Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

Купить ГОСТ Р 43.4.26-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие и основные положения по использованию речевой информации в человекоинформационном взаимодействии (ЧИВ) с образованием систем «человек–информация» (СЧИ) в информационной деятельности (ИД).Положения настоящего стандарта по использованию речевой информации в ЧИВ в ИД могут быть применены для выполнения этой деятельности с повышенной эффективностью, с учетом особенностей восприятия речевой информации в ИД и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию. С применением положений настоящего стандарта по использованию специалистом с повышенной эффективностью воспринимаемой речевой информации при проведении соответствующих ЧИВ с образованием СЧИ в осуществляемой ИД может достигаться при умственном немашинизированном, машинизированном (цифровизированном) проведении им этого взаимодействия с воспринимаемой речевой информацией, осуществляемого при возникновении информационно-обменных процессов с осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих СЧИ определенного временного существования, влияющих на выполнение ЧИВ в ИД

 Скачать PDF

 
Дата введения01.04.2021
Актуализация01.06.2021

Этот ГОСТ находится в:

Informational ensuring of equipment and operational activity. System «man-information». Speech information in human-information during information activities

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

ИНФОРМАЦИЯ РЕЧЕВАЯ В ЧЕЛОВЕКОИНФОРМАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Издание официальное

Москва

Стакдартинформ

2020


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр «НООН» исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр «НООН»)

2    ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. No 1000-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федоралы/ого закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федералыюго агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет fkviviv.gosf.ov)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Восприятие устной речи служит внутренней психичесхой стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), а восприятие письменной — как чтение.

6.5.2    Восприятие речи является смысловым, так как включает акт понимания и осмысления.

6.5.3    На всех уровнях восприятия речи реципиент (получающий) стремится приписать смысл языковым структурам на основании знаний о закономерностях сочетаний языковых элементов в речи и минимальных представлений о действительности.

6.6 Особенности восприятия в речи букв и слов

6.6.1    Восприятие речи представляет собой проникновение в тот смысл, который лежит за знаковой формой речи.

6.6.2    При восприятии речи присутствует постоянное стремление человека к ее осмысленному восприятию.

6.6.3    Сочетание букв воспринимается значительно быстрее, чем буквы, из которых состоит сочетание.

Некоторые сочетания букв, особенно в длинных словах, могут восприниматься как знакомые (несмотря на то. что они такими не были) и восприниматься быстрее, т. е. знакомые слова опознаются как целостные элементы, а не побуквенно.

6.6.4    При понимании многозначного слова несколько его смыслов конкурируют между собой до тех пор. пока слово не получает своего определенного контекстуального значения.

6.6.5    Контекст можно определить как обладающую смысловой завершенностью устную или письменную речь, позволяющую выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов — слов, выражений или отрывков текста.

6.6.6    Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом.

Для целого отдельного текста контекстом могут выступать все другие тексты на эту тему.

6.6.7    Для восприятия речи особое значение имеет правильное применение в практических целях ментального лексикона, который представляет собой совокупность знаний человека о словах, их значениях и взаимосвязи между ними.

6.6.8    Ментальный лексикон устроен по тем правилам, которые отражают фонологические, орфографические, морфологические и семантические характеристики слов.

Поиск слова в ментальном лексиконе зависит не только от этих внутренних характеристик слова, но и от внешних, таких как частота слова и влияние контекста.

6.6.9    Представление о ментальном лексиконе дает тезаурус, являющийся особой разновидностью словарей обшей и специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы и т. д.) между лексическими единицами.

6.6.10    Тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами.

Тезаурусы, особенно в электронном формате, могут быть использованы в системах искусственного интеллекта, являясь одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

6.7    Особенности восприятия в речи предложений

6.7.1    При восприятии РИ особенностью языковой компетенции человека является способность понимания таких многозначных фраз, которые имеют одну внешнюю форму выражения смысла (поверхностную структуру), но два различных толкования (различные глубинные структуры).

6.7.2    Задача человека (принимающего информацию) состоит при этом в опознании того, какая из двух глубинных структур имеется в виду, когда звучит фраза с двумя возможными смыслами.

6.7.3    Одна из закономерностей в восприятии речи заключается в том. что для реципиента не всегда важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза, главное для него — это смысл, стоящий за ней.

6.8    Особенности соотношения речи с действительностью

6.8.1    Воспринимаемую речь человек соотносит с действительностью и со своими знаниями о ней.

6.8.2    Реципиент будет каждый раз при помощи мыслительных операций перестраивать свое неправильное понимание, стремясь, насколько это возможно, к единственно правильному варианту.

6.8.3    Носитель языка при восприятии и интерпретации речи выбирает наиболее вероятное толкование, которое соотносится с его представлением о действительности.

6.8.4    Воспринимая речь, реципиенты в состоянии описать затекстовую ситуацию более подробно, чем можно было бы сделать на основании формального анализа фраз, здесь происходит опора не на контекст (совокупность высказываний, которые помогают понять смысл данного выражения), а на затекст. т. в. действительность.

6.8.5    Восприятие речи является не просто опознанием языковых знаков и приписыванием им смысла, а соотнесением языковых знаков, которые организованы в морфологическом и синтаксическом отношении, с представлениями реципиента о действительности.

6.9    Механизм эквивалентных замен при восприятии речи

6.9.1    В процессе восприятия речи реципиент заменяет слова и словосочетания (сложные знаки) более простыми сигналами или наглядными образами.

6.9.2    Замена является необходимостью в силу того, что возникающий в сознании знак отражает первичный знак не прямо, а косвенно или «превращено», и его понимание человеком происходит путем своеобразного перевода с «языка слов» на «язык образов» и «язык мысли».

6.9.3    В самом же сознании образу могут соответствовать разные слова, отличные от тех. что даны в восприятии, а лишь сопряженные с ними по смыслу.

6.10    Механизм апперцепции и вероятностного прогнозирования

6.10.1    Одним из проявлений активности реципиента является действие механизма апперцепции — зависимости восприятия от прошлого опыта.

Именно прошлый опыт окажет влияние на то. как реципиент поймет фразу.

6.10.2    Процесс восприятия речи относится к активным процессам, он опирается на прошлый опыт (как речевой, так и не речевой), производит эквивалентные замены в соответствии с правилами языка, а также осуществляет вероятностное прогнозирование.

6.10.3    Вероятностное прогнозирование проявляется в том. что в процессе восприятия речи человек не просто ждет того, что ему скажут, а сам прогнозирует, выдвигает свою «встречную» гипотезу о том. что он может услышать в следующий момент.

6.10.4    Такая особенность восприятия связана с действием психологического механизма вероятностного прогнозирования, который является частью общепсихологических механизмов процесса восприятия.

6.11    Понимание речи

6.11.1    Восприятие речи включает в себя слышимые или видимые элементы языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении.

6.11.2    Восприятие происходит на двух ступенях: восприятие и понимание. Понимание представляет собой раскрытие общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемой речью.

6.11.3    В ходе понимания человек устанавливает между словами смысловые связи, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания.

6.11.4    В результате осмысления человек может понимать или не понимать смысловое содержание высказывания.

Существуют уровни понимания текста и речи.

6.11.5    Начальный, общий уровень понимания свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания того, о чем идет речь.

На этом уровне человек может сказать только то. о чем ему говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного.

6.11.6    Смысловое содержание услышанного служит в определенной степени тем фоном, на котором человек может определить основной предмет высказывания.

6.11.7    Второй уровень (понимание смыслового содержания) определяется пониманием всего хода изложения мысли, ее развития, аргументации.

Этот уровень характеризуется пониманием не только того, о чем говорилось, но и того, что было сказано.

6.11.8    Высший уровень понимания определяется не только пониманием того, о чем и что было сказано, но и пониманием того, зачем это говорилось и посредством каких языковых средств это сделано.

6.11.9 Такое проникновение в смысловое содержание позволяет человеку (слушателю) понять мотивы, побуждающие говорящего говорить так, а не иначе, понять то. что подразумевает говорящий, внутреннюю логику его высказывания.

Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.

6.12    Восприятие связано с таким процессом памяти, как воспроизведение информации.

Воспроизведение — один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по

прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

В отличие от узнавания воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.

6.13    Избирательность понимания

6.13.1    Особенностью восприятия является его избирательный характер.

Это проявляется в процессе непроизвольного воспроизведения, так как оно осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности, конкретными переживаниями.

6.13.2    Особенно четкой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определяет то. что нужно вспомнить, но и стремится воспроизвести требуемое более полно или. наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.

6.13.3    Воспроизведение не является точной передачей воспринятого.

Воспроизведение, как правило, связано с большей или меньшей перестройкой воспринятого, которая зависит от того, какие задачи деятельности, как именно человек понимает, помнит и переживает воспроизводимое.

6.13.4    Избирательность восприятия речи определяется важностью, релевантностью того речевого материала, который попадает в поле внимания человека.

6.13.5    Избирательность восприятия речи — это проявление активности реципиента, что в значительной степени определяет характер интерпретации воспринятого.

УДК 681.3.041.053: 006.354    ОКС 35.020

Ключевые слова: информационная деятельность, информация речевая, контекст, мышление, речевое мышление, осмысленность, речевые высказывания, речь, слово, смысл, специалист, тезаурусы, человек, уровмевость. фраза, языковые фразы

Редактор Л.С. Зимиповз Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л.С. Лысенко Компьютерная верстка И.А. Налвйхиной

Сдано в набор 02.11.2020.    Подписано в печать 24.11.2020. Формат 60*84,/д. Гарнитура Ариал.

Уел. печ. л. 1.86. Уч.-иэд. л. 1.70.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов. 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. к. 2. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................2

3    Термины и определения....................................................... 2

4    Сокращения........................................................................4

5    Общие положения............................ 4

6    Основные положения................................... 6

Введение

Настоящий стандарт в комплексе стандартов ГОСТ Р 43.0.1 в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности устанавливает общие и основные положения по использованию речевой информации в человекоинформационных взаимодействиях (ЧИВ) при проведении информационной деятельности с образованием систем «человек—информация» (СЧИ).

Настоящий стандарт состоит из двух основных разделов:

-    «Общие положения», в котором приведены сведения, относящиеся к общезначимым по использованию речевой информации в ЧИВ при проведении информационной деятельности с образованием СЧИ;

-    «Основные положения», в котором приведены сведения, относящиеся к специальным по использованию речевой информации в ЧИВ при проведении информационной деятельности с образованием СЧИ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

ИНФОРМАЦИЯ РЕЧЕВАЯ В ЧЕЛОВЕКОИНФОРМАЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Informational ensuring of equipment and operational activity. System «man—information». Speech information in human-information during information activities

Дата введения — 2021—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие и основные положения по использованию речевой информации в человекоинформационных взаимодействиях (ЧИВ) с образованием систем «человек-информация» (СЧИ) в информационной деятельности (ИД).

Положения настоящего стандарта по использованию речевой информации в ЧИВ в ИД могут быть применены для выполнения этой деятельности с повышенной эффективностью, с учетом особенностей восприятия речевой информации в ИД и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию.

С применением положений настоящего стандарта по использованию специалистом с повышенной эффективностью восприятие речевой информации при проведении соответствующих ЧИВ с образованием СЧИ в осуществляемой ИД может достигаться при умственном немашиниэированном, машинизированном (цифровизированном) проведении им этого взаимодействия с воспринимаемой речевой информацией, осуществляемого при возникновении информационно-обменных процессов с осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих СЧИ определенного временного существования, влияющих на выполнение ЧИВ в ИД.

Положения настоящего стандарта по использованию речевой информации в ЧИВ при проведении ИД могут быть применены для интеллектуализированного проведения специалистом технической ИД с созданием необходимых условий:

-    для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметноинформационной среды;

-    осуществления ноон-технологизации лингвистизированной технической деятельности мышления с применением ноон-технологизироеанной технической информации;

-    лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой;

-    осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой технической предметно-информационной средой;

-    развития области знаний, относящейся к осуществлению ЧИВ;

-    совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой, творческой деятельности с повышенной эффективностью.

Настоящий стандарт может быть использован в подготовке специалистов для безопасного, с предвидением, эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности с интеллектуализированным. в том числе цифроинтеллектуализированным. проведением этой деятельности специалистами, владеющими языковым (лингвосемантизированным) использованием информации. обладающими способностями к самостоятельному и критическому осмыслению воспринимаемой информации, знаниями с пониманием сущности отраженных в мышлении предметов и явлений.

Издание официальное

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения

ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.

3.2    информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений, сообщений.

3.3

информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.

(ГОСТ Р 43.0.5-2009. пункт 3.15]

3.4    информационная среда: Совокупность сведений, сообщений о чем-либо или о ком-либо.

3.5    когнитивное: Относящееся к познанию.

3.6

комбинативная информация: Интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального. аудиально-визуального. визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном. фонемно-фраземном информационном исполнении.

(ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.15]

3.7

лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящихся к лингвистике для языковой деятельности мышления человека.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019. пункт 3.17]

3.8    мотив: То. что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

3.9    мысль: То, что является результатом мышления; то. чем занят ум. о чем думает кто-либо.

3.10    мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности, делать выводы.

3.11    нооника: Область знаний о информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационного взаимодействия с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем «человек—информация», влияющих на результативность выполнения человекоинформационного взаимодействия.

3.12    ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизиро-ванной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.

3.13

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в иоонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006. статья А.2 приложения А]

3.14    опосродованность: Характеристика познания, указывающая на происхождение и функционирование предметов и действий с ними.

3.15    предметно-информационная деятельность: Информационная деятельность, являющаяся текущим отражением соответствующей предметной деятельности.

3.16    преобразование: Создание в процессе мышления, воображения новых понятий, образов, представлений, мыслей на основе имеющегося опыта.

3.17    психическое свойство: Определенная характерная активность психики человека (например, относящаяся кволе. эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его умственной деятельности.

3.18    реципиент: Объект или субъект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта или субъекта.

3.19    рефлектиозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению восприятия внешней информационной среды с проведением интериориза.

3.20

система «человек—информация» в психической деятельности: Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных информационно-обменных процессов между человеком и соответствующими внешними, внутренними относительно человека информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением человекоинформационного взаимодействия и возникновением психических явлений.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019. пункт 3.27]

3.21    цифровизация: Способ представления, хранения, передачи, применения информации с помощью цифровых устройств.

3.22    цифровизированная лингвистика: Лингвистическая деятельность (лингвосемантическое представление, хранение, передача и применение информации) с использованием цифровых информационно-коммуникативных технологий.

3.23    человекоинформационноо взаимодействие: Взаимодействие человека с воздействующей на него и воспринимаемой им информацией из внешних и внутренних по отношению к

нему информационных сред при проведении рефлектиозисной. висцериозисной. интроекциоэисной психофизиологической информационной деятельности с возможным возникновением информационнообменных процессов и образованием систем «человек—информация».

3.24

фонемная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных и объединенных буквенных информационных образований, замещающих их фонемное речевое представление.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.31]

3.25

фразомная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных, объединенных небуквенных информационных образований, замещающих их фразомное речевое представление.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.32]

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИД — информационная деятельность:

ИОП — информационно-обменные процессы;

РИ — речевая информация;

СЧИ — система «человек—информация»;

ЧИВ — человекоинформационное взаимодействие.

5    Общие положения

5.1    РИ в ЧИВ при проведении ИД может быть применена для ее эффективного выполнения при оптимизированном взаимодействии специалиста, выполняющего эту деятельность, с воспринимаемой им РИ.

5.2    Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний.

5.3    Восприятие речи не осознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход непосредственно к семантике.

5.4    Обработка речевых сигналов происходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.

5.5    Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными движениями глаз. Даже если слова содержат ошибку, но напоминают знакомые рецепиенту (получающему) слова, они воспринимаются как знакомые.

5.6    Если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при восприятии РИ.

Особую роль в восприятии слова имеет его многозначность, при этом человек принимает решение о значении данного слова в данном контексте, соотнося его с другими значениями того же семантического поля.

5.7    При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если возможно неоднозначное их толкование.

Для реципиента неважно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза, он запоминает ее смысл.

5.8    Понимание речи основано на том. что человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом.

5.9    Человек может восстанавливать пропущенные в воспринятой РИ фрагменты, извлекая информацию из своего сознания.

В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены.

5.10    Речь неразрывно связана с мышлением. Выделяя общее в предметах и явлениях окружающей действительности, человек обозначает его словами.

5.11    В системе языка за каждым словом закреплено определенное значение.

Значение слова — это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Воспринимаемая речь — это форма мышления.

5.12    Воспринимаемая речь является не только формой, но и инструментом мышления.

Выражая мысли в развернутой словесной форме, человек способствует успеху мыслительной

деятельности.

Воспринимаемая речь помогает мыслить.

5.13    Слово — это средство общения, оно входит в состав речи. Особое значение для понимания отношения мысли и слова имеет внутренняя речь.

Восприятие РИ. решение умственных задач затрудняются при отсутствии внутренней речи.

5.14    Мышление в ходе восприятия РИ присутствует и предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в те смыслы, из которых и состоит внутренняя речь.

5.15    Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая

речь.

Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим.

5.16    Элементы эгоцентрической речи можно встретить при решении человеком сложной интеллектуальной задачи, размышляя вслух, произнося в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие ответа с его стороны.

Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько мышление.

5.17    Развитие речевого мышления в форме интеллектуализированной речи так или иначе в конечном счете превращается в мысль.

5.18    Мышление в своем развитии имеет собственные, не зависимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной. т. е. понятной.

На самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью, что приводит к использованию речи по своим правилам.

5.19    Специалист проводит умственную деятельность с использованием воспринимаемой РИ направленного воздействия на него, а также при возникновении ИОП с образованием синергетизированно-синергизированных СЧИ при осуществлении как неорганизованных, так и организованных взаимодействий специалиста с воспринимаемой РИ.

5.20    Техническая информационная, предметно-информационная деятельность с использованием РИ может быть продуктивно осуществлена специалистом с необходимой подготовкой при эффективном (гармонизированном) функционировании образующихся при проведении определенных ЧИВ с появлением ИОП соответствующих СЧИ, в которых может быть использована РИ. грамматически и семантически адаптированная к возможностям специалиста, ее воспринимающего, осмысливающего, преобразующего и применяющего.

5.21    Направленное образование функционирующих СЧИ при использовании РИ может быть осуществлено на основе положений области знаний, относящихся к информационной психологии, позволяющей транслировать (распространять) цифровизированные возможности техники в ее функционировании на управляемое проведение психической деятельности с использованием при образовании синергетизированно-синергизированных СЧИ специально организованных ЧИВ.

5.22    В направленно образующихся системах СЧИ, являющихся психоинформационными формами выполнения деятельности (образовательной, трудовой и творческой) с использованием РИ, происходит пространственно-временное, локализованно-упорядоченное осуществление взаимодействия специалиста с используемой РИ при участии возникающих при этом ИОП с обеспечением отражения специалистом действительности и проведения регуляции, саморегуляции его поведения на основе этого отражения.

5.23    Функционирование СЧИ — это изменение в СЧИ ее человеческих, информационных составляющих при осуществлении специалистом соответствующих ЧИВ.

5.24    Направленное функционирование образующихся СЧИ зависит от совместного синерге-тизированно-синергического взаимодействия в них человеческих и информационных составляющих

этих СЧИ в процессе восприятия, осмысления, преобразования и применения совместно или раздельно воздействующей на специалиста языковой информации.

Направленное образование и использование возможностей СЧИ при проведении умственной деятельности с использованием РИ могут быть проведены в соответствии с ГОСТ Р 43.4.1.

5.25    Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка взаимодействия специалиста с воспринимаемой РИ может быть осуществлена при проведении им ИД с применением комбииа-тивной информации, фразе мной информации, фонемной информации, создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной лингвистике, дифференциальной фраземной лингвистике, дифференциальной фонемной лингвистике.

5.26    Комбинативная информация, фраземная информация, фонемная информация могут быть разработаны по отдельности или совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании, изготовлении, изучении, эксплуатации соответствующих образцов техники и технических устройств.

5.27    ИД. осуществляемая при взаимодействии специалиста с воспринимаемой РИ. может быть проведена на основе определенных знаний, относящихся к общей интегральной лингвистике, дифференциальной фраземной лингвистике, дифференциальной фонемной лингвистике, с применением ГОСТ Р 43.0.2, ГОСТ Р 43.0.3, ГОСТ Р 43.0.5. ГОСТ Р 43.0.6, ГОСТ Р 43.2.1. ГОСТ Р 43.4.1ГОСТ Р 43.0.1, в которых приведены нормативно установленные положения, относящиеся к разработке информации и ее применению при проведении ИД.

6 Основные положения

6.1    В данном разделе содержатся положения, относящиеся к РИ в ЧИВ при осуществлении ИД, которые для их эффективного применения представлены по определенным аспектам ЧИВ в дискретном виде (для выделения основного).

6.2    Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смысла, который находится за внешней формой речевых высказываний.

Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.

6.3    Неосознаваомость восприятия речи

6.3.1    Когда человек слушает собеседника или читает книгу, то он не отдает себе отчета в том. что он производит извлечение смысла из звуков или знаков.

6.3.2    При восприятии речи полученные ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени момента.

6.3.3    Человек не осознает разницу между объективно данными ощущениями и результатом восприятия.

6.3.4    Способность не сосредотачиваться на языковой форме речи является базовой и развивается по мере освоения объективной действительности и овладения грамматикой языка.

6.4    Уровневость восприятия речи

6.4.1    Смысловое восприятие речи является психической функцией, оно характеризуется уровневой структурой.

6.4.2    Уровневость структуры восприятия речевого сообщения проявляется в ступенчатости самого процесса и последовательности (уровневости) обработки речевого сигнала.

6.4.3    Обработка речевого сигнала вызвана уровневым характером построения речевых сообщений: они разворачиваются на уровнях фонетики (ударения), морфологии (строения слова), синтаксиса (строения фразы), порядка слов, интонации.

6.4.4    Если объектом восприятия являются изолированные звуки, то восприятие проходит на самом элементарном уровне распознавания и узнавания — как элементарные психические акты.

6.4.5    В результате многократных различений звуков в сознании человека формируется образ формы слова, на который он опирается при восприятии новых элементов.

6.4.6    При понимании смысла текста включаются механизмы рекурсии (обращение к ранее воспринятому) и прогноза (попытка предвосхитить поступающую информацию).

6.5 Осмысленность восприятия речи

6.5.1 Восприятие речи — одна из высших психических функций человека.