Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

Купить Временные рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Разработаны для сотрудников ГПС по организационно-правовым вопросам дознания по делам о пожарах, учитывающих произведенные изменения в законодательстве и ведомственной подчиненности.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 168 и ч. 1 ст. 261 УК РФ

     1.1. Уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем неосторожного обращения с огнем (ч. 2 ст. 168 УК РФ)

     1.2. Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем (ч. 1 ст. 261 УК РФ)

2. Процессуальные вопросы и организация расследования преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 168 и ч. 1 ст. 261 УК РФ

     2.1. Формы работы сотрудников ГПС по уголовным делам, связанным с пожарами. Правовой статус начальника органа дознания, дознавателя, государственного инспектора по пожарному надзору

     2.2. Проверка по факту пожара

     2.3. Производство дознания

     2.4. Производство неотложных следственных действий

3. Особенности расследования преступлений, предусмотренных ч. 1. ст. 261 УК РФ

Список литературы

Приложение 1. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству

Приложение 2. Основные понятия и характеристики, используемые при расследовании лесных пожаров

Приложение 3. Лесной кодекс РФ (Извлечение)

Приложение 4. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (Извлечение)

Приложение 5. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 1997 года № 25/7, МВД РФ от 12 мая 1997 года № 1/8588, Федеральной службы лесного хозяйства России от 16 апреля 1997 года № ДО-5-27/166 «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в правоохранительные органы» (Извлечение)

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.04.2003ПринятГУГПС МЧС России
17.04.2003УтвержденФГУ ВНИИПО МЧС России
РазработанФГУ ВНИИПО МЧС России
РазработанГУГПС МЧС России
ИзданФГУ ВНИИПО МЧС России2003 г.
ИзданГУГПС МЧС России2003 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕОСТОРОЖНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ОГНЁМ

Временные методические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕОСТОРОЖНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С ОГНЁМ

Временные методические рекомендации

МОСКВА 2003

Указанный выше пленум Верховного Суда РФ пояснил, что к тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека либо причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц; оставление потерпевших без жилья или средств к существованию; длительная приостановка или дезорганизация работы предприятия, учреждения, отключение от источников жизнеобеспечения — электроэнергии, газа, тепла и т. п.

Гибель людей в качестве тяжких последствий выходит за рамки данной статьи. В случае смерти хотя бы одного человека необходима дополнительная квалификация по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», по которой обязательно производство предварительного следствия. В соответствии со сг. 151 УПК РФ предварительное следствие по данным преступлениям осуществляется следователями органов прокуратуры.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности. Неосторожность проявляется в одном из двух вариантов: в виде легкомыслия или в виде небрежности.

При совершении преступления по легкомыслию лицо:

а)    осознавало общественную опасность своего поведения;

б)    предвидело возможность наступления опасных последствий;

в)    самонадеянно рассчитывало предотвратить их без достаточных на то оснований.

Интеллектуальный момент легкомыслия заключается в том, что при совершении преступления лицо должно предвидеть, хотя бы в общих чертах, развитие причинной связи, иначе невозможно не только рассчитывать на предотвращение этих последствий, но даже предвидеть наступление этих последствий. Субъект предвидит, как могла развиваться причинная связь, если бы не те обстоятельства, на которые он рассчитывает. Данные обстоятельства должны прервать развитие этой причинной связи. На самом деле эти обстоятельства оказываются не в силах предотвратить наступление преступных последствий деяния. (Например, лицо осознавало, бросая непо-тушенный окурок в металлическую урну с бумагами в помещении учреждения, что возможно загорание, но с учётом того, что урна металлическая и данное место достаточно многолюд-

но, рассчитывало на предотвращение распространения огня за пределы урны либо на тушение огня другими лицами. Однако именно в это время в помещении длительное время никого не было, огонь из урны, стоявшей близко к стене, распространился на её сгораемую обшивку, что привело к пожару, повлёкшему уничтожение чужого имущества в крупном размере.).

Легкомыслие следует отличать от косвенного умысла, при котором лицо предвидит не возможность, а неизбежность наступления преступных последствий.

Волевой момент легкомыслия (самонадеянный расчёт на предотвращение преступных последствий) обусловлен переоценкой своих сил или иных обстоятельств, на которые рассчитывает лицо (см. пример). О легкомысленном характере расчёта свидетельствует тот факт, что последствия наступили.

Если же у лица были веские основания рассчитывать на какие-либо обстоятельства, но они оказались недостаточными для предотвращения преступного результата (о чём лицо не могло знать), то вина в этом случае отсутствует. Оснований для привлечения к уголовной ответственности нет, будет иметь место невиновное причинение вреда — казус (случай), за который может быть предусмотрена только гражданско-правовая ответственность.

Небрежность заключается в том, что лицо:

а)    не осознавало общественную опасность своего поведения;

б)    не предвидело возможность наступления опасных последствий;

в)    должно было предвидеть эти последствия и могло предвидеть эти последствия.

Долженствование, т. е. необходимость предвидения лицом последствий своего деяния, - объективный критерий небрежности, а возможность предвидения их наступления — субъективный. Для установления вины лица необходимо наличие обоих критериев.

Объективный критерий небрежности требует установить, было ли лицу вменено в обязанность предвидеть возможность наступления преступных последствий. Должно было лицо предвидеть наступившие последствия или нет, можно решить, узнав его служебное положение и обязанности, ознакомлено ли было оно с правилами пожарной безопасности, техники безопасности, правилами пользования какими-либо приборами, эксплуатации различных механизмов и т. д.

11

Субъективный критерий небрежности в законе (ст. 26 УК РФ) выражен словами «могло предвидеть», что означает способность конкретного лица в той или иной обстановке, при наличии у него определённых личных качеств (опыта, компетентности, образования, состояния здоровья и т. п.) предвидеть возможность наступления преступных последствий.

Преступлением по небрежности можно назвать случай, приведённый выше в качестве примера преступного легкомыслия, но при том, что лицо не предполагало, что от брошенного в урну непотушенного окурка мог возникнуть пожар, хотя и было ознакомлено с требованиями ППБ, запрещающими курить в местах, не отведенных для этих целей (объективный критерий), и по состоянию своего здоровья, уровню интеллекта способно было предвидеть наступившие последствия (субъективный критерий).

Отсутствие обязанностей и (или) возможности предвидения лицом вредных последствий исключает вину данного лица. В этом случае, независимо от наступивших последствий, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, лицо не могло предвидеть возникновение пожара, когда в развитие причинно-следственной связи вмешиваются посторонние силы, а само оно не нарушало никаких требований, мер предосторожности.

В соответствии с частью 2 статьи 28 УК РФ к деяниям, совершённым невиновно, отнесены также случаи, когда лицо хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не могло предотвратить их в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

При проведении расследования необходимо устанавливать наличие (отсутствие) каждой составляющей легкомыслия либо небрежности. Это осуществляется путём допросов как самих подозреваемых, так и свидетелей, изучения инструкций, а также иных документов, устанавливающих обязанности конкретных лиц. Указанные документы приобщаются к делу после выполнения предусмотренных УПК РФ действий по сбору доказательств (выемка, обыск, предоставление доказательств заинтересованными лицами в порядке ст. 86 УПК).

12

Отсутствие или недоказанность хотя бы одной составляющей вины исключает привлечение лица к уголовной ответственности.

В обвинительном акте (постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования) должна быть дана оценка всем собранным сведениям, относящимся к предмету доказывания, в том числе виновности, со ссылками на соответствующие материалы и листы дела.

1.2. УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ (ст. 261, ч. 1 УК РФ)

Частью 1 статьи 261 УК РФ предусмотрена ответственность за «Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности».

Объект данного преступления — экологическая безопасность общества в сфере пользования лесными ресурсами.

Предметом преступления в соответствии с постановлением пленума ВС РФ № 14 от 05.06.2002 г. являются:

•    леса, входящие в лесной фонд в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации [6] (все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли));

•    леса, не входящие в лесной фонд, т. е. расположенные на землях обороны и землях городских поселений;

•    древесно-кустарниковая растительность (включая насаждения, выполняющие защитные и другие экологические функции), которая не входит в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд и произрастает на землях транспорта (полосы отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях водного фонда (полосы отвода каналов), на землях иных категорий.

13

Не относятся к предмету рассматриваемого преступления деревья и кустарники, расположенные:

•    на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений);

•    на приусадебных, дачных и садовых участках;

•    в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, являющиеся продукцией товарного производства или имуществом,

т. е. растительность, выполняющая не экологическое, а экономическое, культурное предназначение.

Уничтожение или повреждение указанной древеснокустарниковой растительности является посягательством на другой объект и может квалифицироваться как преступление против собственности (ст. 167, 168 УК РФ).

Объективная сторона — уничтожение или повреждение лесов, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, посредством использования огня или иных источников повышенной опасности, а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Преступное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК РФ, в соответствии с постановлением пленума Верховного Суда РФ № 14 от 0S.06.2002 г., выражается в несоблюдении мер предосторожности, в результате чего возникает лесной пожар (оставление непотушенным костра, использование машин и оборудования без искрогасителя, оставление в лесу без присмотра легковоспламеняющихся веществ, каких-либо механизмов, способных к возгоранию, не выключенными и т. п.).

Уничтожение леса заключается в полном его истреблении на определенной территории, в результате чего лес перестает существовать как составная часть окружающей природной среды и выполнять свою функцию. Возможность использования отмерших стволов деревьев, например, в качестве топлива, не может отрицать факт уничтожения леса.

В случае повреждения лесной растительности массив может быть восстановлен в прежнем виде, что требует, однако, значительных затрат времени и средств.

Следует четко разделять уголовно наказуемое деяние в соответствии с ч. 1 ст. 261 УК РФ и административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.32 КоАП РФ, а также преступление по ч. 2 ст. 219 УК РФ. Несмотря на имеющиеся сходные объекты посягательств - экологическая безопасность, безопасность окружающей среды и природопользования, пожарная безопасность — у данных правонарушений различная объективная сторона.

Административная ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, которые не привет к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 261 УК РФ (уничтожению или повреждению леса, а также насаждений, не входящих в лесной фонд).

В случае, если нарушения правил пожарной безопасности привели не только к названным последствиям, но и к смерти человека или иным тяжким последствиям, необходима, кроме ч. 1 ст. 261, дополнительная квалификация по ч. 2 ст. 219 УК РФ.

Если же нарушение правил пожарной безопасности произошло в лесу, однако деяние не привело к уничтожению или повреждению леса, а наступили последствия, предусмотренные ч. 2 сг. 219 УК РФ (смерть человека или иные тяжкие последствия), действия виновного квалифицируются только по ч. 2 ст. 219 УК РФ.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления может выступать как обычный гражданин, так и лицо, являющееся лесопользователем.

В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ [6] права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, возникают у лесопользователя на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Субъективная сторона — определяется неосторожной формой вины, наиболее часто в виде небрежности (см. подраздел 1.1 рекомендаций). Если последствия, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 261 УК РФ, наступили в результате умышленных действий (поджога), то деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 261 УК РФ.

15

2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ст. 168, ч. 2 и ст. 261, ч. 1 УК РФ

2.1. ФОРМЫ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ГПС ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОЖАРАМИ. ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, ДОЗНАВАТЕЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ

Порядок деятельности органов ГПС по уголовным делам и правовой статус её должностных лиц различаются в зависимости от того, в какой форме они осуществляют свои процессуальные функции (см. схему досудебного производства по уголовным делам, приведённую ниже). Таких форм в соответствий с УПК РФ две:

1)    производство дознания;

2)    производство неотложных следственных действий.

В соответствии с частью 3 статьи ISO и частью 2 статьи 223 УПК РФ дознание производится по- преступлениям, предусмотренным ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219 и ч. 1 ст. 261 УК РФ, только в случае возбуждения дел в отношения конкретных лиц.

При этом расследование проводится в полном объёме, заканчивается составлением обвинительного акта и направлением всех материалов дела прокурору (этапы 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 18-21, 23-25 схемй).

Если уголовное дело возбуждено не в отношении конкретного лица, а по факту наличия объективной стороны преступления, то является обязательным производство предварительного следствия (также, как по ч. 2 ст. 167 и ч. 2 сг. 219 УК РФ). Обязательность производства предварительного следствия может, кроме того, устанавливаться по любому делу прокурором согласно его письменному указанию.

Орган дознания в этих случаях (когда обязательно производство предварительного следствия) осуществляет действия, которые называются не «дознание*, а ^неотложные следственные действия». Оканчивается производство неотложных след-

Схема досудебного производства по уголовным делам (я. 2 ст. 168 н ч. 1 ст. 261 УК РФ)


1. Повод к возбуждению уголовного дела ст. 140 УПК


-    заявление,

-    явка с повинной,

-    иное сообщение (рапорт)


I


2. Рассмотрение сообщения о преступлении (3 суток, до 10) ст. 144


- проверочные действия, * осмотр


3. Отказ в ВУД ст. 24, ч. 1, п. 1,2,3 ст. 148, ч. 1

4. Возбуждение УД ст. 146

5. Передача сообщения по подследственности ст. 145, ч. 1, п. 3

1 -----


в отношении лица

31

9. Уведомление о решении (копия постановления об отказе в ВУД), ст. 145, ч. 2


8. Направление прокурору

Конкретного лица нет. Возбуждение УД по факту

12. Постановление прокурора об отказе в даче согласия на ВУД


11. Согласие прокурора на ВУД


10. Постановление прокурора о возвращении материалов для дополнит, проверки (до 5 сут.)

13. Уведомление о решении прокурора, ст. 146


14. Дознание (в отношении лица) 15 суток, продление на 10, ст. 223


15. Неотложные следственные действия (ВУД по факту) до 10 суток, ст. 157


16. Допрос подозреваемого ст. 46 (24 часа от ВУД)


18. Любые предусмотренные УПК следственные и процессуальные действия


17. Предусмотренные УПК следственные действия по обнаружению и фиксации доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования


19. Обвинительный акт, ст. 225


23. Уведомление и протоколы ознакомления


20. Постановление о прекращении уг. дела и уг. преследования ст. 24-28,212,213

I


21. Постановление о прекращении уг. преследования в отношении лица ст. 27, ч. 1, п. 1


I


22. Постановление о направлении уголовного дела прокурору для производства предварительного следствия ст. 149, п. 3


24. Направление УД прокурору


25. Копии прокурору и заинтересованным лицам


ственных действий в соответствии со ст. 157 УПК РФ направлением уголовного дела прокурору в срок не позднее десяти суток со дня возбуждения (этапы 4, 7, 8, 11, 15, 17, 22 схемы).

Начальник органа Государственной противопожарной службы является начальником органа дознания, осуществляет отдельные процессуальные полномочия, возлагает на дознавателя, государственного инспектора по пожарному надзору производство дознания или неотложных следственных действий, утверждает в установленных законом случаях решения дознавателя и все процессуальные решения государственных инспекторов по пожарному надзору.

Дознаватель самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия, принимает решения, кроме случаев, требующих, в соответствии с УПК РФ, согласия начальника органа дознания, санкции прокурора, судебного решения.

Постановления, выносимые дознавателем при производстве дознания, а также на стадии возбуждения уголовного дела, включая постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, утверждения начальником не требуют.

При производстве неотложных следственных действий процессуальные решения (возбуждение уголовного дела, передача дела прокурору и др.) принимает орган дознания, т. е. соответствующие постановления дознавателя утверждаются начальником.

2.2. ПРОВЕРКА ПО ФАКТУ ПОЖАРА

Вопросы, изложенные в подразделах 2.2-2.4, поясняются заключёнными в скобки ссылками на соответствующие этапы схемы досудебного производства по уголовным делам (ч. 2 ст. 168 и ч. 1 ст. 261 УК РФ), представленной выше.

Рассмотрение сообщения о преступлении Поводами к возбуждению любого уголовного дела в соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются (этап 1 схемы):

•    заявление о преступлении;

•    явка с повинной;

•    сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников.

17

В качестве поводов к возбуждению уголовного дела следует рассматривать лишь случаи, когда в полученной информации содержатся сведения о наличии признаков преступления, связанного с пожаром.

На данном этапе достаточно получить сообщение о наличии такого признака преступления, как объективная сторона (см. подразделы 1.1 и 1.2).

При отсутствии в сообщении данных о возможном поджоге, гибели людей, причинении вреда здоровью, сведений, позволяющих судить о значительности ущерба или иных признаках объективной стороны преступлений, связанных с пожарами, сообщение рассматривается как информация о происшествии с проведением проверки в соответствии с ведомственными нормативными актами.

В случае выявления в ходе ведомственной проверки информации о происшествии признаков объективной стороны преступления сотрудник ГПС составляет рапорт об обнаружении признаков преступления в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Данный рапорт фиксирует появление повода к возбуждению уголовного дела, предусмотренного пунктом 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (ст. 141 УПК РФ).

Письменное заявление должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении оформляется протоколом, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.

При составлении протокола необходимо удостовериться в личности заявителя.

Анонимные сообщения не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. По ним проводится оперативная проверка сотрудниками милиции вне рамок УПК РФ. По результатам проверки, в случае обнаружения признаков преступления, составляется соответствующий рапорт (в порядке ст. 143 УПК РФ).

Рассмотрение поводов к возбуждению уголовного дела производится в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

УДК 343.76:614.841.345

Расследование преступлений, связанных с неосторожным

обращением с огнём: Временные методические рекомендации. — М.: ВНИИПО, 2003. - 52 с.

Согласованы с ГУГПС МЧС России 17.04.2003 г. и утверждены ФГУ ВНИИПО МЧС России 17.04.2003 г.

Рассмотрены вопросы расследования преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 168 (Уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые путем неосторожного обращения с огнём) и ч. 1 ст. 261 (Уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнём) УК РФ.

Авторский коллектив:

А.О. Антонов, В.Г. Плотников, ЯД Четко (СПбФ ФГУ ВНИИПО МЧС России), С.П. Воронов (ГУГПС МЧС России).

© ГУГПС МЧС России, 2003 © ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003

Решение по результатам проверки должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня поступления повода к возбуждению уголовного дела (заявления, явки с повинной, рапорта). По письменному ходатайству дознавателя срок может быть продлён начальником органа дознания до 10 суток (этап 2 схемы).

По результатам рассмотрения дознаватель (орган дознания) в соответствии со ст. 145 УПК РФ принимает одно из следующих решений (этапы 3-5 схемы):

1)    о возбуждении уголовного дела;

2)    об отказе в возбуждении уголовного дела;

3)    о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением права и порядка обжалования (этап 9 схемы).

Возбуждение уголовного дела

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на наличие признаков объективной стороны определенного преступления (см. подразделы 1.1 и 1.2).

Форма постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству определена Приложением 8 к УПК РФ.

Постановление вместе с имеющимися материалами немедленно направляется надзирающему прокурору (этапы 4, 6-8 схемы). К моменту направления постановления кроме проверочных действий могут быть выполнены некоторые следственные действия, перечень которых определен ст. 146 УПК РФ (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

Таким образом, производство освидетельствования и назначение судебной экспертизы возможно не ранее чем после принятия дознавателем решения о возбуждении уголовного дела, т. е. при вынесении им постановления, хотя бы еще и не согласованного с прокурором.

Осмотр места пожара, как следует из статьи 176 УПК РФ, в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведён до возбуждения уголовного дела.

19

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..........................................................................................5

1.    Уголовно-правовая характеристика преступлений,

предусмотренных ч. 2 ст. 168 н ч. 1 ст. 261 УК РФ...................6

1.1.    Уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем неосторожного обращения

с огнем (ч. 2 ст. 168 УК РФ)...............................................7

1.2.    Уничтожение или повреждение лесов

в результате неосторожного обращения с огнем

(ч. 1 ст. 261 УК РФ)...........................................................13

2.    Процессуальные вопросы и организация расследования преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 168

и ч. 1 ст. 261 УК РФ...................................................................16

2.1.    Формы работы сотрудников ГПС по уголовным

делам, связанным с пожарами. Правовой статус начальника органа дознания, дознавателя, государственного инспектора по пожарному надзору...................16

2.2.    Проверка по факту пожара ........................................17

2.3.    Производство дознания..............................................22

2.4.    Производство неотложных следственных действий.....26

3.    Особенности расследования преступлений,

предусмотренных ч. 1. ст. 261 УК РФ .......................................31

Список литературы.......................................................................36

Приложение 1. Постановление о возбуждении

уголовного дела и принятии его

к производству....................................................37

Приложение 2. Основные понятия и характеристики, используемые при расследовании

лесных пожаров..................................................39

Приложение 3. Лесной кодекс РФ (Извлечение)......................40

Приложение 4. Правила пожарной безопасности в лесах

Российской Федерации (Извлечение)..............44

3

Приложение 5. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 мая 1997 года № 25/7, МВД РФ от 12 мая 1997 года № 1/8588, Федеральной службы лесного хозяйства России от 16 апреля 1997 год а № Д0-5-27/166 «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесных пожарах и лесонару-шениях в правоохранительные органы» (Извлечение).......................................................47

4

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), введённым в действие с 1 июля 2002 года (Закон РФ от 18.12.2001 г. № 177-ФЗ), и изменениями и дополнениями в УПК РФ (Закон РФ от 29.05.2002 г. № 58-ФЗ) органы Государственной противопожарной службы отнесены к органам дознания. На них, в частности, возложено производство предварительного расследования в форме дознания по преступлениям, предусмотренным

ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219 и ч. 1 ст. 261 УК РФ.

Материалы расследования, проведённого органом ГПС, после утверждения их прокурором, подлежат рассмотрению судом. Указанное обстоятельство налагает серьёзную ответственность на сотрудников службы при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Отметим также, что впервые в уголовно-процессуальном законодательстве за органами ГПС закреплено расследование пожаров в лесах.

С учётом вышеизложенного весьма актуальной представляется разработка методических рекомендаций для сотрудников ГПС по организационно-правовым вопросам дознания по делам о пожарах, учитывающих произведённые изменения в законодательстве и ведомственной подчинённости.

Проблема расследования преступлений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности (ППБ), рассмотрена в методических рекомендациях, подготовленных ранее (Расследование преступлений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности: Метод, рекомендации. — М.: ВНИИПО, 2002. - 101 с.).

Данные рекомендации призваны разъяснить положения нового УПК применительно к расследованию преступлений, связанных с неосторожным обращением с огнём.

Кроме этого рассмотрены уголовно-правовые вопросы, являющиеся своеобразным «фундаментом» процессуальной деятельности, и основные аспекты методики расследования пожаров в лесах.

По мере накопления практики применения новых процессуальных норм, опыта расследования лесных пожаров, а также по мере выхода подзаконных актов, регулирующих вопросы расследования преступлений, станет возможной подготовка более подробных рекомендаций в этой области.

5

1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ч. 2 ст. 168 и ч. 1 ст. 261 УК РФ

Основой уголовно-правовой характеристики преступления является логическая модель, называемая составом преступления.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 8) основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава пре-ступления, предусмотренного названным кодексом.

Из этого следует, что в ходе расследования наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, должно устанавливаться наличие или отсутствие признаков состава преступления, т. е. производиться сопоставление полученных сведений о деянии с уголовноправовой характеристикой определённого преступления. Причём указанная деятельность проводится на всех этапах расследования, но с использованием тех процессуальных средств, которые допустимы на каждой конкретной стадии.

Юридическая теория и практика выделяют в конструкции состава преступления следующие элементы (признаки):

Объект преступления — общественное отношение, благо, интерес, на которые посягает преступление.

Объективная сторона — проявление деяния во внешнем мире, включающее в себя непосредственно деяние (в том числе орудие, средства совершения), наступившие последствия и причинно-следственную связь между деянием и последствиями.

Субъект преступления — лицо, подлежащее уголовной ответственности за уголовно наказуемое деяние.

Субъективная сторона — психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления, основной характеристикой которой является вина.

Остановимся подробнее на уголовно-правовых характеристиках преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 168 и ч. 1 сг. 261 УК РФ, которые рассмотрим на основе анализа соответствующих нормативно-правовых актов и общепринятых научно-практических положений [1-5].

6

1.1. УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА, СОВЕРШЕННЫЕ ПУТЕМ НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ (ст. 168, ч. 2 УК РФ)

Частью 2 статьи 168 УК РФ предусмотрена ответственность за следующее деяние:

«Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия».

Крупным размером в соответствии с Примечанием 2 к главе 21 УК РФ признаётся стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный законодательством на момент совершения преступления.

Объект данного преступления — право собственности на уничтоженное или повреждённое имущество.

Предметом преступления является чужое имущество.

Объективная сторона — уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершённые посредством использования огня или иных источников повышенной опасности либо повлёкшие тяжкие последствия, а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Имущество — предметы материального мира, обладающие стоимостью (предприятия, дома, квартиры, одежда, автомобили, деньги, ценные бумаги и т. п.).

Чужое имущество — имущество, не находящееся в собственности или законном владении виновного.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на материальные предметы, в результате которого они прекращают своё физическое существование (в данном случае — сгорают при пожаре) либо приводятся в полную непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению (превращение в состояние, когда они полностью утрачивают свою качественную определённость и полезные свойства, например, обугливание деревянных конструкций). Особенность уничтожения состоит в том, что имущество не может быть восстановлено путём ремонта, реставрации

7

и полностью исключается из дальнейшего хозяйственного оборота.

Повреждение — такое изменение свойств имущества, при котором существенно ухудшается его состояние, утрачивается значительная часть полезных свойств и оно становится частично или полностью непригодным для хозяйственного или иного целевого использования. В отличие от уничтожения, означающего невосстановимую утрату имущества, повреждение означает лишь качественное ухудшение свойств предмета, которое может быть устранено путём реставрации, ремонта.

Следует иметь в виду, что если в результате деяния, связанного с неосторожным обращением с огнём, наступили какие-либо тяжкие последствия, но под воздействием огня не было уничтожено (повреждено) чужое имущество, то необходима квалификация по другой соответствующей статье УК РФ, если данное деяние вообще предусмотрено особенной частью Кодекса как преступление. Это относится к случаям причинения смерти или вреда здоровью от воздействия опасных факторов пожара (огня, дыма, высокой температуры), тяжких последствий экологического характера и т. п., которые могут наступить при уничтожении (повреждении) не только чужого имущества, но и имущества, принадлежащего самому виновному лицу, или бесхозного имущества.

Например, такая ситуация возможна при возникновении пожара в квартире от неосторожного обращения с огнём её собственника (нанимателя), в результате которого было повреждено только имущество виновного, но причинён тяжкий вред здоровью другого лица, получившего ожоги. В этом случае необходима квалификация по ст. 118 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности». При наступлении смерти лица, не виновного в возникновении пожара, деяние квалифицируется по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».

Таким образом, необходимым условием наличия объективной стороны преступления должно быть как уничтожение (повреждение) имущества, так и то обстоятельство, чтобы данное имущество было чужим (т. е. не находящимся в собственности или законном владении виновного).

8

Законодатель не ограничивает объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 статьи 168 УК РФ, лишь случаями, когда действия виновного выразились в обращении непосредственно с огнём (костром, паяльной лампой и т. д.). К ним также относятся нарушения правил пользования любыми огнеопасными веществами и предметами, способными при неправильном обращении привести к загоранию и распространению пожара. В качестве преступного обращения с иными источниками повышенной опасности, которое привело к пожару с предусмотренными ч. 2 ст. 168 УК РФ последствиями, могут бьггь признаны следующие деяния: неосторожное пользование электропроводкой, электроприборами, стрельба в огнеопасных местах, неправильная эксплуатация автомобиля и т. п.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 14 от 0S.06.2002 г. [3] также разъясняет, что неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности в смысле части 2 ст. 168 УК РФ может, в частности, заключаться в ненадлежащем обращении с источниками воспламенения вблизи горючих материалов, в эксплуатации технических устройств с неустраненными дефектами (оставление без присмотра непогашенных печей, костров либо невыключенных электроприборов, газовых горелок и т. п.).

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 168 УК РФ, является наличие крупного ущерба или тяжких последствий. Данное преступление считается оконченным с момента причинения имущественного ущерба в крупном размере или наступления тяжких последствий. Необходимо установить чёткую причинно-следственную связь между совершением деяния и наступлением последствий. Состав данного преступления является материальным (т. е. преступление считается оконченным с момента наступления последствий). К нему нельзя приготовиться или совершить покушение на него, в отличие, например, от умышленного уничтожения чужого имущества, совершённого путём поджога. Поэтому при наступлении указанных последствий, но при появлении данных о приготовлении или покушении на уничтожение (повреждение) чужого имущества при помощи огня, необходимо отрабатывать версию поджога.

9