Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить ГОСТ Р 55358-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ P 55358-2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1727-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

И

ГОСТ P 55358-2012

решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

В отношении требований к сельскохозяйственной продукции настоящий стандарт описывает структуру наиболее общих обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции или связанным с требованиями к сельскохозяйственной продукции процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правил и форм оценки соответствия, правил идентификации и классификации, требований к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

Настоящий стандарт может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области сельскохозяйственной продукции и связанных с ней процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.

Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям сельскохозяйственной продукции.

2 Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается

з

ГОСТ Р 55358 -2012

рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции:

ГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-2008 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Рекомендации по применению стандарта ИСО 22000:2005;

ГОСТ Р ИСО 22005-2009 (ИСО 22005:2007) Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы;

ГОСТ Р 53755-2009 Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования-на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссыпку.

3 Т ер мин ы и оп редел ен мя

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность кормов и кормовых добавок Отсутствие недопустимого риска во всех процессах (на всех стадиях) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения кормов и кормовых добавок.

4

ГОСТ P 55358-2012

3.2    корма:    Продукты растительного, животного, минерального,

микробиологического, химического происхождения, используемые для кормления животных, содержащие питательные вещества в усвояемой форме и не оказывающие вредного воздействия на здоровье животных.

3.3    кормовая добавка: Вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.

3.4    кормовая ценность: Совокупность свойств корма, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности животных в необходимых веществах и энергии.

3.5    животные: Все виды домашних, диких, зоопарковых, цирковых, лабораторных, декоративных, пушных, морских животных и других гидробионтов, птиц, пчел, рыб.

3.6    срок годности: Период, до истечения которого корм или кормовая добавка считаются безопасными для использования по назначению при соблюдении условий процессов (стадий) производства (изготовления), оборота кормов и кормовых добавок.

3.7    комбикорм: Смесь очищенных от примесей и измельченных до необходимых размеров различных кормов и кормовых добавок, обеспечивающая полноценное кормление животных определенного вида, типа и продуктивности.

3.8    животные продуктивные: Животные, используемые или которые могут быть использованы для получения продукции животноводства.

3.9    животные непродуктивные:    Животные,    не используемые

целенаправленно для получения продукции животноводства.

3.10    недопустимый риск: Риск, превышающий уровень безопасности продукции.

3.11    срок хранения: Период времени, в течение которого корм или кормовая добавка при соблюдении установленных условий хранения сохраняет показатели качества и безопасности, указанные в нормативной документации.

ГОСТ P 55358-2012

3.12    риск: Вероятность неблагоприятного влияния кормов и кормовых добавок на здоровье животных и последствия данного влияния, ведущие к возникновению опасности для жизни и здоровья животных.

3.13    токсичность:    Свойство кормов и кормовых добавок,

характеризующее содержание токсичных веществ выше допустимого уровня, которое может вызвать заболевание или гибель животных.

3.14    сырье: Объекты растительного, животного, микробиологического, химического и минерального происхождения, используемые для производства (изготовления) кормов и кормовых добавок.

3.15    безопасность зерна: Отсутствие недопустимого риска на этапах производства, хранения, перевозки, маркировки, упаковки, обращения, утилизации и уничтожения зерна, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека и животных, окружающей среде.

3.16    вредная примесь: Примесь растительного происхождения, опасная для здоровья человека и (или) животного.

3.17    генетически модифицированные объекты: Сырье и продукты растительного и (или) животного происхождения, полученные с использованием методов генной инженерии, в том числе генетически модифицированные источники, организмы (далее — ГМО).

3.18    зерно: Плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.

3.19    идентификация зерна: Процедура, обеспечивающая установление тождественности характеристик зерна его существенным признакам.

3.20    кормовые цели: Использование зерна в качестве корма для животных и производства комбикормов.

3.21    обеззараживание зерна: Химическое, радиационное или физическое воздействие на зерно с целью уничтожения вредителей и микроорганизмов.

3.22    производство зерна: Комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна.

3.23    сушка зерна:    Технологическая операция, направленная на

понижение влажности зерна.

3.24    перевозка зерна: Перемещение партий зерна при его обращении,

исключая его перемещение на очистку и хранение, б

ГОСТ Р 55358 -2012

3.25 уничтожение зерна: Воздействие на зерно, исключающее его дальнейшее использование.

3.26 утилизация зерна: Использование зерна не по целевому назначению.

3.27    экспертиза зерна: Определение показателей безопасности зерна в целях принятия решения о возможности его утилизации (возврата) или уничтожения.

3.28    действующее вещество: Биологически активная часть пестицида (ядохимиката), содержащаяся в препаративной форме.

3.29    биологический препарат (биопрепарат, биопестицид): Препарат, в котором действующим началом является микроорганизм или продукт его жизнед еятельности.

3.30    гербицид:    Пестицид    (ядохимикат),    предназначенный    для

уничтожения нежелательной растительности.

3.31    вредные организмы: Вредители, сорняки и болезни растений, отрицательно действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию.

3.32    инсектицид: Пестицид (ядохимикат), предназначенный для защиты растений от вредных насекомых.

3.33    оборот пестицидов (ядохимикатов): Процессы (стадии) реализации (продажи или поставки) пестицидов (ядохимикатов), включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) пестицидов (ядохимикатов), а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки.

3.34    пестициды (ядохимикаты): Химические, биологические и другие вещества, используемые против вредных и особо опасных вредных организмов, а также для предуборочного просушивания, удаления листьев и регулирования роста растений.

3.35    класс опасности пестицидов (ядохимикатов):    Разделение

пестицидов (ядохимикатов) по видам опасности и категориям для выявления их свойств, которые оказывают вредное воздействие на жизнь и здоровье человека и состояние окружающей среды.

7

ГОСТ P 55358-2012

3.36 обезвреживание пестицидов (ядохимикатов): Мероприятия, направленные на утилизацию или уничтожение запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов), а также тары из-под них.

3.37    остаточное количество пестицидов (ядохимикатов) Количественный показатель содержания химических веществ в растениеводческой продукции и объектах окружающей среды, с помощью которого оценивается их безопасность для человека и животных.

3.38    безопасность    пестицидов (ядохимикатов):    Отсутствие

недопустимого риска пестицидов (ядохимикатов), связанного с причинением вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру, с учетом сочетания вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий.

3.39    опасность пестицидов (ядохимикатов):    Вероятность

неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду.

3.40    паспорт безопасности пестицидов (ядохимикатов): Документ, содержащий сведения о характеристиках пестицидов (ядохимикатов) и мерах по обеспечению безопасности при их применении.

3.41    государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов): Процедура, завершающая процесс биологической, токсикологической, санитарно-эпидемиологической и экологической оценки препаратов, по результатам которой физическим и юридическим лицам выдается регистрационное удостоверение на право их применения.

3.42    производство (формуляция) пестицидов (ядохимикатов) Технологический процесс изготовления пестицидов (ядохимикатов) на основе исходных компонентов.

3.43    рекомендации по применению пестицидов (ядохимикатов): Документ производителя (поставщика), содержащий сведения о порядке применения пестицидов (ядохимикатов) и требованиях безопасности, обеспечивающих защиту здоровья населения и окружающей среды от вредного воздействия.

3.44    идентификация пестицидов (ядохимикатов):    Установление

тождественности характеристик пестицидов (ядохимикатов) их существенным

признакам.

s

ГОСТ P 55358-2012

3.45    предельно допустимые концентрации (далее — ПДК) пестицида (ядохимиката): Количество действующего вещества пестицида (ядохимиката) в единице объема (воздуха, воды), веса (продуктов питания, почвы) или поверхности (кожа работающих), которое при ежедневном воздействии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

3.46    препарат:    Форма    применения пестицида (ядохимиката) в

зависимое™ от его физико-химических свойств, токсичности, назначения и способа использования (концентраты эмульсии, суспензионные концентраты, гранулированные, микрокапсулированные препараты, смачивающиеся порошки ит.д.).

4 Общие положения

Требования, предъявляемые к продукции в различных технических регламентах и стандартах на пищевую продукцию, можно структурировать в соответствии со следующими широко используемыми в международной практике уровнями, представленными в таблице 1. Эта структура отражает иерархию установления требований в различных странах, а различные уровни можно интерпретировать в качестве показателей структуры технического регулирования в стране. Таблица 1 также содержит и некоторые значения показателей, действующие в облас™ сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1    —    Показатели    структуры    системы технического

регулирования в России в области сельскохозяйственной продукции

Показатели

Системы и документы

1

Общая терминология и соответствующие терминам определения

2

Использование международных, региональных или национальных классификаций

3

Объектная область распространения требований, ограничения области требований и исключения из данной области требований

ГОСТ P 55358-2012

Показатели

Системы и документы

4

Применимость международных протоколов, договоров и соглашений в сфере технического регулирования

Документы ОЭСР

5

Применимость региональных соглашений в сфере технического регулирования

Таможенный союз

6

Наличие региональных систем технического регулирования и их применимость для данного вида продукции

7

Применимость двусторонних или многосторонних соглашений о взаимном признании

В рамках МГС и Таможенного союза

8

Национальное членство в международных и региональных организациях

9

Наличие основополагающих международных и региональных стандартов

Codex Alime ntariu s, ИСО

10

Наличие и применимость для данного вида продукции международных или региональных систем оценки соответствия

11

Устройство и структура применяемой в стране системы технического регулирования (механизм технического регулирования в стране)

ФЗ «О Техническом регулировании»

12

Требования к продукции и связанным с ней процессам

ГОСТ и ГОСТ Р

13

Используемые формы и схемы (процедуры) оценки соответствия

ГОСТ и ГОСТ Р

5 Достижение регулирующего сотрудничества

Достижения регулирующего сотрудничества в области пищевой продукции наряду с присоединением к международным соглашениям обеспечивается применением международных стандартов и иных нормативных документов.

ю

ГОСТ P 55358-2012

Стандарты ИСО имеют большое значение для пищевой промышленности как с точки зрения торговли, так и обеспечения безопасного потребления пищевой продукции. Безопасность пищевой продукции является хорошо регулируемой областью, что объясняется продолжительной историей сотрудничества между Комиссией Codex Alimentarius (международным форумом регулирующих органов пищевой продукции) и ИСО/ТК 34 «Пищевые продукты».

Деятельность Codex Alimentarius и ИСО дополняют друг друга. Codex Alimentarius как правительственная организация готовит документы для оказания помощи правительствам в выполнении их законодательной и регулирующей задачи по защите граждан от рисков, связанных со здоровьем, которые    вызваны    потреблением    пищевых продуктов.    ИСО как

неправительственная организация разрабатывает стандарты на методы испытаний для оказания помощи заинтересованным сторонам по всей цепочке пищевых    продуктов    в выполнении    законодательных и    регулирующих

требований, а также требований потребителей к этим продуктам.

Codex Alimentarius как правительственная организация готовит документы для оказания помощи правительствам в выполнении их законодательной и регулирующей задачи по защите граждан от рисков, связанных со здоровьем, которые    вызваны    потреблением    пищевых продуктов.    ИСО как

неправительственная организация разрабатывает стандарты на методы испытаний для оказания помощи заинтересованным сторонам по всей цепочке пищевых    продуктов    в выполнении    законодательных и    регулирующих

требований, а также требований потребителей к этим продуктам.

Комитет Codex Alimentarius по методам анализа и отбора проб одобряет

аналитические и испытательные методы, разработанные различными

организациями. В облает испытаний молока и молочных продуктов

ИСО/ТК 34/ПК 5 «Пищевые продукты. Молоко и молочные продукты» и

Международная молочная федерация (ММФ; IDF) совместно разрабатывают

методы анализа и публикуют подготовленные ими документы. Несколько

методов анализа, разработанных ИСО/ТК 34/ПК 9 «Пищевые продукты.

Микробиология», были также одобрены этим комитетом, как и стандарты,

разработанные ИСО/ТК 34/ПК 4 «Пищевые продукты. Злаки и бобовые» и

ИСО/ТК 34/ПК 11 «Пищевые продукты. Животные и растительные жиры и

11

ГОСТ P 55358-2012

масла». На настоящее время более 100 стандартов ИСО/ТК 34 были одобрены Codex Alimentarius как официальные методы испытаний.

В 2005 г. ИСО/ТК 34 опубликовал ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции», который основан на подходе к системам менеджмента, аналогичном подходу, установленному в ISO 9001, а также системами управления безопасностью продуктов (ХАССП; анализ рисков и критических контрольных точек; Hazard Analysis and Critical Control Point, HACCP) Codex Alimentarius. Система ХАССП является широко принятой во всем мире, однако внедряется она по-разному. Кроме того, розничные торговые организации разработали документы (Розничный консорциум Великобритании и международный стандарт на пищевую продукцию) по созданию и аудиту систем безопасности пищевых продуктов, включая требования ХАССП. ИСО 22000 должен помочь прояснить и гармонизировать настоящую ситуацию. Codex Alimentarius принимал активное участие в разработке ИСО 22000.

ИСО/ТК 34 разработал ИСО 22005 «Прослеживаемость в цепочке производства пищевых продуктов и кормов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы». Отслеживаемость пищевых продуктов «от фермы до погрузки» является важным требованием. Целью настоящего стандарта является дополнение работы Codex Alimentarius по прослеживаемости, поскольку он проясняет проектирование приемлемой системы.

6 Требования и показатели

На рисунке 1 представлена связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования. Показатели — это элементы и параметры объектов, с помощью которых описывают их характеристики или свойства, которые могут быть измерены или оценены. Значения показателей — это количественная оценка показателей или их измеренные значения. Диапазоны показателей — это диапазоны значений,

12

ГОСТ P 55358-2012

которые соответствуют разрешенным значениям или значениям, которые соответствуют установленным требованиям.


Требоханих


иракт!

-|/c*ohci

V ncrvj


г


истеристики или /свойства обметов регулирования


Показатели характеристик или свойств объектов


Диапазоны значений используемых показателей


О


*ис. 1. Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования, которые используются в системе описания (характеризации) требований, предъявляемых к объектам регулирования


А

В

С

D

М


Рисунок 1 — Связь между элементами, характеризующими объекты регулирования


Основные виды существующих требований могут быть представлены следующим образом в таблице 2.


Таблица 2 — Общее представление требований для снижения рисков проявления опасностей и опасных событий

Требования к

продукции

или

связанным

процессам

Общие требования к классу (виду) продукции или связанных процессов:

класс

требований А

Частные требования к продукции или

связанным

процессам:

класс

требований В

Виды опасных

воздействий

или

критические

события:

класс

требований С

Виды

подверженности человека или окружающей среды (влияние дозы и

воздействия):

класс требований D

Требования к

Меры, применяемые для повышения безопасности при

мерам

безопасности

эксплуатации или использовании продукции: класстребований М


На рисунке 2 представлена схема влияния дозы и воздействия для орального маршрута потребления химического вещества, содержащегося в сельскохозяйственной продукции.


13


Введение

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответ-ствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:

•    оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;

•    определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;

•    определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;

•    определить наилучшие форматы требований;

•    определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

IV

ГОСТ P 55358-2012

•    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

•    повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

•    доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;

•    использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

•    разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.

Пользователям при применении продукции требуется:

•    принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

•    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

•    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

•    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;

•    рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

•    выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;

•    выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

•    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;

•    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

•    оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими

регламентами или применяемыми стандартами.

V

Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

•    оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок:

•    соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов:

•    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов:

•    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

•    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

•    о требованиях к конкретной продукции:

•    условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;

•    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.

VI

ГОСТ P 55358-2012

Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.

Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

•    имели доступ к соответствующей информации в своей стране;

•    поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

•    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участниц;

•    осуществляли обмен информацией между собой;

•    осуществляли перевод этой информации на национальный язык;

•    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;

•    имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

регламентов;


•    снижения степени риска от применения положений технических

VII

ГОСТ P 55358-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к сельскохозяйственной продукции Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for agricultural products

Дата введения - 2014 - 01 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:

•    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях;

•    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности;

•    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями;

•    установ итъ требуемую дл я этого терми нологию;

•    определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметных областях;

•    создать условия для признания эквивалентное™ требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия;

ГОСТ P 55358-2012

•    содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;

•    обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.

При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:

•    определение форматов описания требований, в первую очередь касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

•    увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;

•    оценка гармонизации или эквивалентности требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.

Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.

Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии

2