Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

486.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57625-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В стандарте определены требования и руководящие указания, дополняющие положения ИСО 14040 и ИСО 14044 в части выполнения критического анализа любых LCA-исследований и компетенции, необходимые для выполнения самого критического анализа. Стандарт не распространяется на применение оценок жизненного цикла.

 Скачать PDF

Идентичен ISO/TS 14071:2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Процесс и задачи критического анализа

5 Компетенции эксперта-рецензента

Приложение А (справочное) Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа

Приложение В (справочное) Пример самодекларации независимости и компетенций эксперта-рецензента

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Библиография

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.08.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии954-ст
РазработанАО НИЦ КД
РазработанООО НИИ Интерэкомс
ИзданСтандартинформ2017 г.

Environmental management. Life cycle assessment. Critical review processes and reviewer competencies

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

57625-го 17/

ISO/TS 14071:2014


Экологический менеджмент

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

(ISO/TS 14071:2014, ЮТ)

Издание официальное

Москва Ста нда рти н фор м 2017

ГОСТ P 57625—2017

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интер-экомс») совместно с АО «НИЦ КД» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2017 г № 954-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14071:2014 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента» (ISO/TS 14071:2014 «Environmental management — Life cycle assessment — Critical review processes and reviewer competencies: Additional requirements and guidelines to ISO 14044:2006». IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ P 57625—2017

-    обеспечение формирования заявления и отчета по результатам критического анализа, а также их утверждение специализированным комитетом.

4.7.2 Эксперт-рецензент

Экслерт-рецензент. а также председатель специализированного комитета:

-    должны представлять свои замечания, включая обоснования относительно содержания отчета в целом;

-    использовать установленные шаблоны (см. приложение А) при предоставлении своих замечаний;

-    вносить свой вклад в отчет по результатам критического анализа;

-    выражать свое согласие или несогласие относительно заявления о критическом анализе и указывать причины своего несогласия (обоснование должно основываться исключительно на требованиях ИСО 14040 или ИСО 14044).

5 Компетенции эксперта-рецензента

Эксперт-рецензент должен быть знаком с требованиями, предъявляемыми к LCA-оценкам в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044, или же он должен обладать соответствующими научно-техническими знаниями/олытом.

Экслерт-рецензент должен обладать компетенциями и знаниями:

-    требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044:

-    методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости — их анализ);

-    методов проведения критического анализа;

-    научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий:

-    экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы;

-    языка, используемого для проведения исследований.

Эксперт-рецензент должен предоставлять краткие биографические сведения и перечень соответствующих документов.

В зависимости от цели и области LCA-исследования от него могут потребоваться дополнительные компетенции.

Помимо владения языком, используемым при исследованиях, различным членам специализированного комитета или группе экспертов могут предоставляться дополнительные компетенции.

Чтобы стать экспертом-рецензентом. нет необходимости в прохождении аккредитации.

Организация, привлекающая к работе экспертов-рецензентов. должна запрашивать у них подтверждение квалификации. В приложении В приведен пример самодекларации эксперта-рецензента.

Эксперт-рецензент не должен ни привлекать к своим работам субподрядчиков, ни передавать кому-либо свои полномочия и права.

7

ГОСТ P 57625—2017

Приложение А (справочное)

Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа

Следующие заголовки разделов следует представлять в форме таблицы, они специально предназначены для подготовки замечаний эксперта-рецензента. а также для сбора ответов практика, выполняющего LCA-исследование

-    «Инициалы* эксперта-рецензента в случае анализа, проводимого специализированным комитетом.

-    «Номер» замечания (от 1 до .

-    «Номер строки»;

-    «Раздел/подраздел» LCA-отчета, связанный с замечанием;

-    «Пункт/рисунок/таблица».

-    «Тип замечания» «общее» (де), «редакционное* (ed) или «техническое» (te);

-    «Замечания эксперта-рецензента» для формулирования замечаний необходимо использовать короткие и понятные фразы,

-    «Рекомендации эксперта-рецензента»: место в таблице, оставляемое эксперту-рецензенту для указания своих рекомендаций;

-    «Резолюция практика, выполняющего LCA-исследования»: ячейки в таблице, оставляемые практику, выполняющему LCA-исследования. для реагирования на данное замечание, если резолюция (ответ) не решает проблему. связанную с данным замечанием эксперта-рецензента, то это может быть сделано в следующем цикле обратной связи

В таблице А 1 приведен пример шаблона отчета по результатам критического анализа

8



Твблица А1


Я


Приложение В (справочное)

Пример самодекларации независимости и компетенций эксперта-рецензента

Я, нижеподписавшийся, подтверждаю, что

□    Я не являюсь сотрудником органа, уполномоченного по LCA-исследованиям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследования), работающим в режиме полной или неполной занятости, а являюсь лишь внешним экспертом-рецензентом.

О Я не принимал участия в определении области исследования или порядка выполнения каких-либо работ по проведению текущих LCA-исследований, те я не являюсь членом коллектива, уполномоченного по LCA-исследованиям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследование)

с У меня нет какой-либо финансовой, политической или иной заинтересованности в положительных результатах исследований

Мои компетенции, связанные с проводимым критическим анализом, включают профессиональные навыки и знания

п требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044,

□    методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости — их анализ),

С методов проведения критического анализа;

о научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий.

О экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы.

о языка, используемого для проведения исследований

При этом я прилагаю краткие биографические сведения и перечень соответствующих документов

Я заявляю, что вышеуказанные сведения являются достоверными и полными Я обязуюсь немедленно уведомлять все заинтересованные стороны, в том числе уполномоченного по критическому анализу, практика, выполняющего LCA-исследование, или эксперта-рецензента (рецензентов), если в силу сложившейся ситуации в процессе анализа изменится любое из вышеперечисленных сведений.

Дата

ФИО. (печатными буквами) Подпись:

10

ГОСТ P 57625—2017

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Таблица ДА1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 14040

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 14040-2010 я Экологический менеджмент Оценка жизненного цикла Принципы и структура*

ИСО 14044

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 14044-2007 «Экологический менеджмент Оценка жизненного цикла Требования и рекомендации»

Примечание —В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов

ЮТ — идентичные стандарты

11

Библиография

(1)    ISO 14025, Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations — Principles and procedures (Этикетки и декларации экологические Экологические декларации типа III Принципы и процедуры)

(2)    ISO 14045, Environmental management — Eco-efficiency assessment of product systems — Principles, requirements and guidelines (Экологический менеджмент Оценка экологической эффективности продукционных систем Принципы, требования и руководящие указания)

(3)    ISO/TS 14067, Greenhouse gases — Carbon footprint of products — Requirements and guidelines for quantification and communication (Парниковые газы Углеродный след продукции Требования и руководящие указания по количественному определению и обмену данными)

УДК 502.3:006.354    ОКС    13.020.60    ЮТ

Ключевые слова: экологический менеджмент, оценка жизненного цикла, процесс критического анализа, отчет по результатам критического анализа, заявление о критическом анализе

БЗ 10—2017/55

Редактор А Е Петросян Технический редактор И Е Черепкова Корректор Л С Лысенко Компьютерная верстка А А Ворониной

Сдано в набор 25 08 2017, Подписано в печать 28 06 2017, Формат 60*&41/8. Гарнитура Ариал Уел печ п.1.86 Уч-иад л 1.68 Тираж 26 э«э Зак 1540 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ». 123001 Москва. Гранатный пер , 4 wwwgostmfo ru mfo@gos»info ru

ГОСТ P 57625—2017

Содержание

1    Область применения ............................................................... 1

2    Нормативные ссылки ............................................................... 1

3    Термины и определения............................................................. 1

4    Процесс и задачи критического анализа ............................................... 2

5    Компетенции эксперта-рецензента.................................................... 7

Приложение А (справочное) Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа . 8 Приложение В (справочное) Пример самодекларации независимости и компетенций

эксперта-рецензента ................................................... 10

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам.............................................. 11

Библиография....................................................................... 12

Введение

Для оценки жизненного цикла применяется подход, основанный на оценке соответствия, реализация которого осуществляется за счет выполнения критического анализа (см. ИСО 14040 и ИСО 14044). В указанных стандартах в сжатой форме содержатся требования, предьявляемые к выполнению подобного анализа.

Практика применения критического анализа с учетом требований ИСО 14040 и ИСО 14044 зарекомендовала себя с положительной стороны и используется всеми заинтересованными сторонами В случае необходимости проведения обязательных исследований по оценке жизненного цикла (LCA). предназначенных для получения сравнительных утверждений и доведения их до сведения общественности, выполнение критического анализа считается ключевым элементом приемки результатов проводимых исследований всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее даже в тех областях применения LCA-оценок, в которых проведение критического анализа не является обязательным, ответственные за них лица в настоящее время в целях повышения надежности и объективности результатов своих исследований часто принимают решения относительно добровольного выполнения подобного критического анализа.

Одна из ключевых особенностей критического анализа состоит в том. что анализ не является частью схемы аккредитации, однако гарантирует ее качество, делая каждого эксперта-рецензента лично ответственным за работы и отдавая приоритет содержанию, а не конкретной форме аккредитации.

По причине всевозрастающего применения самих LCA-оценок и таких мероприятий, как определение объема выбросов углерода или экологической маркировки, настоящий стандарт предназначен для более полного документирования методики критического анализа за счет установления дополнительных требований и рекомендаций по его проведению и выбору необходимых компетенций.

Настоящий стандарт может применяться совместно с другими стандартами, которые также требуют независимого анализа LCA-процедур и информации (например. ИСО 14045. ИСО 14025. ИСОЯС 14067). и. возможно, потребуется его адаптация к конкретным областям применения. В процессе критического анализа также могут быть использованы требования, установленные в ссылочных стандартах.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

Environmental management. Life cycle assessment Critical review processes and reviewer competencies

Дата введения — 2018—01—01

1    Область применения

В настоящем стандарте определены требования и руководящие указания, дополняющие положения ИСО 14040 и ИСО 14044 в части выполнения критического анализа любых LCA-исследований и компетенции, необходимые для выполнения самого критического анализа.

В настоящем стандарте рассмотрены:

-    подробности процесса критического анализа, включая разъяснения к ИСО 14044:2006:

• руководящие указания для соответствия требованиям процесса критического анализа, связанного с LCA-оценкой и областью их предполагаемого применения;

-    содержание и результаты выполненного процесса критического анализа;

-    руководящие указания в части повышения достоверности, прозрачности, эффективности и объективности процесса критического анализа;

-    компетенции, необходимые для эксперта-рецензента внутреннего или внешнего и эксперта — члена специализированного комитета;

-    компетенции, необходимые для экспертов — членов специализированного комитета.

Настоящий стандарт не распространяется на применение оценок жизненного цикла (см.

ИСО 14040, рисунок 1).

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.

ISO 14040:2006, Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)

ISO 14044:2006. Environmental management — Life cycle assessment — Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации)

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    независимый внутренний эксперт (independent internal expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по LCA-исспедованиям (см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6). но не участвующее напрямую в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание — Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов — проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков

3.2    независимый внешний эксперт (independent external expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости не выполняет роль уполномоченного по LCA-исследованиям

Издание официальное

(см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6). и не участвует в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание — Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов — проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков, или имеет личную финансовую. политическую или иную заинтересованность в конечных результатах исследований

3.3 член специализированного комитета (panel member): Эксперт-рецензент (см. 3.10), который принимает участие в работе специализированной экспертной группы по критическому анализу.

3    4 уполномоченный по LCA-исследованиям (commissioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая финансирует проведение LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

3.5    уполномоченный по критическому анализу (commissioner of the critical review): Организация (или группа организаций), которая финансирует критический анализ результатов LCA-исследований в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044

Примечание — Финансирование критического анализа не ограничивается привлечением к нему экслер-тов-рецензентов (см 3 10) Контракт может выполняться третьей стороной, например практиком, выполняющим LCA-исследования (см 3 6). или органом, уполномоченным по LCA-исследованиям (см 3 4)

3.6    практик, выполняющий LCA-исследования (practitioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая выполняет LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044,

Примечание — Организация может одновременно выполнять роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см 3 4). уполномоченного по критическому анализу (см 3 5) и/или практика, выполняющего LCA-исследования.

3.7    отчет по результатам критического анализа (critical review report): Документирование процесса и результатов критического анализа, включая подробные комментарии эксперта-рецензента (см. 3.10) или специальной экспертной группы, а также соответствующие отзывы от практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6).

3.8    заявление о критическом анализе (critical review statement): Заключительный документ, содержащий обобщенные выводы эксперта-рецензента (см. 3.10) относительно LCA-исследований, и однозначно устанавливающий их соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044

3.9    заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц. заинтересованные в характеристиках или результатах деятельности организации или системы.

(ИСО 14040 2006. определение 3.46J

3.10    эксперт-рецензент (reviewer): Независимый внутренний эксперт (см. 3.1) или независимый внешний эксперт (см. 3.2). выполняющие критический анализ, а также заинтересованная сторона (см. 3.9). принимающая участие в работе специализированной группы экспертов.

4    Процесс и задачи критического анализа

4.1 Определение области критического анализа

Как указано в ИСО 14044 (подраздел 6.1). процесс критического анализа должен гарантировать,

что:

-    методы, используемые для выполнения LCA-оценки, согласуются с настоящим стандартом;

-    методы, используемые для проведения LCA-оценки, являются научно и технически обоснованными;

-    используемые данные являются приемлемыми и разумными сточки зрения цели исследования;

-    интерпретация результатов отражает выявленные ограничения и цели исследований; и

-    отчет об исследованиях является информационно открытым и обоснованным.

Примечание — «LCA-отчет» и «отчет по результатам исследований» используются здесь как синонимы; отчет может содержать конфиденциальную информацию, которую в соответствии с подразделом 5.2 ИСО 14044 можно исключать из отчета, предоставляемого третьей стороне

Существует несколько вариантов проведения критического анализа результатов исследования, в том числе:

а) проведение анализа на основе экспертной оценки (см. ИСО 14044. подраздел 6.2) или оценки экспертной группы (см. ИСО 14044. подраздел 6.3);

2

ГОСТ P 57625—2017

b)    проведение анализа параллельно (одновременно) с исследованиями или по их окончании;

c)    включение или невключение в анализ оценок на основе модели инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCI);

d)    включение или невключение в анализ оценок отдельных наборов данных.

Процесс критического анализа должен четко определять и документировать все используемые варианты.

Критический анализ должен охватывать все LCA-аспекты, в том числе адекватность и обоснованность данных, процедуры расчета, инвентаризационный анализ жизненного цикла, методологии оценки воздействий, характеристические факторы, расчетные LCI-значения, результаты инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCIA) и их интерпретацию.

Как было показано в ИСО 14040 (подраздел 7.1). критический анализ не может ни подтвердить, ни проверить цели, которые были выбраны для LCA-оценки уполномоченным по LCA-исследованиям. а также методы, в которых используются результаты LCA-оценок.

Будет ли критический анализ проводиться параллельно или по окончании LCA-исследований — это не будет влиять на конечные результаты критического анализа.

Параллельный анализ поможет избежать значительного разброса результатов LCA-исследований в конце процесса, который обычно приводит к выполнению дополнительных работ и временным издержкам. По этой причине если критический анализ проводится параллельно с исследованиями, то нагрузка на эксперта-рецензента. как правило, становится выше, а для практика, выполняющего LCA-исследование. — зачастую ниже.

Независимые эксперты, проводящие параллельный критический анализ, должны сохранять свою независимость на протяжении всего процесса анализа и ограничиваться рассмотрением лишь его задач.

Если независимость эксперта (см. 3.1 и 3.2) находится под угрозой до завершения процесса критического анализа, то эксперта-рецензента следует заменить согласно инструкциям, приведенным в 4.2.2.

4.2 Отбор и привлечение эксперта для выполнения работ, замена внешнего

эксперта-рецензента

4.2.1    Отбор эксперта-рецензента

В целях проведения экспертного анализа (см. ИСО 14044. подраздел 6.2) уполномоченный по LCA-исследованиям и практик, выполняющий первоначальное LCА-исследование, могут выбирать внутреннего или внешнего независимого эксперта. Исходя из целей и области исследования, к процессу анализа могут также привлекаться и другие эксперты.

В случае анализа, проводимого специализированным комитетом (см. ИСО 14044. подраздел 6.3), внешний независимый эксперт должен выбираться уполномоченным по LCA-исследованиям с тем, чтобы данный эксперт выступал в качестве председателя специализированного комитета. Исходя из цели и области исследований, председатель должен выбирать других независимых высококвалифицированных экспертов-рецензентов и. возможно, заинтересованные стороны. Практик, выполняющий первоначальное LCA-исследование. или уполномоченный по LCA-исследованиям в качестве независимого эксперта (экспертов) или заинтересованных сторон могут выдвигать собственные кандидатуры.

Для упрощения процесса отбора потенциальный эксперт-рецензент должен представить самоде-кларацию в организацию, которая его привлекает (см. пример, приведенный в приложении В).

4.2.2    Привлечение эксперта-рецензента к выполнению работ

К работам следует привлекать независимого внешнего эксперта; также к ним могут привлекаться и независимые внутренние эксперты и любые заинтересованные стороны. Контракт с внешним экс-пертом-рецензентом не должен содержать какие-либо условия, предопределяющие результаты оценки соответствия критического анализа.

Независимость экспертов-рецензентов не будет нарушаться, если для выполнения критического анализа они будут работать по контракту с уполномоченным по LCA-исследованиям. уполномоченным по критическому анализу или практиком, выполняющим LCA-исследования.

4.2.3    Замена эксперта-рецензента

Если по какой-либо причине эксперт-рецензент отказывается от выполнения анализа, то в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.2) для его продолжения уполномоченный по критическому анализу

3

должен подобрать квалифицированную замену. Если по какой-либо причине член специализированного комитета отказывается от проведения анализа в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.3), то перед предоставлением председателем специализированного комитета заявления о критическом анализе последний. вместе с уполномоченным по критическому анализу, должен в соответствии с ИСО 14044 поддерживать минимально допустимое количество экспертов-рецензентов. а также компетенции комитета. Если по какой-либо причине председатель специализированного комитета отказывается от выполнения анализа в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6 3). то уполномоченный по критическому анализу должен для его продолжения подобрать ему квалифицированную замену.

Любая замена эксперта-рецензента в процессе анализа должна указываться в заявлении и отчете по результатам критического анализа.

4.3 Процесс критического анализа

4.3.1    Общие положения

Эксперт-рецензент должен выдавать свои замечания и предложения по рационализации работ по проекту LCA-отчета и. при необходимости, предоставлять их практику, выполняющему LCA-иссле-дования. В зависимости от характера этих замечаний могут потребоваться дополнительные рассмотрения. рекомендации и ответные реакции на них.

Любые изменения, внесенные в ответ на замечания или рекомендации эксперта-рецензента, должны документироваться.

Совещания (например, телефонные конференции, личные встречи, веб-конференции) между уполномоченным по LCA-исследованиям. практиком, выполняющим LCA-исследования. и экспертом-рецензентом должны способствовать обмену точками зрения и достижению общего понимания касательно замечаний и мероприятий для их реализации.

Отчет и заявление о критическом анализе должны готовиться по результатам окончательного LCA-отчета. При этом целесообразно направлять проект заявления о критическом анализе уполномоченному по LCA-исследованиям и практику, выполняющему LCA-исследования. с целью получения замечаний, которые необходимо принимать во внимание при внесении изменений в заявление о критическом анализе.

Все участвующие в анализе стороны должны стремиться к обеспечению соответствия ИСО 14040 и ИСО 14044 или настоящему стандарту, работая совместно и конструктивно.

4.3.2    Тип критического анализа

Критический анализ может проводиться одним или несколькими внутренними или внешними независимыми экспертами-рецензентами или группой экспертов-рецензентов. как это определено в ИСО 14044 (подразделы 6.2 и 6.3).

Критический анализ может выполняться параллельно с LCA-исследованиями или же по их завершении.

Если критический анализ проводится по завершении LCA-исследования (см. 4.3.3). то процесс критического анализа должен начинаться с момента предоставления проекта LCA-отчета эксперту-ре-цензенту. Если критический анализ проводится параллельно с LCA-исследованиями (см. 4.3.4), то процесс критического анализа должен начинаться только после соответствующего решения уполномоченного по LCA-исследованиям и практика, выполняющего LCA-исследования. Первую часть замечаний можно выдавать тогда, когда эксперту-рецензенту предоставлены первые данные о целях и области применения LCA-исследования.

4.3.3    Критический анализ, проводимый по завершении LCA-исследований

Все задачи по составлению отчета выполняют в конце LCA-исследований — после представления проекта LCA-отчета эксперту-рецензенту. В отчете по результатам критического анализа должен быть приведен и задокументирован по крайней мере один этап учета замечаний и связанных с ними изменений в LCA-исследованиях. а также задокументирован целиком процесс анализа. После завершения всех этапов учета замечаний необходимо задокументировать заявление о критическом анализе и его окончательные результаты (см. также 4.5).

4.3.4    Параллельно проводимый критический анализ

При параллельно проводимом критическом анализе выбранные задачи будут выполняться параллельно (одновременно) с LCA-исследованиями.

4

ГОСТ P 57625—2017

Ниже перечислены этапы, для которых эксперт-рецензент может представить свои замечания и рекомендации:

a)    определение цели и области применения;

b)    инвентаризационный анализ, включая сбор данных и моделирование;

c)    оценка воздействий;

d)    интерпретация жизненного цикла;

e)    составление проекта отчета по результатам LCA-исследования.

Заявление о критическом анализе должно выдаваться для итогового варианта LCA-отчета.

4.4    Валидность заявления и отчета по результатам критического анализа

Отчет и заявление о критическом анализе должны относиться только к одному конкретному LCA-исследованию. однозначно его идентифицировать (например, путем включения сведений о наименовании исследования, уполномоченном по LCA-исследованиям. практике, выполняющем LCA-иссле-дование, и т. л), вместе с указанием варианта заключительного LCA-отчета. к которому относятся отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление (включая дату отчета, номер варианта и т. п.). Если практик, выполняющий LCA-исследование, выпускает новый вариант итогового LCA-отчета. то отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление будут недействительными.

Если вновь выполняемое LCA-исследование основывается на результатах предыдущего LCA-исследования аналогичного назначения и области применения, то эксперт-рецензент нового LCA-исследования может ссылаться на результаты предыдущего процесса критического анализа. При этом он может сосредотачиваться на специально введенных или измененных LCA-элементах. однако по-прежнему должен оценивать результаты LCA-исследования на соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044. Эксперт-рецензент нового LCA-исследования может быть тем же или другим. Любые последующие пресс-релизы, краткие основные выводы или любые полученные иным образом результаты LCA-исследований следует представлять практику, выполняющему LCA-исследования. и эксперту-ре-цензенту с целью обеспечения обратной связи и непрерывности LCA-исследования.

4.5    Отчет по результатам критического анализа и подготовка соответствующего заявления

Для документирования всех вопросов, возникших в процессе критического анализа, в отчет по результатам критического анализа необходимо включать замечания и рекомендации эксперта-рецен-зента и соответствующие ответы (резолюции) практика, выполняющего LCA-исследование. Заявление по результатам критического анализа и соответствующие резолюции в соответствии с ИСО 14044 необходимо включать в LCA-отчет.

Ответы, подготовленные практиком, выполняющим LCA-исследование. могут быть либо указанием на то, где необходимо внести изменения, либо резолюцией на замечание эксперта-рецензента.

Заявление о критическом анализе позволяет выявлять сильные стороны, ограничения и возможности по улучшению LCA-оценок или самого процесса критического анализа.

В случае анализа данных в процессе критического анализа могут выполняться пробные тесты, поэтому эксперт-рецензент должен указывать используемые методы отбора проб и любые ограничения, возникающие при анализе данных (например, их недоступность).

Председатель специализированного комитета и другой эксперт-рецензент должны подписать заявление о критическом анализе.

Независимый эксперт должен подписывать подобное заявление в качестве частного лица, не представляющего интересы какой-либо организации.

Заявление о критическом анализе можно заверять электронной подписью.

В заявлении о критическом анализе необходимо указывать следующую информацию:

-    наименование исследования;

-    данные уполномоченного по LCA-исследованию;

-    данные практика, выполняющего LCA-исследование;

-    точную версию отчета, которой принадлежит заявление о критическом анализе;

-    данные эксперта-рецензента или в случае специализированного комитета — членов этого комитета. включая председателя комитета;

-    описание процесса анализа, включая информацию, касающуюся:

- выполнения анализа в соответствии с ИСО 14044 (6.2 или 6.3),

5

-    выполнения анализа параллельно с исследованиями или после их завершения,

-    включения/невключения в анализ оценки LCI-модели,

-    включения в отчет анализа отдельных наборов данных:

-    описание способа представления, обсуждения и реализации замечаний;

-    заявление по результатам критического анализа, т. е. было ли исследование выполнено в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Можно указывать также и то, какие заинтересованные стороны привлекались к процессу критического анализа.

Заявление о критическом анализе, а также замечания или любые комментарии к рекомендациям. выданным экслертом-рецензентом, необходимо включать в итоговый LCA-отчет. Экслерт-рецензент или специализированный комитет должны решить в самом начале анализа, подлежит ли в дальнейшем отчет свободному распространению.

Если эксперты-рецензенты согласны, то в интересах краткости изложения некоторые редакционные замечания, в том числе их рекомендации и ответы, а также случайные ошибки, можно исключать из отчета по результатам критического анализа.

Отдельные замечания и рекомендации, а также заявление и отчет по результатам критического анализа должны быть четкими, недвусмысленными и непротиворечивыми. Если замечания или рекомендации. полученные от различных экспертов-рецензентов. противоречат друг другу, то эти противоречия должны быть разрешены; в противном случае несогласный эксперт-рецензент может ввести свое особое мнение в заключение о критическом анализе, причем председатель специализированного комитета должен его принять. Заключение о несоответствии должно основываться исключительно на невыполнении одного или нескольких требований ИСО 14044 (см. подраздел 6.1).

4.6    Пересмотр результатов критического анализа

В случае выявления в исследовании технических недостатков, нарушающих соответствие ИСО 14040. ИСО 14044 или настоящему стандарту, но не обнаруженных при исходном критическом анализе, допускается осуществить пересмотр критического анализа. Причины пересмотра необходимо документально оформить и обосновать в новом отчете по результатам критического анализа.

Уполномоченный по новому критическому анализу должен проинформировать уполномоченного по первоначальному LCA-исследованию о выявленных проблемах и о своем намерении пересмотреть выпопненный критический анализ.

Примечание — Уполномоченный по первоначальному LCA-исследоеанию может также привлекаться в процессе пересмотра критического анализа

4.7    Задачи критического анализа

4.7.1 Председатель специализированного комитета, выполняющего критический анализ

Председатель специализированного комитета в обязательном порядке является его членом, в его компетенции входят:

-    формирование специализированного комитета и обеспечение компетенций его членов в соответствии с разделом 5, а также их независимость в соответствии с подразделами 3.1 и 3.2 настоящего стандарта;

-    распределение задач, которые должны выполнять члены специализированного комитета с учетом их компетенций для полного охвата поставленных задач и оптимального использования специфических компетенций членов специализированного комитета;

-    координация процесса критического анализа и обеспечение общего понимания выполняемых членами комитета задач, в том числе обработка замечаний в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044:

-    обеспечение процесса регистрации и обмена замечаниями между членами комитета;

-    обеспечение передачи замечаний практику, выполняющему LCA-исследование, причем пред-седатепь специализированного комитета должен решать любые проблемы, связанные с пониманием и доведением представленных замечаний;

-    разрешение любых противоречий в части представленных замечаний между членами комитета, которые могут привести к принятию позиции меньшинства в отчете по резупьтатам критического анализа;

-    содействие установлению рабочих отношений между всеми членами комитета, практиком, выполняющим LCA-исследование. и уполномоченным по LCA-исследованию;

6