СССР
Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при
Совете Министров Союза ССР
Топливо для двигателей
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛЬТРУЕМОСТИ В ПРИБОРЕ АзН И И-ФТ-2Л
Engine fuel. Method of test for filtration by AzNII-FT-21 apparatus
ГОСТ9278-59
Метод, установленный настоящим стандартом, заключается в определении скорости фильтрации после прохождения 2 л топлива через фетровый фильтр площадью 100 мм2 под давлением 0,3 кгс1см2 в приборе АзНИИ-ФТ-2л.
Применение метода предусматривается в стандартах и технических условиях на топливо для двигателей.
Примечание. При приемке-сдаче на нефтеперерабатывающих заводах применяется метод фильтрования 40 л топлива через фетровый фильтр площадью 100 мм2 под давлением 0,3 кгс/см2.
1. АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
1. При определении фильтруемости топлива для двигателей применяют:
а) Прибор АзНИИ-ФТ-2л (черт. 1), изготовляемый по чертежам Института нефтехимических процессов Академии наук Азербайджанской ССР и состоящий из корпуса 10, изготовленного из нержавеющей стали марки Х23Н13 или Х23Н18 (ГОСТ 5632-61) или дуралюми-ния, крышки 6, крестовины 5, ниппеля 3, игольчатых вентилей 2 и 9, ниппеля 8у запорного вентиля //, изготовленных также из нержавеющей стали или дуралюминия, переходного ниппеля /2, фильтра 13, изготовленного из нержавеющей стали, ротаметра 14, изготовленного из бронзы, со шкалой от 0,1 л/мин до 0,8 л)мин, патрубков 15 и 16, изготовленных из медной трубки наружным диаметром 8 мм и толщиной стенки 1 мм, манометра 4 с верхним пределом измерения 1 кгс/см2, штатива 1 и воздушного фильтра 7.
б) Штамп для штамповки фетровых (войлочных) фильтров диаметром 24,8 мм.
в) Фильтры фетровые диаметром 24,8 мм, вырубленные при помощи штампа из фильтра топливозаправщика ТЗ-150-200 (фильтрационный тонкошерстный войлок с вискозой).
Внесен Академией наук Азербайджанской ССР
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов 22/X 1959 г.
Срок введения 1/VII 1960 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону. Перепечатка воспрещена
г) Прокладки шелковые диаметром 24,8 мм, вырезанные ножницами из шелковой прокладки фильтра топливозаправщика ТЗ-150-200 (полотно шелковое суровое арт. 1508—ГОСТ 5617-50).
д) Секундомер.
е) Измерительный сосуд — бутыль или склянка вместимостью 3 л с отметками 0,2; 1,0; 1,2; 2,0; 2,2; 2,9 и 3,0 л.
II. ПОДГОТОВКА к ИСПЫТАНИЮ
2. Отбор проб топлива для испытания
Пробу испытуемого топлива для определения фильтруемости
отбирают в стеклянную или алюминиевую посуду в количестве 5 л.
§ р
Ц 125
Ш |
. |
Резервуар
Л |
Si
1 |
2 3 |
1 |
Л |
|
WJ— |
А |
|
|
Черт. 2 |
Пробу топлива, находящегося в стационарном резервуаре, отбирают через специальное устройство (черт. 2), состоящее из медной трубки 1 с наружным диаметром 8 мм и толщиной стенки 1 мм, медного ниппеля 2 для перехода с 8 мм на */4* и вентиля 3 размером V4'.
Пробу топлива из железнодорожной цистерны, а также из резервуара, расположенного над поверхностью земли и необорудованного специальным устройством для отбора пробы, отбирают при помощи сифона, для образования которого берут U-образную алюминиевую или медную трубку, один конец которой опускают в топливо, а через другой топливо засасывают в посуду для отбора пробы.
Пробу топлива из резервуара, расположенного ниже поверхности земли, отбирают алюминиевым бидоном, подвешенным на алюминиевой или медной проволоке.
Пробу топлива дл я определения фильтруемости отбирают с нижнего уровня, предусмотренного ГОСТ 2517—60 для отбора проб соответственно из резервуаров или цистерн.
Примечание. При отборе проб топлива для определения фильтруемости не допускается применение каких-либо деталей или приборов, изготовленных из стали.
3. Подготовка прибора
По мере надобности проверяют герметичность прибора АзНИИ-ФТ-2л.
Для этого собранный прибор (черт. 1) через воздушный фильтр 7 наполняют сжатым воздухом до давления 0,5 кгс!см2 и проверяют герметичность всех соединений.
Подготовку прибора АзНИИ-ФТ-2л к проведению анализа производят следующим образом:
а) отвинчивают нижнюю часть фильтра 13 (черт. 1) и отделяют от системы ротаметр 14 вместе с патрубками 15 и 16\
б) открывают крышку 6 и тщательно промывают всю систему двумя литрами испытуемого топлива;
в) в чистый корпус 10 наливают испытуемое топливо и закрывают крышку 6;
г) подводят через воздушный фильтр 7 сжатый воздух к прибору;
д) при закрытом вентиле 11 устанавливают фетровый фильтр с шелковой прокладкой со стороны входа топлива в соединительную гайку фильтра 13 и завинчивают эту гайку вручную;
е) вентилями 2 и 9 устанавливают давление воздуха над испытуемым топливом 0,3 кгс/смг;
ж) температура топлива перед испытанием должна быть в пределах от 0 до 60“ С.
III. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
4. Открывают вентиль 11 и посредством давления воздуха 0,3 кгс/смг производят прокачку топлива через фильтр 13 в количестве 2 л.
Топливо, вытекающее из патрубка 16, собирают в измерительный сосуд.
Скорость фильтрования топлива определяют по ротаметру 14 при достижении уровня топлива в измерительном сосуде отметок 0,2 л (начальная скорость), 1,0 л (средняя скорость) и 2,0 л (конечная скорость).
Фильтрование топлива должно проводиться через плотно прилегающий фильтр.
О неплотном прилегании фильтра судят по постоянству показаний ротаметра в течение испытания — при достижении уровня топлива отметок 0,2 и 1,0 л и по отсутствию четкого кружка на шелковой прокладке фильтра.
При обнаружении неплотного прилегания фильтра испытание повторяют с новым образцом испытуемого топлива и другим фильтром.
За результат испытания принимают показание ротаметра в л!мин в момент, когда уровень топлива в измерительном сосуде достигнет отметки 2,0 л.
IV. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
5. Результаты двух параллельных определений (показаний ротаметра в л1мин при конечной скорости фильтрования) могут колебаться в следующих пределах:
0,06-0,10 0,1—0,2 0,2-0,5
Если результат испытания составляет 0,1 л!мин и менее, произво дят два новых испытания и за результат испытания принимают сред нее арифметическое результатов двух последних испытаний.
Замена
ГОСТ 2517-60 введен взамен ГОСТ 2517-52. ГОСТ 5632-61 введен взамен ГОСТ 5632-51.