Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

623.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57992-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает характеристики чугунных балластирующих устройств (далее - ЧБУ), предназначенных для обеспечения устойчивого положения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - трубопровод), на проектных отметках при их прокладке на подводных переходах, заболоченных или обводненных участках, основные правила осуществления и характеристики процессов их изготовления, приемки, эксплуатации. Стандарт распространяется на ЧБУ для трубопроводов с рабочим давлением не выше 10 МПа и диаметром от 219 до 1220 мм, а также для трубопроводов диаметром 820, 1020, 1067 и 1220 мм с балластирующими устройствами, установленными поверх нанесенного на трубопровод теплоизоляционного покрытия толщиной 100 или 200 мм. Стандарт не распространяется на ЧБУ для трубопроводов, пересекающих морские акватории.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Классификация

6 Технические требования

     6.1 Конструкция изделия

     6.2 Сырье, материалы, покупные изделия

     6.3 Требования к изготовлению

     6.4 Стойкость к внешним воздействиям

     6.5 Комплектность

     6.6 Маркировка

     6.7 Упаковка

7 Требования безопасности и охраны окружающей среды

8 Правила приемки, методы контроля

     8.1 Правила приемки

     8.2 Методы контроля

9 Транспортирование и хранение

10 Указания по эксплуатации

11 Гарантии изготовителя

Приложение А (рекомендуемое) Форма паспорта чугунных балластирующих устройств

 
Дата введения01.08.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.11.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1828-ст
РазработанООО НИИ Транснефть
ИзданСтандартинформ2018 г.

Trunk pipeline transport of oil and oil products. Cast iron ballast units. General specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ. Методы испытаний на прочность и ходовые качества

СТ РК 1846-2008

Издание официальное

Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Г осстандарт)

Астана

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Товариществом с ограниченной ответственностью «СтройИнжиниринг Астана».

ВНЕСЕН Комитетом транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от «25» декабря 2008 года № 656 - од

3    В настоящем стандарте реализованы положения Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» и Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».

2013 год 5 лет

4 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ

5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОСТ 24.050.37-84 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и ходовые качества.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

II

необходимом диапазоне частот (обычно до 200 Гц, а в отдельных обоснованных случаях до 1000 Гц).

6.6 Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны иметь сертификат об утверждении типа в соответствии с CT РК 2.21 или метрологической аттестации в соответствии с СТ РК 2.30, быть зарегистрированы в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан и поверенными в соответствии с СТ РК 2.4, испытательное оборудование, воспроизводящее нормированные внешние воздействующие факторы и (или) нагрузки, подлежит аттестации в соответствии с СТ РК 2.75.

6.6.1    Масштабы регистрируемых процессов при этом определяются шунтированием каналов усилителя прецизионным резистором.

6.6.2    Масштабы процессов при регистрации ускорений определяются величиной выходных сигналов усилителя, эквивалентных ускорению 1 gl j.

7 Проведение испытаний

7.1    Статические испытания на прочность

7.1.1    Статическим испытаниям на прочность подвергаются несущие металлоконструкции кузовов вагонов, тележек и их узлов.

7.1.2    Виды испытательных нагрузок и схемы их приложения определяются программой и методикой испытаний с учетом указаний требований технического задания на проектирование вагона и условий эксплуатации.

Величина испытательной нагрузки Ри в общем виде определятся из выражения:

Ри = КфхРр    (1)

где Ри - Величина испытательной нагрузки;

Кф - коэффициент форсирования;

Рр - соответствующая расчетная нагрузка.

7.1.2.1 Основные виды испытательных нагрузок и коэффициенты форсирования рекомендуется принимать согласно таблице 1, при использовании которой следует иметь ввиду, что:

-    первые значения коэффициента Кф относятся к кузовам или тележкам пассажирских вагонов, а вторые - грузовых вагонов;

-    на избыточное внешнее давление испытываются только те котлы цистерн, у которых расчетный коэффициент запаса устойчивости цилиндрической оболочки менее 1,2;

-    для кузовов некоторых типов вагонов (бункерных, цистерн, транспортеров) затруднительно осуществить форсирование нагрузки, в связи с чем величина Кф может быть снижена до 1,0.

ускорение свободного падения).

Таблица 1- Основные виды нагрузок для статических испытаний кузовов и тележек вагонов__

Виды испытательных нагрузок Ри

Коэффициент форсирования Кф

Виды расчетных нагрузок Рр

Вертикальная, равномерно распределенная по площади пола вагона

1,3

1,5

Вертикальная статическая нагрузка брутто на кузов

Продольная, приложенная к упорам автосцепного устройства (± 2,5 МН)

Продольная нагрузка по оси сцепления

растягивающая

1,0

сжимающая

1,0

Поперечная, приложенная к боковым стенкам кузовов грузовых вагонов

1,2

Максимальное расчетное усилие распора сыпучим или длинномерным скатывающимся грузом

То же

1,2

Г оризонтальная поперечная нагрузка от центробежной силы, действующей на груз

Вертикальная, равномерно распределенная по площади подпятника (скользунов) надрессорной и соединительных балок тележек

1,7

2,0

Вертикальная статическая нагрузка брутто на тележку

Горизонтальная продольная, приложенная к раме тележки по оси опоры кузова на тележку

2,0

3,0

Г оризонтальная сила инерции массы тележки, соответствующая продольному ускорению 3g

Г оризонтальная поперечная, приложенная к раме (боковине) тележки от надрессорной балки

1,0

2,0

Г оризонтальная боковая сила, равная половине расчетной статической вертикальной нагрузки брутто на раму (боковину) тележки

Внутреннее давление в котле цистерны

1,0

Сумма рабочего давления и расчетного давления от гидроудара(рабочее давление принимается по регулировке предохранительного клапана)

Избыточное внешнее давление, действующее на котел цистерны

1,0

Избыточное внешнее давление, равное 50 КПа

Внутреннее давление в грузовых емкостях с пневмовыгрузкой

1,5

Рабочее давление(по регулировке

предохранительного клапана)

7.1.2.2 Кроме основных испытательных нагрузок, указанных в таблице 1, отдельные узлы вагонов должны доиспытываться на дополнительные испытательные нагрузки, если они предусмотрены техническим заданием, например:

-    горизонтальные поперечные нагрузки, возникающие при перевозке вагона на морских паромах;

горизонтальные поперечные нагрузки от продольных сил, возникающие при прохождении вагона в кривых участках пути;

-    усилия, прилагаемые к вагону при техническом обслуживании и ремонте и т.п.

Величины этих нагрузок задаются в программе и методах испытаний на основании рекомендаций завода-производителя по нагрузочной устойчивости на данный вагон.

7.1.3    Для создания испытательных нагрузок рекомендуется использовать гидравлические устройства. Допускается использование и других устройств, а также силы тяжести конструкции и мерного груза (в том числе воды).

7.1.4    Установка приборов для измерения напряжений и деформаций конструкции производится согласно программе и методов испытаний по схеме, обоснованной данными типовых расчетов и опытом. При этом должно быть обеспечено достаточно подробное исследование напряженного состояния несущих элементов конструкции как в основных расчетных сечениях, так и в зонах концентрации напряжений (приложение Б).

Допускается использование симметричности конструкции в целях уменьшения объема измерений (приложения В и Г).

Измерения в основных элементах для важнейших точек должны дублироваться по симметричным углам и сечениям, в том числе в зоне шкворневых узлов и консольных частей хребтовой балки.

7.1.5    В процессе испытаний опытный объект загружается поочередно предусмотренными программой и методикой испытаний испытательными нагрузками. При этом производятся измерения и наблюдения за работой конструкции. В обоснованных случаях производится загружение конструкции суммарным действием нескольких испытательных нагрузок, например, вертикальной и продольной нагрузками и т.п.

7.1.5.1    Испытательные нагрузки следует прикладывать ступенями. Полный цикл нагружения-разгружения (например, по схеме 0-50 % - 100 % - 50 % - 0 и т.п.) повторяется три раза при устойчивых показаниях приборов (стабильные разности отсчета и отсутствие дрейфа нуля). В противном случае количество циклов следует увеличить.

7.1.5.2    После каждой ступени нагрузки записываются показания приборов и определяются разности показаний предыдущей и последующей ступени. Знак разности (знак деформации) определяется по результатам

CT РК 1846-2008

градуировки измерительной схемы (например, с помощью шунтирования рабочего плеча мостовой схемы).

7.2 Испытания на соударение

7.2.1    Испытаниям на соударение подвергаются полностью достроенные и оборудованные вагоны.

До начала испытаний на соударение вагон, как правило, должен быть подвергнут статическим испытаниям.

7.2.1.1    Опытный вагон должен быть загружен типичным для него и соответственно размещенным грузом, взвешен и оборудован автосцепкой-динамометром (приложение Д), предварительно протарированной статической нагрузкой на прессе или стенде и обеспечивающей достоверную регистрацию сил в требуемом диапазоне (не менее, чем до 3,0 МН).

7.2.1.2    Вагон должен быть оборудован измерительными приборами и вспомогательными приспособлениями в соответствии с программой и методикой испытаний.

7.2.1.3    Установленные приборы не должны нарушать нормальное взаимодействие всех элементов вагона.

7.2.2 Испытания на соударение проводятся на обычном участке железнодорожного пути с помощью локомотива или на специальных механизированных горках.

7.2.2.1 Испытания на соударение проводятся в подпертом и свободном состоянии опытного вагона. Для создания подпора допускается применять сцеп из трех-четырех заторможенных груженых грузовых вагонов общей массой не менее 300 т, перемещения которых могут быть ограничены специальными упорами (башмаками).

1222 Все типы вагонов следует испытывать на соударение с полной расчетной загрузкой, а также, в случае необходимости, в порожнем состоянии вагонов с полностью установленным штатным оборудованием.

1222 Соударение вагонов осуществляется путем накатывания на опытный вагон вагона-бойка. Масса вагона-бойка должна быть указана в программе и методике испытаний. Для 4-х осных грузовых вагонов железных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан рекомендуется масса вагона-бойка, равная (90q5) т, для пассажирских равная (55*5) т.

7.2.2.4    Соударения проводятся со скоростью от 2 до 3 км/ч до максимальной скорости, установленной программой и методикой испытаний, с интервалами по 1-2 км/ч.

В каждом диапазоне скорости должно быть произведено не менее пяти соударений - опытов.

122.5 Максимальная скорость соударения устанавливается программой и методикой испытаний. Если максимальная скорость

11

соударения специально не обоснована, то она принимается для четырехосных вагонов равной 12 км/ч. Максимальная сила удара не должна превышать расчетную по более чем на 10 %.

7.2.3    Во время испытаний на соударение измеряются и регистрируются:

-    сила удара в автосцепку;

-    скорость набегания вагона-бойка к моменту удара;

-    динамические напряжения в элементах вагона;

-    продольные ускорения кузова, тележки и других узлов конструкции (при необходимости);

-    ход поглощающего аппарата.

7.2.4    В процессе испытаний на соударение должно производиться систематическое наблюдение за работой конструкции вагона и его оборудования. Для грузовых магистральных вагонов после достижения скорости соударения, создающей силу удара 2,5 МН, осмотр вагона производится после каждых трех соударений. После окончания испытаний осуществляется тщательный осмотр конструкции с фиксацией всех выявленных повреждений.

7.3 Ходовые динамические и ходовые прочностные испытания

7.3.1    К ходовым динамическим и ходовым прочностным испытаниям допускаются, как правило, полностью оборудованные вагоны, конструкции которых имеют достаточную прочность по результатам расчетов и предшествующих испытаний на прочность. Режим загрузки вагонов и другие требования устанавливаются программой и методикой испытаний.

7.3.1.1    Опытный вагон должен быть взвешен. Масса вагона не должна отличаться от предусмотренной программой и методикой испытаний более чем на 3 %.

7.3.1.2    Вагон должен быть оборудован измерительными приборами и приспособлениями в соответствии с программой и методикой испытаний.

7.3.1.3    Необходимые средства измерений размещаются в вагоне-

лаборатории и    соединяются    с помощью    кабелей с приборами,

установленными на опытном вагоне. В отдельных случаях допускается размещать аппаратуру непосредственно в испытуемом вагоне, если это не нарушает режима ее работы.

7.3.2 Ходовые динамические и ходовые прочностные испытания проводятся на специальных экспериментальных полигонах или на выделенных участках сети железных дорог.

7.3.2.1    Необходимый объем опытных поездок и измерений устанавливается программой и методикой испытаний с учетом конкретных задач, степени новизны конструкции и предъявляемых к ней требований.

7.3.2.2    Сетевые участки железнодорожного пути, на которых проводятся ходовые динамические и ходовые прочностные испытания

12

CT РК 1846-2008

вагонов, должны быть статистически представительными по конструкции, плану и профилю. Основные характеристики пути приводятся в программе и методике испытаний.

В общем случае протяженность сетевого участка пути, выделенного для испытаний несамоходных вагонов магистральных железных дорог, должна быть не менее 100 км (для двухпутных линий - суммарная протяженность обоих путей). При проведении испытаний других видов подвижного состава, а также на специально подготовленных полигонах протяженность участка пути может быть меньше.

7.3.2.3    При ходовых динамических испытаниях рекомендуется измерять и анализировать следующие величины и процессы:

динамические, а также статические прогибы рессорного подвешивания (приложение Е, рисунок 1);

-    характер и частоты колебаний вагона при движении (колебания кузова, рам тележек, виляние тележек и др.);

-    вертикальные и горизонтальные (поперечные) ускорения кузова в зоне пятников (для пассажирских вагонов также в средней части кузова) и в других местах кузова вагона, указанных в программе и методике испытаний, а при необходимости и на раме тележек;

-    динамические напряжения в надрессорных балках и рамах тележек (приложение Е, рисунок 2 и приложение Ж);

-    динамические боковые (рамные) силы, действующие на буксы колесных пар (приложение Ж).

При необходимости могут применяться другие измерительные схемы, кроме приведенных в приложениях Е и Ж.

7.3.2.4    При ходовых прочностных испытаниях рекомендуется измерять и анализировать следующие величины и процессы:

-    динамические напряжения в исследуемых узлах и элементах вагона;

-    динамические силы, действующие на исследуемые узлы и элементы, а также их ускорения;

-    колебания и взаимные перемещения элементов вагона.

7.3.2.5    Рекомендуется проводить ходовые динамические и ходовые прочностные испытания как сравнительные с использованием вагона-эталона, в качестве которого используется вагон серийной постройки, хорошо изученный и проверенный в эксплуатации.

7.3.3 До начала испытаний все установленные приборы, приспособления и измерительные схемы должны быть проверены и протарированы согласно и. 6.6. Контрольные проверки масштаба записи регистрируемых величин рекомендуется производить ежедневно до начала и после окончания каждого дневного цикла опытных поездок, а при необходимости - чаще.

7.3.3.1 Для определения фактических величин статических прогибов подвешивания, напряжений в элементах тележек от статической нагрузки

13

брутто, проверки чувствительности измерительных схем и т.д. производятся контрольные (тарировочные) подъемки кузова вагона до полного обезгруживания тележек.

Для снятия полной силовой характеристики рессорных комплектов, если это предусмотрено программой и методикой испытаний, производится предварительное нагружение их на стендах до соответствующей максимальной расчетной нагрузки. При необходимости производится определение силовых характеристик демпферов.

7.3.3.2    Тарировочные характеристики и установленные масштабы записи регистрируемых величин фиксируются в журнале испытаний после каждой проверки.

7.3.3.3    Для определения фактических показателей демпфирования и собственных частот колебаний вагона рекомендуется производить опыты по сбрасыванию вагона с клиньев (прокладок, устанавливаемых под колесами).

7.3.3.4    Если программой и методикой испытаний предусмотрено проведение испытаний с различными режимами загрузки, то при переходе с одного режима на другой должна производиться полная проверка всех измерительных приборов и схем с необходимыми тарировками измерительных устройств.

7.3.4    Изменения исследуемых величин при ходовых динамических и ходовых прочностных испытаниях рекомендуется производить путем набора требуемого объема записей (реализаций) при различных скоростях и режимах движения опытного поезда как на заранее выбранных намеченных, так и на случайных отрезках железнодорожного пути.

7.3.4.1    Регистрация измеряемых процессов должна производиться во всем проектном диапазоне эксплуатационных скоростей вплоть до скорости, превышающей конструкционную на 10 км/ч -15 км/ч, если это не угрожает безопасности движения.

Допускается при наличии соответствующего обоснования начинать измерения со скорости 40 км/ч - 50 км/ч.

7.3.4.2    Суммарная продолжительность записей (реализаций) исследуемых процессов в каждом интервале (10 км/ч - 20 км/ч) скоростей движения на различных отрезках пути при данном режиме загрузки должна быть не менее 180 с при регистрации процессов с использованием светолучевых осциллографов и не менее 300 с при регистрации процессов с помощью магнитографов.

Общий объем длительности, измерений основных процессов во всем диапазоне скоростей должен быть не менее:

при записи на осциллограф - 30 мин;

при записи на магнитограф - 60 мин.

7.3.4.3    Измерения должны производиться как при движении по прямым участкам пути, так и на кривых и стрелках.

CT РК 1846-2008

При движении по кривым и стрелочным переводам необходимо соблюдать установленные правилами технической эксплуатации и инструктивными указаниями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан нормативы скоростей движения, если программой и методикой испытаний не предусмотрено специальных режимов движения.

7.3.4.4    При регистрации измерительной информации несколькими устройствами их работа должна быть синхронизирована едиными сигналами - времени.

7.4    Испытания на усталость

7.4.1    Испытаниям на усталость подвергаются натурные узлы и элементы конструкции вагона, изготовленные в соответствии с утвержденной технической документацией. Допускается при необходимости дополнять конструкцию подготавливаемых для испытаний натурных узлов элементами, имитирующими смежные части конструкции вагона или предназначенными для закрепления узлов на испытательном стенде.

7.4.1.1    Предъявляемые к испытаниям на усталость образцы узлов должны быть приняты службой технического контроля завода-изготовителя. Качество изготовления узлов для испытаний на усталость должно соответствовать действующей технологии производства на заводе-изготовителе. Специальная улучшенная технология не должна иметь места, если это не предусмотрено программой и методикой испытаний.

7.4.1.2    Образцы должны быть промаркированы в соответствии с указаниями программой и методикой испытаний.

7.4.1.3    До начала испытаний образцы оборудуются приборами для измерения напряжений в характерных зонах конструкции, наладки и контроля режима испытаний, а также подвергаются контрольным статическим нагружениям по схеме, установленной программой и методикой испытаний, с замером величин напряжений в характерных зонах конструкции.

7.4.1.4    Схема установки образцов на испытательном стенде должна обеспечивать возможность их систематического осмотра в процессе испытаний без остановки стенда (приложение И).

7.4.2 В процессе испытаний на усталость исследуется циклическая долговечность конструкции при установленных программой и методикой испытаний режимах динамического вибрационного нагружения. Характер нагружения конструкции на стенде должен, возможно, ближе соответствовать схеме действия эксплуатационных нагрузок.

7.4.2.1 При испытаниях на усталость, как правило, испытаниям подвергается не менее 8-10 образцов данной конструкции. При этом каждый образец испытывается на заданном программой и методикой испытаний режиме переменной нагрузки до разрушения или до базы испытаний TVg. Целесообразно обеспечивать разрушение образцов при числе циклов, меньшем TVg, не менее чем на четырех разных уровнях нагрузки, имея в виду,

что на низшем уровне образец может выдерживать базу испытаний без разрушения. При сокращенных испытаниях испытываются 3-4 образца на одном форсированном уровне нагрузки или при ступенчато возрастающих нагрузках (по типу метода Локати).

7.4.2.2    Выбор режимов нагрузок при испытаниях на усталость осуществляется на основе расчетных данных и опыта стендовых и ходовых (динамических или прочностных) испытаний подобных конструкций таким образом, чтобы обеспечивалось равномерное распределение предельных долговечностей Ni опытных образцов в пределах базы испытаний. При этом каждый образец подвергается воздействию циклически изменяющейся нагрузки с неизменными величинами ее максимального Рмах и минимального Рмт значения. При сокращенных испытаниях порядок нагружения образцов устанавливается программой и методикой испытаний.

При испытаниях фиксируются числа циклов, соответствующие образованию усталостной макротрещины Njp длиной 10 мм - 15 мм.

7.4.2.3    В зависимости от указаний программы и методики испытаний испытания на усталость проводятся либо при заданном коэффициенте ассиметрии цикла

р

N = шы = const, либо при заданном уровне постоянной (средней)

Рмах

нагрузки цикла Pm=const.

(2)

(3)

В обоих случаях переменным фактором является величина амплитуды цикла Ра.

Pai    0,5>< (Рmaxi    Pmini)

Р    = Р    Р

1 си 1 maxi    1 mini

где Pai - величина амплитуды цикла нагружения;

i цикл;

Pmaxi ~ максимальная величина нагрузки цикла нагружения;

Рты - минимальная величина нагрузки цикла нагружения;

7.4.2.4    При испытаниях на усталость элементов несущей конструкции вагонов база испытаний принимается равной 10 млн. циклов (No = 107), если программой и методикой испытаний не предусмотрена другая величина.

7.4.2.5    В процессе испытаний на усталость следует осуществлять постоянный (желательно автоматический) контроль за стабильностью заданного для образца режима нагружения. Допускается осуществлять контроль стабильности режима (дополнительно к штатным устройствам стенда) с помощью регистрации сигнала тензорезисторов, установленных на испытуемой образце или на специальном силоизмерительном элементе. Если

CT РК 1846-2008

образец испытывается на режиме, требующем нескольких суток непрерывной работы стенда, то полный контроль режима испытаний (с кратковременной остановкой стенда) производится не реже одного раза в сутки.

7.4.2.6 По окончании испытаний образца (разрушение или достижение базы испытаний) он должен быть снят со стенда и тщательно осмотрен. В журнале испытании фиксируется вид и характер разрушения, описывается наблюдавшаяся кинетика развития усталостных повреждений.

8 Требования безопасности

8.1    Общие положения

8.1.1    При подготовке и проведении всех видов испытаний должны строго соблюдаться общие требования техники безопасности и производственной санитарии, инструкции по охране труда и технике безопасности, предусмотренные в промышленности и на железнодорожном транспорте, а также инструкции по работам на соответствующих стендовых установках.

8.1.2    Все работы по подготовке и проведению испытаний должны производиться под непосредственным руководством и контролем назначенного приказом руководителя испытаний или другого уполномоченного ответственного лица, которые перед данными испытаниями обязаны провести инструктаж всех участников работы по технике безопасности и охране труда и зарегистрировать (под расписку) в специальном журнале список лиц, прошедших инструктаж.

8.1.3    При проведении ходовых (динамических и прочностных) испытаний и испытаний на соударение журнал хранится в вагоне-лаборатории, предназначенной для их проведения.

При проведении стендовых испытании запись о проведении инструктажа ведется в журнале, принадлежащем данному цеху, стендовому участку (лаборатории).

8.1.4    Применяемое для испытании оборудование, вспомогательные средства, инструмент и приборы должны находиться в технически исправном состоянии и иметь соответствующие поверочные клейма или периодически контролируемые масштабные (градуировочные) характеристики согласно инструкции по эксплуатации приборов.

Оборудование должно обеспечивать безопасность обслуживания и использования.

8.1.5    Подготовка объекта к испытаниям должна предусматривать обеспечение максимального удобства и безопасности проведения всех предусмотренных программой операций.

8.1.6    Запрещается находиться в/на испытываемом вагоне во время проведения всех видов испытаний за исключением ходовых испытаний

17

CT РК 1846-2008

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    2

4    Общие положения    3

5    Виды, цели и основные задачи испытания    3

6    Средства измерений и оборудование    5

7    Проведение испытаний    8

8    Требования безопасности    17

9    Обработка материалов и оценка результатов испытаний    19

Приложение А (рекомендуемое) Перечень рекомендуемых средств измерений    24

Приложение Б (рекомендуемое) Схема установки тензорезисторов в сечениях элементов вагонов    26

Приложение В (рекомендуемое) Схема расположения сечений и установки тензорезисторов на раме четырехосного полувагона    27

Приложение Г (Рекомендуемое) Схема расположения сечений и установки тензорезисторов на кузове пассажирского вагона    29

Приложение Д (рекомендуемое) Схема установки и соединения тензорезисторов на автосцепке для измерения продольных сил    30

Приложение Е (рекомендуемое) Установка прогибомера для измерения вертикальных прогибов рессорного комплекта тележки грузового вагона    31

Приложение Ж (рекомендуемое) Схема установки и соединения тензорезисторов для измерения горизонтальных (рамных) сил (сечения с индексом «I») и вертикальных сил (сечения с индексом «В») на раме тележки грузового вагона    32

Приложение И (справочное) Схема установки надрессорной

балки тележки на гидропульсаторной машине при испытаниях на усталость    34

Приложение К (рекомендуемое) Методика вероятностностатистической обработки результатов испытаний на усталость    35

Приложение (справочное) Библиография    36

III

подвижного состава, предназначенного для перевозки людей, а также случаев, специально оговоренных в программе и методике испытаний.

8.1.7    Находиться под испытуемым вагоном (при подготовке к испытаниям) или около него (при проведении испытаний) можно только с разрешения руководителя испытаний.

8.1.8    Лица моложе 18 лет к проведению испытаний не допускаются.

8.1.9    Доступ посторонним лицам в зону испытаний должен быть запрещен.

8.1.10    Испытатели во время испытаний должны быть обеспечены соответствующей спецодеждой.

При проведении испытаний на путях железных дорог (станциях и перегонах) испытатели обязаны работать в жилетах оранжевого цвета, одеваемых поверх верхней одежды.

8.2 Дополнительные требования при проведении стендовых испытаний.

8.2.1    Основным источником опасности при проведении стендовых испытаний вагона или его узлов является испытуемый объект при его транспортировке, установке на стенд или при снятии со стенда, при нагружении во время испытаний, подъемках с помощью кранового оборудования или домкратов.

Дополнительными источниками опасности могут быть подъемнотранспортные (крановые), сварочные, монтажные и др. операции в цехе (участке, лаборатории), где проводят стендовые испытания, не связанные с данными испытаниями.

8.2.2    Испытуемый объект должен быть установлен в специально выделенном помещении (цехе, участке, лаборатории), в котором . в процессе регистрации показаний приборов должна поддерживаться постоянная плюсовая температура воздуха от 10 °С до 30 °С и обеспечиваться общая освещенность не менее 50 лк.

8.2.3    При подготовке объекта к испытаниям допускается демонтировать отдельные не несущие элементы конструкции в целях облегчения процесса установки приборов, улучшения доступа к ним для проверки, наладки и снятия с них показаний.

8.2.4    После сборки и подготовки испытательных приспособлений производится обязательное апробирование соответствующей схемы нагружения.

8.2.5    Схема установки объекта испытаний должна предусматривать меры, предупреждающие угрозу для безопасности персонала при разрушении опытного объекта в процессе испытаний.

8.3. Дополнительные требования при проведении других видов испы-таний

8.3.1 Основными источниками опасности при подготовке и проведении испытаний вагонов вне стендов и лабораторий (на железнодорожных путях

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ. Методы испытаний на прочность и ходовые качества

Дата введения 2009-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на грузовые и пассажирские вагоны и устанавливает общие методы испытаний на прочность и ходовые качества опытных образцов новых (или модернизированных) грузовых и пассажирских несамоходных вагонов (далее - вагонов) и их узлов, а также вагонов промышленного транспорта, предназначенных для эксплуатации на сети железных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, при проведении предварительных и приемочных испытаний.

Настоящий стандарт может быть использован при проведении сертификационных, исследовательских, аттестационных, квалификационных, типовых и периодических испытаний серийных грузовых и пассажирских вагонов, а также при испытаниях самоходных вагонов магистральных железных дорог, транспортеров, вагонов промышленного и городского транспорта в объемах на конкретные изделия.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

CT РК 2.1 -2000 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Термины и определения.

СТ РК 2.4 -2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.

СТ РК 2.18 - 2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Порядок разработки, метрологической аттестации, регистрации и применения.

СТ РК 2.21-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений.

СТ РК 2.30-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Порядок проведения метрологической аттестации средств измерений.

Издание официальное

СТ РК 2.75 - 2004 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Порядок аттестации испытательного оборудования.

ГОСТ 2.733-96 Единая система конструкторской документации. Обозначения условные графические детекторов ионизирующих излучений в схемах.

СТ РК 4.10 - 2005 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведе-ния испытаний и утилизации железнодорожной техники.

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ    8.010-90    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Методики выполнения измерений.

ГОСТ    8.286-78    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Секундомеры электрические. Методы и средства поверки.

ГОСТ    8.423-81    Государственная    система    обеспечения    единства

измерений. Секундомеры механические. Методы и средства поверки.

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ    23207-78    Сопротивление    усталости. Основные    термины,

определения и обозначения.

ГОСТ 23213-84 Скоростемеры локомотивные. Общие технические условия.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по СТ РК 2.1, ГОСТ 23207 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Испытания статические: Испытания, при которых определяются напряжения и деформации конструкции при воздействии на объект заданной нагрузки, не изменяющейся во времени в процессе данного этапа измерений.

3.2    Испытания на соударение: Испытания, при которых проверяются напряженное состояние, прочность и устойчивость элементов вагона от удара в автосцепку (с заданной силой или скоростью соударения), наносимого с помощью вагона-бойка.

3.3    Испытания ходовые динамические: Испытания, при которых определяются показатели ходовых качеств вагона при его движении с

2

CT РК 1846-2008

заданной полезной нагрузкой и с различными скоростями на характерных участках железнодорожного пути.

3.4    Испытания ходовые прочностные: Испытания, при которых определяются количественные характеристики динамической нагруженности элементов вагона при его движении с заданной полезной нагрузкой и с различными скоростями на характерных участках железнодорожного пути.

3.5    Испытания кузовов вагонов вибрационные: Испытания по определению собственных частот и форм изгибных колебаний кузовов вагонов.

3.6    Испытания по воздействию на путь: Испытания, при которых определяются показатели, характеризующие нагруженность элементов железнодорожного пути под воздействием движущегося подвижного состава.

3.7    Тарировка измерительного оборудования:    Совокупность

операции по определению градуировочной характеристики измерительных устройств, установок приспособлений не имеющих метрологических свойств.

4    Общие положения

4.1    Испытания на прочность и ходовые качества являются частью комплекса испытаний, которым должен подвергаться опытный (экспериментальный) образец каждого нового (или модернизированного) вагона.

Общие цели и порядок проведения испытаний установлены CT РК 4.10 и ГОСТ 15.001.

4.2    Схемы и характер приложения испытательных нагрузок к вагону и его элементам должны имитировать основные расчетные эксплуатационные условия нагружения конструкции и обеспечивать сопоставимость или пересчет на схемы нагружения, в соответствии с ГОСТ 2.73 и [1].

4.3    При проведении испытаний ведется журнал, в который заносятся все необходимые данные по испытаниям: режимы и условия приложения нагрузок, порядок измерений, особенности условий окружающей среды.

4.4    По результатам испытаний составляется научно-технический отчет (отчеты), который оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32 и является основным документом, содержащим исчерпывающие сведения о выполненной работе.

Примечание - При необходимости по отдельным разделам и этапам испытаний допускается составление протоколов (актов) и промежуточных отчетов.

5    Виды, цели и основные задачи испытания

5.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие основные виды испытаний вагонов:

- статические на прочность;

3

-    на соударение;

-    стендовые на усталость;

-    ходовые динамические;

-    ходовые прочностные.

5.2 Общей целью испытаний, указанных в 5.1, является экспериментальная проверка прочности (несущей способности) конструкции и ходовых качеств вагона (по безопасности, комфорту и другим показателям) применительно к заданным условиям эксплуатации на основе критериев и требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан.

5.2.1    Задачей статических испытаний на прочность является исследование и оценка напряженного состояния, деформаций, устойчивости конструкции вагона и его узлов при действии заданных статических нагрузок, имитирующих основные расчетные эксплуатационные нагрузки, а также проверка принятых при проектировании методов и схем расчетов конструкций на прочность.

5.2.2    Задачей испытаний на соударение является исследование и оценка напряженного состояния, проверка прочности и устойчивости вагона и его узлов при ударе в автосцепку с заданной силой или скоростью соударения.

5.2.3    Задачей стендовых испытаний на усталость является исследование сопротивления усталости несущей конструкции вагона в целом или его натурных узлов при заданных режимах вибрационного или ударного нагружения.

5.2.4    Задачей ходовых динамических испытаний является определение и оценка показателей ходовых качеств вагона при движении с различными скоростями и режимами загружения на характерных участках пути.

5.2.5    Задачей ходовых прочностных испытаний является определение динамических напряжений в основных несущих элементах и узлах конструкции, а также величины отдельных динамических сил, возникающих при движении вагона с заданной нагрузкой, с различными скоростями, на характерных участках железнодорожного пути, в целях уточнения оценки прочности несущей конструкции вагона.

5.2.6    Ходовые динамические и ходовые прочностные испытания, как правило, следует объединять по времени и месту проведения.

5.3 Кроме указанных основных видов испытаний, для отдельных типов или узлов вагонов могут предусматриваться дополнительные виды испытаний, проводимые по специальным методикам.

Пример - Стендовые вибрационные испытания кузовов вагонов по определению собственных частот изгиб пых колебаний, испытания на прочность кузовов полувагонов при разгрузке их на вагоноопрокидывателе, динамические испытания кузовов при воздействии накладного вибратора, ква зи стати чески е разрушающие испытания (которые, в частности, являются обязательными для литых деталей тележек и корпусов поглощающих аппаратов грузовых вагонов), испытания по воздействию вагонов на путь и другие.

CT РК 1846-2008

5.4 Конкретный перечень видов испытаний с указанием их объема, задач и порядка проведения с учетом особенностей данного вагона устанавливается программой и методикой испытаний в соответствии с техническим заданием на проектирование и CT РК 2.18 и CT РК 2.21.

6 Средства измерений и оборудование

6.1    При испытаниях вагонов на прочность и ходовые качества применяют измерительные первичные и масштабные преобразователи, устройства балансировки, показывающие, регистрирующие, суммирующие, интегрирующие и другие приборы, устройства и приспособления.

Основные технические характеристики средств измерений приведены в приложении А.

6.1.1    В качестве первичных измерительных преобразователей (датчиков) применяются:

-    тензорезисторы с базой от 10 мм до 20 мм для регистрации деформаций, напряжений и сил в элементах конструкции, при исследовании концентрации напряжений в отдельных зонах конструкции должны применяться тензорезисторы с меньшей базой;

преобразователи перемещений индуктивные, реохордные и специальные для измерения прогибов рессорных комплектов, взаимных перемещений элементов вагона, хода поглощающего аппарата автосцепки и т.п.;

ускорениемеры (акселерометры) различной конструкции с использованием фильтров нижних частот для измерения виброускорений элементов вагона или груза;

-    преобразователи давления, манометры, микрометры, специальные мессдозы, динамометры (в т.ч. автосцепки-динамометры, тензометрические колесные пары и т.п.).

6.1.2    В качестве масштабных преобразователей используются:

-    тензометрические усилители одноканальные для статических измерений;

-    тензометрические усилители многоканальные с несущей частотой от

2,5 кГц до 4,0 кГц для динамических измерений;

-    тензометрические усилители с несущей частотой свыше 20 кГц для измерений высокочастотных процессов;

-    специальные комплекты аппаратуры для измерения ускорений и вибраций.

6.1.3    В качестве регистрирующих приборов при испытаниях на соударение, ходовых динамических и ходовых прочностных испытаниях используются светолучевые осциллографы с записью процессов на фотобумагу и магнитографы.

5

При статических испытаниях регистрацию показаний приборов допускается осуществлять путем визуального отсчета по шкале усилителя с применением коммутационного переключателя измерительных цепей первичных преобразователей.

Примечание - Рекомендуется автоматизировать процесс статических испытаний путем применения, измерительных установок (самобалансирующихся мостов) с автоматическими переключателями, аппаратуры с выдачей результатов измерений на печать и перфоленту с последующей обработкой и оформлением результатов испытаний на персональном компьютере с наличием соответствующих программ по статистике испытаний.

6.1.4 При использовании для записи динамических процессов магнитографов обработка результатов измерений выполняется с помощью комплекса автоматизированной обработки опытных данных на базе персонального компьютера с наличием соответствующего программного обеспечения.

При записи процессов на фотобумажные ленты для обработки осциллограмм следует применять приборы автоматического считывания процессов.

Примечание - Допускается обработку осциллографических лент производить вручную с помощью масштабной линейки.

6.2    В качестве основного оборудования при статических испытаниях используются:

-    специальные стенды с мощной рамой-каркасом и гидравлическими силовозбудителями (домкратами) для испытаний вагонов на продольное сжатие-растяжение, испытаний рам тележек и других узлов вертикальными и горизонтальными нагрузками;

-    специальные насосные установки налива и слива воды для испытаний вагонов вертикальной нагрузкой, а также котлов цистерн на гидростатическое избыточное давление и на вакуум;

-    типовые испытательные машины, различные приспособления и другие устройства.

6.2.1 Применяемое оборудование должно обеспечивать:

плавное регулирование уровня статического нагружения исследуемого объекта в соответствии с установленными режимами;

-    точность установления заданной нагрузки с погрешностью измерения не более 5 %;

-    стабильность величины установленной нагрузки в течение времени, необходимого для снятия показаний приборов и осмотра испытуемой конструкции.

6.3    В качестве основного оборудования при испытаниях на усталость используются:

-    типовые гидропульсаторные установки;

CT РК 1846-2008

специальные стенды (электромагнитные резонансные, пневмоэлектромагнитные электромеханические резонансные, маятниковые копры с пневмоприводом и другие).

6.3.1    Оборудование, применяемое для испытаний на усталость, должно обеспечивать:

-    возможность установки и систематического контроля заданного режима нагрузки на объект (образец) в соответствии с программой и методикой испытаний;

-    стабильность и точность установленного режима испытаний;

-    автоматическую регистрацию количества циклов изменения нагрузки.

6.4    В качестве основного оборудования при ходовых динамических и ходовых прочностных, а также при испытаниях на соударение используются вагоны-лаборатории, в которых размещаются необходимые средства измерений. Для проведения испытаний на соударение рекомендуется применять механизированные стенды-горки.

6.4.1    Вагоны-лаборатории должны иметь:

-    источник электроэнергии (аккумуляторные батареи, дизель-электростанцию) для питания аппаратуры;

-    комплект специальных экранированных кабелей для соединения первичных и масштабных преобразователей;

комплект необходимых масштабных преобразователей и регистрирующих приборов;

-    коммутационные и распределительные щиты;

-    измерители и отметчики времени (электронные или механические секундомеры по ГОСТ 8.286 и ГОСТ 8.423) для синхронизации записей и определения частоты динамических процессов;

-    скоростемеры по ГОСТ 23213;

-    отметчики оборотов колеса;

-    многоканальные электронные осциллографы (индикаторы) для контроля записываемых на магнитографы процессов;

-    телефоны или портативные радиостанции для осуществления связи между вагоном-лабораторией и локомотивом, а также с другими вагонами-лабораториям;

-    необходимый инструмент, приборы, материалы и вспомогательное оборудование.

Целесообразно устанавливать в вагоне-лаборатории специализированный обрабатывающий комплекс на базе персонального компьютера с наличием соответствующего программного обеспечения для анализа регистрируемых процессов, а также использовать для визуального наблюдения за работой узлов подвижного состава в движении промышленнотелевизионные установки.

6.5    Применяемые средства измерений должны обеспечивать регистрацию и возможность анализа исследуемых динамических процессов в

7