Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить ГОСТ 34673.1-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электровозы, электропоезда, магистральные тепловозы с электрической передачей, магистральные газотурбовозы, маневровые тепловозы с электрической передачей, дизель-поезда и дизель-электропоезда, рельсовые автобусы, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм. Настоящий стандарт устанавливает методы контроля электротехнических параметров вышеуказанных типов тягового подвижного состава в целом, их систем и составных частей по показателям безопасности, установленным ГОСТ 31187, ГОСТ 31428, ГОСТ 31666, ГОСТ 33327 и национальными нормативными документами В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55364–2012 «Электровозы. Общие технические требования», ГОСТ Р 55434–2013 «Электропоезда. Общие технические требования», ГОСТ Р 56287–2014 «Газотурбовозы магистральные грузовые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования». государств, принявших настоящий стандарт

 Скачать PDF

 
Дата введения01.03.2021
Актуализация01.06.2021

Этот ГОСТ находится в:

Railway tractive rolling stock. Part 1. Inspection methods for parameters of electrical engineering

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

34673.1-

2020

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Часть 1

Методы контроля электротехнических параметров

Издание официальное

Ст1ндарт«Ф*Чм

2021

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2020 г. No 132-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004- 97

Код страны по МК (ИСО 3166)004 -97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

uz

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2020 г. No 871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34673.1-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2021 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случав пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ. оформление. 2020

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

5.8 Данные испытаний следует привести к расчетным условиям.

5.8.1    Характеристики и параметры ТПС. значения которых зависят от температуры нагрева элементов электрооборудования, следует приводить к расчетной температуре окружающей среды, принимаемой в соответствии с ГОСТ 33798.1-2016 (пункт 8.2.2), с учетом превышения их температуры нагрева относительно температуры окружающей среды, соответствующей установившемуся значению в расчетном (продолжительном) режиме движения ТПС.

5.8.2    Характеристики и показатели, зависящие от значения диаметра колес по кругу катания, следует приводить к расчетному значению диаметра, заданному в конструкторской документации на конкретный тип ТПС.

5.8.3    Характеристики и показатели ЭПС. зависящие от напряжения тяговой сети, должны быть приведены к номинальному напряжению тяговой сети бесконечной мощности с учетом алгоритмов работы электрооборудования конкретного типа ЭПС.

6 Требования к средствам измерений и испытательному оборудованию

6.1    Применяемые при испытаниях СИ должны быть утвержденного типа.поверены и иметь действующие свидетельства о поверке в соответствии с национальным законодательством1 об обеспечении единства измерений государств, принявших настоящий стандарт.

6.2    Для определения показателей при испытаниях рекомендуется использовать ИС. включающую в свой состав:

-    первичные преобразователи (датчики) напряжения в контактной сети с унифицированным электрическим выходным сигналом, соответствующим требованиям ГОСТ 26.011;

-    первичные преобразователи (датчики) тока, потребляемого ЭПС из контактной сети с унифицированным электрическим выходным сигналом; при этом они должны обеспечивать измерение величин тока до 10 кА постоянного тока с напряжением 4 кВ и до 1,2 кА переменного тока с напряжением 29 кВ и частотой 50 Гц;

-    другие первичные преобразователи (датчики) измеряемых величин с унифицированным электрическим выходным сигналом;

-    ИВК, соответствующий ГОСТ 26.203;

-    устройства, обеспечивающие бесперебойное питание элементов ИС при исчезновении напряжения питающей сети в процессе проведения измерений.

6.3    Измерительная система (ИС) должна обеспечивать квантованное по времени измерение и регистрацию на цифровых носителях информации измеряемых сигналов и величин. Частота квантования для каждого канала измерения ИВК должна быть выбрана из условия обеспечения точности измерений.

При монтаже измерительной схемы для уменьшения уровня помех рекомендуется применять для защиты от магнитных помех скрученные пары проводов, а для защиты от электромагнитных помех — коаксиальные кабели. Датчики, чувствительные к электромагнитным полям, допускается монтировать в местах, где при работе ТПС поля имеют достаточно малое значение для того, чтобы погрешность измерений не превысила допустимое значение, в чем необходимо убедиться до установки датчиков.

6.4    По устойчивости к воздействию климатических факторов оборудование ИС должно удовлетворять требованиям показателей назначения:

-    при температуре окружающего воздуха от 10 °С до 35 °С:

-    относительной влажности ниже 80 % при температуре окружающего воздуха 25 “С;

-    атмосферном давлении от 84.0 до 106.7 кПа.

6.5    По восприимчивости к механическим воздействиям компоненты ИС должны сохранять работоспособность в диапазоне частот от 1 до 40 Гц со среднеквадратическими значениями ускорений не более 1.3 м/с2.

6.6    ИС и/или все ее составные части должны пройти процедуру поверки в соответствии с национальным законодательствомоб обеспечении единства измерений государств, принявших настоящий стандарт.

6.7    Метрологические характеристики применяемой при испытаниях ИС приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Метрологические характеристики ИС

Наименование показателя

Основная погрешность. %. но более

Диапазон измерений

Интервал времени, с

0,25

От 50- 10-* до 8,64 • 104

Скорость движения, км/ч

0.5

От 2 до конструкционной скорости ТПС

Длина пути, м

1.0

Or 1 до 2.5 • 106

Ускорение (замедление) поезда, м/с2

2.0

От 0 до 3

Сила тяги (торможения). кН

1.5

От 0 до 1000

Напряжение, В

1.0

См. таблицу 4

Сила тока, А

1.0

См. таблицу 4

Частота напряжения (тока), Гц

0,25

См. таблицу 4

Температура, "С

Пределы абсолютной погрешности не более ± (2.0 + 0.023х) *С. где х — измеряемая величина

От минус 70 до плюс 1000

Скорость воздушного потока, м/с

5

От 0 до 10

6.8 СИ должны обеспечивать измерения величин токов, напряжений и частот в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 — Характеристики измеряемых величин

Наименование

показателя

Характеристика

Группа

1

II

III

Сила тока

Максимальное значение. А

2

От 5 до 4000

Диапазон изменения частоты основной гармоники. Гц

ОтО до 10000

От 0 до 500

Максимальное значение частоты в спектральном составе. Гц. не менее

10000

Напряжение

Максимальное значение, В

10

От 20 до 5000

70000

Диапазон изменения частоты основной гармоники. Гц

ОтО до 10000

От 0 до 500

От 48 до 52

Максимальное значение частоты в спектральном составе. Гц, не менее

10000

4000

6.8.1    Силу тока и напряжение группы (измеряемых величии допускается измерять без применения специальных датчиков при обеспечения гальванической развязки между силовыми (вспомогательными) цепями ЭПС с напряжением переменного тока относительно корпуса более 50 В или с напряжением постоянного тока относительно корпуса более 120 В и измерительными цепями.

6.8.2    Для измерения силы тока группы II измеряемых величин допускается применение измерительных шунтов, датчиков тока, принцип действия которых основан на использовании эффекта Холла, а также других типов первичных преобразователей силы тока, с точностью измерения в соответствии с таблицей 2.

6.8.3    Для измерения напряжений группы II допускается использование датчиков напряжения, принцип действия которых основам на использовании эффекта Холла, а также других типов первичных преобразователей напряжения. Тип датчика и добавочного резистора выбирают из типоразмерного ряда для обеспечения требуемой точности измерения.

6.8.4    Для измерения напряжения группы III необходимо использовать высоковольтный измерительный трансформатор напряжения или иные СИ с классом точности измерений не ниже 0,5.

6.9 Должна быть обеслечена гальваническая развязка между измерительными цепями и цепями управления ТПС с требуемой по ГОСТ 33798.1-2016 (пункт 8.1.12) прочностью изоляции.

7 Методы испытаний

7.1    Соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования

режимам работы тягового подвижного состава при номинальных, граничных

и нестационарных значениях напряжения источника питания

7.1.1    Функциональная работоспособность электрических систем и соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы ЭПС должна быть проверена во всем диапазоне питающих напряжений по ГОСТ 6962 или во всем диапазоне напряжений главного генератора (для ГДПС).

7.1.2    Проверку соответствия компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы по напряжению или току при номинальных, граничных и нестационарных значениях напряжения следует проводить прямыми или косвенными измерениями в движении на испытательном полигоне или на линиях железных дорог.

7.1.3    При испытаниях ЭПС следует обеспечить номинальные и граничные значения напряжения на токоприемнике в соответствии с ГОСТ 6962 (для электровозов и электропоездов переменного тока — в режиме тяги при сопротивлении системы электроснабжения до 30 Ом с соответствующим уменьшением мощности) и провести последовательную проверку предусмотренных для ЭПС режимов работы и их чередование.

7.1.4    При испытаниях следует регистрировать токи, напряжения и контролировать скорость движения ЭПС.

7.1.5    Нестационарные значения напряжения на токоприемнике следует обеспечить путем скачкообразного увеличения и уменьшения напряжения в тяговой сети внутри пределов уровней, указанных в ГОСТ 6962. Значение изменения напряжения следует определить экспертно из условия необходимости приведения системы управления ЭПС в режим отработки изменения напряжения и восстановления режима работы, предшествующего изменению напряжения. Обоснование выбора значения изменения напряжения (нестационарные значения) необходимо приводить в экспертном заключении.

7.1.6    На ЭПС необходимо экспериментально проверить работу электрооборудования при имитации отрывов токоприемника и при воздействии кратковременных перенапряжений, вызванных работой коммутационных аппаратов ТПС и тяговой подстанции. Экспериментальную проверку искрения полоза токоприемника следует проводить в соответствии с ГОСТ 32793-2014 (подраздел 5.3).

7.1.7    Кроме вышеперечисленного, испытания должны включать:

-    экспериментальную проверку правильности регистрации устройствами диагностики отказов элементов электрооборудования, создаваемых искусственным путем;

-    экспериментальную оценку работоспособности при кратковременном исчезновении и скачках напряжения тяговой сети.

7.1.8    При испытаниях ГДПС с электрической тяговой передачей проверку соответствия компонентов тягового электрооборудования режимам работы по напряжению или току при номинальных, граничных значениях напряжения следует проводить в процессе поездных испытаний; допускается часть экспериментов, когда не проверяется работа ТД. провести при нагружении силовой установки на нагрузочное устройство. При этом должна быть проверена работа тягового оборудования при максимальном значении напряжения как при штатной работе системы возбуждения тягового генератора и при его аварийном возбуждении (если это предусмотрено), а также проверено соответствие значения длительного тока длительной скорости движения автономного МВПС.

7.1.9    При наличии штатных средств отключения тяговых электродвигателей для этих же режимов должна быть выполнена проверка работы электродвигателей при отключении одного из них. Максимальные значения измеренных напряжений и токов элементов тягового электрооборудования не должны превышать нормативных значений.

7.1.10    Усредненное значение диаметра колесной пары по кругу катания должно быть определено методом подсчета числа оборотов колесной пары на измеренном участке пути экспериментального полигона, соответствующего нормативным документам2 государств, принявших настоящий стандарт, с

нормированными характеристиками погрешности в соответствии с таблицей 2. Допускается измерять диаметр колесной пары с использованием СИ утвержденного типа.

7.1.11    В буксовых узлах колесных пар. которые используются для определения характеристик и показателей ТПС. должны быть размещены импульсные датчики частоты вращения с числом импульсов от 24 до 300 за один оборот колеса.

7.1.12    Допускается использовать импульсные датчики, входящие в комплект оборудования ТПС. установленные в буксовых узлах, на валу ТД или в тяговом редукторе, а также иные СИ линейной и/или угловой скорости. В этом случае оценка соответствия датчиков установленным требованиям должна быть выполнена до начала испытаний в соответствии с методикой поворки ИС.

7.1.13    При использовании метода подсчета числа оборотов колеса на прямом мерном участке пути ТПС должен проехать мерный участок пути длиной LM, м, при средней скорости на участке не болев 50 км/ч и с поддержанием установившейся скорости движения без пробуксовок. При этом следует проводить подсчет числа оборотов соответствующей колесной пары nt п.

7.1.14    При использовании метода подсчета числа оборотов колеса на мерном участке пути усредненное значение диаметра колесной пары по кругу катания вычисляют диаметр D. мм. по формуле

0 = ^    (7.1)

Я»П. ,v

Оценивание погрешности косвенных измерений следует проводить по [2]. при этом погрешность измерения диаметра колесной пары допускается принимать равной погрешности измерения длины мерного участка пути.

7.1.15    Экспериментальное определение распределения нагрузок в режимах тяги и электродинамического торможения дляЭПС следует осуществлять следующим образом.

В заданных режимах тяги или электродинамического торможения следует обеспечить стационарные режимы и посредством ИВК осуществить от 20 до 50 вводов синхронных массивов мгновенных значений напряжения ис и токов якорей /я всех коллекторных тяговых двигателей или по одному из фазных токов и всех бесколлекторных тяговых двигателей с длительностью непрерывного цикла каждого ввода от 60 до 100 медля коллекторных тяговых двигателей и от 1000 до 1500 медля бесколлекторных тяговых двигателей. Кроме этого, синхронно с каждым вводом массива должно производиться измерение скорости движения v по сигналу буксового датчика вагона-лаборатории, а также контроль скольжения колесных пар для определения наличия боксования или юза. Для коллекторных ТД на электровозах постоянного тока средние токи на «СП»-соединении определяют по секциям.

Для коллекторных тяговых двигателей следует определить средние токи /„ 9 по якорям каждого тягового двигателя. Из всех токов якорей должны быть выбраны наибольшее и наименьшее значения /я тахи /я min. Относительное отклонение д/я, %. указанных величин от /я э вычисляют по формуле

±Д/    ,'й:-.100%.    /7 0)

"    'я    >    '    '    '

Для бесколлекторных тяговых двигателей вычисляют действующие значения фазных токов /ф. А

где к = 1.../V;

N — количество мгновенных измерений на периоде изменения мгновенного тока.

Необходимо определить средний по всем тяговым двигателям ток /ф э и из всех токов якорей выбрать наибольшее и наименьшее значения /ф тахи /ф mjn. Относительное отклонение л/ф, %, указанных величин от /ф 3 вычисляют по формуле

4Д/ф а/фа -100.    (7    4)

При анализе необходимо исключить результаты измерений, полученные при боксовании или юзе колесных пар.

7.1.16 Скорость движения v, км/ч. вычисляют по числу фронтов nv выходных импульсов датчика пути и скорости за интервал времени 7"и. с. или методом измерения интервала времени Т{< Ги, с. между первым и последним фронтами выходных импульсов датчика пути и скорости по формулам.

3.6 ■ х - D пг

(7.5)

юоо-м Na 2-т;

З.б-x-D К-1>

(7.6)

1000 p Na 2 -7) ■

где ц — передаточное число редуктора (при использовании датчика пути и скорости, установленного на оси колесной пары, принимаем ц = 1);

Nd — число выходных импульсов за один оборот датчика.

я-0 ЮОО ц А/а


/


(7.7)


7.1.17 Длину пути /, м. по числу импульсов датчика ТД п, от начала опыта до момента времени, соответствующего середине интервала времени Ти, вычисляют по формуле

7.1.18    При измерении скорости и длины пути допускается использовать датчики пути и скорости, соответствующие 7.1.11 и 7.1.12 и обеспечивающие возможность проведения измерения во всем диапазоне скоростей движения ТПС.

7.1.19    Для определения скорости движения ТПС и длины пути с целью исключения погрешности измерения, связанной с избыточным скольжением колесной пары в контакте колесо—рельс, датчик скорости должен быть установлен на колесную пару, не участвующую в реализации силы тяги или торможения ТПС. например, на оси колесной пары вагона-лаборатории.

7.1.20    Дискретность значений скорости движения должна быть не более 0.1 км/ч. длины пути — не более 1 м.

7.1.21    После приведения результатов к номинальным условиям электроснабжения и расчетному диаметру колесных пар необходимо построить диаграммы изменения скорости движения ЭПС. км/ч. в функции времени, с. и в функции длины пути. м. движения в режимах:

-    тяги (разгона) при различных уставках силы тяги;

-    электродинамического торможения при различных уставках силы торможения;

-    выбега.

7.1.22    Техническую среднюю скорость У1ех. кмЧ при движении по перегону вычисляют по формуле

3600-Ч


(7.8)


где Ln — длина перегона (значение длины пути / между двумя остановками поезда), км;

Тп — время хода по перегону, т. е. время, затраченное на прохождение перегона от момента трога-ния поезда до момента остановки, с.

7.1.23 Ускорение а и замедление b ТПС. м/с2, при помощи специализированных СИ непосредственно. либо определять косвенно как средние значения при изменении скорости движения МВПС от значения v1 до v2, км/ч. за время /,_2, с, вычисляют по формулам:


(7.9)


а


3.61,


(7.10)


3.6 -Г,


при этом время /,_2 не должно превышать 0.1 с при погрешности, указанной в таблице 2.

7.1.24    Средние значения силы тока и напряжения в электрических цепях необходимо определять методом прямого электрического измерения их мгновенных значений с использованием математических методов обработки данных.

7.1.25    При каждом измерении ИВК должен обеспечить квантованную по времени регистрацию мгновенных значений сигналов на интервале времени 7й. Если фиксируемый сигнал используется для определения энергетических показателей (мощностей, действующих или средних значений), то значение частоты квантования / должно отвечать 6.3.


7.1.26    Если регистрируемый сигнал используется только для определения значения частоты его основной гармоники, то частота квантованияГ должна превышать указанное в технической документации на ТПС максимальное значение частоты основной гармоники не менее чем в пять раз (см. 6.3).

7.1.27    При измерении допускается использование в ИВК аналогово-цифрового преобразователя с коммутируемым входом, выполняющим серию измерений мгновенных значений нескольких сигналов в некоторой последовательности, один за другим с интервалом времени 5f. При этом рекомендуется принимать момент времени измерения для всех сигналов одинаковым и равным моменту времени измерения первого из сигналов данной последовательности.

7.1.28    При измерении значений тока, напряжения и фазового смещения между ними, которые используются для определения электротехнических показателей, связанных с определением активной, полной или реактивной мощностей ЭПС. значение 51 не должно быть более 1.0 мкс.

7.1.29    Измеряемые сигналы должны быть представлены в виде упорядоченных массивов, состоящих из N мгновенных значений ип илиi„, где п = 0. 1. 2,..., N- 1 — порядковый номер значения в массиве, за период Т, основной гармоники, с. Каждый из зарегистрированных сигналов токов и напряжений.определенных за период7} функций напряжения и/или тока со стабильным шагом квантования (. следует представить в виде сигналов, квантованных по амплитуде и дискретных по времени. После этого вычисляют следующие электротехнические показатели по формулам.

- средние значения напряжений Ucp, В. и токов /ср, А

t N -1

ucosJJ L“"'    (7-11)

Л-0

(7-12)


(7.13)

(7.14)

(7.15)

(7.16)

(7.17)

(7.18)

- среднеквадратические (действующие) значения напряжений U. В. и токов /. А

-    средние мощности Р. кВт

p-wa-ZK-i.*

л-0

-    полные (кажущиеся) мощности S. кВА

S = 10 »(/•/;

-    реактивная мощность О. квар. в однофазной цепи

О = Vs2 - Р2;

-    коэффициент мощности в цепях переменного тока х. о. е.

- КПД q. о. е.. элементов электрооборудования или преобразователей, у которых входная мощность Р,. а выходная мощность Р2

4=4:    (7.19)

м

- коэффициент Knj, %. относительной пульсации тока

Кп| = Iм-~ У" -100.    (7.20)

'max * 'mm


где /тах. /тт — соответственно максимальное и минимальное мгновенные значения тока. А. * коэффициент Кпи, %. относительной пульсации напряжения


К.


100.


(7.21)


где "max' umin — соответственно максимальное и минимальное мгновенные значения напряжения. В.

7.1.30 В трехфазных цепях переменного тока величину активной, полной и реактивной мощности определяют как сумму соответствующих мощностей трех фаз. По 1-му варианту при определении активной мощности в трехфазных цепях без нулевого провода допускается применение измерительной схемы типа «два вольтметра — два амперметра», при которой определяют данную мощность в виде суммы произведения тока первой фазы на разность напряжений первой и третьей фаз и произведения тока второй фазы на разность напряжений второй и третьей фаз.

По 2-му варианту мощность на валу асинхронного ТД Рв вычисляют по формуле


Рп = _


J    J    ]    <cW

(,1-0    1-0    1-0


По-


(7.22)


где /д,. /в). /с> — мгновенные значения токов фаз А, В. С;

11^ U&. UCi — мгновенные значения напряжений фаз А. В. С;

I — номер измерения (изменяется от / = 0 до i = m); т — общее количество измерений за выбранное число периодов с интервалом 1(Г6 с: tm — время окончания измерения. tm = т • 10 е, с:

Ч0 — КПД ТД.

7.1.31    Регистрацию массивов данных измерений и вышеперечисленных расчетных показателей следует производить для различных уставок сил тяги и торможения в процессе движения ТПС в течение интервала времени Т с периодом отсчета Д7!

7.1.32    При проведении тяговых и энергетических испытаний для определения нормируемых интервалов времени необходимо обеспечить регистрацию моментов включения или выключения соответствующих электрических аппаратов или переключения сигналов системы управления.

7.1.33    ИВК должен обеспечить регистрацию мгновенных значений сигналов с указанной в таблице 2 точностью измерений.

7.1.34    Интервал времени между событием и соответствующим изменением логического состояния сигнала не должен превышать 50 мкс. Для асинхронного ТД интервал времени между событием и соответствующим изменением логического состояния сигнала не должен превышать 10 мкс.

7.1.35    ИВК не должен допускать ложной регистрации переключений и иметь защиту от дребезга контактов.

7.1.36    Измерение нагрева электрооборудования следует проводить в соответствии с ГОСТ 34673.2.

7.1.37    Мощность на валу ТД следует определять измерением токов и напряжений на входе ТД и расчетом с использованием характеристик КПД тягового двигателя, полученных по результатам стендовых испытаний для соответствующего режима работы при питании ТД от преобразователя (при его наличии) ТПС. Мощность вычисляется по 7.1.30.

7.1.38    Мощность Рд, кВт, на валу ТД в режиме тяги следует вычислять по формуле

Рп*\ Рi«.    <7-23>

где Цд — КПД тягового двигателя в соответствующем режиме работы, о. в.;

Р,д — мощность на входе ТД, кВт.


7.1.39 Мощность Рд. кВт. на валу ТД в режиме электродинамического торможения вычисляют по формуле


-Л-.


(7-24)


где Рх — мощность на выходе ТД, работающего в генераторном режиме, кВт.

7.1.40    Тяговую характеристику определяют в стационарных режимах движения на заданных скоростях по мере разгона ТПС во всем диапазоне скоростей его движения. При этом следует проводить одновременное измерение скорости движения, напряжения тяговой сети (для ЭПС). а также всех токов и напряжений на входах ТД для расчета мощности на валу ТД и других показателей, необходимых для идентификации режима работы ТД. Измерения и определение показателей следует проводить в соответствии с 7.1.15—7.1.31.7.1.37—7.1.39.

7.1.41    Касательная сила тяги на ободе колеса FK д, кН. должна быть определена на основании полученного массива данных для всех значений скорости движения ТПС и соответствующих им значений мощности на валу ТД по формуле


3-6 Л-Пт,


к.Д


(7-25)


где iit п — КПД тяговой передачи.

При трогании ТПС с места допускается использовать динамометрическую автосцепку: также допускается использовать вращающие моменты на валах ТД. вычисленные штатной системой управления бесколлекторными тяговыми двигателями.

7.1.42    Полученные в результате расчетов значения силы тяги FKa, кН. тока двигателя /д. А. и скорости движения V, км/ч. следует сопоставить с зависимостями силы тяги и тока двигателя от скорости. По полю точек должна быть проведена аппроксимирующая линия с величиной достоверности аппроксимации R2 не менее 0,9999. На одной диаграмме следует отобразить тяговые характеристики ТПС во всем диапазоне скоростей с указанием позиций (или зон) регулирования напряжения на ТД.

7.1.43    Экспериментальное определение тяговых характеристик электровоза или электропоезда следует проводить с использованием средних токов по якорям коллекторных ТД или действующих токов бесколлекторных ТД. вычисленных в соответствии с 7.1.15.

7.1.44    Для каждого из введенных массивов данных следует рассчитать усредненные значения мощности Ра, кВт. на зажимах каждого из тяговых двигателей:

- для коллекторных тяговых двигателей постоянного или пульсирующего тока


рд


Su


'як 'як 10 3Л1


(7-26)


где uah — напряжение на коллекторном тяговом двигателе. В; ink — ток якоря коллекторного тягового двигателя. А;

- для тяговых двигателей переменного тока


(7-27)


где рдА — активная мощность тягового двигателя переменного тока. кВт:


к = 1...Л7.


N— количество мгновенных измерений, соответствующих целому числу полупериодов напряжения в контактной сети.

7.1.45 По тем же массивам данных должны быть рассчитаны средние по всем тяговым двигателям значения (Уд э. В, и /я 3, А:


U - ~Ja/n дэ W,


(7-28)


_ т

Na '


где т - 1—А/д,

Л/д — количество тяговых двигателей.


7.1.46    По значениям мощностей на входах тяговых двигателей допускается рассчитывать мощность Рк. кВт ТПС на ободах колес:

р*=1рдш ПД ПТ.„,    (7.30)

гдет = ^...NЛ:

Пд — КПД двигателя в данном режиме по результатам стендовых испытаний с учетом пульсаций тока якоря, о.е.,

П,п — КПД тяговой передачи следует принимать по техническим условиям на редуктор, о. е.

3.6 Р

7.1.47    Силу тяги ТПС FK, кН. вычисляют по формуле

(7.31)

где и — скорость движения ТПС. км/ч.

7.1.48 Силу тяги ТПС F‘y кН. со среднеизношенными колесными парами вычисляют по формуле

(7.32)

Р F.D,

" D;

где D„ — фактический диаметр колес ТПС во время испытаний, м;

D'x — диаметр среднеизношенных колес ТПС, м.

v' =

7.1.49 Для ЭПС с коллекторными ТД измеренное значение скорости движения v’. км/ч. необходимо приводить к номинальному напряжению в контактной сети и среднеизношенным колесным парам следующим образом.

(7.33)

где и'да — напряжение на заданной ступени регулирования (зоне), приведенное к номинальному напряжению в контактной сети. В;

Я '


v' =


(7.34)


Ra — суммарное сопротивление обмоток якоря тягового двигателя при температуре 115 °С. Ом.

7.1.50 Для ГДПС скорость движения v\ км/ч. приводят к среднеизношенным колесным парам ТПС по формуле

7.1.51    Для ЭПС со стабильным напряжением в звене постоянного тока скорость движения к номинальному напряжению в контактной сети допускается не приводить.

7.1.52    Расчетные значения F\y\ /я а наносят на графиках F'K = /(и1) и/ = f[In э) и по полю точек следует провести усредненные линии. На графиках также следует указать точки, соответствующие токам (мощности) ТД в часовом и/или продолжительном режимах.

7.1.53    Рекомендуется аналогично с порядком, приведенным в 7.1.15—7.1.31, 7.1.37—7.1.39, регистрировать тяговые характеристики ТПС на промежуточных ступенях регулирования (зонах) напряжения. ступенях ослабления возбуждения или на промежуточных ступенях регулирования токов ТД или силы тяги.

7.1.54    Тормозную характеристику ТПС следует определять в процессе торможения с применением электродинамического тормоза во всем диапазоне скоростей движения. При этом следует производить одновременное измерение скорости движения, напряжения тяговой сети, а также всех токов и напряжений на входах ТД для расчета мощности на валу ТД и других показателей, необходимых для идентификации режима работы ТД. Измерения и определение показателей проводятся в соответствии с 7.1.16—7.1.31. 7.1.37—7.1.39.

7.1.55    Тормозную касательную силу на ободе колеса Вкд. кН. следует вычислять на основании полученного массива данных для всех значений скорости движения и соответствующих им значений мощности на валу ТД по формуле

(7.35)

7.1.56    Полученные значения тормозной касательной силы б( д. кН. тока ТД /д, А. и скорости движения v, км/ч. наносят на графикибкд = f(v) и /д = f{v) и по полю точек построят аппроксимирующую линию.

7.1.57    Токовую характеристику следует определять при движении ТПС в расчетных режимах тяги и электродинамического торможения во всем диапазоне скоростей движения. При этом следует проводить одновременное измерение скорости движения, напряжения и тока двигателей ТПС (или тяговых двигателей одной мотор-вагонной секции), а также напряжения, тока вспомогательных цепей и других показателей, необходимых для идентификации режима работы ТД. Измерения и определение показателей следует проводить в соответствии с 7.3 и 7.4.

7.1.58    Значение тягового тока ЭПС постоянного тока /9, А. на основании массива данных для всех значений скорости движения и соответствующих им значений тока, потребляемого на тягу.вычисляют по формуле

г^-Ю3.    (7.36)

где Рс — мощность, потребляемая ЭПС. кВт;

Рвц — мощность, потребляемая вспомогательными цепями ЭПС. кВт.

Uc — напряжение тяговой сети. В.

7.1.59    Значение действующего тягового тока ЭПС переменного тока /э, А. вычисляют на основании массива данных для всех значений скорости движения и соответствующих им значений тока по формуле

3,    (7.37)

где Sc — полная мощность, потребляемая ЭПС. кВА;

SB ц — полная мощность, потребляемая вспомогательными цепями, кВА.

7.1.60    Действующее значение активного тока ЭПС переменного тока /за. А. потребляемого на тягу.вычисляют на основании массива данных для всех значений скорости движения и соответствующих им значений потребляемого на тягу тока ЭПС по формуле

(7.38)

где Рса — активная мощность, потребляемая ЭПС. кВт,

Рвц а — активная мощность, потребляемая вспомогательными цепями. кВт.

7.1.61    Полученные в результате расчетов значения токов ЭПС /3. /эа, А. и скорости движения v, км/ч, следует нанести на диаграммы /3 = fl>) и /э а = f{v) и по полям точек построить аппроксимирующие линии.

7.1.62    При испытании ТПС. от электрических цепей которого производится электроснабжение прицепных вагонов, необходимо измерять и вычитать мощность этого электроснабжения из общей входной мощности электровоза.

7.1.63    Внешнюю характеристику преобразователя следует определять в процессе разгона или торможения ТПС во всем диапазоне скоростей движения. При этом следует проводить одновременные измерения скорости движения, напряжения тяговой сети, действующих значений тока и напряжения на выходе тягового преобразователя и тока ТД. необходимых для идентификации режима работы ТД. Измерения токов и напряжений на входах и выходах тягового трансформатора и преобразователя следует проводить в соответствии с 7.4. а также ГОСТ 33323-2015 (подразделы 4.5 и 7.4: для преобразователя) и ГОСТ 33324-2015 (раздел 11; для тягового трансформатора).

7.1.64    Массив значений напряжения на выходе преобразователя и тока ТД следует нанести на диаграмму U = /(/д) и по полю точек провести аппроксимирующую линию.

7.1.65    Экспериментальное определение зависимости выпрямленного напряжения на зажимах коллекторного тягового двигателя или на входе инвертора бесколлекторного тягового двигателя Ua от выпрямленного тока двигателя /я (внешней характеристики преобразователя) в режимах тяги и электродинамического рекуперативного торможения выполняют с учетом требований ГОСТ 33323-2015

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................2

4    Проверяемые показатели..............................................................4

5    Порядок проведения испытаний и обработки данных.......................................7

6    Требования к средствам измерений и испытательному оборудованию.........................8

7    Методы испытаний...................................................................10

7.1    Соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам

работы тягового подвижного состава при номинальных, граничных и нестационарных значениях напряжения источника питания............................................10

7.2    Защита от недопустимого скольжения при боксовании в режиме тяги и юзе в режиме

электродинамического торможения.................................................20

7.3    Энергоэффективность тягового подвижного состава...................................22

7.4    Соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам

работы тягового подвижного состава при переходных процессах.........................24

7.5    Ограничение силы электродинамического торможения.................................24

7.6    Электрическая прочность изоляции электрических цепей...............................25

7.7    Защитное заземление............................................................26

7.8    Недоступность открыто установленных токоведущих частей электрооборудования

без изоляции для людей, находящихся на посадочной платформе.......................26

7.9    Исключение доступа к силовому оборудованию, расположенному в высоковольтной камере

и шкафах, при наличии напряжения на токоприемнике и исключение возможности подъема токоприемника при открытых дверях высоковольтных камер и шкафов....................28

7.10    Недоступность токоведущих частей, подключенных к электрооборудованию, способному

удерживать электрическую энергию после отключения................................29

7.11    Расстояние от сетчатых ограждений токоведущих частей электрооборудования

до токоведущих частей без изоляции (при наличии сетчатых ограждений)................29

7.12    Величина входного реактивного сопротивления электроподвижного состава..............29

7.13    Резервирование питания вспомогательного электрооборудования.......................31

7.14    Скорость изменения ускорения или замедления движения при автоматическом управлении

(кроме аварийных режимов и экстренного торможения)...............................32

7.15    Автоматическое замещение электродинамического торможения фрикционным при истощении

или отказе электродинамического (при его наличии) торможения.......................32

7.16    Блокирование исполнения команды изменения направления движения при нахождении

контроллера машиниста в одной из рабочих позиций.................................32

7.17    Недопустимость приведения в движение при заблокированных органах управления

движением на пульте управления..................................................32

7.18    Недопустимость приведения в движение при нахождении органов управления направлением

движения в нейтральном положении...............................................33

7.19    Блокировка устройств управления токоприемниками при подаче напряжения питания

от внешних источников..........................................................33

7.20    Отношение аэродинамической составляющей нажатия полоза токоприемника на контактный

провод к статическому нажатию (для электроподвижного состава с конструкционной скоростью более 160 км/ч)........................................................33

7.21    Допустимое снижение напряжения в бортовой сети дизельного подвижного состава при пуске

первичного двигателя............................................................34

8    Охрана труда при проведении испытаний................................................34

Приложение А (справочное) Примеры принципиальных схем электровозов постоянного тока

с высоковольтными индуктивно-емкостными фильтрами.......................36

Библиография.......... 37

(подразделы 4.5 и 7.4; для преобразователя) и ГОСТ 33324-2015 (раздел 11: для тягового трансформатора).

7.1.66    В режиме тяги необходимо осуществить разгон поезда при ручном или автоматическом управлении с увеличенным на 25 %—50 % по сравнению с номинальным током (силой тяги) двигателя до достижения высшей зоны регулирования напряжения тягового преобразователя, которое следует контролировать по напряжению на выходе преобразователя. Дальнейший разгон ЭПС по естественной характеристике вплоть до максимальной скорости следует регулировать изменением тормозной силы вспомогательного локомотива.

7.1.67    Допускается достигать скорость начала электродинамического рекуперативного торможения посредством разгона поезда при помощи вспомогательного локомотива. Испытываемый электровоз или электропоезд следует переводить в режим электродинамического торможения на заданной ступени (зоне) регулирования. Постепенное снижение скорости при поддержании заданной ступени (зоны) регулирования обеспечивают изменением тока ТД испытываемого электровоза или электропоезда и уменьшением силы тяги вспомогательного локомотива. Режим движения поезда следует контролировать по значению напряжения на выходе тягового преобразователя.

7.1.68    По мере разгона (замедления) поезда должны быть обеспечены стационарные режимы тяги (электродинамического торможения) в соответствии с 7.2.6.

7.1.69    При испытаниях ЭПС переменного тока для каждого из введенных массивов данных вычисляют усредненные значения:

- действующее значение напряжения на токоприемнике Uc. В

Uc‘<jrTT-    (7.39)

где к= 1 ...N.

N — число мгновенных измерений, соответствующих целому числу полулериодов сетевого напряжения;

2Ы.


U.


(7.40)


ср


N


- величины напряжения Ua, В. и тока /И9, А. для каждого из ТД пульсирующего тока


U.


(7.41)


N


(7.42)


- среднее значение напряжения на токоприемнике Ucp. В

Напряжение U'R, В. следует приводить к номиналыюму напряжению на токоприемнике ЭПС переменного тока по формулам:

1 -


U' ~Un +U,rn д д т.ср


(7.43)


- для режима тяги

где Ucp„ — среднее номинальное значение одной полуволны напряжения на токоприемнике, равное 22500 В;

Ur ср — среднее номинальное напряжение вторичной обмотки тягового трансформатора данной ступени регулирования (зоны), В. равное

Ч.ср = °'9U, °°s «о-    (7-44>

где UT — номинальное напряжение вторичной обмотки тягового трансформатора данной ступени регулирования (зоны). В;

а0 — начальный угол регулирования выпрямленного напряжения на выходе выпрямительно-инверторного преобразователя, эл. град.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Часть 1

Методы контроля электротехнических параметров

Railway tractive rolling stock. Part 1. Inspection methods for parameters of electrical engineering

Дата введения — 2021—03—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электровозы, электропоезда.магистральные тепловозы с электрической передачей, магистральные газотурбовозы. маневровые тепловозы с электрической передачей, дизель-поезда и дизель-электропоезда, рельсовые автобусы, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожным путям шириной колеи 1520 мм. Настоящий стандарт устанавливает методы контроля электротехнических параметров вышеуказанных типов тягового подвижного состава в целом, их систем и составных частей по показателям безопасности, установленным ГОСТ 31187. ГОСТ 31428. ГОСТ 31666. ГОСТ 33327 и национальными нормативными документами1* государств, принявших настоящий стандарт.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.106 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.019 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 26.011 Средства измерений и автоматизации. Сигналы тока и напряжения электрические непрерывные входные и выходные

ГОСТ 26.203 Комплексы измерительно-вычислительные. Признаки классификации. Общие требования

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2582-2013 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 6376 Анемометры ручные со счетным механизмом. Технические условия

ГОСТ 6962 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 13837 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 26567-85 Преобразователи электроэнергии полупроводниковые. Методы испытаний

ГОСТ 31187-2011 Тепловозы магистральные. Общие технические требования

Л В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55364-2012 «Электровозы. Общие технические требования». ГОСТ Р 55434-2013 «Электропоезда. Общие технические требования», ГОСТ Р 56287-2014 «Газотурбовозы магистральные грузовые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования».

Издание официальное

ГОСТ 31428-2011 Тепловозы маневровые с электрической передачей. Общие технические требования

ГОСТ 31666-2014 Дизель-поезда. Общие технические требования

ГОСТ 32204-2013 Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 32793-2014 Токосъем токоприемником железнодорожного электроподвижного состава. Номенклатура показателей качества и методы их определения

ГОСТ 33322-2015 (IEC 61991:2000) Железнодорожный подвижной состав. Требования к защите от поражения электрическим током

ГОСТ 33323-2015 (1ЕС 61287-1:2005) Преобразователи полупроводниковые силовые для железнодорожного подвижного состава. Характеристики и методы испытаний

ГОСТ 33324-2015 (IEC 60310 2004) Трансформаторы тяговые и реакторы железнодорожного подвижного состава. Основные параметры и методы испытаний

ГОСТ 33327-2015 Рельсовые автобусы. Общие технические требования ГОСТ 33597-2015 Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний

ГОСТ 33798.1-2016 (IEC 60077-1:1999) Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и технические условия

ГОСТ 33798.3-2016 (IEC 60077-3:2001) Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 3. Автоматические выключатели постоянного тока. Общие технические условия

ГОСТ 33798.4-2016 (IEC 60077-4.2003) Электрооборудование железнодорожного подвижного состава. Часть 4. Выключатели автоматические переменного тока. Общие технические условия

ГОСТ 34673.2 Тяговый подвижной состав железнодорожный. Часть 2. Методы испытаний по защите при аварийных процессах и по измерению нагрева электрооборудования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации. метрологии и сертификации (wvw.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    внешняя характеристика преобразователя: Функция, показывающая зависимость напряжения на выходе тягового преобразователя от тока нагрузки.

3.1.2 _

измерительная система: ИС: Совокупность средств измерений и других средств измерительной техники, размещенных в разных точках объекта измерения, функционально объединенных с целью измерений одной или нескольких величин, свойственных этому объекту.

[[1]. пункт 6.3)

3.1.3

конструкционная скорость тягового подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

[ГОСТ 34056-2017. пункт 3.2.42)

3.1.4

контроль: Проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. [ГОСТ 16504-81. пункт 81)


3.1.5    первичный двигатель ГДПС: Бортовой газотурбинный или дизельный двигатель, вырабатывающий механическую энергию вращения, передаваемую электрической передачей к тяговым двигателям.

3.1.6    переходный процесс: Изменение режима работы электрической системы, когда токи и напряжения переходят к их новым значениям, удовлетворяющим новым условиям работы.

3.1.7    продолжительный режим ТПС: Режим работы, при котором нагрузка наибольшим током электрооборудования ТПС в течение неограниченного времени при номинальном напряжении на токоприемнике (для ЭПС) или на главном генераторе (для ГДПС) и вентиляции, соответствующей этому режиму, не вызывает предельно допустимых температур его электрооборудования.

3.1.8    среднеизношенная колесная пара: Колесная пара ТПС, имеющая диаметр, равный среднеарифметической величине максимального и минимально допустимого диаметров ее колес по кругу катания.

3.1.9    токовая характеристика: Функция, показывающая зависимость тока всех тяговых двигателей ТПС (или тяговых двигателей одной моторвагонной секции) от скорости движения в режимах тяги и электродинамического торможения.

3.1.10    тормозная характеристика: Функция, показывающая зависимость силы электродинамического торможения на ободе колеса ТПС от скорости движения для расчетного режима регулирования силы электродинамического торможения на всех фиксированных позициях регулирования (при их наличии).

3.1.11

тяговая характеристика: Зависимость суммарной силы тяги тягового подвижного состава на ободе движущих колес от скорости движения для всех режимов работы.

[ГОСТ 34056-2017. пункт 3.2.112]

3.1.12    тяговый подвижной состав железнодорожный: Электровозы, электропоезда, магистральные тепловозы с электрической передачей, магистральные газотурбовозы. маневровые тепловозы с электрической передачей, дизель-поезда и дизель-электропоезда, рельсовые автобусы.

3.1.13    характеристика коэффициента мощности: Функция, определяемая только для ЭПС, эксплуатируемого на железных дорогах переменного тока, и показывающая зависимость коэффициента мощности на токоприемнике от скорости движения в режимах тяги и рекуперативного торможения.

3.1.14    характеристика коэффициента полезного действия: Функция, показывающая зависимость КПД ЭПС от тока всех ТД (или всех ТД одной моторвагонной секции) или от скорости движения в режимах тяги и рекуперативного торможения.

3.1.15    заземляющая переносная штанга для контактной сети железной дороги: Защитное средство от поражения электрическим током людей, выполняющих работы на отключенной секции железнодорожной контактной сети при появлении рабочего или наведенного напряжения посредством замыкания между собой контактной сети или элементов ее подвески с рельсами под указанной секцией контактной сети.

3.1.16    юз в режиме электродинамического торможения: Недопустимое поступательное движение невращающегося колеса по рельсу либо вращение колеса против направления движения тягового подвижного состава.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВВК — высоковольтная камера в кузове тягового подвижного состава;

ГДПС — газотурбовозы и дизельный подвижной состав с электрической передачей: магистральные тепловозы, маневровые тепловозы, дизель-поезда, дизель-электропоезда и рельсовые автобусы;

ИВК — измерительно-вычислительный комплекс;

ИС — измерительная система;

КПД — коэффициент полезного действия;

МВПС — моторвагонный подвижной состав;

ОУ — органы управления;

СИ — средства измерений;

ТД — тяговый двигатель:

ТПС — тяговый подвижной состав: электровозы, электропоезда, магистральные тепловозы с электрической передачей, магистральные газотурбовозы. маневровые тепловозы с электрической передачей. дизель-поезда и дизель-электропоезда, рельсовые автобусы;

ЭПС — электроподвижной состав: электровозы, электропоезда и дизель-электропоезда.

4 Проверяемые показатели

Испытания электротехнических параметров ТПС проводят по показателям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Проверяемые показатели для тягового подвижного состава

н^меюеание показателя

Номер структурного элемента настоял ого стандарта

Номера структурных элементов стандартов, содержащих общие твяиичяоме требования

на тяговый подвижной состав

Электро

возы

Тепловозы

магистраль

ные

Тепловозы маисе' ровые с электропередачей

|i

X ° 8 °

2

6 п

11 ij Г.

S *

Дизель-поезда дизель-электропоезда

Рельсовые

автобусы

ГОСТ

31187-2011

гост

31428-2011

ГОСТ 31666 —2014

гост

33327-2015

1 Соответствие компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы тягового подвижного состава при номинальных, гран**4ных и нестационарных значениях напряжения источника питания

7.1

_i>

4.42

4.3.7

_>>

8.1

иле

2 Защита от недопустимого скольжения при боксовании в режиме тяги и юэе в режиме электродинамического торможения

7.2

—2)

4.7.9. 4.8

4.524,45.25. 4.6.6 (абзац 3). 4.7.2

_б)

_8)

7.3. 8.37

11.15.12.3. 12.7

3 Энергоэффективность тягового подвижного состава

7.3

_Э)

4.1.2, 4.12

4.1.6

_9»

4.2

4.1.10

4 Соответствие компонентов тяговою и вспомогательного электрооборудования режимам работы тяговою подвижного состава при переходных процессах

7.4

4.42

4.3.7

_ю>

8.1

5 Ограничение силы электродинамического торможения

7.5

_5)

4.5.18

73.8.8

6 Электрическая прочность изоляции электрических цепей

7.6

—12)

4.4.4

42.11

_17>

—21 >

8.24

11.14

7 Защитное заземление

7.7

_13>

4.4.3

4.3.8

—18)

—22)

8.3

112

8 Недоступность открыто установленных токоведущих частей электрооборудования без изоляции для людей, находящихся на посадсмной платформе

7.8

_14)

—23)

Наименование показателя

Номер

структурного

элемента

настоящего

стандарта

Номера структурных элементов стандартов, содержащих общие технические требования на тяговый подвижной состав

Электро-

возы

Тепловозы

магистраль

ные

Тепловозы маневровые с электропередачей

is

_-8

6 п

2-д

!

О

Дизвль-повзда.

дизель-элек

тропоезда

Рельсооые

автобусы

ГОСТ

31187—2011

ГОСТ

31428-2011

ГОСТ

31666-2014

ГОСТ

33327—2015

9 Исключение доступа к силовому оборудованию, расположенному в высоковольтной камере и шкафах, при наличии напряжения на токоприемнике и исключение возможности подъема токоприемника при открытых дверях высоковольтных камер и шкафов

7.9

_15)

4.4.14

_

—М)

10 Недоступность токоведущих частей, подключенных к электрооборудованию, способному удерживать электрическую энергию после отключения

7.10

_16>

4.4.13

4.3.17

—20)

—25»

8.3

112

11 Расстояние от сетчатых ограждений токоведущих частей электрооборудования до токоведущих частей без изоляции (при наличии сетчатых ограждений)

7.11

—26)

4.43

12 Величина входного реактивного сопротивления электро подвижно го состава

7.12

—27)

13 Резервирование питания вспомогательного электрооборудования

7.13

_28)

4.4.8

4.3.9

_321

—34»

8.9

11.10

14 Скорость изменения ускорения или замедления движения при автоматическом управлении (кроме аварийных режимов и экстренного торможения)

7.14

—29)

4.22

4.7.8

—35)

9.4

4.1.6

15 Автоматическое замещение электродинамического торможения фрикционным при истощении или отказе электродинамического (при его наличии) торможения

7.15

_30»

4.6.1

4.5.3

_Э6)

7.21,8.8

12.2

16 Блокирование исполнения команды изменения направления движения при нахождении контроллера машиниста в одной из рабочих позиций

7.16

_31»

4.2.3

4.7.10

_33)

_37)

5.15.8

14.2. 14.10

ГОСТ 34673.1-2020

Скончание таблицы 1

Наим<*юваиив показателя

Номер

структурного

элемента

настоящего

стандарта

Номера структурны* элементов стандартов, содержат** обшие техничаоме требования

на тяговый подвижнэй состав

Электро

возы

Тепловозы

магистраль

ные

Тепловозы млмее-ровые с электропередачей

i з

f!

£

и

Р

Дизели-поезда.

дизель-элек

тропоезда

Рельсовые

автобусы

гост з 1 та/—2011

ГОСТ

31428—2011

ГОСТ

31666-2014

ГОСТ 33327-2016

17 Недопустимость приведения в движение при заблокированных органах управления движением на пульте управления

7.17

_38>

4.2.4

4.7.9

_<i>

—«г»

9.3

14.10

18 Недопустимость приведения в движение при нахождении органов управления направлением движения в нейтральном положении

7.18

_39)

_«>

19 Блокировка устройств управления токоприемниками при подаче напряжения питания от внешних источников

7.19

—40)

8.15

20 Отношение аэродинамической составляющей нажатия полоза токоприемника на контактный провод к статическому нажатию (для электроподвижного состава с конструкционной скоростью более 160 км/ч)

7.20

21 Допустимое снижение напряжения в бортовой сети дизельного подвижного состава при пуске первичного двигателя

7.21

4.4.7

4.3.3

11.10

Примечание — Знак а—» означает, что в стандартах, содержащих общие техническиетребования на конкретный тип тягового подвижного состава, отсутствует нормативное значение.



В Российской Федерации действуют:

’'ГОСТ Р 55364-2012 (5.4).

,3> ГОСТ Р 55364 -2012 <5.38).

24> ГОСТ Р 55434-2013 <11.92)

351 ГОСТ Р

55434—2013 <4.18).

2)Г0СТ Р 55364-2012 <5 37. 8 3)

14ГОСТ Р 55364-2012 <5 40)

251 ГОСТ Р 55434-2013(11 9 2)

“l ГОСТ Р

55434-2013(6 23. 7 2}

3,ГОСТР 55364-2012 <4 7)

ГОСТ Р 55364-2012 (11 5 9. 11 5 11)

ГОСТ Р 55364-2012 < 5 39)

37J гост Р

55434-2013(11 1)

4|ГОСТ Р 55364-2012 <5 4)

1в1 ГОСТ Р 55364-2012 <11 5 11)

271 ГОСТ Р 55364-2012 <5 25)

381 гост р

55364 - 20 1 2 <7 17>

5»ГОСТ Р 55364-2012 <4.12).

171 ГОСТ Р 56287-2014 (4 4 4).

281 ГОСТ Р 55364-2012 <5 8. 8.9).

391 ГОСТ Р

55364—2012 (7.17).

6|ГОСТ Р 56287 -2014 <4 6 2. 4.68).

,81 ГОСТ Р 56287-2014 <4.4 3).

291 ГОСТ Р 55434- 2013 (4.12).

401 ГОСТ Р

55364-2012(5.46).

7'ГОСТР 55434-2013 <7 1. 7 2.7 18. 101»

191 ГОСТ Р 5628 7-2014 <4 4 17.4 4 18)

301 ГОСТ Р 55434-2013 <7 28)

411 ГОСТ Р

56287—2014(4 Д 5)

«'ГОСТ Р 55434-2013 <7 12»

2°' ГОСТ Р 56287-2014 <4 4 17)

311 ГОСТ Р 55364-2012 <7 17)

421 ГОСТ р

55434 - 20 1 3(11 1>

9'ГОСТ Р 55434-2013<7 13. 7 14. 7.19. 723. 724)

2,1 ГОСТ Р 55434-2013 <7.11).

“'ГОСТР 56287-2014 (4.4.7).

431 ГОСТ Р

55434 -20 1 3(11.1).

,0|ГОСТ Р 55434-2013 <7.12, 7.18)

221 ГОСТ Р 55434-2013 <7.12).

“'ГОСТР 56287-2014 <482).

441 ГОСТ Р

55434-2013(7.22).

1,1 ГОСТ Р 55*34-2013(7 9) «)Г0СТР 55364-2012(3 1)

231 ГОСТ Р 55434-2013 <11 1)

З4'ГОСТ Р 55434-2013 <7 18 7 23)

4S| ГОСТ р

55434-2013(7 16)


5 Порядок проведения испытаний и обработки данных

5.1    Перед началом испытаний должны быть проведены следующие подготовительные работы:

-    проведение технического обслуживания ТПС и его экипировка:

-    загрузка вагонов электропоезда, дизель-поезда, дизель-электролоезда или рельсового автобуса мерным грузом из расчета на предусмотренную нормативной документацией населенность и принятую расчетную массу пассажира:

-    контрольное взвешивание всех типов ТПС по отдельной методике и оценка соответствия фактической массы тары и осевых нагрузок проектным (расчетным) значениям согласно инструкции по эксплуатации весов3 для локолесного взвешивания подвижного состава;

-    оборудование ТПС и прицепленного к нему вагона-лаборатории (при наличии) измерительной аппаратурой, настройка измерительного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией на ИС;

-    определение усредненных значений диаметров колес, оборудованных датчиками частоты вращения. по 7.1.10—7.1.14;

-    проверка и, если необходимо, корректировка режимов работы электрооборудования, уставок автоматических выключателей постоянного тока на соответствие ГОСТ 33798.3-2016 (пункт 5.3.5 и приложение В) и выключателей автоматических переменного тока на соответствие ГОСТ 33798.4-2016 (пункт 6.3.6 и приложение В).

5.2    Контроль электротехнических параметров ТПС по настоящему стандарту допускается совмещать с испытаниями по защите при аварийных процессах и по измерению нагрева электрооборудования данного ТПС по ГОСТ 34673.2.

5.3    Испытания по 5.1 и 5.2 следует проводить по методике, разработанной в соответствии с положениями настоящего стаидарта.При разработке методики для сокращения объема испытаний допускается учитывать особенности схем электрических цепей ТПС.

5.4    Испытания необходимо проводить в условиях, установленных в разработанных по ГОСТ 2.106 программе и методике испытаний на конкретный тип ТПС. на постоянном специализированном испытательном полигоне и (или) временном полигоне (действующем участке железной дороги), соответствующем нормативным документам2' государств, принявших настоящий стандарт и обеспечивающем возможность получения полного объема нормируемых показателей.

Для ГДПС определение функциональной работоспособности систем и оборудования, а также тепловые испытания на нагрев электрооборудования допускается проводить на неподвижном ГДПС. когда энергия, вырабатываемая силовой установкой, превращается в тепло, рассеиваемое с помощью водяного (воздушного) реостата.

5.5    Для проверки соответствия компонентов тягового и вспомогательного электрооборудования режимам работы ТПС при номинальных, граничных и нестационарных значениях напряжения источника питания по 7.1, а также для проверки функционирования защиты от недопустимого скольжения колесных пар ТПС при боксовании в режиме тяги и юзе в режиме электродинамического торможения по 7.2 следует проводить тяговые и энергетические испытания.

5.6    Тяговые и энергетические испытания ТПС рекомендуется проводить в следующем порядке:

-    определение функциональной работоспособности систем и оборудования ТПС;

-    определение класса коммутации коллекторных ТД в режимах тяги и электродинамического торможения ТПС с коллекторными ТД;

-    определение функциональной работоспособности систем защиты в соответствии с ГОСТ 34673.2;

-    тепловые испытания на нагрев электрооборудования в соответствии с ГОСТ 34673.2;

-    определение тяговых и (или) тормозных характеристик, а также энергетических показателей

ТПС;

-    обработка данных испытаний и выпуск протокола испытаний.

Объем и последовательность испытаний могут корректироваться в зависимости от конкретной задачи испытаний.

5.7    Не зависящие от скорости движения ТПС. проверяемые по 7.6—7.13. 7.16—7.19 и 7.21 показатели допускается определять на стоянке.

1

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 26 июня 2008 г. No 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

2

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57076-2016 «Полигоны испытательные для железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Технические требования*.

3

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».

2: В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57076-2016 «Полигоны испытательные для железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Технические требования».