Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

94 страницы

Купить ГОСТ Р 58337-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования, установленные стандартом, применяются к IAQG (Международная группа по качеству) и соответствующим секторам с целью управления надзором за выполнением требований, установленных в стандартах серии ЕН 9104 (т.е. ЕН 9104-001, ЕН 9104-002, ЕН 9104-003). Требования распространяются на рабочие группы IAQG (например, SMS, OPMT), компании - участницы IAQG, органы по аккредитации, CBMC и экспертов по оценке другой стороны по надзору за органами по сертификации, органами по аккредитации, AAB и ТРАВ.

 Скачать PDF

Идентичен DIN EN 9104-002:2016

Оглавление

1 Область применения

     1.1 Назначение

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие положения

5 Требования, предъявляемые к персоналу, принимающему участие в надзоре и оценке

     5.1 Общие положения

     5.2 Эксперт по оценке другой стороны

     5.3 Конфиденциальность и конфликт интересов

6 Обязанности

     6.1 Общие положения

     6.2 Руководитель наблюдательной оценочной группы

     6.3 Эксперт по оценке другой стороны

     6.4 Группа управления другой стороной IAQG (IAQG OPMT)

     6.5 Структура управления сектором (SMS) или Комитет управления органами по сертификации (CBMC)

     6.6 Председатель надзорной комиссии SMS или CBMC

     6.7 Компания—участница IAQG

7 Требования к проведению надзорных оценок

     7.1 Периодичность проведения надзора

     7.2 Надзор структуры управления сектором, основанный на оценке рисков

     7.3 Управление программой совместного надзора

     7.4 Составление графика совместного надзора

     7.5 Планирование совместной надзорной оценки

     7.6 Надзор за базой данных OASIS

     7.7 Надзор за структурой управления сектором и комитетом управления органами по сертификации

     7.8 Надзор за органом по аттестации аудиторов

     7.9 Надзорная оценка органов по одобрению организаторов обучения

     7.10 Надзорная оценка подготовительного курса

     7.11 Надзор за органами по аккредитации

     7.12 Надзор за органами по сертификации

     7.13 Дополнительный надзор компаниями - участницами Международной аэрокосмической группы по качеству

     7.14 Отчетность о проведении надзорных оценок

     7.15 Несоответствия, выявленные входе проведения надзорной оценки

8 Ежегодный обзор результатов надзорных оценок

     8.1 Общие положения

     8.2 Обзор деятельности структуры управления сектором или комитета управления органами по сертификации

     8.3 Обзор деятельности органа по аккредитации

9 Процесс разрешения жалоб

10 Записи

Приложение A (справочное) Формы ЕН 9104-002

Приложение B (обязательное) Список сокращений

Приложение C (справочное) Модель контролируемого отраслью процесса сертификации (ICOP)

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных и европейских стандартов национальным и межгосударственным стандартам

 
Дата введения01.04.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

29.12.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1192-ст
РазработанАО Вертолеты России
ИзданСтандартинформ2019 г.

Quality management systems of organizations of aviation, space and dеfence industry. Requirements for oversight of certification system

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

58337-

2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ АВИАЦИОННОЙ, КОСМИЧЕСКОЙ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Требования по проведению надзора за системой сертификации

(DIN EN 9104-002:2016,

Aerospace series — Quality management systems — Part 002: Requirements for Oversight of Aerospace Quality Management System Certification/Registration Programs,

IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2019

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Вертолеты России» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3    УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2018 г. № 1192-ст

4    Настоящий стандарт идентичен стандарту ДИН ЕН 9104-002:2016 «Аэрокосмическая серия. Системы менеджмента качества. Часть 002 Требования к надзору за программами регистра-ции/сертификации систем менеджмента качества предприятий аэрокосмической промышленности» (DIN EN 9104-002:2016 «Aerospace series — Quality management systems — Part 002: Requirements for Oversight of Aerospace Quality Management System Certification/Registration Programs». IDT).

Указанный стандарт разработан Международной аэрокосмической группой по качеству (IAQG).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных (европейских) стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты. сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

5.3.7 Эксперты OP должны заявлять обо всех потенциальных или фактических конфликтах интересов до взятия на себя обязанностей по осуществлению надзорной деятельности. Потенциальные конфликты интересов должны быть зафиксированы в форме А (приложение А) согласно разделу 10.

6 Обязанности

6.1    Общие положения

6.1.1    IAQG ОРМТ, каждая SMS или СВМС и участвующие организации должны гарантировать, что все участники надзорного процесса осведомлены о своих функциях и обязанностях.

6.1.2    Все участники должны обеспечить договоренность со своей организацией-работодателем до участия в процессе надзора схемы ICOP. Подобная договоренность должна наделить участников соответствующими полномочиями и ресурсами, включая обучение, бюджет и время, необходимые для эффективной деятельности.

6.1.3    Члены группы экспертов по надзорной оценке должны сообщать о любых конфликтах интересов, возникающих при выполнении того или иного задания (например, эксперт ОР связан контрактными отношениями с органом по аккредитации). Все конфликты такого рода необходимо анализировать и решать при участии всех заинтересованных сторон до начала любой деятельности, относящейся к процессу надзора. В результате данной деятельности может потребоваться внесение изменений в заполненную форму А (приложение А).

6.2 Руководитель наблюдательной оценочной группы

6.2.1    При проведении оценок объединенной группой (орган по аккредитации и эксперт ОР) руководителем группы экспертов по надзорной оценке является эксперт органа по аккредитации. При проведении оценок необьединенной группой (без участия эксперта органа по аккредитации) руководителем группы экспертов по надзорной оценке является эксперт ОР

6.2.2    Необходимо идентифицировать руководителя группы экспертов по надзорной оценке и довести его роль до сведения всех заинтересованных сторон до проведения надзорной оценки.

6.2.3    При проведении оценки руководитель группы экспертов по надзорной оценке должен обеспечить соблюдение требований настоящего стандарта посредством:

a)    определения и документирования целей оценки;

b)    документального утвернщения плана всех оценочных мероприятий (за исключением оценок, проводимых в качестве наблюдателей) и доведения данного плана до сведения всех участвующих сторон;

c)    руководства оценочной деятельностью;

d)    проведения вступительного и заключительного совещаний;

e)    регистрации результатов оценки, составления оценочных отчетов, включающих все необходимые формы;

0 принятия решений касательно классификации (значительное или незначительное согласно разделу «Термины и определения» стандарта ЕН 9101) всех несоответствий, выявленных в результате оценки;

д) принятия решений о выводах по итогам проведенной оценки в соответствии с поставленными целями и предоставления соответствующих рекомендаций органу по аккредитации, SMS или СВМС (например, контрольные оценки, одобрение, сохранение, приостановка действия, отзыв);

h)    рассмотрения и согласования корректирующих мер. мер по устранению несоответствий;

i)    уведомления оцениваемой организации об устранении несоответствий.

6.2.4    Дополнительные обязанности руководителя надзорной оценочной группы включают в себя следующее:

a)    урегулирование и разрешение любых обнаруженных конфликтов интересов мехщу всеми вовлеченными сторонами:

b)    защита конфиденциальной информации, полученной в ходе проведения оценки;

c)    в случае если разрешить проблемы с оцениваемой организацией или членами группы невозможно. руководитель группы экспертов передает претензии или жалобы на рассмотрение в орган по аккредитации. СВМС. SMS или IAQG ОРМТ в соответствии с порядком разрешения претензий, установленным в разделе 9.

6.3 Эксперт по оценке другой стороны

6.3.1    Эксперты ОР несут ответственность за напичие у них полномочий и согласование их кандидатуры соответствующей компанией — участницей IAQG или Председателем надзорной комиссии SMS и перед проведением оценки обязаны предоставить форму А (приложение А) в соответствующую SMS или СВМС.

6.3.2    Эксперт ОР и организация-работодатель должны вести документальный учет с целью подтверждения квалификации экспертов ОР в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Записи, подтверждающие квалификацию и аттестацию, должны быть предоставлены по требованию в соответствующую SMS и/или СВМС. а также IAQG ОРМТ в целях проведения надзора.

6.3.3    Эксперты ОР должны заявлять обо всех потенциальных или фактических конфликтах интересов в соответствии с 5.3 до взятия на себя обязанностей по выполнению задач оценки.

6.3.4    Дополнительные обязанности эксперта ОР включают в себя следующее:

a)    обеспечение поддержки оценочной группы с целью достижения целей оценки;

b)    принятие и выполнение задач, порученных руководителем наблюдательной оценочной группы;

c)    регистрация результатов оценки;

d)    составление соответствующих оценочных отчетов, включающих в себя все необходимые формы; а также

e)    при необходимости, передача всех жалоб/вопросов на рассмотрение в орган по аккредитации. СВМС, SMS или IAQG ОРМТ в соответствии с требованиями процесса разрешения жалоб, изложенными в разделе 9.

6.4    Группа управления другой стороной IAQG (IAQG ОРМТ)

6.4.1    Обязанностью IAQG ОРМТ является управление применением стандартов серии ЕН 9104 на международном уровне, включая контроль за внедрением каждой SMS своих секторных схем и соответствием SMS требованиям стандартов серии ЕН 9104. IAQG ОРМТ должна назначить Председателя надзорной комиссии, который должен заявить о наличии потенциальных конфликтов интересов до принятия на себя обязанностей.

6.4.2    Председатель надзорной комиссии IAQG ОРМТ осуществляет руководство надзорной деятельностью IAQG ОРМТ. которая включает:

a)    взаимодействие на уровне IAQG ОРМТ и между всеми глобальными SMS по надзорной деятельности:

b)    осуществление надзора IAQG ОРМТ для SMS каждого сектора и базы данных OASIS;

c)    предоставление отчетов о результатах оценки в IAQG ОРМТ;

d)    оказание содействия при разработке и/или актуализации процедур IAQG ОРМТ и сопроводительной документации;

e)    информирование о возможностях усовершенствования схемы ICOP.

6.4.3    IAQG ОРМТ должна назначить ведущего эксперта ОР, ответственного за набор группы и планирование/проведение надзорных оценок SMS или базы данных OASIS с периодичностью, установленной в разделе 7.

6.4.4    IAQG ОРМТ должна установить порядок урегулирования жалоб (см. раздел 9).

6.4.5    IAQG ОРМТ должна разработать систему показателей для надзорной деятельности и сообщать ожидаемые результаты каждой SMS.

6.4.6    IAQG ОРМТ должна создать CSOC, в состав которого будут входить два представителя компаний — участниц IAQG и один представитель органа по аккредитации от каждой SMS.

В обязанности CSOC должны входить:

a)    анализ сложных случаев применения сертификационных структур, жалоб, касающихся сертификационных структур, и предоставление накопленного опыта в распоряжение ОРМТ;

b)    дополнительно:

-    документирование процессов подачи и рассмотрения заявок, принятия решений и передачи данных в соответствии с рабочей процедурой, утвержденной ОРМТ

Примечание — В процедуре должны быть предусмотрены функции и обязанности членов CSOC, органа по аккредитации и органа по сертификации, подающих заявки;

-    сообщение требований CSOC всем органам по аккредитации и органам по сертификации, утвержденным ICOP;

-    своевременное уведомление подавшего заявку органа по сертификации и соответствующего органа по аккредитации о решениях, принятых по всем заявкам на экспертизу комплексных структур;

-    умет показателей деятельности CSOC и обмен накопленным опытом.

6.5    Структура управления сектором (SMS) или Комитет управления органами по

сертификации (СВМС)

6.5.1    SMS может осуществлять свою деятельность при поддержке СВМС. СВМС должен отвечать требованиям, установленным SMS. и соответствующим требованиям к SMS настоящего стандарта.

Примечание — СВМС представляет собой комитет, сформированный МА1Адля управления внедрением на национальном уровне или в географических областях схемы ICOP. базирующейся на стандартах серии ЕН 9104 (например. Австрия, Франция, Германия. Италия, Испания, Швейцария. Великобритания)

6.5.2    SMS несет ответственность за управление применением стандартов серии ЕН 9104 в соответствующем международном секторе (например, Азиатско-Тихоокеанский регион. Северная и Южная Америка, Европа). В обязанности SMS входит следующее:

a)    осуществление надзора за СВМС. органами по аккредитации, органами по сертификации. ААВ и ТРАВ в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандарта ЕН 9104-001 и. в случае необходимости. присутствие на курсах обучения;

b)    разрешение жалоб или передача их на рассмотрение в IAQG ОРМТ в соответствии с процессом разрешения жалоб, определенном в разделе 9;

c)    ведение графика совместного надзора SMS;

d)    обеспечение механизма периодического анализа и предоставления отчетности о накопленном опыте.

6.5.3    Каждая SMS должна предоставлять отчетность о показателях по надзорной деятельности в установленном IAQG ОРМТ порядке.

6.5.4    SMS и каждый СВМС должны назначить Председателя надзорной комиссии.

6.6    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС

6.6.1    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС должен заявить обо всех потенциальных конфликтах интересов до принятия на себя обязанностей.

6.6.2    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС осуществляет руководство надзорной деятельностью в своем секторе. Данная деятельность включает:

a)    взаимодействие на уровне SMS или СВМС и между всеми глобальными SMS по надзорной деятельности;

b)    ведение графика совместного надзора SMS или СВМС;

c)    предоставление отчетов о результатах надзора в SMS;

d)    оказание содействия при разработке и/или актуализации надзорных процедур SMS или СВМС и сопроводительной документации;

e)    информирование о возможностях усовершенствования схемы ICOP;

0 передача любых жалоб/вопросов на рассмотрение в SMS или IAQG ОРМТ в соответствии с процессом разрешения жалоб, определенном в разделе 9.

6.6.3    В случае если эксперты ОР имеют членство в торговых ассоциациях (например, являются членами NAIA). Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС рассматривает, принимает и документально оформляет аттестацию экспертов ОР по форме А (приложение А).

6.7    Компания — участница IAQG

6.7.1    Любая компания — участница IAQG. желающая признать сертификацию AQMS. должна предоставить ресурсы, необходимые для поддержки схемы ICOP и проведения совместного надзора.

6.7.2    Компании — участницы IAQG должны гарантировать наличие у назначенных представителей. принимающих участие в деятельности схемы ICOP IAQG, инструментов (например, опубликованных стандартов, компьютера, оборудования) и ресурсов, необходимых для осуществления порученных заданий.

6.7.3    Компании — участницы IAQG должны гарантировать назначение только квалифицированных специалистов на позиции экспертов ОР для проведения надзорных оценок или участия в проведении оценок обьединенной группой в поддержку надзорной деятельности по схеме ICOP.

7 Требования к проведению надзорных оценок

7.1    Периодичность проведения надзора

7.1.1    IAQG ОРМТ должна проводить надзорную оценку каждой SMS как минимум каждые два

года.

Примечание — Оценку допускается осуществлять параллельно с проведением очного заседания IAQG в оцениваемом глобальном секторе SMS

7.1.2    IAQG ОРМТ должна осуществлять надзорную оценку администрирования и функциональности базы данных OASIS по меньшей мере каждые два года.

7.1.3    SMS имеет право осуществлять наблюдательную оценку утвержденного подготовительного курса ТР с той периодичностью, которую посчитает необходимой с целью сведения рисков к минимуму.

7.1.4    IAQG ОРМТ должна обеспечить проведение необходимых надзорных оценок каждой SMS согласно таблице 1.

Таблица 1— Периодичность проведения надзорной оценки

Объект оценки

Тип оценки

Минимальная периодичность

Офисная

В присутствии наблюдателей

SMS

X

Не применимо

Раз в два года

СВМС

X

Не применимо

Ежегодно

ААВ

X

Не применимо

Ежегодно

ТРАВ

X

Не применимо

Ежегодно

Подготовительный курс ТР

Не применимо

X

По мере необходимости

Орган по аккредитации

X

X

Ежегодно

Орган по сертификации

X

X

Ежегодно*

OASIS

X

Не применимо

Раз в два года

• Минимальная периодичность может быть скорректирована исходя из результатов утвержденного SMS. основанного на оценке рисков процесса надзора IAQG ОРМТ (например, увеличение количества аудитов с участием в качестве наблюдателя или сокращение количества ежегодных офисных оценок) В отношении каждого органа по сертификации необходимо проводить по меньшей мере одну ежегодную офисную надзорную оценку или надзорную оценку в присутствии наблюдателей

7.1.5 Органы по аккредитации должны проводить надзорные оценки аккредитованных ими органов по сертификации с минимальной периодичностью, установленной стандартом ЕН 9104-001.

7.2 Надзор структуры управления сектором, основанный на оценке рисков

7.2.1    SMS или СВМС может выбрать метод совместного надзора, основанного на оценке рисков. Этот метод может применяться для эффективного привлечения экспертов ОР и для определения необходимости в проведении оценок и периодичности совместного надзора.

Примечание — Совместную надзорную оценку в офисе органа по сертификации или оценку в присутствии наблюдателей следует проводить не реже одного раза в год

7.2.2    Этот метод применяется только в отношении совместной надзорной деятельности SMS или СВМС; органы по аккредитации могут использовать его для повышения уровня совместного надзора.

7.2.3    В случае введения в действие метода оценки с учетом риска в SMS или СВМС он может применяться в отношении любого объекта, подлежащего совместному надзору. Если SMS или СВМС решили осуществлять совместный надзор с учетом риска, то он должен применяться в равной степени (например, ко всем органам по сертификации в данном секторе).

7.2.4    В случае если SMS или СВМС решили применять метод совместного надзора с учетом риска. SMS разрабатывает и ведет документированную процедуру, описывающую процесс совместного

надзора с уметом риска. Совместный надзорный процесс с уметом риска состоит как минимум из следующих элементов: количество несоответствий (значительных/незначительных). оформленных SMS. СВМС и соответствующим органом по аккредитации:

-    количество жалоб;

-    мероприятия по приостановке действия;

-    показатели OASIS;

-    обратная связь OASIS;

-    количество аккредитаций, сертификатов или одобрений, выданных объектом;

-    показатели компетентности аудитора.

7.2.5    Необходимо разработать документированную процедуру с четким описанием методики определения уровня риска, включая требование о документировании результатов анализа риска и принятых решений. Данная методика должна учитывать влияние и показатели деятельности как ключевые факторы риска.

7.2.6    Процедура совместного надзора, основанного на оценке рисков, должна быть утверждена IAQG ОРМТ до внедрения.

7.3 Управление программой совместного надзора

7.3.1    Каждая SMS и каждый СВМС создают дополнительную группу по совместному надзору, которая должна проводить ежегодные совещания по рассмотрению и составлению графика надзорной деятельности, предусмотренной настоящим стандартом.

7.3.2    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС составляет и ведет график надзора и следит за тем, чтобы для проведения надзорных оценок назначались только аттестованные эксперты ОР.

7.3.3    Планирование мероприятий по совместному надзору и оценке осуществляется с учетом:

-    требований по надзору, установленных настоящим стандартом и стандартом ЕН 9104-001;

-    рекомендаций участвующих сторон;

-    жалоб и показателей предыдущих оценок;

-    результатов анализа данных, если применимо;

-    документально оформленного процесса управления рисками, если применимо.

7.3.4    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС должен организовать переводческую поддержку и запросить финансирование в случае необходимости. Запрос финансирования переводческих услуг необходимо предоставить на утверждение в IAQG ОРМТ перед проведением оценки.

7.4    Составление графика совместного надзора

7.4.1    График совместных надзорных оценок необходимо составлять при участии всех заинтересованных сторон до проведения оценки. После утверждения графика любые изменения необходимо согласовывать со всеми заинтересованными сторонами.

Примечание — По возможности эксперты ОР должны объединять усилия с органом по аккредитации с целью проведения оценок объединенной группой

7.4.2    При планировании необходимо определить и решить любые потенциальные языковые проблемы. При совместном надзоре (например, надзоре за SMS, органом по аккредитации или органом по сертификации) члены группы экспертов по надзору должны владеть языком оцениваемой организации. В противном случае необходимо пользоваться услугами переводчиков для оказания помощи группе с целью осуществления эффективной надзорной оценки.

7.5    Планирование совместной надзорной оценки

7.5.1    Руководитель группы экспертов по оценке взаимодействует со всеми членами группы и оцениваемой организацией на предмет организационных вопросов, функций и обязанностей.

7.5.2    Руководитель группы экспертов по оценке отвечает за ознакомление членов группы и оцениваемой организации с действующим планом оценки.

7.5.3    Все вопросы, касающиеся допусков (например. Международные правила торговли оружием (ITAR), Правила экспортного контроля (EAR)], и конфиденциальности, а также потенциальные конфликты интересов подлежат рассмотрению и разрешению в рамках процесса планирования.

7.5.4    Члены группы должны осуществлять анализ информации, содержащейся в базе данных OASIS, перед проведением надзорной оценки с целью сбора данных, которые могут понадобиться при планировании оценки.

7.5.5    Перед проведением мероприятий по совместной оценке руководитель группы экспертов по надзорной оценке направляет запрос в сертифицированную организацию (т е. клиенту органа по сертификации) о предоставлении ему доступа к результатам (данным) оценки второго уровня в базе данных OASIS в соответствии с ЕН 9104-001 (подраздел 6.7д. раздел 18). Запрос о предоставлении доступа необходимо согласовать с органом по сертификации через процесс обратной связи базы данных OASIS.

7.6    Надзор за базой данных OASIS

7.6.1    Целью проведения надзорной оценки базы данных OASIS является подтверждение и верификация:

a)    соответствия установленным требованиям;

b)    отклика на запросы о поддержке пользователей;

c)    функционирования базы данных, включая эффективность и доступность;

d)    функциональности базы данных;

e)    управления изменениями системы/базы данных.

7.6.2    Надзорную оценку базы данных OASIS необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой С (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать по форме D «Несоответствие, выявленное при проведении надзорной оценки».

7.6.3    Наблюдательная оценка базы данных OASIS выполняется экспертом ОР. назначенным IAQG ОРМТ, при поддержке администратора базы данных OASIS.

7.7    Надзор за структурой управления сектором и комитетом управления органами

по сертификации

7.7.1    Целью проведения надзорной оценки SMS или СВМС является подтверждение:

a)    соответствия установленным требованиям;

b)    эффективности внедрения схемы ICOP структурами SMS или СВМС.

7.7.2    В рамках подготовки к надзорной оценке SMS или СВМС оцениваемые организации должны выполнить самооценку в соответствии с формой Е или формой F согласно разделу 10. Заполненный контрольный лист должен быть передан ведущему эксперту ОР перед началом оценки.

7.7.3    Надзорную оценку SMS или СВМС необходимо выполнить и отразить в отчетности при помощи соответствующего контрольного листа (см. форму Е или F) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.7.4    Надзорная оценка SMS или СВМС выполняется ведущим экспертом ОР, назначенным IAQG ОРМТ. или ведущим экспертом ОР, назначенным SMS, при поддержке Председателя надзорной комиссии SMS или СВМС.

Примечание — Ведущий эксперт ОР должен быть обеспечен поддержкой соответствующей беспристрастной группы экспертов ОР

7.8    Надзор за органом по аттестации аудиторов

7.8.1    Целью проведения надзорной оценки ААВ является подтверждение и верификация:

a)    соответствия требованиям стандартов серии ЕН 9104;

b)    компетентности персонала в соответствии с положениями стандартов ЕН 9104-001 и ЕН 9104-003;

c)    представительной выборки (минимум 1 %) из файлов аттестации аудиторов AQMS;

d)    эффективности процесса управления записями;

e)    эффективности процесса аттестации аудиторов AQMS.

7.8.2    Надзорную оценку ААВ необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой G (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать по форме D «Несоответствие, выявленное при проведении надзорной оценки».

7.8.3    Надзорная оценка ААВ выполняется экспертом ОР. назначенным SMS или СВМС, при поддержке группы управления ААВ.

7.9    Надзорная оценка органов по одобрению организаторов обучения

7.9.1    Целью проведения надзорной оценки ТРАВ является подтверждение и верификация:

a)    соответствия требованиям стандартов серии ЕН 9104;

b)    компетентности персонала в соответствии с положениями стандартов ЕН 9104-001 и ЕН 9104-003;

c)    эффективности процесса управления записями;

d)    эффективности процесса одобрения ТР и курсов обучения.

7.9.2    Оценку ТРАВ необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой Н (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.9.3    Надзорная оценка ТРАВ выполняется экспертом ОР, назначенным SMS или СВМС, при поддержке группы управления ТРАВ.

7.10    Надзорная оценка подготовительного курса

7.10.1    Целью проведения надзорной оценки подготовительного курса является подтверждение и верификация:

a)    соответствия установленным требованиям стандарта ЕН 9104-003;

b)    выполнения процедур и процессов ТР;

c)    компетентности инструктора;

d)    эффективности подачи всех аспектов подготовительного курса;

e)    валидации одобрения ТРАВ.

7.10.2    Эксперт ОР не должен оказывать влияние на подготовительный курс; при оценке, проводимой в присутствии наблюдателя, он выполняет исключительно функцию наблюдателя. Обратная связь инструктору(ам) предоставляется по завершению курса. Эксперт ОР и эксперт ТРАВ должны гарантировать сохранение конфиденциальности.

7.10.3    Оценку курса обучения ТР необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой I (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.10.4    Надзорная оценка подготовительного курса выполняется ведущим экспертом ОР. назначенным SMS или СВМС. при поддержке эксперта ТРАВ и группы управления ТР.

7.10.5    Надзорную оценку подготовительного курса не следует проводить в отсутствии соответствующего эксперта ТРАВ.

7.11    Надзор за органами по аккредитации

7.11.1    Целью проведения надзорной оценки органа по аккредитации (офисной или в присутствии наблюдателей) является подтверждение и верификация:

a)    соответствия установленным требованиям;

b)    компетентности персонала, реализующего схему ICOP и соответствующий надзорный процесс, в том числе сотрудников, ответственных за принятие решений;

c)    эффективности процесса аккредитации органов сертификации AQMS.

7.11.2    Офисную оценку органа по аккредитации необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой J (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.11.3    Оценку органа по аккредитации в присутствии наблюдателей необходимо выполнить и отразить в соответствии с формой К (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.11.4    Эксперт ОР не должен оказывать влияние на работу органа по аккредитации или объединенной группы; он выполняет исключительно функцию наблюдателя. Обратная связь ведущему эксперту по оценке органа по аккредитации предоставляется по завершению оценки. Эксперт ОР должен гарантировать сохранение конфиденциальности.

7.11.5    При проведении оценок в присутствии наблюдателей органов по аккредитации ведущий эксперт ОР должен присутствовать в качестве наблюдателя в течение полной продолжительности оценки — от вступительного до заключительного совещания.

7.11.6    Оценку в присутствии наблюдателей органа по аккредитации следует проводить одновременно с проведением органом по аккредитации офисной оценки аккредитованного органа по сертификации.

7.11.7 Офисная оценка или оценка органа по аккредитации в присутствии наблюдателей выполняется ведущим экспертом ОР, назначенным SMS или СВМС, при поддержке органа по аккредитации. Не допускается одновременное участие одного и того же ведущего эксперта ОР в оценке, проводимой объединенной группой, и оценке органа по аккредитации в присутствии наблюдателей.

7.12    Надзор за органами по сертификации

7.12.1    Целью проведения офисной оценки или оценки органа по сертификации в присутствии наблюдателей является подтверждение и верификация:

a)    соответствия установленным требованиям:

b)    компетентности органа по сертификации или персонала органа по сертификации, реализующего схему ICOP и соответствующие процессы сертификации;

c)    эффективности процесса сертификации на соответствие стандартам AQMS.

7.12.2    Офисную оценку органа по сертификации необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой L (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.12.3    Оценку органа по сертификации в присутствии наблюдателей необходимо выполнить и отразить в отчетности в соответствии с формой М (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.12.4    Эксперт ОР не должен оказывать влияние на работу аудиторской группы органа по сертификации; он выполняет исключительно функцию наблюдателя. Обратная связь аудиторской группе органа по сертификации предоставляется по завершению аудита. Эксперт ОР должен гарантировать сохранение конфиденциальности.

7.12.5    При проведении оценок органов по сертификации в присутствии наблюдателей ведущий эксперт ОР должен присутствовать в качестве наблюдателя в течение полной продолжительности аудита — от вступительного до заключительного совещания.

7.12.6    Оценку органа по сертификации в присутствии наблюдателей следует проводить одновременно с проведением органом по сертификации аудита AQMS своего клиента.

7.12.7    Процесс оценки в присутствии наблюдателей должен включать в себя анализ законченного аудиторского отчета в соответствии с формой N (приложение А) согласно разделу 10. Все выявленные несоответствия необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

Примечание — Процесс анализа аудиторского отчета ЕН 9101 может быть начат в случае необходимости SMS. СВМС, компаниями — участницами IAQG или органом по аккредитации е поддержку надзорной оценочной деятельности (например, надзор, основанный на оценке рисков, дополнительный надзор)

7.12.8    Офисная оценка или оценка органа по сертификации, в присутствии наблюдателей выполняется экспертом ОР. назначенным SMS или СВМС, при поддержке органа по сертификации.

7.13    Дополнительный надзор компаниями — участницами Международной

аэрокосмической группы по качеству

7.13.1    Компании — участницы IAQG могут осуществлять дополнительный надзор сверх минимальных требований стандарта ЕН 9104-002 и независимо от графика совместного надзора SMS.

7.13.2    Дополнительный надзор, осуществляемый компаниями — участницами IAQG, не должен дублировать деятельность SMS или СВМС.

7.13.3    Дополнительный надзор, осуществляемый компаниями — участницами IAQG, должен отвечать следующим требованиям:

a)    к проведению дополнительных надзорных оценок допускаются только квалифицированные эксперты ОР;

b)    необходимо составить график дополнительного надзора и осуществить координацию до начала проведения оценки, в том числе уведомить SMS или СВМС. признавших орган, в отношении которого осуществляется оценка;

c)    несоответствия, выявленные в ходе дополнительного надзора компанией — участницей IAQG. необходимо передавать в SMS или СВМС. признавший орган, в отношении которого осуществляется оценка. В данную категорию могут не входить несоответствия, касающиеся сертифицированной организации;

d)    в случае проведения дополнительного надзора за пределами SMS компании — участницы IAQG необходимо предоставить соответствующие данные (те. итоговый годовой отчет SMS компа-14

нии — участницы IAQG для данного сектора) в распоряжение той SMS. в рамках которой осуществлялся дополнительный надзор;

e)    необходимо использовать соответствующие инструменты и формы надзорной оценки, предусмотренные настоящим стандартом;

f)    любое выявленное несоответствие необходимо регистрировать в соответствии с формой D (приложение А) и разрешать в соответствии с процессом устранения несоответствий, выявленных при проведении надзорной оценки, описанном в 7.15;

д) компании — участницы IAQG должны вести записи о ходе проведения дополнительного надзора;

h)    компании — участницы IAQG должны ежегодно подводить итоги надзорной деятельности компании — участницы IAQG и сообщать о результате в соответствующую SMS;

i)    дополнительный надзор допускается проводить в соответствии с IAF MD 4.

Примечание — Данный процесс можно применять с цепью повышения степени уверенности в соответствии системы менеджмента поставщика требованиям и эффективности аккредитованного процесса сертификации Данные процедуры можно выполнять 8 поддержку деятельности компании — участницы IAQG. направленной на снижение рисков в цепочке поставок

7.14    Отчетность о проведении надзорных оценок

7.14.1    По завершении надзорной оценки оценочной группой должны быть заполнены соответствующие формы стандарта ЕН 9104-002. При подведении итогов оценки (заключительное совещание) все отчеты о несоответствиях (ОНС) необходимо предоставить оцениваемой организации. Заполненные оценочные формы должны быть предоставлены в течение двух недель с момента проведения заключительного совещания.

Примечание — Оценки органа по сертификации, выполняемые в присутствии наблюдателей, требуют проведения анализа законченного аудиторского отчета ЕН 9101. в данной ситуации выдача оценочных форм может быть задержана,

7.14.2    В случае проведения надзорных оценок объединенной группой, любые формы, заполненные экспертом ОР по стандарту ЕН 9104-002, должны направляться ведущему эксперту органа по аккредитации для включения в отчет органа по аккредитации. Данный отчет следует рассматривать как элемент оценочной записи, которая будет храниться в органе по аккредитации.

7.14.3    Любое несоответствие, выявленное в ходе оценки, необходимо зарегистрировать в соответствии с формой D (приложение А).

7.14.4    При проведении надзорных оценок объединенной группой о несоответствиях должно быть сообщено руководителю группы экспертов по надзорной оценке для их изучения на предмет включения в отчет о результатах оценки.

7.14.5    В случае проведения независимых надзорных оценок совместными силами (т. е. не совместно с органом по аккредитации) заполненные стандартные формы ЕН 9104-002 направляются Председателю надзорной комиссии SMS или СВМС для их анализа и учета.

7.15    Несоответствия, выявленные в ходе проведения надзорной оценки

7.15.1    Руководитель группы экспертов по надзорной оценке должен принять меры для обеспечения обработки всех несоответствий, выявленных в ходе проведения надзорной оценки, в соответствии с требованиями стандарта ЕН 9104-001, а также меры по устранению несоответствия, проведения анализа коренной причины; внедрения, анализа, приемки и верификации корректирующего действия в течение 90 дней с моменты заявления о несоответствии.

Примечание — В целях удовлетворения данному требованию необходимо предложить план корректирующего действия в течение 30 дней с момента выдачи ОНС.

7.15.2    Незакрытые несоответствия, превышающие 90 календарных дней с момента выдачи ОНС. следует обрабатывать следующим образом:

a)    если оценка проведена объединенной группой, орган по аккредитации инициирует процесс приостановки в соответствии со стандартом ЕН 9104-001;

b)    если оценка проведена совместными силами или в случае дополнительной надзорной оценки. любое не устраненное несоответствие передается на рассмотрение соответствующей организации (т. е. органу по аккредитации. СВМС или SMS) для инициирования процесса приостановки действия в соответствии со стандартом ЕН 9104-001.

8    Ежегодный обзор результатов надзорных оценок

8.1    Общие положения

IAQG ОРМТ, каждая международная SMS и соответствующие организации должны осуществлять ежегодный обзор и оценку своей надзорной деятельности с целью обеспечения эффективности и определения возможностей усовершенствования процесса ICOP.

8.2    Обзор деятельности структуры управления сектором или комитета управления

органами по сертификации

Ежегодный обзор включает следующие анализы и отчетность:

a)    жалобы (например, органа по аккредитации, органа по сертификации. SMS. компании — участницы IAQG);

b)    надзорная деятельность, осуществленная SMS или СВМС. и соответствующие результаты, в том числе:

-    офисные оценки органов по аккредитации;

-    офисные оценки органов по сертификации;

-    оценки органа по аккредитации в присутствии наблюдателей;

-    оценки органа по сертификации в присутствии наблюдателей;

-    офисные оценки ААВ;

-    офисные оценки ТРАВ;

-    оценки подготовительных курсов в присутствии наблюдателей;

c)    результаты дополнительного надзора, выполненного компаниями — участницами IAQG.

Примечание — В случае проведения ежегодных обзоров СВМС, SMS должна включить обзоры СВМС в единый отчет SMS;

d)    каждая SMS и каждый СВМС должны разработать, документально оформить и внедрить процесс представления отчетности по итогам годового обзора эффективности (например, отчетный бланк) в отношении каждого объекта, в рамках которого осуществляется надзор в их секторе.

8.3    Обзор деятельности органа по аккредитации

8.3.1    Каждый орган по аккредитации должен ежегодно сообщать SMS или СВМС следующую информацию относительно схемы ICOP по каждому аккредитованному органу по сертификации:

a)    дата последней офисной оценки и оценки органа по сертификации в присутствии наблюдателей, включая классификацию (т е. значительное, незначительное) и количество выявленных несоответствий;

b)    любое увеличение количества оценок органа по аккредитации и доступной информации о характеристиках (например, жалобы, приостановки действия, планы по развитию).

Примечание — Данную информацию можно включить в ежегодный обзор эффективности работы органа по сертификации, обозначенный в 8 2d)

8.3.2    Каждый орган по аккредитации должен ежегодно сообщать SMS или СВМС результаты любых технических экспертиз IAF. оценок компании — участницы IAQG и контролирующего органа, осуществленных в рамках определения соответствия органа по аккредитации требованиям стандартов серии ЕН 9104.

9    Процесс разрешения жалоб

9.1    Каждая организация, принимающая участие в схеме ICOP (т. е. компания — участница IAQG. IAQG ОРМТ. SMS, СВМС. орган по аккредитации, орган по сертификации, ААВ. ТРАВ. ТР). должна разработать и поддерживать в работоспособном состоянии процесс разрешения жалоб.

9.2    Все претензии направляются подающим их лицом в организацию, к которой предъявляется претензия, и рассматриваются сторонами без посредников.

Примечание — По возможности процесс обратной связи базы данных OASIS должен быть предпочтительным способом первичного информационного обмена и размещения жалоб (например, жалобы органа по аккредитации или сертификации)

Содержание

1    Область применения..................................................................1

1.1    Назначение......................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................2

4    Общие положения....................................................................4

5    Требования, предъявляемые к персоналу, принимающему участие в надзоре и оценке...........5

5.1    Общие положения................................................................5

5.2    Эксперт по оценке другой стороны...................................................5

5.3    Конфиденциальность и конфликт интересов...........................................6

6    Обязанности.........................................................................7

6.1    Общие положения................................................................7

6.2    Руководитель наблюдательной оценочной группы......................................7

6.3    Эксперт по оценке другой стороны...................................................8

6.4    Группа управления другой стороной IAQG (IAQG ОРМТ).................................8

6.5    Структура управления сектором (SMS) или Комитет управления органами по сертификации

(СВМС).........................................................................9

6.6    Председатель надзорной комиссии SMS или СВМС.....................................9

6.7    Компания — участница IAQG.......................................................9

7    Требования к проведению надзорных оценок.............................................10

7.1    Периодичность проведения надзора................................................10

7.2    Надзор структуры управления сектором, основанный на оценке рисков...................10

7.3    Управление программой совместного надзора........................................11

7.4    Составление графика совместного надзора..........................................11

7.5    Планирование совместной надзорной оценки.........................................11

7.6    Надзор за базой данных OASIS.....................................................12

7.7    Надзор за структурой управления сектором и комитетом управления органами по сертификации .12

7.8    Надзор за органом по аттестации аудиторов..........................................12

7.9    Надзорная оценка органов по одобрению организаторов обучения.......................13

7.10    Надзорная оценка подготовительного курса.........................................13

7.11    Надзор за органами по аккредитации...............................................13

7.12    Надзор за органами по сертификации..............................................14

7.13    Дополнительный надзор компаниями — участницами Международной аэрокосмической

группы по качеству..............................................................14

7.14    Отчетность о проведении надзорных оценок.........................................15

7.15    Несоответствия, выявленные в ходе проведения надзорной оценки.....................15

8    Ежегодный обзор результатов надзорных оценок..........................................16

8.1    Общие положения...............................................................16

8.2    Обзор деятельности структуры управления сектором или комитета управления органами

по сертификации................................................................16

8.3    Обзор деятельности органа по аккредитации.........................................16

9    Процесс разрешения жалоб...........................................................16

10    Записи............................................................................17

Приложение А (справочное) Формы ЕН 9104-002...........................................19

Приложение В (обязательное) Список сокращений.........................................85

Приложение С (справочное) Модель контролируемого отраслью процесса сертификации (ICOP).. .87 Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных и европейских

стандартов национальным и межгосударственным стандартам.................88

9.3    Внутренние процессы разрешения претензий/жалоб вовлеченных сторон необходимо задействовать до принятия других мер.

9.4    В случае невозможности урегулирования каких-либо вопросов силами причастных сторон их необходимо передать на рассмотрение следующей инстанции в иерархии схемы ICOP (см. таблицу 2).

Таблица 2 — Примеры передачи жалоб в более высокие инстанции

Если жалоба подана против

Аудитор или эксперт по оценке

Компания — участница IAQG

Орган по аккредитации

Орган по сертификации

СВМС

SMS

Вопрос необходимо передать на рассмотрение в:

Организация аудитора или эксперта по оценке (т. е орган по аккредитации, орган по сертификации, компания — участница IAQG)

SMS или СВМС

SMS или СВМС

Орган по аккредитации

SMS

IAQG

ОРМТ

9.5    Жалобы, которые невозможно урегулировать на уровне SMS или СВМС. передаются на рассмотрение в IAQG ОРМТ. Жалобы, которые невозможно урегулировать силами IAQG ОРМТ, передаются на рассмотрение в исполнительный комитет IAQG для вынесения окончательного решения.

9.6    Соответствующие SMS или СВМС должны на ежегодной основе подводить итоги и анализировать все переданные в высшую инстанцию жалобы. SMS или СВМС должны сообщать результаты данного анализа в IAQG ОРМТ.

10 Записи

10.1    Все формы и заполненные отчеты, идентифицированные и обязательные согласно требованиям настоящего стандарта, считаются записями о надзоре.

10.2    Все записи о надзоре (заполненные формы) необходимо хранить в течение как минимум шести лет.

10.3    Все формы, обязательные согласно требованиям настоящего стандарта, контролируются и хранятся IAQG ОРМТ. Формы должны быть размещены на веб-сайте IAQG в разделе «Управление формами».

10.4    IAQG ОРМТ обеспечивает соблюдение принятой в IAQG системы управления формами в соответствии с Процедурой IAQG № 119.

10.5    Все формы стандарта должны быть утверждены членами IAQG ОРМТ. имеющими право голоса. Представителем по международному документу (IDR) стандарта и Руководителем стратегии развития требований IAQG в соответствии с Процедурой IAQG № 119.

Примечание — Все необходимые формы приведены в приложении А; данные образцы форм представлены исключительно в ознакомительных целях

10.6    При проведении надзорных оценок следует использовать следующие формы согласно настоящему стандарту:

a)    форма А «Форма заявления эксперта по оценке другой стороны (ОР) в рамках контролируемого отраслью процесса сертификации (ICOP)»: данная форма применяется для записи и регистрации квалификации, конфиденциальных сведений и потенциальных конфликтов интересов экспертов ОР;

b)    форма В «Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и заявление о конфликте интересов для членов комитета и наблюдателей»: данная форма применяется для записи и регистрации конфиденциальных сведений и потенциальных конфликтов интересов членов комитета и надзорной схемы ICOP;

c)    форма С «Контрольный лист оценки управления базой данных OASIS»: данная форма применяется для проведения и записи надзорной оценки базы данных OASIS;

d)    форма D «Несоответствие, выявленное при проведении надзорной оценки»: данная форма применяется для регистрации, классификации и управления процессом корректирующего действия, связанного с выявленными несоответствиями стандартам серии ЕН 9104;

e)    форма Е «Контрольный лист оценки структуры управления сектором (SMS)»: данная форма применяется для проведения и записи надзорной оценки SMS;

Введение

По итогам публикации первой редакции стандарта ЕН 9104 Международной аэрокосмической группой по качеству (IAQG) в 2004 г. стало очевидно, что единый стандарт, охватывающий все аспекты контролируемого отраслью процесса сертификации (ICOP) систем менеджмента качества в аэрокосмической промышленности (AQMS). слишком сложен для восприятия. Было принято решение разделить стандарт на три части:

-    ЕН 9104-001 — Требования к программам сертификации систем менеджмента качества авиационной, космической и оборонной промышленности;

-    ЕН 9104-002 — Требования по надзору за программами регистрации/сертификации систем менеджмента качества предприятий аэрокосмической промышленности;

-    ЕН 9104-003 — Требования к компетентности аудиторов и программам обучения аудиторов в аэрокосмической промышленности.

Настоящий стандарт подготовлен с целью описания процесса совместного надзора, предназначенного для обеспечения соответствия установленным в стандартах серии ЕН 9100 требованиям к аккредитации и сертификации в аэрокосмической промышленности. Цель настоящего стандарта — приведение в соответствие с вышеуказанными стандартами ЕН 9104-001 и ЕН 9104-003 и внесение изменений с учетом практического опыта, полученного в ходе осуществления надзорной деятельности.

В декабре 1998 г. представители авиационной, космической и оборонной промышленности учредили Международную аэрокосмическую группу по качеству (IAQG) с целью достижения значительных улучшений качества и снижения затрат на всем протяжении создания потребительской ценности.

В настоящем стандарте приведено подробное описание операционной деятельности Группы управления другой стороной (ОРМТ) IAQG. анализ схем аккредитации/сертификации систем менеджмента качества предприятий — поставщиков аэрокосмической промышленности каждой структуры управления сектором (SMS).

В стандарте приведены требования к процессу совместного надзора, в основе которого:

-    учреждение надзорных комитетов на международном уровне секторов;

-    проведение оценки объединенной группой;

-    привлечение квалифицированных и одобренных экспертов по оценке другой стороны из числа участников IAQG;

-    применение единых инструментов оценки; а также

-    предоставление отчетности по результатам надзора.

В стандарте рассматриваются следующие вопросы:

a)    создание стандартизированных надзорных процессов во всех трех глобальных секторах (т.е. в Европе. Азиатско-Тихоокеанском регионе. Северной и Южной Америке);

b)    осуществление надзора за структурой управления сектором (SMS), Комитетами управления органами по сертификации (СВМС). органами по аккредитации (АВ). органами по сертификации (СВ), органами по аттестации аудиторов (ААВ). органами одобрения организаторов обучения (ТРАВ) и организаторами обучения (ТР).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ АВИАЦИОННОЙ, КОСМИЧЕСКОЙ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Требования по проведению надзора за системой сертификации

Quality management systems of organizations of aviation, space and defence industry Requirements for oversight of

certification system

Дата введения — 2019—04—01

1    Область применения

Требования, установленные настоящим стандартом, применяются к IAQG (Мехщународная группа по качеству) и соответствующим секторам с целью управления надзором за выполнением требований. установленных в стандартах серии ЕН 9104 (т.е. ЕН 9104-001, ЕН 9104-002, ЕН 9104-003). Требования распространяются на рабочие группы IAQG (например, SMS. ОРМТ), компании — участницы IAQG. органы по аккредитации. СВМС и экспертов по оценке другой стороны по надзору за органами по сертификации, органами по аккредитации, ААВ и ТРАВ

Примечание — Все необходимые формы приведены в приложении А Данные примеры форм приведены только в ознакомительных целях; действующие формы доступны на веб-сайте IAQG

1.1 Назначение

Целью разработки настоящего стандарта является документальное оформление процесса надзора ICOP и описание процесса совместного надзора, обеспечивающего объективную информацию о соответствии установленным требованиям стандартов серии ЕН 9100 (те. ЕН 9100. ЕН 9110, ЕН 9120) в аэрокосмической промышленности, и соответствующей аккредитации/сертификации. Вся надзорная деятельность, предусмотренная настоящим стандартом, должна трактоваться как совместная.

2    Нормативные ссылки

Оценки, проводимые в рамках процесса надзора, должны осуществляться на основании последних опубликованных изданий, следующих стандартов систем менеджмента качества, отраслевых руководств и обязательных документов, если применимо. В случае обращения к датированным ссылкам действует только указанное издание. В случае возникновения конфликта меэду требованиями настоящего стандарта и ссылочных стандартов преимущественную силу имеют требования настоящего стандарта.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:

EN 9100. Quality management systems — Requirements for aviation, space and defense organizations (Системы менеджмента качества. Требования к предприятиям авиационной, космической и оборонной промышленности)

EN 9101, Quality management systems — Audit requirements for aviation, space, and defense organizations (Системы менеджмента качества. Требования к аудиту предприятий авиационной, космической и оборонной промышленности)

Издание официальное

EN 9104-001, Requirements for aviation, space, and defense quality management system certification programs (Требования к сертификационным программам систем менеджмента качества в авиационной, космической и оборонной промышленности)

EN 9104-003, Requirements for aerospace audit or competency and training courses (Требования к компетентности аудиторов в авиакосмической промышленности и учебным курсам)

EN 9110, Quality management systems — Requirements for aviation maintenance organizations (Системы менеджмента качества. Требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту в аэрокосмической отрасли)

EN 9120, Quality management systems — Requirements for aviation, space and defense distributors (Системы менеджмента качества. Требования к дистрибьюторам продукции организаций аэрокосмической промышленности)

IAQG Forms Management (Управление Формами IAQG)

ISO 9000:20054 Quality management systems — Fundamentals and vocabulary ИСО (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

ISO/IEC 17000:2004. Conformity assessment — Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы)

ISO/IEC 17011:20044 Conformity assessment — General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies (Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органам по оценке соответствия)

ISO/IEC 17021:20113\ Conformity assessment — Requirements for bodies providing audit and certification of management systems (Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента)

ISO 19011:2011, Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания no аудиту систем менеджмента)

IAF ID 4:2012, IAF Informative document. Market surveillance visits to certified organizations (Посещение сертифицированных организаций в рамках изучения рынка)

IAF MD 1:2007, IAF Mandatory document for the certification of multiple sites based on sampling (Сертификация множества объектов на основании выборочного аудита)

IAF MD 2:2007, IAF Mandatory document for the transfer of accredited certification of management systems (Передача аккредитации и на сертификацию систем менеджмента)

IAF MD 3:2008. IAF Mandatory document for advanced surveillance and recertification procedures (Передовые надзорные и ресертификационные процедуры)

IAF MD 4:2008, IAF Mandatory document for the use of computer assisted auditing techniques («СААТ») for accredited certification of management systems (Применение компьютеризованных методов аудита («СААТ») для аккредитованной сертификации систем менеджмента)

IAF MD 5:2009, IAF Mandatory document for duration of QMS and EMS audits (Продолжительность аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента)

IAF MD 10:2013, IAF Mandatory document for assessment of certification body management of competence in accordance with ISO/IEC 17021:2011 (Оценка управления компетентностью органа по сертификации в соответствии со стандартом ИСО/МЭК 17021:2011)

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ИСО 9000, ИСО/МЭК 17000, ИСО 19011. ЕН 9104-001 и международному словарю IAQG (расположенному на веб-сайте IAQG), а также следующие термины с соответствующими определениями:

^ Заменен на ИСО 9000 2015 «Системы менеджмента качества Основные положения и словарь» Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание

^ Заменен на ИСО/МЭК 17011:2017 «Оценка соответствия Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание

® Заменен на ИСО/МЭК 17021-1:2015 «Оценка соответствия Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента Часть 1 Требования» Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание

3.1.1    аэрокосмическая промышленность (aerospace): Отрасль, занимающаяся проектированием. производством, обслуживанием, распространением или поддержкой транспортных средств, двигателей, оборудования и комплектующих для предприятий авиационной, космической и оборонной промышленности, а также все вспомогательные и смежные предприятия, включая техническое обслуживание транспортных средств и операции, связанные с дистрибьюцией запасных частей.

3.1.2    апелляция (appeal): Запрос исполнителя объекта оценки соответствия в орган по сертификации или орган по аккредитации о пересмотре принятого решения в отношении объекта (см. стандарт ИСО/МЭК 17000). Апелляция может быть подана любой организацией, действующей в рамках схемы ICOP.

3.1.3    оценка (assessment): Систематический процесс, предназначенный для оценки компетентности органа по аккредитации или органа по оценке соответствия (например, органа по аккредитации, органа по сертификации. ААВ. ТРАВ) на основании критериев оценки (см. стандарт ИСО/МЭК 17011).

3.1.4    аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

3.1.5    жалоба (complaint): Выражение недовольства, отличного от апелляции, любым лицом или организацией в адрес органа по оценке соответствия или органа по аккредитации, касающееся деятельности данного органа, с целью получения ответа (см. стандарт ИСО/МЭК 17000 и раздел 9 настоящего стандарта). Жалоба может быть подана в отношении любого органа, действующего в рамках схемы ICOP.

3.1.6    сдерживание (containment): Действие, направленное на обеспечение контроля над несоответствием и снижение степени его воздействия, а также защиту деятельности заказчика (предотвращение ухудшения ситуации); предусматривает коррекцию, немедленное корректирующее действие, оперативное взаимодействие и контроль ситуации с целью предотвращения дальнейшего ухудшения.

3.1.7    контролируемый отраслью процесс сертификации (industry controlled other party): Схема сертификации на соответствие требованиям стандартов AQMS. реализуемая под контролем IAQG и промышленности, предназначенная для оценки и сертификации систем менеджмента качества организации третьими сторонами в соответствии с требованиями, установленными стандартами серии ЕН 9104.

3.1.8    оценка, проводимая объединенной группой (joint team assessment): Надзорная оценка, проводимая в соответствии с требованиями настоящего стандарта представительной комиссией, состоящей из экспертов органа по аккредитации, экспертов по оценке другой стороны (экспертов ОР) и наблюдателей.

3.1.9    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования, потребности или ожидания, которые установлены, обычно подразумеваются или являются обязательными для исполнения (определения значительного и незначительного несоответствия приведено в стандарте ЕН 9101).

3.1.10    офисная оценка (office assessment): Выездная оценка соответствия офиса органа по аккредитации. органа аттестации аудиторов (ААВ). органа одобрения организаторов обучения (ТРАВ) или органа по сертификации в соответствии с требованиями и с использованием инструментов и методов оценки, предусмотренных стандартами серии ЕН 9104.

3.1.11    эксперт по оценке другой стороны (other party assessor): Штатный сотрудник (не подрядчик и не вышедший на пенсию сотрудник) компании — участницы IAQG или компании — участницы Национальной ассоциации аэрокосмической промышленности (NAIA) (например. OEM для авиационной, космической или оборонной промышленности или прямой поставщик OEM), принимающий активное участие в надзорном процессе ICOP, который прошел подготовку и аттестацию в соответствии с настоящим стандартом и осуществляет совместный надзор или дополнительную деятельность по надзору за компанией — участницей IAQG в соответствии с настоящим стандартом.

3.1.12    совместный надзор (shared oversight): Процесс, контролируемый IAQG ОРМТ. обеспечивающий соответствие и глобальную гармонизацию схемы ICOP во всех секторах IAQG. Совместный надзор включает оценку одобренных, аккредитованных и аттестованных участников в соответствии с требованиями стандарта ЕН 9104-001. Совместное наблюдение исключает дублирование усилий и позволяет компаниям — участницам IAQG обмениваться результатами.

3.1.13    дополнительный надзор (supplemental oversight): Дополнительный надзор, осуществляемый компаниями — участницами IAQG в соответствии с требованиями настоящего стандарта при помощи квалифицированных экспертов ОР. Дополнительный надзор не дублирует совместную надзорную деятельность SMS или СВМС. Дополнительный надзор может осуществляться с целью повышения

уверенности компании — участницы IAQG в эффективности схемы ICOP. Кроме того, дополнительный надзор может осуществляться в рамках управления рисками цепи поставок.

3.1.14    приостановка действия (suspension): Временное лишение силы заключения о соответствии в отношении всего или части объема аттестации (см. стандарт ИСО/МЭК 17000).

3.1.15    оценка в присутствии наблюдателей (witness assessment): Оценка действий оценочной или аудиторской группы (например, органа по аккредитации, органа по сертификации), осуществляющей выездную оценку или аудит с целью определения соответствия применимым критериям (т.е. требованиям, установленным стандартами AQMS и процедурам оценочной или аудиторской группы) при помощи оценочных инструментов и методов, отраженных в настоящем стандарте.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ААВ — орган по аттестации аудиторов (Auditor authentication body):

АА — аудитор AQMS (Aerospace auditor):

AB — орган по аккредитации (Accreditation body);

AEA — ведущий аудитор AQMS (Aerospace experience auditor);

AQMS — система менеджмента качества в аэрокосмической промышленности (Aerospace quality management system);

ASRP — передовые надзорные и ресертификационные процедуры (Advanced surveillance and recertification procedures);

CAAT — компьютеризованные методы аудита (Computer assisted auditing techniques);

СВ — орган no сертификации (Certification body);

CBMC — Комитет управления органами no сертификации (Certification structure oversight committee);

CSOC — Комитет надзора за сертификационными структурами (Certification scheme oversight committee);

EAR — правила экспортного контроля (Export control rules);

IAF — Международный форум no аккредитации (International accreditation forum);

IAQG — Международная аэрокосмическая группа no качеству (International aerospace quality group);

IDR — представитель no международному документу (International document representative);

ISO — Международная организация no стандартизации (International standardisation organisation);

ICOP — контролируемый отраслью процесс сертификации (Industry controlled other party);

ITAR — Международные правила торговли оружием (International traffic in anns regulations);

MD — обязательный документ (Mandatory document);

NAIA — Национальная аэрокосмическая ассоциация (National aerospace industry association);

OASIS — онпайн-система хранения информации no сертификации поставщиков в аэрокосмической промышленности (Online aerospace supplier information system);

OEM — производитель оригинального оборудования (Original equipment manufacturer);

OP — другая сторона (Other party);

OPMT — группа управления другой стороной (Other party management team):

PEAR — отчет об оценке результативности процесса (Process effectives assessment report);

SMS — структура управления сектором (Sector management structure);

TP — организатор обучения (Training provider);

ТРАВ — орган no одобрению организаторов обучения (Training provider approval body);

ИНО — идентификационный номер OASIS;

Н/Д — нет данных;

Н/О — не оценивапось;

Н/С — не соответствует;

С — соответствует;

ОНС — отчет о несоответствии.

4 Общие положения

4.1 В настоящем стандарте изложены требования по надзорной оценке ICOP. Требования по аккредитации/сертификации/одобрению организаторов обучения/аттестации аудиторов предприятий авиационной, космической и оборонной промышленности изложены в опубликованных стандартах серии ЕН 9104. на которые в настоящем стандарте даны ссылки.

4.2    Общий процесс надзора IAQG ICOP продемонстрирован на модепи процесса, приведенной в приложении С. Данная модель отражает взаимосвязь между процессами и соответствующими надзорными мероприятиями.

4.3    Контроль, обновление и сохранность форм и контрольных листов, используемых при проведении надзорных оценок, обеспечивает IAQG ОРМТ. Все участвующие стороны должны иметь доступ к данным формам и контрольным листам через веб-сайт IAQG.

4.4    Формы предназначены исключительно для ознакомления. Для осуществления надзорной деятельности можно разработать и применить технически эквивалентные формы.

5 Требования, предъявляемые к персоналу, принимающему участие в надзоре и оценке

5.1    Общие положения

5.1.1    Эксперты ОР несут ответственность за наличие у них подготовки, опыта и компетентности, требуемых настоящим стандартом, а также полномочий, предоставленных им работодателем. В подтверждение выполнения требований и для фиксирования потенциальных конфликтов интересов они заполняют форму А (приложение А) «Форма заявления эксперта по оценке другой стороны (ОР) в рамках контролируемого отраслью процесса сертификации (ICOP)».

5.1.2    Эксперты ОР должны быть одобрены в соответствии с требованиями настоящего стандарта работодателем или Председателем надзорной комиссии SMS. Каждые три года они подтверждают сохранение статуса и приводят в качестве доказательства объективные данные путем предоставления заполненной формы А (приложение А). Данную форму следует подавать в соответствующую SMS. которая должна хранить копии всех заполненных форм.

5.1.3    Компетентность и квалификация экспертов органа по аккредитации должны отвечать требованиям стандарта ЕН 9104-001. Органы по аккредитации должны предоставить своим экспертам по оценке надлежащую подготовку, соответствующую их функциям и обязанностям, описанным в настоящем стандарте.

5.2 Эксперт по оценке другой стороны

5.2.1    Эксперт ОР. проводящий надзорные оценки, должен обладать знанием схемы ICOP (т.е. знанием всех требований стандартов серии ЕН 9104. знанием соответствующих стандартов AQMS и ИСО, применимых документов IAF и резолюций IAQG ОРМТ). необходимым для эффективной оценки соответствия.

5.2.2    Эксперты ОР должны на начальном этапе и далее каждые три года подтверждать соответствие требованиям к проведению аудитов, подготовке и трудовому стажу следующим образом:

a)    опыт проведения аудитов: проведение как минимум трех аудитов AQMS (1-й. 2-й или 3-й стороны) или оценок другой стороны в течение как минимум девяти аудиторских дней на протяжении последних трех лет;

b)    трудовой стаж: четыре года трудового стажа в аэрокосмической промышленности на протяжении предыдущих десяти календарных лет.

Примечание — Трудовой стаж должен вклкнать четыре года, отработанных на полную ставку в аэрокосмической отрасли при условии непосредственного участия в проектировании, разработке, изготовлении, обеспечении качества или контроле технологического процесса в компании — участнице IAQG. OEM или непосредственного поставщика OEM и/или соответствующей гражданской, военной или космической организации, такой как Национальные авиационные власти, Европейское космическое агентство/Националькое управление по аэронавтике и космонавтике, Министерство обороны США, Департамент обороны США, Министерство обороны РФ.

c)    минимум 15 часов подготовки, посвященной изменениям в аэрокосмической отрасли и схеме ICOP за последние три года;

d)    успешное прохождение любых обязательных курсов подготовки экспертов по оценке другой стороны IAQG ОРМТ

Примечание — Программа обязательных курсов ОРМТ должна отражать минимальные требования, приведенные в 5.2.3.

5.2.3    Подготовка эксперта OP должна включать знание стандартов и документов, ссылки на которые приведены в настоящем стандарте, включая следующую документацию:

-    стандарты серии ЕН 9104 (т е. ЕН 9104-001. ЕН 9104-002. ЕН 9104-003);

-    стандарты AQMS (например. ЕН 9100, ЕН 9110. ЕН 9120);

-    стандарт ЕН 9101;

-    стандарт ИСО/МЭК 17011;

-    стандарт ИСО/МЭК 17021;

-    стандарт ИСО 19011;

-    обязательные документы IAF (т.е. IAF MD 1. IAF MD 2. IAF MD 3. IAF MD 4. IAF MD 5. IAF MD 10, IAF MD 11);

-    применимые документы или процедуры SMS сектора IAQG.

5.3    Конфиденциальность и конфликт интересов

5.3.1    Все члены IAQG ОРМТ, SMS, СВМС и эксперты ОР должны заполнить соответствующие формы А и В (приложение А) о соблюдении конфиденциальности и конфликте интересов до вступления в члены или взятия на себя обязанностей. SMS должна хранить копии всех заполненных форм.

5.3.2    Аудиторы, находящиеся в трудовых отношениях с органом по сертификации, не могут быть ни экспертами ОР. ни голосующими членами какого-либо из комитетов IAQG ОРМТ. SMS или СВМС.

5.3.3    Указанные формы необходимо по запросу предоставить любой организации, проходящей оценку (т.е. органу по аккредитации, органу по сертификации, ААВ, ТРАВ, сертифицированной организации).

5.3.4    Определенные данные, представленные в форме аудиторских отчетов, несоответствий, контрольных листов и другой информации, относящейся к компании, полученные в результате применения настоящего стандарта, считаются конфиденциальными (составляющие коммерческую тайну) и подлежат соответствующему обращению сторонами, занимающимися составлением, сбором и применением данной информации в соответствии с ЕН 9104-001 (раздел 19).

5.3.5    Эксперты ОР обязуются не передавать показатели оцениваемой организации клиентам оцениваемой организации без письменного разрешения (например, передавать органу по сертификации показатели органа по аккредитации или передавать сертифицированной организации показатели органа по сертификации).

5.3.6    К конфликтам интересов, при которых не допускается участие лица в надзорной деятельности в качестве эксперта ОР, относятся:

a)    служба в органе по сертификации по трудовому контракту или на иных основаниях в любой должности, в том числе в составе комитета органа по сертификации по обеспечению беспристрастности. в рамках осуществления любой надзорной деятельности;

b)    служба в органе по аккредитации по трудовому контракту или на иных основаниях в любой должности, в том числе в составе комитета органа по аккредитации по обеспечению беспристрастности, в рамках осуществления любой надзорной деятельности органа по аккредитации;

c)    служба в органе по аккредитации по трудовому контракту или на иных основаниях (т.е. техническим консультантом) в ходе проведения совместной надзорной оценки;

d)    служба в ААВ по трудовому контракту или на иных основаниях в любой должности, если в данной организации запланированы мероприятия по надзору за ААВ, ТРАВ или по наблюдению за аудитором. проверка которого была проведена соответствующим ААВ;

e)    аттестация или сертификация аудитора ААВ в случае, когда надзорная деятельность запланирована в отношении ААВ. аттестовавшего или сертифицировавшего назначенного эксперта ОР;

О служба в ТРАВ по трудовому контракту или на иных основаниях в любой должности, если в данной организации запланированы мероприятия по надзору за ТРАВ. ТР или ААВ;

д) служба в ТР по трудовому контракту или на иных основаниях в любой должности, если в данной организации запланированы мероприятия по надзору за ТРАВ или ТР;

h) наличие договорных отношений мехщу компанией эксперта ОР и оцениваемой организацией органа по сертификации, если эксперт ОР непосредственно вовлечен в эти отношения (например, напрямую взаимодействует с персоналом отделов продаж и аудита органа по сертификации).

Примечание — Эксперт не должен иметь трудовых отношений подобного рода на протяжении последних двух лет