Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить ГОСТ Р 58591-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предметная область регулирования в рамках стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, бухгалтерским учетом, нематериальными активами.

разработан в целях обеспечения единства системы требований:

- к бухгалтерскому учету интеллектуальной собственности и нематериальных активов коммерческих организаций, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства;

- формированию информации об объектах бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов, бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.

Целью стандарта является определение единого порядка бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит эффективно решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, достичь оптимального уровня финансирования исследований и разработок (с учетом финансирования из собственных средств) и использования полученных результатов при реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Объекты бухгалтерского учета и нематериальных активов в сфере интеллектуальной собственности

6 Субъекты бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и особенности их правового статуса

7 Принципы, критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности

     7.1 Принципы бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов

     7.2 Критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов

8 Оценка и амортизация нематериальных активов

9 Особенности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности при выполнении НИОКР (при софинансировании НИОКР)

     9.1 Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных за счет бюджетных средств (у госзаказчика, у исполнителя)

     9.2 Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных за счет средств заказчика (у заказчика, у исполнителя)

     9.3 Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных за счет собственных средств

10 Особенности бухгалтерского учета при использовании объектов интеллектуальной собственности в собственном производстве

     10.1 Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию

     10.2 Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат заказчику

     10.3 Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат исполнителю

11 Особенности бухгалтерского учета при распоряжении исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

     11.1 Бухгалтерский учет при заключении договоров отчуждения и лицензионных договоров

     11.2 Бухгалтерский учет при предоставлении прав на объекты интеллектуальной собственности в залог

     11.3 Бухгалтерский учет при внесении интеллектуальной собственности в уставный капитал хозяйственного общества

     11.4 Бухгалтерский учет при предоставлении интеллектуальной собственности в аренду

12 Особенности распоряжения нематериальными активами при реорганизации и списании

     12.1 Передача нематериальных активов организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации

     12.2 Передача нематериальных активов некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью

     12.3 Списание нематериальных активов

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

58591-

2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 «Интеллектуальная собственность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2019 г. № 951-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

О Стандартинформ, оформление, 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

и) для сделок в отношении ОИС. когда РИД или средство индивидуализации подлежит обязательной государственной регистрации (объекты патентного права и средства индивидуализации) или государственная регистрация РИД (ПЭВМ. БД или топологии интегральной микросхемы) осуществлена по желанию правообладателя, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора — с даты государственной регистрации такого перехода/предоставления/залога в патентном ведомстве.

5.6 К нематериальным активам относят исключительные права на ОИС как объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования, одновременно удовлетворяющие следующим условиям и критериям:

-    объект способен приносить экономические выгоды в будущем (доходность);

-    право и способность предприятия/организации на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (контроль над объектом);

-    возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества (идентификация);

-    объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (длительность использования);

-    возможность достоверно определить фактическую (первоначальную) стоимость объекта по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету (достоверность себестоимости);

-    отсутствие у объекта материально-вещественной формы (нематериальность).

5.6.1    Под доходностью объекта понимается способность объекта приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности при использовании в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации (выручка от продажи продуктов или услуг, снижение затрат или другие выгоды, возникающие от использования актива предприятием), либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации).

5.6.2    Контроль над объектом предполагает право и способность предприятия/организации на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, подтвержденное:

-    юридическими правами, которые могут быть реализованы в судебном порядке, или

-    надлежаще оформленными документами на существование самого актива и на права данной организации на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчухадении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т. п.), или

-    правом ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам или правовой обязанностью работников соблюдать охрану ноу-хау в режиме конфиденциальности/коммерческой тайны, или

-    наличием у предприятия/организации команды квалифицированного персонала с идентифицированными дополнительными навыками, полученными в результате обучения, и юридических прав на использование особого управленческого или технического таланта этой команды, которые ведут к возникновению будущих экономических выгод и получению ожидаемых от этого будущих экономических выгод, при удовлетворении всем прочим аспектам соответствующего определения нематериального актива, или

-    наличием у предприятия/организации операций обмена, предметом которых являются те же самые или аналогичные, но не основанные на договоре отношения с клиентами (за исключением обмена в рамках сделки по объединению бизнеса) при сохранении определенной клиентской базы или доли рынка, сложившихся отношений с клиентами и их лояльности к данному предприятию/организации. но при отсутствии у этого предприятия/организации юридических прав на защиту или иных форм контроля отношений с клиентами или лояльности клиентов.

5.6.3    Под идентификацией объекта понимается возможность выделения или отделения объекта от других активов, в том числе от гудвилла, включая:

-    возможность его отсоединения или отделения от предприятия/организации и продажи, передачи, предоставления в аренду или обмена индивидуально или вместе с относящимся к нему активом или обязательством независимо от того, намеревается ли предприятие/организация так поступить (например. программное обеспечение для станка с компьютерным управлением, который не может функцио-

нировать без данного специального программного обеспечения, является неотъемлемой частью соответствующего оборудования и учитывается в порядке, предусмотренном для основных средств; если программное обеспечение не является неотъемлемой частью оборудования, к которому оно относится, то оно учитывается как нематериальный актив), или

-    если объект является результатом договорных или других юридических прав независимо от того, можно ли эти права передавать или отделять от предприятия/организации или от других прав и обязательств.

5.6 4 Под длительностью использования объекта понимается предназначение объекта для использования в течение срока полезного использования при условии, что предприятием/организацией не предполагается его продажа в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

5.6.5    Достоверность себестоимости объекта означает возможность достоверно определить фактическую (первоначальную) стоимость объекта на основании документов, в том числе первичных документов о его создании, по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

5.6.6    Под нематериальностью объекта понимается отсутствие у объекта материально-вещественной (физической) формы при том. что он относится к нефинансовым активам и не является монетарным.

5.7 Не являются объектами бухгалтерского учета в качестве НМА:

-    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;

-    незаконченные и не оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

-    материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

6 Субъекты бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и особенности их правового статуса

6.1    К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта на территории Российской Федерации относятся (2):

-    национальные государственные органы, уполномоченные в сферах государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (Министерство финансов Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации);

-    национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС;

-    саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей. иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета);

-    правообладатели РИД и приравненных к ним средств индивидуализации как ОИС;

-    хозяйствующие субъекты.

6.2    В систему национальных государственных органов, осуществляющих на территории Российской Федерации государственное регулирование бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов, входят Министерство финансов Российской Федерации, Банк России (5). осуществляющие свою деятельность на основе федеральных законов и положений, а также национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС.

6.2.1 Министерство финансов

Основным федеральным органом исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации, которое осуществляет следующие полномочия ([2]. статья 23):

-    утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном федеральным законом;

-    утверхщает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

-    организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

-    утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

-    участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

-    представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-    осуществляет иные функции, предусмотренные (2) и иными федеральными законами.

6.2.2    Центральный банк России

В соответствии с федеральными законами Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции:

1)    разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета и предусмотренные законом ((2]. статья 21) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации и обобщает практику применения указанных стандартов и нормативных актов;

2)    участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета;

3)    участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета;

4)    участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов бухгалтерского учета;

5)    осуществляет иные функции, предусмотренные (2) и иными федеральными законами.

6.2.3    Уполномоченные государственные органы в сфере интеллектуальной собственности

К уполномоченным государственным органам в сфере ИС относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные специальными функциями и полномочиями, а также органы государственной власти — государственные заказчики.

6.2.3.1    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) исполняет следующие функции в сфере управления ИС:

а) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, ИС (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. ПВЭМ. БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров);

6)    осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

в)    формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения и их результатов, в том числе оформление регистрационных свидетельств на зарегистрированные в единой государственной информационной системе учета НИОКТР гражданского назначения объекты учета;

г)    ведение реестра учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (ПВЭМ. БД. изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями и автономными учреждениями:

д)    оформление заявлений, ходатайств, заявок на выдачу патентов и свидетельств о государственной регистрации охраноспособных РИД. созданных за счет средств федерального бюджета по заказу Минобрнауки России;

е)    распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на ОИС. созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Минобрнауки России.

6.2.3.2    Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав:

-    управление государственным имуществом и оказание государственных услуг по охране авторского права и смежных прав:

-    утверждение перечня библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документов на электронных носителях: формы отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

-    осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

6.2.3.3    Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-    контроль и надзор в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

-    нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. ПЭВМ. БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

-    координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

6.2.3.4    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям и осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб. включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений);

-    принятие нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями;

-    формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов); организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;

-    регистрация племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

-    выдача сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал); определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства;

-    осуществление юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на селекционные достижения, а также иные действия, связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом;

-    подготовка и выдача заключения Минсельхоза России на заявку о государственной регистрации наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование (на основе анализа информации, представленной заявителем и профильными научными организациями, о соответствии сведений, указанных в заявке заявителем, что товар производится в границах указанного географического объекта; соответствует производимому заявителем товару и описанием его особых свойств; имеет зависимость перечисленных особых свойств от характерных для данного географического объекта природных условий и (или людских факторов).

6.2.3.5    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, средств массовой информации, в том числе электронных (вклю-

чая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях], печати, издательской и полиграфической деятельности;

-    управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним;

-    обеспечение защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий.

6.2.3.6    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и имеет следующие полномочия в сфере управления ИС;

-    организует научные исследования в целях обороны, осуществляет в установленном порядке размещение и оплату НИОКТР в области обороны;

-    разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники и координирует ее проведение;

-    осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил России;

-    осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нухзд;

-    организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числе рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России. в том числе исключительными правами на них. проводит мониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по их правовой защите;

-    утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продукции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта;

-    осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции.

6.2.3.7    Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики и осуществляет:

-    функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров;

-    функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской. легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

-    функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер. предусмотренных Договором о ЕАЭС;

-    разработку государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации;

-    функции по обеспечению реапизации обязатепьств. вытекающих из чпенства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установпенной сфере деятепьности;

-    закрепление за Российской Федерацией прав на ОИС и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Минпромторгом России, а также распоряжение закрепленными правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

6.2.3.8    Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения и прав на ОИС. в том числе подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

-    контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР;

-    оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. ПЭВМ. БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;

-    контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-    прием, рассмотрение и экспертиза заявок на выдачу патента/свидетельства на ОИС. государственная регистрация изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также продление срока действия исключительного права на указанные ОИС. восстановление/прекращение действия патента/свидетельства. выдача их дубликатов;

-    государственная регистрация распоряжений исключительным правом на объекты патентного права, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, а также сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации;

-    учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

-    формирование и ведение: единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации; Государственного реестра изобретений Российской Федерации; Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации; Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации; Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации; Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;

-    рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением:

-    обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

6.2.3.9    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    учет в составе федерального имущества исключительных (имущественных) прав Российской Федерации на РИД. являющихся объектами бюджетного учета, ведение такого реестра в составе реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

-    осуществление от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации прав акционера (участника, члена) организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале или паи в имуществе которых находятся в федеральной собственности;

-    осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

-    отдельные функции и полномочия собственника федерального имущества, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), включая контроль в этой области, в том числе согласование внесения в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральными законами, имущества (имущественных прав), за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за академией собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачи им такого имущества (имущественных прав) иным образом в качестве их учредителя или участника.

6.2.4 Государственные заказчики

В рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в качестве государственных заказчиков выступают действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени России или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки: государственные органы, в том числе органы государственной власти; государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; органы управления государственными внебюджетными фондами (органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования); государственные казенные учреждения.

В рамках контрактной системы предусмотрена передача государственными заказчиками своих полномочий автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

Государственные заказчики осуществляют следующие основные функции в сфере управления интеллектуальной собственностью:

-    принятие решения об использовании предшествующей ИС. в том числе на безвозмездной лицензионной основе (если данные РИД созданы за счет бюджетных средств, а правообладателем является исполнитель государственного контракта, по которому эти РИД созданы);

-    включение в государственные контракты на выполнение НИОКТР при их заключении положений по созданию, правовой охране, распределению прав, учету и использованию РИД, в том числе предшествующей ИС. а также включение в структуру цены контрактов средств на обеспечение правовой охраны этих результатов, проведение патентных исследований, лицензионных платежей за использование предшествующей ИС и выплату вознаграждения авторам за создание РИД;

-    внесение по итогам размещения заказов данных в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации (реестр ведет Федеральное казначейство);

-    распределение прав на созданные РИД (за Российской Федерацией, за Российской Федерацией и исполнителем совместно, за исполнителем);

-    принятие решения о способе правовой охраны РИД на основании уведомления исполнителя о создании в рамках государственного контракта охраноспособного РИД;

-    государственный учет РИД, полученных при выполнении НИОКТР. за счет средств федерального бюджета и (или) в ходе выполнения государственных контрактов путем внесения в БД государственного заказчика, сведений об указанных результатах, представленных исполнителями;

-    внесение данных в единый реестр результатов НИОКТР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (ведет Минобрнауки России);

-    внесение данных в единый реестр результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (ведет Роспатент);

-    управление правами Российской Федерации на РИД. созданные по заказу в рамках государственных контрактов, в которых они выступали заказчиками, включая:

а) осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на РИД. используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов.

б)    организацию работ по оценке стоимости и принятие на бухгаптерский и бюджетный учет но* ключитепьных прав на РИД.

в)    постановку искпючительных прав на РИД, являющихся объектами бюджетного учета, на учет в реестр исключительных прав Российской Федерации (в реестре Росимущества),

г)    распоряжение правами Российской Федерации на РИД.

д)    организация использования РИД, в том числе в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

Правила и процедуры в деятельности государственных заказчиков в отношении охраняемых РИД. создаваемых и/или используемых при выполнении НИОКТР гражданского, военного, специального и двойного назначения за счет средств государственного бюджета, определены в ГОСТ Р 58086.

6.2.5    Правообладатели

Правообладателями могут быть физические и юридические лица, правомерно обладающие исключительным правом на ОИС, в период действия такого исключительного права, в силу закона или на основании договора, в том числе:

-    авторы РИД (согласно ГОСТ Р 55386);

-    наследники авторов РИД (в период действия исключительного права на ОИС);

-    Российская Федерация (в лице уполномоченных государственных органов, в том числе государственных заказчиков);

-    субъекты Российской Федерации (в лице уполномоченных государственных органов, в том числе государственных заказчиков);

-    муниципальные образования (в лице уполномоченных органов, в том числе муниципальных заказчиков);

-    заказчики;

-    иные лица, являющиеся правообладателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с особенностями правового статуса, объема и характера полномочий в сфере распределения исключительных (имущественных) прав на охраняемые РИД. создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКТР. выделяются следующие группы авторов:

-    авторы РИД, используемых при выполнении научных исследований по государственному заказу, муниципальному заказу, договору выполнения НИОКТР;

-    авторы служебных РИД;

-    авторы (соавторы) сложных РИД.

6.2.6    Хозяйствующие субъекты

К хозяйствующим субъектам относятся российские и иностранные лица, международные организации. осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также лица, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, если соглашения между российскими и (или) иностранными лицами, а также совершаемые ими действия, предусматривают создание/приоб-ретение прав на ОИС. включая права на использование ОИС. правообладатели которых находятся на территории РФ и/или являются субъектами международного частного права, в том числе:

-    коммерческие организации;

-    некоммерческие организации, осуществляющие приносящую им доход деятельность;

-    физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

7 Принципы, критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности

7.1 Принципы бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности

и нематериальных активов

Принципы урегулирования отношений в рамках бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов включают в себя как общие требования, так и специальные основные правила деятельности в предметной области настоящего стандарта.

7.1.1    Бухгалтерский умет НМА в организации должен соответствовать общим принципам учета [6] и обеспечивать:

-    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности по созда-нию/приобретению НМА. их использованию и амортизации (требование полноты):

-    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности по созданию/приобретению НМА. их использованию и амортизации в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности):

-    большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

-    отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования по созданию/приобретению НМА. их использованию и амортизации (требование приоритета содержания перед формой):

-    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

-    рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7.1.2    К специальным принципам бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов относятся:

-    соответствие бухгалтерского учета НМА в организации специальным требованиям, предъявляемым как к интеллектуальной собственности (см. 5.1—5.5). так и к такого рода активам, их критериям и ограничениям в отношении таких объектов (см. 5.6—5.7), а также способам и методам их оценки и амортизации в соответствии с законодательством (далее — принцип законности и соответствия);

-    управление рисками (выявление, минимизация, контроль) — процесс принятия и реализации управленческих решений по жизненному циклу НМА, направленных на достижение относительного баланса интересов и снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата при обороте прав на ОИС, минимизацию разноплановых потерь в части НМА по их жизненному циклу (при формировании. амортизации, обороте и списании НМА) (далее — принцип управления рисками);

-    обеспечение приоритета экономической эффективности и целесообразности деятельности как в части расходов (затрат) на создание РИД и поддержания их правовой охраны ОИС. так и на формирование и оборот нематериального актива (далее — принцип эффективности и целесообразности);

-    обязательное раскрытие информации по каждому классу нематериальных активов с разграничением между самостоятельно созданными нематериальными активами и приобретенными нематериальными активами (далее — принцип раскрытия информации).

7.2    Критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере

интеллектуальной собственности и нематериальных активов

7.2.1 Критериями для оценки соблюдения принципа законности признают следующие основные признаки: диспозитивность действий сторон (договорное начало в отношениях сторон) и нормативность (регламентация в локальных нормативных актах отношений по всем этапам жизненного цикла интеллектуальной собственности и НМА. в том числе в части неурегулированных законодательством, подзаконными нормативными актами, договорными отношениями, включая установление прав, обязанностей. ответственности).

Обеспечение диспозитивности оценивают по следующим показателям:

-    наличие контрактов/договоров между госзаказчиком/заказчиком и исполнителями/соисполните-лями и разделов в них по распределению прав на ОИС и условиям использования как созданных РИД. так и предшествующей интеллектуальной собственности;

-    наличие контрактов/договоров между работодателем и работником-автором. регламентирующих различные аспекты при выполнении НИОКР и РИД (трудовой договор; гражданско-правовой договор, устанавливающий размер, порядок и условия выплаты вознаграждения работнику-автору служебного РИД за создание РИД и при его использовании; гражданско-правовой договор, определяющий принадлежность исключительного права на ОИС; гражданско-правовой договор, определяющий принадлежность права на получение патента на РИД (в случае отсутствия в контракте, трудовом договоре распределения принадлежности права на получение патента на служебный РИД; гражданско-правовой договор, определяющий пределы использования служебных РИД);

-    наличие договоров на патентные исследования, маркетинговые исследования, оценку стоимости исключительных прав на ОИС и НМА, в случае выполнения этих работ/оказания таких услуг сторонними организациями на договорной основе;

-    наличие договоров по распоряжению исключительным правом на ОИС. где организация является правообладателем (договоры отчухедения, лицензионные договоры, договоры коммерческой концессии. аренды, страхования, залога при кредитовании и т.п.);

-    наличие лицензионных договоров по использованию ОИС. где организация является лицензиатом. в том числе на безвозмездной основе.

Основным показателем обеспечения нормативности, является наличие локальных нормативных правовых актов (стандартов) организации по регламентации отношений в сфере интеллектуальной собственности и НМА, в том числе в части неурегулированных законодательством, подзаконными нормативными актами и договорными отношениями, включая установление:

-    стратегии и политики в сфере интеллектуальной собственности;

-    учетной политики;

-    размера, порядка и условий выплаты вознаграхедений работнику-автору служебного РИД, включая процедуры и алгоритмы расчета размера вознаграхщения работнику-автору служебного РИД, как за создание такого РИД, так и его использование;

-    процедуры и формы уведомления работником-автором РИД. который может быть служебным, о его создании и уведомления работодателем работника-автора о признании такого РИД служебным, порядка фиксации созданного служебного РИД. его рассмотрения и идентификации в качестве охрано-способного РИД. который может быть служебным, и форм участия работника/ков-автора/ов в процессах по рассмотрению служебного РИД;

-    процедур и форм для оформления прав на РИД по видам интеллектуальной собственности и форм участия работника(ов)-автора(ов) в оформлении прав;

-    процедур по формированию затрат, связанныхс созданием РИД (по видам интеллектуальной собственности) и доведением его до состояния, пригодного к использованию в собственном производстве;

-    порядка формирования, определения стоимости, амортизации и списания НМА;

-    порядка оценки, расчета и выплаты лицензионных платежей (паушальных и роялти);

-    порядка и процедур заключения договоров по распоряжению исключительным правом на ОИС. где организация является правообладателем (договоры отчухщения. лицензионные договоры, договоры коммерческой концессии, аренды, страхования, залога при кредитовании и т.п.);

-    порядка и процедур по определению оценки ущерба при незаконном использовании ОИС. где правообладателем является организация в рамках обеспечения защиты прав на ОИС.

7.2.2 Критериями для оценки соблюдения принципа управления рисками признают следующие основные признаки:

-    контролируемость действий сторон по процессам и процедурам в рассматриваемой области;

-    документирование юридических фактов по процессам, связанным с НМА;

-    оптимизация издержек при управлении рисками.

Обеспечение контролируемости оценивают по следующим показателям:

-    регламентация в организационно-распорядительных документах организации ключевых процессов и процедур в области интеллектуальной собственности и НМА по их х<изненному циклу, исходя из специфики структуры и производственной (хозяйственной) деятельности;

-    наличие в организационно-штатной структуре организации специальных структурных подразделений и долхгностных лиц с функциями в области управления интеллектуальной собственностью и НМА по их х<изненному циклу как в совете директоров (независимый директор в наблюдательном совете (совете директоров); комитет по управлению интеллектуальной собственностью; комитеты по стратегии, по аудиту, по оценке рисков), так и в дирекции и бухгалтерии организации;

-    наличие в ключевых показателях эффективности оценки деятельности органов управления и ме-недхсмента организации экономических показателей оборота интеллектуальной собственности и НМА;

-    отсутствие фактов «сокрытия» в учетной политике организации созданных РИД и прав на них. а также приобретенных прав на ОИС;

-    возмохсность проведения мониторинга и контроля исполнения процессов и процедур в области интеллектуальной собственности и НМА по их хгизненному циклу;

-    непрерывность и итерационность управленческих воздействий в области интеллектуальной собственности и НМА по их хсизненному циклу.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения.........................................................................5

5    Объекты бухгалтерского учета и нематериальных активов в сфере интеллектуальной

собственности.......................................................................5

6    Субъекты бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и особенности

их правового статуса..................................................................8

7    Принципы, критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной

собственности......................................................................14

7.1    Принципы бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных

активов........................................................................14

7.2    Критерии и показатели эффективности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной

собственности и нематериальных активов...........................................15

8    Оценка и амортизация нематериальных активов..........................................20

9    Особенности бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности при выполнении

НИОКР (при софинансировании НИОКР)................................................24

9.1    Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ, выполненных за счет бюджетных средств

(у госзаказчика, у исполнителя).....................................................24

9.2    Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ, выполненных за счет средств заказчика

(у заказчика, у исполнителя).......................................................25

9.3    Бухгалтерский учет прав на результаты научно-исследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ, выполненных за счет собственных средств.......26

10    Особенности бухгалтерского учета при использовании объектов интеллектуальной собственности

в собственном производстве.........................................................27

10.1    Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности,

исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию..............................27

10.2    Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности,

исключительные права на которые принадлежат заказчику...........................29

10.3    Бухгалтерский учет при использовании объектов интеллектуальной собственности,

исключительные права на которые принадлежат исполнителю........................31

11    Особенности бухгалтерского учета при распоряжении исключительными правами на объекты

интеллектуальной собственности......................................................31

11.1    Бухгалтерский учет при заключении договоров отчуждения и лицензионных договоров.....31

11.2    Бухгалтерский учет при предоставлении прав на объекты интеллектуальной собственности

в залог.......................................................................34

11.3    Бухгалтерский учет при внесении интеллектуальной собственности в уставный капитал

хозяйственного общества.......................................................35

11 4 Бухгалтерский учет при предоставлении интеллектуальной собственности в аренду.......36

12    Особенности распоряжения нематериальными активами при    реорганизации и списании.......36

12.1    Передача нематериальных активов организации ее правопреемнику (правопреемникам)

при реорганизации этой организации..............................................36

12.2    Передача нематериальных активов некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью ... 38

12.3    Списание нематериальных активов...............................................39

Библиография........................................................................43

Обеспечение документирования оценивают по спедующим показателям:

-    наличие документооборота по процессам и процедурам в части ИС и НМА с фиксацией, согласно установленных организацией процедур, форм, правил, отражающих ключевые события по этапам жизненного цикла ИС и НМА с учетом специфики хозяйственной (производственной) деятельности;

-    возможность формирования данных для всех видов учета ОИС и прав на них (бухгалтерского, корпоративного, статистического, в том числе в качестве нематериальных активов) и его непротиворечивость данным государственных учетов РИД и прав на них.

Достижение оптимизации издержек оценивают по следующим показателям:

а)    наличие качественных показателей, характеризующих предусмотренные организационно-распорядительными документами мероприятия и действия по снижению издержек по этапам жизненного цикла ИС и НМА. включая:

-    создание РИД. предназначенных для использования при выпуске продукции/оказании услуг и других целей:

-    регулярный мониторинг целесообразности поддержания охраны РИД и отказ от правообладания РИД. которые не планируют использовать в производственной (хозяйственной) деятельности и/или для формирования нематериального актива по направлению деятельности организации.

б)    наличие количественных показателей, предусмотренных организационно-распорядительными документами в рамках мероприятий и действий по снижению издержек, связанных с процессами внедрения и использования ОИС и/или распоряжения правами на них. включая:

-    снижение себестоимости выпуска продукции/оказания услуг (за счет РИД);

-    повышение рентабельности производства (за счет использования РИД):

-    увеличение перечня РИД и доли исключительных прав на них в составе нематериальных активов.

Издержки при управлении ИС и НМА можно отнести к категории продуктивных, если рост издержек приводит к адекватному росту тех или иных показателей деятельности правообладателя РИД. (Так ряд издержек приводят (или должны приводить) к росту доходов от оборота ИС и использования НМА: качественный контроль приводит к повышению стоимости НМА; использование налоговых льгот по сделкам с ИС и НМА способствуют экономии на налогах и пр).

Издержки, от которых можно избавиться без снижения показателей эффективности деятельности организации, относятся к непродуктивным, так как они не приводят к росту доходов или снижению издержек в перспективе. Учетная политика организации должна быть направлена на выявление и устранение непродуктивных издержек, таких как. например судебные расходы, штрафы, издержки сбора информации, издержки бесперспективного контроля и прочие.

Явные издержки учета НМА представляют из себя ресурсы (в том числе материальные, трудовые, интеллектуальные и пр ). физически затраченные на ту или иную деятельность, вызванную использованием ИС и НМА. Это осязаемые (бухгалтерские) расходы субъектов экономической деятельности.

Неявные (альтернативные) издержки учета НМА представляют из себя экономические издержки или ценность упущенных возможностей осуществления данного процесса по какому-либо из альтернативных сценариев. Подобные издержки возникают, когда существует несколько альтернативных способов достижения одной и той же цели. Оценка таких издержек проводится путем сопоставления абсолютного эффекта, предполагаемого при различных способах достижения поставленной цели. Анализ издержек на основе показателей альтернативной стоимости позволяет более достоверно сравнить экономическую эффективность двух проектов (процессов) с одинаковой полезностью абсолютного эффекта.

7.2.3 Критериями для оценки соблюдения принципа эффективности и целесообразности признают следующие основные признаки:

-    сопоставимость экономических величин и показателей, согласно которой они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения и сопоставимому виду близких или равных показателей уровней оплаты расходов (затрат), связанных с процессами управления ИС и НМА. обладающих сходными качествами и признаками;

-    безубыточность — ценообразование, которое определяют по издержкам на учет, экспертизу, правовую охрану РИД. маркетинг и оценку исключительных (имущественных) прав на данные РИД при их отражении в НМА с учетом получения возможной прибыли и налогообложения;

-    достаточность обработки/переработки товаров при международном сотрудничестве, в соответствии с которой товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/ переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Введение

Во всех сферах мировой экономики значительно возрастает значимость нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), что обусловлено следующими факторами:

-    продукция, созданная с использованием ОИС вовлекается в экономический и хозяйственноправовой оборот и обеспечивает все более высокий технологический уровень производства, высокое качество и конкурентоспособность товаров и услуг. Данная задача очень актуальна в связи с необходимостью повышения инновационности отечественного производства, импортозамещения и повышения обороноспособности страны;

-    увеличивается объем инвестиций в НИОКР и растет рыночная стоимость НМА в абсолютном значении, а также доля таких активов в общей стоимости имущества собственников. По оценкам экспертов они сопоставимы с вложениями в материальные активы или значительно превосходят их;

-    в условиях цифровой экономики постоянно расширяется рынок научно-технической и интеллектуальной продукции, значительно растут как доходы, так и убытки собственников НМА от нарушения их прав.

Все это приводит к расширению спроса на права на объекты интеллектуальной собственности, которые являются основным источником для формирования и оборота НМА. Отражение прав на ОИС в балансе в качестве объектов бухгалтерского учета дает возможность оптимизировать производственные процессы, улучшать технологии и создавать хозяйствующему субъекту устойчивую репутацию на рынке.

В то же время институт нематериальных активов в России используется крайне слабо и неэффективно. В частности:

1)    не решены вопросы вовлечения в экономический оборот прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД), полученных в ходе бюджетных НИОКР, связанных с распределением и предоставлением прав на использование созданных РИД. при этом стоимость таких нематериальных активов, в основе которых права Российской Федерации на РИД. в составе активов госзаказчиков, не соответствует уровню затрат на их создание от 100 до 1000 раз;

2)    практика бухгалтерского учета НМА свидетельствует о том, что зачастую объектами такого учета выступают РИД либо неимущественные права на них. тогда как объектом такого учета могут быть только исключительные права на ОИС либо отдельные правомочия в их составе;

3)    различия подходов методических документов, определяющих для предприятий/организаций и государственных органов правила формирования стоимости и учета НМА. не всегда позволяют поставить на учет права на РИД. которые принадлежат исполнителю, так как все расходы на выполнение работ списываются как бюджетные сразу после завершения НИОКР.

В условиях правовых коллизий роль стандартизации как регулятора «мягкой силы» возрастает. Стандарты в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся к документам, регулирующим правила бухгалтерского учета.

Настоящий стандарт призван определить единый порядок бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит должным образом решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, достичь оптимального уровня финансирования разработок (с учетом финансирования из собственных средств) с целью повышения уровня коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.

Национальный стандарт разработан в рамках исполнения госконтракта от 27 августа 2018 г. № 130-99 в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2018—2019 гг. при софинан-сировании научно-исследовательской работы со стороны РНИИИС.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Intellectual property Accounting and intangible assets

Дата введения — 2019—12—01

1    Область применения

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, бухгалтерским учетом, нематериальными активами.

Стандарт разработан в целях обеспечения единства системы требований:

-    к бухгалтерскому учету интеллектуальной собственности и нематериальных активов коммерческих организаций, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства:

-    формированию информации об объектах бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и нематериальных активов, бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций. государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.

Целью настоящего стандарта является определение единого порядка бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит эффективно решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, достичь оптимального уровня финансирования исследований и разработок (с учетом финансирования из собственных средств) и использования полученных результатов при реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.

Применение настоящего стандарта позволяет:

-    установить единообразные положения (правила) бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА;

-    выделить критерии признания прав на ОИС в качестве НМА. правила формирования их балансовой стоимости, а также соответствующих амортизационных отчислений и убытков от обесценения, подлежащих признанию:

-    выявить специфические риски интеллектуальной собственности, относящиеся к предметной области стандарта, и определение пределов их возможной реализации:

-    выработать единые подходы для определения процедур и правил, позволяющих обеспечить создание условий формирования системы эффективного управления НМА и правами на ОИС в целом;

-    повысить уровень коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55384 Интеллектуальная собственность. Научные открытия

ГОСТ Р 55385 Интеллектуальная собственность. Научные произведения

ГОСТ Р 55386 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

Издание официальное

ГОСТ Р 58086 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ

ГОСТ Р 58223 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

Примечани е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по (1). [2]. ГОСТ Р 55386, ГОСТ Р 58086. ГОСТ Р 58223. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    коммерциализация интеллектуальной собственности: Деятельность по получению экономического дохода от реализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности как при использовании объектов интеллектуальной собственности в создании, производстве и продаже товаров (работ/услуг) субъектами товарного рынка, так и при гражданско-правовом обороте исключительных прав на такие объекты, в том числе в целях привлечения дополнительных инвестиций и до-капитализации активов хозяйствующими субъектами как правообладателями.

3.2    предшествующая интеллектуальная собственность: Совокупность исключительных (имущественных) прав на созданные ранее и релевантные теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы обьекты интеллектуальной собственности, правообладателями которых могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и третьи лица, в том числе стороны контракта на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы.

3.3    синтетический учет: Учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

3.4    аналитический учет: Учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

3.5    план счетов бухгалтерского учета: Систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

3.6    бухгалтерская отчетность: Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

3.7    срок полезного использования объекта нематериальных активов: Выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать объект нематериальных активов в целях получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации), определяемый ею самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта, исходя из срока действия исключительных (имущественных) прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над этим активом, но не дольше срока деятельности организации.

3.8    первоначальная (фактическая) стоимость (себестоимость) нематериального актива: Сумма расходов, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной эквивалентной форме или величине кредиторской задолженности, или справедливая стоимость другого возмещения (например, платеж, основанный на акциях), уплаченная или начисленная организацией 2

при приобретении, создании нематериапьного актива и обеспечении условий для его использования в запланированных целях.

3.9    расходы на приобретение нематериального актива: Сумма, исчисленная в денежном выражении. уплаченная или начисленная организацией при приобретении объекта нематериальных активов.

Примечание — Эта сумма включает

-    суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

-    таможенные пошлины и таможенные сборы;

-    невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

-    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив,

-    суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

-    иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях

3.10    расходы при создании нематериального актива: Сумма, исчисленная в денежном выражении. уплаченная или начисленная организацией при создании объекта нематериальных активов.

Примечание — Эта сумма включает

-    суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ.

-    расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору.

-    отчисления на социальные нужды (в том числе взносы на обязательное социальное страхование).

-    расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений. других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, в том числе расходы на приобретение других нематериальных активов;

-    иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях

3.11    стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией: Сумма фактических расходов на создание нематериальных активов (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (3).

3.12    текущая рыночная стоимость (справедливая стоимость) нематериального актива: Сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку независимыми сторонами на дату определения текущей рыночной стоимости (в том числе на основе экспертной оценки).

3.13    стоимость нематериального актива, специфичная для предприятия/организации: Приведенная стоимость потоков денежных средств, возникновения которых предприятие/организация ожидает от продолжения использования актива и от его выбытия в конце срока его полезного использования или которые ожидает получить при погашении обязательства.

3.14    балансовая стоимость нематериального актива: Сумма денежных средств, в которой актив признается в отчете о финансовом положении после вычета любой накопленной амортизации и любых накопленных убытков от обесценения такого актива.

3.15    убыток от обесценения нематериального актива: Сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую величину.

3.16    остаточная стоимость нематериального актива: Расчетная сумма, которую предприятие/ организация получило бы в настоящий момент времени от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы данный актив уже достиг того возраста и состояния, которые ожидаются к концу срока его полезного использования.

3.17    амортизация нематериального актива: Регулярная процедура погашения (распределения) стоимости нематериального актива с определенным сроком полезного использования на весь срок его полезного использования.

3.18    амортизируемая величина нематериального актива: Себестоимость актива или другая сумма, заменяющая себестоимость, за вычетом его остаточной стоимости.

3.19    нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования: Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования.

3.20    переоценка нематериальных активов: Регулярная процедура пересчета остаточной стоимости нематериальных активов, результатом которой может быть как дооценка, так и уценка нематериальных активов, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости.

3.21    гудвилл: Актив предприятия/организации, представляющий будущие экономические выгоды от приобретаемых при объединении бизнеса активов, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию, или будущие экономические выгоды в результате синергии между приобретенными идентифицируемыми активами или от активов, которые по отдельности не удовлетворяют критериям для признания в финансовой отчетности.

3.22    класс нематериальных активов: Группировка активов, сходных по характеру и тому, каким образом они используются в деятельности предприятия/организации (например, авторские права, патентные права, права на средства индивидуализации, лицензии и франшизы).

3.23    расходы на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки: Расходы. относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Примечание — К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относятся:

а)    суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений). используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленные за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

б)    суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

в)    материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

г)    другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда.

д)    стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок,

ж) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с (4), в сумме не более 1.5 процента доходов от реализации

3.24    налогообложение нематериальных активов: Регулярная процедура определения в соответствии с законом объекта налогообложения и начисления (уплаты) размера налогов с учетом уменьшения полученных налогоплательщиком доходов на его расходы.

Примечание — Эти расходы включают:

-    расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.

-    расходы на добровольное страхование нематериальных активов, ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

-    суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле,

-    расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания:

-    расходы на информационно-консультативные услуги:

-    плата за предоставление информации о зарегистрированных правах

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БД — база данных;

ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц;

ИС — интеллектуальная собственность;

МСФО — международные стандарты финансовой отчетности;

НИОКР — научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

НИОКТР — научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

НИР — научно-исследовательская работа;

НМА — нематериальные активы;

ОИС — объекты интеллектуальной собственности;

ОКР — опытно-конструкторские работы;

ОТР — опытно-технологические работы;

ПЭВМ — программа для электронно-вычислительной машины;

РИД — результаты интеллектуальной деятельности;

РСБУ — российские стандарты бухгалтерского учета;

ТЗ — техническое задание;

ЭВМ — электронно-вычислительная машина.

5    Объекты бухгалтерского учета и нематериальных активов в сфере интеллектуальной собственности

5.1    Объектами бухгалтерского учета и нематериальных активов в сфере интеллектуальной собственности в предметной области настоящего стандарта являются исключительные (имущественные) права на охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — исключительные права на ОИС).

5.2    ОИС являются охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации, на которые распространяются исключительные права их правообладателей. Охраноспособные РИД и неохраняемые РИД объектами исключительных прав/ОИС и объектами гражданско-правового оборота не являются. Объектами гражданско-правового оборота являются исключительные права на ОИС. При этом сами ОИС объектами гражданско-правового оборота не являются, но могут быть использованы при разработке, производстве и обороте товаров.

5.3    К основным ОИС в рамках настоящего стандарта относятся:

а) охраняемые РИД. которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания:

1)    объекты авторского права:

-    произведения науки (по ГОСТ Р 55385).

-    произведения литературы (по ГОСТ Р 55386),

-    произведения искусства (по ГОСТ Р 55386).

-    иные произведения (по ГОСТ Р 55386).

-    ПЭВМ (в соответствии со статьей 1261 (1)).

-    БД (по ГОСТ Р 55386);

-    ЗО-модели (по ГОСТ Р 55386);

2)    объекты смежных прав:

-    содержание БД (по ГОСТ Р 55386),

-    исполнения (по ГОСТ Р 55386),

-    фонограммы (по ГОСТ Р 55386),

-    сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) (по ГОСТ Р 55386).

-    произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (по ГОСТ Р 55386);

3)    топологии интегральных микросхем (по ГОСТ Р 55386);

4)    сложные ОИС:

-    аудиовизуальные произведения (по ГОСТ Р 55386),

-    театрально-зрелищные представления (по ГОСТ Р 55386),

-    мультимедийные продукты (по ГОСТ Р 55386).

-    БД (по ГОСТ Р 55386);

-    единые технологии (по ГОСТ Р 55386);

5)    научные открытия (по ГОСТ Р 55384);

6)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их государственной регистрации и получения патента: изобретения (согласно статьи 1350 (1)), полезные модели (согласно статьи 1351 (1)), промышленные образцы (статьи 1352 (1)). селекционные достижения (согласно статьи 1412 (1)) (далее — объекты патентного права);

в)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима, в том числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны — секреты производства (ноу-хау) (согласно статьи 1465 (1]);

г)    средства индивидуализации юридических лиц. товаров, работ и услуг, приравненные к охраняемым РИД. в том числе фирменное наименование (по ГОСТ Р 55386); коммерческое обозначение (по ГОСТ Р 55386); товарный знак (по ГОСТ Р 55386); знак обслуживания (по ГОСТ Р 55386); наименование места происхождения товара (по ГОСТ Р 55386).

5.4    К исключительным (имущественным) правам правообладателя на ОИС относятся;

-    право использовать ОИС в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели;

-    право распоряжаться исключительным правом на ОИС. в том числе передавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлять право его использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование ОИС. при этом отсутствие запрета не означает наличие согласия;

-    право на вознаграждение за использование ОИС (кроме служебных РИД).

5.5    Объективным критерием для классификации ОИС является его предполагаемое назначение, которое подлежит оценке на основании объективных характеристик признаков, а также результатов экспертизы документов, подтверждающих наличие ОИС и прав на него, в том числе автора(ов) РИД и лравообладателя(ей) ОИС. начало и срок правовой охраны ОИС.

Правовыми основаниями, необходимыми и достаточными для возникновения исключительного (имущественного) права на ОИС. являются:

а)    для РИД. которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания. — первичные документы, во исполнение которых создан данный РИД (государственный контракт/договор и акты по сдаче-приемке его результатов, отчетные документы (при внешнем финансировании)); при-каз/план/заказ и документы по исполнению (например, служебные записки, уведомления работника о создании РИД) (при внутреннем/сметном финансировании) — с даты итогового документа, фиксирующего создание РИД;

б)    для РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их государственной регистрации. — получение патента на такой РИД с даты его приоритета;

в)    для РИД. которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима конфиденциальности, в том числе режима коммерческой тайны, — введение правового режима конфиденциальности, в том числе режима коммерческой тайны по отношению к этим РИД (как правило, с даты издания приказа об отнесении охраноспособных РИД к секретам производства (ноу-хау));

г)    для сложных ОИС — издание приказа/принятие решения о создании таких ОИС при соблюдении других условий, установленных законом для данных объектов (в том числе заключение договоров с правообладателями других охраняемых РИД, включенных в данный сложный объект при его создании);

д)    для научных открытий — выполнение процедуры депонирования после получения диплома в установленном порядке (согласно ГОСТ Р 55384);

е)    для средств индивидуализации:

-    фирменное наименование — регистрация юридического лица в налоговых органах с даты внесения в ЕГРЮЛ;

-    товарный знак и наименование места происхождения товара — государственная регистрация в патентном ведомстве — с даты принятия такого решения и выдачи свидетельства об этом;

ж)    для всех охраняемых РИД— договор отчуждения исключительного права на ОИС. либо лицензионный договор, договор коммерческой концессии или другой на предоставление права использования РИД — с даты заключения такого договора;