Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

116 страниц

Купить ГОСТ Р 55352-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ РАЦИ И



ФОРМАТЫ ОПИСАНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ Система информации о показателях и требованиях к экологическому менеджменту участков, зданий и сооружений организаций

Издание официальное

Москва ■ «щааршмформ 2013

ГОСТ P 55352-2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №    184-ФЗ «О техническом

регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0--2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

1    РАЗРАБОТАН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1721-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинф орм, 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 55352-2012

технических регламентов и стандартов, экспертами в области оценки соответствия — при проведении процедур оценки соответствия или принятии решения о возможности взаимного признания результатов оценки соответствия, государственными органами — при проведении надзора за рынками, производителями — для повышения качества и безопасности продукции, особенно при экспорте ее в другие страны, а также производителями или специалистами компетентных органов — при закупках продукции или услуг и проведении соответствующих тендеров.

В отношении требований к экологическому менеджменту участков, зданий и сооружений организаций настоящий стандарт описывает структуру наиболее общих обязательных для применения и исполнения требований в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций продукции или связанным с требованиями в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций процессов производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правил и форм оценки соответствия, правил идентификации и классификации, требований к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

Данный стандарт может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в области экологического менеджмента участков, зданий и сооружений организаций и связанных с ним процессов, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры надлежащей практики, в том числе для государственного сектора.

Данный комплекс национальных стандартов создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности, и, в первую очередь, в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям пищевой продукции.

3

2 Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы содержат положения, которые со ссылкой в данном тексте представляют собой положения настоящего стандарта. Для ссылок с твердой идентификацией, последующих изменений или пересмотров эти публикации не применяются. Однако сторонам - участницам соглашений, заключенных на основе настоящего стандарта, предлагается рассмотреть возможность применения самых последних изданий нормативных документов, указанных ниже. Для ссылок со скользящей идентификацией применяется последнее издание нормативного документа.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 14.02-2005 Экологический менеджмент. Термины и определения: ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения:

ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты:

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения:

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению:

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь;

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если

ГОСТ P 55352-2012

ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    объект экологической оценки:    Участок    или    организация,

подлежащие экологической оценке.

3.2    эксперт: Компетентный специалист, имеющий полномочия для проведения или принимающий участие в экологической оценке.

Примечание — Экспертом может быть как сотрудник, так и внешнее лицо, приглашенное организацией, являющейся объектом экологической оценки. Может потребоваться участие более одного оценщика для обеспечения адекватной оценки соответствующих объектов, например, при необходимости проведения специальной оценки.

3.3    последствие для бизнеса:    Действительное    или возможное

воздействие (финансовое или иное, положительное или отрицательное, количественное или качественное) на организацию идентифицированных и оцененных экологических проблем.

3.4    клиент: Организация, предоставляющая запрос на проведение оценки.

Приме — Собственник участка, объект экологической оценки или любая другая сторона.

3.5    окружающая среда: Внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимоотношения.

Примечание — В настоящем стандарте термин окружающая среда распространяется как на среду внутри организации, так и на окружающую среду.

3.6    экологический аспект: Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Экологаеский аспект может относиться к прошлой, настоящей и будущей деятельности организации, выпускаемой ею продукции и предоставляемой какие-либо услуги.

3.7    экологическая оценка участков и организаций; ЭОУО: Процесс объективной идентификации экологических аспектов, экологических проблем и определения последствий для бизнеса, коммерческой деятельности, как результат прошлой, настоящей и ожидаемой деятельности.

Примечание — Определение последствий для коммерческой деятельности не является обязательным и выполняется по усмотрению клиента.

3.8    экологическое воздействие: Любое изменение окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом деятельности экологических аспектов организации.

3.9    экологическая проблема: Проблема, для которой проверенная и

подтвержденная информация об экологических аспектах не соответствует критериям, которая может привести к появлению финансовых обязательств или выгод, воздействиям на общественный образ клиента или    объекта

экологической оценки или другим издержкам.

3.10    система    экологического менеджмента:    Часть    системы

менеджмента организации, предназначенная для разработки и внедрения экологической политики и менеджмента ее экологических аспектов.

Примечание 1    —    Система    менеджмента представляет собой совокупность

взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики, целей и достижения этих целей.

Примечание 1 — Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы.

3.11    интрузивное исследование:    Отбор    пробы    или    проведение

испытания с помощью специальных инструментов и/или путем физического воздействия.

3.12    организация: Компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть или объединение, официально

ГОСТ Р 55352 -2012

учрежденные или нет, государственные или частные, которые выполняют свои функции и имеют свое руководство.

Примечание — В организации, в состав которой входит более одного функционального подразделения, каждое из подразделений может быть определено как организация.

3.13 представитель объекта    экологической    оценки:    Лицо,

уполномоченное на представление объекта экологической оценки.

3.14    участок (площадка): Место с установленными географическими границами, на котором осуществляется деятельность организации.

Примечание — Географические границы могут проходить по земле и воде и включать в себя находящиеся над / под ними природные или искусственные структуры.

3.15    валидация (подтверждение): Деятельность, по результатам которой эксперт определяет, что полученная информация точна, надежна, достаточна и соответствует целям оценки.

3.16    воздушный экономайзер:    Система,    обычно    применяемая в

комплексных системах нагрева и охлаждения, размещаемых на крышах, которая позволяет использовать благоприятные погодные условия для уменьшения машинного охлаждения за счёт впуска в здание наружного воздуха из охлаждающего устройства.

3.17    обоснование проекта: Документ, в котором зафиксированы концепции, расчёты, решения, а также отбор продукции, призванные удовлетворить проектные требования Собственника и обеспечить соответствие применимым нормативным требованиям, стандартам и инструкциям. Такой документ включает в себя как повествовательные описания, так и перечни отдельных позиций, способствующие процессу проектирования.

3.18    базовый уровень выбросов; БУВ: Базовое здание представляет собой типичное американское коммерческое здание для предполагаемого места нахождения строительства с использованием данных «Отчёта по потреблению электроэнергии коммерческими зданиями» (ОПЭКЗ), составленного Управлением по информатизации в области энергетики (УИЭ) Министерства

7

энергетики США. БУВ рассчитывается как масса С02е, выбрасываемого ежегодно на единицу площади от общей полезной площади здания и выражается в кг/м2/год (фунты/кв. фу ты/год).

3.19    биопродукт:    Коммерческий    или    промышленный продукт,

выращенный или заготовленный с использованием как минимум 50% (по весу) экологически безопасных, полученных биологическим путём веществ, включая, не ограничиваясь указанным, целлюлозный материал (древесину, солому, натуральные волокна) и продукты, выработанные из сельскохозяйственных культур (на базе сои, маиса).

3.20    браунфилд: Объект недвижимости, расширение, реконструкция или повторное использование которого может оказаться осложнено присутствием или потенциальным присутствием опасных, загрязняющих или токсичных веществ. (Возможно применение определённых законодательно установленных исключений и дополнений).

3.21    ограждающие конструкции:    Элементы    здания,    отделяющие

внутреннее пространство от наружного, включая стены, крыши, перекрытия, двери и оконные системы.

3.22    комплексное обсуждение: Интенсивный семинар, в рамках которого различные заинтересованные лица и эксперты в тех или иных областях собираются вместе для рассмотрения конкретного строительного проекта.

Примечание - Это механизм, запускающий процедуру взаимодействия между участниками проектной группы, пользователями здания и лицами, ответственными за управление проектом. Проводимая дискуссия позволяет команде посредством мозгового штурма находить решения, удовлетворяющие потребностям пользователя здания и отвечающие ведению жизнеспособности проекта здания.

3.23    фактор «С»: Количество тепла в британских тепловых единицах (БТЕ), проходящее за час через 1 кв. фут поверхности материала при разнице внутренней и наружной температуры в 1, выраженное в британских тепловых единицах - час / кв. фут - F.

3.24    строительно-техническая документация: Письменные документы и документы, представленные в форме изображений, подготовленные или скомпонованные архитектором/инженеров в целях обмена информацией о проекте и управления проектом.

s

ГОСТ P 55352-2012

Примечание - Термин «строительно-техническая документация» также включает в себя Руководство по осуществлению проекта, в котором содержатся формы тендерных заявок и инструкции по их оформлению, рамочные договоры и договорные условия, спецификации, а также документацию на все изменения и дополнения, внесённые после подписания договоров о строительстве.

3.25    этап строительно-технической документации: Заключительная стадия процесса проектирования, при которой экспертная группа сосредоточена на окончательной доработке чертежей и спецификаций всех компонентов и систем здания, оформляя контрактную документацию.

Примечание - Полный комплект контрактной документации представляет собой всесторонний, полностью скоординированный комплект строительно-технической документации и спецификаций, используемых Подрдцчиком для определения Гарантированной максимальной цены или паушальной цены, получения необходимых разрешений и осуществления строительства объекта.

3.26    дневное освещение: Использование естественного света для минимизации потребности в искусственном освещении в дневное время с применением таких стратегий, как эффективное ориентирование и размещение окон, применение световых колодцев, световых шахт или тоннелей, световых люков, ленточных окон, световых полок, отражающих поверхностей, затенений, а также использование внутреннего остекления для того, чтобы свет мог попадать в смежные помещения.

3.27    тупиковые отводы: Любой участок в системе трубопроводов, где возможен застой воды и где при промывке не происходит водообмен, в результате чего возможно загрязнение системы трубопроводов бактериями. «Правило шести диаметров», применяемое в современном проектировании трубопроводов, предусматривает ограничение длины любого тупикового отвода до шестикратного диаметра данной трубы или менее.

3.28    вентиляция, регулируемая с учётом потребностей: Автоматическое регулирование вентиляции с учётом потребностей пользователей здания.

3.29    этап разработки проекта: Этап, в рамках которого происходит уточнение состава и объёма работ, ранее утверждённых на этапе эскизного проектирования.

9

Примечание - На указанном этапе проект дорабатывается до уровня детализации, необходимого для выработки чёткого скоординированного описания всех аспектов проекта. Основные элементы, включая оборудование, системы пожарной безопасности, механические, электрические и структурные коммуникации, системы связи и внутридомовые системы водоснабжения, газоснабжения и канализации, проектируются и координируются посредством чертежей в увеличенном масштабе, подробных вертикальных проекций и планов, а также, при необходимости, моделей и макетов.

3.30    прямое дневное освещение: Объём дневного света, поступающего в конкретное место непосредственно от солнца, без рассеивания.

3.31    прямое освещение: Освещение, обеспечиваемое тем или иным источником без отражения от других поверхностей, за счёт чего свет проходит по прямой линии с неба (или от солнца) до необходимой точки, например, вмонтированных в потолок или подвесных осветительных устройств, характеризующихся главным образом нисходящим распределением света.

3.32    районное теплоснабжение: Распределение тепла от одного или нескольких источников между множественными зданиями.

3.33    нарушенные площади: Площади, где естественная растительность и грунт были удалены или нарушены.

3.34    каплеуловитель: Устройство, предназначенное для контроля потери воды башенными охладителями за счёт выпуска мелких капелек жидкости вместе с отработанным воздухом, вне зависимости от потери воды за счёт испарения.

3.35    засухоустойчивые растения: Растения, способные длительное время существовать с минимальным количеством воды или без воды и / или обладающие относительно низкой потребностью в воде.

3.36    существующие здания: Здание или часть здания, использовавшееся ранее либо разрешенное органами власти соответствующей юрисдикции к использованию.

3.37    внешняя зелёная зона: Зона за пределами ограждённого пространства здания, покрытая сосудистыми и бесе осуд исты ми растениями в пиковый период вегетации.

ю

ГОСТ P 55352-2012

3.38    оконная система: Компоненты здания, пропускающие свет, включая окна, прозрачные панели, ленточные окна, световые люки, остеклённые элементы дверей, а также стеклоблочные стены.

3.39    фактор «F»: Потеря тепла плитой на грунтовом основании, пропорциональная длине периметра плиты.

Примечание - Выражается в британских тепловых единицах/Ч ас - фут - F

3.40    потенциал глобального потепления; ПГП Показатель, описывающий излучательные характеристики тщательно перемешанных парниковых газов, и обозначающий совокупный эффект от различной продолжительности нахождения данных газов в атмосфере и их относительной эффективности поглощения инфракрасного излучения, направленного во внешнее пространство. Данный показатель приблизительно тождественен интегрированному по времени эффекту нагрева единичной массы заданного парникового газа в современной атмосфере, относительно аналогичного показателя для углекислого газа.

3.41    гринфилд: Неосвоенные территории, например, поля или леса.

3.42    процедура координирования экологически рационального проектирования и сдачи; процедура КЭР ПС Процедура, в рамках которой проектная группа под руководством отдельного лица и/или группы лиц работает над вопросами установления классификации поддающихся измерению целей экологически рационального проектирования и сдачи объекта, с использованием интегрированного процесса.

Примечание - Данная процедура предусматривает механизмы отчётности перед группой и собственником о ходе продвижения к каждой из целей, наряду с документированием процедуры.

3.43    координатор экологически рационального проектирования и сдачи; координатор КЭР ПС: Лицо, несущее основную ответственность за координирование, продвижение и документирование процедуры экологически рационального проектирования и сдачи, а также за отчётность в рамках данной процедуры.

3.44    группа координирования экологически рационального проектирования и сдачи; группа КЭРПС: Группа лиц, избранных или назначенных с целью представления различных дисциплин, имеющих

и

ГОСТ P 55352-2012

отношение к проекту, с применением процедуры экологически рационального проектирования и сдачи.

3.45    бытовые сточные воды: Сточные воды, генерируемые в результате использования душей, ванных, стиральных машин, а также хозяйственных раковин и туалетов.

3.46    автономное электроснабжение: Электроэнергия, вырабатываемую в здании или на территории здания, например, фотоэлектрическими панелями, ветросиловыми установками, комбинированными теплоэлектроустановками (ТЭУ)ит.п.

Примечание - Выбросы С02е в результате деятельности вычитаются из общего объёма выбросов С02е для данного здания до определения ПУВ (планируемого уровня выбросов). Выбросы С02е, являющиеся результатом использования топливных материалов системами энергообеспечения здания (например, комбинированной ТЭУ), должны быть учтены при расчёте выбросов С02е поданному зданию.

3.47    опасные материалы: Любые легковоспламеняющиеся, вызывающие коррозию, взрывоопасные, токсичные, радиоактивные, относящиеся к окислителям, являющиеся этиологическими агентами, либо обладающие высокой реакционной способностью элементы, компоненты или сочетания таковых, которые в результате их эксплуатации, хранения, переработки или упаковки могут оказать вредное воздействие на производственный персонал, персонал аварийных служб, население, оборудование и / или окружающую среду.

3.48    объекты горизонтальной сборки: Термин применяется к крытым автостоянкам и надземным сервисным комплексам, находящимся выше уровня территорий, пригодных для жилья, либо на эстакадах, но не предназначенным для использования на кровле зданий.

3.49    водонепроницаемая зона: Зона с твёрдым покрытием (например, автостоянка), не пропускающим воду или задерживающим её попадание в почву, в результате чего происходит стекание воды с поверхности в больших количествах и с большей скоростью потока.

3.50    независимый агент по сдаче в эксплуатацию Независимый агент, не являющийся членом проектной группы, как правило, заключивший контракт с собственником здания, призванный гарантировать объективность.

ГОСТ P 55352-2012

3.51    качество внутренней среды: Учитывает качество воздуха в помещении (КВП), с основным акцентом на взвешенные в воздухе загрязняющие вещества, а также влажность и иные факторы, существенные для охраны здоровья, безопасности и комфорта, в частности, эстетический фактор, контроль качества питьевой воды, эргономику, акустику, освещение и уровни электромагнитного излучения.

3.52    интегрированные меры борьбы с вредителями: Применение различных методик, используемых по отдельности или комбинированно, например, выбор растений, устойчивых к вредителям, регулярный мониторинг наличия вредителей, или использование естественных хищников в отношении того или иного вредителя, для обеспечения контроля над вредителями; при этом основное внимание должно уделяться методикам, причиняющим наименьший вред окружающей среде и максимально ориентированным на конкретного вредителя.

3.53    внутренняя зона: Площади, находящиеся на расстоянии более 4,57 м (15 футов) от фасада и классифицируемые либо как плотно используемые (включающие в себя некоторое количество рабочих мест), либо как неплотно используемые (например, зоны движения или места проведения общих собраний).

Примечание - Площ ади, находящиеся в нутри данной зоны, не подвержены прямому воздействию нагрузок, генерируемых ограждающей конструкцией здания, например, солнечным теппопоступлениям или потерям тепла.

3.54    световое загрязнение:    Любое    неблагоприятное    воздействие

искусственного света, в том числе отсветы на небе, ослепляющий свет, злоупотребление использованием света, световые помехи за счёт отражений, ухудшение видимости в ночное время и потеря энергии.

3.55    пологая крыша: Кровельная структура на основе настила крыши, имеющего уклон 7,62 см/м (3 дюйма/фут) или менее.

3.56    продукт с низким содержанием ЛОС: Продукты с низким уровнем летучих органических соединений, которые положительно соотносятся с качеством воздуха в помещении.

3.57    осветительное устройство: Комплексный осветительный агрегат,

состоящий из одной или нескольких ламп и компонентов, необходимых для

13

ГОСТ P 55352-2012

Введение

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), современная экономика несет значительные потери из-за большого количества технических барьеров в торговле, которые возникают вследствие несоответствия систем технического регулирования в различных странах мира.

Несмотря на требования Соглашения по ТБТ ВТО о максимальном устранении технических барьеров в торговле, в силу сложившейся практики и учета национальных интересов стран, условия доступа продукции на их внутренние рынки остаются во многом различными, что создает серьезные проблемы для экспорта-импорта продукции. Кроме того, нужную информацию о требованиях, содержащихся в целом ряде документов (обязательные технические регламенты, добровольные стандарты и др), как правило, достаточно трудно идентифицировать и получить.

Это приводит к серьезным затруднениям в работе различных участников национальных или региональных систем технического регулирования, которым по роду своих обязанностей необходимо обеспечить требуемое качество и эффективность технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Далее приведены основные задачи, которые необходимо решать участникам систем технического регулирования.

При написании технических регламентов или стандартов регулирующим органам необходимо:

-    оценить уровень снижения риска за счет мер, устанавливаемых в технических регламентах;

-    определить, являются ли зависимыми или корректируемыми требования, включаемые в технические регламенты или стандарты;

-    определить перечень стандартов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов;

-    определить наилучшие форматы требований;

-    определить эквивалентные форматы требований для целей оценки соответствия и обеспечения взаимного признания продукции.

С целью обеспечения безопасности продукции производители должны:

I

-    оценивать уровень снижения риска, используя схемы распространения опасностей;

-    повышать уровень безопасности продукции за счет использования дополнительных добровольных мер безопасности;

-    доказывать соответствие своей продукции требованиям технических регламентов;

-    использовать принципы эквивалентности для оценки своих экспортных возможностей;

-    разрабатывать инструкции для пользователей и обеспечивать меры защиты.

Пользователям при применении продукциитре-буется:

-    принимать дополнительные меры по повышению безопасности продукции;

-    получать общие сведения о возможной опасности продукции;

-    доказывать в компетентных инстанциях наличие опасных свойств продукции;

-    выбирать наиболее безопасные виды продукции из имеющейся на рынке, используя данные об этой продукции, связанные с аспектами безопасности и качества;

-    рекомендовать производителям, каким образом можно повысить безопасность и качество их продукции.

Органы по оценке (подтверждению) соответствия при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям должны:

-    выбирать эквивалентные форматы оценки безопасности;

-    выбирать эквивалентные методы оценки соответствия;

-    выбирать наилучшие возможности для применения стандартов для целей оценки соответствия;

-    помогать производителям оценивать эквивалентность требований для целей экспорта продукции;

-    оценивать снижение уровня риска, если это предписано техническими регламентами или применяемыми стандартами.

и

ГОСТ P 55352-2012

Органам контроля и надзора и регистрирующим органам при осуществлении своей непосредственной деятельности также необходимо:

-    оценивать уровни риска от использования продукции для целей планирования проверок;

-    соотносить случаи причинения вреда с нарушениями требований технических регламентов;

-    оценивать правильность предоставления информации о продукции на этикетках и в инструкциях в отношении требований технических регламентов;

-    разрабатывать арбитражные методы оценки соответствия требованиям продукции;

-    инициировать применение технических регламентов для снижения уровня риска.

На современном этапе развития мировой торговли создание системы, позволяющей сравнивать требования и получать информацию, является очень актуальным и вызывает большой интерес у производителей и потребителей продукции по всему миру.

Наличие такого комплекса стандартов, призванных создать систему форматов описания и нормирования требований (ФОНТ), особенно важно для региональных систем технического регулирования, нацеленных на упрощение процедур обращения продукции за счет максимального сокращения технических барьеров в торговле, но без существенного снижения уровня безопасности выпускаемой продукции.

Для обеспечения всех заинтересованных лиц и организаций соответствующей информацией необходимо, чтобы в каждой стране (далее — страна-участница) существовали источники специальной информации в области технического регулирования, используя которые все заинтересованные стороны могли бы быть осведомлены:

-    о требованиях к конкретной продукции;

-    условиях доступа продукции на рынки стран-участниц;

-    различиях в требованиях и условиях доступа на рынки стран-участниц.

ш

ГОСТ P 55352-2012

Для этого страны-частницы должны иметь унифицированные механизмы сбора и хранения информации, используя которые можно было бы обеспечить ее обмен с целью сравнения требований.

Для того чтобы заинтересованные организации владели такой информацией, необходимо, чтобы они:

-    имели доступ к соответствующей информации в своей стране:

-    поддерживали собственные информационные ресурсы в данной области;

-    имели прямую связь с аналогичными организациями других стран-участпиц;

-    осуществляли обмен информацией между собой;

-    осуществляли перевод этой информации на национальный язык;

-    обеспечивали доступ к этой информации всех заинтересованных пользователей как внутренних, так и внешних;

-    имели единую или совместимую программную основу для комплекса стандартов ФОНТ.

Это позволяет приблизиться к применению механизма эквивалентности, при котором различные участники торговых отношений признают, что требования к продукции, установленные разными способами, приводят к одинаковому результату, а именно к необходимому уровню безопасности.

Чтобы сравнивать, следует иметь шаблон для сравнения и возможность структурирования информации таким образом, чтобы можно было сопоставить наличие или отсутствие конкретных требований и их идентичность или эквивалентность.

В качестве такого шаблона может использоваться модель обеспечения безопасности для конкретного объекта регулирования (продукции или технологии).

Информация, предоставляемая на основе использования такой модели и доступная всем заинтересованным пользователям, позволяет обеспечить ее применение для оценки:

-    снижения степени риска от применения положений технических регламентов;

ГОСТ P 55352-2012

-    возможности признания эквивалентности требований технических регламентов и стандартов на основе оценки уровня снижения риска;

-    эффективности применения процедур оценки соответствия;

-    эффективности использования и планирования государственного контроля и надзора.

Организации любых форм собственности чрезвычайно заинтересованы в знании экологических проблем, связанных с участками, на которых расположены организации и их деятельностью, а также с возможным приобретением какого-либо участка или организации. Исследование данных проблем и связанные с ними последствия для бизнеса могут быть проведены путем экологической оценки участков и организаций (далее - ЗОУО).

Информация, используемая в процессе проведения ЗОУО, может быть получена из таких источников, как результаты аудитов системы экологического менеджмента, аудитов соответствия регламентам, оценки экологических воздействий и экологических характеристик или исследований участков. Некоторые из этих оценок или исследований могут быть проведены с использованием других стандартов И СО соответствующей тематики (например, ИСО 14001, ИСО 14011 или ИСО 14031).

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Форматы описания и нормирования требований Система информации о показателях и требованиях к экологическому менеджменту участков, зданий и сооружений организаций Descriptive and normative requirement formats. Information system on indicators and requirements for environmental area, building and facility management

Дата введения - 2014 - 01 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт является одним из стандартов комплекса стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ).

Комплекс стандартов на форматы описания и нормирования требований (ФОНТ) создается для нормативно-методического обеспечения разработки технических регламентов и стандартов в различных областях промышленности и экономики, а также для целей информационного обеспечения и более широкого применения менеджмента знаний и проектного менеджмента, включая процедуры добросовестной практики, в том числе для государственного сектора.

Основные цели стандартов комплекса стандартов ФОНТ заключаются в том, чтобы:

-    разработать методологию и создать условия для обмена знаниями и информацией в соответствующих предметных областях:

-    предложить методологию для создания информационного фонда с целью накопления знаний и технических решений в конкретных областях деятельности:

-    обеспечить возможность сравнения производственных показателей при проведении сравнительных оценок (бенчмаркинга) с другими предприятиями:

-    установ итъ требуемую дл я этого терми нологию;

-    определить шаблоны для кодификации знаний и информации о требованиях в данных предметъых областях:

Издание официальное

-    создать условия для признания эквивалентности требований различных технических регламентов и результатов оценки соответствия;

-    содействовать проведению оценки результирующего воздействия технических регламентов и стандартов в данных предметных областях;

-    обеспечить обмен данными о технических регламентах и стандартах или других документах, используемых для регулирования конкретных областей и требований.

При использовании комплекса национальных стандартов ФОНТ обеспечиваются:

-    определение форматов описания требований, в первую очередь касающихся аспектов безопасности и качества продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, с целью расширения применения стандартов в сфере технического регулирования, обеспечивающих соблюдение положений соответствующих технических регламентов, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции и процедур оценки соответствия;

-    увязка требований и положений комплексов технических регламентов и стандартов;

-    оценка гармонизации или эквивалентности требований национальных технических регламентов и стандартов с международными и региональными, а также национальными техническими регламентами и стандартами промышленно развитых стран.

Комплекс национальных стандартов ФОНТ создаст основу для повышения уровня консолидации и использования знаний в различных сферах экономической деятельности и в первую очередь в сфере технического регулирования, а также для расширения информационного обеспечения с целью устранения технических барьеров в торговле и содействия экспортным возможностям продукции.

Данный комплекс стандартов может быть использован специалистами как для разработки технических регламентов и стандартов на конкретные объекты технического регулирования, так и при принятии решения об идентичности или эквивалентности требований, экспертами — для проведения экспертизы