Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

24 страницы

396.00 ₽

Купить ГОСТ Р 1.2-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем проверки, внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р 1.2-2016

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Общие положения

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

5 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов

6 Правила осуществления отмены национальных стандартов

Приложение А (рекомендуемое) Форма отзыва на проект стандарта

Приложение Б (рекомендуемое) Форма сводки замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта и правила ее заполнения

Приложение В (рекомендуемое) Порядок внесения изменений и поправок в экземпляры национального стандарта

Библиография

 
Дата введения01.01.2015
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия18.07.2016
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

26.11.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1943-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2015 г.

Standardization in the Russian Federation. National standards of the Russian Federation. Instruction for development, taking over, reform and cancellation

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

1.2-

2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1943-ст

4    ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.2-2004

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального органа Российской Федерации по стандартизации

II

ГОСТ Р 1.2-2014

4.3.4    Секретариат ТК (ПК) на основании предоставленных разработчиком документов рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и проводит повторную нормативную экспертизу проекта стандарта в соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 1.6.

4.3.4.1    При необходимости секретариат ТК (ПК) запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.3.4.2    При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК (ПК) рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК (ПК).

4.3.4.3    При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК (ПК) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам ТК (ПК).

4.3.5    Члены ТК (ПК) в течение одного месяца рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую и правовую экспертизы в соответствии с ГОСТ Р 1.6 и голосуют по предложению об утверждении или отклонении данного проекта в соответствии с ГОСТ Р 1.1 и/или положением о данном ТК.

Примечания

1    Положение о ТК готовят на основе типового положения, установленного в ГОСТ Р 1.1 (приложение В).

2    Предложение ТК об утверждении или отклонении проекта стандарта должно быть одобрено квалифицированным большинством голосов членов данного комитета.

4.3.6    После рассмотрения проекта стандарта членами ТК его секретариат готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

4.3.7    При положительном заключении ТК по проекту стандарта (с предложением об его утверждении) секретариат ТК направляет разработчику копию этого заключения и предлагает направить проект стандарта на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4.3.8    Организация, уполномоченная на проведение издательского редактирования национальных стандартов Российской Федерации, осуществляет его в отношении проекта стандарта в установленном этой организацией порядке, проставляет штамп «В НАБОР» на каждом листе первого экземпляра проекта стандарта и возвращает разработчику его первый экземпляр и экземпляр с издательскими правками, завизированный редактором.

4.3.9    Разработчик после прохождения издательского редактирования направляет в секретариат ТК:

-    экземпляр проекта стандарта с редакторскими правками;

-    экземпляр проекта стандарта с оригиналом штампа «В НАБОР» на всех листах и его копию с оригиналами подписей разработчиков на последней странице этой копии.

Представляемую разработчиком копию окончательной редакции проекта стандарта выполняют на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст — равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.

4.3.10    После получения от разработчика экземпляров проекта стандарта с редакторскими правками и со штампом «В НАБОР» секретариат ТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации следующие документы:

-    окончательную редакцию проекта национального стандарта на бумажных носителях в двух экземплярах с оригиналами подписей разработчиков на последней странице и оригиналом штампа «В НАБОР» на первом экземпляре, а также в электронном виде в редактируемом формате;

-    экземпляр проекта стандарта с редакторскими правками;

-    сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта;

-    протокол заседания ТК, на котором было принято решение комитета по проекту стандарта;

-    заключение ТК, содержащее мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;

-    пояснительную записку к проекту стандарта, представленную разработчиком;

9

-    экспертное заключение специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.8);

-    документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.1.4);

-    оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.3.11    При наличии разногласий по проекту стандарта у членов ТК и/или со специализированной экспертной организацией секретариат ТК может обратиться в национальный орган Российской Федерации по стандартизации с просьбой организовать совещание с участием представителей всех заинтересованных сторон для рассмотрения проекта стандарта с целью устранения разногласий по нему.

4.3.12    Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то функции, которые в соответствии с 4.3.4—4.3.7, 4.3.10 выполняет ТК, может выполнять (при условии заключения соответствующего договора) любая другая не зависящая от разработчика организация, компетентная для проведения работ в данной области стандартизации (см. 5.2.1 и 6.8 ГОСТ Р 1.6).

4.3.13    Если особенность объекта или аспекта стандартизации и (или) содержания проекта стандарта вызывает необходимость проведения специализированных терминологической, метрологической или правовой экспертиз, то по решению национального органа Российской Федерации по стандартизации разработчик направляет данный проект в организацию, уполномоченную национальным органом по стандартизации на проведение терминологической или метрологической экспертизы, или в организацию, компетентную для проведения правовой экспертизы. Эти виды экспертиз проводят в соответствии с пунктами 4.5—4.7, 6.3, 6.4, 6.10 ГОСТ Р 1.6-2013.

4.4 Утверждение национального стандарта

4.4.1    Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных ТК, в течение 60 дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [12]. При этом решение об утверждении стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. В данном документе устанавливают дату введения национального стандарта в действие с учетом срока проведения организационно-технических мероприятий, в том числе опубликования стандарта, организации его доступности заинтересованным лицам и завершения устранения противоречий между утвержденным и действующими стандартами.

Срок действия национального стандарта не ограничивают, за исключением тех случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В обоснованных случаях при установлении даты введения национального стандарта в действие пользователям может быть предоставлено право его досрочного применения.

4.4.2    Регистрацию утвержденного национального стандарта, публикацию уведомления об его утверждении в ИУС, печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение данного уведомления на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, а также официальное опубликование данного стандарта осуществляют в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, [13] и административными регламентами исполнения государственных функций по утверждению и учету национальных стандартов [12], [14].

Официальное опубликование утвержденного стандарта должно быть осуществлено незамедлительно, не позднее даты его введения в действие.

5 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов

5.1    Организация работ по обновлению национального стандарта

5.1.1    Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

-    если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;

ГОСТ Р 1.2-2014

-    если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического регламента Таможенного союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

-    если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации1 (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) или утвержденного или разрабатываемого свода правил.

В последнем случае при организации обновления действующего национального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения в действие распространяющихся на них стандартов и сводов правил.

5.1.2    Обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) — путем внесения поправки в стандарт.

5.1.3    При необходимости обновления национального стандарта члены ТК, заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием и предложением по финансированию данной работы2) в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, или в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их обоснованность, а также текст изменения (поправки), который целесообразно внести в данный стандарт.

5.1.4    Секретариат ТК (национальный орган Российской Федерации по стандартизации) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуальность и определяет способ обновления стандарта (в виде изменения, пересмотра или поправки) и возможные источники финансирования этой работы.

5.1.5    Если в течение пяти лет после утверждения национального стандарта в секретариат ТК не поступали предложения по его обновлению, то секретариат ТК самостоятельно проводит проверку содержания данного стандарта или направляет членам ТК запрос о представлении предложений, позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его отмены.

Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено:

-    на обеспечение соблюдения требований разрабатываемых технических регламентов (в том числе технического регламента Таможенного союза);

-    устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами законодательства Российской Федерации;

-    приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными международными соглашениями;

-    гармонизацию стандарта на международном и/или региональном уровне;

-    распространение передового опыта, повышение качества продукции (работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;

-    более полное достижение целей национальной стандартизации;

-    устранение противоречий или дублирования с вновь разработанными, пересмотренными и измененными национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее территории в качестве национальных стандартов, а также сводами правил;

-    исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударственные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке.

5.1.6    При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, следует оценить необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым стандартом других национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт), а также сводов правил.

5.1.6.1    Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного стандарта, закрепленного за другим ТК, то соответствующее предложение направляют в секретариат этого ТК, а также в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

При необходимости одновременного обновления национального стандарта и свода правил соответствующее предложение по изменению или пересмотру данного стандарта и свода правил направляют в федеральный орган исполнительной власти, который утвердил этот документ.

5.1.6.2    Секретариат ТК, в который поступило предложение по обновлению национального стандарта, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра), возможность финансирования этой работы и сообщает свое мнение в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

5.1.6.3    Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает предложения различных ТК и принимает решение, направленное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до секретариатов соответствующих ТК.

5.1.7    При необходимости национальный орган Российской Федерации по стандартизации может организовать проведение анализа определенной части фонда действующих национальных стандартов с целью его обновления путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов. К этой работе привлекается уполномоченная научная организация по стандартизации по закрепленной тематике.

5.1.8    Проверку действующих национальных стандартов проводят при их включении в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (в том числе технического регламента Таможенного союза), или в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Примечания

1    В том случае, когда по результатам проверки действующего стандарта выявлена необходимость его изменения или пересмотра, данный стандарт может быть включен в один из указанных перечней только после введения в действие этого изменения или заменяющего стандарта.

2    Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, формируют путем применения методики, установленной в правилах стандартизации [16].

5.2 Разработка изменения к национальному стандарту

5.2.1    Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, продукцией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.

Изменение к стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), полученных при использовании данного метода.

Для остальных видов стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20 % текста стандарта.

5.2.2    Изменение к стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного3 характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).

5.2.2.1 В стандарт также вносят изменение, если в стандарте дана нормативная ссылка на один из следующих документов:

-    отмененный межгосударственный стандарт, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует другой межгосударственный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер;

-    межгосударственный стандарт, применение которого в Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке (в соответствии с ГОСТ Р 1.8);

ГОСТ Р 1.2-2014

- отмененный национальный стандарт Российской Федерации, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует межгосударственный стандарт или другой национальный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер.

5.2.2.2 Положение стандарта, в котором дана ссылка на стандарт, который отменен без замены или утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него национального стандарта Российской Федерации, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила).

Примечание — Если по определенной причине в стандарт не было внесено изменение, предусмотренное в 5.2.2.1, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов. Причем в том случае, когда ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него национального стандарта Российской Федерации, положение (или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться. При этом в случае возникновения разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок на отмененные стандарты, рекомендуется обращаться за разъяснениями в национальный орган Российской Федерации по стандартизации или уполномоченную им организацию.

5.2.3    Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % текста стандарта или при необходимости существенного изменения наименования или области применения стандарта.

5.2.4    Построение и изложение изменения — по разделу 6 ГОСТ Р 1.5-2012. При этом вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.

5.2.5    Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в соответствии с правилами, установленными для стандартов в разделе 4, и с учетом правил, установленных в настоящем подразделе. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту рекомендуется привлекать лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.

Примечание — При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил.

Подготовку проекта изменения к утверждению и его регистрацию после утверждения проводят в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [12].

5.2.6    В пояснительной записке к проекту изменения приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В пояснительной записке к проекту изменения к стандарту допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного национального стандарта Российской Федерации на международном или региональном уровне.

5.2.7    Подготовку уведомления о разработке проекта изменения к национальному стандарту осуществляют по форме, установленной ГОСТ Р 1.13 (приложение Г). При этом даты начала и завершения публичного обсуждения проекта изменения к стандарту устанавливают с учетом того, что срок этой процедуры должен быть не менее двух месяцев.

Примечание — Данное уведомление целесообразно направлять заранее (не менее чем за три месяца до даты начала публичного обсуждения), а заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, рекомендуется сообщать, что проект изменения будет предоставлен им после наступления этой даты.

5.2.8    Изменение к стандарту вводят в действие не ранее трех месяцев после его утверждения и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.

5.2.9    Уведомление об утвержденном изменении к стандарту размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в ИУС, в котором также публикуют текст этого изменения.

В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование стандарта, включающее это и все предыдущие изменения к стандарту, а также поправки к данному стандарту.

13

5.2.10    Внесение изменения в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандартом, рекомендуется осуществлять в соответствии с порядком, приведенным в приложении В.

5.2.11    В тех случаях, когда необходимо использование официальных изданий стандартов, например: при использовании стандартов для подтверждения соблюдения требований технических регламентов, при проведении подтверждения соответствия данным стандартам, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, заключении договоров и контрактов, в арбитражных спорах, судебных разбирательствах и иных видах разрешения разногласий между изготовителями и потребителями продукции, исполнителями и заказчиками услуг и т. п., а также в библиотеках и органах научно-технической информации, следует применять только те экземпляры стандартов, изменения в которые внесены в соответствии с порядком, установленным в приложении В.

5.2.12    В остальных случаях способы внесения изменений в экземпляры стандарта, находящиеся у его пользователей, определяются ими самостоятельно.

5.3 Проведение пересмотра национального стандарта

5.3.1    Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования стандарта, а также при установлении в нем новых и/или более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:

-    нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;

-    нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;

-    оказанию влияния на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшему ранее стандарту.

5.3.2    При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 4 для вновь разрабатываемых стандартов. В качестве разработчика обновляемого стандарта, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком действующего стандарта.

Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил или работы по их пересмотру.

5.3.3    В пояснительной записке к проекту обновленного стандарта приводят технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и краткую характеристику содержания пересмотра, а также ожидаемую эффективность от применения обновленного стандарта вместо действующего стандарта. В пояснительной записке к проекту обновленного стандарта допускается не размещать сведения о международных и региональных стандартах, если пересмотр действующего стандарта не обусловлен необходимостью гармонизации данного национального стандарта Российской Федерации на международном или региональном уровне.

5.3.4    При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте (в предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения обновленному стандарту сохраняют регистрационный номер действовавшего ранее стандарта и приводят после него (отделяя тире) четыре цифры, означающие год утверждения обновленного стандарта.

5.3.5    Информацию о замене действующего национального стандарта и об утверждении обновленного стандарта публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет в виде соответствующего уведомления в порядке, установленном в административном регламенте исполнения государственной функции по учету национальных стандартов [14].

5.3.6    Официальное опубликование обновленного стандарта осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации [13].

5.4 Внесение поправки в национальный стандарт

5.4.1 При необходимости внесения исправлений в изданный национальный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению или изданию, любой пользователь стандарта может направить в секретариат ТК, за кото-

ГОСТ Р 1.2-2014

рым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии — непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации), предложение по внесению в стандарт поправки.

Необходимость внесения в стандарт поправки может быть обусловлена отсутствием в предисловии стандарта информации о защищенном патентом изобретении (полезной модели, промышленном образце) и (или) патентообладателе в том случае, когда в содержании данного стандарта присутствуют объекты патентного права, или недостоверностью этой информации. В таком случае патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации аргументированное предложение о внесении в этот стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе или уточнения уже приведенной в предисловии стандарта информации о патентных правах.

Необходимость внесения в стандарт поправки также может быть обусловлена необходимостью актуализации датированной ссылки на другой национальный или межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта.

5.4.2    Секретариат ТК рассматривает данное предложение и в случае согласия с ним оформляет решение и направляет его вместе с докладной запиской в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

5.4.3    В случае принятия Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, требования которого необходимо срочно учесть в действующем стандарте, а разработка изменения в соответствии с установленными в 5.2 правилами не позволяет это сделать, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение по внесению в данный стандарт поправки без проведения процедуры публичного обсуждения и одобрения членами ТК.

5.4.4    Поправку к стандарту оформляют и утверждают в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации [15].

5.4.5    Текст поправки к национальному стандарту публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта, соблюдая при этом положение, утвержденное Правительством Российской Федерации [13].

5.4.6    Внесение поправки в экземпляры стандарта, находящиеся у пользователей стандартом, рекомендуется осуществлять в соответствии с порядком, приведенным в приложении В.

6 Правила осуществления отмены национальных стандартов

6.1    Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:

а)    при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;

б)    при принятии (утверждении) и введении в действие в Российской Федерации межгосударственного стандарта (свода правил), который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;

в)    при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;

г)    в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области.

6.2    Отмену национального стандарта осуществляют с максимальным учетом мнения заинтересованных лиц.

6.3    Если стандарт отменяют в случаях, указанных в перечислениях а) и б) 6.1, то рассмотрение возможности отмены заинтересованными лицами осуществляется одновременно с публичным обсуждением проекта стандарта (свода правил), который будет действовать вместо отмененного стандарта.

6.4    В случаях, указанных в перечислениях в) и г) 6.1, заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица могут направить мотивированные предложения об отмене действующего национального стандарта в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии — непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

6.5    Секретариат ТК организует рассмотрение поступившего предложения об отмене стандарта членами данного ТК и проведение публичного обсуждения предложений об отмене стандарта путем

15

подготовки соответствующего уведомления по форме, установленной ГОСТ Р 1.13 (приложение Д), и направления его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для размещения на его официальном сайте в сети Интернет и публикации соответствующей информации в ИУС. Срок публичного обсуждения предложения об отмене национального стандарта должен быть не менее двух месяцев.

6.6    Если отмена национального стандарта противоречит интересам члена ТК, иного юридического или физического лица или органа управления, применяющего данный стандарт, то это лицо (орган) направляет письмо о нецелесообразности отмены в секретариат ТК.

6.7    При согласии с предложением об отмене стандарта всех членов ТК, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения, и в случае отсутствия писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены, секретариат ТК готовит и направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации соответствующее заключение о целесообразности отмены стандарта, а также следующие документы в одном экземпляре:

-    письмо с мотивированным предложением об отмене стандарта, если это предложение исходит не от секретариата данного ТК;

-    протокол заседания ТК по рассмотрению предложения об отмене (если оно проводилось) или иные документы, подтверждающие согласие с отменой стандарта всех членов ТК, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения.

6.8    Национальный орган Российской Федерации по стандартизации оценивает целесообразность отмены национального стандарта в соответствии с правилами стандартизации, определяющими порядок проведения этой процедуры [15]. Решение об отмене стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. Уведомление об отмене стандарта публикуют в ИУС, печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет. Решение об отмене стандарта также учитывают при подготовке следующего ежегодно публикуемого информационного указателя «Национальные стандарты».

6.9    Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то функции, которые выполняет ТК по организации проведения публичного обсуждения предложения об отмене стандарта, может выполнять непосредственно национальный орган Российской Федерации по стандартизации или (при условии заключения соответствующего договора) другая организация, компетентная для проведения работ в данной области стандартизации, например соответствующая научно-исследовательская организация.

6.10    Опубликование официальной информации об отмене национального стандарта является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений).

16

Отзыв


Приложение А (рекомендуемое)


Форма отзыва на проект стандарта


ГОСТ P 1.2—2014


(наименование организации, органа управления или иного заинтересованного лица) на первую редакцию проекта национального стандарта


(наименование стандарта)

Структурный элемент стандарта

Замечание, предложение

Предлагаемая редакция


Руководитель подразделения,

ответственного за подготовку отзыва_ _ _

(должность)    (личная подпись)    (инициалы,    фамилия)

Составитель отзыва___ _

(должность)    (личная подпись)    (инициалы,    фамилия)


17


Приложение Б (рекомендуемое)

Форма сводки замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта

Сводка замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта


Разработчик стандарта или

иной составитель сводки отзывов _ _ _

(должность)    (личная    подпись) (инициалы, фамилия)


и правила ее заполнения

(наименование стандарта)

Структурный

элемент

стандарта

Наименование организации или иного лица (номер письма, дата)

Замечание, предложение

Заключение разработчика

Руководитель разработки*___

(должность и наименование организации — (личная подпись) (инициалы, фамилия) разработчика стандарта)

Не приводят, если разработчиком является физическое лицо.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

Standardization in the Russian Federation.

National standards of the Russian Federation.

Instructions for development, taking over, reform and cancellation

Дата введения — 2015—01—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем проверки, внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины, определения к которым установлены в стандартах на термины и определения в области стандартизации [1], [2].

1.2    Разделы 5 и 6 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации».

Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 февраля 2004 г. № 5546 в качестве нормативного правового акта.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 13.1.002 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы

ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

Издание официальное

ГОСТ P 1.2—2014

Б.1 Сводку замечаний и предложений заполняют в такой последовательности:

-    в целом по проекту стандарта;

-    по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам (в порядке изложения стандарта);

-    по приложениям в целом и по их структурным элементам (в порядке их размещения).

Б.2 Замечания и предложения, которые высказаны в отзывах различных организаций, но относятся к одному структурному элементу, приводят вместе, но в разных строках.

Б.З При первом упоминании в сводке замечаний и предложений организации, представившей отзыв, указывают реквизиты сопроводительного документа или дату направления отзыва заинтересованным лицом по электронной почте.

Б.4 Заключение разработчика приводят с использованием следующих типовых формулировок:

-    «Принято»;

-    «Принято частично» с указанием части, относительно которой учтено данное замечание или предложение;

-    «Отклонено» с приведением обоснования нецелесообразности учета данного замечания или предложения;

-    «Принято к сведению», если содержание данного замечания или предложения не предполагает его учет при доработке проекта или относится к структурному элементу, который исключен или изменен подругой причине;

-    «Предложено обсудить на заседании ТК (ПК или ином согласительном совещании)».

19

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1    Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее — национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.0-2012, в том числе с соблюдением принципа обоснованности разработки национальных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.

3.2    Разработку национальных стандартов осуществляют на основе программы разработки национальных стандартов, правила формирования которой установлены в ГОСТ Р 1.14.

3.3    Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в такой последовательности:

-    организация разработки стандарта;

-    разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

-    разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза;

-    подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

3.4    Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.

Разрабатываемый стандарт может содержать нормы, отличные от установленных нормативными правовыми актами, только в том случае, если это допускается данными актами.

Разрабатываемый стандарт не должен дублировать нормы действующего законодательства.

Разрабатываемый стандарт не должен включать нормы, которые должны содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих, например, взаимоотношения сторон, в том числе взаимоотношения по поставкам между изготовителями, поставщиками, потребителями, заказчиками и т. д., которые регулируются нормами гражданского законодательства и договорными обязательствами.

Разрабатываемый стандарт не должен устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

Если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, то в требованиях, устанавливаемых в этом стандарте, детализируют требования данного технического регламента применительно к группе

ГОСТ Р 1.2-2014

однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации.

3.4.2    Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.

Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6. Аналогичные работы в отношении действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов осуществляют в соответствии с пунктами 7.2, 7.3 или разделом 8 ГОСТ Р 1.8-2011.

Примечани е — Данные работы может осуществлять не только разработчик, но и другие организации (лица), которым будет заказано их проведение.

Противоречия между разрабатываемым стандартом и действующим сводом правил устраняют по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти, который утвердил данный свод правил.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, могут противоречить требованиям действующих предварительных стандартов.

3.4.3    Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, а также отражать законные интересы третьих лиц. С этой целью проводят публичное обсуждение проекта стандарта и его научно-техническую экспертизу в соответствии с ГОСТ Р 1.6.

3.4.4    Разработчик передает авторские права на содержание, изложение и оформление национального стандарта национальному органу Российской Федерации по стандартизации, что оговаривают в контракте (договоре) на его разработку или в отдельном документе (авторском договоре).

Примечание — В случае отказа от передачи авторских прав национальный орган по стандартизации может отклонить проект стандарта.

3.4.5    Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют на основе применения международных стандартов за исключением тех случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим различиям или по иным основаниям, либо когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия этих стандартов.

Не допускается разработка национального стандарта Российской Федерации в том случае, когда на данный объект и аспект стандартизации планируется или уже осуществляется разработка международного, европейского регионального или межгосударственного стандарта.

Разработка национальных стандартов Российской Федерации допускается только на те объекты и аспекты стандартизации, которые не могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне в силу политических или экономических причин.

3.5    Проект национального стандарта оформляют по разделу 5 ГОСТ Р 1.5-2012 в электронноцифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

4.1    Организация разработки национального стандарта

4.1.1    В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в ГОСТР 1.14.

4.1.2    Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

3

4.1.3    Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.

Примечание — Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

4.1.4    Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат технического комитета по стандартизации (далее — ТК) или его подкомитет (далее — ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии — в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

4.1.4.1    В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или зарубежного национального) стандарта.

4.1.4.2    Секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое мнение.

При этом секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) проверяет возможность дублирования разработки национального стандарта или частичного совпадения с разработками международных, европейских региональных или межгосударственных стандартов на тот же объект и аспект стандартизации для того, чтобы не допустить нарушения Кодекса добросовестной практики подготовки, принятия и применения стандартов.

4.1.4.3    Секретариат ТК, по согласованию с национальным органом по стандартизации, направляет информацию об инициативной разработке для дополнительного включения в программу разработки национальных стандартов в соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ Р 1.14-2009.

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное

обсуждение

4.2.1    Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.

4.2.1.1    При разработке национального стандарта разработчик использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены разделом 7 ГОСТ 1.5-2001, если иное не обусловлено применением международного стандарта в качестве основы для разработки данного национального стандарта (см. 4.2.1.4).

Примечание — Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [1]—[10].

4.2.1.2    При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

-    требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;

-    результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

-    международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

-    актуальные национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;

4

ГОСТ Р 1.2-2014

-    иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

-    предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

4.2.1.3    При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта.

Примечание — Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственности за патентную чистоту содержания данного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии стандарта при подготовке его к утверждению. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе публичного обсуждения проекта стандарта или после введения утвержденного стандарта в действие. В последнем случае национальный орган по стандартизации вносит поправку в предисловие стандарта для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).

4.2.1.4    Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта — по разделам 3—5 ГОСТ Р 1.5-2012. При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по пункту 4.3, подпунктам 4.3.3—4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 1.5-2012.

4.2.1.5    При применении как основы для разработки национального стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные ГОСТ Р 1.7.

4.2.1.6    В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:

-    шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов;

-    основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;

-    краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;

-    технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);

-    описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (а по возможности — результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);

-    сведения о соответствии проекта стандарта техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;

-    сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта — мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта стандарта, в том числе о его соответствии региональным и зарубежным национальным стандартам;

-    сведения о взаимосвязи проекта стандарта с проектами других разрабатываемых национальных стандартов и/или сводов правил с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);

-    сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);

-    перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;

-    сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

5

В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают, применение каких структурных элементов стандарта (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.

Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

При необходимости в пояснительной записке может быть отражена возможность досрочного применения стандарта после его утверждения.

4.2.1.7    Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующими требованиями ГОСТ Р 1.13.

Примечание — Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 1.13-2004 в уведомлении о разработке проекта национального стандарта при указании срока его публичного обсуждения приводят дату начала и дату окончания этой процедуры. При этом учитывают время, которое необходимо для опубликования этого уведомления в информационном указателе «Национальные стандарты» (далее — ИУС) и для оплаты этой услуги, а также то, что срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев. Как правило, от направления разработчиком уведомления до его опубликования в ИУС проходит около трех месяцев. Поэтому уведомление целесообразно направлять заранее, а заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, сообщать, что проект стандарта будет предоставлен им после наступления этой даты.

Для проектов национальных стандартов, идентичных международным и европейским региональным стандартам, срок публичного обсуждения, указываемый в соответствующих уведомлениях, может быть сокращен до одного месяца.

4.2.1.8    Уведомление о разработке проекта национального стандарта на основании положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [11], размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет и публикуют в ИУС с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13, а также в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

4.2.2    Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект стандарта в информационной системе общего пользования в сети Интернет и указать в уведомлении о разработке проекта стандарта сайт, на котором проект находится в свободном доступе.

4.2.3    Если проект стандарта не размещен в информационной системе общего пользования в сети Интернет и/или заинтересованное лицо не может воспользоваться ею по иной причине, то на основании уведомления о разработке проекта стандарта, размещенного в информационной системе общего пользования в сети Интернет, федеральные и иные органы власти, юридические и физические лица, заинтересованные в разработке стандарта, направляют запросы на рассмотрение проекта стандарта по указанному в данном уведомлении адресу электронной почты или номеру факсимильного аппарата. При этом секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, запрашивает проект стандарта и рассылает его для рассмотрения членами данного ТК (ПК), а также проводит его первичную нормативную экспертизу в соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ Р 1.6-2013.

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат ТК (ПК) оценивает обоснованность выбора такой формы гармонизации.

4.2.4    Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица направить ему проект национального стандарта и пояснительную записку к нему, используя электронную почту или факсимильную связь. Направление копии проекта стандарта на бумажном носителе (с оплатой затрат на изготовление копии) допускается только по просьбе заинтересованного лица.

Если запрос проекта национального стандарта поступает от любой заинтересованной страны, являющейся членом Всемирной торговой организации (ВТО), то национальный орган Российской Федерации по стандартизации незамедлительно предоставляет данный проект и пояснительную записку к нему. При этом любые сборы, начисляемые за оказание этой услуги (не считая реальной стоимости доставки), должны быть одинаковыми для зарубежных и отечественных сторон.

ГОСТ P 1.2—2014

4.2.5    Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение одного месяца со дня получения данного проекта, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершением его публичного обсуждения. При этом члены ТК (ПК) проводят научно-техническую и правовую экспертизы первой редакции проекта стандарта в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 1.6 и отражают результаты этих экспертиз в своих отзывах, которые направляют разработчику и в секретариат данного ТК (ПК).

4.2.5.1    Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении А форму отзыва.

4.2.5.2    Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

-    о целесообразности разработки стандарта;

-    проекте в целом;

-    наименовании стандарта;

-    об области распространения стандарта;

-    о структуре стандарта;

-    об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.

4.2.5.3    Если в проекте стандарта в содержании присутствуют объекты патентного права, а в предисловии стандарта соответствующие сведения не отражены или приведенная информация о защищенном патентом изобретении (полезной модели, промышленном образце) и/или патентообладателе является недостоверной, то патентообладатель в отзыве на данный проект может заявить о своих правах и предложить указать в предисловии стандарта объективную и достоверную информацию о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе.

4.2.6    Разработчик обязан сохранять полученные отзывы заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и предоставлять их в национальный орган по стандартизации и/или ТК (ПК) при наличии соответствующего запроса.

Если замечания по проекту национального стандарта были сделаны национальным органом по стандартизации страны, являющейся членом ВТО, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает их в кратчайшие сроки и дает указание разработчику данного стандарта учесть эти замечания, а также готовит ответ заинтересованному национальному органу по стандартизации, при необходимости с обоснованием причин, по которым данные замечания не были учтены.

4.2.7    Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в приложении Б, дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц и организует публичное обсуждение доработанного проекта стандарта.

4.2.7.1    Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами либо их представителями, или открытого заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет.

4.2.7.2    Для организации соответствующего совещания (заседания) разработчик при рассылке первой редакции проекта стандарта на рассмотрение заинтересованным лицам предлагает им прибыть для обсуждения доработанного проекта стандарта, указывает форму и дату его проведения или размещает соответствующую информацию в информационной системе общего пользования — на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет или на ином сайте, указанном в уведомлении о разработке проекта стандарта.

4.2.8    После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта на основании положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [11], и по форме, установленной ГОСТ Р 1.13-2004 (приложение Б), и направляет его в национальный орган по стандартизации.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети

7

Интернет, а также публикуют в ИУС (с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13) и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

4.2.9 Публичное обсуждение проекта национального стандарта считается завершенным после наступления даты его окончания, которая указана в уведомлении о его разработке согласно подпункту

5.1.4 ГОСТ Р 1.13-2004, если другая дата не установлена в извещении об изменении даты завершения публичного обсуждения данного проекта (см. пункт 4.5 ГОСТ Р 1.13-2004).

Примечание — В последнем случае публичное обсуждение завершается после наступления указанной в извещении даты.

4.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта

и ее экспертиза

4.3.1    Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и результатов проведения экспертиз.

4.3.1.1    При подготовке окончательной редакции проекта стандарта пояснительную записку к нему дополняют краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц и сведениями о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, а также сведениями о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещении данного уведомления на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

4.3.1.2    Перечень полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта представляют в виде соответствующей сводки (см. 4.2.7).

4.3.1.3    Результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта отражают в протоколе совещания (заседания), на котором было проведено это обсуждение. Сведения о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта также могут быть отражены в сводке замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, если результаты данного обсуждения относятся к конкретным замечаниям и предложениям, приведенным в данной сводке.

4.3.1.4    Если проект национального стандарта подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (в том случае, когда это установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие правила, установленные в отношении данного согласования.

4.3.2    Начиная с даты завершения публичного обсуждения проекта национального стандарта, его доработанная редакция и сводка замечаний и предложений по первой редакции должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления до утверждения данного стандарта. Для их получения заинтересованные органы власти, юридические и физические лица посылают соответствующие запросы разработчику.

На основании запроса разработчик в течение трех дней направляет заинтересованному лицу по электронной почте доработанный проект стандарта, пояснительную записку к нему и сводку замечаний и предложений или сообщает, на каком сайте данные документы размещены в сети Интернет в свободном доступе. Направление копий этих документов на бумажном носителе допускается только по просьбе заинтересованного лица.

4.3.3    Разработчик представляет в секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (а при отсутствии ТК — непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации), следующие документы:

-    окончательную редакцию проекта стандарта с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5 (приложение Д) подписей на последней странице;

-    пояснительную записку к проекту стандарта, дополненную в соответствии с 4.3.1.1;

-    сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (см. приложение Б);

-    документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.1.4);

-    экспертное заключение специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.13).

1

Допускается противоречие между содержанием разрабатываемого предварительного национального стандарта и действующего национального стандарта Российской Федерации.

2

Внесение поправки в стандарт осуществляется без его финансирования. При этом соблюдают правила, указанные в 5.4, а также соответствующие правила, установленные национальным органом Российской Федерации по стандартизации [15].

11

3

За исключением случаев, указанных в 5.2.2.1.