Купить ГОСТ 33463.7-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению эргономических показателей:
- планировки кабины машиниста и служебных помещений, конструкции и компоновки рабочих мест, компоновки приборов и устройств управления, средств отображения информации, опорных устройств, обеспечивающих доступ к рабочим местам и обслуживанию оборудования;
- планировки помещений для пассажиров и работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно), опорных устройств, обеспечивающих доступ в вагон.
Переиздание. Сентябрь 2019 г.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Методы испытаний по определению эргономических показателей
4.1 Общие положения
4.2 Условия проведения испытаний
4.3 Требования к средствам измерений
4.4 Порядок проведения испытаний
5 Оформление результатов испытаний
6 Требования безопасности при проведении испытаний
Приложение А (обязательное) Основные эргономические показатели
Дата введения | 01.10.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
10.12.2015 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 48 |
---|---|---|---|
18.02.2016 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 57-ст |
Разработан | ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора | ||
Издан | Стандартинформ | 2016 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2019 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Часть 7
Издание официальное
ГОСТ
33463.7-
2015
Москва Стандартинформ 2016 |
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. №48)
За принятие проголосовали: | |||||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. № 57-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.7-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов:
«О безопасности железнодорожного подвижного состава»,
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» в части требований эргономики»
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования—на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ, 2016
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Таблица 3 — Определение эргономических параметров опорных и иных устройств для входа пассажиров в вагон МВПС, СПС | ||||||||||||||||||
|
Таблица 4 — Определение параметров планировки и специальных устройств в вагонах МВПС с местами для инвалидов в креслах-колясках | ||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование показателя |
Метод определения показателя (способ измерения) |
Высота расположения рабочих участков опорных устройств на местах размещения инвалидов (поручней, ручек, стоек), мм |
По вертикали от уровня поверхности пола до верхней опорной поверхности рабочего участка поручня, стойки, оси ручки |
Высота или перепад высот порогов в дверных проемах для входа и выхода пассажи-ров-инвалидов, мм |
По вертикали от уровня поверхности пола до верхней поверхности порога (между разновысокими уровнями в дверных проемах) |
Высота расположения устройства вызова или связи с поездной бригадой вблизи наружных входных дверей в вагон, оборудованных трапом (подъемником), в тамбуре и снаружи вагона, мм |
По вертикали от уровня поверхности пола тамбура или уровня поверхности посадочной станционной платформы до устройства вызова или связи (ось, центр) |
Параметры подъемника, мм: | |
высота боковых барьеров площадки подъемника |
По вертикали от уровня пола площадки подъемника до горизонтальной плоскости, проходящей через верх барьеров |
высота расположения поручней над полом площадки подъемника, мм: | |
высота нижней части поручней над полом площадки, высота верхней части поручней над полом площадки |
По вертикали от уровня пола площадки подъемника до нижней и верхней частей поручней |
высота порогов на пути следования коляски при перемещении между салоном и станционной платформой с помощью трапа (подъемника) |
По вертикали между уровнями разновысоких опорных поверхностей |
горизонтальный зазор между передним краем поверхности площадки подъемника и порогом входных дверей в вагон |
По линии, перпендикулярной вертикальным плоскостям, проходящим через передний край поверхности площадки подъемника и край порога входных дверей, обращенный к подъемнику |
Таблица 5 — Определение параметров доступа в кабину машиниста, машинное отделение, к лобовой части кабины машиниста и для подъема и обслуживания крышевого оборудования | ||||||||||||||||||||||||
|
Наименование показателя |
Метод определения показателя (способ измерения) |
высота |
По вертикали от уровня пола до поверхности ограждения на потолке |
Размеры боковых и торцевых площадок (для локомотивов с кузовом капотного типа): | |
ширина, мм |
По поверхности площадки от ограждения до кузова |
высота от поверхности площадок поручней, барьеров, устанавливаемых на наружной стороне площадок, мм |
По вертикали от поверхности площадок до горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край поручней, барьеров, устанавливаемых на наружной стороне площадок |
высота промежуточного ограждения, поручней, барьеров от поверхности площадок, мм |
По вертикали от поверхности площадок до горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край промежуточного ограждения |
высота наружных ограничительных планок, установленных по наружному периметру площадки и выступающих над уровнем пола площадки, мм |
По вертикали от поверхности площадок до горизонтальной плоскости, проходящей через верхний край ограничительных планок |
Параметры лестниц для подъема на крышу локомотива (при наличии), мм: | |
ширина ступеньки |
По средней линии опорной поверхности ступеньки между боковыми краями |
шаг ступеньки |
По вертикали между горизонтальными плоскостями, проходящими через опорные поверхности двух расположенных друг за другом ступенек |
Размеры люка для подъема и выхода на крышу (при наличии), мм |
По двум сторонам люка в свету |
Ширина настила (трапа) на крыше (при наличии) для осмотра крышевого оборудования, мм |
По поверхности настила между вертикальными плоскостями, проходящими через боковые края |
Параметры подножек, мм: | |
расстояние до поверхности опорной площадки нижней подножки от головки рельса |
По вертикали между горизонтальными плоскостями, проходящими через головку рельса и опорную площадку нижней подножки |
ширина подножки |
По средней линии опорной поверхности подножки между боковыми краями |
глубина опорной поверхности подножки |
По оси симметрии опорной поверхности подножки от передней (внешней) до задней кромки |
глубина свободного пространства от внешней кромки подножки до кузова |
По горизонтали между кузовом СПС и внешней кромкой подножки |
шаг подножек |
По вертикали между горизонтальными плоскостями, проходящими через опорные поверхности двух расположенных друг за другом подножек |
Параметры поручней, мм: | |
диаметр |
Прямое измерение |
зазор между поручнем и кузовом |
По горизонтальной плоскости между кузовом и внутренней к нему поверхностью поручня в начале рабочего участка поручня (в нижней части поручня, предназначенного для опоры руками) |
начало рабочего участка поручня от головки рельса |
По вертикали от горизонтальной плоскости, проходящей через головку рельса, до начала рабочего участка поручня (до нижней части поручня, предназначенного для опоры руками) |
Параметры входных дверей, в кабину машиниста, включая наружные двери и двери служебного тамбура, мм: | |
высота проема |
Высота дверного проема в свету |
ширина проема |
Ширина дверного проема в свету |
| ||||||
Параметры проходов в машинном отделении и коридоров, мм: |
| ||||||
Таблица 6 — Определение параметров планировки кабины управления технологическим процессом СПС и операторской, оборудованной компьютеризированными рабочими местами |
| ||||||||
Геометрические параметры кресел машиниста и помощника машиниста при управлении технологическим процессом: |
Размеры и конфигурация сиденья: | |
длина (глубина), мм |
По продольной оси симметрии опорной поверхности сиденья от переднего края до линии пересечения со спинкой |
ширина, мм |
По опорной поверхности сиденья по линии, перпендикулярной оси симметрии сиденья и проходящей через его геометрический центр |
регулировка сиденья по высоте (ДНС), мм |
По вертикали от пола до пересечения с горизонтальной плоскостью, проходящей через передний край опорной поверхности сиденья кресла в его крайнем верхнем положении — высота /-/с1. По вертикали от пола до пересечения с плоскостью, проходящей через передний край опорной поверхности сиденья кресла в его крайнем нижнем положении — высота Нс2. Искомая величина определяется как разница высот: АНГ= НгЛ — Нп9 |
продольное смещение сиденья кресла от крайнего переднего до крайнего заднего положения, мм |
Отмечают на полу линию пересечения с вертикальной плоскостью, проходящей через передний край сиденья кресла в его среднем положении. Сдвигают попеременно максимально вперед и максимально назад сиденье кресла и отмечают на полу линии пересечения с вертикальной плоскостью, проходящей через передний край сиденья кресла. Измеряют расстояния между отмеченными на полу линиями |
| ||||
Размеры кабины на рабочем месте машиниста, мм: |
Наименование показателя |
Метод определения показателя (способ измерения) |
наклон сиденья к горизонтали |
Угол между плоскостью, проходящей через опорную поверхность сиденья и горизонтальной плоскостью |
Размеры спинки кресла: | |
ширина, мм |
По опорной поверхности спинки (в горизонтальной плоскости на высоте 270 мм от пересечения с поверхностью сиденья) между вертикальными плоскостями, проходящими через правый и левый край спинки |
высота, мм |
По продольной оси симметрии опорной поверхности спинки от пересечения с поверхностью сиденья до верхнего края спинки |
отклонение спинки относительно сиденья, градус |
Угол между вертикальной плоскостью, проходящей через линию пересечения опорных поверхностей сиденья и спинки, и плоскостью, проходящей через опорную поверхность отклоненной максимально спинки кресла |
Параметры подлокотников кресла, мм: | |
длина опорной поверхности при наличии встроенного и без встроенного пульта управления |
По продольной оси симметрии опорной поверхности подлокотника |
ширина |
По опорной поверхности подлокотника от правого до левого края (в плоскости, перпендикулярной оси симметрии опорной поверхности подлокотника и расположенной на середине его длины) |
Параметры установки кресла, мм: | |
высота поверхности сиденья от поверхности опоры для ног |
По вертикали от плоскости опоры для ног до горизонтальной плоскости, проходящей через передний край сиденья |
глубина свободного пространства при отсутствии впереди стоящего пульта |
По плоскости пола от лобовой стенки до пересечения с вертикальной плоскостью, проходящей через передний край сиденья кресла в крайнем его переднем положении |
Параметры пульта управления технологическим процессом: | ||||||||||||||||||
|
Геометрические параметры рабочего места оператора персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ):_
параметры рабочего стола, мм:
Наименование показателя |
Метод определения показателя (способ измерения) |
ширина |
По средней линии поверхности столешницы между боковыми кромками |
глубина |
По продольной оси симметрии поверхности столешницы от переднего до заднего края |
параметры ниши стола, мм: | |
высота от пола |
По вертикальной плоскости от пола до пересечения с нижним краем стола, обращенном к оператору, по оси симметрии ниши |
ширина |
По плоскости пола между боковыми стенками ниши |
глубина |
По горизонтали от вертикальной плоскости задней стенки ниши до вертикальной плоскости, проходящей через край стола, обращенный к оператору |
Таблица 7 — Определение эргономических показателей компоновки органов управления и средств отображения информации на пульте управления в кабинах локомотивов, МВПС, ССПС | ||||||||||||||||||||
|
4.4.4 Результаты измерений заносят в журнал (таблицу) первичных данных.
5 Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют в виде протокола испытаний, который должен содержать следующую информацию:
12
- основание для проведения испытаний (номер договора, дата заключения, с кем заключен, или номер иного документа и его реквизиты);
- наименование объекта испытаний, его заводской (бортовой) номер; дату выпуска;
- наименование завода-изготовителя объекта испытаний;
- вид и цель испытаний;
- наименования определяемых при испытаниях показателей, нормативные значения показателей и сведения о документе, содержащем эти значения (требования);
- наименование настоящего стандарта (со ссылками на используемые разделы и пункты); обозначение и (или) наименование иного документа, содержащего методику проведения испытаний;
- место и дату проведения испытаний;
- перечень средств измерений, использованных для проведения испытаний (наименование, завод-изготовитель, заводской или инвентарный номер, сведения о поверке или иные сведения о выполнении требований по 4.3.1);
- условия проведения испытаний;
- расположение (схема) точек измерения в помещениях объекта испытаний;
- результаты испытаний с указанием фактических значений показателей, полученных при проведении испытаний, на основании которых выполняют оценку соответствия подвижного состава нормативным требованиям;
- наименование организации, проводящей испытания;
- дату составления протокола.
К проведению испытаний допускают работников, прошедших обучение, инструктажи и проверку знаний требований охраны труда. Порядок и виды обучения, а также организацию инструктажей участников испытаний осуществляют в соответствии с ГОСТ 12.0.004. Во время проведения испытаний работники должны соблюдать требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, установленные в организации, на территории которой проводятся испытания.
13
Приложение А (обязательное)
А.1 На рисунках А.1 и А.2 представлены условные обозначения основных эргономических показателей планировки кабины, конструкции и компоновки рабочих мест в кабине машиниста, приведенных в таблице 1.
РисунокА.2 |
А.2 На рисунках А.З и А.4 представлены условные обозначения основных эргономических показателей планировки вагонов и салонов МВПС, СПС, приведенных в таблицах 2 и 3.
Параметр В2 измеряется на высоте 1500 мм от пола |
РисунокА.З
IE ПР1С101Ш1 | |
РисунокА.4
А.З На рисунке А.5 представлены условные обозначения основных эргономических параметров компоновки средств отображения информации и органов управления на пульте в кабине машиниста, приведенных в таблице 7.
Рисунок А.5
УДК 629.4.018:629.4.042:629.4.043:006.354 МКС 45.040
Ключевые слова: железнодорожный подвижной состав, эргономические показатели, методы испытаний, планировка кабины машиниста, компоновка рабочих мест, компоновка приборов и устройств управления, средств отображения информации, параметры опорных устройств, планировка помещений для пассажиров
Редактор В.А. Сиволапов Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.М. Малахова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 25.03.2016. Подписано в печать 04.04.2016. Формат 60x84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,85. Тираж 33 экз. Зак. 940.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины и определения................................................2
4 Методы испытаний по определению эргономических показателей......................3
4.1 Общие положения...................................................3
4.2 Условия проведения испытаний..........................................3
4.3 Требования к средствам измерений........................................3
4.4 Порядок проведения испытаний..........................................3
5 Оформление результатов испытаний.......................................12
6 Требования безопасности при проведении испытаний.............................13
Приложение А (обязательное) Основные эргономические показатели....................14
III
Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов из семи частей, устанавливающих методы испытаний по определению значений показателей, характеризующих железнодорожный подвижной состав с точки зрения способности систем жизнеобеспечения создать и поддерживать в его помещениях необходимые, и в первую очередь, безопасные условия для жизнедеятельности человека (условия, безопасные по параметрам микроклимата, шума, вибрации, электромагнитных излучений, по микробиологическим показателям, санитарно-химическим и эргономическим).
Настоящий стандарт устанавливает методы определения значений эргономических показателей, основу которых составляют геометрические параметры планировки и оборудования помещений железнодорожного подвижного состава, с целью оценки соответствия этих параметров нормативным значениям.
Нормативные значения эргономических показателей задаются, исходя из антропометрических и биомеханическиххарактеристик, психофизиологических возможностей человека, с целью обеспечения безопасных условий для пассажиров, безопасных и рациональных условий труда обслуживающего персонала.
Перечень определяемых показателей сформирован по результатам анализа межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации, содержащих требования к локомотивам, моторвагонному подвижному составу, специальному железнодорожному подвижному составу, и включает все приведенные в этих стандартах эргономические показатели.
IV
Часть 7
Life support systems for railway rolling stock. Part 7. Test methods for determination of ergonomic parameters
Дата введения —2016—10—01
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению эргономических показателей:
- планировки кабины машиниста и служебных помещений, конструкции и компоновки рабочих мест, компоновки приборов и устройств управления, средств отображения информации, опорных устройств, обеспечивающих доступ к рабочим местам и обслуживанию оборудования;
- планировки помещений для пассажиров и работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно), опорных устройств, обеспечивающихдоступ в вагон.
Примечания
1 Настоящий стандарт может быть применен для определения значений эргономических показателей в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
2 Положения раздела 4.4 (таблица 3) могут быть применены для определения значений эргономических показателей опорных устройств (лестниц, подножек, поручней) грузовых вагонов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599—76) Штангенциркули. Технические условия ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Издание официальное
В настоящем межгосударственном стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вертикальная плоскость (в помещении): Плоскость, перпендикулярная плоскости пола помещения.
3.2 горизонтальная плоскость (в помещении): Плоскость, параллельная плоскости пола помещения.
3.3 дистанция наблюдения средств отображения информации: Расстояние от наиболее глубокой точки переносицы (машиниста, помощника машиниста, оператора) до поверхности наблюдаемого объекта, находящегося в соответствующем (оптимальном, ограниченном углом зрения в 30°, или полном, ограниченном углом зрения в 60°) поле зрения.
3.4 задний край (пульта, подножки (площадки для стоп ног), ниши пульта): Край, наиболее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (задний край по отношению к лобовой стенке кабины).
3.5 моторвагоный подвижной состав; МВПС: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
3.6 передний край (панели пульта, подножки, ниши пульта): Край, наименее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (передний край по отношению к лобовой стенке кабины).
3.7 салон: Отделенная перегородками часть вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), с местами для размещения пассажиров или работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно).
Примечани е — Поскольку порядок измерения эргономических параметров в салонах МВПС (с местами для размещения пассажиров) и в салонах СПС (с местами размещения работников железнодорожного транспорта при перевозке их к месту проведения работ и обратно) совпадают, далее по тексту используются только термины применительно к местам размещения пассажиров». При этом понимается, что все измерения в салонах СПС проводятся аналогичным образом. Т акое обобщение, примененное в настоящем стандарте, не имеет отношения к нормированию параметров планировки помещений и компоновки оборудования в соответствующих помещениях.
3.8 специальный железнодорожный подвижной состав; СПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примечани е —Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, кроме того, специально оборудованные вагоны пассажирского типа, такие как служебно-бытовые вагоны, предназначенные для перевозки и обслуживания бригад машинистов и путевых рабочих, вагоны-лаборатории для проведения измерений, испытаний и контроля (диагностики) железнодорожного пути (вагоны дефектоскопы, путеизмерительные вагоны).
3.9 тамбур (вагона): Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.
Примечание — При отсутствии тамбура зона в непосредственной близости от входной двери в салон определяется как «тамбурная зона».
3.10 крайнее переднее, среднее или крайнее заднее положение кресла (машиниста, помощника машиниста, оператора): Положение кресла (имеющего регулировку продольного смещения «вперед-назад» и возможность дополнительного продольного смещения механизма крепления кресла к полу), при котором его сиденье максимально смещено вперед, находится в среднем положении или максимально смещено назад по отношению к лобовой стенке кабины.
2
4.1.1 Испытания проводят для определения эргономических показателей, приведенных в таблицах 1—7 (показателей, определяющих безопасные и рациональные условия труда обслуживающего персонала и безопасные условия проезда пассажиров железнодорожного подвижного состава).
4.1.2 Определение эргономических показателей основано на измерениях линейных и угловых параметров, а также на проведении испытаний по определению показателей «Дистанция наблюдения средств отображения информации» и «Время беспрепятственного покидания кресла» с привлечением лиц, обладающих различными антропометрическими характеристиками.
4.1.3 Испытаниям подлежит один образец железнодорожного подвижного состава (далее — объект испытаний).
4.2.1 Испытания проводят при нахождении объекта испытаний на стоянке.
4.2.2 Освещенность измеряемых объектов в помещении объекта испытаний и снаружи должна быть не менее 200 лк.
4.2.3 Температура воздуха в помещении от 18 °С до 28 °С, влажность воздуха не более 80 %.
4.3.1 Применяемые средства измерений должны соответствовать требованиям национального законодательства об обеспечении единства измерений*.
4.3.2 Измерение температуры воздуха производят средствами измерений с пределами погрешности ±0,5 °С.
4.3.3 Для измерения освещенности применяют люксметр с погрешностью не более 10 %.
4.3.4 Измерение относительной влажности воздуха производят термогигрометром (гигрометром) с погрешностью не более 3 %.
4.3.5 Для измерения линейных размеров используют рулетку измерительную металлическую по ГОСТ 7502 с пределом измерений 5 м, класс точности 3, металлическую измерительную линейку по ГОСТ 427 с пределом измерений 1000 мм.
4.3.6 Для измерения диаметра используют штангенциркуль по ГОСТ 166 с диапазоном измере-нийотОдо 125 мм.
4.3.7 Угловые параметры измеряются угломером электронным или механическим с погрешностью не более 1°.
4.3.8 Для измерения времени беспрепятственного покидания кресла используют секундомер механический не ниже 2 класса точности.
4.4.1 Проверяют соблюдение условий, указанных в 4.2.
4.4.2 Проводят последовательное измерение линейных и угловых параметров, приведенных в таблицах 1—7, в соответствии с указанными в этих таблицах способами измерения и рисунками, упомянутыми в таблицах 1—7 и приведенными в приложении А.
Вертикальность и горизонтальность плоскостей отсчета определяют с помощью отвеса и уровня (или иных приспособлений на их основе).
4.4.3 Испытания по определению показателей «Дистанция наблюдения средств отображения информации» и «Время беспрепятственного покидания кресла» проводят на основе методов, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 — Определение эргономических показателей планировки кабины, конструкции и компоновки рабочих мест в кабине машиниста | ||||
| ||||
* В Российской Федерации действуют Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года и правила по метрологии ПР 50.2.006—94 «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений». |
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
* Параметр используется как альтернатива одному из показателей, помеченных цифрами1* и 2*. ** Требование «не выше высоты пульта». |
Таблица 2 — Определение параметров планировки салонов МВПС, СПС, параметров опорных устройств для стоящих пассажиров, устройств открывания дверей для входа в салон | ||||
|
Размеры сечения межвагонного перехода (в свету): | ||
|
Окончание таблицы 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|