавучих морских нефтегазопромысловых сооружений;

- прокладку подводных трубопроводов, выкидных трубопроводов, райзеров и шлангокабелей;

- водолазные работы.

 Скачать PDF

Содержит требования ISO 19901-6:2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения

5 Сокращения

6 Общие положения

     6.1 Введение

     6.2 Правовое регулирование

     6.3 План охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды

     6.4 Менеджмент риска

     6.5 Анализ безопасности работ

     6.6 Оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза.

     6.7 Требования к персоналу и его подготовке

     6.8 доклады об авариях и инцидентах

     6.9 Контроль местонахождения персонала

     6.10 Одобрение технической документации на морские операции

7 Планирование морских операций, проектирование и документирование

     7.1 Планирование морских операций

     7.2 Менеджмент качества

     7.3 Технические процедуры

     7.4 Техническая документация на морские операции

     7.5 Свидетельства и освидетельствования

     7.6 Суда технического флота и оборудование

8 Требования к проектированию морских операций с учетом гидрометеорологических и сейсмических условий

     8.1 Общие сведения

     8.2 Операции, ограниченные и не ограниченные по погодным условиям

     8.3 Гидрометеорологические условия

     8.4 Гидрометеорологические критерии

     8.5 Окна погоды

     8.6 Продолжительность операции

     8.7 Гидрометеорологические прогнозы

     8.8 Землетрясения

9 Контроль нагрузки масс

     9.1 Общие сведения

     9.2 Классы контроля нагрузки масс

     9.3 Ограничения контроля нагрузки масс для класса А. .

     9.4 Ограничения по массе и положению центра тяжести

     9.5 Контроль нагрузки масс

     9.6 Контроль измерений

10 Остойчивость

     10.1 Общие сведения

     10.2 Расчеты остойчивости

     10.3 Остойчивость в неповрежденном состоянии

     10.4 Остойчивость в поврежденном состоянии

     10.5 Остойчивость при транспортировании на одной барже

     10.6 Остойчивость при транспортировании на нескольких баржах

     10.7 Остойчивость судов с присвоенным классом

     10.8 Остойчивость плавучих конструкций

     10.9 Операции погрузки

     10.10 Водонепроницаемость и временные закрытия

     10.11 Кренование

11 Балластировка

     11.1 Общие сведения

     11.2 Балластные системы

     11.3 Защита от повреждений и неисправностей

     11.4 Предотвращение затопления в поврежденном состоянии

     11.5 Системы управления, контроля и сигнализации

     11.6 Балластные насосы

     11.7 Запорные клапаны

     11.8 Воздушные трубы

     11.9 Воздушные подушки

     11.10 Системы тестирования

12 Погрузки

     12.1 Общие сведения

     12.2 Категории погрузок

     12.3 Погружаемые сооружения

     12.4 Береговые площадки и причалы

     12.5 Баржи

     12.6 Погрузочные рампы, грузовые пути и скользящие башмаки

     12.7 Швартовки

     12.8 Погрузки с опиранием на морское дно

     12.9 Прием и удаление балласта

     12.10 Погрузки на самоходных или несамоходных трейлерах и скользящих башмаках

     12.11 Проектирование, резервирование и дублирование механизированных систем погрузки.

     12.12 Наплавные способы погрузок на погружные баржи или суда

     12.13 Подготовка барж и морские раскрепления

     12.14 Буксиры

     12.15 Управление и организация

     12.16 Руководство по погрузке

13 Транспортирование (буксировка)

     13.1 Введение

     13.2 Общие сведения

     13.3 Требуемое тяговое усилие, буксиры и буксирное оборудование

     13.4 Вывод плавучих сооружений из сухих доков

     13.5 Прибрежное транспортирование (буксировка)

     13.6 Морское транспортирование (буксировка)

     13.7 Транспортирование на барже или борту транспортного судна

     13.8 Руководство по транспортированию (буксировке)

14 Временные швартовные системы и системы позиционирования для морских операций

     14.1 Общие сведения

     14.2 Критерии условий окружающей среды

     14.3 Определение реакций якорных линий временных швартовных систем

     14.4 Подбор якорных линий временных швартовных систем

     14.5 Подбор якорей временных швартовных систем

     14.6 Подбор элементов крепления временных швартовных систем

     14.7 Подбор элементов якорных линий временных швартовных систем

     14.8 Зазоры безопасности при экстремальных условиях

     14.9 Натяжение якорных линий

     14.10 Прочие средства позиционирования

15 Строительство и достройка на плаву

     15.1 Общие сведения

     15.2 Конструктивная целостность при строительстве на плаву

     15.3 Оборудование для строительства

     15.4 Сварка

16 Установка верхних строений методом пересадки

     16.1 Общие сведения

     16.2 Решения по учету внешних воздействий окружающей среды

     16.3 Конструктивные решения

     16.4 Зазоры безопасности

     16.5 Направляющие системы для установки верхних строений

     16.6 Требования к выполнению операций

     16.7 Руководство по пересадке

17 Предварительная установка систем позиционирования

     17.1 Введение

     17.2 Планирование операций по установке систем позиционирования

     17.3 Установка бесштоковых якорей с поворотными лапами

     17.4 Установка плитовидных якорей

     17.5 Установка вакуумных якорей

     17.6 Установка свайных якорей

     17.7 Установка гравитационных якорей

     17.8 Соединительные элементы систем позиционирования

     17.9 Цепи

     17.10 Стальные канаты

     17.11 Волоконные синтетические канаты

     17.12 Натяжные связи плавучих морских нефтегазопромысловых сооружений

     17.13 Руководства по установке систем позиционирования

18 Операции по установке морских нефтегазопромысловых сооружений в море

     18.1 Введение

     18.2 Площадки установки морских нефтегазопромысловых сооружений

     18.3 Воздействия на плавучие морские нефтегазопромысловые сооружения

     18.4 Системы, оборудование и суда

     18.5 Спуск на воду

     18.6 Спуск на воду погружением

     18.7 Перевод сооружений в вертикальное положение

     18.8 Балластировка

     18.9 Подъем и опускание грузоподъемным оборудованием

     18.10 Погружение балластировкой

     18.11 Установка на поверхность морского дна

     18.12 Заглубление юбок

     18.13 Бетонирование пространства под юбками

     18.14 Забивка свай

     18.15 Подсоединение к предварительно установленным системам позиционирования

     18.16 Подсоединение к системам натяжных связей

     18.17 Завершение работ в море

     18.18 Руководства по установке морских нефтегазопромысловых сооружений

19 Грузоподъемные операции

     19.1 Общие сведения

     19.2 Геометрия такелажа

     19.3 Воздействия и эффекты воздействий

     19.4 Прочность петлевых стропов, кольцевых стропов и такелажных скоб

     19.5 Проектные проверки

     19.6 Проектирование точек подъема

     19.7 Зазоры безопасности

     19.8 Кранцы и направляющие устройства

     19.9 Грузоподъемные операции с использованием систем компенсации вертикальной качки .

     19.10 Грузоподъемные операции с использованием систем динамического позиционирования.

     19.11 Рекомендации по проведению работ

     19.12 Руководство по грузоподъемным операциям

20 Вывод из эксплуатации и демонтаж морских нефтегазопромысловых сооружений

     20.1 Общие сведения

     20.2 Планирование демонтажа

     20.3 Подготовка к демонтажу

     20.4 демонтаж

     20.5 Транспортирование (буксировка) к месту утилизации

     20.6 Очистка морской площадки

Приложение А (справочное) дополнительная информация и рекомендации

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта

Библиография

 
Дата введения01.09.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

18.12.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1410-ст
РазработанВолгоградНИПИморнефть
ИзданСтандартинформ2020 г.

Petroleum and natural gas industry. Offshore oil and gas field structures. Marine operations

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

(fcj)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 58772-2019

(ИСО 19901-6:2009)

Нефтяная и газовая промышленность

СООРУЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ

МОРСКИЕ

Морские операции

(ISO 19901-6:2009, Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures —

Part 6: Marine operations, MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2020

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Филиалом общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Инжини-ринг» «ВолгоградНИПИморнефть» в г. Волгограде на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен ФГУП «Стандартинформ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность»

3    УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2019 г. № 1410-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 19901-6.2009/Сог 1:2011 «Нефтяная и газовая промышленность. Специальные требования к морским сооружениям. Часть 6. Морские операции» (ISO 19901-6:2009/Cor.1:2011 «Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures — Part 6: Marine operations». MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO. 2009 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

3.24    дедвейт (deadweight): Полная грузоподъемность плавучего морского нефтегазопромыслового сооружения.

Примечание — Включает массу судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, смазочное масло, пресная вода и провизия для экипажа, расходные материалы и пр), добытой продукции скважин, палубных грузов, скоплений воды, снега, льда, морского обрастания, балласта, расходных материалов, экипажа (персонала) и других переменных в процессе эксплуатации плавучего сооружения грузов

3.25    динамическое воздействие (dynamic action): Воздействие, которое вызывает существенные ускорения сооружения или его конструктивных элементов.

3.26    документ о взаимодействии (bridging document): Документ, регулирующий и координирующий взаимоотношения сторон по определенным вопросам проекта.

Примечание — Как правило, документ регулирует и координирует технические процедуры по аварийному реагированию владельца и подрядчиков

3.27    достройка (строительство) на плаву (construction afloat): Строительно-монтажные работы по дооснащению материалами и оборудованием сооружения, находящегося на плаву.

3.28    заделка концов каната (splice): Приспособления на концах каната, позволяющие осуществлять их закрепление.

Примечание — Способы заделки концов каната включают: заплетку, заливку в патрон (муфту), опрессовку втулкой, установку зажима

3.29    запас плавучести (reserve buoyancy): Непроницаемый объем надводной части плавучего сооружения.

3.30    зона периодического смачивания (splash zone): Участок сооружения, который находится в зоне воздействия волн и колебаний уровня моря.

3.31    кольцевой строп (grommet): Строп, состоящий из одного целого отрезка стального или волоконного каната, замкнутого в кольцевую или овальную форму.

конструкция (structure): Организованная комбинация соединенных между собой элементов, выполняющих несущие, оградительные либо совмещенные функции.

(ГОСТ Р 54483-2011, статья 3.13]


3.32

3.33    коуш (thimble): Соединительный элемент каната, сборочная единица круглой или овальной формы с желобом на наружной поверхности, закладывающаяся в петлю каната и предохраняющая его от истирания.

3.34    коэффициент влияния изгиба (bending efficiency factor): Коэффициент, применяемый к расчетному разрывному усилию стропа, для учета уменьшения прочности стропа, вызванного его изгибом вокруг обуха, такелажной скобы, цапфы или гака грузоподъемного крана.

3.35    коэффициент динамичности (dynamic amplification factor): Отношение напряжения (деформации). вызванного действием динамической нагрузки, к напряжению (деформации), вызванному статическим действием той же нагрузки.

Примечание — Выбранный коэффициент динамичности нагрузки может применяться к статическим нагрузкам для моделирования эффектов воздействия динамических нагрузок

3.36    коэффициент надежности по нагрузке (consequence factor): Коэффициент, учитывающий в условиях нормальной эксплуатации сооружений возможное отклонение нагрузок в неблагоприятную (ббльшую или меньшую) сторону от нормативных значений.

Примечание — Коэффициент надежности по нагрузке необходимо использовать при анализе безопасности грузоподъемных операций по методике расчета по допустимым напряжениям применительно к точкам подъема и их закреплениям к поднимаемым конструкциям, не применяя при этом к стропам и такелажным скобам

3.37    коэффициент неравномерности нагрузки на ветви стропа (skew load factor): Коэффициент, применяемый к нагрузке, действующей на любую точку подъема или пару точек подъема, для учета несоответствия длин стропов при подъеме груза неизвестной массы.

3.38    коэффициент снижения прочности (termination efficiency factor): Коэффициент, применяемый к расчетному разрывному усилию стропа, для учета уменьшения прочности стропа, вызванного его сращиванием или заделкой концов.

3.39    кранец (bumper, fender): Устройство для амортизации ударов корпуса судна о сооружение или другое судно при швартовке или буксировке, а также для защиты конструкций от повреждений при воздействии нагрузок, возникающих при строительно-монтажных работах.

3.40    крановое судно (crane vessel): Судно, оснащенное постоянно установленными кранами, предназначенное главным образом для грузоподъемных операций.

3.41

ледовый режим (ice conditions): Совокупность закономерно повторяющихся процессов возникновения. развития и разрушения ледяных образований на водных объектах.

(ГОСТ 19179-73, статья 124J

3.42

масса порожнем (lightship weight): Масса весового элемента (единицы оборудования, сборочно-монтажной единицы, строительного блока или верхнего строения/опорной части морского нефтегазопромыслового сооружения в целом) без учета массы рабочих сред, но включая массы компонентов. обеспечивающих функционирование (смазочные и гидравлические масла, фильтрующие элементы, твердый балласт для обеспечения остойчивости плавучего сооружения и т. д.).

(ГОСТ Р 58036-2017. статья 3.12)

3.43    место убежища (safe haven): Защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия буксирного ордера в случае неблагоприятных погодных условий.

3.44    минимальное разрывное усилие (minimum breaking strength): Минимальный предел механического напряжения, выше которого происходит разрушение материапа изделия.

3.45    мобильное морское нефтегазопромысловое сооружение (mobile offshore structure): Плавучее или стационарное морское нефтегазопромысловое сооружение, временно привлекающееся для выполнения работ по обустройству и (или) эксплуатации месторождения.

Примечание — Мобильные морские нефтегазолромысловые сооружения привлекаются для выполнения геолого-разведочных, буровых, строительно-монтажных работ, ремонтно-технических работ в скважинах и т. д

3.46    мобильная система позиционирования (mobile stationkeeping system): Система позиционирования плавучего сооружения, временно устанавливаемого на месторождении.

3.47    монтаж верхнего строения (deck mating): Морская операция по установке и закреплению верхнего строения на опорную часть.

3 48 морская операция (marine operation): Совокупность запланированных и контролируемых перемещений сооружения в целом или его элементов с использованием судов или на плаву, выполняемых при транспортных и строительно-монтажных работах 8 условиях воздействия морской среды.

Примечание — К морской операции относятся следующие транспортные и строительно-монтажные работы с сооружением в целом или его элементами: погрузка с береговой площадки на транспортное судно, спуске береговой площадки на воду, транспортирование на транспортном судне или буксировка на плаву, подготовка площадки установки, монтаж, забивка и закрепление свай и т. д.

(см. 6.1.1).

3.49    морское дно (seabed): Часть поверхности земной коры, находящаяся в пределах моря ниже его уровня.

3.50    морское раскрепление (крепление по-походному) (sea fastening): Совокупность действий по креплению и обеспечению удержания подвижного груза в устойчивом положении во время транспортирования в море.

3.51    нагрузка на гак (hook load): Сумма подъемной массы и массы такелажа с учетом коэффициента динамичности.

3.52    наплавной способ погрузки (float-on): Погрузка плавучего сооружения или его плавучих элементов на транспортное судно посредством погружения палубы судна до глубины, достаточной для того, чтобы позволить плавающему сооружению или его элементу оказаться в положении над судном.

Примечание — Сооружение перемещается из воды на палубу транспортного судна посредством балластировки транспортного судна до мореходного положения

3.53    натяжная связь (tension leg): Элемент системы позиционирования, состоящий из вертикально установленных и предварительно напряженных канатов, трубных или стержневых элементов, предназначенный для соединения плавучего сооружения с фундаментом (якорем), установленным на поверхность морского дна или заглубленным в грунт морского дна.

3.54    неповоротная цапфа (padear): Строповочный элемент, установленный в точке подъема, состоящий из трубчатого элемента или пластины с горизонтальной цапфой, вокруг которого заводятся петлевые или кольцевые стропы.

Пр и м с ч а н и о — Ноповоротная цапфа но позволяет осуществлять поворот поднимаемой конструкции из горизонтального положения в вертикальное или наоборот.

3.55    непревышаемая масса (not-to-exceed weight): Максимально допустимая масса сборочномонтажной единицы, строительного блока или сооружения в целом, ограниченная положением центра тяжести.

3.56    номинальное значение (nominal value): Значение, присваиваемое (назначаемое) базовой переменной, определяемое на основе эксперимента или физических условий.

3.57    нормативное значение (characteristic value): Значение, устанавливаемое нормативными документами или принятое по репрезентативному значению.

3.58    обух (padeye): Строповочный элемент, установленный в точке подъема, состоящий из пластины с отверстием, при необходимости усиленным накладными кольцами, через которое подсоединяется такелажная скоба.

3.59    окно погоды (weather window): Промежуток времени, для которого спрогнозированные погодные условия остаются ниже установленных ограничительных критериев.

3.60    опорное устройство (cribbing): Приспособление из деревянных балок, закрепленных на палубе судна, предназначенное для размещения и морского раскрепления груза.

Примечание — Опорное устройство, как правило, устанавливается в местах размещения силовых элементов палубы и(или)груза

3.61    период повторяемости (return period): Средний период времени между возникновениями события или случаями превышения какого-либо значения.

3.62    петлевой строп (loop sling): Строп, выполненный из отрезка стального или волоконного каната, с заделкой концов каната петлями.

3.63    плавучее сооружение (floating structure): Объемная строительная конструкция, способная перемещаться по воде в надводном или подводном положении.

3.64    плавучий нефтегазодобывающий комплекс (floating oil and gas production complex): Морское плавучее сооружение судовой, понтонной или иной формы с устройствами удержания на точке эксплуатации, предназначенное для осуществления одной или нескольких функций: добычи, приема. хранения, подготовки и отгрузки продукции.


Примечание — Как правило, для природных явлений используется период повторяемости, измеряемый в годах Период повторяемости в годах равен величине, обратной годовой вероятности превышения события

3.65    поверхность морского дна (sea floor): Поверхность контакта толщи воды и грунтового основания.

3.66    погрузочная рампа (link beam): Конструкция, предназначенная для сопряжения кордона причала и борта транспортного судна, для производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.67    подкладка (прокладка) (dunnage): Пиломатериалы, размещаемые под и между грузами, предназначенные для предотвращения их перемещения и повреждения при перевозке.

3.68    подъемная масса (lift weight): Полная масса с учетом коэффициента динамичности, но без учета массы такелажа.

3.69

полная масса (gross weight): Сумма собственной массы и надбавки неучтенных масс.

(ГОСТ Р 58036-2017. статья 3.23)

3.70    предельная рабочая нагрузка (working load limit): Максимальная нагрузка, которую можно безопасно приложить к канату, петлевому и кольцевому стропам, скобе или точке подъема.

3.71    предельное состояние (limit state): Состояние, при котором сооружение в целом или его элементы перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям (расчетным критериям). требованиям при производстве работ (строительстве) или находятся в состоянии, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

3.72    признанное классификационное общество (recognized classification society): Член Международной ассоциации классификационных обществ, имеющий признанную и соответствующую компетенцию и опыт работ с плавучими сооружениями для морских операций в соответствии с общепринятыми правилами и техническими процедурами, применяемыми в морской нефтегазодобыче.

3.73    продолжительность операции (operational duration): Период времени, в течение которого должна быть выполнена морская операция, учитывающий нормативное время, необходимое для выполнения работ, и резерв времени на непредвиденные погодные условия.

3.74    прочность (strength): Способность материала сопротивляться разрушению или возникновению пластических деформаций под действием приложенных нагрузок.

3.75    разработчик проекта морской операции (marine operation project designer): Специализированная проектная организация, осуществляющая деятельность в области морской нефтегазодобычи. выполняющая подготовку технической документации на проведение морской операции.

3.76    расчетная ситуация (design situation): Учитываемый в расчете комплекс возможных условий. определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем.

3.77

расчетное значение (design value): Нормативное значение, умноженное (или поделенное) на соответствующий коэффициент надежности.

(ГОСТ Р 54483-2011, статья 3.27)

3.78    расчетный критерий предельных состояний (design criteria for limit states): Соотношение, определяющее условие реализации предельного состояния.

3.79    репрезентативное значение (representative value): Одно из множества значений, наиболее близко характеризующее необходимый параметр, используемый при расчетах по предельным состояниям.

3.80    сборочно-монтажная единица (assembly unit): Составляющая строительного блока, которая состоит из отдельных конструктивных элементов, комплектующих и оборудования.

3.81    система динамического позиционирования (dynamic positioning system): Система позиционирования. в которой непрерывное удержание плавучего сооружения над заданной точкой обеспечивается работой движителей и средств активного управления.

3.82    система компенсации вертикальной качки (heave compensation system): Система, встраиваемая в грузоподъемное оборудование судов технического флота, выполняющих строительство сооружений. обеспечивающая стабилизацию вертикального положения груза при перемещении судов в вертикальной плоскости в условиях воздействия волнения.

3.83    система позиционирования (stationkeeping system): Система непрерывного удержания плавучего сооружения над заданной точкой, в том числе с заданным курсом, ограничением перемещений в заданных пределах и обеспечением условий для выполнения технологических процессов при помощи якорей, якорных линий, натяжных связей, работы средств активного управления или комбинацией указанных способов.

3-84 скиддинг (skidding): Механизированный способ выпопнения погрузочно-разгрузочных работ, предусматривающий подъем и перемещение грузов на скользящих башмаках по временно укладываемым в необходимом направлении грузовым путям.

3.85    скользящий башмак (skidshoe): Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при выполнении погрузочно-разгрузочных работ способом скиддинг.

3.86    сопротивление (resistance): Способность сооружения, элемента или его поперечного сечения противостоять нагрузке в пределах предельного состояния.

3.87    спуск на воду погружением (float-off): Перемещение сооружения или его элемента с транспортного судна на воду посредством погружения судна до глубины, достаточной для всплытия сооружения (его элемента) с судна.

3.88    стальной канат (steel wire горе): Канат, состоящий из нескольких прядей свитой стальной проволоки.

3.89    стальной кольцевой строп (steel wire rope grommet): Кольцевой строп, выполненный из стального каната.

3.90    стальной петлевой строп (steel wire rope loop sling): Петлевой строп, выполненный из стального каната.

3.91    стальной петлевой строп кабельтовой свивки (steel cable-laid loop sling): Петлевой строп, выполненный из стального каната кабельтовой свивки.

3.92    строительный блок (building block): Конструктивно и технологически законченная строительством конструкция, состоящая из сборочно-монтажных единиц, насыщенная системами, оборудованием и устройствами, предназначенными для выполнения определенных функций, являющаяся элементом, формирующим морское нефтегазопромысловое сооружение.

3.93    судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

3.94    судно технического флота (technical fleet vessel): Судно, предназначенное для выполнения строительно-монтажных и (или) ремонтных работ при обустройстве, эксплуатации, ликвидации объектов обустройства месторождения.

схема нагружения (load case): Постоянные и переменные нагрузки, а также направления и точки их приложения, рассматриваемые во время проектирования или проверки.

(ГОСТ Р 57555-2017, статья 3.20]


3.95

3.97    техническая процедура (technical procedure): Документ (например, стандарт организации, технические условия, производственная инструкция, методика, специальная программа), регламентирующий способы и порядок действий, обеспечивающих выполнение работ, а также порядок и способы контроля результатов этих работ.

3.98    точечный причал (single point buoy): Морское нефтегазопромысловое сооружение, предназначенное для швартовки носом или кормой танкеров или плавучих нефтегазодобывающих комплексов и отгрузки продукции в условиях открытого моря или рейда.


3.96 такелаж (rigging): Совокупность приспособлений из стропов, канатов, блоков, цепей, такелажных скоб и траверс для подъема и перемещения грузов.

3.99    точка необратимости (point of по return): Точка во время операции, которая представпяет последнюю возможность, чтобы дать обратный ход операции, задержать ее или отказаться от нее.

3.100    точка подъема (lift point): Приспособления для подсоединения такелажа к поднимаемому грузу через строповочные элементы.

Примечание — Точки подъема включают обухи и цапфы

3.101

траверса грузовая (spreader bar, spreader frame): Грузозахватное приспособление, у которого захваты присоединены к линейной, плоскостной или объемной конструкции, оснащенной устройством для навески на кран и предназначенное для раздельного либо совмещенного выполнения функций, обеспечивающих неизменяемость формы груза, ориентацию груза, максимальную высоту подъема груза, строповку нескольких грузов, сокращение времени строповки, подъем и перемещение груза несколькими кранами.

(ГОСТ 33715-2015, статья 3.16)

3.102    трейлер (trailer): Транспортное средство на колесном ходу, оборудованное системой подъема и опускания грузовой платформы, предназначенное для перевозки тяжелых и негабаритных грузов.

3.103    тяговое усилие на гаке (bollard pull): Усилие движителя буксира, требуемое для обеспечения движения буксируемого объекта.

3.104    установка (mating): Совокупность операций, связанных с перемещением сборочно-монтажной единицы сооружения с транспортного судна на временную или постоянную опорную конструкцию.

Примечание — Можно выделить следующие виды операций по установке

-    перегрузка сборочно-монтажной единицы с транспортного судна на плавучее сооружение посредством погружения плавучего сооружения с последующим ее всплытием со сборочно-монтажной единицей, путем дебалластировки сооружения,

-    перегрузка сборочно-монтажной единицы с транспортного судна посредством заведения сборочно-монтажной единицы над стационарным или плавучим сооружением, балластировки судна, на котором находится единица или опускания опор этой единицы, с переносом массы единицы на сооружение,

• перегрузка сборочно-монтажной единицы с транспортного судна на сооружение при помощи грузоподъемного крана.

-    перегрузка сборочно-монтажной единицы с транспортного судна на сооружение способом скид-динг или накаткой на трейлерах.

3.105    установка методом пересадки (float-over): Бескрановая установка верхнего строения на опорную часть при помощи транспортного судна.

3.106    швартовка (mooring): Совокупность действий по подходу и креплению плавучего сооружения к причалу, борту судна, другому плавучему сооружению или рейдовой бочке, соединенной бриде-лем с якорем, установленным на поверхность морского дна или заглубленным в грунт морского дна.

3.107    швартовная линия (mooring line): Канат или цепь, предназначенные для удержания судна или плавучего сооружения у причала, борта судна, другого плавучего сооружения или рейдовой бочки во время стоянки или выполнения строительно-монтажных работ.

3.108    швартовная система (mooring system): Система механизмов и приспособлений, предназначенных для швартовки и стоянки судна или плавучего сооружения у причала, борта другого судна, плавучего сооружения или рейдовой бочки.

3.109    цапфа (trunnion): Строповочный элемент, установленный в точке подъема, состоящий из трубчатого элемента или литого кронштейна со стопорной планкой на конце, вокруг которого заводятся петлевые или кольцевые стропы.

Примечание — Цапфа используется для перевода поднимаемой конструкции из горизонтального положения в вертикальное или наоборот, при этом сама цапфа образует несущую точку, вокруг которой осуществляется вращение стропов или конструкций

3.110    центр тяжести (centre of gravity): Геометрическая точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части сборочно-монтажной единицы, строительного блока или верхнего строения/опорной части морского нефтегазопромыслового сооружения в целом при любом их положении в пространстве.

3.111

эффект воздействия (action effect): Реакция (внутренние усилия, напряжения, перемещения, деформации) строительных конструкций на внешние воздействия.

(ГОСТ Р 27751-2014. статья 2.2.14]


3.112 юбка (skirt): Конструкция, размещенная на опорной части сооружения или под ней. уходящая вниз от фундаментной плиты и заглубляющаяся в морское дно.

3.113 якорная линия (anchor line): Элемент системы позиционирования, состоящий из цепи или каната, соединительных звеньев, амортизирующих буев и стабилизирующих грузов, предназначенный для соединения плавучего сооружения с якорем, установленным на поверхность морского дна или заглубленным в грунт морского дна.


Примечание — Юбки используются для увеличения способности основания выдерживать вертикальные и горизонтальные нагрузки, для усиления противоэрозионной защиты

4 Обозначения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:

AvA2, Aj — площади под или между кривой ветрового наклоняющего момента и кривой восстанавливающего момента:

b — ширина судна или плавучего сооружения;

В0 — сила плавучести;

Вг — запас плавучести;

d— номинальный диаметр каната, петлевого или кольцевого стропа: c/h — диаметр отверстия обуха: d' — диаметр штифта такелажной скобы;

D — минимальный диаметр изгиба петлевого или кольцевого стропа: fu — расчетный коэффициент трения;

^SF — коэффициент безопасности;

fSF — коэффициент безопасности для такелажных скоб;

'sf!y — коэффициент безопасности для компонента Y. где Y — стальной петлевой строп; стальной петлевой строп кабепьтовой свивки; волоконный петлевой строп; стальной кольцевой строп или волоконный кольцевой строп;

Fdgf — расчетное усилие в кольцевом стропе;

Fdgf , — расчетное усилие в одной ветви кольцевого стропа;

FdhJ — расчетная нагрузка на гак при подъеме одним гаком крана;

Fdhl j — расчетная нагрузка на гак при подъеме двумя гаками одного или двух кранов;

Fdsf — расчетное усилие в одноветвевом петлевом стропе;

Fdsf 2 parts — расчетное усилие в каждой ветви двухветвевого петлевого стропа;

Fmjn — минимальное разрывное усилие каната;

FBP — тяговое усилие на гаке буксира;

Fh — горизонтальная нагрузка на кранцы и направляющие устройства;

F, — горизонтальная нагрузка на кранцы и направляющие устройства (трение);

Fv — вертикальная нагрузка на кранцы и направляющие устройства (трение);

Fhj — номинальная нагрузка на гак;

Frgf — репрезентативное усилие в кольцевом стропе;

Frgf , — репрезентативное усипие в одной ветви кольцевого стропа;

F^| — репрезентативная нагрузка на один гак при подъеме одним гаком краном;

Frhl j — репрезентативная нагрузка на гак / при подъеме двумя гаками одного или двух кранов

(/=1.2);

Frsf — репрезентативное усилие в одноветвевом петлевом стропе;

Frsf 2 parts— репрезентативное усилие в каждой ветви двухветвевого петлевого стропа;

Fsrh) f — репрезентативная нагрузка на гак Frh), статически распределенная между гаками / крана

(/=1.2); *

Fcs х — расчетная разрывная нагрузка компонента X. где X — стальной петлевой строп, стальной петлевой строп кабельтовой свивки, волоконный петлевой строп или одна ветвь стального кольцевого стропа или одна ветвь волоконного кольцевого стропа;

Fcs Y — расчетная разрывная нагрузка компонента Y, где Y — две ветви стального кольцевого стропа ипи две ветви волоконного кольцевого стропа;

Fos s,, — расчетная прочность такелажной скобы;

Fds у — расчетная прочность компонента Y, где Y — стальной петлевой строп; стальной петлевой строп кабельтовой свивки; волоконный петлевой строп; стальной кольцевой строп или волоконный кольцевой строп;

Fpr — требуемое тяговое усилие на гаке буксира;

Frs ^ — репрезентативная прочность такелажной скобы;

Frs y — репрезентативная прочность компонента Y. где Y — стальной петлевой строп; стальной петлевой строп кабельтовой свивки; волоконный петлевой строп; стальной кольцевой строп или волоконный кольцевой строп;

F^l ^ — предельная рабочая нагрузка на такелажную скобу;

Fwii y предельная рабочая нагрузка на компонент Y. где Y — стальной петлевой строп; стальной петлевой строп кабельтовой свивки; волоконный петлевой строп; стальной кольцевой строп или волоконный кольцевой строп;

д — ускорение свободного падения, равное 9.81 м/с2;

Нс — высота опорного устройства над уровнем палубы, мм;

Нтах — максимально ожидаемая высота волны в районе проведения операции погрузки;

Нь — значительная высота волны; кье — коэффициент влияния изгиба;

*CoG коэффициент положения центра тяжести, значение которого отражает неопределенность в положении центра тяжести при статическом распределении массы поднимаемого груза между точками подъема;

kDAF — коэффициент динамичности;

/(„ — коэффициент бокового усилия;

fcs(— коэффициент смещения центра тяжести, значение которого отражает неопределенность положения центра тяжести при статическом распределении общей нагрузки между двумя гаками;

*ski — коэффициент неравномерности нагрузки, значение которого при подъеме груза неизвестной массы отражает неравномерное распределение нагрузки между стропами, которые отличаются по длине в результате производственных допусков;

/г,е — коэффициент снижения нагрузки;

/c,f — коэффициент наклона, значение которого отражает влияние неравных высот подъема гаков крана и/или неравных скоростей подъема/спуска груза при статическом распределении общей нагрузки на гаки между двумя гаками кранов;

—    коэффициент надбавки на неучтенные массы и резервы по массе;

*yaw — коэффициент рыскания, значение которого отражает эффект рыскания (раскачивания) при подъеме груза двумя кранами при статическом распределении массы поднимаемой конструкции между точками подъема;

К — эмпирический коэффициент минимального разрывного усилия для данного типа и конструкции каната;

/(reebd — высота надводного борта;

Loa — общая длина судна или плавучего сооружения; max(e, р — наибольшее значение а для всех / и всех min(a b) — наименьшее значение а и Ь:

Рс|f— расчетное боковое усилие в точке подъема при известном отклонении между расположением точек подъема и осями стропов;

Pdlf — расчетное боковое усилие в точке подъема;

—    расчетное усилие в точке подъема, действующее в направлении оси стропа;

PdvY — расчетное вертикальное усилие в точке подъема;

Prtf — репрезентативное боковое усилие в точке подъема;

Prdf — репрезентативное усилие в точке подъема, действующее вдоль оси стропа;

Рп1 — репрезентативное вертикальное усилие в точке подъема;

Р, — маркировочная группа по пределу прочности проволок стального каната при растяжении; 7-.fr — эффективное тяговое усилие буксира;

W— полная масса;

IVC — масса груза;

—    собственная масса;

—    номинальная подъемная масса;

(^rtw>on# crane репрезентативная подъемная масса в точке подъема при подъеме груза одним гаком одного крана;

(H'rtw)two cranes репрезентативная подъемная масса в точке подъема при подъеме груза двумя гаками двух кранов;

—    масса такелажа;

^rw / ~ масса такелажа, связанная с гаком крана / (/ = 1.2);

— масса стропа;

lVsrhv , — статически допустимая подъемная масса для гака i (/ = 1, 2);

lV5rKv j — статически допустимая подъемная масса, действующая на точку подъема у,

Hsrhv , j — статически допустимая подъемная масса для гака /. действующая на точку подъема у, W&x — статическая нагрузка на гак крана; lV4ViV — взвешенная масса;

W0 — вес конструкции в воздухе; а — угол крена;

Р— сумма статического угла крена от ветра и максимального динамического угла крена фтах; yf— коэффициент надежности;

Yj w — частный коэффициент действия усилий на гак;

yf |р — частный коэффициент действия усилий на точку подъема;

Yf mf — частный коэффициент действия усилий на элементы конструкции, непосредственно поддерживающие или обрамляющие точку подъема;

Yf m — частный коэффициент действия усилий на точку подъема для проектирования других элементов конструкции;

Yf s — частный коэффициент действия усилий в стропах и скобах; yR — частный коэффициент сопротивления;

Yr д*, — частный коэффициент сопротивления такелажных скоб;

yR у — частный коэффициент сопротивления компонента Y. где Y — стальной петлевой строп; стальной петлевой строп кабельтовой свивки; волоконный петлевой строп; стальной кольцевой строп или волоконный кольцевой строп;

Фтах — максимальный динамический угол крена, вызванного ветровой и волновой нагрузками;

0 — угол между стропом и горизонтальной плоскостью.

5 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения;

ВС — верхнее строение;

ИМО — международная морская организация;

ИСО — международная организация по стандартизации;

МГС — морской гарантийный сюрвейер;

МНГС — морское нефтегазопромысловое сооружение;

ПКО — признанное классификационное общество;

НПА — необитаемый подводный аппарат;

НЭПВ — наставление по эксплуатации в полярных водах;

ОТ. ПБ и ООС — охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды;

04— опорная часть;

ПДНВ — Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты;

ППБУ — полупогружная плавучая буровая установка;

ПНК — плавучий нефтегазодобывающий комплекс;

РМРС — Российский морской регистр судоходства;

РФ — Российская Федерация;

СИ — Международная система единиц;

СПБУ — самоподъемная плавучая буровая установка;

СПД — система подводной добычи;

ФНП — федеральные нормы и правила;

BOSIET (basic offshore safety and induction and emergency training) — основы безопасности на морских объектах и подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации;

FMEA (failure modes and effects analysis) — анализ видов и последствий отказов;

FOET (further offshore emergency training) — дальнейшая подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации;

FPO (floating production and offloading unit) — ПНК, предназначенный для приема, подготовки и отгрузки продукции);

FPSO (floating production, storage and offloading unit) — ПНК, предназначенный для приема, подготовки, хранения и отгрузки продукции;

FRG (fibre rope grommet) — волоконный кольцевой строп;

FRS (fibre rope sling) — волоконный петлевой строп;

FSO (floating storage and offloading unit) — ПНК, предназначенный для приема, хранения и отгрузки продукции);

HUET (helicopter underwater escape training) — обучение no эвакуации из вертолета под водой;

HAZID (hazard identification) — идентификация опасности;

PFD (partial factor design) — метод расчета по частным коэффициентам;

QRA (quantitative risk assessment) — количественная оценка риска;

SCLS (steel cable-laid sling) — стальной петлевой строп кабельтовой свивки;

SWRG (steel wire rope grommet) — стальной кольцевой строп;

SWRS (steel wire rope sling) — стальной петлевой строп;

WLL (working load limit) — предельная рабочая нагрузка;

WSD (working stress design) — метод расчета no допустимым напряжениям.

6 Общие положения

6.1    Введение

6.1.1    Общие сведения

Морские операции с МНГС (далее —также с сооружениями и плавучими сооружениями) включают морское транспортирование и другие виды деятельности, при которых сооружения или работы, проводимые на них, подвергаются риску воздействия морской среды. Эти виды деятельности включают:

-    погрузку с береговой площадки на транспортные суда;

-    спуск с береговой площадки на воду;

-    спуск на воду из дока;

-    транспортирование на судне или буксировку на плаву и другие виды морского транспортирования;

-    временные швартовные операции и позиционирование во время строительно-монтажных работ;

-    изготовление и достройку на плаву;

-    подготовку площадки установки (обследование морского дна и удаление с его поверхности посторонних предметов, планировка дна, отсыпка выравнивающих постелей, разработка подводных котлованов, промер глубин и т. д.);

-    установку сооружений методами спуска на воду различными способами, наплава, перевода сооружения в вертикальное положение, погружения балластировкой, пересадки или подъема;

-    установку систем позиционирования;

-    установку временных швартовных систем, включая системы натяжных связей;

-    подсоединение к временным швартовным системам и системам позиционирования, в том числе к системам натяжных связей;

-    забивку и закрепление свай в направляющих;

-    защиту от размывов;

-    вывод сооружений из эксплуатации, полный или частичный демонтаж сооружений.

В зависимости от уровня риска выполняемых работ морские операции, в соответствии с критериями, установленными в Правилах РМРС [1], подразделяют на категории:

-    простые операции;

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения........................................................................10

5    Сокращения........................................................................12

6    Общие положения...................................................................13

6.1    Введение ......................................................................13

6.2    Правовое регулирование..........................................................14

6.3    План охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды..................15

6.4    Менеджмент риска...............................................................15

6.5    Анализ безопасности работ........................................................16

6.6    Оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза...................16

6.7    Требования к персоналу и его подготовке............................................16

6.8    Доклады об авариях и инцидентах..................................................17

6.9    Контроль местонахождения персонала..............................................17

6.10    Одобрение технической документации на морские операции ..........................17

7    Планирование морских операций, проектирование и документирование......................17

7.1    Планирование морских операций...................................................17

7.2    Менеджмент качества............................................................18

7.3    Технические процедуры...........................................................18

7.4    Техническая документация на морские операции......................................19

7.5    Свидетельства и освидетельствования..............................................22

7.6    Суда технического флота и оборудование............................................23

8    Требования к проектированию морских операций с учетом гидрометеорологических

и сейсмических условий..............................................................23

8.1    Общие сведения.................................................................23

8.2    Операции, ограниченные и не ограниченные по погодным условиям......................24

8.3    Гидрометеорологические условия...................................................24

8.4    Гидрометеорологические критерии..................................................25

8.5    Окна погоды................................................................... 26

8.6    Продолжительность операции......................................................27

8.7    Гидрометеорологические прогнозы..................................................27

8.8    Землетрясения..................................................................28

9    Контроль нагрузки масс...............................................................28

9.1    Общие сведения.................................................................28

9.2    Классы контроля нагрузки масс.....................................................28

9.3    Ограничения контроля нагрузки масс для класса А.....................................28

9.4    Ограничения по массе и положению центра тяжести...................................28

9.5    Контроль нагрузки масс .......................................................... 28

9.6    Контроль измерений..............................................................29

10    Остойчивость......................................................................29

10.1    Общие сведения...............................................................29

10.2    Расчеты остойчивости...........................................................29

10.3    Остойчивость в неповрежденном состоянии........................................29

III

-    хорошо контролируемые операции или операции с низкой зависимостью от погодных условий;

-    сложные операции или операции, особо чувствительные к погодным условиям;

-    операции с высокой степенью риска.

Основные требования к обеспечению безопасности и предотвращению чрезвычайных и аварийных ситуаций приведены в 6.1.2—6 10.

6.1.2    Требования безопасности

Проектные решения по обеспечению безопасности проведения морских операций с МНГС следует принимать в соответствии с требованиями ФНП [2]. Правилами РМРС [1]. а также выполнением следующих мероприятий:

-    календарным планированием работ с учетом статистических данных по экстремальным и аномальным значениям гидрометеорологических параметров в районе работ и периодов времен года;

-    выбором периода выполнения работ на основе анализа статистических данных по изменению погодных условий в районе проведения операции, с параметрами, не превышающими ограничительных критериев и обеспечивающими расчетную продолжительность выполнения операции;

-    подбором и проектированием оборудования, судов и других технических средств для выполнения работ с проверкой на соответствие их функциональному назначению;

-    резервированием применяемого оборудования на случай чрезвычайных и аварийных ситуаций;

-    распределением выполняемых работ в соответствии с их характером и продолжительностью в целях предупреждения возникновения аварий, поломок или задержек, а при необходимости организации ликвидации аварийных ситуаций;

-    подготовкой плана и проекта, отражающего этапы работ, последовательность выполнения, организационную схему их производства, используемые суда, конструкции, устройства, оборудование и т. д.,

-    производством работ под управлением квалифицированного персонала;

-    разработкой системы безопасного производства работ на основе оценки существующих рисков.

6.1.3    Спасательные средства

Снабжение буксирующих судов, судов обеспечения и буксируемых плавучих сооружений спасательными средствами и устройствами должно соответствовать требованиям Правил РМРС [3].

6.2 Правовое регулирование

6.2.1    Общие сведения

Порядок создания МНГС на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море устанавливается международными договорами РФ, Федеральными законами [4], [5].

Проведение морских операций должно выполняться подрядчиком в соответствии с действующим законодательством и технической документацией на морские операции, одобренной РМРС до начала работ.

6.2.2    Деятельность на море

Деятельность на море, связанная с использованием судов при проведении морских операций и возникающие при элюм отношения регулируются Федеральными законами [6], [7], Международным кодексом [8] и международными конвенциями, ратифицированными РФ.

6.2.3    Охрана окружающей среды

Мероприятия по охране окружающей среды регулируются документами:

а)    на международном уровне:

1)    конвенциями, декларациями и соглашениями международных организаций;

2)    стандартами ИСО;

3)    резолюциями ИМО и ее комитетов;

б)    на национальном уровне:

1)    федеральными законами РФ;

2)    постановлениями Правительства РФ;

3)    приказами федеральных органов исполнительной власти РФ;

4)    ведомственными нормативными актами;

5)    межгосударственными стандартами;

10.4    Остойчивость в поврежденном состоянии..........................................31

10.5 Остойчивость при транспортировании на одной барже................................33

10.6 Остойчивость при транспортировании на нескольких баржах...........................33

10.7    Остойчивость судов с присвоенным классом........................................33

10.8    Остойчивость плавучих конструкций...............................................33

10.9    Операции погрузки..............................................................35

10.10    Водонепроницаемость и временные закрытия......................................35

10.11    Кренование...................................................................35

11    Балластировка.....................................................................36

11.1    Общие сведения...............................................................36

11.2    Балластные системы............................................................36

11.3    Защита от повреждений и неисправностей..........................................37

11.4    Предотвращение затопления в поврежденном состоянии..............................38

11.5    Системы управления, контроля и сигнализации......................................38

11.6    Балластные насосы.............................................................38

11.7    Запорные клапаны..............................................................38

11.8    Воздушные трубы...............................................................39

11.9    Воздушные подушки............................................................39

11.10    Системы тестирования.........................................................39

12    Погрузки..........................................................................39

12.1    Общие сведения...............................................................39

12.2    Категории погрузок..............................................................40

12.3    Погружаемые сооружения.......................................................40

12.4    Береговые площадки и причалы..................................................41

12.5    Баржи........................................................................41

12.6    Погрузочные рампы, грузовые пути и скользящие башмаки............................41

12.7    Швартовки....................................................................42

12.8    Погрузки с опиранием на морское дно..............................................42

12.9    Прием и удаление балласта......................................................43

12.10    Погрузки на самоходных или несамоходных трейлерах и скользящих башмаках..........44

12.11    Проектирование, резервирование и дублирование механизированных систем погрузки----44

12.12    Наплавные способы погрузок на погружные баржи или суда..........................46

12.13    Подготовка барж и морские раскрепления.........................................47

12.14    Буксиры......................................................................48

12.15    Управление и организация......................................................48

12.16    Руководство по погрузке........................................................48

13    Транспортирование (буксировка)......................................................49

13.1    Введение.....................................................................49

13.2    Общие сведения...............................................................49

13.3    Требуемое тяговое усилие, буксиры и буксирное оборудование........................50

13.4    Вывод плавучих сооружений из сухих доков.........................................52

13.5    Прибрежное транспортирование (буксировка).......................................53

13.6    Морское транспортирование (буксировка)..........................................54

13.7    Транспортирование на барже или борту транспортного судна..........................55

13.8    Руководство по транспортированию (буксировке)....................................57

14    Временные швартовные системы и системы позиционирования для морских операций.........57

14.1    Общие сведения...............................................................57

14.2    Критерии условий окружающей среды.............................................58

14.3    Определение реакций якорных линий временных швартовных систем...................58

14.4    Подбор якорных линий временных швартовных систем...............................59

14.5    Подбор якорей временных швартовных систем......................................60

14.6    Подбор элементов крепления временных швартовных систем..........................61

14.7    Подбор элементов якорных линий временных швартовных систем......................61

14.8    Зазоры безопасности при экстремальных условиях..................................61

14.9    Натяжение якорных линий.......................................................62

14.10    Прочие средства позиционирования..............................................62

15    Строительство и достройка на плаву...................................................63

15.1    Общие сведения...............................................................63

15.2    Конструктивная целостность при строительстве на плаву..............................63

15.3    Оборудование для строительства.................................................63

15.4    Сварка.......................................................................64

16    Установка верхних строений методом пересадки.........................................64

16.1    Общие сведения...............................................................64

16.2    Решения по учету внешних воздействий окружающей среды...........................64

16.3    Конструктивные решения........................................................65

16.4    Зазоры безопасности............................................................65

16.5    Направляющие системы для установки верхних строений.............................66

16.6    Требования к выполнению операций...............................................67

16.7    Руководство по пересадке.......................................................68

17    Предварительная установка систем позиционирования...................................68

17.1    Введение.....................................................................68

17.2    Планирование операций по установке систем позиционирования.......................69

17.3    Установка бесштоковых якорей с поворотными лапами...............................70

17.4    Установка плитовидных якорей...................................................71

17.5    Установка вакуумных якорей.....................................................71

17.6    Установка свайных якорей.......................................................72

17.7    Установка гравитационных якорей.................................................73

17.8    Соединительные элементы систем позиционирования................................73

17.9    Цепи.........................................................................74

17.10    Стальные канаты..............................................................74

17.11    Волоконные синтетические канаты...............................................75

17.12    Натяжные связи плавучих морских нефтегазопромысловых сооружений................76

17.13    Руководства по установке систем позиционирования................................76

18    Операции по установке морских нефтегазопромысловых сооружений в море.................76

18.1 Введение.....................................................................76

18 2 Площадки установки морских нефтегазопромысловых сооружений.....................76

18.3 Воздействия на плавучие морские нефтегазопромысловые сооружения.................77

18 4 Системы, оборудование и суда...................................................77

18.5 Спуск на воду..................................................................77

18 6 Спуск на воду погружением......................................................78

18.7    Перевод сооружений в вертикальное положение.....................................79

18.8    Балластировка.................................................................79

18.9    Подъем и опускание грузоподъемным оборудованием................................80

18.10    Погружение балластировкой....................................................80

18.11    Установка на поверхность морскогодна...........................................81

18.12    Заглубление юбок.............................................................82

18.13    Бетонирование пространства под юбками.........................................82

18.14    Забивка свай.................................................................83

18.15    Подсоединение к предварительно установленным системам позиционирования.........84

18.16    Подсоединение к системам натяжных связей.......................................85

18.17    Завершение работ в море.......................................................85

18.18    Руководства по установке морских нефтегазопромысловых сооружений................86

19    Грузоподъемные операции...........................................................86

19.1    Общие сведения...............................................................86

19.2    Геометрия такелажа............................................................87

19.3    Воздействия и эффекты воздействий..............................................87

19 4 Прочность петлевых стропов, кольцевых стропов и такелажных скоб....................94

19.5    Проектные проверки...........................................................101

19.6    Проектирование точек подъема..................................................104

19.7    Зазоры безопасности...........................................................105

19.8    Кранцы и направляющие устройства..............................................107

19.9    Грузоподъемные операции с использованием систем компенсации вертикальной качки ... 108

19.10    Грузоподъемные операции с использованием систем динамического позиционирования. . 108

19.11    Рекомендации по проведению работ.............................................109

19.12    Руководство по грузоподъемным операциям......................................110

20    Вывод из эксплуатации и демонтаж морских нефтегазопромысловых сооружений............110

20.1    Общие сведения..............................................................110

20.2    Планирование демонтажа......................................................110

20.3    Подготовка к демонтажу........................................................112

20.4    Демонтаж....................................................................113

20.5    Транспортирование (буксировка) к месту утилизации................................114

20.6    Очистка морской площадки.....................................................114

Приложение А (справочное) Дополнительная информация и рекомендации...................115

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

международным стандартам, использованным в качестве ссылочных

в примененном международном стандарте.................................121

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного в нем международного стандарта............................122

Библиография.......................................................................127

Введение

Настоящий стандарт разработан в дополнение комплекса действующих национальных стандартов в области морской нефтегазодобычи, устанавливающих требования к проектированию и строительству морских нефтегазопромысловых сооружений.

Формирование комплекса стандартов по морским нефтегазопромысловым сооружениям в соответствии с основами национальной стандартизации и принципами гармонизации документов национальной системы стандартизации с международной осуществляется на основе применения международных стандартов, отражающих передовой зарубежный опыт, лучшие мировые практики и современные методики проектирования. При этом для повышения научно-технического уровня комплекса национальных стандартов, учета особенностей объекта и аспекта стандартизации, которые характерны для Российской Федерации в силу климатических и географических факторов, а также для учета накопленного отечественного опыта проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтегазопромысловых сооружений, техническое содержание национальных стандартов модифицировано по отношению к применяемым международным стандартам.

При разработке настоящего стандарта также использована модифицированная форма применения международного стандарта, которая определена необходимостью внесения технических отклонений. изменения структуры и их идентификации.

Целью разработки настоящего стандарта является обеспечение безопасности при выполнении работ по строительству морских нефтегазопромысловых сооружений на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом), во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и российском секторе Каспийского моря, за счет установления требований и принципов в отношении планирования, проектирования и проведения морских операций.

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 19901-6:2009/Сог.1:2011 «Нефтяная и газовая промышленность. Специальные требования к морским сооружениям. Часть 6. Морские операции» и разработан в развитие требований нормативных положений основополагающего ГОСТ Р 54483-2011 (ИСО 19900:2002) «Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования».

Положения, учитывающие особенности национальной стандартизации и специфику национальной практики в области проектирования и строительства морских нефтегазопромысловых сооружений, проведения морских операций по строительству, приведены в дополнительных структурных элементах 6.1.3 «Спасательные средства» 7.4.2.1 и 7.4.2.2 в составе пункта 7.4 2 «Техническая документация», в 7.4.7 «Исполнительная документация» и терминологических статьях: 3.5 «буксир». 3.6 «буксирная линия». 3.7 «буксирный ордер». 3.13 «воздействие». 3.18 «вспомогательная лебедка». 3.23 «грунт морскогодна». 3.32 «конструкция», 3.33 «коуш». 3.41 «ледовый режим». 3.42 «масса порожнем». 3.45 «мобильное морское нефтегазопромысловое сооружение». 3.46 «мобильная система позиционирования». 3.53 «натяжная связь». 3.62 «петлевой строп». 3.63 «плавучее сооружение». 3.64 «плавучий нефтегазодобывающий комплекс», 3.69 «полная масса», 3.75 «разработчик проекта морской операции», 3.77 «расчетное значение». 3.81 «система динамического позиционирования», 3.83 «система позиционирования», 3 84 «скиддинг», 3.92 «строительный блок», 3.93 «судно», 3.94 «судно технического флота». 3.95 «схема нагружения», 3.97 «техническая процедура». 3.98 «точечный причал». 3.101 «траверса грузовая», 3.106 «швартовка». 3.107 «швартовная линия», 3.108 «швартовная система». 3.111 «эффект воздействия», 3.113 «якорная линия».

Эти дополнительные положения заключены в рамки из тонких линий. Пункты 6.1.3.7.4 2.1 и 7.4 2.2 добавлены в связи с необходимостью учета требований национальных органов технического надзора, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и сохранения морской среды в части состава технической документации на проведение морских операций. Пункт 7.4.7 включен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Терминологические статьи добавлены, поскольку определяемые термины находят применение в настоящем стандарте.

Для улучшения понимания пользователями некоторых положений настоящего стандарта, а также для учета требований российских нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и отечественной специфики проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтегазопромысловых сооружений в текст внесены изменения и дополнения, выделенные полужирным курсивом.

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтяная и газовая промышленность СООРУЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ МОРСКИЕ Морские операции

Petroleum and natural gas industry Offshore oil and gas field structures Marine operations

Дата введения — 2020—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, предьявляемые к планированию, проектированию и проведению морских операций с морскими нефтегазопромысловыми сооружениями, устанавливаемыми на континентальном шельфе (в том числе на акваториях с ледовым режимом). во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации и российском секторе Каспийского моря

Требования настоящего стандарта предъявляются к разработке и анализу элементов, систем, оборудования, необходимых для выполнения морских операций, а также к методам безопасного производства работ.

Настоящий стандарт распространяется на морские операции с морскими нефтегазопромысловыми сооружениями в целом или их элементами и применим к следующим сооружениям:

а)    стационарным морским нефтегазопромысловым сооружениям (металлическим и бетонным сооружениям с гравитационным или свайным фундаментом, одноточечным стационарным причалам. системам подводной добычи);

б)    плавучим морским нефтегазопромысловым сооружениям (полупогружным плавучим буровым установкам, погружным плавучим буровым установкам, самоподъемным буровым установкам, плавучим нефтегазодобывающим комплексам, одноточечным плавучим причалам, плавучим сооружениям на натяжных связях).

Нормативные положения настоящего стандарта также применимы при планировании, проектировании и проведении операций по модернизации действующих морских нефтегазопромысловых сооружений, а также выводу сооружений из эксплуатации и их демонтажу после завершения расчетного срока службы

Требования настоящего стандарта не распространяются на следующие операции:

-    строительно-монтажные работы по изготовлению морских нефтегазопромысловых сооружений. выполняемые на береговых площадках:

-    бурение, добычу и переработку продукции скважин:

-    морские операции, выполняемые в процессе эксплуатации морских нефтегазопромысловых сооружений.

-    бурение, выполняемое с плавучих морских нефтегазопромысловых сооружений.

-    прокладку подводных трубопроводов, выкидных трубопроводов, райзеров и шлангокабелей;

-    водолазные работы.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 55311 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения

Издание официальное

ГОСТ Р 57148-2016 (ИСО 19901-1:2015) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий

ГОСТ Р 58036 (ИСО 19901-5:2016) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Контроль нагрузки масс при проектировании и строительстве

ГОСТ Р 58773 (ИСО 19901-7:2013) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Системы позиционирования плавучих сооружений

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 17776 Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01—2004 Организация строительства»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55311. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

базовая переменная (basic variable): Физические величины, характеризующие воздействия, влияния окружающей среды, свойства материалов, грунтов и геометрические величины.

(ГОСТ Р ИСО 2394-2016, статья 3.2.18]

3.2    балласт (ballast): Твердый или жидкий материал, используемый для обеспечения остойчивости, изменения осадки, крена и дифферента плавучего сооружения или для обеспечения установки и удержания сооружения на морском дне в процессе эксплуатации.

3.3    балластная система (ballast system): Система, предназначенная для изменения осадки, остойчивости, дифферента и/или крена сооружения на плаву, за счет использования балласта.

3.5    буксир (tug ship): Судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.

3.6    буксирная линия (tow line): Канат или цепь, предназначенные для соединения буксируемого судна или плавучего сооружения с буксиром.

3.7    буксирный ордер (tow order): Порядок взаимного расположения буксиров и буксируемых судов или плавучих сооружений при выполнении буксировки.


3.4    баржа (barge): Несамоходное грузовое судно, приспособленное для его буксировки или толкания.

3.8    буксировка (tow): Транспортирование сооружения или его элементов на плаву или на барже методом буксирной тяги или толканием буксиром.

3.9    верификация (verification): Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта проверки и опре-

деляющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта.

3.10    верхнее строение (topside): Конструкции и оборудование, установленные на опорную часть, обеспечивающие функционирование морского нефтегазопромыслового сооружения по его назначению.

Примечания

1    Для плавучих сооружений палуба не является частью верхнего строения

2    Для самоподъемной плавучей буровой установки корпус не является частью верхнего строения

3    Отдельно изготовленная несущая палуба является частью верхнего строения

3.11    водоизмещение (displacement): Масса воды, вытесняемой плавучим морским нефтегазопромысловым сооружением.

Примечание — Масса вытесняемой воды является суммой массы порожнем, дедвейта и массы оборудования швартовной системы.

3.12    водонепроницаемость (watertight): Способность предотвращать проникновение воды в конструкцию или через нее.

3.13

воздействие (action): Явление, вызывающее внутренние силы в элементах конструкции.

[ГОСТ Р 54483-2011, статья 3.6]

3.14    воздушная подушка (air cushion): Воздух, оставшийся в находящемся ниже ватерлинии герметичном отсеке сооружения.

Примечание — Воздушные подушки могут создаваться в балластных отсеках сооружения для уменьшения осадки, увеличения высоты надводного борта и перераспределения нагрузок, действующих на плавучее сооружение

3.15    волоконный канат (fibre горе): Канат, состоящий из нескольких слоев скрученных или сплетенных натуральных или химических волокон.

Примечания

1    Канат может быть тросовой свивки, кабельтовой свивки и плетеный

2    Комбинации волокон и способы плетения определяют свойства и характеристики волоконного каната

3.16    волоконный кольцевой строп (fibre rope grommet): Кольцевой строп, выполненный из волоконного каната.

3.17    волоконный петлевой строп (fibre rope loop sling): Петлевой строп, выполненный из волоконного каната.

3.18    вспомогательная лебедка (tugger winch): Механизм, предназначенный для производства подьемно-транспортных операций при строительно-монтажных работах.

3.19    вспомогательный канат (tugger line): Канат, соединяющий вспомогательную лебедку и груз, для контроля его положения в пространстве, уменьшения или исключения раскачки и удержания поднятого груза во время проведения операций по его монтажу.

3.20    вывод из эксплуатации (decommissioning): Мероприятия, направленные на прекращение использования морского нефтегазопромыслового сооружения в соответствии с его проектным назначением с целью его реконструкции или ликвидации, предусматривающей работы по прекращению добычи, ликвидации скважин, демонтажу всего технологического оборудования, трубопроводов, конструкций верхних строений и опорных частей, в зависимости от вида сооружения.

3.21    гриллидж (grillage): Стальная конструкция, закрепленная на палубе транспортного судна, предназначенная для удержания груза и передачи нагрузки от груза на палубу.

3.22    грузовой путь (skidway): Система рельсов или балок, изготовленных из стали или бетона, применяемых при выполнении погрузочно-разгрузочных работ способом скиддинг.

3.23

грунт морского дна (seabed soil): Грунт, составляющий верхний слой морского дна.

[ГОСТ 23634-83, статья 49]