Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

36 страниц

Купить ГОСТ Р 58439.1-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит общие понятия и принципы, регламентирующие процессы управления информацией, характерные информационному моделированию для уровня зрелости 2, а также уровней 1 и 3 (см. рисунок 1).

Стандарт содержит требования по созданию структуры управления информацией, включающей обмен, запись, поддержку версионности данных и организацию деятельности всех участников (акторов).

Стандарт применим ко всему жизненному циклу объекта капитального строительства, включая обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервацию), эксплуатацию (в том числе текущие ремонты), реконструкцию, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

 Скачать PDF

Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 19650-1:2018, NEQ

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Информация о проекте и активах, аспектах и совместной работе

     4.1 Принципы

     4.2 Взаимосвязь между управлением информацией и совместной работой

     4.3 Аспекты управления информацией

5 Определение требований к информации и создаваемым информационным моделям

     5.1 Принципы

     5.2 Корпоративные требования к информации

     5.3 Требования к информации об активах

     5.4 Требования к информации по проекту

     5.5 Требования к обмену информацией

     5.6 Информационная модель актива

     5.7 Информационная модель проекта

6 Процесс доставки информации

     6.1 Принципы

     6.2 Соотношение с жизненным циклом актива

     6.3 Определение требований к информации и планированию доставки информации

7 Функции управления информацией по проекту и активам

     7.1 Принципы

     7.2 Функции управления информацией об активах

     7.3 Функции управления информацией по проекту

     7.4 Функции управления информацией по задаче

8 Совместная работа на основе информационных контейнеров

9 Квалификация и возможности группы исполнителей

     9.1 Принципы

     9.2 Состав критериев для оценки квалификации и возможностей

10 Планирование доставки информации

     10.1 Принципы

     10.2 Сроки доставки информации

     10.3 Матрица ответственности

     10.4 Определение стратегии объединения и структуры разбиения информационных контейнеров

11 Управление совместным производством информации

     11.1 Принципы

     11.2 Уровень потребности в информации

     11.3 Качество информации

12 Реализация среды общих данных и рабочего процесса

     12.1 Принципы

     12.2 Статус "В работе"

     12.3 Переход "проверка/рассмотрение/утверждение"

     12.4 Статус "Общий доступ"

     12.5 Переход "рассмотрение/разрешение"

     12.6 Статус "Опубликовано"

     12.7 Статус "Архив"

13 Итоговые положения информационного моделирования в строительстве согласно настоящему стандарту и ГОСТ Р 58439.2

Приложение А (справочное) Примеры стратегии объединения и структуры разбиения контейнеров

Библиография

 
Дата введения01.09.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия06.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

02.07.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии347-ст
РазработанАО НИЦ Строительство - ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко
ИзданСтандартинформ2019 г.

Organization of information about capital construction facilities. Information management using in construction information modelling technology. Part 1. Concepts and principles

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р

58439.1-

2019

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования

Часть 1

Понятия и принципы

(ISO 19650-1:2018, NEQ)

Издание официальное

Москва

Стандартимформ

2019

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский центр «Строительство» (АО «НИЦ «Строительство») — Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени В.А. Кучеренко (ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июля 2019 г. Ns 347-ст

4    Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 19650-1:2018 «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы» (ISO 19650-1:2018 «Organization of information about construction works — Information management using building information modeling — Part 1: Concepts and principles». NEQ)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ, оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

3.1.3.13    код состояния (status code): Метаданные, описывающие целевую применимость содержимого информационного контейнера.

3.1.3.14    среда общих данных (common data environment): Единый источник информации для любого отдельно взятого проекта или актива, предназначенный для сбора, управления и распространения каждого информационного контейнера с помощью управляемого процесса.

3.1.3.15    уровень потребности в информации (level of information need): Схема определения необходимого объема и степени детализации информации.

Примечание — Одна из целей определения уровня потребности в информации заключается в предотвращении доставки слишком большого количества информации

3.1.3.16    план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта (building information modeling execution plan): Документ, регламентирующий выполнение группой исполнителей работ аспектов контракта, связанных с управлением информацией.

3.1.3.17    предварительный план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта (pre-contract building information modeling execution plan): Документ. позволяющий группе исполнителей работ в качестве критериев оценки продемонстрировать свои методы и подходы, квалификацию и возможности, предварительно обосновав свою готовность дальнейшего выполнения положений контракта, относящихся к управлению информацией.

Примечание — На этапе формирования предварительного плана ВЕР участники и предметы инвестиционно-строительного проекта обозначаются причастием «предполагаемый», например предполагаемый ведущий исполнитель работ, предполагаемый внешний исполнитель работ, предполагаемая группа исполнителей, предполагаемая схема контрактации проекта и т д

3.1.3.18    квалификация (capability): Навыки, знания и опыт в управлении информацией.

3.1.3.19    возможность (capacity): Обеспеченность средствами, ресурсами и процедурами для управления информацией.

транзакция (transaction): Акт взаимодействия между двумя ролями, соответствующий отношениям между ними.

(ГОСТ Р 57310-2016 (ИСО 29481-1:2010), подраздел 3.171


3.1.3.20

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AIM (asset information model) — информационная модепь актива;

AIR (asset information requirements) — требования к информации об активах;

PIM (project information model) — информационная модель проекта;

ВЕР (building information modeling execution plan) — план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта;

EIR (exchange information requirements) — требования к обмену информацией;

OIR (organizational information requirements) — корпоративные требования к информации;

PIR (project information requirements) — требования к информации по проекту;

RACI (responsible — accountable — consulted — informed) — классический тип матрицы ответственности.

4 Информация о проекте и активах, аспектах и совместной работе

4.1 Принципы

Информационная модель актива (AIM) и информационная модель проекта (PIM) являются структурированными хранилищами информации, необходимыми для принятия решений на протяжении всего жизненного цикла актива. К нему относят проектирование и строительство новых активов, реконструкцию существующих активов, а также эксплуатацию и обслуживание актива. Следует ожидать, что объем информации, хранящейся в информационных моделях, а также количество различных целей, для которых она используется, будут в основном возрастать на протяжении капитального строительства и в ходе управления активом.

Как модель AIM, так и модель PIM могут включать в себя структурированную и неструктурированную информацию. Примерами структурированной информации являются цифровые информационные модели, календарные графики и базы данных. Примерами неструктурированной информации являются документация, видеозаписи и аудиозаписи. Неоцифрованные данные, такие как образцы естественного грунтового основания и другие натурные источники информации, должны управляться с помощью процессов управления информацией посредством соответствующих перекрестных ссылок, например номеров образцов.

Большинство проектов включает в себя работу над некоторым существующим активом, даже если с рассматриваемой точки зрения он ранее не разрабатывался. Такие проекты должны включать в себя некоторую существовавшую ранее информацию об активе, необходимую для разработки технического задания и для ответов на обращения со стороны ведущих исполнителей, работающих над проектом.

В настоящем стандарте процессы управления информацией включают в себя передачу соответствующей информации между информационной моделью актива и информационной моделью проекта в начале проекта и при его завершении.

Информация об активе и информация по проекту имеют большое значение для заказчика работ, ведущих исполнителей работ и исполнителей, участвующих в управлении активом и реализации проекта. Данное положение верно и в том случае, когда между сторонами отсутствуют формальные контракты. Заказчик работ, ведущие исполнители работ и исполнители включают собственников, операторов и управляющих построенных активов, а также представителей проектных и строительных организаций. Информация о проектах и активах также необходима для лиц. определяющих отраслевую политику, регулирующих органов, инвесторов, страховщиков и других внешних сторон.

Понятия и принципы, содержащиеся в настоящем стандарте, должны применяться таким образом. чтобы они были пропорциональны и соответствовали масштабам и сложности актива или проекта.

4.2 Взаимосвязь между управлением информацией и совместной работой

Рекомендации и требования по управлению информацией, содержащиеся в настоящем стандарте, основаны на совместной работе заказчика работ, ведущего исполнителя работ и исполнителей работ: все стороны должны участвовать в выполнении положений настоящего стандарта.

Развитие управления информацией может быть представлено в виде последовательности уровней зрелости, изображенных на рисунке 1 как уровни 1,2 и 3. Разработка стандартов, развитие технологий и уточненные методы управления информацией в совокупности способствуют повышению эффективности бизнеса. Настоящий стандарт применим главным образом на уровне зрелости 2. но также применим на уровнях 1 и 3.

Для уровня зрелости 2 характерно применение сочетания ручных и автоматизированных процессов управления информацией для создания сводной информационной модели. Сводная информационная модель содержит все информационные контейнеры, разработанные различными группами по задачам относительно рассматриваемого актива или проекта.

Аналоговый    Цифровые

Рисунок 1 — Уровни зрелости информационного менеджмента

4.3 Аспекты управления информацией

Необходимо иметь в виду различные аспекты процесса управления информацией и учитывать их в этом процессе по следующим направлениям:

-    определение требований к информации;

-    планирование доставки информации;

-    доставка информации.

Аспекты управления информацией должны быть определены в каждом конкретном случае, однако в качестве рекомендации в таблице 1 описаны четыре аспекта. Другие аспекты также могут быть полезны в зависимости от сущности актива или проекта.

Таблица 1— Аспекты управления информацией

Аспекты (точки зрения)

Цель

Пример результата

Точка зрения собственника актива

Определение точных целей (и средств), для достижения которых планируется эксплуатация актива или реализация проекта Принятие стратегических бизнес-решений

Бизнес-план

Рассмотрение стратегического портфеля активов

Анализ стоимости жизненного цикла

Точка зрения пользователя актива

Определение требований конечного пользователя актива, позволяющих получить необходимые возможности и функциональность актива при обеспечении качества на заданном уровне

Техническое задание на проект. Документация по объекту

Точка зрения акторов, реализующих проект или управляющих активом

Планирование и организация работы, мобилизация1) необходимых ресурсов, координация и контроль развития

Различные планы (например, ВЕР) Организационные схемы, графики Распределение обязанностей

Точка зрения общества

Обеспечение учета интересов общества на протяжении всего жизненного цикла актива

Государственная политика

Планы застройки и проекты планировки

территорий.

Разрешения на строительство, концессионные формы партнерства

Окончание таблицы 1

См подробно в ГОСТ Р 58439.2-2019 (подраздел 5 5).

Примечание — Относящиеся к каждому из аспектов примеры результатов не указывают на конкретного получателя результатов или исполнителя работ

5 Определение требований к информации и создаваемым

информационным моделям

5.1 Принципы

Заказчик работ должен понимать, какая информация требуется в отношении его активов или проектов. чтобы формулировать свои корпоративные или проектные цели. Эти требования могут исходить как от его собственной организации, так и от внешних заинтересованных сторон. Заказчик работ должен иметь возможность сформулировать эти требования к другим организациям и отдельным лицам, для которых они предназначены. Это относится к активам и проектам любого размера, но принципы настоящего стандарта должны применяться пропорционально размеру актива или проекта. Менее опытные заказчики работ для решения этих задач могут обратиться за помощью к экспертам.

Исполнители работ, включая ведущих исполнителей работ, могут добавить свои собственные требования к информации к числу тех требований, которые они получают. Некоторые требования к информации могут быть переданы непосредственным исполнителям работ, особенно там, где необходим обмен информацией внутри группы исполнителей, причем данную информацию допускается не передавать заказчику работ.

Заказчик работ должен точно определить цели, для достижения которых он предьявляет требования по предоставлению информации по аспектам актива, подлежащим управлению. Эти цели могут включать в себя следущее:

а)    учет активов — формирование журнала учета основных средств для обеспечения точного аудита и отчетности, включая пространственные, физические активы, а также их совокупность;

б)    оценка соответствия и регулирующая функция — заказчик работ должен указать информационные требования по обеспечению сохранности здоровья и безопасности конечных пользователей актива;

в)    управление рисками — для решения задач управления рисками, особенно по выявлению и оценке рисков, которым может подвергаться проект или готовый объект (например, в связи с опасными природными воздействиями, экстремальными погодными явлениями или пожарами), может требоваться определенная информация. В то же время доступ к другой информации может быть ограничен;

г)    поддержка решения финансово-экономических вопросов — заказчик работ должен специфицировать информацию, необходимую для поддержки рассмотрения экономического обоснования для владения и эксплуатации актива. Это должно предусматривать непрерывное развитие перечисленных ниже расходных и доходных аспектов актива, начиная с самого раннего этапа:

1)    управление производственными мощностями и фактической загрузкой — необходимо предоставить документацию о предполагаемой производительности актива и о его загрузке, поскольку эта информация необходима для дальнейшего сопоставления с фактическим коэффициентом использования для управления портфелем активов;

2)    управление безопасностью и средствами наблюдения — в соответствии с общим направлением требований безопасности для решения отдельных задач управления безопасностью и средствами наблюдения за активом и прилегающими территориями может требоваться определенная информация, в то же время доступ к другой информации может быть ограничен:

3)    поддержка реконструкции — реконструкцию всего актива или его части необходимо сопровождать подробной информацией о производственной мощности с точки зрения оценки полезных площадей, пространств, информации об уровне занятости помещений, об условиях окружающей среды и о состоянии несущих конструкций;

4)    прогнозируемые и фактические факторы воздействия — заказчик работ должен запрашивать информацию о факторах, влияющих на качество, стоимость, процессы планирования, выбросы углекислого газа (С02), потребление энергии, объемы отходов, потребление воды или другие воздействия на окружающую среду;

5)    эксплуатация — необходимая информация о нормальной эксплуатации актива должна предоставляться заказчику работ в части оценки стоимости по эксплуатации активов;

6)    техническое обслуживание и ремонт — необходимая информация о рекомендуемых операциях технического обслуживания, включая плановое предупредительное обслуживание, должна предоставляться заказчику работ для содействия планированию стоимости технического обслуживания;

7)    замена — информация о замене по нормативному или ожидаемому сроку службы и о ее стоимости должна быть доступна заказчику работ для прогнозирования расходов на замену. Утилизация материальных активов должна сопровождаться подробной информацией, касающейся основных материальных составляющих;

8)    вывод из эксплуатации и утилизация — необходимая информация о рекомендованном (плановом) выводе из эксплуатации должна быть доступна заказчику работ для прогнозирования окончания жизненного цикла и планирования стоимости.

Требования должны быть отражены в техническом задании на выполнение соответствующих видов работ.

Требования к информации, связанные со стадией капитального строительства, должны быть описаны в терминах данной стадии проекта, которые рассматриваются заказчиком работ или ведущим исполнителем работ. Требования к информации, связанные со стадией эксплуатации актива, должны быть выражены термином «Инициирующее событие» (см. 3.1.2.14) жизненного цикла, например плановое или аварийное обслуживание, инспекция пожарного оборудования, замена компонентов или смена управляющей активами организации.

I


I


Требования заинтересованных сторон

Контрактные требования

Корпоративные

Требования

£

требования

-

к информации -

1 ***

к информации (OIR)

об активах (AIR)

И

Информационная модель актива (AIM)

Вносит вклад

_i_

Требования к информации no npoetcTy(PIR)

Вносит вклад

ЯШШШШ


Результат


-1-

Вносит вклад

I


Информационная модель проекта (PIM)


Требования к обмену информацией (EIR)


I


Различные типы требований к информации и информационным моделям показаны на рисунке 2 и описаны в 5.2—5.7.

Рисунок 2 — Иерархия требований к информации

5.2 Корпоративные требования к информации

Требования OIR определяют информацию, которая необходима для достижения стратегических целей внутри организации заказчика работ. Эти требования могут возникнуть в силу ряда причин, в том числе:

-    при выработке общей стратегии ведения бизнеса;

-    в ходе разработки стратегии управления активами;

-    при планировании портфеля проектов;

-    исходя из обязательств, вытекающих из норм действующего законодательства;

-    при формировании собственных политик (например, политики в области качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (подраздел 5.2)).

Существование корпоративных требований к информации может быть связано не только с аспектами управления активами, но и с представлением годовой финансовой отчетности. Такие корпоративные требования к информации далее в настоящем стандарте не рассматриваются.

5.3    Требования к информации об активах

Требования AIR определяют административные, коммерческие и технические аспекты производства информации об активах. Административные и коммерческие аспекты должны включать в себя регламенты управления информацией, а также методы и процедуры производства работ группой исполнителей.

В технических требованиях AIR указываются подробные сведения, необходимые для формирования ответа на требования к корпоративной информации, связанной с активами. Эти требования должны быть изложены таким образом, чтобы их можно было включить в контракты по управлению активами для поддержки принятия организационных решений.

Набор требований AIR должен быть подготовлен для формирования ответа по каждому инициирующему событию стадии эксплуатации актива и, при необходимости, также должен учитывать требования информационной безопасности.

В тех случаях, когда существует цепочка поставок, ведущий исполнитель, получив требования AIR, должен разделить их на подгруппы и передать в соответствии с контрактами своим собственным исполнителям работ. Требования AIR, полученные ведущим исполнителем работ, могут быть дополнены его собственными требованиями к информации.

В рамках стратегии и плана управления активами будут действовать различные контракты, из общего числа которых необходимо выделить требования к информации об активах, на базе которых должен быть сформирован единый согласованный перечень, достаточный для удовлетворения всех требований к корпоративной информации, связанной с активами.

5.4    Требования к информации по проекту

Требования PIR отражают информацию, необходимую для достижения стратегических целей внутри организации — заказчика работ в отношении конкретного проекта капитального строительства. Требования к информации по проекту формируются как из потребностей управления проектом капитального строительства, так и исходя из потребностей последующего управления построенным активом.

Набор требований к информации должен быть сформирован для каждой точки принятия ключевых решений заказчика работ на протяжении проекта.

Организации, постоянно выступающие в роли заказчика, могут разработать общий набор требований к информации по проекту, который может быть применен с изменениями или без них во всех проектах данных организаций.

5.5    Требования к обмену информацией

Требования EIR определяют административные, коммерческие и технические аспекты производства информации о проекте. Административные и коммерческие аспекты должны включать в себя регламент управления информацией, а также методы и процедуры производства работ группой исполнителей.

В технических аспектах требований EIR должны быть отражены подробные сведения, необходимые для удовлетворения требований PIR. Эти требования должны быть изложены таким образом, чтобы их можно было включить в контракты, связанные с проектом. Требования EIR обычно должны быть согласованы с инициирующими событиями, отражающими завершение некоторых или всех этапов проекта.

Требования EIR следует определять везде, где заключаются контракты. В частности, ведущий исполнитель, получив требования EIR. должен разделить их на подгруппы и передать в соответствии с контрактами своим собственным исполнителям работ и так же далее по цепочке поставок. Требования EIR. полученные исполнителями, включая ведущих исполнителей, могут быть дополнены их собственными требованиями к обмену информацией. Некоторые из требований EIR могут быть переданы их собственным исполнителям, особенно там, где необходим обмен информацией внутри группы исполнителей работ, и эта информация может не передаваться заказчику работ.

В рамках проекта может существовать ряд различных соглашений, из общего числа которых необходимо выделить требования к обмену информацией, на базе которых должен быть сформирован единый согласованный перечень, достаточный для удовлетворения всех требований к информации по проекту.

5.6 Информационная модель актива

ПРГАНИЗДИИПННПР VnPARflFHMF

Например, по ГОСТ Р ИСО 9001

А — начало стадии капитального строительства — передача соответствующей информации из модели AIM в модель PIM. В — поступательное развитие модели этапа проектирования в виртуальную строительную модель; С — завершение стадии капитального строительства — передача соответствующей информации из модели PIM в модель AIM


Рисунок 3 — Общий вид жизненного цикла по управлению информацией об активах и проекте


Модель AIM должна поддерживать как стратегические, так и повседневные процессы управления активами, установленные заказчиком работ. Она также должна стать источником информации в начале реализации нового проекта капитального строительства (см. рисунок 3). Модель AIM может содержать реестры оборудования, совокупные затраты на техническое обслуживание, сведения о датах монтажа и сроках технического обслуживания, о собственниках отдельных объектов имущества и другие данные. которые заказчик работ считает ценными и которыми он хочет системно управлять.

5.7 Информационная модель проекта

Модель PIM должна поддерживать процесс реализации проекта капитального строительства и участвовать в формировании информационной модели актива (AIM) для поддержки последующей деятельности по управлению активами (см. рисунок 3). Модель PIM должна также храниться как часть долгосрочного архива проекта для целей аудита. На этапе разработки проектной документации модель PIM может содержать сведения о геометрии, расположении оборудования, требованиях к эксплуатационным характеристикам, а на этапе выполнения строительно-монтажных работ — о технологии строительства. календарных графиках работ, стоимости, комплектующих и об установленных системах, компонентах и оборудовании (включая требования по техническому обслуживанию).

6 Процесс доставки информации

6.1    Принципы

6.1.1    Спецификация и доставка информации по проекту и активу строятся на основе четырех общих принципов, каждый из которых является предметом более подробного обсуждения в настоящем стандарте.

6.1.1.1    Информация необходима для принятия решений на всех стадиях жизненного цикла актива. включая стадию разработки концепции нового актива, изменения или улучшения существующего актива, вывода актива из эксплуатации. Все вышеперечисленное рассматривается как часть общей системы управления активом.

6.1.1.2    Информация специфицируется и конкретизируется постепенно с помощью наборов требований. формируемых заказчиком работ. Доставка информации осуществляется постадийно. на плановой основе ведущими исполнителями и исполнителями работ. Кроме того, заказчик работ может предоставлять некоторую справочную информацию одному или нескольким исполнителям напрямую.

6.1.1.3    Требования к информации должны передаваться по цепочке поставок к наиболее подходящему участнику или к точке наиболее удобного предоставления ответа на требования.

Примечание — Принцип необходим при наличии цепочки поставок

6.1.1    4 Обмен информацией предполагает совместное использование и координацию информации через среду общих данных с использованием четко определенных операционных процедур, обеспечивающих последовательный подход в действиях всех привлеченных организаций.

6.1.2    Принципы следует применять таким образом, чтобы они соответствовали способам управления активом или контексту реализации проекта.

6.2    Соотношение с жизненным циклом актива

Модели AIM и PIM разрабатываются на протяжении всего жизненного цикла информации. Эти информационные модели используются в течение жизненного цикла актива для принятия решений, связанных как с активом, так и с проектом.

На рисунке 3 показаны жизненный цикл актива для стадии эксплуатации и капитального строительства (зеленый круг в центре рисунка 3) и некоторые виды деятельности по управлению информацией (точки А—С). В дополнение к показанным на рисунке трем стадиям должна также быть проведена верификация принятых проектных решений относительно фактических эксплуатационных характеристик возведенного актива на этапе эксплуатации. Сроки будут зависеть от того, когда и как часто будет проводиться рассмотрение после завершения и проверки эксплуатационных характеристик актива. Неудовлетворительные результаты верификации могут означать необходимость ремонтных работ. Во время эксплуатации возникают инициирующие события, которые могут вызвать необходимость действий. связанных с управлением информацией, что приведет к одной или нескольким транзакциям по обмену информацией.

На рисунке 3 также показано, что действие настоящего стандарта по управлению информацией осуществляется в контексте системы управления активами на основе ГОСТ Р 55.0.01. а также системы управления проектами на основе ГОСТ Р ИСО 21500. которая существует в рамках организации управления в соответствии с системой качества ГОСТ Р ИСО 9001. Другие стандарты, такие как серия стандартов [3] (качество данных) и ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 (управление информационной безопасностью), также имеют непосредственное отношение к данным вопросам, но для удобства восприятия общего вида жизненного цикла они не указаны.

Перечисленные ниже основные принципы управления информацией об активах (как указано в ГОСТ Р 55.0.01) имеют большое значение и поэтому перечислены в настоящем стандарте:

-    заказчик работ особым образом взаимоувязывает управление активами с достижением своих бизнес-целей посредством тактики, стратегии и планирования:

-    информация об активах должна быть надлежащей и своевременной, что является одним из основных требований для успешного управления активами;

-    руководящая роль и ключевые решения в вопросах управления информацией об активах исходят от службы высшего руководства собственника (оператора) активов.

Следующие основные принципы (как указано в ГОСТ Р ИСО 9001) также имеют большое значение и поэтому перечислены в настоящем стандарте:

-    основное внимание уделяется клиенту (получателю или конечному пользователю информации по активу или проекту);

-    используется цикл «Планирование —Действие — Проверка — Корректировка» (для разработки и предоставления информации об активе или проекте);

-    в обеспечении согласованных результатов большое значение имеют вовлечение людей и поощрение соответствующего образа их действий.

6.3 Определение требований к информации и планированию доставки информации

6.3.1 Общие принципы

Вся информация об активах и проекте, которая должна быть предоставлена в течение жизненного цикла активов, должна формироваться заказчиком работ с использованием наборов требований к информации. Соответствующие требования к информации должны быть представлены каждому предполагаемому ведущему исполнителю в процессе закупок. Это также применимо в случае, когда рабочие инструкции выдаются одним подразделением организации другому подразделению той же организации. Ответ по каждому требованию должен быть подготовлен предполагаемым ведущим исполнителем работ и рассмотрен заказчиком работ до заключения контракта. Ответ на требования к информации впоследствии подлежит управлению и разработке каждым ведущим исполнителем и включается в план их деятельности по управлению активами или проектом. Управление и доставка информации осуществляются каждым ведущим исполнителем и утверждаются организацией, выдавшей требования. Цикл обратной связи обеспечивает в случае необходимости пересмотр представленной информации. Общая блок-схема этого процесса показана на рисунке 4.

Документирование оценки рисков доставки информации об активах или проекте должно быть включено в общую оценку рисков активов или проекта, чтобы характер рисков доставки информации, их последствия и вероятность возникновения были понятными и управляемыми. Понятия и принципы, изложенные в настоящем стандарте, следует учитывать при оценке рисков доставки информации.

Требования к информации формируются для решения вопросов, ответы на которые необходимо иметь при принятии важных решений по активам в разных ключевых точках стадий капитального строительства и эксплуатации активов. Планы доставки информации разрабатываются каждый раз, когда ведущему исполнителю поручается роль по управлению активами или мероприятия в рамках проекта капитального строительства. Сюда входят параллельные контракты, заключаемые заказчиком работ применительно к проектированию, строительству или любым другим работам, а также заключаемые впоследствии контракты для формирования цепочки поставок, например внутри строительной компании (группы).

Рисунок 4 — Общая блок-схема и планирование доставки информации

На рисунке 5 показано распределение процессов управления информацией и их применимость к каждому контракту в рамках проекта. Подобное распределение процессов следует применять для каждого соглашения на протяжении управления активами.

Каскад требований к информации и предоставление информации имеют некоторые ключевые особенности, которые объясняются в 6.3.2—6.3.5 и сопровождаются примерами для одного конкретного вида закупок.

Проект Согласно контракту

Мероприятия,

Мероприятия.

Мероприятия.

проводимые

предпринятые

проводимые

на этапе

на этапо

на этапе

закупок

планирования

производства


Рисунок 5 — Иллюстрация распределения процессов

Дополнительные принципы, касающиеся функций управления информацией, совместной работы и возможностей исполнителя работ, изложены в разделах 7, 8 и 9. Дополнительные принципы, касающиеся планирования доставки информации, изложены в разделе 10. Дополнительные принципы, касающиеся производства и доставки информации, изложены в разделах 11 и 12.

6.3.2 Предоставление группой исполнителей информации для собственника активов (эксплуатирующей организации) или для принятия решения заказчиком

На рисунке 6 показан пример ключевого решения, принимаемого заказчиком работ. Это решение принимается в точке принятия ключевого решения (ромб на рисунке 6). где набор требований к информации определяется и передается ниже в группу исполнителей (ведущий исполнитель работ и, при необходимости, другие исполнители работ). Информация доставляется посредством обмена информацией в точке, обозначенной на рисунке 6 закрашенным кругом.

Заказчик работ должен обсуждать и согласовывать любые существенные изменения с ведущим исполнителем работ и затем обновлять эти данные.


Заказчик работ


Корпоративные требования к информации (OIR) или требования к информации по проекту (PIR)



Ключевое решение на этапе N

Требования

11

Результаты доставки информации

Обмен информацией

О

Требования

11

Результаты доставки информации

Ведущий исполнитель работ


Требования ||

Исполнитель или исполнители работ


Рисунок 6 — Связь между точкой принятия ключевого решения и информацией от ведущего исполнителя работ

6.3.3 Проверка информации в начале и при завершении этапов проекта

На рисунке 7 показан обмен информацией в момент меаду окончанием одного этапа проекта капитального строительства и началом следующего этапа.


Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................2

4    Информация о проекте и активах, аспектах и совместной работе.............................5

4.1    Принципы.......................................................................5

4.2    Взаимосвязь между управлением информацией и совместной работой....................6

4.3    Аспекты управления информацией..................................................7

5    Определение требований к информации и создаваемым информационным моделям............8

5.1    Принципы.......................................................................8

5.2    Корпоративные требования к информации............................................9

5.3    Требования к информации об активах...............................................10

5.4    Требования к информации по проекту...............................................10

5.5    Требования к обмену информацией.................................................10

5.6    Информационная модель актива...................................................11

5.7    Информационная модель проекта..................................................11

6    Процесс доставки информации........................................................12

6.1    Принципы......................................................................12

6.2    Соотношение с жизненным циклом актива...........................................12

6.3    Определение требований к информации и планированию доставки информации...........13

7    Функции управления информацией по проекту и активам...................................17

7.1    Принципы......................................................................17

7.2    Функции управления информацией об активах........................................18

7.3    Функции управления информацией по проекту........................................18

7.4    Функции управления информацией по задаче.........................................18

8    Совместная работа на основе информационных контейнеров...............................19

9    Квалификация и возможности группы исполнителей.......................................19

9.1    Принципы......................................................................19

9.2    Состав критериев для оценки квалификации и возможностей............................19

10 Планирование доставки информации..................................................20

10.1    Принципы.....................................................................20

10.2    Сроки доставки информации......................................................20

10.3    Матрица ответственности........................................................20

10.4    Определение стратегии объединения и структуры разбиения информационных контейнеров. .21

11 Управление совместным производством информации....................................21

11.1    Принципы......................................................................21

11.2    Уровень потребности в информации................................................22

11.3    Качество информации...........................................................22

12 Реализация среды общих данных и рабочего процесса...................................23

12.1    Принципы.....................................................................23

12.2    Статус «В работе»..............................................................24

Закрашенный круг обозначает акт обмена информацией. Вертикальные стрелки обозначают информационные требования и информацию, передаваемые между заказчиком работ и ведущим исполнителем работ. Круговые стрелки слева от вертикальных стрелок представляют собой доставку информации от ведущего исполнителя работ, проверку этой информации заказчиком работ относительно требований, а также любые итерации, необходимые для завершения обмена информацией (например, если требуемой информации недостаточно или она не соответствует требованиям к качеству информации). Круговые стрелки справа от вертикальных стрелок представляют собой предоставление информации от заказчика работ к ведущему исполнителю работ, проверку этой информации относительно того, что необходимо для начала следующего этапа проекта, и любые итерации для завершения обмена информацией.

Процедуры утверждения и принятия должны быть согласованы и задокументированы до момента начала обмена информацией.

Необходимо организовать проверку информации на старте этапа проекта, где меняется исполнитель работ между завершаемым и следующим этапами. Вторая проверка должна выполняться в случае задержки начала следующего этапа проекта. Возможны ситуации, когда вторая проверка информации не требуется, например когда один и тот же ведущий исполнитель работ занят на обоих этапах проекта.и задержки в календарном графике реализации проекта не возникает.

Заказчик работ


Требования

Информация, подлежащая доставке

Этап N

1 4 1\ 1 а 1М

k ft

Этап N ♦ 1

Конец этапа

ft

Начало этапа


Ведущий исполнитель работ


Информацию следует также проверять, еспи на этапе проекта происходит смена ведущего исполнителя работ. В этих обстоятельствах следует принимать во внимание любые имеющиеся ограничения по использованию информации ранее действовавшего исполнителя.

Рисунок 7 — Проверка информации во время обмена информацией

6.3.4 Получение информации от всей группы исполнителей

На рисунке 8 показано, как информация, доставляемая при обмене информацией, принимается от расширенных групп исполнителей для проектных работ (левая часть рисунка) и для строительных работ (правая часть рисунка). Для большей наглядности схемы контрактации представлены горизонтальными пунктирными пиниями (например, различные уровни контрактов). Каждый ведущий исполнитель работ может делегировать выполнение всех или части требований к информации, полученных от их заказчика работ, а также может добавлять свои собственные требования к информации. Роль каждого ведущего исполнителя в соблюдении требований AIR или EIR в зависимости от ситуации должна определяться в планах доставки. Информация, собираемая каждым основным исполнителем от своих групп исполнителей, передается заказчику работ с выполнением проверки и возможным повторным представлением информации, как объясняется на рисунке 7.

Если к группе исполнителей присоединяются новые участники, план доставки должен быть обновлен, чтобы отразить информацию, которую они будут вносить при дальнейшем обмене информацией.

12.3    Переход «лроверка/рассмотрение/утверждение».....................................24

12.4    Статус «Общий доступ»..........................................................24

12.5    Переход «рассмотрение/разрешение»..............................................24

12.6    Статус «Опубликовано»..........................................................25

12.7    Статус «Архив».................................................................25

13 Итоговые положения информационного моделирования в строительстве согласно настоящему

стандарту и ГОСТ Р 58439.2..........................................................25

Приложение А (справочное) Примеры стратегии объединения и структуры разбиения контейнеров . . .27 Библиография........................................................................30

Введение

Настоящий стандарт определяет понятия и принципы для бизнес-процессов управления и производства информации (называемых информационным менеджментом) в строительстве на протяжении жизненного цикла активов, представленных в форме объектов капитального строительства, с использованием информационного моделирования (BIM). Эти процессы могут положительно влиять на результаты деловой активности собственников (операторов) актива, заказчиков, участников цепочки поставок, инвесторов проекта и тех. кто повышает возврат инвестиций, сокращает риски и снижает стоимость за счет разработки и использования информационных моделей проектируемых, строящихся и уже возведенных объектов капитального строительства.

Настоящий стандарт прежде всего предназначен для использования лицами:

-    вовлеченными в процессы заказа, проектирования, строительства и/или ввода в эксплуатацию строительных объектов:

-    вовлеченными в мероприятия по управлению активами, включая эксплуатацию и техническое обслуживание.

Настоящий стандарт применим к построенным зданиям и сооружениям, инвестиционно-строительным проектам всех размеров и уровней сложности. Однако требования, включенные в настоящий стандарт, должны применяться таким образом, чтобы они были пропорциональны и соответствовали масштабам и сложности объекта или проекта. Особенности применения требований стандарта важно учитывать в связи с тем. что управлением активами и реализацией проектов занимаются преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Важно обеспечить максимальную интеграцию процедур закупок и мобилизации подрядчиков в проектах строительства или работах по эксплуатации объектов капитального строительства с существующими процессами закупок и мобилизации.

Конкретные требования по управлению информацией на протяжении реализации строительных проектов будут приведены во второй части настоящего стандарта. Они основаны на понятиях и принципах первой части стандарта, но сама по себе первая часть не обязывает применять вторую часть стандарта. Следующие части настоящего стандарта могут быть опубликованы позже.

Понятия и принципы, содержащиеся в настоящем стандарте, направлены на всех участников, вовлеченных в жизненный цикл актива. К ним относятся собственники (операторы) актива, заказчики, группы проектировщиков и строителей, производители оборудования, специалисты по инженерным системам. технические регуляторы строительства, инвесторы, страховые компании, конечные пользователи. а также иные заинтересованные стороны.

Существует много различных способов, благодаря которым собственники (операторы) актива или заказчики могут наилучшим образом удовлетворить свои частные требования, а также соответствовать контексту национальных требований. К этому относятся схемы контрактации и механизмы контрактов. Понятия и принципы управления информацией, описанные в настоящем стандарте, должны приниматься и применяться в соответствии с определенными обстоятельствами и требованиями к мероприятиям по управлению активами или реализации строительного проекта. Требования к информации должны указывать на способы их выполнения, а все детали должны быть согласованы заранее. Только в этом случае возможно обеспечить эффективное выполнение установленных требований.

Для обеспечения эффективности при возведении и эксплуатации объектов решающее значение имеет взаимодействие между участниками, вовлеченными в проекты строительства и управление построенными активами. Чтобы добиться более высокого уровня качества и большего повторного применения накопленных знаний и опыта, организации все чаще выбирают работу в новой среде коллективного взаимодействия. Важными результатами такой совместной работы являются эффективное общение, повторное использование и обмен информацией, а также снижение рисков возникновения потерь, противоречий и неверного истолкования.

Полноценная совместная работа требует взаимопонимания и доверия, а также более глубокого уровня стандартизации процесса, чем это происходило до сих пор. Только в этом случае можно обеспечить своевременное производство информации и ее доступность для участников процесса. Требования к информации должны передаваться по цепочке поставок до той точки, где эта информация может быть произведена наиболее эффективным способом. Затем требуемая информация должна быть собрана и возвращена назад.

В настоящее время ежегодно на исправления неструктурированной информации или результатов неправильного управления информацией неподготовленным персоналом, на решение проблем, возникающих из-за несогласованных действий участников проектов, а также на решение проблем, связанных с повторным использованием и воспроизведением информации, тратятся значительные ресурсы. Эти ресурсы относятся к потерям, которые можно уменьшить, если применять понятия и принципы, изложенные в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт уточняет или изменяет некоторые основные положения ИСО 19650-1:2018 в соответствии с принятыми в Российской Федерации терминами и определениями, а именно: «жизненный цикл» («Life cycle»), «план реализации задач информационного моделирования инвестиционно-строительного проекта» («В1М execution plan»), «стадия капитального строительства» («Delivery phase»), «стадия эксплуатации» («Operational phase») и «среда общих данных» («Common data environment»). Кроме того, в текст настоящего стандарта не включены нормативные ссылки, имевшиеся в ИСО 19650-1:2018. на другие стандарты ИСО. не имеющие аналогов в российской нормативно-технической документации.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЪЕКТАХ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования

Часть 1

Понятия и принципы

Organization of information about capital construction facilities Information management using in construction information modeling technology Part 1. Concepts and principles

Дата введения — 2019—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит общие понятия и принципы, регламентирующие процессы управления информацией, характерные информационному моделированию для уровня зрелости 2. а также уровней 1 и 3 (см. рисунок 1).

Настоящий стандарт содержит требования по созданию структуры управления информацией, включающей обмен, запись, поддержку версионности данных и организацию деятельности всех участников (акторов).

Настоящий стандарт применим ко всему жизненному циклу объекта капитального строительства, включая обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервацию), эксплуатацию (в том числе текущие ремонты), реконструкцию, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Однако ввиду большой разновидности типов активов и размеров организаций, к которым применим настоящий стандарт, а также связанного с этим широкого спектра потенциальных контрактных стратегий положения настоящего стандарта должны рассматриваться с учетом этого многообразия и гибко применяться. В связи с вышеизложенным, а также принимая во внимание возможную стоимость внедрения настоящего стандарта, понятия и принципы, изложенные в нем. должны быть адаптированы к масштабу и сложности строительного проекта или имеющегося актива.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014 Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология

ГОСТ Р 58439.2-2019 Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 2. Стадия капитального строительства

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 12006-2 Строительство. Модель организации данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации

ГОСТ Р ИСО 12006-3 Строительство. Модель организации данных о строительных работах. Часть 3. Основы обмена объектно-ориентированной информацией

ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Общий обзор и терминология

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины, определения и сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Общие термины

3.1.1.1    матрица ответственности (responsibility matrix): Таблица, содержащая роли каждого участника группы проекта, отвечающего за выполнение отдельных этапов и задач проекта.

Примечания

1    Адаптировано из стандарта (1) (статья 3 16)

2    Матрица ответственности классического типа «RACI» предполагает разделение обязанностей между такими ролями, как ответственный исполнитель, подотчетный руководитель, консультант и администратор

пространство (space): Ограниченный трехмерный обьем. определяемый физически или теоретически.

(ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017, пункт 3.1.8)


3.1.1.2

3.1.2 Термины, имеющие отношение к активам и проектам капитального строительства

3.1.2.1

актор (actor): Лицо, организация или ее подразделение (так же как департамент, группа и т. д.), вовлеченные в процесс строительства.

(ГОСТ Р 57310-2016 (ИСО 29481-1:2010), подраздел 3.2]

Примечание — Для целей настоящего стандарта строительные процессы рассматриваются применительно к стадии капитального строительства (см 3.1.2.11) и стадии эксплуатации актива

3.1.2.2    контракт (appointment): Предварительно определенное соглашение по выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров.

Примечание — Термин используется независимо от наличия формального контракта между сторонами

3.1.2.3    исполнитель работ (appointed party): Поставщик товаров, исполнитель работ, услуг.

Примечания

1    Для каждой группы исполнителей должен быть определен ведущий исполнитель (lead appointed party), в роли которого может выступать одна из групп по задаче, связанная с производством информации в соответствии с контрактом

2    Поставка товаров, работ, услуг предполагает также предоставление требуемой информации относительно поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг

3    Термин используется независимо от наличия формального контракта между сторонами

3.1.2.4    заказчик работ (appointing party): Получатель товаров, результатов работ или услуг от ведущего исполнителя работ.

Примечания

1 К термину также относится получение требуемой информации относительно работ, товаров или услуг

2    Заказчик работ в большинстве случаев может привлекать третьих лиц для помощи в задачах управления информацией или передать эту функцию непосредственно исполнителю работ, особенно если у заказчика работ недостаточно собственных ресурсов и компетенции, и при условии, что это не создает конфликта интересов

3    Термин используется независимо от наличия формального контракта между сторонами

3.1.2.5    заказчик (client): Актор, ответственный за инициирование проекта и утверждение технического задания.

Примечание — Под заказчиком понимается государственный заказчик, застройщик (инвестор), технический заказчик или юридическое лицо, осуществляющее функции технического заказчика.

3.1.2.6    группа исполнителей (delivery team): Ведущий исполнитель работ и назначенные им другие исполнители работ.

Примечания

1    Группа исполнителей может быть любого размера от одного человека, выполняющего все необходимые функции, до сложных многуровнееых групп по задачам, ответственных за производство информации Размер и структура каждой группы исполнителей соответствуют масштабам и сложности мероприятий по управлению активом или инвестиционно-строительным проектом

2    Несколько групп исполнителей могут назначаться для параллельной и/или последовательной работы применительно к одному активу или проекту, в соответствии с масштабом и сложностью мероприятий по управлению активом или инвестиционно-строительнм проектом.

3    Группа исполнителей может состоять из нескольких групп по задачам, как из организации — ведущего исполнителя работ, так и из других исполнителей работ

4    Группа исполнителей работ может формироваться непосредственно заказчиком работ, а не исключительно ведущим исполнителем работ

3.1.27

задача (task): Комплекс мероприятий, как правило, под ответственность одного агента.

(ГОСТ Р ИСО 22263-2017, подраздел 3.16]

3.1.2.8    группа по задаче (task team): Исполнитель работ, производящий информационные контейнеры в рамках своего контракта.

Примечание — Группа по задаче может, например, отвечать за реализацию архитектурного, или конструктивного, или одного из инженерных разделов проекта и т. д

3.1.2.9

актив (asset): Идентифицируемый предмет, вещь или объект, который имеет потенциальную или действительную ценность для организации.

[ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014, пункт 3.2.1]

Примечани е —Актив также относится к понятиям «здание» и «сооружение», используемым в определении термина «Жизненный цикл» (см. 3.1.2.11).

3.1.2.10    проект (project): Инвестиционно-строительный проект, представляющий комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.

3.1.2.11    жизненный цикл (life cycle): Период, в течение которого осуществляются обоснование инвестиций, инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Примечание — К зданиям и сооружениям также относится понятие «Актив* (см. 3.1.2 9).

3.1.2.12    стадия капитального строительства (delivery phase): Часть жизненного цикла строительного объекта, предшествующая по времени моменту окончания периода его ввода в эксплуатацию.

Примечание — Для стадии капитального строительства обычно характерен поэтапный подход к реализации проекта.

3.1.2.13    стадия эксплуатации (operational phase): Часть жизненного цикла строительного объекта начиная с момента начала его эксплуатации и технического обслуживания.

3.1.2.14    инициирующее событие (trigger event): Плановое или внеплановое событие, изменяющее актив или его статус (состояние) на протяжении его жизненного цикла и приводящее к обмену информацией.

Примечание — На протяжении стадии капитального строительства инициирующие события обычно отражают завершение этапов проекта

3.1.2.15    точка принятия ключевого решения (key decision point): Момент времени жизненного цикла, когда принимается критически важное для актива решение или выбирается направление дальнейшего развития актива.

Примечание — В рамках инвестиционно-строительного проекта точка принятия ключевого решения обычно согласована с его этапами

3.1.3 Термины, связанные с управлением информацией

3.1.3.1    информация (information): Представление данных формализованным способом, подходящим для передачи, интерпретации или обработки.

Примечания

1    Адаптировано из стандарта (2) (пункт 3.1.4).

2    Информация может обрабатываться человеком или с помощью средств автоматизации.

3.1.3.2    требования к информации (information requirement): Спецификация о характере, сроке, способе и получателе производимой информации.

3.1.3.3    корпоративные требования к информации (organizational information requirements): Требования к информации в отношении целей организации.

3.1.3.4    требования к информации об активах (asset information requirements): Требования к информации в отношении эксплуатируемого актива.

3.1.3.5    требования к информации по проекту (project information requirements): Требования к информации в отношении реализации проекта капитального строительства актива.

3.1.3.6    требования к обмену информацией (exchange information requirements): Требования к информации в отношении контракта.

3.1.3.7    обмен информацией (infonnation exchange): Действие по полному или частичному выполнению требований к информации.

3.1.3.8    информационная модель (information model): Совокупность структурированных и неструктурированных информационных контейнеров, представляющая собой единый достоверный источник информации по проекту (активу) на всех или отдельных стадиях его жизненного цикла.

Примечание — Информационные контейнеры со структурированной информацией включают в себя цифровые информационные модели, спецификации, базы данных. Контейнеры с неструктурированной информацией вклкнают в себя текстовую и графическую документацию, видеозаписи, звукозаписи

3.1.3.9    информационная модель актива (asset information model): Информационная модель, относящаяся к стадии эксплуатации актива.

3.1.3.10    информационная модель проекта (project information model): Информационная модель. относящаяся к стадии капитального строительства.

3.1.3.11    объединение (federation): Создание информационной модели из отдельных информационных контейнеров.

Примечание — Отдельные информационные контейнеры, используемые во время объединения, могут поступать от различных групп по задачам

3.1.3.12    информационный контейнер (information container): Именованный неизменяемый набор информации, извлекаемый из иерархии файлов, систем или программных приложений.

Пример — Подкаталог, файл с информацией (включая модель, документ, таблицу, календарный график) или некопюрое подмножество такого файла, например глава или раздел, слой или символ.

Примечания

1    Неизменяемая информация должна существовать на протяжении такого периода времени, пока она необходима для управления Используется в противоположность изменяющейся информации, такой как результаты поиска в сети Интернет

2    Именование информационного контейнера должно соответствовать принятому соглашению об именованиях.