Купить ГОСТ Р 55359-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Является одним из комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс стандартов ФОНТ создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей (добросовестной) практики, в том числе в государственном секторе
Дата введения | 01.01.2014 |
---|---|
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1 РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1728-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Ст анда рт ин ф ор м, 2013
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ P 55359-2012
решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.
В отношении требований к средствам контроля и мониторинга настоящий стандарт описывает наиболее общие обязательные для применения и исполнения требования к средствам контроля и мониторинга или связанным с требованиями к средствам контроля и мониторинга процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.
Настоящий стандарт также может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций и связанных с ней процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.
Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций.
Настоящий стандарт описывает требования к системам (средствам) контроля и мониторинга в отношении достижения целей контроля и мониторинга и снижения риска от невыполнения этих целей. Он не распространяется на описание общих требований по безопасности и метрологических требований к
3
средствам измерений и испытаний, используемым для контроля и мониторинга.
Требований к самим процессам контроля и мониторинга существенно различаются в зависимости от сферы их применения. Поэтому настоящий стандарт описывает не совокупность возможных специфических требований к процессам контроля и мониторинга, а уделяет внимание только основным методическим аспектам контроля и мониторинга, связанным с обеспечением достижения их целей. С другой стороны настоящий стандарт распространяется не только и не столько на средства, предназначенные для измерений и испытаний, используемых в процессах контроля и мониторинга, сколько на требования к самим процессам контроля и мониторинга, ограниченным именно их методической инструментальной составляющей.
При этом предполагается, что настоящий стандарт в основном должен применяться для систем контроля и мониторинга воздействия на экологию, а влияние на человека осуществляется через экологическое воздействие (экологическую составляющую).
В настоящем стандарте системы контроля и мониторинга рассматриваются в большей степени с точки зрения выполнения ими их функциональных задач, а не с точки зрения их безопасности при использовании. То же самое относится и к средствам контроля и мониторинга, требования к которым рассматриваются только в отношении их функциональной безопасности и применимости.
Также необходимо иметь в виду, что во многих случаях требования к системам контроля и мониторинга могут быть сформулированы или определены на основе общепринятых требований к самим процедурам контроля и мониторинга.
2 Нормативные ссылки
Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных
4
ГОСТ P 55359-2012
документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента;
ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению;
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь;
ГОСТ Р 54135-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг;
ГОСТ Р 53564-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга;
ГОСТ Р 53563-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Поредок организации;
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска;
ГОСТ Р 51897-2011 (ИСО/МЭК Руководство 73:2009) Менеджмент риска. Термины и определения.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссыпку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 биоаккумуляция: Процесс поглощения организмом химических
веществ с помощью прямого воздействия загрязнений из окружающей среды или через продукты питания, содержащие химические вещества.
3.2 предельно допустимый уровень; ПДУ Утверждённая верхняя граница величины некого воздействующего фактора, которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.
3.3 контроль: Одна из основных функций системы управления, при которой осуществляется наблюдение за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами).
Примечание - На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.
3.4 мониторинг: Измерение значения какого-либо параметра изучаемого фактора и сравнение различных значений величины этого параметра в целях контроля над достоверной величиной этого параметра в пределах требуемого диапазона.
Примечание - Иногда термин «мониторинг» может быть употреблен для характеристики простого наблюдения за каким-либо параметром, не требующим цифрового выражения (значения), т.е. без измерения.
3.5 верхний уровень стрессора, не вызывающий неблагоприятного эффекта; ВУС: Самый высокий уровень стрессора, выявленный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, который не вызывает статистически значимого эффекта влияния на данную окружающую среду по сравнению с контрольным или эталонным участком.
3.6 загрязнение: Любой природный и антропогенный физический или информационный агент, химическое вещество и биологический вид, главным
б
образом микроорганизмы, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки обычных предельных естественных колебаний или среднего природного фона.
Примечание - Результат привнесения в среду по вине загрязнителя или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду.
3.7 идентификация опасности: Определение того, может ли
подверженность стрессору вызвать усиление неблагоприятного эффекта в окружающей среде и какова вероятность наступления неблагоприятного события.
3.8 индекс опасности; ИО: Показатель, характеризующий опасность загрязнения, выражаемый безразмерной величиной, значение которой равно сумме коэффициентов опасности для множества загрязняющих веществ и/или множественных способов воздействия на окружающую среду.
характеристика объекта, связанная с оцениваемой характеристикой воздействия загрязнения, выбранной в качестве конечной точки оценки (КТО).
Примечание 1 - КТИ - это измеряемый биологический отклик объекта на воздействующий фактор, который может быть связан со значимыми характеристиками, выбранными в качестве КТО.
Примечание 2 - КТИ обычно выражают как статистические или арифметические суммы наблюдений, включаемых в измерение. КТИ, как правило, являются числовым выражением результатов наблюдений, например, испытаний токсичности, мер по обеспечению многообразия сообществ (испытуемых объектов), которые могут сопоставляться статистически с эталонным объектом в целях определения отрицательной реакции испытуемого обьекта на воздействие загрязнения.
Примечание 3- КТИ являются мерой биологических изменений обьекта под в содействием загрязнения, например воспроизводство, развитие, смертность.
7
3.10 конечная точка оценки; КТО: Точное выражение значения экологической характеристики (показателя) или экологической ценности испытуемого объекта, которая должна быть защищена от воздействия загрязнения.
3.11 концептуальная модель; КМ: Модель, описывающая ряд рабочих гипотез действия стрессора на экологические компоненты объекта и/или окружающей среды.
Примечание - КМ описывает экосистему или компоненты экосистемы, подверженные риску, соотношения между КТИ, КТО и сценариями воздействия.
3.12 косвенный эффект: Эффект воздействия, при котором стрессор действует на компоненты поддержания экосистемы, оказывающие влияние на рассматриваемый экологический компонент окружающей среды.
3.13 коэффициент опасности: Отношение уровня внешнего воздействия загрязнения на вещество к значению токсичности, выбранному для оценки риска применительно к данному веществу.
3.14 механизм токсического действия: Механизм, посредством которого химические вещества осуществляют свое токсическое действие, производя изменения на уровне клеточной биохимии или физиологии.
3.15 момент принятия решения; МПР: Момент в течение процедуры оценки риска, когда эксперт-оценщик риска сообщает результаты оценки менеджеру риска.
Примечание - В этот момент менеджер риска определяет, достаточно ли накоплено информации для того, чтобы принять решение относительно возможности реализации процедур менеджмента риска, и/или есть ли необходимость в получении дополнительной информации.
3.16 наименьший уровень значимости неблагоприятного эффекта;
НЗНЭ: Самый нижний уровень воздействия стрессора, определенный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, при котором наблюдается статистически значимый эффект неблагоприятного влияния на подвергающиеся воздействию организмы по
s
сравнению с не подвергающимися неблагоприятному воздействию организмами на контрольном или эталонном участке.
обусловленная совместным нахождением или контактом стрессора с экологическим компонентом и являющаяся результатом взаимодействия между химической и биологической системами или организмом.
3.18 прямой эффект: Эффект, при котором стрессор действует непосредственно, а не через другие компоненты экосистемы на рассматриваемый экологический компонент.
3.19 путь воздействия; цепочка воздействия: Путь химического или физического агента от источника неблагоприятного воздействия до организма, на который оказывается это воздействие.
Примечание - Если путь неблагоприятного воздействия проходит через воздух, воду, то эти среды также принимают в расчет при оценке риска.
3.20 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.
Примечание 1- Более темно риск определяют как вероятность нанесения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Примечание 2 - Риск также определяют как вероятность проявления нежелательных эффектов, наступающих в результате воздействия известного или возможного стрессора с учетомтяжести наносимого ущерба.
3.21 скрининговый уровень; уровень экранирования Установленная граница учета и влияния всего, что уже при первичном анализе не может привести к неприемлемому уровню экологического риска.
Примечание - Оценка риска на скрининговом уровне представляет собой упрощенный способ оценки риска, как правило, проводимой при наличии ограниченных данных, предполагая значения параметров, для которых достоверные данные отсутствуют.
9
3.22 стрессор; загрязнитель: Любой физический, химический или биологический объект, неблагоприятное воздействие которого может вызвать нежелательный эффект.
3.23 фактор использования области: Отношение размера выделенного для изучения участка, на котором осуществляется питание и воспроизводство организма, к размеру области загрязнения исследуемого участка.
3.24 экологический компонент: Часть экосистемы, включающая
индивидуальные организмы и сообщества.
3.25 экосистема: Любое сообщество живых существ и среда их обитания, связанные в единое функциональное целое на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей.
Примечание - Биотическое сообщество и окружающая среда в пределах пространства и времени, включая химические, физические и биологические отношения между биотическими компонентами и компонентами окружающей среды.
3.26 эталонный участок: Относительно незагрязненный участок,
используемый для сравнения с загрязненными участками при исследованиях или мониторинге окружающей среды.
3.27 эффективность поглощения: Пропорциональная мера вещества, которое живой организм поглощает в результате обменных процессов через границу тела, например через желудочно-кишечный тракт.
3.28 измерение: Ряд действий, связанных с определением
количественного значения параметра с получением отдельного, частного количественного результата.
3.29 валидация: Подтверждение конечного результата процесса
мониторинга, обычно включающего обзор всех шагов в цепочке полученных данных (ЦПД), путем сравнения их со связанными методами, нормами, добросовестными практиками, состоянием вопроса и другими аспектами.
3.30 замещающие параметры; заменители: Измеряемые и вычисляемые количественно величины, которые могут быть тесно связаны, прямо или косвенно, со стандартными прямыми измерениями загрязнений и которые могут быть использованы при мониторинге вместо прямых знамений для некоторых практических целей.
4 Общие положения
Требования, предъявляемые к продукции в различных технических регламентах и стандартах в области систем контроля и мониторинга, можно структурировать в соответствии со следующими широко используемыми в международной практике уровнями, представленными в таблице 1. Эта структура отражает иерархию установления требований в различных странах, а различные уровни можно интерпретировать в качестве показателей структуры технического регулирования в стране. Таблица 1 также содержит и некоторые значения показателей, действующие в области систем контроля и мониторинга.
Таблица 1 — Показатели структуры системы технического регулирования в России в области систем контроля и мониторинга | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
и |
№ Показат ели п/п |
Системы и документы |
соглашений о взаимном признании |
Таможенного союза |
8 Национальное членство в международных и региональных организациях |
— |
9 Наличие основополагающих международных и региональных стандартов |
Codex Alimenta riu s, ИСО |
10 Н ал ичи е и пр име ни мость дл я данн ого вида продукци и международных или региональных систем оценки соответствия |
— |
11 Устройство и структура применяемой в стране системы технического регулирования (механизм технического регулирования в стране) » ♦ 12 Требования к продукции и связанным с ней процессам |
ФЗ «О Техническом регулировании» ГОСТ и ГОСТ Р |
13 Используемые формы и схемы (процедуры) оценки соответствия |
ГОСТ и ГОСТ Р |
На рисунке 1 представлена связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования. Показатели — это элементы и параметры объектов, с помощью которых описывают их характеристики или свойства, которые могут быть измерены или оценены. Значения показателей — это количественная оценка показателей или их измеренные значения. Диапазоны показателей — это диапазоны значений, которые соответствуют разрешенным значениям или значениям, которые соответствуют установленным требованиям.
| ||||||||||||||||||||
Рисунок 1 — Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования |
Основные виды существующих требований могут быть представлены следующим образом в таблице 2.
Таблица 2 — Общее представление требований для снижения рисков
проявления опасностей и опасных событий | |||||||||||||||
|
Далее в качестве примера приведено возможное отнесение различных требований к категориям, представленным в таблице 2.
К классу требований А, как правило, относят требования к:
• показателям качества и безопасности (назначение, применение и др );
• интерфейсам между продукцией и человеком (в отношении безопасности человека);
зависимости применения от эксплуатационных характеристик;
13
Введение
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.
Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.
Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.
При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:
• оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;
• определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;
• определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;
• определить наилучшие форматы требований;
• определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.
С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:
IV
ГОСТ P 55359-2012
• оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;
• повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;
• доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;
• использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;
• разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.
Пользователям при применении продукции требуется:
• принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;
• получать общие сведения о возможной опасности продукции;
• доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;
• выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;
• рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.
Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:
• в ыбирать э кв ивал ентные ф орматы оценки б езо пасносту|;
• выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;
• выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;
• помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;
регламентами или применяемыми стандартами.
• оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими
V
Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:
• оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:
• соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов:
• оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов:
• разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции:
• инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.
На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.
Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.
Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:
• о требованиях к конкретной продукции:
• условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;
• различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.
VI
Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.
Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:
• имели доступ к соответствующей информации в своей стране;
• поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;
• имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участпиц;
• осуществляли обмен информацией между собой;
• осуществляли перевод этой информации на национальный язык;
• обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;
• имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.
Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасности.
Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.
В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).
Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:
• снижения степени риска от применения положений технических регламентов;
VII
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к системам контроля и мониторинга Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for control and monitoring systems
Дата введения - 2014 - 01 - 01
1 Область применения
Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).
Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.
Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:
• разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях;
• предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;
• обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;
• установить требуемую для этого терминологию;
• определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметных областях;
• создать условия для признания эквивалентности требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия;
1
Издание официальное
• содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;
• обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.
При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:
• определение форматов описания требований, в первую очередь касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;
• увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;
• оценка гармонизации или эквивалентности требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.
Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.
Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии
2