Купить ГОСТ Р 56079-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает номенклатуру показателей безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности, а также используемые для их описания термины и определения. Стандарт распространяется на вновь создаваемые изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты, максимальная сертифицированная взлетная масса которых составляет для самолетов 5700 кг и более и для вертолетов – 3100 кг и более, а также на их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их комплектующие изделия). Применение требований стандарта к другим воздушным судам (в том числе ранее разработанным, а также воздушным судам, не являющимся самолетами и вертолетами) определяется по усмотрению разработчика воздушного судна.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Сокращения
5 Номенклатура показателей БНКТ
6 Обеспечение показателей БНКТ
Приложение А (обязательное) Условные обозначения и определения показателей БНКТ
Приложение Б (справочное) Пояснения к некоторым показателям БНКТ, приведенным в таблице А.1
Дата введения | 01.01.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 21.05.2015 |
Актуализация | 01.01.2021 |
09.07.2014 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 815-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ФГУП НИИСУ | ||
Разработан | ОАО ЛИИ им. М.М. Громова | ||
Издан | Стандартинформ | 2014 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТР
56079—
2014
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
Издание официальное
ГОСТ P 56079—2014
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «летно-исследовательский институт имени М.М. Громова (ОАО «ЛИИ им. М М. Громова» и Федеральным государственным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. № 815-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указапюле «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
©Стандартинформ. 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изделия авиационной техники
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Aircraft items Plight safety, reliability, testability and maintainability Indices nomenclature
Дата введения — 2015—01—01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности, а также используемые для их описания термины и определения.
Настоящий стандарт распространяется на вновь создаваемые изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты (далее - воздушные суда), максимальная сертифицированная взлетная масса которых составляет для самолетов 5700 кг и более и для вертолетов-3100 кг и более, а также на их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их комплектующие изделия).
Применение требований стандарта к другим воздушным судам (в том числе ранее разработанным, а также воздушным судам, не являющимся самолетами и вертолетами) определяется по усмотрению разработчика воздушного судна.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 56080-2014 Изделия авиационной техники. Комплексные программы обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. Общие требования
ГОСТ Р 56081-2014 Изделия авиационной техники. Безопасность полета, надежность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность. Порядок нормирования и контроля показателей
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника),: Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).
3.2 безопасность полета Свойство воздушного судна, в целом характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без нанесения вреда лицам или имуществу.
Издание официальное
ГОСТ P 56079—2014
3.3
восстановление (restoration): Процесс перевода объекта в работоспособное состояние из неработоспособного состояния.
(ГОСТ 27.002-89. статья 5.2]_
3.4 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.
3.5 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.
3.6 изделие: Обьект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.
3.7
контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его способность к проведению контроля заданными средствами.
[ГОСТ 19919-74, статья 16]_
3.8
надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств
(ГОСТ 27.002-89, статья 1.1]_
3.9 налет: Суммарная продолжительность нахождения изделия (или совокупности изделий) в полете за определенный период эксплуатации.
3.10 нормы летной годности Часть федеральных авиационных правил, содержащая обязательные требования к летной годности образца, направленные на обеспечение безопасности полетов, в том числе требования к конструкции, летным и эксплуатационным характеристикам образца.
3.11
отказ (failure): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
(ГОСТ 27.002-89. статья 3.3]_
3.12 отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.
3.13
ремонтная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при всех видах ремонта, кроме текущего.
(ГОСТ 14.205-83, статья 7]_
3.14 составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.
3.15 технические условия Текстовый конструкторский документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготовляемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции.
3.16 типовой полет: Полет для выполнения определенного полетного задания в соответствии с назначением воздушного судна в заданных условиях эксплуатации.
ГОСТ P 56079—2014
3.17
эксплуатационная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделии при подготовке его к использованию по назначению, техническом обслуживании, текущем ремонте и утилизации.
[ГОСТ 14.205-83. статья 6]_
3.18 эксплуатационно-технические характеристики: Характеристики надежности,
безопасности полета, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности.
3.19 эксплуатационно-экономическая эффективность Мера совершенства типовой конструкции образца авиационной техники и системы его технической эксплуатации, отражающая соотношение характеристик готовности и удельных затрат на техническое обслуживание.
4 Сокращения В настоящем стандарте применены следующие сокращения: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
технологичность
5 Номенклатура показателей БНКТ 5.1 Показатели безопасности полета:
3.20 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддрживается и восстанавливается его качество, включающая в общем случае: использование изделия по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и все виды ремонта, кроме тех. которые выполняются на условиях временного вывода изделия из эксплуатации (например, капитальный ремонт).
- средний налет на АП;
- среднее число катастроф на 100000 ч налета ВС;
- вероятность отсутствия АП;
- вероятность АП;
- вероятность особой ситуации в полете;
- вероятность особой ситуации за 1 ч полета;
- коэффициент тяжести АП;
- коэффициент опасности особой ситуации.
5.2 Показатели надежности
5.2.1 Показатели безотказности:
- вероятность безотказной работы при выполнении типового полета;
- вероятность безотказной работы;
- средняя наработка на отказ;
- средний налет на отказ;
- средний налет на отказ, приводящий к невыполнению полетного задания;
- средняя наработка на отказ в полете;
- параметр потока отказов:
- интенсивность отказов;
- вероятность отказа определенного вида;
3
- средний налет на отказ и повреждение:
- средний налет на отказ и повреждение в полете;
- средний налет изделия на неплановый съем с борта ВС
5.2.2 Показатели долговечности:
- назначенный ресурс (срок службы):
- проектный ресурс (срок службы):
- ресурс (срок службы) до списания;
- гамма-процентный ресурс;
- средний срок службы.
5.2.3 Показатель сохраняемости:
- средний срок сохраняемости.
5.3 Показатели эксплуатационной и ремонтной технологичности:
* удельная суммарная трудоемкость ТО (ремонта);
- средняя трудоемкость ТО (ремонта);
- средняя трудоемкость (продолжительность) работы планового ТО (ремонта);
- удельная суммарная продолжительность ТО (ремонта);
- средняя продолжительность ТО (ремонта);
- среднее время восстановления работоспособного состояния;
- вероятность восстановления работоспособного состояния;
- коэффициент загрузки исполнителя (средства).
5.4 Показатели контролепригодности:
- полнота контроля отказов, непосредственно приводящих к особым ситуациям в полете;
- частота неподтвержденных отказов;
- вероятность ложной информации;
- вероятность невыдачи информации;
- среднее время поиска отказа.
5.5 Комплексные показатели надежности и ЭТ (РТ):
- среднее число прерванных полетов на 1000 вылетов;
- коэффициент готовности к вылету;
- коэффициент технической готовности;
- коэффициент планируемого применения;
• удельная суммарная продолжительность восстановления работоспособного состояния;
- коэффициент готовности;
- коэффициент эксплуатационной готовности;
- удельные суммарные затраты на ТО (ремонт);
- удельные прямые затраты на ТО ;
- коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности.
Примечания
1 Условные обозначения и определения рассматриваемых показателей БНКТ приведены в приложении А
2 Пояснения к некоторым терминам и показателям, применяемым в настоящем стандарте, приведены в приложении Б
6.1 Обеспечение показателей БНКТ осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 56080 и ГОСТ Р 56081.
6 2 В общих требованиях к ЭТХ с учетом особенностей типовой конструкции АТ устанавливают значения следующих показателей БНКТ.
6.2.1 Показатели безопасности полета:
- средний налет на АП;
- среднее число катастроф на 100000 ч налета ВС.
Примечание - Остальные показатели безопасности полета используют при необходимости в дополнение к действующим нормам летной годности ВС соответствующей категории
6.2.2 Показатели надежности:
- показатели безотказности:
1) средний налет на отказ, приводящий к невыполнению полетного задания.
2) средняя наработка на отказ в полете,
ГОСТ P 56079—2014
3) средний налет на отказ и повреждение.
4) средний налет изделия на неплановый съем с борта ВС.
- показатели долговечности:
1) проектный ресурс (срок службы).
2) ресурс (срок службы) до списания.
- показатели сохраняемости:
1) средний срок сохраняемости.
2) назначенный срок хранения.
6.2.3 Показатели эксплуатационной (ремонтной) технологичности:
- удельная суммарная трудоемкость ТО (ремонта):
- средняя трудоемкость (продолжительность) работы планового ТО (ремонта);
- удельная суммарная продолжительность ТО (ремонта):
- среднее время восстановления работоспособного состояния.
6.2.4 Показатели контролепригодности:
- полнота контроля отказов, непосредственно приводящих к особым ситуациям в полете:
- частота неподтвержденных отказов;
- среднее время поиска отказа.
6 2.5. Комплексные показатели надежности и ЭТ (РТ):
- среднее число прерванных полетов на 1000 вылетов;
- коэффициент готовности к вылету;
- коэффициент технической готовности;
- удельные прямые затраты на ТО (ремонта);
- коэффициент эксплуатационно-экономической эффективности.
6.3 В общих требованиях к ЭТХ различных категорий авиационных двигателей устанавливают значения следующих показателей:
- средний налет на АП из-за отказа двигателя;
- средний налет на выключение двигателя в полете;
- средняя наработка на отказ в полете;
- средняя наработка на отказ и повреждение.
6.4 В общих требованиях к ЭТХ различных видов и категорий систем и оборудования ВС устанавливают значения следующих показателей:
- средняя наработка на отказ в полете или средний налет на отказ;
- средний налет на отказ и повреждение или средняя наработка на отказ и повреждение.
6.5 В ТЗ на выполнение ОКР (составной части ОКР) по созданию ВС и в ТУ на ВС задают значения показателей БНКТ из числа показателей, установленных в общих требованиях к ЭТХ и настоящем стандарте.
6.6 Для систем эксплуатационного контроля в ТЗ устанавливают также значения следующих показателей:
- вероятность лохоюй информации;
- вероятность невыдачи информации;
- средняя продолжительность контроля.
6.7 По согласованию между головным исполнителем ОКР по созданию ВС и его заказчиком в ТЗ и ТУ задают дополнительные показатели, не противоречащие показателям, установленным в настоящем стандарте.
5
Приложение А (обязательное)
Условные обозначения и определения показателей БНКТ
Таблица А 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы А. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы А. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8