Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

27 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 33436.2-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Является второй частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте. Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом во внешнюю окружающую среду в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц.

 Скачать PDF

Содержит требования IEC 62236-2(2008)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом

5 Метод измерений электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом

Приложение А (обязательное) Метод измерения электромагнитных помех от железнодорожных тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения

Приложение ДА (обязательное) Метод измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом в целом в каналах железнодорожной радиосвязи

Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008

Приложение С (справочное) Карта помех. Электрические и магнитные поля на тяговых частотах

Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДД (справочное) Сравнение структуры международного стандарта со структурой межгосударственного стандарта

Библиография

 
Дата введения01.06.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

27.07.2016УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации89-П
05.10.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1305-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
РазработанОАО НИИАС
РазработанООО НПК СвязьСервис
ИзданСтандартинформ2016 г.

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 2. Emission of the whole railway systems to the outside world. Requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

33436.2—

СТАНДАРТ

2016

(IEC 62236-2:2008)

Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОМЕХИ ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СИСТЕМ В ЦЕЛОМ ВО ВНЕШНЮЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Требования и методы испытаний

(IEC 62236-2:2008,

Railway applications — Electromagnetic compatibility — Part 2: Emission of the whole railway system to the outside world,

MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ). Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС») и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная компания «СвязьСервис» (ООО «НПК СвязьСервис») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июля 2016 г. № 89-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

8Y

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2016 г № 1305-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33436.2-2016 (IEC 62236-2:2008) введен в действие в качестве национального стандарта с 1 июня 2017 г.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту IEC 62236-2:2008 «Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 2. Помехоэмиссия железнодорожной системы в целом во внешнюю окружающую среду» («Railway applications — Electromagnetic compatibility — Part 2: Emission of the whole railway system to the outside world». MOD) путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Перевод с английского языка (еп).

Степень соответствия - модифицированная (MOD).

Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55176.2-2012 (МЭК 62236-2:2008)

6    ВЗАМЕН ГОСТ 29205-91 в части распространения на железнодорожный транспорт1

5 Метод измерений электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом

Измерения на участке железной дороги проводят отдельно при движении локомотива и при движении моторвагонного подвижного состава Измерения проводят для всех типов локомотивов и моторвагонного подвижного состава, обращающихся на участке.

Измерения проводят в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ30805 16.2.3 (пункт 7.2.7— для измерительных площадок на открытом воздухе). Измерения проводят при прохождении единицы подвижного состава рядом с измерительной площадкой.

Измерительную площадку организуют в одной точке в пределах участка железной дороги, оснащенного однотипными подсистемами инфраструктуры, включая железнодорожное электроснабжение, железнодорожную автоматику и телемеханику, железнодорожную электросвязь.

Примечание — Требования, изложенные в данных абзацах, включены в настоящий стандарт дополнительно относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для уточнения требований по порядку проведения измерений


Измерения проводят на этапе приемки и ввода в эксплуатацию участка железной дороги после завершения строительства и модернизации подсистем инфраструктуры.

Примечание — Требования, изложенные в данном абзаце, включены в настоящий стандарт дополнительно относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5.


5.1 Условия проведения измерений

5.1.1 Климатические условия

При наличии на проводах контактной сети изморози и гололедных образований измерения не проводят.

Примечание — Требование включено в настоящий стандарт дополнительно для учета особенностей климата государств, принявших стандарт


Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков (дождя, снега), при температуре воздуха не менее 5 °С и скорости ветра менее 10 м/с.

5.1.2 Режимы движения подвижного состава при проведении измерений

5.1.2.1    Измерения проводятся при следующих режимах движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава:

-    со скоростью 45—60 км/ч при мощности подвижного состава в продолжительном и часовом режимах работы.

-    при максимальной мощности и определенной выбранной скорости (такой режим особенно необходим при измерениях на низких частотах).

Испытания в режимах электрического торможения проводят при тормозном усилии не менее 80 % максимального для конкретного подвижного состава.

5.1.2.2    При измерениях подвижной состав должен двигаться по ближайшему к измерительной площадке пути.

5.1.2.3    Измерения проводят с одной стороны подвижного состава.

5.1.3 Требования к участку железой дороги

Участок железной дороги, на котором проводятся измерения электромагнитных помех, должен быть оснащен однотипными подсистемами инфраструктуры, включая железнодорожное электроснабжение. железнодорожную автоматику и телемеханику, железнодорожную электросвязь.


ГОСТ 33436.2-2016

Примечание — Требования, изложенные в данном пункте, включены в настоящий стандарт дополнительно относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для определения границ участка, на котором проводят испытания по определению уровня электромагнитных помех в соответствии с настоящим стандартом


5.2 Требования к измерительным приборам и их размещению

5.2.1 Измерительные приборы, включая измерительные антенны, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30805 16.1.1 и ГОСТ 30805 16 1.4 соответственно.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть поверены или откалиброваны, а испытательное оборудование аттестовано или откалибровано в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1’.

Примечание — Требования данного пункта являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 и включены в настоящий стандарт в целях соблюдения законодательства государств, принявших стандарт об обеспечении единства измерений


Примечание — Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерений пиковых значений уровней помех

5.2.2 Для измерений используют следующие типы антенн:

-    от 150 кГц до 30 МГц (измерение магнитного поля И) — рамочная антенна (рисунок 3);

-    от 30 МГц до 300 МГц (измерение электрического поля £) — биконическая антенна (рисунок 4);

Рисунок 3 — Позиция антенны при измерении магнитного поля в диапазоне частот от 150 кГц до 30 МГц


-    от 300 МГц — до 1.0 ГГц (измерение электрического поля Е) — логопериодическая антенна (рисунок 5).

11 На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8 568—97 «Государственная система обеспечения единства измерений Аттестация испытательного оборудования Основные положения»

7


Рисунок 4 — Позиция антенны (вертикальная поляризация) при измерении электрического поля в диапазоне частот от 30 до 300 МГц


8


ГОСТ 33436.2-2016

Рисунок 5 — Позиция антенны (вертикальная поляризация) при измерении электрического поля в диапазоне частот от 300 МГц до 1 ГТц

5.2.3    При измерениях анализатором спектра в протоколе указывают скорость развертки и ширину полосы пропускания.

5.2.4    Рекомендуемое расстояние от измерительной антенны до оси пути, по которому движется железнодорожный подвижной состав, составляет (10 ± 0.3) м.

Примечание — При использовании логопериодической антенны расстояние отсчитывают от геометрического центра антенной решетки

5.2.5    Высота установки антенны относительно уровня головки рельса составляет от 1,0 до 2.0 м для рамочной антенны и от 2,5 до 3.5 м для биконической и логопериодической антенн. Если уровень поверхности земли у антенны отличается от уровня головки рельса более чем на 0.5 м. в протоколе испытаний указывают реальное значение высоты установки антенны над уровнем головки рельса, при котором проводились измерения.

Рамочную антенну устанавливают в вертикальной плоскости параллельно железнодорожному пути. Биконическую и логопериодическую антенны устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расположение биконической антенны и вибраторов логопериодической антенны при измерениях в горизонтальной плоскости должно быть параллельно железнодорожному пути.

На рисунках 3—5 приведены схемы установки антенн в вертикальной плоскости.

9

5.2    6 При проведении испытаний на электрифицированном участке железной дороги антенну устанавливают в середине пролета между опорами контактной сети.

Расстояние от места размещения антенны до анкерных опор контактной сети, ограничивающих изолирующее сопряжение (если контактная сеть секционирована изолирующим сопряжением), или до опор контактной сети, ограничивающих пролет с секционным изолятором (если контактная сеть секционирована секционным изолятором), должно быть не менее 2 км.

На участках, электрифицированных на переменном токе, антенну недопустимо размещать у нейтральных вставок.

Примечание —Требования данного пункта включены в настоящий стандарт дополнительно относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для исключения влияния оборудования подсистемы железнодорожного электроснабжения, используемой в государствах, принявших стандарт

Все измерения должны быть выполнены за один день.

5.3    Требования к измерительным площадкам

5.3.1    Измерительная площадка должна находиться с внешней стороны путей.

5.3.3 Измерительная площадка не должна располагаться в местах постоянного ограничения скорости и на подходах к ним. а также на подходах к станциям.

Примечание — Данное требование включено в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для уточнения требований по выбору места размещения измерительной площадки с учетом условий эксплуатации инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава в государствах, принявших стандарт


5.3.2    Измерительная площадка должна находиться на расстоянии не менее 100 м от линий электропередачи. не относящихся к железной дороге.

5.3.4    Во время измерений положение коммутационных аппаратов на ограничивающих межподстан-ционную зону тяговых подстанциях, всех расположенных на межподстанционной зоне линейных устройствах тягового электроснабжения, в контактной сети и линиях электропередачи должно соответствовать нормальной схеме питания и секционирования, установленной для данной межподстанционной зоны.

5.3.5    Уровень посторонних помех измеряют на измерительной площадке при отсутствии подвижного состава в пределах 1.5—2 км в обе стороны от места установки измерительной антенны Допустимый уровень посторонних помех на каждой частоте измерений должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм по 4.1.

Допускается проводить измерения, если уровень посторонних помех превышает допустимый, а суммарный уровень посторонних помех и помех от участка железной дороги не превышает норм по 4.1.

Примечание — В данных пунктах приведена измененная редакция подраздела 5 3 и пункта 5 4 3 примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для уточнения требований по порядку проведения измерений

5.4 Порядок проведения измерений

5.4.1    Применяют метод измерения пиковых значений напряженности поля электромагнитных помех.

Длительность измерений на испытательной частоте должна быть не менее 50 мс. Рекомендуется

использование режима отображения максимальных значений. Показания измерителя электромагнитных помех считывают в период нахождения железнодорожного подвижного состава на отрезке пути 200 м (100 м—до места расположения измерительной антенны и 100 м — за местом расположения антенны). Повторные измерения выполняют при превышении норм по 4.1. В этом случае число измерений должно составлять не менее трех на каждой частоте, на которой было установлено превышение норм. В качестве результата измерений принимается максимальное измеренное значение.

Погрешность измерений с использованием измерительной антенны не должна отличаться от погрешности по ГОСТ 30805.16.1.1 (пункт 5.3) более чем на ± 4.0 дБ.

(9)

5.4.2    Если испытания проводят на измерительной площадке, отвечающей требованиям ГОСТ 30805.16.2.3, но антенну невозможно установить на расстоянии 10 м от оси пути, то результат измерений пересчитывают к эталонному расстоянию Юм. Эквивалентное значение поля на расстоянии 10 м Е10, дБ. рассчитывают по формуле

Е10 = ЕХ + n20lg(D/10),

ГОСТ 33436.2-2016

где Ех — измеренное значение поля на расстоянии D. дБ;

п— коэффициент, равный 1,80 для полосы частот от 0.15 до 0,40 МГц; 1,65 - для полосы частот от 0,41 до 1,60 МГц; 1,20 - для полосы частот от 1,61 до 110,00 МГц; 1,00 - для полосы частот от 110,01 до 1000,00 МГц.

Примечание — Значения коэффициента п представлены в виде текста взамен таблицы, приведенной в примененном международном стандарте МЭК 62236-2 2008 Границы полос частот, выделенные по тексту курсивом, изменены в целях установления однозначной зависимости значения коэффициента п от частоты;

D — расстояние, отличное от Юм. на котором выполняют измерения, м.

Значение £10 сравнивают со значением норм (рисунок 1).

5.4.3 При измерениях на участках железных дорог, расположенных на насыпи, если нельзя обеспечить указанные в 5.2.5 значения высот установки антенн относительно уровня головки рельса, результат измерений Ех пересчитывают к эталонному расстоянию 10 м по формуле (9) с учетом высоты установки антенны относительно уровня земли.

В этом случае величина D. м. определяется по формуле (10):

о=уо2*л2.    (Ю)

где DH — расстояние от оси пути до места установки измерительной антенны, м;

Лн— высота насыпи, м.

Примечание — Формула (10) включена в текст взамен текстового описания порядка расчета расстояния до места установки антенн, использованного в примененном международном стандарте МЭК 62236-2 2008

При проведении измерений железнодорожный подвижной состав должен быть виден с измерительной площадки. При значительной высоте насыпи измерительную антенну устанавливают на расстоянии 30 м от оси пути.

5.4.4 Измеряемые величины выражают в следующих единицах:

-    дБ (1 мкА/м) - для магнитных полей;

-    дБ (1 мкВ/м) - для электрических полей.

5.5 Испытательные частоты

При проведении измерений исключают частоты, на которых работают радиовещательные станции или другие источники сигналов высоких уровней.

-    0,24; 0,60; 1,00; 2,20; 3,50; 10,00; 22,00 МГц (точность установки частоты ± 10 %);

-    35,00; 90,00; 180,00 МГц (точность установки частоты ± 5 МГц);

-    300,00; 600,00; 900,00 МГц (точность установки частоты ±20 МГц).

Примечание — Конкретные номиналы частот включены в настоящий стандарт в соответствии с рекомендацией пункта 5.2.1 примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 и для обеспечения преемственности действующего в настоящее время порядка проведения измерений электромагнитных помех в государствах, принявших стандарт


Рекомендуется выбирать испытательные частоты так. чтобы было не менее трех частот на декаду, например:

5.6 Оформление результатов измерений

Протокол испытания должен содержать следующую информацию:

-    описание измерительной площадки;

-    уровень посторонних помех;

■ описание измерительной системы (измерительные приборы и антенны);

-    описание железнодорожного подвижного состава (тип и конфигурация);

-    результаты измерений в табличном и графическом виде;

-    климатические условия (температура воздуха, скорость ветра);

-    фамилия и должность специалиста, проводившего испытания.

11

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33436.2-2016

Содержание

1    Область применения...................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения................................................................2

4    Требования к допустимым уровням электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры

железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом...................3

5    Метод измерений электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного

транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом..................................6

Приложение А (обязательное) Метод измерения электромагнитных помех от железнодорожных

тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения............12

Приложение ДА (обязательное) Метод измерения напряжения электромагнитных помех, создаваемых подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом в целом в каналах железнодорожной радиосвязи ... 14 Приложение ДБ (справочное) Оригинальный текст измененных положений примененного

международного стандарта МЭК 62236-2:2008.................................15

Приложение ДВ (справочное) Исключенные положения примененного международного стандарта

МЭК 62236-2:2008.........................................................16

Приложение С (справочное) Карта помех. Электрические и магнитные поля на тяговых частотах . 17 Приложение ДГ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном

международном стандарте.................................................18

Приложение ДД(справочное) Сравнение структуры международного стандарта со структурой

межгосударственного стандарта.............................................19

Библиография........................................................................20

IV

ГОСТ 33436.2-2016

Введение

Настоящий стандарт является второй частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава.

Сравнение структуры указанного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 со структурой настоящего стандарта приведено в таблице ДД.1 (приложение ДД).

Для учета технологии работы железных дорог государств, принявших стандарт, а также для соблюдения требований электромагнитной совместимости в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государств, принявших стандарт1’ в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики и железнодорожной электросвязи в настоящий стандарт включены дополнительные положения и требования, которые отсутствуют в примененном международном стандарте. По тексту они выделены путем заключения в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний, которые размещены после соответствующих дополнений (абзаца, терминологической статьи), или в виде пояснения, приводимого в скобках после заголовка дополнительного структурного элемента (раздела, подраздела, приложения).

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на межгосударственные стандарты. Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте приведены в таблице ДГ.1 (приложение ДГ) Исключена нормативная ссылка на Публикацию CISPR 22. содержащую нормы и методы измерения радиопомех, так как нормы и методы измерения электромагнитных помех определены в настоящем стандарте в полном объеме.

В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в иной редакции, чем в примененном международном стандарте МЭК 62236-2:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 приведен в приложении ДБ

В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 изменены отдельные фразы (слова, значения показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом. Также в текст настоящего стандарта включены дополнительные слова (фразы, показатели, ссылки) для учета потребностей национальной экономики государств, принявших стандарт, и особенностей национальной стандартизации государств, принявших стандарт, которые по тексту выделены полужирным курсивом.

Для обеспечения последовательности изложения и для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 порядок расположения отдельных структурных элементов примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 изменен, что отражено в таблице ДД.1 (приложение ДД). Например, требования к измерительным приборам, изложенные в 4 2. перенесены в А 2.3 (приложение А) настоящего стандарта «Требования к измерительным приборам и их размещению»: требования по процедуре проведения измерений, содержащиеся в 5.1. представлены в 5.1—5.6 настоящего стандарта.

В настоящий стандарт не включены следующие структурные элементы примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008: терминологические статьи 3.1. 3.3 и 3.4; требования, распространяющиеся на городской электротранспорт, который не является объектом стандартизации в настоящем стандарте; требования на системы электроснабжения, не применяемые в государствах, принявших стандарт: 5.2.2. содержащий описание варианта методики измерения помех со сканированием частоты, не примененной в настоящем стандарте; третий абзац 5.4.1. так как испытания в условиях, отличающихся от указанных в этом пункте, могут привести к получению результатов, существенно превышающих нормы, что не будет являться достоверной характеристикой работы участка в процессе эксплуатации. Указанные структурные элементы, не включенные в основную часть настоящего стандарта, приведены в дополнительном приложении ДВ.

11 На территории Российской Федерации действуют технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава*.

«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта*

V

ГОСТ 33436.2-2016 (IEC 62236-2:2008)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Совместимость технических средств электромагнитная СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 2

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОМЕХИ ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СИСТЕМ В ЦЕЛОМ ВО ВНЕШНЮЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical equipment Railway systems and equipment Part 2.

Emission of the whole railway systems to the outside world Requirements and test methods

Дата введения — 2017—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт является второй частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте.

Стандарт устанавливает нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом во внешнюю окружающую среду в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33436.1.

Примечание — Редакция раздела примененного международного стандарта IEC 62236-2 2006 изменена в связи с исключением из области применения настоящего стандарта городского электротранспорта и систем электроснабжения, не применяемых в государствах, принявших стандарт, также исключен текст повествовательного характера, касающийся оценки результатов испытаний Дополнительно введена полоса частот для уточнения области применения настоящего стандарта

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения

ГОСТ 30372—95” Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

ГОСТ 30805.16.1.1-2013 (CISPR 16-1-1: 2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех

ГОСТ 30805.16.1.4-2013 (CISPR 16-1-4: 2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам

” В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161 1990)

Издание официальное

ГОСТ 30805.16.2.3-2013 (CISPR 16-2-3: 2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 2-3. Методы измерений параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Измерение излучаемых радиопомех

ГОСТ32895—2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения ГОСТ33436 1—2015 (IEC 62236-1.2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта Часть 1. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24291. ГОСТ 30372 и ГОСТ 32895. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта: Железнодорожное электроснабжение. железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь.

Примечание —Данный обобщенный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для удобства изложения


3.2 железнодорожное электроснабжение: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах.

Примечани е — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому применен в настоящем стандарте для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости и удобства изложения


3.3 железнодорожная автоматика и телемеханика: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости


3.4 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта. включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.

Примечание — Данный термин определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, в настоящем стандарте применен дополнительно для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости


ГОСТ 33436.2-2016

3.5 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав.

Примечание — Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава определен нормативными правовыми актами государств, принявших стандарт в области железнодорожного транспорта, поэтому дополнительно применен в настоящем стандарте для определения объекта обеспечения электромагнитной совместимости.


3.6    внешняя окружающая среда: Окружающие здания, сооружения или территория, которые могут влиять на функционирование системы, и/или на которые может оказывать воздействие данная система.

3.7    линии электропередачи: Обобщающее наименование для линий электропередачи продольного электроснабжения, линий электропередачи автоблокировки и линий электропередачи напряжением выше 1000 В иного назначения, проложенных по опорам контактной сети железной дороги или по самостоятельным опорам вдоль железной дороги.

4 Требования к допустимым уровням электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава в целом

4.1 Нормы напряженности поля электромагнитных помех, создаваемых при движении железнодорожного подвижного состава

Нормы в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 1. Нормы приведены для пиковых значений напряженности поля электромагнитных помех.

Кривая А - при электротяге переменного тока напряжением 25 кВ. Кривая В - при электротяге постоянного тока напряжением 3 кВ. Кривая С - для неэлектрифицированньос участков железных дорог

Рисунок 1 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (пиковые значения) в диапазоне частот от 150 кГц до 1 ГГц


Примечание — На частотах до 150 кГц и выше 1 ГГц электромагнитные помехи не нормируются

3

Н = 75 -21,73 Ig (00.15)

- для кривой А;

(1)

Н-70- 21.73 »д(Й0.15)

- для кривой В,

(2)

Н-60 - 21,731д (1)0.15)

- для кривой С;

(3)

£=100-16.42 lg (030)

- для кривой А.

(4)

£ = 95-16,42 1д (030)

- для кривой В.

(5)

£ = 85-16,42 lg (1!30)

- для кривой С.

(6)

где частота измерений. МГц

В полосе частот от 150 кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н, дБ (1 мкА/м), вычисляют по формулам (1), (2). (3); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Б. дБ (1 мкВ/м), вычисляют по формулам (4). (5). (6).


Метод измерения приведен в разделе 5.

Примечание — Текст, изложенный в данном абзаце, включен в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений, диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен


4.2 Нормы напряженности поля электромагнитных помех от тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения

Рисунок 2 — Нормы напряженности поля электромагнитных помех (квазипиковые значения) от тяговых подстанций


Нормы помех в полосе частот от 150 кГц до 1 ГГц представлены на рисунке 2. Нормы приведены для квазипиковых значений напряженности поля электромагнитных помех.

Примечание — На частотах до 150 кГц и выше 1 ГГц электромагнитные помехи не нормируются

4


В полосе частот от 150кГц до 30 МГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех Н, дБ (1 мкА/м), вычисляют по формуле (7); в полосе частот от 30 МГц до 1 ГГц допустимые значения напряженности поля электромагнитных помех £. дБ (1 мкВ/м), вычисляют по формуле (8).

Н = 55-21.73 (00,15);    (7)

Е = 60 - 6.57 (030).    (8)

где f—частота измерений. МГц.

Примечание — Текст, изложенный в данном абзаце, включен в настоящий стандарт дополнительно относительно примененного международного стандарта МЭК 62236-2 2008 для повышения точности определения уровня напряженности поля электромагнитных помех и обеспечения автоматизации измерений; диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен


Метод измерения приведен в приложении А.

При измерениях подвижной состав должен находиться на расстоянии не менее 2 км от тяговой подстанции для исключения его влияния на результаты измерений.

Примечание — Нормы напряженности поля электромагнитных помех на рисунках 1 и 2 приведены с учетом ширины полосы пропускания измерительного приемника, равной 9 кГц для частот от 150 кГц до 30 МГц и 120 кГц для частот свыше 30 МГц в соответствии с ГОСТ 30005 16 1 1 (пункты 4 2 и 5 2) Диапазон частот от 9 до 150 кГц исключен


4.3 Нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом в целом в каналах железнодорожной радиосвязи

(Требования, изложенные в данном подразделе, являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта МЭК 62236-2:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения соблюдения требований электромагнитной совместимости в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государств, принявших стандарт)1*.

В полосах частот, используемых для железнодорожной радиосвязи, устанавливают нормы напряжения электромагнитных помех, создаваемых в каналах железнодорожной радиосвязи. Допустимые значения напряжения помех в каналах гектометрового радиочастотного диапазона (на частоте 2.13 МГц) и метрового радиочастотного диапазона (на частоте 153.0 МГц) представлены в таблице 1.

Нормы приведены для квазипиковых значений напряжения помех. Метод измерения приведен в приложении ДА


Таблица 1 —Допустимые значения напряжения электромагнитных помех

Вид участка железной дороги

Напряжение помех. дБ (1 мкВ)

2.13 МГц

153.0

МГц

при использовали направляющих линий железнодорожной радиосвязи гектометрового радиочастотного диапазона

при использовании стационарных антенн гектометрового радиочастотного диапазона

Участок электротяги постоянного тока напряжением 3 кВ

52*

ОО

т

28

Участок электротяги переменного тока напряжением 25 кВ

56*

52*

44

Неэлектрифицированный участок

38*

32*

24

* Нормы не применяются на участках железных дорог, оснащенных поездной радиосвязью метрового и более высоких диапазонов

На территории Российской Федерации действуют технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;

«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»


5


1

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 октября 2016 г. № 1305-сг ГОСТ Р 55176 2—2012 (МЭК 62236-2 2008) отменен с 1 июня 2017 г.