Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

Устанавливает методы испытания и процедуры для оценки устойчивости к кондуктивным импульсным помехам в оборудовании, установленном на пассажирских, легковых и грузовых транспортных средствах, оборудованных электрическими системами с номинальным напряжением питания 12 В и 24 В. В стандарте описываются стендовые испытания для создания и измерения импульсных помех. Стандарт распространяется на все виды дорожного транспорта независимо от системы, приводящей транспортное средство в движение (например, двигатель с искровым зажиганием, дизельный двигатель или электрический двигатель). Классификация функционального статуса характеристик для устойчивости к переходному режиму приведена в приложении А.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Процедура испытания

5 Описание испытательных приборов и технические условия

Приложение A (рекомендуемое) Пример степеней жесткости испытательного импульса, связанных с классификацией функционального статуса

Приложение B (обязательное) Оценка эмиссий в переходном режиме. Форма сигнала напряжения

Приложение C (обязательное) Процедура проверки генератора испытательных импульсов

Приложение D (справочное) Определение запасенной мощности генератора импульсов

Приложение E (справочное) Происхождение переходных режимов в электрической системе дорожного транспорта

Приложение F (справочное) Альтернативный метод испытания на переходном режиме, используя индуктивные нагрузки с электромеханическим переключением

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам (международным документам)

Библиография

 

48 страниц

Дата введения29.09.2015
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

29.09.2015УтвержденЕвразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации80-П
РазработанТехнический комитет по стандартизации № 53 Сертификация машиностроительной, металлургической, строительной продукции и услуг
РазработанРеспубликанское государственное предприятие Казахстанский институт метрологии

Road vehicles. Electrical disturbances from conduction and coupling. Part 2. Electrical transient conduction along supply lines only

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЕВРАЗИИСКИИ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(ЕАСС)

ГОСТ

ISO 7637-2-2015

EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION _(EASC)_

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Транспорт дорожный Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные

Часть 2

КОНДУКТИВНЫЕ ИМПУЛЬСНЫЕ ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ ПИТАНИЯ

(ISO 7637-2:2011, ЮТ)


Издание официальное

Минск

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации

Предисловие

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Спсдспим о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Республиканским государственным предприятием «Казахстанский институт метрологии» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям Республики Казахстан и Техническим комитетом по стандартизации № 53 «Сертификация металлургической, машиностроительной, строительной продукции и услуг»

2    ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

3    ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол 80-П от 29 сентября 2015 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 7637-2:2011 Road vehicles. Electrical disturbances from conduction and coupling. Pari 2. Electrical transient conduction along supply lines only (Транспорт дорожный. Электрические помехи, вызываемые проводимостью и соединением. Часть 2. Нестационарная электропроводимость только по линиям питания).

Международный стандарт ISO 7637-2:2011 разработан техническим комитетом 1ЭОЯС 22 «Транспорт дорожный». Подкомитет SC3 «Электрическое и электронное оборудование».

Перевод с английского языка (еп).

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных (государственных) органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств.

а) Коррекция импульсов

1 - осциллограф или аналогичное устройство; 2 - датчик напряжения; 3 - генератор испытательных импульсов; 4 - отсоединенное испытуемое устройство; 5 - заземляющая шина; 6 - замыкание на землю источника постоянного тока; максимальная длина для испытательного импульса от 3 до 100 мм; 7 - имитатор нагрузки (соединен с заземляющей шиной, если требуется); 8 - соединительный кабель, проходящий вдали от испытуемых выводов питания проверяемого устройства, чтобы избежать контакта; 9 - заземление имитатора нагрузки (если требуется).

Ь) Ввод импульсов

1 - осциллограф или аналогичное устройство; 2 - датчик напряжения (отсоединен); 3 - генератор испытательных импульсов; 4 - испытуемое устройство; 5 - заземляющая шина; 6 - замыкание на землю источника постоянного тока; максимальная длина для испытательного импульса от 3 до 100 мм; 7 - имитатор нагрузки (соединен с заземляющей шиной, если требуется); 8 - соединительный кабель, проходящий вдали от испытуемых выводов питания испытуемого устройства, чтобы избежать контакта; 9 - заземление имитатора нагрузки (если требуется).

Рисунок 2 - Схема проведения испытания на устойчивость к переходному режиму

A - блок источника питания; В - общий блок; С - конденсатор; L - индуктор; Р - блок для испытуемого устройства; R - резистор.

L

Рисунок 3 - Пример схемы эквивалента сети


Эквивалент сети должен выдерживать непрерывную нагрузку, соответствующую требованиям к испытуемому устройству.

Окончательные значения полного сопротивления |Zrb|. измеренные между блоками Р и В, в то время как блоки А и В замкнуты накоротко, приведены на рисунке 4. в виде функции частоты, допуская наличие идеальных электрических компонентов поля. Полное сопротивление эквивалента сети не должно отличаться более чем на 10 % от кривой, представленной на рисунке 4.

Основные характеристики компонентов указаны ниже:

-    индуктор: L=5 мкГн (катушка с воздушным сердечником);

-    внутреннее сопротивление между блоками Р и А: < 5 мОм;

-    конденсатор: 0=0,1 мкФ для рабочих напряжений 200 В переменного тока и 1500 В постоянного тока;

Рисунок 4 - Полное сопротивление |Zpb| как функция частоты от 100 кГц до 100 МГц (АВ замкнуты накоротко)


-    резистор: R=50 Ом.

|Zpb| - полное сопротивление, Ом; f— частота, Гц.

Эквивалент сети располагается на заземляющей шине. Общий блок на конце источника питания эквивалента сети соединяется с заземляющей шиной, как показано на рисунке 1, а), Ь) и с).

5.2    Шунтирующий резистор Rs

Шунтирующий резистор Rs (см. рисунок 1 а). Ь) и с)) имитирует полное сопротивление в других устройствах транспортного средства, которые соединены параллельно с испытуемым устройством, и не отсоединяются от него при помощи выключателя зажигания. Rs выбирается в соответствии со средним значением полного сопротивления электропроводки между отсоединенным блоком выключателя зажигания и землей с выключением, и задается производителем транспортного средства. При отсутствии технических условий следует использовать значение Rs=40 Ом. При использовании проводного резистора обмотка должна быть бифилярная (т е. с минимальным реактивным компонентом).

Примечание - Для имитации наихудшего состояния Rs может быть отсоединено.

5.3    Выключатель S

Выключающее устройство S должно располагаться так, как изображено на рисунке 1, а) и Ь). Если проводка между выключателем и нагрузкой имеет достаточную длину в транспортном средстве (несколько метров), то подходит схема для длительных импульсов. В противном случае целесообразнее использовать схему для коротких импульсов. В любом случае для измерения быстрых переходных режимов, которые могут вырабатываться путем срабатывания реле, подходит только схема для коротких импульсов.

Выключатель на стороне проверяемого устройства эквивалента сети активируется для измерения быстрых переходных режимов (fd* нс - мкс диапазон).

Выключатель на стороне источника питания эквивалента сети активируется для измерения медленных переходных режимов (fd* мс диапазон).

Учитывая, что выключатель S значительно влияет на характеристики помех от переходных процессов, выключающие устройства представлены следующим образом.

1) Для измерения высоких переходных напряжений (с амплитудой более 400 В) выключающее устройство должно представлять собой стандартный промышленный выключатель, который используется в транспортном средстве с испытуемым устройством. Если такого устройства нет. необходимо использовать автоматическое реле со следующими характеристиками:

-    максимально допустимая мощность отключения контактов: / = 30 А, непрерывная резистивная нагрузка;

-    материал контактов из серебра высокой степени очистки;

-    отсутствие подавления на контакте реле;

-    одно/двух позиционный контакт, электрически изолированный от катушки;

-    катушка с подавлением помех, вызванных переходными режимами (для минимизации эффекта на измеренные эмиссии при переходных напряжениях);

Примечание - Такое выключающее реле изнашивается при использовании и требует замены.

Ь) Однозначная оценка помех возможна только при использовании выключателя с воспроизводимыми свойствами. Для этой цели предлагается использовать электронный выключатель. Возможно, что амплитуды помех будут

выше, чем амплитуды, обычно встречающиеся в условных выключателях (дугообразование). Это следует учитывать при оценке результатов испытания. Электронный выключатель очень подходит для контролирования функции используемых подавителей. Для измерения более низких переходных напряжений (с амплитудами менее 400 В), такие которые производятся источниками с подавлением помех, вызванных переходными режимами, рекомендуется использовать выключающее устройство, представляющее собой электронный выключатель со следующими характеристиками:

-    номинальное напряжение: 1/Макс ^400 В при 25 А;

-    номинальный ток: /макс .=£ 25 А длительный; 100 А для 4fc1 с;

-    перепад напряжения: AUZ2 В при 25 А;

-    напряжение питания: см. таблицу 1;

-    время выключения: Ats = (300±60) нс при 13,5 В с эталонной нагрузкой R=0,6 Ом. L=50 мкГн (при 1 кГц);

-    триггер: внутренний и внешний;

-датчик напряжения: 1:100.

Выключатель должен выдерживать короткое замыкание.

В некоторые электронные выключатели может входить эквивалент сети в соответствии с 5.1 и рисунками 3 и 4 В этом случае можно обойти его и использовать внешний эквивалент сети.

Выключатель, выбранный для испытания, должен указываться в программе испытания и документально подтверждаться в отчете об испытаниях.

5.4    Источник питания

Источник бесперебойного электроснабжения должен иметь внутреннее сопротивление R, менее 0,01 Ом постоянного тока и полное внутреннее сопротивление ZfR, для частот менее 400 Гц. Выходное напряжение не должно отклоняться более чем на 1 В от минимальной к максимальной нагрузки (включая бросок пускового тока) и должно восстанавливать 63 % от своей максимальной амплитуды в пределах 100 мкс. Наложенное напряжение пульсаций Ur не должно превышать 0,2 В полного размаха. Если используется стандартный источник питания (с достаточной пропускной способностью по току) для имитации аккумулятора, важно также имитировать низкое полное внутреннее сопротивление аккумулятора.

При использовании аккумулятора может понадобиться, чтобы источник заряда достиг напряжения источника питания Ua (см. таблицу 1).

Примечание - Если испытание проводится при зарядке аккумулятора, необходимо минимизировать накопление газообразного водорода, чтобы избежать риска возникновения взрыва.

5.5    Измерительные приборы

Цифровой осциллограф или аналогичное оборудование для преобразования формы сигнала с датчиками напряжения должно использоваться в качестве измерительного оборудования со следующими параметрами:

-    ширина полосы: прямой ток - не менее 400 МГц;

-    скорость выборки: не менее 2 Г пробы в секунду (режим однократной выборки).

Характеристики датчика:

-затухание: 10/1 (100/1, при необходимости);

-    максимальное входное напряжение: 500 В (1000 В. при необходимости);

-    ширина полосы: постоянный ток - не менее 400 МГц;

-    входное полное сопротивление: Z £ 1 МОм при постоянном токе.

5.6 Генератор испытательных импульсов для испытания устойчивости

Генератор испытательных импульсов должен быть способен образовывать испытательные импульсы в режиме холостого хода, описанные в 5.6.1-5.6.4 при максимальном значении \Us\ Us должно регулироваться в пределах, указанных в таблицах 2-6.

Допуски на временной интервал (?) и внутреннее сопротивление (R,) должно быть ±20 %, если не указано иное.

Процедура проверки характеристик генератора и допусков описана в приложении С.

Примерные значения для оценки устойчивости устройств могут быть выбраны из таблиц А. 1, А.2 и А.З.

5.6.1 Испытательный импульс 1

Данное испытание представляет собой имитацию переходных режимов вследствие отключения питания от индуктивных нагрузок; оно применяется к проверочным устройствам, если, при использовании в транспортном средстве, оно остается соединенным напрямую и параллельно с индуктивной нагрузкой (см. рисунок Е.1 приложения Е).

Форма импульса представлена на рисунке 5.

Параметры указаны в таблице 2.

Рисунок 5 - Испытательный импульс 1

Параметры

Система с номинальным напряжением 12 В

Система с номинальным напряжением 24 В

Us

от минус 75 В до минус 150 В

от минус 300 до минус 600 В

R\

10 Ом

50 Ом

fd

2 мс

1 мс

tr

от 0,5 до 1мкс

от 1,5 до Змкс

f1a)

£0,5 с

fe

200 мс

f3b)

<100 мкс

a> f, выбирается таким образом, чтобы оно обозначало минимальное время, за которое испытуемое устройство правильно запускается перед применением следующего импульса, и имело значение £0,5 с.

ь> *з - минимальное возможное время между отключением источника питания и применением импульса.

5.6.2 Испытательные импульсы 2а и 2Ь.

Импульс 2а имитирует переходные режимы вследствие неожиданного перерыва в подаче тока в устройстве, соединенным параллельно с проверяемым устройством из-за индуктивности электропроводки (см. рисунок Е.2 а)).

Импульс 2Ь имитирует переходные режимы от двигателя постоянного тока, выступающего в роли генераторов после выключения зажигания (см. рисунок Е.2 Ь)).

Формы импульсов и параметры для этих испытательных импульсов указаны на рисунках 6 и 7 и в таблицах 3 и 4 соответственно.

Рисунок 6 - Испытательный импульс 2а

Параметры

Система с номинальным напряжением 12 В и 24 В

Us

от +37 до +112 В

R,

2 0м

и

0,05 мкс

tr

от 0,5 до 1мкс

fie)

от 0,2 до 5 с

а> Время повторения может быть коротким в зависимости от переключения. Использование короткого времени повторения уменьшает время испытания.

Рисунок 7 - Испытательный импульс 2Ь Таблица 4 - Параметры для испытательного импульса 2Ь

Параметры

Система с номинальным

Система с номинальным

напряжением 12 В

напряжением 24 В

Us

10В

20 В

R,

от 0 до 0,05 Ом

ta

от 0,2 до 2 с

fl2

(1±0,5) мс

tr

(1 ±0,5) мс

t6

(1±0,5) мс

5.6.3 Испытательные импульсы За и ЗЬ.

Эти испытательные импульсы являются имитацией переходных режимов, которые возникают в результате процессов переключения. На характеристики этих переходных режимов влияние оказывает распределенная емкость и индуктивность электропроводки (см. рисунок Е.З).

Формы импульсов и параметры для этих испытательных импульсов указаны на рисунках 8 и 9 и в таблицах 5 и 6 соответственно.

Рисунок 8 - Испытательный импульс За Таблица 5 - Параметры для испытательного импульса За

Параметры

Система с номинальным напряжением 12 В

Система с номинальным напряжением 24 В

Us

от минус 112 В до минус 220 В

от минус 150 В до минус 300 В

R,

50 Ом

и

(150±45) нс

(5±1,5) нс

tl

100 мкс

и

10 мс

ts

90 мс

и*

о

Рисунок 9 - Испытательный импульс ЗЬ

Параметры

Система с номинальным напряжением 12 В

Система с номинальным напряжением 24 В

Us

от +75 В до +150 В

от +150 В до +300 В

R,

50 Ом

td

(150±45) нс

tr

(5±1,5) нс

11

100 мкс

и

10 мс

ts

90 мс

5.6.4 Примечание по испытательным импульсам 4. 5а и 5Ь.

Испытательные импульсы 4, 5а и 5Ь были исключены из настоящего стандарта, т.к. они описываются в [1] и [2].

Приложение А

(информационное)

Пример степеней жесткости испытательного импульса, связанных с классификацией функционального статуса

А.1 Общая информация

В данном приложении приведены примеры степеней жесткости испытания импульсов, которые должны использоваться наряду с принципом классификации функционального статуса (FPSC), описанного в ISO 7637-1.

А.2 Классификация степеней жесткости испытания импульса

А.2.1 Предлагаемые минимальные и максимальные степени жесткости приведены в столбцах III и IV таблиц А.1 и А.2.

Выбранная степень и время испытания при этих значениях или значениях, находящихся между ними, выбираются по соглашению между производителем транспортного средства и поставщиком. В случаях, когда конкретные значения не указаны, рекомендуется использовать степени, выбранные из столбцов III и IV таблиц А.1 и А.2.

А.2.2 Электрическая система с номинальным напряжением 12 В.

Рекомендуемые степени даны в таблице А.1.

Таблица А.1- Примеры степеней жесткости испытания импульсов для системы с номинальным напряжением 12 В

Испытательный импульс3

Выбран

ная

степеньь

Степень жесткости испытания импульса Us*, В

Мин. кол-во импульсов или время испытания

Частота

следования

импульсов

IV

III

1/11

мин.

макс.

1

минус 150

минус

112

минус

75

500

импульсов

0,5 с

е

112

55

37

500

импульсов

0,2 с

5 с

10

10

10

10

импульсов

0,5 с

За

минус 220

минус

165

минус

112

1 ч

90 мс

100 мс

ЗЬ

150

112

75

1 ч

90 мс

100 мс

а Испытательные импульсы по 5.6.

ь Значения, согласованные между производителем транспортного средства и поставщиком оборудования.

с Амплитуды - это значения Us, как указано для каждого испытательного импульса в 5.6. d Предыдущие степени I и II пересмотрены, т. к. они не обеспечивают достаточную устойчивость в последующем проектировании дорожного транспортного средства.

в Максимальная частота следования импульсов должна выбираться таким образом, чтобы она обозначала минимальное время, за которое проверяемое устройство правильно запускается перед применением следующего импульса, и соответствовать >0,5 с._

Содержание

1    Область применения...................................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................................1

3    Термины и определения..............................................................................2

4    Процедура испытания.................................................................................2

5    Описание испытательных приборов и технические условия..............................7

Приложение А (рекомендуемое) Пример степеней жесткости испытательного

импульса, связанных с классификацией

функционального статуса.....................................................................17

Приложение В (обязательное) Оценка эмиссий в переходном режиме.

Форма сигнала напряжения........................................................19

Приложение С (обязательное) Процедура проверки генератора

испытательных импульсов..........................................................23

Приложение D (справочное) Определение запасенной мощности

генератора импульсов...............................................................26

Приложение Е (справочное) Происхождение переходных режимов в

электрической системе дорожного транспорта..............................29

Приложение F (справочное) Альтернативный метод испытания на переходном режиме, используя индуктивные

нагрузки с электромеханическим переключением.........................32

Приложение Д А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным

международным стандартам (международным документам).............43

Библиография..........................................................................................44

А 2.3 Электрическая система с номинальным напряжением 24 В. Рекомендуемые степени даны в таблице А.2.

5.6.

d Предыдущие степени I и II пересмотрены, т. к. они не обеспечивают достаточную устойчивость в последующем проектировании дорожного транспортного средства.

в Максимальная частота следования импульсов должна выбираться таким образом, чтобы она обозначала минимальное время, за которое проверяемое устройство правильно запускается перед применением следующего импульса, и соответствовать £0,5 с._


Таблица А.2 - Предлагаемые степени жесткости испытания импульсов для системы с номинальным напряжением 24 В

Испытатель

ный

импульс®

Выбран

ная

степень6

Степень жесткости испытания импульса U$В

Мин. кол-во импульсов или время испытания

Частота

следования

импульсов

IV

III

1/11

мин.

макс.

1

минус

600

минус 450

минус

300

500

импульсов

0,5 с

е

112

55

37

500

импульсов

0,2 с

5 с

20

20

20

10

импульсов

0,5 с

За

минус

300

минус 220

минус

150

1 ч

90 мс

100 мс

ЗЬ

300

220

150

1 ч

90 мс

100 мс

* Испытательные импульсы по 5.6.

ь Значения, согласованные между производителем транспортного средства и поставщиком оборудования.

с Амплитуды - это значения (Л, как указано для каждого испытательного импульса в

А.З Пример применения классификации функционального статуса с использованием степени жесткости испытания импульса

Пример степеней жесткости приведен в таблице А.З. Данная таблица может отличаться для каждого вида импульса и для электрических систем с номинальным напряжением 12 В и 24 В (степени из таблицы А.1 и А.2).

Т а б л и ц а А.З - Примеры степеней жесткости испытания импульса

Категория 1

Категория 2

Категория 3

L*

Степень IV

Степень IV

Степень IV

Ls,

Степень 1. II. Ill

Степень IV

Степень IV

La

Степень 1, II. Ill

Степень 1, II, III

Степень IV

Li,

Степень 1, II, III

Степень 1, II, III

Степень 1, II, III

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Транспорт дорожный Помехи кондуктивные, емкостные и индуктивные Часть 2

КОНДУКТИВНЫЕ ИМПУЛЬСНЫЕ ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ ПИТАНИЯ

Road vehicles. Electrical disturbances from conduction and coupling. Part 2. _Electrical    transient    conduction    along    supply    lines    only_

Дата введения -

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытания и процедуры для оценки устойчивости к кондуктивным импульсным помехам в оборудовании, установленном на пассажирских, легковых и грузовых транспортных средствах, оборудованных электрическими системами с номинальным напряжением питания 12 В и 24 В В настоящем стандарте описываются стендовые испытания для создания и измерения импульсных помех. Стандарт распространяется на все виды дорожного транспорта независимо от системы, приводящей транспортное средство в движение (например, двигатель с искровым зажиганием, дизельный двигатель или электрический двигатель).

Классификация функционального статуса характеристик для устойчивости к переходному режиму приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ISO 7637-1:2002 Road vehicles - Electrical disturbances from conduction and coupling - Part 1: Definitions and general considerations (Транспорт дорожный. Электрические помехи, вызываемые проводимостью и взаимодействием. Часть 1. Обозначения и общие положения).

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ISO 7637-1.

4 Процедура испытания

4.1    Общие положения

В настоящем стандарте приводятся методы для измерения переходной эмиссии на линиях питания и методы испытания для устойчивости устройств. Данные испытания являются стендовыми и проводятся в лаборатории.

Методы для проведения стендовых испытаний, некоторые из которых требуют использования эквивалента сети, дают результаты, сопоставимые между лабораториями.

Стендовые испытания для оценки устойчивости устройства к переходным процессам в линиях питания могут быть проведены при помощи генератора испытательных импульсов. Они могут не охватить все типы переходных процессов, которые могут произойти в транспорте; поэтому испытательные импульсы, описанные в 5.6, характерны для типичных импульсов.

В особых случаях может понадобиться применение дополнительных испытательных импульсов. Допускается, что некоторые испытательные импульсы можно опустить, если на устройство, в зависимости от его функции или его соединения, не оказывают влияние сопоставимые импульсные помехи в транспорте. Ответственность за определение испытательных импульсов, которые требуются для конкретного устройства, несет производитель транспортного средства.

4.2    Температура испытания и напряжение источника питания

Температура окружающей среды во время испытания должна быть (23±5) °С.

Напряжение источника питания должно быть в соответствии с таблицей 1. если другие значения не согласованы между пользователями настоящего стандарта, в этом случае такие значения должны быть документально подтверждены протоколом испытания.

Ua - напряжение источника питания определено в таблице 1, которое измеряется на выходе генератора импульсов.

Таблица 1- Напряжения источника питания

Напряжение источника питания. В

Система с номинальным напряжением 12 В

Система с номинальным напряжением 24 В

Ua

13.5±0,5

27±1

4.3 Испытание эмиссии при переходных напряжениях

4.3.1 Общие положения

В настоящем пункте определяется процедура испытания для оценки автоматических электрических и электронных компонентов для кондуктивной

эмиссии переходных процессов вдоль линий, питаемых и выключаемых от аккумулятора проверяемого устройства. Испытуемое устройство, которое считается потенциальным источником кондуктивных помех, должно испытываться в соответствии с процедурой, описанной в настоящем пункте.

Измерительное оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы на него не оказывала воздействие окружающая электромагнитная среда.

Метод испытания применяется для испытуемого устройства совместно или без внутреннего механического или электронного выключателя, вызывающего индуктивные нагрузки.

Переходные напряжения от источника помех, испытуемого устройства измеряются при помощи эквивалента сети для стандартизации полного сопротивления нагрузки на испытуемом устройстве (см. 5.1).

Все проводные соединения между эквивалентом сети, выключателем и проверяемым устройством должны находиться на (50±5) мм выше металлической заземляющей шины.

Размер кабеля выбирается в соответствии с реальной ситуацией в транспортном средстве, т. е. проводка должна быть способна выдерживать рабочий ток испытуемого устройства в соответствии с соглашением между производителем и поставщиком транспортного средства.

Заземление корпуса испытуемого устройства на заземляющую шину показывает установку транспортного средства и определяется в программе испытания.

Если в программе испытания не указано никаких требований, испытуемое устройство помещается на непроводящий материал на (50±5) мм выше заземляющей шины.

Напряжение источника питания Ua и напряжение помех должно измеряться (см. 4.3.2 и 4.3.3 для получения руководства по измерению), используя датчик напряжения (см. 5.5) и осциллограф или оборудование для получения формы сигнала.

Значения см. в приложении В.

Рабочие условия испытуемого устройства, необходимые в измерениях, - это выключение и применение разных рабочих режимов испытуемого устройства. Необходимые рабочие условия испытуемого устройства должны указываться в программе испытаний.

Примечание - Измерения при включении проводятся при необходимости.

Скорость выборки и уровень срабатывания выбираются таким образом, чтобы зафиксировать форму сигнала, показывающую полную продолжительность переходного режима, и с достаточной разрешающей способностью показать максимальные положительные и отрицательные переходные части.

Используя соответствующую скорость выборки и уровень срабатывания, амплитуда напряжения должна записываться при приведении испытуемого устройства в действие в соответствии с программой испытаний. Допускается фиксировать другие переходные параметры, такие как время установления, время затухания, продолжительность переходного состояния, и т. п. Если не указано иное, необходимо зафиксировать десять форм сигнала. Необходимо записывать только формы сигнала с максимальной положительной и отрицательной амплитудой (с их соответствующими параметрами).

Измеренный переходный режим определяется в соответствии с приложением В Вся соответствующая информация и результаты испытания записываются. Если это установлено программой испытаний, включают результаты оценки переходного режима с учетом требуемых рабочих характеристик, как указано в программе испытаний.

Испытание применяется к индуктивной нагрузке (например, электрический стеклоподъемник, сиденье с электрическим приводом регулировки, реле, зеркало с электроподогревом и т. д.) с большой индуктивностью или высоким током нагрузки, который соединяется с подачей питания на транспортное средство или на проверяемое устройство, который переключает такую индуктивную нагрузку.

Если индуктивная нагрузка характеризуется небольшой индуктивностью и низким током нагрузки и вызывается внутренним регулируемым напряжением (например, 5 В), которое изолировано от подачи питания на транспортное средство, испытание не проводят, если только оно не будет указано в программе испытаний.

4.3.2    Схема проведения испытания для длительных импульсов.

Схема проведения испытания описана на рисунке 1а).

Источник помех соединен через эквивалент сети с шунтирующим резистором Rs(cm. 5.2), выключателем S (см. 5.3) и подачей питания (см. 5.4).

Выключатель S представляет собой главный выключатель (например, выключатель зажигания, реле и т. д.), который подает питание на испытуемое устройство, и может располагаться на расстоянии нескольких метров от испытуемого устройства.

В случае с испытуемым устройством, имеющим механический иУили электронный выключатель, вызывающий индуктивную нагрузку, схема проведения испытания, описанная на рисунке 1а), применима к встроенным замкнутым выключателям испытуемого устройства (индуктивные нагрузки проверяемого устройства, снабжаемые энергией при размыкании выключателя S).

В зависимости от типа встроенного выключателя на испытуемом устройстве (реле, электронные выключатели, биполярные транзисторы с изолированным затвором (БТИЗ) и т. п.) возможно не обеспечивать контролируемое замыкание встроенного выключателя. Подробное состояние встроенного выключателя (выключателей) должно записываться в отчет об испытаниях.

Создающиеся при отключении от питания проверяемого устройства переходные режимы измеряют в момент размыкания выключателя S (выключатель S функционирует, чтобы образовать помехи от переходных режимов).

4.3.3    Схема проведения испытания для коротких импульсов.

Схема проведения испытания описана на рисунке 1Ь) для испытуемого устройства без встроенного выключателя.

Источник помех соединен через эквивалент сети с шунтирующим резистором Rs (см. 5.2), выключателем S (см. 5.3) и подачей питания (см. 5.4).

Переходные режимы, образуемые в результате отключения испытуемого устройства от питания, измеряются в момент размыкания выключателя S (выключатель S функционирует, чтобы образовать помехи от переходных режимов).

Размеры в миллиметрах

а) Схема проведения испытания эмиссии при переходных напряжениях для измерения длительных импульсов (мс-диапазон или длиннее)

Ь) Схема проведения испытания эмиссии при переходных напряжениях для измерения коротких импульсов (нс- и мкс-диапазон) для проверяемого устройства

без встроенного выключателя

Рисунок 1 - Схема проведения испытания эмиссии при переходных напряжениях для

измерения импульсов

Схема проведения испытания описана на рисунке 1с) для испытуемого устройства со встроенным выключателем.

Источник помех соединен через эквивалент сети с шунтирующим резистором Rs (см. 5.2) и подачей питания (см. 5.4).

В этом случае встроенный выключатель функционирует для образования помех от переходных режимов (выключатель S не нужен).

Переходные режимы, образуемые в результате отключения испытуемого устройства от питания, измеряются в момент размыкания встроенного выключателя (выключатель функционирует, чтобы образовать помехи от переходных режимов) с датчиком, присоединенным как можно ближе к клеммам испытуемого устройства.

Размеры в миллиметрах

1 - осциллограф или аналогичное устройство; 2 - датчик напряжения; 3 - эквивалент сети; 4 - испытуемое устройство (источник переходного режима); 5 - заземляющая шина; 6 - подача питания; 7 - заземление (длина <100 мм); Rs- шунтирующее сопротивление, как указано в 5.2; S - выключатель, как указано в 5.3; L/A- напряжение источника питания.

Примечание - Для А, В и Р см. рисунок 3.

а Факультативно со встроенным выключателем, вызывающим индуктивную нагрузку.

ь С внутренней нагрузкой и выключателем.

с) Схема проведения испытания эмиссии при переходных напряжениях для измерения коротких импульсов (нс и мкс-диапазон) для проверяемого устройства со

встроенным выключателем

Рисунок 1, лист 2

4.4 Испытание на устойчивость к переходному режиму

4.4.1    Расположение испытуемого устройства

Испытуемое устройство помещается на непроводящую опору с низкой диэлектрической проницаемостью (сг£1,4) толщиной (50±5) мм.

Заземление корпуса испытуемого устройства на заземляющую шину показывает установку транспортного средства, и определено согласно программе испытаний.

4.4.2    Расположение линий подачи питания.

Для испытательных импульсов За и ЗЬ выводы между зажимами генератора испытательных импульсов и испытуемого устройства должны быть выложены в прямую параллельную линию на опоре с низкой диэлектрической проницаемостью (ег£1,4) толщиной (50±5) мм, и иметь длину (500±100) мм.

4.4.3    Расположение имитатора нагрузки.

Рекомендуется установить имитатор нагрузки непосредственно на заземляющей шине. Если имитатор нагрузки имеет металлический корпус, то этот корпус должен быть соединен с заземляющей шиной.

Допускается имитатор нагрузки располагать рядом с заземляющей шиной (корпус имитатора нагрузки соединен с заземляющей шиной).

4.4.4    Схема проведения испытания.

Перед испытанием устройства устанавливается генератор испытательных импульсов (см. рисунок 2а) для образования конкретной полярности импульса, амплитуды, продолжительности и сопротивления без испытуемого устройства (см. 5.6). Пиковое напряжение Us устанавливается на требуемый уровень испытания с допусками 10 % и 0 %.

Далее проверяемое устройство подключается к генератору (см. рисунок 2Ь)), в то время как осциллограф отсоединен.

В зависимости от реальных условий функция проверяемого устройства может быть проверена во время и/или после применения испытательных импульсов.

Для правильной выработки требуемых испытательных импульсов может понадобиться включить и выключить питание. Переключение можно осуществить при помощи генератора испытательных импульсов, если источник питания является встроенным.

5 Описание испытательных приборов и технические условия

5.1 Эквивалент сети

Эквивалент сети используется в качестве эталонного стандарта в лаборатории вместо полного сопротивления электропроводки транспортного средства для определения поведения оборудования, электрических и электронных устройств. Пример схемы приведен на рисунке 3.