Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

31 страница

Купить ГОСТ Р 1.1.-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает правила создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации (далее - ТК) и проектных технических комитетов по стандартизации (далее - НТК), а также типовое положение о ТК. Если область деятельности, принципы работы и (или) состав ТК, созданного до 1 ноября 2020 г., не соответствуют требованиям, установленным в 3.2-3.4, а положение о данном комитете - типовому положению о ТК, приведенному в приложении А, то эти противоречия должны быть устранены в течение одного года после введения в действие настоящего стандарта. В этот же срок в действующем ТК должна быть утверждена перспективная программа работы комитета, соответствующая требованиям 5.1.1 (при отсутствии у ТК данной программы на 1 ноября 2020 г.)

 Скачать PDF

 
Дата введения01.11.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization and project technical committees for standardization. Rules of organization and function

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р 1.1— 2020

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила создания и деятельности

Издание официальное

Стад*рп»фо1м

20»

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии при участии Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2020 г. № 745-ст

4    ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.1-2013

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ожегод1Юм (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официалы<ый текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указапюля «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

4.2.2    Институт стандартизации рассматривает проект положения о создаваемом ТК на соответствие требованиям, установленным в приложении А, а также проверяет проект перспективной программы работы создаваемого ТК и перечни стандартов, подготовленные в соответствии с 4.1.4. для исключения возможного дублирования приведенных в них тем и стандартов с темами и стандартами, уже включенными в программы и перечни существующих (в том числе смежных) комитетов.

Если отдельные объекты или аспекты стандартизации, относящиеся к области деятельности создаваемого ТК. также относятся к областям деятельности существующих ТК, то институт стандартизации следит за тем. чтобы организации, ведущие секретариаты смежных ТК. подали заявку на участие в создаваемом ТК. При отсутствии таких заявок институт стандартизации предлагает этим организациям подать их для обеспечения интересов смежных ТК.

Если заявки на участие а создаваемом ТК подали также организации, являющиеся членами смежного ТК. то институт стандартизации следит за тем. чтобы при этом в создаваемом ТК не был нарушен принцип равного представительства сторон.

4.2.3    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов размещает на своем официальном сайте в Интернете перечень лиц и органов, подавших заявки на участие в ТК.

4.2.4    Если предложение об участии в ТК. содержащееся в соответствующей заявке на участие в этом комитете, не соответствует принципам, установленным в 3.3 (в том числе принципу равного пред-ставитепьства сторон), федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки и размещает его на своем официальном сайте в Интернете.

Заявки на участие в ТК также могут быть отклонены в следующих случаях:

-    заявка содержит недостоверные данные либо оформлена с нарушениями требований, установленных в 4.1.3.1 и 4.1.3.2.

-    заявителем на участие в качестве члена комитета является лицо, не относящееся к лицам, указанным в 3.1.1.

4.2.5    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации доводит до сведения организации, готовой взять на себя ведение дел секретариата ТК, решение об отклонении заявки на участие в ТК в срок не позднее семи дней со дня принятия такого решения.

4.2.6    Организация, готовая взять на себя ведение дел секретариата ТК. обязана уведомить заявителя на участие в ТК в письменной форме в течение 10 дней со дня получения информации об отклонении заявки на участие.

4.2.7    Организация, готовая взять на себя ведение дел секретариата ТК. обеспечивает сохранность заявок на участие в этом комитете в течение пяти лет с даты их направления, а также учитывает данные заявки в случае изменения состава ТК. если это не противоречит принципу равного представительства сторон.

4.3 Принятие решения о создании технического комитета по стандартизации

4.3.1    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение о создании ТК в течение семи дней со дня поступления комплекта документов, указанных в 4.1.4, оформляя его в виде соответствующего организационно-распорядительного документа, определяет объекты стандартизации и область деятельности, структуру, состав ТК. назначает председателя ТК. ответственного секретаря и организацию, выполняющую функцию по ведению дел секретариата этого комитета, а при необходимости, также заместителей председателя ТК.

Назначение председателя ТК. его заместителей и ответственного секретаря осуществляется с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

4.3.2    Организационно-распорядительный документ о создании ТК размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в Интернете.

4.3.3    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации одновременно с принятием решения о создании этого комитета одобряет проект перспективной программы работы ТК и утверждает положение о ТК, а также следующие перечни:

-    перечень национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации на национальном уровне и относящихся к компетенции созданного ТК,

-    перечень международных и региональных стандартов, относящихся к компетенции данного комитета.

Примечание — Возможны случаи, когда в области деятельности создаваемого ТК отсутствуют указанные выше стандарты и другие документы по стандартизации, действующие на национальном, международном или региональном уровне. Это отражают в организационно-распорядительном документе о создании данного комитета.

4.4 Особенности создания проектного технического комитета по стандартизации

4.4.1    ПТК создают на временной основе в том случае, когда общее количество предлагаемых к разработке или обновлению в определенной области стандартизации национальных и (или) межгосударственных стандартов, которые не относятся к области деятельности существующих ТК. менее 10.

Примечание — В этом случае создание постоянного ТК является нецелесообразным.

4.4.2    При поступлении предложения о разработке или обновлении национального стандарта (предварительного национального стандарта и межгосударственного стандарта), объект стандартизации которого не относится к области деятельности ни одного из существующих ТК. уведомления о разработке проекта такого стандарта (проекта изменения) или самого проекта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет это предложение (уведомление или проект) в институт стандартизации.

4.4.3    Кроме случаев, предусмотренных в 4.4.2. заявку на создание ПТК в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может подать лицо или орган, указанный в 3.1.1. и предложить организацию, готовую взять на себя ведение дел секретариата ТК.

4.4.4    Поступившую в соответствие с 4.4.3 заявку федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет в институт стандартизации.

4.4.5    Институт стандартизации в течение 10 рабочих дней определяет целесообразность разработки (обновления) указанного в 4.4.2 стандарта и (или) целесообразность создания ПТК.

4.4.6    При положительном отношении к разработке (обновлению) указанного в 4.4.2 стандарта и (или) созданию ПТК институт стандартизации готовит уведомление о приеме заявок на участие в ПТК по форме, установленной в приложении Б. и направляет его в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. При установлении срока приема заявок на участие в ПТК учитывают, что этот срок должен быть 10 дней со дня размещения данного уведомления. Ответственным за прием заявок на участие в ПТК определяют сотрудника института стандартизации, который может стать куратором данного комитета (если заявка на создание ПТК поступила в соответствии с 4.4.3) или его ответственным секретарем (в других случаях).

4.4.7    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает на своем официальном сайте в Интернете уведомление о приеме заявок на участие в ПТК. подготовленное в соответствии с 4.4.6.

4.4.8    Если разработка (обновление) стандарта, указанного в 4.4.2, не соответствует целям, задачам или принципам стандартизации, установленным в статьях 3 и 4 [7]. то институт стандартизации направляет соответствующее заключение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

4.4.9    Если при рассмотрении вопроса о целесообразности создания ПТК установлено, что объект стандартизации стандарта, указанного в 4.4.2. относится к сфере стандартизации, в которой целесообразно создать ТК на постоянной, а не временной основе, то институт стандартизации предлагает федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации начать процедуру его создания в соответствии с 4.1—4.3.

4.4.10    Заявки на участие в ПТК готовят и направляют в соответствии с 4.1.3. 4.1.3.1—4.1.3.4 и приложением В.

4.4.11    Институт стандартизации может предложить федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации отклонить заявку на участие в ПТК в следующих случаях:

-    заявка содержит недостоверные данные либо оформлена с нарушениями требований, установленных в 4.1.3.1—4.1.3.3;

-    заявителем на участие в качестве члена комитета является лицо, не относящееся к лицам, указанным в 3.1.1;

-    если включение заявителя в состав ПТК приведет к нарушению принципа равного представительства сторон.

4.4.12    Если в пределах срока, установленного для приема заявок на участие в ПТК. количество заявок не соответствует минимальному критерию, указанному в 3.4.5, то этот срок продлевают еще на 20 дней.

Если данное продление срока не обеспечивает соблюдение минимального критерия, указанного в 3.4.5. то институт стандартизации приглашает к участию в данном комитете организации и органы исполнительной власти, к области деятельности (компетенции) которых относится объект стандартизации стандарта, указанного в 4.4.2.

4.4.13    После окончания срока приема заявок на участие в ПТК (если их количество соответствует минимальному критерию, указанному в 3.4.5) институт стандартизации или иная организация, готовая взять на себя ведение дел секретариата ТК в соответствии с 4.4.3, в течение трех рабочих дней готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проект положения о создаваемом ПТК, предложения по составу данного комитета на основе принципа равного представительства сторон с учетом отраслевых и иных особенностей области деятельности создаваемого комитета, а также предложения по кандидатурам председателя ПТК, его заместителей, ответственного секретаря с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидатов, а также их опыта работы в отрасли.

4.4.14    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает предложения. указанные 4.4.13. и принимает решение о создании ПТК в соответствии с 4.3.1 и 4.3.2, указывая в соответствующем организационно-распорядительном документе срок, на который создается ПТК и который не должен превышать трех лет. а также утверждает положение о ПТК.

4.5 Регистрация технического комитета по стандартизации и проектного технического

комитета по стандартизации и информация о них

4.5.1    При регистрации нового ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации присваивает ему идентификационный номер в виде буквенно-цифрового обозначения ТК XXX, где XXX — порядковый номер создаваемого комитета. При этом ТК не может быть присвоен номер, который ранее присваивался другому ранее действующему ТК.

4.5.2    В случае принятия решения о создании ПТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации присваивает ему идентификационный номер в виде буквенно-цифрового обозначения ПТК XXX, где XXX — порядковый номер создаваемого проектного комитета.

4.5.3    Сведения о созданном ТК (ПТК) включают в федеральную государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации (далее — ФГИС).

4.5.4    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации ведет реестр действующих ТК и ПТК, а также размещает информацию о нем в Интернете на своем официальном сайте.

4.5.5    Положение о ТК (ПТК), сведения о его структуре (руководстве и подкомитетах) и список членов данного комитета, перспективная программа его работы, а также перечни стандартов, относящихся к компетенции ТК и закрепленных за комитетом в соответствии с 4.3.3, должны быть доступны заинтересованным лицам через ФГИС или в реестре действующих ТК и ПТК. размещенном на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, а также через сайт организации, ведущей секретариат ТК (ПТК). или через собственный сайт комитета.

4.5.6    Секретариат созданного ТК (ПТК) в течение 30 дней после принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующего решения создает сайт данного комитета в Интернет или страницу ТК (ПТК) на сайте организации, ведущей секретариат данного комитета. где размещают документы, указанные в 4.5.5, и приводят, а в дальнейшем актуализируют иную информацию о работе ТК (ПТК), в том числе размещают следующие документы:

-    предложения комитета в программу национальной стандартизации на следующий год (до ее утверждения):

-    выписку из программы национальной стандартизации на текущий год по тематике ТК (ПТК);

-    проекты документов национальной системы стандартизации, проекты межгосударственных стандартов, сводов правил и проекты изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации, межгосударственным стандартам и сводам правил в сфере стандартизации, относящейся к компетенции ТК (ПТК):

-    пояснительные записки к указанным проектам:

-    сводки отзывов и экспертные заключения комитета на указанные проекты;

-    перечень национальных и межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции ТК и подлежащих проверке в текущем году в области деятельности комитета:

-    предложения или отмена национальных и межгосударственных стандартов, а также предложения об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации, которые относятся к компетенции ТК;

-    повестку ближайшего заседания ТК (ПТК) с информацией о дате, форме и месте (в случае очного режима) его проведения:

-    протоколы заседаний ТК (ПТК). его подкомитетов и рабочих групп.

5 Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации*

5.1    Участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля

реализации этих программ

5.1.1    ТК должен иметь перспективную программу работы комитета, которая должна быть увязана с документами стратегического планирования, в том числе с государственными программами Российской Федерации и государственными программами субъектов Российской Федерации, а также федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, иными программами, предусматривающих разработку документов по стандартизации, включая перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям.

В перспективной программе работы ТК не должно быть дублирования тем с работами других комитетов. в том числе смежных ТК. Соответствующий контроль осуществляет институт стандартизации при создании ТК (см. 4.2.2). а также в процессе формирования программы национальной стандартизации (ПНС). осуществляемого в соответствии с ГОСТ Р 1.14.

5.1.2    ТК участвует в формировании ПНС путем подготовки предложений [9]. При этом координацию работ по стандартизации различных ТК (в том числе профильного и смежных ТК) и исключение дублируемых тем обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.

5.1.3    При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения в соответствии с ГОСТ 1.6 по включению в программу межгосударственной стандартизации тем. относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.

Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также обеспечивает исключение дублируемых тем на национальном и межгосударственном уровнях. Соответствующее мнение российского ТК доводят до сведения полномочного представителя Российской Федерации в данном МТК, если соответствующие функции не совмещает лицо, являющееся ответственным секретарем российского ТК.

5.1.4    При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российскому ТК рекомендуется увязывать их по срокам и содержанию с работами, проводимыми аналогичным техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.

5.1.5    Контроль за реализацией ПНС по тематике ТК и отчет о ходе реализации этой программы, а также подготовку предложений по внесению в нее необходимых изменений и дополнений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.14.

5.1.6    Ответственный секретарь ТК совместно с секретариатом данного комитета (далее в настоящем разделе — секретариат ТК) постоянно осуществляет контроль за реализацией перспективной программы работы ТК.

5.1.7    Секретариат ТК постоянно проводит анализ реализации в ТК утвержденных отраслевых программ стандартизации по приоритетным направлениям и готовит предложения по внесению в них необходимых изменений и дополнений.

5.1.8    В случае нарушения планируемых сроков секретариат ТК предупреждает разработчика стандарта (изменения), а при необходимости сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

5.1.9    Секретариат ТК отчитывается о проведении им контроля реализации в ТК программ стандартизации за прошедший год перед членами данного комитета, а также приводит сведения о реализации программ в годовом отчете о работе ТК (см. 6.2.4).

Правила, установленные в настоящем разделе, за исключением правил, указанных в 5.3 и 5.4. распространяются на работу ПТК.

5.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и других документов по стандартизации

5.2.1    ТК проводит экспертизу проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета, в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6). и порядком проведения экспертизы проектов документов [10] и готовит экспертные заключения с мотивированными предложениями об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2. ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8.

5.2.1.1    Организация, ведущая секретариат смежного ТК. принимает участие в экспертизе проекта, указанного в 5.2.1. в качестве члена профильного ТК.

5.2.1.2    По решению председателя смежного ТК к экспертизе проекта, указанного в 5.2.1. могут быть привлечены члены этого комитета или их часть. При этом организация, ведущая секретариат смежного ТК, обобщает их отзывы и готовит на их основе отзыв своей организации.

5.2.1.3    По решению председателя смежного ТК члены этого комитета могут быть привлечены к определению позиции при голосовании по проекту экспертного заключения с мотивированным предложением об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов.

5.2.1.4    Если интересы смежного ТК не представлены в качестве члена комитета в профильном ТК. то данный проект подлежит согласованию со смежным комитетом с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.2-2020 (пункт 4.3.2).

5.2.1.5    При проведении экспертизы указанных в 5.2.1 проектов институт стандартизации следит за соблюдением интересов смежных и других ТК.

5.2.2    Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту) в соответствии с ГОСТ Р 1.8, то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от имени Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), экспертное заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).

В этой работе может принять участие смежный ТК в соответствии с 5.2.1.1—5.2.1.4.

5.2.3    ТК проводит экспертизу проекта свода правил в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета*, если в адрес ТК с соответствующим предложением обратится федеральный орган исполнительной власти или разработчик данного свода правил. При этом результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое рекомендуется излагать и оформлять аналогично экспертному заключению на проект стандарта (см. ГОСТ Р 1.6-2013, приложение А).

Если проект свода правил, проходящий экспертизу в профильном ТК. затрагивает область деятельности смежных ТК, то данный проект подлежит согласованию с этими комитетами с соблюдением правил, установленных в 5.2.1.1—5.2.1.4.

5.3    Проверка действующих стандартов, мониторинг применения предварительных

национальных стандартов и рассмотрение иных предложений"

5.3.1    ТК должен регулярно (не реже одного раза в пять лет) проводить проверку действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции данного комитета, с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления их на данной основе в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 (пункты

6.1.5 и 6.1.6).

5.3.2    ТК проводит мониторинг применения предварительных национальных стандартов и оценку целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.16—2011 (раздел 6).

Члены смежного ТК могут принять участие в мониторинге применения предварительных национальных стандартов, относящихся к компетенции профильного ТК. в соответствии с ГОСТ Р 1.16-2011 (пункт 6.1).

Эта работа предусмотрена правилами [11]

" Данный подраздел не распространяется на работу ПТК.

5.3.3 ТК рассматривает предложения об обновлении или отмене национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции данного комитета, в соответствии с ГОСТ Р 1.2—2020 (пункты 6.1.4. 6.1.6. 6.1.6.2. 8.5— 8.7) и ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 7.1.1). а также предложения об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 8.2.2).

Если членом профильного ТК является организация, ведущая секретариат смежного комитета, то эта организация обеспечивает рассмотрение предложения об обновлении или отмене стандартов членами смежного ТК. которые могут направить письма о нецелесообразности обновления или отмены этих стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 (пункт 8.6).

5.4    Участие в работах по межгосударственной и международной стандартизации'

5.4.1    Российский ТК при ведении секретариата МТК или российский ТК при представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) руководствуется положением о данном МТК и правилами, установленными в отношении работы МТК в ГОСТ 1.4, ГОСТ 1.2 и ГОСТ Р 1.8.

5.4.2    Российский ТК может участвовать в работе аналогичного технического комитета (подкомитета или рабочей группы) международной организации по стандартизации в соответствии с ГОСТ Р 57564 и Порядком участия ТК в разработке международных стандартов [2]. а также правил и рекомендаций по стандартизации [12)—(16].

5.5    Проведение экспертизы переводов на русский язык

5.5.1    ТК осуществляет экспертизу переводов на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств. которые относятся к области деятельности данного комитета, перед их регистрацией в Федеральном информационном фонде стандартов в качестве официальных переводов при разработке на основе этих стандартов (сводов правил) неэквивалентных им национальных стандартов Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.7 или неэквивалентных межгосударственных стандартов в соответствии с ГОСТ 1.3. в том числе при введении в действие на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов, разработанных другими странами.

Примечание — Если на основе переводов на русский язык указанных стандартов (сводов правил) разрабатывают гармонизированные с ними национальные или межгосударственные стандарты, то экспертизу этих переводов в ТК осуществляют в процессе экспертизы проектов данных национальных (межгосударственных) стандартов. проводимой в соответствии с ПОСТ Р 1.2.

5.5.2    Секретариат ТК организует экспертизу перевода в порядке, установленном в данном ТК. При этом в ТК может быть создана рабочая группа по рассмотрению перевода, оценке его аутентичности и однозначности понимания.

5.5.3    Секретариат ТК готовит экспертное заключение ТК на перевод, которое направляет автору данного перевода, а также в Федеральный информационный фонд стандартов.

6 Правила функционирования технического комитета по стандартизации**

6.1    Функции членов технического комитета по стандартизации

6.1.1    При проведении указанных в разделе 5 работ члены ТК выполняют свои функции в соответствии с принятыми обязательствами члена ТК. установленными в положении о данном комитете.

6.1.2    Члены ТК осуществляют связь с секретариатом ТК через своих полномочных представителей. которые направляют и получают корреспонденцию, доводят ее до руководства своей организации (органа власти) и готовят отзывы от своей организации (органа) как члена ТК.

6.1.3    Полномочные представители голосуют от имени члена ТК на очных и заочных заседаниях данного комитета. При необходимости право представления члена ТК на любом заседании комитета может быть временно передано другому лицу той же организации (органа). Соответствующее решение

‘ Данный подраздел не распространяется на работу ПТК.

Правила, установленные в настоящем разделе, за исключением правил, указанных в 6.3, распространены на функционирование ПТК.

оформляют документально, например в виде организационно-распорядительного документа, письма или доверенности.

6.2 Функции председателя, заместителя председателя и ответственного секретаря

технического комитета по стандартизации

6.2.1    Председатель ТК обеспечивает общее руководство работой комитета и осуществляет при этом следующие функции:

-    вырабатывает стратегию деятельности комитета;

-    утверждает перспективную программу работы ТК и вносимые в нее изменения (после их рассмотрения на заседании комитета);

-    организует работу ТК для выполнения задач, указанных в 3.1.2 и 3.1.3;

-    представляет ТК в федеральных и иных органах исполнительной власти (в том числе в федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации), других ТК, юридических лицах (в том числе в общественных объединениях), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, в международных и региональных организациях по стандартизации или иных занимающихся стандартизацией международных, региональных и национальных организациях;

-    проводит заседания ТК (если иное не установлено в положении о данном комитете);

-    организует проведение в ТК экспертизы проектов документов [10] и проектов других документов [1] и (или) определяет подкомитеты, к компетенции которых относятся данные проекты:

-    организует в ТК процесс достижения консенсуса при разработке национальных стандартов в соответствии с нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации [17);

-    организует работу по популяризации стандартизации в сфере, относящейся к компетенции ТК. в средствах массовой информации и обеспечивает при этом контроль достоверности и однозначности публикуемых сведений.

6.2.2    Заместитель председателя ТК содействует председателю комитета в решении задач, указанных в 3.1.2 и 3.1.3, выполняя отдельные поручения, а при необходимости (например, в отсутствии председателя ТК) исполняет указанные в 6.2.1 функции.

6.2.3    Ответственный секретарь ТК совместно с секретариатом (а при отсутствии секретариата единолично) осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности комитета в решении задач, указанных в 3.1.2 и 3.1.3, и выполняют следующие функции:

а)    подготовка предложений ТК в ПНС и актуализация перспективной программы работы ТК на основе предложений членов комитета и иных заинтересованных организаций и (или) органов власти;

б)    размещение проектов национальных и межгосударственных стандартов проектов изменений к ним в ФГИС и на сайте организации, выполняющей функции секретариата комитета, или на собственном сайте ТК. либо их рассылка членам ТК по электронной почте;

в)    проведение проверки соответствия проектов национальных и межгосударственных стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных и межгосударственных стандартах, которая осуществляется по правилам, установленным в ГОСТ Р 1.6-2013 (пункты 4.4. 6.5 и 6.6. подпункт 4.4.2);

г)    организация голосования по проектам стандартов (изменений к стандартам) и оформление проектов экспертных заключений ТК и мотивированных предложений об утверждении проектов национальных стандартов и проектов изменений к ним (представлении проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним на принятие) по ГОСТ Р 1.6-2013 (пункт 6.2 и приложение А) и ГОСТ Р 1.2—2020 (приложение Г);

д)    организация и проведение заседаний ТК (очных или заочных), а также оформление протоколов заседаний комитета.

е)    контроль за реализацией ПНС по тематике ТК и отчет о ее выполнении в соответствии с ГОСТ р 1.14—2017 (пункт 8.3):

ж)    контроль за реализацией перспективной программы работы ТК и отчет о ее выполнении перед членами ТК и федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

и)    ввод данных ТК в ФГИС;

к)    подготовка годового отчета о работе ТК;

л)    информационное и консультационное обеспечение членов ТК в части методологии стандартизации;

м)    контроль выполнения членами ТК своих обязанностей, установленных в положении о данном комитете, а в случае их невыполнения принятие мер. предусмотренных в 6.6.7;

н)    размещение информации о деятельности ТК на сайте организации, выполняющей функции секретариата комитета, или на собственном сайте ТК;

п)    выполнение иных работ, указанных в разделах 5 и 6 в отношении секретариата ТК. в том числе связанных с работой смежных ТК (см. 5.2.1.1—5.2.1.4);

р)    взаимодействие с другими ТК. юридическими лицами (в том числе общественными объединениями). зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории. международными и региональными организациями по стандартизации или иными занимающимися стандартизацией международными, региональными и национальными организациями.

Секретариат ТК и его ответственный секретарь комитета могут также осуществлять дополнительные функции, которые указаны в положении о данном комитете (при наличии).

6.2.4 Ежегодно ответственный секретарь ТК совместно с секретариатом (а при отсутствии секретариата единолично) готовит и до 1 февраля каждого года направляет членам данного комитета и в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации годовой отчет за работу ТК в предыдущем году, в котором приводит следующую информацию:

-    сведения об изменениях в составе ТК (обновленные сведения о членах комитета, об организации. ведущей его секретариат, председателе, его заместителе, ответственном секретаре);

-    сведения об изменениях в структуре ТК (обновленные сведения о подкомитетах, рабочих группах и т. л.);

-    сведения о наличии у ТК собственного сайта или страницы комитета на сайте организации, ведущей секретариат ТК;

-    обновленные сведения о национальных и межгосударственных стандартах, относящихся к компетенции ТК. а также о тех из них. которые разработаны или обновлены за последние 10 лет;

-    обновленные сведения о национальных и межгосударственных стандартах, относящихся к компетенции ТК и разработанных на основе международных и региональных стандартов, а также о тех из них. которые разработаны на основе тех версий международных и региональных стандартов, которые заменили новые издания;

-    результаты выполнения ПНС по тематике данного комитета за отчетный год (с указанием тем, источников финансирования и документов, разработанных и/или утвержденных в отчетном году, состояния работ на конец предыдущего года);

-    сведения за отчетный год об относящихся к компетенции ТК отмененных национальных и межгосударственных стандартах и о стандартах, действие которых приостановлено, о межгосударственных стандартах, действие которых прекращено в Российской Федерации в одностороннем порядке:

-    результаты работ по международной стандартизации в отчетном году, в том числе об участии ТК в работе аналогичного («зеркального») технического комитета ИСО (или МЭК) и об участии в этой работе российских экспертов, делегированных ТК.

-    сведения о заседаниях ТК (в том числе заочных), состоявшихся в отчетном году (о форме, месте и датах проведения, составе участников и принятых решениях, о размещении копий протоколов заседаний во ФГИС, на сайте или странице ТК);

-    выписку из ПНС на текущий год по тематике данного комитета (приложение к отчету);

-    перечень национальных и межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции ТК и подлежащих проверке в текущем году в области деятельности ТК (приложение к отчету);

-    предложения к плану работ международной организации по стандартизации в области деятельности ТК с указанием обозначений и наименований тем и текущих этапов их разработки (приложение к отчету в случае наличия таких предложений);

-    сведения о реализации перспективной программы работы ТК;

-    перечень относящихся к компетенции ТК национальных и межгосударственных стандартов, на которые в отчетном году сделаны ссылки в нормативных правовых актах (приложение к отчету):

-    сведения о наличии у председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря ТК и председателей, заместителей председателей, ответственных секретарей подкомитетов данного ТК сертификатов экспертов по стандартизации, подтверждающих их соответствие требованиям ГОСТ Р 1.17;

-    сведения о наличии жалоб (апелляций), связанных с работой ТК, и о принятых решениях по результатам их рассмотрения.

В годовом отчете ТК по усмотрению ответственного секретаря ТК может быть приведена иная информация о деятельности данного ТК в отчетном году (например, о проведении экспертизы про-

ектов сводов правил, технических регламентов, технических условий и/или стандартов организаций, о взаимодействии со смежными и другими ТК, в том числе об участии в проведении экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов, разрабатываемых в рамках этих комитетов).

Годовой отчет ТК подписывают председатель и ответственный секретарь данного комитета.

6.2.5’ По запросу федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации председатель ТК обязан предоставить необходимую информацию о деятельности комитета в течение 30 дней со дня получения такого запроса.

6.3 Функции подкомитетов и рабочих групп

6.3.1    Подкомитеты ТК выполняют функции, указанные в положении о данном комитете.

6.3.2    Члены подкомитета ТК выполняют свои функции в соответствии с принятыми обязательствами члена данного комитета, установленными в положении о ТК. Члены подкомитета ТК. которые не являются членами данного комитета, выполняют функции, указанные в положении о ТК.

Члены подкомитета ТК участвуют в его работе через своих полномочных представителей в соответствии с 6.1.2 и 6.1.3.

Председатель, секретариат и ответственный секретарь подкомитета ТК выполняют функции, указанные в положении о ТК.

6.3.3    Ежегодно секретариат подкомитета ТК готовит и до 20-го января каждого года направляет в секретариат ТК годовой отчет о работе данного подкомитета в предыдущем году, в котором приводит информацию, предусмотренную в 6.2.4 с учетом функций подкомитета, установленных в положении о ТК.

6.3.4    Для решения отдельных задач, в том числе по доработке проектов национальных и (или) межгосударственных стандартов и (или) проектов изменений к действующим стандартам, в составе ТК или подкомитета могут быть образованы рабочие группы из представителей различных членов данного комитета (подкомитета).

6.3.5    В состав рабочей группы могут быть привлечены лица и органы, указанные в 3.1.1, но не являющиеся членами ТК (подкомитета) и добровольно изъявившие желание участвовать в данной рабочей группе.

6.3.6    Решение о создании рабочей группы может быть принято председателем ТК (подкомитета) или на заседании комитета или подкомитета (см. 6.5.1). При этом устанавливают правила функционирования данной рабочей группы или положение о ней.

6.3.7    По решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации рабочие группы также могут быть образованы для решения задач по разработке национальных и межгосударственных стандартов и изменений к ним. объекты и (или) аспекты стандартизации которых относятся к области деятельности двух ТК и более, а также для участия в работах по международной стандартизации. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может установить правила функционирования данной рабочей группы или положение о ней.

6.4 Мониторинг деятельности технического комитета по стандартизации

6.4.1    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с привлечением института стандартизации осуществляет методическое руководство деятельностью ТК, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности ТК.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует участие ТК в разработке межгосударственных, международных, региональных стандартов и других документов по стандартизации, а также утверждает правила, устанавливающие методику оценки эффективности этой деятельности (18).

6.4.2    Институт стандартизации осуществляет.

-    научно-методическое обеспечение формирования и работы ТК. включая подготовку предложений по улучшению их работы;

-    содействие федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации в координации работ, проводимых различными комитетами при формировании ПНС и в процессе ее реализации;

В настоящем пункте реализован пункт 17 порядка создания, деятельности и ликвидации ТК. который установлен федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [8].

• предоставление на основе информационной системы в сфере стандартизации данных для мониторинга деятельности ТК. проводимого федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

-    подготовку предложений по закреплению фонда ПТК после их ликвидации за действующими ТК;

-    ведение секретариатов ПТК;

-    ведение реестра ТК и ПТК в ФГИС;

-    информационное и консультационное обеспечение членов ТК и ПТК. а также иных лиц в части методологии стандартизации;

-    назначение кураторов ТК.

Примечание — Если функцию по ведению секретариата ТК поручают институту стандартизации или иной организации, подчиненной федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, то куратора ТК не назначают, а его функции осуществляет ответственный секретарь ТК.

6.4.3    Кураторы института стандартизации осуществляют:

-    содействие соблюдению в курируемом ТК требований настоящего стандарта, других основополагающих национальных стандартов и правил стандартизации;

-    рассмотрение предложений курируемого ТК в ПНС и обеспечение координации планируемых работ комитета со смежными и другими ТК.

-    мониторинг реализации ПНС по тематике курируемого ТК;

-    содействие секретариату курируемого ТК в организации и проведении заседаний комитета;

-    содействие достижению в курируемом ТК консенсуса по проектам национальных и межгосударственных стандартов;

-    подготовку к утверждению (принятию) проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним. которые прошли экспертизу в курируемом ТК;

-    подготовку документов для введения межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции курируемого ТК. в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;

-    рассмотрение годового отчета курируемого ТК;

-    подготовку предложений по принятию мер. направленных на улучшение работы курируемого ТК;

-    популяризацию деятельности курируемого ТК путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации и на сайте института стандартизации в Интернет;

-    мониторинг иных публикуемых в средствах массовой информации сведений о деятельности курируемого ТК.

6.4.4    Информацию о работе ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. институт стандартизации и куратор ТК получают из годовых отчетов данного комитета (см. 6.2.4) и из ФГИС. а также путем непосредственного участия в заседаниях комитетов.

6.4.5    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации и институт стандартизации обеспечивают информационную поддержку деятельности ТК. в том числе путем предоставления доступа в ФГИС и к ресурсам Федерального информационного фонда стандартов с учетом порядка, установленного в ГОСТ Р 1.7.

6.5    Принятие решений при работе технического комитета по стандартизации

6.5.1    В процессе функционирования ТК основные решения (за исключением решений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации или лично председателем ТК) принимают члены комитета путем голосования на очных или заочных заседаниях данного комитета. При этом учитывают мнения подкомитетов ТК. высказанные на соответствующих заседаниях.

6.5.2    При организации и проведении заседаний ТК учитывают рекомендации, приведенные в приложении Г.

6.5.3    Решения ТК по всем рассматриваемым вопросам рекомендуется принимать на основе консенсуса с учетом интересов всех членов комитета. Если консенсус членов ТК не может быть достигнут, то решение комитета принимают большинством голосов членов ТК (не менее половины от принявших участие в голосовании без учета воздержавшихся при голосовании), за исключением голосования по проекту мотивированного предложения об утверждении проекта национального стандарта (представлении проекта межгосударственного стандарта на принятие), в отношении которого соблюдают правила достижения консенсуса [17].

Примечание — Под консенсусом подразумевается отсутствие неурегулированных мотивированных возражений по существу проекта национального стандарта.

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки........................................ 1

3    Общие положения...................................................................2

4    Правила создания технического комитета по стандартизации и проектного технического

комитета по стандартизации..................... 5

5    Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации......................11

6    Правила функционирования технического комитета по    стандартизации......................13

Приложение А (рекомендуемое) Типовое положение о техническом комитете

по стандартизации.......................................................20

Приложение Б (обязательное) Форма уведомления о приеме заявок на участие

в техническом комитете по стандартизации..................................23

Приложение В (обязательное) Форма заявки на участие в техническом комитете

по стандартизации ......................................................24

Приложение Г (рекомендуемое) Рекомендации по организации и проведению заседаний

технического комитета по стандартизации....................................25

Библиография.......................................................................27

6.6 Принятие решений по организационным вопросам в отношении технического комитета

по стандартизации

6.6.1    Область деятельности, структуру и состав ТК изменяют по решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

6.6.2    Для включения в состав ТК заинтересованное лицо (орган власти), указанное в 3.1.1, направляет в секретариат данного комитета письменную заявку по форме, приведенной в приложении В. Эту заявку рассматривают на заседании ТК. В случав положительного решения, принятого на заседании согласно 6.5.3, председатель ТК направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации данную заявку с соответствующим протоколом заседания комитета (выписку из этого протокола).

6.6.3    Для выхода из состава ТК член комитета направляет соответствующее заявление в секретариат ТК (для сведения) и в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации (для принятия решения), а для замены полномочного представителя — в секретариат ТК (для принятия решения).

6.6.4    Отказ председателя ТК или его заместителя от исполнения своих обязанностей должен быть согласован с организацией, ведущей секретариат этого комитета, или с иной организацией, которая выдвинула его кандидатуру при создании ТК. В случае согласования данного решения, которое осуществляют в течение 10 дней, или в ином обоснованном случае необходимости замены председателя ТК (его заместителя) эта организация может предложить федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации другую кандидатуру для исполнения обязанностей председателя ТК (его заместителя).

6.6.5    Организация, ведущая секретариат ТК. может предложить освободить ответственного секретаря от исполнения его обязанностей и предложить федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации другую кандидатуру для назначения ответственным секретарем.

6.6.6    Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может предложить обсудить кандидатуру нового председателя ТК. его заместителя или ответственного секретаря ТК на заседании соответствующего комитета.

6.6.7    При неоднократном (более трех раз) невыполнении членом ТК своих обязанностей, установленных в положении о данном комитете, секретариат ТК направляет ему предупреждение о необходимости соблюдения взятых на себя обязательств члена ТК.

Если член ТК и далее не выполняет свои обязательства, то председатель и/или секретариат комитета могут вынести на заседание ТК рассмотрение вопроса об исключении этого члена из состава комитета и на основании принятого решения направить соответствующее предложение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6.6.8    Решение об изменении состава ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает в течение 10 дней на основании письменных заявок заинтересованных организаций (органов власти), решений комиссии по апелляциям (в случае необоснованного отказа в приеме в члены ТК или в случав необоснованного исключения из состава комитета), письменного обращения председателя ТК. организации, ведущей секретариат комитета, или иной организации, которая выдвинула кандидатуру председателя ТК или его заместителя при создании комитета, при соответствующем положительном решении, принятом на заседании ТК (в том числе в случае его проведения согласно 6.6.6). При приеме новых членов ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации учитывает компетенцию кандидатов в области деятельности данного комитета, необходимость соблюдения принципа равного представительства сторон, проводя соответствующие консультации с институтом стандартизации.

6.6.9    Если секретариат ТК. председатель, его заместители и (или) ответственный секретарь комитета не выполняют свои обязанности, указанные в положении о данном ТК. и (или) нарушают правила, установленные в настоящем стандарте, то член этого комитета или институт стандартизации может обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с заявлением с просьбой принять меры по обеспечению надлежащей работы руководства ТК.

Если куратор ТК не выполняет свои обязанности, указанные в положении о данном комитете, то председатель ТК может обратиться в институт стандартизации с заявлением с просьбой заменить куратора ТК.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила создания и деятельности

Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization and project technical committees for standardization. Rules of organization and function

Дата введения — 2020—11—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает правила создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации (далее — ТК) и проектных технических комитетов по стандартизации (далее — ПТК). а также типовое положение о ТК.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины и сокращения, которые установлены и определены в действующих в Российской Федерации ТОСТ 1.1—2002 и ГОСТ Р 1.12.

1.2    Если область деятельности, принципы работы и (или) состав ТК. созданного до 1 ноября 2020 г., не соответствуют требованиям, установленным в 3.2—3.4, а положение о данном комитете — типовому положению о ТК. приведенному в приложении А. то эти противоречия должны быть устранены в течение одного года после введения в действие настоящего стандарта. В этот же срок в действующем ТК должна быть утверждена перспективная программа работы комитета, соответствующая требованиям

5.1.1 (при отсутствии у ТК данной программы на 1 ноября 2020 г.).

1.3    ПТК. созданные до 1 ноября 2020 г, должны быть преобразованы в ТК в теченио двух лет после введения в действие настоящего стандарта с соблюдением правил, установленных в разделе 4, или ликвидированы согласно 6.6.12—6.6.15.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

ГОСТ 1.3 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе применения международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.4 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ 1.6 Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, контроля за реализацией и внесения изменений и осуществления мониторинга реализации

ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

Издание официальное

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией

ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

ГОСТ Р 1.17 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования

ГОСТ Р 57564 Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001—96) 001 Общероссийский классификатор стандартов ОК 029 (КДЕС) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 034 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1    Цели создания и задачи технических комитетов по стандартизации и проектных

технических комитетов по стандартизации

3.1.1    ТК и ПТК создают для проведения работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации с участием и при сотрудничестве заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и объединения), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций.

3.1.2    Задачами ТК в области деятельности, относящейся к компетенции данного комитета, являются:

а)    участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля за реализацией этих программ (см. 5.1):

б)    проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам (см. 5.2.1 и 5.2.2);

в)    регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным комитетом национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации, а также межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 5.3.1);

г)    мониторинг применения закрепленных за данным комитетом предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов (см. 5.3.2); 2

д)    рассмотрение предложений об обновлении или отмене документов национальной системы стандартизации и действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов или предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации (см. 5.3.3);

е)    проведение экспертизы проектов сводов правил и подготовка экспертных заключений на эти проекты (см. 5.2.3);

ж)    проведение экспертизы проектов стандартов организаций и проектов технических условий в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [1];

и)    участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации (далее — МТК). который имеет общую область деятельности с данным российским ТК. в том числе для ведения секретариата МТК (см. 5.4.1);

к)    участие в работах аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных организаций по стандартизации (см. 5.4.2);

л)    участие в разработке международных и региональных стандартов в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (2);

м)    участие в формировании перечней стандартов (документов в области стандартизации), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов", и перечней стандартов (документов в области стандартизации), которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

н)    подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни";

п)    подготовка заключений о соблюдении (несоблюдении) условий применения международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, а также стандартов и сводов правил иностранных государств в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (5);

р)    проведение экспертизы переводов на русский язык международных и региональных стандартов. региональных сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств (см. 5.5):

с)    участие в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

Задачи, указанные в перечислениях и), к), л), с), ТК выполняет, если данные задачи возложены на него на основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании данного комитета.

Задачи, указанные в перечислениях ж), п), ТК выполняет в случае соответствующего обращения заинтересованных организаций.

Для ТК. объектом стандартизации которого являются общероссийские классификаторы, основной задачей является проведение экспертизы окончательных редакций проектов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и проектов изменений к ним.

3.1.3    На основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации ТК может решать задачи, не указанные в 3.1.2.

3.1.4    Задачами ПТК в области деятельности, относящейся к компетенции данного комитета, являются задачи, указанные в 3.1.2 в перечислениях а), б), г), е), ж), м), н), п), р).

" Формирование перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, осуществляется в соответствии с правилами стандартизации [3].

Подготовка такого заключения предусмотрена в пункте 4 статьи 44 Федерального закона «О техническом регулировании» (4J.

3.2 Область деятельности технического комитета по стандартизации и проектного

технического комитета по стандартизации

3.2.1    ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК. При этом для создаваемого комитета рекомендуется иметь аналог среди технических комитетов или подкомитетов международной или региональной организации по стандартизации или среди структурных подразделений иной международной организации, занимающейся стандартизацией.

Примечание — Согласно терминологии, принятой на международном уровне 8 соответствующем документе (6). международной организацией, занимающейся стандартизацией, именуют организацию, занимающуюся стандартизацией, деятельность которой в области стандартизации является общепризнанной и членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны.

3.2.2    В обоснованном случае может быть создан ТК. область деятельности которого не имеет аналога на международном или региональном уровне. В таком случае область деятельности российского ТК рекомендуется формировать на основе наименования раздела, группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов по OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001—96) 001 с учетом наименования соответствующего вида экономической деятельности по ОКВЭД2 ОК 029 или продукции по ОКПД2 ОК 034.

3.2.3    Область деятельности создаваемого ТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) ТК. В этой области деятельности ТК считается профильным (после принятия решения о создании этого комитета в соответствии с 4.3.1).

Консультации по определению и обоснованию области деятельности создаваемого ТК для недопущения дублирования с областями деятельности существующих ТК оказывает подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (далее — институт стандартизации).

3.2.4    Если отдельные объекты или аспекты стандартизации в области деятельности профильного ТК также относятся к областям деятельности других ТК, то такие комитеты считаются смежными с профильным ТК.

При взаимодействии профильного и смежных ТК должны быть соблюдены интересы каждого комитета. и это должно быть обеспечено при создании новых комитетов (см. 4.2.2). планировании работ по стандартизации (см. 5.1.1 и 5.1.2). проведении экспертизы проектов (см. 5.2). мониторинге применения предварительных национальных стандартов (см. 5.3.2) и рассмотрении предложений об обновлении или отмене стандартов (см. 5.3.3).

Решения, направленные на обеспечение взаимных интересов смежных ТК. принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.

3.2.5    Область деятельности ПТК ограничивают объектами или аспектами стандартизации проектов межгосударственных и (или) национальных стандартов, для экспертизы которых создают данный комитет в том случае, когда эти стандарты не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК (см. 4.4).

Примечание — ПТК гложет быть создан и в случае необходимости разработки одного национального или межгосударственного стандарта.

3.3 Принципы формирования и деятельности технического комитета по стандартизации

и проектного технического комитета по стандартизации

3.3.1 ТК и ПТК формируют, а созданные комитеты осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:

-    добровольного участия в ТК (ПТК) путем подачи соответствующих заявок и заявлений на выход из комитета;

-    соблюдения целей, задач и принципов стандартизации, установленных в статьях 3 и 4 федерального закона [7];

-    открытости и доступности информации о формировании ТК и о его работе, если отсутствуют ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации,

-    равного представительства сторон.

Примечание — Принцип равного представительства сторон не допускает возможности оказания влияния одного члена ТК на мнение других членов этого комитета, а также преобладание в ТК одной заинтересованной стороны по отношению к другой заинтересованной стороне.

3.3.2    Контроль за соблюдением принципов формирования и деятельности ТК и ПТК с учетом отраслевых или иных особенностей областей деятельности комитетов осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

3.3.3    Консультации по практическому применению принципов формирования и деятельности ТК и ПТК оказывает институт стандартизации.

3.4 Требования к структуре и составу технического комитета по стандартизации

и проектного технического комитета по стандартизации

3.4.1    В структуру ТК должны входить:

-    члены комитета;

-    секретариат ТК;

-    председатель ТК;

-    ответственный секретарь ТК.

При необходимости, в структуру ТК может быть включен заместитель председателя комитета при условии, что не рекомендуется включать в структуру более трех заместителей председателя ТК.

В случае представления в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующего обоснования в ТК может быть создан дополнительный коллегиальный орган, наименование. функции и правила принятия решений которого приводят в положении о данном комитете.

3.4.2    В качестве членов в состав ТК могут войти лица и органы, указанные в 3.1.1.

3.4.3    В каждом ТК должно быть не менее 10 и не более 100 членов комитета.

3.4.4    В структуре ТК могут быть выделены подкомитеты с определенной (более узкой, чем у комитета) областью деятельности, составом членов подкомитета, его секретариатом, председателем и ответственным секретарем. При этом не рекомендуется включать в состав подкомитета менее пяти и более 30 членов.

По предложению председателя ТК в состав подкомитета могут быть включены указанные в 3.1.1 лица и органы, которые не являются членами ТК. Их функции, права и обязанности устанавливают в положении о данном комитете. При этом такие члены подкомитета ТК не должны иметь права голоса при принятии решений ТК.

3.4.5    Структуру ПТК формируют в соответствии с 3.4.1 и 3.4.2.

В ПТК должно быть не менее пяти членов. При этом не рекомендуется включать в состав ПТК более 30 членов.

В структуре ПТК подкомитеты не выделяют, но могут быть образованы рабочие группы по отдельным направлениям деятельности ПТК. если в дальнейшем на основе ПТК может быть создан постоянно действующий ТК. а эти рабочие группы преобразованы в его подкомитеты.

4 Правила создания технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации*

4.1    Начало формирования технического комитета по стандартизации

4.1.1    Организация, проявившая инициативу по созданию ТК из числа лиц, указанных в 3.1.1, и готовая взять на себя ведение дел секретариата комитета, направляет заявку на создание ТК на бланке данной организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации вместе с уведомлением о приеме заявок на участие в ТК, оформленным в соответствии с приложением Б.

4.1.1.1    Заявка на создание ТК должна содержать предложение о создании комитета с соответствующим обоснованием, предложения по кандидатурам председателя ТК, его заместителя (заместителей). ответственного секретаря ТК и информацию, приведенную в приложении Б. а также информацию об объектах стандартизации (если для указания этой информации недостаточно наименования области деятельности ТК) и смежных комитетах.

4.1.1.2    При указании в заявке на создание ТК кандидатур председателя, его заместителя и ответственного секретаря ТК указывают занимаемые ими должности, ученые звания, опыт работы в области

'Положение настоящего раздела сформулированы в соответствии с пунктами 4—13 Порядка [8].

стандартизации и (или) в области деятельности ТК. а также иное обоснование их компетентности. При этом квалификацию кандидата в ответственные секретари ТК рекомендуется подтверждать наличием действующего сертификата соответствия требованиям, предъявляемым к экспертам по стандартизации и установленным в ГОСТ Р 1.17.

4.1.1.3    В уведомлении о приеме заявок на участие в ТК приводят перечень не менее 10 национальных и (или) межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать и (или) обновить в области деятельности данного комитета.

Примечание — Здесь и далее по тексту настоящего стандарта, где упоминаются национальные стандарты. под ними подразумеваются и предварительные национальные стандарты, за исключением тех случаев, когда говорится непосредственно о них.

4.1.1.4    В уведомлении о приеме заявок на участие в ТК учитывают, что срок приема заявок на участие в комитете должен быть 60 дней со дня размещения данного уведомления.

4.1.1.5    Организация, готовая взять на себя ведение дел секретариата ТК, должна в заявке на создание ТК привести следующие обязательства:

-    по обеспечению материальными и финансовыми средствами работы секретариата ТК;

-    созданию необходимых условий для исполнения ответственным секретарем и секретариатом ТК функций, указанных в 6.2.3;

-    созданию условий для проведения заседаний ТК.

4.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с привлечением института стандартизации рассматривает заявку на создание ТК в течение 15' дней со дня ее подачи и принимает решение о возможности создания ТК или об отклонении заявки.

4.1.2.1    Институт стандартизации проводит анализ целесообразности создания нового комитета с предложенной областью деятельности для исключения ее дублирования с объектами и аспектами стандартизации, относящихся к компетенции существующих ТК, и рекомендует согласиться на создание нового комитета или отклонить заявку на его создание.

4.1.2.2    Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, принятое в соответствии с 4.1.2. размещают на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в день принятия решения.

4.1.2.3    В случае принятия решения о возможности создания ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее семи дней со дня принятия такого решения размещает на своем официальном сайте в Интернете уведомление о приеме заявок на участие, подготовленное в соответствии с 4.1.1.

4.1.2.4    В случае принятия решения об отклонении заявки на создание ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации доводит это решение до сведения соответствующего заявителя в срок не позднее семи дней со дня принятия такого решения.

4.1.3 На основании уведомления о приеме заявок на участие в ТК в течение указанного срока лица и органы, указанные в 3.1.1 и заинтересованные в участии в данном комитете или исполняющие поручение вышестоящего органа государственного или корпоративного управления, направляют соответствующие заявки в организацию, готовую взять на себя ведение секретариата ТК по адресу, указанному в уведомлении.

4.1.3.1    В заявке на участие в ТК приводят предложение об участии в комитете с соответствующим обоснованием и другую информацию, указанную в приложении В.

4.1.3.2    При указании в заявке на участие в ТК сведений о своем полномочном представителе приводят фамилию, имя и отчество, занимаемую должность, ученое звание, номер сертификата соответствия эксперта по стандартизации (при наличии) и иную информацию об его квалификации и опыте работы в сфере стандартизации, а также номер его факсимильного аппарата и (или) телефона и адрес электронной почты.

4.1.3.3    При указании в заявке на участие в ТК информация о взаимосвязи заявителя с организацией. проявившей инициативу по созданию комитета, указывают информацию о том. является ли заявитель лицом, аффилированным (в том числе дочерним) или взаимозависимым по отношению к этой организации, в том числе лицом, принадлежащим к одной группе юридических лиц с данной организацией. либо являющимся учредителем или членом указанной организации.

Здесь и далее, где говорится о сроках проведения работ, учитывают все календарные дни. за исключением тех случаев, когда речь идет исключительно о рабочих днях.

4.1.3.4    Если отдельные объекты или аспекты стандартизации, относящиеся к области деятельности создаваемого ТК. также относятся к областям деятельности существующего ТК. то организация, ведущая секретариат смежного ТК. подает заявку на участие в создаваемом ТК, приводя соответствующее обоснование.

4.1.3.5    Если в пределах срока, установленного для приема заявок на участие в ТК, количество заявок не соответствует минимальному критерию, указанному в 3.4.3, то этот срок продлевают еще на 30 дней.

Если данное продление срока не обеспечивает соблюдение минимального критерия, указанного в 3.4.3, то допускается создание ПТК при условии соблюдения критерия, установленного в 3.4.5.

4.1.4 При соблюдении минимального критерия, указанного в 3.4.3. организация, готовая взять на себя ведение секретариата ТК, в течение 10 дней после окончания срока приема заявок на участие в ТК размещает на своем сайте в Интернете и направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки на участие в ТК с приложением следующего комплекта документов:

-    проекта положения о создаваемом ТК и пояснительную записку к этому проекту;

-    проекта перспективной программы работы создаваемого ТК;

-    перечня национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации на национальном уровне и относящихся к компетенции создаваемого ТК;

-    перечня международных и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого

ТК.

Примечание — При отсутствии указанных выше стандартов и других документов по стандартизации в сопроводительном письме приводят соответствующую информацию с указанием кодов области деятельности создаваемого ТК no OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001—96) 001.

4.1.4.1    Проект перспективной программы работы создаваемого ТК формируют на срок не менее трех лет начиная со следующего года после подачи заявки. При этом соблюдают требования к этой программе установленные в 5.1.1.

4.1.4.2    Проект положения о создаваемом ТК готовят на основе типового положения, форма которого приведена в приложении А. При этом в проект положения о создаваемом ТК могут быть включены дополнительные пункты, учитывающие особенности структуры этого ТК. в том числе обусловленные выделения в нем подкомитетов. Все дополнительные пункты должны быть перечислены и обоснованы в пояснительной записке к проекту положения о создаваемом ТК, а их содержание не должно противоречить требованиям настоящего стандарта.

4.1.4.3    При необходимости организация, готовая взять на себя ведение секретариата ТК. может высказать свое мнение о целесообразности включения или невключения в состав комитета отдельных заявителей с соответствующим обоснованием.

4.2 Завершение формирования технического комитета по стандартизации

4.2.1 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с привлечением института стандартизации рассматривает заявки на участие в ТК и комплект документов, указанный в 4.1.4, в течение семи дней со дня их поступления.

При формировании состава ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации руководствуется принципом равного представительства сторон и учитывает отраслевые и иные особенности области деятельности создаваемого комитета, а также статус и структуру корпоративных юридических лиц и (или) общественных организаций и их членов.

Примечание — Для соблюдения данного принципа нецелесообразно включение в состав ТК лиц. аффилированных (в том числе дочерних) или взаимозависимых по отношению к другому лицу, которое также подало заявку на участив в качестве члена этого комитета, то есть лиц. принадлежащих к одной группе юридических лиц, одно из которых является учредителем или членом организации, представленной в ТК в качестве члена, за исключением лиц. входящих в государственные корпорации, которые имеют отраслевую специфику и иные особенности области деятельности.

При необходимости федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может запросить у заявителя на участие в ТК дополнительные сведения, подтверждающие опыт его работы в отрасли, обоснованность и убедительность участия в работе ТК в качестве отдельного члена комитета.

ЗаменяетГОСТ Р 1.1.-2013