Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Купить ГОСТ Р 43.4.19-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие и основные положения, относящиеся к образованию семантики мышления при осуществлении специалистом человекоинформационных взаимодействий (ЧИВ) при проведении информационной деятельности. Положения настоящего стандарта по формированию семантики мышления при осуществлении специалистом ЧИВ могут быть продуктивно использованы при оптимизированном проведении им необходимых ЧИВ с учетом особенностей изложения воздействующей и воспринимаемой информации, в том числе относящейся к лингвосемантизированной информации (ЛСИ), и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию и применению. С учетом положений настоящего стандарта оптимизированное выполнение специалистом необходимых ему ЧИВ с воздействующей и воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ с определенным изменением семантики мышления, может быть реализовано при умственном немашинизированном, машинизированном (цифровизированном) проведении специалистом взаимодействия с воспринятой информацией, в том числе ЛСИ, осуществляемой с возникновением информационно-обменных процессов (ИОП) и осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих систем «человек–информация» (СЧИ) определенного временного существования, влияющих на выполнение ЧИВ. Положения настоящего стандарта по осуществлению специалистом ЧИВ с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ, могут быть применены для интеллектуализированного проведения им технической деятельности с созданием необходимых условий: - для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной среды; - осуществления ноон-технологизации лингвистизированной технической деятельности мышления с применением ноон-технологизированной технической информации; - лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой; - осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой технической предметно-информационной средой; - развития области знаний, относящейся к осуществлению ЧИВ; - совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой, творческой деятельности с повышенной эффективностью. Настоящий стандарт может быть использован в подготовке специалистов для безопасного с прогнозированием, эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности при интеллектуализированном, в том числе цифроинтеллектуализированном, проведении этой деятельности специалистами, умственно владеющими языковым (лингвосемантизированным) применением информации, обладающими способностями к самостоятельному и критическому преобразованию воспринимаемой информации, а также знаний с пониманием сущности отраженных в сознании, воображении предметов и явлений

 Скачать PDF

 
Дата введения01.03.2021
Актуализация01.06.2021

Этот ГОСТ находится в:

Informational ensuring of equipment and operational activity. System «man–information». Semantics of thinking in information activity

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

СЕМАНТИКА МЫШЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Издание официальное

Стад*рп»ф1чм

20»

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр «НООН» исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр «НООН»)

2    ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 октября 2020 г. No 993-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ожегод1Юм (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официалы<ый текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указапюля «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Рисунок 1 — Семантика мышления в информационной деятельности человека

6.4    Формирование семантики мышления человека при проведении им интроекциозисной. висце-риозисной информационной деятельности может быть осуществлено с выполнением определенных ЧИВ в образующихся СЧИ с возникновением ИОП.

6.5    Осмысленность и понимание чувственно воспринимаемого, влияющего на формирование семантики мышления возможны при наличии перцептивных категорий, ощущений и восприятий.

6.6    Под перцептивными категориями понимают выработанные в процессе познания и практики представления и понятия, в которых репрезентирован сохраняемый в памяти познавательный опыт человека.

6.7    Адекватность восприятия объекта зависит от количества и взаимосвязей категорий, имеющихся у человека и соответствующих свойствам и отношениям объективной действительности.

6.8    Если человек не располагает набором категорий, подходящих для правильного объяснения явлений, то может произойти неадекватное восприятие или неадекватное осмысление событий.

6.9    Категоризация является средством включения восприятия в смысловую структуру человеческого знания.

6.10    Категоризация восприятий при формировании семантики мышления является средством связи между чувственным отражением и языком.

Слова являются языковыми знаками, а их значениями служат категории, т. е. общие представления и понятия.

6.11    Язык есть единство двух систем — знаковой и семантической. Речевые знаки, взятые автономно. без интерпретирующих их смысловых значений, не способны выполнять функцию отображения или воспроизведения предметов объективной действительности.

Эту функцию выполняют семантические значения знаков, т. е. категории, а сами речевые знаки лишь помогают им выполнять ее. являясь внешним средством оперирования значениями.

6.12    Категории, используемые в формировании семантики мышления человека для идентификации и классификации чувственно воспринимаемых предметов, создаются на осново сенсорных данных в процессе его практической деятельности, обучения и общения с другими людьми.

Готовность категории — это то. что обеспечивает идентифицирование входных признаков с данной категорией.

6.13    Из всех возможных категорий, согласующихся в той или иной мере с перцептивными сигналами. человек под действием установки бессознательно выбирает ту. которая в наибольшей степени соответствует его прошлому практическому опыту.

6.14    Категории, на основе которых человеком опознаются воспринимаемые предметы, связаны друг с другом и могут при формировании семантики мышления включаться в процесс умозаключения.

Контекст — это та общая среда, в которую включено воспринимаемое явление.

6.15    Полный перцептивный цикл может быть описан следующим образом: текущие сенсорные данные формируют предвосхищающие схемы, последние направляют перцептивные действия и движения для сбора определенной информации. Взаимодействие той информации, которой владеет человек. и перцептивных схем может создавать актуальный чувственный образ.

6.16    Возможности человека в отражении окружающей действительности при проведении им информационной деятельности определяются его семантикой мышления, от которой зависит установление обобщенно, опосредованно семантических (осмысленных) связей и отношений между воспринимаемыми сущностями из окружающей действительности.

6.17    Обобщенности в отражении окружающей действительности способствует то. что семантика мышления может носить знаковый характер и выражаться словом.

Слово позволяет представлять семантику мышления человека опосредованным.

6.18    Опосредованное отражение окружающей действительности семантикой мышления позволяет осмысленно познать то. что непосредственно восприятию не дано.

6.19    Семантика мышления дает возможность осмысленно установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятие отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

6.20    Для того чтобы осуществлять в окружающей действительности разумную (осмысленную) деятельность. семантикой мышления отражается сущее из окружающей действительности.

6.21    Семантика мышления в ходе ИОП является высшим проявлением психики человека, в основе которой лежит информационно-связеобразующая деятельность, осуществляемая человеком.

6.22    Психика в деятельности человека — это его информационное состояние, формируемое в процессе взаимодействия человека с внутриорганизменной информацией и информацией, поступающей из окружающей среды.

6.23    В результате мышления происходит появление новых информационных образований.

6.24    Отличие семантики мышления от других психологических процессов состоит в том. что оно связано с осмысленным формированием новых семантических информационных структур.

6.25    Мышление под влиянием семантики в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяя границы познания.

6.26    Мышлением под влиянием семантики на основе сенсорной информации формируются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает сущее из окружающей действительности не только в виде отдельных предметов, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии, человеку не даны.

6.27    Свойства предметов и явлений, связи между ними отражаются в семантике мышления на семиотико-семантической информационной основе в обобщенной форме, в виде определенных сущностей.

6.28    Семантика мышления как отдельный психический процесс является основой для других психофизиологических процессов, например восприятия, внимания, воображения, памяти, речи.

Эти процессы связаны с мышлением, и степень его участия в данных познавательных процессах определяет их уровень развития.

6.29    Семантика мышления — это появляющееся в ходе информационной связеобразующей деятельности и информационной семантико-формирующей деятельности человека движение идей, осуществляющее понимание сущего, результатом этого является не образ, а мысль, идея.

6.30    Специфическим результатом семантики мышления может выступить понятие — обобщенное отражение проявлений сущего в его наиболее общих и существенных особенностях.

6.31    Семантика мышления как структура мышления человека участвует в психической деятельности человека, направлена на осмысленное использование имеющихся или целенаправленно образующихся новых сигнально-чувственных, структурно-ситуационных, причинно-следственных информационных связей и их комбинаций для применения в учебных, практических и творческих целях.

6.32    Семантика мышления в познавательной деятельности человека позволяет осмысленно отражать окружающую действительность с осуществлением.

-    обобщенности:

-    опосредованности;

-    установления связи и отношений между предметами и явлениями.

6.33    В соответствии с основными видами психоинформационной деятельности существует три основных вида мышления: коммуникативное, эргатическое и эвристическое, у которых в качестве соответствующей структуры имеется своя семантика мышления, образуемая с применением информационных образований, представленных в определенном смысловом изложении, способствующем осуществлению этих видов мышления с пониманием, позволяющим познать наиболее существенное из необходимого воспринимаемого окружающей действительности.

6.34    Возможности семантики коммуникативного мышления, участвующей в процессах мышления с обеспечением понимания необходимого и осуществления деятельности, определяются тем. что эти процессы коммуникативного мышления с участием его семантики связаны с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не могут.

6.35    Осуществляя осмысление воспринятого в образном виде, человек связан с действительностью, а необходимые для мышления с участием его семантики образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления с его семантикой наиболее полно представлена у людей в их текущей неспециальной трудовой деятельности.

6.36    Возможности семантики эргатического мышления определяются тем, что человек для решения необходимых задач использует не абстрактные понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.

Таким мышлением с участием его семантики пользуются специалисты производственной сферы и люди творческого труда, имеющие дело с образами.

6.37    В процессе решения мыслительных задач при осуществлении эргатического мышления соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате использования их мог непосредственно найти решение интересующей его задачи.

В этом виде мышления с участием его семантики мыслительные процессы развиваются на сознательном или подсознательном уровне с учетом соответствующих правил формальной логики.

6.38    Возможности семантики эвристического мышления определяются тем, что человек для решения необходимых задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея опыта, получаемого при помощи органов чувств.

Человек рассматривает, ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Эвристическое мышление с участием его семантики характерно для теоретической деятельности. В этом виде мышления мыслительные процессы развиваются в целом по правилам формальной логики.

6.39    Рассмотренные виды мышления — коммуникативное, эргатическое и эвристическое — с участием их семантики дополняют друг друга.

Эвристическое мышление с его семантикой может отражать абстрактное и одновременно наиболее точное, обобщенное представление окружающей действительности и позволяет получить ее конкретное субъективное восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное восприятие.

Без того или другого вида мышления с участием их семантики восприятие действительности было бы не таким глубоким и разносторонним, точным и разнообразным, каким оно является в реальной действительности.

6.40    Эвристическое мышление более совершенно, чем эргатическое. которое в свою очередь представляет более высокий уровень развития по сравнению с коммуникативным мышлением.

6.41    Все перечисленные виды мышления с участием их семантики у человека сосуществуют, могут быть представлены в одном и том же виде деятельности, причем в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления с его семантикой.

6.42    Все виды мышления с их семантикой различаются по тем требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека при проведении информационной деятельности.

УДК 681.3.041.053: 006.354

ОКС 35.020

Ключевые слова: висцериозис. восприятие, данные, знание, информационная деятельность, интроек-циозис, информация, информационные процессы, мотивация, мышление, категоризация, отражение, перцептивные категории, познавательные процессы, понятия, преобразование, проблемная ситуация, семантика мышления, семантические структуры, сведения, специалист, человекоинформационное взаимодействие

Редактор Л. С. Зимипова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор О. В. Лазарева Компьютерная верстка М.В. Лебедевой

Сдано о набор 02.11 2020. Подписано о печать 20.11.2020. Формат 60*84%. Гарнитура Лриал.

Усп. печ. п. 1.86 Уч.-иэд. я. 1.68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной раэработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов,

117418 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. к 2 www.gostinfo.ru mfo@gostmlo.ru

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................2

3    Термины и определения...................................... 2

4    Сокращения........................................................................4

5    Общие положения...................................................................4

6    Основные положения.................................... 6

Введение

Настоящий стандарт в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности ГОСТ Р 43.0.1 устанавливает общие и основные положения, относящиеся к использованию семантики мышления в информационной деятельности.

Настоящий стандарт состоит из двух основных разделов:

-    «Общие положения», в котором приведены общезначимые сведения, относящиеся к использованию семантики мышления в информационной деятельности;

-    «Основные положения», в котором приведены специальные сведения, относящиеся к использованию семантики мышления в информационной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно© обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

СЕМАНТИКА МЫШЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Informational ensuring of equipment and operational activity. System * man-information». Semantics of thinking in information activity

Дата введения — 2021—03—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие и основные положения, относящиеся к образованию семантики мышления при осуществлении специалистом человекоинформационных взаимодействий (ЧИВ) при проведении информационной деятельности.

Положения настоящего стандарта по формированию семантики мышления при осуществлении специалистом ЧИВ могут быть продуктивно использованы при оптимизированном проведении им необходимых ЧИВ с учетом особенностей изложения воздействующей и воспринимаемой информации, в том числе относящейся к лингвосемантизированной информации (ЛСИ), и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию и применению.

С учетом положений настоящего стандарта оптимизированное выполнение специалистом необходимых ему ЧИВ с воздействующей и воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ с определенным изменением семантики мышления, может быть реализовано при умственном немашиниэированном. машинизированном (цифровизированном) проведении специалистом взаимодействия с воспринятой информацией, в том числе ЛСИ. осуществляемой с возникновением информационно-обменных процессов (ИОП) и осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих систем «человек—информация» (СЧИ) определенного временного существования, влияющих на выполнение ЧИВ.

Положения настоящего стандарта по осуществлению специалистом ЧИВ с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ, могут быть применены для интеллектуализированного проведения им технической деятельности с созданием необходимых условий:

-    для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной среды;

-    осуществления ноон-технологизации лингвистизированной технической деятельности мышления с применением ноон-технологизированной технической информации;

-    лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой;

-    осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой технической предметно-информационной средой;

-    развития области знаний, относящейся к осуществлению ЧИВ;

-    совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой, творческой деятельности с повышенной эффективностью.

Настоящий стандарт может быть использован в подготовке специалистов для безопасного с прогнозированием. эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности при интеллек-туализированном. в том числе цифроинтеллектуализированном. проведении этой деятельности специ-

Издание официальное

алистами, умственно владеющими языковым (лингвосемантизированным) применением информации, обладающими способностями к самостоятельному и критическому преобразованию воспринимаемой информации, а также знаний с пониманием сущности отраженных в сознании, воображении предметов и явлений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-техно-логия в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естествеи-но-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие

ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система «человек—информация»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аффоронтация: Передача нервного возбуждения по нервной системе — в направлении от периферии тела к центральной нервной системе.

3.2    афферентный сомантиозис: Семантизированное осуществление с выполнением определенных человекоинформационных взаимодействий конечного этапа проведения интроекциоэисной информационной деятельности.

3.3    висцериозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению воздействия на внешнюю информационно-предметную среду с проведением экстериориза.

3.4    интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в его познавательных возможностях и определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

3.5    интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.

3.6    инториориз: Афферентный переход воспринимаемого сущего из внешней для организма среды во внутреннюю информационную среду.

3.7    интроекциозис: Включение человеком в свою внутреннюю информационную среду без изменений или с преобразованием извне семантической информации.

Примечание — Основной процесс обеспечения формирования семантики мышления.

3.8    интериоризация: Переход внешнего информационного воздействия во внутреннюю информационную деятельность.

3.9    информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений и сообщений.

3.10 _

информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.

[ГОСТ Р 43.0.5-2009. пункт 3.15]

3.11    категоризация: Когнитивный процесс по приданию воспринятому сущему, например в виде предметных, информационных объектов, упорядоченного характера, позволяющий систематизировать с использованием представлений, понятий и с определением в нем сходства одного воспринятого и отличия от него другого воспринятого.

3.12    клиаратиозис: Внутренняя (клиаративная) мыслительная деятельность специалиста, направленная на понимание используемой им информации с возможным учетом воспринимаемой и хранящейся в его памяти информации.

3.13    когнитиозис: Конечный этап интроекциозиса в мышлении специалиста, обеспечивающий проведение рассуждений, умозаключений с формированием (в том числе направленным) в мышлении специалиста технических сущностей в виде когнитивных (познавательных) семантических отражений.

3.14    креатиозис: Внутренняя (креативная) деятельность мышления специалиста, направленная на творческое преобразование информации, хранящейся в памяти, с возможным учетом воспринимаемой информации.

3.15 _

лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящейся к лингвистике для языковой деятельности мышления человека.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019. пункт 3.17]

3.16    мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности и делать выводы.

3.17    нооника: Область знаний об информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационного взаимодействия с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем «человек—информация», влияющих на результативность выполнения человекоинформационного взаимодействия.

3.18    ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизирован-ной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.

3.19 _

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике). для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 приложения А]

3.20    осмысление чего-либо (например, информации, знаний, сообщений, сведений): Образование мыслей в процессе какой-либо деятельности с целью создания соответствующих условий для проведения необходимой умственной работы мышления.

3.21    преобразование: Создание в процессе мышления, воображения новых понятий, образов, представлений, мыслей на основе имеющегося опыта.

3.22    психическое свойство: Определенная характерная активность психики человека (например. относящаяся к воле, эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его умственной деятельности.

3.23    рофлоктиозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению восприятия внешней информационной среды с проведением интериориза.

3.24    сведение: Семантическое информационное образование для осуществления информационных взаимодействий.

3.25    семантика: Информационно-семантическая деятельность мышления человека (с определенным порядком действий в ее умственном проведении), позволяющая осуществлять содержательносмысловое (осмысленное) отражение необходимой окружающей действительности в мышлении, при выполнении соответствующих человекоинформационных взаимодействий.

3.26    сомантиозис: Начальный этап висцериозиса мышления человека в процессе экстериориэа, образующий с участием интроекциозиса семантическую информацию для воздействия на внешнюю информационно-предметную среду.

3.27    сомантиозис мышления: Осуществление человеком при выполнении определенных чело-векоинформационных взаимодействий семантизированной интроекциозисно-висцериозисной информационной деятельности его семантизированным мышлением с использованием семантических структур.

3.28    семантические структуры: Индивидуальная система значений (слов, образов, предметов и т. д.). отдельные элементы которой устойчиво и закономерно взаимосвязаны.

3.29    сомиозис: Конечный этап рефлектиозиса (отражения) мышлением человека в процессе интериориза по образованию семантических межинформационных связей для проведения интроекциозиса с формированием семантики мышления.

3.30    человекоинформационное взаимодействие: Взаимодействие человека с воздействующей на него и воспринимаемой им информации из внешних и внутренних по отношению к нему информационных сред при проведении рефлектиозисной. висцериозисной, интроекциозисиой психофизиологической информационной деятельности с возможным возникновением информационно-обменных процессов и образованием систем «человек—информация».

3.31    экстериориз: Эфферентный переход внутреннего информационного состояния человека во внешние практические действия.

3.32    экстериоризация: Реализация умственного действия во внешней предметно-информационной и информационной деятельности.

3.33    эфферонтация: Процесс нервного возбуждения, направленный от центральной нервной системы к периферийным органам человека.

3.34    эфферентный сомантиозис: Семантизированное осуществление с выполнением определенных человекоинформационных взаимодействий, начального этапа проведения висцериозисной информационной деятельности.

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИОП — информационно-обменные процессы;

ЛСИ — лингвосемантизированная информация;

СЧИ — система «человек—информация»;

ЧИВ — человекоинформационное взаимодействие.

5    Общие положения

5.1    Семантика мышления в информационной деятельности — это сформированная в мышлении специалиста константная (постоянная) соответствующая совокупность семантических структур (содержательно-смысловых информационных образований), имеющих определенное индивидуальное значение.

5.2    Семантизированное мышление — это мышление, осуществляемое с применением семантических структур в виде содержательно смысловых информационных образований, имеющих определенное индивидуальное значение.

5.3    Семантизация мышления — это осуществление мышления, проводимое с использованием совокупности семантических структур.

5.4    Семантизация мышления создает мышлению, как психологическому процессу, необходимые условия для умственного познания (отражения) окружающей действительности и проведения с пониманием психоинформационной умственной деятельности.

5.5    Семантизированное мышление, осуществляемое с применением семантических структур, является при выполнении определенных ЧИВ высшим познавательным процессом, при проведении которого образуются новые знания, осуществляется активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.

5.6    Семантизированное мышление может вызывать появление такого результата, которого ни в самой действительности, ни у человека на данный момент времени не существует.

5.7    Отличие семантизированного мышления от других психологических процессов состоит в том. что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, той задачи, которую нужно решить, и с активным изменением тех условий, в которых эта задача задана.

5.8    Семантизированное мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяя границы познания.

5.9    В семантизированном мышлении на основе сенсорной информации делают определенные теоретические и практические выводы.

5.10    Семантизированное мышление не только отражает действительность в виде отдельных вещей. явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны.

5.11    Свойства предметов и явлений, связи между ними отражены в семантизированном мышлении в обобщенной форме — в виде определенных сущностей.

5.12    На практике семантизированное мышление как отдельный психический процесс не существует. оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах, таких как восприятие, внимание. воображение, память, речь.

5.13    Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в данных познавательных процессах определяет уровень их развития.

5.14    Семантизированное мышление — это движение идей, раскрывающее суть предметов. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

5.15    Специфическим результатом семантизированного мышления может выступать понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

5.16    Семантизированное мышление — это особая теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

5.17    Психоинформационная умственная деятельность может быть:

-    перцептивной, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

-    мнемической. которая входит в состав запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала:

-    мыслительной, при помощи которой происходит решение мыслительных задач.

-    имажитивной. проводимой с использованием воображения в процессе творчества.

5.18    Семантизированное мышление может участвовать в понимаемом содержательно-смысловом отражении в психике человека необходимого сущего из окружающей действительности при осуществлении им с проведением соответствующих ЧИВ определенных психических процессов познания с возникновением ИОП и образованием СЧИ.

Семантизированное мышление может участвовать в осуществлении человеком определенной психоинформационной деятельности.

5.19    Семантизированное мышление активно влияет на работу психики человека, способность его мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать ее образ и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

5.20    Семантика мышления влияет на рефлекторную деятельность центральной нервной системы с обеспечением:

-    восприятия воздействий из внешней среды и внутренних органов и систем организма;

-    преобразования воздействий в нервные импульсы и передачи команд в мозг;

-    переработки принятой информации и передачи команд соответствующим органам и системам организма;

-    приема и переработки информации о результатах действия (обратная связь):

-    коррекции повторных реакций и действий с учетом обратной связи.

5.21    Семантизированное мышление может возникать в результате афферентного и эфферентного семантиозиса информационной деятельности.

Семантиозис — это образование с выполнением соответствующих ЧИВ содержательно-смысловой информации при проведении интроекциозисной, висцериозисной информационной деятельности.

5.22    Оптимизированное выполнение определенных ЧИВ может способствовать образованию семантики мышления, эффективно влияющей на умственное проведение человеком интроекциозно-вис-цериозисной информационной деятельности.

5.23    Иитроекциозисная информационная деятельность — это информационная деятельность, используемая в необходимых целях с выполнением ЧИВ при восприятии информации из окружающей внешней действительности, которая может быть лингвистической, натурализованной, предметно-информационной.

5.24    Висцериозисная информационная деятельность — это информационная деятельность, используемая в необходимых целях с выполнением ЧИВ при воздействии человека на окружающую внешнюю действительность, которая может быть лингвистической, натурализованной, предметно-информационной.

5.25    При проведении с осуществлением ЧИВ иитроекциозисио-висцериозисной информационной деятельности человеком с участием его семантики мышления, адаптированной к осуществляемым ЧИВ. может быть выполнено:

-    в интроекциозисе восприятие воздействующей на человека информации из внешних и внутренних по отношению к нему информационных сред;

-    висцериозисе воздействие человека на внешние предметно-информационные среды для их использования в определенных целях.

5.26    Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка взаимодействия специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ. может быть осуществлена при проведении им информационной деятельности с применением комбинативной информации, фраземной информации. фонемной информации, создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной, дифференциальной фраземной. дифференциальной фонемной лингвистикам.

5.27    Комбинативная, фразомная, фонемная информации могут быть разработаны по отдельности или совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании. изготовлении, изучении, эксплуатации соответствующих образцов техники и технических устройств.

5.28    Информационная техническая деятельность, осуществляемая при взаимодействии специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе с ЛСИ. может быть проведена на основе определенных положений, относящихся к общей интегральной, дифференциальной фраземной, дифференциальной фонемной лингвистикам с применением ГОСТ Р 43.0.2. ГОСТ Р 43.0.3, ГОСТ Р 43.0.5ГОСТ Р 43.0.6, ГОСТ Р 43.2.1. ГОСТ Р 43.4.1. ГОСТ Р 43.0.1,8 которых приведены нормативно установленные положения, касающиеся разработки и применения информации при проведении технической деятельности.

6 Основные положения

6.1    Семантика мышления в информационной деятельности, ее активное или пассивное состояние являются определяющими факторами в осуществлении как осознанно, так и не осознанно соответствующей психофизиологической деятельности человека.

6.2    Основные проявления психики человека, такие как мотивации, внимание, восприятие, эмоции, память, связанные с мышлением, мыслительными процессами, направлены на формирование семантики его мышления.

6.3    Структура и место семантики мышления в информационной деятельности человека представлены на рисунке 1.