Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

861.00 ₽

Купить ГОСТ Р 54937-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы обеспечения доступности систем любого типа (т. е. продукция, услуги и среда жизнедеятельности). Для содействия разработчикам стандартов в части определения конкретных требований по созданию доступной среды стандарт устанавливает: - краткий обзор современной терминологии в сфере создания доступной среды; - аспекты, содействующие процессу разработки стандартов в которых установлены требования к созданию доступной среды; - комплекс целевых установок в части создания доступной среды (для использования разработчиками при определении потребностей пользователей в доступной среде); - описания характеристик, присущих лицам с ограниченными возможностями (и вытекающие отсюда проектные решения); - принципы обеспечения удовлетворения потребностей пользователей в доступной среде и реализации проектных решений, изложенных в стандартах.

 Скачать PDF

Идентичен ISO/IEC Guide 71:2014

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Доступная среда

     3.1 Общие положения

     3.2 Доступная среда и стандарты

4 Создание доступной среды в процессе разработки стандартов

     4.1 Общие положения

     4.2 Рекомендации для органа по стандартизации

     4.3 Особенности процесса разработки стандартов

5 Способы применения настоящего стандарта

     5.1 Два подхода к рассмотрению в стандартах вопросов создания доступной среды

     5.2 Другие источники информации

     5.3 Верификация и валидация адекватного рассмотрения требований к созданию доступной среды

6 Цели создания доступной среды

     6.1 Общие положения

     6.2 Цели

7 Человеческие способности и личностные характеристики

     7.1 Общие положения

     7.2 Сенсорные способности и характеристики

     7.3 Функции иммунной системы

     7.4 Физические способности и их характеристики

     7.5 Когнитивные способности

8 Принципы рассмотрения потребностей пользователей в доступной среде и проектных решениях в рамках разработки стандартов

     8.1 Общие положения

     8.2 Разработка специальных требований и рекомендаций в рамках конкретного стандарта на основе учета потребностей пользователей в доступной среде и соответствующих им проектных решений

Приложение А (справочное) Мировые тенденции, способствующие реализации концепции доступной среды

Приложение В (справочное) Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) как терминологический ресурс

Приложение С (справочное) Вопросы, помогающие разработчикам стандартов в достижении целей создания доступной среды

Библиография

 
Дата введения01.06.2019
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

23.08.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии517-ст
РазработанФГУП Рособоронстандарт
ИзданСтандартинформ2018 г.

Guidelines for standards developers to address accessibility

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

54937—

2018/

ISO/IEC Guide 71:2014

Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды

(ISO/IEC Guide 71:2014,

Guide for addressing accessibility in standards, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рос-оборонстандарт») на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4, который выполнен ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2018 г. № 517-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC Guide 71:2014 «Руководство по решению в стандартах вопросов создания доступной среды» (ISO/IEC Guide 71:2014 «Guide for addressing accessibility in standards», IDT).

Международный документ разработан объединенной технической консультативной группой ИСО/МЭК по запросу ИСО/ТМВ и МЭК/СМВ и одобрен исследовательской группой 16 ITU-T в качестве Дополнения 17 ITU-T к Рекомендациям серии Н.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р 54937-2012/Руководство ИСО/МЭК 71:2001

6    Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO/IEC, 2014 — Все права сохраняются © Стандартинформ, оформление, 2018

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Результаты данного этапа

Принимается решение относительно применимости или неприменимости настоящего стандарта. Определяются первоисточники дополнительной информации по вопросам создания доступной среды.

4.3.2    Этап 2. Проверка возможности технического комитета по стандартизации реализовать процесс разработки, доступный всем заинтересованным лицам с учетом их равноправного участия

Ключевые участники:

-    орган по стандартизации;

-    председатель и секретарь технического комитета по стандартизации.

Ключевые действия [КД]

КД 2.1 Обеспечить наличие в составе технического комитета по стандартизации представителей соответствующей группы заинтересованных лиц.

КД 2.2 Установить процедуры обеспечения надлежащей доступности информации, средств связи (включая средства теле-конференц-связи и сетевых коммуникаций) и рабочих площадок, используемых в процессе разработки стандарта.

Результаты данного этапа

К разработке проекта стандарта привлечены заинтересованные лица и организации, располагающие надлежащими профессиональными знаниями по вопросу создания доступной среды. Реализация требований по обеспечению доступности осуществляется в рамках работы технического комитета по стандартизации, в том числе на его рабочих заседаниях.

4.3.3    Этап 3. Разработка содержания стандарта

Ключевые участники1:

-    председатель и секретарь технического комитета по стандартизации;

-    эксперты;

-    члены технического комитета по стандартизации.

Ключевые действия [КД]

КД 3.1 Установить вопросы, подлежащие рассмотрению: например, об использовании настоящего стандарта (а также других документов, имеющих отношение к объекту стандартизации) для определения или верификации потребностей пользователей в доступной среде (см. раздел 6) и/или соответствующих им проектных решений (см. раздел 7).

КД 3.2 Разработать соответствующие требования и рекомендации. Определить возможные способы удовлетворения (см. раздел 8) потребностей пользователей в доступной среде и способы реализации проектных решений посредством формулирования соответствующих требований и рекомендаций в рамках стандарта, с учетом того, насколько те или иные гибкие или многовариантные решения могут обеспечить пользователям возможность достижения необходимой степени доступности способом, который в наибольшей мере соответствует условиям использования.

КД 3.3 Оценить выполнимость потенциальных требований и рекомендаций, принимая во внимание действующие ограничения, а также возможные плюсы и минусы.

КД 3.4 Реализовать выработанные требования и рекомендации в рамках стандарта.

КД 3.5 Подтвердить сформулированные требования и рекомендации посредством консультаций со всеми заинтересованными лицами, получив от них подтверждение правильности и адекватности решения в стандарте вопросов создания доступной среды.

КД 3.6 Повторить некоторые предшествующие шаги данного этапа, если это признано целесообразным после получения обратной связи от заинтересованных лиц.

КД 3.7 Дать необходимые ссылки на использованные материалы, включив настоящий стандарт в библиографический список.

Результаты данного этапа

Требования и рекомендации, касающиеся вопросов создания доступной среды для максимально широкой аудитории заинтересованных пользователей, рассмотрены должным образом и отражены в проекте стандарта.

4.3.4    Этап 4. Проведение публичного обсуждения проекта стандарта, голосования по нему, а также при необходимости последующего пересмотра некоторых его положений

Ключевые участники:

-    орган по стандартизации и заинтересованные лица.

ГОСТ P 54937—2018

Ключевые действия [КД]

КД 4.1 Обеспечить доступный формат всех подготовленных и опубликованных документов по проекту стандарта.

КД 4.2 Удостовериться в том, что задействованы все каналы широкого доступа ко всем документам по проекту стандарта с целью получения информации обратной связи со всеми заинтересованными лицами.

КД 4.3 Удостовериться в надлежащей доступности инструментальных средств сбора комментариев и голосования.

Результаты данного этапа

Проект стандарта представлен на обсуждение широкой аудитории, включая пользователей различных категорий в широком диапазоне различных условий использования.

4.3.5 Этап 5. Публикация стандарта

Ключевые участники:

-    орган по стандартизации.

Ключевые действия [КД]

КД 5.1 Обеспечить доступный формат опубликованного стандарта.

КД 5.2 Обеспечить распространение нового стандарта среди заинтересованных лиц, организаций и технических комитетов по стандартизации.

КД 5.3 Обеспечить перевод международного стандарта на национальные языки в целях облегчения его практического использования соответствующими заинтересованными лицами и организациями2.

Результаты данного этапа

Стандарт доступен всем заинтересованным лицам для широкого применения.

5 Способы применения настоящего стандарта

5.1 Два подхода к рассмотрению в стандартах вопросов создания доступной среды

В настоящем стандарте предлагаются два взаимодополняющих подхода к рассмотрению вопросов создания доступной среды:

-    подход, основанный на учете целей создания доступной среды (см. раздел 6), который может применяться для идентификации конкретных потребностей пользователей в доступной среде и последующего формулирования соответствующих требований и рекомендаций;

-    подход, основанный на учете человеческих способностей и характеристик (см. раздел 7), который может применяться для идентификации адекватных проектных решений, используемых для формулирования соответствующих требований и рекомендаций.

Разработчики стандартов должны использовать эти принципы при рассмотрении вопроса создания доступной среды. Использование вышеупомянутых подходов приводит к выработке наиболее адекватного набора требований и рекомендаций применительно к конкретному разрабатываемому стандарту. Степень пользы использования того или иного подхода может изменяться в зависимости от области применения разрабатываемого стандарта и условий использования системы.

В разделе 6 представлена информация о целях создания доступной среды. Приведенная информация способствует решению указанной задачи и помогает разработчикам определить потребности пользователей в доступной среде в контексте конкретного разрабатываемого стандарта.

Раздел 7 содержит информацию о человеческих способностях и характеристиках, а также о возможных последствиях различных нарушений, а также представляет соответствующие проектные решения для создания доступной среды.

В разделе 8 предлагаются различные принципы разработки требований и рекомендаций в стандартах на основе результатов применения двух подходов, представленных в 5.1, и приводятся примеры требований и рекомендаций, выработанных с использованием каждого из принципов.

В настоящем стандарте устанавливается необходимость использования и целого ряда других источников информации, касающейся вопроса создания доступной среды.

На рисунке 1 показана схема использования настоящего стандарта.

_iz_iz_

Раздел 8: Принципы рассмотрения потребностей пользователей в создании доступной среды и соответствующих проектных решений в стандартах


И

Требования и рекомендации в рамках конкретного стандарта

Рисунок 1 —Два подхода к рассмотрению вопросов создания доступной среды в стандартах

Подход, изложенный в разделе 6, основан на определении набора целей обеспечения доступности, которые используются для идентификации потребностей пользователей в доступной среде. Подход, изложенный в разделе 7, реализуется на основе учета известных категорий человеческих способностей и характеристик, а также адекватных проектных решений для каждой из приведенных категорий. Результаты принятия любого из представленных подходов или обоих одновременно могут в дальнейшем применяться для формулирования надлежащих требований и рекомендаций в разрабатываемом стандарте на основе следования одному или нескольким принципам, изложенным в разделе 8.

5.2 Другие источники информации

В рамках области применения разрабатываемого стандарта возможно использование самых разных источников информации для выявления потребностей пользователей в доступной среде, адекватных проектных решений и/или соответствующих требований и рекомендаций. Очевидно, что для различных областей (таких как производственная сфера, сфера услуг и организация труда) и их многочисленных подсекторов будут характерны более конкретные потребности пользователей в доступной среде, чем изложенные в настоящем стандарте. Техническим комитетам по стандартизации, в область деятельности которых входят указанные направления, необходимо установить более конкретные требования к созданию доступной среды в целях содействия разработчикам соответствующих стандартов. Одним из способов подобного содействия является создание перечней потребностей пользователей в доступной среде по конкретным секторам (см. [23] и [27]).

Еще одним источником информации о потребностях пользователей в доступной среде, надлежащих проектных решениях и/или соответствующих требованиях к обеспечению доступности являются государственные нормативные документы. Они могут напрямую использоваться разработчиками стандартов, которые должны принимать во внимание существующие особенности регуляционных механизмов в разных юрисдикциях применения конкретного стандарта.

[11] обеспечивает подробное изложение различных человеческих способностей, характеристик и соответствующих им проектных решений, представленных в разделе 7 настоящего стандарта, а также информацию по эргономическим аспектам, полезную для использования при разработке конкретных требований и рекомендаций.

Документ ВОЗ «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» [39] является источником информации, которая может быть применена в стандартах для описания индивидов и их способностей. Этот документ, принятый более чем 190 государствами — членами ВОЗ, представляет собой информационный ресурс, который обеспечивает использование унифицированного стандартного языка, единой основы, согласованной, четко определенной и непротиворечивой. Документ доступен на большинстве языков мира; в приложении В кратко излагаются правила использования вышеуказанного документа в качестве терминологического ресурса при разработке стандартов применительно к описанию различных категорий пользователей и их конкретных возможностей.

8

ГОСТ P 54937—2018

Количество стандартов, в которых уделяется большое внимание вопросам обеспечения доступности систем в тех или иных сферах жизнедеятельности, непрерывно увеличивается; примерами могут служить международные стандарты [5] и [10]. В тех случаях, когда применимые стандарты, касающиеся вопросов создания доступной среды, уже существуют, они могут указываться разработчиками в качестве нормативных ссылок (т. е. в других разрабатываемых стандартах они могут определяться как обязательные для полного или частичного использования).

В рамках разрабатываемого стандарта рекомендуется установить обратную связь с потенциальными пользователями создаваемых систем (непосредственно или косвенно). Эффективным методом выявления потребностей пользователей в доступной среде является всесторонний анализ опыта использования. Например, при разработке изделий компании часто располагают существенным объемом информации, которая может помочь им в выявлении реальных требований к обеспечению доступности (жалобы клиентов, сведения о несчастных случаях, маркетинговые данные, результаты проверки пригодности использования и др.).

Настоящий стандарт может использоваться в сочетании со следующими руководствами ИСО/

МЭК:

-    ИСО/МЭК Руководство 37, Инструкции по применению продукции потребителями [15];

-    ИСО/МЭК Руководство 41, Упаковка. Рекомендации по удовлетворению требований потребителя [16];

-    ИСО/МЭК Руководство 50, Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемых в стандартах и технических условиях [17];

-    ИСО/МЭК Руководство 51, Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению вопросов безопасности в стандарты [18];

-    Руководство ИСО/МЭК 59, Свод практических рекомендаций по стандартизации [19];

-    Руководство ИСО/МЭК 76, Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя [20].

5.3 Верификация и валидация адекватного рассмотрения требований к созданию

доступной среды

Разработчики стандартов должны провести верификацию и валидацию правильности реализации требований к созданию доступной среды в рамках разрабатываемого стандарта.

Предпочтительно процессы проведения валидации и верификации должны быть проведены с учетом требований настоящего стандарта, а также с использованием любых других подходящих ресурсов, внешними разработчиками, не вовлеченными в процесс осуществления текущей разработки стандарта.

Конечным результатом верификации должно являться подтверждение соответствия выработанных в стандарте требований и рекомендаций по созданию доступной среды тем источникам, на основании которых они разрабатывались.

В результате проведения валидации должно быть качественно подтверждено, что требования и рекомендации по созданию доступной среды в рамках разрабатываемого стандарта отвечают потребностям заинтересованных сторон, взаимодействующих с соответствующей системой. Валидация должна включать входные данные от представителей различных групп заинтересованных сторон и экспертов по методам создания доступной среды, хорошо знающих предметную область разрабатываемого стандарта.

6 Цели создания доступной среды

6.1    Общие положения

6.1.1    Структура целей

Формулирование целей создания доступной среды лежит в основе одного из подходов к определению и разработке конкретных требований и рекомендаций в данной области, подлежащих включению в создаваемые стандарты. В рамках настоящего стандарта этот подход называется целеориентированным. Сформулированные цели могут применяться при проектировании и оценке различных систем и таким образом учитываться в рамках руководящих указаний по созданию доступной среды в стандартах, имеющих разноплановые объекты стандартизации.

Каждая из представленных 11 целей имеет конкретное наименование и аналогичную информационную структуру:

9

1    Цель: Исходное целевое утверждение.

2    Обсуждение: Проработка исходного целевого утверждения.

3    Информационная основа: Источники, на основе которых была определена цель.

4    Основные потребности пользователей в доступной среде: Потребности пользователей в доступной среде, связанные с установленной целью.

5    Вопросы для рассмотрения: Вопросы, помогающие в реализации установленной цели.

Цели, представленные в настоящем стандарте, основаны на принципах, которые используются

в рамках существующих нормативных и технических документов, таких как [5], [24] и Принципы универсального дизайна [32], а также на других источниках соответствующей информации, включая [2], [8] и [13]. Разработчики стандартов могут извлечь большую пользу из обращения к первоисточникам, использованным при определении целей, информация о которых содержится в библиографии. Хотя многие источники, послужившие основой для определения целей, относятся к отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), некоторые из них могут быть применимыми и в других областях. Некоторые из приведенных целей могут быть в большей степени применимы к определенным предметным областям.

Цели, приведенные в настоящем разделе, могут содействовать разработчикам стандартов в части определения степени расширения или сужения доступности систем, описываемых в разрабатываемом документе, а также в определении удовлетворенности потребностей пользователей различных категорий в доступе к системам при разных условиях их использования.

6.1.2    Определение потребностей пользователей в доступной среде

Типичные потребности пользователей в доступной среде, изложенные в настоящем разделе, являются примером, приведенным для разработчиков стандартов, в целях дальнейшего определения их реальных потребностей путем рассмотрения целей создания доступной среды и ответов на поставленные вопросы.

Пользователям различных категорий могут быть свойственны различные потребности в доступной среде. Важно понимать, что уровень обеспечения доступности может зависеть от условий использования систем, а необходимый для конкретного пользователя уровень доступности может не соответствовать потребностям других пользователей в других условиях. Кроме того, потребности конкретных пользователей в доступной среде могут не соответствовать потребностям других пользовательских групп. В таких условиях разработчики стандартов должны гарантировать, что включаемые ими в разрабатываемый стандарт требования и рекомендации будут достаточными для удовлетворения всей совокупности потребностей пользователей в доступной среде, характерных для области применения конкретного стандарта. При разработке стандарта необходимо убедиться, что потребности всех потенциальных пользователей различных категорий будут удовлетворены.

6.1.3    Формулирование требований и рекомендаций на основе учета потребностей пользователей в доступной среде

Разработчики стандартов должны определить потребности пользователей в доступной среде применительно к конкретному разрабатываемому стандарту. Очевидно, что не все представленные в данном разделе типичные потребности пользователей в доступной среде могут быть применимы ко всем объектам стандартизации. Для выявления конкретных потребностей пользователей в доступной среде разработчики стандартов могут воспользоваться имеющимся перечнем целей (непосредственно или через соответствующие им вопросы) в рамках конкретного объекта стандартизации. Типичные потребности пользователей в доступной среде, изложенные в настоящем разделе, подлежат адаптации к области применения разрабатываемого стандарта, включающей выявление потребностей, которые могут отсутствовать в представленном списке. При разработке конкретного стандарта некоторые цели могут быть более удобными для применения по сравнению с другими; в некоторых случаях для определения потребностей пользователей в доступной среде более походящими могут оказываться цели, применимость которых изначально не очевидна, но без их использования потребности некоторых категорий пользователей могут остаться не удовлетворенными.

В подавляющем большинстве случаев не существует взаимно однозначного соответствия между требованиями или рекомендациями и потребностями пользователей в доступной среде. Например, для полного или частичного удовлетворения одной такой потребности может оказаться необходимым включение в разрабатываемый стандарт комбинации нескольких требований и рекомендаций; и наоборот, единственное требование или единственная рекомендация может использоваться для удовлетворения (полностью либо частично) сразу нескольких пользовательских потребностей. Не имеет значения, какая цель(и) способствует(ют) определению той или иной потребности пользователя в доступной среде.

ГОСТ P 54937—2018

Цели могут взаимно перекрываться или противоречить друг другу, в таком случае необходимо принятие ряда компромиссных решений. Как только совокупность потребностей пользователей в доступной среде определена, должны быть скорректированы возможные противоречия целей. Наличие взаимного перекрытия целей друг другом обычно не требует от разработчиков никаких действий, но при наличии противоречий может возникнуть необходимость поиска компромиссных решений при разработке требований по созданию доступной среды.

Вопросы, обусловленные соответствующими целями в данном разделе, носят общий характер и призваны помочь разработчикам стандартов в определении важных аспектов создания доступной среды, соответствующих выбранной цели. В целях удобства применения эти вопросы продублированы в приложении С. Ответы на них могут помочь разработчикам стандартов быстрее достичь установленной цели. В целях наиболее эффективного применения положений разрабатываемого стандарта разработчикам рекомендуется адаптировать существующие группы вопросов к его области применения и/или добавить новые вопросы.

Примечание — В данном разделе термин «представленная документация» используется для обозначения всех типов документов, которые создаются с учетом представленных в данном разделе целей создания доступной среды; к числу таких документов относятся стандарты, технические условия, технические отчеты, общедоступные спецификации, руководства, рекомендации Международного союза электросвязи или экспертные соглашения.

6.2 Цели

6.2.1    Пригодность для максимально широкого круга пользователей

6.2.1.1    Общая формулировка цели

Система пригодна для максимально широкой аудитории, если она удовлетворяет потребности пользователей различных категорий в различных условиях ее применения.

6.2.1.2    Обсуждение

Представленная цель предполагает охват максимально широкой пользовательской аудитории, а именно пользователей различных категорий в самых разных условиях использования системы. Первоначально могут быть определены не все потенциальные пользователи, поэтому важно гарантировать, что лица, которые могут стать пользователями при оснащении их соответствующими средствами доступа, не будут исключены из пользовательской аудитории.

6.2.1.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе множественных определений доступной среды, приведенных в 3.1 на основе принципа обеспечения «максимально широкой сферы применения», изложенного в [5].

6.2.1.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    включения в состав системы пользователей посредством обеспечения доступности;

-    обеспечения доступности системы в неблагоприятных условиях жизнедеятельности для пользователей с различными нарушениями.

6.2.1.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Какова возможная целевая аудитория пользователей системы, рассмотренной в представленной документации?

b)    Категории потенциальных пользователей, неучтенных в результате реализации требований и рекомендаций представленной документации?

c)    В каких условиях могут использоваться системы, рассмотренные в представленной документации?

d)    Какие условия использования могут быть неучтены при реализации требований и рекомендаций представленной документации?

6.2.2 Соответствие ожиданиям пользователей

6.2.2.1    Общая формулировка цели

Система соответствует ожиданиям пользователей, если на основе эксплуатационного опыта, известных условий использования, требований действующего законодательства и нормативных и технических документов и/или условий общепринятых соглашений можно сделать вывод о ее предсказуемости.

6.2.2.2    Обсуждение

В некоторых случаях отсутствие несоответствий в части ожиданий может приводить в замешательство пользователей различных категорий, а также к ряду существенных ошибок. Ожидания

11

пользователей могут быть связаны с конкретными аспектами системы, такими как терминология, выполняемые операции, рабочие характеристики и механизмы взаимодействия. В основе таких ожиданий лежит личный опыт, ввиду чего они могут со временем изменяться или расширяться (например, в результате получения новой информации или прохождения профессионального обучения). Часто ожидания пользователей определяются текущими условиями использования системы и могут изменяться в зависимости от существующих условий. В новых условиях ожидания пользователя будут базироваться на уже знакомых ему условиях использования. Рассматриваемая цель содействует разработчикам в создании систем, взаимодействие с которыми будет предсказуемым для пользователей. Новые разработанные системы могут потребовать от пользователей приобретения новых знаний или профессиональных навыков. Могут возникать существенные затруднения во взаимодействии с системой, когда от пользователя требуется изменение приобретенных практических навыков или привычных методов работы. Это немаловажно, поскольку некоторые пользователи и без того испытывают значительные трудности (которые могут привести к потере способности к манипуляциям) в освоении противоречивых методов или операций, которые они считают аналогичными уже знакомым.

Примечание — Настоящая цель не предусматривает предотвращение развития новых пользовательских ожиданий. Тем не менее рекомендуется обеспечивать соответствие существующим ожиданиям пользователей.

6.2.2.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа обеспечения «соответствия ожиданиям пользователей», изложенного в [4], и принципа «простоты и удобства использования» из [32].

6.2.2.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    получения ожидаемых результатов взаимодействия с системой;

-    применения своих знаний и практического опыта для успешного взаимодействия с системой;

-    прохождения инструктажа или профессионального обучения в части получения новых знаний, необходимых для успешного взаимодействия с системой;

-    быстрого и удобного непосредственного доступа к справочной информации либо к дальнейшему углубленному обучению, в случае если такая помощь может быть предоставлена системой.

6.2.2.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Каковы ожидания пользователей различных категорий относительно возможностей систем, рассмотренных в представленной документации, а также какова требуемая степень подготовленности пользователей?

b)    Имеется ли общедоступная информация о нереализованных или неудовлетворенных ожиданиях пользователей в отношении продукции, рассмотренной в представленной документации?

c)    Какие противоречия в ожиданиях потенциальных пользователей могут возникнуть в результате введения в действие представленной документации?

d)    Какие новые пользовательские ожидания могут возникнуть при использовании представленной документации?

6.2.3 Поддержка индивидуальных настроек

6.2.3.1    Общая формулировка цели

Система поддерживает индивидуальные настройки, если ее компоненты, функции или режимы могут адаптироваться к конкретным потребностям отдельных пользователей.

6.2.3.2    Обсуждение

Единое проектное решение редко оптимизируется в части условий использования системы и удовлетворения потребностей различных категорий пользователей, поэтому важно предоставить пользователям широкий выбор способов взаимодействия с системой. Несмотря на то что различные типы систем или системных компонентов (например, среда жизнедеятельности) недоступны для изменения, индивидуализация настроек достижима, если обеспечивается возможность выбора способа взаимодействия с ними.

Подобная персонализация фокусируется на предоставлении каждому пользователю средств оптимизации собственной рабочей среды. Это может быть набор методов взаимодействия пользователя с системой (например, альтернативные группы операций или диалоговых процедур, альтернативные способы воздействия или управления либо когнитивные принципы), также возможны альтернативные

ГОСТ P 54937—2018

средства или форматы взаимодействия, удовлетворяющие индивидуальные потребности в конкретных условиях использования.

6.2.3.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа «адаптации к индивидуальным особенностям пользователя», изложенного в [4], принципа «универсальности применения» из [5] и принципа «универсального дизайна» из [32].

6.2.3.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности получения:

-    удобных методов взаимодействия с системой (и возможности выбора из них наиболее подходящих), включая активацию и деактивацию внутренних функций;

-    информации об имеющихся вариантах взаимодействия с системой для обеспечения правильного выбора соответствующих методов;

-    удобных средств индивидуальной настройки доступной среды, которые должны поддерживаться на протяжении всего периода использования системы, вплоть до их изменения самим пользователем.

6.2.3.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Какие аспекты взаимодействия пользователей с системой, рассмотренной в представленной документации, могут носить индивидуальный характер?

b)    Какие аспекты взаимодействия пользователей с системой, рассмотренной в представленной документации, могут создавать препятствия в использовании при отсутствии возможности индивидуальной настройки?

c)    Какие общепризнанные или инновационные группы индивидуальных настроек или предпочтений могут быть рекомендованы представленной документацией для реализации в рамках рассматриваемой системы?

d)    Каким образом контекст использования представленной документации способен влиять на необходимые индивидуальные настройки или предпочтения?

6.2.4 Доступность

6.2.4.1    Общая формулировка цели

Система считается доступной, если пользователи различных категорий имеют возможность преодолевать в ее среде любые возникающие физические и психологические барьеры, получая непосредственный или удаленный доступ к ней для успешной реализации поставленной задачи.

6.2.4.2    Обсуждение

Отсутствие надлежащей доступности может создавать препятствие для использования системы некоторыми категориями пользователей. Для пользователей различных категорий в различных условиях использования систем большое значение имеют различные пути доступа, конфигурации рабочего пространства, размеры, конструкция и расположение механизмов управления, а также удобство процедур взаимодействия с системами. Это необходимо для обеспечения надлежащего перемещения пользователя к месту расположения системы и внутри ее среды, принятия определенных рабочих положений для взаимодействия с системой, а также для безопасного выхода из нее. Система может быть доступна непосредственно (например, с помощью сенсорных или голосовых устройств), в дистанционном режиме (например, с использованием телекоммуникационной аппаратуры) или с применением специальных вспомогательных средств и технологий.

Пользователи могут оказаться лишенными доступа к системе из-за наличия физических или психологических барьеров, поэтому особое значение имеют их выявление, устранение или контроль, а в определенных обстоятельствах, когда устранение тех или иных барьеров невозможно, рекомендуется использование альтернативных форматов систем.

6.2.4.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа «определения размерных и пространственных характеристик доступной среды», установленного в [32].

6.2.4.4    Основные потребности пользователей в создании доступной среды

Потребности пользователей заключаются в наличии:

-    достаточного пространства для собственного расположения и размещения вспомогательных средств, а также для использования вспомогательных технологий;

-    расположения контроллеров системы в непосредственной близости;

-    четко определенных опций взаимодействия с системой;

-    надлежащих уровней секретности и безопасности;

-    возможности как дистанционного, так и непосредственного использования системы.

13

6.2.4.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Каким образом представленная документация может гарантировать, что рассматриваемые системы будут являться физически и психологически доступными для пользователей различных категорий при выполнении ими конкретных задач?

b)    Каким образом представленная документация может гарантировать, что рассматриваемые системы будут являться доступными в дистанционном режиме для пользователей различных категорий при выполнении ими конкретных задач?

c)    Каким образом представленная документация может способствовать предотвращению ограничений физической, психологической или дистанционной доступности систем в разных условиях их использования пользователями различных категорий?

6.2.5    Простота освоения

6.2.5.1    Общая формулировка цели

Система считается простой для освоения, если пользователи различных категорий в различных условиях ее применения могут легко понимать и воспринимать предоставляемые ею функциональные возможности и циркулирующую в ней информацию.

6.2.5.2    Обсуждение

Человеческий организм должен обладать физической способностью воспринимать информацию в той модальности, в которой она представляется в рамках системы. Поэтому использование множественных модальностей (т. е. сочетания нескольких разных способов восприятия информации — по зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному или вкусовому каналам) способно обеспечить удобство освоения системы гораздо большему числу пользователей различных категорий и в более широком диапазоне условий ее использования. Представление информации только в одной модальности может приводить к отсутствию ее восприятия в других условиях использования системы и, следовательно, к невозможности реализации предоставляемого ею функционала.

6.2.5.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа «простоты восприятия информации», определенного в [5]; принципа «удобства системы для восприятия и понимания», установленного в [8]; принципа «простоты понимания» из [24] и принципа «различаемой информации», определенного в [32].

6.2.5.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    использования конкретной модальности (или определенного сочетания модальностей) для восприятия представленной информации;

-    управления различными характеристиками представления информации в рамках используемой модальности;

-    определения отдельных элементов представленной информации;

-    регулирования (в приемлемых границах) физических параметров рабочей среды во избежание ее неблагоприятного влияния на процесс восприятия информации.

6.2.5.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Какая информация, рассмотренная в рамках области применения представленной документации, должна быть доступной для пользователей?

b)    Каким образом информация, рассмотренная в представленной документации, может восприниматься пользователями различных категорий в разных условиях использования систем?

c)    Возможно ли ограничение числа модальностей, используемых в системе, для представления информации пользователям?

6.2.6 Доступность для понимания

6.2.6.1    Общая формулировка цели

Система считается удобной для понимания (понятной), когда ее информация и функциональные возможности легко интерпретируются пользователями различных категорий.

6.2.6.2    Обсуждение

Удобство понимания зависит от человеческой когнитивной способности правильно интерпретировать смысловое значение информации, подлежащей восприятию. При проектировании системы важно минимизировать требования к пользователям различных категорий в части усилий, необходимых для ее изучения и запоминания действий.

Различным пользователям могут быть свойственны разные стили мышления, определяющие их способность к пониманию представляемой информации. Так, некоторые пользователи могут лучше всего работать с шаблонными и концептуальными представлениями (в виде целей и принципов) и

ГОСТ P 54937—2018

испытывать затруднения при работе с детализированными представлениями, не имеющими отношения к шаблону или концепции. Другие пользователи предпочитают иметь дело с четко определенными процедурами, детализированными действиями или примерами и испытывают затруднения при работе со сложными либо абстрактными шаблонами или с концептуальными представлениями. Поэтому разным категориям пользователей требуются разные средства взаимодействия с той или иной системой.

Некоторые пользователи могут иметь достаточный объем знаний и когнитивных навыков для понимания конкретной ситуации и самостоятельного принятия решения, тогда как другим для понимания той же ситуации может требоваться помощь или регулярная переподготовка. Некоторым пользователям могут оказаться полезными инструментальные средства, способствующие более глубокому пониманию информации.

Степень понимания может зависеть также от языковой и культурной специфики представления информации. Поэтому важно, чтобы лингвистические и культурные аспекты представленной информации рассматривались с учетом потребностей различных пользователей в максимально широком диапазоне условий использования системы.

6.2.6.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа «информативности», определенного в [4]; принципа «доступности понимания», изложенного в разделе 5 [5]; принципа «удобства для восприятия и понимания», изложенного в [8]; принципа «осмысленности» из [24] и принципа «простого и интуитивно понятного использования» из [32].

6.2.6.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    получения общего описания системы, ее компонентов и функций;

-    адекватного понимания информации, представленной в системе;

-    получения информации, соответствующей когнитивным способностям пользователей;

-    минимизации числа этапов выполнения задач и их четкого объяснения;

-    обеспечения системных подсказок в процессе выполнения задач;

-    получения обратной связи, содействующей в выполнении поставленных задач;

-    получения средств регулирования темпа взаимодействия с системой;

-    получения помощи при необходимости.

6.2.6.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Какая информация и какие функции систем, рассмотренные в представленной документации, должны надлежащим образом восприниматься пользователями?

b)    Каким образом представленная документация может помочь в обеспечении надлежащего понимания информации и функциональных возможностей системы пользователями различных категорий?

c)    Каким образом представленная документация способна помочь пользователям различных категорий надлежащим образом изучить и использовать информацию и функциональные возможности рассматриваемой системы?

d)    Каким образом представленная документация может обеспечить отсутствие в системе излишне высоких требований к когнитивным способностям потенциальных пользователей?

6.2.7 Управляемость

6.2.7.1    Общая формулировка цели

Система считается управляемой, если пользователь имеет возможность успешно инициировать и завершить все операции по взаимодействию с ней, необходимые для выполнения той или иной задачи.

6.2.7.2    Обсуждение

Большое значение для пользователей различных категорий имеет наличие возможности управления взаимодействием с системами. Такая возможность зависит от способности пользователей обращаться должным образом с различными управляющими механизмами, которые требуют разных модальностей взаимодействия с системами (например, по сенсорному каналу, с помощью жестов, голоса). Предоставление многочисленных способов управления может облегчить эту задачу.

6.2.7.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципов «управляемости», определенных в [4]; принципа «удобства эксплуатации», изложенного в [5]; принципа «пригодности для исследования» из [8] и принципа «управляемости» из [24].

15

ГОСТ P 54937—2018

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Термины и определения...............................................................1

3    Доступная среда.....................................................................3

3.1    Общие положения................................................................3

3.2    Доступная среда и стандарты.......................................................4

4    Создание доступной среды в процессе разработки стандартов...............................4

4.1    Общие положения................................................................4

4.2    Рекомендации для органа по стандартизации..........................................4

4.3    Особенности процесса разработки стандартов.........................................5

5    Способы применения настоящего стандарта..............................................7

5.1    Два подхода к рассмотрению в стандартах вопросов создания доступной среды.............7

5.2    Другие источники информации......................................................8

5.3    Верификация и валидация адекватного рассмотрения требований к созданию

доступной среды............................................................9

6    Цели создания доступной среды........................................................9

6.1    Общие положения................................................................9

6.2    Цели...........................................................................11

7    Человеческие способности и личностные характеристики..................................18

7.1    Общие положения...............................................................18

7.2    Сенсорные способности и характеристики...........................................19

7.3    Функции иммунной системы.......................................................23

7.4    Физические способности и их характеристики.........................................24

7.5    Когнитивные способности.........................................................28

8    Принципы рассмотрения потребностей пользователей в доступной среде и проектных

решениях в рамках разработки стандартов..............................................30

8.1    Общие положения...............................................................30

8.2    Разработка специальных требований и рекомендаций в рамках конкретного стандарта

на основе учета потребностей пользователей в доступной среде и соответствующих им проектных решений..............................................................30

Приложение А (справочное) Мировые тенденции, способствующие реализации концепции

доступной среды.........................................................36

Приложение В (справочное) Международная классификация функционирования, ограничений

жизнедеятельности и здоровья (МКФ) как терминологический ресурс.............38

Приложение С (справочное) Вопросы, помогающие разработчикам стандартов в достижении

целей создания доступной среды...........................................40

Библиография........................................................................44

6.2.7.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    использования определенной модальности (или группы модальностей) для осуществления взаимодействия с системой;

-    использования для решения задачи различных частей тела, а также определенных типов выполняемых действий;

-    пошагового выполнения задач;

-    настройки определенного темпа выполнения операций по взаимодействию с системой.

6.2.7.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Какие регулирующие действия в рамках представленной документации должны быть доступны пользователю для инициирования и успешного завершения операций по взаимодействию с системами?

b)    Каким образом представленная документация способна обеспечить возможность инициирования и завершения задач, выполняемых пользователями различных категорий, в различных условиях использования систем?

c)    Каким образом представленная документация обеспечивает предотвращение ограничений действий пользователя в части инициирования и выполнения задач?

6.2.8 Пригодность использования

6.2.8.1    Общая формулировка цели

Система считается пригодной для использования, если она помогает пользователям различных категорий выполнять их задачи результативно и эффективно, обеспечивая тем самым их удовлетворенность.

6.2.8.2    Обсуждение

Если минимальный уровень удобства эксплуатации системы не обеспечивается в конкретных условиях, то пользователь не может считать такую систему в достаточной мере пригодной для использования. Неадекватный уровень эксплуатационной готовности системы может препятствовать надлежащему доступу пользователей к ней. Результативность и эффективность системы, равно как и степень удовлетворенности пользователя, могут изменяться в зависимости от категории пользователей и от условий использования системы.

6.2.8.3    Информационная основа

Рассматриваемая цель сформулирована на основе определений доступной среды в контексте пригодности использования (см. 3.1), а также на основе принципов «соответствия задаче» из [4], «соответствия цели коммуникации» из [8], «простоты эксплуатации» из [9] и «минимальной трудоемкости» из [32]. Пригодность использования системы является обязательным условием для обеспечения ее успешного применения, необходимая степень пригодности должна варьироваться в зависимости от потребностей пользователей различных категорий, а также от условий использования системы.

6.2.8.4    Основные потребности пользователей в доступной среде

Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:

-    предотвращения ошибок при завершении выполнения задач;

-    выполнения задач с минимальным физическим и умственным напряжением;

-    выполнения задач со степенью эффективности, адекватной способностям конкретного лица (что считается эффективным для одного пользователя не обязательно должно считаться столь же эффективным и для других пользователей);

-    завершения задач в течение адекватного интервала времени;

-    завершения задач с учетом адекватного уровня ресурсов;

-    получения удовлетворительного результата взаимодействия с системой;

-    обеспечения уверенности в том, что использование системы не приведет к негативным последствиям или неприемлемым рискам;

-    получения удовлетворения от использования системы в целом;

-    приобретения позитивного физического и психологического опыта взаимодействия с системой.

6.2.8.5    Вопросы для рассмотрения

a)    Каким образом система, рассмотренная в представленной документации, может помочь пользователям различных категорий результативно выполнять их задачи в различных условиях использования?

b)    Каким образом система, рассмотренная в представленной документации, может помочь пользователям различных категорий выполнять их задачи способом, эффективным именно для их категории в различных условиях использования?

Введение

Настоящий стандарт подготовлен в целях обеспечения разработчиков стандартов (в том числе рабочих групп), а также технических комитетов по стандартизации руководством по решению вопросов доступности систем любого типа, повседневно применяемых различными категориями пользователей, рассмотренных в нормативных и технических документах. Настоящий стандарт содержит руководящие указания по разработке и изложению в стандартах надлежащих требований к доступной среде. Потенциальными пользователями настоящего стандарта могут являться не только разработчики стандартов, но и специалисты других областей, такие как производители, проектировщики, поставщики различных услуги преподаватели образовательных учреждений.

Руководство, изложенное в настоящем стандарте, представляет собой второе издание с новым названием — «Руководство по решению в стандартах вопросов создания доступной среды», основанное на первом издании, опубликованном в 2001 году под названием «Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов»3. При подготовке второго издания учтены теоретические и практические результаты исследований, полученные с 2001 года, и реализован более широкий подход к вопросу создания доступной среды. При подготовке настоящего издания одной из основных целей являлось обеспечение удобства использования и легкости восприятия самого Руководства. Настоящее издание, как и предыдущее, призвано стать частью основополагающего набора инструментальных средств, которые орган по стандартизации может использовать при разработке нормативных и технических документов, ориентированных на содействие созданию систем, удовлетворяющих потребности пользователей различных категорий.

Перед современным обществом стоит важная цель, заключающаяся в обеспечении всех людей, независимо от их возраста, способностей, а также численности, равноправным доступом к широчайшему набору используемых систем. Проблема доступности, удобства и пригодности использования различных систем стала более актуальной с увеличением процента пожилых людей, детей, лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, испытывающих потребность в доступной среде.

Потребности людей в доступности к тем или иным системам существенно изменяются на протяжении всей жизни (от периода детства до пожилого возраста) в зависимости от индивидуальных способностей, а также личностных характеристик конкретного человека. Нарушения основных функций жизнедеятельности человека могут быть необратимыми, временными или непрерывно изменяться, и не во всех случаях они в достаточной мере учитываются и принимаются во внимание разработчиками различных систем. Несмотря на то что некоторые ограничения в манипуляции могут носить незначительный характер, в сочетании с другими нарушениями они могут представлять для людей с ограниченными возможностями серьезное препятствие к использованию необходимых систем. Это особенно актуально для систем, при разработке которых потребности пользователей в создании доступной среды вовсе не учитывались. В целях содействия решению указанной проблемы определена необходимость разработки стандартов, устанавливающих требования к обеспечению доступности создаваемых систем для более широкого круга пользователей самых разных категорий.

Несмотря на то что в последние годы мировым сообществом достигнут существенный прогресс в части разработки нормативных и технических документов по обеспечению доступности использования объектов информационных и коммуникационных технологий, а также в появлении легкодоступных рабочих мест, темпы разработки аналогичных стандартов в других областях не всегда отвечают требованиям времени. Тем не менее наблюдается тенденция к ужесточению требований национального и международного антидискриминационного законодательства. Дополнительные рекомендации по данному вопросу представлены в Конвенции ООН по правам инвалидов (United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities) [36], в частности в статьях 4, 9, 21 и 30, а также в Общем комментарии 2 (General Comment 2) Комитета ООН по правам инвалидов [37] и в расширяющемся комплексе национальных и региональных нормативных документов по материально-техническому обеспечению.

Международные стандарты ИСО и МЭК, равно как и рекомендации сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (ITU-T), играют важную роль в процессе предотвращения фрагментации секторов мировых рынков, а также в достижении гармонизации систем, пригодных к использованию, в противовес системам, соответствующим требованиям только национальных стандартов и не совместимых с аналогичными системами, производимыми в других странах.

ГОСТ P 54937—2018

Совместное заявление Международной электротехнической комиссии (МЭК), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международного союза электросвязи (ITU) относительно общей стратегии удовлетворения реальных потребностей пользователей с ограниченными возможностями при разработке стандартов [25] устанавливает базовые принципы обеспечения учета потребностей пожилых людей, детей и инвалидов в ходе подготовки стандартов и содержит как гуманитарное, так и экономическое обоснование такого подхода. Один из ключевых пунктов этого заявления — принцип «доступного или универсального дизайна», который призван гарантировать, что изделия, системы, услуги, среда жизнедеятельности и соответствующее оборудование смогут использоваться самым широким кругом лиц с самыми различными способностями. Основная задача настоящего стандарта заключается в реализации положений вышеупомянутого заявления посредством определения конкретных целевых установок по вопросу создания доступной среды, а также в описании конкретных человеческих способностей и характеристик, которые необходимо учитывать разработчикам стандартов в целях идентификации конкретных потребностей пользователей различных категорий в разных условиях жизнедеятельности.

Руководящие указания, представленные в настоящем стандарте, носят общий характер. В рамках настоящего стандарта определено, что стандарты не должны ограничивать свободу формирования проектных решений. Настоящий стандарт устанавливает возможные способы определения потребностей пользователей в доступной среде без проведения дополнительных разработок. Важно понимать, что универсальные технические решения «на все случаи жизни» далеко не всегда охватывают весь диапазон потребностей пользователей, в то время как принцип простоты и удобства использования способен удовлетворить большинство пользователей различных категорий. Оптимальные решения значительно варьируются в зависимости от конкретных категорий пользователей и условий использования, а по специальным видам продукции или специальным сферам услуг может потребоваться разработка отдельных дополнительных Руководств.

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды

Guidelines for standards developers to address accessibility

Дата введения — 2019—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы обеспечения доступности систем любого типа (т. е. продукция, услуги и среда жизнедеятельности). Для содействия разработчикам стандартов в части определения конкретных требований по созданию доступной среды настоящий стандарт устанавливает:

-    краткий обзор современной терминологии в сфере создания доступной среды;

-    аспекты, содействующие процессу разработки стандартов, в которых установлены требования к созданию доступной среды;

-    комплекс целевых установок в части создания доступной среды (для использования разработчиками при определении потребностей пользователей в доступной среде);

-    описания характеристик, присущих лицам с ограниченными возможностями (и вытекающие отсюда проектные решения);

-    принципы обеспечения удовлетворения потребностей пользователей в доступной среде и реализации проектных решений, изложенных в стандартах.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте приведены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    система (system): Продукция, услуга или среда жизнедеятельности (любая их комбинация), с которыми взаимодействует пользователь.

2.2 _

пользователь (user): Индивид, имеющий доступ к системе или взаимодействующий с ней.

[ИСО 9241-11:1998, статья 3.7, модифицировано определение — слово «доступ» было добавлено к определению, слово «человек» было заменено на слово «индивид»]

2.3    пользователи различных категорий (diverse users): Индивиды с различными способностями и характеристиками или с различными потребностями в доступности систем.

2.4    потребность пользователя в доступной среде (user accessibility need): Потребность пользователя в таких функциях или свойствах системы, без которых он лишается возможности доступа к ней.

Примечание — Потребности пользователя в доступной среде изменяются в течение времени в зависимости от условий использования системы.

2.5 _

нарушения (impairments): Нарушения функционирования или структурные изменения организма, влекущие за собой существенные отклонения от нормы или полную утрату.

Примечание — Нарушения могут быть временными или постоянными, прогрессирующими, регрессирующими или стабильными, перемежающимися или непрерывными.

[ICF 2001 Всемирной организации здравоохранения (WHO), статья 6, раздел 4.1]

Издание официальное

2.6_

ограничение жизнедеятельности (activity limitations): Трудности, которые может испытывать индивид при выполнении определенных действий.

[ICF 2001, Всемирной организации здравоохранения (WHO)]

2.7 _

условия использования (context of use): Физическая и социальная среда, в которых используют систему, включая пользователей, задачи, оборудование и материалы.

[ИСО 9241-11:1998, статья 3.5, термин, модифицированный путем изменения структуры предложения]

2.8    различные условия (diverse contexts): Разнообразные условия использования систем, включая экономические, культурные и организационные особенности.

2.9 _

результативность (effectiveness): Степень реализации пользователями запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 9241-11:1998, статья 3.2]

2.10 _

эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, затраченными пользователем.

[ИСО 9241 -11Л 998, статья 3.3]

2.11_

удовлетворенность (satisfaction): Отсутствие дискомфорта и положительное отношение к использованию систем.

[ИСО 9241-11:1998, статья 3.4]

2.12

пригодность использования (usability): Свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.

[ИСО 9241-11:1998, статья 3.1]

2.13    многочисленные способы предоставления (multiple means of presentation): Различные способы подачи информации.

Примечание — Разнообразие способов представления информации может увеличить возможность доступности систем.

2.14    многочисленные способы управления (multiple means of operation): Различные способы воздействия и управления.

Примечание — Наличие различных способов воздействия и управления информацией способно увеличить возможность доступности систем.

2.15 _

вспомогательное средство (assistive product): Любое средство (включая устройство, оборудование, инструмент и средство программного обеспечения), специально изготовленное или общедоступное для использования инвалидами с целью обеспечения их участия в жизни общества, предоставления защиты, помощи, профессионального обучения, мер профилактики или компенсации функциональных и структурных расстройств организма и ограничений трудоспособности либо для предотвращения нарушений или ограничений деятельности и препятствий в общении.

[ИСО 9999:2011, статья 2.3]

2.16    вспомогательная технология (assistive technology): Оборудование, система производства, аппаратные и программные средства или услуги, которые используются для расширения, поддержания или увеличения возможностей индивидов.

ГОСТ P 54937—2018

Примечания

1    Термин «вспомогательная технология» имеет более широкое определение, чем термин «вспомогательное средство».

2    Вспомогательная технология может включать в себя службы поддержки и профессиональные услуги по оценке текущего состояния, выработке рекомендаций и реализации мер предосторожности.

2.17 _

орган по стандартизации (standards body): Организация по стандартизации, официально признанная на национальном, региональном или международном уровне, одной из функций которой ввиду полномочий, определенных законодательством, являются подготовка, принятие или утверждение стандартов, публикующихся для общего пользования.

Примечания

1    Орган по стандартизации может учреждать технические комитеты по стандартизации, рабочие группы или иные формы деятельности для проведения работ по стандартизации в различных областях.

2    Орган по стандартизации может также выполнять и другие важные функции.

[Руководство ИСО/МЭК 2:2004, статья 4.4, термин, модифицированный путем добавления примечания 1]

2.18 _

универсальный дизайн (universal design): Проектирование продукции, среды жизнедеятельности, программных средств и услуг, ориентированное на удовлетворение потребностей максимально широкой аудитории пользователей без какой-либо последующей адаптации или дополнительного специального проектирования.

Примечания

1    При разработке универсального дизайна должно учитываться применение вспомогательных устройств для отдельных групп пользователей или отдельных лиц с ограниченными возможностями.

2    Часто в разных контекстах, но с тем же смысловым значением используются термины «универсальный дизайн», «доступный дизайн», «дизайн для всех», «безбарьерный дизайн», «инклюзивный дизайн» и «преемственный дизайн».

[Конвенция ООН по правам инвалидов, статья 2, модифицированная путем добавления примечания 2]

2.19 доступный дизайн (accessible design): Проектирование, направленное на удовлетворение потребностей пользователей различных категорий с целью максимального расширения потенциальной пользовательской аудитории благодаря простоте и удобству использования системы в различных условиях.

Примечания

1    Цель, состоящая в обеспечении удобства использования, может достигаться тремя способами: 1) посредством разработки унифицированных систем, готовых к использованию подавляющим большинством пользовательской аудитории без внесения каких-либо дополнительных изменений; 2) путем создания систем, приспосабливаемых к нуждам разных категорий пользователей (с помощью предоставляемых адаптируемых пользовательских интерфейсов) и 3) с помощью имеющихся стандартизованных интерфейсов, совместимых со средствами и технологиями технической поддержки.

2    Часто в разных контекстах, но с тем же смысловым значением используются термины «универсальный дизайн», «доступный дизайн», «дизайн для всех», «безбарьерный дизайн», «инклюзивный дизайн» и «преемственный дизайн».

3 Доступная среда

3.1 Общие положения

В настоящем стандарте термин «доступная среда» трактуется в перспективе, подразумевающей отсутствие всевозможных барьеров, признавая право каждого на доступность той или иной системы.

Термин «доступная среда» стандартизован и имеет несколько определений, но в обиходе он используется в более широком понимании. Общепризнанное определение данного термина звучит так: «совокупность свойств продукции, систем, услуг, сред жизнедеятельности или сооружений, при наличии которой они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования» [3], [11] и [13].

3

Значения терминов «доступная среда» и «пригодность использования» пересекаются, и в некоторых стандартах термин «доступная среда» определяется как «пригодность использования продукции, услуги, среды жизнедеятельности или оборудования для лиц с самым широким диапазоном возможностей» [5], [21], [22]. Такое пересечение понятий подчеркивает, что доступность означает одновременно простоту использования (которая может влиять на эффективность и удовлетворенность пользователей) и успешность достижения цели (результативность использования системы).

3.2 Доступная среда и стандарты

Требования стандартов могут оказывать серьезное влияние на проектные решения систем, внося свой существенный вклад в повышение их доступности и минимизацию числа систем, в которых присутствуют ее ограничения. Когда требования создания доступной среды включены в соответствующие стандарты, разработчики систем должны осознавать необходимость учета этих требований на ранних этапах процесса проектирования. Удовлетворение потребности пользователей в доступной среде именно на ранних, а не поздних этапах позволяет проектировщикам систем создавать изначально удобные в использовании системы при минимальном уровне или отсутствии дополнительных затрат.

Государственное законодательство, основанное на использовании стандартов, обеспечивающих доступную среду, способно оказывать существенное влияние на официальную политику, ее механизмы, правила и нормы.

Мировые тенденции способствовали повышению значимости рассмотрения создания доступной среды в стандартах. Краткий обзор этих тенденций приведен в приложении А.

Разработчикам стандартов важно учитывать тот факт, что каждый пользователь обладает индивидуальными способностями и характеристиками. Различия людей могут быть обусловлены их полом, возрастом, степенью полноты, ростом, состоянием здоровья, возможными нарушениями, образованием и жизненным опытом и многими другими факторами.

Доступные системы особенно помогают в тех случаях, когда окружающие условия использования (например, интенсивность освещения, уровень шума или действия людей) оказываются неблагоприятными. Однако требования доступности не должны вступать в конфликт с требованиями безопасности. Следует иметь в виду, что функции, обеспечивающие безопасность и пригодность использования системы, и функции, обеспечивающие доступность, должны быть строго сбалансированы во избежание исключения какой-либо категории пользователей или причинения возможного вреда. Разработчики стандартов должны гарантировать, что системы, оснащенные средствами обеспечения безопасности, удовлетворяют потребности пользователей различных категорий в доступе к ним.

4 Создание доступной среды в процессе разработки стандартов

4.1    Общие положения

В настоящем разделе установлены общие руководящие указания в части создания доступной среды в ходе процесса разработки стандартов:

-    4.2 содержит общие положения, касающиеся органа по стандартизации, нацеленные на обеспечение доступности технологии разработки стандартов;

-    4.3 содержит руководящие указания для каждого из этапов разработки стандартов, нацеленные на обеспечение своевременного и адекватного рассмотрения вопросов создания доступной среды.

4.2    Рекомендации для органа по стандартизации

Органу по стандартизации4 следует разработать процедуру оценки применимости настоящего стандарта для любого планируемого проекта.

Органу по стандартизации следует гарантировать доступность всех этапов процесса разработки стандартов. Это требование распространяется на документацию и на любую информацию, полученную от технических комитетов по стандартизации, на способы доступа к этим ресурсам, включая непосредственный или удаленный доступ (например, посредством теле-конференц-связи или проведения

ГОСТ P 54937—2018

веб-конференций) к заседаниям технических комитетов. Данная необходимость обусловлена наличием возможных специфических потребностей в части обеспечения доступности рассматриваемых систем как у членов технических комитетов, так и у заинтересованных лиц.

Органу по стандартизации следует всячески стимулировать и содействовать участию заинтересованных лиц в процессе разработки стандартов. В числе заинтересованных лиц должны присутствовать лица пожилого возраста и лица с ограниченными возможностями из организаций, представляющих их интересы, а также специалисты по вопросам создания доступной среды для пользователей детского возраста и для групп с гендерными различиями5.

Органу по стандартизации следует проводить профессиональную подготовку своих штатных сотрудников, а также должностных лиц, участвующих в разработке стандартов (секретарей и руководителей технических комитетов по стандартизации), с целью обеспечения понимания концепции доступности, а также для определения объектов стандартизации, требующих создания доступной среды.

Органу по стандартизации следует принять необходимые меры по обеспечению надлежащей доступности своих зданий, оказываемых услуг и необходимого оборудования. Указанные меры должны предусматривать выработку: соответствующей стратегии обеспечения доступности и конкретного плана действий в этом направлении; гарантию полной доступности веб-сайта организации; наличие стратегий и процедур рассмотрения требований к созданию доступной среды; проведение работ по облегчению доступа в здания лицам с ограниченными возможностями и создание пользовательской группы консультантов по вопросам создания доступной среды, работающих на постоянной основе.

4.3 Особенности процесса разработки стандартов

Процесс разработки стандартов, как правило, состоит из пяти перечисленных ниже этапов. Для каждого этапа определяются ключевые участники и составляется перечень ключевых действий по созданию доступной среды.

4.3.1 Этап 1. Определение плана разработки стандартов и оценка степени применимости настоящего стандарта

Ключевые участники:

-    лицо, внесшее предложение по разработке стандарта;

-    члены технического комитета стандартизации.

Ключевые действия [КД]

КД 1.1 Определить, входит ли в область применения разрабатываемого стандарта система(ы), имеющая(ие) прямых или косвенных пользователей. Если на этот вопрос дается отрицательный ответ, то настоящий стандарт не применим. Если технический комитет по стандартизации не имеет твердой уверенности в применимости настоящего стандарта к конкретному разрабатываемому документу, необходимо придерживаться настоящих рекомендаций до тех пор, пока не станет очевидна их неприменимость. В некоторых случаях только в процессе разработки стандарта становится ясной применимость положений, приведенных в настоящем стандарте. В таких случаях технический комитет по стандартизации должен начать применение настоящего стандарта с момента установления вышеуказанного факта с последующим пересмотром результатов уже выполненной работы.

КД 1.2 Определить возможные прямые или косвенные способы взаимодействия потенциальных пользователей с системой.

КД 1.3 Определить потенциальных пользователей и определить либо выявить диапазон способностей и характеристик пользователя.

КД 1.4 Определить ключевые источники необходимой информации (действующие нормы и правила, нормативные документы и результаты проведенных исследований), которые подлежат сбору и рассмотрению в ходе процесса разработки стандартов.

КД 1.5 Определить необходимые аспекты, относящиеся к созданию доступной среды, которые должны быть рассмотрены в разрабатываемом стандарте.

1

Участники работ по стандартизации в Российской Федерации приведены в 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

2

В данном пункте речь идет о международном документе Руководство ИСО/МЭК 71:2014 на английском

язы ке.

7

3

До момента введения в действие настоящего стандарта на территории Российской Федерации действовал ГОСТ Р 54937-2012, идентичный Руководству ИСО/МЭК 71:2001.

4

Здесь и далее по тексту под органом по стандартизации подразумевается национальный орган в сфере стандартизации.

5

Более полную информацию об охватываемых категориях пользователей и о потенциальной пользовательской аудитории можно найти в [1] и в разделах 4.5 и 5 [12], а также в [6]. В некоторых регионах могут действовать особые правила и нормы, гарантирующие участие соответствующих заинтересованных сторон; примером такого регулятивного документа является Регламент Европейского союза [30].

5