Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

95 страниц

Купить ГОСТ 14846-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает методы и условия проведения испытаний автомобильных поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания и их модификаций для определения: - мощностных и экономических показателей при полных нагрузках (мощности нетто и брутто); - мощностных и экономических показателей при частичных нагрузках; - показателей на холостом ходу; - условных механических потерь; - равномерности работы цилиндров; - безотказности работы; - выбросов вредных веществ (ВВВ) как газообразных, так и взвешенных частиц, видимых ВВВ [дымности отработавших газов (ОГ)]; - шумовых характеристик; - пусковых качеств. Стандарт не распространяется на гибридные силовые установки, но допускается его применение для испытаний поршневых двигателей, входящих в их состав

 Скачать PDF

 
Дата введения01.06.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Поправки:

Automobile engines. Methods of bench tests

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

14846-

2020

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Методы стендовых испытаний

Издание официальное

Ст1ндарт«Ф*Чм

2021

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. No 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004 -97

Код страны по МК(ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

uz

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. No 1018-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 14846-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.

5    ВЗАМЕН ГОСТ 1484&-81

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случав пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ. оформление. 2020

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4.7    Программы и методики испытаний разрабатывают на основе требований стандартов. КД с использованием, при необходимости, типовых программ и (стандартизованных) методик испытаний.

При разработке в текст документа «Программы испытаний» включают разделы, содержащие:

-    описание объекта испытаний;

-    цели испытаний;

-    объема испытаний, оцениваемые характеристики (свойства, показатели) продукции;

-    условия и порядок проведения испытаний;

-    метрологическое обеспечение испытаний;

-    форму отчетности.

Если разрабатывают документ «Программа и методики испытаний», дополнительно в документ включают информацию:

-    о используемых средствах испытаний, контроля и измерений;

-    используемых способах обработки, анализа и оценки результатов испытаний.

В процессе испытаний ход и результаты испытаний документируют по форме и в сроки, предусмотренные документами «Программа испытаний» или «Программа и методика испытаний». Заданные и фактические данные, полученные при испытаниях, отражают в протоколе(ах).

4.8    В случав несоответствия образца продукции требованиям ТУ или КД или выхода его из строя испытания могут быть прерваны или прекращены, что документально оформляют.

5    Классификация поршневых двигателей

5.1    Поршневые двигатели классифицируют:

а)    по роду применяемого топлива:

1)    на жидком топливе (дизельном топливе, бензине, спирте, дизельном биотопливе, диметило-вом эфире (ДМЭ) и др. альтернативных видах жидкого топлива];

2)    газовые [на компримированном природном газе (КПГ), сжиженном природном газе (СПГ). газах углеводородных сжиженных (СУГ). водороде и др. газообразных топливах]:

3)    двухтопливные (газодизельные различного типа и др.);

4)    многотопливные (сочетание различных марок жидкого топлива);

б)    по способу преобразования тепловой энергии в механическую:

1)    поршневые [по числу и расположению цилиндров (рядные. V-образные, оппозитные и др.)];

2)    роторно-поршневые;

3)    аксиально поршневые.

в)    по способу воспламенения рабочей смеси:

1)    двигатели с принудительным зажиганием рабочей смеси (например, с искровым зажиганием);

2)    двигатели с воспламенением от сжатия (например, дизельные, газодизельные двигатели);

г)    по способу осуществления рабочего цикла (тактностъ):

1)    четырехтактные;

2)    двухтактные;

д)    по способу охлаждения:

1)    с жидкостным охлаждением;

2)    воздушным охлаждением;

е)    по способу наполнения цилиндра:

1)    атмосферные:

2)    с наддувом (газотурбинным иУили с механическим приводом агрегата наддува или другого типа, например с электроприводом).

5.2    Данная классификация не охватывает все типы поршневых двигателей, но может служить основой для классификации других типов поршневых двигателей, на которые распространяется область применения настоящего стандарта.

6    Условия проведения испытаний

6.1 Двигатели серийного производства и опытные образцы новых и модернизированных двигателей перед испытаниями должны быть обкатаны в объеме, установленном нормативными документами

и технической документацией на обкатку двигателей, утвержденными в установленном порядке. Двигатели. бывшие в эксплуатации, обкатке не подлежат.

6.2 Атмосферные условия

6.2.1    Испытания рекомендуется проводить при стандартных атмосферных условиях: температура воздуха на входе в двигатель Тд = 298 К (25 вС) и атмосферное давление сухого воздуха р4 = 99 кПа. Допустимые диапазоны указанных параметров: 283 К S Та S 313 К (10 eC S Тд S 40 X), 80 кПа Sp5S S 110 кПа.

6.2.2    Измеряют температуру Та, К. давление ps, кПа. и вычисляют коэффициент атмосферных условий fa по формулам:

а) двигатели с воспламенением от сжатия:


- двигатели без наддува и двигатели с механическим приводом агрегата наддува:

IpJ ' 298)    '

-двигатели с газотурбинным наддувом (с охлаждением наддувочного воздуха или без охлаждения):

(2)

б) двигатели с принудительным (искровым) зажиганием:

(3)

6.2.3    Достоверность испытаний по ВВВ

Для того, чтобы испытания были признаны достоверными, значения параметра 1д должны находиться в диапазоне от 0.96 до 1.06.

6.3    Двигатели с охлаждением воздушного заряда (наддувочного воздуха)

Температура воздушного заряда при полной нагрузке и частоте вращения, соответствующей заявленной максимально мощности, должна составлять ±5 К (±5 °С) от максимальной температуры наддувочного (впускного) воздуха, предписанной изготовителем. Температура охлаждающей субстанции должна быть не менее 293 К (20 °С).

Если используют лабораторную систему или внешний вентилятор, то температура воздушного заряда должна составлять ±5 К (±5 °С) от максимальной температуры воздуха после теплообменника охлаждения наддувочного воздуха (ТОНВ), указанной изготовителем при полной нагрузке и частоте вращения, соответствующей заявленной максимальной мощности.

6.4    Мощность

6.4.1    Мощность нетто определяют при комплектации двигателя, приведенной в таблице А.1 приложения А. Если невозможно проведение испытаний двигателя в комплектации, указанной в прило жении А, необходимо полученную мощность скорректировать для определения полезной мощности в соответствии с 9.2.2.

Удельные ВВВ определяют по отношению к неприведенной полезной мощности (нетто) при выполнении условий 6.2.3.

6.4.2    Мощность брутто определяют при комплектации двигателя, приведенной в таблице Б.1 приложения Б.

6.4.3    При испытаниях двигателя по внешней скоростной характеристике (ВСХ) в области предполагаемого максимума мощности рекомендуется провести дополнительные замеры для определения максимальной мощности на промежуточных частотах вращений. Перед оценкой результатов испытаний по ВСХ на соответствие требованиям нормативных документов и технической документации. утвержденных в установленном порядке, измеренную мощность Рт приводят к стандартным атмосферным условиям путем умножения ее значения на поправочный коэффициент. Расчет поправочных коэффициентов аа и ud, а также их допустимые значения приведены в 9.4.

6.5    Система впуска воздуха в двигатель

Необходимо использовать систему впуска воздуха в двигатель, обеспечивающую сопротивление воздуха в пределах ±100 Па от верхнего предела, установленного изготовителем для режима работы двигателя, соответствующего заявленной максимальной мощности.

6.6    Система выпуска отработавших газов

Используют систему выпуска КТС или лабораторную систему, обеспечивающую противодавление газов (на выпуске из турбины или на выходе из выпускного коллектора в случае отсутствия турбины) в пределах ±1000 Па от верхнего предела противодавления, создаваемого двигателем, работающим при полной нагрузке и частоте вращения, соответствующей заявленной максимальной мощности.

Если на выпуске двигателя установлена система отбора пробы ОГ, то выпускная труба в месте установки системы отбора ОГ должна максимально соответствовать диаметру трубы, используемой в процессе эксплуатации КТС. Расстояние от фланца выпускного коллектора или выхода турбины турбокомпрессора до СПООГ должно быть таким же. как в выпускной системе, устанавливаемой в эксплуатации. или в пределах длины, заявленной изготовителем. Участок трубы с установленным пробоотборником (мерный участок) должен иметь одинаковый диаметр на всем своем протяжении.

Если диаметр или форма выпускной трубы отличаются от диаметра мерного участка, то на входе в мерный участок должен быть установлен переходной элемент. При объединении патрубков от отдельных групп цилиндров двигателя переходный элемент должен обеспечивать равномерное перемешивание ОГ из всех цилиндров.

Система выпуска должна отвечать требованиям в отношении отбора проб — см. [2]Ч

Противодавление или ограничение выпуска должно соответствовать изложенным выше критериям и может регулироваться с помощью клапана.

6.7    Система охлаждения

Необходимо использовать систему охлаждения достаточной производительности для поддержания нормальной рабочей температуры двигателя, предписанной изготовителем.

Циркуляцию охлаждающий жидкости осуществляют за счет штатных насосов двигателя. Если вместо штатного радиатора используют стендовую систему охлаждения, то потери во внешнем контуре системы охлаждения должны соответствовать потерям давления в штатной системе охлаждения двигателя.

Если вентилятор (в том числе электрический) отключен или не установлен, то расчет полезной мощности проводят в соответствии с 9.2. Если мощность, затрачиваемая на привод вентилятора, не известна, то ее определяют в соответствии с 8.10.

Температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя поддерживают на уровне, указанном изготовителем. В случае отсутствия данных по температуре охлаждающей жидкости ее поддерживают в пределах 348—358 К (75 °С — 85 ®С).

При проведении испытаний двигателей воздушного охлаждения температуру двигателя в точке, указанной в ТУ на двигатель, поддерживают в пределах между максимальным значением, указанным в ТУ на двигатель, и уменьшенным на 293 К (20 СС) значением по ТУ.

При отсутствии таких указаний температура охлаждающего воздуха должна находиться в диапазоне от 293 К (20 °С) до 313 К (40 °С).

6.8    Моторное масло

Используемое масло должно соответствовать заявленному изготовителем. Характеристики смазочных материалов, используемых при проведении испытаний, должны быть зафиксированы и представлены в протоколах испытаний.

Температура масла, измеренная в масляном насосе, маслоотстойнике или на выходе из масляного радиатора, если таковой имеется, должна поддерживаться в пределах, установленных изготовителем двигателя.

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 16183-2013 «Высоконагруженные двигатели. Измерение выбросов газообразных вредных веществ в неразбавленных отработавших газах и выбросов частиц с использованием системы разбавления части потока при проведении испытаний на быстропеременных режимах».

Если нет данных изготовителя по температуре моторного масла, то. за исключением двигателей, оборудованных жидкостно-масляным теплообменником (ЖМТ). ее следует поддерживать в пределах 353—373 К (80 °С — 100 °С). При испытаниях двигателя со штатным ЖМТ осуществляют только регистрацию значений измеренных температур масла.

6.9    Топливо

Характеристики топлива, применяемого при испытаниях, должны быть определены, зарегистрированы и указаны в протоколах испытаний. Используемые при испытаниях двигателя дизельное топливо или бензин должны соответствовать требованиям [3], ДМЭ — см. [4]. а также (5] — [7]. Используемое при испытаниях газообразное топливо должно соответствовать требованиям: ГОСТ 27577 — для КПГ; ГОСТ 27578 — для СУГ; указанным в нормативных документах государств, принявших настоящий стандарт11. — для СПГ; для водорода — см. [8J21. При использовании топлив, называемых эталонными, должны быть представлены код справочной информации и анализ топлива (см. приложение Г). Температура топлива на входе в двигатель или топливный насос высокого давления должна поддерживаться в пределах 306—316 К (33 вС — 43 °С).

6.10    Для поддержания температур, установленных в 6.7—6.9. допускается использовать, при необходимости. вспомогательную систему охлаждения или автономный вентилятор.

6.10.1    При каждом испытании число точек измерений должно быть достаточным для того, чтобы при построении характеристик выявить форму и характер протекания кривой во всем диапазоне исследуемых режимов.

6.10.2    Показатели двигателя определяют как при ручном, так и при автоматическом управлении стендом. Показатели двигателя определяют при установившемся режиме работы, за исключением испытательных циклов ETC. ELR и WHTC по [9].

6.10.3    Значения крутящего момента, частоты вращения и расхода топлива определяют одновременно. В протокол вносят среднее арифметическое значение результатов двух последовательных измерений. которые не должны отличаться более чем на 2 %.

6.10.4    При определении рабочих показателей, условных механических потерь и равномерности работы цилиндров фиксируют показатели, перечисленные в 8.9.

7 Испытательный стенд и аппаратура

7.1 Требования к точности приборов следует определять заданной необходимой погрешностью непосредственно измеряемых параметров либо рассчитываемых на основе изморенных значений.

Испытательный стенд должен быть оборудован приборами и измерительной аппаратурой, позволяющими проводить измерение показателей с точностью, указанной в таблице 1.

Таблица 1 — Минимальная точность измерительных приборов

Измеряемый параметр

Допускаемая погрешность

1 Крутящий момент

±2 % от считываемых значений или ± 1 % от мак-симального значения двигателя, в зависимости от того, какой из этих показателей выше

2 Частота вращения

3 Расход топлива

4 Расход воздуха

5 Температура воздуха

± 1 К (± 1 *С)

6 Температура топлива

±2К(±2”С)

7 Расход ОГ

± 2.5 % считываемых показаний

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56021-2014 «Газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания и энергетических установок. Технические условия».

2> В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 «Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протоннообмен-ной мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах».

Окончание таблицы 1

Измеряемый параметр

Допускаемая погрешность

8 Температура охлаждающей жидкости

±2 К (±2 *С)

9 Температура моторного масла

±2 К (±2 *С)

10 Температура ОГ

± 2 К (± 2 *С)

11 Атмосферное давление

±0.1 кПа абсолютной величины

12 Противодавление ОГ

±0.2 кПа абсолютной величины

13 Разрежение на входе

± 0.05 кПа абсолютной величины

14 Относительная влажность

± 3 % абсолютной величины

15 Абсолютная влажность

± 5 % считываемых показаний

16 Угол опережения зажигания или начала подачи топлива

± 0.5" поворота коленчатого вала

17 Давление наддувочного воздуха

±200 Па (2.0 мбар)

18 Расход разбавителя

±2 % считываемых показаний

19 Расход разбавленных ОГ

±2 % считываемых показаний

20 Концентрации НС и NO„

±5 % считываемых показаний

21 Концентрации СО. С02. 02

±5 % считываемых показаний

22 Концентрация NH3

± 3 % от считываемых показаний или ± 2 млн'1, в зависимости от того, какое из этих значений больше

Примечания

1    Дополнительные требования к параметрам 1 и 2 по частоте управляющего сигнала указаны в 7.2.1.

2    Дополнительные требования к параметрам 20; 21 и 22 по частоте опроса указаны в 7.2.6.1.

7.2 Динамометр и оборудование испытательного бокса

7.2.1    Динамометр

Динамометр, имеющий необходимые характеристики, соединяется с двигателем с помощью вала.

Вал. соединяющий двигатель и динамометр, должен быть подобран с характеристиками, гарантирующими нахождение резонансной частоты вне нормального рабочего диапазона двигателя или основных режимов испытаний.

Примечание — Неправильный подбор вала и соединительных муфт, а также неправильный монтаж двигателя и динамометра могут привести:

-    к увеличению крутильных колебаний;

-    вибрации двигателя или динамометра;

-    выходу из строя соединительного вала:

-    повреждению подшипников двигателя или динамометра.

Особая осторожность необходима там. где момент инерции динамометра более чем в два раза превышает момент инерции двигателя.

Для проведения испытаний, описанных в разделе 8 и в (9) (см. также [2]). используют динамометр, который должен обеспечивать требуемые ускорения и минимальные моменты инерции вращающихся масс.

Рекомендуемая частота управляющего сигнала динамометра для испытания на быстропеременных режимах — 10 Гц (допускается не менее 5 Гц). При испытаниях по определению уровня выбросов в циклах ЕТС и WHTC по [9] динамометр должен позволять выполнять заданный цикл. Оценку точности выполнения цикла проводят по фактической работе в цикле Wacl кВт ■ ч. и регрессионному анализу.

7.2.2    Измерение расхода топлива

Приборы или устройства для измерения расхода топлива не должны оказывать влияние на работу двигателя. Давление топлива, подводимого к двигателю и отводимого от двигателя, должно соответствовать требованиям ТУ на двигатель. Если в ТУ не указано необходимое давление отводимого топлива, то оно должно составлять не более 25 кЛа.

Ю

Расход топлива может измеряться весовым или объемным (с учетом плотности топлива и. если необходимо, температуры топлива в устройстве измерения расхода топлива) способом. В устройстве для измерения расхода топлива или отдельно от него должно быть установлено устройство для поддержания температуры топлива на входе в двигатель.

Погрешность измерения, если не установлены другие требования, должна соответствовать указанной в таблице 1.

Для двухтопливных двигателей, работающих в двухтопливном режиме, необходимо проводить измерение расхода одновременно двух видов топлива.

Если измерение расхода проводят в ручном режиме, то продолжительность замера должна составлять не менее 30 с. Массовый расход жидкого топлива дг, кг/ч, в этом случае вычисляют по формуле

Qf - 3.6 - VF -f>F 11.    (4)

или

gF = 3600 (mF1 - mF2)/ t.    (5)

где VF — объем мерного сосуда, дм3:

тп — масса емкости с топливом в начале замера, кг: тп — масса емкости с топливом в конце замера, кг; pF — плотность топлива при испытаниях, кг/м3:

т — продолжительность измерения расхода топлива, с.

7.2.3    Измерение расхода воздуха

Приборы или устройства для измерения расхода воздуха не должны создавать дополнительное разрежение выше требований, указанных в ТУ на двигатель, или искажать кривые крутящего момента и часового расхода топлива, определенные без указанных приборов и устройств, более чем на ±1 % во всем диапазоне скоростной характеристики.

Для измерения могут быть использованы ультразвуковой расходомер, вихревой расходомер, тер-моанемометрический расходомер, объемный расходомер или дифференциальное устройство измерения давления, например мерное сопло, с учетом требований, указанных в 6.5. Точность измерения массового расхода воздуха должна соответствовать указанной в таблице 1.

Измеренный объемный расход воздуха переводится в массовый расход воздуха дА, кг/ч. по формуле

9Л ~ °л ' Ра’

где Qa — объемный расход воздуха. м3/ч. рА — плотность воздуха, кг/м3.

7.2.4    Измерение массового расхода отработавших газов

Измерение массового расхода ОГ возможно двумя способами:

а)    непосредственное измерение расхода ОГ. производимое с помощью следующих устройств:

-    дифференциальное устройство измерения давления, например трубка Пито;

-    ультразвуковой расходомер:

-    вихревой расходомер.

Во избежание погрешностей измерения, которые приведут к ошибочным значениям удельных ВВВ. необходимо тщательно устанавливать измерительное устройство в системе выпуска ОГ двигателя в соответствии с рекомендациями изготовителя прибора. Особое внимание необходимо обращать на то. чтобы установка устройства не сказалась отрицательно на характеристиках двигателя и параметрах выбросов, также необходимо учитывать требования, указанные в 6.6:

б)    метод расчета расхода ОГ

Этот метод предполагает измерение расхода воздуха и топлива с помощью соответствующих расходомеров и вычисление значений расхода ОГ по формуле (23).

Для двухтопливных двигателей, работающих в двухтопливном режиме, измеряют значения расхода каждого топлива и полученные значения массового расхода суммируют в соответствии с формулой (24).

7.2.5    Расход реагента системы последующей обработки отработавших газов

Если на участке до пробоотбора системы измерения ВВВ или взвешенных частиц добавляют в ОГ реагент СПООГ (не учтенный при измерениях расхода воздуха и топлива), объем которого может

превышать погрешность измерения (см. таблицу 1), то при определении расходов ОГ по 7.2.4, способ б), проводят учет внешнего компонента, добавляемого в ОГ. В этом случае проводят замер расхода реагента, используемого в СПООГ.

7.2.6 Оборудование для измерения выбросов вредных веществ и частиц

7.2.6.1    Определение содержания газообразных ВВВ

Диапазон измерений газоанализаторов должен соответствовать ожидаемым ВВВ и точности, требуемой для измерения концентраций компонентов ОГ.

При сертификационных испытаниях для анализа ВВВ необходимо использовать следующие типы анализаторов:

-    недисперсионный инфракрасный анализатор (NDIR) абсорбционного типа для измерения оксида углерода (СО);

-    нагреваемый хемилюминесцентный детектор (HCLD) с конвертером N02/'N0 для измерения оксидов азота (NOx), если измерения проводят на влажной основе, и хемилюминесцентный детектор (CLD) — при измерении на сухой основе;

-    нагреваемый пламенно-ионизационный детектор (HFID), для суммарных углеводородов (НС);

-    отдельный FID для измерения метановой фракции, перед которым установлен отделитель неметановой фракции (NMC).

Углеводороды, не содержащие метан (NMHC) в ОГ двигателей, работающих на природном газе (КПГ или СПГ). определяют путем вычитания фракции метана из суммарных углеводородов.

Измерение аммиака NH3 следует производить методом диодно-лазерной спектрометрии (LDS) или инфракрасным спектроанализатором с преобразователем Фурье (FTIR).

В зависимости от типа испытаний погрешность газоанализаторов должна отвечать требованиям соответствующих нормативных документов и технической документации, утвержденных в установленном порядке, при этом не превышать значений погрешностей, указанных в таблице 1.

Погрешности показаний анализатора при испытаниях двигателя на режимах циклов ESC. ЕТС, WHSC и WHTC по (9) не должны отклоняться от номинального значения в каждой калибровочной точке более чем на ±2 % считываемых показаний с учетом погрешности калибровочных газов. На быстропеременных циклах частота измерений анализаторами НС и NOx должна составлять не менее 2 Гц. а для СО и NH3 — не менее 1 Гц.

Особое внимание должно быть обращено на характеристики времени срабатывания различных средств измерений. Эти различия должны быть учтены при синхронизации сигналов по времени.

Массовые выбросы вычисляют путем умножения мгновенных значений концентраций газообразных компонентов на мгновенные значения массового расхода ОГ.

При контрольных (периодических) испытаниях бензиновых двигателей, если допускается программой испытаний, для измерения углеводородов возможно использовать инфракрасный газоанализатор, для оксидов азота —электрохимический. Погрешность измерения для данных газоанализаторов не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

При измерениях в двигателях с разнесенными группами выпускных патрубков, например в V-образных двигателях, рекомендуется объединять патрубки на участке до пробоотборника. Если это практически неосуществимо, то разрешается отбирать пробу из группы с самым высоким уровнем выбросов С02. Допустимо также определение суммарных выбросов проводить при одновременном замере выбросов в каждом выпускном патрубке, если для каждого патрубка проводят замер расхода ОГ.

Требования к гаэоаналитическому оборудованию, процедуре измерения ВВВ и к расчету удельных ВВВ — см. в [2].

7.2.6.2    Определение содержания взвешенных частиц в ОГ

Для определения выброса взвешенных частиц необходима система разбавления полного потока ОГ или только его части.

Часть потока ОГ пропускают через фильтр (при температуре фильтра ниже 325 К (52 °С)] для всего испытательного цикла. Как правило, используют один фильтр (реже — два).

Массу взвешенных частиц на фильтре определяют по разности масс фильтра до и после испытаний.

Для определения массы необходимы весы с точностью взвешивания до миллионной доли грамма и камера для взвешивания с контролем температуры и влажности (см. (2)).

При определении выбросов взвешенных частиц с использованием системы разбавления части потока ОГ используют значения массового расхода ОГ. чтобы можно было отбирать пробу пропорционально массовому расходу ОГ (см. 7.2.4).

Длина мерного участка с постоянным диаметром, на котором установлен пробоотборный зонд, должна составлять не менее восьми диаметров мерного участка с учетом требований, указанных в 6.6.

Возможный вариант схемы измерения представлен на рисунке 1. Данные о значениях расхода ОГ передаются от расходомера отработавших газов 7 (или от расходомеров 1 и 3) в блок управления 4. который управляет расходом воздуха, подающегося для разбавления отобранной части потока ОГ.

7

— отбор ОГ; КщУ - намерение расхода:____ сигналы в системе управления и обрзбоик;

1 — расход топлива; 2 — двигатель; 3 — расход воздуха; 4 — блох управления; 5— система разбавления части потока; 6 — разбавляющий воздух; 7 — расход отработавших газов

Рисунок 1 — Схема измерения выбросов взвешенных частиц с использованием туннеля для разбавления части потока ОГ

7.2.7 Оборудование для измерения дымности

7.2.7.1    Измерения проводят на двигателе, установленном на испытательном стенде, оборудованном приборами по 7.1 и дымомером. работающим по методу просвечивания столба ОГ лучом света определенной длины. Дымомер должен иметь линейную шкалу, отградуированную от 0 до 10 м“\ при эффективной базе LA = 0,43 м (или другой с автоматическим приведением измерения к базе La = 0,43 м) (см. (Ю)1'). Допускается использовать дымомеры с меньшим диапазоном измерения, например 0—2 м"1.

7.2.7.2    При измерении дымности ОГ автомобильных дизелей, определяемой на режимах ВСХ в соответствии с 8.17.3 и [11]. на испытательном стенде возможно совмещать этот замер с определением полезной мощности в соответствии с 6.4 и 8.8.

7.2.7.3    Дымность измеряют дымомером. работающим как в режиме регистрации значений дымности N, так и в режиме считывания коэффициента светопоглощения к.

Первый режим применяют только для калибровки и проверки дымомера.

Показания дымности в испытательном цикле определяют по результатам измерений коэффициента светопоглощения к (см. приложение Д).

Дымомер может быть встроен в мерный участок стенда, тогда измерение дымности происходит на всем потоке ОГ. В дымомере этого типа эффективная оптическая база зависит от конструкции дымомера.

Простейшая конструкция выпускной трубы подобного типа показана на рисунке 2.

’I В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 11614-2011 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия. Прибор для измерения дымности и определения коэффициента поглощения светового потока в отработавших газах».

J — лолнопоточмый дыисмер. 2 - выпускная труба крутого сечения.

ОГ — поток ОГ; — внутренний диаметр выпускной трубы (<#„„ может быть приравнен к наружному диаметру выпускной трубы при толщине стенок менее 1.5 мм)

Рисунок 2 — Прямая цилиндрическая выпускная груба круглого сечения без скоса

При использовании дымомера для измерения части потока репрезентативная проба ОГ отбирается из выпускной трубы и поступает через отводящий патрубок в измерительную камеру прибора (см. рисунок 3).

1 — выпускной трубопровод дизеля; 2 -• выпускная труба испытательного стенда; 3 — гаэоотборник дымомера.

4 — ресивер: 5 — измерительный прибор б - регулирующая заслонка

Рисунок 3 — Схема измерения дымности ОГ

7.27.4    Дымомер и пробоотборники, при их использовании, устанавливают на выпуске двигателя или любого устройства СПООГ. если таковое имеется, в соответствии с общими инструкциями по установке. разработанными изготовителем данной аппаратуры.

7.27.5    Конструкция выпускной системы стенда и трубопроводов пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие подсоса воздуха и утечек газов, приводящих к изменению дымности ОГ.

7.27.6    Зонд газоотборника должен представлять собой трубку с открытым концом (или скосом), расположенным в центре по оси выпускной трубы и обращенным навстречу потоку ОГ. У V-образмых дизельных двигателей отбор проб проводят из общего выпускного трубопровода, а при невозможности объединения трубопроводов — из каждого ряда цилиндров.

7.277 Зонд газоотборника должен быть расположен в прямолинейном участке выпускной трубы испытательного стенда постоянного диаметра D на расстоянии не менее 6D от входного сечения и не менее 3D от выходного сечения этой трубы (или от оси регулирующей заслонки), как показано на рисунке 3.

7.27.8    Соединительные патрубки между газоотборником и прибором измерения дымности длиной не более 3,5 м устанавливают с подъемом в сторону прибора. Они не должны иметь отложений сажи на внутренних поверхностях.

7.27.9    Допускается для повышения давления газов при отборе проб устанавливать регулирующую заслонку (см. рисунок 3) в выпускной трубе испытательного стенда на расстоянии не менее 3D от входного отверстия зонда газоотборника.

7.2.7.10    При измерении на установившихся режимах для уменьшения колебаний давления в потоке ОГ допускается устанавливать ресивер в пробоотборную магистраль дымомера.

7.2.7.11    Температура газа в измерительной камере прибора должна быть не ниже 343 К (70 °С) и не выше максимально допустимой, указанной изготовителем прибора.

Изменение давления газа и продувочного воздуха в измерительной камере не должно приводить к изменению коэффициента поглощения светового потока к более чем на 0.075 м1 для газа с коэффициентом поглощения, близким к 1,7 м"1 (если диапазон измерения дымомера меньше, то не более 4 % от полной шкалы).

Если дымомер не имеет встроенной корректировки по давлению и температуре (например, ввиду отсутствия датчиков давлений и температур), то при сопоставлении результатов измерений дымности ОГ в двух различных экспериментах необходимо применять приведение к стандартным атмосферным условиям: давлению рь равному 100 кПа, и температуре Тп0,т. равной 373 К (100 °С). Скорректированный коэффициент поглощения светового потока кС01г, м'1, вычисляют по формуле


к


core


= к


]дм ' Рс> ^лояп ' Рдв m


(7)


где к — коэффициент поглощения светового потока, измеренный дымомером, м1;

T9as — температура газа в измерительной камере. К (вС).

Тпогт — нормированная температура дымомера. К (°С);

рь — атмосферное давление. кПа:

Рдет — абсолютное давление в измерительной камере, кПа.

Формулу (7) применяют, если температура ОГ во всех точках измерительной камеры находится в диапазоне от 343 до 553 К (от 70 °С до 280 °С).

Допускается для обеспечения указанных температур устанавливать в подводящей магистрали перед прибором теплообменник.

Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна стандартной, показания должны быть приведены к показаниям шкалы дымомера со стандартной эффективной базой (см. [10]).

7.2.7.12    Давление в выпускной трубо и характеристики падения давления в трубе для отбора проб должны быть таковы, чтобы зонд забирал пробу, в значительной мере эквивалентную той. которая получается при отборе из равномерного потока.

7.2.7.13    Патрубки между зондом, охлаждающим устройством, ресивером (устанавливаемым при необходимости) и дымомером должны быть, по возможности, короче и удовлетворять требованиям производителя прибора в отношении давления и температуры.

7.2.7.14    Система отбора проб должна быть такой, чтобы на всех частотах вращения работы двигателя давление от пробы к дымомеру было в пределах, установленных изготовителем прибора, и не влияло на показания прибора. Это может быть проверено путем измерения давления пробы при замедленном прохождении режимов и при максимально быстром увеличении частоты вращения от минимальной частоты вращения холостого хода до максимальной частоты вращения без нагрузки. В зависимости от конструкции дымомера контроль за давлением пробы может осуществляться с помощью клапана в выпускной или соединительной трубе. Перед дымомером может быть установлен перепускной клапан (если он не включен в конструкцию самого прибора) с целью перекрыть поступление в него ОГ в периоды между проведением замеров.

7.2.7.15    Проверку дымомера необходимо проводить перед испытанием — на нулевой отметке и на полной шкале в режиме градуировки для определения дымности, поскольку шкала дымности, как правило, обеспечивает лишь две достоверно определяемые калибровочные точки. Отклонение при проверке ноля не должно превышать более чем на 0.025 м 1 или 2 % полной шкалы к (в зависимости от того, какая величина меньше) в течение 1 ч или времени проведения испытания (в зависимости от того, какая величина меньше).


Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения..................................... 2

4    Виды испытаний автомобильных двигателей.............. 5

5    Классификация поршневых двигателей..................................................6

6    Условия проведения испытаний.........................................................6

7    Испытательный стенд и аппаратура ....................... 9

8    Методы и правила проведения испытаний...............................................16

9    Обработка результатов испытаний......................................................27

Приложение А (обязательное) Комплектация двигателя для определения полезной мощности

(нетто).............. 38

Приложение Б (обязательное) Комплектация двигателя для определения (полной) мощности

брутто.................................................................41

Приложение В (рекомендуемое) Объемы испытаний........................................43

Приложение Г (рекомендуемое) Свойства топлив, используемых при испытаниях двигателей.....44

Приложение Д (справочное) Перевод показателей дымности к и N............................46

Приложение Е (рекомендуемое) Примеры построения графиков характеристик двигателя........48

Приложение Ж (обязательное) Определение шумовых характеристик двигателя................53

Приложение И (рекомендуемое) Порядок проведения испытаний пусковых качеств двигателя.....55

Приложение К (рекомендуемое) Схемы и примеры оформления карт микрометража.............62

Приложение Л (справочное) Данные для расчета парциального давления водяного пара.........84

Приложение М (обязательное) Значения ида, для различных компонентов отработавших газов

в первичных и разбавленных отработавших газах............................86

Библиография........................ 87

7.2.7.16    Дополнительно промежуточная проверка должна проводиться путем введения в дымовую камеру фильтра с известным коэффициентом поглощения, значение к которого должно быть известно с точностью до 0.025 м'1. Проверка заключается в том. чтобы определить, не отличается ли это значение более чем на 0,05 м'1 от значения, регистрируемого дымомером. когда фильтр введен между источником и приемником света.

7.2.7.17    Соотношение значений основного и вспомогательного показателей дымности к и N приведено в приложении Д.

8 Методы и правила проведения испытаний

8.1    Испытаниям подвергают обкатанный двигатель (за исключением предварительно обговоренных в нормативных документах и технической документации, утвержденных в установленном порядке, случаев), укомплектованный штатным вспомогательным оборудованием (см. приложения А и Б) в соответствии с ТУ на двигатели конкретного типа и программой испытаний. Допускается доукомплектовать двигатель на стенде вспомогательным оборудованием на время испытания двигателя при условии, если оно соответствует ТУ на двигатель.

8.2    Во время испытаний на двигателе не допускается проведение работ и регулировок, кроме необходимых работ по техническому обслуживанию двигателя, предусмотренных в руководстве по эксплуатации (РЭ) и программе испытаний.

При прекращении (перерыве) испытаний, вызванном неисправностями деталей, узлов или сборочных единиц двигателя или испытательного оборудования, вопрос о частичном или полном повторении испытаний должен быть согласован в порядке, установленном программой испытаний.

8.3    Атмосферные условия (барометрическое давление, температура воздуха, относительная влажность воздуха на входе в двигатель) и параметры работающего двигателя (давление на впуске, противодавление на выпуске, температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и на его входе, температура наддувочного воздуха после ТОНВ, температура топлива на входе в двигатель) должны соответствовать указанным в разделе 6.

Примечание — Для отдельных случаев особые условия испытаний указывают в программе испытаний. Допускается испытывать двигатель при искусственно измененных условиях, имитирующих условия эксплуатации двигателя, с соответствующим пересчетом мощности.

8.4    Испытания проводят на одной из основных марок топлива, моторного масла и охлаждающей жидкости, указанных в ТО и/или ТУ на двигатель.

Если необходимо, проводят испытания на резервных топливах.

В протоколе испытания двигателя указывают марки применяемого топлива, моторного масла и других жидкостей.

8.5    К протоколу испытаний двигателя должен быть приложен паспорт на топливо или протокол определения физико-химических свойств топлива.

8.6    Двигатели с принудительным зажиганием, которые могут работать либо на бензине, либо на газообразном топливе, необходимо испытывать на обоих видах топлива, за исключением случая, когда бензиновая система предназначена только для использования в чрезвычайных ситуациях или для запуска двигателя, при этом максимальная емкость бензобака не превышает 15 л.

В случае двухтопливного двигателя, имеющего возможность работать в однотопливном режиме (на дизельном топливе или бензине), испытание состоит из прогона одного и того же двигателя в двухтопливном и однотопливном режимах.

8.7    Проверка сопроводительной документации и комплектности двигателя

8.7.1    Комплектность и качество сопроводительной документации определяют по анализу комплекта документации, предъявляемой с двигателем на испытание, при этом проверяют правильность ее оформления.

8.7.2    Комплектность двигателя определяют по наличию всех комплектующих сборочных единиц, установленных (прилагаемых) на двигатель в соответствии с КД.

8.7.3    Контролепригодность двигателя определяют по приспособленности его конструкции к установке средств функционального контроля и диагностирования в соответствии с КД. При наличии функции бортовой диагностики, встроенной в электронный блок управления двигателя (ЭБУ). проверяют совместимость с внешним оборудованием диагностики.

Введение

Настоящий стандарт предназначен для применения государственными, коммерческими, общественными. научными организациями, а также органами по сертификации и технической экспертизы транспортных средств, уполномоченными в соответствии с национальными законодательствами.

Положения стандарта обязательны при разработке технических условий (ТУ) на автомобильные двигатели и других документов, связанных с испытаниями автомобильных двигателей и определением качества продукции.

Данный стандарт может быть использован при проведении сертификационных испытаний двигателей. Объем испытаний и требуемые значения устанавливает (1].

Стандарт допускается применять при проведении научно-исследовательских работ (НИР) или опытно-конструкторских работ (ОКР). связанных с разработкой отдельных деталей и узлов или автомобильных двигателей в целом.

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Таблица согласования

Украина

UA

Минэкономразвития

Украины

(ИУС № 2 2021 г.)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы стендовых испытаний

Automobile engines. Methods of bench tests

Дата введения — 2021—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы и условия проведения испытаний автомобильных поршневых и роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания и их модификаций для определения:

-    мощностных и экономических показателей при полных нагрузках (мощности нетто и брутто);

* мощностных и экономических показателей при частичных нагрузках:

-    показателей на холостом ходу;

-    условных механических потерь;

-    равномерности работы цилиндров;

-    безотказности работы;

-    выбросов вредных веществ (ВВВ), как газообразных, так и взвешенных частиц, видимых ВВВ [дымности отработавших газов (ОГ)]:

-    шумовых характеристик;

-    пусковых качеств.

Стандарт не распространяется на гибридные силовые установки, но допускается его применение для испытаний поршневых двигателей, входящих в их состав.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.417 Государственная система единства измерений. Единицы величин

ГОСТ 959 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия ^

ГОСТ ISO 3745 Акустика. Определение уровней звуковой мощности и звуковой энергии источников шума по звуковому давлению. Точные методы для заглушенных и полузаглушенных камер

ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования21

ГОСТ 17479.1 Масла моторные. Классификация и обозначение

ГОСТ 27408 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами

ГОСТ 27577 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия

ГОСТ 27578 Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53165-2008 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия».

2; В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования».

Издание официальное

ГОСТ IEC 60034-2-1 Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия по испытаниям (за исключенном машин для подвижного состава)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации. метрологии и сертификации («4vw.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный доку»лент отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    колесные транспортные средства; КТС: Транспортные средства категорий L. М, N и О, снабженные колесным движителем, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также на автомагистралях.

3.2    мощность нотто Рп, кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание — Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) — в соответствии с приложением А.

3.3    мощность брутто N6, кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя. при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание — Комплектация двигателя для определения мощности брутто — в соответствии с приложением Б.

3.4    мощность механических потерь Рм П, кВт: Мощность, затрачиваемая на преодоление трения в двигателе, на приведение в действие устройств, обслуживающих двигатель, и на насосные потери.

3.5    максимальный крутящий момент нотто Мтах, Н ■ м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей. при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание — Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) — в соответствии с приложением А.

3.6    максимальный крутящий момент брутто М6 тзх, Н • м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, оборудованного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателей с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.

Примечание — Комплектация двигателя для определения мощности брутто — в соответствии с приложением Б.

3.7    частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту двигателя пм та*’ мин"1; Частота (или диапазон частот) вращения коленчатого вала, при которой двигатель развивает максимальный крутящий момент.

3.8    максимальная частота вращения холостого хода пххтак. мин'1: Наибольшая частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель.

3.9    минимальная частота вращения холостого хода пхх т1п, мин'1: Минимальная частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель и обеспечивающая устойчивую работу двигателя на холостом ходу не менее 10 мин.

3.10    удельный расход топлива део, г/кВт • ч: Масса топлива, расходуемого в двигателе за 1 ч, отнесенная к соответствующей приведенной мощности, развиваемой двигателем.

Примечание — Удельный расход топлива газовых двигателей допускается выражать как удельный расход энергии. Дж/кВт • ч.

3.11    условная индикаторная мощность цилиндра Р)к|, кВт: Разность между мощностью нетто (или брутто) и мощностью, развиваемой этим же двигателем при этой же частоте вращения, но при выключенном в одном из цилиндров зажигании или при прекращении подачи топлива в один из цилиндров.

3.12    коэффициент равномерности работы цилиндров: Отношение наименьшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров к наибольшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров данного двигателя.

3.13    условный механический КПД: Отношение мощности нетто (брутто) двигателя к его условной индикаторной мощности.

3.14    масса двигателя G, кг: Масса двигателя с маховиком, картером маховика, водяным насосом. вентилятором, шкивами и ремнями и приводом вентилятора, масляным насосом и масляными фильтрами, карбюратором, топливным насосом, свечами зажигания, распределителем и катушкой зажигания (для двигателей с принудительным зажиганием) или с форсунками, насосом высокого давления. подкачивающей помпой, топливными фильтрами, свечами накала (для дизельных двигателей), впускным и выпускным трубопроводами, ступенчатым наддувом, воздухоочистителем и стартером (при условии, если вышеперечисленные агрегаты и детали установлены непосредственно на двигателе), но без сцепления, радиатора системы охлаждения, масляного радиатора (если он не встроен в двигатель). глушителя и его труб, автомобильного компрессора, насоса гидроусилителя руля, предпускового подогревателя, без охлаждающей жидкости и масла, без деталей крепления двигателя.

Примечание — При указании массы двигателя, комплектация которого отличается от указанной выше, должно быть отмечено отличие по номенклатуре составных частей.

3.15    номинальная частота вращения: Частота вращения коленчатого вала, установленная техническими условиями на двигатель для номинальной мощности.

3.16    отработавшие газы; ОГ: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и взвешенных частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.

3.17    влажные ОГ: ОГ. влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.18    коэффициент избытка воздуха: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой доя полного сгорания поданного в цилиндр топлива.

3.19    метод разбавления полного потока: Процесс смешивания разбавляющего воздуха с полным потоком ОГ до отделения доли разбавленных ОГ для проведения анализа.

3.20    метод разбавления части потока: Процесс отделения от полного потока части потока ОГ, необходимой доя анализа, с последующим его смешиванием с соответствующим количеством разбавляющего воздуха доя проведения измерения массы и количества взвешенных частиц.

3.21    выбросы вредных веществ; ВВВ: Компоненты, входящие в состав ОГ и считающиеся загрязнителями атмосферы.

Примечание — Например. ВВВ являются оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, выраженные в эквиваленте диоксида азота, и взвешенные частицы.

3.22    удельные выбросы вредных веществ (удельные ВВВ): Массовое количество вредных веществ, выраженное в граммах на киловатт-час (г/(кВт • ч)].

3.23    цикл испытаний на установившихся режимах: Испытательный цикл, включающий последовательность режимов, на которые отводят достаточное время для достижения двигателем определенной частоты вращения, крутящего момента и критериев стабильности на каждом режиме.

3.24    цикл испытаний на быстролоремонных режимах: Испытательный цикл, включающий последовательность нормализованных значений частоты вращения и крутящего момента, которые относительно быстро изменяются по времени.

Примечание — Проведение испытаний на быстропеременных режимах — см. [2]Ч

3.25    пробоотборная система: Устройство для подачи ОГ из выпускной системы двигателя в измерительную камеру газоанализатора или дымомера.

3.26    взвешенные частицы: Любая субстанция, отложившаяся на фильтре из определенного материала после разбавления ОГ чистым отфильтрованным воздухом при температуре не более 325 К (52 X), измеренной в точке непосредственно перед фильтром.

Примечание — Прежде всего, это углерод (сажа), углеводороды и сульфаты со связанной водой.

3.27    дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб ОГ определенной длины, либо видимая дисперсия жидких и/или взвешенных частиц в ОГ. образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и масла в цилиндрах двигателя.

3.28    дымомер: Средство измерения дымности ОГ.

3.29    коэффициент поглощения света к, м'1: Значение дымности, измеренное по основной шкале дымомера с диапазоном от 0 до «.

Примечание — Для сопоставления полученных результатов необходимо определять температуру и давление в зоне измерения дымности, так как они влияют на коэффициент поглощения светового потока.

3.30    показатель дымности (непрозрачности) N. %: Значение дымности, изморенное дымоме-ром по вспомогательной линейной шкале с диапазоном 0 % — 100 %.

3.31    эффективная фотометрическая длина: Длина участка светового луча между источником излучения и приемником (через который проходит поток ОГ), при необходимости скорректированная в соответствии с требованиями учета неоднородности, вызванной различием градиента плотности потока. а также эффекта интерференции.

3.32    свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении органа управления подачей топлива из исходного положения до упора за 0.5—1.0 с.

3.33    дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хир м'1: Видимый выброс загрязняющих веществ с ОГ двигателей с воспламенением от сжатия, характеризующийся максимальным значением коэффициента поглощения света, измеренным в режиме свободного ускорения.

3.34    результат определения дымности в режиме свободного ускорения: Среднее арифметическое значение четырех последних измерений дымности ОГ.

3.35    испытательный цикл (режимы испытаний): Совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы двигателя, устанавливаемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.

3.36    двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, воспламенение в котором инициируется электрической искрой.

3.37    уровень шума (звукового давления) двигателя, дБА: Характеристика внешнего шума, производимого двигателем при его работе на внешней скоростной характеристике, измеренная по установленной методике на расстоянии 1 м от испытуемого двигателя.

3.38    пусковые качества двигателя: Совокупность свойств двигателя, его узлов и агрегатов, систем КТС, от которых зависит надежный пуск двигателя, обеспечивающих приведение двигателя в действие с принятием нагрузки в определенных условиях и за установленное время.

3.39    холодный двигатель: Двигатель при температуре его деталей, охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива, отличающейся от температуры окружающего воздуха не более чем на 1 X (без учета погрешностей измерений).

В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 16183-2013 «Высоконагруженные двигатели. Измерение выбросов газообразных вредных веществ в неразбавленных отработавших газах и выбросов частиц с использованием системы разбавления части потока при проведении испытаний на быстропеременных режимах».

3.40    горячий двигатель: Двигатель, остановленный после работы, при температуре окружающего воздуха до 45 °С и температуре охлаждающей жидкости и/или моторного масла не ниже 5 4С рабочей температуры двигателя, установленной в технических условиях на двигатель конкретного типа.

3.41    надежный пуск двигателя: Пуск двигателя, оборудованного всеми навесными агрегатами, на основном топливе не более чем за три попытки пуска «холодного двигателя» и не более чем за две попытки пуска горячего двигателя и двигателя после тепловой подготовки.

3.42    предельная температура надежного пуска холодного двигателя: Наиболее низкая температура окружающего воздуха, при которой осуществляется надежный пуск двигателя с допустимыми отклонениями от температуры окружающего воздуха (без учета погрешностей измерений).

3.43    время подготовки двигателя к принятию нагрузки: Общие затраты времени на приведение в действие и работу устройства облегчения пуска холодного двигателя, или устройства для облегчения пуска горячего двигателя, или системы тепловой подготовки, а также на пуск двигателя и его работу на холостом ходу до достижения состояния, обеспечивающего принятие нагрузки.

3.44    минимальная пусковая частота вращения: Наименьшая для данной температуры средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой обеспечивается пуск стартером двигателя за две попытки пуска.

3.45    среднее давление трения рм п, МПа: Условная удельная величина, характеризующая сопротивление проворачиванию коленчатого вала двигателя (укомплектованного всеми штатными навесными агрегатами, необходимыми для работы двигателя).

3.46    система последующей обработки отработавших газов, система нейтрализации отработавших газов; СПООГ: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение ВВВ с ОГ при работе двигателя.

3.47    диагностический индикатор: Световой индикатор на панели приборов КТС, информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и СПООГ.

3.48    встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию двигателя устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя и накопление данных о неисправностях в системах управления двигателем и СПООГ.

3.49    экологический класс: Классификационный код. характеризующий КТС в зависимости от уровня удельных ВВВ. наличия и возможностей бортовой системы диагностики.

4 Виды испытаний автомобильных двигателей

4.1    Приемочные испытания опытных образцов проводят с целью контроля качества и характеристик двигателя, его соответствия предоставляемым документам. Они должны включать в себя определение мощности, удельного расхода топлива и давления масла при номинальной частоте вращения и положении органов управления регулятора частоты вращения, соответствующей полной подаче топлива. а также максимальной частоты вращения холостого хода и давления масла при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода.

4.2    Периодические испытания проводят с целью контроля качества сборки и регулировки двигателей в соответствии с конструкторской документацией (КД) на двигатель конкретной марки.

4.3    Периодические кратковременные испытания включают в себя определение внешней скоростной характеристики, минимальной устойчивой частоты вращения холостого хода, относительного расхода масла на угар, их проводят с целью контроля соответствия показателей двигателей техническому описанию (ТО) и/или техническим условиям (ТУ).

4.4    Периодические длительные испытания (на безотказность) проводят с целью контроля соответствия показателей безотказности и стабильности параметров двигателей ТУ на двигатели конкретных марок. Контроль показателей безотказности и стабильности параметров двигателей осуществляют при помощи нормальных или ускоренных испытаний. Испытания проводят повторяющимися циклами.

4.5    В приложении В указан типовой объем испытаний двигателя. Допускается увеличение или уменьшение указанного объема испытаний, что должно быть отражено в программе испытаний, утвержденной в установленном порядке.

4.6    Если к продукции предъявляют обязательные требования стандартов и (1), подлежащие в дальнейшем обязательному подтверждению соответствия (сертификации), то результаты приемочных испытаний, проведенных в аккредитованных лабораториях (центрах), могут быть использованы для получения подтверждения соответствия (сертификации) по установленным правилам.

ЗаменяетГОСТ 14846-81