Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

61 страница

422.00 ₽

Купить ВСН 48-65 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Технические указания распространяются на работы по возведению бесшовных бетонных обделок однопутных железнодорожных тоннелей, сооружаемых горным способом в ненарушенных породах с раскрытием на полный профиль без временного крепления стен и свода, а также с применением временного крепления контурного типа, допускающего сооружение обделки с использованием передвижной металлической опалубки и машин для транспортирования и укладки бетонной смеси.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Бетон

3. Организация бетонного хозяйства, приготовление и транспортирование бетонной смеси в тоннель

4. Комплекс оборудования и технологическая схема производства работ по сооружению бесшовной бетонной обделки

5. Уход за бетоном и исправление дефектов

6. Контроль качества бетона и бетонных работ. Приемка бетонных работ

7. Техника безопасности при производстве работ по бетонированию обделок

Приложения:

     Журнал возведения бесшовной бетонной обделки

     Акт испытания бетонных контрольных образцов

     Опалубка с упругим покрытием

     Бетоноукладочный агрегат

     Бетононасос С-296

     Бетононасос С-252

     Пневмобетоноукладочные установки

     Технические характеристики вибраторов

     Технологическая схема возведения обделки с использованием стационарной бетоноукладочной установки

     Смазка для опалубки

     Автоматический режим работы бетоноукладочной установки

     Очистка, промывка и уборка бетоноукладочных машин

     Заполнение дефектных мест бетоном

     Заделка скважин "сухим" раствором

     Предельно-допустимые отклонения размеров конструкций от проектных

 
Дата введения15.06.1966
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.10.1993
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

23.10.1965УтвержденМинтрансстрой СССР
РазработанЦНИИС Минтрансстроя СССР
ИзданТипография института Оргтрансстрой1966 г.

Technical Guidelines for the Installation of Seamless Concrete Lining in Railway Tunnels

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР


ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО СООРУЖЕНИЮ БЕСШОВНОЙ БЕТОННОЙ ОБДЕЛКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ

ВСН 48-65

МИНТРАНССТРОЙ СССР

МОСКВА 1966

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР


ТЕХНИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

ПО СООРУЖЕНИЮ БЕСШОВНОЙ БЕТОННОЙ ОБДЕЛКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ

ВСН 48-65

Минтрансстрой СССР

Утверждены Техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР 23 октября 1965 г.

ОРГТРАНССТРОЙ Москва 1966

о



Рис. 4. Снятие и установка элементов сборно-разборной опалубки при помощи двух пере-

становщиков:

1—головной псрестановщнк; 2—заднщ“1 перестанодщик; 3—-сборно-разборная опалубка; 4—тюбинговозка


Рис. 5. Бетоноукладочная установка:

/—тележка; 2—перемешивающие устройства; 3—бетоноукладочные машины; 4—гаситель; 5—воздухосборник;

6—грузоподъемное устройство; 7—бегоновод


в) агрегата для комплексного приготовления, подачи и укладки бетонной смеси, установленного стационарно.

Для укладки бетонной смеси можно применять бетононасосы С-296 или С-252 (приложения 5 и 6) и пневмобетонона-гнетатели (приложение 7).

Количество машин на бетоноукладочной установке определяется проектом.

в 5

з г

Рис. 6. Звенья бетоновода:

/—прямое звено без фланца (длина по проекту); 2—прямое звено длиной 3 м, 3— прямое звено длиной 1,5 м; ‘/—прямое звено длиной 0,9 м; 5—прямое звено длиной 0,6 м\ 6~-прямое звено длиной 0,3 м; 7—соединительный патрубок, 8—колено под углом 90°; 9—колено под углом 22с’30 ; 10—колено под углом 11° 15'; //—специальное колено с патрубком для подачи сжатого воздуха; 12—концевое звено с отбойным листом

4.5. Комплект бетоновода для подачи бетонной смеси должен состоять из прямых и изогнутых под различными углами звеньев металлических труб (рис. 6) и быстроразъемной секции (рис. 7). Быстроразъемная секция может быть легко снята без раздвижки бетоновода.

Отдельные звенья бетоновода соединяются между собой с помощью быстродействующих замков.

В комплект вспомогательных устройств для очистки бетоновода должны входить: пыж, продувочный патрубок (рис. 8)

12

и гаситель с гибким шлангом (рис. 9). Бетонная смесь в гасителе ударяется об изогнутый отбойный лист и меняет направление движения. При этом скорость снижается и смесь падает вниз, а воздух выходит через окна в крышке.

Количество различных звеньев бетоиовода и устройств для очистки назначается проектом.

4.6. Бетонную смесь между опалубкой и породой следует уплотнять либо методом заглубления бетоновода (см. пп. 4.38—4.41), либо вибраторами, технические характеристики которых приведены в приложении 8.

1


/—крышка; 2 —корпус; <3—входной патрубок; 4- отбойный лист; 5—гиб кий шланг

Рис. 8. Вспомогательные устройства:

/—пыж; 2—продувочный патр>бок



4.7.    Сооружение бесшовной бетонной обделки железнодорожных тоннелей с использованием оборудования (см. пп. 4.1—4.6) может производиться по параллельной системе организации работ, когда проходка совмещена с бетонированием обделки, а также по последовательной системе организации работ, когда обделка сооружается после завершения проходки всего тоннеля или его отдельного участка, имеющего самостоятельную транспортную связь по обходной штольне.

4.8.    Система организации работ должна определяться проектом на основании технико-экономических расчетов и конкретных условий сооружения тоннеля.

4.9.    При параллельной системе сооружения тоннеля возведение обделки должно осуществляться по циклограмме, разработанной с учетом проходческих работ.

4.10.    Очередной участок обделки при параллельной системе сооружения тоннеля необходимо бетонировать после окончания следующих работ:

а)    проходки тоннеля на длину участка бетонирования;

б)    маркшейдерской проверки соответствия сечения выработки проектному, разбивки осей и их закрепления;

в)    подготовки основания для установки опалубки: уборки породы и строительного мусора, проверки по проектным отметкам и, при необходимости, обработки поверхности ранее уложенного бетона;

г)    установки и закрепления новых опалубочных секций;

д)    установки торцовой рамы и пикотажа зазоров между рамой и породой;

е)    перекладки вентиляционных труб на участках, где снимались и устанавливались секции опалубки.

4.11.    Очередной участок обделки при последовательной системе сооружения тоннеля необходимо бетонировать после окончания следующих работ:

а)    подготовки основания для установки опалубки: уборки породы и строительного мусора, проверки по проектным отметкам и, при необходимости, обработки поверхности ранее уложенного бетона;

б)    распалубливания обделки на длине предшествовавшего участка бетонирования в хвостовой части, установки и закрепления снятых секций опалубки в передней части;

в)    установки торцовой рамы и пикотажа зазоров между рамой и породой;

г)    перекладки вентиляционных труб на участках, где снимались и устанавливались секции опалубки.

14

4.12. Сооружение бесшовной обделки железнодорожных тоннелей с использованием оборудования, описанного в пп. 4.1—4.6, независимо от системы организации работ, может производиться по схемам, представленным на рис. 10, 11 и 12.

Он

нс. 10. Технологическая схема возведения обделки с использованием шарнирно складывающейся опалубки:

■погрузочная машина, 2—буровая рама; 3—бетоновозка; 4—бетоноукладочная установка; 5—бетоноукладочная машина; 6—шарнирно складывающаяся опалубка; 7—опалубочная тележка; 3—бетоновод

Порядок сооружения обделок по схемам рис. 10 и 11 состоит в следующем:

к бетоноукладочной установке доставляют емкости с бетонной смесью (готовой или в сухом виде);

грузоподъемным устройством, смонтированным на установке, поднимают и разгружают емкости в перемешивающие устройства, из которых смесь поступает в бетоноукладочные машины (бетононасосы, пневмобетононагнетате-ли);

15

бетоноукладочные машины по двум бетоноводам, расположенным на высоте не более 2 м от уровня подошвы заопалубочного пространства, подают бетонную смесь одновременно в обе стены обделки; бетонную смесь укладывают и уплотняют методом заглубления в бетонную массу устья бетоноводов, постепенно выдвигаемых в направлении бетонирования перемещением бетоноукладочной установки. После окончания бетонирования нижней части стен бетоноводы перестанавливают на высоту 2 м от поверхности уложенного слоя и заполняют очередную часть заопалубочного пространства в том же порядке. Таким образом, стены бетонируют на высоту 5—5,5 ж;

3    3.    1193

Oi

Гис. IT Технологическая схема возведения обделки с использованием сборно-разборной опалубки, установленной за буровой рамой:

/~погр\зочная машина: 2-~б''ровая рама; 3~бетоновозка; 4—бетоноукладочкая установка; 5—сборно-разборная опалубка;

’    6—бетоновод

Рис. 12. Технологическая схема возведения обделки с применением сборно-разборной опалубки у забоя:

^—опалубка; 2—торцовая рама; <?— бетоноукладочная установка, 4—бетоноукладочная машнна; 5 ц 7—бетоноводьг 6—люки

ч опалубке; 5—перестацовщики    ’

после укладки бетонной смеси в стены на высоту 5—5,5 м бетоновозы отсоединяют от бетоноукладочных машин и очищают;

к одной из машин присоединяют бетоновод для укладка бетонной смеси в свод и верхние части стен и производят бетонирование при заглубленном в смесь бетоноводе;

участок В (см. рис. 11) бетонируют после достижения бетоном на участке А распалубочной прочности.

Порядок сооружения обделок по схеме, представленной на рис. 12, состоит в следующем:

опалубку 1 в отличие от предыдущих схем устанавливают вслед за проходкой;

после установки 10 секций опалубки проходку прекращают. Устанавливают торцовую раму 2 и производят бетонирование;

бетоноукладочную установку 3 располагают позади бетонируемого участка;

грузоподъемным устройством, смонтированным на установке, поднимают и разгружают емкости в перемешивающие устройства или непосредственно в бетоноукладочные машины 4;

бетонную смесь укладывают в нижние части стен обделки по двум бетоноводам 5, концевые колена которых установлены в люках 6 первой бетонируемой секции опалубки;

после заполнения заопалубочного пространства первой секции бетонной смесью до уровня люков бетоноводы переставляют в соседние люки, а через первые уплотняют бетонную смесь внутренними вибраторами;

после нескольких перестановок бетоноводов в пределах бетонируемого 10-метрового участка и заполнения заопалубочного пространства бетонной смесью до уровня загрузочных люков эти люки закрывают, бетоноводы отсоединяют от бетоноукладочных машин и промывают;

верхнюю часть обделки бетонируют бетоноводом 7, соединенным с одной из бетоноукладочных машин;

бетоновод 7 вводят в заопалубочное пространство с торца и перемещают его к забою в процессе укладки бетонной смеси после предварительного извлечения замковых элементов опалубки на длине всего участка бетонирования, за исключением первых двух секций. Боковые части опалубки в этом случае крепят анкерами к породе;

бетонную смесь нагнетают в свод до тех пор, пока давление у устья бетоновода не поднимется до предельной величины (2 am), после чего бетоноукладочную установку (вместе с бетоноводом) передвигают к забою (примерно на 1м),

17

а в соседнюю секцию устанавливают замковый элемент опалубки и т. д.;

бетонирование прекращают в момент заполнения бетонной смесью последней секции опалубки, после чего бетоновод демонтируют, а в последнюю секцию устанавливают замковый элемент опалубки. Замок последней секции заполняют бетоном одновременно с бетонированием следующего участка;

в местах сооружения ниш (людских и для подвески проводов контактной сети) часть элементов опалубки извлекают и в отверстия устанавливают необходимую опалубку.

Примечание. По приведенным схемам допускается также бетонирование обделок:

на полное сечение одним бетоноводом, расположенным в шелыге свода, при заглублении его в бетонную массу;

нижних частей стен до уровня 3 ж от подошвы опалубки бетонной смесью с «изюмом» по наклонным лоткам через люки опалубки при условии сохранения качественных характеристик бетона обделки, предусмотренных проектом. В этом случае сводовую часть бетонируют в соответствии с указаниями п. 4.12.

4.13.    Обделки тоннелей, длина которых не превышает максимальную дальность подачи бетоноукладочных машин, принятых к использованию, можно бетонировать стационарными бетоноукладочными установками (п. 4.4в и приложение 9).

4.14.    Бетонировать обделки с помощью передвижных пнев-мобетононагнетателей следует в соответствии с указаниями, приведенными в п. 4.12.

При этом:

а)    загруженные бетонной смесью пневмобетононагнета-тели следует подавать к месту бетонирования составами;

б)    нагнетатели у места бетонирования надлежит поочередно отцеплять от состава, соединять с бетоноводом и воздухосборником, а затем сжатым воздухом разгружать в за-опалубочное пространство;

в)    в том случае, если при значительной длине транспортирования бетонная смесь расслаивается для перемешивания смеси, к составу пневмобетононагнетателей необходимо присоединять передвижной воздухосборник (рис. 13). Воздухосборник соединяют воздухопроводом с камерами пневмобетононагнетателей для питания их воздухом. Загрузочные люки нагнетателей до подключения их к бетоноводам должны быть открыты.

4.15.    Оборудование следует монтировать на строительной площадке у портала сооружаемого тоннеля либо в монтажной камере внутри тоннеля.

4.16.    Монтажной камерой следует считать выработку, раз-

работанную на полный профиль и имеющую вначале забетонированный участок обделки длиной не менее 1 м.


и



Рис. 13. Транспортирование бетонной смеси в тоннель в передвижных пневмобетононагнетателях: /—передвижные пневмобетононагнетатели; 2—передвижной воздухосборник, 3—воздухопровод, соединяющий нагнетатели с воздухосборником


4.17. Монтажная камера должна отстоять от забоя, в котором проводятся взрывные работы, на расстоянии, обеспечивающем безопасное выполнение работ по монтажу оборудования и бетонированию обделки, но не ближе 30 м.

4.18.    Длина монтажной камеры должна обеспечить расположение всего технологического оборудования в порядке, установленном проектом для проведения работ по возведению обделки.

4.19.    Оборудование для возведения обделки следует транспортировать в монтажную выработку по припортальному участку тоннеля или через обходную штольню отдельными узлами в порядке его сборки в соответствии с маркировкой. Размеры отдельных узлов не должны превышать габаритных условий транспортирования по штольне или тоннелю.

4.20.    Оборудование до перевозки его в тоннель должно быть подвергнуто на строительной площадке наружному осмотру и проверке соответствия всех его элементов проекту.

4.21.    Первую секцию опалубки необходимо устанавливать в конце забетонированного участка монтажной камеры и перекрывать ею ранее сооруженную обделку не менее 0,5 м. Длина, на которую следует перекрыть ранее забетонированную обделку монтажной выработки, и порядковый номер секции должны быть определены производителем работ на месте. Первую секцию устанавливают так, чтобы последующие секции, снабженные люками для бетонирования ниш, оказались в тех местах, где по проекту необходимо сооружать людскую нишу или нишу для подвески контактного провода.

4.22.    Секции опалубки устанавливают по маркшейдерским отметкам и в соответствии с требованиями настоящих «Технических указаний».

19

4.23.    Шарнирно складывающуюся опалубку надлежит собирать последовательным подведением секций, положение которых вначале фиксируют при помощи оправок; затем секции плотно соединяют друг с другом болтами.

Сборно-разборную опалубку следует собирать последовательно с обеих сторон по одному элементу с помощью оправок и болтов. Каждый элемент секции можно устанавливать только после надежного закрепления ранее установленного элемента.

4.24.    Проектное положение двух нижних элементов секции сборно-разборной опалубки для обеспечения точности сборки должно проверяться маркшейдерской службой. Монтаж каждого последующего элемента секции разрешается производить после проверки правильности установки каждого предыдущего элемента.

4.25.    Скрепление болтами элементов каждой секции и секций друг к другу должно производиться пневматическими или электрическими сболчивателями.

4.26.    В конце последней секции опалубки должна быть установлена торцовая рама, препятствующая вытеканию бетонной смеси из заопалубочного пространства.

Рис. 14. Допускаемые отклонения в мм установленной шарнирно складывающейся опалубки от проектного положения:

лубки

/—положение лицевой поверхности опалубки с максимально возможными допусками; 2—проектное положение лицевой поверхности опа-

/—положение лицевой поверхности опалубки с максимально возможными допусками; 2—проектное положение лицевой поверхности опалубки

Рис. 15. Допускаемые отклонения в мм установленной сборно-разборной опалубки от проектного положения:

20



ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие «Технические указания» предназначаются для руководства при производстве работ по сооружению бесшовных бетонных обделок железнодорожных тоннелей.

«Технические указания» разработаны лабораторией сооружения тоннелей и метрополитенов Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства— ЦНИИС (руководитель д-р техн. наук проф. В. Л. Маковский) в развитие существующих «Технических указаний по возведению бесшовных бетонных обделок тоннелей на железнодорожной линии Абакан—Тайшет» (для опытных работ) ВСН 48-60, проверенных в производственных условиях, а также в результате дополнительных исследований и проектных разработок, выполненных после их издания ЦНИИСом, Лепметропроектом и СКТБ завода № 5 Главтоннельметростроя,

Исполнители—канд. техн. наук Я. И. Маренный (руководитель работы), инженеры К- Д- Троицкий и А. А. Гринев.

В «Технических указаниях» изложены рекомендации, направленные на дальнейшее увеличение скоростей возведения обделок и повышение их качества.

Запросы и предложения по настоящим «Техническим указаниям» просьба направлять по адресу: Москва, И-329, Игарский пр., 2, Всесоюзный научно-исследовательский институт трансйортного строительства.

Директор института

д~р техн. наук Н. А. ГУБАНКОВ

Руководитель отделения тоннелей и метрополитенов

канд. техн. наук В. В. ЯКОБС

Ведомственные строительные нормы


СССР    ____

Министерство транспортного Технические указания

строительства    по    сооружению    бесшовной


бетонной обделки железнодорожных тоннелей


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ВСН 48-65


Взамен ВСН 48-60


1.1.    Настоящие «Технические указания» распространяются на работы по возведению бесшовных бетонных обделок однопутных железнодорожных тоннелей, сооружаемых:

а)    горным способом в ненарушенных породах с раскрытием на полный профиль без временного крепления стен и свода;

б)    с применением временного крепления контурного типа, допускающего сооружение обделки с использованием передвижной металлической опалубки и машин для транспортирования и укладки бетонной смеси.

1.2.    Сооружение бесшовной бетонной обделки при щитовой проходке должно выполняться по специальным техническим указаниям.

1.3.    Настоящие «Технические указания» составлены в соответствии со строительными нормами и правилами, ч. II, разд. Д, гл. 8 «Тоннели железнодорожные и автодорожные. Нормы проектирования» (СНиП П-Д.8-62).

При сооружении тоннелей методом опертого свода допускается бетонирование свода в подвижной опалубке с использованием настоящих «Технических указаний».

1.4.    «Технические указания» обязательны для организаций Министерства транспортного строительства СССР, выполняющих и принимающих работы по сооружению бесшовной бетонной обделки железнодорожных тоннелей.


Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС)


Утверждены Техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР 23 октября 1965 г.


Срок введения —

15 июня 1966 г.


1.5.    Технология сооружения бесшовной обделки должна соответствовать проекту производства бетонных работ и настоящим «Техническим указаниям».

Отступления от проекта производства бетонных работ по сооружению бесшовной бетонной обделки могут быть допущены только по согласованию с проектной организацией.

1.6.    На участках тоннеля, где производится бетонирование обделки, не допускается обводнение бетона, уложенного в опалубку, а также фильтрация воды через свежеуложенный бетон.

1.7.    Бетонные работы должны выполняться при температуре воздуха в тоннеле не ниже + 10СС и температуре бетонной смеси не ниже +5°С.

1.8.    Строительная организация в процессе возведения обделки обязана составлять следующие документы:

а)    журнал возведения бетонной бесшовной обделки (приложение 1);

б)    исполнительные чертежи с обязательным нанесением на них всех изменений, допущенных при сооружении обделки;

в)    документы, подтверждающие согласование допущенных изменений;

г)    акты результатов лабораторных испытаний контрольных образцов бетона (приложение 2);

д)    акты результатов анализов подземных вод;

е)    акты приемки скрытых работ.

И. БЕТОН

2.1.    Марки бетона по прочности на сжатие и по морозостойкости должны соответствовать требованиям СНиП П-Д.8-62.

2.2.    Заполнители, применяемые для бетона тоннельной обделки, должны соответствовать требованиям СНиП J-B.1-62, а вяжущие и добавки—СНиП БВ.2-62.

Бетонная смесь и бетон должны соответствовать требованиям СНиП I-B.3-62 с соблюдением следующих дополнительных условии:

а)    содержание цемента и песка в бетонной смеси по весу должно составлять не менее 42%;

б)    модуль крупности песка должен находиться в пределах 2,5—3,3;

в)    соотношение фракций гравия (щебня) в смеси должно быть: зерен от 5 до 20 мм—68—70%, от 20 до 40 мм— 32-30%;

5

г)    начальное водо-цементное отношение бетонной смеси должно назначаться с учетом потерь подвижности ее перед укладкой в зависимости от продолжительности доставки с таким расчетом, чтобы подвижность бетонной смеси, укладываемой за опалубку, была не менее 7—9 см;

д)    состав бетона, подобранный в соответствии с указанными требованиями, необходимо корректировать на основании результатов испытания контрольных образцов по ГОСТу 4800—59 и ГОСТу 10180—62.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕТОННОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИГОТОВЛЕНИЕ

И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ В ТОННЕЛЬ

3.1.    Бетоноукладочные машины следует загружать бетонной смесью, приготовленной у места укладки. В случае доставки смеси с бетонного завода, для восстановления ее однородности и подвижности, она должна быть подвергнута при необходимости повторному перемешиванию до подачи в за-опалубочное пространство.

3.2.    При загрузке сухой смесью бетоносмесительных устройств, расположенных внутри тоннеля, бетонный завод на поверхности должен иметь бункер, разделенный на два отсека—один для хранения цемента, другой для инертных, предварительно перемешанных бетономешалкой в сухом виде. Транспортирование сухой смеси в тоннель должно осуществляться в емкостях, разделенных на две неравные части— для цемента и заполнителей.

3.3.    Бетонный завод должен иметь оборудование по сортировке и промывке заполнителей. Материалы для приготовления бетонной смеси необходимо дозировать по весу с точностью: заполнителей—до 3%, цемента и воды—до 1%.

3.4.    Время перемешивания бетонной смеси (с момента загрузки в бетономешалку всех материалов до момента выгрузки), применяемой для укладки бетоноукладочными машинами, должно быть увеличено на 15—20% по отношению к времени, установленному для перемешивания бетона, укладываемого обычным способом.

3.5.    До начала бетонирования очередного участка тоннельной обделки необходимо сделать пробный замес для проверки дозирования и величины осадки конуса.

3.6.    Готовая бетонная смесь с бетонного завода должна транспортироваться в бетоновозках или в передвижных пневмонагнетателях (если они приняты в качестве бетоноукладочных машин) без перегрузки до места бетонирования.

Количество подаваемой бетонной смеси должно строго согласовываться с работой бетоноукладочного узла.

3.7.    Предельная продолжительность нахождения в пути бетонной смеси, считая с момента ее выгрузки из бетономешалки до момента загрузки в бетоноукладочную машину, должна быть:

при температуре до +10°С—не более 60 мии\ при температуре до -j-20°C—не более 50 мин\ при температуре свыше +20°С~не более 40 мин.

3.8.    Бетонная смесь в процессе транспортирования должна быть защищена от чрезмерного высыхания, увлажнения, перегрева, охлаждения и резких толчков. Внутреннюю поверхность бетоновозок перед загрузкой их бетонной смесью следует увлажнять.

IV. КОМПЛЕКС ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ БЕСШОВНОЙ БЕТОННОЙ ОБДЕЛКИ

4.1.    Комплекс оборудования для сооружения бесшовной бетонной обделки должен включать:

а)    металлическую передвижную опалубку;

б)    механизм для отрыва опалубки от бетона, ее перемещения и установки в рабочее положение;

в)    бетоноукладочную установку;

г)    бетоновод и устройства для его очистки;

д)    вибраторы для уплотнения бетонной смеси;

е)    транспортные средства для доставки бетонной смеси или ее составляющих в сухом виде.

4.2.    Опалубка должна придать укладываемой бетонной смеси форму обделки и обеспечить необходимые условия для приобретения бетоном заданной прочности. Кроме того, конструкция опалубки должна предусматривать возможность сооружения ниш (людских и, если это необходимо, для подвески проводов контактной сети). Опалубка может состоять из секций, а каждая секция—из отдельных элементов с шарнирными соединениями (рис. 1,п) или с болтовым креплением (рис. 1,6).

Секции опалубки могут иметь на поверхностях, соприкасающихся с бетоном, упругие покрытия, уменьшающие усилие отрыва секций от бетона и затраты на очистку и смазку секций (приложение 3).

7

4.3.    Механизм для отрыва опалубки от бетона, ее перемещения и установки должен:

2 з. 1193

а)    в нерабочем положении обеспечить беспрепятственный пропуск внутритоннельного транспорта;

б)    не создавать длительных задержек движения внутритоннельного транспорта в период перестановки секций опалубки;

в)    обеспечить выполнение всех работ по перестановке без повреждения опалубки и бетона.

Рис. 1. Типы опалубочных секций:

а—шарнирно складывающаяся; б-сборно-разборная

Механизм для перестановки шарнирно складывающейся опалубки может состоять из передвижной тележки, снабженной специальными лебедками и домкратами (рис. 2).

Опалубка из сборных металлических элементов может иметь один или два перестановщика (рис. 3 и 4).

4.4. Бетоноукладочная установка, независимо от типа применяемой опалубки, может состоять из следующего оборудования:

а)    специальной передвижной тележки (при подаче готовой бетонной смеси), на которой установлены бетоноукладоч-ные машины, грузоподъемные приспособления, перемешивающие и вспомогательные устройства (воздухосборник, гаситель и др.), необходимые для обеспечения нормальной работы машин (рис. 5);

б)    агрегата для комплексного приготовления, подачи и укладки бетонной смеси, передвигающегося своим ходом (приложение 4);

Рис. 2. Опалубочная тележка:

а—установленная опалубочная секция, б—перемещаемая опалубочная секция


Рис. 3. Снятие и установка элементов сборно-разборной опалубки при

помощи одного перестановщика:

перестановщнк; 2 сборно разборная опалубка


9