Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

449.00 ₽

Купить ВСН 34/X-60 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования документа распространяются на работы по погружению свай, шпунта и оболочек при сооружении речных и морских портов и других транспортных сооружений.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Разбивочные работы

3. Подготовительные работы

4. Погружение молотами и вибропогружателями

5. Производство работ по плану

6. Погружение подмывом и подвымом в сочетании с вибрационным или ударным воздействием

7. Погружение железобетонных оболочек

8. Сваи и оболочки с уширенными камуфлетными пятами

9. Винтовые сваи

10. Выправление свай и другие работы после погружения свай

11. Приёмка свайных работ и производственная документация

Приложение 1. Форма журнала забивки свай и правила его заполнения

Приложение 2. Инструкция по испытанию свай и оболочек

Приложение 3. Технические характеристики свайных молотов и вибропогружателей

Приложение 4. Производственная документация

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава X. СВАЙНЫЕ РАБОТЫ ВСН-34/Х-60

Минтрансстрой СССР» МРФ РСФСР

ГА О С К В А 1961

МИНИСТЕРСТВО Т РАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПО ВОЗВЕДЕНИЮ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Глава X. СВАЙНЫЕ РАБОТЫ

_ВСН-34/Х-60_

Минтрансстрой СССР, МРФ РСФСР

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, приказ М 204jl28 от 20 августа I960 и Министерством речного флота РСФСР, приказ М 128 от 16 августа 1960 г. Согласованы с Министерством морского флота СССР а Госпланом РСФСР

ОРГТРАНССТРОЙ МОСКВА 1961

ряда в акваториях должны быть закреплены следующие линии:

а)    оси двух крайних продольных рядов свай (или ось шпунтовой стенки);

б)    оси первого и последнего поперечных рядов свай;

в)    оси нескольких промежуточных (через 20—30 м) поперечных рядов свай.

Положение промежуточных продольных рядов свай между крайними и положение отдельных свай в ряду устанавливается в процессе свайной бойки промерами от вспомогательных осей, закрепляемых на ранее погруженных сваях.

22.    Положение осей крайних продольных и поперечных рядов свай в акватории должно быть закреплено береговыми створами из нескольких хорошо видимых знаков или посредством вех или буев с установкой на последних (в местах возможного судоходства) сигнальных навигационных знаков.

23.    Разбивка линий свайного или шпунтового сооружения и осей свайных рядов или шпунтового ряда должна оформляться актом приемочной комиссии.

24.    При использовании направляющих устройств в виде инвентарных перемещающихся кондукторов или неподвижных жестких направляющих, обеспечивающих необходимое взаиморасположение свай, шпунта и оболочек в плане и профиле с соблюдением необходимых допусков, разбивоч-ными работами должна предусматриваться правильная постоянная установка всех устройств или правильная их установка в первоначальное рабочее положение, контроль положений по мере передвижения и контроль положений погружаемых элементов.

§ 3. Подготовительные работы

25.    Перед погружением каждую железобетонную сваю, шпунтину и оболочку необходимо тщательно освидетельствовать. Они должны иметь ровные поверхности, кромки и неповрежденную антикоррозийную защиту (если она предусматривается проектом). На каждой свае, шпунтине и оболочке должны быть нанесены краской номер и дата изготовления.

26.    Перед погружением железобетонного шпунта и оболочек в необходимых случаях производится водолазное обследование и зондировка дна в месте погружения для вы явления и удаления возможных препятствий.

27.    Перед погружением стального шпунта должна быть произведена проверка правильности формы и прямолинейности замков, а также их смазка в тех случаях, когда она разрешается проектом.

Для проверки формы и прямолинейности замков рекомендуется протаскивание через каждый замок обрезка шпун-тины длиною не менее 2 м. Одновременно производится выправление небольших изгибов шпунта и вмятин замков. Вырезка дефектных мест замка разрешается на длине не более 50 см и не более одной на шпунтину.

При использовании стального шпунта с замками пазового типа низ переднего по ходу (забивки) замка следует закрывать специальной стальной пробкой. Перед погружением стального шпунта вибропогружателями вырезаются ("по шаблону) отверстия в шпунте, необходимые для крепления наголовника. На каждой шпунтине наносятся краской ее порядковый номер и длина.

28.    Верхние концы деревянных свай обрезаются строго перпендикулярно к их оси; нижний конец сваи должен быть заострен в виде четырехгранной или трехгранной пирамиды с вершиной, лежащей на оси сваи. Заострение должно иметь длину 1,5 диаметра сваи, а само острие должно быть при-туплено. При наличии в грунте твердых включений острие сваи оснащается башмаком.

§ 4. Погружение молотами и вибропогружателями

29.    Для погружения свай разрешается применять молоты и вибропогружатели различных типов с тем, чтобы они соответствовали весу забиваемой сваи, обеспечивали надлежащую глубину забивки и несущую способность сваи в процессе забивки.

Краткие технические характеристики наиболее употребительных типов свайных молотов и вибропогружателей приводятся в приложении 3.

30.    Молот рекомендуется выбирать, исходя из необходимой энергии удара и коэффициентов применимости молотов, ориентировочные значения которых приведены в табл. 4.

Погружение при последнем залоге, определяемое расчетом, должно быть не менее 2 см-, при меньшей величине надлежит переходить на более тяжелые молоты.

Расчетный Отказ определяется по указаниям п. 33. Требования к количеству ударов в залоге приведены в п. 35.

Коэффициент применимости молота определяется по формуле:

где К—коэффициент применимости молота;

Q—полный вес молота в кг;

q— вес сваи в кг (включая вес наголовника и подбабка); W—энергия удара молота в кГм.

Коэффициент К не должен превосходить значений, указанных в табл. 4.

Таблица 4

Ориентировочные значения коэффициентов применимости молотов

Тип молота

Материал свай

дерево

| сталь

железо

бетон

Молоты двойного действия и трубчатые дизель-молоты ...................

5,0

5,5

6,0

Молоты одиночного действия и штанговые дизель-молоты .................

3,5

4,0

5,0

Подвесные молоты..............

2,0

2,5

3,0

При забивке стального шпунта, свай из стальных труб с открытым нижним концом и из двутавровых балок, а также при подмыве свай любого типа, указанные в табл. 2 значения могут быть увеличены в 1,5—2 раза.

Для погружения стального шпунта, пустотелых стальных труб с открытым концом, прокатных профилей в виде двутавровых балок и других стальных элементов с малой площадью поперечного сечения наиболее целесообразно применять молоты двойного действия с повышенной частотой ударов, вибропогружатели и вибромолоты.

31. Необходимый тип вибропогружателя можно ориентировочно выбирать с учетом значений параметров вибропогружателей, приведенных в приложении 3, и величины расчетной нагрузки на сваю Р с использованием формулы

о

если при этом одновременно К > 0,7Q.

12

Здесь Q—суммарный вес сваи, наголовника и вибропогружателя в г;

■NK—номинальная мощность электродвигателя вибропогружателя в кет;

К—момент эксцентриков вибратора в т • см; п—число оборотов эксцентриков в мин.;

Л—коэффициент, принимаемый в зависимости от грунтовых условий по данным § 34.

Если параметры вибропогружателя удовлетворяют одновременно обоим неравенствам, он может быть принят для погружения свай с расчетной нагрузкой Р

Погружение свай с большей величиной расчетной нагрузки возможно при вибрации в сочетании с подмывом, а также при удалении грунта из полости трубчатых свай-оболочек.

32.    Сваи должны погружаться до получения расчетного отказа, а также при наличии специального указания в проекте до требуемой отметки пласта грунта, в котором должны быть остановлены нижние концы свай.

Свая, погруженная до проектной отметки, но не давшая требуемого отказа, должна подвергаться контрольному до погружению по истечении двух-трех суток. При получении и в этом случае неудовлетворительного отказа принимаются по согласованию с проектной организацией частные решения.

33.    Расчетный отказ забивных свай рекомендуется определять по формуле:

- nFQH ' Q+K^g+gJ mP(mP+nF) Q+q+qi

аЕ-л-л/~ n*Fi I nF он • ъ+кнч+ъ) 1,

2 у 4 е0    Q+9+9i


_1_

m


Ро


При необходимости расчетную несущую способность сваи Ро по фактической величине отказа ео можно определять для забивных свай по формуле:

где е—расчетный отказ (погружение сваи от одного удара) в см;

фактический отказ при погружении молотами (фактическая величина погружения от одного удара) в см;

Р—усилие в свае, полученное расчетом при проектировании в т (расчетная нагрузка);

13

Q—вес молота в т, принимаемый равным для подвесных молотов—их полному весу, для молотов одиночного и двойного действия и дизель-молотов—весу ударной части; q—вес сваи и наголовника в г;

01—вес подбабка в т;

F—площадь поперечного сечения сваи в см2;

Н—расчетная высота падения ударной части молота в см, принимаемая по таблице 5; m—коэффициент запаса, принимаемый равным 2; п—коэффициент, зависящий от материала сваи и способа забивки, принимаемый по таблице 6;

К—коэффициент, зависящий от материала соударяющихся тел: для удара стали и чугуна о дерево—К2— =0,2; для удара стали по стали—К?=0,4; при железобетонных сваях предусматривается применение наголовника с деревянным вкладышем.

Таблица 5

Расчетная высота Н

Тип молота

Для вертикальных свай

Для свай с наклоном не по-ложе 3s 1

Подвесной или одиночного действия Дизель-молот или двойного действия

н

н_ о,ш Q

0,8ft

„_0,08R7

1 Q

Таблица 6

Значения коэффициента п

Свая

Способ забивки

п% mfсм2

Деревянная

С подбабком

0,008

Деревянная

Без подбабка

0,010

Железобетонная

С наголовником

0,015

Стальная

С деревянным подбабком

0,020

Стальная

Со стальным подбабком и наголовником

0,030

Стальная

С наголовником без подбабка

0,050

34. Оценку несущей способности свай и оболочек, погружаемых с помощью вибропогружателей, рекомендуется производить с использованием приближенных формул ННИИС:

При 1/ = 3 —10 см/мин

а при V = 1—3 см/мин

Здесь Р0—расчетная нагрузка в г, которую выдержит свая, погружавшаяся на последней минуте со скоростью V см/мин;

т—коэффициент запаса, принимаемый равным 2;

Q—суммарный вес сваи, наголовника и вибропогружателя в т;

А—амплитуда колебаний сваи, принимаемая равной половине полного размаха колебаний на последней минуте погружения в см;

п—число оборотов эксцентриков вибратора в минуту;

N—величина электрической мощности, расходуемой электродвигателем на колебания сваи и ее погружение в кет;

К—коэффициент, зависящий от отношения статического сопротивления грунта к динамическому сопротивлению при вибропогружении,

Расчетная величина электрической мощности N определяется по формуле;

N — r\iN{ — Nx N* —f\2N2,

где Ni и N2—подведенные электрические мощности при погружении сваи и при холостой работе вибратора;

t]i и т|2—коэффициенты полезного действия (к.п.д.)

электродвигателя в конце погружения сваи и на холостом ходу, принимаемые в зависимости от нагрузки по паспортным данным электродвигателей.

Величины электрической мощности, подведенной к электродвигателю вибратора при погружении сваи и при холостом ходе, можно определять по показаниям счетчика электроэнергии:

15

лг _ (Щ    rh)    60

' vl»2--f    >

где ni и n2—показания счетчика в квт-час; t—время наблюдения в мин.

Электрическую мощность при холостом ходе (Nx ) можно также определять замером при горизонтальной работе вибратора в подвешенном состоянии на крюке крана. Величина Л'х обычно составляет 25—35% от номинальной мощности электродвигателей вибраторов.

Для вибропогружателей ВП-2, ВП-1 и ВП-3 величины N* , определенные по опыту, равняются соответственно 6,5, 15,0 и 27,3 кет.

При отсутствии данных о мощности холостого хода вибропогружателей разрешается принимать значение мощности N, расходуемой на колебания и погружение сваи, по формуле:

N = KNU если при этом N>0,5 N„ .

Здесь Nн —номинальная мощность электродвигателя в кет, а коэффициент К принимается в зависимости от числа оборотов п эксцентриков в минуту равным

0,55 при п меньше 450 об/мин;

0,48 при «=450—700 об/мин;

0,40 при п большем 700 об/мин.

Ориентировочные значения коэффициента Я для водонасыщенных песков составляют 4—7,5; для влажных песков 3— 4,5; для сухих песков 2,5—4,0.

В зависимости от консистенции глинистых грунтов ориентировочные значения коэффициента Я содержатся в таблице 7.

Таблица 7 Значение коэффициента Я Для глинистых грунтов

Консистенция

Грунт

Т екучепластичная В >0,75

Мягкопластичная В=0,5-0,75

Тугопластичная В=0,25-0,5

Супесь ....

!

0

1

сл

о

С*>

0

1

СЛ

2,5—4,0

Суглинок . . .

3,5-4,5

2,5-4,0

2,2-3,5

Глина ....

3,0-4,5

2,2—3,5

2,0-3,0

Величина коэффициента К определяется по результатам пробного погружения свай, в ходе которого измеряются величины Ni, А и V; относящиеся к концу погружения. Средняя скорость V за последние 5 мин. работы вибропогружателя должна доводиться при опытном погружении до 1—8 см/мин.

После определения расчетной нагрузки Ра на пробную сваю посредством ее статического или динамического испытания, величину К для данных геологических условий находят по формуле:

2Р„    | ЗОУ

Ап

150-^-+0 ^ Ап


Значение необходимой скорости погружения свай в конце погружения (расчетный отказ при вибропогружении) определяется формулой:

где Р~—расчетная нагрузка на сваю.

Значения Vo рекомендуется назначать в пределах 1— 5 см/мин.

35. В течение всего процесса погружения необходимо измерять осадки свай от каждого залога.

Величина отказа вычисляется как среднее арифметическое значение осадки сваи от одного удара в последнем залоге при погружении молотами и как среднее арифметическое значение осадки сваи при работе вибропогружателя в течение одной минуты в последнем залоге.

Величина залога принимается равной:

а)    для молотов подвесных и одиночного действия—10 ударам;

б)    для молотов двойного действия и дизель-молотов— числу ударов молота в течение одной минуты непрерывной его работы;

в)    для вибропогружателей—от одной до пяти минут непрерывной работы.

Измерение осадки сваи для определения отказа должно производиться:

17

а) при нормальном состоянии головы сваи и наголовника (деревянные сваи—отсутствие размочаливания, железобетонные сваи—отсутствие разрушения бетона головы);

3 з. 3512

б)    при центральной передаче удара молота на сваю;

в)    при высоте падения ударной части молота, установленной во время исчисления расчетного отказа;

г)    при числе ударов молота двойного действия, соответствующем полному паспортному давлению пара (воздуха) в цилиндре молота;

д)    при жестком креплении вибропогружателя к свае и нормальном режиме его работы.

Результаты измерения отказа должны быть занесены* в журнал свайной бойки.

36.    Все сваи перед началом погружения должны быть размечены по длине (от острия к голове) краской через каждые 50 см и повторно осмотрены.

37.    При установке свая должна быть точно центрирована в стрелах копра или в подвесных стрелах крана. Перед началом погружения сваи следует проверить правильность положения стрелы и сваи, а также надежно закрепить стрелу для предотвращения отклонения сваи от заданного положения в процессе погружения.

38.    В течение всего процесса погружения необходимо проверять правильность положения стрелы и сваи, а также вести наблюдение за исправным состоянием головы сваи и наголовника. При замеченном повреждении головы сваи или наголовника надо сделать запись в журнале свайных работ о принятых мерах.

39.    Высота подъема подвесного молота или молота одиночного действия при первых ударах не должна превышать 0,5 м. При последующих ударах высота подъема должна увеличиваться до паспортной. При подвесных молотах высота подъема должна соответствовать весу молота, размерам и материалу свай и грунтовым условиям. Не рекомендуется допускать высоту подъема более 2,5 м.

40.    При погружении с помощью вибропогружателей следует обеспечить жесткое соединение вибропогружателя с погружаемым элементом. Ось вибропогружателя должна быть соосна оси сваи.

41.    Наклонные сваи необходимо погружать теми же видами свайного оборудования, какими производится забивка вертикальных свай.

Направление хода наклонной сваи создается соответствующим наклоном копровой стрелы или специальными направляющими устройствами (каркасы, наклонные направляющие рамы и т. п.).

42.    При использовании штанговых дизель-моло гов и моло-

тов двойного действия забивка деревянных свай допускается без бугелей. При молотах одиночного действия, подвесных молотах и трубчатых дизель-молотах необходимо применять бугели, предохраняющие голову деревянных свай от размочаливания.

43.    Железобетонные сваи как сплошные, так и трубчатые необходимо забивать с применением наголовника с амортизирующим вкладышем, предохраняющим бетон головы сваи или шпунта от разрушения при ударах.

44.    Деревянные шпунтовые сваи для сохранения направления стенки забивают между двумя параллельными схватками, расставленными на толщину шпунтин.

Направляющие схватки следует закреплять к маячным сваям, забитым вне линии шпунтовой стенки или по этой линии. Деревянные шпунты погружают гребнем или скосом вперед.

45.    При забивке стального шпунтового ряда для предотвращения его наклона по ходу забивки рекомендуется сразу устанавливать всю стенку или одну из ее секций, после чего производить погружение; стенка при этом погружается в 2— 3 приема в зависимости от ее высоты.

46.    При погружении шпунтовых рядов составление исполнительных чертежей с нанесением отметок низа каждой шпунтины является обязательным.

§ 5. Производство работ на плаву

47.    Незыблемость плавучих копров обеспечивается путем закрепления судна с копром системой якорных устройств.

При соответствующей конструкции судна допускается закрепление его при помощи специальных анкерных свай.

48.    Плавучие копры, используемые в местах, подверженных волнению, должны быть оборудованы не менее чем шестью якорными устройствами: носовым, кормовым и четырьмя папильонажными, направленными примерно под углом 45° к направлению первых двух.

При работе в защищенных от волнения местах разрешается закреплять копры четырьмя якорями.

49.    Каждое якорное устройство должно состоять из следующих элементов:

а) якоря, тип и вес которого определяются по правилам Морского (Речного) регистра СССР в зависимости от типа судна, его характеристики и района плавания;

19

б)    стального или пенькового троса или якорной цепи сечением, определяемым теми же правилами регистра, и длиною, обеспечивающей заброску якоря от судна не менее 8—10 глубин воды у якоря;

в)    механизма для навивки якорного троса грузоподъемностью в 2—2,5 раза превышающую вес якоря;

г)    буйка, прикрепленного канатом к якорю, предназначенного для обозначения его места.

50.    Рабочее положение плавучего копра следует закреплять натяжением до отказа всех его якорных цепей (тросов).

51.    Передвижение плавучего копра от забитой сван к вновь забиваемой производится за счет подтягивания одних и ослабления других якорных цепей (тросов).

Точность расположения копра проверяется визированием по двум створам разбивочных знаков и по створам продольных и поперечных рядов свай. На палубе плавучего копра должны быть закреплены два визирных приспособления по борту в плоскости стрелы или стрел копра и два по оси, перпендикулярной первой.

52.    Перекладка якорей в новое положение производится с помощью крана-якорницы грузоподъемностью в 2—2,5 раза превышающую вес самого тяжелого якоря данного судна.

53.    При забивке большого количества свай при одинаковых поперечных рядах (пирсы, молы и т. п.) рекомендуется применять копры с несколькими стрелами на каждом.

54.    При отсутствии специализированных плавучих копров заводского изготовления допускается применение береговых копров, установленных на понтонах или баржах, а также на плотах при работе в защищенных акваториях.

Переоборудование береговых копров в плавучие должно производиться по проектам, обоснованным расчетами грузоподъемности, остойчивости и удовлетворяющим другим требованиям, предъявляемым к плавучей конструкции.

55.    При установке копра на плоты необходимо выполнить следующие требования:

а)    плоты должны обладать двухкратным запасом плавучести, принимая за расчетную нагрузку вес копра с оборудованием и сваями, находящимися на копре, а также вес пригрузки, уравновешивающей плот;

б)    плоты должны иметь достаточную остойчивость, допускающую укладку на любой край плота дополнительного груза, равного весу молота;

в)    плот должен обладать достаточной жесткостью и прочностью.

20

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Глава X «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений»—«Свайные работы» разработана на основе и в развитие главы Ш-Б.2 «Строительных норм и правил»

С введением настоящих «Технических условий» утрачивают силу действующие в министерствах и ведомствах Технические условия на производство соответствующих работ.

Ведомственные производственные инструкции по свайным работам должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих «Технических условий».

Глава X составлена коллективом в составе:    канд.

техн. наук А. С. Головачева, инж. В. И. Карпинского, канд. техн. наук К. Д. Ладыченко, канд. техн. наук А. Ф. Липатова, канд. техн. наук А. А. Луга, инж. Б. М. Сорокина и канд. техн. наук Г. С. Шпиро.

Окончательная переработка всего текста и его редактирование выполнены редакционной комиссией, образованной из представителей Министерства Морского Флота СССР, Министерства транспортного строительства СССР, Министерства речного флота РСФСР и Гипрорыбпрома Госплана РСФСР в составе: В. М. Розенберга (председатель комиссии), В. Е. Зимарева, Б. П. Константинова, К. Д. Ладыченко, И. М. Медовикова, В. А. Терпугова, Е. Я. Щавелева.

Министерство транспортного строительства СССР Министерство речного флота РСФСР

Ведомственные строительные нормы

ВСН-34/Х-60

Технические условия производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений Глава X. Свайные работы

Минтрансстрой СССР, МРФ РСФСР

§ 1. Общие положения

1.    Настоящие «Технические условия» распространяются на работы по погружению свай, шпунта и оболочек при сооружении речных и морских портов и других транспортных сооружений на водных путях сообщения.

Примечание. Технические условия не распространяются на свайные работы в условиях вечномерзлых грунтов.

2.    Отклонения погруженных свай, шпунта и оболочек от проектного положения не должны превышать величин, указанных в табл. 1, 2, 3.

3.    Всякое отступление от проектного расположения свай, шпунта и оболочек в плане н профиле, выходящее за пределы установленных допусков, подлежит обязательному согласованию через заказчика с проектной организацией.

4.    Отклонения в плане и профиле менее величин, указанных в п. 2, могут устанавливаться проектной организацией в зависимости от требований, предъявляемых к основанию или шпунтовому ряду. Но в этом случае проектом организации строительства и составляемым в его развитие проектом производства работ должны быть предусмотрены такие направляющие устройства (каркасы, инвентарные кондукторы и т. п.) и способы погружения, которые обеспечивают соблюдение установленных проектной организацией допусков.

Утверждены Министерством транспортного строительства СССР, приказ № 204 от 20 августа 1960 г. и Министерством речного флота РСФСР, приказ № 128 от 16 августа i960 г.


Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства и Главмор-речстроем Минтрансстроя СССР


Введены в действие с 1 марта 1961 г.

Таблица 1

Допускаемые отклонения в плане при погружении свай

Виды свай

Величина отклонений (допуск)

Сваи в кустах и сваи под ленточные фундаменты

1 диаметр (сторона квадрата) сваи

Сваи в свайных полях

2 диаметра сваи

Сваи с наголовниками (капителями)

— диаметра, но не бо

лее 20 см

Ряды свай, перекрываемые общей насадкой:

а) вдоль оси насадки

1 диаметр 1

— диаметра сваи в

б) перпендикулярно оси насадки

каждую сторону от оси ряда

Сваи в крайних рядах кустов и свайных полей

1

“ диаметра сваи

Железобетонные цилиндрические оболочки, погружаемые без направляющих устройств

25 см

5.    Оборудование для погружения должно соответствовать весу, длине и материалу погружаемых элементов, а также местным условиям погружения и обеспечивать необходимый темп производства работ.

6.    Транспортирование, подъем и установку на место погружения свай, шпунта и оболочек следует производить с соблюдением мер против возникновения трещин, повреждения замков, пазов, гребней, нарушения антисептического покрытия поверхностей и возникновения прочих дефектов.

Все операции, связанные с переводом железобетонных свай (шпунта, оболочек) из горизонтального положения в вертикальное, должны производиться плавно, без рывков и ударов, чтобы в свае не могли возникнуть изгибающие моменты, превышающие допускаемые по трещинообразованию.

При перевозке и складировании железобетонные сваи (шпунты, оболочки) надо укладывать только на подкладки, расположенные под подъемными петлями или соответствующими проектными поперечными сечениями.

5

Таблица 2

Допускаемые отклонения в плане деревянных и стальных шпунтовых рядов

Виды шпунтов

Величина отклонений (допуск)

Деревянные шпунтовые ряды набережных» однорядных перемычек с подкосами и двухрядных перемычек

толщина шпунта

Деревянный шпунт прочих сооружений на отметке верха (среза) шпунта

толщина шпунта

Деревянный шпунтовыЙ ряд перемычек (без подкосов)

Стальной шпунт при погружении плавучим копром:

500 мм

—“ свободной длины 30

шпунта, но не более 300 мм

а) на отметке верха шпунта

б) на отметке поверхности грунта Стальной шпунт при погружении с суши:

150 мм

а) на отметке верха шпунта

200 мм

б) на отметке поверхности грунта

100 мм

Примечание. Проверка отклонений производится до срезки и выправления шпунтового ряда.

Таблица 3

Допускаемые отклонения в плане и профиле железобетонных шпунтов

Виды шпунтов

Отклонение шпунтовой стенки на отметке верха шпунта на 30 лог. м стенки

Отклонение каждой шпунтииы в плане относительно соседних на отметке верха шпунта и на отметке поверхности грунта (вдоль и поперек кордона)

Максимальный уклон шпунта вдоль н поперек линии кордона

Железобетонный шпунт прямоугольного поперечного сечения

100 ММ

30 мм

200:1

Железобетонный шпунт таврового поперечного сечения

70 мм

20 мм

150: 1

7.    При производстве свайных работ необходимо вести журнал, в котором должны отмечаться основные данные о применяемом оборудовании, о материале, форме и глубине заложения острия (ножа) каждой сваи, шпунтины или оболочки, а также о всех обстоятельствах и затруднениях, встретившихся в процессе работ.

Журнал должен заполняться под ответственностью закоперщика непосредственно во время и на месте погружения, Заполнение журнала после выполнения работ запрещается. Журнал подписывается лицом, заполнявшим журнал, закоперщиком и руководителем свайных оабот.

К журналу прилагается план расположения свай, шпунта и оболочек с указанием их номеров, расстояний между сваями (или оболочками), зазоров между шпунтинами и отступлений от проектного положения в профиле.

Для шпунтового ряда вычерчивается фасадный чертеж с показом исполнительного положения каждой шпунтовой сваи. Форма журнала и правила его заполнения приводятся в приложении 1.

8.    Динамические испытания производятся при всех свайных работах, причем количество свай, подлежащих динамическому испытанию, должно быть не менее 2% от общего их количества, но не менее двух. Динамические испытания производятся также во всех случаях существенного изменения сопротивления грунта в процессе погружения.

Статические испытания осуществляются согласно указанию проекта и, в случаях получения неудовлетворительного результата, при динамических испытаниях.

Динамические и статические испытания должны производиться на основании «Инструкции по испытанию свай и оболочек» (см. приложение 2).

9.    Погружение свай, шпунта и оболочек с плавучих средств при волнении, превышающем два балла (высота волны от 0,25 до 0,75 м), не допускается.

Пр имечание. При установке копрового оборудования на крупных плавучих средствах, обеспечивающих безопасность и надлежащее качество работ, допускается погружение при волнении и свыше двух баллов.

10.    Плавучие копры при использовании их на открытом побережье, в акваториях портов и водоемах, подверженных волнению, должны быть надежно раскреплены во время производства работ.

11.    Работы должны быть обеспечены необходимыми плавучими спасательными средствами.

7

При использовании несамоходных плавучих средств на незащищенных от волнения акваториях работы должны быть обеспечены дежурными буксирами достаточной мощности для своевременного увода плавучих средств в безопасное место.

12.    Плавучие средства, используемые при строительстве морских и речных гидротехнических сооружений, должны соответствовать требованиям Морского и Речного регистров СССР.

13.    При производстве работ должны быть приняты меры по защите от повреждений свай, шпунта и оболочек во время паводков, ледоходов, волнений и пр.

14.    Деревянные сваи должны изготовляться из лесоматериалов, удовлетворяющих требованиям главы 1-А—11 СНиП и действующего ГОСТа на лес гидротехнический.

Лес должен быть окоренный, без сучьев и наростов, как правило, зимней рубки, с влажностью более 20%. Свайные бревна должны быть правильной формы с допускаемым односторонним искривлением не более 1% от длины (но не более 12 см), разность диаметров комля и поперечного сечения бревна на расстоянии 1,0 м от комля не должны превышать 10 см, сбежистость допускается не более 1 см на 1 пог. м длины бревна, причем первый метр от комля не учитывается.

Лесоматериал перед изготовлением из него свай или шпунта должен быть освидетельствован комиссией с участием представителя заказчика.

Изготовление и приемка клееных свай и шпунта должны осуществляться согласно действующим инструкциям.

При изготовлении деревянных свай и шпунта (учитывая возможность размочаливания голов при забивке), их длина должна быть увеличена на 30—50 см против проектной.

Способы защиты древесины свай и шпунта от гниения и морских древоточцев предусматриваются проектом и осуществляются по специальным Техническим условиям и инструкциям.

15.    Железобетонные сваи, шпунты и оболочки должны быть изготовлены в соответствии с проектом и требованиями настоящих «Технических условий» (см. главы VIII, IX и XIII «Технических условий производства и приемки работ по возведению морских и речных портовых сооружений»^.

16.    Стальные шпунты должны отвечать требованиям главы 1-А-10 и специальных технических условий на их изготовление.

8

Каждая партия стального шпунта, поступающая с завода-нзготовителя на строительство, должна сопровождаться заводским паспортом, в котором указываются: тип и профиль шпунта, длина, механические характеристики и химический состав стали.

При забивке стального шпунта молотами в тяжелые грунты длину шпунтин следует увеличивать против проектной на величину возможного повреждения, устанавливаемую пробной забивкой.

§ 2. Разбивочные работы

17.    Разбивку в натуре свайного или шпунтового сооружения следует производить в следующем порядке:

а)    установка постоянных реперов и мареографа (водомерного поста) с привязкой их к триангуляционной сети;

б)    прокладка и закрепление магистральной линии с привязкой к постоянному реперу;

в)    разбивка основных линий сооружения—главных осей, линии кордона и т. д.;

г)    разбивка свайного фундамента (т. е. продольных и поперечных рядов свай) или шпунтового ряда (оси стенки, оси анкерных опор, тяг и пр.).

18.    Точность разбивки и высотной привязки основных линий сооружения устанавливается проектом в соответствии а видом сооружения.

Рекомендуются следующие допуски при разбивке: магистральной линии +1 см на каждые 100 ж; оси сооружения, контурных линий, продольных свайных рядов и продольных рядов оболочек +2 см на каждые 100 м; положения осей отдельных свай ±1 см.

Отметки реперов следует определять с точностью +1 мм.

19.    Опорные знаки должны быть незыблемы и по своей конструкции отвечать требованиям технических условий производства геодезических работ, а также требованиям правил безопасного судоходства в случае расположения знаков в акватории. Неизменность положения опорных знаков должна регулярно проверяться.

20.    Разбивочные линии свайных или шпунтовых рядов на суше (обычно в виде натянутых проволок) следует смешать от своего проектного положения в плане на 40—50 см, чтобы не мешать погружению. Точное их положение определяется промерами от разбивочной линии.

9

21.    При разбивке свайного фундамента или шпунтового

2 з. 3612