Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить ГОСТ Р 55359-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является одним из комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ). Комплекс стандартов ФОНТ создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей (добросовестной) практики, в том числе в государственном секторе

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1728-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Ст анда рт ин ф ор м, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и

ГОСТ P 55359-2012

решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

В отношении требований к средствам контроля и мониторинга настоящий стандарт описывает наиболее общие обязательные для применения и исполнения требования к средствам контроля и мониторинга или связанным с требованиями к средствам контроля и мониторинга процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

Настоящий стандарт также может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций и связанных с ней процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.

Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций.

Настоящий стандарт описывает требования к системам (средствам) контроля и мониторинга в отношении достижения целей контроля и мониторинга и снижения риска от невыполнения этих целей. Он не распространяется на описание общих требований по безопасности и метрологических требований к

3

ГОСТ Р 55359 -2012

средствам измерений и испытаний, используемым для контроля и мониторинга.

Требований к самим процессам контроля и мониторинга существенно различаются в зависимости от сферы их применения. Поэтому настоящий стандарт описывает не совокупность возможных специфических требований к процессам контроля и мониторинга, а уделяет внимание только основным методическим аспектам контроля и мониторинга, связанным с обеспечением достижения их целей. С другой стороны настоящий стандарт распространяется не только и не столько на средства, предназначенные для измерений и испытаний, используемых в процессах контроля и мониторинга, сколько на требования к самим процессам контроля и мониторинга, ограниченным именно их методической инструментальной составляющей.

При этом предполагается, что настоящий стандарт в основном должен применяться для систем контроля и мониторинга воздействия на экологию, а влияние на человека осуществляется через экологическое воздействие (экологическую составляющую).

В настоящем стандарте системы контроля и мониторинга рассматриваются в большей степени с точки зрения выполнения ими их функциональных задач, а не с точки зрения их безопасности при использовании. То же самое относится и к средствам контроля и мониторинга, требования к которым рассматриваются только в отношении их функциональной безопасности и применимости.

Также необходимо иметь в виду, что во многих случаях требования к системам контроля и мониторинга могут быть сформулированы или определены на основе общепринятых требований к самим процедурам контроля и мониторинга.

2 Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных

4

ГОСТ P 55359-2012

документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента;

ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению;

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь;

ГОСТ Р 54135-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг;

ГОСТ Р 53564-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга;

ГОСТ Р 53563-2009 Контроль состояния и диагностика машин. Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Поредок организации;

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска;

ГОСТ Р 51897-2011 (ИСО/МЭК Руководство 73:2009) Менеджмент риска. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссыпку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    биоаккумуляция:    Процесс    поглощения    организмом    химических

веществ с помощью прямого воздействия загрязнений из окружающей среды или через продукты питания, содержащие химические вещества.

3.2    предельно допустимый уровень; ПДУ Утверждённая верхняя граница величины некого воздействующего фактора, которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.

3.3    контроль: Одна из основных функций системы управления, при которой осуществляется наблюдение за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами).

Примечание - На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

3.4    мониторинг: Измерение значения какого-либо параметра изучаемого фактора и сравнение различных значений величины этого параметра в целях контроля над достоверной величиной этого параметра в пределах требуемого диапазона.

Примечание - Иногда термин «мониторинг» может быть употреблен для характеристики простого наблюдения за каким-либо параметром, не требующим цифрового выражения (значения), т.е. без измерения.

3.5    верхний уровень стрессора, не вызывающий неблагоприятного эффекта; ВУС: Самый высокий уровень стрессора, выявленный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, который не вызывает статистически значимого эффекта влияния на данную окружающую среду по сравнению с контрольным или эталонным участком.

3.6    загрязнение: Любой природный и антропогенный физический или информационный агент, химическое вещество и биологический вид, главным

б

ГОСТ P 55359-2012

образом микроорганизмы, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки обычных предельных естественных колебаний или среднего природного фона.

Примечание - Результат привнесения в среду по вине загрязнителя или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду.

3.7    идентификация опасности:    Определение того, может ли

подверженность стрессору вызвать усиление неблагоприятного эффекта в окружающей среде и какова вероятность наступления неблагоприятного события.

3.8    индекс опасности; ИО: Показатель, характеризующий опасность загрязнения, выражаемый безразмерной величиной, значение которой равно сумме коэффициентов опасности для множества загрязняющих веществ и/или множественных способов воздействия на окружающую среду.

3.9    конечная точка измерения; КТИ:    Измеряемая    экологическая

характеристика объекта, связанная с оцениваемой характеристикой воздействия загрязнения, выбранной в качестве конечной точки оценки (КТО).

Примечание 1 - КТИ - это измеряемый биологический отклик объекта на воздействующий фактор, который может быть связан со значимыми характеристиками, выбранными в качестве КТО.

Примечание 2 - КТИ обычно выражают как статистические или арифметические суммы наблюдений, включаемых в измерение. КТИ, как правило, являются числовым выражением результатов наблюдений, например, испытаний токсичности, мер по обеспечению многообразия сообществ (испытуемых объектов), которые могут сопоставляться статистически с эталонным объектом в целях определения отрицательной реакции испытуемого обьекта на воздействие загрязнения.

Примечание 3- КТИ являются мерой биологических изменений обьекта под в содействием загрязнения, например воспроизводство, развитие, смертность.

7

3.10 конечная точка оценки; КТО: Точное выражение значения экологической характеристики (показателя) или экологической ценности испытуемого объекта, которая должна быть защищена от воздействия загрязнения.

3.11    концептуальная модель; КМ: Модель, описывающая ряд рабочих гипотез действия стрессора на экологические компоненты объекта и/или окружающей среды.

Примечание - КМ описывает экосистему или компоненты экосистемы, подверженные риску, соотношения между КТИ, КТО и сценариями воздействия.

3.12    косвенный эффект: Эффект воздействия, при котором стрессор действует на компоненты поддержания экосистемы, оказывающие влияние на рассматриваемый экологический компонент окружающей среды.

3.13    коэффициент опасности: Отношение уровня внешнего воздействия загрязнения на вещество к значению токсичности, выбранному для оценки риска применительно к данному веществу.

3.14    механизм токсического действия: Механизм, посредством которого химические вещества осуществляют свое токсическое действие, производя изменения на уровне клеточной биохимии или физиологии.

3.15    момент принятия решения; МПР: Момент в течение процедуры оценки риска, когда эксперт-оценщик риска сообщает результаты оценки менеджеру риска.

Примечание - В этот момент менеджер риска определяет, достаточно ли накоплено информации для того, чтобы принять решение относительно возможности реализации процедур менеджмента риска, и/или есть ли необходимость в получении дополнительной информации.

3.16    наименьший уровень значимости неблагоприятного эффекта;

НЗНЭ: Самый нижний уровень воздействия стрессора, определенный при испытаниях на токсичность или при проведении биологического наблюдения в полевых условиях, при котором наблюдается статистически значимый эффект неблагоприятного влияния на подвергающиеся воздействию организмы по

s

ГОСТ P 55359-2012

сравнению с не подвергающимися неблагоприятному воздействию организмами на контрольном или эталонном участке.

3.17    подверженность неблагоприятному воздействию:    Реакция,

обусловленная совместным нахождением или контактом стрессора с экологическим компонентом и являющаяся результатом взаимодействия между химической и биологической системами или организмом.

3.18    прямой эффект: Эффект, при котором стрессор действует непосредственно, а не через другие компоненты экосистемы на рассматриваемый экологический компонент.

3.19    путь воздействия; цепочка воздействия: Путь химического или физического агента от источника неблагоприятного воздействия до организма, на который оказывается это воздействие.

Примечание - Если путь неблагоприятного воздействия проходит через воздух, воду, то эти среды также принимают в расчет при оценке риска.

3.20    риск: Сочетание вероятности события и его последствий.

Примечание 1- Более темно риск определяют как вероятность нанесения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Примечание 2 - Риск также определяют как вероятность проявления нежелательных эффектов, наступающих в результате воздействия известного или возможного стрессора с учетомтяжести наносимого ущерба.

3.21    скрининговый уровень; уровень экранирования Установленная граница учета и влияния всего, что уже при первичном анализе не может привести к неприемлемому уровню экологического риска.

Примечание - Оценка риска на скрининговом уровне представляет собой упрощенный способ оценки риска, как правило, проводимой при наличии ограниченных данных, предполагая значения параметров, для которых достоверные данные отсутствуют.

9

3.22    стрессор; загрязнитель: Любой физический, химический или биологический объект, неблагоприятное воздействие которого может вызвать нежелательный эффект.

3.23    фактор использования области: Отношение размера выделенного для изучения участка, на котором осуществляется питание и воспроизводство организма, к размеру области загрязнения исследуемого участка.

3.24    экологический компонент:    Часть    экосистемы, включающая

индивидуальные организмы и сообщества.

3.25    экосистема: Любое сообщество живых существ и среда их обитания, связанные в единое функциональное целое на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей.

Примечание - Биотическое сообщество и окружающая среда в пределах пространства и времени, включая химические, физические и биологические отношения между биотическими компонентами и компонентами окружающей среды.

3.26    эталонный участок:    Относительно    незагрязненный    участок,

используемый для сравнения с загрязненными участками при исследованиях или мониторинге окружающей среды.

3.27    эффективность поглощения: Пропорциональная мера вещества, которое живой организм поглощает в результате обменных процессов через границу тела, например через желудочно-кишечный тракт.

3.28    измерение:    Ряд    действий,    связанных    с    определением

количественного значения параметра с получением отдельного, частного количественного результата.

3.29    валидация:    Подтверждение    конечного    результата    процесса

мониторинга, обычно включающего обзор всех шагов в цепочке полученных данных (ЦПД), путем сравнения их со связанными методами, нормами, добросовестными практиками, состоянием вопроса и другими аспектами.

3.30    замещающие параметры; заменители: Измеряемые и вычисляемые количественно величины, которые могут быть тесно связаны, прямо или косвенно, со стандартными прямыми измерениями загрязнений и которые могут быть использованы при мониторинге вместо прямых знамений для некоторых практических целей.

ю

ГОСТ P 55359-2012

4 Общие положения

Требования, предъявляемые к продукции в различных технических регламентах и стандартах в области систем контроля и мониторинга, можно структурировать в соответствии со следующими широко используемыми в международной практике уровнями, представленными в таблице 1. Эта структура отражает иерархию установления требований в различных странах, а различные уровни можно интерпретировать в качестве показателей структуры технического регулирования в стране. Таблица 1 также содержит и некоторые значения показателей, действующие в области систем контроля и мониторинга.

Таблица 1    —    Показатели    структуры    системы    технического

регулирования в России в области систем контроля и мониторинга

Показат ели

п/п

Системы и документы

1 Общая терминология и соответствующие терминам определения

2 Использование международных, региональных или на ци он ал ьны х кл асси ф ика ци й

3 Обьектная область распространения требований, ограничения области требований и исключения из данной области требований

4 Применимость международных протоколов,

договоров и соглашений в сфере технического регулирования

Документы ОЭСР

5 Применимость региональных соглашений в сфере технического регулирования

Таможенный союз

6 Наличие региональных систем технического

регулирования и их применимость для данного вида продукции

7 Применимость двусторонних или многосторонних

В рамках МГС и

и

Показат ели

п/п

Системы и документы

соглашений о взаимном признании

Таможенного союза

8 Национальное членство в международных и региональных организациях

9 Наличие основополагающих международных и региональных стандартов

Codex Alimenta riu s, ИСО

10 Н ал ичи е и пр име ни мость дл я данн ого вида продукци и международных или региональных систем оценки соответствия

11    Устройство и структура применяемой в стране системы технического регулирования (механизм технического регулирования в стране)

» ♦

12    Требования к продукции и связанным с ней процессам

ФЗ «О Техническом регулировании»

ГОСТ и ГОСТ Р

13 Используемые формы и схемы (процедуры) оценки соответствия

ГОСТ и ГОСТ Р

На рисунке 1 представлена связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования. Показатели — это элементы и параметры объектов, с помощью которых описывают их характеристики или свойства, которые могут быть измерены или оценены. Значения показателей — это количественная оценка показателей или их измеренные значения. Диапазоны показателей — это диапазоны значений, которые соответствуют разрешенным значениям или значениям, которые соответствуют установленным требованиям.

Требования

N

А

Характеристики или Показатели Диапазоны значении

В

' регулирования свойств объектов показателей #>«*.

С

1-

'ис. 1. Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования

D

М

Рисунок 1 — Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования

Основные виды существующих требований могут быть представлены следующим образом в таблице 2.

Таблица 2 — Общее представление требований для снижения рисков

проявления опасностей и опасных событий

Т ребования к продукции или

связанным

процессам

Общие требования к классу (виду) продукции или связанных процессов:

класс

требований А

Частные требования к продукции или

связанным

процессам:

класс

требований

В

Виды

опасных

воздействий

или

критические

события:

класс

требований

С

Виды

подверженности человека или окр ужающей среды (влияние дозы и

воздействия):

класс

требований D

Требования к

Меры, применяемые для повышения безопасности при

мерам

безопасности

эксплуатации или использовании продукции: класс требований М

Далее в качестве примера приведено возможное отнесение различных требований к категориям, представленным в таблице 2.

К классу требований А, как правило, относят требования к:

•    показателям качества и безопасности (назначение, применение и др );

•    интерфейсам между продукцией и человеком (в отношении безопасности человека);

зависимости применения от эксплуатационных характеристик;

13

Введение

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:

•    оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;

•    определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;

•    определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;

•    определить наилучшие форматы требований;

•    определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

IV

ГОСТ P 55359-2012

•    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

•    повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

•    доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;

•    использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

•    разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.

Пользователям при применении продукции требуется:

•    принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

•    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

•    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

•    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;

•    рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

•    в ыбирать э кв ивал ентные ф орматы оценки б езо пасносту|;

•    выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

•    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;

•    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

регламентами или применяемыми стандартами.


•    оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими

V

Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

•    оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:

•    соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов:

•    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов:

•    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции:

•    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

•    о требованиях к конкретной продукции:

•    условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;

•    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.

VI

ГОСТ P 55359-2012

Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.

Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

•    имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

•    поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

•    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участпиц;

•    осуществляли обмен информацией между собой;

•    осуществляли перевод этой информации на национальный язык;

•    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;

•    имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

•    снижения степени риска от применения положений технических регламентов;

VII

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к системам контроля и мониторинга Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for control and monitoring systems

Дата введения - 2014 - 01 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:

•    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях;

•    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

•    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

•    установить требуемую для этого терминологию;

•    определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметных областях;

•    создать условия для признания эквивалентности требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия;

1

Издание официальное

•    содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;

•    обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.

При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:

•    определение форматов описания требований, в первую очередь касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

•    увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;

•    оценка гармонизации или эквивалентности требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.

Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.

Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии

2