Купить ВСН 39-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог.
1 Общие положения
2 Расчет конструкций укрепления обочин
2.1 Основные положения расчета
2.2 Определение требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы
2.3 Определение расчетных показателей грунтов земляного полотна
2.4 Порядок расчета
3 Материалы для укрепления обочин
4 Технология производства работ
5 Выбор экономически рациональной конструкции укрепления обочин
5.1 Общие положения
5.2 Выбор конструкции укрепления обочин на стадии разработки проекта строительства дороги
5.3 Выбор конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог
6 Определение годового экономического эффекта
Приложение 1 Пример расчета конструкции укрепления обочин
Приложение 2 Выбор экономически рациональной конструкции укрепления обочин
Приложение 3 Таблицы расчетных значений модуля упругости материалов для укрепления обочин
Приложение 4 Таблицы для экономического выбора рациональной конструкции укрепления обочин
Список нормативной литературы
Дата введения | 01.07.1980 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 23.05.2003 |
Актуализация | 01.01.2021 |
20.03.1979 | Утвержден | Минавтодор РСФСР | |
---|---|---|---|
Разработан | Союздорнии Минтрансстроя | ||
Разработан | Гипродорнии Минавтодора РСФСР | ||
Разработан | МАДИ | ||
Издан | Транспорт | 2000 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВСН 39-79 Мияавтодор РСФСР
МОСКВА 2000
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР 20.03,79 г.
ВСН 39-79 Мнаавтодор РСФСР
МОСКВА 2000
2.3. Определение расчетных показателей грунтов земляного полотна
2.3. К Количество и толщина слоев укрепления в значительной степени зависят от характеристик грунтов земляного полотна. В этой связи в табл. 2.2 приведены сведения о дорожно-климатическом районировании с детальным разделением наиболее сложных в рассматриваемом вопросе И и Ш зон на климатические районы.
Таблица 2.2 | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
10 |
Продолжение табл. 2.2 | ||||||
|
2.3.2. В таблицах 2.3, 2.4 и 2.5 приведены данные, необходимые для расчета слоев укрепления» соответственно условиям увлажнения земляного полотна» видам используемых при сооружении земляного полотна грунтов» а также данные о влажности грунтов обочин в зависимости от материала верхнего слоя укрепления и климатических условий.
2.3.3. Расчетные модули у пру гот» грунтов в зависимости от указанных в пп. 2.3.1 и 2.3.2 условий приведены в табл. 2.6.
Таблица 23 | |||||||||||||||
|
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях» когда уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более — в глинах» суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более — в суглинках легких и легких пылеватых, в супесях пылеватых и тяжелых пылеватых.
2* 11
Zl
5 За
* go
j а **o > n s с
** * о
с? |
к? |
СП |
4^ |
СО | ||
СО ?0 — |
05 to *— |
о?ю»- |
СбЮ^т* |
С*Э40*— |
СО ЬС . |
OIK»- |
ООО |
ООО |
ООО |
ООО |
ООО |
Ооо |
ООО |
85 S 01 |
а а"0* |
•41 g»a> |
*N0 0 Сл |
U gici |
v‘gfcn |
N0)01 СЛ |
о© аа® |
Я°о ел S'о |
®Яо U сл © |
оРо • ст>* мело |
vTs£ |
р NOO |
ООО |
Ui |
! 1 1 ООО |
1 11 ООО |
i ! i ООО |
ООО |
iva |
а’ч'а |
Vj ъ> Сп |
*ы чЬ СП |
N4 01 СЛ СП |
av8 |
"-N N4 01 Cl СЛ |
а | |
ос> о - О 05 О** О; Сп о 1 1 1 |
РР© 0 слог Сл СГ> 1 I 1 |
о.°о - СП * N СП П 1 t ( |
о-° о U 01© f f 1 |
©Р© g О 1 | | |
о о- о * 05* *4 СЛ СП |
©Р о rfr |
1 1 ! о о о |
' L > р © о |
( 1 I ООО |
1 1 I ООО |
* > 1 ООО |
oii |
) 1 1 оо о |
N*•10 СП |
U U о СП |
зг*& |
"'-I NC1) СЛ Сл |
-л ^зЪ> СЛ Сл |
ava |
U «N05 СЛ сп |
ооР ’ ч СП "Ч -s) от ! 1 ! |
О о ч “ О -N “N* СП СП -N t ! I |
©Р о * СТ>« *4СПСГ> |
0 о - о* "N* 05 Сл *"-1 kj\ 1 1 t |
О- О * *Ч|ч ОО СЛ N1 t 1 t |
о-°о « 'N*■ 00 СЯ *N1 1 1 1 |
Рч*Я СОСЛ *N1 1 i i |
1 1 ' ООО |
1 1 1 ООО |
1 1 1 ООО |
1 1 I ООО |
1 1 I ООО |
ООО |
i I 1 op о |
Ъо ooU СП |
gfgfTO |
"ooUU СЛ |
"со оо'м СЛ сл |
О go оо |
o"oo оо СЛ |
“cD gCO |
о ро* *■ * СП *•*4 *Ч1СЛ 1 1 т |
овЯ ГГ? |
о о*1о СЛ СП tit on -N *-4 СП |
С> Q М-°Ъ> СЛ “>1 ОН 1 \ 1 |
0^0 а®*а i 1 1 |
рР о * N* <jKCQt*M ООО tfcoob» |
О О* О "т?т* |
1 L 1 ООО oSooVi сд. |
ООО ■“аа |
ООО 00*00V/ |
ООО а’0*» |
i 1 L pop ^6gOCft |
>U |
|
о о
0J 8J о
|
<7> Хл *^»Сп О ООО 8 |
О ос
Сл --4 Сл о> -N 0! о сл*-4 £л сл"*>-а 0j ел -n с.и
00 М5» 00SM OOnTnI OCOoVl
Сл 2л Ui сдсл сп pi
■Nfe района (см табл 2 2)
Тин местности по условиям увлажнения
>
л
ev -в-
3=
О Л
л К
*1
3
15 -t Bvc
Й5
21« s ы
s«
53
fi
&
is *з
c*
я
я
я
Продолжение габл. %4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания, ) Меньшие значения влажности принимаются для грунтов группы А, большие для грунтов группы С* средние значения для грунтов группы Б.
2. При возникновении трещин в асфальтобетонном покрытии рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для цементобетонного покрытия.
3. При возникновении трещин в дегтегрунте рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для щебня с плотностью 2,20 г/см3.
Наименование грунтов
Группа грунтов
А
В
С
Супеси легкие и непы^с»а*ше и оптимальные смеси Легкие и тяжелые непылеватые суглинки, глины Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые, суглинки легкие пылеватые и тяжелые пылеватые
2.3.4. При использовании в конструкциях укрепления обочин армирующих слоев из синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости грунтов, указанные в табл 2.6, должны быть повышены на 20%
Таблица 2.6
Относительная влажность грунта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2А Порядок расчета
2.4.1. Порядок расчета количества и толщины слоев укрепления состоит в следующем:
устанавливают модули упругости используемых в укреплении материалов (см. приложение 3). При использовании местных или других материалов, данные по которым отсутствуют в этом приложении, следует провести испытания в лаборатории по методикам, изложенным в соответствующих документах приложения 5;
устанавливают модуль упругости £0 грунта земляного полотна. Для этого последов ал ел ьн о определяют дорожно климатическую зону и район проведения работ {см табл 2 2), тип местности по условиям увлажнения (см табл 2 3); вид грунта земляного полотна (см табл 25), расчетную влажность при выбран ном материале верхнего слоя укрепления (см табл 2 4) расчетный модул» упругости £0 грунта земляного полотна (см. табл. 2.6);
определяют отношения £0/£, и h(D, где £\ и h ~ соответственно модуль упругости и толщина слоя материала контактирующего с грунтом земляного полотна; D — расчетный диаметр штампа, равный 33 см (см п. 1 15);
определяют по номограмме (рис. 2 2 — отысканием точки пересечения значений Е0/Е{ и h(D) )начение а и соответственно £0rm~£i's.
2 4 2 После выполнения расчетов по п 24 1 проверяют соблюдение условий (2.1 1) При их удовлетворении принятая толщина обеспечивает работу укрепленной обочины в заданном режиме деформирования Если условие (2 1.1 ) не удовлетворено или суммарная толщина слоев укрепления больше 2/з толщины дорожной одежды проезжей части, используют следующие мероприятия:
14
д
Рис. 2,2. Номограмма для расчета слоев укрепления обочин: Не — модуль упругости грунта; £( — то же слоя укрепления; o6ui то же* укрепления, получаемый в результате расчета, h — толщина слоя укрепления; j
штампа, равный 33 см
конструкции О — диаметр
применяют для укрепления материалы с более высоким модулем упругости
вводят промежуточный слой из материалов, имеющих модуль упругости не менее чем на 30% *ыше модуля упругости грунта земляного полотна.
После применения одного из указанных мероприятий расчет следует повторить.
2.4 3. При введении о конструкцию укрепления промежуточного слоя (трехслойная система) расчет укрепления следует вести последовательно, определяя сначала £0«*ц для грунта земляного полотна н материала, промежуточного слоя, а затем, принимая полученное значение за £0. повторять расчет уже для ноёой, образованной при расчете двухслойной системы.
3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН
3.1 Для укрепления обочин используют следующие материалы: сборный цементобетон; асфальтобетон различных марок; черный щебень;
обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные ма1ериалы; укрепленный рйэличными вяжущими грунт; щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы; грунтощебеночные (грунтогравийные) смеси.
Расчетные модули упругости этих материалов приведены в приложении 3. 3.2. Выбор материалов для укрепления обочин производят в зависимости от требований пи. 1.10 и I 14 с учетом их наличия и особенностей работы под нагрузкой в соответствующих климатических условиях, Рекомендуемый порядок расположения материалов в конструкции укрепления представлен из рис. 3.1. Особенности применения каждого материала устанавливают в соответствии с положениями документов, приведенных в приложении 5.
3 3 При укреплении обочин асфальтобетонами низших марок для улучшения их свойств целесообразно применять волокна асбеста илй стекловолокна из расчета 3—5 % от объема смеси. Длина вблокон используемого материала должна находиться в пределах 50—150 мм. Расчетные модули упругости армированного асфальтобетона следует повышать на 20%.
3 4 При укреплении обочин грунтами или материалами, обработанными различными вяжущими, дозировку вяжущего и технологию устройства слоев следует устанавливать в соответствии с положениями «Инструкции по применению грунтов. укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований, покрытий дорог и аэродромов* (СН 25-75, Госстрой СССР, М „ 1975).
В случае отсутствия данных о пригодности для этой цели тех или иных грунтов или материалов, о требуемой дозировке вяжущих, а также о модуле упругости получаемой смеси, необходимо их определить в лаборатории по методикам, изложенным в СН 25-75.
З.Б. При укреплении обочин несвязными материалами следует руководствоваться «Указаниями по строительству дорожных грайнйных покрытий* (ВОН 7-72, Минавтодор РСФСР, М., Г972).
Для устройства слоев укрепления, контактирующих с колесами автомобилей, не следует использовать высокопрочные гравийные и щебеночные материалы без связующего грунта в оптимальном соотношении.
3.6, Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси являются местными материалами, поэтому их характеристики следует устанавливать на месте в дорожных лабораториях Ориентировочные значения модулей упругости некоторых местных материалов приведены в приложении 3.
3.7. Укрепление обочин с использованием армирующих материалов (см. п. 2,3.4) предусматривает введение в конструкцию укрепления материалов, способных воспринимав растягивающие усилия.
Они закладываются:
под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов или грунтов;
на границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала, укладываемого в горячем виде, или один нз них из несвязного.
16
Л. > о- V fc | |
и |
О 4 <j |
,7 о о | |
* |
Рис 3.1. Материалы слоев укрепления обочин
1 8 |
/ — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебеночные материалы, шлаки; 3 — укрепленный неорганическими вяжущими грунт. 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материала» ми, 6 “ ^Гравийные (щебеночные) материалы 6 — грунтогравийные. \ рунтощрйеночные материалы. отходы производства (кирпичный бой. отходы бетонных эавоюв, породы угольных шахт ит д }, 7 — битумоминеральные смеси, в —• бигумогруит, депегрунт; 9 —’ смктстч*
ческие материалы
При использовании для армирования обочин синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости соответственно грунта или материала нижележащего слоя увеличивают на 20%
3,8. Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами
устройством сдоя асфальтобетона минимальной толщины согласно табл. 26 СНиП П-Д.5-72;
устройством на верхнем слое укрепления поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими w смолами, то с укладкой промежуточного щебеночного слоя толщиной 5 СМ;
применением синтетических пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем наб-рызга на основание нижнего слоя укрепления;
смазкой торцов дорожной одбжды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.
3.&. Укрепление травосеянием применяют при грунтах, имеющих рН>5. Для посева травы растительная земля должна содержать необходимые компоненту питательных веществ При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими и минеральными удЬбрениями.
3 668 17
При укреплении травосеянием состав смеси и нормы высева следует принимать в соответствии с «Методическими указаниями по технологии укрепления земляного полотка шдропосевом Многолетних трав» (ЦНИИС Минтрансстроя СССР, М, 197 U.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
4.1. Работы по укреплению обочин автомобильных дорог выполняют в соответствии с технической документацией.
4.2. Работы по укреплению обочин производят с учетом:
интенсивности движения по дороге;
ширины проезжей части;
ширины обочины;
применяемой конструкции укрепления;
мест расположения материалов;
наличия стационарных или передвижных установок для приготовления грунтоаяжущих смесей н возможности размещения этих установок;
состава и количества машин, имеющихся в распоряжении дорожных организаций, выполняющих работы по укреплению обочин.
4.3. Укладку слоев укрепления производят в соответствии со СНиП Ш-40-78 и с рекомендациями нормативных документов [1—16].
4.4. Машины и механизмы для производства работ, а также порядок их работы следует принимать в зависимости от способа и конструкции укрепления, указанных в таблицах 4.1 —4,3.
Таблица 4.1
| ||||||||||||||||||||
Примечание. J —IV — номера вариантов технологии укрепления. Таблица 4.2 |
| ||||||||||
Примечание, V — VI — номера вариантов технологии укрепления. |
18
Наименование
операций
Порядок выполнения операций но сооружению конструкции укрепления ой о чин по вариантам I — VI еомасио табл. 4. 1 и 4. 5
I I
1 lit
IV
V
VI
Тип механизмов, которые мотут быть, использованы
J
Зачистка поверх- I ностн обочин путем снятия слоя грунта толщиной 3—5 см с перемещением его на откосную часть Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления):
со срезкой и — перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна
со срезкой и удалением на откосы
Выравнивание кромки проезжей части
з 4 5
1 1 1
2
б
8
Автогрейлеры
дз-зы,
ДЗ-99-1-4 и др
I Для срезки автогрейдеры ДЗ-ЗЫ, ДЗ-99-1-4 и другие, экскаваторы (для сооружения ровыков унрегА*-тельной смеси) Д-1314,
Э-2М4 Для вывоза: автомобили всех типов.
Для погрузки: экскаваторы Д-1514, Э-2514;
погрузчики
Д-456,
Д-451 А, Д-602, Д-443А, Д-442, Д-5615 Автогрейдеры Д-3-31-1,
ДЗ-99-1-4 и
2
2
др.
Бетоноломы
ИП-4602
19
УДК 625.70(083.96)
Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог (ВСН 39-7$)/Минавтодор РСФСР.-М.: ГУП ЦПП. 2000. -47 с.
Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог. Они составлены на основе проверенных а производственных условиях «Типовых решений укрепления обочин автомобильных дорог» и «Рекомендаций по укреплению обочин автомобильных дорог» с учетом положений действующих нормативных документов по проектированию, строительству, ремонту автомобильных дорог, а также организации и обеспечению безопасности движения на них. При разработке Указаний использованы результаты исследований МАДИ, Союздорнии, Гипродориии и Грсдорнии,
Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся строительством и содержанием автомобильных дорог.
Указания разработаны в ГЧшродоонии кандидатами техн. наук Ю, Р. Перкоаым, А. П, Васильевым, канд. эконом, наук В. А. Но-гаем, инж. Е. Н. Ивановой совместно с сотрудниками МАДИ д ром техн. наук проф, А. Я. Тулаевым, ассистентом В. И. Кукано-вым и сотрудником Союздорнии канд. техн. наук А. И. Рувинским.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, 109089, наб. М. Тореза, 34, Гипродорнии,
Продолжение табл. 4. 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Министерство автомобиль |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 39 79 |
ных дорог РСФСР |
Технические указания по | |
укреплению обочин автомобильных дорог |
и ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.!. Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНмП П-Д. 5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог,
1.2. Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и оогзнмзацмю движения во время ремонтных работ.
Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомо^ бильных дорог.
1.3. В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл. 2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п. 3.8).
1.4. Ширина н конструкция укрепления обочин назначаются с* учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис. 1.1).
Зоин 1 с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:
подзона IA — продолжительность зимнего периода составляет 180—260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона — продолжительность зимнего периода составляет НО- 180, 3 переходных периодов 60-100 дней; подзона JB — продолжительность зимнего периода составляет 125—140, а переходных периодов 80—100 дней.
Зона К с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до ПО дней, а зимнего периода — менее 125 дней в году.
Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно исследовательским институтом Гипродорнии Утверждены автомобильных 20.03 79 |
Министерством дорог РСФСР / |
Срок введения июля 1980 г. |
X
Рнс. 3.1. Карта районирования территории СССР по условиям движения
Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80—ПО дней в году.
Зона Г — горные районы.
1.5. По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рас. 1.2):
I — краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;
И—■ остановочная полоса, пред* назначенная для вынужденной остановки автомобилей;
III — прибровочная полоса.
1.6. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где уст-
й) ^шосаШЯ\ ВстаЛ£$№вя > . f\ u />MOt(L ,\Soma- |
Абрття odtMda. |
ЧтяШ&ШЯШ |
раиввется прерывистая разметка.
1.7, Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.
По условиям обеспечения безопасности движения:
населенные пункты; подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
участки дороги с необеспеченной видимостью;
кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны, согласно п. 3.22 СНиП ИД.5-72;
съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
Рис. 1.2. Конструкции укрепления обо* чин: |
а —* устройство краевой укрепительной полосы; 6 — укрепление остановочной полосы несвязным материалом, краевой укрепительной полосы — устройством усовершенствованны» покрытий; в -- неравнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов; а—* равнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов
снегозаносимые участки; ветроапасные и туманоопасные участки;
участки дорог, не имеющие мест повышенной опасности для движения автомобилей;
По условиям обеспечения сохранности н работоспособности автомобильных дорог:
участки, где интенсивность движения выше значений, указанных ь табл. Ь СНиП И-Д5-72, а грунтовые и климатические условия относятся к неблагоприятным (см. п. 1.3);
участки с любой интенсивностью движения, имеющие благоприятные грунтовые и климатические условия.
1.8. Покрытия на обочинах, как правило, должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части.
Допускается устраивать покрытие краевых укрепительных полос и остановочных полос однотипными с покрытием проезжей части, но с обязательным
5
устройством краевой разметки краской, термопластиками или другими материалами с длительными сроками службы.
1.9. В зависимости от категории дороги, интенсивности движения, степени опасности участка, местных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий обочины укрепляют только на ширину краевой укрепительной полосы или на ширину укрепительных и остановочных полос (см. *п. 1.14).
1.10. Основной вид укрепления обочин — устройство (с учетом положений пп. 1.14, 2Л7) краевой укрепительной полосы с твердым покрытием из связных материалов, выполняемой также и за счет уширения проезжей части. Остановочные полосы в таких случаях укрепляют различными, в том числе и местными материалами (рис. 1.2, б).Прибровочную полосу обочин во всех случаях укрепляют травосеянием. Травосеянием можно укреплять также остановочные полосы обочин дорог IV и V категории (рис. 1.2, б) в благоприятных грунтовых и климатических условиях (грунты группы А при 1-м типе увлажнения — см. табл. 2.3, 2.5).
При устройстве покрытий краевой укрепительной полосы из укрепленных органическими вяжущими грунтов; этот материал может быть использован и в верхнем слое укрепления остановочной полосы (рис. 1,2, в).
IЛ1. Покрытие укрепленной обочины, особенно краевая полоса, должно иметь коэффициент сцепления, обеспечивающий безопасные условия при съезде автомобиля с проезжей части дороги. Разница в коэффициенте сцепления покрытия проезжей части и укрепительной полосы обочины, согласно ВСН 38-77 Мин-автодора РСФСР, не должна превышать величин, приведенных в табл. 1.1.
Таблица U | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1.2 |
1.12. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I категории принимают во всех случаях 0,75 м; для дорог П, III и IV категорий Ширина этой полосы принимается в соответствии с табл. 1.2.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Ширина краевой укрепительной полосы в подзоне 1Б принимается по максимальному значению, В остальных случаях она может быть уточненна технико-экономическими расчетами. 6 |
IJ3. Ширину остановочной полосы определяют по формуле
Ва «), (1Л)
где В — общая ширина обочины; В\ — ширина краевой укрепительной полосы, принимаемая согласно п. ЫЗ и табл. 1.2; а — ширина прибровочной полосы, принимаемая согласно ВСН 25-76 Мннаитодора РСФСР равной 0,75 м при наличии оградительных устройств и 0,5 м в остальных случаях.
1. 14. Твердые покрытия из связных материалов на краевых и остановочных полосах обочин (рис. 1.2, в, е) обязательно выполняют:
на дорогах I—III категорий в зоне населенных пунктов и на подходах к к ним на протяжении не менее 100 м;
на участках между населенными пунктами дорог I категории, а также И и Ш категорий при интенсивности движения, превышающей максимальные значения табл. 1 СНиП П-Д.5-72;
на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне на расстоянии не менее 100 м для дорог I и II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно Ш и IV категории с усовершенствованными типами покрытий;
нэ подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;
в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т. д., оговариваемых в главах 5 и 15 ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР и СНиП П-Д5-72;
на участках обочин дорог II—III категорий под устройство отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений табл. 1 СНиП П-Д.5-72. Площадки устраивают попарно с расстоянием между ними 50—вО м таким образом, чтобы первой встречалась площадка по ходу движения автомобиля. Длина площадки должна обеспечивать остановку пятишести автомобилей. Расстояние между площадками, расположенными с одной стороны проезжей части, принимают равным 800—1000 м на дорогах И категории, 1500—2000 м иа дорогах III категории и 3000—5000 м на дорогах IV категории;
на участках дорог II—III -категорий между Населенными пунктами при условиях, указанных в п. 2Л.7;
непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0.5—0,75 м (рис. 1.2, а).
В остальных случаях при укреплении обочин используют конструкции, приведенные на рис. 1.2, а (см. п. 1.10).
1.15. При выборе конструкции укрепления обочин в качестве расчетного применяют автомобиль с давлением 6*0 кгс/см2 (группа А) при расчетном диаметре штампа 33 см, эквивалентном следу колеса автомобиля.
1.16. Количество наездов автомобилей на обочину во многом определяется внешним сходством покрытия проезжей части дороги и покрытия краевой укрепительной полосы. В этой связи перед расчетом требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы выбирают вид материала ее покрытия.
1 17. Толщину каждого слоя при расчете конструкций укрепления остановочных и краевых укрепительных полос следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП П-Д.5-72.
Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, согласно табл. 26 СНиП П-Д.5-72, если при выполнении расчета его толщина оказывается меньше принятых в этой таблице величин.
1.18. Уклон поверхности укрепленных обочин принимают в соответствии с положениями СНиП П-Д.5-72 и ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР.
7
2. РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН
2.1.1. Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной и остановочной полос состоит в выборе количества и толщины слоев укрепления.
2.1.2. Критерием соответствия конструкции укрепления условиям движения является удовлетворение неравенств;
где —требуемый модуль упругости соответственно краевой укрепи
тельной и остановочной полос; £^)Щ, £^бш. ~ модуль упругости, полученный в результате расчета соответственно краевой укрепительной и остановочной полос.
2.1 3. Расчет укрепления выполняют в следующей последовательности; выбирают материал верхнего слоя покрытия укрепления обочины, а также материал промежуточного слоя, если в дальнейшем появится необходимость в его использовании;
определяют требуемый модуль упругости конструкции укрепления; определяют модуль упругости грунта земляного полотна; рассчитывают конструкцию укрепления —■ определяют количество и толщину слова.
проверяют соответствие полученных при расчете данных критериям (2.1.1).
2.1.4. Требуемый модуль упругости остановочной полосы принимают
равным;
а) при укреплении асфальтобетоном, битумоминеральными смесями различного состава, приготовленными в установке м другими материалами, относящимися, согласно СНиП 11-Д.5-72, к усовершенствованным покрытиям капитального типа — 1150 кгс/см2;
б) при укреплении битумоминеральными смесями, щебеночными и гравийны-. ми материалами, обработанными способами пропитки и полупрогтитки, песчаными и супесчаными грунтами, обработанными битумной эмульсией с цементом смешением в установке, а также другими грунтами, обработанными органическими вяжущими — 850 кгс/см2;
в) при укреплении грунтощебнем (груитогравием), шлаком, отходами камне-дробления, отходами кирпичных, бетонных заводов и другими несвязанными материалами — 625 кгс/см2.
2.1.5. Требуемый модуль упругости краевой укрепительной полосы определяют расчетом согласно положениям п. 2.2.
2.1.6. Параметры укрепления краевой укрепительной и остановочной полос (количество и толщина слоев) определяют по единой методике (см. п. 2.4.). При этом в первую очередь рассчитывают параметры укрепления остановочной полосы.
2.1.7. Количество и толщину слоев укрепления на остановочной полосе определяют расчетом, если < 0,85 Если же £^>0,85 коли
чество и тодшнну слоев укрепления на остановочных полосах принимают без расчета согласно данным, полученным при расчете краевой укрепительной полосы.
2.2.1. Требуемый модуль упругости £Тр краевой укрепительной полосы устанавливают по вертикальной шкале номограммы рис 2.1 (согласно показанному ключу) при известном значении приведенных к расчетному автомобилю наездов к рна краевую укрепительную полосу и выбранном типе материала покрытия (см. si. 2 1.4 ).
8
2.2.2, Количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу устанавливают по формуле
-f /да 1 |
ЛГЦр = ЛГрД; (2.2.1)
;z:
Wp = Л(ф q%, (2.2.2)
* т
®tz
it мятном wm
шщство привгОеиш к расчетном} об тмооилю тсзМ Щ на краевую укрепительную теку
а
to
Рис. 2,1, Номограммы для расчета^ требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы: в, б, 9 — модуль упругости fi.Jp в зависимости от вида материалов, используемых в верхнем слое укрепления по П. 2 1.4 {а, б, в)
9
где А — коэффициент, определяемый по табл. 2.1, учитывающий количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу в зависимости от интенсивности движения Nv автомобилей по дороге, ширины проезжей части и внешнего сходства покрытия краевой укрепительной полосы с покрытием проезжей части; Np — расчетная перспективная интенсивность движения автомобилей по дороге к моменту капитального ремонта краевой укрепительной полосы или капитального ремонта дороги; УУф — фактическая (запланированная) интенсивность движения на момент устройства обочин, укрепленных согласно положениям настоящего документа, — коэффициент роста интенсивности движения, принимаемый равным 1,1, Тi — рекомендуемый межремонтный срок службы до капитального ремонта укрепления краевой укрепительной полосы ( 7\) или ближай-шего капитального ремонта дороги (Т2 ) при условии, если Г, > 7а (см. табл. 1, прил. 4).
Таблица 2.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание Если значение коэффициента А расподя*ается ниже нижней ограничивающей линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочии при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций. |
2—668